Какая пенсия в россии у бюджетников


Депутат Госдумы, председатель Российской партии пенсионеров за справедливость Игорь Зотов намерен оказать поддержку учителям и врачам, приравняв их пенсии к размеру пенсионных выплат федеральных госслужащих. Народный избранник к внесению в осеннюю сессию готовит законопроект, который введет новую формулу начисления социального обеспечения для подобных категорий граждан.

Законопроектом предлагается ст. 4 ФЗ 166 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (от 2001 года) дополнить категориями «учителя и врачи».

Как рассказал «Известиям» автор документа, врачам и учителям за непрерывный стаж работы не менее 15 лет пенсию необходимо назначить в размере 45% среднемесячного заработка, за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышению фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». За каждый полный год стажа работы учителем/врачом сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3% среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать 75% среднемесячного заработка.

Игорь Зотов пояснил, что похожая идея приравнять учителей и врачей к госслужащим появилась еще 8 лет назад, инициатива была выдвинута председателем отделения Партии пенсионеров Сахалинской области Сергеем Серовым, однако так и не нашла поддержки.

— После я еще раз пытался поднимать эту тему, но она не нашла поддержки. Сейчас, когда экономический блок постоянно пытается залезть в карманы к пенсионерам, — предлагая увеличить пенсионный возраст, отказываясь индексировать пенсии, отказываясь выплачивать пенсии работающим пенсионерам, — важно хотя бы в плане пенсий их приравнять к госслужащим, — говорит он, поясняя, что Россия живет по двум пенсионным законам: по одному выплаты получают госслужащие, по другому — все остальные бюджетники, за исключением военных.

— По первому закону, по которому получают пенсии чиновники, предполагается 75% от оклада, по второму бюджетники получают около 40% от оклада, в какие-то годы было 24%. Это несправедливо, потому что страна должна жить по одному пенсионному закону, а не делиться на чиновников и бюджетников, — высказал свою позицию Зотов, добавив, что защитить учителей и врачей решил, потому что это две бюджетных профессии, без помощи которых не обходился ни один россиянин.

Зотов пояснил, что в настоящий момент назрела необходимость рассмотрения вопроса о пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан, а именно врачей и учителей. Он напомнил, что в феврале 2015 года Минтруд внес в правительство РФ предложение о постепенном повышении стажа для выхода на пенсию учителям, врачам и творческим работникам. Так, сегодня пенсионный стаж педагогов составляет 25 лет, медицинских работников — 25 и 30 лет при работе на селе и в городе соответственно. Минтруд считает возможным с 2016 года повышать этот стаж с шагом по три месяца.

Таким образом, по мнению законодателя, одна из менее защищенных групп населения теряет право досрочного выхода на пенсию и сталкивается с новой формулой расчета пенсий. По новой формуле П=СЧ+НЧ (где П — размер трудовой пенсии по старости, СЧ — страховая часть трудовой пенсии по старости, НЧ — накопительная часть трудовой пенсии по старости) врачи и учителя будут получать низкую пенсию, недостаточную для достойного проживания в современном обществе, говорит депутат.

Ветеран труда, член центрального штаба «Общероссийского народного фронта» Валерий Трапезников пояснил, что к разработке данного законопроекта необходимо подойти с особой внимательностью.

— Не все госслужащие получают пенсию, например, как у губернатора. Со мной работает один из лучших помощников Госдумы, проработавшая 27 лет на службе. У нее госпенсия гораздо меньше, чем страховая. Пенсия госслужащей — 11–12 тыс., страховая пенсия — 16 тыс. рублей, — поясняет он. — Надо посмотреть полностью раскладку по всей России. Сейчас многие врачи, особенно в федеральных центрах, получают приличные зарплаты, что означает, что отчисления у них в небюджетные (в том числе пенсионные) фонды достаточно приличные.

— Учитывая те проблемы и трудности, которые есть с бюджетом, — а это чисто бюджетные деньги, — я сомневаюсь, что правительство пойдет на какие-то новые меры дополнительных расходов в бюджете на финансирование Пенсионного фонда, — говорит он, отмечая, что за последнее время в целом выросли заработные платы у учителей и врачей, что в целом может стать еще одним аргументом не поддержать данный законопроект.

Заслуженный педагог РФ, член общественного совета при Минобрнауки РФ Майя Пильдес намерение Игоря Зотова поддержала, но добавила, что такую норму будет трудно реализовать.

— Предложение правильное, но оно настолько хорошо, что я не верю в его реализацию. Директоров не могут признать госслужащими. Я, например, не понимаю, кому я служу, если не государству. А что говорить обо всех учителях? Мы все боимся, что выслугу лет отменят. Мы 25 лет отслужим, а на пенсию не идем, работаем. Как нам прожить на эту пенсию? — говорит она, отмечая, что в среднем пенсия по выслуге лет составляет 10 тыс. рублей.

— Как можно на эту сумму прожить человеку, который привык покупать книги, ходить в театр? На эту сумму лекарств-то не купить. Уход на пенсию для учителя — очень тяжелый момент, — отметила Пильдес.

Сколько нужно отработать в бюджете, чтобы иметь право выйти на пенсию.

Почти всем бюджетникам хорошо знакомо такое понятие как выслуга лет. Фактически, этот тот же трудовой стаж, но с некоторыми нюансами. Но, главное, что именно выслуга лет определяет право бюджетника на пенсию. Даже после повышения пенсионного возраста.

А еще выслуга лет, точнее ее исчисление, отличается для «гражданских» бюджетников (врачи, учителя) и военных (а также всех приравненных к ним силовиков). Кроме того, выслуга лет бывает обычная и льготная. Постараемся разобраться во всех этих понятиях.

Выслуга лет vs трудовой стаж: в чем разница?

На первый взгляд особой разницы между этими двумя понятиями нет. И то и другое просто обозначает определенный срок работы человека.

Но! Трудовой стаж по всей деятельности в целом, вне зависимости от сферы, где человек работал, а выслуга лет касается только одного конкретного направления, например военной службы или педагогической деятельности. В стаж включают все годы работы, а в выслугу лет только то время, которое было отработано по специальности в бюджетном учреждении. И для расчета выслуги лет для назначения пенсии принимаются в расчет только эти годы.

Пример: Гражданин Петров отучился в Железнодорожном техникуме и 3 года работал машинистом тепловоза. Потом он пошел в армию по призыву и остался служить по контракту. После того, как он отслужил по контракту 7 лет, какая у него будет выслуга лет? Правильно, 8 лет: 1 год за службу по призыву и 7 лет контрактной службы. А вот общий трудовой стаж у него будет 10 лет.

Льготная и обычная выслуга лет

В выслуге лет есть еще один любопытный момент: иногда она исчисляется, как один год за календарный год, а иногда оказывается больше. Год за полтора, например, или даже за два.

Особенно это распространено у военных. Им считают увеличенную выслугу лет за службу в особых условиях, за участие в боевых действиях, за выполнение различных задач или службу на определенных территориях. Аналогичные правила действуют и для других силовиков (МВД, ФСБ, Росгвардия и т.д.).

Медикам и учителям в большинстве случаев льготная выслуга лет не положена. Правда, некоторым врачам, специальности которых упомянуты в Перечне должностей, утвержденном постановлением Правительства РФ № 781 от 2002 года, считают 1 календарный год как 1,5 года выслуги. Также при работе в сельской местности медиков и учителей 1 календарный год идет за 1,3 выслуги. Это учитывается при назначении пенсии путем уменьшения необходимых лет выслуги.

Как считают выслугу лет для пенсии

Отсчет выслуги лет идет с момента начала:

  • занятия медицинской деятельностью в организации, включенной в перечень из постановления Правительства № 781 от 29.10.2002 г.;
  • занятия педагогической деятельностью в государственной или муниципальной образовательной организации из перечня постановления № 781;
  • службы в армии или силовых структурах ( с даты призыва или заключения контракта);
  • занятия деятельностью в области культуры и искусства.

Для каждого направления деятельности предусмотрен свой минимальный срок необходимой для пенсии выслуги лет:

  • у военных — 20 лет:
  • у педагогов — 25 лет;
  • у медработников — 30 лет;
  • у работников культуры — от 15 лет (в балете) до 25 лет.

В этот срок включается как обычная, так и льготная выслуга лет. Возраст при этом значения не имеет. Достиг необходимой выслуги лет — можешь оформлять пенсию. Но, только до 2019 года.

Бюджетникам отсрочили пенсию

Не увеличивая выслугу лет в рамках пенсионной реформы, с 2019 года была введена отсрочка назначения пенсии на 5 лет. Это коснулось всех бюджетников, кроме военных и силовиков, для них условия назначения пенсии остались прежними. А вот врачам, учителям и артистам будут ежегодно добавлять 1 год к выходу на пенсию, как и остальным гражданам.

То есть, если врач достигнет необходимой выслуги лет в 2019 году, получать пенсию он начнет только в 2020 году, и так до достижения отсрочки в 5 лет. О том, как это происходит в деталях, мы уже рассказывали .


Прожиточный минимум пенсионера, который в конце года устанавливают власти каждого региона, по сути, представляет собой минимальный размер пенсии неработающих пенсионеров (с некоторой оговоркой).

Кому платят

Всем неработающим пенсионерам, проживающим в РФ, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания, устанавливается федеральная (ФСД) или региональная (РСД) социальная доплата к пенсии до величины ПМП, установленного в регионе проживания пенсионера.

То есть, социальную доплату назначат если пенсионер:

  • неработающий;
  • малоимущий;
  • проживает в РФ.

ФСД или РСД

Федеральная социальная доплата выплачивается территориальными органами ПФР и устанавливается в случае, если общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в регионе проживания, которая, в свою очередь, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ.

То есть ФСД платят, когда региональный ПМП ниже федерального (жить в регионе дешевле, чем в среднем в России).

Региональная социальная доплата выплачивается органами социальной защиты региона в случае, если прожиточный минимум пенсионера в субъекте РФ выше, чем аналогичный показатель по РФ, а общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру ниже регионального ПМП.

То есть РСД платят, когда региональный ПМП выше федерального (жить в регионе дороже, чем в среднем в России).

Как считают доход

При подсчете общей суммы материального обеспечения неработающего пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат:

  • пенсий, в том числе в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий;
  • срочной пенсионной выплаты;
  • дополнительного материального (социального) обеспечения;
  • ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);
  • иных мер социальной поддержки, установленных законодательством субъектов РФ в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).

Кроме того, при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются денежные эквиваленты предоставляемых ему мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, жилых помещений и коммунальных услуг, проезда на всех видах пассажирского транспорта, а также денежные компенсации расходов по оплате этих услуг.

Индексация

С 1 января 2020 года страховые пенсии по старости проиндексированы на 6,6 %.

Раньше процесс назначения социальной доплаты происходил так: пенсию индексировали. и если она не дотягивала до ПМП, давали доплату.

С 2019 года правила поменялись. Теперь сначала рассчитывают доплату (до индексации), а потом уже индексируют пенсию и прибавляют к ней рассчитанную доплату. То есть теперь минимальная пенсия всегда будет превышать ПМП. На сколько – зависит от размера пенсии.

В этой статье мы не будем подробно останавливаться на вопросе новой системы доплат. Расскажем об этом подробно в следующем материале.

Сколько платят

Мы подготовили для вас таблицу, в которой представлен размер прожиточного минимума пенсионера за 2020 год, а также (для сравнения) его прошлогодний и позапрошлогодний размер.

Из таблицы вы увидите, на сколько вырос прожиточный минимум пенсионера в вашем регионе за 1 год (с 2019 до 2020) и за 2 года (с 2018 до 2020).

вашем регионе за 1 год (с 2019 до 2020) и за 2 года (с 2018 до 2020).

Наименование субъекта РФ

Величина ПМП в субъекте РФ в 2020 году

Величина ПМП в субъекте РФ в 2019 году

Величина ПМП в субъекте РФ в 2018 году

Прирост ПМП за 1 год (с 2019 до 2020)

Прирост ПМП за 2 года (с 2018 до 2020)

В целом по Российской Федерации

9 311

8 846

8 726

465

585

Центральный федеральный округ

8 016

0

9 120

597

9 077

551

8 750

0

8 978

402

9 303

595

8 967

337

8 600

0

8 620

0

8 744

14

8 694

126

9 460

635

8 241

430

9 302

456

9 310

652

8 646

483

12 578

464

9 908

0

Северо-Западный федеральный округ

11 840

2 994

11 534

792

10 955

697

17 956

0

9 572

726

9 658

812

9 514

668

9 247

401

14 354

1 680

9 423

577

9 529

723

Северо-Кавказский федеральный округ

8 680

0

8 846

0

9 598

752

8 846

0

Республика Северная Осетия-Алания

8 455

0

9 035

300

8 297

0

Южный федеральный округ

8 138

0

8 242

161

9 258

601

8 969

617

8 569

0

8 736

248

8 912

542

9 597

755

Приволжский федеральный округ

8 645

0

Республика Марий Эл

8 380

189

8 522

0

8 232

0

8 502

0

7 953

0

8 511

37

8 689

587

8 252

0

8 404

0

8 777

238

8 690

277

8 278

0

8 574

100

Уральский федеральный округ

8 750

0

9 311

465

9 250

404

8 691

0

12 730

554

13 510

85

Сибирский федеральный округ

8 753

41

9 207

361

8 846

0

8 975

193

8 894

225

10 039

1 193

9 497

656

8 387

0

9 487

673

8 480

0

9 546

751

9 829

983

Дальневосточный федеральный округ

Республика Саха (Якутия)

14 076

125

17 011

0

13 720

144

10 775

767

11 799

904

10 018

1 172

16 756

33

15 943

483

12 333

0

11 709

2 543

19 000

0

9 311

465

Кому сколько прибавили

Как видно из таблицы, во многих регионах малоимущие пенсионеры не получат никакой прибавки, По мнению региональных властей, за год жизнь не подорожала и прожиточный минимум пенсионера в 2020 году установлен на уровне прошлого года.

Более того, в некоторых регионах ПМП не повышался уже 2 года. При этом есть регионы, в которых прожиточный уровень пенсионера стоит на месте уже 3 – 4 года.

Так, например, в Татарстане последний раз рост ПМП наблюдался в 2017 году. А в таких регионах как Белгородская область, Адыгея, Удмуртия, Чукотский округ ПМП не растет с 2016 года.

То есть за 4 года жизнь для пенсионеров там ни йоту не подорожала?

Самую большую доплату к пенсии в 2020 году получат малоимущие пенсионеры Республики Карелия. В 2020 году ПМП там вырос сразу почти на 3 000 рублей. Большой рост также зафиксирован в Еврейской АО - на 2,5 тыс. рублей.

Отметим, что эти регионы ранее были названы в числе тех, где пенсионерам недоплачивают из-за того, что власти устанавливали ПМП ниже фактической среднегодовой величины.

Только еще несколько дней мы даем вам полгода доступа к нашей подписке бесплатно. Кроме 107 записей экспресс-семинаров, вам бесплатно будут доступны 15 онлайн-курсов (некоторые дают сертификат ИПБ России) и несколько инструментов для бухгалтеров. Оставляйте свои контакты ниже, менеджер свяжется, чтобы предоставить доступ:

По данным Росстата, в 2020 году средний размер пенсий по старости для неработающих пенсионеров в России составляет 15878,4 рублей. Но из чего складывается эта средняя температура по больнице?

В советские времена не было больших различий между пенсиями высших должностных лиц страны, работников правоохранительных органов и других граждан. Сегодня премьеры, спикеры Госдумы и сенаторы, министры и депутаты, уходя на пенсию, сохраняют большую часть своего дохода. Бывшим президентам гарантировано пожизненное содержание в размере 75% от зарплаты действующего главы государства. Процентную привязку пенсий госслужащих к зарплатам законодательно закрепил президент России Борис Ельцин в 1995 г.

«Неравенство в пенсиях госслужащих, лиц, замещающих госдолжности, и остальных граждан в России возникает из-за доплат, которые появились еще в 90-х. Цель инициативы тогда была – наоборот, понизить пенсионный возраст, чтобы ускорить выход на заслуженный отдых приближающихся к высокому возрасту высших должностных лиц, чтобы без проволочек и оперативно освобождать места для новых кадров. Стимулировать этот процесс решили таким вот образом – гарантированной высокой пенсией», - рассказывает о возникновении привилегий в пенсиях чиновников директор Центра технологий госуправления РАНХиГС Владимир Южаков.

Позже ввели возможность при помощи спецраспоряжений переносить сроки ухода на заслуженный отдых отдельных, еще востребованных служащих, достигших пенсионного возраста, а теперь отпала и высокая потребность в замещении кадров, считает эксперт.

Пенсии в цифрах

Так сколько же будут получать нынешние высшие чиновники, когда уйдут со своих постов?

В расчетах помог разобраться ведущий аналитик QBF Олег Богданов.

Экс-премьеры, как и другие бывшие высшие чиновники, по достижению пенсионного возраста могут рассчитывать на трудовую пенсию – в среднем это 17-18 тысяч рублей. Но эта устойчивая часть – лишь меньшая доля в их ежемесячном обеспечении. Все экс-премьеры претендуют на доплату к пенсии в размере 55-75% от зарплаты действующего председателя правительства. Минимальную доплату получают проработавшие на госдолжностях от 1 до 3 лет, максимальную – более 3 лет. Не полагаются доплаты премьерам и другим высшим чиновникам, трудившимся менее года.

Согласно последней обнародованной Декларации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов Правительства РФ, среднемесячный доход премьер-министра Д. Медведева в 2018г. составлял 826,5 тыс.руб., соответственно все экс-премьеры могут претендовать на ежемесячные выплаты в диапазоне 454,6-619,9 тыс. руб. Сведения по зарплате Михаила Мишустина в должности председателя правительства еще не публиковались. Теоретически на премьерскую надбавку к пенсии претендуют восемь человек – Сергей Степашин (68 лет), Виктор Зубков (78 лет), Михаил Касьянов (62 года), Михаил Фрадков (69 лет) продолжает занимать госдолжность, поэтому пока доплату к пенсии не получает.

Пенсии руководителей палат парламента

Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» №3 ФЗ от 1994г. фактически приравнивает спикеров обоих палат к премьерскому статусу, в том числе по объему социальных гарантий и пенсионного обеспечения.

На 75% от зарплаты могут рассчитывать председатели Совета Федерации и Госдумы - Валентина Матвиенко (71 год), Сергей Нарышкин (65 лет, ныне директор Службы внешней разведки РФ), в нескором будущем – Вячеслав Володин. У всех стаж работы в этой должности больше 3 лет. Но все же пенсии спикеров палат парламента должны быть меньше премьерской – трудовая часть их пенсии поглощается доплатой, а не суммируется с ней. На премьерскую доплату к пенсии сегодня формально могут претендовать экс-председатели Совета Федерации Владимир Шумейко (75 лет) и Егор Строев (83 года) и экс-спикеры Госдумы Иван Рыбкин (73 года) и Борис Грызлов (69 лет).

Пенсии министров

Для министров действует другая система расчета пенсий. В отличие от экс-президентов, экс-премьеров и бывших глав нижней и верхней палат парламента, чья пенсия более чем в половинной доле привязана к зарплате действующих высших должностных лиц, пенсия министров скорее привязана к стажу. Главам министерств помимо трудовой пенсии 17-18 тыс. руб. тоже положена доплата в 55-75% от вознаграждения действующего министра. Но чтобы ее заработать, удержаться в кресле министра надо минимум три года, для максимальной надбавки – более 6 лет. Так, денежное вознаграждение министра сегодня составляет 840,8 тысяч руб. в месяц, соответственно, те, кто пробыл министром от 3 до 6 лет, получает 55% от его зарплаты. Проработавший министром от 6-10 лет, получает максимальные 75% к пенсии, то есть 630,6 тыс. рублей.

Депутатские пенсии

Депутаты и сенаторы на законодательном уровне приравнены к федеральным министрам. Их зарплата в 2020 году приблизилась к 400 тыс. руб. – что в 10 раз выше средней зарплаты по стране.

Пенсия президента

Бывшему президенту России, отошедшему ото всех государственных должностей гарантируется пожизненное содержание из расчета 75% от зарплаты действующего главы государства – в настоящее время это более 536 тыс.руб. (Согласно «Сведениям о доходах, имуществе, принадлежащем Президенту Российской Федерации на праве собственности, вкладах в банках, ценных бумагах, обязательствах имущественного характера», опубликованном на официальном сайте Кремля, среднемесячный доход президента Владимира Путина составляет 720,5 тыс. руб.). На такие же доплаты может претендовать и Дмитрий Медведев как бывший президент, он выходит на пенсию через 11 лет. В настоящее время в России нет бывших президентов-пенсионеров. Первому президенту СССР Михаилу Горбачеву с 1994 года назначена пенсия в размере 40 минимальных окладов труда.

Вопреки расхожему мнению, в правительстве Михаила Мишустина сегодня работающих пенсионеров можно перечитать по пальцам. К черте пенсионного возраста приближается заместитель председателя российского правительства – полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев (64 года). Из действующих министров пенсионного возраста достигли всего двое – глава МИД Сергей Лавров (70 лет) и министр обороны Сергей Шойгу (65 лет). Самому премьеру Михаилу Мишустину 54 года. Самым молодым министрам – Александру Козлову (по развитию Дальнего Востока и Арктики), Антону Котякову (труда и социальной защиты), Ольге Любимовой (культуры) по 39 лет. Средний возраст российского правительства – 51 год.

На два года старше – нижняя палата Российского парламента. Средний возраст депутатов Госдумы седьмого (текущего) созыва – 53 года. Однако к пенсионному возрасту уже подобрались трое из восьми зампредов: Александр Жуков (64 года), Иван Мельников (69 лет), Алексей Гордеев (65 лет).

Не молодеют, однако, лидеры системной оппозиции: Геннадию Зюганову - 76 лет, Владимиру Жириновскому – 74 года, Сергею Миронову - 67 лет.

Не так много пенсионеров в губернаторском корпусе: глава Дагестана Владимир Васильев – 70 лет, глава Мордовии Владимир Волков - 65 лет, глава Красноярского края Александр Усс – 65 лет, глава Белгородской области Евгений Савченко - 70 лет, глава Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова - 64 года.

Значительно старше – верхняя палата российского парламента. Четверть всех членов Совфеда уже могли бы выйти на пенсию, не случись пенсионной реформы – их возраст перевалил за 60. Спикеру Валентине Матвиенко – 71 год. Из шести зампредов двое достигли пенсионного возраста – Галина Карелова (70 лет), Юрий Воробьев (72 года).

Все перечисленные слуги и избранники народа пока предпочитают пенсиям работу, но после выхода на заслуженный отдых их доходы снизятся минимально.

«Высшие должностные лица у нас хоть и граждане России, но порядок пенсионного обеспечения предусмотрен для них особый, отдельными актами они вывели себя в отдельную когорту пенсионеров. Своя рука – владыка, как говорится. На отдых по возрасту уходят с 55-75% от уровня денежного содержания на момент выхода на пенсию. На мой взгляд, это совершенно неправильно, не должно быть никаких особых условий для госслужащих, - комментирует экономист Игорь Николаев. - Во-первых, нарушается единство системы государственного пенсионного обеспечения. Ввели балльную систему для россиян, тогда пусть все - и чиновники, и номенклатура тоже получают свои пенсии в общем порядке. Более высокая пенсия им итак будет выплачиваться за счет прежних более высоких зарплат, и не нужно дублировать здесь поощрения по одному и тому же параметру (параметру "высокая зарплата"). Во-вторых, необоснованное, чудовищное неравенство всегда снижает авторитет власти. И судя по тому, что пенсии высших должностных лиц и особый порядок их начислений у нас стараются не афишировать, наверху это прекрасно понимают».

История вопроса

Как же образовалась пропасть в пенсиях у высших чиновников и всех остальных граждан, даже тех же бюджетников, только нижнего и среднего звена? И что сегодня делать с этой «ошибкой прошлого»?

У этого вопроса - долгая история, комментирует доктор экономических наук, профессор, член правления Института современного развития Евгений Гонтмахер

- Опускаем военную службу (там своя отдельная система) и сосредотачиваемся на гражданских служащих – министры, сенаторы, депутаты. На самом деле, все они при достижении пенсионного возраста точно также, как и все остальные граждане получают обычную страховую пенсию, которая зависит от заработка – это в среднем 14-15 тысяч рублей по стране. Пропасть возникает из-за целого ряда надбавок, которые зависят от категории службы, оклада, стажа, наград и так далее.

Законодательно доплаты были закреплены в 90-ые годы при Борисе Ельцине, до этого, в советское время, чиновники всесоюзного и республиканского уровня получали персональные пенсии, которые были всего в 2-3 раза выше пенсий сограждан. Персональные пенсии были связаны с работой в КПСС и других органах тогдашней власти и были отменены как класс с исчезновением СССР. В 90-ые годы, когда топ-менеджмент и коммерсанты стали впервые иметь довольно высокие доходы, их доходы в те годы влегкую могли достигать $5-10 тыс. в месяц, встал вопрос – а как привлекать на госслужбу квалифицированные кадры и стимулировать их работу? Работа на госслужбе не считалась престижной. Перспективные люди скорее шли в бизнес или уезжали за границу. Сами зарплаты были реально низкими, их особо не повышали, рассказывает профессор, сам работавший в то время в экономическом блоке советского правительства.

Как решать этот кадровый вопрос? В 90-е годы вышли первые указы Ельцина о доплатах к пенсиям госслужащих, в том числе высшим должностным лицам. Госслужащий получал право на существенную надбавку к пенсии, если он отработал на государство не менее 15 лет и ушел на заслуженный отдых со службы. Это был своего рода хороший отложенный бонус. Хотя тех, кто получает эти надбавки не так и много – несколько десятков тысяч человек. По образцам федерального центра подкорректировали пенсии и для чиновников в регионах. Как эпидемия, в 2000-х это пошло по всей стране. Вдобавок Управделами Президента сохранило "кремлевскую медицину" - хорошее бесплатное медицинское обслуживание для федеральных госслужащих.

В тучные 2000-е было принято решение ощутимо повышать зарплату госслужащим, особенно чиновникам высшего и среднего уровней. Сегодня в типовом министерстве его руководитель получает зарплату раз в 10 выше специалиста этого же ведомства низшего звена. По мере продвижения по службе зарплата растет экспоненциально. Почему было принято такое решение? Доходы от нефти и газа увеличились, у государства появилась возможность предложить конкурентную в сравнении с коммерческим сектором зарплату.

«Вот здесь была сделана ошибка. В тот момент было политически неверным шагом оставлять ельцинскую систему надбавок к пенсиям высших должностных лиц и других чиновников. Ведь зарплаты руководителей выровнялись по своему уровню с высшим звеном бизнес-сектора и стимулировать больше стало нечего. В отличие от 90-х госслужба считается престижной, молодые люди мечтают поступить на нее. Стабильность, даже в любой кризис, в любой коронавирус, продвижение по карьерной лестнице, обрастание знакомствами, возможность со службы уйти на хорошее место в бизнесе благодаря этим связям. Поэтому дополнительные пенсионные стимулы уже не нужны. Надо пенсионные «бонусы» отменять», - подчеркивает Гонтмахер.

При выходе на пенсию высшие чиновники из-за своих высоких зарплат - а это сотни тысяч рублей в месяц - и без того гарантированно получают свою трудовую часть в 25-30 тысяч, что в 2 раза выше, чем в среднем остальные граждане. Но раз долгие трудовые годы твоя зарплата в десятки раз выше зарплат остальных людей, раз у тебя льготы, наверно, ты можешь откладывать со своей огромной зарплаты и на достойную старость? Можно просто посчитать. Если у вас зарплата несколько сотен тысяч рублей в месяц, к пенсии можно обрасти недвижимостью, например, двумя квартирами – одну из них на пенсии можно сдавать. Плюс, у вас наверняка есть сбережения. Если автомобиль - служебный, жилье – тоже, а у высших чиновников еще и в собственность несложно бесплатную квартиру получить, на всё это дело ты не тратился, ипотеку полжизни не платил, значит, миллион долларов вполне мог накопить. Если положить их на депозит даже под один процент в год – это $10.000 в год процентов или 50-60 тысяч рублей надбавки к пенсии ежемесячно. Простейшее управление своими доходами во время трудовой жизни позволяет высшим чиновникам легально накопить на достойную старость.

Как устранить неравенство в пенсиях?

«Как было бы логично, на мой взгляд, поступить? Необходим своего рода общественный договор. Сейчас зарплата у высших должностных лиц - несколько сотен тысяч рублей в месяц. Вообще-то она соразмерна той ответственности и тем функциям, которые они должны выполнять, я опускаю сейчас дискуссию о качестве работы нынешней Госдумы или кабмина. Но в соответствии с теми функциями, которые выполняются на этих должностях – ненормированный рабочий день, интенсивный труд, публичность и так далее – эти цифры вполне адекватные. Но, в конце концов, вместо надбавок государство за счет того же бюджета вполне могло бы своих служащих через негосударственные пенсионные фонды (НПФ) застраховать. Вы выходите на пенсию – получаете свою обычную трудовую пенсию и дополнительно страховую выплату из НПФ, которая обеспечена взносами государства и отчислениями из зарплаты самого чиновника. Вот вам и вполне достойная пенсия», - комментирует эксперт.

Пока же реализуется сценарий плохой. Высшие должностные лица выходят на пенсию с трудовой частью (ту, что получают все пенсионеры) + 55-75% от должностного оклада. К этому положены еще другие надбавки. Очень многое здесь делается в ручном режиме. Министр отработал на своей должности несколько лет и на пенсии может получать 200-250 тысяч рублей в месяц.

Обычные пенсионеры, те кто отработали по 25-30 и более лет, остро ощущают это неравенство. Вопрос: «А за что они получают такие пенсии?» витает в воздухе. Людей эта несправедливость очень дразнит. После 2014 года Президент урезал зарплаты чиновникам на 10%, а надо было бы лучше доплаты к пенсиям убрать – с точки зрения общественного мнения это было бы оценено. Принятие решения об отмене пенсионных надбавок высшим должностным лицам и прочим чиновникам – вопрос чисто политический, считает Гонтмахер.

«Что делать? Во-первых, усилием политической воли надо эти «сословные» надбавки ликвидировать. Во-вторых, в странах, где есть нормальная конкурентная политическая система и оппозиция, сменяемость власти, демократия, честные выборы, все подобные привилегии у чиновников вычищены уже давно. А у нас в России, которая столь неудачно еще в 90-е пыталась стать цивилизованной страной, эти привилегии, только-только отмененные после конца СССР, снова стали отрастать, как отрастают в любой недемократической стране», - отмечает эксперт.

Еще одна привилегированная группа граждан

Политолог Екатерина Шульман обращает внимание на то, что помимо высших должностных лиц в России есть куда более многочисленная группа людей, социальное и пенсионное обеспечение которых сильно отличается от соцгарантий остальных граждан.

Неравенство в нашей системе пенсионного обеспечения действительно чрезвычайно велико, но оно не сводится к тому, что высшие должностные лица получают пенсию больше, чем все остальные. Нельзя сказать, что, если раскулачить их всех, то остальным пенсионерам сразу же станет хорошо. С точки зрения баланса Пенсионного фонда, они погоды не делают, отмечает она.

«Во время пенсионной реформы прошлого года у нас вылезла наружу проблема более существенная. Есть довольно многочисленная категория граждан, на которую повышение пенсионного возраста не распространилось. Они выходят на пенсию гораздо раньше остальных, им засчитывается в стаж служба в армии, время учебы, а если ты еще и работал на территориях, приравненных к северным (а это, например, Красноярский край), или какой-то другой географический бонус – то свободен уже в 35, как балерина. У них и размер пенсий гораздо выше, чем у остальных граждан. Они обслуживаются в системе богатой ведомственной медицины – существующей совершенно параллельно с системой страховой медицины (как обязательного, так и добровольного медицинского страхования). Обслуживаются в ней бесплатно, в том числе после выхода на пенсию. И это не высшие чиновники, которых сотни на всю страну, это сотрудники правоохранительных органов, прокуратуры, следственного комитета, судов и спецслужб, и их уже миллионы. Получать большие пенсии они могут при нынешней средней ожидаемой продолжительности жизни 40 лет – больше, чем работали. Это реальный сценарий, который касается миллионов наших сограждан, а не нескольких сотен депутатов, сенаторов, президента и премьера. Это сословное неравенство, которое закреплено в законе», - говорит Екатерина Шульман.

«Люди, приписанные к определенным ведомствам, живут и обеспечиваются по одним правилам и стандартам, а все остальные, получающие трудовую или социальную пенсию, – по другим. Это действительно большая несправедливость, которая воспринимается как нечто естественное, потому что привычна людям еще с советских времен. Но советских времен уже нет, и все живут в довольно жестоком монополистическом капитализме, а некоторые люди продолжают жить в мире, где есть бесплатная медицина, служебное жилье, которое легко становится частной собственностью, где досрочно выходят на пенсию, получают многочисленные льготы. Всё это очень напоминает феодальную систему, в котором есть податное сословие – те, что платят налоги, а есть те, кто налогов не платит, а только пользуется благами за счет других», - рассуждает Екатерина Шульман.

Сотрудникам государственных структур пенсионные выплаты начинают предоставляться, когда они достигают пенсионного возраста и нарабатывают обязательный стаж. Условия назначения пенсии для государственных служащих регламентированы федеральным законодательством.

Кто попадает под категорию госслужащих

Бесплатно по России

К государственным служащим причисляются россияне, трудящиеся в госструктурах и получающие за то деньги из бюджетных средств. Необходимо отметить, что не любой сотрудник государственной структуры считается госслужащим.

Таковыми являются лишь те, кого наделили функциями власти, распоряжения, управления. Перечень лиц, относящихся к госслужащим, размещен в ФЗ от 27 июня 2004 года номер 79.


Для того чтобы оформить пенсию за выслугу лет, кроме заявления, понадобится подготовить такой комплект бумаг:

  • паспорт (ксерокопия и оригинал);
  • выписка о размере среднемесячной зарплаты госслужащего за предыдущие 12 месяцев;
  • выписка, содержащая данные о должности;
  • ксерокопия трудовой книжки;
  • ксерокопия увольнительного указа;
  • ксерокопия военного билета;
  • иные документы, подтверждающие госслужбу на протяжении определенного периода.

Заявление можно подать по почте, при самоличном посещении ПФР/МФЦ. Также подачу ходатайства может осуществить представитель пенсионера.

Пенсионные выплаты предоставляются ежемесячно. Гражданин вправе выбрать компанию, которая станет осуществлять доставку денег. При этом деньги может получать представитель пенсионера, если есть нотариально оформленная доверенность.

Деньги могут доставляться до получателя одним из следующих способов:

  1. Российская почта. Деньги привозятся прямо на дом пенсионеру. Если гражданин не получает пенсию на протяжении 6 месяцев, выплаты приостанавливаются. Для возобновления выплат нужно подать ходатайство в Пенсионный фонд России.
  2. Банковская организация. Деньги можно получать в банковской кассе. Также пенсионер может сделать карточку и осуществлять снятие денежных средств через банкомат.
  3. Фирма, которая специализируется на доставке денежных выплат. Пенсионер может как самостоятельно приходить за деньгами в соответствующее учреждение, так и оформить доставку на дом.

Льготы по возрасту для выхода на пенсию для госслужащих

Каждый регион Российской Федерации имеет право самостоятельно устанавливать список льгот при назначении пенсионного обеспечения государственным служащим. К ним относятся:

  • надбавка к пенсионным выплатам государственному служащему;
  • сохранение госгарантий;
  • бесплатно предоставляемое медицинское обслуживание;
  • предоставление путевок в оздоровительное учреждение или монетизация тех путевок, что не были использованы.

К примеру, законодательным актом Нижнего Новгорода от 24 июня 2003 года номер 48 определена надбавка к пенсионному обеспечению при полной потере работоспособности. Законодательным актом Самары от 13 марта 2001 года номер 19 установлена ежемесячно предоставляемая надбавка, равняющаяся 45-75 процентам от пенсии.


С нынешнего года срок службы для оформления льготного выхода составит 16,5 лет, тогда как ранее составлят 16 лет.

Расчет пенсии за выслугу лет госслужащим

При установлении размера пенсии учитываются лишь те выплаты за последний год, что россиянин получал на госслужбе.

Если пенсионер предыдущие 12 месяцев был трудоустроен в другой организации, не относящейся к государственным, полученные им в качестве зарплаты деньги не будут включены в расчет.

Средняя зарплата за 12 месяцев подсчитывается посредством суммирования всех денег, которые человек получил за год.

После этого сумма делится на 12. В расчет включаются:

  • ежемесячно получаемый оклад;
  • ежемесячно получаемая доплата;
  • материальные поощрения;
  • ежемесячно/единоразово предоставляемые премиальные выплаты.

В подсчете игнорируются периоды, когда гражданин:

  • находится в неоплачиваемом отпуске;
  • находился в декрете;
  • был временно нетрудоспособен.

Размер полученного при подсчете среднего заработка за 12 месяцев не должен быть больше 2.8 оклада, который установлен для определенной должности.

Также на величину пенсионного обеспечения влияет стаж, наработанный россиянином. По нему рассчитывается процент от среднемесячного заработка, который станет предоставляться россиянину в виде пенсионных выплат. За 15 лет стажа гражданин получает 45 процентов среднемесячного заработка. За каждый дополнительный год прибавляется еще 3 процента.

Для подсчета пенсионного обеспечения размер оклада помножается на определенный процент. Результат умножения и будет той надбавкой, которая станет предоставляться человеку.

Пример расчета

Сидоров Л.П. работал на должности федерального госслужащего. В апреле 2017 года ему назначили страховое пенсионное обеспечение по старости. Величина этой пенсии – 7197 рублей. Стаж Л.П. – 26 лет. Среднемесячная зарплата гражданина равнялась 16706 рублей.


Размер надбавки равняется 45 процентам от среднемесячного заработка при стаже госслужбы минимум 15.5 лет и повышается на 3 процента за каждые 12 месяцев сверх минимума, но не более 75 процентов. Сверх нормы Л.П. отработал 26 – 15 = 11 лет. 0.45 (минимальный коэффициент) умножается на 16706. Из произведения вычитается 7197.

К полученной разности прибавляется произведение 0.03 (коэффициент за дополнительный год службы), 16706, 11. В результате получается 5833.68 рублей, что и будет являться размером государственного пенсионного обеспечения за выслугу лет.

Пенсия за выслугу лет – это страховое пенсионное обеспечение, которое нужно заслужить длительной работой. Ее размер зависит как от количества лет, проведенных на госслужбе, так и от среднемесячной зарплаты.

Полезное видео

Будет ли повышение для госслужащих в 2019 году смотрите в видео:

Читайте также: