Как проводится аудит пенсионных фондов

Пенсионный фонд РФ (ПФР) контролирует, правильно ли работодатели рассчитывают и платят:

  • пенсионные взносы;
  • взносы на обязательное медицинское страхование.

Такой контроль сотрудники ПФР выполняют в ходе проверок.

Об этом сказано в части 1 статьи 3 и части 1 статьи 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Виды проверок и их периоды

Пенсионный фонд РФ силами своих территориальных подразделений проводит камеральные и выездные проверки организаций (ст. 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И в том и в другом случае цель одна – проверить, правильно ли начислены и уплачены взносы на пенсионное и обязательное медицинское страхование. Но вот периоды, охватываемые такими проверками, как правило, отличаются. Быстро сориентироваться во всех сроках и периодах выездной и камеральной проверок можно по сравнительной таблице . Если выплаты идут не в ПФР, тогда ознакомьтесь, как перевести деньги с негосударственного пенсионного фонда.

В рамках камеральной проверки сотрудники территориального отделения фонда контролируют лишь тот период, за который организация составила и сдала расчет по форме РСВ-1 ПФР (ч. 1 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Например, это расчет РСВ-1 ПФР за девять месяцев 2015 года. Тогда в рамках камеральной проверки данного расчета Пенсионный фонд РФ может проконтролировать, правильно ли начислены взносы только за эти девять месяцев. Хотя в ходе проверки сотрудники фонда могут использовать сведения и за другие отчетные периоды.

А вот в рамках выездной проверки сотрудники фонда вправе проверить период в пределах трех календарных лет. Тех, что предшествуют году, в котором такую проверку назначили (ч. 9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И кстати, конкретные периоды выездной проверки должны быть обозначены в решении о ее проведении (п. 3 ч. 4 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Общий порядок камеральной проверки

Камеральную проверку начнут с того дня, когда страхователь подал в Пенсионный фонд РФ расчет по форме РСВ-1 ПФР . Длиться такая проверка может три месяца с этой даты (ч. 2 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

При проведении камеральной проверки сотрудники фонда руководствуются статьей 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правления ПФР от 31 июля 2014 г. № 323р.

Камеральную проверку проводят на территории фонда. Поэтому, кроме самого расчета, сотрудники фонда могут использовать в ходе проверки лишь уже имеющиеся у них документы. К примеру:

  • расчеты страховых взносов, представленные раньше;
  • документы, которые страхователь подал с первоначальными расчетами, – если речь идет о камеральной проверке уточненного расчета;
  • выписки из регистров бухгалтерского или налогового учета;
  • другие документы, полученные от страхователя в порядке, установленном Законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Запросить же дополнительные документы сотрудники фонда вправе, только если в сданной отчетности они выявили какие-либо ошибки или противоречия. В этом случае они могут потребовать от организации устранить эти несоответствия. А также вправе запросить письменные или устные пояснения.

О выявленных ошибках (несоответствиях) проверяющие должны сообщить плательщику. Одновременно они направят требование внести исправления в расчет. Исполнить такое требование необходимо в течение пяти рабочих дней. Срок считайте со дня, следующего за тем, когда организация получила требование по ТКС или лично в руки. Если же требование пришло почтой, то оно считается полученным на шестой день с даты отправки, которая `указана в штампе. Вместе с пояснениями можете дополнительно представить в фонд документы, которые подтверждают достоверность данных. Например, выписки из регистров бухучета.

Такие правила установлены в частях 3–4 статьи 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Кроме того, в ходе камеральной проверки сотрудники ПФР могут вызвать плательщика взносов в территориальное отделение фонда для дачи устных пояснений (п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Вызов оформляется письменным уведомлением .

Ситуация: можно ли не исполнять требование Пенсионного фонда РФ представить письменные пояснения, если в этом документе не указаны конкретные ошибки и (или) противоречия, выявленные при камеральной проверке ?

Пенсионный фонд РФ вправе требовать от организации письменные пояснения, только если в отчетности есть ошибки и противоречия. При этом проверяющие обязаны сообщить организации о конкретных выявленных неточностях и одновременно могут потребовать письменные пояснения к ним. Об этом говорится в части 3 статьи 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Когда же ошибок и противоречий нет, у сотрудников фонда нет оснований требовать от страхователя пояснения. А если они все-таки запросили таковые без указания на конкретные ошибки и (или) противоречия, то данное требование можно не исполнять. Оно считается незаконным.

Совет: Ответить на незаконное требование ПФР все же стоит. Напишите, что требовать пояснения сотрудники ПФР могут, только если в расчете есть ошибки и противоречия (ч. 3 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). А поскольку в полученном требовании об ошибках ничего не сказано, запрос выглядит необоснованным и организация не может его исполнить.

Общий порядок выездной проверки

Выездные проверки сотрудники фонда проводят, руководствуясь статьей 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.

Такое контрольное мероприятие проходит, как правило, на территории плательщика взносов (т. е. организации-работодателя). Но есть исключение. Если у страхователя нет возможности предоставить помещение для проверки, тогда ее проведут в территориальном отделении ПФР. Об этом сказано в части 1 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Выездная проверка начинается с того, что сотрудники ПФР вручают плательщику взносов решение о проведении проверки . В таком документе должны быть обозначены состав проверяющих и проверяемый период, который не может быть больше трех лет (ч. 4–9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Убедитесь, что такое решение есть на руках у проверяющих. А вместе с ним проверьте и служебные удостоверения. Если таких документов у них нет, то вы вправе не пускать с проверкой на территорию организации.

С предъявленным решением надо ознакомиться и поставить свою подпись. После этого сотрудник ПФР вручит требование о представлении документов . Кстати, если проверку проводят совместно с ФСС России, то от каждого фонда должно быть свое требование. И исполнять эти требования придется по отдельности независимо одно от другого. То есть документы нужно будет подготовить в двух экземплярах.

Выездная проверка заканчивается в тот день, когда сотрудники фонда составили справку о ее проведении . В общей сложности выездная проверка не может длиться дольше двух месяцев (ч. 11, 14 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (ч. 11 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Основанием для продления выездной проверки до четырех и (или) шести месяцев может стать:

  • получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации нарушений законодательства о страховых взносах и требует дополнительной проверки;
  • форс-мажорные обстоятельства на территории, где проводится проверка;
  • наличие в составе проверяемой организации четырех и более обособленных подразделений;
  • непредставление (несвоевременное представление) организацией документов, необходимых для проведения выездной проверки.

Об этом говорится в части 11.1 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Чтобы продлить срок выездной проверки, отделение ПФР, которое ее проводит, должно направить мотивированный запрос в вышестоящий орган фонда. На основе этого запроса руководитель (его заместитель) вышестоящего органа примет решение о продлении выездной проверки или откажет в таком продлении.

Такой порядок предусмотрен в части 11.2 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Виды выездных проверок

Выездные проверки бывают двух видов: плановые и внеплановые.

Плановые выездные проверки территориальные отделения ПФР могут проводить только совместно с территориальными отделениями ФСС России. План-график таких проверок на каждый отчетный период можно найти на портале своего регионального отделения ФСС России. Учитывайте, что в этот график могут вноситься изменения.

Внепланово выездные проверки проводят лишь в определенных случаях. Например, при ликвидации или реорганизации организации. Об этом сказано в письме Минздравсоцразвития России от 22 февраля 2011 г. № 19-5/10/2-1748. Внеплановые проверки и ПФР, и ФСС России могут проводить отдельно.

Кстати, в совместных проверках, помимо сотрудников фондов, могут принимать участие еще и налоговые инспекторы. Их привлекают, чтобы проверить обоснованность применения пониженных тарифов страховых взносов, если организация:


Такой порядок установлен пунктом 2 части 5 статьи 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Какие документы может требовать ПФР при выездной проверке

Пенсионный фонд РФ может требовать от плательщика страховых взносов копии документов, которые:

  • являются основанием для исчисления и уплаты страховых взносов;
  • подтверждают правильность расчета и уплаты страховых взносов.

Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Например, сотрудники ПФР могут требовать копии расчетных, расчетно-платежных, платежных ведомостей, документы, подтверждающие занятость во вредных условиях труда, договоры гражданско-правового характера и т. д.

Требовать документы, которые не имеют отношения к предмету проверки, сотрудники фонда не вправе (п. 2.3 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 5 мая 2010 г. № 120р). Например, они не могут требовать налоговые декларации, в которых фиксируются суммы страховых взносов.

Перечень документов, которые сотрудники фонда могут истребовать в ходе выездной проверки, приведен в пункте 7.4 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р. К ним, в частности, относятся:

  • учредительные документы;
  • приказы об учетной политике;
  • лицензии;
  • расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • бухгалтерская отчетность, в том числе годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения;
  • регистры бухгалтерского (налогового) учета по расчетам с персоналом и подотчетными лицами, по социальному страхованию и обеспечению, по учету денежных средств;
  • карточки индивидуального учета начисленных выплат (вознаграждений) и страховых взносов;
  • организационно-распорядительные документы, договоры и дополнительные соглашения к договорам (приказы, коллективные договоры, трудовые договоры и т. д.);
  • банковские и кассовые документы;
  • первичные документы, подтверждающие выплаты персоналу (например, ведомости по начислению и выдаче зарплаты, расходные кассовые ордера, ведомости на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений, выписки банка по зачислению денежных средств на банковские карточки и счета физических лиц).

Дополнительно в ходе выездной проверки могут быть запрошены копии документов индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Перечень документов, подлежащих проверке, приведен в приложении 1 к Методическим рекомендациям, утвержденным распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.

Ситуация: может ли Пенсионный фонд РФ при проверке произвести выемку документов?

Перечень контрольных мероприятий, которые могут проводить должностные лица Пенсионного фонда РФ при выездной проверке, определен в статьях 36–37 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Среди них:

  • доступ на территорию плательщика взносов;
  • истребование документов для проведения проверки.

Закон не дает сотрудникам ПФР права на выемку документов. Поэтому, даже если у них есть основания считать, что документы могут быть уничтожены, сокрыты или изменены, проводить такое мероприятие (в отличие от налоговых инспекторов) сотрудники фонда не могут.

Как подать документы по требованию ПФР

Представить копии документов по требованию проверяющих можно как на бумаге, так и в электронном виде. Бумажные копии нужно заверить. Для этого на них нужно сделать надпись «Верно», указать должность лица, заверившего копию, его личную подпись и расшифровку подписи (инициалы и фамилию), поставить дату заверения и печать организации. Такой порядок предусмотрен пунктом 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003, утвержденного постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст.

Заверить нужно каждую копию документа. Заверять подшивки, состоящие из копий нескольких документов, нельзя.

Документы, которые были истребованы в ходе проверки, нужно представить в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего требования (п. 4 ч. 2 ст. 28, ч. 5 ст. 37 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Внимание: если не представить документы по требованию проверяющих в течение 10 рабочих дней, то организацию или предпринимателя оштрафуют на 200 руб. за каждый неподанный документ (ст. 48 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). А ответственному сотруднику организации, в частности, ее руководителю, грозит денежное наказание в размере от 300 до 500 руб. (ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ).

Оформление результатов проверок

Результаты камеральной и выездной проверок сотрудники фонда оформляют по-разному.

Если по итогам камеральной проверки сотрудники ПФР не нашли ошибки, то акт проверки они не составляют и о таких результатах плательщику не сообщают. Если же есть нарушения, то проверяющие оформляют акт камеральной проверки . Они должны это сделать в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки.

Для выездной проверки иначе. В последний ее день проверяющие составляют справку о проведенной проверке . Далее в течение двух месяцев с даты оформления справки сотрудники ПФР составляют акт выездной проверки .

Формы актов проверок и требования к их содержанию установлены Постановлением Правления ПФ РФ от 11.01.2016 N 1п . О сроках и способах вручения акта проверки см. Как оформляются результаты проверок внебюджетных фондов .

Не согласны с актом проверки или с его отдельными частями? Тогда в течение 15 рабочих дней со дня получения акта можете представить в территориальное отделение фонда свои письменные возражения (ч. 5 ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Руководитель или заместитель руководителя территориального отделения фонда должен сообщить о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Он обязан сделать это, даже если возражений нет. Такой вывод следует из части 5 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Ситуация: может ли территориальное отделение Пенсионного фонда РФ рассматривать материалы камеральной проверки в отсутствие представителей организации ?

Да, может, но только при условии, что плательщик взносов извещен о рассмотрении материалов.

Плательщик страховых взносов имеет право участвовать в рассмотрении материалов проверки (ч. 3 ст. 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Сотрудники фонда обязаны сообщить организации о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Такой вывод следует из части 5 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Если организация не извещена о времени и месте рассмотрения материалов, то решение, принятое по результатам такого рассмотрения, может быть обжаловано в суде. Как правило, арбитражные суды признают такие решения недействительными (см., например, определение ВАС РФ от 28 мая 2012 г. № ВАС-6248/12, постановления ФАС Уральского округа от 4 апреля 2012 г. № Ф09-1776/12, Уральского округа от 24.10.2011 № Ф09-6782/11 по делу № А60-4659/2011, Дальневосточного округа от 28 февраля 2012 г. № Ф03-374/2012).

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель или заместитель территориального отделения ПФР выносит одно из двух возможных решений:

Решение должно быть вынесено в течение 10 рабочих дней по истечении срока, отведенного на подачу возражений по акту.

Такой порядок следует из частей 1 и 8 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Решение территориального отделения Пенсионного фонда РФ можно обжаловать в региональном отделении или в суде. Причем сделать это можно как одновременно, так и последовательно (ч. 2 ст. 54 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Краткое содержание:


Нарушения, выявленные Счетной палатой в начислениях пенсий, не дают покоя населению уже не первый день – и понятно почему. Из-за неких «технических ошибок» пенсии в России занижались. Речь идет не о погрешности в 2 копейки, а о колоссальных средствах, которые в общей сложности исчисляются миллиардами.

Многие, конечно же, достигли крайней точки удивления и захотели проверить, а у меня-то пенсия нормальная или где-то недоначисляют, однако сделать это оказалось не просто.

Аудиторская проверка ПФР

Речь идет об аудите деятельности ПФР за 2017–2019 годы. Выяснилось, что в 53% случаев полагающиеся доплаты к пенсиям не начислялись.

Основные причины проблемы – открытие на одного и того же человека нескольких индивидуальных лицевых счетов, а также присвоение одного и того же СНИЛС двум гражданам.

То есть в одном случае «мертвым душам» платили пенсии, а в другом недоначисляли деньги живым старикам. Казалось бы, по-хорошему человек должен иметь возможность сесть с листочком и разобраться, а ему-то правильно платили все эти годы. Однако не все так просто. Единственное, что мы можем сделать самостоятельно – это зайти на сайт Госуслуг и запросить выписку сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Мы и запросили эти сведения в отношении одной из коллег, немного подождали и получили бумагу, из которой узнали много интересного.

  • Во-первых, у нее зафиксирован стаж 11 лет 8 месяцев и 15 дней (где-то потерялись два года).
  • Во-вторых, в послужном списке есть работодатели, у которых она никогда не работала.

  • В-третьих, оказывается, что с 15 марта 2017 года она перечисляет пенсионные средства в АО "Негосударственный пенсионный фонд «Федерация»", на индивидуальном инвестиционном счете даже скопилось около 120 000 рублей. Только вот ни с каким НПФ коллега договор не заключала.

В общем, все, что вы можете проверить, – это все ли ваши места работы учтены и нигде ли не потерялся стаж.

Правда, есть еще одна переменная – это индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК). По полученным документам он 64,937. В скобочках пояснение – ИПК рассчитан по сведениям, полученным от работодателей, а также по сведениям о периодах осуществления другой социально значимой деятельности.

Коллега пока не пенсионер, но если бы выходила на пенсию, учитывая этот коэффициент, теоретически можно примерно рассчитать пенсию. Есть такая трехэтажная формула, но цифра будет приблизительной, разбег плюс-минус километр.

Можно ли самому посчитать свою пенсию?

Самостоятельно рассчитать пенсию сегодня человек не может, это очень сложно, но такова формула, которая была принята в 2015 году. Многие критиковали эту формулу, что она практически не рабочая и посчитать крайне сложно. Потому что она зависит от доходов Пенсионного фонда, от того, сколько участников в пенсионной системе. Человеку никогда не узнать, сколько человек за год заплатили эти пенсионные взносы и в каком количестве.

Предположим, что обывателям типа меня и не нужно проводить все эти сложные вычисления, но тогда у меня, как у пенсионера (будущего или нынешнего – неважно) должна быть возможность прийти к специалисту территориального ПФР и попросить провести расчеты, чтобы проверить обсчитали меня или нет.

Тут есть загвоздка: оказывается, не все специалисты ПФР могут провести расчеты пенсии. На сегодняшний день это факт вот эта балльная система, к сожалению, она крайне не прозрачная.

Вся пенсионная система России – это огромное количество неизвестных и переменных, которые непонятно как между собой женятся. Не понятно не только для меня и специалистов ПФР, но и для законодателей, которые в 2015 году нажимали кнопки за балльную систему начисления пенсии.

Чего стоит признание озарения председателя думского Комитета по бюджету и налогам Андрея Макарова на встрече с руководством ПФР:

"У меня просьба, вот вы сидите тут, вы профессионалы. Кто сегодня может по этой балльной системе просчитать свою собственную пенсию? Вот, вы профессионалы, а не можете это сделать, либо не считаете необходимым, потому что вы не надеетесь на то, что вы сможете получать пенсию".

Последнее утверждение, кстати, в яблочко. Многие на пенсию уже не рассчитывают и формируют свой инвестиционный портфель.

Постоянное кидание из стороны в сторону подкашивает доверие. За последние 20 лет пенсионных реформ было 5–6. То у нас уравнительные принципы и солидарные пенсии, то распределительно-накопительные, то вдруг из ниоткуда появляются НПФ, потом у них массово отбираются лицензии, потом вводятся баллы, затем баллы предлагается отменить, после озвучивается идея формирования индивидуального пенсионного капитала.

Внутри этих бесконечных реформ не прекращается мышиная возня, типа повышение пенсионного возраста и единовременные выплаты старикам в размере 5000 рублей взамен положенной индексации.

Есть подозрение, что вся эта сложная система придумана не случайно, а для того, чтобы было сложно обнаружить. Один миллиардик пошел туда, другой исчез там. Так должно быть или где-то торчат коррупционные уши?

Хочется надеяться, что Счетная палата доведет дело до конца, и мы увидим реальные размеры хищений и реальные уголовные дела.




Вопрос: 10.2.1
Ежегодному аудиту в НПФ подлежат:

  • Ведение бухгалтерского учета;
  • Ведение пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионных счетов накопительной пенсии;
  • Ведение бухгалтерской отчетности фонда;
  • Осуществление выплат негосударственных пенсий, выкупных сумм, накопительной пенсии, выплат правопреемникам;
  • Ведение бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности управляющих компаний и специализированных депозитариев по формированию и размещению пенсионных резервов и формированию, передаче и инвестированию средств пенсионных накоплений.

Ежегодному аудиту в соответствии с законодательством РФ об аудиторской деят-ти и требованиями настоящего ФЗ подлежат:

✓ бухгалтерская (финансовая) отчетность фондов;
✓ осуществление выплат негосуд. пенсий, выкупных сумм, накопительных пенсий, срочных пенсионных выплат;
✓ ведение пенсионных счетов негосуд. пенсионного обеспечения и пенсионных счетов накопительной пенсии;
✓ выплат правопреемникам;
✓ единовременных выплат;
✓ бухгалтерская (финансовая) отчетность управляющих компаний и спец. депозитариев по формированию и размещению средств пенсионных резервов и формированию, передаче и инвестированию средств пенсионных накоплений.

Список литературы:
ст. 22 ФЗ «О негосуд.пенсионных фондах»

Вопрос: 10.1.2
К этическим принципам аудитора относится:

  • Независимость;
  • Честность;
  • Объективность;
  • Профессиональная компетентность;
  • Конфиденциальность.

При выполнении своих проф. обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными проф. аудиторскими объединениями, членом которых он является (проф. стандартами), а также следующими этическими принципами:

✓ независимость;
✓ честность;
✓ объективность;
✓ проф. компетентность и добросовестность;
✓ конфиденциальность;
✓ проф.поведение.

Список литературы:
п. 3 Правила (стандарта) №1 Федеральных правил (стандартов) аудиторской деят-ти

Вопрос: 10.1.3
По результатам ежегодного аудита Аудитор передает Фонду следующие документы:

  • Аудиторский отчет (письменная информация по результатам проверки);
  • Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Аудитор (по результатам ежегодного аудита) передает Фонду следующие документы:

✓ аудиторский отчет (письменная информация по результатам проверки);
✓ аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Аудиторское заключение представляется фондом не позднее 30 июня в Банк России.

Список литературы:
ст. 22 ФЗ «О негосуд. пенсионных фондах»

Вопрос: 10.1.4
НПФ подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке:

  • Если валюта баланса на конец отчетного года более 100 млн. руб.;
  • Если в течение отчетного периода НПФ заключил 10 и более договоров НПО;
  • Если НПФ вступил в правоотношения по ОПС.

Обязательный аудит проводится, если организация является:

✓ бюро кредитных историй;
✓ негосуд. пенсионным или иным фондом;
✓ организацией, являющейся проф. участником РЦБ;
✓ страховой организацией;
✓ обществом взаимного страхования;
✓ товарной, валютной или фондовой биржей;
✓ кредитной организацией;
✓ клиринговой организацией;
✓ акционерным инвест. фондом;
✓ управляющей компанией АИФа, ПИФа или НПФ (за исключением гос. внебюджетных фондов).

Обязательный аудит следует проводить ежегодно.

Список литературы:
п. 1.3 и 2 ст. 5 ФЗ «Об аудиторской деят-ти»

Вопрос: 10.1.5
Вид аудиторского заключения, которое может быть предоставлено аудируемому лицу:

  • Безоговорочно положительным.

Аудитор должен выразить безоговорочно положительное мнение, если в фин. (бухгалтерской) отчетности адекватно раскрыта информация. Однако модифицировать аудиторское заключение, включив в него привлекающий внимание к ситуации абзац, в котором отмечается наличие существенной неопределенности, связанной с условиями или событиями, обусловливающими значительные сомнения в способности аудируемого лица продолжать свою деят-ть непрерывно, и содержится ссылка на соответствующий пункт пояснительной записки к фин. (бухгалтерской) отчетности.

Список литературы:
п. 26 Правила (стандарта) № И Федеральных правил (стандартов) аудиторской деят-ти

Аудитор должен выразить мнение с оговоркой или отрицательное мнение, если в финансовой отчетности неадекватно раскрыта информация.

Список литературы:
п. 27 Правила (стандарта) № И Федеральных правил (стандартов) аудиторской деят-ти

В соответствии с Федеральным законом № 167‑ФЗ [1] государственные (муниципальные) учреждения, производящие выплаты физическим лицам, являются страхователями. Данный статус накладывает на названные организации определенные обязательства, к которым, в частности, относится обязанность своевременно и в полном объеме перечислять страховые взносы, представлять документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения. В свою очередь, ПФР имеет право проверять документы, связанные с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, а также требовать и получать у страхователей необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок. В статье мы рассмотрим вопросы, сопряженные с осуществлением таких проверок.

Как следует из ст. 11 Федерального закона № 27‑ФЗ [2] , страхователи (в том числе государственные (муниципальные) учреждения) представляют сведения индивидуального персонифицированного учета в территориальные органы ПФР по месту их регистрации:

1) ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, – сведения о каждом работающем у них застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с налоговым законодательством РФ начисляются страховые взносы), включающие:

страховой номер индивидуального лицевого счета;

  • фамилию, имя и отчество;
  • дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы;
  • дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы;
  • периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
  • суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
  • периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
  • документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
2) не позднее 20 дней со дня окончания квартала – сведения, предусмотренные ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 № 56‑ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»;

3) не позднее 15‑го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, – сведения о каждом работающем у них застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг) (по форме СЗВ-М).

В свою очередь, территориальные органы ПФР осуществляют контроль за правильностью представления страхователями сведений персонифицированного учета, в том числе проверяют достоверность предоставляемых сведений назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения работников, имеющих льготы в связи с особыми условиями труда (ст. 16 Федерального закона № 27‑ФЗ, ст. 13 Федерального закона № 167‑ФЗ). Напомним, что согласно ст. 3 Федерального закона № 27‑ФЗ одной из целей индивидуального (персонифицированного) учета является обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер пенсии при ее назначении.

Ниже рассмотрим вопросы, связанные с проведением контрольных мероприятий, а также взаимодействием учреждения с проверяющими лицами ПФР.

Каков порядок назначения проверки?

Из текста вышеприведенного документа не вытекает, что страхователь заранее уведомляется о проведении проверки. Следовательно, если в учреждении давно не проводилась проверка персонифицированного учета, бухгалтерской службе следует быть готовой к контрольному мероприятию со стороны территориальных органов ПФР.

Какие документы будут затребованы при проверке?

  • учредительные документы;
  • штатное расписание организации, список внештатных работников, список работников, работающих по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг;
  • списки работников, выходящих на пенсию в текущем году и в ближайшие два года;
  • расчетные, расчетно-платежные, платежные ведомости;
  • лицевые счета работников;
  • приказы (о приеме на работу, переводе на другую работу, предоставлении отпуска, прекращении трудового договора и др.);
  • трудовые книжки работников;
  • табель учета рабочего времени;
  • документы, подтверждающие дополнительные показатели (факторы) занятости во вредных условиях труда.
Отметим: поскольку проверки сведений о стаже и заработке осуществляются за два завершенных календарных года, предшествующих проверке, необходимо подготовить документы да данный период (см. п. 7 Методических рекомендаций № 11п).

На что обратят особое внимание контролеры?

Если у организации большая численность, то осуществляется выборочная проверка (не менее 7% от общей численности). Однако обращаем внимание, что в случае установления недостоверных сведений специалисты ПФР вправе провести сплошную проверку (п. 7 Методических рекомендаций № 11п).

Что если обнаружены ошибки и несоответствия?

При выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена данной статьей, должностным лицом территориального органа ПФР составляется акт, который подписывается им и лицом, совершившим правонарушение. Об отказе лица, совершившего правонарушение, подписать акт в нем делается соответствующая запись.

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2 – 2.2 ст. 11 Федерального закона № 27‑ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.

Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день с даты отправления заказного письма.

Что если учреждение не согласно с результатами проверки?

Каков порядок рассмотрения материалов проверки?

Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Территориальный орган ПФР извещает учреждение о времени и месте рассмотрения акта. Неявка извещенного надлежащим образом лица или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа ПФР рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов выносится решение (ст. 17 Федерального закона № 27‑ФЗ):

  • о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Решение в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено проверяемому лицу (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день с даты отправления заказного письма.

Можно ли обжаловать вынесенное решение?

[1] Федеральный закон от 15.12.2001 № 167‑ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

[2] Федеральный закон от 01.04.1996 № 27‑ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

[3] Методические рекомендации по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования, утв. Постановлением Правления ПФР от 30.01.2002 № 11п.








Счетная палата провела проверку работы Пенсионного фонда России (ПФР) и выявила ошибки в системе персонифицированного учета фонда, которые приводят к тому, что гражданам неправильно выплачивают пенсии. Результаты представлены в отчете аудиторов по итогам проверки работы ПФР в 2017-2019 годах.


В документе сказано, что было проверено 1 061 назначение пенсии граждан. Среди них нарушения пенсионных прав выявили в 171 случае (16,1 %). В итоге пенсионеры недополучили выплаты на сумму около трех млн рублей.

Какие нарушения допускает ПФР?

Проверка показала, что одним из частых нарушений учета является открытие на одного и того же человека двух и более индивидуальных лицевых счетов (на них хранятся сведения о каждом застрахованном лице), а также присвоение одного номера СНИЛС нескольким гражданам. В ПФР это объясняют тем, что граждане некорректно заполняют основные реквизиты в анкете (ФИО, дата и место рождения). Также новый лицевой счет могут ошибочно открыть при изменении реквизитов гражданина, когда по правилам нужно внести изменения в действующий счет. В большинстве случаев (56,3 %) такая ситуация возникает у женщин, меняющих фамилию при заключении брака.

ПФР находит и объединяет двойные счета, но и здесь иногда возникают ошибки. Гражданам могут пересчитать размеры страховых пенсий с учетом взносов, отраженных только на одном счете, либо пересчитать все взносы, но только с даты объединения счетов. Из 40 пенсионных дел с объединением счетов, проверенных в одном из регионов, в 19 случаях (47,5 %) размеры пенсий были подсчитаны неправильно. В итоге одному пенсионеру положена доплата пенсии с августа 2012 года по апрель 2017 года в размере 46 591,73 руб.


Также аудиторы зафиксировали, что в ПФР продолжают выплачивать пенсии после смерти граждан из-за несвоевременного поступления сведений о кончине пенсионера. В итоге родственники умершего могут беспрепятственно снимать деньги с его банковского счета. Выборочная проверка в отношении 40 умерших пенсионеров показала, что по 13 из них (32,5 % случаев) сведения в ПФР поступили значительно позже даты смерти. На 1 января 2020 года из-за этого только в двух территориальных органах ПФР переплаты пенсий составили 377 035 тыс. руб. Пенсионный фонд может взыскать эти незаконно полученные деньги через суд, если родственники откажутся их вернуть добровольно.

Кроме того, в ПФР не всегда своевременно поступает информация о добровольных взносах, которые граждане делают в систему страхования, чтобы купить недостающие пенсионные баллы или стаж. В целом по России несоблюдение срока, в течение которого взносы должны быть отражены в системе ПФР, достигает 21 месяца. В частности, как вявили в ходе проверк, один гражданин по вине ПФР недополучил пенсию за период с 20 марта по 18 сентября 2019 года в размере 39 575,89 руб.

Также проверка показала, что работающим пенсионерам не всегда верно делают перерасчет пенсии, который ПФР ежегодно проводит с 1 августа в беззаявительном порядке. В частности, одному работающему пенсионеру ни разу за четыре года не была проведена корректировка страховой пенсии, которая должна была быть сделана, исходя из суммы взносов, поступивших на лицевой счет за 2015-2018 годы. В итоге размер пенсии этого гражданина с учетом поступивших за него страховых взносов с 1 августа 2019 года оказался более чем на 2,500 руб меньше, чем положено.


Эксперты Счетной палаты также обратили внимание на случаи незаконного перевода средств пенсионных накоплений (СПН) граждан из ПФР в непенсионные фонды России (НПФ). В 2017-2019 годах 334 застрахованных лица добились через суд возвращения своих накоплений. У 304 человек смена страховщика была досрочной, в связи с чем они потеряли часть своих СПН (от 6,9 % до 26,7 % суммы учтенных накоплений).

Еще одна выявленная ошибка — недостоверность данных, изложенных в выписке из индивидуального лицевого счета, которые граждане могут запрашивать в ПФР. В частности, проверка показала, что выписка не всегда содержит корректные сведения о сумме потерянного дохода от инвестирования пенсионных накоплений в случае досрочной смены страховщика. В итоге застрахованное лицо не всегда владеет информацией о своих пенсионных правах в полном объеме, отмечают в Счетной палате.

Читайте также: