Если между россией и украиной договор о пенсиях

Спасибо огромное за ответ! Уважаемая Юлия, буду очень благодарна, если и ВЫ ответите: 1.Какие существуют договора между Украиной и Россией по переводу пенсий гражданам Украины, имеющим "Вид на жительство в РФ", ". каков порядок действий по переводу пенсии? Заранее благодарна. С ув. Елена.

Ответы юристов


В соответствии со статьей 1 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" пенсионное обеспечение граждан СНГ осуществляется по законодательству того государства, на территории которого они проживают.

В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации.

Право на постоянное проживание иностранных граждан в России, в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", дает вид на жительство.


По вопросу перевода Вашего пенсионного дела в РФ, а также ознакомления с порядком такого перевода, вам следует обратиться в орган, выплачивающий пенсию на территории государства Вашей гражданской принадлежности. С 3 июля действует новая редакция Инструкции о порядке перевода пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу, и выплаты пенсий пенсионерам иностранных государств, проживающих в Украине, утвержденная постановлением Пенсионного фонда от 20 мая 2015 года № 10-1.

Вопрос № 14196554


Помогите пожалуйста. Я приехал из ДНР в Россию имею паспорт ДНР. родился я в России и мои родители проживали в России. Моя жена гражданка России через месяц родится ребенок. Меня интересует вопрос как я могу получить вид на жительство и в дальнейшем гражданство РФ. Помогите пожалуйста.

Ответы юристов


Можете попробовать получить гражданство в упрощенном порядке. Как носитель русского языка. С учетом того что родственники проживали в РФ, проблем не должно быть.


Если у вас жена гражданка РФ и вы прожили в браке более трех лет то вы согласно ст 14 ФЗ О гражданстве РФ имеете право на получение гражданства РФ в упрощенном порядке Обращайтесь в миграционную службу.

Вопрос № 1723061


Я гражданин России, но родился на Украине (в Крыму), у меня в Крыму проживают мать, сестра и жена-все гражданки Украины. Как мне получить вид на жительство на территории Украины, не снимаясь с регистрации по месту жительства в России?

Ответы юристов


Без снятия с регистрации, к сожалению, Вы не получите вид на жительство, в настоящее время Верховная Рада рассматривает этот вопрос, что бы без листка убытия получали вид на жительство, но это только проекты.

Вопрос № 10829972


Граждан Украины получил вид на жительство, а до получения прожил в России 5 лет по рвп, можно ли подавать на гражданство или еще 5 лет нужно прожить по виду. А по программе соотечественников не подходит по требованию. Как нам быть? Спасибо.

О ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ

СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ

(Москва, 13 марта 1992 года)

Правительства государств - участников настоящего Соглашения,

руководствуясь статьями 2, 4 этого Соглашения о создании Содружества Независимых Государств,

исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения,

сознавая, что каждое государство - участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан,

признавая, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения,

признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения,

согласились о нижеследующем:

Пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным Соглашением.

До заключения специального Соглашения пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим к моменту подписания государствами настоящего Соглашения.

Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.

Государства - участники Соглашения проводят политику гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении.

Настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.

1. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

2. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

3. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.

При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.

Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах - участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами.

Стороны уполномачивают свои компетентные органы заключить указанные соглашения в течение не более шести месяцев со дня подписания настоящего Соглашения.

Государства - участники Содружества рассматривают вопросы, не урегулированные настоящим Соглашением, а также связанные с его применением, путем переговоров.

Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания.

1. Каждый участник настоящего Соглашения может выйти из него, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию. Действие Соглашения в отношении этого участника прекращается по истечении 6-ти месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления.

2. Пенсионные права граждан государств - участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства - участника, на территории которого они проживают.

Совершено в г. Москве 13 марта 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.

Соглашение подписано Правительством Республики Молдова с замечанием: "Эти вопросы регулируются двусторонними соглашениями".

Судебная практика и законодательство — "Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (Заключено в г. Москве 13.03.1992)

Вопросы пенсионного обеспечения работников и членов их семей регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года или (и) двусторонними соглашениями.

В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию из бывших республик СССР, которые являются участниками Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.92 либо с которыми заключены двусторонние соглашения в области пенсионного обеспечения (с Грузией, Молдовой, Литвой), необходимо отметить следующее.

продолжение работы по введению в действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения и подписанию соглашений по вопросам социального обеспечения с теми государствами нового зарубежья, с которыми подобного рода соглашения не заключены;

Прокурор Нижегородской области в связи с жалобой Н.Д. Пирожкова на нарушение его пенсионных прав обратился в Нижегородский областной суд с заявлением о признании пунктов 9 и 10 статьи 7 Закона Нижегородской области "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области" недействующими как противоречащих требованиям федеральных законов и Соглашению государств - участников СНГ от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения". Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда решением от 18 октября 2005 года заявление прокурора Нижегородской области удовлетворила, однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определением от 22 февраля 2006 года данное решение отменила и вынесла новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Нижегородской области отказано.

24. Разработать меры по поддержке со стороны России социально незащищенных категорий соотечественников. Добиваться введения в действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения. Подготовить и подписать соглашения по вопросам социального обеспечения с теми государствами ближнего зарубежья, с которыми подобного рода соглашения не заключены.

Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины);

37. Пенсионные дела лиц, выехавших на жительство в государства - участники Соглашения от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (Бюллетень международных договоров, 1993, N 4) и в государства - участники двусторонних договоров о социальном (пенсионном) обеспечении, могут направляться органам, осуществляющим пенсионное обеспечение на территории соответствующего государства, в порядке, установленном договаривающимися сторонами.

основываясь на Соглашении о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года,

выражая желание сотрудничать в области социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел, лиц, уволенных из органов внутренних дел, и их семей,

4. Лицам, обратившимся за назначением пенсии на территории России, представившим все необходимые документы, за исключением документа о сроках прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, ее назначение производится с месяца регистрации по месту жительства на территории России либо признания беженцем или вынужденным переселенцем, если в соответствии со ст. 118 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20.11.90 до истечения 3 месяцев со дня обращения за назначением пенсии соответствующий документ не поступил. Изложенный порядок применяется в отношении лиц, прибывших из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.92 .

Однако в соответствии с двусторонними межправительственными соглашениями о трудовой деятельности и социальной защите граждан между Российской Федерацией и Украиной и между Российской Федерацией и Белоруссией вопросы пенсионного обеспечения граждан Украины и Белоруссии, работающих на территории Российской Федерации, регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.

Ваш компас в мире финансов

Правовая и информационная поддержка для граждан России и Украины

  • Бесплатная правовая
  • Оказание юридической помощи гражданам
  • консультация 8 800 350-23-69 доб. 504 (звонок бесплатный)

Пенсия гражданам, приехавшим в Россию из государств СНГ

Действие настоящего Соглашения распространяется на лиц (далее именуются — Работники) и членов их семей, являющихся гражданами или имеющих постоянное место жительства на территории одной из Сторон (далее именуется — Сторона выезда) и осуществляющих свою трудовую деятельность на условиях найма на территории другой Стороны (далее именуется — Сторона трудоустройства).


Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России, имеют право на страховую пенсию наравне с российскими гражданами, при соблюдении ими условий, предусмотренных российским пенсионным законодательством.

В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.

С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.

«Соглашение» по своей сути является всего лишь рамочным документом, в котором установлены основные принципы пенсионного обеспечения граждан. Главным постулатом достигнутого Соглашения стало утверждение, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в странах СНГ, и членов их семей должно осуществляться по законодательству того государства, на территорию которого они пребывают.
Каждое государство непосредственно отвечает за пенсионное обеспечение своих граждан.

В дополнении к «Соглашению» между Правительством РФ и правительствами некоторых бывших союзных республик СССР (Беларусь, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония) заключены отдельные двусторонние соглашения в области гарантии прав граждан.

Гражданам, приехавшим в Россию на ПМЖ из союзных республик бывшего СССР, с которыми не заключено двухстороннее соглашение о пенсионном обеспечении, пенсия назначается на основании российского законодательства, при этом периоды работы на территории других государств после 13.03.1992 года в трудовом стаже не учитываются.

При этом страховой стаж на соответствующих видах работы (льготный стаж), наработанный в других странах подписавших «Соглашение», приравнивается к соответствующему российскому страховому стажу на соответствующих работах в соответствии российского законодательства (Распоряжение правления ПФР от 22.06.2004 №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительство в РФ из государств — Республик бывшего СССР).

У граждан, прибывших из государств, не подписавших это соглашение, при назначении пенсии принимается во внимание только тот трудовой стаж, который приобретен на территории таких государств за время до 01.01.1991 года.

Гражданам, прибывшим в РФ из Литвы, Молдавии и Грузии, трудовой стаж, приобретенный ими в этих республиках в период существования СССР по 31.12.1990, учитывается по законодательству России. Соглашение между Россией и Украиной по пенсионному обеспечению, Документ? А периоды работы на территории этих республик после 01.01.1991 года учитываются в страховом стаже на основании справок об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение (социальное страхование).

Договором установлен следующий порядок назначения и выплаты пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (статья 23 Договора):

Периоды работы после 13.03.1992 года, имевшие место на территории третьих государств, не засчитываются ни в страховой, ни в общий трудовой стаж.

Стаж работы на территории Казахстана после 01.01.2002 года не будет приниматься во внимание при назначении пенсии в России, по тому как в соответствии российского законодательства в период после 2002 года страховой стаж учитывается только при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России.

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Украины от О ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН РОССИИ И УКРАИНЫ, РАБОТАЮЩИХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ГРАНИЦ СВОИХ ГОСУДАРСТВ

стремясь к всестороннему развитию сотрудничества между Сторонами в области Трудовой деятельности и социальной защиты граждан на территории договаривающихся Сторон,

основываясь на положениях Договора между РСФСР и Украинской ССР от 19 ноября 1990 г. и Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о дальнейшем развитии межгосударственных отношений от 23 июня 1992 г,

Действие настоящего Соглашения распространяется на лиц (далее именуются — Работники) и членов их семей, являющихся гражданами или имеющих постоянное место жительства на территории одной из Сторон (далее именуется — Сторона выезда) и осуществляющих свою трудовую деятельность на условиях найма на территории другой Стороны (далее именуется — Сторона трудоустройства).

Органами, уполномоченными представлять Стороны в реализации настоящего Соглашения (далее именуются — Уполномоченные Органы), выступают

Уполномоченные Органы имеют право привлекать в установленном порядке компетентные органы Сторон для решения вопросов, вытекающих из настоящего Соглашения.

Все вопросы, связанные с выполнением настоящего Соглашения решаются путем взаимных консультаций между Уполномоченными Органами Сторон.

Въезд и пребывание Работника, осуществляющего трудовую деятельность на территории Стороны трудоустройства, регулируются законодательством этой Стороны.

Трудовая деятельность Работника оформляется трудовым договором (контрактом), заключенным с работодателем в соответствии с трудовым законодательством Стороны трудоустройства. Работодатель регистрирует заключенные трудовые договоры (контракты) в учреждениях, определенных Уполномоченными Органами.

При изменении ситуации на национальных рынках труда Стороны на основе взаимной договоренности могут вводить ограничения на прием Работников другой Стороны.

Сторонами признаются дипломы, свидетельства и другие документы государственного образца об уровне образования и квалификации, выданные соответствующими компетентными органами Сторон, без легализации.

Вопросы пенсионного обеспечения регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. и двусторонними соглашениями в этой области.

Социальное обеспечение по данному соглашению для Работников, работающих на территории Стороны трудоустройства, и членов их семей осуществляется на основании законодательства этой Стороны. При этом под социальным обеспечением по данной статье понимаются все виды пособий и выплат, которые предоставляются гражданам в случае болезни, беременности и родов и в других случаях.

Стороны будут придерживаться следующего порядка в отношении возмещения Работнику ущерба (вреда) вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, полученного в связи с исполнением им трудовых обязанностей

а) возмещение ущерба вследствие трудового увечья или иного повреждения здоровья, а также смерти потерпевшего производится Стороной, законодательство которой распространялось на Работника в момент получения увечья;

б) возмещение ущерба вследствие профессионального заболевания, либо последовавшей в связи с ним смерти потерпевшего производится Стороной, законодательство которой распространялось на Работника во время его трудовой деятельности, которая вызвала профессиональное заболевание, даже если указанное заболевание впервые было выявлено на территории другой Стороны.

В тех случаях, когда Работник, получивший профессиональное заболевание, работал в обоих государствах в условиях и областях деятельности, которые могли вызвать профессиональное заболевание, возмещение ущерба осуществляется той Стороной, на территории которой в последний раз выполнялась указанная работа;

в) возмещение ущерба вследствие профессионального заболевания, назначенное одной из Сторон, при обострении заболевания пересматривается в соответствии с законодательством этой же Стороны. Однако это положение не применяется, если обострение заболевания связано с трудовой деятельностью на предприятиях (в учреждениях, организациях) другой Стороны, которая могла вызвать профессиональное заболевание и в период которой к Работнику применялось законодательство другой Стороны.

В случае переселения Работника с территории Стороны трудоустройства на территорию другой Стороны работодатель обязан перечислять потерпевшему средства, возмещающие причиненный здоровью вред, в размерах, предусмотренных законодательством Стороны трудоустройства.

Документы, выданные в целях реализации настоящего Соглашения на территории одной Стороны по установленной форме или их копии, заверенные в установленном порядке, принимаются на территории другой Стороны без легализации.

1. Настоящее Соглашение заключается сроком на пять лет и будет автоматически продлеваться каждый раз на один год, если ни одна из Сторон не заявит о своем желании прекратить его действие путем письменного извещения не менее чем за 6 месяцев до истечения соответствующего периода.

2. В случае денонсации Соглашения его положения остаются в силе в отношении трудовых договоров (контрактов), заключенных Работниками с работодателем, до истечения срока, на который они были заключены.


  • ДЕТИ, СЕМЬЯ
    • алименты
    • военная служба по призыву
    • детские пособия, уход до 3 лет
    • детский сад
    • материнский капитал
    • многодетная семья
    • ювенальщина
  • ЖИЛЬЁ, КОММУНАЛЬН. УСЛУГИ
    • жильё. капремонт МКД
    • жильё. приватизация
    • жильё. расселение
    • жильё. управление МКД
    • оплата коммунальных услуг
      • субсидии на коммунал. услуги
  • ЗДОРОВЬЕ
    • гос. здравоохранение
    • здоровье. диеты, фитнес
    • здоровье. опасные симптомы
    • здоровье. самолечение
  • ИНВЕСТИРОВАНИЕ
  • КРЕДИТЫ, ИПОТЕКА
  • ЛИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ
  • НАЛОГИ
    • налог на имущество
    • налоговые вычеты
    • транспортный налог
  • НАСЛЕДСТВО
  • НЕДВИЖИМОСТЬ
    • заработать на недвижимости
    • земельные участки
    • нотариус
    • покупка недвижимости
    • продажа недвижимости
    • ремонт, перепланировка
    • сдача, аренда недвижимости
    • строительство долевое
  • ОБРАЗОВАНИЕ
  • ОБЩЕСТВО
  • ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
  • ОТПУСК, КАНИКУЛЫ, ТУРЫ
  • ПЕНСИЯ
    • баллы, фиксированная выплата
    • доплаты к пенсиям
    • жизненные ситуации пенсионера
    • новое в пенсионных законах
      • предпенсионеры
    • пенсия безработным
    • пенсия военнослужащим
    • пенсия врачу, учителю, артисту
    • пенсия для ИП и самозанятых
    • пенсия досрочно
    • пенсия досрочно северянам
    • пенсия досрочно, списки 1 и 2
    • пенсия иностранцам
    • пенсия матерям
    • пенсия накопительная, НПФ
    • пенсия осужденным
    • пенсия при потере кормильца
    • пенсия социальная, инвалидам
    • работающие пенсионеры
    • страховой стаж, суммирование
  • ПОСОБИЯ, ЛЬГОТЫ
    • пособие по уходу за больным
    • пособия безработным
    • пособия ветеранам
    • пособия инвалидам
    • пособия пенсионерам
    • пособия по беременности
    • пособия семьям
    • субсидии
  • РАБОТА, ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕН.
    • безработица
    • временная нетрудоспособность
    • зарплата, рабочее время
    • индивид. предприниматели
      • самозанятые
    • новое в труд. законодательстве
    • отпуск трудовой, учебный
    • труд во "вредных" условиях
    • трудовой стаж
    • трудовые споры
    • трудоустройство
    • увольнение
  • СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
    • соцзащита безработных
    • соцзащита детей-сирот
    • соцзащита инвалидов
    • соцзащита семьи
  • ТЕХНИКА БЫТОВАЯ
  • ЮРИДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
    • покупка имущества
    • права пассажиров
    • раздел имущества
  • Применять налог НПД могут все граждане, не зависимо от их места регистрации
  • Для медработников установили премию за выявление онкологического заболевания
  • Самозанятым возвращают сумму уплаченного налога на профессиональный доход
  • Как пожаловаться в надзорный орган, чтобы ваша жалоба была рассмотрена
  • Если предприятие перешло на режим сокращенного рабочего времени
  • Получение российского гражданства для некоторых лиц упрощается
  • Государство расширило поддержку семей на период борьбы с корона-вирусом



Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России, имеют право на страховую пенсию наравне с российскими гражданами, при соблюдении ими условий, предусмотренных российским пенсионным законодательством.

Содержание статьи:

Развал СССР, происшедший из-за преступной политике верховной власти страны под руководством Горбачёва, коренным образом изменил жизнь граждан бывшего Советского Союза, отбросив все социальные достижения предыдущих поколений на многие десятилетия назад.
В силу определенных процессов, возникших в ставших независимыми республиках, граждане были вынуждены по различным причинам переезжать из одного государства СНГ в другое. Переезды, которые и сами по себе достаточно сложное дело, усугубляются для переезжающих граждан массой сложностей, возникавших у них в бытовых, правовых и социальных сферах по новому месту жительства, в том числе и в сфере пенсионного обеспечения.

Законодательная основа гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение

В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.

С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.

«Соглашение» по своей сути является всего лишь рамочным документом, в котором установлены основные принципы пенсионного обеспечения граждан. Главным постулатом достигнутого Соглашения стало утверждение, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в странах СНГ, и членов их семей должно осуществляться по законодательству того государства, на территорию которого они пребывают.
Каждое государство непосредственно отвечает за пенсионное обеспечение своих граждан.

В дополнении к «Соглашению» между Правительством РФ и правительствами некоторых бывших союзных республик СССР (Беларусь, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония) заключены отдельные двусторонние соглашения в области гарантии прав граждан.

Гражданам, приехавшим в Россию на ПМЖ из союзных республик бывшего СССР, с которыми не заключено двухстороннее соглашение о пенсионном обеспечении, пенсия назначается на основании российского законодательства, при этом периоды работы на территории других государств после 13.03.1992 года в трудовом стаже не учитываются .

Действие «Соглашения о гарантиях прав граждан…» от 13.03.1992 года распространяется на трудовой стаж выработанный в период существования СССР.
В соответствии пункта 2 статьи 6 «Соглашения…» гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Обязательное условие для назначения пенсии иностранным гражданам

Основополагающим условием для применения международных соглашений о гарантии прав граждан на территории России является факт постоянного проживания гражданина на российской территории, этот факт может подтверждаться:
★ паспортом гражданина Российской Федерации с указанием регистрации по месту жительства;
★ видом на жительство (для иностранного гражданина или лица без гражданства), с отметкой о регистрации по месту жительства;
★ свидетельство о регистрации по месту пребывания.

Условием постоянного проживания в России для иностранного гражданина является получения вида на жительство, которое выдается не ранее истечения шести месяцев с даты получения «Разрешения на временное проживание» на территории Российской Федерации (кроме граждан Белоруссии) со сроком действия 5 лет. Разрешение на временное проживание выдает отделение миграционной службы по прошествии полугода от даты обращения за ним.
Процедура получения вида на жительство длится более года (кроме граждан Белоруссии).

Подсчет страхового стажа у граждан, прибывших в Россию из стран СНГ (кроме граждан Белоруссии)

Из содержания «Соглашения» следует, что при определении продолжительности трудового стажа в него должны засчитываться периоды трудовой деятельности, протекавшие на территории любого государства подписавшего «Соглашение», в том числе и периоды работы на территории бывшего СССР.
Для граждан, прибывших в Россию из государств СНГ — участников «Соглашения», при назначении пенсии в их трудовой стаж включаются периоды трудовой деятельности, имевшие место до 1.03.1992 года на территории СССР и периоды их работы после этой даты на территории государств СНГ, подписавших «Соглашение».

При этом страховой стаж на соответствующих видах работы (льготный стаж), наработанный в других странах подписавших «Соглашение», приравнивается к соответствующему российскому страховому стажу на соответствующих работах в соответствии российского законодательства (Распоряжение правления ПФР от 22.06.2004 №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительство в РФ из государств — Республик бывшего СССР).

У граждан, прибывших из государств, не подписавших это соглашение, при назначении пенсии принимается во внимание только тот трудовой стаж, который приобретен на территории таких государств за время до 01.01.1991 года.

Стаж работы, имеющийся у граждан, прибывших в РФ после 01.01.2002 года , может быть включен в подсчет страхового стажа для получения российской пенсии только при условии, что за этот период были уплачены страховые взносы в пенсионный орган той станы, на территории которой выполнялась трудовая деятельность и между этой страной и Россией заключено дополнительное двустороннее соглашение о пенсионном обеспечении граждан. Такие периоды будут включены в страховой стаж при наличии справки об уплате страховых взносов из пенсионного фонда страны, где осуществлялась трудовая деятельность.

Гражданам, прибывшим в РФ из Литвы, Молдавии и Грузии, трудовой стаж, приобретенный ими в этих республиках в период существования СССР по 31.12.1990, учитывается по законодательству России. А периоды работы на территории этих республик после 01.01.1991 года учитываются в страховом стаже на основании справок об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение (социальное страхование).

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Белоруссии

Для граждан, прибывающих в РФ из Республики Беларусь, как Союзного с Россией государства, предоставлены исключительные возможности получения вида на жительство без предварительного получения Разрешения на временное проживание в РФ. Они могут обращаться за видом на жительство сразу после постановки на миграционный учет по месту нового пребывания в России, а срок получения вида на жительство сокращен для них до трех месяцев.
Назначение пенсии гражданам, прибывшим из Белоруссии, осуществляется в соответствии Договора между РФ и РБ «О сотрудничестве в области социального обеспечения» от 24.01.2006 года.
Этот договор основан на принципе пропорциональности. Пенсия гражданам назначается и выплачивается с учетом трудового стажа наработанного гражданином на территории соответствующей стороны этого договора.

При исчислении страхового стажа производится суммирование стажа выработанного гражданином на территориях обеих государств. Причем подсчет и подтверждение стажа производится по пенсионному законодательству того государства, в котором приобретен соответствующий стаж.
Граждане, по своему желанию, могут подать заявление о назначении и выплате им пенсии в соответствии того пенсионного законодательства, гражданами которого они являются. В таком случае положения Договора от 24.01.2006 года не будут применяться.

Договором установлен следующий порядок назначения и выплаты пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (статья 23 Договора):

★ за периоды трудовой деятельности на территории бывшего СССР, имевшие место до 13.03.1992 года, пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого постоянно проживает гражданин, обратившийся за назначением пенсии;
★ за работу граждан, в период после 13.03.1992 года, на территориях РФ и РБ, каждое государство в отдельности исчисляет и выплачивает гражданам пенсию, в соответствии страхового стажа, приобретенного гражданами на его территории. То есть Россия будет отвечать только за стаж, который гражданин приобрел на её территории, а Беларусь за стаж, приобретённый у неё.

Периоды работы после 13.03.1992 года, имевшие место на территории третьих государств , не засчитываются ни в страховой, ни в общий трудовой стаж.

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Казахстана

Так как Республика Казахстан не заключила двустороннего соглашения с Российской Федерацией о пенсионном обеспечении и взаимозачете страховых взносов, пенсия гражданам, прибывающим в Россию из Казахстана на ПМЖ, устанавливается с учетом российского законодательства и Соглашения между странами СНГ от 13.03.1992 года.
При назначении пенсии будет учитываться только стаж работы в Казахстане за период до 2002 года, в том числе и советский период. При этом период работы в СССР будет подвергнут валоризации (размер пенсионного капитала увеличится на 10%).

Стаж работы на территории Казахстана после 01.01.2002 года не будет приниматься во внимание при назначении пенсии в России, по тому как в соответствии российского законодательства в период после 2002 года страховой стаж учитывается только при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России.

Пенсионное обеспечение граждан прибывших из Украины

О пенсионном обеспечении граждан прибывших из Украины подробно описано в статье .

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Пенсионное обеспечение граждан, прибывших в РФ из государств — участников Соглашения «О гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения» от 13. 03.

Согласно письма Минсоцзащиты населения РФ от 31. 01. 1994г. #1-369-18, разъясняющего порядок назначения пенсии по данному Соглашению, в соответствии с которым при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств — участников Соглашения от 13. 03. 1992 года, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства.

Как выплачивают пенсию украинцам, эмигрировавшим за границу


В последнее время из Украины эмигрирует множество людей. Уезжают даже те, кто прожил в нашей стране всю жизнь. Кто оказался там временно, а кто — и навсегда. Будут ли обеспечены пенсией пожилые люди, выехавшие на постоянное место жительства в государства СНГ и Евросоюза?

Насколько защищена в таком случае их пенсионная старость? На какие выплаты могут рассчитывать пожилые украинцы при выезде на постоянное местожительство за границу? Об этом и другом рассказывает начальник Управления международного сотрудничества Пенсионного фонда Украины Мария Плаксий.

– Мария Васильевна, скажите, пожилой человек решил доживать возле детей, которые в свое время эмигрировали за границу. Куда он должен обратиться для перевода своей пенсии в другую страну?

[ro-youtube-content count=»1″ no-desc=»0″]Соглашение между Россией и Украиной по пенсионному обеспечению[/ro-youtube-content]

— Зависит ли размер выплачиваемой пенсии от страны проживания?

— Выплата пенсий за границу осуществляется на основании соответствующих международных договоров и действующего законодательства Украины. Размер пенсии исчисляется по законодательству Украины и не зависит от страны проживания пенсионера. Размер пенсии пересчитывается в соответствии с решениями Верховной Рады Украины, постановлениями Кабинета Министров Украины, законодательством Украины об увеличении размера пенсий.

— В какой валюте зарубежные украинцы получают свою пенсию и с какой регулярностью она выплачивается?

— Перевод пенсий гражданам, выехавшим на постоянное местожительство в иностранные государства, осуществляется ежеквартально в валюте той страны, где проживает пенсионер, (в долларах США или в евро) по официальному обменному курсу Национального банка Украины гривни к иностранным валютам.

— Расходы, связанные с переводом пенсий Пенсионным фондом Украины за границу, осуществляются за счет средств Фонда. Получатели пенсий не несут расходов, связанных с переводом принадлежащих им денег.

— С какими странами заключены межгосударственные соглашения о гарантировании пенсионного обеспечения эмигрирующим украинцам?

Дорогие посетители! На сайте предложены типовые варианты решения проблем, но каждый случай индивидуален и имеет свои нюансы.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – звоните по бесплатному телефону 8 800 350-84-13 доб. 504 (консультация бесплатно)

Существует немало и двухсторонних соглашений, которые заключило наше правительство на аналогичных условиях с правительствами других стран СНГ: Азербайджана, Беларуси, Молдовы, а также Грузии. На сегодняшний день действует также Временное соглашение между правительством Украины и правительством Российской Федерации о гарантиях прав граждан, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в отрасли пенсионного обеспечения, подписанное 15 января 1993 года.

Одновременно Украина продолжает выполнять обязательства бывшего СССР по международным договорам, заключенным с Монгольской Народной Республикой, Румынией и Венгрией.

— С какими странами ожидается подписание новых соглашений?

Сейчас идет наработка договоренностей с Израилем, Германией, Сербией, Черногорией, Грецией, Люксембургом.

Планируем перезаключить договоры с Венгрией и Румынией: вместо территориальных подписать пропорциональные.

— Если пенсия начисляется по законодательству других стран, то как зачисляются стаж человека и его бывшие заработки?

Соглашения, заключенные бывшим СССР с Монголией, Румынией, Венгрией, предусматривают подтверждение сторонами страхового стажа и его учет и назначение пенсии тем государством, где постоянно проживает заявитель.

— А если пенсионер выезжает в страну, с которыми Украина не имеет соответствующего соглашения, скажем, в США, во Францию или Канаду?

— Если нет международного договора, то в таком случае выплата пенсии прекращается. Исключение здесь составляют только пенсии для инвалидов Чернобыля первой категории, которым ПФ все равно будет осуществлять перевод выплаты, независимо от страны их нового проживания. Они свою пенсию по инвалидности будут получать в Америке, Аргентине, Австралии или в другом месте.

— Почему украинцы, которые вернулись на старости лет из России в Украину, вынуждены прописываться в пограничных территориях и ездить по свои пенсионные выплаты в Россию, а не получать их по месту фактического своего проживания здесь?

Выплата назначенной пенсии продолжается по новому месту проживания пенсионера на его личный счет в банке или через почтовое отделение на территорию государства нового места проживания только в случае отсутствия права на пенсию в этом государстве. Эта выплата имеет временный характер и осуществляется до получения права на пенсию в соответствии с законодательством государства проживания.

— Активно ли украинские заробитчане, работающие за пределами Родины, используют свое право на добровольное участие в отечественной системе государственного пенсионного страхования? Что бы Вы им посоветовали, чтобы избежать бедности на старости лет?

— Количество украинских граждан, работающих за границей и решивших участвовать в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования небольшое, учитывая, что на заработках за границей находится немало наших земляков.

Для того, чтобы добровольно выплачивать страховые взносы, следует подать в территориальный орган Пенсионного фонда по месту проживания соответствующее заявление, а впоследствии, в течение 30-дневного срока, с таким лицом заключается договор.

Рассчитать размер пенсии в Украине в 2015 году в онлайн режиме. Перейти к Пенсионному калькулятору.

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших из стран СНГ

Ольга Васильевна, прошу Вас дать разъяснение по следующей теме: миграция населения бывших республик Союза ССР происходит постоянно, в том числе и лиц пожилого возраста. Как же решается вопрос их пенсионного обеспечения?

Этот вопрос решается в соответствии с международными договорами между государствами — бывшими союзными республиками. Первый такой документ – Соглашение «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения»- был принят 13 марта 1992 года. Его участниками в настоящее время являются 8 государств: Российская Федерация, Казахстан, Украина, Армения, Таджикистан, Туркменистан, Киргизия, Узбекистан.

Основная норма Соглашения от 13 марта 1992 года – осуществление пенсионного обеспечения по законодательству того государства, на территории которого гражданин постоянно проживает в момент назначения пенсии. Эта норма относится не только к тем, кто впервые приобрел право на пенсию, но и к тем, кто ее уже получал в государстве прежнего проживания.

В практическом плане это означает, например, по прибывшим из вышеперечисленных государств в Российскую Федерацию, что все документы истребуются вновь и их оценка на пригодность для назначения пенсии оценивается по нормам российского пенсионного законодательства.

Будет ли назначена пенсия, если прибывший не является гражданином Российской Федерации?

Согласно российскому законодательству право на пенсионное обеспечение наряду с гражданами РФ имеют также иностранные граждане и лица без гражданства, если они постоянно проживают на территории Российской Федерации. Постоянное проживание подтверждается Видом на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства.

Гражданам России, в том числе переехавшим из бывших союзных республик, пенсия назначается и при отсутствии регистрации по месту жительства. Для них достаточно регистрации по месту пребывания или месту фактического проживания, но при условии снятия с регистрационного учета

по месту жительства в государстве прежнего проживания.

В связи с переездом пенсионера по старости на постоянное проживание в Россию ему прекратили выплату пенсии, допустим, в Казахстане. Переезд, обустройство, получение необходимых документов для оформления пенсии по новому месту жительства занимает немалое количество времени, а назначение трудовой пенсии по старости по законодательству РФ производится с даты подачи заявления со всеми необходимыми документами. Получается, что за какой-то промежуток времени он теряет пенсионное обеспечение?

Соглашение от 13.03.1992 г. позволяет минимизировать потери: российская пенсия того же вида, какую он получал в государстве прежнего проживания, будет ему назначена с даты прекращения выплаты, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства в Российской Федерации.

Есть еще вариант сохранения непрерывного пенсионного обеспечения при переезде – не сниматься с пенсионного учета по прежнему месту жительства до окончательного решения всех проблем по обустройству в другом государстве.

Необходимо ли привозить с собой пенсионное дело?

На усмотрение заявителя. Обязательны сведения о виде пенсии и дате прекращения ее выплаты, они содержатся в материалах дела, но их можно подтвердить также и справкой из пенсионирующего органа по прежнему месту жительства. Могут быть использованы из пенсионного дела подлинные документы о стаже и заработке, если они соответствуют требованиям российского законодательства.

В каком порядке рассматриваются документы, представленные для назначения пенсии на иностранном языке?

Каких документов для назначения российской пенсии чаще всего недостает у переселившихся из стран СНГ?

Чаще всего проблемы возникают по справкам о заработной плате. Согласно законодательству РФ среднемесячный заработок для исчисления пенсии определяется по одному из 2-х вариантов: либо за 2000 – 2001 годы по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе Пенсионного фонда РФ, либо за любые 60 месяцев работы подряд до 2002 года.

В справках о периодах работы помимо всего прочего обязательно должна быть указана дата рождения работника.

Участниками Соглашения от 13.03.1992 являются 8 бывших союзных республик. Как вопросы пенсионного обеспечения решаются с остальными?

С 6 бывшими союзными республиками Российской Федерацией заключены двусторонние международные договоры о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения: с Республикой Молдова от 10.02.1995; с Грузией от 16.05.1997; с Литовской Республикой от 29.06.1999; с Республикой Беларусь от 24.01.2006; с Латвийской Республикой от 18.12.2007; с Эстонской Республикой от 14.07.2011 года.

Договоры с Молдовой, Литвой, Грузией за исключением отдельных особенностей содержат те же принципы пенсионного обеспечения, что и Соглашение от 13.03.1992: пенсии назначаются по территориальному признаку, т.е. по законодательству страны проживания.

По договору с Эстонией применяется пропорциональный принцип: каждая сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую пенсионному стажу, приобретенному на ее территории (в том числе на территории бывших РСФСР и ЭССР), согласно положениям своего законодательства.

По договору с Республикой Беларусь действует смешанный территориально-пропорциональный принцип: за периоды страхового (трудового) стажа до 13.03.1992 пенсию назначает и выплачивает то государство, где лицо проживает в момент обращения за пенсией, а за периоды после 13.03.1992 каждое государство исчисляет и выплачивает пенсию пропорционально стажу, приобретенному на его территории.

Кроме того, по желанию заявителя может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству того государства, гражданами которого они являются (России или Беларуси) без применения положений Договора от 24.01.2006.

По Договору с Латвийской Республикой за периоды страхового стажа, приобретенного в СССР до 1 января 1991 года на территории Латвии или России, пенсию назначает и выплачивает государство, на территории которого лицо проживает в момент обращения за пенсией. За периоды страхового стажа после 1 января 1991 года, каждая сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории.

Республика Азербайджан не подписала Соглашение от 13.03.1992 и не имеет международного договора с Российской Федерацией в области пенсионного обеспечения, поэтому пенсионирование прибывающих из этого государства граждан производится в порядке, предусмотренном действующим российским законодательством.

[ro-youtube-related]Соглашение между Россией и Украиной по пенсионному обеспечению[/ro-youtube-related]

Пенсионное обеспечение граждан из СНГ

паспорт гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства, по месту пребывания или фактического проживания на территории РФ при условии снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства в другом государстве

Документы, подтверждающие личность, возраст, место жительства и гражданство лица, которому устанавливается пенсия, в зависимости от его правового статуса на территории России

При переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

2. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Для исчисления размера пенсии по пункту 1 статьи 23 Договора учитывается стаж: приобретенный на территории Республики Беларусь (БССР); по 12 марта 1992 г. – на территории государств, ранее входивших в состав СССР (за исключением Латвии), в том числе РСФСР.

Справочно: В 2016 году пенсия исчисляется из откорректированного фактического заработка (индивидуального коэффициента заработка) за последние 22 года работы (уплаты обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь), в 2017 году – за последние 23 года работы, в 2018 году – за последние 24 года работы и т.д.

По его словам, принятие Договора о пенсионном обеспечении будет означать, что заработает последний элемент регулирования общего рынка труда ЕАЭС. Согласно этому документу, назначение и выплаты по возрасту будут осуществляться в строго определенном порядке. За стаж, приобретенный после вступления в силу договора, пенсия будет назначаться и выплачиваться государством, на территории которого и работал в тот период времени гражданин.

— Единый рынок труда, который мы стремимся построить, предполагает свободное перемещение трудовых ресурсов, — утверждает Тимур Сулейменов. — Граждане стран ЕАЭС, работая в других государствах-членах, платят пенсионные взносы, вносят свой вклад в создание добавленной стоимости ВВП этих стран. И по достижении пенсионного возраста они вправе рассчитывать на получение пенсии от того государства, с которым поделились частью своего профессионального опыта. При этом, однако, существует большое количество сложностей процедурного и административного характера, которые не позволяют это сделать.

Читайте также: