Какой счет имеет пенсионный фонд


Пенсия любого пенсионера России состоит из двух частей: страховая и накопительная. Страховая пенсия – это выплаты в согласии со стажем работы, пенсионными баллами. А что такое накопительная пенсия?


Накопительная пенсия формируется из основных накоплений Пенсионного Фонда. Они пополняются за счет страховых пополнений работодателей. Взносы может выплачивать сам рабочий. Чтобы получить накопительную пенсию, нужно соответствовать некоторым требованиям, оформлять необходимые документы.

Какие документы нужны для получения накопительной пенсии

Если Вы хотите оформить получение выплат по накопительной пенсии, нужно обратиться в Сбербанк. Сотрудникам нужно предоставить следующие документы:

  1. СНИЛС;
  2. паспорт;
  3. реквизиты банка, для зачисления средств;
  4. пенсионное удостоверение или справку НПФ, где указан страховой стаж;

Полезная информация: Заявление можно оформить через интернет-портал Госуслуг. Тогда можно использовать только фотографии (сканы) документов. Подписываться или подтверждать верность документов не нужно.

Заявление о назначении накопительной пенсии

При оформлении заявки на назначение накопительных выплат, нужно по форме оформить заявление. В процессе нужно указать такие данные:

  • ФИО;
  • место жительства;
  • телефон;
  • электронная почта;

На сайте разработана автоматическая форма. При посещении банка Вам выдадут форму заявки. Через несколько дней заявка будет обработана, а Вас уведомят о решении, выдадут документ договора для подписи.

Закон о накопительной пенсии

Все правила и требования для получения накопительной пенсии определяются законом России о пенсиях № 424-ФЗ. Каждый год правила изменяются, в этой статье приведены самые актуальные данные, которые взяты из достоверных государственных источников.

Кому положена накопительная часть пенсии

Формирование накопительной части пенсии осуществляется у таких групп граждан:

  • любой человек, оформивший сделку НПО;
  • человек 1967 года или моложе, который не позже 2015 года попросил работодателя отчислять страховые средства на формировку будущих пенсионных накоплений;
  • человек 1966 года или старше, который являлся участником системы ГСПН или направивший материнский капитал на счет будущей пенсии;
  • мужчина, родившийся в период 1953—1966 годов или женщина 1957—1966 годов, которые перечисляли страховые вклады 2004-2005 годах на счет ПФРФ.

Может ли получить накопительную пенсию работающий пенсионер

Накопительные пенсионные выплаты можно получить в любое время без ограничений. Также ограничения не распространяются на статус пенсионера: рабочий или нерабочий. Пенсии начали формировать гражданам подходящего под требования возраста в 2012 году.

Что можно сделать с накопительной частью пенсии

В отличие от материнского капитала, который можно потратить только на определенные несколько целей, например, оплатить ипотеку за квартиру, накопительную пенсию можно использовать в свое усмотрение. Выплаты пенсионер получает каждый месяц тем способом, который он выберет.

Как получить накопительную часть пенсии в ПФР и в НПФ

Стандартно пенсия приходит в ПФР и пенсионер может в любой момент ее обналичить. Но каждый гражданин в праве сам решить, куда он хочет получать выплаты по накопительной пенсии: в ПФР или НПФ. Можно перейти из одной организации в другую и наоборот. Такая процедура несложная, но требует серьезного подхода к делу.

Подать заявление можно в любое время. Для начала определитесь с организацией, в которую хотите перевести накопления. Обратите внимание на все детали, ведь поменять НПФ по новым правилам можно только раз в 5 лет. Чтобы перейти из ПФР в негосударственную организацию, нужно пройти такие шаги:

  1. Если выбрали НПФ, нужно заключить сделку обязательного пенсионного страхования. Для этого понадобится принести с собой паспорт и СНИЛС.
  2. Подписанный Вами договор вступит в силу после первого перевода денег.
  3. В филиале ПФР оформите заявление о передаче накопительной пенсии в НПФ.

Чтобы вступить в негосударственный пенсионный фонд необходимо оформить специальное заявление. Заявление можно оформить в срочном и досрочном виде.

Срочном

В таком случае смена страховки проводится без ущерба по средствам, но рассмотрение и переход длятся долго.

Досрочном

Чаще всего используется, если нужно срочно сменить расторгнуть договор. Решение принимается быстро, но может быть принесен ущерб пенсионным накоплениям.

Как вернуть накопительную часть пенсии в ПФР

Чтобы вернутся под обслуживание ПФР из НПФ, нужно оформить в государственное учреждение заявление. Оно подается пенсионером лично в ближайшее отделение. С собой нужно взять паспорт и СНИЛС. Заявление в ПФР составляется приблизительно так, как было описано выше. Сотрудники фонда проконсультируют Вас обо всех действиях.

Способы получения накопительной части пенсии

Пенсионные накопительные средства могут выплачиваться таким образом:

  • единовременным способом;
  • срочные выплаты;
  • накопительная пенсия;
  • выплата правопреемникам.

О последнем варианте выплат можно сказать, что деньги перечисляются близким умершего пенсионера, которые имею на это право. О первых трех вариантах поговорим подробнее.

Единовременная выплата

Единовременный платеж – это едино разовая выплата накопившихся денег пенсионера, участвующего в страховой программе, которые содержатся на накопительном балансе. Получить таким способом деньги могут следующие граждане:

  1. Пенсионер, который получал выплаты по инвалидности или за потерю кормильца, если он по достижению соответственного возраста не смог получить страховую пенсию по причине недостатка пенсионных баллов.
  2. Гражданин, который может получать страховые выплаты, имеющий размер накопительной части 5% или меньше в соотношении со страховой частью плюс фиксированные выплаты или в отношении к накопительной пенсии, размер которой рассчитывается в согласии с законом РФ № 424-ФЗ.

Срочная пенсионная выплата

Срочный платеж – ежемесячная выплата в течение срока, определяемого застрахованный пенсионер. Срок не должен превышать 10 лет, если гражданин имеет право на страховую часть.

На такой вариант имеют право такие граждане:

  1. Человек, который отчислял дополнительные взносы сам, через работодателя или за счет инвестиций данных денег.
  2. Пенсионерка, которая отчисляла материнский капитал (или его часть) на счет будущей пенсии или за счет из инвестиций.

Накопительная пенсия

Накопительная часть – это выплаты, которые формируются за счет накоплений государства и страховых вкладов работодателей, работников, инвестирования. Накопительная пенсия выдается после достижения пенсионного возраста, который составляет в 2020 году у мужчин 60,5 лет, а у женщин 55,5 лет.

Вопрос-ответ

В этом разделе Вы можете получить ответ на самые популярные вопросы. Также если Вас интересует какой-либо вопрос, Вы можете задать его менеджеру-консультанту с помощью чата на этом сайте.

С какого года рождения можно получать накопительную пенсию?

В каком году я получу накопительную пенсию? Для получения ответа на этот вопрос, ознакомьтесь со следующей таблицей, в которой есть год рождения и дата возможной выдачи пенсии для женщин:

  • Родилась: 1 половина 1964 года. Назначение: 2 половина 2019 года.
  • Родилась: 2 половина 1964 года. Назначение: 1 полугодие 2020 года.
  • Родилась: 1 половина 1965 года. Назначение: 2 полугодие 2021 года.
  • Родилась: 2 половина 1965 года. Назначение: 1 полугодие 2022 года.
  • Родилась: 1966 год. Назначение: 2024 год.
  • Родилась: 1967 год. Назначение: 2026 год.
  • Родилась: 1968 год. Назначение: 2028 год.

Похожая последовательность пенсионного возраста существует для мужчин:

  • Родился: 1 половина 1959 года. Назначение: 2 половина 2019 года.
  • Родился: 2 половина 1959 года. Назначение: 1 половина 2020 года.
  • Родился: 1 половина 1960 года. Назначение: 2 половина 2021 года.
  • Родился: 2 половина 1960 года. Назначение: 1 половина 2022 года.
  • Родился: 1961 год. Назначение: 2024 год.
  • Родился: 1962 год. Назначение 2026 год.
  • Родился: 1963 год. Назначение: 2028 год.

Как выплачивается первая накопительная пенсия?

Законодательством установлены определенные сроки начисления выплат. Чаще всего они составляют 10 дней, но на практике бывает по-разному. Нередко пенсия может прийти позже оговоренного срока.

Чаще всего первая пенсия приходит позже ожидаемого срока, потому что были неправильно или не полностью заполнены документы. Сотрудники организации при выявлении таких ошибок должны немедленно сообщать заявителя. Если все было оформлено правильно, то первые зачисления должны прийти в первое число следующего месяца.

Как и когда выплачивается накопительная пенсия при выходе на пенсию?

Получить деньги по накопительной пенсии можно и до выхода на пенсию, если достигнуть пенсионного возраста. Это даст право работающим пенсионерам получать пенсию. При выходе на пенсию нужно заключить договор с ПФР, чтобы получать деньги. Средства будут перечисляться на банковский счет. Также можно перенести накопления в негосударственный фонд.

В каких случая выделяется накопительная пенсия раньше срока?

Чиновники приняли новый закон, который начал действовать с 1 января 2019 года. В соответствии с ним получить пенсию ранее указанного срока смогут те предпенсионеры, которые имеют длительный рабочий стаж. Женщины, имеющие стаж 37 лет и мужчины со стажем 42 года могут выйти на пенсию на 2 года ранее. Но если учесть постоянный рост пенсионного возраста, то в 2020 году учитывая длительный стаж можно выйти на пенсию только на полгода раньше.

Кому возвращают накопительную часть пенсии в случае смерти или других ситуациях?

Накопительную часть пенсии можно завещать наследнику. В случае внезапной смерти пенсионера, который не оформил завещание пенсии, на нее могут претендовать все его родственники.

Перевод пенсии осуществляется по таким правилам:

  1. Первая степень. Кровные ближайшие родственники: супруг/супруга, родной ребенок, опекуны или их дети.
  2. Вторая степень. Родственные связи через несколько поколений: бабушка/дедушка, внуки, племянники и другие.

Приветствую Вас, друзья. Для формирования негосударственной пенсии разрабатываются все новые финансовые инструменты. Один из них был введен в марте 2019 года – ИПС. Аналог такого продукта давно есть в США, и теперь доверительные управляющие решили внедрить индивидуальный пенсионный счет в России.

О нем сегодня подробно и поговорим.

О понятии

О целесообразности ИПС доверительные управляющие уже заявляли, но позже данная концепция была доработана. Индивидуальный пенсионный счет придумала управляющая компания «Альфа-Капитал», и сейчас новый инвестиционный продукт обсуждается с участниками рынка.

Фактически ИПС является еще одной разновидностью ИИС – индивидуального инвестиционного счета. Разница в том, что ИПС будет формироваться в течение нескольких десятков лет до достижения пенсионного возраста.

Кроме того, инвестор, решивший отчислять средства на свой пенсионный счет, сможет воспользоваться сразу двумя видами налоговых льгот:

  • Вычет 13 % от суммы взноса на счет (максимально до 52 тысяч ежегодно).
  • Освобождение от НДФЛ на полученную от инвестиционной деятельности прибыль.

Напомню, что ИИС предполагает трехлетний срок хранения средств на счете и получение только одного типа налоговых льгот на выбор.

В Америке уже давно практикуют совместные отчисления работника и работодателя, которые идут на покупку ценных бумаг. Разработчики из Альфы пророчат неплохое будущее своему продукту в России.

Ежегодное снижение ставок по депозитам вынуждает все больше людей обращаться к фондовому рынку. И многие люди понимают, что о формировании своей будущей пенсии необходимо задуматься самостоятельно.

Обновленный документ гласит, что ИПС – это индивидуальный пенсионный счет, который предназначен для аккумулирования и учета денег и ценных бумаг физического лица посредством доверительного управления.

Такой счет предлагается использовать как один из форматов добровольного накопления пенсионного капитала с привлечением работодателя.

Помимо льгот и долгосрочности отчислений ИПС имеет и другие особенности:

  • В первые два года после открытия счета на него можно вносить минимум 50 тысяч рублей ежегодно и в последующие годы максимум от одного до трех миллионов, в зависимости от срока, оставшегося до выхода на пенсию.
  • Предусмотрено страхование в случае отзыва лицензии у доверительного управляющего или мошеннических действий.
  • При наступлении непредвиденных обстоятельств владелец ИПС может перейти в формат выплат через страховую компанию или НПФ и использовать средства, хранящиеся на счету, уже в период накопления.

Чем УК лучше НПФ

Данный подход к накоплению пенсионного капитала представителям управляющих компаний видится куда более выгодным. По их мнению, УК имеют лучший опыт предоставления качественного сервиса клиенту, нежели НПФ, работа которых обезличена и не учитывает индивидуальные особенности каждого человека.

Управляющие компании позволят подобрать индивидуальную инвестиционную программу исходя из особенностей конкретного гражданина:

  • Возраста, т.е. срока, который остался до пенсии.
  • Риска-профиля и иных параметров.

К вопросу о том, что к управляющим компаниям, в связи с причастностью к пенсионным вопросам граждан, будут предъявляться более жесткие требования со стороны регуляторов, самих УК это не пугает.

В свою очередь, представители негосударственных пенсионных фондов относятся к данной инициативе скептически, утверждая, что пенсионные средства граждан в первую очередь должны быть обеспечены (цитирую): «сохранностью, фидуциарной ответственностью и стресс-тестированием».

Таким образом, очередной разворот пенсионной реформы предполагает передачу пенсионных накоплений в собственность самого гражданина и наделение НПФ на первых порах статусом доверительного управляющего.

В дальнейшем эта функция может перейти и лицензированным управляющим компаниям.

Как открыть ИПС

По закону пенсионными накоплениями на данный момент занимаются негосударственные пенсионные фонды. Заключить договор с ними об открытии счета можно напрямую или через работодателя.

Будущий капитал складывается из добровольных ежемесячных взносов гражданина и дохода от инвестирования средств. По достижении работником возраста выхода на пенсию - НПФ начинает выплачивать накопления в предусмотренном формате.

Для получения положенных выплат необходимо подать соответствующее заявление: в автоматическом режиме перечисления не производятся. При отсутствии заявления накопление процентов будет продолжено.

Хранящиеся на ИПС средства могут инвестироваться по усмотрению фонда в различные активы: акции, облигации, недвижимость, драгоценные металлы. Иногда владелец счета может сам выбрать стратегию из предложенных пенсионным фондом.

При досрочном снятии денег с пенсионного счета придется оплатить штрафы и лишиться накопленных процентов.

Если гражданин не дожил до пенсионного возраста, все накопления переходят его наследникам в полном объеме.

Каким будет конечный продукт негосударственной пенсионной реформы – пока неизвестно. Правила постоянно меняются, вносятся коррективы, рассматриваются все новые предложения.

Ясно одно. Заботиться о формировании собственной пенсии нужно самим. Доверить это дело НПФ, управляющей компании или самостоятельно заняться инвестированием, собрав инвестпортфель лично – решать только Вам.

А что Вы думаете по этому поводу? Поделитесь в комментариях.

Источник статьи - официальный сайт канала investbro.ru .

Порекомендуйте материал друзьям в социальных сетях, оставьте свой комментарий, поставьте лайк/дизлайк.

За все это буду примного благодарен! И не забудьте подписаться :)

Доходность пенсионных накоплений волнует немалое число россиян, даже несмотря на то, что еще несколько лет будет действовать так называемая заморозка накопительной части пенсии. Главным образом людей интересуют две вещи: можно ли приумножить эти деньги и как сделать это безопасно.

Есть мнение, что ПФР недостаточно эффективно распоряжается накопленными средствами граждан, соответственно, прибыль там будет минимальная. Но так ли это в действительности? В нашей статье мы разберем, из чего состоит пенсия в России, а также проверим, насколько НПФ эффективней и надежней государственной альтернативы.

  1. Понятие накопительной пенсии
  2. Объем, надежность и доходность пенсионных накоплений в НПФ
  3. Доходность пенсионных накоплений в ПФР
  4. Выбор между ПФП и НПФ для размещения пенсионных накоплений

Понятие накопительной пенсии

Предоставляемое государством пенсионное обеспечение по старости складывается из двух компонентов: накопительного и страхового.

Общая пенсия вычисляется по следующей формуле:

Трудовая пенсия по старости = страховая пенсия + накопительная пенсия

Страховая часть пенсии, в свою очередь, состоит из фиксированного компонента и баллов.

Старое название фиксированной выплаты – базовая часть пенсии. Эта часть положена всем пенсионерам без исключения, размер ее одинаков и ежегодно пересчитывается под влиянием инфляции. В 2020 году величина фиксированной пенсии – 5686,25 рубля.

Баллы накапливаются за счет выплат в пенсионный фонд со стороны работодателя. Другое их название – индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК). В 2020 году один балл оценивается в 93 рублей пенсии. Данная стоимость также пересчитывается каждый год из-за инфляции. Чем больше баллов заработает человек, тем выше будет содержание на заслуженном отдыхе. Баллы начисляются за пенсионные отчисления во время работы и за стаж.

Механизм расчета страховой пенсии в 2020 году следующий:

Страховая пенсия = 5686,25 руб. + 93 руб. × ИПК

Пенсионная система РФ сложная, рассказать быстро и точно все нюансы невозможно. Каждый год она дополняется нововведениями, что вызывает затруднения даже у профессионалов.

Приведем пример. В 2019 году готовился закон об индивидуальном пенсионном капитале, кратко именуемый ИПК. Это такая негосударственная пенсия, о которой ранее мы упоминали. Главное не запутаться в сокращениях: далее в рамках статьи ИПК будет употребляться только как индивидуальный пенсионный коэффициент.

Однако о дальнейшей судьбе индивидуального пенсионного капитала сейчас ничего не слышно, правительство, видимо, отказалось от этой идеи. Вместо нее дан зеленый свет проекту под названием ГПП — гарантированный пенсионный план. В качестве первого взноса в ГПП рассматривается как раз накопительное страхование, о котором далее поговорим подробнее.

Накопительная пенсия представляет собой не баллы, которые начисляют по правилам, установленным государством, а реальные деньги. По-другому их именуют пенсионными накоплениями. Начиная с 2002 по 2013 год часть взносов работодателя сохранялась на счету каждого работающего в российском Пенсионном фонде. Именно эти деньги и представляют собой накопления на заслуженный отдых.

В 2014 году введен мораторий, то есть накопительная часть пенсии была заморожена. С того момента все взносы в пенсионный фонд идут на страховую пенсию. Мораторий заканчивает действие в конце 2022 года. То есть в настоящее время ни у кого не скапливается накопительная часть пенсии с выплат работодателя. А та сумма, что успела собраться до ввода моратория, сохраняется и послужит дополнением к страховой части пенсии.

Узнать сумму накопительной пенсии, которую будут выплачивать ежемесячно, очень просто: делением накоплений на количество месяцев, в течение которых ожидается эту выплату производить. Последнее — это нормативная величина, для 2020 года установленная в 258 месяцев.


Получается, что те люди, которые выйдут на пенсию в 2020 году, будут каждый месяц получать такую пенсию по возрасту:

5686,25 руб. + 93 руб. × ИПК + пенсионные накопления / 258

Например, к выходу на заслуженный отдых в 2020 году человек успел скопить 100 баллов ИПК, а размер пенсионных накоплений составляет 258 тысяч рублей. Тогда каждый месяц на руки такой пенсионер получит:

5686,25 + 93 × 100 + 258 000 / 258 = 5686,25 + 9300 + 1000 = 15 986,25 руб.

При удвоенной сумме пенсионных накоплений — 516 тысяч рублей, ежемесячная пенсия станет больше всего на одну тысячу.

5686,25 + 93 × 100 + 516 000 / 258 = 5686,25 + 9300 + 2000 = 16 986,25 руб.

Пенсионными накоплениями занимаются как негосударственные фонды (НПФ), так и Пенсионный фонд России (ПФР). По-другому их именуют страховщиками обязательного пенсионного страхования. Фонды инвестируют накопленные средства в облигации, акции и другие ценные бумаги. Доходы от инвестиций также увеличивают размер будущей пенсии.

Объем, надежность и доходность пенсионных накоплений в НПФ

Выбирая негосударственный пенсионный фонд, многие обращают внимание на размер его накоплений, то есть сколь велики средства, доступные для инвестирования. Также добавляет авторитета публикация в издании «Вестник Банка России». Соответственно, составим перечень лучших НПФ на основании разных критериев:

  • Размер накоплений

Рейтинг по данным ЦБ РФ за 9 месяцев 2019 г., десятка лучших:

  • Сбербанк — 608 202 297,64509 тыс. руб.;
  • «Газфонд пенсионные накопления» — 551 559 605,81662 тыс. руб.;
  • «Открытие» — 509 907 811,62335 тыс. руб.;
  • «Будущее» — 256 074 688,38737 тыс. руб.;
  • «Сафмар» — 254 942 846,5577 тыс. руб.;
  • «ВТБ Пенсионный фонд» — 242 544 409,09023 тыс. руб.;
  • «Эволюция» — 126 381 343,5706 тыс. руб.;
  • «Большой» — 45 127 767,19274 тыс. руб.;
  • «Согласие» — 30 044 787,69339 тыс. руб.;
  • «Социум» — 21 772 360,73238 тыс. руб.
  • Прибыльность

  • «Профессиональный» — 13,73;
  • «Гефест» — 13,03;
  • «Альянс» — 11,81;
  • «Согласие» — 11,74;
  • «АПК-Фонд» — 11,53;
  • «Первый промышленный альянс» — 11,12;
  • Сбербанк –10,93;
  • здесь два НПФ, «Традиция» и «Эволюция», с одинаковым результатом — 10,91;
  • «Волга-Капитал» — 10,78;
  • «Пенсионный выбор» — 10,73.
  • Надежность

Приведем данные «Эксперт РА»:

  • Сбербанк, «Газфонд» — ruAAA;
  • «Большой» — ruAA.
  • По прочим НПФ нет актуальных данных.

Название Объем пенсионных накоплений, тыс. руб. Доходность за минусом выплат УК и депозитарию, % Объем резервов, тыс. руб.
Сбербанк 608 202 297,64509 10,93 44 215 358,62975
«Сургутнефтегаз» 10 302 267,16951 9,81 18 998 346,63823
«Открытие» 509 907 811,62335 10,16 67 012 306,16124
«ВТБ Пенсионный фонд» 242 544 409,09023 9,57 5 615 612,59693
«АПК-Фонд» 11,53 128 858,23129
«Большой» 45 127 767,19274 9,88 6 654 426,69018
«Сафмар» 254 942 846,5577 8,18 8 502 101,60406
«Телеком-Союз» 1 442 121,1112 (-7,58) 21 194 733,00505
«Будущее» 256 074 688,38737 (-15,95) 2 775 632,78037
«Социальное развитие» 5 673 359,67294 (-17,25) 2 219 283,36904

Доходность пенсионных накоплений в ПФР

Управляющая компания Внешэкономбанка имеет в активе два портфеля: «Государственные ценные бумаги» и «Расширенный». Последний предполагает агрессивную стратегию инвестирования, а ГЦБ — консервативную. Причем расширенный портфель выбрали автоматически для тех людей, кто не высказывал никаких пожеланий, так называемых молчунов. А тем, кто осознанно воспользовался услугами этой фирмы, предлагают ГЦБ.

Расширенный также выбирают клиентам управляющих компаний негосударственной собственности, с которыми ожидается прекращение сотрудничества ПФР. То же самое происходит с пользователями негосударственных фондов, лишенных лицензий. Кроме того, выбрать эту стратегию можно самостоятельно, даже если первоначально вы пользовались другой.

Рассмотрим ситуацию, когда накопительная пенсия размером 100 тысяч рублей оставлена в УК ВЭБ в 2010 году.

Доходность пенсионных накоплений на базе портфеля «Расширенный» УК ВЭБ с 2011 по 2018 год.

Год Доходность, по ЦБ РФ Рост цен, по Росстату Как прирастали пенсионные накопления, руб.
2011 5 % 6 % 105 000
2012 9 % 7 % 114 450
2013 7 % 6 % 122 458
2014 3 % 11 % 126 130
2015 12 % 13 % 141 262
2016 10 % 5 % 155 382
2017 8 % 3 % 167 806
2018 6 % 4 % 177 874

Агрессивная стратегия в среднем за 8 последних лет обеспечила доходность пенсионных накоплений в размере 7,5 %. То есть каждые 100 тысяч, вложенные в дело, заработали 78 тысяч рублей. По сравнению с показателями НПФ это больше, также превышает на 0,6 % величину инфляции и на 0,1 % показатели частных фондов. Складывается впечатление, что разумнее было как раз оставаться участником портфеля «Расширенный».


Однако портфель ГЦБ от ВТБ принес за этот же период более впечатляющую доходность – в среднем 7,9 %. Учитывая капитализацию процентов, на 100 тысяч накоплений вышло 82 тысячи прибыли. В итоге консервативная стратегия показала себя лучше.

Доход портфеля инвестиций ГЦБ УК ВЭБ с 2011 по 2018 год

Год Доходность, по ЦБ РФ Рост цен, по Росстату Как прирастали пенсионные накопления, руб.
2011 6 % 6 % 106 000
2012 8 % 7 % 114 480
2013 7 % 6 % 122 488
2014 -2 % 11 % 120 040
2015 13 % 13 % 135 692
2016 11 % 11 % 150 608
2017 11 % 3 % 167 174
2018 9 % 4 % 182 213

Вывод о неплохих результатах УК ВЭБ можно сделать при сравнении прибыльности этого фонда с доходностью ЧУК и НПФ, независимо от положения последних на рынке — будь то лидер или аутсайдер. У государства получилось сработать с результатом, превышающим средние показатели.

Но подобные выводы не являются правильными, ведь результаты деятельности одного фонда сравниваются с усредненными показателями рынка. Так, самые успешные управляющие компании и пенсионные фонды частной формы собственности показали результат, превосходящий таковой у ВЭБ: 9-10 % доходности в год.

Поэтому в приумножении пенсионных накоплений результат государства превышает средний, но уступает показателям лучших частных компаний и фондов. Доходность пенсионных накоплений у управляющей компании ВЭБ за восемь лет превышает инфляцию.

Выбор между ПФП и НПФ для размещения пенсионных накоплений

Если сравнивать по государственным гарантиям, то ПФР, определенно, менее рискованный способ сбережения. Однако в 2015 году НПФ дано право вступать в систему гарантирования прав застрахованных лиц, которая очень похожа на Агентство страхования вкладов. Членами этой организации являются 38 НПФ. Если негосударственный пенсионный фонд обанкротится, то аккредитацию у него также заберут. Средства вкладчиков возместятся благодаря страховке, после чего их переведут в ПФР.

Однако есть и причины, по которым граждане не в полной мере доверяют государству:

  • замороженная на длительный срок накопительная пенсия (уже 6 лет);
  • реформы в пенсионной системе далеки от прозрачности;
  • накопления в ПФР переведены на представление не в денежной форме, а в виде баллов.

Ведь если накопительная пенсия присоединена к страховой, какое может быть накопление? Средства пенсионного фонда лишь на бумаге индексируются в соответствии с официальной инфляцией. Создается красивая внешняя картинка по сравнению с убытками НПФ, особенно во время экономических кризисов. Такую аргументацию используют чиновники, выступающие против накопительной пенсии. Вице-премьер Ольга Голодец одна из них. Они апеллируют к рискам НПФ оказаться банкротами.

Но так как правительство очень часто изменяет принципы создания пенсионных накоплений, то появляются не менее высокие риски остаться в категории «молчунов». Сильнее же всего народ беспокоит тот факт, что никто не берется спрогнозировать стоимость аккумулированных на счете баллов в момент выхода на заслуженный отдых.

Рассмотрим, почему может быть привлекательным пенсионный фонд, созданный в частном порядке:

  • Прошло достаточно времени, чтобы сделать вывод о несостоятельности финансовой модели ПФР. Государство стремительно беднеет, поэтому индексация не может компенсировать инфляционного обесценивания пенсионных накоплений.
  • Негативно сказываются на привлекательности государственного пенсионного фонда также бесконечные изменения в правилах учета.
  • В ситуации экономического роста, который неминуемо вернется, показатели доходности пенсионных накоплений в частных фондах всегда выше, чем у ПФР, и выше инфляции. За десятилетний период статистика частных фондов лучше государственных, если оценивать по прибыльности. Так, у НПФ это 80–100 %; УК ВЭБ — 50 % для базового портфеля, состоящего из государственных бумаг, до 80 % для расширенного.
  • Располагает к НПФ инициатива по вводу индивидуального пенсионного капитала (ИПК), реализованная еще в 2019 году. Согласно ей предполагается перейти от обязательного пенсионного страхования к добровольному.

  • Риск банкротства, особенно вероятный для небольших фондов.
  • Некоторые частные фонды имеют доходность меньше инфляции. Это касается тех, которые вложились в убыточные бумаги «Бинбанка» и «Открытия».
  • Смена одного НПФ на другой выгодна только через пятилетний период. Если уйти раньше, начисленный доход от инвестиций будет утрачен. При этом в 2017 году фонды сменили около 2 млн плательщиков. Финансовые потери людей от этого шага составили 33 млрд рублей.

Причина того, что ранее никак не проявлявшие активность люди перешли в негосударственные пенсионные фонды, проста — большое недоверие к государственной системе пенсионного страхования. Кроме того, НПФ много усилий тратят на привлечение клиентов. Однако сами по себе уговоры и обман не дали бы столь крупных результатов. Ведь у населения сохраняется по умолчанию недоверие к негосударственным организациям.

Но в нынешних реалиях государству доверяют в меньшей степени, чем частникам. Очень большой репутационный урон ПФР нанесло решение о заморозке пенсионных накоплений, а также переход на систему баллов вместо реальных денег. Ежегодные изменения в правилах начисления пенсий формируют у будущих пенсионеров большие опасения. Мало кто уже верит, что государство сможет качественно реформировать пенсионную систему, чтобы каждый человек смог к выходу на отдых получать достаточные выплаты.

В такой ситуации будущее у каждого в руках: чем раньше начать откладывать и инвестировать часть своих доходов, тем больше удастся скопить к моменту ухода на заслуженный отдых.

Статья посвящена обобщению судебной практики при рассмотрении дел о действительности счетов Пенсионного фонда Российской Федерации в кредитных организациях. Вправе или нет ПФР открывать счета в коммерческих кредитных организациях? Или право на их открытие и обслуживание имеется только у Центрального банка России? В материале изложены и проанализированы два противоположных подхода при решении судами данной проблемы.

Так, в частности, при рассмотрении дел о применении последствий недействительности договора банковского счета, заключенного между Пенсионным фондом Российской Федерации (далее — Пенсионный фонд России или ПФР) и кредитной организацией, перед арбитражными судами возникает вопрос о том, обязан ли Пенсионный фонд России открывать счета только в Банке России либо вправе открывать счета в других кредитных организациях.

Относительно обозначенного вопроса в судебной практике сформировались два подхода.

Согласно первому подходу счета ПФР обслуживаются только Центральным банком Российской Федерации, в связи с чем ПФР не вправе открывать банковские счета в других кредитных учреждениях. В обоснование указанной позиции приводятся следующие доводы.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон) ПФР (государственное учреждение) и его территориальные органы состав-ляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда России перед застрахованными лицами. Данная норма свидетельствует о придании законодателем особой значимости сохранности средств пенсионного страхования в целях обеспечения надлежащих финансовых условий осуществления программ социального развития.

При этом Законом установлены специальные нормы, определяющие порядок хранения денежных средств, находящихся в управ-лении ПФР.

Так, статьей 16 Закона предусмотрено, что денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда, открываемых в учреждениях Банка России, и только при отсутствии таковых — на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно статьям 10, 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации1 (БК РФ) бюд-жеты государственных внебюджетных фондов, в том числе и Пенсионного фонда России, входят в состав бюджетной системы РФ, а средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Пенсионный фонд России является участником бюджетного процесса, входит в бюджетную систему РФ, финансируется, в том числе и за счет средств федерального бюджета.

В силу статьи 3 Закона бюджет Пенсионного фонда России — форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в РФ. В структуре расходов бюджета ПФР на соответствующий финансовый год, утверждаемой Федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда России, установлены различные статьи расходов фонда, в том числе и на выплату пенсий. Все средства ПФР, как поступающие в доход бюджета Пенсионного фонда России, так и направляемые на определенные цели в соответствии со структурой расходов бюджета фонда, учитываются (хранятся) на балансовом счете 40401 «Пенсионный фонд Российской Федерации». Законодателем не сделаны исключения, касающиеся размещения в кредитных организациях средств бюджета Пенсионного фонда России, направляемых на выплату пенсий, поскольку установление различных правовых режимов для использования средств бюджета и государственных внебюджетных фондов противоречит принципу открытости и публичности процесса целевого расходования внебюджетных средств, направляемых на обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение.

В связи с этим на правоотношения, связанные с получением ПФР бюджетных средств, распространяются нормы бюджетного законодательства, в том числе положения статей 155 и 156 БК РФ2.

В силу названных статей Бюджетного кодекса РФ в полномочия Банка России входит обслуживание счетов бюджетов, и только в случае отсутствия учреждения Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения им этих функций указанные полномочия могут выполняться кредитными организациями. При этом в статье 48 Закона о Центральном банке Российской Федерации отмечается, что Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюд-жетных фондов в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Поскольку расчетно-кассовое обслуживание счетов территориальных органов ПФР, которые в силу статьи 161 БК РФ являются бюджетными учреждениями, состоит в получении, хранении и расходовании выделенных им бюджетных средств, то такие счета в соответствии со статьей 155 БК РФ должны быть открыты Банком России с целью учета средств ПФР, направляемых на выплату пенсий.

В этой связи представители данной позиции полагают, что положения писем о расчетных счетах ПФР3, согласно которым средства ПФР учитываются на открываемых ему и его региональным отделениям в банках на балансовом счете 40401 «Пенсионный фонд Российской Федерации» по соответствующим лицевым счетам, необходимо применять в точном соответствии со статьями 155 и 156 БК РФ.

Публичное предназначение средств бюджета обусловливает требования к их целевому использованию, что может быть осуществлено путем установления федеральным законодателем специальных, имеющих императивный характер правил, относящихся к выбору соответствующим субъектом конкретной правовой формы обслуживания счетов бюджетов. Наличие таких правил призвано гарантировать наиболее благоприятные условия, в том числе с точки зрения сохранности бюджетных средств, открытости, прозрачности их расходования4. При этом обслуживание счетов бюджетов Банком России является механизмом защиты бюджетных средств5.

Согласно второму подходу Пенсионный фонд России вправе открывать счета также и в кредитных организациях. В обоснование указанной позиции приводятся следующие аргументы.

По общему смыслу БК РФ денежные средства внебюджетных государственных фондов бюджетом в понимании статьи 6 БК РФ не являются, хотя государственные внебюджетные фонды являются участниками бюджетного процесса и их бюджеты входят в состав бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со статьей 161 БК РФ территориальные органы ПФР являются бюд-жетными учреждениями, использующими бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством, открывающим, в свою очередь, в Банке России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации. То есть БК РФ предусмотрен четкий порядок открытия счетов для учета средств ПФР в Банке России — такие счета могут быть открыты только Федеральным казначейством.

Однако статья 1486 БК РФ, предусматривающая исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов Федеральным казначейством, до настоящего времени не введена в действие. При этом действие частей 4 и 5 статьи 215.1 БК РФ в части кассового обслуживания исполнения бюджетов территориальных государственных внебюд-жетных фондов приостановлено на период с 1 января по 31 декабря 2007 года.

Следовательно, Федеральное казначейство не имеет права открывать лицевые счета территориальным органам ПФР и поэтому не имеет права открывать счета в Банке России для учета средств ПФР.

Пенсионный фонд России представляет собой обособленный в использовании государственный централизованный фонд денежных средств, с помощью которого государство реализует социально-экономические задачи, и образован в целях создания оптимальной структуры государственного управления финансами пенсионного обеспечения. При этом целевая направленность средств ПФР в отличие от средств бюджетов определена законодателем конкретно, о чем свидетельствует содержание статей 3 и 143 БК РФ (если бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, то Пенсионный фонд России — форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение).

Поскольку содержание расходов бюджетов разнопланово, распорядителей и получателей средств бюджета много, а получателем средств ПФР является только Пенсионный фонд России как единая централизованная система органов и расходуются они только для единственной цели, подход законодателя к режиму формирования и расходования средств бюджета и внебюджетных фондов может быть различен.

Таким образом, законодатель выделяет средства государственных внебюджетных фондов в отдельную форму образования денежных средств, которые не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы, имеют строгое целевое назначение и изъ- ятию не подлежат.

Из анализа норм БК РФ следует, что в том случае, когда законодатель желает распространить действие соответствующей нормы на отношения, связанные с формированием и расходованием средств бюджетов и внебюджетных фондов, в статье БК РФ упоминается о них раздельно или словами «бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации».

Статья 155 БК РФ не содержит упоминания о внебюджетных фондах, ее действие не распространяется на органы Пенсионного фонда России. Тем самым обслуживание счетов ПФР, как и осуществление бухгалтерских операций со средствами ПФР, не регулируется статьями 155 и 156 БК РФ, поскольку в них регулируется вопрос обслуживания счетов бюджетов, а не государственных вне- бюджетных фондов.

Каких-либо ограничений по открытию органами ПФР банковских счетов в других банках законодателем не установлено. Об этом свидетельствует позиция Конституционного суда РФ, отраженная в Постановлении от 17.09.2004 № 12-П, согласно которой положения пункта 2 статьи 155 и пункта 2 статьи 156 БК РФ не исключают возможность открытия счета бюджетов в иных кредитных организациях.

Также представители данной позиции обращают внимание на то, что законодателем употребляются два различных термина — «обслуживание» и «хранение», смысловая нагрузка которых не является тождественной. В связи с этим делается вывод, что денежные средства ПФР хранятся на счете в ЦБ РФ (к которому, по их мнению, применяется режим договора банковского вклада), а расчетно-кассовое обслуживание осуществляется по счетам, открытым в других банках (к которым, по их мнению, применяется режим договора банковского счета).

В обоснование изложенного подхода они также ссылаются на статью 16 Закона о пенсионном страховании, которая не запрещает открытие в иных кредитных организациях счетов, предназначенных для учета расходов по средствам ПФР, направленных на выплату пенсий, а не для хранения денежных средств. При этом хранение и аккумулирование денежных средств ПФР осуществляются на открытом в Банке России счете с символом «01» в 15–16 разрядах номера лицевого счета 40401 «Пенсионный фонд Российской Федерации». Кроме того, хранение денежных средств в системе ПФР осуществляется на уровне высшего звена системы.

Из этого делается вывод, что банковский счет открывается не для хранения денежных средств, а для выплат пенсий (денежные средства в пределах установленного лимита ежедневно зачисляются на счет управлением ПФР и перечисляются с него доставщикам пенсий).

При этом открытие счетов территориальным органам ПФР основано на статье 18 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которой выплата трудовой пенсии производится непосредственно органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или организацией почтовой связи, кредитной либо иной организацией по заявлению пенсионера, а доставка пенсии также может производиться по желанию пенсионера, в том числе кредитной организацией7.

В качестве дополнительного довода в обоснование изложенной позиции приводится следующий: поскольку денежные средства, начисленные к доставке сумм пенсий, не находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию, указанные денежные средства являются уже собственностью пенсионеров, так как они отражают суммы начисленных пенсий за определенный период8.

Следует также отметить, что практика арбитражных судов кассационной инстанции при разрешении обозначенного вопроса в отношении Фонда социального страхования в большинстве случаев единообразна и состоит в том, что, поскольку Правительством РФ не установлен перечень банков, в которых бы разрешалось Фонду социального страхования открывать банковские счета, он не имеет права на открытие счета в ином учреждении банка, кроме учреждения ЦБ РФ9.

Помимо обозначенного вопроса, в практике применения законодательства о пенсионном обеспечении также возникает вопрос о соответствии статьи 56 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» Федеральному закону «О защите конкуренции».

Так, в частности, отмечается, что указанная норма Закона ставит в неравное положение иные кредитные организации (банки) и Сбербанк, предоставляя последнему предпочтение, которое выражается в предостав-лении средств федерального бюджета для выплаты военным пенсионерам пенсий и обязании последних к заключению со Сбербанком договоров банковского вклада.

Пункт 4 статьи 1 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» выделяет общий порядок установления и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета, который регулируется Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и в отношении отдельных категорий граждан, пенсионное обеспечение которых не преду-смотрено указанным Законом, специальный порядок, который регулируется Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В соответствии со статьей 11 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсионное обеспечение лиц, указанных в настоящем Законе, и их семей осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти, которые в силу статьи 56 упомянутого Закона выплачивают пенсию через учреждения (филиалы) Сбербанка России путем зачисления сумм пенсии во вклады либо через предприятия связи с доставкой на дом. При этом отмечается, что пенсии могут выплачиваться и в ином порядке по решению соответствующего федерального органа исполнительной власти, согласованному с Министерством финансов РФ.

Приведенное положение статьи 56 Закона породило на практике следующий вопрос: предусматривается ли данной статьей обязательное зачисление сумм пенсий военным пенсионерам первоначально только во вклады, открытые в Сбербанке России, либо допускается зачисление Сбербанком России средств федерального бюджета, предназначенных для выплаты пенсий военным пенсионерам, сразу во вклады, открытые ими в других кредитных организациях, при наличии соответствующего заявления военного пенсионера.

Следует отметить, что практика арбитражных судов по обозначенному вопросу является немногочисленной.

Вместе с тем по упомянутой проблеме существует правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которая отражена в Постановлении Президиума от 19.12.2006 № 11627/06 и состоит в том, что для соблюдения установленного законом порядка выплаты пенсии военным пенсионерам необходимо заключение пенсионером-вкладчиком договора банковского вклада со Сбербанком России, зачисление отделениями Сбербанка России средств федерального бюджета на счет по такому вкладу либо оформление переводов через организации связи на основании документов, оформленных пенсионными органами соответствующих ведомств. При этом законодательными актами, регулирующими порядок выплаты и доставки пенсий военным пенсионерам, не предусмотрена обязанность Сбербанка России зачислять суммы пенсий на счета по вкладам, открытые в иных кредитных организациях.

1 Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов РФ» внесены изменения в БК РФ, которые вступили в силу с 1 января 2008 г. Так, статья 10 изложена в новой редакции, из содержания которой следует, что бюджеты государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетной системе РФ. Статья 143 признается утратившей силу с указанной даты. 2 Указанные статьи претерпели лишь редакционные правки.

3 Совместное письмо ПФР от 18.01.2001 № КА-03-25/526, Министерства труда и социального развития от 18.01.2001 № 47-АП, ЦБ РФ от 29.01.2001 № 911-У, Министерства РФ по налогам и сборам от 29.01.2001 № АС-6-07/84, Министерства финансов РФ от 26.01.2001 № 10н «О счетах Пенсионного фонда Российской Федерации»; совместное письмо ПФР и ЦБ РФ от 06.09.2001 № 1029-У.

4 Постановление Конституционного суда РФ от 17.06.2004 № 12-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросами администрации Санкт-Петербурга, законодательного собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда республики Хакасия».

5 Постановление ФАС ВСО от 04.08.2004 № А74-1188/04-К1-Ф02-2886/04-С2.

6 С 1 января 2008 г. кассовое обслуживание бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами Федерального казначейства.

7 Согласно первому подходу ссылка на ст. 24 Закона о пенсионном обеспечении и ст. 18 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не может быть принята во внимание, так как указанные нормы законов регулируют порядок доставки пенсии по желанию пенсионера.

8 Постановления ФАС ВВО от 04.07.2007 № А43-5998/2006-21-90, от 07.03.2007 № А43-5999/2006-21-89.

9 Постановления ФАС ЗСО от 27.12.2005 № Ф04-8277/2005(17064-А27-8), от 06.12.2005 № Ф04-8795/2005(17595-А27-8), от 08.11.2005 № Ф04-8018/2005(16666-А27-8), от 27.05.2004 № Ф04/2947-724/А45-2004.

Читайте также: