Как в пенсионном тянут резину

Пенсионную реформу отложили на год

После резкой критики основные компоненты пенсионной реформы — расчет пенсии, исходя из трудового стажа, и модернизация пенсионной формулы — перенесены на год. Обсуждение должно было закончиться 1 ноября, но Минтруд предложил рассмотреть ключевой законопроект через год — в октябре 2013 года.


Фото: Михаил Ковалев

«Взрывоопасные» перемены

Стратегию пенсионной реформы до 2030 года, обсуждение которой закончится 1 ноября, раскритиковали на прошлой неделе на разных площадках. Совет Федерации, Открытое правительство, Счетная палата и Комитет гражданских инициатив (КГИ) уличили разработчиков в скрытом повышении пенсионного возраста. «Введение нормативного стажа в 40 лет автоматически повысит пенсионный возраст», —говорится в заключении аудитора Счетной палаты Владимира Катренко. «Введение нормативного стажа в 40 лет на 20—50% сократит пенсии работников, которые достигнут пенсионного возраста после 2030 года», — вторит ему КГИ, созданный Алексеем Кудриным.

В конце концов, это косвенно признал даже Президент РФ Владимир Путин, обсудивший пенсионную реформу с вице-премьером Ольгой Голодец. «Я просил бы вас вместе с коллегами подумать над тем, как этот нормативный стаж с 40 лет сократить как минимум до 35 лет», — сказал президент.

На следующий день после президентской критики Ольга Голодец сообщила, что нормативный стаж составит 35 лет. По ее словам, в случае проведения реформы к 2023 году пенсия рядового россиянина составит 24 тыс. рублей, в случае же отсутствия преобразований — затормозится на уровне 14 тыс. рублей. Новый вариант проекта стратегии развития пенсионной системы до 2030 года будет подготовлен правительством до 15 ноября. При этом примечательно, что в нем будет отсутствовать ключевой компонент — так называемая пенсионная формула, на основе которой и должны рассчитываться размеры пенсионных выплат гражданам. Формулу обещают представить лишь к середине будущего года.

Но эта уступка пенсионерам мало меняет ситуацию. В советской пенсионной системе, которая теперь признается за образец, не было понятия безработицы. Государство обязано было трудоустроить гражданина, а он обязан был работать. Для тунеядцев была уголовная ответственность: год тюрьмы и высылка за пределы 100 км от крупных городов. У всю жизнь работающего легко мог сформироваться трудовой стаж и в 35, и в 40 лет. Готово ли государство сейчас взять на себя обязательство трудоустроить всех безработных, чтобы у них не прерывался стаж? И на какие деньги это будет сделано?

С учетом периодов временной безработицы нужные для пенсии 35 лет стажа будут достигнуты к 65 годам. Согласно прогнозам Росстата, к 2030 году средняя продолжительность жизни мужчин в России составит 68,5 года, а женщин — 78,7 года. Но это по прогнозам. Скорее всего, получать пенсию российскому мужчине будет просто некогда: раньше помрет. На это указывал и «МК» (см. заметку «Стратегия затыкания дыр и латания тришкиного кафтана» от 26 октября).

Немудрено, что в представленном виде власть проводить пенсионную реформу просто боится. Она признана «социально взрывоопасной». «Анализ показал, что подготовка соответствующих законопроектов сопряжена с социальными рисками, в связи с чем требуется существенная проработка конкретных правовых механизмов для обеспечения прав граждан на пенсионное обеспечение», — пишет Минтруд. Так сказано в официальной «Справке о порядке выполнения поручения президента по пенсионной стратегии», подготовленной ведомством.

А есть ведь еще Минфин, чья позиция по вопросам пенсионной реформы более жесткая, чем у Минтруда. Так, Минфин предлагает вообще не платить «фиксированный базовый размер пенсии» работающим пенсионерам. У Минтруда формулировки более обтекаемые: «Установление механизма по осуществлению выплаты пенсии работающим пенсионерам исходя из уровня оплаты труда». Что, по сути, означает то же самое.

К этому нужно добавить урезание накопительной части пенсии, которую правительство предлагает сократить с 6% до 2% с переводом 4% в солидарную часть. В результате чиновники сами испугались того, что написали. И хотят затянуть вопрос реализации крайне непопулярных мер. Часть решений перенесена на июнь 2013 года, а окончательно пенсионная реформа отложена на год: до октября 2013 года.

Цена пенсионера

Несмотря на то что реформу отложили, деньги от ее реализации в проект бюджета ПФР на 2013—2015 годы уже заложили. И 19 октября документ был принят Госдумой в первом чтении. Так, вводятся дополнительные тарифы страховых взносов для работающих на вредных производствах и досрочно выходящих на пенсию. За счет их введения дополнительные поступления в бюджет ПФР составят в 2013 году 24,69 млрд руб., в 2014 году — уже 48,23 млрд руб., а в 2015 году — 80,49 млрд руб. Нововведения коснутся мужчин до 50 лет и женщин до 45 лет, проработавших не менее 10 лет и 7,5 года на подземным работах и в горячих цехах и имеющих стаж не менее 20 и 15 лет соответственно. Страхователи в 2013 году будут платить дополнительный тариф в 4%, в 2014 году — 6%, в 2015 и в последующие годы — 9%. Так, в следующем году дополнительные поступления от этих тарифов составят 12,47 млрд руб., в 2014 году — 20,91 млрд руб., а в 2015 году — 34,9 млрд руб.

Что касается других лиц, занятых на работах с особыми условиями, то их дополнительные тарифы в 2013 году составят 2%, в 2014 году — 4%, в 2015 году и в последующие годы — 6%. Они будут действовать в отношении граждан, занятых в сельском хозяйстве, текстильной промышленности, на железнодорожном транспорте и метрополитене, в области лесозаготовки и лесосплава, занятых в портах, на подземных и горных работах, в рыбной промышленности, гражданской авиации, в структурах МЧС. В этом случае, по подсчетам ПФР, поступления составят 12,22 млрд руб.

Эксперты не уверены, что повышение страховых тарифов не скажется негативно на работниках. Например, работодатели могут попытаться урезать им зарплату, перенеся на их плечи часть дополнительной нагрузки. «Указанные дополнительные ставки тарифа создают неприемлемые уровни налоговой нагрузки на отрасли с большой численностью работников с «вредными» условиями труда. Для таких предприятий должны быть предусмотрены понижающие коэффициенты к тарифу на длительный переходный период», — отметили в КГИ.

В проекте бюджета ПФР также учтены средства, которые поступят за счет повышения тарифа для самозанятых граждан (индивидуальных предпринимателей, юристов, нотариусов и т.д.). Сейчас самозанятые платят в ПФР, исходя из минимального размера оплаты труда, МРОТ (с 1 января 2013 года 5205 руб. в месяц). В поправках же приводится формула, определяющая фиксированный размер страхового взноса. Он исчисляется на основе произведения МРОТ на соответствующий финансовый год, действующего тарифа страхового взноса и коэффициентов.

По подсчетам ПФР, сумма поступлений для данной категории плательщиков увеличится в 2013—2015 годы на 40,7 млрд руб., 60,5 млрд руб. и 79,8 млрд руб. соответственно. В свою очередь сумма поступлений страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии самозанятого населения увеличится в 2013 году на 6,8 млрд руб., в 2014 году — на 1,5 млрд руб., а в 2015 году — на 14,36 млрд руб. Как совместить эти планы с тем, что сейчас из 12 млн самозанятых граждан в ПФР платят лишь 2,9 млн. человек, — в ПФР не объясняют.

Еще одна новация, которая коснется всех: увеличение срока дожития, то есть установленного законом числа месяцев, на которое делится сумма пенсионных средств, собранная на счетах гражданина. Так определяется размер ежемесячных пенсионных выплат. В 2012 году этот период составил 18 лет (216 месяцев), со следующего года он будет увеличен до 19 лет (228 месяцев), в 2015 году — до 21 года (252 месяца). В ПФР добавили, что «с 2016 года предлагается устанавливать продолжительность ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии исходя из статистической продолжительности жизни».

Для граждан эта мера тоже неприятна (в школе учат, что чем больше знаменатель — тем меньше дробь, так что ежемесячные выплаты пенсионерам сократятся). Но она была предусмотрена давно и не вызвала слишком резкой критики экспертов. «Увеличение срока дожития на период вплоть до 2013 г. было предусмотрено федеральным законом №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Уточнение срока дожития сообразно меняющимся демографическим реалиям нужно прежде всего самому ПФР для точного бюджетного планирования. Тот факт, что ПФР уже учитывает новую продолжительность периода дожития на 2014—2015 гг. в проекте бюджета, демонстрирует степень их уверенности в дальнейших изменениях указанного параметра», — считает исполнительный директор НПФ «Райффайзен» Елена Горшкова.

Как считает директор по работе с финансовыми институтами УК «Альфа-Капитал» Николай Антипов, «данная норма — попытка привести бюджет ПФР в соответствие с фактическим сроком дожития. По данным ПФР России, средний срок жизни на пенсии составляет 21 год и имеет тенденцию к увеличению. Вероятность принятия данного решения велика, целесообразность его также не вызывает сомнений, поскольку позволит более корректно сформировать бюджет ПФР».

Эффект от нововведений в бюджете ПФР оценивается в 65,4 млрд руб. дополнительных доходов. А трансфер из госбюджета в ПФР в 2013 году составит 1 трлн 9 млрд руб., что в 15,5 раза больше. Поэтому введение в принятый бюджет ПФР отдельных положений пенсионной реформы (которая формально отложена) вызывает ощущение, что нововведения хотят провести тихой сапой и поставить общество перед свершившимся фактом.

Каждый владелец автотранспорта, оформляя полис страхования, надеется, что в случае ДТП он покроет все расходы. Но здесь существует масса подводных камней. Так, неприятный сюрприз ожидает водителей, которые используют неправильную резину.


На основании ее несоответствия прописанным стандартам производителя страховщик может отказать в выплате в случае дорожно-транспортного происшествия.

Несвоевременная замена автошин

Большинство страховых агентств не любит расставаться с деньгами, и неважно, что клиенты платят периодические взносы. В случае ДТП агенту еще придется доказать, что ситуация попадает под все условия страховки.

Однако препятствием к получению выплаты может стать несколько причин, среди которых несвоевременная замена автошин.


При оформлении ОСАГО все достаточно просто. В договоре четко прописаны условия, по которым страховая сумма не выплачивается. Среди них нет пункта, предусматривающего необходимость своевременной замены покрышек при смене сезона.

Другое дело, если человек оформил добровольное страхование КАСКО. В этом случае необходимо детально изучить договор, поскольку в нем чаще всего присутствует условие использовать покрышки по сезону.

Если этот пункт не был выполнен, то страховщик вправе отказать клиенту в выплате.


Важно понимать, что действует правило, которое заставляет владельцев транспортных средств менять покрышки. Если температура воздуха опустилась до 7 градусов, то необходимо установить зимние шины, соответственно летние шины обувают, когда показатели поднимаются до тех же 7 градусов тепла.

Иногда страховые компании прописывают определенный временной период, когда колеса должны быть обуты в определенные шины.

В период с 1 ноября по 31 марта разрешены только зимние покрышки, в период с 1 апреля по 31 октября – летние. Невыполнение таких требования повышает риск ДТП и может стать веской причиной для отказа в страховой выплате.

Когда страховка аннулируется

Нередко владельцы автомобилей допускают ряд ошибок, которые приводят к несоответствию шин дорожным требованиям:

  1. Ошибка в смене резины. В зоне риска оказывается транспорт, у которого пришло время смены шин. Специалисты рекомендуют придерживаться оригинального размера, который влияет на тормозную способность, нормальную работу машины и другие факторы.
  2. Незаконная авторезина. К этой категории относятся неисправные, поврежденные шины с видимыми буграми и выпуклостями или же несоответствующие данной модели.


Не стоит забывать про глубину протектора, для которой в законодательстве также прописаны нормы. Нарушения правил приведет не только к штрафным санкциям, со стороны правоохранительных органов, но и сделает страховой полис недействительным.

Полезные советы от эксперта

Водителям рекомендуется чаще обращать внимание на давление в шинах. Простая манипуляция повышает уровень безопасности автомобиля до максимума. Если шины плохо накачаны, то увеличивается риск их разрыва, что может стать причиной ДТП.


Эксперты рекомендуют устанавливать шины с глубиной протектора 3 мм, хотя минимальный предел 1,6 мм.

Если отметка ниже 3 мм, то на влажной поверхности тормозной путь значительно увеличивается. Так, на отметке в 1,6 мм он возрастает на 45%.

Халатное отношение к состоянию шин может привести не только к потере страховки. Такое поведение поставит под угрозу не только вашу жизнь, но и других участников дорожного движения.

Поэтому лучше несколько раз все перепроверить, чем нести непосильный груз ответственности за аварию на своих плечах.

– У нас есть сосед-пенсионер. Недавно в разговоре тот обмолвился, что несколько лет получал пенсию меньше, чем положено – мол, в ПФР его обсчитали. У меня самого отец тоже пенсионер. Стало интересно, а не занижают ли пенсию и ему? Правда ли такое возможно и как это проверить?

– Действительно, встречаются ситуации, когда пенсию человеку необоснованно занижают. С этим необходимо бороться, ведь выплаты пенсионерам, как правило, и без того мизерные.

  • 💸 Наиболее распространенные причины недоплаты пенсии
    • Проблемы со СНИЛС
    • Ошибка кадровиков
    • Не поданы сведения о стаже и страховых взносах
  • 👇 Как узнать, что пенсию занижают, и что делать потом. Инструкция
  • ❓ Часто задаваемые вопросы

💸 Наиболее распространенные причины недоплаты пенсии

Чаще всего к недоплате приводят проблемы с документами или человеческий фактор.

Проблемы со СНИЛС

С 1997 года граждане стали получать СНИЛСы. Это маленькие пластиковые карточки зеленого цвета, на которых указан страховой номер открытого в ПФР лицевого счета. На полис СНИЛС вносятся сведения по каждому человеку – его трудовой стаж, размер зарплаты, начисленные работодателем страховые взносы и т. д. Когда человек впервые обращается в ПФР для оформления пенсии, ему начисляют выплаты, согласно информации с лицевого счета СНИЛС.

С одной стороны, эта мера облегчила процесс начисления пенсии и позволила уменьшить документооборот. С другой стороны, это обернулось техническими накладками. Например, могли продублироваться лицевые счета у двух разных людей или возникнуть иные проблемы. Получается, что часть стажа оказывается на «неправильном» счете и не учитывается при расчете пенсии, а поскольку ПФР берет информацию только со счета, то выплаты получаются меньше, чем должны были быть.

Ошибка кадровиков

Трудовой стаж до 2002 года является одной из составляющих при начислении пенсии. Чем выше стаж (а с ним и стажевый коэффициент), тем выше будет расчетная пенсия до 2002 года, которая уже переводится в индивидуальный пенсионный коэффициент. Трудовой стаж до 2002 года устанавливается на основании записи в трудовой книжке или иных документов, выданных в установленном законом порядке.

Таким образом, если кадровики ошиблись и неправильно оформили стаж до 2002 года, это может уменьшить размер пенсионных выплат, поскольку этот стаж обязательно учитывается при расчетах.

Не поданы сведения о стаже и страховых взносах

Здесь может быть ошибка как со стороны бывшего работодателя, так и со стороны пенсионера. Если с самим СНИЛСом проблем нет, а информация о страховых взносах и стаже отсутствует, – это вина работодателя. Возможно, он исправно платил взносы за работника, но сдал в ПФР неправильную отчетность. Или же нарушал закон и не платил совсем.

Если дело в том, что работодатель не платил страховые взносы, то ПФР должен назначить пенсию по ранее начисленным взносам (например, если работодатель не платил год-два) или же сделать перерасчет, если пенсионер предъявит документы, подтверждающие трудовую деятельность в спорный период.

Если работодатель не сдавал в ПФР отчеты, это значит, что отсутствует информация о сумме начисленных взносов. Тогда пересчитать и прибавить что-то к пенсии становится невозможно.

Но иногда бывает, что в дополнение к основной пенсии пенсионеру полагаются различные надбавки, которые могут составлять львиную долю от общей суммы выплат. Например, за северный стаж, за иждивенца и т. д. Но, чтобы получить эти выплаты, человек должен подать в ПФР соответствующее заявление.

👇 Как узнать, что пенсию занижают, и что делать потом. Инструкция

К сожалению, пенсионеру нужно самому следить за своей пенсией – ведь за него это никто не сделает.

Прежде всего нужно проверить свой СНИЛС, накопленные пенсионные баллы и остальные сведения в ПФР – совпадают ли данные в личном кабинете с теми, что есть на самом деле. Проще всего это сделать через Госуслуги.

После авторизации на сайте в меню сверху нужно кликнуть на каталог «Услуги», а потом выбрать «Пенсия, пособия и льготы»:


Далее выбрать «Извещение о состоянии лицевого счета в ПФР»:


А после кликнуть большую кнопку «Получить услугу»:


В течение 2-3 минут будет сформирована выписка с номером СНИЛС:


Внизу будет прикреплен более подробный отчет со всей необходимой информацией, который можно сохранить на компьютер или переслать на электронную почту:


Если система не сформировала выписку или же данные в ней неправильные, нужно лично обратиться в территориальное отделение ПФР для ознакомления с пенсионным делом.

Чтобы исключить невыплату причитающихся надбавок, стоит периодически лично обращаться в ПФР, особенно, если меняются обстоятельства жизни пенсионера. Возможно, в связи с изменениями человеку положены социальные дотации, но специально его об этом никто не станет предупреждать. Важно, что дополнительные выплаты нельзя получить задним числом. То есть, если они вам положены, но вы обратились за ними спустя какое-то время, их начнут выплачивать только с момента подачи заявления. Неполученные деньги пенсионеру уже не перечисляются.

Если же выясняется, что трудовой стаж до 2002 года был учтен неправильно, так же необходимо обратиться за разъяснением в ПФР. Там смогут точно сказать, какой именно стаж и почему был учтен. Если произошла ошибка отдела кадров, а ПФР отказывается исправить ее и пересчитать стаж, у пенсионера остается последнее средство отстоять нарушенные права – в суде.


C 1 декабря в России действует запрет на использование летних шин в зимний период. Некоторые СМИ уже поспешили заявить о штрафах для автовладельцев. Как будут наказывать за «лето» зимой и что делать тем, у кого всесезонная резина, разбирались «Известия».


Будут ли наказывать?

Эксплуатацию легковых автомобилей без зимних шин запрещает «Технический регламент Таможенного союза о безопасности колесных ТС». Запрет действует на зимний период — с начала декабря до конца февраля.

Будут ли наказывать водителей с 1 декабря за езду на летней резине? В МВД рассказали «Известиям», что пока выписывать штрафы не будут.


«Административная ответственность за несоответствие шин сезону в настоящее время не предусмотрена. Законодательство в этом аспекте в последнее время не менялось», — сообщили в пресс-центре МВД России.


Все должно измениться после принятия проекта поправок, который уточнит перечень «неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация ТС». В нем речь, в частности, идет об использовании шин не по сезону. После принятия проекта список должен стать приложением к ПДД. Тем не менее, о каких-то сроках говорить пока сложно — проект находится на этапе публичного обсуждения.

Штраф за шины все-таки есть

Всё же штраф за неправильную резину можно получить. Техрегламент требует «переобуть» все колеса, а остаточная глубина протектора должна быть минимум 4 мм. Именно за нарушение этих правил и предусмотрены санкции. Согласно ч. 2 ст. 12.5 КоАП РФ, водителю на автомобиле со слишком изношенными шинами могут вынести предупреждение или выписать штраф 500 рублей. Накажут и тех, кто установил шипованную и нешипованную покрышки на одну ось или же использует колеса разных моделей и размеров.

За порезы, проколы на шине и отслоение протектора также можно получить предупреждение или штраф. Как и за плохо закрученные болты, трещину или шов на диске.

Оплата не освобождает водителя от повторного штрафа, если он не «переобует» свой автомобиль.



«Будет еще хуже, чем с изношенной резиной»

Халатное отношение к смене покрышек чревато серьезными последствиями, считают эксперты.
«Примерно 3–4% аварий по причине неисправности ТС у нас в стране происходят из-за неправильного использования шин. Например, когда на одной оси — шипованные шины, на другой — лысые. Однако обычно этот факт не учитывается и пишут «водитель не справился с управлением», — рассказал «Известиям» главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.

На изношенной зимней резине ездить очень опасно, потому что она не будет выполнять на 100% свои функции, уверен экс-пилот гонок IndyCar и пилот программы SMP Racing Михаил Алешин.

«Что касается ситуации, когда ставят зимнюю резину только на одну ось, то она, наверное, будет еще хуже, чем с изношенной резиной. Например, в случае попадания автомобиля на смешанное покрытие или лед. К примеру, если зимняя резина стоит на передней оси, то она будет иметь хорошие сцепные свойства, а задняя будет скользить, что чревато заносом и вероятным ДТП у неподготовленного человека. Поэтому я крайне не рекомендую ездить на изношенной зимней резине, ставить зимнюю резину на одну ось и уж тем более ни в коем случае не садиться за руль машины без зимней резины», — прокомментировал Алешин.


Сезонный вопрос

А как быть тем, кто ездит на всесезонных шинах? Таможенный регламент гласит, что они разрешены к эксплуатации зимой, только если они имеют соответствующую маркировку «М+S», «M&S» или «M S». Однако отдавать им предпочтение необходимо с осторожностью

«Мы недавно проводили испытания зимней всесезонки. Эти шины работают до поры до времени. И опять же, если ты живешь где-нибудь в Мурманске, ставишь всесезонку и едешь по жесткой зиме — получается корова на льду. Не как на лете, но. На всесезонных шинах однажды тормозного пути не хватит», — рассказал Кадаков.

Между тем эксперты говорят о необходимости более дифференцированного подхода к сезонным шинам.


«Эта дискуссия идет много лет. И идет она вокруг того, что Россия состоит из разных регионов с разным климатом. А штраф за летнюю резину зимой хотят ввести по всей стране. Плюс непонятно, как поступать водителям грузовиков, маршрут которых переваливает за 2 тыс. км, — отправляться на шиномонтаж по пути из Новосибирска в Сочи? Знаете, сколько стоит грузовой шиномонтаж?» — задал резонный вопрос координатор движения «Синие Ведерки» Петр Шкуматов По его мнению, сейчас идея ясна, а выполнение — туманно.

«Если сейчас ввести штрафы, то будут ловить того, кого легче поймать. Никакого эффекта в плане безопасности не будет», — отметил Шкуматов.


Шипам готовят ограничения

Вопросы вызывают и сроки использования шипованных шин. Согласно исследованиям, проведенным в Европе и в США, они ускоряют износ верхнего слоя дорожного покрытия. В одних регионах — на треть, в других — в несколько раз, в зависимости от климата, материалов покрытия и интенсивности движения.

Образуется колейность, со всеми вытекающими последствиями, вроде угрозы потери управления автомобилем и аквапланирования. На данный момент в европейских странах с мягким климатом использование «шипов» запрещено.

Специалисты ГК «Автодор» предложили уменьшить срок эксплуатации шипованных шин в Центральном региона России до 188 дней, а в других регионах страны установить индивидуальные нормы с учетом особенностей климатических условий.



«Неадекватных водителей нужно заставить»

Между тем водители стали более ответственно относится к «переобуванию» своих автомобилей. Согласно недавнему исследованию «Авто.ру», более 90% респондентов при подготовке к холодному времени года меняют летние шины на зимние, причем большинство из них предпочитает «шипы». На «всесезонке» или же на одних и тех же покрышках весь год ездят в основном жители южных регионов РФ, где заморозки бывают пару раз за всю зиму.

«Люди, думающие о своей и чужой безопасности, давно ездят на шинах по сезону. Неадекватных водителей нужно заставить. Но, помимо штрафов, могут быть стимулы, компенсация какая-то на покупку зимних шин», — считает Максим Кадаков.

Мы привыкли считать, что срок службы автомобильной покрышки зависит только от пробега. То есть стерся протектор, скажем, через 30 000 км – комплект в утиль. Мало кто знает, что шину нельзя использовать более 5 лет с момента изготовления из-за того, что в преклонном возрасте она высыхает и трескается. Но все это естественный износ, а что с преждевременным? Почему вдруг новую шину, как принято говорить, «жрет», и что объясняет эта характеристика?

Ест резину – это как понимать?


  • Шашечный (пилообразный) износ внутренней части колеса.
  • Равномерно, но ярко выраженно съедает внутреннюю область.
  • Ест по внешнему контуру.
  • Симметричный износ по краям.
  • Шина четко стерта по центру.
  • Ямки на протекторе.

Отчего неравномерно съедает протектор

Загляните под передний бампер, находясь спереди машины – колеса стоят не перпендикулярно к дороге, а немного наклонены. У кого внутрь, у кого наружу. В общем-то развал, а то, что вы видите в этой плоскости, называется именно так, бывает положительным и отрицательным. Какой есть какой – проще разобраться по фото.

К сведению. Развал, схождение, кастер – это три настройки подвески, которые есть в любом автомобиле (некоторые из них могут не регулироваться, но они есть и обеспечиваются жестким взаимным расположением деталей). В теории – это всего лишь названия углов расположения колес в различных проекциях. Ведь шины отклонены от всех трех плоскостей (в пространственном измерении как раз три плоскости и есть).

Почему бы не поставить колеса жестко прямо во всех плоскостях? К чему все эти регулировки в подвеске? Приведем таблицу, какую роль играет каждый из углов.

Предназначение настроек подвески

Наименование

Что обеспечивает

Отклонения от этих углов не допускаются, иначе покрышку будет съедать с одной из сторон. Впрочем, не всегда виновата подвеска. Банальная разница давлений в шинах тоже ни к чему хорошему не приводит. В чем именно причина, расскажет характер «жора» колеса, фото которых вы уже рассматривали.

Из-за чего жрет резину с внутренней стороны на передней оси

Как уже отмечалось, изнутри шину может съедать по-разному, потому как есть две различных причины:

  1. Сбит развал – равномерно ест внутренний край.
  2. Неверно выполнено схождение – пилообразный износ внутренней части.



Перед тем, как ехать на «сход развал» осмотрите подвеску. Удобней всего это делать на яме или эстакаде. Что смотреть:

  • Все рычаги. Заметные на глаз изменения их формы, как следствие ударов о препятствия, не допускаются.
  • Сайлентблоки и резинки стоек стабилизаторов (яиц). Трещины в резине должны отсутствовать. Когда резиновая втулка раскрошена, ее точно необходимо менять. От этого при повороте руля слышен стук в районе колеса . Еще глухое постукивание будет появляться при трогании, проезде препятствий и торможении.
  • Стойки. Корпус амортизатора и кронштейн его крепления должны быть ровными.
  • Заднюю балку. Любые деформации не допускаются.
  • Подшипники ступиц. При покачивании поддомкраченного колеса руками люфт должен отсутствовать.

К сведению. Пилообразный характер «жора» чаще встречается на задних колесах, сзади он может быть не только по причине сбитого схождения, но и неправильного давления в шинах. Впрочем, и это – не факт: качество покрышки тоже играет роль. В целом же этот вид износа видно не только по протектору, но и слышно: подъедаемые шины шумят заметно громче других, где бы они не стояли, спереди или сзади.

Важно то, что менять шины на новые, когда ест ступенькой, не обязательно. Достаточно поменять стороны местами в пределах оси, т.е. поставить правое колесо на левую сторону, а второе – наоборот.

Если жрет резину с внутренней стороны только у одного колеса, расположенного на передней оси, то вероятно сбиты настройки геометрии рычагов подвески. При этом ведёт машину в ту сторону, где подъедает (вправо или влево).

К сведению. Кидать машину в сторону на прямой может и по причине разницы давлений в правом и левом колесах, расположенных на одной оси. У недокаченных и перекаченных шин другие признаки износа, о которых мы еще поговорим. Поэтому, сначала выровняйте давление по кругу, затем проедьтесь по прямой, и только потом делайте вывод: ехать на «сход-развал» или нет.


Почему ест покрышку с внешней стороны спереди или сзади

Чаще причина такого дефекта – сбитый развал. При слишком положительном его угле как раз и наблюдается излишнее стирание наружных плеч резины. Окончательное заключение делается только после осмотра деталей подвески, суть которых мы изложили в предыдущем разделе.

Если «сход-развал» выставили, подвеска «в норме», а резину все равно ест с наружного края, то дело в покрышках. Примеров того, когда достаточно заменить комплект шин новым, и вопросы к выработке протектора сзади и спереди сразу же исчезают, предостаточно.

Например, Кама Евро 129 отличается жором как раз внешней стороны: через 1 000-2 000 км наблюдается неравномерность геометрии покрышки. И это еще один гвоздь в списке их недостатков, хотя они и без того не самые износостойкие летние шины с крепкой боковиной среди участников свежего теста.

Проблема точно не в «сход-развале»

  • Съедает резину по краям. Тому только одна причина: в шине пониженное давление.
  • Сожрало покрышку посередине. Это случилось потому, что в ней повышенное давление.
  • На одной оси правая шина стирается быстрее левой или наоборот. Из-за разницы в давлении колес, расположенных на одной оси, машину тянет в сторону, с которой расположена покрышка с пониженным объемом воздуха. Этот же баллон испытывает дополнительную силу трения, из-за чего изнашивается быстрее.
  • Колеса изнашиваются буграми. Возникает по причине сбитой балансировки, в результате чего у диска возникает боковое биение.

Если детали подвески не деформированы, расходники свежие, углы в допуске, шины новые, а отбалансированное колесо все равно неравномерно стирается, смотрите геометрию кузова. Случаев, когда даже после мелкой аварии возникал «жор» одной из покрышек, предостаточно.

" src="https://static.life.ru/publications/2020/10/23/1197324129820.5596.jpg" loading="lazy" style="width:100%;height:100%;object-fit:cover"/>

С одной стороны, всё просто — сложил шины и жди лета. На деле всё не так просто. Нарушить целостность резины может десяток разных факторов, и малейшая ошибка может привести к тому, что с летними колёсами придётся попрощаться.

Первое правило — думать заранее

Сохранить шины в целости и сохранности непросто. Для начала стоит принять во внимание один факт — почти 90% водителей хранят шины неправильно и регулярно получают такие же неправильные советы. Хранение шин, как и любой вопрос, требует серьёзной подготовки. Для начала нужно расчистить место в гараже. Кстати, хранить шины правильно можно далеко не в каждом "домике для машины".


Идеально для хранения шин подойдёт кирпичный гараж с бетонными перекрытиями — влажность и температура в нём не будут меняться быстро, что позволит хранить шины в максимальной безопасности. А вот железные гаражи для хранения не подходят — там слишком влажно, а температура в таких помещениях меняется так же резко и неожиданно, как и на улице. Хранение шин на балконе тоже нельзя назвать подходящим по условиям. Из-за ограниченного места далеко не все автолюбители хранят шины правильно. Идеально для хранения подойдёт тёплый просторный балкон. Обычные балконы для зимнего хранения не подходят — в первую очередь из-за проникновения прямых солнечных лучей. Другой важный параметр — смена температуры. Потепление (из-за открытой двери в квартиру) приводит резину в состояние стресса (от резкого холода к резкому потеплению), из-за которого шина может потрескаться.

Ультрафиолет — один из главных врагов резины. В регионах с тёплым климатом комплект колёс, оставленный на солнце, "будет съеден" УФ-лучами за сезон с небольшим. Другой невидимый враг для шин — тепло. А точнее, жар от радиаторов отопления. Чем ниже минус за окном, тем больше тепла дают в сети. Чем больше жар от батарей — тем хуже чувствует себя резина. Нагреваемые по несколько месяцев участки резины размягчаются и теряют свои свойства.


С дисками и без

Если хранить летние шины вместе с дисками, то стоит применить на практике два важных совета. Первый — шины на дисках хранятся стопкой друг на друге. Никаких перекосов и свесов допускать нельзя. Деформация шин из-за неправильного хранения может сделать невозможной их правильную балансировку и эксплуатацию. Второй важный момент — способов хранения шин на дисках гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Главное правило — снизить давление в шинах до полутора атмосфер. Это позволит достичь оптимального состояния резины (без нагрузки под высоким давлением воздуха) на весь срок хранения.

Для резины без дисков особенных правил хранения нет. Единственное условие безопасного хранения — положение стоя. Так резина будет дольше сохранять форму и не просядет по ободу. Если хранить колёса правильно, то никакой эллипсности и деформации не будет. Главную тонкость можно подсмотреть в шинном магазине. Знаете, почему все шины стоят одна к другой? Это делают для того, чтобы резина не теряла своих свойств и находилась в максимально похожем на "боевое" состоянии.


Если хранить шины дома качественно нет никакой возможности, а на улице оставлять дорогие покрышки нет желания, то есть альтернатива. Большинство шиномонтажных компаний принимают шины на сезонное хранение. Из личного опыта: шины R19 на литых дисках стоит спрятать от непогоды на несколько месяцев за 20 рублей в день. Однако и здесь не следует доверяться профессионалам — после того как ваши шины приняли на хранение, посмотрите, как их установили.

Если нарушена технология хранения, водитель вправе потребовать, чтобы его шины сложили обратно согласно правилам хранения. Важная особенность — для тех, кто доплачивает за хранение, в большинстве шиномонтажей предоставляют скидку на обслуживание от 5 до 15%. Лучше всего выбрать один шинный центр для хранения и обслуживания колёс. Так дешевле и удобнее. Особенно актуальным этот совет может стать для жителей больших городов, у которых есть автомобиль, но нет гаража или парковки для хранения.

Наступила зима и с первым серьезным холодом начинается массовая переобувка шин или покупка зимней резины. Но такое мероприятие не назовешь прихотью автовладельцев. Смена шин – манипуляция, регламентируемая законом. Нюансы того, как именно производить такую работу, расписаны в нормативных документах. Закон же, который регламентирует все это, называется «Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств»».

Когда переходить на зимнюю резину согласно закону?

К упомянутому техрегламенту добавлены Приложения, среди которых №8 имеет пункт 5.5. В нем-то и содержится ответ на вопрос: «Когда менять летнюю резину на зимнюю?». Обратившись к нему, видим, что летом шипованные шины устанавливать запрещено. Это относится ко всем транспортным средствам без исключения. Также документ «гласит», что зимой разрешено использование соответствующих шин независимо от того, имеют они шипы или нет. Основное требование таких шин – они должны иметь маркировку «М+S», «M S» или «M&S». Любая из трех аббревиатур также должна сопровождаться рисунком, на котором изображена «гора со снежинкой». Такому требованию должны подчиняться все владельцы легкового транспорта категории В. С ноября 2018 года это ограничение потеряло силу в отношении других ТС.

Из пункта 5.5 также можно выделить, что сроки описанного запрета не могут быть сокращены, лишь увеличены и только в соответствии с законом на любом уровне (региональном или федеральном).

Интервалы использования авторезины выглядят так:

  1. Летние шины, лишенные аббревиатуры «M S», используются только с марта по ноябрь.
  2. Зимние шины с шипами и буквами «M S», применяются с сентября по май.
  3. Нешипованные зимние шины с маркировкой «M S» могут эксплуатироваться круглогодично.

Выходит, что зимой можно использоваться резину как с шипами, так и без них.

Оптимальным временем для обратной замены такой резины считаются зимние месяцы, для всех видов шин – весной и осенью, только для летнего варианта – с июня по август. Если автовладелец, который обладает немаркированной летней резиной и шипованной зимней, получается, что произвести замену можно только по осени. А весной запастись нервами для обратной замены шин с марта по май.

Чтобы лучше понять помесячное распределение замены, лучше свести все показатели в таблицу.

С декабря по февраль С марта по май С июня по август С сентября по ноябрь
Летний вариант резины + + +
Зимний вариант резины с шипами + + +
Зимний вариант резины без шипов + + + +

Когда именно переобувать резину, решает не автовладелец, а Технический регламент, установленный на законодательном уровне. Для того чтобы сверить показатели, достаточно открыть данный Регламент и Приложение под №8.

Правила для всесезонной резины 2019-2020 г

Стоит также упомянуть о тех, кто эксплуатирует всесезонную резину, пригодные для поездок в любое время года. И тут основной упор снова делается на маркировку шин «M S». Если она есть, то всесезонку можно смело использовать всю зиму. При ее отсутствии ездить на таких шинах зимой считается противозаконным и карается штрафом.

Штраф за неправильное применение зимней или летней резины в 2020 году

Парадокс, но денежного наказания, которое пришлось бы получить за то, что на авто нет зимних шин, просто нет. На это нет ссылки ни в одном законодательном документе. Кататься зимой на летнем варианте можно, но это чревато последствиями ДТП. Подобный штраф уже в разработке, проект уже существует, остается подождать. Но успокаиваться на этом автолюбителям не стоит, потому что есть другое финансовое наказание – штраф за пользование изношенной зимней резины. Сумма хоть и небольшая (500 рублей), но доставляет немало хлопот. Это не значит, что зимние аналоги, бывшие в употреблении, нельзя надеть на авто. Можно, если глубина протектора не превышает 4 мм. Главным условием наложения штрафа считается наличие обледеневшей и заснеженной дороги. В ином случае с инспектором, пытающимся «повесить» эти 500 рублей при условии «открытой дороги», можно поспорить.

Подводя итог, можно выделить несколько тезисов.

Во-первых, месяцы с сентября по ноябрь являются периодом для смены летних шин на зимний вариант.

Во-вторых, точной даты для замены не существует, необходимо учитывать условия погоды. Рекомендуемый день – 15 ноября.

В-третьих, штрафа за пользование летней резиной зимой нет, просто потому, что для его наложения пока не существует соответствующего положения. Но так будет недолго.

Читайте также: