Как живут пенсионеры на яхтах

Понедельник, 06.06.2011, 08:14:00


Рабочие мурманского торгового порта давно привыкли к тому, что на одном из причалов рядом с гигантскими судами, внушительными катерами, кранами и прочей громоздкой техникой стоит маленькая семнадцатиметровая яхта "Анфиса".
Ее хозяин, пенсионер Владимир Ефимов готовится спустить на воду свою любимицу: у них с "Анфисой" впереди долгое плавание длиной в четыре с половиной года - вокруг всего земного шара.


Знак свыше


"Я хорошо помню тот день и час, когда понял, что должен построить яхту. Много лет назад, отправившись после многомесячного морского рейса в отпуск, я купил в Москве байдарку и улетел путешествовать на знаменитую сибирскую реку Нижняя Тунгуска. В народе ее называют Угрюм-река. И однажды откуда-то свыше я услышал голос: "Строй яхту". Для меня эта мысль была как пламя спички, поднесенной к переполненным бензиновым резервуарам. Я услышал тихий, нежный звон далеких небесных колокольчиков. Все вокруг меня начало как будто блекнуть, сдвигаться и пропадать", - говорит Владимир.
Сегодня Ефимов вспоминает, что был настолько захвачен этой идеей, что за все годы строительства яхты у него не возникало сомнений в том, что наступит день, когда "Анфиса", названная так в честь его матери, сойдет с воздвигнутого для нее пьедестала в море и выполнит предназначенную ей миссию.
"Где искать деньги в стране, в которой по талонам выдавались крупы, сахар и мыло, мне было совершенно непонятно. Поэтому я решил делать яхту сам. Именно в тот момент, когда это было больше всего нужно, приходили люди, консультировали, обучали, что-то дарили или продавали по доступным ценам", - вспоминает он.
Девятнадцать лет яхта была его Галатеей – он искал проекты, изучал чертежи, сравнивал и выбирал. Владимир знает здесь каждый гвоздь, каждая деталь прошла через его руки, каждый крючок выдержал экзамен на профпригодность.
"Я строил ее не просто как корабль, а как дом, где проведу остаток жизни. И так и будет – я хочу жить здесь. И все необходимое для этого есть", - уверенно говорит Владимир.


Полтонны продуктов и велосипед


В плавучем доме Владимира четыре комнаты - роскошь для среднестатистического россиянина. Он и сам говорит, что места для одного многовато, ведь брать пассажиров капитан не намерен. Носовую каюту на четверых уже занимают свернутые паруса. Своего часа ждет и солнечная батарея – в тропиках она будет питать все судно. Есть душ и вполне комфортабельный санузел.
Гостевой кубрик на две койки в два раза меньше, чем купе в поезде, но Владимиру он кажется невероятно уютным.
"Здесь жила моя дочь, когда мы вместе выходили в море, смотрите, как здесь хорошо! Да что вы говорите - маленькая, целые яхты бывают таких размеров!", - объясняет Владимир стандарты морской жизни.
Впрочем, учитывая, что в ближайшие годы главным домом для него станет мировой океан, количество квадратных метров жилплощади не так уж важно.
Салон совмещен с камбузом. За столом можно было бы принимать гостей. Здесь есть плита, собственноручно собранная Владимиром, холодильник, на исправность работы которого хозяин не нарадуется. И пылесос: чистота на корабле – первое дело.
Каюта капитана - полностью изолированное помещение с отдельным санузлом, здесь стоит стол, рундук, надувная лодка. И велосипед.
"А как без велосипеда? Мне нужно будет восстанавливать силы после нахождения в замкнутом пространстве, в любом порту смогу передвигаться независимо. Если нет денег на транспорт, до магазина доехать. Ведь надо посмотреть весь земной шар, кроме моря я должен увидеть и берег, вот и буду передвигаться на этом велосипеде", - объясняет Владимир.
Капитан рассказывает, что при покупке проекта яхты в спецификации была подробная опись того, что должно быть на борту. Тогда его поразила цифра – 75 тысяч наименований: от предметов мебели до хозяйственной утвари.
"Сначала меня это озадачило: ну, где разместить такое количество вещей на 17-метровой яхте. Сегодня, подробно изучив, что мне может понадобиться, я смело бы умножил эту цифру на три. И здесь нет ничего лишнего – если посреди океана вдруг окажется, что у вас нет иголки, это может здорово испортить настроение", - объясняет хозяин "Анфисы".
Кроме иголок, капитан планирует загрузить на яхту – "на первое время" - 535 килограммов продуктов, 300 литров питьевой воды и тонну топлива, чтобы хватило до Португалии.


Заглянуть за горизонт


"Мне с детства хотелось заглянуть за горизонт. И лучше всего эта мистическая граница, соединяющая твердь и эфир, видна на водной глади моря или с большой горной высоты. И каждый раз, глядя на нее, я чувствовал в груди щемящее чувство близости иного мира", - вспоминает Владимир.
Он рассказывает, как на уроках и дома рисовал яхты. Рисовал, зачитываясь книгами Фрэнсиса Чичестера, Кшиштофа Барановского, Джошуа Слокама и кипами журналов "Катера и Яхты" - с редкими публикациями кругосветных очерков.
Он закончил две мореходки, долго ходил в море, завел семью и прочно обосновался на суше. Но и во взрослой жизни не расставался с детской мечтой. "Нужно отказаться от многих привычных вещей – дома, работы, родственного, дружеского, а, в целом, национального окружения. Мечтают об этом многие, но смелость сделать такой шаг дана не каждому, и потому мир настоящих путешественников не так велик. Что же приобретают такие люди взамен? Ни много ни мало - свободу и целый Мир. Только ты, твоя любимая яхта с белыми парусами и вся планета. Согласитесь, это не так уж и мало", - уверен Владимир.

На вопрос о собственных жертвах он отвечает неохотно, признаваясь, что объяснить своей семье, почему ему понадобилось в море на без малого пять лет, почему стоит на время поменять любимую реальную женщину на "Анфису", было непросто.
"Меня поняла дочь. Ей 27 лет, и она даже была готова отправиться со мной в кругосветку. Но у нее другое предназначение здесь, на земле, так что я пойду один", - говорит путешественник.


Одиночество в океане


"Я хочу быть один. Я не отшельник, который уходит, закрывается от остального мира, но мне нужно это чувство – одиночество, я его не боюсь", - говорит Владимир.
Прежде чем решиться на одиночное плавание, он много читал о кругосветках, беседовал с людьми, которые прошли через это. И понял, что гораздо труднее ему будет вернуться в большой мир.

"Я же понимаю, что четыре с половиной года в море, в оторванности от реальной жизни – это много. Мои друзья, например, ушли в начале девяностых из Советского Союза, а вернулись уже в другую страну. И привыкать к новой реальности им пришлось около двух лет", - делится своими опасениями Владимир.
Кругосветное путешествие, говорит он, - это не только удовольствие, но и тяжелая работа, ежедневный труд на яхте, так что скучать некогда. Кроме того, есть старый, как мир, способ отвлечься от физической усталости – художественная литература. 400 гигабайт аудиокниг ждут своего часа, когда у Владимира появится реальная возможность сравнить собственные ощущения с описаниями авторов приключенческих романов.
Кстати, планируя маршрут к Мальдивским и Сейшельским островам, Владимир не исключает и встреч с пиратами. Брать на борт оружие ему нельзя, книжные способы борьбы с морскими разбойниками вряд ли помогут, шутит Владимир. На вопрос, что будете делать при встрече с пиратами, отвечает: "Буду бояться".


Яхтинг по-русски


У него нет спортивного азарта – поставить рекорд скорости, вписать свое имя в историю. Сроки путешествия и каждого перехода определяют в основном климатические и погодные особенности: где-то нужно будет учесть пассаты и течения, когда-то переждать сезон ураганов и дождей.
У него есть разумные мужские амбиции и своя теория "яхтинга по-русски".
"Специфика российского яхтинга такова, что, в основном, те, кто отваживается ходить в дальние дали на яхте, делают это чисто по-русски. Это значит всегда в экстремальном режиме, на грани выживания, в борьбе с природными, финансовыми или рукотворными сложностями. Ведь, как известно, русские люди сами себе создают опасности, которые затем героически преодолевают", - говорит русский яхтсмен.
По его мнению, все это делается либо для установления рекордов, а значит, в постоянной гонке с акцентом на морских переходах и предельно кратким отдыхом на берегу в нескольких заранее выбранных точках. Либо это участие в регатах, что примерно соответствует такому же графику. Либо из-за ограниченности финансирования приходиться гнать, ничего не видя, кроме бесконечного моря и неба, быстро затариваться продуктами в портах, побегав по классическим достопримечательностям, и снова гнать.
"Мне это не нужно, я хочу посмотреть мир – без спешки, с удовольствием, знакомиться с людьми. Как я это буду делать – пока точно не знаю, из иностранных языков в моем арсенале – плохой украинский, но я уверен, что найду общий язык с жителями в любой части света", - улыбается Владимир.
Он уверен, что яхтсмен-одиночка должен быть универсалом во всем: от ремонта парусов и оборудования до шитья или сварки. Владимир признается, что еще многого не знает – например, как ориентироваться в море по звездам. Но если картами запастись впрок, какие-то знания придется приобретать непосредственно в море.


Ключи от земного шара


Маршрут Владимира и "Анфисы" проложен через 38 опорных точек: из Мурманска, откуда они уйдут в середине июня, в Европу. В августе их ждет Португалия, первый новый год планируют встретить в Кабо-Верде, к весне доберутся до Галапагосских островов, а там и до Новой Зеландии рукой подать. И так - через весь земной шар.
Все это время Владимир будет вести дневник, фотографировать и снимать видео. Ведь если его мечта осуществится, и он обойдет земной шар, нужна будет новая, не менее красивая цель, которая даст силы и желание интересно жить. Владимир для себя решил, что из путешественника он с не меньшей смелостью переквалифицируется в преподавателя – ему уже сейчас есть, что сказать.
"Мне хочется показать подрастающему поколению, что такая мечта вполне осуществима, и русский человек может дать ей жизнь и найти в этом подлинную свободу и счастье. Думаю, мой опыт будет полезен начинающим парусным путешественникам", - рассуждает Владимир.

"В Мурманск я вернусь в 2016, как раз столетие города будет отмечаться. У меня все получится, не сомневайтесь. Главное – верить", - улыбается Владимир и предлагает встретиться здесь же через четыре с половиной года.


Москвичи Александр и Лидия Павловы инвалиды. У Лидии ДЦП, а у Александра заболевание опорно-двигательного аппарата. Но это не мешает им путешествовать на собственной яхте и по полгода жить в Черногории.

Лидия Павлова рассказала, во сколько обходится содержание собственной яхты, и как можно заработать.


Мы оба инвалиды с детства. У меня ДЦП, а у Саши запредельная ломкость костей: до 25 лет он ломал ноги десять раз. Затем его состояние стабилизировалось, и он научился водить сначала автомобиль, а затем речную яхту.

Его первая яхта была в длину пять метров и называлась «Уксус». На ней он ходил по рекам и водохранилищам Подмосковья, участвовал в соревнованиях — Саша входит в паралимпийскую сборную России по парусному спорту.

Мы познакомились в 2004 году по интернету. Спустя два года поженились, и супруг постепенно стал учить меня ходить на яхте. Вместе мы обошли Балеарские острова, были в Италии, Греции, Хорватии, Словении и Черногории. Сейчас мы по полгода живем в черногорском городе Бар, именно там стоит наша яхта.


В 2007 году друг купил яхту и попросил Сашу перегнать ее из Хорватии в Черногорию. По пути они договорились, что поделят содержание судна пополам. Яхта под названием Blue tortilla («Синяя черепаха») стоила 15 000 €, 80% суммы внес друг.

Яхта была старой, 1986 года выпуска, и требовала постоянного ремонта. Для этого мы решили переехать в Черногорию. За два года вложили в яхту все наши накопления — около 2 000 000 ₽. Примерно такую же сумму вложил наш друг и совладелец «Синей черепахи». Чтобы отремонтировать яхту, Саша уезжал в Черногорию на все лето. Я помогала ему пол-лета, а остальное время проводила в Москве с мамой и дочерью.

На «Синей черепахе» мы плавали по Италии и Хорватии. Яхта не подводила, но была некомфортной. На ней не было душа, корма для купания располагались неудобно, не было закрутки стакселя — без него рискуешь упасть в воду, разворачивая и сворачивая передний парус.

В 2010 году мы выставили яхту на продажу, и только через два года смогли найти покупателя. Прощались с «Синей черепахой» со слезами, очень жаль было расставаться. Поэтому почти сразу купили другую яхту — Stolen moments, она стоила около 30 000 €. Новая яхта была в очень хорошем состоянии, и мы почти не вкладывались в ремонт.

На стоимость яхты влияет несколько показателей: год выпуска, размер, технические характеристики, состояние и даже тот факт, что яхту сдавали в аренду. Если арендаторы обращались с ней небрежно, то потребуется ремонт, поэтому цена ниже.

Основные расходы на содержание яхты: стоянка, страховка, ремонт, виньетка и топливо. Наша яхта круглогодично находится в марине черногорского города Бар. Стоянка судна длиной 8,5 метров обходится в 2 160 € в год. В эту сумму уже включена плата за электричество и воду. Поскольку есть свет и вода, то квартиру мы не снимаем, живем прямо на яхте.

Также ежегодно нужно оплачивать виньетку — это плата за пользование водами Черногории. Тариф — 12 € в день. Виньетку можно взять на день, на полгода или сразу на год. Нам выгоднее платить по дням: мы плаваем несколько месяцев в году, и то не каждый день.

Топливо в Черногории стоит 1,20 € за литр. На прогулку продолжительностью пять часов требуется около 5 литров, выходит около 6 €. И то, это если не постоянно быть на ходу, а останавливаться для купания.

Самая дешевая страховка стоит 100 € в год. Это как ОСАГО на автомобиль: мы получим выплату, если в нас въедет другая яхта. Хорошая страховка, которая покрывает ущерб от стихийных бедствий и травмы, стоит около 1300 € в год — нам она не по карману.

Расходы на ремонт зависят от состояния яхты. Каждый год нужно проводить антифоулинг — красить днище специальной краской. Благодаря ей не нарастают водоросли и ракушки, которые мешают яхте набирать скорость.

Для Stolen moments антифоулинг обходится в 400 €. В цену входит подъем и спуск яхты, покупка краски. Саша все делает сам, за работу специалистов не платим.


Чтобы хоть как-то компенсировать затраты на содержание яхты, мы катаем туристов. У нас одни из самых низких цен на прогулки в Черногории — 50 € с человека за пять часов. В цену входит плата за пользование водами Черногории, топливо, амортизация яхты, стоянка, услуги капитана и сервис.

В 2018 году мы заработали на прогулках 1 000 €, в 2019 году — только 500 €. В Черногории большая конкуренция, а наше судно не очень вместительное, возить большие группы туристов не можем. Еще гости нам часто не доверяют из-за инвалидности.

Тем временем расходы на содержание яхты постоянно растут. Если в 2008 году годовая стоянка для яхты длиной до 9 метров стоила 800 €, то в 2019 году — уже 2 160 €. Мы с Сашей не работаем и живем на московские пенсии по инвалидности — по 20 000 ₽ на человека. Еще Саша сдает квартиру за 27 000 ₽. Живем очень скромно, в основном покупаем только продукты, остальные деньги откладываем на яхту и путешествия.

Поскольку денег на содержание Stolen moments нам не хватает, в этом году мы выставили яхту на продажу. Будет жаль с ней расставаться, но ничего не поделаешь.

Супружеская пара, перебравшаяся жить в Таиланд, рассказала Sobesednik.ru, сколько стоил им переезд в теплые края.

Житель подмосковного Павловского Посада Виктор Пшеничный на шестом десятке лет бросил все нажитое и вместе с супругой Светланой поселился в плавучем доме на другом конце света.

«Мы бежали от серости»

Каждое утро Светлана и Виктор Пшеничные просыпаются на яхте под пение птиц и голоса купающихся. Делают зарядку, завтракают фруктами, выбираются на пляж или в дикие джунгли гулять по нехоженым тропам.

– На самом деле у нас каждый день не похож на другой, – рассказывает Виктор Пшеничный. Слышно, что где-то рядом щебечет птица. – Нет рутины, мы никуда не спешим. Просто живем.

Три года назад Виктор жил в подмосковном Павловском Посаде и вел сезонный бизнес – занимался облицовкой и укладкой камня. В сентябре работа сворачивалась, и Пшеничные жили на то, что удалось заработать за четыре предыдущих месяца. В том числе путешествовали, бывали и в Таиланде. Однажды по ТВ Виктор увидел передачу про кругосветные путешествия на яхте и загорелся. Стал узнавать, сколько стоит судно, и был приятно удивлен, что яхту для дальних плаваний можно купить по цене скромной однушки в дальнем Подмосковье. Пшеничные задумались.

Яхта обошлась супругам по цене однушки в Подмосковье / Bananalist.ru

– Нельзя сказать, что мы хотели уехать от безнадеги, – говорит Виктор, – все-таки мой бизнес приносил доход. Мы скорее бежали от серости и слякоти. Мы с женой оба родом из Волгограда и люди теплолюбивые. Московские пробки и суета тоже порядком достали.

У Виктора и Светланы есть дети от предыдущих браков, они давно уже взрослые, живут в других городах и крепко стоят на ногах. И есть собственные родители, за которыми ухаживают родственники. В общем, уехать из страны Пшеничным ничто не мешало. Дети вообще восприняли их идею на ура.

Таиланд был выбран из-за климата и дешевизны. Содержать яхту на Средиземноморье, например, дороже в разы. Прежде чем окончательно бросить якорь в Азии, супруги продали любимый дом в Павловском Посаде, который Виктор построил своими руками еще в начале нулевых. Отдали без сожаления первому покупателю, который внес аванс.

«Не хотим сидеть в каменном мешке»

Еще до переезда Виктор окончил курсы, которые дают ему международные права на управление плавсредствами. Сначала была теория в Москве, потом практика в турецком Мармарисе. С двумя курсантами и инструктором он несколько недель жил на яхте, учась всему в режиме реального времени.

Когда корочки были на руках, Виктор и Светлана попрощались с домом и улетели в Азию. На одном из яхтенных интернет-форумов нашли русского капитана, который собирался пройти на своем судне 1200 миль азиатских морей. Яхт­смен согласился взять их на борт. За 17 дней похода было все, с чем можно столкнуться на воде, в том числе 6-балльный шторм с волнами, кажется, до неба.

– Шторм бушевал сутки, – рассказывает Светлана. – Мужчины каждые три часа сменяли друг друга на вахте и очень сильно устали. Я в это время сидела в каюте, молила Бога и представляла себе штиль.

На судне есть всё для жизни / Bananalist.ru

Тот шторм не разбил мечту Пшеничных, наоборот, она только окрепла. Вернувшись на Пхукет, они стали подыскивать собственную лодку. Брокер предложил три варианта в Малайзии, два Пшеничным совсем не приглянулись – старые и маленькие, а третий сразу пришелся по душе – удобная ухоженная яхта, не требующая вложений. Виктор купил ее за 85 тысяч долларов.

– Этих денег в Таиланде хватило бы на приличные апартаменты, – говорит он. – Но мы не хотим сидеть в каменном мешке, а яхта дает свободу перемещения. Можно в течение дня покинуть острова, еще день – и ты уже на Суматре, еще немного – и на Бали. Расстояния в Юго-Восточной Азии небольшие.

«Леску закинул – поймал обед»

Супруги живут на Пхукете, их яхта стоит в бухте. Когда становится скучно, они поднимают якоря и отправляются в плавание. Посмотрели почти всю Юго-Восточную Азию, включая маленькие необитаемые острова.

– Это здорово, когда ты выходишь на берег, а он не истоптан, под ногами россыпи ракушек, а вода в море такая чистая, что на глубине 20 метров видно дно, – говорит Виктор.

На яхте у супругов есть все, что было бы в обычной квартире. На газовой плите Светлана на Пасху даже куличи печет, а на корме стоит газовый мангал, на котором Пшеничные жарят только что выловленную рыбу.

Теперь у Пшеничных только такие соседи / Bananalist.ru

– Тут в море леску с наживкой закинул – и будет тебе ваху, дорада, тунец, барракуда, – говорит Виктор. За три года они с женой на «морской» диете похудели. И практически забыли о болячках и возрасте.

Когда яхта в море, электричество дают солнечные панели, и его приходится экономить. Светлана первые недели не могла привыкнуть к тому, что фен – это роскошь, а микроволновка годится только в качестве шкафчика.

Многое можно найти в джунглях совершенно бесплатно – например кокосы. Мясо, яйца, молочку Пшеничные покупают на берегу. Стоит это дешевле, чем в России, и все натуральное. С пресной водой тоже нет проблем, ее можно купить прямо в море на специальных станциях. Двух баков по 350 лит­ров семье хватает на месяц, и обходится это в копейки. Но и их надо где-то брать, поэтому Виктор подрабатывает – плотничает, выполняет заказы для тайских россиян, катает на яхте туристов.

История о дауншифтинге со счастливым концом / Bananalist.ru

– Многие наши знакомые сейчас возвращаются в Москву, потому что жить на доходы из России (сдавая квартиру, например) из-за курса валют стало сложно, – объясняет он. – Многие не приехали в этом году в Таиланд отдыхать. Мы держимся и надеемся, что здесь до скончания веков.

Пока есть силы и желание путешествовать, Пшеничные хотят жить на яхте, а когда станет трудно – все-таки годы берут свое, – собираются купить дом поближе к морю, чтобы любоваться им хотя бы с суши. Но пока их морская эпопея продолжается, и впереди – кругосветное путешествие. Как по телевизору, но только в жизни.

Пару лет назад я побывал в гостях у бельгийских пенсионеров. Их яхта – это бывший танкер. Пост был опубликован в журнале перехода по французским каналам, но актуальности своей не потерял. Интересная история, интересная лодка, и другой взгляд на старость.


Путешествуя на яхте, знакомства завязываются случайно. Часто, это представители других стран и культур. И всегда как в поезде, можно открыть собеседнику душу, зная что ваши пути разойдутся, и в реальной жизни вы вряд ли встретитесь. Яркие и интересные, иногда они перерастают в долгую дружбу.


Знакомство с бельгийской парой завязалось на фоне непредвиденных обстоятельств. Мы гнали свою лодку в Средиземное море через французские каналы, когда вдруг выяснилось, что путь вперёд закрыт на неопределённое время. Шлюз впереди снесло наводнением, а когда он откроется никому не известно. Делать было нечего, и я занялся установкой спутниковой тарелки доставшейся нам в наследство вместе с лодкой. Внезапно захотелось телевизора.


Чем бы капитан не тешился, лишь бы жрать не просил, — как говорит мой старпом. Признаться, я тот еще наладчик, и после сотой неудачной попытки найти сигнал, обратился за помощью на соседнюю яхту. Мы уже с ними уже были шапочно знакомы. Они принимали у нас швартовы, ну и ежедневный набор пустых фраз: доброе утро, как дела. Но, самое главное, у бельгийцев стояла точно такая же спутниковая тарелка.


Соседи хоть и пенсионеры, но искренне выразили желание нам помочь. Без малого пару часов Рита и её муж Джимми колдовали над нашей тарелкой. Тонкая настройка, углы, градусы, проценты… В какой-то момент даже у меня опустились руки. Но, для наших соседей, казалось это было делом чести. И о, чудо! Спутник нашёлся. Две кулинарные программы на испанском, новости на английском, и даже какое-то порно.


Я сгорал от стыда. Мой английский был не так хорош чтобы объясниться, что мы не настолько любим телевизор, сколько времени было на него потрачено. Но были и хорошие для меня новости; соседи между делом рассказали, что их судно 1929 года выпуска. Это была находка для “шпиона”. Я просто не мог отказать себе в удовольствии напроситься в гости.


Сколько раз я читал, что старые железные корабли — это жуть, ржавчина и запах. Всё это чушь. Если за лодкой смотрят, если она в добрых руках, лодка может жить вечно. При своём рождении, яхта соседей была малым речным танкером. Страна постройки – Нидерланды. Там же, в 1989 году танкер прошёл глубокую модернизацию и был переделан в прогулочную яхту. Габариты судна: длинна 15 м, ширина 3,68 м, осадка 1,09 м, высота над ватерлинией 2,75 м. Водоизмещение 40 тонн. Установлено носовое подруливающее устройство.


Мотор DAF, 105 л/с. Год постройки мотора неизвестен. Толщина стальных листов ниже ватерлинии: 6-6,5 мм., и судя по внутренним стенкам и шпангоутам в моторном отсеке, сталь сохранилась в отличном состоянии.


Джимми и Рита рассказали мне, что судно находится в собственности 5 лет. Раз в три года они поднимают его из воды для обработки и покраски подводной части корпуса. Все работы проводят в Бельгии, в Генте, где они проживают. На корабле живут в тёплое время, примерно 6 месяцев в году. Поинтересовался налогами. Налог был уплачен при покупке судна, дальше следует покупка ежегодной виньетки. Для внутренних вод Бельгии её цена составляет 135 евро. Во Франции годовая виньетка на этот катер стоит около 590 евро.


И если снаружи возраст судна легко определялся, то внутри — это комфортная яхта, из разряда “для двоих”. На борту есть всё необходимое для длительного и комфортного проживания, идеальная чистота и порядок. Мы были соседями больше недели и я каждый день наблюдал за ежедневным ритуалом уборки бывшего танкера. Кажется для Джимми и Риты это было делом чести.


Огромная кают-компания, зона отдыха на корме, большая закрытая рубка, спальня, туалет. На борту стоит генератор мощностью 6 КВт, две солнечных панели. Топливный танк объёмом 750 литров, танк пресной воды около 1 тонны. Интересное решение для обогрева спальни газовой колонкой. Стандартный набор на яхте путешествующей по каналам – пара велосипедов.


Супруги вместе 43 года, у них двое взрослых сыновей. В гражданской жизни, капитан Джимми работал на речном теплоходе, он также носил название Scaldia и Джимми решил продолжить традицию. Кстати, стандартная пенсия в Бельгии наступает после выработки стажа в 45 лет. Решение о покупке лодки было в семье обоюдное.


Прогулочная яхта – это европейский вариант наших дачных и садовых участков. Яхта даёт большую мобильность, возможность неспешного путешествия из канала в канал, из страны в страну. Для нас достаточно редкое явление, а здесь сплошь и рядом: бельгийцы, голландцы, немцы и прочие англичане. Всегда ваш, Капитан Очевидность


Понравился пост – не жалейте комментариев. Чтобы оставить комментарий нужно пройти регистрацию, она предельно простая. Это можно сделать тремя способами. 1. Введите свой email и никнейм – напишите комментарий. 2. Пройти регистрацию через аккаунт Фейсбука или Гугла – комментарий.
Следить за обновлениями сайта: Инстаграм, Телеграм канал

Мастер спорта по пауэрлифтингу, путешественник, мама 19 детей, байкер, любительница экстрима, профессиональная скалолазка и основательница театра для людей с инвалидностью рассказали «Афише Daily», как жить активно и весело, когда все вокруг видят в тебе пенсионера.

Андрей, 57 лет

Путешественник, объехал сорок стран за последние восемь лет

Десять лет назад я стал пенсионером — так рано, потому что был военным. Впервые я выехал за границу тридцать два года назад по комсомольской путевке, и в следующий раз я оказался там только в 2008 году, когда знакомые из Германии пригласили нас с женой к себе на Новый год. Тогда, чтобы уехать, нужно было высидеть гигантские очереди, но это того стоило. Теперь я трачу на поездки все свои сбережения, и за последние восемь лет я побывал уже в сорока странах.

Многие пенсионеры обременены дачей и машиной, а кто-то все еще думает, что будет огромная волокита с бумагами. На мой взгляд, это все отговорки. Чтобы ездить, пенсионеру нужны только смекалка и настойчивость. Конечно, пригодятся еще и примитивные навыки пользования интернетом, для того чтобы искать дешевые туры и билеты.

Если человек хочет, он будет путешествовать при любой экономической ситуации. Однажды в Европе со мной в автобусе ехала женщина из Петербурга, которая видела блокаду и сейчас живет в обычной нищей коммуналке. Она рассказала, что каждый год ездит за границу, накапливая деньги с одной только пенсии. Еще я видел хитрого деда, который в свои 67 лет ездит отдыхать в Италию и каждый год работает там на плантациях, отбивая таким образом большую часть стоимости поездки. Моя подруга всю жизнь мечтала прокатиться из Владивостока до Филиппин на паруснике «Седов»: она залезла в долги, купила билет, а через месяц смотрю ее фото — она уже на Канарах. Говорит, что бросила все, сдала квартиру и устроилась буфетчицей на этот самый парусник.

Я не приемлю обычный лежачий отдых. Обычно я езжу по странам один и жену с собой не беру, потому что она немного полновата, и такие путешествия для нее тяжелы. Как-то я все же путешествовал с ней в Египет, но пока она лежала на пляже, я успел съездить в Каир и в Иорданию. Это было на жемчужную свадьбу (30 лет брака. — Прим. ред.), а до этого мы ездили с ней в Эмираты на серебряную (25 лет брака. — Прим. ред.).

Сейчас я отправляюсь в путешествие хотя бы раз в месяц. Иногда приходится брать небольшой кредит — до 30 тысяч, но в основном на путешествия я трачу всю свою пенсию. Когда я вышел на пенсию и решил продолжать работать, я так жене и сказал: «Во, фига тебе, а не моя пенсия!» Я отдаю ей зарплату на наши общие расходы, но пенсии ей моей не видать, пока я буду физически способен путешествовать. Я всю жизнь вкалывал и считаю, что теперь имею право потратить эти деньги на то, что меня радует.

Я не считаю, что трачу много: я уже в том возрасте, когда покупать особо нечего. Разве что беру что-нибудь вкусненькое: во Франции — коньяк, в Германии — колбаски. Пожилому человеку намного важнее испытать эмоции, пережить приключения. Во время одного автобусного тура, где были в основном люди 30–40 лет, гид предложила заехать в Роттердам, но часть взбунтовалась, мол, слишком устанем, и в итоге мы не поехали. А в другой раз я ехал с одними пенсионерами, и мы за один тур объехали 38 европейских городов — потому что у этих людей горели глаза.

За восемь лет я объехал почти весь мир, и сейчас мне бы очень хотелось посмотреть Россию. Но внутри страны ездить намного дороже, чем за границей. В России находятся самая северная точка земли, самая восточная точка земли и точка деления Азии и Европы — между Малым и Большим Енисеем. Я твердо убежден, что самая прекрасная страна, в которой я был, — это Россия, но, к сожалению, большая часть даже самих россиян никогда не сможет посмотреть на эту красоту.

Надежда, 55 лет

Мастер спорта по пауэрлифтингу, поднимает более 150 килограмм

Я начала заниматься пауэрлифтингом десять лет назад, а недавно подняла вес на мастера спорта России и вошла в сборную области. Был большой перерыв в тренировках, потому что у меня нашли кисту, но даже в это время я продолжала работать над своим телом и пообещала себе, что вернусь в большой спорт. Два года назад пришлось начинать все сначала, но не с нуля.

Возможно, я стала заниматься этим из-за мужа — он сам заслуженный мастер спорта СССР. Хоть он уже не действующий спортсмен, но все равно в 61 год ходит в зал три раза в неделю, соблюдает вместе со мной режим и поднимает с приседа 150 килограмм без экипировки, что в современном спорте, когда используется специальная одежда для снятия нагрузки, кажется вообще невероятным.

Мы с мужем всегда встаем в шесть утра и ложимся спать в десять вечера, не едим мучного и сладкого, в нашем ежедневном рационе всегда есть яйца, творог, курица, овощи, орехи, иногда мы едим сало. Для поддержания формы я бегаю кроссы, а также в нашем тренажерном зале веду спортивную аэробику и тренирую маленьких детей — за это, кстати, я получаю зарплату в десять тысяч рублей. В нашем спорте приходится дополнительно работать, потому что экипировку, взнос на соревнованиях и дорогу приходится оплачивать самим, хотя государство иногда оплачивает проезд на поезде.

Спецодежду приходится покупать примерно раз в пять лет. Экипировка для становой тяги и приседаний стоит 17 тысяч рублей, но я беру с рук за 13 тысяч; жимовая рубашка стоит 16 тысяч, но б/у — уже 10, а вот штангетки (специальная обувь. — Прим. ред.) и напульсники приходится брать новые, и это еще 10 тысяч в сумме. Теперь область оплачивает мне дорогу, и так как основная форма у меня есть, то затрат уже немного. Это дает мне возможность помогать ребятам, которых я тренирую: иногда я сама покупаю им что-то из формы, потому что не у всех есть возможность.

Я не представляю себе другой жизни. Сейчас я чувствую себя на тридцать пять лет, вожу машину на большой скорости и принципиально никогда не хожу в больницы. В больницах старухи только перебирают свои болячки, нагоняют негатив друг на друга. Они считают, что начинать уже поздно, и успокаивают себя тем, что летом занимаются огородом. Я смотрю на своих одноклассниц и вижу, как они уже ходят с тросточками, — все потому, что выработали еще в молодости привычку лениться и не смогли поменять ритм жизни.

В пауэрлифтинге ограничений по возрасту нет. В зале занимаются люди разного возраста, и каждый, от мала до велика, называет меня Надей. Мы не считаем друг друга соперниками, потому что в этом спорте каждый преодолевает прежде всего себя. Я радуюсь за других спортсменов, потому что они смогли пересилить свою лень и депрессию.

Думаю, в молодости выработать привычку вести здоровый образ жизни намного проще и рано или поздно это станет необходимостью. Когда человек выходит на пенсию, у него начинается депрессняк, опускаются руки, он ленится и боится трудностей больше, чем когда-либо в своей жизни.

Я не считаю, что престарелый или очень молодой человек вредит своему организму пауэрлифтингом. Мы всегда начинаем с очень малого веса и приходим к достижениям постепенно. Моей внучке 14 лет, и она уже год занимается пауэрлифтингом. Когда-то она попросила ее тренировать, потому что посчитала, что слишком толстая, хотя, конечно, это не так — ей нужно было только подтянуть мышцы. Сейчас она выглядит спортивнее своих сверстниц, но больших весов мы ей не дадим, пока ей не исполнится шестнадцать, — это неоспоримое правило.

Вера, 60 лет

Имеет девятнадцать приемных детей и одиннадцать внуков

Когда-то давно я была замужем: мы прожили вместе девять лет, но Бог не дал нам детей — и мы развелись. Я очень долго хотела взять на воспитание хотя бы одного ребеночка, но в какой-то момент заболела моя мама — и я решила, что не потяну. В то время я работала программистом, а еще мне приходилось подрабатывать в метро и кассиршей в магазине, чтобы заработать на лекарства. Мне всегда приходилось откладывать мечты о семье на потом, и только когда мне исполнилось 38, я прочитала в газете объявление о проекте SOS-деревня (в SOS-деревне сироты живут небольшими семьями со своими SOS-мамами в отдельных домиках, при этом SOS-мамы получают зарплату. — Прим. ред.), в который требовались женщины — воспитатели детей-сирот.

Я прошла тестирование и обучение, и мне дали дом и несколько детей на воспитание. Это была полноценная работа, и у нас, то есть SOS-мам, были даже совещания: мы советовались друг с другом буквально по поводу любых, даже самых мелких, проблем. Чуть позже я решила, что все же хочу усыновить тех детей, которых воспитываю, — меня стал одолевать страх, что в любой момент ребенка могут забрать и отдать в другую семью.

Сейчас я воспитываю пятерых приемных детей, самому младшему из которых — четырнадцать. Всего у меня девятнадцать приемных детей: старшие уже обзавелись семьями и подарили мне одиннадцать внуков. В нашем доме иногда живет по три поколения. Мы все еще живем в доме за городом, в SOS-деревне, и дополнительно сдаем мою старую квартиру в Москве — раньше там жило старшее поколение детей, потому что квартиры сиротам не всегда давали.

Сейчас у меня есть муж, и мы оба пенсионеры — сидим дома и все свое время посвящаем детям. Мы поженились, когда мне было уже 50 лет, а до этого момента я воспитывала детей одна. Муж с самого начала знал о моем образе жизни и решил, что сможет жить так же. Какое-то время после свадьбы он каждый день ездил в Москву работать, а вечером приезжал домой, чтобы провести время с семьей. Только в 2014 году он покинул работу, и теперь он помогает мне с воспитанием и по хозяйству.

Я чувствую, что живу очень активной жизнью, хотя и не в классическом, спортивном, смысле. Возникает много сложностей: когда за детей надо получать жилье, менять им паспорта, обращаться к врачам или разбираться с судом, если возникают проблемы с биологическими родителями. Из-за всего этого надо постоянно держаться в тонусе. А в остальном у нас мирная и дружная жизнь. Я делаю со всеми уроки, учу заниматься детей хозяйством, еще мы устраиваем семейные праздники и игры, а летом ездим все вместе на море.

В нашем доме всегда много людей, особенно во время праздников, когда приезжают выросшие дети со своими семьями, — это примерно 40–50 человек. Мы с мужем постоянно с кем-то общаемся, занимаемся какой-то деятельностью, чтобы нашим родным было хорошо. У моей мамы было девять детей, и я всегда хотела иметь такую же атмосферу в доме.

Сейчас все поколения друг с другом общаются, помогают друг другу — наш дом стал слаженным механизмом. Хоть я и начала идти к мечте в позднем возрасте, я все же пришла к тому, чего хотела, и теперь цель моей жизни — следить за самочувствием этого семейного организма.

*Этот выпуск блога — ответы на те вопросы о путешествиях на яхте, которые я чаще всего слышу в свой адрес в последнее время.

«Как попасть на яхту?»

Большинство яхтенных путешественников, в том числе и мы, приглашают с собой попутчиков за небольшие деньги. Это выгодно всем: для гостей это парусная романтика, по стоимости сравнимая с проживанием в хостеле, для владельцев яхты — компенсация затрат на марины, еду и топливо.

Тем, у кого есть время и совсем нет денег, стоит некоторое время поошиваться в марине, особенно в тех местах, откуда лодки стартуют в длинные переходы (например, на Канарах). Одиночки или пары часто не прочь взять с собой попутчика бесплатно — он него, как правило, ожидают легкого нрава, готовности к бытовой аскезе и хотя бы минимального понимания того, что происходит на яхте. Периодически в маринах я встречаю объявления от тех, кто не прочь отправиться на яхте куда угодно — фото, перечисление навыков и номер телефона.

«Чем вы там питаетесь? / У вас хоть туалет есть?»

Почти в каждом городе, где мы останавливаемся, есть возможность сделать покупки. Поэтому на борту всегда присутствуют овощи, сыр, хамон и прочая запрещенка. Кроме того, мы возим с собой стратегический запас риса, макарон, кус-куса, специй и соусов, который затарили в копеечном греческом супермаркете. Одно из правил бюджетного яхтенного путешествия — если видишь дешевую непортящуюся еду, бери впрок. Это очень помогает в длинных переходах — на вторые сутки безделья, когда всё свежее и вкусное уже съедено, но яму желудка засыпать ещё не удалось, мы открываем индийское бистро. Готовим рис с карри и чили и плывем по открытому морю в облаке оранжевого дыма.


Вообще, быт на яхте довольно комфортен. У нас есть душ и два туалета (один я правда вывела из строя — пыталась прочистить помпу и случайно утопила её). Кухня оборудована раковиной, плитой, духовкой, холодильником, электрочайником и тостером — но последними двумя можно пользоваться только в марине. У нас даже есть бледное подобие кондиционера 1984 года выпуска. Единственный его минус — после получаса работы он кашляет пылью и затихает. На стене в салоне висит телевизор (да-да, сериалы!), а на корме стоит устройство в десятки раз усиливающее сигнал вай-фай — у берега почти всегда есть открытый интернет. Если же все сети закрыты, в силу вступает план «Б» — мы садимся в надувную лодку и плывём в ближайшее кафе за паролем. Если лодку надувать лень — время для плана «Z». В водонепроницаемый мешок кладём платье, шорты, футболку и деньги, надеваем на руки шлепки-вьетнамки (с ног они слетают) и вплавь добираемся до берега. Там быстро высыхаем, одеваемся и чинно идём в ресторан за утренней чашечкой кофе и заветным кодом. Не считая нюансов (экономить воду, хитрым образом откачивать туалет, не врезаться лбом в рейки на потолке), всё как дома.

«А что у вас с визами?»

Мы, как граждане РФ, обязаны въезжать в страны Европы по шенгенской визе, а значит, ограничены в днях пребывания. Однако у тех, кто путешествует по морю есть некоторые приемы, позволяющие избежать…эээм…ненужных формальностей. В любом относительно крупном прибрежном городе Европы штамп въезда и выезда можно поставить в центральном отделении полиции или в иммиграционной службе при порте.

На практике система работает следующим образом. Сначала ты несколько часов обиваешь пороги госучреждений, таможни, морской администрации и различных комитетов — все посылают тебя в разные стороны, либо друг к другу. Через некоторое время всё-таки находишь то, что нужно. В заветном окошке сидит сонный полицейский. Он в принципе даже рад тебя видеть и с неподдельным интересом выслушивает твою историю о том, что тебе срочно нужно отплыть на яхте в Тунис. По правилам он должен спросить хотя бы документы на лодку. Но ему лень. Ему хочется скорее доесть свой бутерброд. Поэтому он просто берет паспорта и, не задавая лишних вопросов, ставит печать выезда. Едва ли кто-то когда-то узнает, выехал ты в действительности или нет. Когда приходит время лететь обратно в Россию или за пределы шенгена — процедура повторяется в любом удобном месте.


Во избежание недоразумений: все вышеописанное — исключительно для расширения кругозора. Я не призываю никого нарушать визовое законодательство Европы (а если и призываю, то потом не обессудьте).

«Чёрт, а что, если шторм?»

Средиземное море летом, вопреки стереотипам, вещь не слишком комфортная. В первую очередь, из-за непредсказуемой погоды. Конечно, здесь не встретишь огромную обрушивающуюся волну, как в зимний штормовой сезон, но готовиться стоит к самым неприятным вещам. 3-метровая волна со всех сторон при полном отсутствии ветра? Пожалуйста! Порыв 40 узлов при ветре в 15? Не вопрос! 250 миль острым курсом (а это неизбежный и беспощадный крен)? Да, и еще раз да! Прогнозы здесь не стоят абсолютно ничего, и первые недели нам не везло катастрофически. Предштормовая погода началась уже на вторую ночь нашего оффшорного перехода. Сонные, в полной темноте (накануне я наступила на палубный фонарь, слезая с мачты), вымокшие из-за лютых волн, мы начали уменьшать площадь парусов. К утру я немного сошла с ума. Сидя в спасательном жилете и готовясь нажать кнопку SOS, я, чуть покачиваясь, как мантру повторяла порядок маневра «Человек за бортом» — кинь спасательный круг, нажми кнопку Man Over Board, вруби мотор, встань носом к ветру, открой все стопора, чтобы срубить чертовы паруса… Теперь это все звучит довольно забавно, хотя неприятности в море — вещь вполне повседневная.

Глобальных опасностей, которые могут погубить вас и яхту, не так много. Это обрушивающаяся волна, которая запросто переворачивает лодку и ломает мачту (лодка вернётся на место, у неё киль, но идти дальше будет проблематично), и мель, налетев на которую вы получите пробоину (в случае с океаном или открытым морем это может быть контейнер, упавший с сухогруза, но встретить такой, сами понимаете, нелегко). В остальных ситуациях, надевая спасательный жилет и пристёгиваясь страховочными тросами при работе на палубе, вы практически на 100% процентов будете в безопасности. И это не значит, что вы не сойдёте с лодки с седой прядью или подёргивающимся глазом.

«Тебе ещё не надоело?»

За полтора месяца — с конца июля по середину сентября — мы прошли 1600 морских миль. От Лефкаса до Малаги, всё Средиземное море. Примерно раз в два дня мне хотелось бросить нелепую затею, продать яхту и вернуться домой. Не считая этих минутных помешательств, я уверена, что больше не смогу жить на одном месте и тоска по морю сделает мое существование невыносимым.


Когда перемещаешься на яхте, появляется совсем новое понимание границ. А точнее их отсутствия. Нет правильной или неправильной дороги, расписания поездов и самолетов, под которое тебе надо подстраиваться, пограничных формальностей. Нужно просто смириться с тем, что в пункт назначения ты придешь не раньше, чем ветер и волна позволят тебе это сделать. Прибытие к определенной дате — нарушение правил игры, которое сразу превращает жизнь в ад.

Читайте также: