Если при проверки пенсионный найдет ошибки

– Хотя поправки в закон « О страховых пенсиях» внесли отдельные депутаты, но мне кажется, что солидарность проявят и другие их коллеги, а также представители Правительства РФ, поскольку, как говорится, « накипело», – отмечает Роман Савичев. – Жалобами на неправильно начисленные пенсии завалены не только прокуратура, но и администрации на местах, доходят они и до более высоких кабинетов. Понятно, что жалобы эти далеко не всегда обоснованы, но даже в Правительстве РФ признают: большой процент ходатайств граждан удовлетворяется и пенсия пересчитывается в сторону увеличения. Как считают парламентарии, компенсации должны быть выплачены за все ошибки ПФР, начиная с 2015 года, а размер процентов (пени) нужно определять, исходя из ключевой ставки Банка России. Как говорится в Пояснительной записке к законопроекту, « Таким образом, недополученные выплаты не только будут выплачены, но и будут проиндексированы путем реализации вышеуказанного механизма».

Подчеркиваю, сегодня мы говорим именно об ошибках ПФР или халатности в работе, а не о криминальных фактах, которых тоже хватает. Что бы не быть голословным, предлагаю обратиться к выводам аудиторов Счетной палаты, которые провели проверку деятельности Пенсионного фонда за 2017-2019 годы в части организации индивидуального учета, расходования средств и соблюдения прав застрахованных граждан. Как известно, сведения о каждом зарегистрированном лице хранятся на индивидуальном лицевом счете, которому присваивается СНИЛС. Так вот, проверка показала, что основной проблемой учета является открытие на одного и того же человека двух и более счетов. Нетрудно догадаться, к чему это ведет: если счета перед назначением пенсии не объединить в один, то положенная выплата уменьшается.

К слову, в процессе работы ПФР часто сам находит данные ошибки, исправляет их – объединяет разрозненные счета, однако, как заключила Счетная палата, доплаты в таких случаях пенсионерам не проводились. Процесс пошел, после того как аудиторы начали проверку. Например, по 45 делам пенсионеров возвращены 2,2 млн рублей. Но это, конечно, мизер. По данным Счетной палаты, Пенсионный фонд объединил около 90 000 счетов пенсионеров, не выплатив в общей сложности 2,2 млрд рублей. Аудиторы также выяснили, что один и тот же СНИЛС нередко присваивался сразу нескольким гражданам, что, понятно, дробило начисления. Одна из причин, которая приводит к занижению пенсий, заключается в смене фамилии. ПФР не указывал на лицевых счетах сведения о фамилии, которая была у человека при рождении (а в дальнейшем он мог ее сменить, женщина могла взять фамилию мужа и т.д.). Это и приводило к ошибкам при регистрации и появлению двойных лицевых счетов.

Кроме того, аудиторы выяснили, что нередко пенсии получали « мертвые души», а вернее – родственники покойников, которые снимали деньги с их счетов (карточек), которые продолжали туда поступать после смерти пенсионера в результате несогласованности действий ответственных ведомств. В результате – потери сотен миллионов. Вот цитата из заключения Счетной палаты: « В ходе аудита установлено, что на 1 января 2020 года из-за несвоевременного поступления сведений о смерти и снятия средств с банковского счета родственниками умершего пенсионера, переплаты пенсий только в двух территориальных органах ПФР составили 377,035 миллиона рублей». Как вернуть эти деньги? Аудиторы считают, что не исключен вариант обращения в суд, если родственники не вернут деньги добровольно. Счетная палата по итогам проверки выдала Пенсионному фонду ряд предложений, которые уже реализуются, чтобы избежать подобных нарушений.

Однако вернемся к законопроекту. Его инициаторы говорят именно о гарантиях пенсионерам, отсутствующих до сих пор: то есть их праве получить не только недоначисленную часть пенсии в результате ошибки или халатности ПФР, но и компенсацию за нанесенный материальный ущерб (это пеня в размере ключевой ставки Центробанка РФ, о которой говорилось выше). Но справедливости ради следует сказать, что сотрудники Пенсионного фонда, конечно, не всегда виноваты во всех бедах, связанных с начислением пенсий. Например, весьма проблематично учесть эпизоды трудового стажа в период работы на Украине. Сейчас невозможно получить никакие документы от Пенсионного фонда этой республики.

Сотрудники Пенсионного фонда назвали ошибки, которые допустили страхователи при заполнении формы СЗВ-ТД. Команда Контур.Экстерна подготовила для вас разбор опасных моментов. Запомните их, чтобы не ошибиться в дальнейшем.

Первая ошибка

В форме СЗВ-ТД нельзя одновременно указывать одинаковую дату подачи сразу двух заявлений: и о ведении трудовой книжки на бумаге, и о ведении трудовой книжки в электронном виде.

В крайнем случае, если за отчетный период сотрудник подал два заявления, то тогда у них обязательно должны быть разные даты. Причем у заявления на бумажную трудовую дата должна быть раньше, чем у заявления на электронную трудовую — потому что после перехода на электронную книжку уже нельзя вернуться на бумажную.

Ошибка: указана одинаковая дата для двух типов заявлений.


Вторая ошибка

Не должно быть признака отмены одновременно по двум заявлениям — и о ведении трудовой книжки на бумаге, и о ведении трудовой книжки в электронном виде, если заявление о выборе формы ведения трудовой книжки в принципе не подавалось.

Подать форму СЗВ-ТД с признаком отмены заявления можно в том случае, когда были ошибочно представлены сведения о подаче заявления.

Ошибка: по двум заявлениям о ведении трудовой книжки стоят признаки отмены при отсутствии сведений о подаче в информационной системе ПФР.


Третья ошибка

Когда СЗВ-ТД подается на сотрудника в первый раз, то сначала надо отразить сведения о последнем кадровом мероприятии на 1 января 2020 года. Если указать только кадровое мероприятие, которое произошло за отчетный период, это будет ошибкой.

Исключение — прием на работу. Если вы подаете СЗВ-ТД на сотрудника и сообщаете о его приеме на работу, то указывать последнее кадровое мероприятие на 1 января 2020 года не нужно, ведь до приема на работу никаких кадровых мероприятий в вашей организации у данного сотрудника не было.

Ошибка: при первой подаче формы на сотрудника не указана последняя запись из трудовой по состоянию на 1 января 2020 года.


Четвёртая ошибка

Когда вы указываете документ, на основании которого было проведено кадровое мероприятие, проверяйте, что указали верный документ. Это должен быть кадровый документ работодателя (приказ, распоряжение и т.п.), а не документ, удостоверяющий личность работника.

Ошибка: в качестве основания для приема на работу указан паспорт вместо приказа (распоряжения).


Пятая ошибка

Указывая дату подачи заявления о выборе способа ведения трудовой книжки, проверяйте, чтобы она не предшествовала 1 января 2020 года, поскольку закон об электронных трудовых вступил в силу только с 1 января 2020 года.

Ошибка: дата подачи заявления более ранняя, чем 1 января 2020 года.


Шестая ошибка

Не используйте произвольных формулировок в графе 6, чтобы указать причину увольнения. Название причины должно совпадать с формулировкой в Трудовом кодексе.

Ошибка: причина увольнения указана в произвольной формулировке.


Седьмая ошибка

Период «с . по. » указывается только для мероприятия «Запрет занимать должность». Для всех остальных кадровых мероприятий такого периода быть не должно.

Ошибка: для кадрового мероприятия «Перевод» в графе 4 указан временной период «с . по . ».

Краткое содержание:

  • Законодательная база
  • Об ошибках, которые допускает Пенсионный Фонд РФ при назначении пенсии
  • Ошибка № 1
  • Ошибка № 2
  • Ошибка № 3
  • Ошибка № 4
  • Резюме
  • Обсуждение


В сегодняшней статья я хочу поговорить о наболевшем вопросе – пенсии по старости и ее назначении, рассказать о типичных ошибках Пенсионного фонда РФ, которые они допускают при назначении пенсии, и способах их устранения.

Данная статья основана на личном опыте разбора пенсионных споров как в досудебном порядке, так и в ходе судебного делопроизводства.

Законодательная база

Основным законом, регулирующим назначение пенсии, на сегодняшний день является федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ.

Он регулирует порядок выхода на пенсию, размеры фиксированных выплат и их повышение, сроки выплаты пенсии, основания для отказа в назначении пенсии.

Однако тем, кто выходит на пенсию в 2019 году, основной стаж работы рассчитывается с учетом положений ранее действовавшего закона – федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ.

Данным законом установлено 2 варианта расчета пенсии:

• п. 3 ст. 30 ФЗ № 173-ФЗ, при котором учитываются все периоды трудовой деятельности и иной полезной деятельности (кроме учебы) до 1 января 2002 года. При данном исчислении стаж учитывается календарно и перерасчету с повышенном размере не подлежит. Также при данном расчете размер пенсии не ограничивается размером средней заработной платы по стране;

• п. 4. ст. 30 ФЗ № 173-ФЗ, при котором учитываются вообще все периоды трудовой деятельности и иной полезной деятельности, с учетом возможности расчета стажа, в повышенном варианте (пример: работа в районах Крайнего Севера и местностях приравненных к ним – в полуторном размере; периодов службы в армии – в двойном размере). При этом расчетный размер пенсии не может превышать сумму, равную 555 руб. 96 коп. (для обычных условий труда) и 648 руб. 62 коп. (для тяжелых, вредных условий труда).

Соответственно максимальный размер исчисленной пенсии ограничивается.

Два данных порядка расчета взаимоисключающие, иными словами, нельзя применять первый вариант, но исчислять стаж по второму варианту.

Знаю, многим такой порядок кажется несправедливым, однако это положения действующего законодательства, и переиграть их не получится.

У большинства граждан пенсия исчисляется по 1-му варианту (п. 3 ст. 30), но встречаются люди, у которых пенсия исчислена по 2-му варианту (п. 4 ст. 30). Чаще всего так бывает у тех, у кого не хватает трудового стажа, чтобы дотянуть до 25 лет (0,55 стажевого коэффициента).

В обоих порядках расчета действуют одни и те же показатели, имеющие прямое влияние на размер исчисленной пенсии:

СК – стажевый коэффициент. Для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, он составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

Иными словами, чем больше вы отработали до 1 января 2002 года, тем больше будет стажевый коэффициент и, как следствие, размер пенсии.

ЗР – среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000–2001 годы, по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Необходимо отметить, что свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается, только документами (справки 2 НДФЛ, расчетные листы, платежные ведомости).

Иными словами, чем больше был средний заработок в период с 01.01.2000 г. по 31.12.2001 г., или за 60 календарных месяцев подряд до 01.01.2002 г., тем больше будет размер исчисленной пенсии.

О порядке расчета пенсии можно рассказывать очень долго, и всегда есть риск запутаться самому, так как положения закона написаны так, чтобы их ни понимали даже те, кто эти пенсии считает.

Об ошибках, которые допускает Пенсионный Фонд РФ при назначении пенсии

Сам ПФР РФ данные ошибки за ошибки не считает и действует, по своему мнению, в строгом соответствии с действующим законодательством, при этом прямо игнорируя судебную практику.

Ошибка № 1

Пенсионный Фонд отказывается зачитывать в страховой стаж, исчисленный до 01.01.2002 г., какие-либо периоды работы из-за ошибок, помарок, разного почерка, разных чернил, не читаемых записей, отсутствия печатей, ссылок на приказы в трудовой книжке.

Главный (а часто и единственный аргумент ПФР РФ) – это нарушения при ведении трудовых книжек, в соответствии с Инструкций о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 г. № 162, либо Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 г. № 225.

Иными словами, все ошибки, помарки и неточности, которые кадровики (ну или кто там заполнял трудовые книжки) допустили в ваших трудовых книжках, ПРФ РФ возлагает на вас, как на ее владельца.

Ломается это достаточно легко – согласно ст. 39 Конституции РФ гарантируется каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Положения ст. 6 (ч. 2), ст. 15 (ч. 4), ст. 17 (ч. 1), ст. 18, 19 и ст. 55 (ч. 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Работник не должен нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей работодателем по ведению делопроизводства, а также не вправе быть ограниченным в реализации своего законного права на пенсионное обеспечение.

Возникновение конституционного права на социальное обеспечение по возрасту не может быть постановлено в зависимость от прекращения деятельности юридического лица, неисполнения или ненадлежащего исполнения иными лицами своих обязательств, вытекающих из служебных полномочий (неверное заполнение первичных кадровых документов, несвоевременная передача документов в архив либо утрата указанных документов и т. д.), и не может являться препятствием для реализации прав на получение пенсии (ст. 2 Конституции РФ).

Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 г. № 225 (в редакции Постановления от 06.02.2004 г. № 51), предусмотрено, что в случае выявления неправильной или неточной записи в трудовой книжке исправление ее производится по месту работы, где была внесена соответствующая запись, либо работодателем по новому месту работы на основании официального документа работодателя, допустившего ошибку; исправленные сведения должны полностью соответствовать документу, на основании которого они были исправлены (п. 27, 29).

Таким образом, обязанность по заполнению трудовой книжки полностью лежит также на работодателе.

С первой ошибкой разобрались, аргументы для спора с Пенсионным фондом РФ у вас по данному основанию есть.

Ошибка № 2

Пенсионный Фонд РФ отказывается учитывать периоды работы и размер заработка из-за отсутствия сведений на индивидуальном лицевом счету о трудовой деятельности или доходе.

Иными словами, если ваш работодатель не передавал информацию в Пенсионный фонд РФ, то виноваты в этом вы (по мнению ПФР РФ).

Ломается данный довод тоже достаточно просто – согласно п. 10 постановления Правительства РФ от 02.10.2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 0.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица является обязанностью работодателя.

Соответственно, за ошибки работодателя нельзя наказывать работника и ограничивать его в пенсионных правах.

Ошибка № 3

Пенсионный фонд РФ отказывается учитывать условия работы (профессии, указанные в Списках № 1 и № 2), так как нет сведений на индивидуальном лицевом счету об условиях работы (вредности, продолжительности работы и т. д.).

Здесь доказать правоту ПФР РФ достаточно сложно и делать это приходиться практически всегда в судебном порядке.

К сожалению, каждый случай индивидуален, но в суде могут помочь любые документы, подтверждающие факт вашей работы в тяжелых/вредных условиях труда (журналы учета смен, расчетные листы в указанными кодами доплаты за вредность, свидетели, работавшие с вами в то же время в том же месте, у которых вредные условия подтверждены, ответы на запросы из архивов, куда передавались документы вашего работодателя).

Иными словами, чем больше доказательств вы соберете, тем легче суду будет принять решение в удовлетворении ваших требований.

Ошибка № 4

Пенсионный фонд РФ не учитывает повышающие коэффициенты при исчислении пенсии из-за отсутствия подтвержденного стажа работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним.

Максимальный размер соотношения заработной платы пенсионера к средней заработной плате по стране учитывается с коэффициентом не более 1,2.

Однако из этого правила есть исключение. В силу п. 3 ст. 30 ФЗ № 173 для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:

• не свыше 1,4 – для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

• не свыше 1,7 – для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

• не свыше 1,9 – для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

В подобных случая ПФР РФ просто отказывается засчитывать стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Основания все те же: отсутствие документального подтверждения работы в районах Крайнего Севера.

Здесь я могу дать те же рекомендации, что при вредных/тяжелых условиях труда: необходимо собирать любые документы, подтверждающие, что вы работали в районах Крайнего Севера, получали заработную плату с районным коэффициентом (справки о зарплате), ответы на запросы из архивов, в которых указано, что вы работали на Севере.

Часто в судах людям не удается доказать свое право на исчисление пенсии с повышенным коэффициентом именно из-за отсутствия документов.

Резюме

Подводя итог данной статьи, хочу отметить следующее:

1) Пенсионный фонд РФ достаточно часто допускает ошибки при назначении пенсии. Они могут быть как у тех, кто только начал ее получать, так и у тех, кто получает ее несколько лет.

2) Не стоит ходить в отдел Пенсионного фонда РФ и кричать что они все жулики и воры, действия это не возымеет, а нервы и время вы потратите.

3) Если вы считаете что Пенсионный фонд РФ, допустил ошибку при расчете вашего размера пенсии, то всегда следует обратиться к ним за разъяснением в письменном виде, указав следующие вопросы:

• какие периоды работы были учтены при назначении пенсии;

• какие периоды работы не были учтены при назначении, пенсии и на каком основании;

• какой размер среднего заработка был учтен при расчете пенсии и почему;

• каким образом производится расчет пенсии (п 3. ст. 30 или п. 4 ст. 30 федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ).

4) Получив ответ на данные вопросы, можно сделать вывод, допустил ли Пенсионный фонд РФ ошибки при расчете вашей пенсии или нет.

5) Если вы считаете, что Пенсионный фонд допустил ошибки, необходимо подавать письменную претензию по обнаруженным вами ошибкам, а если ее не удовлетворят, то обращаться в суд.

Пенсионные споры часто сложны для понимания и разбора даже квалифицированным судьями, не то что простым гражданам, но шанс разобраться в правильности начисления вашей пенсии есть всегда.

Надеюсь, данная статья немного помогла вам разобраться в том, какие типичные ошибки может допускать Пенсионный фонд при исчислении пенсии и как с этим бороться.

Конечно, это далеко не полный перечень ошибок, которые может допустить ПФР РФ, но это самые распространенные. Описать все ошибки нереально просто из-за индивидуальности каждого случая. Если вы не понимаете того, что ответил вам Пенсионный фонд РФ на ваш запрос, всегда можно обратиться к специалисту и за адекватную сумму попросить проверить правильность начисления пенсии.

Все ошибки автора относятся к его авторскому стилю, а копирование статьи возможно только с письменного разрешения автора.








Счетная палата провела проверку работы Пенсионного фонда России (ПФР) и выявила ошибки в системе персонифицированного учета фонда, которые приводят к тому, что гражданам неправильно выплачивают пенсии. Результаты представлены в отчете аудиторов по итогам проверки работы ПФР в 2017-2019 годах.


В документе сказано, что было проверено 1 061 назначение пенсии граждан. Среди них нарушения пенсионных прав выявили в 171 случае (16,1 %). В итоге пенсионеры недополучили выплаты на сумму около трех млн рублей.

Какие нарушения допускает ПФР?

Проверка показала, что одним из частых нарушений учета является открытие на одного и того же человека двух и более индивидуальных лицевых счетов (на них хранятся сведения о каждом застрахованном лице), а также присвоение одного номера СНИЛС нескольким гражданам. В ПФР это объясняют тем, что граждане некорректно заполняют основные реквизиты в анкете (ФИО, дата и место рождения). Также новый лицевой счет могут ошибочно открыть при изменении реквизитов гражданина, когда по правилам нужно внести изменения в действующий счет. В большинстве случаев (56,3 %) такая ситуация возникает у женщин, меняющих фамилию при заключении брака.

ПФР находит и объединяет двойные счета, но и здесь иногда возникают ошибки. Гражданам могут пересчитать размеры страховых пенсий с учетом взносов, отраженных только на одном счете, либо пересчитать все взносы, но только с даты объединения счетов. Из 40 пенсионных дел с объединением счетов, проверенных в одном из регионов, в 19 случаях (47,5 %) размеры пенсий были подсчитаны неправильно. В итоге одному пенсионеру положена доплата пенсии с августа 2012 года по апрель 2017 года в размере 46 591,73 руб.


Также аудиторы зафиксировали, что в ПФР продолжают выплачивать пенсии после смерти граждан из-за несвоевременного поступления сведений о кончине пенсионера. В итоге родственники умершего могут беспрепятственно снимать деньги с его банковского счета. Выборочная проверка в отношении 40 умерших пенсионеров показала, что по 13 из них (32,5 % случаев) сведения в ПФР поступили значительно позже даты смерти. На 1 января 2020 года из-за этого только в двух территориальных органах ПФР переплаты пенсий составили 377 035 тыс. руб. Пенсионный фонд может взыскать эти незаконно полученные деньги через суд, если родственники откажутся их вернуть добровольно.

Кроме того, в ПФР не всегда своевременно поступает информация о добровольных взносах, которые граждане делают в систему страхования, чтобы купить недостающие пенсионные баллы или стаж. В целом по России несоблюдение срока, в течение которого взносы должны быть отражены в системе ПФР, достигает 21 месяца. В частности, как вявили в ходе проверк, один гражданин по вине ПФР недополучил пенсию за период с 20 марта по 18 сентября 2019 года в размере 39 575,89 руб.

Также проверка показала, что работающим пенсионерам не всегда верно делают перерасчет пенсии, который ПФР ежегодно проводит с 1 августа в беззаявительном порядке. В частности, одному работающему пенсионеру ни разу за четыре года не была проведена корректировка страховой пенсии, которая должна была быть сделана, исходя из суммы взносов, поступивших на лицевой счет за 2015-2018 годы. В итоге размер пенсии этого гражданина с учетом поступивших за него страховых взносов с 1 августа 2019 года оказался более чем на 2,500 руб меньше, чем положено.


Эксперты Счетной палаты также обратили внимание на случаи незаконного перевода средств пенсионных накоплений (СПН) граждан из ПФР в непенсионные фонды России (НПФ). В 2017-2019 годах 334 застрахованных лица добились через суд возвращения своих накоплений. У 304 человек смена страховщика была досрочной, в связи с чем они потеряли часть своих СПН (от 6,9 % до 26,7 % суммы учтенных накоплений).

Еще одна выявленная ошибка — недостоверность данных, изложенных в выписке из индивидуального лицевого счета, которые граждане могут запрашивать в ПФР. В частности, проверка показала, что выписка не всегда содержит корректные сведения о сумме потерянного дохода от инвестирования пенсионных накоплений в случае досрочной смены страховщика. В итоге застрахованное лицо не всегда владеет информацией о своих пенсионных правах в полном объеме, отмечают в Счетной палате.

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

10 июня 2019 14:16

Перед представлением сведений в территориальный орган ПФР страхователю необходимо провести проверку сведений. Программы для подготовки и проверки отчетности размещены в свободном доступе на сайте ПФР www.pfrf.ru в разделе «Страхователям» в рубрике "Работодателям" - "Бесплатные программы, формы и протоколы".

По результатам проверки сведений формируется протокол проверки, который может содержать ошибки, на которые страхователь должен обратить внимание.

При получении протокола проверки сведений от территориального органа ПФР страхователю необходимо в обязательном порядке просмотреть протокол, даже если он положительный. Рассмотрим коды ошибок, и что они означают.

Ошибки подразделяются на предупреждения, просто ошибки, грубые ошибки.

Для каждой из форм персонифицированного учета критичность ошибок различается.

Коды 10 и 20 (для всех форм сведений) – Предупреждение, сведения приняты. Данные коды означают, что информация, указанная в сведениях требует разъяснений либо проверки. Страхователю необходимо проверить правильность представленных сведений и при необходимости внести исправления с помощью представления сведений по форме СЗВ-КОРР с типом «Корректирующая».

Коды 30 и 40 (для сведений по форме СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ) – Ошибка, сведения приняты не в полном объеме (не по всем застрахованным лицам). Данные коды означают, что сведения по застрахованным лицам, указанным в протоколе ошибок, не приняты. Страхователю необходимо в течение 5 рабочих дней с даты получения уведомления об устранении расхождений представить корректные сведения по указанным в протоколе ошибкам по застрахованным лицам. Для исправления ошибки необходимо представить сведения с типом «Дополняющая».

Коды 30 и 40 (для сведений по форме ОДВ-1, СЗВ-КОРР, СЗВ-ИСХ) – Ошибка, сведения не приняты. Данные коды означают, что сведения по всем застрахованным лицам, указанным в отчетности, не приняты и считаются не представленными. Необходимо устранить перечисленные ошибки и повторить отправку корректных сведений, не изменяя тип сведений в формах.

Код 50 (для всех форм сведений) – Грубая ошибка, сведения не приняты. Данные коды означают, что сведения по всем застрахованным лицам, указанным в отчетности, не приняты и считаются не представленными. Необходимо устранить перечисленные ошибки и повторить отправку корректных сведений, не изменяя тип сведений в формах.

Наиболее распространенные грубые ошибки

Основные аспекты представления сведений по формам СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, СЗВ-КОРР, СЗВ-ИСХ, ОДВ-1

Форма СЗВ-СТАЖ, (СЗВ-М) с типом «Исходная» – предоставляется страхователями на всех застрахованных лиц, находящихся со страхователем в трудовых отношениях.

Форма СЗВ-СТАЖ (СЗВ-М) с типом «Дополняющая» – предоставляется на застрахованных лиц, по которым сведения по форме СЗВ-СТАЖ (СЗВ-М) с типом «Исходная» предоставлены, но не учтены на ИЛС ЗЛ из-за содержащейся ошибки в форме.

Форма СЗВ-М с типом «Отменяющая» – предоставляется на застрахованных лиц в случае необходимости отмены данных о факте работы.

Форма СЗВ-КОРР с типом «Корректирующая» – предоставляется на застрахованных лиц в случае необходимости корректировки ранее представленных индивидуальных сведений, учтенных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц (за все отчетные периоды).

Форма СЗВ-КОРР с типом «Отменяющая» – предоставляется на застрахованных лиц в случае необходимости отмены данных ранее представленных индивидуальных сведений, учтенных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц (за все отчетные периоды).

Форма СЗВ-КОРР с типом «Особая» – предоставляется на застрахованных лиц, сведения по которым отсутствовали в отчетности, ранее предоставленной страхователем (за периоды по 2016 год включительно).

Форма СЗВ-ИСХ – предоставляется страхователем, который ранее не предоставлял отчетность в органы ПФР за конкретный отчетный период (за периоды по 2016 год включительно).

Форма ОДВ-1 с типом «Исходная» (опись документов) – предоставляется страхователем одновременно с пакетом документов индивидуальных сведений (за все отчетные периоды).

Форма ОДВ-1 с типом «Корректирующая/Отменяющая» – предоставляется страхователем как самостоятельный документ при необходимости корректировки (отмены) данных раздела 5 формы ОДВ-1 с типом «Исходная» (за все отчетные периоды).

Пенсионный фонд РФ (ПФР) контролирует, правильно ли работодатели рассчитывают и платят:

  • пенсионные взносы;
  • взносы на обязательное медицинское страхование.

Такой контроль сотрудники ПФР выполняют в ходе проверок.

Об этом сказано в части 1 статьи 3 и части 1 статьи 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Виды проверок и их периоды

Пенсионный фонд РФ силами своих территориальных подразделений проводит камеральные и выездные проверки организаций (ст. 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И в том и в другом случае цель одна – проверить, правильно ли начислены и уплачены взносы на пенсионное и обязательное медицинское страхование. Но вот периоды, охватываемые такими проверками, как правило, отличаются. Быстро сориентироваться во всех сроках и периодах выездной и камеральной проверок можно по сравнительной таблице . Если выплаты идут не в ПФР, тогда ознакомьтесь, как перевести деньги с негосударственного пенсионного фонда.

В рамках камеральной проверки сотрудники территориального отделения фонда контролируют лишь тот период, за который организация составила и сдала расчет по форме РСВ-1 ПФР (ч. 1 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Например, это расчет РСВ-1 ПФР за девять месяцев 2015 года. Тогда в рамках камеральной проверки данного расчета Пенсионный фонд РФ может проконтролировать, правильно ли начислены взносы только за эти девять месяцев. Хотя в ходе проверки сотрудники фонда могут использовать сведения и за другие отчетные периоды.

А вот в рамках выездной проверки сотрудники фонда вправе проверить период в пределах трех календарных лет. Тех, что предшествуют году, в котором такую проверку назначили (ч. 9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И кстати, конкретные периоды выездной проверки должны быть обозначены в решении о ее проведении (п. 3 ч. 4 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Общий порядок камеральной проверки

Камеральную проверку начнут с того дня, когда страхователь подал в Пенсионный фонд РФ расчет по форме РСВ-1 ПФР . Длиться такая проверка может три месяца с этой даты (ч. 2 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

При проведении камеральной проверки сотрудники фонда руководствуются статьей 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правления ПФР от 31 июля 2014 г. № 323р.

Камеральную проверку проводят на территории фонда. Поэтому, кроме самого расчета, сотрудники фонда могут использовать в ходе проверки лишь уже имеющиеся у них документы. К примеру:

  • расчеты страховых взносов, представленные раньше;
  • документы, которые страхователь подал с первоначальными расчетами, – если речь идет о камеральной проверке уточненного расчета;
  • выписки из регистров бухгалтерского или налогового учета;
  • другие документы, полученные от страхователя в порядке, установленном Законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Запросить же дополнительные документы сотрудники фонда вправе, только если в сданной отчетности они выявили какие-либо ошибки или противоречия. В этом случае они могут потребовать от организации устранить эти несоответствия. А также вправе запросить письменные или устные пояснения.

О выявленных ошибках (несоответствиях) проверяющие должны сообщить плательщику. Одновременно они направят требование внести исправления в расчет. Исполнить такое требование необходимо в течение пяти рабочих дней. Срок считайте со дня, следующего за тем, когда организация получила требование по ТКС или лично в руки. Если же требование пришло почтой, то оно считается полученным на шестой день с даты отправки, которая `указана в штампе. Вместе с пояснениями можете дополнительно представить в фонд документы, которые подтверждают достоверность данных. Например, выписки из регистров бухучета.

Такие правила установлены в частях 3–4 статьи 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Кроме того, в ходе камеральной проверки сотрудники ПФР могут вызвать плательщика взносов в территориальное отделение фонда для дачи устных пояснений (п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Вызов оформляется письменным уведомлением .

Ситуация: можно ли не исполнять требование Пенсионного фонда РФ представить письменные пояснения, если в этом документе не указаны конкретные ошибки и (или) противоречия, выявленные при камеральной проверке ?

Пенсионный фонд РФ вправе требовать от организации письменные пояснения, только если в отчетности есть ошибки и противоречия. При этом проверяющие обязаны сообщить организации о конкретных выявленных неточностях и одновременно могут потребовать письменные пояснения к ним. Об этом говорится в части 3 статьи 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Когда же ошибок и противоречий нет, у сотрудников фонда нет оснований требовать от страхователя пояснения. А если они все-таки запросили таковые без указания на конкретные ошибки и (или) противоречия, то данное требование можно не исполнять. Оно считается незаконным.

Совет: Ответить на незаконное требование ПФР все же стоит. Напишите, что требовать пояснения сотрудники ПФР могут, только если в расчете есть ошибки и противоречия (ч. 3 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). А поскольку в полученном требовании об ошибках ничего не сказано, запрос выглядит необоснованным и организация не может его исполнить.

Общий порядок выездной проверки

Выездные проверки сотрудники фонда проводят, руководствуясь статьей 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.

Такое контрольное мероприятие проходит, как правило, на территории плательщика взносов (т. е. организации-работодателя). Но есть исключение. Если у страхователя нет возможности предоставить помещение для проверки, тогда ее проведут в территориальном отделении ПФР. Об этом сказано в части 1 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Выездная проверка начинается с того, что сотрудники ПФР вручают плательщику взносов решение о проведении проверки . В таком документе должны быть обозначены состав проверяющих и проверяемый период, который не может быть больше трех лет (ч. 4–9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Убедитесь, что такое решение есть на руках у проверяющих. А вместе с ним проверьте и служебные удостоверения. Если таких документов у них нет, то вы вправе не пускать с проверкой на территорию организации.

С предъявленным решением надо ознакомиться и поставить свою подпись. После этого сотрудник ПФР вручит требование о представлении документов . Кстати, если проверку проводят совместно с ФСС России, то от каждого фонда должно быть свое требование. И исполнять эти требования придется по отдельности независимо одно от другого. То есть документы нужно будет подготовить в двух экземплярах.

Выездная проверка заканчивается в тот день, когда сотрудники фонда составили справку о ее проведении . В общей сложности выездная проверка не может длиться дольше двух месяцев (ч. 11, 14 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (ч. 11 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Основанием для продления выездной проверки до четырех и (или) шести месяцев может стать:

  • получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации нарушений законодательства о страховых взносах и требует дополнительной проверки;
  • форс-мажорные обстоятельства на территории, где проводится проверка;
  • наличие в составе проверяемой организации четырех и более обособленных подразделений;
  • непредставление (несвоевременное представление) организацией документов, необходимых для проведения выездной проверки.

Об этом говорится в части 11.1 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Чтобы продлить срок выездной проверки, отделение ПФР, которое ее проводит, должно направить мотивированный запрос в вышестоящий орган фонда. На основе этого запроса руководитель (его заместитель) вышестоящего органа примет решение о продлении выездной проверки или откажет в таком продлении.

Такой порядок предусмотрен в части 11.2 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Виды выездных проверок

Выездные проверки бывают двух видов: плановые и внеплановые.

Плановые выездные проверки территориальные отделения ПФР могут проводить только совместно с территориальными отделениями ФСС России. План-график таких проверок на каждый отчетный период можно найти на портале своего регионального отделения ФСС России. Учитывайте, что в этот график могут вноситься изменения.

Внепланово выездные проверки проводят лишь в определенных случаях. Например, при ликвидации или реорганизации организации. Об этом сказано в письме Минздравсоцразвития России от 22 февраля 2011 г. № 19-5/10/2-1748. Внеплановые проверки и ПФР, и ФСС России могут проводить отдельно.

Кстати, в совместных проверках, помимо сотрудников фондов, могут принимать участие еще и налоговые инспекторы. Их привлекают, чтобы проверить обоснованность применения пониженных тарифов страховых взносов, если организация:


Такой порядок установлен пунктом 2 части 5 статьи 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Какие документы может требовать ПФР при выездной проверке

Пенсионный фонд РФ может требовать от плательщика страховых взносов копии документов, которые:

  • являются основанием для исчисления и уплаты страховых взносов;
  • подтверждают правильность расчета и уплаты страховых взносов.

Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Например, сотрудники ПФР могут требовать копии расчетных, расчетно-платежных, платежных ведомостей, документы, подтверждающие занятость во вредных условиях труда, договоры гражданско-правового характера и т. д.

Требовать документы, которые не имеют отношения к предмету проверки, сотрудники фонда не вправе (п. 2.3 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 5 мая 2010 г. № 120р). Например, они не могут требовать налоговые декларации, в которых фиксируются суммы страховых взносов.

Перечень документов, которые сотрудники фонда могут истребовать в ходе выездной проверки, приведен в пункте 7.4 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р. К ним, в частности, относятся:

  • учредительные документы;
  • приказы об учетной политике;
  • лицензии;
  • расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • бухгалтерская отчетность, в том числе годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения;
  • регистры бухгалтерского (налогового) учета по расчетам с персоналом и подотчетными лицами, по социальному страхованию и обеспечению, по учету денежных средств;
  • карточки индивидуального учета начисленных выплат (вознаграждений) и страховых взносов;
  • организационно-распорядительные документы, договоры и дополнительные соглашения к договорам (приказы, коллективные договоры, трудовые договоры и т. д.);
  • банковские и кассовые документы;
  • первичные документы, подтверждающие выплаты персоналу (например, ведомости по начислению и выдаче зарплаты, расходные кассовые ордера, ведомости на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений, выписки банка по зачислению денежных средств на банковские карточки и счета физических лиц).

Дополнительно в ходе выездной проверки могут быть запрошены копии документов индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Перечень документов, подлежащих проверке, приведен в приложении 1 к Методическим рекомендациям, утвержденным распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.

Ситуация: может ли Пенсионный фонд РФ при проверке произвести выемку документов?

Перечень контрольных мероприятий, которые могут проводить должностные лица Пенсионного фонда РФ при выездной проверке, определен в статьях 36–37 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Среди них:

  • доступ на территорию плательщика взносов;
  • истребование документов для проведения проверки.

Закон не дает сотрудникам ПФР права на выемку документов. Поэтому, даже если у них есть основания считать, что документы могут быть уничтожены, сокрыты или изменены, проводить такое мероприятие (в отличие от налоговых инспекторов) сотрудники фонда не могут.

Как подать документы по требованию ПФР

Представить копии документов по требованию проверяющих можно как на бумаге, так и в электронном виде. Бумажные копии нужно заверить. Для этого на них нужно сделать надпись «Верно», указать должность лица, заверившего копию, его личную подпись и расшифровку подписи (инициалы и фамилию), поставить дату заверения и печать организации. Такой порядок предусмотрен пунктом 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003, утвержденного постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст.

Заверить нужно каждую копию документа. Заверять подшивки, состоящие из копий нескольких документов, нельзя.

Документы, которые были истребованы в ходе проверки, нужно представить в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего требования (п. 4 ч. 2 ст. 28, ч. 5 ст. 37 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Внимание: если не представить документы по требованию проверяющих в течение 10 рабочих дней, то организацию или предпринимателя оштрафуют на 200 руб. за каждый неподанный документ (ст. 48 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). А ответственному сотруднику организации, в частности, ее руководителю, грозит денежное наказание в размере от 300 до 500 руб. (ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ).

Оформление результатов проверок

Результаты камеральной и выездной проверок сотрудники фонда оформляют по-разному.

Если по итогам камеральной проверки сотрудники ПФР не нашли ошибки, то акт проверки они не составляют и о таких результатах плательщику не сообщают. Если же есть нарушения, то проверяющие оформляют акт камеральной проверки . Они должны это сделать в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки.

Для выездной проверки иначе. В последний ее день проверяющие составляют справку о проведенной проверке . Далее в течение двух месяцев с даты оформления справки сотрудники ПФР составляют акт выездной проверки .

Формы актов проверок и требования к их содержанию установлены Постановлением Правления ПФ РФ от 11.01.2016 N 1п . О сроках и способах вручения акта проверки см. Как оформляются результаты проверок внебюджетных фондов .

Не согласны с актом проверки или с его отдельными частями? Тогда в течение 15 рабочих дней со дня получения акта можете представить в территориальное отделение фонда свои письменные возражения (ч. 5 ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Руководитель или заместитель руководителя территориального отделения фонда должен сообщить о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Он обязан сделать это, даже если возражений нет. Такой вывод следует из части 5 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Ситуация: может ли территориальное отделение Пенсионного фонда РФ рассматривать материалы камеральной проверки в отсутствие представителей организации ?

Да, может, но только при условии, что плательщик взносов извещен о рассмотрении материалов.

Плательщик страховых взносов имеет право участвовать в рассмотрении материалов проверки (ч. 3 ст. 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Сотрудники фонда обязаны сообщить организации о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Такой вывод следует из части 5 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Если организация не извещена о времени и месте рассмотрения материалов, то решение, принятое по результатам такого рассмотрения, может быть обжаловано в суде. Как правило, арбитражные суды признают такие решения недействительными (см., например, определение ВАС РФ от 28 мая 2012 г. № ВАС-6248/12, постановления ФАС Уральского округа от 4 апреля 2012 г. № Ф09-1776/12, Уральского округа от 24.10.2011 № Ф09-6782/11 по делу № А60-4659/2011, Дальневосточного округа от 28 февраля 2012 г. № Ф03-374/2012).

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель или заместитель территориального отделения ПФР выносит одно из двух возможных решений:

Решение должно быть вынесено в течение 10 рабочих дней по истечении срока, отведенного на подачу возражений по акту.

Такой порядок следует из частей 1 и 8 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Решение территориального отделения Пенсионного фонда РФ можно обжаловать в региональном отделении или в суде. Причем сделать это можно как одновременно, так и последовательно (ч. 2 ст. 54 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Читайте также: