Как не платить пенсионный фонд предпринимателю на украине

Предприниматели добиваются отмены "пенсионного" постановления КМУ.

В связи с кризисом на головы предпринимателей посыпалось множество законов, постановлений, указов и иже с ними. Многие из таких документов - вовсе не "антикризисные", а скорее наоборот, стали причиной массовых возмущений. Практика обжалования спорных нормативных актов госорганов пока что невелика. Сказываются особенности отечественной судебной системы. Но на этот раз малый бизнес имеет все шансы на победу.

Речь пойдет о постановлении КМУ № 366. Согласно этому одиозному документу, с 1 мая обязательный взнос в Пенсионный фонд для физлиц-предпринимателей, работающих по упрощенной системе налогообложения (в частности, для плательщиков единого и фиксированного налога и задействованных в их бизнесе членов семей) должен составлять не менее минимального размера страхового взноса за каждое лицо (то есть 207,5 гривни). Это якобы должно обеспечить им взамен трудовой стаж для получения пенсии. Разъяснения относительно исчисления страховых платежей ПФ дал в своем письме № 7964/03-20.

Отвечая на вопросы участников организованной ЛІГА:ЗАКОН интернет-конференции, партнер Правовой группы "Доминион" Михаил Гончарук разъяснил, что действующим законодательством Украины не предусмотрено специального порядка определения суммы взносов в Пенсионный фонд, связанного с регистрацией работника предприятия, учреждения или организации отдельно в качестве физического лица - предпринимателя. Поэтому взнос в ПФ будет взиматься отдельно и независимо как с физлица-предпринимателя, так и с физлица-работника.
Расчет страхового взноса не зависит и от дохода. Поэтому если предприниматель-единоналожник не получает доход, он все равно обязан платить страховой взнос в Пенсионный фонд. Вместе с тем г-н Гончарук отмечает, что постановление КМУ № 505 устанавливает: предприниматели, являющиеся пенсионерами по возрасту или инвалидами и не использующие наемный труд, уплачивают страховые взносы на добровольной основе.
Миссия: наполнить бюджет


Постановление № 366 нарушает целый ряд нормативно-правовых актов: Конституцию Украины, Законы "О Кабинете Министров Украины", "О системе налогообложения", "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", "О государственной поддержке малого предпринимательства", Указ Президента "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства". Мнения многих экспертов сходятся на том, что данное постановление - попытка "подлатать" бюджет за счет наиболее активной части населения. "На мой взгляд, развитие ситуации будет состоять в увеличении теневого сектора. Думаю, многие помнят, что упрощенная система налогообложения возникла как раз на идее увеличения доли легального предпринимательства. Если ничего не изменится, то произойдет обратный процесс", - считает Михаил Гончарук.
Следует отметить интересный факт: существует вывод Минюста по результатам правовой экспертизы проекта постановления, в котором указано, что порядок и сроки перечислений в Пенсионный фонд следует принимать путем внесения изменений в Закон Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании". Также отмечено, что соответствующее постановление будет принято с нарушениями актов законодательства, имеющих высшую юридическую силу.
"Если подойти с экономической точки зрения, то можно сказать, что данное постановление нанесло больше вреда, нежели пользы для наполнения бюджета, - уверен старший партнер, адвокат ЮК "Ольга Демченко и партнеры" Ростислав Кравец. - Очень скоро станет известно о том количестве единоналожников, которые сдали свои свидетельства и перешли на общую систему налогообложения, при которой даже минимальные 200 гривен ежемесячного налога вряд ли поступят в бюджет. К сожалению, для многих предпринимателей самым простым выходом будет уход в тень - отказ от упрощенной системы и неуплата налога в принципе".


Платить или не платить?


9 июля в Окружном административном суде города Киева слушалось 18 дел, касающихся признания недействительным постановления КМУ № 366. Адвокаты-участники этого процесса Михаил Гончарук и Ростислав Кравец сообщили, что, кроме этого, в суд поступили также сотни исков от предпринимателей из Одессы, ожидаются массовые иски из Харькова и других городов Украины.

Фактически за неуплату взноса в ПФ ответственность предусмотрена в ст. 106 Закона "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании". В среднем это штрафные санкции в размере 10 % от неуплаченной суммы.

Но постановление КМУ № 505 предусматривает возможность уплаты страхового взноса в течение 30 дней после получения плательщиком акта сверки из пенсионного фонда без начисления штрафных санкций и пени.
Таким образом, можно пока что занять выжидательную позицию и все-таки не платить. Отмена постановления № 366 вполне возможна в ближайший месяц.

_________________

Мудр не тот кто много знает ,а тот чьи знания полезны.

Пенсионный взнос для единоналожников: есть ли законные основания не платить?


Будут рассмотрены, среди прочего, следующие моменты:

- как стоит формулировать исковые требования?

- можно ли надеяться на быстрое разрешение подобных дел в суде?

- насколько эффективно такое обжалование?

- необходимо ли выполнять требования акта в то время, пока происходит его обжалование?

На вопросы ответит Михаил Гончарук, адвокат, партнер Правовой группы "Доминион".

Подробнее об обременении "упрощенцев" пенсионным сбором читайте в материале ЛІГА:ЗАКОН "Чтоб старость в радость" .

Михаил, почему Вы всегда ссылаетесь на ст. 106 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Ведь в ней идет речь об ответствености за нарушение норм этого ЗАКОНА, а не какого то там Постановлению КМУ, противоречащего ЗАКОНУ.

Михаил Гончарук

Согласен с Вами частично. Ст. 106 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» преимущественно предусматривает ответственность за невыполнение данного Закона. Но некоторые нормы Закона сформулированы обще. Например, п.2. ч.9 ст. 106 - в нем речь идет как раз об неуплате страховых платежей вообще, без ссылки на какой-либо нормативно-правовой акт. Таким образом, если существует другой нормативно-правовой акт, который рекламентирует обязанность уплачивать страховые взносы, то ст. 106 можно будет применять для определения меры ответственности.

Постановление это незакон, за невыполнение какое наказание.
Постановление КМУ№505/2009

Михаил Гончарук

Уверен, что позицией Пенсионного фонда будет начисление штрафных санкций, предусмотренных ст. 106 Закона Украины "О общеобязательном государственном пенсионном страховании".

я плачу единый налог 150 гр. в месяц.валовый доход составляет около 15000 в квартал за оренду помещения плачу 1300гр в месяц минус налоги транспорт остается чистыми около 800гр.в месяц теперь еще около 150гр в месяц платить в пенсионный.посоветуйте пожалуйста как поступить в этой ситуации?

Михаил Гончарук

В любом случае, решение принимать Вам. Возможно, для принятия окончательного решения стоит подождать решений административного суда, при этом отсрочить уплату страховых взносов до получения актов от Пенсионного фонда. Не исключено, что вышеуказанные постановления КМУ будут отменены, как это было с запретом для плательщиков НДС – физических лиц-предпринимателей около 6 месяцев тому назад.

Прошу Вас оценить перспективы "безнаказанно" отсрочить платежи в ПФ на основании соответствующих решений КМУ и ПФ на период до получения акта сверки в январе-феврале 2010 года + 30 дней, если эти решения, по-моему, противоречат нормам закона.

Михаил Гончарук

Постановлением №505 Кабинет Министров Украины обязал Пенсионный фонд Украины «проводить до 5 апреля следующего года сверки суммы страховых взносов на счетах плательщиков с учетом установленного размера минимального страхового взноса в соответствующем периоде», из чего следует, что такая сверка, соответственно, и акт от Пенсионного фонда могут появиться раньше января-февраля 2010 года. К сожалению, кроме такой отсрочки платежей на данный момент других вариантов нету, поскольку вышеуказанные постановления КМУ на данный момент не отменены. А это и есть основанием для начисления страховых взносов Пенсионным фондом.

Я ФОП, стаж у меня есть, нужно ли мне платить этот сбор?

Михаил Гончарук

Я бывший учитель. Получаю пенсию по выслуге и являюсь плательщиком единого налога.Слышала по телевизору Юля говорила,что пенсионерам можно не платить "додаток",но документа не нашла.В ПФ толком ничего не хотят объяснять,плати и всё.Подскажите документы в которых это принято,чтобы потом не пришлось платить штрафы.

Михаил Гончарук

Постановление КМУ № 505 от 21.05.09г. устанавливает, что предприниматели, являющиеся пенсионерами по возрасту или инвалидами и не используют наемный труд, уплачивают страховые взносы (Постановление КМУ № 366) на добровольной основе.

Скажите, может это немного не по теме, но какие санкции могут применить, если вообще сдать свой патент, но продолжать заниматься ЧП (торговля на рынке). Админка? Ведь не докажут же на протяжении какого срока.

Михаил Гончарук

В данном случае, речь может идти уже об уплате/неуплате налога с доходов физических лиц.

У меня есть пример. В 2005-ом году, в первый приход к власти, правительство Тимошенко уже делало попытку повысить страховые пенсионные взносы для ЧПЕН-ов. Тогда я написал письмо-заявление начальнику районного отделения ПФУ, где указал на правовую коллизию, а именно - по новому пенсионному законодательству мы должны будем получать пенсии из двух источников: солидарной системы ПФУ и Государственного Накопительного Пенсионного Фонда. Но государство такой Фонд не создало ни тогда, ни сейчас. Сославшись на это, я информировал ПФУ, что до открытия 2-го уровня пенсионного обеспечения (Накопит.Пенс.Фонда) от накопления в отделении ПФУ отказываюсь, т.к. имею свою собственную накопительную программу в компании по страховании жизни (копии документов приложил). Через две недели получил ответ - привожу его здесь полностью:
"Управління ПФУ в Галицькому районі м.Львова, розглянувши Вашу заяву повідомляє наступне.
На даний час Накопичувальний Фонд, згідно ЗУ "Про загальнообов'язкове пенсійне страхування", не введений в дію, тому управління не може надати Вам остаточної та обгрунтованої відповіді по Вашій заяві".
Что собственно мне и требовалось. Вот теперь думаю, не повторить ли еще раз такой ход?

Михаил Гончарук

Мне нравится Ваша готовность действовать. Это важно.

Я ФОП. Зачем доплачивать в ПФ, если стаж у меня уже есть, а до пенсии мне ещё далеко?


В апреле нынешнего года вступил в силу Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно добровольной уплаты единого взноса». О новшествах, введенных этим законодательным актом, рассказывает первый заместитель начальника управления Пенсионного фонда в Суворовском районе Одессы Сергей Шендрик.

— Чем отличается новая редакция закона от предыдущей?

— Новый Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно добровольной уплаты единого взноса», вступивший в силу с 28.04.2013 г., урегулировал вопрос уплаты единого взноса международными учреждениями и организациями, расположенными за пределами Украины, за работающих там граждан Украины. Между Пенсионным фондом и такими международными учреждениями и организациями будут заключаться договоры о добровольном участии в пенсионном страховании.

Изменения обусловлены необходимостью предоставить возможность украинским гражданам — работникам международных организаций (например, комитетов СНГ или ООН) не терять страховой стаж в период работы за границей. Проблема в том, что такие организации не платят за украинцев страховые взносы, а это приводит к потере ими права на зачисление страхового стажа.

— Кто сегодня имеет право на добровольное участие в социальном страховании в Украине?

— Воспользоваться правом добровольного участия в социальном страховании могут трудовые мигранты, студенты, граждане, которые в свое время по определенным причинам не отчисляли взносы в фонды социального страхования.

В целом, право добровольного участия в социальном страховании имеют несколько категорий граждан. Первая — физические лица— предприниматели и самозанятые лица. Они могут воспользоваться правом на общеобязательное государственное социальное страхование в Фонде социального страхования на случай временной потери трудоспособности или в Фонде социального страхования от несчастного случая на производстве.

Вторая категория граждан, на которых распространяется действие закона, — члены фермерских хозяйств и личного крестьянского хозяйства.

Кроме упомянутых категорий, право на добровольное участие в социальном страховании также имеют граждане Украины, достигшие 16-летнего возраста и не относящиеся к числу плательщиков единого взноса. Это люди, которые не являются наемными работниками или же работают за границей и не платят взносов в Пенсионный фонд, или граждане, которые по каким-то причинам не работают вообще. Они имеют право на добровольное участие в пенсионном страховании за период с 2004 года. Закон предоставляет им возможность единовременно, по отдельному договору, уплатить взносы за время, когда они не подлежали общеобязательному государственному социальному страхованию. При этом сумма уплаченного единого взноса за каждый месяц такого периода не может быть меньше минимального страхового взноса и больше, чем сумма единого взноса, исчисленного с учетом максимальной величины базы начисления единого взноса, установленных на дату заключения договора.

— Похоже, что благодаря этому закону количество плательщиков ЕСВ увеличится?

— Пока что сложно делать какие-то подсчеты, ведь речь идет не только о правах, но и о желании людей принять участие в страховании на добровольных началах. Со своей стороны, работники Пенсионного фонда делают все, чтобы информация о добровольном участии в пенсионном страховании дошла до каждого украинца. Сотрудники управлений рассказывают о новшествах в пенсионном страховании, по обыкновению, в местах большого скопления людей: на рынках, вокзалах, пунктах пересечения границы. Даже обходили дома, где живут семьи людей, находящихся сейчас на заработках за границей, чтобы информацию получили непосредственно те, кому она адресована прежде всего. Каким будет результат, увидим в ближайшее время. К сожалению, менталитет наших соотечественников таков, что в первую очередь они думают о дне сегодняшнем, а о пенсии и наличии стажа вспоминают, увы, только когда наступает пенсионный возраст. Мы должны учитывать и тот факт, что определенное количество украинцев, которые за границей работают официально и платят пенсионные взносы по законам страны пребывания, со временем приобретают право получать пенсию в тех странах. Но в таком случае они не могут претендовать на пенсию в Украине.

— Кроме трудовых мигрантов, кто еще может воспользоваться правом на добровольное участие в пенсионном страховании?

— На мой взгляд, нужно обратить внимание на этот закон студентам, ведь за годы учебы страховые взносы за них никто не платит, поэтому этот период не может быть зачислен в страховой стаж. Работники ПФ, проводя встречи со студентами, постоянно рассказывают им об этом. Минимальная ежемесячная сумма страхового взноса составляет 380 грн. 80 коп., понятно, не каждый студент сможет выделить из своего бюджета такую сумму, но задуматься над этим советую.

В целом же, первые, кто должны воспользоваться правом на уплату страховых взносов на добровольных началах, — это люди трудоспособного возраста, не являющиеся плательщиками единого социального взноса. Это та группа риска, которая, достигнув пенсионного возраста, вместо пенсии будет получать лишь государственную помощь.

— С июля 2010 года предприниматели, чтобы не терять страховой стаж, должны ежемесячно платить минимальный взнос. Все ли ответственно относятся к этому требованию законодательства? Есть ли среди предпринимателей должники?

— Предприниматели — плательщики единого налога до июля 2010 года платили в Пенсионный фонд максимальную сумму 84 грн. От плательщиков фиксированного налога в ПФ поступало максимум 10 грн. Выплачивая такие сумы на протяжении многих лет (с 1998 г. по 2010 г.), предприниматели не заработали даже минимальной пенсии. И все же государство защищает таких граждан, которые приобрели страховой стаж (женщины — 30 лет, мужчины — 35 лет), и гарантирует им выплату пенсии на уровне прожиточного минимума. Деньги, получаемые такими пенсионерами, поступают из солидарной системы. По сути, их пенсия — это частично средства тех, кто надлежащим образом платил страховые взносы. С 2010 года предпринимателей обязали платить минимальный страховой взнос, что позволит им приобретать страховой стаж и в дальнейшем иметь право на пенсию. Ныне минимальный страховой взнос равняется 398, 01 грн. ежемесячно. Если же гражданин хочет получать большую пенсию, он может выбрать более высокий размер взноса, вплоть до максимального — 6766,15 грн. в месяц.

Что касается должников, то такая проблема существует. Она возникает еще и потому, что не все предприниматели поняли, что в этом году взносы платятся ежеквартально, а в случае неуплаты им грозят штрафные санкции.

Напомню, что с 2016 года для назначения пенсии будут учитывать лишь данные системы персонифицированного учета с 2000 года, поэтому многие украинцы, не выплачивая должным образом страховые взносы в ПФ, могут оказаться в ловушке, куда сами себя загнали собственным непониманием и неосмотрительностью. Поэтому разъяснение законодательства — постоянная наша работа: проводим встречи, раздаем листовки, информируем через СМИ.

Человек должен сам для себя решить, чего он хочет. Если он работает за границей, планируя вернуться потом в Украину, то нужно определиться с добровольным участием в пенсионном страховании. То же самое касается и неработающих граждан. В Пенсионном фонде всегда помогут посчитать желаемую по размеру пенсию и определить ежемесячный платеж страхового взноса. Иными словами, ваша пенсии — в ваших руках. Ведь у Пенсионного фонда нет других источников поступления средств, кроме страховых. Здесь принцип один: чем больше человек платит в солидарную систему, тем большую получит пенсию. За счет госбюджета финансируются лишь определенные законодательством доплаты к пенсии.

— Каким образом оформляется договор о добровольном участии в пенсионном страховании?

— Для оформления договора добровольного страхования необходимо обратиться в управление ПФ по месту жительства (в Суворовском районе — ул. Черноморского казачества, 95, с 8.30 до17.30, ежедневно, кроме субботы и воскресенья), где инспектор в деталях объяснит все правила добровольного страхования.. При себе иметь: копию паспорта и кода; копию трудовой книжки; справку о том, что гражданин на момент составления договора о добровольном страховании не является пенсионером.

Договор о добровольном участии в пенсионном страховании содержит сведения о лице, которые вносятся в систему персонифицированного учета; размере и порядке уплаты страхового взноса, условиях получения права на пенсионные выплаты и расторжения договора, о правах и обязанностях сторон, ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение условий договора. Договор заключается на срок не менее одного года.

В последние месяцы правления Петра Порошенко Министерство соцполитики инициировало новшества для ФЛП. Сформировали список признаков трудовых отношений, при которых между работодателем и работником должен быть заключен трудовой договор. Это непосредственно затронуло бы многих предпринимателей - они вынуждены были бы отдавать государству не 5% от прибыли, а 19,5%.

Ввиду возмущения ФЛП, в Раде бы стро зарег и стрирова ли другой, "компромиссный законопроект", согласно которому для айти -ФЛП планировали создать специальную группу. Платить пришлось бы меньше, чем при первом варианте, но все еще больше, чем прежде. Этот законопроект успеха тоже не снискал.

Недавно впервые за долгое время для ФЛП предложили не ограничивающее, а послабляющее решение. О дин из экспертов новоизбранного президента Владимира Зеленского Данил Гетманцев предложил списать налоги "спящим ФЛП ".

Зачем предпринимателям прощают долги, и действительно ли при новом президенте ФЛП вздохнут с облегчением?

"Грушу" трусить не будут

Отстаивающие увеличение налоговой нагрузки на физлиц-предпринимателей политики вызвали праведный гнев у ФЛП. Так, нардеп от БПП Кобцев назвал IT-сектор "задротами". Он сказал, что "кустари клавиатуры не могут конкурировать даже с индюками". Зеленский же был намного более аккуратным в своих заявлениях. Еще будучи кандидатом на пост главы государства, он сказал, что выступает против резких изменений в налогообложении ФЛП. Тогда н а встрече с бизнесом Зеленский четко услышал тезис "лучшая помощь - это не мешать работать".

"Ну пускай это частный айтишник, пусть он работает, пусть он платит свои шесть процентов честно, но хочет быть здесь. И эти все деньги он тратит в Украине - вот же самое главное. Поэтому я бы эту сферу, и не только эту, но и все, что связано со стартапами, не мучил. Я боюсь такие вещи трогать - тряхнешь грушу, и все посыплется", - сказал Зеленский. Он добавил, что это касается только малого и среднего бизнеса - крупный за уход от налогов будет наказывать.

Правда, 6% налога, о которых говорил Зеленский, платят не в Украине, а в России. Н а третьей группе упрощенного налогообложения украинцы отдают 5% доходов , на второй - 3% . Ошибка будущего президента напрягла бизнес, но ненадолго - новости были хорошие.

Спустя три месяца последовало пресловутое заявление о списании 7,4 миллиард а гривен долгов по уплате Единого социального взноса. Команда Зеленского уже даже подготовила соответствующий законопроект. О каких долгах идет речь?

Предположим, человек открыл ФЛП несколько лет назад, но прибыли не получал и никаких декларации не сдавал, и даже уехал за рубеж. Или, например, вел предпринимательскую деятельность лишь периодически . Такой предприниматель называется "спящим". И тут к нему обращается налоговая с просьбой оплатить накопившиеся 20 тысяч гривен долгов, или же он сам обнаруживает эту сумму долга при попытке возобновить предпринимательство.

Эта задолженность накопилась на его счету за 2017-2018 года . Дело в том, что с января 2017 года ввели обязательную оплату Ф ЛП ЕСВ , независимо от того, работают они или нет. Эта помеся ч ная оплата привязана к минимальной зарплате в Украине. В 2017 году она составила 704 грив ны , а в пр о шлом году - 819. В текущем же году сумма - 918 гривен. Т ак и накапливается долг в 20 тысяч, ведь на неуплаченные налоги еще начисляют пеню и штрафы.

Варианта не оплатить долг нет, ведь не существует сроков давности по ЕСВ, в отличие от уплаты некоторых других налогов. Взыскать деньги Фискальная служба может хоть через 15 лет . У злостного неплатель щ ика могут, например, отобрать машину.

Р ешение о таком обязательном платеже приняли в 2016 году, в силу оно вступило в 2017. В основном от новшества пострадали те, кто работал периодически, например, юристы, копирайтеры, художники. Они бросились закрывать ФЛП: по данным ГФС, за один только 2017 год закрылись 368,4 тыс яч "спящих" предпринимателей. М ногие же опустили руки, ведь в Украине закрыть бизнес непросто - это может занять несколько месяцев.

"Спящий ФЛП - сугубо украинское явление, которого нет в цивилизованных странах", - объяснял вице-премьер-министр Украины Павел Розенко.

У экспертов Зе!команды взгляд на происходящее иной.


"Нам кажется, что неправильно платить налог за ту деятельность, которая не осуществлялась", - считает Гетманцев.

Причина "неправильности" оплаты кроется не только в моральных аспектах проблемы, - она имеет под собой рациональное обоснование. В самом законе об обязательной плате для ФЛП было не все так гладко. Подписали его 27 декабря 2016 года - за 4 дня до вступления в силу, в то время как Налоговый кодекс четко определяет: налоговые изменения обязаны принимать как минимум за полгода до нового бюджетного года. М ногим пришлось закрыться без какого-либо переходного периода, даже тем, кто реально работал сезонно.

То, что имело место такое несоответствие, развязало руки украинцам. Несогласные могли подавать в суд и не только оплачивать долги по налогам, о требовать возмещения морального ущерба.

Если учесть, что з а два года неоплаты у ФЛП накапливался долг в 18 тысяч гр ивен, получается, что в команде Зеленского решили сделать "подарок" 411 тысяч ам должников. Но за чей счет?

Пряник для предпринимателей или кнут для пенсионеров?

Обязательный платеж для ФЛП в свое время ввели из-за дыры в Пенсионном фонде. Обычно ПФ берет ссуды у казначейства на ее погашение . Но дыра только растет: в этом году не погашены еще 7 миллиардов. То есть присутствует не только плановый дефицит, но фонд еще и не способен отдав ать ссуды.

"Где и в какой стране Европы это есть, когда 2-4 месяца платят налоги, а потом нет, потому что, видите ли, что-то там у него не получается. А пенсию потом этому человеку тоже 4 месяца платить, а потом нет? Не платя налоги, человек обрекает себя на мизерную пенсию", - говорит Розенко.


Можем ли мы позволить себе списать 7,4 миллиарда гривен при дефиците ПФ в 139 миллиардов?

Эксперты считают, что задолженность следует списать , поскольку все равно люд и не уплатят деньги в Пенсионный фонд . Даже сама п роцедура взыскания будет стоить госбюджету примерно сколько же, каковы и объемы долга. Зато плюс будет для предпринимателей, которые захотят вернуть себе ФЛП. Правда, прежде чем прощать долги, важно понять, какие ФЛП не осуществляли деятельность, а какие просто саботировали оплату. Для этого нужно проанализировать поступления на счета предпринимателей и их задолженности.

С другой стороны, списание долгов - это всегда толчок к будущим неоплатам задолженностей. К примеру, если списывать долги по ЖКХ, то платежная дисциплина падает еще сильнее - чувство несправедливости охватывает тех, кто ранее исправно платил за коммунальные услуги. Но Гетманцев с этим не согласен.

"Избиратели Зеленского - ответственные люди, и они хотят платить налоги, и понимают, что налогообложение - это не просто узаконенный грабеж, а что от этого зависит, в том числе и качество дорог, инфраструктура, образование, медицина и многое другое. И эта взаимосвязь должна стать для них очевидной", - говорит он.

Возможно, списание все же бу дет иметь некоторые последствия - проект закона мы еще не видели. К примеру, в о зможно о граничение на право пользоваться упрощенной системой налогообложения.

Что же касается удара по казне, т о, по данным сервиса мониторинга регистрационных данных украинских компани и " Опендабот " , р еальная задолженность составляет не 7,4 миллиарда гривен, а лишь 2 миллиарда - количество должн ик ов существен н о меньше , чем декларируют у Зе . В самом сервисе действия Зеленского назвали "либо некомпетентностью, либо спекуляцией".

Случайна ли ошибка

"Прощение" долгов накладывается на заявление еврокомиссара по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнеса Хана. В то время как Зеленский планирует списывать задолженности ФЛП, Хан ждет, что президент в 2019-2020 годах выплатит долги нашей страны. Почему Зеленский решил взяться за предпринимателей, учитывая его насыщенную повестку дня?

"Экономического смысла в заявлении от Зеленского нет. Когда был введен обязательный налог на ФЛП, это вызвало волну разговоров о "закручивании гаек". В итоге количество ФЛП сократилось на несколько сотен тысяч. Об этой проблеме уже давно все забыли, и тут у Зеленского открыли этот сундук и достали эту изъеденную молью тему. Происходит это от дефицита стоящих идей. Это просто реализовать и подать как дерегуляцию, развитие предпринимательства. Если ФЛП работает в Украине, где одна из форм самого низкого налогообложения, для него не проблема заплатить ЕСВ. Для, условно говоря, продавца в магазине, на которого оформили ФЛП, чтобы отмывать деньги, несколько сотен гривен - существенно. Но обычно деньги платят организаторы "схем", - говорит NEWSONE.ua финансовый аналитик Алексей Кущ.

Экономист считает: новости о послаблениях - дружественный шаг администрации нового президента навстречу физлицам-предпринимателям. Но, если бы было желание инициировать серьезную дискуссию, можно было бы заняться другими важными аспектами, связанными с ФЛП.

"Ввести некий минимальный уровень доходов, как в Китае. Например, чтобы малое предпринимательство до 100 тысяч можно было вести без ФЛП. Это будет микропредпринимательство без налогообложения. Или же провести легализацию активов. К примеру, человек владеет тремя-четырьмя ларьками с кофе. Но он не может капитализироваться: все, что у него есть, это 3-4 договора аренды и незарегистрированные ларьки. Вся стоимость бизнеса - это само оборудование. В случае легализации он может капитализироваться, расширить бизнес".


Кстати, Зеленский готов выслушать подобные инициативы предпринимателей и анонсировал так ой открытый круглый стол в своей соцсети . Эту инициативу эксперты тоже раскритиковали.

"Не понимаю истории с предпринимателями. Более миллиона человек - представители малого бизнеса в Украине. Средний бизнес - это сотни тысяч. Как усадить их за круглый стол? Я вот, например, не представляю, как президент Америки проводит такое совещание. Это пережиток совдеповского мышления. Президенту, который хочет сделать страну-смартфон, нужна мощная команда советников по правовым вопросам. Именно эти советники должны проводить круглые столы и давать президенту готовое решение, а он, с помощью политической воли, будет внедрять это решение в жизнь.

Да, если на повестке дня контроверсийные вопросы, как, например, введение налога, то нужны точечные дискуссии. А собирать предпринимателей, чтоб выработать предварительные действия, незачем. От того, кто занимается торговлей, будут одни пожелания, от ювелирного бизнеса - другие", - говорит Кущ.

Если бы Зеленск ий и захот е л надавить на ФЛП, ему е ще необходимо было бы как минимум бороться с офшорами, чтобы нивелировать аргумент об ограничениях для малого бизнеса, усилить борьбу с трансфертным ценообразованием. Нужна реформа налоговой и создание службы финансовых р асследований. Кроме того, б изнес ждет работающий закон об интеллектуальной собственности и реформ у судов, которые бы признавали нарушения в этой сфере. И уже параллельно с этим можно было бы "трясти грушу", как выразился будущий президент.

Зеленский вряд ли будет вводить ограничения для ФЛП. Он захочет сохранить поддержку своих избирателей, а не спровоцировать "налогов ый майдан" . Поэтому этому сегменту ничто не угрожает. Что же касается списания двух миллиардов долгов, то это тоже наверняка произойдет. Но для Зеленского подобные проколы в расчетах становятся все критичнее: череда ошибок в заявлениях только отворачивает от будущего главы государства избирателей.


Как сейчас?

На сегодняшний день в Украине работают два из трех уровней пенсионной системы.

Первый уровень — это всем известная солидарная система. Ежемесячные отчисления — 22 % ЕСВ с застрахованных лиц «сверху» — как раз производятся в рамках солидарной системы.

Третий уровень пенсионной системы, как и первый, тоже давно работает. Но, правда, не пользуется популярностью. Речь идет о добровольно-накопительном уровне пенсионной системы. Основу его составляют негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Те, кто желает получать дополнительные выплаты к пенсии, выбирают НПФ и добровольно перечисляют туда взносы.

Второй уровень пенсионной системы, который мы сейчас рассматриваем, также базируется на основах накопления средств застрахованных лиц в НПФ и финансировании расходов на оплату договоров страхования пожизненных пенсий и одноразовых выплат. В отличие от третьего уровня — он обязательный, а не добровольный.

То есть второй уровень пенсионной системы — накопительный, предполагает, что

удержания из зарплаты (дохода) будут аккумулироваться на накопительных счетах НПФ персонифицированно

И в дальнейшем могут использоваться лично застрахованным лицом и только им (или его наследниками). Или как вариант — деньги будут перечисляться в Накопительный пенсионный фонд, который должен был создать ПФУ, как это предусмотрено на сегодняшний день ч. 5 ст. 78 Закона № 1058*.

Получается, с введением накопительной пенсионной системы, кроме отчислений в Пенсионный фонд в солидарную систему (22 % ЕСВ «сверху»), украинцев обяжут делать взносы на свой личный счет, которым будут распоряжаться НПФ.

С чего сыр-бор?

Уже с 1 января 2019 года в Украине должна начать функционировать накопительная пенсионная система. Это прописано в Законе Украины от 03.10.2017 г. № 2148. При этом Кабмину было поручено к 1 июля 2018 года подготовить ряд документов, чтобы накопительная пенсионная система смогла заработать. Что он и сделал (см. законопроекты от 06.11.2018 г. № 9224-1 и от 10.07.2017 г. № 6677). Но, увы, депутаты их не утвердили…

Когда же ожидать, что накопительная пенсионная система заработает? Возможно, запуск второго уровня накопительной системы будет отложен на год— до 1 января 2020 года. Что не удивительно ввиду неготовности законодательной базы под новую «пенсионную волну», хотя до часа «Х» осталось совсем немного.

Но, скорее всего, с 2019 года мы все-таки начнем делать накопления на будущее.

Окончательный вариант всех пенсионных изменений пока предсказать сложно, ведь непонятно, какие из них заработают, а какие будут отбракованы. Но, в общем, картина уже просматривается. Чего нам стоит ожидать?

Сколько заплатим?

Предполагается, что стартовать будем с 2 % отчислений от зарплаты (дохода).

Но на этом останавливаться никто не собирается. С каждым годом размер взносов будет увеличиваться на один процент. И так, пока сумма отчислений не достигнет 7 %.

Согласитесь, сумма не маленькая, учитывая, что с зарплаты традиционно удерживают НДФЛ (на сегодня — по ставке 18 %), а также 1,5 % ВС. Понимают это и законодатели.

Предполагается, что КМУ разработает предложения о постепенном на протяжении 2020 — 2022 гг. снижении размера НДФЛ до 15 % с одновременным направлением освобожденных средств в НПФ, а также постепенной, на протяжении 2022 — 2023 гг. отмены ВС.

Накопительные взносы не считаются составной частью ЕСВ.

Они уплачиваются отдельно в виде удержаний «снизу» из зарплаты по аналогии с НДФЛ и ВС

Удерживать и перечислять накопительные взносы должны будут работодатели.

Ну а если лицо застраховано самостоятельно (например, ФЛП или независимые профессионалы, такие как адвокаты, нотариусы) и не имеет агента-страхователя, то в этом случае страховые взносы уплачивать будет само застрахованное лицо.

Средства накопительной системы пенсионного страхования учитываются на накопительном пенсионном счете до достижения пенсионного возраста, а в случае отсрочки времени назначения пенсии по возрасту в период после достижения такого возраста — со дня окончания срока отсрочки даты назначения пенсии по возрасту в солидарной системе.

Также предусмотрено, что если лицо не уплачивало страховые взносы во время учебы, в период признания инвалидом, временного выезда за границу и т. п., за ним сохраняется право на приобретенный страховой стаж и право на пенсионные активы, учтенные на его накопительных пенсионных счетах в накопительной системе пенсионного страхования.

Кто может не платить?

Потенциальных участников накопительной системы можно разделить на три лагеря: (1) обязательные участники, (2) добровольцы и (3) лица, которые не имеют права участвовать в накопительной системе.

1. Предполагается, что участниками накопительной пенсионной системы являются лица, которые по состоянию на 1 января 2019 года (или другую дату ее введения) подлежат общеобязательному государственному пенсионному страхованию. С этих лиц до достижения пенсионного возраста будут удерживаться пенсионные взносы в накопительную систему.

2. В виде исключения застрахованные лица, которым на указанную дату осталось менее 10 лет до пенсионного возраста, имеют право не платить страховые взносы в накопительную систему пенсионного страхования.

если вам осталось меньше 10 лет до пенсионного возраста, платить или не платить «накопительные» взносы, решаете лично вы

Интересный момент. Лица, которым на 1 января 2019 года остается 11 лет до достижения пенсионного возраста, оказались «на перепутье». Если накопительная система заработает с этого года, они будут в числе плательщиков взносов. Если же введение накопительной системы отложат на год, они уже из числа плательщиков выбывают.

Обратите внимание: пенсионный возраст в солидарной системе и обязательной накопительной пенсионной системе будет определяться по одним и тем же правилам. То есть, если лицо достигнет пенсионного возраста по условиям солидарной системы, то и в накопительной системе оно станет пенсионером. Правила игры, по которым определяется пенсионный возраст, скорее всего изменят. О том, как определить пенсионный возраст в 2018 году, читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 5 с. 24.

3. А вот лица, которые уже достигли пенсионного возраста, в том числе и работающие пенсионеры, не смогут быть плательщиками взносов в накопительный фонд, даже если очень этого захотят.

Куда уходят денежки?

Как мы уже упоминали, пенсионными накоплениями по накопительной системе будут заниматься НПФ.

НПФ — это фонды, которые созданы и действуют по законодательству о негосударственном пенсионном обеспечении

НПФ можно будет выбрать самостоятельно. При этом если в отведенный срок вы этого не сделаете, работодатель сможет сам определить такой фонд. Но при этом за вами сохраняется право в любой момент перейти в другой НПФ (при желании).

Перечисленные средства в виде удержаний из зарплаты будут оседать на накопительном пенсионном счете — субсчете индивидуального пенсионного счета в системе персонифицированного учета НПФ.

Затем между участником накопительной пенсионной системы и страховой организацией будет заключаться договор страхования пожизненной пенсии, с тем чтобы после достижения «участником» пенсионного возраста можно было получать пенсионные накопления (подробнее об этом мы расскажем ниже).

И еще момент. Несмотря на то, что накопленные средства перечисляются НПФ, за ПФУ останется, скажем так, роль куратора. Так, ПФУ будет решать вопросы, связанные с ведением учета пенсионных активов застрахованных лиц на накопительных пенсионных счетах, осуществлять администрирование и учет страховых взносов в накопительную систему общеобязательного государственного пенсионного страхования, их направления в избранных застрахованными лицами НПФ.

Что получим в итоге?

Участники накопительной пенсионной системы имеют право на пенсионные выплаты в рамках солидарной системы как застрахованные лица. То есть ежемесячная пенсионная выплата в солидарной системе страхования, которую получает лицо при достижении пенсионного возраста (в других случаях), остается.

А уже вдобавок к обычной пенсии застрахованному лицу будут причитаться выплаты в рамках накопительной системы. Давайте посмотрим, на что можно будет рассчитывать.

Предполагается, что участник накопительной системы может получить пожизненную пенсию (аннуитет) и/или единовременную выплату.

Аннуитет. Выплату аннуитета будет осуществлять страховая организация, выбранная застрахованным лицом (участником накопительной системы). Чтобы получить такую пенсию, по достижении пенсионного возраста участник накопительной системы должен заключить договор страхования пожизненной пенсии со страховой организацией. Также необходимо будет сообщить в Пенсионный фонд (или администратору НПФ) о выбранной страховой организации.

Соответствующий пенсионный фонд должен обратиться в банк (к хранителю), в котором открыт накопительный счет, с требованием перечислить страховой организации средства, находящиеся на накопительном счете такого лица.

Получать пожизненную пенсию лицо будет согласно условиям договора страхования пожизненной пенсии

Размер такой пенсии будет рассчитывать страховая организация, учитывая, среди прочего, сумму накоплений, инвестиционный доход от этих сумм, а также среднюю величину продолжительности жизни для мужчин и женщин.

Одноразовая выплата. Одноразовую выплату можно будет получить лишь при определенных обстоятельствах. И в определенных суммах.

Давайте посмотрим, что это за случаи.

1. Если средств не хватает. Сначала уточним: для того, чтобы участник накопительной системы смог получить право на пожизненную пенсию, накопленная сумма на его персональном счете должна быть не меньше минимальной суммы, необходимой для оплаты договора страхования пожизненной пенсии. Минимальный размер суммы пенсионных накоплений будет устанавливать Нацфинуслуг.

А если средств не хватает? В этом случае предполагается два варианта: либо лицо вносит необходимую сумму на свой накопительный пенсионный счет и заключает договор со страховой компанией, либо получает право на одноразовую выплату.

2. Выезд за границу. Если участник накопительной системы решил переехать на постоянное место жительства за границу, он тоже может (при желании) вместо пожизненной пенсии взять накопленные средства в виде одноразовой выплаты.

3. Форс-мажор. Будут четко определены случаи, при которых участник накопительной пенсионной системы будет иметь право получить свои средства (их часть) при наступлении каких-то сложных жизненных ситуаций. Таких, например, как инсульт, онкозаболевание. При этом для выплаты таких средств нужны будут медицинские подтверждения критического состояния здоровья.

Ранее планировался более широкий диапазон форс-мажорных обстоятельств, при которых возможна одноразовая выплата. Например:

— лечение тяжелых заболеваний участника накопительной пенсионной системы и близких родственников — до 100 %;

—наступление для участника критических жизненных ситуаций (пожар, стихийные бедствия) — до 70 %;

—приобретение недвижимости — не более 50 %;

—оплата обучения участником, детьми участника — не более 30 %.

Более детальные условия и порядок получения выплат из накопительной системы должен будет разработать и установить КМУ.

Но, опять же, на сегодняшний день пока сложно сказать, на каком варианте остановятся законодатели. Возможно, одноразовую выплату ограничат только тяжелыми заболеваниями самого участника накопительной системы. Но не исключено, что вариантов взять свое сразу будет больше.

4. Наследование. В случае смерти участника накопительной системы принадлежащие ему средства не «пропадут». На эти деньги могут претендовать его наследники. Естественно, речь идет о случае, когда смерть участника накопительной системы произошла до достижения им определенного пенсионного возраста.

При этом участник накопительной системы имеет право в любое время определить наследниками одно или несколько физических лиц (независимо от наличия у него с такими лицами семейных, родственных отношений), которые имеют право на получение в случае его смерти средств в сумме, учтенной на его накопительном пенсионном счете, а также определить размер долей, в которых они должны быть распределены между указанными лицами.

В таком случае участник накопительной системы составляет завещание в соответствии с ГКУ.

Лица, которые имеют право на получение в наследство средств накопительной системы пенсионного страхования в сумме, принадлежащей умершему участнику накопительной системы, могут подать заявление о направлении таких средств на свой накопительный пенсионный счет.

Вот примерно такая картина вырисовывается с накопительной пенсионной системой. В завершение еще раз подчеркнем, что на данный момент законодательная база под эту систему еще не готова, поэтому четко сказать, как она в реалиях будет выглядеть, невозможно, можно ориентироваться только на нормы, содержащиеся в законопроектах по этому вопросу. И надо учитывать, что они могут быть приняты в измененном виде или не приняты вообще. Так что это пока только наброски эскиза, а готовый результат — чуть позже. ☺

Читайте также: