Какая пенсия у депутатов верховного совета рсфср

Согласно Указу Президента Российской Федерации "О социальных гарантиях для народных депутатов Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов" *) бывшим народным депутатам Российской Федерации предоставляются социальные гарантии в области пенсионного обеспечения (подпункт "з" пункта 1).

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 17 января 2006 г. N ГКПИ05-1541, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 2 марта 2006 г. N KAC06-44, пункт 1 настоящей Инструкции признан не противоречащим действующему законодательству

1. Такие гарантии предоставляются в соответствии с Указом тем народным депутатам Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов, которые приобрели право на полную пенсию по старости (включая пенсию на льготных условиях) до 30 июня 1995 года, т.е. до истечения депутатских полномочий.

Пенсия по старости, в том числе и на льготных условиях, может быть назначена досрочно, но не ранее, чем за два года до установленного законодательством Российской Федерации срока выхода на пенсию.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 20 февраля 2007 г. N ГКПИ06-1434 пункт 2 настоящей Инструкции признан не противоречащим действующему законодательству

2. Продолжительность стажа работы, дающего право на полную пенсию по старости, установлена статьями 10, 11, 12 и 14 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". При этом абзац второй пункта "а" и абзац второй пункта "б" статьи 12 , которые предусматривают возможность назначения пенсии на льготных основаниях при неполном стаже на соответствующих работах, не применяется.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 20 февраля 2007 г. N ГКПИ06-1434 пункт 3 настоящей Инструкции признан не противоречащим действующему законодательству

3. Народным депутатам, имеющим право к 23 сентября 1993 года на пенсию по инвалидности, а также за выслугу лет, может быть назначена пенсия в соответствии с Указом независимо от их возраста. При этом пенсия по инвалидности устанавливается на период инвалидности.

4. Пенсия народным депутатам Российской Федерации определяется в размере 75 процентов заработной платы члена комитета Верховного Совета Российской Федерации на момент прекращения депутатских полномочий (21 сентября 1993 года), если они в соответствии с законодательством не имеют право на получение пенсии в более высоком размере.

Пенсия подлежит согласно Указу периодическому пересмотру, исходя из увеличения заработной платы депутатов Федерального собрания Российской Федерации.

ГАРАНТ:

О перерасчете пенсий народным депутатам Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов с 1 сентября 1999 года см. телеграмму Минтруда РФ и ПФР от 26 октября, 6 декабря 1999 г. NN 7895-ЮЛ, КА-06-31/10952, а с 30 июня 2002 г. - телеграмму Минтруда РФ и ПФР от 20 января 2003 г. N 332-ЮЛ/ЛЧ-25-30/557

5. К пенсиям, назначенным в соответствии с Указом, надбавки не начисляются, не производится также повышение таких пенсий, за исключением случаев их перерасчета в соответствии с Указом.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 20 февраля 2007 г. N ГКПИ06-1434 пункт 6 настоящей Инструкции признан не противоречащим действующему законодательству

6. Пенсионное обеспечение в соответствии с Указом помощников народных депутатов Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов осуществляется при соблюдении условий и правил, предусмотренных пунктами 1, 2, 3, 4 и 5 настоящей Инструкции. При этом размер пенсии не может быть ниже 75 процентов заработной платы помощника народного депутата Российской Федерации на момент прекращения полномочий (21 сентября 1993 года). Если помощнику народного депутата заработная плата определялась на эту дату исходя из неполной ставки (например, 0,5 ставки), то размер пенсии не может быть ниже 75 процентов фактически получаемой ими части ставки по должности помощника народного депутата.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 20 февраля 2007 г. N ГКПИ06-1434 пункт 7 настоящей Инструкции признан не противоречащим действующему законодательству

7. Выплата пенсий, назначенных в соответствии с Указом, производится в порядке, установленном статьями 22, 87 и разделом IХ Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". При этом пенсии, назначенные досрочно, работающим пенсионерам не выплачиваются до достижения возраста, при котором предоставляется пенсия по старости на общих основаниях, а в соответствующих случаях - на льготных основаниях или в связи с особыми условиями труда.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 20 февраля 2007 г. N ГКПИ06-1434 пункт 8 настоящей Инструкции признан не противоречащим действующему законодательству

8. Пенсия в соответствии с Указом назначается местными органами социальной защиты населения по месту жительства пенсионера со сроков, предусмотренных статьями 118, 119 Закона "О государственных пенсиях в РСФСР".

Пенсия в соответствии с Указом не назначается тем бывшим народным депутатам Российской федерации, на которых по решению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 6 октября 1993 года N 1590 "О нераспространении государственных гарантий социальной защиты на отдельных бывших народных депутатов Российской Федерации".

Предварительное заключение о праве на пенсию по Указу от 23 сентября 1993 года дает Минсоцзащиты России.

9. В соответствии с Указом государственные пенсии, в том числе досрочно назначенные, выплачиваются за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации.

10. Вопросы пенсионного обеспечения народных депутатов Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов и их помощников не урегулированные настоящей Инструкцией (право выбора одной из пенсий, определение инвалидности и т.д.) разрешаются в соответствии с правилами, предусмотренными пенсионным законодательством Российской Федерации.

Министр социальной защиты населения
Российской Федерации

Заместитель Министра финансов
Российской Федерации

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 декабря 1993 г.

Регистрационный N 439

*) В дальнейшем называется сокращенно - "Указ".

Инструкция Минфина РФ и Минсоцзащиты РФ от 6 декабря 1993 г. N 1-49-У "О порядке назначения пенсий народным депутатам Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 декабря 1993 г.

Регистрационный N 439

Настоящая Инструкция вступает в силу со дня ее официального опубликования

Текст Инструкции опубликован в Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, 1994, N 3, в газете "Российские вести" от 18 января 1994 г., N 11

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.


Первым советским народным депутатам, заседавшим в Верховном Совете СССР с 1989 по 1994 год, предлагают установить ежемесячную доплату к пенсии, которая позволит увеличить ее размер примерно до 200 тыс. рублей. Такой проект указа президента в этом месяце подготовило Министерство труда и социальной защиты.

Согласно проекту, ежемесячная доплата будет устанавливаться в таком размере, чтобы пенсия достигала 55% вознаграждения действующих депутатов Госдумы. На текущий момент официальный заработок депутатов Госдумы составляет порядка 350 тыс. рублей в месяц (до вычета НДФЛ). Таким образом, пенсию первых избранных на демократической основе депутатов СССР предлагается установить на уровне 190 тыс. рублей.

В проекте Минтруда оговаривается, что на доплату к пенсии смогут рассчитывать те бывшие народные депутаты, которые являются гражданами РФ и достигли 65-летнего возраста, при этом депутатскую деятельность в Верховном Совете СССР они вели не менее года.

В Минтруда посчитали, что под действие указа попадет 285 человек. При этом на его реализацию потребуется дополнительные ассигнования федерального бюджета: в 2016 году — в размере 105,4 млн рублей, в 2017 год — в размере 101 млн рублей, в 2018 год — 97 млн рублей.

Как именно в Минтруда просчитали сокращение расходов по этому направлению, в ведомстве ответить затруднились, но сообщили, что «проект указа подготовлен в целях предоставления социальных гарантий в области пенсионного обеспечения народным депутатам СССР созыва 1989–1994 годов, аналогичных тем, которые в настоящее время предусмотрены для народных депутатов РСФСР созыва 1990–1995 годов».

В пояснительной записке к проекту указа президента говорится, что «союзные парламентарии выполняли практически те же функции, что и народные депутаты РСФСР созыва 1990–1995 годов, и их деятельность позволила заложить правовые основы демократических преобразований в РФ». Этот проект Минтруда можно назвать компромиссным по сравнению с законопроектом, который в октябре 2014 года был внесен в Госдуму группой депутатов-единороссов, авторы — Иосиф Кобзон, Владимир Плигин, Надежда Герасимова.

Они предложили увеличение пенсии не только народным депутатам СССР, но также и депутатам Госдумы первого созыва 1993–1995 годов. Обе категории бывших депутатов предлагается уравнять в пенсиях с действующими парламентариями. Сейчас депутаты и сенаторы при выходе на пенсию могут рассчитывать на надбавку до 55% от вознаграждения действующего депутата или сенатора, если полномочия ими исполнялись от года до 3 лет, и до 75% — если свыше 3 лет. Депутаты первого созыва Госдумы могут претендовать на пенсию, не превышающую 55% от денежного вознаграждения действующего депутата, так как Дума первого созыва в условиях переходного периода действовала всего 2 года (с 1993 по 1995 год) и единороссы хотели повысить их пенсию до 75% от текущей зарплаты депутата.

Вопрос о выплатах народным депутатам СССР вообще законодательно не урегулирован. На законопроект единороссов поступили отрицательные отзывы из правительства и Счетной палаты. Правительство в своем отзыве указало, что вопрос о пенсиях советским депутатам «не является предметом правового регулирования законом РФ», так как «статус депутата СССР» определялся законодательством СССР, которым не установлено пенсионное обеспечение. Счетная палата не одобрила размер бюджетных затрат на повышение пенсий, обвинив авторов проекта в неправильных расчетах: по оценкам аудиторов, ежегодные затраты на выплаты бывшим депутатам в случае принятия закона составят почти 240 млн рублей. Тем не менее тот законопроект был принят в первом чтении в феврале 2015 года, второе чтение не назначено.

Адвокат компании «Деловой фарватер» Роман Терехин отметил, что на момент избрания народных депутатов СССР на них распространялось положение о персональных пенсиях, которое было утверждено постановлением Совета министров СССР в декабре 1977 года. Это документ, по словам эксперта, «гарантировал достаточно высокую пенсию всем народным избранникам, а после их смерти — членам их семей». Но дальнейшие реформы в государстве и законодательстве привели к тому, что с 1991 года назначение и выплата персональных пенсий были фактически прекращены и пенсию им стали начислять на общих основаниях.

Общими основаниями для получения пенсии по старости сегодня являются достижение пенсионного возраста (мужчинам старше 60 лет и женщинам с 55 лет) и наличие страхового стажа не менее 5 лет.

— Но такие условия явно проигрывают тем особым гарантиям, которые существовали в прежние времена, тем более что современные депутаты вправе рассчитывать на пенсию, равную 75% нынешнего денежного содержания, — говорит Терехин. — Средняя пенсия по России в 2014 году составила немногим более 11,5 тыс. рублей, в июле 2015 года — 12 082 рубля.

Гендиректор аудиторской компании «Уверенность» Максим Гладких-Родионов напомнил, что подход, когда пенсия рассчитывается исходя из того, какая зарплата предусмотрена на аналогичной должности в текущий момент, не используется при определении пенсии учителя, врача, инженера, рабочего.

— На основании каких именно расчетов выяснилось, что пенсионеру-депутату нужно на жизнь в 20 раз больше, чем пенсионеру-трактористу, ответить трудно. Поверить в то, что в нынешней экономической ситуации не нашлось лучшего применения 100 млн рублей в год, тоже трудно. С точки зрения эффективности расходования бюджетных средств подобные траты нельзя считать обоснованными, — сказал эксперт.

Старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова сомневается в том, что бюджет способен будет выплачивать на ежемесячной основе доплату к пенсии.

— Согласно недавнему заявлению Минфина, дефицит бюджета в текущем году может составить около 3% ВВП, — напомнила эксперт, — и, скорее всего, бюджет останется дефицитным и в следующем году. Более жизнеспособной предложенная мера выглядела бы с прогрессивной индексацией пенсий экс-депутатам по схеме «инфляция плюс дополнительная ставка».

По состоянию на 1 сентября расходы федерального бюджета выше доходов на 1 трлн рублей (2,1% ВВП). Согласно последним поправкам в бюджет-2015, в этом году доходы государства составят 12,5 трлн рублей, расходы — 15,2 трлн, дефицит — 2,7 трлн.

Телефон Юриста в Москве +7 (499) 703-51-48 Фед. номер 8 (800) 333-94-83 доб. 159

Как пишет газета Известия первым советским народным депутатам, заседавшим в Верховном Совете СССР с 1989 по 1994 год, предлагают установить ежемесячную доплату к пенсии, которая позволит увеличить ее размер примерно до 200 тыс. рублей. Такой проект указа президента в этом месяце подготовило Министерство труда и социальной защиты.

Согласно проекту, ежемесячная доплата будет устанавливаться в таком размере, чтобы пенсия достигала 55% вознаграждения действующих депутатов Госдумы. На текущий момент официальный заработок депутатов Госдумы составляет порядка 350 тыс. рублей в месяц (до вычета НДФЛ). Таким образом, пенсию первых избранных на демократической основе депутатов СССР предлагается установить на уровне 190 тыс. рублей.

В проекте Минтруда оговаривается, что на доплату к пенсии смогут рассчитывать те бывшие народные депутаты, которые являются гражданами РФ и достигли 65-летнего возраста, при этом депутатскую деятельность в Верховном Совете СССР они вели не менее года.

В Минтруда посчитали, что под действие указа попадет 285 человек. При этом на его реализацию потребуется дополнительные ассигнования федерального бюджета: в 2016 году — в размере 105,4 млн рублей, в 2017 год — в размере 101 млн рублей, в 2018 год — 97 млн рублей.

Как именно в Минтруда просчитали сокращение расходов по этому направлению, в ведомстве ответить затруднились, но сообщили, что «проект указа подготовлен в целях предоставления социальных гарантий в области пенсионного обеспечения народным депутатам СССР созыва 1989–1994 годов, аналогичных тем, которые в настоящее время предусмотрены для народных депутатов РСФСР созыва 1990–1995 годов».

В пояснительной записке к проекту указа президента говорится, что «союзные парламентарии выполняли практически те же функции, что и народные депутаты РСФСР созыва 1990–1995 годов, и их деятельность позволила заложить правовые основы демократических преобразований в РФ». Этот проект Минтруда можно назвать компромиссным по сравнению с законопроектом, который в октябре 2014 года был внесен в Госдуму группой депутатов-единороссов, авторы — Иосиф Кобзон, Владимир Плигин, Надежда Герасимова.

Они предложили увеличение пенсии не только народным депутатам СССР, но также и депутатам Госдумы первого созыва 1993–1995 годов. Обе категории бывших депутатов предлагается уравнять в пенсиях с действующими парламентариями. Сейчас депутаты и сенаторы при выходе на пенсию могут рассчитывать на надбавку до 55% от вознаграждения действующего депутата или сенатора, если полномочия ими исполнялись от года до 3 лет, и до 75% — если свыше 3 лет. Депутаты первого созыва Госдумы могут претендовать на пенсию, не превышающую 55% от денежного вознаграждения действующего депутата, так как Дума первого созыва в условиях переходного периода действовала всего 2 года (с 1993 по 1995 год) и единороссы хотели повысить их пенсию до 75% от текущей зарплаты депутата.

Вопрос о выплатах народным депутатам СССР вообще законодательно не урегулирован. На законопроект единороссов поступили отрицательные отзывы из правительства и Счетной палаты. Правительство в своем отзыве указало, что вопрос о пенсиях советским депутатам «не является предметом правового регулирования законом РФ», так как «статус депутата СССР» определялся законодательством СССР, которым не установлено пенсионное обеспечение. Счетная палата не одобрила размер бюджетных затрат на повышение пенсий, обвинив авторов проекта в неправильных расчетах: по оценкам аудиторов, ежегодные затраты на выплаты бывшим депутатам в случае принятия закона составят почти 240 млн рублей. Тем не менее тот законопроект был принят в первом чтении в феврале 2015 года, второе чтение не назначено.

Адвокат компании «Деловой фарватер» Роман Терехин отметил, что на момент избрания народных депутатов СССР на них распространялось положение о персональных пенсиях, которое было утверждено постановлением Совета министров СССР в декабре 1977 года. Это документ, по словам эксперта, «гарантировал достаточно высокую пенсию всем народным избранникам, а после их смерти — членам их семей». Но дальнейшие реформы в государстве и законодательстве привели к тому, что с 1991 года назначение и выплата персональных пенсий были фактически прекращены и пенсию им стали начислять на общих основаниях.

Общими основаниями для получения пенсии по старости сегодня являются достижение пенсионного возраста (мужчинам старше 60 лет и женщинам с 55 лет) и наличие страхового стажа не менее 5 лет.

— Но такие условия явно проигрывают тем особым гарантиям, которые существовали в прежние времена, тем более что современные депутаты вправе рассчитывать на пенсию, равную 75% нынешнего денежного содержания, — говорит Терехин. — Средняя пенсия по России в 2014 году составила немногим более 11,5 тыс. рублей, в июле 2015 года — 12 082 рубля.

Гендиректор аудиторской компании «Уверенность» Максим Гладких-Родионов напомнил, что подход, когда пенсия рассчитывается исходя из того, какая зарплата предусмотрена на аналогичной должности в текущий момент, не используется при определении пенсии учителя, врача, инженера, рабочего.

— На основании каких именно расчетов выяснилось, что пенсионеру-депутату нужно на жизнь в 20 раз больше, чем пенсионеру-трактористу, ответить трудно. Поверить в то, что в нынешней экономической ситуации не нашлось лучшего применения 100 млн рублей в год, тоже трудно. С точки зрения эффективности расходования бюджетных средств подобные траты нельзя считать обоснованными, — сказал эксперт.

Старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова сомневается в том, что бюджет способен будет выплачивать на ежемесячной основе доплату к пенсии.

— Согласно недавнему заявлению Минфина, дефицит бюджета в текущем году может составить около 3% ВВП, — напомнила эксперт, — и, скорее всего, бюджет останется дефицитным и в следующем году. Более жизнеспособной предложенная мера выглядела бы с прогрессивной индексацией пенсий экс-депутатам по схеме «инфляция плюс дополнительная ставка».

По состоянию на 1 сентября расходы федерального бюджета выше доходов на 1 трлн рублей (2,1% ВВП). Согласно последним поправкам в бюджет-2015, в этом году доходы государства составят 12,5 трлн рублей, расходы — 15,2 трлн, дефицит — 2,7 трлн.

Авторами инициативы, одобренной сегодня комитетом, выступили депутаты Госдумы от "Единой России" Владимир Плигин (глава комитета), Иосиф Кобзон и Надежда Герасимова. Они поясняют, что союзные парламентарии выполняли практически те же функции, что и народные депутаты РСФСР созыва 1990-1995 годов, поэтому и пенсионное обеспечение должно быть схожим. "Их деятельность позволила заложить правовые основы демократических преобразований в Российской Федерации, принять ряд законодательных актов, ставших фундаментом российского законодательства", - аргументируют авторы в пояснительной записке.







"Те, кто работал в Верховном Совете СССР, практически спасли нашу страну от окончательного развала. Они работали в 1989-1991 годы, в самое трудное время для нашей страны", - пояснила ранее Надежда Герасимова.

По предварительным подсчетам, общая сумма дополнительных расходов, необходимых на доплату таким пенсионерам в расчете на год, составит 123,2 миллиона рублей. "Предлагаемое дополнение не повлечет серьезных расходов из федерального бюджета. При определении получателей доплаты к пенсии учитывалось реальное количество данной категории депутатов, число которых составляет 285 человек", - утверждают авторы.

Член комитета, вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев на заседании комитета поинтересовался у Плигина, будет ли инициатива распространяться на президента СССР Михаила Горбачева, который также являлся председателем Верховного Совета СССР. Вероятно, должно было быть принято решение о персональной пенсии, сказал в ответ глава комитета. В таком случае действие данного законопроекта на Горбачева не будет распространяться. Плигин сообщил, что уточнит данный момент к рассмотрению инициативы на пленарном заседании Госдумы.

Лебедев обещал, что фракция ЛДПР будет следить за ситуацией и, если потребуется, внесет поправку ко второму чтению о том, чтобы Михаил Горбачев повышенную пенсию не получал.

Речь в законопроекте также идет о 42 депутатах Госдумы первого созыва, на пенсии которых, как озвучивала ранее Герасимова, потребуется около 9 миллионов рублей дополнительно. Согласно законопроекту, депутаты Госдумы первого созыва, полностью отработавшие свой срок, будут получать ежемесячную доплату к пенсии. Вместе с этой доплатой такой экс-депутат должен будет получать 75 процентов ежемесячной зарплаты депутата Госдумы (вместо 55 процентов).

На проект закона поступили отрицательные заключения правительства РФ и Счетной палаты РФ. А в Совете Федерации ранее предложили Госдуме отложить рассмотрение законопроекта до 1 января 2016 года, когда ожидается стабилизация экономической ситуации в стране. Как сообщила первый зампредседателя комитета СФ по регламенту и организации парламентской деятельности Светлана Горячева, по сути, сенаторы поддерживают инициативу, однако с рядом существенных замечаний. "Сейчас трудная ситуация финансовая в стране и это все затевать, увеличивать пенсии (бывшим депутатам) было бы несвоевременно, а если дату (вступления закону в силу) изменить на 2016 год, когда немного ослабится напряженность, то тогда нам было бы проще принимать это решение", - пояснила сенатор. В том же духе высказался и зампредседателя комитета Совфеда Вячеслав Тимченко, который предложил ждать стабилизации курса рубля.

Четверг, 24.09.2015, 10:38:15

На "правительственном часе" в Госдуме впервые за четыре года выступил министр финансов РФ Антон Силуанов. Основные споры у главы Минфина развернулись на пенсионную тему. Силуанов заявил, что вопрос повышения пенсионного возраста не терпит отлагательств. Это, по его словам, позволит не увеличивать налоговую нагрузку на бизнес


На "правительственном часе" в Госдуме впервые за четыре года выступил министр финансов РФ Антон Силуанов. Основные споры у главы Минфина развернулись на пенсионную тему. Силуанов заявил, что вопрос повышения пенсионного возраста не терпит отлагательств. Это, по его словам, позволит не увеличивать налоговую нагрузку на бизнес.

В ГД сочли подобные намерения цинизмом. Однако это было не единственное "наступление" Минфина на пенсии: Силуанов также озвучил предложение замедлить индексацию пенсий. Пенсионный вопрос обещал быть одним из самых горячих, и он эти ожидания депутатов оправдал. Вопрос изменения пенсионного возраста не терпит отлагательств, заявил собравшимся Антон Силуанов. "Это позволит лучше сбалансировать пенсионную систему без повышения страховых взносов", - объяснил он. Министр напомнил, что с 2018 года по закону страховые взносы должны вырасти с 22% до 26%, но "в нынешних условиях это просто невозможно реализовать". Таким образом, повышение пенсионного возраста позволит не увеличивать налоговую нагрузку на бизнес, аргументировал Силуанов. Кроме того, по его словам, ранний выход на пенсию препятствует решению задач развития экономики.

"Если нам ничего не делать в этом направлении, через несколько лет количество пенсионеров превысит количество работающих. Этого не может быть. У нас 120 работников по сути дела дают деньги, чтобы содержать 100 пенсионеров, в других странах - 150-160. Ни один пенсионный фонд этого не выдержит", - добавил Силуанов, отвечая на вопросы депутатов. По его словам, пока решения на эту тему не принято. И сторонники повышения пенсионного возраста, и их противники (социальный блок кабмина) представили главе государства свои точки зрения на совещании по бюджетным проектировкам. "Президент выслушал мнение тех и других. Никакого решения нет, будем продолжать обсуждать этот вопрос", - сказал министр.

Отчасти на сторону коллег по финансовому блоку встали в Минэкономразвития: его глава Алексей Улюкаев заявлял, что считает повышение пенсионного возраста правильной мерой, однако возможность этого нововведения со следующего года требует дополнительной проработки. Читайте продолжение материала «Российской газеты» «Возраст без согласия»

В этот же день стало известно о проекте Министерства труда и социальной защиты об увеличении пенсии народным депутатам СССР до 200 тысяч рублей. Согласно проекту, ежемесячная доплата будет устанавливаться в таком размере, чтобы пенсия достигала 55% вознаграждения действующих депутатов Госдумы. На текущий момент официальный заработок депутатов Госдумы составляет порядка 350 тыс. рублей в месяц (до вычета НДФЛ). Таким образом, пенсию первых избранных на демократической основе депутатов СССР предлагается установить на уровне 190 тыс. рублей.

В проекте Минтруда оговаривается, что на доплату к пенсии смогут рассчитывать те бывшие народные депутаты, которые являются гражданами РФ и достигли 65-летнего возраста, при этом депутатскую деятельность в Верховном Совете СССР они вели не менее года.

В Минтруда посчитали, что под действие указа попадет 285 человек. При этом на его реализацию потребуется дополнительные ассигнования федерального бюджета: в 2016 году — в размере 105,4 млн рублей, в 2017 год — в размере 101 млн рублей, в 2018 год — 97 млн рублей.

Как именно в Минтруда просчитали сокращение расходов по этому направлению, в ведомстве ответить затруднились, но сообщили, что «проект указа подготовлен в целях предоставления социальных гарантий в области пенсионного обеспечения народным депутатам СССР созыва 1989–1994 годов, аналогичных тем, которые в настоящее время предусмотрены для народных депутатов РСФСР созыва 1990–1995 годов».

В пояснительной записке к проекту указа президента говорится, что «союзные парламентарии выполняли практически те же функции, что и народные депутаты РСФСР созыва 1990–1995 годов, и их деятельность позволила заложить правовые основы демократических преобразований в РФ». Этот проект Минтруда можно назвать компромиссным по сравнению с законопроектом, который в октябре 2014 года был внесен в Госдуму группой депутатов-единороссов, авторы — Иосиф Кобзон, Владимир Плигин, Надежда Герасимова.

Они предложили увеличение пенсии не только народным депутатам СССР, но также и депутатам Госдумы первого созыва 1993–1995 годов. Обе категории бывших депутатов предлагается уравнять в пенсиях с действующими парламентариями. Сейчас депутаты и сенаторы при выходе на пенсию могут рассчитывать на надбавку до 55% от вознаграждения действующего депутата или сенатора, если полномочия ими исполнялись от года до 3 лет, и до 75% — если свыше 3 лет. Депутаты первого созыва Госдумы могут претендовать на пенсию, не превышающую 55% от денежного вознаграждения действующего депутата, так как Дума первого созыва в условиях переходного периода действовала всего 2 года (с 1993 по 1995 год) и единороссы хотели повысить их пенсию до 75% от текущей зарплаты депутата.

Гендиректор аудиторской компании «Уверенность» Максим Гладких-Родионов напомнил, что подход, когда пенсия рассчитывается исходя из того, какая зарплата предусмотрена на аналогичной должности в текущий момент, не используется при определении пенсии учителя, врача, инженера, рабочего.

— На основании каких именно расчетов выяснилось, что пенсионеру-депутату нужно на жизнь в 20 раз больше, чем пенсионеру-трактористу, ответить трудно. Поверить в то, что в нынешней экономической ситуации не нашлось лучшего применения 100 млн рублей в год, тоже трудно. С точки зрения эффективности расходования бюджетных средств подобные траты нельзя считать обоснованными, — сказал эксперт.

Как говорится есть две новости, а хорошие они или плохие, решайте сами!

Алла Амелина, депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества "Политика на сломе эпох":

Все, конечно, помнят драматические события октября 93-го. Но мало кто помнит, а многие и не знают, что ровно четверть века тому назад, 23 сентября 1993 года, вслед за известным указом Бориса Ельцина № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" был издан и другой президентский указ — "О социальных гарантиях для народных депутатов Российской Федерации созыва 1990–1995 годов". В нем в числе разнообразных мер социальной защиты устанавливалась пенсия в размере не ниже 75 процентов заработной платы члена комитета Верховного Совета РФ на момент прекращения депутатских полномочий (21 сентября 1993 года). Более того, эти льготы распространялись и на помощников нардепов.

Указ этот действует и сегодня. Однако Госдума РФ третьего созыва решила все же подкрепить его законодательным актом. И в апреле 2000 года многочисленная (18 человек) группа депутатов, представлявших весь спектр думских фракций, внесла проект закона с пространным названием "О внесении дополнения в статью 44 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (по вопросу распространения социальных льгот члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы на народных депутатов РСФСР созыва 1990-1995 годов, являвшихся членами Верховного Совета Российской Федерации или осуществлявших свою депутатскую деятельность в Верховном Совете или его органах на постоянной основе).

В октябре 2000 года законопроект представлял Борис Кибирев (КПРФ). Собственно, суть его предельно проста: внести дополнения в закон "О статусе. ", которые распространяли бы установленные законом гарантии социальной защиты, принятые для депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, также на народных депутатов РСФСР созыва 1990-1995 годов, являвшихся членами Верховного Совета РФ или осуществлявших свою депутатскую деятельность в Верховном Совете и его органах на постоянной основе. Такое решение, по мнению авторов этой законодательной инициативы, было бы "восстановлением социальной справедливости по отношению к народным депутатам".

В чем, с точки зрения депутатов, эта социальная справедливость была нарушена и почему должна быть восстановлена?

Борис Кибирев напомнил, что члены Верховного Совета работали профессионально, на постоянной основе, получали заработную плату. Известно, что народные депутаты России созыва 1990-1995 годов внесли свой вклад в становление парламентаризма в России. А плодотворная работа Федерального Собрания первого созыва в значительной степени определялась тем, что Верховный Совет РФ передал новому парламенту немалое количество подготовленных к принятию законопроектов. То есть, работая в тех же условиях, что и Госдума, неся ту же ответственность за разработку и принятие законов, члены Верховного Совета РФ теми правами, которыми пользуются депутаты Государственной Думы, не пользовались.

Докладчик упомянул, разумеется, "вторую сторону социальной справедливости" — тот самый указ Бориса Ельцина "О социальных гарантиях для народных депутатов Российской Федерации созыва 1990-1995 годов". Он подтвердил, что многие депутаты этим воспользовались, "а кто не успел, тот опоздал".

Почему нардепы не могли воспользоваться указом, не утратившим силу, осталось за рамками и доклада, и его обсуждения. Можно лишь предположить, что это было связано с отсутствием актуализированных подзаконных актов во исполнение этого указа.

Кто же может претендовать на льготы, предусматриваемые поправками в закон "О статусе. "? Во-первых, принцип назначения пенсии — страховой, то есть норма этого закона распространяется только на тех, кто работал на постоянной основе, получал заработную плату. По данным Кибирева, таковых было 350 человек. Из них 220 человек по разным причинам выбыли из этой категории: кто-то уже оформил пенсию, кто-то работал в правительстве, кто-то избрался губернатором либо депутатом Госдумы, а кто-то ушел из жизни. Таким образом, речь идет об оставшихся 130 депутатах. Какова же "цена вопроса"?

Если бы все 130 человек одномоментно ушли на пенсию, то на их пенсионное обеспечение потребовалось бы 6 миллионов рублей. Но, по словам Кибирева, "поименный состав этих депутатов говорит о том, что процесс ухода их на пенсию растянется на 20-25 лет и будут уходить по пять-шесть человек в год". На это потребуется 350 тысяч рублей в год (в ценах того времени, разумеется).

Правительство в своем отзыве этот законопроект поддержало с оговоркой, что он должен быть введен в действие с 1 января 2001 года. Авторы были с этим согласны.

Заместитель председателя Комитета ГД по государственному строительству Олег Уткин ("Единство") сообщил, что комитет внимательно рассмотрел все отзывы депутатов, фракций, депутатских групп, а также бывших депутатов Государственной Думы и Верховного Совета РСФСР и, с учетом положительного заключения Правительства РФ, предложил палате поддержать концепцию законопроекта и рекомендовал принять его в первом чтении.

В Госдуму обратился также Уполномоченный по правам человека Олег Миронов. Обеспокоенный проблемами социальной справедливости, он призвал депутатов принять данный закон.

В ходе обсуждения возникли закономерные вопросы: что делать с теми депутатами, которые были избраны до 1990 года (всех созывов) и остались неохваченными; почему в законопроекте не фигурируют депутаты СССР того же периода. Впрочем, палату вполне удовлетворили ответы, что это дело будущего и что "мы обязательно к этим вопросам подойдем".

В итоге за проект закона в первом чтении проголосовало 339 человек.

В декабре 2000 года законопроект "О внесении дополнения в статью 44 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы…" представлял Олег Уткин.

Таблица поправок, рекомендованных к принятию, прошла без проблем. А вот отклоненные комитетом поправки Правительства РФ вызвали споры. Суть их сводилась к следующему. Во-первых, привязать пенсионное обеспечение депутатов созыва 1990-1995 годов к ежемесячному денежному содержанию заместителя федерального министра, так как они получали денежное содержание, соответствующее заместителю министра, а не министру РФ, как депутаты Госдумы. Во-вторых, предоставить право выбора: воспользоваться либо пенсионным обеспечением в соответствии с федеральным законом, либо в соответствии с указом Президента. По мнению профильного комитета, это внесло бы внутреннее противоречие в сам закон, который обязывает Президента и Правительство привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим законом. К тому же ссылку на указ в федеральном законе в комитете посчитали некорректной. Рекомендация — правительственные поправки отклонить.

Тогда слово взял заместитель министра труда и социального развития РФ Валерий Январев. Он пояснил, что правительственные поправки вовсе не связаны с правом или неправом предоставления депутатам пенсии. А дело в том, что без этих поправок, по существу, пенсионное обеспечение депутатов Верховного Совета РСФСР периода 1990-1995 годов не будет осуществляться. Почему? Потому, что пенсии назначаются исходя из заработной платы, и справку о заработной плате, естественно, дают руководитель аппарата и главный бухгалтер. В этой справке будет указана зарплата замминистра. И каким образом выдать справку, финансовый документ, где будет стоять зарплата министра?

Второй момент — по той редакции закона, которая предлагается депутатами, пенсия депутатов ВС РФ будет выше, чем зарплата, которую они получали и с которой назначается пенсия. "Я считаю, что это неправильно, — подчеркнул Январев, — потому что такого нет нигде, ни у одного человека не было в Советском Союзе, нет и в России".

И, наконец, поправка, дающая право выбора: либо по указу, либо по закону. Каждый может выбрать лучший для себя вариант.

Несмотря на эти доводы, предложения Правительства РФ, голосовавшиеся дважды, палата отклонила. И законопроект "О внесении дополнения в статью 44 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" был принят в думской редакции во втором и сразу третьем чтениях.

У членов Совета Федерации данный закон возражений не вызвал. В начале 2001 года они его одобрили, а Президент подписал. И "расстрелянный парламент" получил законодательное подкрепление предоставленных Указом Президента РФ пенсионных льгот.


Пенсии народным депутатам СССР созыва 1989-1991 годов должны быть повышены, считают в профильном Комитете по конституционному законодательству и госстроительству. В связи с этим комитет рекомендовав Госдуме принять данные поправки в первом чтении. Впрочем, на Михаила Горбачева это, скорее всего, не распространяется.

Авторами инициативы, одобренной сегодня комитетом, выступили депутаты Госдумы от "Единой России" Владимир Плигин (глава комитета), Иосиф Кобзон и Надежда Герасимова. Они поясняют, что союзные парламентарии выполняли практически те же функции, что и народные депутаты РСФСР созыва 1990-1995 годов, поэтому и пенсионное обеспечение должно быть схожим. "Их деятельность позволила заложить правовые основы демократических преобразований в Российской Федерации, принять ряд законодательных актов, ставших фундаментом российского законодательства", - аргументируют авторы в пояснительной записке., извещает "РГ" .

"Те, кто работал в Верховном Совете СССР, практически спасли нашу страну от окончательного развала. Они работали в 1989-1991 годы, в самое трудное время для нашей страны", - пояснила ранее Надежда Герасимова.

По предварительным подсчетам, общая сумма дополнительных расходов, необходимых на доплату таким пенсионерам в расчете на год, составит 123,2 миллиона рублей. "Предлагаемое дополнение не повлечет серьезных расходов из федерального бюджета. При определении получателей доплаты к пенсии учитывалось реальное количество данной категории депутатов, число которых составляет 285 человек", - утверждают авторы.

Член комитета, вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев на заседании комитета поинтересовался у Плигина, будет ли инициатива распространяться на президента СССР Михаила Горбачева, который также являлся председателем Верховного Совета СССР. Вероятно, должно было быть принято решение о персональной пенсии, сказал в ответ глава комитета. В таком случае действие данного законопроекта на Горбачева не будет распространяться. Плигин сообщил, что уточнит данный момент к рассмотрению инициативы на пленарном заседании Госдумы.

Лебедев обещал, что фракция ЛДПР будет следить за ситуацией и, если потребуется, внесет поправку ко второму чтению о том, чтобы Михаил Горбачев повышенную пенсию не получал.

Речь в законопроекте также идет о 42 депутатах Госдумы первого созыва, на пенсии которых, как озвучивала ранее Герасимова, потребуется около 9 миллионов рублей дополнительно. Согласно законопроекту, депутаты Госдумы первого созыва, полностью отработавшие свой срок, будут получать ежемесячную доплату к пенсии. Вместе с этой доплатой такой экс-депутат должен будет получать 75 процентов ежемесячной зарплаты депутата Госдумы (вместо 55 процентов).

На проект закона поступили отрицательные заключения правительства РФ и Счетной палаты РФ. А в Совете Федерации ранее предложили Госдуме отложить рассмотрение законопроекта до 1 января 2016 года, когда ожидается стабилизация экономической ситуации в стране. Как сообщила первый зампредседателя комитета СФ по регламенту и организации парламентской деятельности Светлана Горячева, по сути, сенаторы поддерживают инициативу, однако с рядом существенных замечаний. "Сейчас трудная ситуация финансовая в стране и это все затевать, увеличивать пенсии (бывшим депутатам) было бы несвоевременно, а если дату (вступления закону в силу) изменить на 2016 год, когда немного ослабится напряженность, то тогда нам было бы проще принимать это решение", - пояснила сенатор. В том же духе высказался и зампредседателя комитета Совфеда Вячеслав Тимченко, который предложил ждать стабилизации курса рубля.

Количество трудоустроенных инвалидов должно удвоиться к 2025 году. Хочу сказать, несмотря на то, что ситуация в этом отношении сдвинулась с мертвой точки, важно, чтобы и удобства для жизни, и обеспечение инвалидов работой развивались повсеместно у нас в стране.

По поручению Генпрокурора Игоря Краснова прокуроры продолжают реагировать на нарушения жилищных прав ветеранов Великой Отечественной войны. В настоящее время организована проверка исполнения законодательства о социальной защите ветеранов в целом по стране.

В Некрасовском районе Ярославской области в паре сотен метров от реки Волги стоят окруженные соснами, свежим воздухом и почти заповедной тишиной два "городских" кирпичных жилых дома: пятиэтажный семиподъездный и небольшой трехэтажный. Несмотря на всю благостность окружающего пейзажа, старожилы.

Правительство утвердило общие требования к форме и содержанию социального сертификата на получение государственной (муниципальной) услуги в соцсфере. Постановление вступает в силу 4 декабря.

Граждане с инвалидностью получают в Пенсионном фонде три вида пенсии: страховую, государственную и социальную, рассказали в ведомстве. Страховая пенсия полагается тем, кто проработал хотя бы один день, а значит имеет страховой стаж. В среднем ее размер составляет 9,8 тысячи рублей. Такую пенсию получают.

Около 40% трудоспособных инвалидов в работе не заинтересованы, поскольку у них сразу перестанет индексироваться пенсия, отменятся надбавки к ней и некоторые льготы, отмечают во Всероссийском обществе инвалидов.

В Ростовской области возникли проблемы с обеспечением инвалидов протезами и средствами реабилитации. В общественной организации "Опора" зафиксировали многочисленные жалобы донских инвалидов на несоблюдение сроков выдачи средств реабилитации.

Проще погасить ипотечные кредиты будет многодетным семьям. Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила поправки в законодательство, которые расширяют варианты использования выплаты в 450 тысяч рублей на улучшение жилищных условий. Их можно будет потратить на строительство дома.

Минтруд предлагает уменьшить срок хранения закрытых выплатных пенсионных дел в два раза - с 40 до 20 лет.

С 1 декабря Пенсионный фонд России обрадовал: всю актуальную информацию о полагающихся им выплатах, пособиях или льготах россияне будут получать лично. О, это очень удобно, подумала я. И как корреспондент "КП-Коми" решила сразу узнать, что мне полагается, как молодой матери, ну и вообще как.

Читайте также: