Какая пенсия у машинистов электропоезда

Люди, трудящиеся на железной дороге, могут воспользоваться льготной пенсией, которая позволяет им получать выплату от государства до наступления общероссийского возраста пенсионера. Для этого учитывается количество фактических лет, отработанных специалистом на РЖД.

По-другому такая пенсия называется выплатой за выслугу лет, но она назначается только лицам, трудящимся по особым должностям. Дополнительно железнодорожникам назначаются другие виды льгот и послаблений от государства. Это обусловлено специфическими условиями труда.

Бесплатно по России

Обсудим в статье наиболее важные вопросы: какая пенсия на РЖД, со скольки лет, какие льготы положены бывшим работникам.

Положена ли работникам железной дороги льготная пенсия

Сотрудники железной дороги могут рассчитывать на льготную пенсию за выслугу лет, но предлагается она только по некоторым специальностям. Для этого учитываются специальные списки профессий, закрепленные законодательно.

Льготная пенсия в РФ предлагается мужчинам после достижения 55 лет, а женщинам в 50 лет. В 2020 году такие условия остались без изменений, хотя в 2019 году принята пенсионная реформа, по которой общий пенсионный возраст увеличивается на 5 лет.

Процесс оформления предполагает обращение с письменным заявление в отделение ПФ. Придется доказать оптимальную длительность стажа и работу по нужной должности.

Перечень специальностей

Для получения досрочной пенсии необходимо трудиться по некоторым специальностям, которые связаны с организацией безопасного движения составов по железной дороге. Дополнительно такая привилегия назначается лицам, трудящимся в локомотивной бригаде.

Оформить льготную выплату могут следующие специалисты:

  • машинисты тепловоза и их помощники;
  • кондукторы составов;
  • диспетчеры;
  • кочегары;
  • дежурные, трудящиеся на станциях РЖД;
  • бригадиры монтеров путей;
  • механики;
  • лица, совершающие осмотр состава перед отправлением;
  • иные сотрудники, которые связаны с обеспечением безопасности движения железнодорожного транспорта.

Для женщин длительность стажа для льготной выплаты от государства составляет 10 лет. В течение данного периода нужно трудиться на РЖД, чтобы рассчитывать на досрочную пенсию. Для мужчин длительность увеличивается до 12,5 лет.

Общий стаж, отработанный работницей РЖД, должен превышать 20 лет, а для мужчин срок увеличивается до 25 лет.

Возраст выхода на заслуженный отдых

Лица, которые не имеют право на льготы, так как трудятся по обычным специальностям, выходят на отдых по общим условиям. Поэтому для них пенсионный возраст составляет 60 лет для женской половины работников, а для мужчин данное значение увеличено до 65 лет.

Для льготников даже после принятия пенсионной реформы не были изменены правила оформления пенсии за выслугу. Поэтому, как и ранее, они могут подавать документы в 50 (женщины) или 55 (мужчины) лет. Если специалист отработал меньше 10 или 12,5 лет, но больше половины, то возраст пенсионера уменьшается на 2 года для женщин и 2,5 для мужчин.

Формирование выплаты

Как и других лиц, пенсия формируется при учете размера зарплаты. Чем больше денег работодатель перечислял за своего работника в ПФ, тем более высокой будет пенсия гражданина. Любой человек может самостоятельно вносить плату для увеличения будущей выплаты. Поэтому учитывается размер взносов, накопленные баллы и стаж труда.

На выплату железнодорожника влияют следующие факторы:

  • средний размер заработка;
  • регион, в котором трудился гражданин;
  • общий стаж труда.

Другие виды преференций

Сотрудники РЖД могут рассчитывать не только на пенсию, которая назначается на 10 лет раньше, чем у других граждан РФ, но и на другие виды льгот. Такие послабления обусловлены специфическими условиями, при которых приходится трудиться специалистам. Обычно льготы приводятся в коллективном договоре, который подписывают граждане во время трудоустройства.

Количество и виды послаблений зависит от длительности стажа, наличия травм или профессиональных болезней, а также иных заслуг.

Стандартно предлагаются следующие виды преференций:

  • при стаже от 20 лет бесплатно выдаются билеты на поезда дальнего следования, а также на пригородные поезда, причем в купе, а также оформить их можно не только на себя, но и на одного несовершеннолетнего ребенка;
  • железнодорожник может отказаться от бесплатного билета в плацкарте на совершеннолетнего ребенка от 18 до 24 лет, который учится очно в каком-либо вузе;
  • пенсионеру РЖД, которому выдана награда «Почетный железнодорожник» предлагается бесплатный проезд в купе на поезде на расстояние до 200 км;
  • бывший работник, обладающий званием героя СССР, РФ или соцтруда, а также являющийся кавалером ордена Славы или Трудовой славы, получает ежемесячную выплату в размере 7,5 тыс. руб.;
  • если пенсионер уволен до 2008 года и не получает негосударственную пенсию, то ему предлагается специальная материальная помощь, причем размер выплаты зависит от решения руководства организации, в которой трудился гражданин;
  • получение медпомощи в специальных медицинских учреждениях РЖД;
  • если требуется дорогостоящее лечение в связи с профессиональным заболеванием или травмой, полученной во время работы, то она полностью компенсируется за счет РЖД;
  • если необходима платная медицинская помощь, не связанная с работой, то все равно компенсируются полностью или частично расходы при наличии стажа от 20 лет;
  • нуждающиеся сотрудники получают бесплатно бытовое топливо;
  • бесплатная установка или ремонт зубных протезов в медицинских учреждениях РЖД;
  • на погребение пенсионера РЖД выделяет компенсацию до 6,9 тыс. руб.;
  • бесплатная выдача путевок для санаторно-курортного лечения неработающим пенсионерам;
  • назначение ежемесячной выплаты для ветеранов ВОВ к 9 мая.

Дополнительно предлагается адресная помощь, которая назначается железнодорожникам, отличившимся во время работы. Она предназначена для поощрения и мотивации, а также выдаются премии, если у сотрудника возникают какие-либо личные проблемы.

Понятие корпоративной пенсии через НПФ «Благосостояние»

НПФ «Благосостояние» — это негосударственное учреждение, специально созданное для формирования пенсии работников РЖД. Если специалист становится участником программы, то он может получать негосударственную пенсию в высоком размере. Сейчас в этом фонде состоит больше 500 тыс. железнодорожников. Некоторые уже получают выплаты из резерва фонда.

Для формирования будущей пенсии некоторая часть отчислений от зарплаты направляется в НПФ, причем специалист самостоятельно выбирает схему начисления накоплений. Если выбираются низкие взносы, то формируется страховая выплата, а сберегательно-страховая передается по наследству, но при учете некоторых лимитов. Сберегательная передается наследникам в любой момент после смерти железнодорожника.

Выдается корпоративная пенсия только после достижения пенсионного возраста. Процесс выплаты средств зависит от правил работы корпоративной системы. Для участия в программе нужно перечислять взносы не меньше 5 лет.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть информацию о том, кому же положена досрочная пенсия:

Заключение

Некоторые работники РЖД оформляют льготную пенсию, которая назначается досрочно. Им предлагаются и другие виды льгот, представленные бесплатными билетами на поезд или безвозмездным лечением в специализированных медицинских учреждениях.

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

08 августа 2017 09:28


Каждый год в первое воскресенье месяца августа наша страна отмечает День железнодорожника. В этом году праздник выпал на 6 августа.

Специалисты Пенсионного фонда напоминают, что работники железнодорожного транспорта могут уйти на заслуженный отдых досрочно.

В Еврейской автономной области город Облучье по праву считается городом железнодорожников. На его территории располагаются организации, чья деятельность связана с железной дорогой. Локомотивное депо, дистанция пути, дистанция связи, дистанция электроснабжения, железнодорожный вокзал и станция, вагонное депо. Более трети работающего населения города связано с железнодорожным транспортом, эти люди сохраняют и передают из поколения в поколение славные традиции работников стальной магистрали для того, чтобы железная дорога работала слаженно и бесперебойно.

Практически еженедельно в Управление Пенсионного фонда в Облученском муниципальном районе обращаются граждане по вопросам пенсионного обеспечения, именно как работники железной дороги. Работники железнодорожного транспорта отнесены к категории тех трудящихся, которым предоставляются льготы по пенсионному обеспечению. Досрочный выход на пенсию — есть не что иное, как компенсация за тяжелые условия труда. Учитывая особый характер труда, железнодорожникам, занятым непосредственно на перевозках грузов и пассажиров, обеспечивающих безопасность перевозок, пенсия назначается на пять лет раньше общеустановленного возраста и выплачивается пожизненно.

Основные условия для установления досрочной трудовой пенсии:

  1. Для мужчин - при достижении возраста 55 лет, при условии, если они проработали не менее 12 лет и 6 месяцев, для женщин - по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене.
  2. Страховой стаж не менее 25, или 20 лет для мужчин и женщин, соответственно.
  3. Льготный стаж не менее 12 лет 6 месяцев для мужчин и 10 лет для женщин, т.е. при неполном льготном стаже нет снижения пенсионного возраста как по Списку № 1 и № 2 и права на данный вид пенсионного обеспечения отсутствует.

Конкретный перечень таких работников содержится в Списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене. », утвержденном Постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 N 272 (далее – Список от 24.04.1992).

К работникам железнодорожного транспорта законодатель относит не только работников магистральных железных дорог, но и работников железнодорожных веток на промышленных предприятиях. Так, имеющиеся в списке профессии «машинист и помощник машиниста тепловоза» и «машинист и помощник машиниста электровоза» приведены без дополнительных условий и уточнений, т.е. работник может работать машинистом тепловоза на железнодорожной ветке предприятия или организации.

Для некоторых видов профессий предусмотрены дополнительные условия. Например: работник по профессии «дежурный по сортировочным горкам» или «диспетчер маневровый» будут иметь право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии работы на станциях внеклассных и первого класса. Монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений, приобретают право на досрочную пенсию, при условии работы только на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов. Электромонтеры контактной сети - на магистральных железных дорогах. Периоды трудовой деятельности, осуществлявшейся в профессиях и должностях, не предусмотренных в Списке, не дают право на включение их в стаж на соответствующих видах работ для назначения досрочной трудовой пенсии.

В каждом конкретном случае обстоятельства индивидуальны и должны подтверждаться соответствующими документами: приказами, платежными ведомостями, штатным расписанием и другими документами, из которых можно определить, что работник был постоянно занят именно на тех работах, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Для установления досрочной трудовой пенсии немаловажное значение имеет уточняющая справка, выданная администрацией предприятия.

В справке должны быть отражены периоды отвлечений (периоды отпусков без содержания, простоев, прогулов, курсов повышения квалификации и др.), поскольку в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготный стаж засчитывается только работа, выполняемая постоянно в течение полного рабочего дня.


Выход на заслуженный отдых является важным этапом в жизни каждого человека. В связи с последней пенсионной реформой, когда по решению Правительства и Президента был увеличен пенсионный возраст, особую актуальность приобретает вопрос льготного пенсионного обеспечения и возможности прекратить трудовую деятельность досрочно. Она предусмотрена для отдельных категорий, к которым относятся жители Крайнего Севера, многодетные мамы, работники сферы образования и здравоохранения, творческие деятели, сотрудники опасных и вредных производств. Рассмотрим подробнее, относятся ли к этим категориям машинисты, а также вопрос во сколько будут уходить на пенсию машинисты согласно нововведениям.

Особенности пенсионного обеспечения для железнодорожников

Пенсию железнодорожникам как и официально трудоустроенным гражданам назначают страховую.

Стандартно условия для ее получения следующие: достижение мужчинами 65 лет и женщинами 60 лет, накопление 30 пенсионных баллов, не менее 15 лет стажа. Пенсия для железнодорожников же назначается по льготным условиям.


Это связано с тем, что работа на железной дороге относится к опасным и вредным условиям труда. Железнодорожные профессии входят в список №1 и список №2 по действующему закону. В первом случае туда входят (работа с вредными условиями):

  • бандажники;
  • заливщики сплавов;
  • пробивальщики труб;
  • слесари цистерн этиловой жидкости;
  • слесари по ремонту подвижного состава.

Во втором случае (с тяжелыми условиями труда) в список попали:

  • котельщики;
  • кочегары;
  • аппаратчики химических растворов;
  • приемосдатчики грузов;
  • мойщики котлов;
  • бригадиры и мастера на промывочно-пропарочных станциях.

Условия выхода на заслуженный отдых в зависимости от принадлежности профессии к тому или иному списку представлены в таблице.

ПараметрСписок №1Список №2
Пенсионный возраст мужчины, лет5055
Пенсионный возраст женщины, лет4550
Общий стаж мужчины, лет2025
Общий стаж женщины, лет1520
Стаж по профессии из списка мужчины, лет1012,5
Стаж по профессии из списка, лет7,510
Количество накопленных баллов, мужчины3030
Количество накопленных баллов, женщины3030

Если граждане достигли 50% необходимого стажа по этим профессиям и имеют полный общий стаж, то за каждый следующий год работы:

  • в сложных условиях (Перечень №2) будет снижение стандартного возраста выхода на отдых на год за 2 года у женщин и за 2 года и 5 месяцев у мужчин;
  • в опасных условиях (Перечень №1) – на год за очередной год работы.

К общему стажу относятся следующие периоды жизни:

  • получение денежных поступлений в Российской Федерации при отчислении страховых взносов (по работе, бизнесу);
  • военная или армейская подготовка;
  • время перечислений по безработице;
  • появление на свет малышей и присмотр за ними до полуторагодовалого возраста;
  • периоды оформления больничных листов и временной нетрудоспособности;
  • проведения общественных работ при получении платы за них;
  • смена ПМЖ в целях поиска рабочего места при направлении от ЦЗН;
  • нахождение под стражей и в местах лишения свободы;
  • уход за гражданином-инвалидом I группы;
  • уход за ребенком-инвалидом;
  • уход за престарелыми гражданами старше 80 лет;
  • пребывание в местности, где отсутствуют рабочие места, для супруги военного, сотрудника посольства или консульства не более пяти лет;
  • период договора с ОВД, который был заключен для содействия в проведении оперативной и розыскной деятельности.

Расчет баллов осуществляется следующим образом:

ПериодБаллы
Работа в организации, у предпринимателяОпределяются по формуле = (отчисления за работника за год / максимальные отчисление) * максимальное количество баллов за год
Служба в армии1,8 за год
Уход за ребенком до полуторагодовалого возрастаЗа год: 1,8 — за первого; 3,6 за второго; 5,4 за третьего и четвертого
Уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом1,8 за год
Уход за стариками старше 80 лет, в том числе участниками ВОВ1,8 за год

Дополнительные ИПК положены и тем, кто длительное время осуществлял трудовую деятельность:

  • по одному ИПК за очередной год при трудовом стаже 30–45 лет;
  • 5 ИПК при отработке 35 лет;
  • 5 ИПК при отработке 40 лет.

При этом существуют ограничения по количеству баллов за календарный год. Сейчас это 9,13 баллов. С 2021 года планируется увеличение этого значения до 10.

Кроме того, устанавливается предельная сумма зарплаты одного работника за год. В 2019 году она составляет 1 150 000 рублей за год, 95 833 рубля за месяц. Это означает, что вне зависимости от реального уровня доходов сотрудника, работодатель может перевести в ПФР максимально только: 1 150 000 * 22% = 253 000 рублей.

Обеспечение машинистов

В законе о страховых выплатах для машинистов предусматриваются следующие условия досрочного оформления пенсионного обеспечения.

КритерийЖенщиныМужчины
Возраст, лет5055
Стаж машиниста, лет1012,5
Общий стаж, лет2025
Количество баллов3030

Досрочная пенсия машиниста назначается, если работа осуществлялась в:

  • локомотивных бригадах;
  • сфере перевозок на ж.д., в том числе управление электровозами и тепловозами;
  • обеспечении безопасности на ж.д.;
  • сфере проезда в метрополитене;
  • обеспечении безопасности в поезде метро;
  • управлении грузовыми автомобилями на шахтах, разрезах, рудниках, карьерах.

В отдельную категорию законодательство выделяет женщин-машинисток строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных транспортных средств.


Они могут претендовать на льготное обеспечение при соблюдении следующих условий:

  • возраст — 50 лет;
  • стаж машиниста — 15 лет;
  • стаж общий — 20 лет.

Во сколько машинисты уходят на пенсию? Это зависит от сферы деятельности и пола гражданина.

Размер выплаты

После того, как был получен ответ на вопрос как будут уходить на пенсию железнодорожники, можно переходить к расчету ежемесячной выплаты.

Страховое обеспечение рассчитывается по формуле:

Пенсия = (Количество баллов * стоимость одного балла) + фиксированная часть

Цена балла устанавливается на федеральном уровне и изменяется каждый год. В 2019 году она равна 87,24 рублей.

Фиксированная часть зависит от принадлежности гражданина к той или иной категории и вида отчислений.

В случае, если у гражданина на его полном финансовом обеспечении находятся члены семьи, к фиксированной части устанавливается доплата за каждого иждивенца.

Фиксированная часть выплаты и цена одного балла подлежат регулярному пересмотру и корректировке на уровень инфляции. Этот процесс называется индексацией.

Приблизительную сумму к выплате можно рассчитать, используя онлайн-калькулятор на сайте ПФР.

Оформление выплаты

Когда пенсионный возраст железнодорожников наступил, можно приступать к оформлению выплаты. Для этого необходимо обратиться в ПФР напрямую или через МФЦ, сайт Государственных услуг, индивидуальный кабинет на официальном сайте.

В любом случае потребуется предоставить следующий комплект документов:


  • заявление;
  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • документы по стажу (трудовые договоры и книжку);
  • заверение наличия иждивенцев (заключение медико-социальной экспертизы для инвалидов; свидетельство о рождении для детей; для одиноких инвалидов, вдов или тех, кто в разводе и без детей — не требуется);
  • справки о зарплате до 2002 года, в том числе во времена СССР, если тогда велась трудовая деятельность;
  • доверенность и удостоверение личности доверенного лица, если заявление подает представитель получателя.

Рассмотрение осуществляется в течение 10 рабочих дней. Деньги переводятся на банковскую карту, через Почту России или службу курьерской доставки в заранее установленную дату.

Выплата от РЖД

Помимо отчислений от государства, выход на пенсию в РЖД сопровождается выплатами от работодателя. РЖД сохраняет своим бывшим работникам выходное пособие в размере 2 300 рублей за каждый год, отработанный в компании.

Таким образом, работники железной дороги имеют право на досрочное оформление пенсионного обеспечения в случае, если их профессия входит в список №1 или список №2. В отдельную категорию выделяют машинистов, если условия досрочного выхода на пенсию соответствуют условиям, установленным для списка №2, а также женщин-машинисток строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных транспортных средств. Порядок расчета и оформления выплат не отличается от тех, что предусмотрены для обычных трудоустроенных граждан. Дополнительно РЖД выплачивает пенсию-добавку своим работникам за счет собственных средств за каждый год трудовой деятельности.

Управлять поездами в московском метро — это не только достойно оплачиваемая специальность. Ее представители имеют право выйти на пенсию в 55 лет. Желающих пройти обучение много, но получить должность не так просто. Редакция выяснила и причины высокой конкуренции, и сколько получает машинист метро в Москве.

Кратко о профессии

Машинисты перевозят пассажиров, занимаются передвижением составов на конечных станциях. Сотрудник подвижного состава должен точно соблюдать график движения и технику безопасности, а также быстро реагировать на внештатные ситуации.

Требования к специалисту

Начать подготовку на курсах раньше могли только мужчины от 18 лет, годные по состоянию здоровья. Летом текущего года сократился список работ и должностей, которые нельзя занимать женщинам. Минтруд официально разрешил женщинам управлять поездами в метро, впервые со времен Великой Отечественной войны.


Московский метрополитен подготовит к 2020 году первую группу девушек-машинистов

Перечень противопоказаний для водителей электропоезда установлен приказом Минздрава № 796. К ограничениям относятся наличие следующих болезней и отклонений:

  • сужение поля зрения;
  • аномалии цветовосприятия;
  • плохая адаптация к свету в темноте;
  • низкая острота зрения или слуха;
  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • варикозная болезнь;
  • эмоциональная неустойчивость.

Машинистом может быть дисциплинированный, стрессоустойчивый, физически здоровый человек без вредных привычек и хронических заболеваний. Только таким под силу переносить критические нагрузки: работа ночью, вибрация и шум при движении, недостаток кислорода, высокое электромагнитное излучение, нахождение под землей в течение всего рабочего дня.

На вопросы отвечает машинист московского метро:

Где учиться

Чтобы устроиться работать водителем подземки, недостаточно иметь диплом техникума или вуза, хотя с базой знаний пройти подготовку непосредственно на предприятии будет намного проще. В Москве получить среднее профессиональное образование по специальности «машинист локомотива» можно в таких учебных заведениях:

  1. Колледж железнодорожного и городского транспорта.
  2. Московский колледж железнодорожного транспорта при МИИТ.

Метро — специфический вид транспорта, поэтому при каждом метрополитене есть свои отделы образования и подготовительные центры. Предподготовка неоплачиваемая, включает неделю теоретического курса и ознакомительную смену со специалистом.

После предподготовки будущих машинистов учат в УПЦ (учебно-подготовительный центр). Программа длится 747 часов. Это чуть больше четырех календарных месяцев, полтора из которых отводится практике в кабине. Сначала обучающийся выходит на линию вместе с опытным работником по его графику, потом — самостоятельно.

Обучение машинистов на тренажере:

Во время обучения учащимся платят стипендию — 23 600 тыс. рублей чистыми.

По окончанию курса нужно сдать экзамен по основным дисциплинам (техническое, пневматическое, электрическое оборудование, управление), знать инструкции по маневровой работе, эксплуатации, сигнализации. Перед экзаменами учащиеся проходят 10-дневную практику. За это время нужно запомнить, как принимают и сдают состав, выучить все станции. С молодыми работниками, успешно завершившими курс, сразу подписывают контракт.

В метрополитене работают в три смены: утренняя, дневная, ночная. Машинисты первых и последних поездов ночуют в комнатах отдыха на конечных станциях. Смена длится максимум 6–7 часов. Разрыв между сменами — не менее 12 часов. В месяц официально должно быть 5–6 выходных.

Категории (классы) машинистов

Существует три класса квалификации, которые влияют на зарплаты.

Третья категория — это молодые специалисты, отработавшие на должности помощника машиниста более двух лет. Сотрудники подвижного состава третьей категории самостоятельно управляют электропоездом или маневровым локомотивом.

Специалисты второго класса проработали по третьей категории не менее двух лет. Вне метрополитена такой специалист может управлять пассажирскими и пригородными составами.

В первую категорию входят сотрудники подвижного состава, со стажем работы машинистами предыдущего класса более четырех лет. Специалисты первой категории перевозят людей на длинные дистанции и по сложным маршрутам.

Составляющие заработка

Зарплата состоит из базовой части (за отработанные часы) и доплат. Согласно нормативам, машинист должен работать 36 часов в неделю (по 6 часов в день). Но из-за недостатка кадров рабочий день часто увеличивается до 8 часов. Это существенно влияет на зарплату, но негативно сказывается на здоровье.

Работникам подвижного состава начисляют надбавки по следующим показателям:

  • работа в вечернее время (+ 20 % от часовой тарифной ставки), разделенная смена (+ 30 %), ночное время (+ 40 %);
  • уровень квалификации;
  • количество лет выслуги.

Дополнительно выплачиваются премии, 13-я зарплата, единовременное денежное поощрение к отпуску.

На поездах есть РПДП — прибор, который считывает информацию об аварийных ситуациях и регистрирует нарушения по вине машиниста. После расшифровки водителю состава списывают зарплату.

Сколько зарабатывает машинист метро в Москве

Павел Ковалев, заместитель начальника метрополитена по управлению персоналом, сообщил, что в 2018 году средняя зарплата машинистов метро в Москве превысила 111 тыс. рублей.

Специалисты московского метро получают больше, чем в регионах. Для сравнения: в Екатеринбурге зарплата новичка в службе подвижного состава — около 40 тыс. рублей. Уже через год положена прибавка — 6 %. Такие данные приводит начальник отдела кадров Екатеринбургского метрополитена Марина Адамович.

Машинист московского метро (он пожелал остаться неизвестным) рассказал онлайн-журналу The Village, что молодой специалист получает 65 тыс. рублей на руки. При наличии от 120 до 160 рабочих часов в месяц и с учетом переработок до 12 часов зарплата составляет 85–90 тыс. рублей чистыми.


По Кольцевой линии теперь курсирует поезд, оснащенный модернизированной системой управления в автоматическом режиме. Однако в кабине всегда находится опытный машинист

Валерий Собачкин, заместитель председателя Независимого профсоюза сотрудников метро, в интервью «Радио Свобода» сообщил, что средняя зарплата водителей электропоездов — 80 тыс. рублей чистыми, начинающий получает около 60 тыс. рублей, а машинист со стажем от 10–15 лет, бригадирскими надбавками и первым классом квалификации — до 110 тыс. рублей.

Высокооплачиваемые машинисты метро в Москве

На зарплату влияет уровень квалификации и стаж, поэтому больше всего получают машинисты, которые работают в метрополитене более 10 лет.

На официальном сайте метрополитена есть отметка, что особые условия оплаты положены сотрудникам подвижного состава, отработавшим 25 лет и более, имеющим высшую квалификацию.

Карьерный рост

В руководство метрополитена попадают и машинисты, так что карьерные перспективы есть на административных и руководящих должностях.

Однако начальником депо или станции могут стать специалисты, которые получили как минимум среднее специальное образование. Только корочки, выданной УПЦ, недостаточно.

Социальные преимущества профессии

Работа машиниста относится к вредным профессиям. Для таких специалистов предусмотрены льготы и социальные гарантии:

  • дополнительные дни оплачиваемого отпуска;
  • бесплатный проезд междугородним и международным транспортом муниципального ведомства (1 раз в год в направлении туда-обратно);
  • бесплатный проезд в метро;
  • образование в вузах путей сообщения на бюджетной форме;
  • медицинское обслуживание в ведомственных организациях;
  • обеспечение спецодеждой;
  • отдых в ведомственных пансионатах, санаториях, для детей сотрудников метрополитена — в детских лагерях.

Дни отпуска нельзя заменить на денежную компенсацию, потому что работа машиниста вредит здоровью.

Одна из важных льгот — досрочный выход на пенсию. Общий трудовой стаж должен составлять 25 лет, по профессии машиниста — 12,5 лет. Работники подвижного состава могут оформить пенсию в 55 лет.

Сколько получают машинисты метро в других странах

Машинисты зарубежных метрополитенов получают намного больше своих российских коллег:

  • Нью-Йорк (США) — 7500 $ (477 840 ₽);
  • Лондон (Великобритания) — 4100 £ (335 660 ₽);
  • Берлин (Германия) — € 3500–4000 (247 531–282 894 ₽).

Несмотря на высокие зарплаты, сотрудники подземки в Европе систематически устраивают забастовки. Машинисты требуют улучшения условий труда и повышения заработной платы.

Перспективы профессии

Профессия машиниста подземки актуальна только в городах, где есть метрополитен. На данный момент в России таких семь. Планируется строительство метро в Уфе, Омске, Саратове, Челябинске, Красноярске, но четких сроков нет.

Правда, о долгосрочной перспективе говорить не приходится: в КНР уже появились автоматизированные линии метро без машиниста, которыми управляет компьютер.

Рабочий день машиниста метро:

Сложная и ответственная работа машиниста метро плохо сказывается на здоровье. Но есть и преимущества: такие специалисты могут быть уверены в том, что после обучения получат хорошую работу с достойной зарплатой. Текучки кадров в метрополитене нет, так что работа стабильная, с социальными льготами и высоким (но ограниченным, если не расти до руководящих должностей) уровнем оплаты.

Монополистом на рынке транспортировки различных грузов по территории России является РЖД. Расшифровка РЖД — Российские Железные Дороги. Сегодня в ОАО трудится до 820 000 человек. Зарплата машиниста локомотива РЖД зависит от множества различных нюансов.


Мастерство, целостность, обновление — такие корпоративные ценности пропагандирует РЖД

Общая информация

В 2020 году средняя зарплата машиниста поезда РЖД составляет 70 000 р./1 мес. На Сахалине труд машиниста РЖД оценивается в 100 000 р./2 мес. В Чеченской республике размер оклада представителей этой профессии составляет 50 000 р./1 мес.

Иные факторы, от которых зависит зарплата РЖД, представлены в табличке.

Как начисляется зарплата

Зарплаты сотрудников РЖД выплачиваются ежемесячно. Рассчитывается размер оклада, исходя из часов, которые отработал сотрудник ОАО. Месячная норма составляет 176 часов.

Начальник компании обязан рассчитать з/п сотрудника в соответствии с законодательством РФ.

Нередко работники, трудящиеся на железной дороге, соглашаются работать внеурочно. Это учитывается при расчёте з/п. В конце месяца такие сотрудники ОАО получают большую сумму, нежели указано в договоре. Судя по отзывам, за хорошую работу РЖД выплачивает премии даже в условиях кризиса.

Также представители этой специальности имеют право на следующие бонусы:

  • обеспечение жильём иногородних;
  • получение оздоровительных путёвок для всех членов семьи;
  • бесплатный проезд по ж/д даже после выхода на пенсию.

Зависит от квалификации

Российские железнодорожники имеют право на получение максимальной з/п. Для этого они должны соответствовать следующим критериям:

  1. Наличие среднего специального образования.
  2. Хорошее здоровье.
  3. Успешное завершение стажировки.

Длительность стажировки для всех желающих получить работу в РЖД, варьируется от 90 до 120 дней.


Структура управления ОАО РЖД

Работа на электропоезде

Сегодня зарплата машиниста электропоезда РЖД выдаётся в соответствии с повременно-премиальной системой. Размер оклада складывается из следующих составляющих:

  • уровень квалификации;
  • количество отработанных лет;
  • работа в ночные часы;
  • выполнение сверхурочной работы;
  • сумма выработанных часов.

Помимо повышения оклада, сотрудник ОАО имеет право на бонусы. Ему полагается лечение за счёт компании в любом медицинском учреждении. Также машинист электропоезда имеет право на премиальные и квартальные. Размер дополнительных выплат составляет 30-40%.

Легко ли работать машинистом? Ответ в следующем видео.

Сколько получают москвичи

В Москве машинист зарабатывает больше, нежели в других российских городах. На уровень з/п влияет вид поезда и разряд сотрудника ОАО.

Средняя зарплата в РЖД у москвичей составляет 70,0 тыс. руб. Опытные железнодорожники получают до 150 000 р./1 мес.

Меньше всех зарабатывает помощник машиниста. Этот уровень считается начальным. Средняя з/п помощника машиниста составляет 55 000 р./1 мес. После окончания вуза молодые специалисты вынуждены работать на нижней планке от 12 до 24 месяцев.

Через 5 лет у специалиста, повысившего свою квалификацию, есть возможность увеличить свою зарплату до 100,0 тыс. руб.


Московские железнодорожники получают больше своих региональных коллег.

Таблица: оклады других сотрудников железной дороги

Должность Уровень месячной заработной платы
Путеец 18 000-19 000
Инженер 23 000-25 000
Диспетчер 20 000-21 000
Техник 22 000-24 000
Приёмосдатчик 17 000-19 000
Контролер 15 000-17 000
Электромонтёр 21 000-23 000
Дежурный по станции 22 000-24 000
Кассир на вокзале 17 000-19 000
Обходчик 22 000-23 000
Движенец 16 000-18 000
Электрик 22 500-24 600
Механик 24 000-26 000
Вагонник 23 000-25 500
Стрелок 22 500-24 000
Оператор- расшифровщик 21 000-23 500
Инспектор по досмотру 26 000-28 000


В 2019 году услугами ОАО РЖД воспользовались 1,2 млрд пассажиров

Сколько платят проводнику

Зарплата проводника в среднем составляет 34 тыс. руб. Размер оклада, который заработал представитель этой профессии, зависит от следующих факторов:

  • вид поезда;
  • управление;
  • дневные часы;
  • ночные часы;
  • сложность пути;
  • дальность пути;
  • время года.

Наибольшие оклады получают специалисты, работающие на новых, улучшенных составах.

В табличке представлена информация о заработных платах проводников по городам.

Город Уровень месячной з/п (руб.)
Санкт-Петербург 45 000-50 000
Москва 46 000-54 000
Ставрополь 44 000-47 000
Казань 47 000-53 000

О тонкостях профессии проводника пассажирского вагона — следующий видеоматериал.


Минимальная ставка для представителей этой профессии составляет 20 000 р./1 мес.

Также для этих специалистов имеется специальный план продаж. Если он выполнен, то вся команда состава, в которую помимо проводника входят инженер, машинист, диспетчер и электромонтёр, получает дополнительные 15% премиальных. В ином случае сотрудникам ОАО приходится выплачивать собственные деньги.

Огромную роль в з/п проводника играет ревизор. Если ревизор находит ошибки в работе, то сотрудник РЖД лишается премиальных. Если проводник теряет имущество компании, то он также обязуется выплатить определённую сумму из собственного кармана.

Сколько платят охранникам

Услуги сотрудников ведомственной охраны оцениваются недостаточно высоко. Информация о вакансиях и зарплате охраны РЖД представлена в табличке.

Предполагается, что в будущем работа ВОХР будет оцениваться выше.


Сотрудники ВОХР делают обход

Контролер в электричке

В объявлениях часто пишут, что контролёр в электричке получает 70 000 рублей. Это не совсем так. Минимальная ставка – 20 000 руб./1 мес.

С течением времени сотрудник РЖД имеет право на повышение з/п. В реальности никто из контролеров электричек не получал на руки более 40 000 рублей.

Специалист имеет право на дополнительный заработок. Он включает в себя 30% от штрафа, который выплачивается безбилетными пассажирами.

На повышение оклада контролёр имеет право после долгих лет безупречной работы. Также ему необходимо сдать экзамен на разряд.

Внимательность и стрессоустойчивость — главные качества, которыми должен обладать контролёр. Взгляд на профессию изнутри. Рекомендуем посмотреть.

Сколько платят ревизорам

Средняя месячная заработная плата ревизора варьируется от 25 000 до 40 000 рублей. Ревизор обязуется следить за дисциплиной на РЖД. На работу принимают сотрудников с опытом работы от 36 месяцев.

Информация о том, сколько получает ревизор в разных российских городах, предоставлена в табличке.

Город Размер месячного оклада
Москва 38000-42000
Санкт-Петербург 36000-38000
Новосибирск 28000-34000
Екатеринбург 30000-36000
Челябинск 25000-27000
Самара 27000-29500
Симферополь 26000-28300
Новокузнецк 30000-33000
Нижний Новгород 29000-32000
Окуловка 25000-26000
Старая Русса 28000-30000
Саратов 31000-33500

Сколько зарабатывает руководство РЖД

Зарплата главы РЖД по нынешним меркам считается фантастической. Предыдущий руководитель ОАО в день зарабатывал до 1 млн. 300 000 р. В месяц он получал до 40 млн. рублей.

Более высокую заработную плату получают только министры Роснефти и Газпрома.

Нынешний директор РЖД в день получает до 700 000 рублей. Как и предыдущий глава, он регулярно отчитывается о полученной заработной плате. Коснется ли его борьба с коррупцией, пока неясно.

Начальник отдела по сравнению с главой предприятия зарабатывает достаточно скромно. Информация об оплате его труда представлена в табличке.

Город Размер месячного оклада
Москва 110000-120000
Санкт-Петербург 90000-100000
Новосибирск 75000-82000
Екатеринбург 75000-80000

Руководство компании не забывает и о премиях, поскольку заинтересовано в повышении производительности труда сотрудников. Подробнее в следующем видеосюжете.

Повышение окладов

Индексация была проведена 2 раза: в марте и октябре. Весной 13 зарплата была увеличена на 1,5%, осенью — на 2,5%. Корпорация занимает прочное место на рынке труда.

Производительность труда сотрудников РЖД возросла примерно на 10%. По словам главы корпорации, по сравнению с прошлым годом это настоящий «прорыв».

В 2020 году ожидается очередное повышение тринадцатой зарплаты. Предполагается, что оклады сотрудников ОАО будут проиндексированы весной на 2,2%. Решение относительно осенней индексации пока не принято.

Читайте также: