Как дела на украине с зарплатами и пенсиями

В украинском бюджете образовалась огромная бюджетная дыра. С таким пессимистичным заявлением выступил первый заместитель председателя комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Верховной рады Ярослав Железняк. По его словам, страна осталась без денег, а в государственном бюджете 2020 года не хватает как минимум 40 миллиардов гривен ($ 1,4 миллиарда).

Государство, по мнению депутата, пока способно платить зарплаты, пенсии, внешний долг и финансировать некоторые программы в оборонной отрасли, но на все остальное денег уже нет. Железняк заявил, что сейчас власти нужно как-то найти деньги на внешних рынках или сокращать расходы.

Что ж, видимо, ключевое слово тут «пока». Железняк все же депутат от «Голоса», а не от ОПЗЖ, так что он вполне может смягчать формулировки.

А вот бывший грузинский президент и одесский губернатор Михаил Саакашвили смягчать формулировки не привык. Он в начале недели заявил о том, что экономику Украины в ближайшее время ждет неизбежная катастрофа, а уже с начала следующего года возникнут проблемы с социальными выплатами. К таким последствиям, по его мнению, может привести карантин выходного дня.

Напомню, ранее на Украине ужесточили ограничительные меры в связи с новой волной пандемии коронавируса: с 00.00 субботы до 00.00 понедельника могут работать только объекты критической инфраструктуры — продуктовые магазины, аптеки, транспорт.

Это вызвало предсказуемую волну возмущения по всей стране, представители бизнеса и сотрудники сферы услуг вышли на акции протеста с требованием отменить эти меры.

Конечно, тут стоит отметить, что кризис из-за пандемии затронул весь мир, во многих странах действует полный локдаун, так что украинскому бизнесу в какой-то степени еще повезло. Просели все ведущие экономики мира — Китай, США, Евросоюз. Не грех ли жаловаться в такой ситуации?

Но Китай, США и ЕС кризис как-нибудь переживут, хотя тысячам разорившихся предпринимателей и миллионам потерявших работу от этого вряд ли будет легче. А вот Украина, чья экономика много лет находится в состоянии комы, может и не пережить. В прямом смысле слова.

Да, экономика Украины после отказа от кооперации с Россией (которая всю первую четверть века незалежности только и позволяла выживать) оказалась абсолютно нежизнеспособна, и пресловутая «евроинтеграция» ей взамен не дала ничего.

Хотя, дала — кредиты. Напомню, только МВФ после 2014 года уже одолжил Киеву свыше $ 30 млрд.

Собственно говоря, «кредитная игла» — это единственное, что позволяло Украине выживать последние годы. Понятно, что новые транши в основном уходили на погашение прежних, большая часть остального банально разворовывалась, но все же, если бы не было и этого, в стране давно наступил бы, извините, «кирдык» — нечем стало бы платить зарплаты и пенсии, начались бы голодные бунты и т. п.

Я, конечно, немного драматизирую, как и Саакашвили и прочие пророки катастрофы, но в целом страна идет именно в этом направлении.

Второе, что позволяет украинцам не умереть с голоду, — это переводы от «заробитчан». До начала кризиса, напомню, на заработках за границей находилась, только по официальным данным, пятая часть населения. В прошлом году они перевели на родину $ 12 млрд.

Но коронавирус закрыл это «окно возможностей» вместе с границами. После чего все взоры надежды обратились на Запад. Но тут как гром среди ясного неба: «МВФ не даст денег».

Напомню, этой весной Украина договорилась о выделении ей $ 5 млрд, и даже получила первый транш в $ 2,1, Нацбанк Украины уже приготовил карманы для следующего… Но дальше что-то пошло не так…

МВФ не рассматривает выделение Украине чрезвычайного финансирования, заявил на днях министр финансов Сергей Марченко.

В чем причина такого обидного «кидалова» со стороны западных партнеров? Ведь Киев пошел на самоубийственные для власти шаги именно под давлением Запада: принял закон о реприватизации банков, повысил цены на ЖКУ и разрешил продавать землю, на что не решался много лет.

Более того, летом стали известны подробности засекреченного меморандума о сотрудничестве — пресса постаралась. Оказалось, что Киев теперь обязался повысить пенсионный возраст, продолжить самоубийственную «реформу» здравоохранения имени Доктора Смерть Ульяны Супрун, закрыть «лишние» школы и снять ограничения на повышение коммунальных тарифов.

Это была бомба. Возмущению тогда просто не было предела.

А тут еще МВФ начал Украину откровенно «динамить». Визит делегации, запланированный на июль, так и не состоялся. Объяснение было стандартным для таких ситуаций: продолжаются дискуссии по выполнению параметров и показателей кредитной программы, ждите.

Визит главы НБУ в Вашингтон уже в начале ноября ничего не дал, а когда сразу после этого президент Украины Владимир Зеленский позвонил главе МВФ Кристалине Георгиевой, ему ответили, что пока не видят возможности.

Все просто. Во-первых, не забываем про кризис, от которого страдает весь мир, а не только Украина. В другое время — не жалко, Запад готов сколько угодно спонсировать Киев, пока тот выполняет свою главную функцию — Моськи по отношению к России. Но времена изменились, самим мало, «лишних» денег нет.

Киев очень долго сопротивлялся проведению людоедских реформ, что не могло не раздражать кредиторов. Последней каплей стал демарш Конституционного суда, который, напомню, открыто выступил против западных «хозяев». Речь о таких решениях, как признание превышением полномочий предыдущим президентом Петром Порошенко, назначившим главой НАБУ Артема Сытника (который недавно сам оказался в реестре коррупционеров), а также ограничение полномочий НАПК.

Это и впрямь было бунтом на корабле, поскольку указанные органы были созданы Западом для контроля чиновников и олигархов на Украине, фактически — инструментом внешнего управления. Сказать, что «хозяева» остались крайне недовольны, — все равно, что ничего не сказать. Зеленский в отчаянии попытался распустить КСУ, на что получил обвинения в госперевороте и очередной раскол внутри украинских элит. Точнее, наоборот, не раскол, а оппозицию против себя, что сделало его положение еще более шатким.

Еще один момент, который никак не мог понравиться западным кредиторам, — это те самые дыры в бюджете и то, как правительство пыталось их латать. Только за 10 месяцев текущего года дефицит бюджета значительно превысил годовые показания прошлых лет (111 млрд гривен против 59,2 млрд за весь 2018-й). На Западе сочли, что бюджет слишком мало получает и слишком много тратит. А чтобы это исправить, либеральная буржуазная экономика не знает ничего эффективнее поднятия налогов и урезания социалки. В итоге Киеву было выставлено требование переписать бюджет на 2021 год.

Для украинских властей это очередной шаг к суициду, который, хоть и растянулся на годы, рано или поздно приведет к логическому концу. Впрочем, деваться некуда, и власти продолжили принимать меры по вытрясанию остатков денег из карманов украинцев.

Приведет ли это к смягчению позиции Запада?

Думаю, да. Но лишь после того, как Запад заставит Украину выполнить все выставленные условия до последнего. И надо понимать, что через какое-то время деньги понадобятся снова, а это значит новые условия и новое наступление на социалку. Напомню, недавно премьер-министр Денис Шмыгаль договорился до того, что через 15 лет на Украине нечем будет платить пенсии и их просто отменят.

В общем, «кредитная игла» она на то и «игла», чтобы с нее не так просто было соскочить. Впрочем, соскочить, конечно, можно было бы. Но лишь одним способом — обратившись за помощью к России. Но на это майданные власти не пойдут никогда.

Украинцам навязали ложную национальную идею, которая заключается в том, что «все должны умереть для того, чтобы как-то насолить России», заявил недавно депутат Верховной рады от ОПЗЖ Ренат Кузьмин. Он, правда, имел в виду стратегию национальной обороны, предусматривающую использование странами НАТО территории Украины для войны с Россией, и недавний указ Зеленского, разрешающий проводить учения альянса в стране круглый год.

Но фраза символическая, и касается она не только войны, но и мира.

Взять хотя бы вакцину от коронавируса, которой Украине очень не хватает сегодня. Вакцина есть у России, и можно не сомневаться, что Москва поставила бы ее братскому народу по низкой цене. Или можно было и вовсе договориться о ее производстве по лицензии на территории самой Украины. Но ведь это же зрада ганебная!

Поэтому власти Украины обращаются к международной коалиции СOVAX.

Да, российская вакцина чуть дороже, зато эффективность ее доказана. Низкая стоимость — не значит качество, скорее наоборот. Тем более что за российской вакциной уже очередь — 50 стран хотят ее купить. И Украина могла бы получить ее в приоритетном порядке. К тому же еще в октябре опросы показали, что 59% жителей Украины выступают за покупку российской вакцины.

Но киевские русофобы скорее умрут от «короны», чем купят для населения российское (при том что товарооборот самый большой остается с Россией, но на вакцине, очевидно, не заработаешь). Вернее, они-то, скорее всего, и не умрут — к их услугам лучшая медицина. Вон сам Зеленский излечился, превратив свою борьбу с Covid-19 в политическую историю успеха. Вернее, попытался — едва ли простые люди, которые сегодня мрут как мухи, это оценят.

А между тем Минздрав Украины предупреждает о риске заражения трех четвертей населения, но властям плевать: меньше народу — больше денег сэкономят… И вот уже министр внутренних дел Арсен Аваков требует немедленно ввести локдаун на три-четыре недели. Для начала. По его словам, правительство уже занимается этим вопросом.

Но вспоминаем предостережение Саакашвили. Он, возможно, клоун, но далеко не дурак и говорит правду. А по мнению Саакашвили, нынешняя ситуация является признаком кризиса и очень тяжелой стагнации и поэтому дополнительные ограничения только ухудшат ситуацию.

«Экономика этого не выдержит, она лопнет, это вызовет трагедию миллионов новых людей», — говорит он.

Вызовет. Но украинцы народ терпеливый — седьмой год терпят эти эксперименты. К тому же климат позволяет огородами спасаться от голодной смерти. А кто все же не переживет кризис, то, как говорится, «не вписались в рынок». Ну или в новый постковидный мир. В конце концов, Запад все же не позволит начаться голоду, да и до дефолта постарается не довести — Украина еще пригодится. Если, конечно, мировой кризис окончательно не выйдет из-под контроля и будет чем подкармливать еще и голодающих украинцев.

Лично мне тут сразу вспоминается недавний прогноз МВФ, согласно которому численность населения Украины в ближайшие годы может сократиться на миллион человек. И это, надо понимать, еще скромно.

Впрочем, Запад давно сознательно делает все для уменьшения численности населения Украины. Ведь для обслуживания собственности новых хозяев и сбора клубники в соседних странах 40 миллионов — явно излишнее количество, да и на бюджет неподъемная нагрузка…

Дмитрий Родионов,
директор Центра геополитических исследований Института инновационного развития


В начале октября 2020 года премьер-министр Украины Денис Шмыгаль выступал перед студентами Львовской политехники. Глава правительства сделал заявление, которое может шокировать миллионы украинцев. По словам Шмыгаля, через 10–15 лет государство не сможет выплачивать пенсии.


«Из-за демографии у нас все меньше будет работоспособных и все больше будет пенсионеров. Соотношение будет 1 к 2. Чтобы содержать пенсионеров, нужно будет в два раза увеличить налоги. А чтобы платить пенсии еще больше, то еще больше увеличить. Но компании не хотят увеличения налогов. И увеличение в два раза налогов невозможно. А значит, мы не сможем лет через 15 платить пенсии будущим пенсионерам. Это простая математика», — сказал Шмыгаль.

Иными словами, премьер-министр страны откровенно делает выбор между интересами компаний и возможностью выживания для миллионов пожилых украинцев. В то же время заместитель Федерации профсоюзов Украины Александр Шубин говорит, что премьер-министр даже чересчур оптимистичен относительно сроков. По подсчетам Шубина, уже через пять лет будет невозможно платить пенсии.

Такая «простая математика» является в первую очередь прямым следствием Евромайдана и экономического курса правительства Украины с 2014 года. Деиндустриализация и «отдушина» в форме безвиза привели к выезду миллионов человек на заработки за границу.

Теперь все они, если работают легально, платят в пенсионные фонды других стран. По этой причине резко возросла нагрузка на украинский Пенсионный фонд, так как фактически работающие граждане содержат нынешних пенсионеров, которые в прошлом содержали пенсионеров своего времени. Теперь же на Украине эта система «взаимозачета» поколений не работает.

Учитывая предписанный МВФ курс на сокращение субсидий и стабильный рост коммунальных платежей, это приведет в итоге сначала к массовым неплатежам, отключению электроэнергии и газа, а затем, вероятно, к выселению за долги в массовом порядке. Таким образом, украинцы рискуют через эти 10–15 лет стать нацией бездомных.


За рубежом работают около 8 миллионов украинцев. Однако и количество пенсионеров сокращается примерно такими же темпами.

Кризис пенсионных платежей наблюдается во многих странах, в том числе и высокоразвитых, вследствие снижения уровня рождаемости. Однако в Германии и Японии в среднем по два работающих на одного пенсионера. Такое соотношение удается поддерживать благодаря привлечению миллионов рабочих-мигрантов из таких стран, как Украина, Турция, Болгария, Судан и т.д.

Можно сказать, что для поддержания своих пенсионеров развитые страны высасывают силы из других стран. Украина не может рассчитывать на такой же приток трудовых мигрантов, поскольку уровень зарплат в стране зачастую даже ниже тех стран Ближнего Востока и Африки, откуда в страны Евросоюза едут рабочие.

Уже сейчас дефицит Пенсионного фонда превышает 200 миллиардов гривен. Как говорит украинский экономист Виктор Скаршевский, его покрывают за счет бюджета.

«Постоянно растет дефицит ПФ, который погашается из бюджета. То есть часть пенсий — это уже не столько пенсии, сколько социальная бюджетная помощь. Скажем, в этом году плановый дефицит ПФ — 202 млрд гривен, но будет и внеплановый — порядка 20 млрд.

Уже сейчас ПФ одалживает у Госказначейства деньги на выплаты пенсий, и погашать долги ему сложно. Поэтому идет накопление задолженности. Если в конце лета она составляла прядка 17 млрд, то сейчас уже около 20 млрд. В проекте бюджета на следующий год дефицит ПФ заложен на уровне 203,2 млрд, но, скорее всего, будет еще дополнительная дыра до 40 млрд, которую придется перекрывать из бюджета», — отмечает Скаршевский.


В 2007 году Нацбанк Украины сформировал для своих сотрудников отдельный пенсионный фонд, в который они переводили 3% своих зарплат, чтобы получить дополнительную пенсию со временем. Эти средства НБУ вкладывал в «прибыльные предприятия». В итоге вложенные средства испарились вскоре после победы Евромайдана — в 2015 году.

Пропало в общей сложности около миллиарда гривен. И пропали они, потому что экономические «гении» государственного Нацбанка вкладывали эти средства исключительно в убыточные предприятия (как правило, неликвидные частные банки). В целом же в этой схеме просматриваются все признаки аферы, в результате которой пострадали около 13 тысяч рядовых сотрудников НБУ.

Если государственный Нацбанк грабит своих же, несложно представить, как разыграются аппетиты банкиров в отношении обычных украинцев.

Государство может, конечно, ввести накопительную систему в обязательном порядке, то есть фактически ввести еще один налог, против чего выступал Шмыгаль. Однако при нынешнем уровне зарплат это лишь приведет к еще большему оттоку рабочей силы и уходу в тень оставшихся предприятий.


«Есть лучшая сторона Европы» — под таким названием Институт мировой политики проводил тогда информационную кампанию. В форме комиксов украинцам рисовали их незавидное настоящее и прекрасное будущее.

«В Германии средняя пенсия — около 800 евро в месяц, во Франции минимальная пенсия составляет 500 евро в месяц, в Великобритании — 760 евро. В Украине средняя пенсия составляет примерно 137 евро (1438 гривен)», — говорилось в «еврокомиксах».

Через два года средняя пенсия снизилась до уровня 58 евро из-за девальвации национальной валюты. Спустя почти 7 лет премьер-министр Украины открыто заявляет, что пенсии вообще не будет.

Такие заявления, скорее всего, заставят еще большее количество украинцев рассчитывать только на себя. Еще больше оставшихся на Украине работников пожелают уехать на заработки, чтобы заранее сделать личные накопления на старость. В результате дефицит Пенсионного фонда будет расти уже в геометрической прогрессии.

  • Теги
  • пенсии,
  • Пенсия,
  • Украина


В Украине с декабря повысится прожиточный минимум, что повлечет за собой повышение зарплат бюджетников. Повышенные выплаты граждане начнут получать уже с 1 января 2021 года.

"Vesti.ua" собрали главное, что изменится в жизни украинцев с 1 декабря.

Вырастет прожиточный минимум, пенсии и соцвыплаты

Повышение прожиточного минимума с 1 декабря традиционно спровоцирует рост пенсий и других соцвыплат.

Прожиточный минимум по категориям будет выглядеть так:

  • для детей в возрасте до 6 лет – 1 921 гривна;
  • для детей в возрасте 6 – 18 лет – 2 395 гривен;
  • для трудоспособных лиц – 2 270 гривен;
  • для лиц, утративших трудоспособность – 1 769 гривен.

Отметим, что минимальная зарплата прямо не привязана к прожиточному минимуму, и в декабре останется на уровне 5 000 гривен. Но индексация зарплаты к прожиточному минимуму все же прикреплена: в декабре она составит 2 270 гривен. Индексацию должны обязаны все работодатели.

Минимальный размер пособия по безработице останется прежним, а вот максимальный вырастет до 9 080 гривен (4 прожиточных минимума).


Минимальная пенсия увеличится на 57 гривен и будет составлять 1 769 гривен. В свою очередь максимальная пенсия вырастет с 17 210 до 17 690 гривен. Прибавка за каждый год страхового стажа сверх нормы (у женщин — 30 лет, у мужчин 35), которая сегодня составляет 17,1 грн, с 1 декабря увеличится до 17,6 грн.

Одиноким украинцам, которым больше 80 лет, с декабря будут начислять 707 гривен 60 копеек - это 40% от прожиточного минимума.

Минимальная пенсия, соответственно, вырастет с 1720 до 1769 гривен.

Из-за роста прожиточного минимума в Украине повысятся налоги физлицам-предпринимателям. С декабря І группе придется платить ЕСВ 1320 грн (22% от минимальной зарплаты) + единый налог 227 грн; II группе — ЕСВ 1320 грн. + единый налог 1200 грн. (20% от минималки); III группе — ЕСВ 1320 грн. + ​5% от дохода или 3% + НДС.

Алиментов будут начислять больше

Минимальный размер алиментов:

  • для детей в возрасте до 6 лет – 960,5 гривны;
  • для детей в возрасте от 6 до 18 лет – 1 197,5 гривны.

Рекомендованные выплаты, к которым суд может обязать, вдвое больше – 1 921 гривна и 2 395 гривен соответственно.

Помощь на детей, над которыми установлена опека или попечительство:

  • в возрасте до 6 лет – 4 803 гривны;
  • в возрасте 6 – 18 лет – 5 988 гривен.

Социальная помощь на детей с инвалидностью, над которыми установлена опека или попечительство:

  • в возрасте до 6 лет с инвалидностью – 6 724 гривны;
  • в возрасте от 6 до 18 лет – 8 383 гривны.


Декретные выплаты для работающих родителей или ФЛП зависят от размера дохода. Для безработных – не менее 2 383 гривен за 126 дней (25% от прожиточного минимума).
Пакет малыша с декабря – 5 763 гривны (минимум 3 прожиточных минимума для ребенка до 6 лет).

Подорожает электроэнергия

С 1 декабря в Украине повышается тариф на передачу электроэнергии на 30%. Так, стоимость электричества для НЭК "Укрэнерго" составит 312,76 гривны за МВт-час. Соответствующее решение приняла Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг.

"Принять постановление НКРЭКУ "О внесении изменений в постановление НКРЭКУ от 10 декабря 2019 года № 2668" (относительно пересмотра тарифа на услуги по передаче электрической энергии ЧАО "НЭК "Укрэнерго" с 01.12.2020)", - говорится в решении Комиссии.

Отметим, что до первого дня зимы тариф на электроэнергию составлял 240,23 гривны за МВт-ч, а с 1 декабря 2020 года стоимость возросла до 312,76 гривны за МВт-ч.

Укрзализныця возобновляет движение поездов

  • Укрзализныця накануне зимних праздников возобновляет движение по ряду направлений. Также часть маршрутов продлят и увеличат периодичность курсирования поездов.
  • Восстанавливают движение следующие поезда:
  • № 13/14 Киев – Солотвино (Тересва) ежедневно из столицы с 13 декабря, обратно с 14 декабря.
  • № 26/25 Одесса – Львов (Ужгород)/Рахов ежедневно из Одессы с 13 декабря, обратно с 14 декабря.
  • № 58/57 Ковель – Одесса через день из Ковеля с 13 декабря, из Одессы с 14 декабря.
  • № 70/69 Мариуполь – Львов ежедневно из Мариуполя с 13 декабря, из Львова – с 15 декабря.
  • № 138/137 Хмельницкий – Лисичанск с 13 декабря ежедневно из Хмельницкого, обратно 14 декабря.
  • № 357/358 Киев – Рахов ежедневно с 18 декабря из Киева, с 19 декабря – из Рахова.
  • № 745/746 Киев — Славское ежедневно с 15 декабря в обоих направлениях.
  • № 142 Львов – Бахмут (уже курсирует);
  • № 217/218 Киев – Рахов (уже курсирует).

Будут курсировать дополнительные поезда:

  • №168 Львов – Одесса будет ездить в обоих направлениях 30 декабря 2020 и 3 января 2021.
  • №198 Ковель – Львов осуществит рейсы в обоих направлениях 30 декабря 2020 года, 3, 6, и 10 января 2021 года.
  • № 768/767 Киев – Херсон, из Киева будет курсировать 29, 30 декабря 2020 года, 3 и 10 января 2021 года, из Херсона – 30, 31 декабря 2020 года, 4 и 11 января 2021 года.


Будут дополнительные рейсы поездов:

  • № 774 Киев – Шостка: 30 декабря 2020 и 6 января 2021.
  • № 782 Киев – Черкассы: 30 декабря 2020 и 6 января 2021.

Продолжат маршрут поезда № 779/780 Сумы – Винница.

С 13 декабря 2020 года ежедневно будут курсировать поезда:

  • № 41/42 Днепр – Трускавец;
  • № 43 Ивано-Франковск – Киев;
  • № 45/46 Лисичанск – Киев;
  • № 118/117 Черновцы – Киев.

Ограничения на период праздников

В декабре украинцы получат дополнительные выходные: 23 – 25, когда христиане западного обряда отмечают Рождество, и с 30 декабря по 1 января – Новый год. При этом рабочими будут субботы 29 декабря (вместо 31) и 22 декабря (вместо 24).

Однако уже понятно, что сами зимние праздники пройдут с рядом карантинных ограничений.

Так, главную елку в Киеве в этом году "зажгут", как положено, 19 декабря. И Рождество, и Новый год будут отмечать без концертов и массовых гуляний. На Софийской площади не будет традиционных ярмарок с едой, обещают только полуоткрытые киоски с напитками. Несколько фудкортов и сувенирных домиков будет на Андреевском спуске и на Владимирской горке. Праздничные мероприятия планируют и возле арки Дружбы народов.


Паспорта из приложения "Дия" можно показывать в банках

С 1 декабря в банках можно будет проводить кассовые операции с помощью электронных документов в мобильном приложении "Дия"

То есть клиентам банков, которые имеют электронный паспорт в "Дие", больше не нужны бумажные документы для подтверждения своей личности в банковском отделении.


Ещё не так давно у властей страны были гигантские планы на тему повышения заработной платы. В ближайшие годы намечалась целая серия индексаций, темпам которой могли бы позавидовать даже европейцы. Однако с зарплатным популизмом придётся расстаться, так как дыра в бюджете обретает такие масштабы, что настоящей головоломкой становится исполнение даже текущих социальных обязательств.

Как стало известно, 26 ноября украинский Кабмин согласовал доработанный проект государственного бюджета на следующий год. Одной из крайних, но очевидно не последних правок в планах на грядущий год явился отказ от ранее согласованного повышения минимальной заработной платы. Изначально она должна была составить 6500 тысяч гривен, начиная с 1 июля 2021 года. Теперь же законодатели отложили вопрос фактически на год — до 1 декабря будущего года. Впрочем, одно повышение власти сохранили: с 1 января минималка достигнет 6000 тысяч гривен.

Большая внутриполитическая игра с повышением украинской минимальной зарплаты началась в 2017 году. Тогда правительство Владимира Гройсмана стремительно теряло поддержку со стороны населения на фоне запуска большого пакета антисоциальных реформ. Дабы переломить негативный тренд, власти пошли на весьма смелый шаг: минимальная зарплата была сходу удвоена — с 1600 до 3200 гривен. Под занавес правления Петра Порошенко повышение продолжилось. К выборам 2019 года манималку дотянули до 4173 гривен. Затем Владимир Зеленский перенял эстафету и в начале 2020 года установил минималку на уровне 4723 гривен. А с 1 сентября 2020 года показатель был округлён до 5000 гривен. В итоге за прошедшие три года минимальная зарплата номинально выросла более, чем в три раза. Не многие страны могли бы похвастаться подобной динамикой.

И отныне украинская минимальная оплата труда является самой высокой среди стран СНГ. В пересчёте на доллары украинский МРОТ теперь составляет 175 $, в то время как в России он соответствует 160 $, в Белоруссии — 140 $, а в Казахстане около 100 $. Но это только начало. Ещё летом в правительстве Дениса Шмыгаля была утверждена программа экономического и социального развития страны на 2021—2023 годы. Как водится, программа преисполнена оптимизмом, адекватное обоснование которого напрочь отсутствует. К примеру, предполагается, что ВВП страны будет расти на 4—5% в год. А показатель среднемесячной заработной платы и вовсе пойдёт «на взлёт». К примеру, власти прогнозировали, что уже в 2021 году она достигнет 13,6 тысяч гривен, а в 2023 году — 17,2 тысяч или 604$.

Впрочем, в реальности внушительные темпы роста украинской зарплаты и ещё более амбициозные планы на будущее — не более, чем игра с красивыми цифрами. Достаточно сказать, что прожиточный минимум в настоящее время составляет жалкие 2118 гривен (74$) и едва ли индексация этого показателя была столь же динамичной в последние годы. Относительно выросшей втрое минималки размер прожиточного минимума с 2017 года увеличился только на 418 гривен. Между тем, расчёт заработных плат для многих категорий работников осуществляется именно на основе прожиточного минимума, а не цифры минимальной оплаты труда. А иначе как объяснить тот факт, что согласно данным Госстата за 2019 год 50,5% населения Украины проживает на доходы, не превышающие 5000 гривен — то есть текущего уровня минимальной зарплаты.

Стоит признать, что, конечно, есть и те категории работников, которые всё же выиграли от «зарплатной кампании» последних лет. Это часть госаппарата, а также работники некоторых крупных компаний. Собственно, возросшие расходы на них и вынуждают власти притормозить с индексацией из-за пустеющей казны.

Так или иначе, феномен бурного роста зарплаты раскрывается весьма нехитро. За повышением показателя правительством Гройсмана скрывается «большое ограбление» населения Украины, совершённое в 2014—2017 годы. Дело в том, что в эти годы власти практически не индексировали ни зарплату, ни тем более прожиточный минимум и пенсии. Суммарный прирост минималки в эти годы составил 382 гривны или 23%. При этом, как известно, этот период славился неконтролируемым витком инфляции, которая за тот же период составила более 94%. Так реализовывалась оглашённая Арсением Яценюком в 2014 году политика «затягивания поясов». В результате, инфляция съела не только весь объём копеечных индексаций, но и глубоко залезла в карман граждан, отгрызая большой кусок от и без того невысокого благосостояния. Кульминация этой политики наступила при позднем Порошенко, когда зимой 2018 года средняя платёжка за услуги ЖКХ существенно превысила величину прожиточного минимума: 2500 гривен против 1853 гривен.

И, по сути, серия неоднократных повышений зарплаты последних лет является лишь попыткой компенсировать украденное у граждан и вернуться по уровню жизни в 2013 год.

Впрочем, и эта задача — отныне становится невыполнимой. Казна пуста, причём настолько, что власти не могут исполнить даже текущие обязательства, не говоря о какой-либо индексации зарплат и социальных выплат. В частности, согласно данным Госказначейства Украины, по состоянию на 23 ноября, у правительства накопилось более 9,4 миллиарда гривен неоплаченных бюджетных обязательств. И даже эту совершенно не астрономическую сумму власти затрудняются найти. Причём около 3 млрд. из этой цифры приходится на защищённые статьи расходов бюджета. То есть речь идёт про зарплаты бюджетников, социальные выплаты и пенсии. При этом суммарная нехватка денег в бюджете к концу года может достичь 200 млрд. гривен, то есть около 7 млрд. долларов. Причём если половину этой суммы власти могут выкроить за счёт урезания различных статей расходов и, например, путём заморозки возмещений по НДС экспортёрам, то порядка 100 млрд. гривен отсутствуют в принципе. А всё дело в том, что именно этот объём (в долларах — около 3 млрд.) Киев рассчитывал получить по линии международных кредиторов.

И этих денег до конца года Украина не увидит. Накануне это признал министр финансов страны Сергей Марченко: «Ситуация непростая, абсолютно непростая. Я никого не обманываю, просто говорю, что так сложилось, что значительная сумма средств до сих пор нам не поступила. Речь о более 3 миллиардах долларов США, которые были заложены у нас в бюджете. Вы говорите: дыра-дыра. Недофинансирование является значительным. Это правда», — заявил глава Минфина.

С точки зрения заработной платы текущая ситуация рискует вылиться в очередное «большое ограбление», подобное тому, что финансисты Порошенко провернули в 2014—2017 годы, спасая мелеющий бюджет. В офисе Владимира Зеленского уже фактически запущен этот сценарий: правительство начинает откладывать с индексацией зарплат и социальных расходов, и это только начало. При этом инфляционная спираль будет раскручена, и вновь съест доходы украинцев. Буквально на днях и.о. министра энергетики Юрий Бойко заявил о готовящемся повышении тарифов на электроэнергию. Повышением тарифов Киев будет пытаться изъять больше денег в бюджет, а добавит «огня» девальвация гривны из-за падения производства и экспорта, вкупе с возможной необеспеченной эмиссией гривны, которая является единственным способом закрыть масштабную брешь в казне. Итог будет очевиден: население ожидает ещё одна волна обнищания.


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.


Украина не получит транш МВФ в 2020-м, хотя и он бы не помог

Если ситуацию не исправить, денег может не хватить даже на зарплаты и пенсии

Найти решение можно и внутри страны, но тогда за покрытие дефицита заплатит каждый украинец


Украина, вероятно, не получит транш МВФ до конца 2020 года. При этом, по оценкам экспертов, страна может закончить год с дырой в 100 млрд грн. Ресурсов для покрытия такого дефицита нет.

Как государство может решить проблему, как это отразится на простых украинцах – читайте в материале OBOZREVATEL.

Еще весной из-за коронавируса дефицит государственного бюджета на 2020-й год увеличили до рекордных 300 млрд грн. А профинансировать его нужно было новыми долгами. В Минфине, в частности, рассчитывали на транши от МВФ, которых до конца 2020-го должно было быть два. Но, к сожалению, сотрудничество сорвалось, а когда возобновится – непонятно. Глава МФВ Кристалина Георгиева отметила, что для пересмотра программы необходимо достичь "полного взаимопонимания" с украинской властью. Судя по всему, этого пока не произошло. К тому же, даже наличие кредита от МВФ не решит все наши проблемы, уверяет экономист Алексей Кущ:

"Транш МВФ, который мы должны были получить в сентябре, но не получили – это 700 млн долларов (порядка 20 млрд грн). У нас дефицит запланирован на уровне 300 млрд грн, а будет выполнен примерно на 200 млрд грн. Остается 100 млрд грн. Потому 20 млрд особой погоды не делают".

По словам Алексея Куща, мы держимся за сотрудничество с МВФ по совсем другим причинам. Одна из них – возможность погашать внешние долги. "Основные деньги Украине от МВФ выделялись в 2014-2015 годах. Тогда у нас были наибольшие выплаты по внешним долгам. В последующие годы траншей или вообще не было, или они были небольшими. В 2020 году мы вошли в новый этап погашения внешних долгов. В сентябре была рекордная выплата на 2 млрд долл. Перед этим, в июне, нам в МВФ дали те же 2 млрд долларов, чтобы Украина высвободила внутренние ресурсы для погашения долга", - разъясняет Алексей Кущ.


МВФ – своеобразный "страховочный трос" для других кредиторов. Если он дает нам деньги, это служит сигналом, что мы сможем рассчитаться с долгами. Более того, кредиторы готовы одалживать дальше. В ситуации, когда мы не только не получим транш, но даже миссия МВФ не хочет приезжать в Украину, заявляя о том, что многие обязательства страны не выполнены, другие международные финансовые организации также не захотят предоставлять средства. Занимать деньги, размещая еврооблигации на мировых рынках или валютные облигации внутри страны, тоже будет сложно.

Если же кредитов ждать не стоит, откуда правительство возьмет деньги, чтобы перекрыть долги и свести показатели бюджета на конец года?

Когда нечем профинансировать расходы бюджета, вариантов выхода из ситуации не так уж и много. Кроме кредитования, можно сделать секвестр бюджета и сильно сократить расходы на ту величину, которой не хватает.

"В государстве и так происходит отставание в освоении средств, – анализирует экономист Центра экономической стратегии Анастасия Телетьон, – поэтому вероятно, что некоторые запланированные расходы просто урежут, остановив раздачу денег в конце года, как это обычно и происходит. Оставят финансирование на важнейшие сферы – выплату заработных плат, медицину, социалку, выплаты по долгам. По другим же (так называемым незащищенным расходам) – капитальным инвестициям, строительству – возможно, придется принимать сложные решения. От них нужно или отказываться, или переносить их на следующий период".

Но что именно будут сокращать в случае секвестра – вопрос на самом деле неоднозначный. Если дефицит будет слишком большой, капитальных инвестиций может и не хватить. В таком случае могут урезать расходы более кардинально, вплоть до того, что задержать пенсии или другие социальные выплаты.

Еще один вариант решения проблемы дефицита – эмиссия гривни. К такой идее Вадим Иосуб также критичен:

"Если напечатать пустые деньги – это гарантированно приведет к сильному росту цен и девальвации гривни. С социальной точки зрения, для населения это будет очень больно".

Против эмиссии высказался и глава Нацбанка Кирилл Шевченко. В то же время Алексей Кущ уверяет, в кризисные периоды эмиссия – это единственный выход:

Деньги печатаются всегда, эмиссия происходит все время. Вопрос в объемах и конечных бенефициарах этой эмиссии. Понятно, если печатать деньги и выдавать их нерезидентам, чтобы они продавали свои ОВГЗ, которые купили в Украине, то получим проблему с курсом, поясняет Кущ. Если печатать деньги и раздавать их крупным бизнесменам, которые будут выводить капитал за границу, то опять получим проблему с курсом.

"Но если печатать деньги и направлять их на медицину, социальную сферу, науку, образование, экологию, стабилизацию экономики, помощь малому и среднему бизнесу, помощь населению, то весь девальвационный шок будет умеренным. Но снова-таки – при контроле параметров эмиссии. Понятно, что если напечатать триллион гривен, то это разорвет финансовую систему. Но если дефицит бюджета будет в пределах 10% от ВВП (а дефицит формируется и другими источниками, есть заемные средства), то 200-300 млрд грн дополнительной эмиссии – не станут критичными", – подытожил Алексей Кущ.

Что будет с бюджетом-2021

Дефицит текущего года на 2021-й, понятное дело, не перейдет, но перейдут неоправданные надежды. На бюджете-2020 сильно отразилась ситуация с ковидом, проблемы у торговых партнеров, проблемы внутри страны, связанные с карантином, а также неполучение кредита от МВФ. На следующий год мы также ожидаем кредитов, а их отсутствие будет еще более критичным, говорит Вадим Иосуб.

"Получение кредитов в полном объеме сейчас заложено в проекте бюджета на следующий год. Даже если мы и получим их, все равно в этом бюджете остается дырка в 6% от ВВП. Если же кредиты не будут получены и в следующем году, то абсолютно непонятно, чем ее можно закрыть. Это – беда для экономики", - подытожил Иосуб.

Тем временем премьер-министр Денис Шмыгаль на очередном заседании Кабмина 25 ноября гордо озвучил статистику. Мол, налоговая план по сборам даже перевыполнила. Правда, пока фискалы работают стахановскими темпами, таможня пасет задних. В сложившейся ситуации без эффективного контроля и при отсутствии средств пострадать может каждый украинец. И ситуация прошлого года, когда деньги начали выделять только на защищенные статьи бюджета, может показаться "позитивным сценарием". Хуже будет, если средств не хватит даже на зарплаты и пенсии.

Читайте также: