Какая будет пенсия для молодежи в будущем

09.03.2017


Лет через двадцать в России не будет пенсий в их теперешнем понимании. Будут лишь возрастные пособия по бедности и инвалидности. В таком «светлом будущем» уверен ректор Российской академии госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС), эксперт Центра стратегических разработок Владимир Мау.

В интервью «Известиям» он предположил, что будущая модель пенсионного обеспечения будет выглядеть так: «Пенсию получает тот, кто заявляет, что ни семья, ни сбережения не позволяют ему жить в старости». По словам Мау, он не знает «ни одного человека среднего возраста, не говоря уже о молодежи, который в своей жизненной стратегии рассчитывает жить только (или преимущественно) на государственную пенсию». «Наверное, через поколение сложится ситуация, когда пенсия будет возрастным пособием по бедности и инвалидности. То есть она приобретет адресный характер. И на нее можно будет нормально жить», – спрогнозировал он. По мнению Мау, «чем богаче общество, тем меньше люди будут полагаться на государственную пенсию, они будут строить свои личные пенсионные траектории».

Он также призвал «не частить» с реформами пенсионной системы, а прежде – «определиться, чего мы хотим от этой системы». «Я считаю наиболее разумными предложения, позволяющие обеспечить достаточно высокий уровень пенсии для людей старшего пенсионного возраста. В этом смысле повышение пенсионного возраста справедливо, потому что оно позволяет сконцентрировать деньги на тех, кому они более всего нужны в настоящее время», – сказал он.

Мау привел такой пример: нельзя иметь низкие налоги и при этом высокое гарантированное пенсионное обеспечение. «Пенсионеры счастливы в Швеции и Норвегии. Введите подоходный налог в 50% и такой же примерно пенсионный возраст, как в этих странах, и пенсия будет высокой. Правда, из Швеции и Норвегии бежит молодежь. Там хорошо жить на пенсии, очень хорошо в детстве: там хорошо быть школьником, получить образование, заработать где-то на стороне, а потом вернуться доживать в Скандинавии. А молодежи там не очень хорошо живется из-за высоких налогов», – пояснил он.

Отметим, что по данным последнего исследования аналитического центра НАФИ (осень прошлого года), абсолютное большинство работающих сегодня граждан страны считают, что обеспечить им достойную пенсию должно государство, что входит в кардинальное противоречие с планами чиновников. Лишь 16% соотечественников тем или иным образом готовы участвовать в негосударственных программах, которые позволяют накопить на пенсию самостоятельно или за счет работодателей. А большинство – 78% – рассчитывают жить на любую государственную пенсию, хотя понимают, что на жизнь им этого не хватит.

Также в НАФИ отмечают, что нежелание заботиться о своей пенсии – принципиальная позиция, поскольку люди не верят уже ни в какие реформы, в том числе из-за постоянного реформирования и отсутствия стабильности. 79% опрошенных в 2014 году заявили, что не видят смысла планировать свою пенсию в постоянно меняющихся условиях, когда накопления в любой момент могут быть «заморожены».

15 февраля глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что Обязательные пенсионные накопления вряд ли будут разморожены. Мораторий на формирование накопительной составляющей пенсий был введен с 2014 года. Страховые взносы работодателей были полностью направлены в распределительную часть пенсионной системы. Мораторий несколько раз продлевали, в прошлом году взносы также были заморожены, из них сформировали антикризисный фонд в бюджете. По оценкам Ассоциации НПФ, за время действия заморозки накопительной части пенсии россияне уже потеряли 1,5 трлн рублей, в целом отмена накопительной части пенсии несет «колоссальные риски» для экономики и граждан.

Минфин и ЦБ 23 сентября прошлого года представили новую реформу российской пенсионной системы, предполагающую, что граждане сами должны создавать условия для формирования своей достойной пенсии – индивидуальный пенсионный капитал (ИПК). В обязательную страховую часть пенсии ведомства предлагают направлять отчисления в размере 22%, для добровольной накопительной части пенсии предусмотрен дополнительный тариф до 6%. Государство, по задумке авторов реформы, будет выступать гарантом накоплений. Тогда же Набиуллина заявила, что система добровольного пенсионного накопления позволит обеспечить пенсии среднему классу. Что делать большинству населения РФ, кто к этому самому классу не относится и с трудом сводит концы с концами от зарплаты до зарплаты, она не сочла нужным уточнить.

В середине февраля глава Минфина Антон Силуанов заявил, что переход на ИПК будет начат с 2019 года, то есть после президентских выборов.

Многие эксперты, оценивая предложения Минфина и ЦБ, заявили, что новая схема будет выгодна только людям с доходом выше среднего (50-60 тыс. рублей), при этом льгот, которые обещают власти, не хватит, чтобы заинтересовать население с меньшим достатком. По мнению экспертов, новая пенсионная реформа – всего лишь завуалированная форма повышения налогов и латания бюджетных дыр. Работать новая система не будет: у абсолютного большинства работающих россиян просто нет денег для их «добровольного вложения» в будущую пенсию. Экс-министр финансов Алексей Кудрин напомнил, что сейчас нет возможности откладывать деньги у 60% населения, так как весь доход они тратят на текущие нужды.

Комментируя идеи Минфина и ЦБ, экс-зампред ЦБ РФ Сергей Алексашенко тогда же заявил: «В очередной раз под видом пенсионной реформы обществу предлагается одобрить затыкание бюджетных дыр за счет повышения налоговой нагрузки».

После оценок экспертов и эмоциональных комментариев о том, что государство фактически планирует упразднить пенсионное обеспечение граждан, чиновники наперебой принялись разъяснять суть нововведений, противореча самим себе и друг другу. «Социальный» вице-премьер Ольга Голодец сначала заявила, что она настаивает на добровольном характере пенсионных накоплений. Но день спустя диаметрально сменила точку зрения, сказав, что в нынешних российских реалиях предложенная система не сможет работать эффективно. Глава Минтруда Максим Топилин заявил, что накопительный компонент пенсии после реформы будет обязательным. Набиуллина в свою очередь заявила, что новая концепция пенсионной системы предполагает сохранение обязательной государственной пенсии.

В октябре эксперты НАФИ представили доклад, в котором говорится, что предложенная схема в перспективе приведет к серьезным проблемам, причем не только в пенсионной сфере, но и с бюджетом в целом.

Москва, Зоя Березина

Москва. Другие новости 09.03.17

В Красноуфимском районе агрофирма задолжала сотрудникам 6,5 млн рублей. / С каждым днем все радостнее жить: россияне стали реже ходить в магазины за едой. / Биржевые курсы доллара и евро выросли на подешевевшей нефти. Читать дальше

Пенсионная реформа, решение о которой было принято правительством 14 июня, в первую очередь должна целенаправленно ударить по молодежи.

Нынешних пенсионеров она не затрагивает пока. Те, кому предстоит выйти на пенсию в ближайшие 5 лет, тоже не достанется - есть ощущение, что будет предусмотрен переходный период.

А вот молодежи в возрасте от 18 до 35 лет достанется от правительства по полной. Вернее, о пенсии им (нам) стоит забыть. Не достанется нам пенсия, даже страховая.

При этом довольно отчетливо видно, что именно молодежь является главной мишенью этой пенсионной реформы.

ПОЛОВИНА безработицы в России приходится на молодежь

Т.Голикова: Я сейчас дам некоторую справку. По данным Росстата, по итогам 2016 года (данных 2017 года пока ещё нет) средний возраст занятых в экономике составлял 40,7 года, в том числе мужчин – 40,2, женщин – 41,2. Среди безработных на настоящий момент превалируют лица в возрасте от 20 до 34 лет – 48,7% в общей безработице составляют лица этого возраста.

То есть половина безработных в России приходится именно на молодежь (48,7% это половина). Им сейчас и так тяжко приходится. Рабочих мест нет, а нужно как-то зарабатывать. С увеличением пенсионного возраста рабочих мест будет еще меньше.

Времена, когда Советский Союз давал гражданам жилье, прошли. Сейчас молодежи приходится залазить в ипотечную кабалу, но безработным ипотеку не дают. И вряд ли начнут.

Прошли и те времена, когда молодые родители могли не переживать за детей. Были ясли, детские сады, школы, кружки, секции и прочее. Сейчас после рождения ребенка начинается головная боль. Яслей нет, практически нет. В детский сад ребенка можно отдать в лучшем случае с 3-х лет. Это если очередь в детсад заняли еще на первом месяце беременности.

Персонал детских садов оптимизировали и сократили, поэтому время пребывания ребенка в саду обычно даже меньше длительности рабочего дня его родителей. Везет тем, у кого бабушки и дедушки могут ребенка отводить в сад и забирать. В противном случае, полный рабочий день работать не получается.

А если бабушкам и дедушкам на пенсию придется выходить позже, то и с внуками они не смогут помогать. Поэтому, молодежь, со своими детьми сами будете управляться.

Не имея возможности трудоустроиться, молодежи невозможно и рассчитывать на будущую пенсию. Откуда взяться трудовому стажу и отчислениям в ПФР, если рабочих мест нет?

А Медведев уже обещал создать условия для того, чтобы работодатели охотнее трудоустраивали не молодых, а людей в возрасте.

За что они так с молодежью?

Я смог найти только одно мало-мальски логичное объяснение. Это банальная месть за неправильный выбор.

Россияне в возрасте уже давно знают, что голосовать на выборах нужно за правильных кандидатов. Они и передачи по телевизору правильные смотрят.

Молодые же сидят в своих интернетах, легко поддаются на всякие там провокации "агентов Запада". Вообще не патриотичная молодежь. Голосуют не за тех, митингуют, вечно чем-то недовольны.

Что? За ними будущее? Ну, уж нет!

По мнению правительства, нет и не должно быть будущего у тех, кому сейчас 20-35 лет.

Это у них там, за границей, молодежь - основа экономики страны. А у нас залогом экономического роста являются опытные счетоводы и бумагомаратели. Экономический рост Росстат нарисует, они умеют.

Сообщите, если у кого-то есть иное объяснение такой государственной политики. Иначе как местью я не могу объяснить это стремление Членов правительства увеличить долю безработных молодых россиян с нынешних 48,7% до 75-100%.

Хотя, конечно, истинная причина этой пенсионной реформы вовсе не в желании кому-то отомстить или улучшить жизнь пенсионерам.

Это попытка прикрыть чудовищное разграбление пенсионных накоплений россиян.

Продолжение читайте тут:

Подписывайтесь на канал, ставьте "палец вверх"

Вопросы и пожелания пишите на почту: myzen@inbox.ru

Подписывайтесь на нас в Телеграме , чтобы получать уведомления о новых заметках

В 18-20-25 лет мы не особо задумываемся о пенсии — ведь до нее еще далеко.

Но это не единственный фактор. Пенсия в России настолько маленькая, что о ней и не хочется задумываться, как об единственном источнике дохода в старости. Но это дело касается не только молодежи, но и всех остальных граждан.

Reconomica разберется, почему современная молодежь не переживает за пенсию, и чем это опасно для населения уже сейчас.

Молодежь и пенсия: что говорит статистика

Сначала рассмотрим, как выглядит современная экономика РФ.

Общая численность населения — почти 147 млн. Из них пенсионеров — почти 43 млн.

Трудоспособного населения — около 75 млн. Но только 48 млн из них работают официально (и то не факт, что их доход полностью «белый»). Получается, что около 1/3 работающих граждан — не платят налоги, и работают «в тени».

В 2017 году РАНХиГС проводила исследование, опрашивая молодых людей, работающих неофициально. По результатам оказалось, что 17.1% из них не захотел оформлять работодатель, 21.4% сами не захотели трудоустраиваться официально, и в 32.9% официальное оформление не интересовало ни сотрудника, ни работодателя. И еще у 25.4% не было возможности трудоустроиться официально. В целом 44.3% всех опрошенных хотели бы работать официально.

Больше всего неофициально трудоустроенной молодежи в таких отраслях:

услуги, торговля и транспорт (всего 51.9% опрошенных);

строительные и отделочные работы;

Чем опасно такое отношение для пенсионной системы

На всякий случай вкратце опишем, как работает пенсионная система.

Деньги на пенсии идут из налогов, которые платят те, кто сейчас работает. То есть если вы устроены официально — ваш работодатель платит 22% от вашего дохода государству, а оно выплачивает эти деньги кому-то в виде пенсии. Когда вы выйдете на пенсию — вы также будете получать ее с налогов следующего поколения молодежи.

Сейчас на пенсии находятся (или вот-вот выйдут граждане, родившиеся в послевоенные годы (45-64). Это так называемое поколение бэби-бумеров. В 1946 году численность РСФСР (не считая других союзных республик) была около 98.5 млн граждан. В 1964 — 125.18 млн. То есть за 18-20 лет родилось почти 30 млн граждан.

Но за следующие 20 лет население РСФСР увеличивалось намного медленнее. С 1965 по 1981 (так называемое «поколение икс») прирост составил всего 12 млн — более чем в 2 раза меньше. А затем наступила перестройка и «девяностые», и за следующие 20 лет численность россиян увеличивалась очень медленно.

Что получается: уменьшается соотношение пенсионеров к людям работоспособного возраста, на налоги которых и платятся пенсии. По прогнозам к 2020 году на 1 пенсионера будет 2 работника — что очень мало уже само по себе. И вдобавок тенденция не собирается улучшаться — то есть в будущем соотношение может ухудшиться еще больше.

Что молодежь думает о пенсионной реформе? (видео)

Почему сложилась такая ситуация?

Вот почему:

Выросло недоверие к пенсионной системе и к государству в целом. Если вам 20-25-30 лет, то до пенсии вам работать еще лет 30-40. Кто знает, какие изменения могут произойти за это время?

Размер пенсий такой, что проще самостоятельно вкладывать деньги для получения пассивного дохода, или для создания бизнеса.

Ослаблен контроль со стороны государства над «теневым» сектором. Контролировать самозанятых и малый бизнес — тяжело (хотя работа в этом направлении уже ведется). Поэтому при желании и работники, и работодатели могут уходить от уплаты налогов и от официального трудоустройства.

В последние несколько лет новости, касающиеся пенсионной системы — печальные. Заморозка накопительной пенсии, повышение пенсионного возраста, низкая скорость индексации — это факторы, которые не усиливают желание платить часть зарплаты в ПФР.

Мы больше отдаем в ПФР, чем будем получать. С условной зарплаты в 30 тысяч рублей мы отдаем 3900 (13%) в Пенсионный Фонд. За 1 год это 46 800 (больше чем полторы зарплаты), за 10 лет — 468 000, за 40 лет — 1 872 000 (почти 1.9 млн). Если выйти на пенсию в 65, получать условные 13 тысяч и прожить до 75 — государство выплатит вам 1.56 млн рублей (то есть меньше, чем вы ему заплатите). Вдобавок из-за инфляции и роста цен на жизнь эти 1.56 млн рублей через 20-30-40 лет будут «стоить» намного меньше.

Поменялся менталитет, отношение к жизни, к материальным ценностям. У советского человека прочно сидели в голове наборы стереотипов: нужен диплом, нужна официальная работа (а за работу нужно держаться всеми силами, даже если она плохая), нужна пенсия. Современный человек — более эгоистичен, менее зависим от мнения общества, и имеет больше возможностей зарабатывать без контроля со стороны государства.

Появилась возможность переехать в другую страну, имея востребованную специальность. Или даже не имея специальности.

Часть молодежи работает удаленно на иностранных заказчиков (которые платят налоги в стране, в которой зарегистрирована компания).

Российское правительство в 2024–2025 годах снова попытается реформировать пенсионную систему, заявил экономист Никита Масленников.


"Перезагрузка пенсионной системы неизбежна"

По словам специалиста, если пенсии по старости к 2023 году вырастут до 19 283 рублей, а средняя номинальная зарплата — до 57 тысяч рублей, это даст коэффициент замещения всего на уровне 30%.

Таким образом, "в вопросе роста благосостояния пенсионеров, все эти годы мы будем топтаться на месте. Перезагрузка пенсионной системы неизбежна", — приводит "Свободная пресса" слова Масленникова.

Тем более маловероятны какие-либо изменения, поскольку план восстановления экономики пока рассчитан лишь до 2021 года.

"Не очень понятно, какими путями правительство будет решать проблему по созданию новой экономической модели в целом. В том, что ее придется решать, никаких сомнений быть не может", — заключил он.

Напомним, эксперты уже заявляли о том, что через несколько лет пенсионная система в России столкнется с новыми проблемами.

К примеру, специалист по негосударственным пенсионным фондам (НПФ) Дмитрий Александров высказывал мнение, что в 2024–2025 годах правительству придется реформировать систему пенсионных накоплений, поскольку еще через 10 лет невозможно будет обеспечить выплатами всех пенсионеров.

В настоящее время альтернатива государственным пенсионным фондам выглядит так: россияне, которые участвуют в корпоративных пенсионных программах или заключили договоры с НПФ, смогут начать получать выплаты на пять лет раньше.

В планах правительства смягчить условия для выхода на досрочную пенсию, но.

Как писали в Телеграм-канале "Бла-бла-номика", недавно стало известно о планах правительства смягчить условия для выхода на досрочную пенсию — дать такую возможность не за два, а за три года до наступления пенсионного возраста.

Напомним, в связи с пенсионной реформой, право на пенсию по старости возникает с 55,5 лет у женщин и с 60,5 лет у мужчин в 2020 году.

"На первый взгляд вполне себе разумная мера, направленная на социальную поддержку предпенсионеров, оставшихся без работы. Ведь эта категория работников — одна из самых уязвимых и дискриминируемых на рынке труда.

Только вот для оформления досрочной пенсии нужно сначала зарегистрироваться в качестве безработного, а потом получить от службы занятости подтверждение о невозможности нового трудоустройства.

Но дело в том, что среди предпенсионеров, по данным ПФР, официально трудоустроены лишь 40% из 10,1 млн таких граждан. Соответственно, факт своего увольнения в связи с ликвидацией организации или по сокращению штата смогут доказать далеко не все, попавшие в такую ситуацию.

С требованием о "невозможности нового трудоустройства" тоже не все просто, ведь служба занятости наверняка предложит варианты "подходящей работы".

Однако эти предложения, как правило, ниже той квалификации или должности, на которых был ранее занят человек, а предлагаемая заработная плата часто близка к уровню МРОТ.

В бюджете ПФР на 2020 год было запланировано 4,4 млрд рублей на выплаты досрочных пенсий.

Хватит или нет этих средств в случае введения новых правил выхода на досрочную пенсию, пока непонятно.

Для сравнения, число получателей таких пенсий в "докризисном" 2019 году было сравнительно небольшим — 23,5 тыс. человек (данные на 1 июля). Посмотрим, насколько существенным будет рост в нынешнем году или убедимся в том, что барьеры и условия на пути к желанной пенсии оказались непреодолимыми для армии безработных предпенсионеров", — подытожили сетевые эксперты.

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

Число пожилых людей, которым отказали в пенсии, растет с каждым годом





Несмотря на повышение пенсионного возраста, материальное обеспечение российских стариков с каждым годом будет все хуже и хуже. А многие из них вообще не получат денежного содержания в старости.

Согласно прогнозу РАНХиГС, к 2050 году пенсия будет замещать только половину прежнего дохода для россиян, зарабатывающих на уровне МРОТ. Для них нынешний коэффициент замещения в 74% снизится до 53%. У получателей медианной зарплаты этот показатель сократится с 42 до 39%.

В свою очередь, получатели средних зарплат останутся при своих. В выигрыше же окажутся только представители высокодоходных групп работников. Для них коэффициент замещения возрастет с 22% до 31%. Пенсионная реформа проводится в интересах состоятельных россиян? Получается так.

А ведь средняя зарплата в России формируется с учетом крайне завышенных зарплат руководства. По этой причине, по данным Росстата, почти три четверти россиян (71,2%) получают официальную зарплату ниже средней по стране, которая в апреле текущего года составляла 47,6 тысячи рублей.

Таким образом, долгосрочный пенсионный прогноз для большинства сограждан негативен. Получаемая пенсия все в меньшей степени будет возмещать утраченный в связи с нетрудоспособностью заработок. Не говоря уже о том, что претендовать на пенсионные копейки теперь можно будет на пять лет позже.

При этом Россия подписала Конвенцию № 102 Международной организации труда (МОТ), устанавливающую минимальный коэффициент замещения пенсий на уровне в 40% от зарплаты. Обязательства власти на себя взяли, но выполнить их, судя по параметрам пенсионной реформы, не смогут.

Но еще более острая проблема заключается в том, что огромная часть общества вообще останется без средств к существованию. И не через 20−30 лет, а уже совсем скоро. Это те, кому в будущем государство откажет в пенсии по причине недостаточного трудового стажа и суммы выплаченных взносов.

Уже сейчас число отказов в назначении страховой пенсии по старости увеличивается с каждым годом. Если в 2017 году отказ получили 125 тысяч человек, то в 2018 году без пенсии оставили уже более 170 тысяч граждан. Очевидно, что число таких неприкаянных стариков и дальше будет только расти.

В настоящее время пенсионные взносы в ПФР не выплачивают 15 млн. человек. Скорее всего, это те, кто занят в «серой» экономике. По мере того, как они будут стареть, армия пожилых людей без средств к существованию станет многомиллионной. И после это власти и дальше будут утверждать, что Россия — социальное государство?

Интересы столь значительной части общества невозможно игнорировать. Чем дожидаться чрезвычайных социальных последствий, лучше уже сейчас отменить пенсионную реформу. Если Кремль не решится на такой шаг, часть голосов избирателей власти перетечет к левой оппозиции, выступающей против ограбления стариков.

Однако ничто не указывает на готовность власти не только отменить, но и даже скорректировать пенсионную реформу. Так, разумное предложение депутата Госдумы Николая Харитонова о возвращении прежнего пенсионного возраста на Севере и Дальнем Востоке для закрепления там местых жителей правительство отвергло.

Социальный психолог Алексей Рощин считает, что неплатежи россиян в ПФР имеют как объективную — экономическую, так и субъективную — психологическую причину.

— Цифра в 15 млн. россиян, которые не платят пенсионные взносы, коррелирует с тем, что говорила Ольга Голодец о масштабах теневой экономики в России. Там как раз говорилось о 15-ти, а то и 20 млн. неплательщиков. Это люди, занятые в так называемой гаражной экономике, которая никак не отражается в отчетности. Это всякого рода мастерские, лесопилки, шабашки , где люди работают чисто за «кэш», работают сезонно или вообще не работают, а живут с огородов.

К сожалению, многие плохо представляют себе, как живет реальная Россия. Ориентируются в основном на Москву и Петербург. Официальная экономика — это лишь часть экономики России.

«СП»: — Почему бы людям, раз они знают, что рискуют остаться без пенсии, не уволиться из «серой» компании и не устроиться в «белую»?

— Люди, может, и хотели бы официально зарегистрироваться, работать «в белую», отчислять, как положено в Пенсионный фонд, но для большой части населения просто нет такой возможности. Они могут либо работать неофициально у «серых» работодателей, либо вообще никак не работать. Это, кстати, касается и работодателей тоже. Они тоже порой живут на грани света и тьмы, и поэтому не могут и не хотят оформлять своих наемных работников официально, а значит, выплачивать взносы на них в ПФР. Они и сами часто не подпадают под пенсионное обеспечение.

Однажды, когда люди будут массово достигать пенсионного возраста, а оснований платить им пенсии не будет, эту проблему государству придется как-то решать.

«СП»: — Понятно, что подходящей работы порой нет, но значит, нужно искать, находить и все равно платить государству пенсионные взносы. Иначе, в 60−65 лет зубы на полку…

— Если оценивать эту ситуацию с психологической точки зрения, то тут, конечно, есть и надежда на русский авось. У многих наших людей очень низкий горизонт планирования. На Западе начинают копить на пенсию чуть ли не сразу после окончания университета — человеку еще только 22 года, а он уже прикидывает, какой у него будет пенсионный план и что будет делать на пенсии. И вообще там планируют и на 10, и на 15 лет вперед. А в России максимальный горизонт планирования — полгода. Дальше не загадывают. Причем, это уже у всех — и у тех, кто работает «в белую», и тех, кто работает «в серую».

«СП»: — Это что, люди сами виноваты?

— Наша история приучила людей, что в стране все порой меняется так внезапно и так быстро, что что-то планировать просто глупо. Есть даже поговорка: «Хочешь насмешить Бога, расскажи о своих планах». Поэтому люди не считают нужным даже когда они близко к пенсии, задумываться о том, на что они будут жить в старости.

Люди помнят историю с обнулением своих сбережений в 1991 году. Они копили-копили, верили, что у них масса денег, а это все превратилось в опилки. Потом, в 1990-е годы, примерно то же самое случилось и с пенсиями. В советский период была все-таки существенная дифференциация — пенсии повышенные, пониженные. А в 1990-е стали платить по минималке, да еще и с очень большой задержкой. Из последнего — заморозка накопительной части пенсий. Эта историческая память показывает людям, что нет смысла планировать надолго.

По мнению заместителя председателя комитета по социальной политике Госсовета Республики Татарстан Артема Прокофьева, отмена пенсионной реформы неизбежна, но для этого должна произойти смена власти в стране.

— У нас в республике я как раз занимаюсь социальным направлением. Когда говоришь с избирателями о пенсионной реформе, понимаешь, что люди чувствуют себя не просто обманутыми, но даже ограбленными государством. Это больше чем недоверие, которое и так было. Теперь все еще хуже. И это теперь долгосрочная история. Мы не знаем, как это в дальнейшем обернется для нашего государства.

«СП»: — К сожалению, теперь в отмену пенсионной реформы верится с трудом…

— Ничего подобного! Возвращение к показателям, которые у нас были — это абсолютно реальная вещь. Не менее реальная, чем смена правительства или другие изменения в стране. А то у нас порой все, что ни делает власть, начинает восприниматься как данность, которую нельзя изменить. Это абсолютно не так. Изменить можно и нужно и я уверен, что мы вернемся к прежним параметрам.

Однако отменить реформу властям тяжело и политически и морально, потому что это будет признанием собственной вины. Поэтому я думаю, что мы придем к отмене этой реформы, но это будет связано со сменой политического руководства нашей страны.

О подходах к вопросу пенсионного обеспечения в старости «СП» рассказала специалист по социальной защите Бюро Международной организации труда в Москве Ясмина Папа.

— Конвенция МОТ 1952 года устанавливает минимальные стандарты защиты на случай возникновения девяти видов социальных рисков, с которыми сталкивается человек на протяжении жизни. Среди этих рисков — старость. И Конвенция предполагает определенные обязательства стран с целью соблюдения ключевых принципов. Среди них: обеспечение финансовой, бюджетной и экономической устойчивости пенсионной системы, управление с участием всех заинтересованных сторон, предсказуемые и адекватные пособия и надлежащее управление.

«СП»: — Каков вообще международный опыт в определении размера пенсии?

— В качестве пособия по старости может быть минимальная доля прошлого заработка, либо минимальная доля заработной платы неквалифицированного работника (типичного получателя пособия).

Примеры из разных стран показывают, что заработная плата для расчета будущей пенсии определяется по-разному: это может быть средняя заработная плата за весь трудовой стаж работника (Германия) либо его/ее самая высокая заработная плата за определенный период (Бразилия и до последнего времени Австрия). Некоторые страны для расчета минимального размера пенсии в соответствии с Конвенцией № 102 используют заработную плату «стандартного получателя пособия» (неквалифицированного работника).

Другие (Германия, Нидерланды, Словения, Испания, Швеция, Румыния) для расчета пенсии работника берут сумму, равную 125% его/ее средней заработной платы. Такой подход является гендерно нейтральным. Решение о том, какой принцип использовать, принимается в ходе трехсторонних консультаций.

«СП»: — Помогла бы нам МОТ — вразумила бы наше правительство…

— МОТ готова поделиться опытом стран, которые прошли те же этапы, и предоставляет трехсторонним участникам (правительству, работодателям, работникам) технические консультации. Мы подготовили обзор состояния пенсионных систем в мире, где особое внимание уделено странам Латинской Америки и Центральной и Восточной Европы. Там приведены яркие примеры того, как реализация соответствующих мер влияет на пенсионную систему и жизнь конкретных людей.

Кроме того, МОТ ведет консультации с рядом стран на предмет внедрения предлагаемой МОТ многоуровневой пенсионной системы, которая ставит целью гарантировать всем гражданам минимальные пособия и обеспечить их постепенный рост.

«СП»: — Поскольку РФ подписала Конвенцию № 102, то хорошо бы с наших чиновников спрашивать построже за ее исполнение. В частности, за коэффициент замещения в 40% обещанный ими россиянам…

— В сентябре 2020 года Россия должна представить в Комитет экспертов МОТ по применению конвенций и рекомендаций отчет о применении Конвенции № 102. На разных стадиях подготовки отчет будет обсуждаться с трехсторонними участниками. Таким образом, все заинтересованные стороны смогут представить свои обоснованные комментации и дополнения. Мы готовы оказать техническое содействие своим трехсторонним участникам в подготовке доклада и поделиться примерами из других стран.

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

Сотрудники ПФР предрекают фатальные изменения правил выплат старикам

Без срочных мер соотношение выплат по возрасту к зарплатам грозит снизиться до 15%

Через 20 лет пенсия будет больше зависеть от человека

Пенсия – это то будущее, которое ждет большинство людей, но какой она будет через 20 лет?

Современная пенсионная система формировалась в ХIХ в. и была основана на простом принципе: работающее и молодое большинство кормит отработавшее свое старое меньшинство. Этот принцип солидарности оправдывал себя, пока весы не начали склоняться в пользу пожилых и молодых рук стало не хватать, чтобы прокормить их. И сейчас пенсионная система все больше напоминает огромный чемодан без ручки: бросить нельзя, а нести все тяжелее.

Развитые и развивающиеся страны ищут ответ, тасуя колоду с немногочисленными и стандартными решениями этой задачи: повышение пенсионного возраста и необходимого для ее получения трудового стажа, увеличение налоговой нагрузки на труд, обеление рынка труда, создание инструментов для накоплений. Но мир меняется слишком стремительно, в том числе рынок труда, население стареет, а молодые поколения не склонны копить и обременять себя имуществом. Некоторые эксперты задаются вопросом: стоит ли ремонтировать здание, фундамент которого не может уже его выдержать, или нужно строить новое? Понимание работы и пенсии существенно трансформируется, писал ректор РАНХиГС Владимир Мау в 2013 г. в статье «Человеческий капитал: вызовы для России», общество перерастает существующую пенсионную модель.

Планета пожилых

За последние 30 лет демографическая ситуация кардинально изменилась: продолжительность жизни выросла, рождаемость упала, как и число работающих людей, способных обеспечивать пенсионеров. По подсчетам Deutsche Bank, людей старше 65 лет впервые стало в мире больше, чем пятилетних детей. К концу века количество первых увеличится почти в пять раз, а вторых – почти не изменится, прогнозируют аналитики банка.

В России за 27 лет к 2018 г. число пенсионеров выросло с 34 млн до 43,5 млн человек, а работающих людей в расчете на одного пенсионера, напротив, резко сократилось – с 2,2 до 1,78. К 2036 г. пенсионеров будет столько же, сколько работающих, прогнозирует Росстат. Это значит, что работнику придется обеспечивать не только себя и свою семью, но и еще одного пенсионера.


Решение проблемы ищут многие страны. Наиболее очевидное – удержать людей на рынке труда, повысив пенсионный возраст. Это самый простой способ решить проблему пенсионного обеспечения и власти делают это снова и снова, говорит профессор Высшей школы экономики Евгений Гонтмахер. В среднем в странах ОЭСР с 90-х гг. пенсионный возраст женщин вырос к 2018 г. с 61 до 63,5 года, а мужчин – с 62 до 64,3. За последние годы повысили пенсионный возраст 30 из 34 стран ОЭСР и 10 планируют это сделать. По такому пути пошли и российские власти, решив постепенно к 2028 г. поднять возраст выхода на пенсию с 55 и 60 лет до 60 и 65 лет для женщин и мужчин соответственно. По прогнозу Минэкономразвития, это увеличит рабочую силу на 1,7 млн человек до 2024 г. и на 3 млн до 2036 г. Но экономисты предупреждают, что население будет стареть слишком быстро, а значит, проблема решена не будет. Так, по прогнозу Центра стратегических разработок, доля населения в возрасте 20–39 лет не вернется к нынешнему уровню и к середине столетия, а число занятых в возрасте 26–30 лет сократится на 4,6 млн человек, или на 43%, по сравнению с 2015 г.

Корпорации без сотрудников

Будущие пенсионеры могут столкнуться с еще большим, нежели сейчас, падением доходов при уходе с работы. Если через 20 лет экономическая ситуация существенно не изменится, то соотношение средней пенсии и средней зарплаты (коэффициент замещения) останется на уровне 33% до 2028 г., а затем будет постепенно снижаться, отмечает замдиректора Института стратегического анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин. Повышение пенсионного возраста помогает поддержать уровень пенсий, но без серьезных дополнительных реформ разрыв с зарплатами будет расти, заключает он. Чтобы довести коэффициент замещения до 40%, каким он должен быть по конвенции Международной организации труда, страховые пенсии работающих пенсионеров уже с 2022 г. нужно индексировать вдвое быстрее инфляции (сейчас – на уровень инфляции), оценивала аудитор Счетной палаты Светлана Орлова.

Демографические тренды – не единственный риск для сбалансированности пенсионной системы. Изменения на рынке труда и большой сектор неформальной занятости грозят серьезно сократить ее финансовую основу. Рынок труда постепенно сдвигается в сторону фриланса и так называемой gig economy (не просто частичная занятость, а гибкий рабочий график), констатирует директор финансового центра «Сколково-РЭШ» Олег Шибанов.

По прогнозам PwC, уже через 15–20 лет в отраслях с проектным принципом 70% работы будут выполнять фрилансеры, а численность постоянного персонала будет составлять 10–15% от нынешней. Это означает, что социально работник будет меньше защищен, считает Шибанов: самозанятые часто не платят пенсионные взносы, им будет сложнее рассчитывать на государственную пенсию и придется планировать личные инвестиционные стратегии, чтобы накопить на пенсию. Самозанятые не платят постоянных пенсионных взносов во всем мире, свидетельствуют данные ОЭСР. Решить проблему могут специальные накопительные системы для самозанятых. Например, в Чили, где в 2012–2015 гг. внедрялась такая система, налоговая служба стала удерживать 10% от суммы каждого чека за оказанные ими услуги, перечисляя этот налог управляющим компаниям как пенсионный взнос. А власти Турции ввели накопительную систему с 3%-ным взносом, четверть которого (сумма ограничена) финансирует государство.


В России действует специальный налоговый режим для самозанятых – с дохода, не превышающего 200 000 руб. в месяц, можно платить налог 4 или 6% в зависимости от того, кому самозанятый продает или оказывает услугу – другому человеку или компании. Но взносы на пенсионные накопления самозанятые платят добровольно, чтобы купить нужное количество баллов для страховой пенсии. Если же самозанятые предпочтут взносов не платить, у них будет право на социальную пенсию, которая после повышения пенсионного возраста будет выплачиваться с 70 лет (сейчас социальная пенсия составляет чуть больше 5000 руб.).

Ключевой источник пополнения пенсионной базы – фонд оплаты труда – в долгосрочной перспективе будет расти медленно или стагнировать, предупреждали проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов, Гонтмахер и финансовый омбудсмен Юрий Воронин: промышленность автоматизируется, число стабильных высокооплачиваемых рабочих мест в ней сокращается, а низкоквалифицированная занятость в торговых секторах растет. Медианный риск автоматизации рабочего места в странах ОЭСР эксперты ЕБРР оценивали в 48%, а в России – в 49%. Каждый новый промышленный робот вытесняет от трех до шести работников, писали Дарон Аджемоглу из MIT и Паскуаль Рестрепо из Бостонского университета. Западные страны столкнулись с такой проблемой раньше, альтернатива же новому повышению пенсионного возраста – заставить бизнес повышать зарплаты, увеличить страховые взносы или сократить пенсии.

Избежать падения доходов пенсионеров поможет лишь комплекс мер, считает Горлин: повышение ставки страховых взносов, сокращение теневой экономики, а также увеличение продолжительности страхового стажа. По его оценкам, чтобы сохранить соотношение пенсий и зарплат на уровне 33% к 2050 г. тариф страховых взносов должен вырасти на 7 п. п., а для увеличения показателя до 40% – на 14 п. п.

Некоторые страны повышают ставки взносов, например Канада и Франция. Ужесточаются и условия раннего выхода на пенсию: в Финляндии этой возможности лишились работники частного сектора, в Португалии – все, в Польше в ходе реформы 2009 г. число граждан, имеющих право на досрочную пенсию, было сокращено вдвое. В Испании за каждый «преждевременный» год выхода на пенсию она уменьшается на 7%. Наряду с этим страны вводят стимулы для более позднего выхода на пенсию, расширяют возможности совмещать получение пенсии с продолжением работы.

Сам себе пенсионный фонд

В будущем человеку вновь придется все больше самому отвечать за свою пенсию , считает Шибанов. Люди уже неоднозначно относятся к перспективе ухода на пенсию, писал Мау, и если в прошлом большинство стремилось перестать работать, то сейчас растет число тех, кто вовсе не хочет на пенсию. В будущем система станет более индивидуальной, говорилось в его статье: в основе будут государственная пенсия, частные пенсионные накопления, вложения, приносящие рентный доход, и в семью, которая в старости будет служить опорой. Пенсионная система будущего будет более гибкой, рассуждает федеральный чиновник: в ее основе будет накопительный элемент и скорее по квазиобязательным программам, например корпоративным. Для фрилансеров же, которых будет все больше, пенсией будущего станет доход от их личных накоплений. Государственная минимальная пенсия сохранится для тех, кто не копил или не мог этого сделать, прогнозирует он.

Читайте также: