Есть ли пенсия у киберспортсменов

Почему киберспорт – это новая (и серьёзная) профессия? Сколько можно заработать, играя в компьютерные игры, и что для этого нужно знать (всё не так просто).

На трибунах огромной арены нет свободных мест. Тысячи зрителей ждут шоу, ради которого ехали из разных стран и городов. На мгновение огромные led-экраны гаснут, и темноту озаряют языки пламени. Под крики ликующей толпы ведущий объявляет тех, кто обеспечит собравшимся зрелище. Они выходят на охваченную пламенем сцену под бодрый рок-н-ролльный мотив.

Самым взрослым едва за тридцать, а денежные призы, которые получают победители, исчисляются круглыми суммами до пяти, а то и до шести нулей. Это не популярные артисты, футболисты или звёзды NBA. Это геймеры. Для многих из них карьера началась у монитора домашнего компьютера. Спустя месяцы (а то и годы) игровых часов они стали востребованными спортсменами, ради селфи с которыми фанаты готовы стоять в очереди. Причём не только подростки, но и взрослая платёжеспособная аудитория.

В одном из таких масштабных шоу – международном чемпионате по Counter Strike GO IEM Katowice 2019 участвовали 6 казахстанцев. Две из трёх команд, за которые играют отечественные спортсмены, вошли в десятку лучших клубов мира и выиграли от 8 750 до 35 000 долларов. Среди казахстанских киберспортсменов был Абай HObbit Хасенов.

Абаю 24 года, последние несколько лет он выступает за международные команды. В 2017 году в составе российской Gambit Esports он стал чемпионом аналогичного турнира в Кракове. Победителям достался приз в полмиллиона долларов. Из пяти игроков трое были казахстанцами. Общая сумма призовых, выигранных Абаем Хасеновым за всё время, – 186 959 долларов.

“Я играю в Counter-Strike с 10 лет, но трех-четырёх лет может быть достаточно, чтобы стать профессиональным игроком и получить приглашение в команду, – рассказывает Абай Хасенов. – Я люблю компьютерные игры, люблю соревноваться. У меня всегда это хорошо получалось. Я выделялся, когда играл в Экибастузе и потом в Астане, понимал, что у меня есть шанс играть за лучшую команду Казахстана и поставил перед собой эту цель. Получилось так, что сейчас я представляю практически СНГ и победил на чемпионате мира”.

Как увлечение студентов превратилось в высокооплачиваемую профессию?

Киберспорт – относительно молодая индустрия. Ещё в семидесятые игровые соревнования были всего лишь развлечением студентов, игравших в раритетную Spacewar после пар. Позже появились DOOM и Quake с возможностью многопользовательского режима. Игровой процесс был настолько захватывающим, что скоро сетевые схватки переросли в полноценные чемпионаты, а 1997 в США появилась первая профессиональная киберспортивная лига Cyberathlete Professional League (CPL).

В 2017 году американское агентство SuperData оценило киберспортивную индустрию в 1,5 млрд долларов, прогнозируя ей ежегодный рост за счёт увеличения зрительской аудитории. В 2018 году она насчитывала 395 миллионов человек и продолжает увеличиваться.

В Китае и Южной Корее киберспорт стал профессией, в США киберспортсмены получают стипендии, учась в университете. С 2018 года игровые соревнования на официальном уровне поддерживают в Казахстане. У киберспорта много общего с футболом: игровые клубы тоже арендуют и перекупают друг у друга игроков, букмекеры принимают ставки и чемпионаты собирают многотысячные спортивные арены, не говоря уже о миллионах онлайн-зрителей. Но в отличие от футболистов, стать профессиональным киберспортсменом проще, а результаты чемпионатов сложно предугадать.

Сколько зарабатывают киберспортсмены?

У профессиональных киберспортсменов несколько источников дохода: зарплата в команде, призовые за выступления на соревнованиях, гонорары за рекламу и поддержка личного спонсора. Также игроки в CS:GO получают процент от продажи стикеров – виртуальных наклеек на оружие с автографами и эмблемами любимых команд, которые фанаты покупают во время соревнований. Призовые деньги на чемпионатах делятся межу всеми членами команды, а часть выигрыша забирает клуб.

Список самых обеспеченных игроков возглавляет немецкий спортсмен по DOTA 2 Куро "KuroKy" Салехи Тахасоми, только на призовых заработавший 4 164 000 долларов. Самый богатый спортсмен по CS:GO – Astralis Андреас "Xyp9x" Хойслет из Дании выиграл за карьеру 1 424 000. У игроков из СНГ достижения скромнее, но тоже впечатляют – больше всех призовых в CS:GO заработал капитан Na`Vi Даниил "Zeus" Тесленко – 619 000 долларов.

Доходы киберспортсмена зависят от региона, где они играют, уровня команды, личных достижений и выбора спортивной дисциплины. Самые высокие зарплаты в США, там игроки из топ-10 команд могут зарабатывать около 30 000 долларов в месяц, у спортсменов того же уровня из СНГ зарплаты в два раза ниже.

Российская команда Virtus.pro

На постсоветском пространстве зарплаты варьируются от 150 до 2000 долларов, но возможны исключения с более высокими ставками. На 2017 год игроки в League of Legends и Hearthstone из российского клуба Virtus.pro зарабатывали около 7000 долларов в месяц, а их коллеги по Dota 2 и CS:GO – 10 000. В казахстанских клубах, по мнению Абая Хасенова, средняя зарплата может достигать 500 долларов.

Какие навыки нужны, чтобы стать киберспортсменом?

Чтобы стать профессионалом, недостаточно играть пару часов в день. У киберспортсменов хобби превратилось в работу. Тяжёлую работу. Их востребованность зависит от игровых навыков, владения тактическими приёмами и умения работать в команде.

" Тренировки начинаются с двух часов дня. Час мы посвящаем теории, а потом с трёх до десяти играем пять на пять с противоположной командой и тренируем стратегии, которые обсуждали. После этого мы ещё по отдельности стараемся играть в FPL – лиге для развития индивидуальных навыков", – говорит Абай Хасенов.

В начале карьеры Абай, как и многие, тренировался самостоятельно и играл в компьютерных клубах. Там формировались любительские команды, а игроки получали ценный опыт. В последние несколько лет в Казахстане появилось несколько киберспортивных академий, где бывшие или действующие спортсмены обучают молодое поколение игроков. Занятия в таких школах проходят несколько раз в неделю. Образовательные методики включают различные упражнения, подобранные под учеников в зависимости от недостающих навыков.

“В каждой игре существует определённый перечень упражнений для тренировки микромоментов. В Counter-Strike для наработки реакции есть упражнение стрельбы по мелким мишеням с большой скоростью, – рассказывает основатель первой казахстанской киберакадемии ProgressGaming Георгий Петриашвили.

"В Dota бывают моменты, когда нужно вовремя нажать кнопку, чтобы защититься от атаки, поэтому тренер даёт упражнения на скоропечатание. И есть макромоменты: стратегия, мышление и общая тактика. Плюс в любой киберспортивной дисциплине важно понимание коммуникации. Если она отсутствует, игра вряд ли получится успешной. Игрокам во время матча поступает много информации, и они должны реагировать машинально. Для этого нужен опыт, поэтому мы устраиваем игровые спарринги с другими командами или в интернете".

В Казахстане и на всём постсоветском пространстве киберспорт относят к группе спортивных дисциплин, рассчитанных на логику и вычисления, как, например, шахматы и шашки. Игроку в Dota 2 или Starcraft нужно не только обдумывать каждый ход, но и быстро реагировать на действия соперников. В этих дисциплинах ценятся игроки с высоким АРМ – количеством действий, сделанных за минуту. Чем опытнее спортсмен, тем больше событий он может контролировать и лучше принимает решения.

Успешный киберспортсмен не только опытный игрок, но и медийная личность. Если на место в команде будут претендовать два игрока одного уровня, примут того, у кого больше подписчиков в соцсетях. Спонсорам в первую очередь интересна аудитория, которую может предложить команда и отдельный игрок. Ещё спортсмен должен знать английский, иначе он не сможет играть в международной команде с интернациональным составом.

“На своём опыте я понял, что мы, казахстанцы, работаем больше от желания и немного ленивые, у нас дисциплина всегда хромает. В тактическом плане мы тоже не самые успешные. Если брать международную команду, они много внимания уделяют тактике и дисциплине. Наш огромный плюс в том, что мы не боимся играть в ответственных соревнованиях, в нас есть дух победителей. Если мы ставим перед собой цель, то в любом случае рано или поздно её достигнем, несмотря на тактику и дисциплину. Если мы это ещё добавим, как в киберспорте, так и в жизни, мы сильно вырастем во всех сферах”, – считает Абай Хасенов.

Можно ли добиться успеха в киберспорте, играя в Казахстане?

Казахстанский рынок киберспорта только формируется, и хотя локальные турниры проводятся с начала 2000-х, в стране пока мало сильных команд, ориентированных на международные соревнования. Самый популярный казахстанский клуб – Avangar состоит из двух команд по Counter-Strike: GO и PUBG. За Avangar играют казахстанские и российские спортсмены, а состав по CS – один из сильнейших в СНГ и входит в топ-20 команд мира.

После признания киберспорта официальной спортивной дисциплиной в Казахстане появилась Федерация киберспорта , которая регулярно проводит локальные турниры. Однако главным препятствием для развития индустрии остаётся не маленький рынок, а низкая скорость интернета. Киберспортсменам необходимо играть с сильными соперниками из разных стран. Действия в играх совершаются за доли секунд. Например, заметив противника, вы даже не успеете выстрелить в него, прежде чем проиграете. По этой причине казахстанские киберспортсмены нередко уезжают тренироваться за рубеж.

"Для многих пинг стал классической отмазкой, почему не получается достичь успеха. Мы видим примеры того же Адрена или Хоббита, которые с таким же пингом смогли выйти на должный уровень.

Чтобы мы хорошо заиграли, нам нужны тренировочные сборы, на которых игроки из разных команд соревнуются друг с другом продолжительное время. Такие сборы проводятся в Украине, Белоруссии или западной России. Сервера расположены в Восточной Европе, поэтому сигнал там быстрее. Зачастую спортсмены едут в Киев, потому что там удобнее тренироваться. Если ты можешь проявить себя на местном рынке, то достоин поездки за рубеж”, – считает Георгий Петриашвили.

Преимущество киберспорта в том, что заняться им может практически каждый вне зависимости от пола и физических возможностей. Нужен только компьютер и доступ к интернету. Чтобы попасть в международную команду, надо регулярно участвовать в соревнованиях, чтобы тебя заметили. Клубы нередко ищут талантливых игроков. Также в продвижении начинающих спортсменов могут помочь и киберспортивные академии, готовящие молодое поколение профессиональных геймеров.

В интернете часто появляются дискуссии о том, что после 25 лет киберспортсмену уже пора «на покой». Многочасовые тренировки и ненормированный график вынуждают отказываться от карьеры из-за усталости и потери интереса к любимой игре. Не последнюю роль играет и возраст. Реакция снижается, слабеет моторика пальцев — основные инструменты профессионала без которых шансы на выигрыш падают до нуля. К 25-30 годам организм уже полностью сформирован и постепенно начинается процесс старения.

Реакция против опыта

Чтобы подкрепить эти утверждения фактами, давайте обратимся к исследованию, которое провели ученые Канадского университета Саймона Фрейзера (Simon Fraser University). Результаты работы основываются на наблюдении за игроками в StarCraft 2 в возрасте от 16 до 44 лет — в ходе эксперимента ученые определили, как связаны возраст и скорость реакции. Как выяснилось, лучше всего с поставленными задачами справились 24-летние игроки. Геймеры постарше компенсировали свою медлительность хорошими знаниями интерфейса игры и оптимальным его использованием.

Немаловажную роль для достижения успеха играет и психологическая зрелость игроков, поэтому возраст от 18 до 25 лет идеален для становления киберспортсмена. Конечно, не стоит бросаться в крайности и руководствоваться одними исследованиями и сухими фактами — в любом правиле существуют исключения, и каждый человек индивидуален. Кто-то начинает карьеру в 16 лет, а кто-то продолжает побеждать соперников, начав играть в эпоху расцвета киберспорта. Да и живые примеры с легкостью опровергнут любые исследования.

Возьмем, к примеру, ветеранов российской киберспортивной сцены: Антона «Cooller» Синьгова, легенду Quake-сцены, который в 30-летнем возрасте вернулся в киберспорт в новой дисциплине Overwatch, а затем снова начал соревноваться в Quake Champions; Дмитрия «hooch» Богданова (30) и чемпиона Мажора по CS:GO Михаила «Dosia» Столярова (29), старейших игроков в Counter-Strike, которые даже и не думают о завершении карьеры.


Что уж говорить об американской и европейских сценах. Карьеру игрока продолжает Клинтон «Fear» Люмиз (30 лет), профессиональный дотер, а его одногодок Патрик «f0rest» Линдберг всё ещё выступает в составе Ninjas in Pyjamas по CS:GO. Фанаты помнят его нереальные фраги еще с 1.5 версии легендарного шутера. В 2016 году организация Virtus.pro продлила контракты со своими игроками по CS до 2020 года. К тому времени PashaBiceps и Neo уже разменяют четвертый десяток. Да и в целом CS:GO и Dota 2 сцены могут похвастаться возрастными игроками почти в каждом топ-составе.


Несмотря на результаты исследований стоит помнить, что успех в киберспорте зависит не только от когнитивных способностей человека. Это и умение работать в команде. Даже если дисциплина не подразумевает участие нескольких человек, профессионалы зачастую должны общаться с тренерами и менеджментом своей организации. Это и игровой опыт, который не заменит молниеносную реакцию, а в некоторых ситуациях станет решающим фактором победы нам менее опытным противником. Это умение держать себя в руках, оставаясь хладнокровным при принятии важных игровых решений.

Есть ли жизнь после киберспорта?

Многие профессиональные игроки не желают расставаться с киберспортом после завершения игровой карьеры и занимают важные посты в этой структуре. Менеджмент профессиональных организаций и тренерский состав обязан иметь колоссальный опыт за плечами, чтобы эффективно выполнять свою работу. А кто как не бывшие спортсмены знают, что нужно людям, сидящим в игровом кресле.

В сентябре 2016 года легендарный игрок Counter-Strike 1.6, выступавший последние годы своей карьеры под тегом fnatic, Харли «dsn» Орвал, получил роль тренера китайской команды B.O.O.T. Шведский киберспортсмен около 10 лет посвятил профессиональной сцене и был рад снова вернуться к любимому делу, пускай и в другой роли.

Студии аналитики и комментаторские кресла также нуждаются в профессиональных кадрах. Опытные игроки способны интересно подать информацию зрителю. Хорошими примерами могут стать бывший капитан Dota 2-состава Virtus.pro, Ярослав «NS» Кузнецов и его коллеги Дмитрий «LighTofHeaveN» Куприянов и Сергей «Smile» Ревин. В дисциплине Warface сразу же на ум приходит талантливый аналитик Заур «Pallanteed» Кочесоков, ранее выступавший на турнирах. Сейчас без Заура не обходится ни один LAN-финал.


Сорвав куш в одной дисциплине, можно попробовать себя и в другой игре. Так и сделали чемпионы Quake: Алексей «Сypher» Янушевский (28 лет), Шейн «rapha» Хендриксон (29 лет) и уже упомянутый выше Cooller. В 2016 году ребята перешли в Overwatch. Скоротав время до выхода Quake Champions в игре от игру от Blizzard, все игроки вновь вернулись в Quake, где продолжают соревноваться несмотря на возраст. И это при том, что Quake требует фантастической реакции!

Именитые игроки, имеющие за плечами кубки и медали с различных международных соревнований, успешно занимаются стримингом и получают доход от подписчиков и многочисленных спонсоров, жаждущих разместить рекламу на канале знаменитости. Такие трансляции собирают тысячи зрителей, и недаром — из них игроки могут почерпнуть много новых фишек и знаний. Сейчас, пожалуй, редкий киберспортсмен не ведет трансляции на Twitch.

Если же соревновательный дух с возрастом не исчезает, игроки пробуют себя в покере. Карточная игра не требует молниеносной реакции, зато требует многих качеств, которые есть у игроков про-сцены. Недаром говорят, что бывшие киберспортсмены хороши в онлайн-покере: помимо усидчивости у них есть способность замечать и интерпретировать вещи, порой скрытые от внимания простого игрока, а также умение моделировать события и опережать на ход своего соперника. Известные игроки в Starcraft (JJu, Rekrul, ElkY) и Warcraft 3 (mTw-DaviN, TillerMaN) выигрывали приличные суммы на онлайн-чемпионатах.


Кто-то же, завершив карьеру, продолжает делиться знаниями с новичками. До сих пор живет дело знаменитого российского снайпера Евгения «400kg» Гапченко. Он снимал обучающие видео на YouTube по CS:GO, а по его программе aim400kg до сих пор тренируют меткость все поклонники шутеров.

Играй до победного

В некоторых азиатских и европейских странах виртуальные баталии давно приравниваются к официальному виду спорта с привилегиями как у обычных атлетов, однако в России киберспорт пока занимает неясное с правовой точки зрения положение. На официальную пенсию наши мастера спорта виртуальных полей пока рассчитывать не могут.

Ситуация постепенно меняется в лучшую сторону и будущее в некоторых дисциплинах уже не кажется таким туманным. Riot Games, создатели культовой League of Legends, из собственного кармана доплачивают игрокам своей дисциплины и трудоустраивают таланты. Например, саппорт команды Elements, Митч «Krepo» Вурспоелс (28 лет), не прерывая карьеру, работал комментатором на Riot Games. Вполне вероятно, что в будущем и другие разработчики соревновательных игр не упустят шанс заполучить популярных игроков в качестве сотрудников, создав новые рабочие места для киберспортивных пенсионеров.

Несмотря на трудности, всё большее количество юных дарований мечтают построить карьеру про-игрока. Сознательно выбрав киберспорт как основное дело жизни, не все осознают последствия и риски. И только когда романтический флёр спадает, на сцене остаются настоящие профессионалы, которые видят в киберспорте не только возможность заработать. «Ветеранов» про-сцены помнят и знают новые поколения геймеров, их ники уже стали легендами и самостоятельными брендами.


В карьере каждого спортсмена и киберспортсмена наступает момент, когда приходится задуматься о ее завершении. Со временем игровые показатели начинают падать, и это вполне естественно, ведь в юном возрасте и реакция получше, да и болячек поменьше. Поэтому зачастую ничего не остается, как уйти с высоко поднятой головой.

И если большой спорт обеспечивает работой атлетов и за 30, то в киберспорте профессиональных игроков старше этого возраста практически не найти. Тем, кто не обеспечил себя хорошими призовыми до конца жизни, приходится искать другие способы заработка.

Александр Кохановский (36 лет)

В начале нулевых Кохановский, известный под никнеймом ZeroGravity, был видным киберспортсменом. Свою профессиональную карьеру он провел в дисциплине Counter-Strike 1.6. По данным esportsearnings, украинец заработал почти 1,3 тысячи долларов на турнирах, после чего подался в менеджеры. Да не в простые.

Любимое дело Кохановский не бросил — он основал киберспортивную организацию Natus Vincere, а в 2015 году вместе с Антоном Черепенниковым создал ESforce. Главными проектами холдинга являются киберспортивная организация Virtus.pro, студия трансляций RuHub, портал Cybersport.ru и серия турниров EPICENTER.

В 2018 году ESforce за 100 миллионов выкупила компания Mail.ru. На тот момент Кохановский уже покинул организацию. Сейчас он занимается развитием Zero Gravity Group, в чей состав входят Na’Vi, мультисервисная платформа DreamTeam и Dmarket.

Деннис Thresh Фонг (42 года)

Этот американец гонконгского происхождения по сей день часто мелькает в статьях о киберспорте. И это не просто пыль в глаза. В 90-е годы Фонг был одним из лучших игроков в DOOM и Quake. Только лишь на трех турнирах (PGL Season 3 (Quake II 1v1), PGL Season 1, Red Annihilation) он заработал 21 тысячу долларов, что для того времени было просто феноменальным результатом.

К слову, в рамках Red Annihilation помимо денег киберспортсмен выиграл красную Ferrari 328 GTS Джона Кармака, одного из совладельцев id Software. Тогда автомобиль стоил больше 50 тысяч долларов. Впрочем, Фонг в скором времени продал машину, на содержание которой ему приходилось тратить много денег.

По окончании профессиональной карьеры Фонг продолжил работать в околоигровой индустрии. Заработанные призовые сильно помогли ему на первых порах. Вместе с братом он основал GX Media, а позже создал компанию Xfire, занимавшуюся бесплатным обменом сообщений в сетевых играх. В 2006 году Viacom выкупила Xfire за 102 миллиона долларов. После этого Фонг занялся разработкой новой социальной сети Raptr. Этот проект привлек 12 миллионов долларов и функционировал вплоть до конца 2017 года.

Даниил Zeus Тесленко (32 года)

Zeus — один из самых уважаемых киберспортсменов современности. Украинец начал свою карьеру еще в 2002 году, а завершил лишь недавно, в сентябре на BLAST Pro Series Moscow 2019.


За все время 32-летний Тесленко пять раз становился чемпионом мира, а суммарно он заработал почти 800 тысяч долларов призовых. Под конец карьеры экс-капитан Natus Vincere выпустил автобиографию «Вопреки. Путь к победе», где рассказал о нелегком пути геймера от харьковских подвалов до победы на чемпионате мира.

«В книге много смешного и грустного, секретов и старых историй, в ней вся моя жизнь и весь мой путь к победе вопреки всему! Я уверен, что после прочтения вы посмотрите на киберспорт и жизнь игроков с другой стороны», — писал в анонсе к выходу книги Тесленко.

Сейчас Zeus занимается пиаром книги, а параллельно планирует развивать собственную киберспортивную организацию PRO100 и школу для киберспортсменов ZeusCyberSchool.

Александр ХВОСТ Дашкевич (28 лет)

Победа на 31 турнире, 13 серебряных наград и 7 бронзовых, 655 тысяч долларов призовых и титул первого в истории чемпиона мира по Dota 2… Все это — краткое описание главных киберспортивных достижений Дашкевича.

Всем нам известна история предпенсионных похождений бывшего игрока «Реала» и сборной Бразилии Роберто Карлоса, компанию которому составлял Самюэль Это’о (экс-игрок «Барселоны»). Оба на закате своей карьеры пробовали себя в «Анжи», этим же занимался и ХВОСТ.

В 2017 году руководство махачкалинского клуба попробовало войти в киберспорт. Для этого пригласили Дашкевича — он должен был собрать команду по Dota 2. В итоге проект Cyber Anji просуществовал 3 месяца.

«Я чуть-чуть заработал, но это вообще несопоставимо с ожиданиями от проекта. Начальник клуба был заинтересован в киберспорте, он хотел понять, чем я ему могу быть полезен. Мы на какие-то условия договорились и начали набирать команду. Больше с этими ребятами я не соприкасался. Когда я ушел из команды, мне сказали, что последнюю зарплату мне не выплатят. Это еще ладно, ребятам в итоге вообще ничего не заплатили. Обидно, что так произошло. Были постоянные задержки денег на буткемп. Все это выглядело как мутная схема», — рассказывал ХВОСТ о том периоде в интервью комментатору Дмитрию Droog Чумаченко.

Сейчас Дашкевич — популярная медиаперсона, он часто выступает в роли аналитика и комментатора на турнирах по Dota 2, а также на своем канале на YouTube выпускает шоу «Хвостовство», в котором общается с героями индустрии в неформальной обстановке.

Джонатан Fatal1ty Уэндел (38 лет)

Уэндел — яркий пример разностороннего геймера, у которого со временем любовь к видеоиграм никуда не исчезла. На стыке веков американец был одним из лучших в Quake и DOOM. Также он пробовал себя в Unreal Tournament, CS, Painkiller и Aliens versus Predator. Почти в каждой дисциплине Джонатан выигрывал турниры, и к 2007 году он заработал порядка 500 тысяч долларов призовых. О Fatal1ty даже сняли целый выпуск передачи «60 минут» на канале MTV, где показали его подготовку к играм.

После завершения профессиональной карьеры Уэндел не стал далеко отходить от индустрии и открыл компанию Fatal1ty, которая специализировалась на выпуске ковриков для компьютерных мышек. Со временем ассортимент расширился — появились игровые наушники, корпусы для системных блоков и прочая компьютерная продукция. И совсем недешевая! Например, наушники Fatal1ty FXM 100 Gaming Headset стоят почти 70 долларов.

Кстати, Джонатан продолжает играть, а свои похождения в мире видеоигр активно стримит на Twitch.

В последнее время он также активно развивает ресурс ReadyUp, где пытается создать условия, в которых геймеры со всего мира могли бы найти единомышленников для дальнейшего совместного выступления на профессиональной сцене.

Ярослав NS Кузнецов (31 год)

Кузнецов — мастодонт «Доты». На профессиональной сцене он появился в 2005 году и с тех пор пробовал себя в разных коллективах, в том числе и Virtus.pro. Но главный успех киберспортсмена связан с Moscow Five. Именно в составе этой команды NS занял 5-6 место на первом The International. На TI 3 и 4 Virtus.pro с Кузнецовым занимала последние места.

С 2014 года киберспортсмена стали привлекать к работе в качестве аналитика и комментатора. Сейчас уже сложно представить крупный турнир по Dota 2 без его участия. Периодически NS публикует выпуски программы «Фишки», где знакомит зрителей с интересными особенностями персонажей и игрового мира «Доты».

Иван Soul Демидов (38 лет)

Warcraft III


Завершение киберспортивной карьеры положительно сказалось на финансовом состоянии Демидова. Будучи про-геймером Soul он заработал чуть больше 7 тысяч долларов на турнирах по Warcraft III и Starcraft. Распрощавшись с киберспортом, он пошел на поводу у друга и попробовал себя в покере.

«Я играл в компьютерные игры — «Старкрафт» и «Варкрафт» — и там был другой профессиональный игрок, по-моему, из Голландии, с которым мы все время зарубались. У нас были странные отношения, такие, в которых от ненависти до любви один шаг. Мы очень принципиально относились к матчам друг против друга, во время игры доходило чуть ли не до оскорблений, но вне матчей общались совершенно нормально. Однажды он мне написал, что есть такая штука — покер. Сказал, что играет уже давно, много выигрывает и считает, что у меня тоже получится. Он уговорил меня создать аккаунт на PokerStars и перевел туда $50. В те времена карточки были не слишком распространены, особенно у студентов, и пополнить счет на PokerStars было большой проблемой.

В «Старкрафте», если ты играешь лучше соперника, то ты будешь выигрывать у него 99% матчей, поэтому сначала у меня была такая же иллюзия по поводу покерных результатов. Однажды заняв 3-е место в турнире по $10, я решил, что теперь ниже третьего опускаться не буду. Про банкролл-менеджмент я тогда тоже ничего, конечно, не знал», — рассказывал о старте своей покерной карьеры Демидов в интервью gipsyteam.

Иван ярко засветился в покерной индустрии. В 2008 году он стал первым игроком, попавшим за один сезон за финальные столы главных турниров Мировой серии покера в Лас-Вегасе (WSOP) и Лондоне (WSOPE). В том году он уступил в финале WSOP Soul датчанину Питеру Истгейту и занял второе место, заработав 5,8 миллиона долларов.



В своё время я, как и многие из вас, читающих этот блог, активно отдавал себя кибер-спорту. Буквально с раннего утра до позднего вечера, (или с вечера до утра, как было чаще всего) тренировал свои навыки, собирал команду и пытался выстрелить на каком-нибудь турнире.

Это было потрясающее время, сейчас я вспоминаю о нем с ностальгией, с небольшим волнением и учащением пульса :) Почему же пришлось отказаться от всего этого? Почему профессиональные игроки, у которых все получается, как нам кажется, уходят из кибер-спорта? Вы скажете: да тут все понятно и тема пережевана уже сотни раз, но нет.

Практические любые проблемы в нашей жизни связаны напрямую с финансовой политикой. В киберспорте, на сегодня, это главная проблема. Низкие заработные платы или вообще их отсутствие, а также команды, которые не имеют спонсоров и официальных контрактов, а соответственно и к трудовому стажу они ничего приписать не могут.

Вроде бы причем тут трудовой стаж?

Я люблю думать о будущем, планировать некоторые свои проекты и то, как они будут в дальнейшем развиваться и процветать. Еще в далекие годы моей кибер-спортивной карьеры, я начал задумываться над дальнейшими путями развития моей карьеры. Да, я не был ПРО игроком с именем и понял, что мне это и не нужно! В лет 30-35 (а скорее всего намного раньше), когда ты уже будешь на горизонте своей карьеры, многие молодые таланты будут обгонять тебя по всем показателям и тогда ты скажешь: «Всё! Я ухожу!».

Но куда? Ты посвятил этому всю свою сознательную жизнь. Не будем говорить о поприщах комментаторов и стримеров, их сейчас и так много, заработок не велик, а вакансии не резиновые. Тут нет свободных мест для тысячи новобранцев и вопрос остается открытым.

Вернемся к трудовому стажу.

Вы занимаетесь своей карьерой, но при этом у вас нет трудового стажа, как у обычного гражданина. Это значит, что вам не предусмотрена киберспортивная (спортивная) пенсия, хотя такой и в природе не существует, да и звучит как-то нелепо на первый взгляд.

Пенсионное обеспечение профессиональных спортсменов осуществляется на общих основаниях в соответствии ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации. Предусмотрено, что в соответствии с пенсионным законодательством могут устанавливаться льготы по пенсионному обеспечению спортсменов, входивших в состав сборных команд Российской Федерации либо сборных команд по различным видам спорта при условии:

а) если они добились высоких спортивных результатов, завоевали звания олимпийских чемпионов;

б) если они неоднократно занимали вторые и третьи места на Олимпийских играх, первые, вторые и третьи места на чемпионатах мира, чемпионатах Европы и имеют общий трудовой стаж не менее 20 лет.

Пенсии спортсменам назначаться не могут, так как данная правовая норма не является нормой прямого действия, а носит отсылочный характер. Нет этих правил и в Законе о трудовых пенсиях. Кроме пенсионного обеспечения в соответствии с Указом Президента РФ учреждена ежемесячная стипендия Президента РФ спортсменам - членам сборных команд России по олимпийским видам спорта и их тренерам в размере 15 000 рублей и утвержден Порядок ее выплаты.


Но в большом спорте эта проблема нашла свое решение.

Если вы получали получку на должности "стрелка", то исходя из Вашей з\п Вы и получите трудовую пенсию. Есть трудовая книжка, есть налоговые отчисления, есть пенсия, есть гарантии в вашей жизни.

«Кибер-спорт» и «Спорт» это сегодня разны сферы, но в большинстве своем они отличаются лишь тем, что «Спорт» уже прошел через все тернии и набрался опыта на своем поприще, а кибер-спорт только начинает.

Средний возраст киберспортсмена 18-25 лет, а проигроков продолжающих свою карьеру после 28-30 лет и вовсе можно пересчитать по пальцам. Чем живут и как зарабатывают «старички» киберспорта отложившие мыши и клавиатуры на полку? Давайте посмотрим!

Деннис «Thresh» Фонг

Член Зала славы ESL, автор руководства по стратегии в игре Quake, названной «библией Quake», а также многократный чемпион всевозможных турниров и чемпионатов по DOOM и Quake.

Карьера Денниса длилась шесть лет (с 1992 по 1998 год), и за это время геймер успел сколотить немалый капитал. Одним из самых престижных призов полученных Деннисом, за победу на Red Annihilation, стала Ferrari 328, ранее принадлежавшая одному из владельцев id Software Джону Кармаку.



Деннис «Thresh» Фонг

По окончании карьеры Деннис вложился в собственный бизнес и основал геймерский холдинг GX Media, а после основал компанию Xfire, которую в 2006 году продал за $ 102 млн. Сейчас геймер-бизнесмен работает над социальной сетью для геймеров «Raptr», в которой уже зарегистрировано более 25 млн. игроков.

Джонатан «Fatal1ty» Уэндел

Начиная с 1999 года, Джонатан успел победить в пяти престижных турнирах, в том числе CPL и World Cyber Games и успевал выступать сразу в четырех (!) киберспортивных дисциплинах: Quake, DOOM, Painkiller и Aliens versus Predator.

По окончанию карьеры Джонатан основал компанию названную собственным никнеймом - Fatal1ty. Компания занимается производством и реализацией игровых девайсов: ковриков, мышей, клавиатур, кулеров, материнских, видео и звуковых плат, а также корпусов и системных блоков.



Джонатан «Fatal1ty» Уэндел

Эмиль «HeatoN» Кристенсен

Очередной представитель зала славы ESL за шесть лет проведенных в Counter-Strike составах команд SK Gaming и Ninja in Pyjamas успел победить в CPL World Championship и World Cyber Games.

После окончания киберспортивной карьеры занимался продвижением Counter-Strike: Source, Dead or Alive 4, FIFA 08, Forza Motorsport 2, а также занимался тренерской деятельностью. С 2012 года вернулся в родную организацию Ninja in Pyjamas, но уже в качестве генерального менеджера.


Эмиль «HeatoN» Кристенсен

Лим Ё «BoxeR» Хван

Лим Ё оставался одним из лучших в мире игроков в StarCraft на протяжении 14(!) лет (с 1999 по 2013 год). Он является единственным двухкратным чемпионов World Cyber Games, а за всю карьеру успел победить в 1300 всевозможных турниров, за что и получил свое прозвище – «Император Терранов» и собрал личную армию фанатов в 600 тысяч человек.

По окончании карьеры Лим Ё написал две книги, прошел военную службу и профессионально занялся игрой в покер.

Ярослав «NS» Кузнецов

Одна из звезд Dota 2 состава Virtus.pro Ярослав «NS» Кузнецов, за девять лет карьеры успел победить в 24 турнирах и сыграть за многие СНГ команды, однако наибеольшего успеха достиг именно в Virtus.pro.



Ярослав «NS» Кузнецов

С 2014 года Ярослав является одним из лучших комментаторов и аналитиков по Dota 2. Фанатам игры прекрастно известно, что ни одно крупное мероприятие по ире от Valve не обходится без голоса и участия NS’а.

Сергей «starix» Ищук

Основной игрок Counter-Strike состава «Рожденных побеждать» с 2009 по 2015 год, после провального выступления команды на ESL One Katowice 2015 перестал быть игроком и занял позицию менеджера и главного тренера команды.



Сергей «starix» Ищук

— Олег, расскажи, как ты попал в профессиональный компьютерный спорт?

— Я играю примерно с 2007 года. Как и все игроки старой закалки, начинал играть в калининградских компьютерных клубах. Отыгрывал много игр ежедневно и постепенно повышал свой уровень игры, пока не стал чувствовать, что пора переходить на новый уровень и заниматься этим более серьезно. Первой моей профессиональной командой стала московская «zNation». После квалификации на TI2 (The International 2012 — крупнейший в мире чемпионат по игре DotA2 в 2012 году — прим. «Афиши Нового Калининграда. Ru»), где мы победили «Virtus.pro», самую титулованную российскую команду в компьютерном спорте, но не получили путевку в Сиэтл, меня позвали играть в «Virtus.pro». Так и начался мой путь.

— Правильно ли я понимаю, что в киберспорте есть не только игроки, но и тренеры, как, например, в футболе или баскетболе?

— Да, тренеры в обычном понимании этого слова в компьютерном спорте появились не так давно. Несколько лет назад в игровой индустрии стали крутиться большие деньги, да и уровень игроков существенно вырос, поэтому появилась необходимость в более глубоком анализе своей игры и игры противников. Так же, как и в других видах спорта, тренеры — это бывшие игроки, которые после завершения своей профессиональной карьеры получили контракт на тренировку команды. В моей дисциплине свой тренер есть примерно у 10–15 именитых команд. Кстати, иногда, тренеру приходится заменять игрока команды на соревнованиях. Вот, например, недавно одному китайскому игроку не выдали визу в США, и вместо него выступать на крупнейшем турнире по «DotA2» с общим призовым около 20 миллионов долларов будет его тренер.

— Сколько часов в день занимают твои тренировки?

— Чтобы поддерживать себя в форме, стараюсь играть минимум три матча в день. Перед официальными играми мы с командой отыгрываем серии матчей против других команд. Если официальных игр нет, то тренируемся весь вечер. В среднем получается около 32 часов с учетом дней выходных.

— Есть ли у тебя официальная зарплата?

— Есть. Точную цифру назвать не могу, но на жизнь хватает. Также нам уходит большая часть призовых, которая распределяется между всеми игроками.



— Как семья и близкие относится к твоему увлечению, которое уже переросло в настоящую работу?

— По началу все близкие были против моего увлечения и считали, что это пустая трата времени. Но после пары удачных выступлений и появления стабильной заработной платы, отношение изменилось в лучшую сторону. Папа иногда смотрит трансляции с турниров, в которых принимает участие наша команда (трансляции организовываются в интернете и по количеству просмотров иногда обгоняют привычные виды спорта — прим. «Афиши Нового Калининграда.Ru»), ну, а мама изменила свое отрицательное отношение на нейтральное. конфликтов сейчас с родителями нет. Думаю, они поняли что для меня это не просто мимолетное увлечение, а более серьезное, тем более, что компьютерный спорт продолжает активно развиваться уже несколько лет и охватывает все большую аудиторию, появляются определенные перспективы.

— Чем ты занимаешься в свободное время, какие еще увлечения и хобби имеются, что помогает расслабиться в свободное время?

— В свободное время, я люблю кататься на велосипеде и пытаюсь заставить себя учиться. С учебой иногда возникают проблемы (смеется). Также я очень люблю путешествовать, но в последнее время никуда так и не удалось выбраться, так как график тренировок очень насыщенный.

— Что думаешь насчет недавнего признания компьютерного спорта официальным видом спорта в России? Может ли это дать толчок развитию киберспорта?

— Не уверен, что это признание может резко повлиять на общее отношение к киберспорту, но это уже . Глядишь, скоро дойдём до уровня Кореи или Китая, где компьютерный спорт достиг невероятных высот и увлекает миллионы людей.

— Расскажи подробнее о самой игре для тех, кто не в теме. В чем её суть, есть ли распределение по ролям?

— Если вкратце, то «DotA» — это командная игра, где пять игроков одной команды, противостоят пяти игрокам другой команды. Побеждает команда, которая первой уничтожит основное здание вражеской команды. Есть ряд условий, которые нужно выполнить, чтобы иметь возможность нанести хоть урон вражескому строению, поэтому сразу нестись вперед, сломя голову, и закончить игру за несколько минут не получится. Игра начинается с выбора героев, на которых будет отыгрывать команда. Героев на данный момент уже больше ста, и все они уникальны — у каждого, как правило, есть три способности и одна суперспособность, а также свой набор боевых характеристик, таких как сила, ловкость и интеллект.

В процессе игры герои получают опыт, необходимый для повышения уровня, и «золото», на которое можно покупать вещи для инвентаря. Монеты в игре добываются разными путями, и потратить их можно , поэтому игровая экономика тоже очень важна. Среди игроков есть распределение по ролям: на данный момент роли принято кратко различать по номерам от 1 до 5. Не буду вдаваться в подробности, так как это займет еще полчаса, но если кратко, то герои первых трех ролей имеют большее финансовое благополучие в игре и лучшую статистику по окончанию матча. Герои четвертой и пятой позиции — это герои поддержки, которые ставят успех команды выше собственного благополучия и всячески помогают своим партнерам, обеспечивая другим ролям преимущество.

Человеку, который ни разу не играл в «DotA2», порой трудно понять, что же происходит на экране. Даже мое краткое объяснение — довольно поверхностное, а в игре есть еще много всего интересного: стратегии, «пики» и «баны», леса, руны,«тайминги», «ганги», — множество прочих непонятных для обычного обывателя слов, которые делают игру невероятно глубокой и уникальной в каждом матче.



— Какая твоя любимая роль в команде?

— По настроению. Частенько играю на позициях, так называемых героях поддержки, чтобы понять силу некоторых «метовых» героев (персонажей, которые очень сильны в текущей версии игры, поэтому часто появляются в матчах — прим. «Афиши Нового Калининграда.Ru») и узнать все их сильные и слабые стороны, чтобы более эффективно играть против них и не допускать лишних ошибок в дальнейшем. Ну, а так играю на героях второй позиции (одна из наиболее требовательных к умениям игрока ролей в команде — прим. «Афиши Нового Калининграда.Ru»). Обычно все начинают играть на позициях. Со временем некоторые понимают, что это не их роль, и начинают пробовать другие. Ну а меня всё устраивает.

— Как часто проходят турниры, бывают ли неудачные выступления?

— Турниры проходят достаточно часто. Каждый месяц можно найти, как минимум, один турнир, в котором хочется принять участие, и проходит он отнюдь не за один день. С каждым годом таких турниров становится все больше и больше, и самые успешные команды чувствуют себя настоящими туристами. Сегодня они отыгрывают турнир в Шанхае, завтра проводят тренировки в Атланте, чтобы через неделю собраться в Киеве на очередном игровом событии.

Неудачные выступления бывают, с этим ничего не поделать. Иногда не хватает подготовки или просто не идет игра, что сказывается на результатах. Самое главное во всем этом — не поддаваться негативным эмоциям и не пытаться конфликтовать со своей командой, пытаясь найти виноватого, как принято у многих российских игроков. В нашей команде мы стараемся избегать деструктивного подхода с критикой друг друга во время матчей, стараемся спокойно доигрывать даже самые неудачные игры, а минусы игры разбирать чуть позже, на «холодную голову».

— Что наиболее важно для успеха команды: мастерство игроков, атмосфера внутри, уровень заработной платы или другое?

— Все эти условия важны, но основная вещь — это некая «химия» игроков внутри команды. Иногда бывает так, что даже если собрать очень хороших игроков, игра вместе у них может не клеиться характеров и прочих аспектов.

— Хотел бы ты принять участие в развитии киберспорта в Калининградской области? Например, стать медийной персоной, участвовать в проведении местных турниров, их освещении или, может, даже обучении молодежи?

— Пока не особо горю желанием заниматься такими вещами. Основная причина — нехватка времени. Сейчас я больше нацелен на совершенствование в плане игры, и все свободное время уходит на тренировки. Однако, в будущем, после завершения профессиональной карьеры игрока, я бы не отказался стать тренером. Но пока буду востребован как игрок — буду играть.

— Насколько сильно может отличаться возраст игроков на профессиональной киберспортивной арене?

Вопрос возраста в киберспорте очень актуален. В 25 лет игрок зачастую уходит на «пенсию», отыграв 10–12 летнюю карьеру. У него появляются другие интересы, или сказывается банальная нехватка времени на поддержание достаточного для конкуренции уровня игры. Лучшие команды получаются из составов, в которых есть игроки разных возрастных групп. Хороший пример — команда «Evil Geniuses», выигравшая крупнейший турнир 2015 года и 6,6 млн. долларов призовых. Самому молодому игроку команды на тот момент было 16 лет, а самому взрослому — 27. Молодые игроки могут уделять огромное количество времени тренировкам и становятся действительно грозными соперниками, компенсируя свой не самый большой опыт часами упорных тренировок.

«Старички» — это игроки за 25–30 лет, они наоборот не могут отыгрывать по 10–12 часов в день семьи и прочих факторов, но обладают огромным опытом в своей дисциплине, который позволяет им прочитывать игру наперед и разрабатывать стратегию. Эта синергия позволяет игрокам компенсировать слабые стороны друг друга и приводит команду к победе. Есть, впрочем, другие дисциплины, в которых средний возраст игроков может быть выше, доходя иногда до 30–35 лет.

— Какие советы ты можешь дать начинающим игрокам?

Смотрите трансляции и повторы игр профессиональных игроков, анализируйте их игру: почему и зачем они сделали действие, — и делайте выводы. Этот совет — для тех, кто уже разобрался в игре. Совсем начинающим надо просто изучать героев, то, на что они способны, карту и ее преимущества, общую механику игры. Никогда не флеймите («флеймить» на сленге игроков означает «спорить» — прим. «Афиши Нового Калининграда.Ru»), это выигрывать вам никак не поможет.

Текст — Владлен Нечаев для «Афиши Нового Калининграда.Ru», фото из личного архива собеседника

Читайте также: