Как отразить доначисление по акту выездной проверки в пфр


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

По акту проверки были доначислены страховые взносы в ПФР и ФСС России с сумм, выплачиваемых сотрудникам при однодневных командировках.
Нужно ли будет облагать эти суммы НДФЛ? Необходимо ли заполнять уточненный расчет по страховым взносам и уточненный расчет по форме 4-ФСС? Необходимо ли корректировать форму 2-НДФЛ и форму 6-НДФЛ? Какие бухгалтерские проводки необходимо сделать?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Вопрос с исчислением НДФЛ с сумм, выплачиваемых сотрудникам при однодневных командировках, является спорным. Анализ судебной практики и некоторых разъяснений Минфина России позволяет прийти к выводу, что рассматриваемые сумм не являются доходом сотрудников для целей исчисления НДФЛ.
При доначислении взносов с выплат командированным сотрудникам необходимо подать уточненные расчет по страховым взносам и расчет по форме 4-ФСС, порядок заполнения которых рассмотрен ниже. При этом расхождения между данными расчета по форме 6-НДФЛ и расчета по страховым взносам не являются ошибкой. От организации налоговый орган может запросить пояснения причин расхождений.

Обоснование вывода:
Пункт 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее - Положение), определяет, что при командировках в местность, откуда работник, исходя из условий транспортного сообщения и характера выполняемой в командировке работы, имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства, суточные не выплачиваются.
В то же время порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом (ст. 168 ТК РФ).
По мнению контролирующих органов (письмо Минфина России от 17.05.2018 N 03-15-06/33309), поскольку выплаты, связанные с однодневной командировкой работника, нельзя квалифицировать как суточные, то оснований применять в отношении таких выплат п. 2 ст. 422 НК РФ в части их освобождения от обложения страховыми взносами не имеется. При этом в случае выплаты компенсации расходов, понесенных работником в такой командировке, сумма такой компенсации не является объектом обложения страховыми взносами на основании п. 2 ст. 422 НК РФ как фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на командировку - при условии наличия документов, подтверждающих расходы*(1).
Отметим, что ФСС России в письме от 02.07.2013 N 15-03-14/05-6357 в отношении взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний указал, что расходы страхователя при направлении работника в однодневную командировку не являются суточными независимо от основания их выплаты. В связи с чем такие суммы подлежат включению в базу для начисления страховых взносов (смотрите также письмо Минтруда России от 06.11.2013 N 17-4/10/2-6751).

НДФЛ

Согласно сложившейся правоприменительной практике, основанной на положениях ст.ст. 164, 166, 168, 168.1 ТК РФ и на правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 11.09.2012 N 4357/12, денежные средства, выплачиваемые при направлении работников в однодневную командировку, не являются суточными в силу определения, содержащегося в трудовом законодательстве, однако исходя из их направленности и экономического содержания могут быть признаны возмещением иных расходов, связанных со служебной командировкой, произведенных с разрешения или ведома работодателя, в связи с чем не являются доходом (экономической выгодой) работника и не облагаются страховыми взносами. Смотрите постановления АС Западно-Сибирского округа от 13.04.2016 N Ф04-909/16 по делу N А27-19744/2015, от 05.08.2015 N Ф04-21585/15 по делу N А45-18424/2014, от 04.03.2015 N Ф04-15458/15 по делу N А27-18975/2013, АС Северо-Кавказского округа от 15.09.2014 N Ф08-6019/14 по делу N А63-13809/2013, ФАС Уральского округа от 25.04.2014 N Ф09-2376/14 по делу N А76-12653/2013.
По мнению Минфина России, при направлении работника в однодневную командировку суммы денежных средств, выплачиваемых работнику взамен суточных, освобождаются от налогообложения в размерах, предусмотренных п. 3 ст. 217 НК РФ (письмо Минфина России от 02.09.2015 N 03-04-06/50607).
При этом если денежные средства, выплачиваемые работнику при направлении в однодневную командировку, не являются суточными, а относятся в соответствии со ст. 168 ТК РФ к иным расходам, связанным со служебной командировкой, произведенным работником с разрешения или ведома работодателя, то они могут быть учтены в составе доходов, освобождаемых от налогообложения, в полном объеме при наличии документального подтверждения произведенных за счет указанных денежных средств расходов. При отсутствии документального подтверждения осуществления вышеуказанных расходов денежные средства, выплачиваемые работникам при однодневных командировках взамен суточных, могут освобождаться от обложения НДФЛ в пределах 700 руб. при нахождении в командировке на территории РФ (письма Минфина России от 04.03.2013 N 03-04-06/6394, от 01.03.2013 N 03-04-07/6189).
В приведенном выше письме от 17.05.2018 N 03-15-06/33309 Минфин России, на наш взгляд, также допускает освобождение от НДФЛ выплат по однодневным командировкам, но только в пределах лимита - независимо от факта их документального подтверждения (смотрите также письмо Минфина России от 01.10.2015 N 03-04-06/56259)*(2).
Таким образом, вопрос удержания НДФЛ с суточных, выплаченных при однодневных командировках, не урегулирован, поэтому организации следует самостоятельно решать, будет ли она признавать эти суммы налогооблагаемым доходом физического лица или нет*(3).

Корректировки отчетов

В связи с тем, что в прошлых периодах база для начисления взносов была занижена (за счет невключения в нее сумм, выплаченных в качестве суточных при однодневных командировках), организации необходимо откорректировать соответствующие отчеты.

1. Расчет по страховым взносам*(4)

Начиная с I квартала 2017 года внесение изменений в ранее представленный расчет осуществляется плательщиками страховых взносов путем представления уточненного расчета в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ (письма Минфина России и ФНС России от 28.06.2017 N БС-4-11/12446@, от 18.07.2017 N БС-4-11/14022@). В текущем отчетном (расчетном) периоде сумма произведенного перерасчета за предшествующий период в текущем РСВ не отражается.
В соответствии с п. 1.2 Порядка заполнения расчета по страховым взносам, утвержденного приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551 (далее - Порядок), в уточненный расчет подлежат включению те разделы расчета и приложения к ним, которые ранее были представлены плательщиком в налоговый орган (за исключением раздела 3), с учетом внесенных в них изменений, а также иные разделы расчета и приложения к ним в случае внесения в них изменений (дополнений).
На Титульном листе в поле "Номер корректировки" указывается номер корректировки к первичному расчету.
В уточненном РСВ указываются правильные данные, в частности:
- в строке 030 указываются суммы выплат с учетом сумм, на которые в соответствии с результатами проверки были доначислены взносы.
- одновременно на эту же сумму должна быть уменьшена срока 040.
В аналогичном порядке корректируются строки 030 и 040 подраздела 1.2 "Расчет суммы страховых взносов на обязательное медицинское страхование". А также соответствующие строки приложения N 2 "Расчет суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" к разделу 1 расчета.
Также в уточненном РСВ представляется Раздел 3 "Персонифицированные сведения о застрахованных лицах" - только в отношении тех физических лиц, по которым изменяются данные (в строке 010 Раздела 3 указывается номер корректировки). При этом в Разделе 3 на застрахованное лицо указываются все данные - как корректируемые, так и некорректируемые (п. 22.22 Порядка).
Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Внесение изменений в Расчет по страховым взносам с 1 января 2017 года.

2. Расчет по форме 4-ФСС

На основании п. 1.1 ст. 24 Федерального закона N 125-ФЗ страхователь обязан внести необходимые изменения в Расчет по форме 4-ФСС и представить его в территориальный орган ФСС, если в поданном ранее расчете он обнаружил факт неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению суммы страховых взносов.
Расчет заполняется с заполнением всех полей, с учетом правильных данных (в частности, в строке 1, и в строке 2 Таблицы 1 "Расчет базы для начисления страховых взносов"). Расчет подается с указанием номера корректировки в поле "Номер корректировки".

3. 2-НДФЛ и 6-НДФЛ

Бухгалтерский учет

Доначисление страховых взносов и корректировка соответствующих расходов и расчетов в бухгалтерском учете осуществляется в соответствии с положениями ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (далее - ПБУ 22/2010). Порядок исправления ошибки зависит от периода, к которому эта ошибка относится, а также от ее существенности для целей финансовой отчетности.
Существенность ошибки организация определяет самостоятельно исходя как из величины, так и характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности (п. 3 ПБУ 22/2010).
Ошибка текущего отчетного года, выявленная до окончания этого года, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка (п. 5 ПБУ 22/2010).
В случае если ошибка относится к отчетному периоду, то доначисление взносов отражается следующим образом:
Дебет 20 (23, 25, 26, 44. ) Кредит 69
- доначислены страховые взносы на сумму суточных по однодневным командировкам.
В случае если несущественная ошибка относится к прошлому периоду, отчетность по которому уже утверждена, то доначисление взносов отражается следующим образом (п. 14 ПБУ 22/2010):
Дебет 91 "Прочие расходы" Кредит 69
- доначислены страховые взносы, относящиеся к выплатам за прошлые периоды.
Существенная ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета текущего периода в корреспонденции со счетом учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) (п. 9 ПБУ 22/2010). То есть существенная ошибка в начислениях страховых взносов, требующая их доначисления, должна быть исправлена в периоде её обнаружения и отражаться записью по дебету счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) в корреспонденции с кредитом счета 69 (по отдельным субсчетам конкретных взносов).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

23 октября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Расходы на командировки работников, не облагаемые страховыми взносами.
*(2) Однако отметим, что применяемые чиновниками формулировки в данном письме туманны - на их основании нельзя сделать однозначный вывод, что финансовое ведомство согласно с невключением в налогооблагаемую базу по НДФЛ выплат, заменяющих суточные при однодневных командировках (в пределах, предусмотренных п. 3 ст. 217 НК РФ).
При этом в указанном письме указано, что "если денежные средства, выплачиваемые работнику при направлении в однодневную командировку, не являются суточными, а относятся в соответствии со статьей 168 Трудового кодекса к иным расходам, связанным со служебной командировкой, произведенным работником с разрешения или ведома работодателя, суммы возмещения таких расходов могут быть учтены в составе доходов, освобождаемых от налогообложения, в полном объеме при наличии документального подтверждения произведенных за счет указанных денежных средств расходов".
*(3) В случае, если организация решит все же удержать НДФЛ с рассматриваемых сумм, следует учитывать, что с 1 января 2016 года утратил силу п. 2 ст. 231 НК РФ, в котором говорилось, что суммы налога, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу в порядке, предусмотренном ст. 45 НК РФ.
Получается, что с 1 января 2016 года обязанности налогового агента по удержанию у налогоплательщика исчисленного НДФЛ ограничиваются конкретным налоговым периодом - календарным годом (ст. 216 НК РФ) (п. 2 письма Минфина России от 07.12.2015 N 03-04-06/71413).
Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что формально налоговый агент не может удержать в 2018 году суммы налога, ошибочно не удержанные у налогоплательщика из его доходов, выплаченных в прошлых периодах. Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Невозможность удержания НДФЛ налоговым агентом из доходов налогоплательщика.
Руководствуясь п. 5 ст. 226 НК РФ налоговый агент должен сообщить налоговому органу и налогоплательщику о невозможности удержать налог за прошлый налоговый период (например, за 2017 год), о суммах дохода, с которого не удержан налог - по форме 2-НДФЛ (далее - справка 2-НДФЛ) с указанием в поле "Признак" цифры 2 (пп. 1.1 п. 1, п. 2 приказа ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@, раздел II Порядка заполнения справки 2-НДФЛ, утвержденного этим же приказом (далее - Порядок заполнения 2-НДФЛ)) (смотрите письма Минфина России от 18.01.2017 N 03-04-06/1928, от 27.10.2011 N 03-04-06/8-290). Из письма ФНС России от 16.07.2012 N ЕД-4-3/11637@ следует, что налоговый агент должен сообщить о невозможности удержать налог и сумме налога даже в случае, если он своевременно этого не сделал.
При этом налоговый агент должен представить уточненный Расчет 6-НДФЛ за период, в котором ошибочно не был удержан НДФЛ.
Заполнение уточненного Расчета 6-НДФЛ происходит в соответствии с теми же правилами, которым нужно следовать при оформлении первичного отчета. Порядок корректировки 6-НДФЛ заключается в заполнении расчета 6-НДФЛ за прошлые периоды, содержащего достоверные сведения.
В корректировочном Расчете 6-НДФЛ необходимо верно указать суммы в строках:
- 020 "Сумма начисленного дохода";
- 040 "Сумма исчисленного налога";
- 080 "Сумма налога, не удержанная налоговым агентом".
Отметим, что строка 070 "Сумма удержанного налога" в корректировочных Расчетах 6-НДФЛ не изменяется в связи с тем, что фактически налоговый агент в прошлые периоды удержал налог в меньшем размере вследствие ошибочного предоставления вычета налогоплательщику.
*(4) Уточненный расчет представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговом периоде, за который вносятся соответствующие изменения (п. 5 ст. 81 НК РФ).

Контроль начисления и уплаты страховых взносов с 2017 года по большей части осуществляется ФНС. У ФСС также есть право администрировать часть платежей, исчисляемых с заработной платы работников. В каких случаях взносы могут быть доначислены и как отразить суммы по акту проверки в учете?

Кто проверяет?

Итак, правом осуществлять проверки законодатель наделяет налоговую службу и ФСС. Проверки могут быть как камеральными, так и выездными.

Страховые взносы проверяются:

  • на обязательное пенсионное страхование – ФНС;
  • на обязательное медицинское страхование – ФНС;
  • на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством («больничные») – ФНС;
  • страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (взносы «на травматизм») – ФСС.

На заметку! Получатель и администратор взносов может не совпадать. Например, получатель взносов по ОПС – Пенсионный фонд, на случай временной нетрудоспособности – ФСС. Контроль полноты и срочности уплаты взносов осуществляет ФНС.

Чаще всего проводятся плановые проверки по графику, соответствующему нормам федерального законодательства. Однако если фирма подвергается реорганизации, ликвидируется либо в контролирующий орган поступает жалоба от работника, проводится внеплановая проверка. За периоды до 2017 года проверки проводят ФСС и ПФР.

Причины доначисления взносов

Доначисление взносов, как правило, является следствием занижения базы при расчетах.

На практике чаще всего возникают ошибки по следующим ниже причинам:

  1. Неверное применение ставок расчета. Так, на ОПС действующая ставка 22%, на ОМС – 5,1%, на обязательное соцстрахование — 2,9%, а взносы «на травматизм» зависят от вида деятельности компании. Их величина может составить от 0,2 до 8,5%.
  2. Неправильное использование предельных величин базы для исчисления страховых взносов на текущий год. Подобная ситуация может возникнуть, если фирма крупная, заработная плата работников достаточно высока и в какой-то момент может превысить установленные правительственным постановлением лимиты по отношению к одному работнику. В таких случаях по пенсионным взносам базовый тариф устанавливается на уровне 10%, а по взносам в ФСС начисление происходит только в пределах лимита (ст. 425 НК РФ). Ошибки затрагивают базу по ОПС и по ОСС.
  3. Ошибки включения выплат в базу по взносам. В общем смысле это доходы работника, облагаемые взносами. Перечень доходов приведен в ст. 420 НК РФ, а в ст. 422 содержится аналогичный перечень сумм, не включаемых в базу. К примеру, не облагается взносами материальная помощь только в размере до 4000 руб., может быть ошибочно не включена в базу компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении и пр.

Причиной доначисления могут стать также счетные ошибки, неверный перенос данных с предыдущих периодов, а то и умышленное уклонение от уплаты взносов.

На основании акта компания обязана исчислить дополнительную сумму в фонды, отразить ее в учете и произвести уплату либо решать вопрос в судебном порядке.

Как отразить доначисление в отчетности?

Доначисление необходимо отразить:

  • в расчете по страховым взносам, который сдается в ФНС;
  • в форме 4-ФСС, которая сдается в Фонд соцстрахования.

В обоих случаях сдается корректировочная отчетность, где в соответствующем поле указывается номер корректировки.

При уплате дополнительно начисленных взносов (соответственно «на травматизм» — в ФСС, остальные – в ФНС) и возможных пеней по ним важно обратить внимание на актуальные реквизиты платежа. Как правило, они указываются в акте проверки. Если произошла ошибка, платеж может быть отнесен к невыясненным и обязанность по доплате взносов исполнена не будет. Необходимо подать заявление об уточнении платежа.

Какие проводки нужно сделать?

В бухгалтерском учете исправление ошибок регулируется ПБУ 22/2010. Ошибка текущего года исправляется в том месяце, в котором она выявлена (п. 5). Если ошибка имеет отношение к отчетному периоду, ее исправляют проводкой Дт 20, 25, 44 и др. Кт 69 (по соответствующим субсчетам взносов).

Если речь идет о предшествующем отчетном годе, отчетность по которому уже подписана, то Дт 91 Кт 69 – при несущественной ошибке (п. 14 ПБУ). Если ошибка существенная, а отчетность за год уже подписана, применяют проводку Дт 84 Кт 69 (п. 9 ПБУ).

Вместе с тем право определять существенность ошибки остается за организацией (п. 3 ПБУ), в связи с чем многие, особенно небольшие фирмы, используют для доначисления проводку Дт 91 Кт 69 (в разрезе субсчетов, отражающих виды взносов).

Вопрос об отражении штрафов по акту до конца не отрегулирован. Многие специалисты относят штраф на сч. 91 как прочий расход, а пеню – на 99. Вместе с тем инструкция по применению плана счетов (Приказ №94н 31/10/2000), а также письма Минфина (см. №03-03-06/1/42 от 29/01/2007) позволяют говорить о том, что на счете 99 в течение года отражаются суммы причитающихся налоговых санкций. В связи с этим представляется возможным учитывать пени и штрафы проводкой Дт 99 Кт 69.

К примеру, если по акту проверки за прошлый период доначислены взносы в размере 300 рублей (несущественная ошибка), делается проводка Дт 91/2 Кт 69 — 300 руб. Штраф организации в размере 200 руб. и пени в размере 150 руб. будут учтены Дт 99 Кт 69 — 350 руб. Дт 69 Кт 51 – 650 руб. произведена доплата по акту проверки и погашены санкции.

Интересный нюанс! По мнению налоговиков, ошибки в расчете при исчислении страховых взносов по ОМС не могут служить отказом в приеме отчета. При этом они ссылаются на ст. 431 НК РФ п. 7 (Письмо ФНС от 19/02/18 г. №ГД-4-11/3209@). Вместе с тем, при проверке, на основании ст. 88 НК РФ, налоговый орган сообщит об ошибке, и ее можно будет исправить уточненным расчетом, который подается в 5-дневный срок. По отношению к взносам ОПС это правило не действует.

Редкая выездная налоговая проверка обходится без доначислений НДС. Помимо самого налога инспекторы, разумеется, начисляют соответствующие суммы пеней и штрафов. При этом у налогоплательщика есть возможность выбора, когда и в каком объеме исполнить решение, принятое по результатам налоговой проверки. Если налогоплательщик согласен с решением контролеров и в дальнейшем не намерен его оспаривать (в том числе в суде), он просто уплатит указанные суммы и отразит их в учете на дату вступления в силу решения по проверке. Но на практике налогоплательщики, как правило, не спешат соглашаться с контролерами и используют все законные способы снижения размера доначислений: сначала обращаются с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган, а затем (при необходимости) в арбитражный суд. В каком порядке отражаются в бухгалтерском учете доначисленные по результатам налоговой проверки суммы НДС (а также соответствующие пени и штрафы), поясним в рамках данного материала.

Принято решение по итогам налоговой проверки

  • уплатить выявленную недоимку по НДС, пени и штрафы. Напомним, штрафы начисляются только в решении о привлечении к ответственности;
  • внести соответствующие исправления в бухгалтерские и налоговые документы (что, в свою очередь, может повлечь необходимость исправления отчетности).
При этом налогоплательщик не обязан исполнять решение по итогам налоговой проверки, которое еще не вступило в силу (п. 1 ст. 101.3 НК РФ). В то же время он вправе добровольно исполнить решение до того, как оно вступило в силу (абз. 3 п. 9 ст. 101 НК РФ).

Когда решение по проверке вступает в силу?

Если налогоплательщик намерен обжаловать в апелляционном порядке решение, принятое по результатам проверки, сроки вступления его в законную силу будут иными (п. 9 ст. 101, ст. 101.2 НК РФ). В части, в которой решение не отменено и не обжаловано, – со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе. Если апелляционная жалоба оставлена управлением без рассмотрения, решение по проверке вступает в силу со дня принятия управлением соответствующего решения, но не ранее истечения срока подачи указанной жалобы.

Таким образом, при подаче апелляционной жалобы решение по итогам проверки вступит в законную силу только со дня, когда оно было утверждено вышестоящим налоговым органом (или с даты принятия нового решения по проверке [1] ). Поэтому налогоплательщик вправе не исполнять решение нижестоящего налогового органа (ст. 101.2 НК РФ). И такая отсрочка может продлиться до трех месяцев. Она складывается из (п. 9 ст. 101, п. 6 ст. 140 НК РФ):

  • месяца, отведенного для подачи апелляционной жалобы. Подать жалобу в силу п. 8 ст. 6.1 НК РФ можно до 24 часов последнего дня срока (например, по каналам ТКС). К примеру, если решение было вручено налогоплательщику 16 декабря 2015 года, то жалоба может быть подана до 24 часов 16 января 2016 года;
  • месяца, в течение которого должно быть принято решение по апелляционной жалобе;
  • месяца, на который может быть продлен срок для принятия решения по жалобе.
Как видим, налогоплательщик на законном основании может отстрочить выполнение решения, принятого по итогам налоговой проверки. Но у этой выгоды есть обратная сторона.

Плюсы и минусы апелляционного обжалования

С другой стороны, пени будут начислены в любом случае за весь период, когда за налогоплательщиком числилась недоимка по данному налогу (п. 3 ст. 75 НК РФ). Поэтому отсрочка исполнения решения может обернуться для налогоплательщика дополнительными финансовыми потерями. Следовательно, чем раньше налогоплательщик исполнит решение по проверке (в том числе досрочно), тем меньшую сумму пени ему придется уплатить в бюджет.

Предварительные итоги

Уплата доначисленного НДС (а также соответствующих пеней и штрафов) до принятия в силу итогового решения по проверке чревата отвлечением из оборота денежных сумм (размер которых зачастую бывает довольно внушительным). Возврат их (при благоприятном исходе – когда решение отменено вышестоящим налоговым органом или судом) займет некоторое время. Кстати, возврат излишне уплаченных (взысканных) налогов, пеней и штрафов производится с процентами в порядке п. 5 ст. 79 НК РФ.

Вместе с тем отсрочка исполнения решения по проверке приведет к увеличению суммы пеней.

При этом необходимо учитывать, что отсрочку на срок от двух до трех месяцев для исполнения решения по проверке даст только апелляционное обжалование. В судебном порядке в любом случае будет рассматриваться уже вступившее в силу решение по проверке. А это значит, что доначисленные НДС, пени (и, возможно, штраф) все равно придется уплатить до окончания судебного разбирательства. В противном случае они будут взысканы налоговиками в принудительном порядке (п. 4 ст. 69, п. 3 ст. 101.3 НК РФ).

Таким образом, прежде чем обжаловать решение (полностью или в части), принятое по итогам налоговой проверки, в апелляционном или судебном порядке налогоплательщику необходимо тщательно проанализировать свои шансы на успех. В любом случае досрочное исполнение решения по проверке (даже в части, которая не обжалуется) позволит минимизировать сумму пени, которая начисляется за каждый календарный день просрочки уплаты налога. Досрочное исполнение решения (в том числе частичное) не является препятствием для апелляционного обжалования. Об этом прямо сказано в абз. 3 п. 9 ст. 101 НК РФ.

Итак, сроки вступления в законную силу решения по проверке мы пояснили. Следующий вопрос: порядок отражения в бухгалтерском учете результатов проверки – доначисленных сумм НДС, пени и штрафов (вопросы, связанные с внесением изменений в налоговый учет и отчетность, в рамках данного материала не будут рассматриваться).

Отражение результатов проверки по НДС в бухгалтерском учете

Если налогоплательщик согласен с решением по проверке

Доначисление налогов по результатам налоговой проверки в бухгалтерском учете отражается как исправление ошибок в порядке, установленном ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете» [3] .

Датой обнаружения ошибки следует считать дату вступления в силу решения по проверке. От данной даты, а также от того, насколько существенна допущенная ошибка, зависит период исправления ошибки. Напомним, согласно п. 3 ПБУ 22/2010 ошибка признается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности, составленной за этот период. Уровень существенности организация определяет самостоятельно и закрепляет в учетной политике критерии, по которым будет устанавливаться такой уровень (данный вопрос выходит за рамки статьи, поэтому вникать в его нюансы мы не будем).

Итак, порядок отражения в бухучете доначисленных сумм НДС зависит от причины ошибок и периода, в котором они были допущены.

Если недоимка возникла в результате занижения налоговой базы или неправильного применения налоговой ставки (например, вместо ставки 18% применена ставка 10%), то доначисленная сумма НДС, начисленная с реализации:

  • текущего года (года проведения проверки), включается в себестоимость реализованной продукции и отражается по дебету счета 90 «Продажи» (субсчет 90-3);
  • прошлых лет, учитывается в составе прочих расходов по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет «Прочие расходы») (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» [4] ).
В свою очередь, последний вариант записи применяется в двух случаях:

  • если недоимка предыдущего года выявлена до утверждения годовой отчетности – запись в учете делается на 31 декабря предыдущего года;
  • если недоимка прошлых лет выявлена после утверждения годовой отчетности и признана несущественной.
Если же сумма недоимки прошлых лет, выявленная после утверждения годовой отчетности, является существенной, в учете делается другая запись: Дебет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» Кредит 68‑НДС.

По результатам выездной налоговой проверки за период 2012 – 2014 годов ООО была доначислена сумма НДС за III квартал 2014 года в сумме 125 000 руб. Недоимка возникла в результате занижения облагаемой базы (не начислен НДС по облагаемой операции). Общество согласилось с суммой доначислений. Решение по результатам проверки вступило в законную силу 10 ноября 2015 года. Сумма недоимки НДС в соответствии с учетной политикой общества признается существенной.

Решение получено после утверждения годовой отчетности за 2014 год, поэтому все исправления, связанные с доначислением налога, будут отражены в бухгалтерской отчетности за 2015 год.

В учете сумму доначислений общество отразит следующей записью: Дебет 84 Кредит 68‑НДС – доначислен НДС в сумме 125 000 руб. за III квартал 2014 года.

Исправлять в учете нужно не только сумму налога, но и сумму неверно посчитанной ранее выручки. Как сказано в п. 4 ПБУ 22/2010, обязательному исправлению наравне с ошибками подлежат их последствия. Иными словами, в учете необходимо отразить не только сумму доначисленного налога, но и внести исправления в записи, формирующие финансовый результат (например, сделать исправительную запись – Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит 84).

Если недоимка по НДС возникла в связи с неправомерным вычетом, то порядок отражения в учете доначисленного налога зависит от операции, к которой относятся начисленные суммы налога, и периода, за который выявлена эта недоимка. Здесь возможны такие ситуации.

Доначисленный НДС, относящийся к периоду, годовая отчетность за который еще не утверждена, включается в стоимость таких товаров (работ, услуг) или отражается в расходах на основании следующих записей:

Сторно Дебет 68‑НДС Кредит 19 – доначислен НДС по результатам проверки;

Дебет 01 (04, 10, 41) Кредит 19 – входной НДС включен в стоимость объекта (если его стоимость еще не списана в затраты)

или Дебет 20 (26, 44) Кредит 19 – входной НДС списан на затраты (в случае если стоимость объектов, по которым был заявлен вычет, уже списана в затраты).

Если доначисленный НДС относится к прошлым периодам (и сумма недоимки не является существенной), на дату вступления в силу решения по проверке в учете делаются такие записи:

Дебет 19 Кредит 68‑НДС – восстановлен «входной» НДС, ранее неправомерно принятый к вычету;

Дебет 91-2 Кредит 19 – входной налог включен в прочие расходы

или Дебет 01 (04, 10, 41) Кредит 19 – входной налог включен в стоимость объектов, которые еще не списаны в затраты.

В случае, когда сумма недоимки превышает порог существенности (закрепленный в «бухгалтерской» учетной политике), в учете сумма доначисления отражается записью – Дебет 84 Кредит68‑НДС.

Вычет заявлен по «дефектному» счету-фактуре.

Доначисленный налог, относящийся к периоду, годовая отчетность за который еще не утверждена, отражается Дебет 91-2 Кредит 68‑НДС. Такая же запись делается, если налог доначислен за прошлые периоды и сумма недоимки признана несущественной. Соответственно, если сумма доначисленного за прошлые периоды налога является существенной, в учете делается запись – Дебет 84 Кредит 68‑НДС.

В ходе налоговой проверки деятельности организации за 2014 и 2013 годы претензии налоговиков вызвали консультационные услуги стоимостью 236 000 руб. (в том числе НДС – 36 000 руб.). Вследствие чего было произведено доначисление НДС, который, по мнению инспекторов, организация неправомерно заявила к вычету. Организация не стала оспаривать решение по проверке и исправила ошибку, относящую к прошлым периодам, на дату вступления его в силу – 24 октября 2015 года.

В соответствии с учетной политикой организации обозначенная ошибка признана несущественной, поэтому в учете были сделаны следующие записи:

На дату признания расходом стоимости консультационных услуг

На дату вступления в силу решения по проверке

Если налогоплательщик не согласен с решением по проверке

Вместе с тем само по себе перечисление в бюджет суммы, отраженной в решении по проверке, не означает признания налогоплательщиком вменяемой ему задолженности по НДС перед бюджетом. Недоимка (в случае неблагоприятного исхода) признается только на дату вступления в силу соответствующего апелляционного или судебного решения. Так как именно на эту дату окончательно определены налоговые обязательства организации по данному налогу. До тех пор пока не закончится процедура апелляционного обжалования (занимает от двух до трех месяцев со дня вручения решения по проверке) или судебные разбирательства (по времени они могут занимать от нескольких месяцев до полутора – двух лет) доначисленный НДС по кредиту счета 68 отражать не следует. В противном случае сведения, отраженные в учете и отчетности, и фактические действия налогоплательщика будут противоречить друг другу. Иными словами, финансовая отчетность не будет отражать реальное положение экономического субъекта и результаты его деятельности, что по понятным причинам приведет к дезинформации ее пользователей.

В связи с тем, что неопределенность в расчетах с бюджетом может затянуться по времени (как отмечено ранее, от двух месяцев до полутора – двух лет), возникает закономерный вопрос: как это отра­зить в учете?

Полагаем, в данном случае организации нужно вспомнить о ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» [5] и отразить в учете оценочное обязательство на сумму доначисленного налога. Напомним, таковым в силу п. 4 данного стандарта признается обязательство с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения. И возникнуть оно может в том числе из судебного решения (как раз наш случай).

Оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий (п. 5):

  • существует обязанность, явившаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, исполнения которой организация не может избежать. Когда возникают сомнения в наличии такой обязанности, организация признает оценочное обязательство, если в результате анализа всех обстоятельств и условий, включая мнения экспертов, более вероятно, чем нет, что обязанность существует;
  • уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства, вероятно;
  • величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена.
Применительно к ситуации, когда организация оспаривает решение по проверке, все вышеперечисленные требования выполнены: вследствие прошлых событий хозяйственной жизни организации появилось обязательство по уплате недоимки, величина которой определена в решении, при этом отсутствует 100%-я уверенность в результате обжалования обозначенного решения.

Таким образом, в анализируемой ситуации организация имеет смыл отразить оценочное обязательство, равное величине доначисленного налога. В учете при этом будут сделана следующая запись: Дебет 91-2 Кредит 96«Резервы предстоящих расходов» – признано оценочное обязательство по уплате в бюджет суммы НДС. Соответственно, перечисление в бюджет доначисленного налога не признается расходом организации и отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции с кредитом счета 51 «Расчетные счета».

Дальнейшая судьба данного оценочного обязательства напрямую зависит от результатов оспаривания решения по проверке.

В случае положительного исхода (когда организация доказала неправомерность доначисленного налога) на дату вступления в силу судебного решения оно списывается на основании следующей записи в учете: Дебет 96Кредит 91-1 – списано оценочное обязательство по уплате в бюджет суммы НДС.

Если организация проиграла спор в арбитраже и судебным актом признано наличие у плательщика НДС недоимки по данному налогу, в учете (на дату вступления в силу решения суда) делается иная запись: Дебет 96Кредит 68‑НДС – доначислен НДС к уплате в бюджет.

Воспользуемся данными из примера 1.

Организация не согласилась с выводами, сделанными инспекцией в решении по проверке. Она намерена обжаловать данное решение в установленном порядке. Уплатив после получения решения указанную в нем недоимку по НДС, организация подала апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Однако вышестоящая инстанция согласилась с выводами инспекторов. Тогда налогоплательщик подал заявление в суд. Но и арбитры признали правоту инспекторов и наличие недоимки у организации.

В учете организации сделаны следующие записи:

Основу законодательной базы по части страховых платежей на 2017 г. составляют следующие ключевые нормативно-правовые акты:

  • НК РФ, гл. 34 (о страховых сборах в РФ), ст. 431, п. 8 (исчисление, уплата, возмещение страховых взносов), ст. 422 (суммы, не облагаемые страховыми взносами);
  • ФЗ N 243 от 03.07.2016 и № 250, ст. 20 в последней редакции.

Причины возникновения ситуации, когда страховые взносы нужно доначислить, могут быть разными: упущение периода, ошибки, совершенные по незнанию, нарушения, умышленное уклонение от своевременной уплаты взносов на протяжении нескольких периодов. К примеру, ошибочно занижена налоговая база либо не учтена выплата, облагаемая взносами, в прошедших периодах.

Дополнительные страховые начисления за истекшие периоды при возникновении такой необходимости обязаны производить следующие категории нанимателей и ответственных лиц:

  • все юрлица (организации, имеющие штатных сотрудников, а также работающих по гражданско-правовым договорам);
  • частные предприниматели, у которых есть наемные работники;
  • ЧП на патенте либо те из них, кто работает частным порядком (нотариусы, адвокаты, юристы и т. д.);
  • физлица, работающие с иными физлицами либо подрядчиками на основании трудового соглашения.

Налоговым периодом в отношении страховых платежей во внебюджетные фонды признается календарный год. Отчетность на 2017 год формируется поквартально, за полугодие либо 9 месяцев. Нередко многие операции просто нельзя выполнить на текущую дату. Но во всех предложенных ситуациях доначисление будет неизбежным действием, которое рано или поздно потребуется выполнить.

Дополнительные страховые начисления на основании совместной сверки и проверочного акта: последовательность действий обязанного лица

Территориальные органы ПФР, ФСС (с 2017 г. — налоговая служба) и страхователь вправе проводить по своей инициативе ежегодно совместную сверку на предмет расхождения данных по расчетам (взносам, штрафам, пеням). Результаты фиксируются в форме 21-ПФР либо 21-ФСС (актах сверки). Выявленные нарушения, ошибки (переплаты и т. д.) обязанное лицо должно будет устранить.

Кроме этого, ПФР посредством своих территориальных подразделений осуществляет камеральный (выездной) контроль на предмет правильности начислений и уплаты сборов. Во время выездного контроля проверяется период до 3 лет, а камерального — только тот период, за который сдавался отчет РВС-1. Допускается использование контролирующим органом в ходе проверочных мероприятий данных по другим периодам. В результате составляется акт проверки с предписаниями по дополнительным начислениям.

Ответственное лицо обязано выполнить все директивы проверяющего. После того, как на основании акта (сверки либо проверки) были сделаны все дополнительные страховые начисления по истекшим периодам, их отображают в бухучете.

Так, доначисления в программе 1 С по проверке регистрируются новым документом, где фигурирует проверочный акт по страховым взносам. Далее отчетность формируется автоматически (корректирующие данные по СЗВ-6-4, зарегистрированные взносы за квартал).

  1. Сдать полный скорректированный вариант РСВ-1 за период, где была допущена ошибка.
  2. Показать проведенные доначисления в разделах 1 (строка 120) и 4 по текущему периоду (используется, когда ошибка выявлена после первого числа третьего месяца, идущего вслед за истекшим отчетным периодом).

С 1.01.2017 г. вводится новая форма расчета РСВ-1, именуемая КНД 1151111, которая будет сдаваться налоговикам. (Приказ ФНС ММВ-7-11/551@ от 10.10.2016). Периодичность подачи отчетной формы не изменилась, введен новый крайний срок — 30 число месяца, идущего вслед за отчетным периодом. За 2016 г. и истекшие периоды до 1.01.2017 отчетность сдается по старой форме в ПФР.

Бухгалтерский учет по доначислению страховых взносов сообразно акту проверки

Все операции по дополнительным страховым начислениям фиксируются бухгалтерскими записями. Неверное отображение доначислений будет считаться ошибкой, но не нарушением. Соответственно, санкции к плательщику здесь не применяются. Вместе с этим сам факт дополнительных зачислений по взносам на основании предписаний проверяющего не признается ошибкой в бухучете.

Проводки по дополнительным начислениям сообразно проверочному акту Характеристика
Дебет 91-2 Кредит 69-1 Дополнительное начисление ФСС
Дебет 91-2 Кредит 69-2 Дополнительное начисление ПФР
Дебет 91-2 Кредит 69-3 Дополнительное начисление ФФОМС

Распространенные ошибки при доначислении страховых взносов

Допущенные недочеты могут быть обнаружены как самостоятельно, так и во время проверки (сверки). Типичные ошибки: неверное применение страховых тарифов, ложное начисление облагаемой суммы прибыли, неточное указание данных об инвалидности и др.

Исправление ошибок подробно описано в ПБУ 22/2010. Несущественные просчеты, допущенные в прошедших периодах и выявленные после сдачи бухгалтерской отчетности, исправляются в том месяце, когда их обнаружили. С этой целью делаются надлежащие бухгалтерские записи, а появившийся доход (ущерб) показывают в составе иной прибыли (тратах) отчетного периода (со сч. 91).

К примеру, наниматель начислил работнику по ложному медицинскому бюллетеню пособие. Ошибочное начисление по поддельному больничному листку обнаружили не сразу, а через некоторое время. Выплата была произведена с нарушением, следовательно, к зачету ее ФСС не примет. На саму сумму будут производиться дополнительные страховые начисления.

Ряд ошибок может быть связан с необоснованным доначислением взносов. Законом предусмотрено, что компенсации, материальная помощь, социальные пособия не облагаются страховыми сборами (НК РФ, ст. 422). Вносы исчисляются только с выплат, предусмотренных по трудовым и гражданско-правовым соглашениям, в остальных случаях исчисления (доначисления) будут признаны необоснованными.

Таким образом, правомерным доначисление (исчисление) будет тогда, когда оно подкрепляется соответствующими нормами коллективного договора, имеет восполняющий, компенсирующий характер. В перечисленных ситуациях доначисление страховых взносов с сумм, выплаченных нанимателем, будет идти в разрез с законом, и признаваться ошибочным.

Ответственность за непредставление отчетности по страховым начислениям и иным нарушениям

Ошибочные действия при формировании отчетности, несоблюдение сроков ее сдачи, уклонение от начисления взносов со стороны юрлиц и ЧП, могут иметь серьезные последствия. В зависимости от степени нарушения, обязанное лицо привлекается к административной ответственности, штрафуется либо ему начисляют пеню.

Указанные санкции применяются к нарушителям в 2017 г.

Пример 1. Дополнительные страховые начисления и штрафные санкции по акту проверки в бухучете

ООО «Домино» в 2016 г. прошло камеральную проверку ПФР, по итогам которой было обнаружено занижение облагаемой базы для начисления страховых платежей. Проверяющий составил акт, где предписал доначислить взносы. Кроме этого, за нарушение сроков оплаты обязанное лицо оштрафовали.

Бухгалтерия ООО «Домино» показала страховое доначисление записью ДТ 91 КТ 69, штрафные санкции — ДТ 91 КТ 69, а зачет — ДТ 69, КТ 69 (76).

Пример 2. Пеня за просроченные страховые платежи: отображение в бухучете

ООО «Долина» своевременно не начислило страховые взносы ПФР. В результате из-за просрочки у компании к концу отчетного периода выросла пеня. Покрыть долг руководство решило за счет обнаруженной переплаты взносов ПФР. Бухгалтерия ООО «Долина» сделала записи:

  • ДТ 99 КТ 69 (cб. «Платежи по пеням ПФР») — пеня за просрочку страховых платежей;
  • ДТ 69 (сб. «Платежи по пеням ПФР») КТ 69 (сб. «Страховые взносы в ПФР) — покрытие пени за счет переплаты по взносам ПФР.

Учтенная переплата полностью покрыла пеню.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1: Как должен доначислять частный предприниматель страховые взносы, если у него есть наемные работники и когда сдается отчетность в этом случае?

Предприниматель производит перечисления за себя и всех своих работников, в том числе и тех из них, кто заключил с ним на подрядный договор. ИП готовит и сдает отчетность в ПФР ежеквартально. Последовательность действий при доначислениях следующая: сначала перечисляются взносы, потом представляется надлежащая отчетность (уточненный РСВ-1 и т. д.). Если у него нет работников, то и отчитываться ни за кого не нужно.

Если наемных работников и ИП больше пятисот, то все следует представлять в электронном варианте.

Вопрос №2: Какие поля КНД 1151111 обязательны для заполнения и как правильно в форму включать данные по КБК?

Непременно нужно заполнить титульный лист, разделы 1 (под. 1.1 к пр.1 к р.1; под.1.2 к пр.1, прил.2 к р.1) и 3. КБК пишутся по каждому виду страхования (раздел 1 формы), На 2017 г. утверждено ряд новых КБК (сообразно приказу Минфина № 230н от 7 декабря 2016 г.).

Сообразно НК РФ, ст. 54, п.1 следует пересчитать базу налога, величину налога за тот период, когда ошибка была обнаружена. Во время калькуляции в составе надлежащих трат того периода, где обнаружена ошибка, отображаются недоучтенные в свое время расходы. Доначисление по налогу на прибыль отображается ДТ 99, КТ 68 (для УСН, ЕНВД, ЕСХН, если налог занижен).

Вопрос №4: Как представлять уточненные сведения по дополнительным сумам взносов, которые начислялись на основании предписаний проверки?

Представлять РСВ-1 ПФР и 4-ФСС после доначислений сообразно директивам проведенной проверки не нужно.

Читайте также: