Какой штраф за игнорирование письма из пфр

Если работодатель вовремя не сдаст отчетность, ПФР применит к нему меры административной ответственности в виде штрафов. В первую очередь данный момент касается отчетов по форме СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ и СЗВ-ТД.

Поможем сдать СЗВ-ТД и исправить ошибки

Самые частые вопросы, которые мы решаем в течении 1 часа:

  • При проверке возникает ошибка 30,40, 50
  • Не получается отправить отчет, не формируется отчет
  • Не нужный, уволенный сотрудник попал в отчет
  • Приведем в порядок справочники и документы по сотрудникам, для корректного заполнения электронных трудовых книжек
  • Проверим и синхронизируем записи в документах Прием на работу, Кадровое перемещение, Увольнение и др.
  • Подключим к электронным трудовым книжкам

Как назначается штраф от ПФР

Штраф назначается Пенсионным фондом, если работодатель не представит в срок сведения на своих сотрудников или же представит их, но с ошибками. В Постановлении Правления ПФР от 27.09.2019 г. № 485п содержатся формы документов, представляемые работодателями в ПФР при регистрации или изменении информации о физлицах, а также инструкция по их заполнению.

Если работодатель нарушит правила представления сведений о сотрудниках, к нему применяется ответственность согласно Федеральному закону от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ, а именно штраф 500 руб. Такая ответственность налагается, если компания:

  • не соблюдет сроки представления информации по каждому застрахованному лицу;
  • представляет в ПФР неполные или недостоверные сведения по каждому застрахованному лицу.

Важно! "По каждому застрахованному лицу" означает, что штраф назначается по каждому сотруднику, в отношении которого нарушено законодательство в части представления информации в ПФР.

К примеру, в компании работает 30 человек. Работодатель не сдал отчет по форме СЗВ-М. В этом случае размер штрафа составит

30 чел. * 500 руб. = 15 000 руб.

ПФР применяет штрафные санкции и в том случае, когда работодатель нарушает формат представления отчетности - бумажный вместо электронного. Если в организации работает более 25 человек, то отчетность нужно сдавать только в электронном формате. В противном случае на работодателя налагается штраф в размере 1 000 руб.

В какой срок устранить ошибки, чтобы не было штрафа от ПФР

Работодатели могут избежать штрафа, если вовремя исправят ошибки по отчетности. Пенсионным фондом установлен срок - 5 рабочих дней со дня получения от фонда уведомления о наличии ошибок, выявленных в ходе камеральной проверки отчетности. Если уложиться в этот срок и сдать скорректированную отчетность, штрафа вполне можно избежать.

По окончании этих 5-ти рабочих дней сотрудники ПФР составляют Акт о выявлении правонарушения и назначают штраф. Если работодатель не заплатит его добровольно, Пенсионный фонд будет обращаться в судебные органы для взыскания штрафа в принудительном порядке.

Внимание! Иногда возникает ситуация, что уволенный сотрудник восстанавливается на рабочем месте по решению суда. Работодатель может избежать штрафа за нарушение срока сдачи информации, если представит отчетность за все периоды, когда сотрудник считался уволенным. Но сделать это нужно не позже следующего отчетного периода с момента принятия судебного решения.

В каком случае ПФР обращается в суд

На основании Федерального закона от 20.07.2020 г. № 237-ФЗ ПФР имеет право обращаться в суд для взыскания штрафа с работодателя, если общая сумма финансовых санкции более 3 000 руб. При этом срок обращения составляет 6 месяцев с даты указанного превышения.

Если же за 3 года с момента истечения срока исполнения самого раннего требования штрафы не превысили 3 000 руб., то ПФР имеет право обратиться в судебные органы в течение 6 месяцев с момента истечения этого трехлетнего срока.

Административная ответственность должностных лиц

Должностные лица работодателя несут административную ответственность согласно ст. 15.33.2 КоАП РФ за нарушение правил представления отчетности в ПФР по персонифицированному учету. Штраф составляет 300 - 500 руб.

С 2021 г. для них предусмотрена дополнительная ответственность за нарушение порядка и сроков представления в ПФР отчета по форме СЗВ-ТД. В соответствии со ст. 15.33.2 КоАП РФ должностные лица будут наказываться на 300 - 500 руб., если работодатель не представит вовремя этот отчет в ПФР или же в нем будут содержаться ошибки.

Чтобы не возникло никаких дополнительных проблем со сдачей СЗВ-ТД, рекомендуется передавать его через 1С: Отчетность. Программа автоматически проверит документ на ошибки, а при их наличии выдаст пользователю соответствующее уведомление. Подключить 1С: Отчётность можно бесплатно в рамках договора ИТС.Проф. Наши специалисты подробно расскажут о преимуществах сервиса, а также подключат его к вашей программе «1С:Предприятие».

Компания получила из ПФР требование об уплате штрафа. Бухгалтер позвонил в ПФР и выяснил, что, оказывается, в ходе камеральной проверки ревизоры установили факт занижения базы по страховым взносам. При этом компании не было известно, что в отношении нее проводится проверка, никаких документов ей не направляли. Фактически, компанию поставили перед фактом уже совершенного нарушения. Такая ситуация может принести компании определенный положительный эффект. Рассмотрим детали, чтобы понять, как извлечь выгоду, если контролеры ПФР не исполнили свои обязанности по информированию компании

После представления отчетности контролеры Пенсионного фонда начинают проводить камеральную проверку полученных документов (ст. 34 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ ).

Зачастую проверяющим есть к чему придраться. При этом компания вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов проводимых проверок (п. 12 ч. 1 ст. 28 Закона № 212-ФЗ).

3 СПОСОБА ВРУЧЕНИЯ КОМПАНИИ АКТА ПРОВЕРКИ

1. Вручение лично под расписку.

2. Отправка по почте заказным письмом (днем получения акта считается шестой день, с даты отправления заказного письма).

3. Пересылка в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ, ч. 4 ст. 38

ПРОСТОИМЕЙТЕ В ВИДУ

Принятие решения о привлечении к от­ветственности без присутствия представителей компании, не извещенной о времени и месте рассмотрения материалов проверки, считается существенным нарушением процедуры привлечения к ответственности. Такое нарушение свидетельствует о незаконности принятого решения (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.08.2012 № А43-20186/2011).

Чиновники обязаны, в частности:

• направить компании акт проведенной проверки;

• известить компанию о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Если чиновники свои обязанности не исполнят, то у компании появится реальный шанс добиться отмены штрафов в суде. На примерах практических ситуа­ций поясним, на что обращали внимание судьи и почему они отменяли штрафы.

АКТ ПРОВЕРКИ ОТПРАВИЛИ ПОЧТОЙ

Компания опоздала со сдачей расчета РСВ-1 в ПФР за полугодие, но страховые взносы заплатила своевременно. Пенсионный фонд оштрафовал фирму за опоздание. Штраф чиновники рассчитали исходя из суммы начисленных страховых взносов с начала календарного года, «забыв» про фактически уплаченные взносы.

РАЗЪЯСНЯЕМ

Акт камеральной проверки направили компании по почте заказным письмом. Вручить акт проверки лично представителю компании специалисты ПФР не пытались.

Начиная с 2012 года работники ПФР не обязаны вручать акт проверки лично представителю компании. Они вправе выбирать любой удобный для них способ доставки акта, в том числе и отправку заказным письмом. Это следует из ч. 4 ст. 38 Закона № 212-ФЗ. Выходит, что никаких нарушений чиновники не допустили.

Напомним, что до 2012 года контролеры могли направить акт проверки почтой, только при наличии доказательств, что компания уклоняется от его получения. Если бы подобная ситуация произошла в прошлом году, то судьи бы впоследствии отменили штрафы, наложенные фондом (постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.09.2012 № А66-1019/2012).

СИТУАЦИЯ

Акт проверки отправили почтой. Однако уже через несколько дней письмо возвратилось в ПФР с отметкой о неудавшейся попытке вручения.

РАЗЪЯСНЯЕМ

Акт проверки в течение пяти дней с даты его подписания контролерами должен быть вручен компании (ее уполномоченному представителю). Это требование ч. 4 ст. 38 Закона № 212-ФЗ. В противном случае компания даже не будет знать, что ее вообще проверяли.

Между тем, если конверт с актом проверки возвращен в ПФР с отметкой о невозможности вручения, то компания не может считаться извещенной о проведенной проверке. Чиновники, как минимум, должны выявить причины, по которым письмо не удалось доставить адресату. Если этого не сделать, то в будущем принятое решение о штрафе судьи признают незаконным (постановление ФАС Центрального округа от 07.09.2012 № А48-4161/2011).

СИТУАЦИЯ

Акт проверки направлен не заказным, а обычным письмом. Ход доставки письма контролеры отслеживали через сайт почтовой службы.

РАЗЪЯСНЯЕМ

Контролеры Фонда допустили две ошибки. Во-первых, они не вправе использовать обычные письма при отправке актов проверок. Для этого предназначены только заказные письма (ч. 4 ст. 38 Закона № 212-ФЗ). Во-вторых, выписка с сайта почтовой службы не является подтверждением передачи акта проверки проверяемому лицу (постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.07.2012 № А56-49761/2011). Выходит, что если спор о факте получения акта дойдет до суда, то компания получит неплохие шансы на отмену штрафа.

ИЗВЕЩЕНИЕ О РАССМОТРЕНИИ МАТЕРИАЛОВ ПРОВЕРКИ

Компания получила извещение о рассмотрении материалов проверки. В нем сказано, что представителю компании необходимо явиться в территориальное подразделение ПФР с 3 по 17 декабря 2012 года в приемные часы.

РАЗЪЯСНЯЕМ

Представитель компании вправе участвовать в процессе рассмотре­ния материалов проверки. Руководитель (заместитель руководителя) подразделения ПФР, в свою очередь, обязан известить компанию о времени и месте рассмотрения материалов проверки (ч. 2, 3 ст. 39 Закона № 212-ФЗ).

В этой ситуации представителю компании предложили явиться для рассмотрения материалов в определенный Фондом промежуток времени. Однако в него входят в том числе выходные дни, когда подразделение ПФР не работает. Более того, в извещении не указано конкретное время рассмотрения материалов проверки. При таких обстоятельствах извещение компании является ненадлежащим (постановление ФАС Центрального округа от 07.09.2012 № А48-4161/2011).

СИТУАЦИЯ

В извещении о рассмотрении материалов проверки сказано, что рассмотрение материалов проверки назначено на 4 декабря 2012 года. Представитель компании не смог явиться в назначенное время. Впоследствии бухгалтер заметил, что решение о привлечении к ответственности было принято 13 декабря 2012 года.

РАЗЪЯСНЯЕМ

Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки установлен ст. 39 Закона № 212-ФЗ. Однако закон не предусматривает, что решение о привлечении компании к ответственности должно быть вынесено именно в день рассмотрения материалов проверки. Следовательно, дата вынесения решения о штрафе может не совпадать с датой рассмотрения материалов проверки. Правомерность такого подхода недавно подтвердили и судьи (опреде­ление ВАС РФ от 12.09.2012 № ВАС-11683/12).

Кстати, ранее судьи придерживались иного мнения. Они полагали, что решение о привлечении к ответственности может приниматься исключительно в день рассмотрения материалов проверки (постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.04.2012 № А56-36039/2011).

СИТУАЦИЯ

При отправке извещения о времени и месте рассмотрения материалов проверки работники ПФР не подготовили опись вложения в письмо.

РАЗЪЯСНЯЕМ

Если между компанией и ПФР возникнет спор о получении извещения, то судьи, скорее всего, подержат компанию. Они считают, что если у контролеров ПФР не будет доказательств идентификации направленных документов, то штраф незаконен. Иными словами, ПФР должен доказать, что направил компании именно извещение о рассмотрении материалов проверки, а не какой-то другой документ (по­становление ФАС Северо-Кавказского округа от 16.05.2012 № А53-23541/2011).

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Для «жилищной» льготы заем должен быть целевым

Виктория Варламова,

эксперт Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт»

Территориальные подразделения ПФР вправе выбирать, как доставить компании акт проверки. В частности, направить акт заказным письмом (ч. 4 ст. 38 Закона № 212-ФЗ). Однако, по моему мнению, направлять акт почтой контролеры вправе только после того, как представитель организации лично подпишет акт проверки или будет зафиксирован факт уклонения от подписания акта.

Иными словами, направить заказное письмо можно после того, как будет сделано все возможное, чтобы компания узнала о наличии акта проверки. Приведу несколько доводов в обоснование такого подхода.

Под актом проверки должна стоять подпись не только контролеров из ПФР, но и представителя компании. Этого требует ч. 3 ст. 38 Закона № 212-ФЗ. Более того, акт проверки вручается в течение пяти дней с даты его подписания (ч. 4 ст. 38 Закона № 212-ФЗ). Значит, подписание акта проверки плательщиком и вручение ему этого документа - два разных события. Выходит, что пока акт не подписан организацией, отправлять его по почте нельзя.

Замечу, что из этого правила есть одно исключение: когда организация уклоняется от подписания акта проверки. На такой случай в акте делается соответствующая запись (ч. 3 ст. 38 Закона № 212-ФЗ). Более того, территориальное подразделение ПФР должно располагать доказательствами уклонения от получения акта. Если контролеры эти нюансы проигнорируют, то велика вероятность того, что компания успешно оспорит в суде результаты всей проверки.

Наша организация является бюджетной, функция бухгалтерии делегирована другой организации (договором) МУ "Центральная бухгалтерия". Специалисты данного МУ не подали вовремя СЗВ-М, в связи с чем к нам пришёл вызов на составление адм. протокола.

На какие положения действующего законодательства мы должны ссылаться, для того, что бы не были привлечены к административной ответственности?



За опоздание с формой СЗВ-М установлена ответственность по статье 17 закона о персонифицированном учете - Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ. Это 500 рублей за каждое застрахованное лицо. Иногда получается снизить сумму штрафа за несвоевременную сдачу СЗВ-М, если нарушения были допущены страхователем при смягчающих обстоятельствах (небольшой период просрочки, первичность нарушения и т.д.).


Это немножко не так работает, дело в том что страхователем является работодатель то есть юрлицо, а не конкретное должностное это исходит из ст 17

Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 01.04.2019) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"

ПФР, приняв решение о наложении штрафа, направляет работодателю требование о его уплате. Оно должно быть удовлетворено в течение 10 дней (если ПФР в документе не указал иного). При неуплате штрафа его сумма взыскивается с расчетного счета фирмы-работодателя (п. 1 ст. 46 НК РФ).

Поэтому привлекут к ответственности вас как юрлицо, или если ИП ка должностное лицо а вот потом в порядке привлечения к материальной ответственности вы эти деньги можете взыскать с бухгалтера или уволить его по ст 81 ТК.

Бухгалтера же в этой цепи МОГУТ привлечь по ст. 15.33.2 КоАП РФ).

НО то что привлекут юрлицо сначала это однозначно


Поскольку протокол еще не составлен и штраф не выписан, вы можете предоставить договор с МУ "Центральная бухгалтерия" в ПФР. Однако, штраф скорее всего выпишут вам. Но впоследствии вы вправе взыскать данные убытки с исполнителя, ст. 15, ст. 1064 ГК РФ, ст. 309 ГК РФ.

В любом случае в отношении штрафа, который вам выпишут, вы можете обратиться в суд, ведь в суде есть возможность снизить размер санкций, если просрочка незначительна либо есть смягчающие обстоятельства, впервые совершенное правонарушение и т.д. Бывают и процессуальные ошибки со стороны ПФР: неправильно составлен акт, не соблюдены сроки отправки и т.п.


Штраф будет наложен на юридическое лицо в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ. Вы в свою очередь можете представить возражения относительно обстоятельств, которые описываете. Удачи.


Страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом.

Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи

(часть седьмая введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 01.04.2019) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"

Статья 17. Ответственность органов и должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации и иных государственных внебюджетных фондов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, страхователей, списание безнадежных долгов по штрафам

(в ред. Федерального закона от 01.04.2019 N 48-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Руководители, а также другие должностные лица органов Пенсионного фонда Российской Федерации и иных государственных внебюджетных фондов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, страхователей, участвующих в соответствии с настоящим Федеральным законом в сборе, хранении, передаче и использовании сведений, содержащихся в индивидуальных лицевых счетах, обязаны обеспечить соблюдение законодательства Российской Федерации по вопросам защиты информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении конфиденциальности информации (персональных данных). Виновные в незаконном ограничении доступа к указанным сведениям или нарушении режима защиты информации несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях.

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

За несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей.


Вы можете оспорить штраф и ссылаться на

1. допущены ошибки, для исправления подавали уточненную форму

2.подали СЗВ-М своевременно, однако по невнимательности не включил в форму одного сотрудника.

3.также удается снизить сумму штрафа за несвоевременную сдачу СЗВ-М, если нарушения были допущены страхователем при смягчающих обстоятельствах, например

Небольшой период просрочки. В понимании судей это, как правило, не более 16 дней.

Первичность нарушения. Тем, кто прежде подобного не совершал, на первый раз штраф могут прилично скостить.

Отсутствие задолженности по уплате страховых взносов. Если плательщик на хорошем счету, ему могут пойти навстречу и уменьшить сумму санкций.

Технические неполадки: отсутствие связи, электричества, сбои программного обеспечения и так далее. Зачастую штрафы полностью отменяют.

Тяжелые жизненные обстоятельства лиц, от которых в силу должностных обязанностей зависит сдача СЗВ-М.

ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ.


сослаться к сожалению, не на что Вы допустили нарушение сроков сдачи отчетности, за что предусмотрена ответственность, на это указывает Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ

Статья 17. Ответственность органов и должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации и иных государственных внебюджетных фондов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, страхователей, списание безнадежных долгов по штрафам

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

При выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом.

Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение:

о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;

об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).

Лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.

Какие штрафы установлены за несвоевременную сдачу в ПФР отчета СЗВ-М в 2020 году? Появились ли новые штрафы с нового года за несвоевременное представление ежемесячного отчета? Кто будет привлекать в ответственности за несдачу СЗВ-М: Пенсионный фонд или налоговики? На какие КБК платить штрафы за несовременную сдачу СЗВ-М? На эти и другие вопрос вы найдете ответы в данной статье.

Несвоевременное представление отчета: штрафы 2020 года

Сдавать отчет по форме СЗВ-М организации и ИП, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязаны в территориальные подразделения ПФР. Такая обязанность закреплена в 2020 году в пункте 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
В этом же законе предусмотрена и ответственность в виде штрафов за несвоевременную сдачу СЗВ-М. В статье 17 закона сказано, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений влечет штраф размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Если вы хотите знать, в каком размере вам выставят штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2020 году, то вам необходимо умножить 500 рублей на количество физлиц, о которых вы должны отчитаться – работников и тех, с кем у вашей организации заключены гражданско-правовые договоры.

Пример расчета штрафа.

Предположим, что организация опоздала со сдачей отчета СЗВ-М за январь 2020 года. Его нужно было подать не позднее 15 февраля. Однако, фактически, отчет был сдан в ПФР только 22 февраля. Всего в отчете числится 105 человек. Поэтому штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2020 году составит 52 500 рублей (500 × 105).
Далее в таблице приведем размеры штрафов за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2020 году. Для примера приведем штрафы от 1 до 25 физических лиц в отчете (включительно).

Сколько физлиц в СЗВ-МРазмер штрафа
1500 руб.
21000 руб.
31500 руб.
42000 руб.
52500 руб.
63000 руб.
73500 руб.
84000 руб.
94500 руб.
105000 руб.
115500 руб.
126000 руб.
136500 руб.
147000 руб.
157500 руб.
168000 руб.
178500 руб.
189000 руб.
199500 руб.
2010 000 руб.
2111 000 руб.
2211 500 руб.
2312 000 руб.
2412 500 руб.
2513 000 руб.

Снижение штрафа

В 2020 году, как и прежде, законодательство не предусматривает, что на штраф за несвоевременное представление отчета СЗВ-М может быть снижен в связи со смягчающими обстоятельствами. Какой-либо механизм снижения штрафа, в принципе, не предусмотрен.

Однако стоит заметить, что отсутствие подобных норм в законодательстве еще не означает, что штраф за несовременную сдачу СЗВ-М никак не получится снизить. Организация или ИП может обратиться в суд по месту нахождения подразделения ПФР, выставившего штраф, с иском о признании частично недействительным решения о привлечении к ответственности и попросить снизить санкции (п. 5 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 19.01.2016 № 2-П). В числе смягчающих обстоятельств можно указать совершение такого нарушения впервые, незначительный период просрочки и т.д.

Заметим, что на практике бывали случаи, когда судьи снижали штраф за СЗВ-М в 100 раз — с 19 000 руб. до 190 руб. (решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 сентября 2016 г. по делу № А60-33366/2016).

Другая организация просила суд снизить штраф вдвое — с 43 000 до 21 500 руб. Суд его на столько и уменьшил (решение Арбитражного суда Оренбургской области от 9 сентября 2016 г. по делу № А47-6249/2016).

Штраф за несоблюдение порядка

С 2017 года в законодательстве о персонифицированном учете появился новый штраф, связанный с СЗВ-М. Заметим, что он не связан с несовременным представлением ежемесячной отчетности. Новый штраф касается способа сдачи СЗВ-М.

Заметим, что в 2020 года отчитаться по форме СЗВ-М «на бумаге» можно, только если в отчет включены сведения менее чем на 25 человек. Если же отчет вы включаете 25 и более застрахованных лиц, то нужно представить отчет в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (абз. 3 п.2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Если в 2020 году организация или ИП не будет исполнять обозначенное требование по способу сдачи СЗВ-М, то проверяющие из ПФР будет вправе наложить новый штраф – 1000 рублей. Таким штрафом с 2017 года дополнена статья 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

Как ПФР будет взыскивать штрафы в 2020 году

Порядок взыскания штрафов за несвоевременную сдачу СЗВ-М и за несоблюдение порядка представления отчета, описан в статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ. Процедура взыскания штрафов состоит из нескольких этапов. Так, частности, будет составлен акт. Потом вам выставят требование об уплате штрафа за несвоевременное представление СЗВ-М. Его нужно будет уплатить в течение 10 календарных дней с даты получения. Либо для уплаты штрафа может быть установлен более длительный срок непосредственно в самом требовании. Уплатить штраф за несовременно сданный СЗВ-М в 2020 году нужно будет на КБК 392 1 16 20010 06 6000 140. Он не изменился.

В 2020 году года подразделения ПФР вправе взыскивать любые штрафы за СЗВ-М исключительно в судебном порядке. Об этом прямо сказано в статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ). Списывать штрафы за СЗВ-М непосредственно с банковских счетов органы ПФР не вправе. Соответственно и применять форму решения о взыскании со счетов (2-ПФР), утвержденную Постановлением Плавления ПФР от 29.07. 2016 № 684п, они тоже не должны.

Стоит заметить, что в 2016 году органы ПФР, действительно, были вправе списывать штрафы за СЗВ-М в досудебном порядке и списывать штрафы непосредственно со счетов плательщиков. Такая возможность была предусмотрена статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ. Однако с 2017 года такой возможности у ПФР нет.

Бугаева Н. Г.

За ошибки в индивидуальных сведениях (ИС) о застрахованных лицах Фонд может оштрафовать . Штраф составляет 10% от причитающихся в ПФР платежей за отчетный (расчетный) период по работнику, в ИС которого была допущена ошибка . Причем наложение штрафа не зависит от того, уплачены ли взносы. Посмотрим, за что конкретно привлекают к ответственности. Ведь предупрежден - значит вооружен.

Внимание! Взыскать со страхователя штраф по Закону N 27-ФЗ ПФР может только через суд .

Отчетность -> уведомление об ошибках -> штраф

Итак, вы направили ИС и РСВ-1 в ПФР, а через некоторое время вам пришло уведомление из Фонда об ошибках. В нем указан срок на их исправление - 2 недели. Почему именно такой срок?

Из авторитетных источников

Прыгова Ольга Игоревна - заместитель управляющего Отделением Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области

"Если вам пришло от ПФР извещение о непринятии отчетности (отрицательный протокол), в котором должны быть перечислены ошибки, это значит, что отчетность, представленная в текущую отчетную кампанию, не принята и указанные в ней взносы не могут быть включены в лицевые счета. Не принятые ПФР отчеты с ошибками подлежат исправлению в рамках отчетной кампании. Поэтому при получении такого уведомления страхователь должен направить исправленные сведения в указанный в нем 2-недельный срок , не дожидаясь окончания текущего отчетного периода.

Если страхователь сам обнаружил ошибку в успешно сданной отчетности, то сдать корректирующие формы он может с очередной текущей отчетностью".

Кем выявлена ошибка - это важно. Как-то раз ПФР решил привлечь организацию к ответственности за недостоверность сведений, притом что некорректные данные обнаружила сама компания и представила корректировки вместе с текущей отчетностью. Суд предсказуемо отказал Фонду во взыскании штрафа, поскольку вины за страхователем не увидел .

Итак, вы получили требование об устранении ошибок. Далее все зависит от того, уложитесь ли вы с исправлением в 2 недели либо нет.

Вариант 1. Исправленные сведения представлены в течение указанных 2 недель. Тогда штрафовать вашу организацию не за что. Соблюдение этого срока исключает ее вину . И у вас однозначно будет больше шансов доказать неправомерность штрафа в суде, если его все-таки предъявят .

Вариант 2. Исправленные сведения представлены позже чем через 2 недели. Тогда, как показывает судебная практика, ПФР может вменить вашей организации одно из трех нарушений.

Нарушение 1. Несвоевременное представление корректировок. Однажды в такой ситуации суд поддержал ПФР . Но было и такое, что судья не удовлетворил требование о взыскании штрафа, обосновав это тем, что первоначальный вариант отчетности, пусть и с ошибками, был представлен вовремя .

Нарушение 2. Непредставление сведений в срок. ПФР считает, что подачу некорректных данных представлением отчетности признать нельзя. Поэтому датой представления отчетности считается день, когда страхователь направил в Фонд достоверные сведения.

В большинстве своем суды не соглашаются и с такими претензиями Фонда, указывая, что:

- если первоначально сведения были представлены вовремя, то штрафа быть не должно. Поскольку ошибки в отчетности и их неоднократное исправление не имеют значения для привлечения к ответственности за нарушение срока представления ИС. А несвоевременность представления и недостоверность сведений - два самостоятельных нарушения .

Хотя однажды суд встал на сторону Фонда в ситуации, когда вовремя была представлена отчетность с неполными сведениями ;

- сдача корректировок по требованию Фонда позже срока, установленного для представления отчетности, - это не нарушение. А то, что ПФР принимает отчетность только с исправленными сведениями, не доказывает просрочку со сдачей ИС .

Нарушение 3. Представление недостоверных сведений. По мнению ПФР, именно их изначально представил страхователь. Суды не поддерживают такую позицию Фонда и отмечают, что:

- уточнять и дополнять ИС по согласованию с Фондом страхователь имеет право и если недочеты и ошибки были исправлены, то недостоверными сведения признать уже нельзя ;

- штраф за недостоверность неприменим, если, несмотря на ошибки в представленной информации, можно понять, какие сведения относятся к конкретному застрахованному лицу .

Отчетность -> сразу требование об уплате штрафа

Случается и такое, что после сдачи отчетности никакие уведомления об ошибках и требования об их исправлении не приходят. Зато спустя какое-то время вы получаете "предложение" от ПФР добровольно уплатить штраф. Например, специалисты Фонда нашли расхождения в формах РСВ-1 и АДВ-6-2 или расхождения между сведениями в отчетности и данными самого Фонда о страхователе, к примеру, по платежам. Вот они и приходят к выводу, что организация представила недостоверные сведения.

Суды отмечали, что штраф за недостоверность неприменим, если:

- страхователь не исправил свою отчетность, потому что от него этого не требовали. При этом сотрудники Фонда вправе сами скорректировать сведения и постфактум уведомить об этом организацию ;

- расхождения в суммах уплаченных взносов возникли из-за ошибок в ИНН и КПП получателя при заполнении платежного поручения .

В другом деле ПФР решил привлечь организацию к ответственности потому, что та несколько раз направляла сведения за один и тот же период и последний вариант отчетности с корректными данными был принят Фондом по истечении срока для ее сдачи . Не выставляя ей никакого требования об исправлении ошибок, отделение ПФР сразу выписало штраф за несвоевременное представление ИС. Суд поддержал страхователя, отметив, что отчетность с ошибками была направлена в ПФР в срок, а за недостоверность данных общество не привлекалось.

Примечание. Ошибки в сданной отчетности могут всплыть не только благодаря внимательности ПФР или страхователя. Однажды суд поддержал Фонд при наложении штрафа на страхователя за неверное указание в ИС периода работы . Тогда о некорректных сведениях стало известно из жалобы работника, чьи права в сфере пенсионного обеспечения оказались ущемлены.

Ошибки в ИС + занижение базы = два штрафа

Если вы не только исказили ИС, но и занизили базу для начисления взносов (что можно выявить только при выездной проверке) и, как следствие, их недоплатили, то организацию могут привлечь к ответственности еще и по Закону N 212-ФЗ . То есть ПФР может взыскать со страхователя два штрафа . А штраф по Закону N 212-ФЗ варьируется от 20 до 40% от неуплаченной суммы взносов .

Но если вас пытались уличить в занижении базы по страховым взносам, а вы доказали, что занижения не было, то никакие штрафы на вас накладывать не имеют права, в том числе и за недостоверность сведений по Закону N 27-ФЗ. Потому что вы не обязаны представлять в ПФР сведения о выплатах работников, которые не облагаются страховыми взносами .

Расхождения в РСВ-1 и персонифицированной отчетности еще не означают недостоверность сведений . А если ПФР не доказал недостоверность сведений, то не было и нарушения, а значит, не может быть и штрафа.

ст. 17 Закона от 01.04.96 N 27-ФЗ

п. 16 Информационного письма Президиума ВАС от 11.08.2004 N 79; Письмо ПФР от 28.06.2006 N КА-09-26/6784

п. 41 Инструкции, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 14.12.2009 N 987н

Постановление ФАС ЗСО от 14.12.2011 N А27-6335/2011

Письмо ПФР от 14.12.2004 N КА-09-25/13379

Постановление ФАС СКО от 02.08.2012 N А63-8401/2011

Постановление ФАС СЗО от 20.07.2012 N А56-45585/2011

Постановление ФАС ВСО от 18.01.2012 N A19-13314/2011

Постановление ФАС ЦО от 17.09.2012 N А23-193/2012

Постановление ФАС ЗСО от 25.07.2012 N А46-13544/2011

Постановления ФАС ЦО от 14.02.2012 N А08-2656/2011; ФАС УО от 09.07.2012 N Ф09-4963/12; ФАС ВСО от 18.09.2012 N А19-266/2012

ст. 15 Закона от 01.04.96 N 27-ФЗ; Постановления ФАС УО от 17.01.2012 N Ф09-9077/11, от 21.08.2012 N Ф09-7273/12, от 28.12.2011 N Ф09-8597/11

Постановление ФАС ВВО от 22.10.2012 N А28-2360/2012

п. 41 Инструкции, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 14.12.2009 N 987н; Постановление ФАС ЗСО от 13.07.2012 N А27-14147/2011

Постановление ФАС СЗО от 02.05.2012 N А56-49298/2011

Постановление ФАС МО от 26.07.2012 N А41-40734/11

Постановление ФАС ЗСО от 10.10.2011 N А27-15044/2010

ст. 47 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ

Постановления ФАС ПО от 06.03.2012 N А12-10291/2011; ФАС УО от 09.08.2012 N Ф09-5966/12

Постановления Президиума ВАС от 02.10.2012 N 7828/12; ФАС ЗСО от 05.10.2012 N А27-241/2012

Постановления ФАС УО от 03.07.2012 N Ф09-5462/12, от 26.06.2012 N Ф09-5207/12

Читайте также: