Когда будет объединение пенсионных фондов в казахстане


Иллюстративное фото: NUR.KZ/Петр Карандашов

Пока все казахстанские вкладчики подсчитывают свои пенсионные накопления и решают, на что их потратить, регулирующий этот процесс законопроект находится в разработке. Журналисты Нурфин узнали его предварительные условия.

Эти и другие вопросы, касающиеся использования пенсионных накоплений, мы задали директору Департамента социального страхования и пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты населения РК Виктории Шегай.

Когда можно будет забрать деньги

Пенсионные накопления казахстанцы смогут использовать только в следующем году, но это не значит, что за деньгами можно будет отправляться с первых дней января. Точная дата будет озвучена после разработки и принятия соответствующих правил.


Токаев: Закапывание денег в землю в регионах не должно повториться

Виктория Шегай: "На сегодняшний день законопроект, который, в том числе, включает в себя поправки в части использования пенсионных накоплений, находится на рассмотрении в Мажилисе Парламента. Но он уже на стадии завершения.

По ожиданиям экспертов, до конца года проект должен отправиться на подпись к Главе Государства. В срок не позднее двух месяцев после подписания самого закона должны быть приняты все подзаконные акты, которые фактически описывают механизм его реализации".

Сколько денег можно будет использовать

Предварительный порог достаточности уже известен. Не достигшие пенсионного возраста казахстанцы смогут использовать свои пенсионные накопления, которые превышают соответствующие разным возрастам суммы.

Например, если 40-летний казахстанец на своем индивидуальном пенсионном счете накопил 5 миллионов тенге, то использовать он сможет максимум 1 563 000 тенге, так как порог достаточности для него будет составлять 3 437 000 тенге.


Как беременным бесплатно пройти дорогостоящие анализы в Казахстане

"Порог достаточности должен оставаться на индивидуальном пенсионном счете казахстанца для того, чтобы с учетом будущих накоплений, к своим 63 годам у вкладчика накопилась достаточная сумма, которая смогла бы обеспечить его пенсионными выплатами" - объясняет Виктория Шегай.

Отметим, что использовать можно будет пенсионные накопления, сформированные за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных и добровольных взносов, а также начисленного инвестиционного дохода.


Порог достаточности для каждого возраста: Министерство труда и социальной защиты населения РК

Для пенсионеров другие расчеты и условия. Они могут воспользоваться только половиной своих пенсионных накоплений.

При этом совокупный размер пенсии, которая состоит из базовой, солидарной и накопительной составляющих, должен быть не меньше 40% от зарплаты, которую вкладчик получал до выхода на пенсию.


Мошенники и пенсионные накопления: какие схемы могут быть в Казахстане

То есть здесь все зависит от каждого индивидуального случая.

С какой целью можно использовать деньги

Казахстанцы смогут использовать свои пенсионные накопления поверх порога достаточности на три цели:

  • улучшение жилищных условий;
  • оплата лечения;
  • передача в доверительное управление частным финансовым компаниям.

Что касается последнего пункта, то на данный момент пенсионные активы казахстанцев находятся в доверительном управлении Национального банка РК, который вкладывает их в различные финансовые инструменты, приносящие инвестиционный доход.

Теперь вкладчики смогут сами решать, через какую финансовую компанию инвестировать свои накопления поверх порога достаточности.

"После объединения всех частных пенсионных фондов в Единый накопительный пенсионный фонд встал вопрос об участии людей в финансовом управлении личными пенсионными сбережениями.


Более 138 млрд тенге выплатил ЕНПФ казахстанцам

Эта часть позволяет вкладчику выбрать частного финансового управляющего, которому он сможет сверх пороговой суммы передать накопления, чтобы с помощью него получать возможно более высокий уровень доходов.

Этот инвестиционный доход в результате будет увеличивать сумму накоплений" - подчеркивает директор Департамента социального страхования и пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты населения РК Виктория Шегай.


Иллюстративное фото: NUR.KZ/Петр Карандашов

Для обеспечения целевой направленности средств будет создан уполномоченный оператор. Вне зависимости от цели желающий снять деньги вкладчик будет обращаться именно к нему.

После определения цели оператор должен будет связать обратившегося человека с организацией, которая предоставит ему услугу. На основе их договора и прописанной в ней суммы, уполномоченный оператор отправит запрос в ЕНПФ, чтобы оттуда деньги были переведены в предоставившую услугу организацию.


Сколько денег удалось сэкономить на выборах президента Казахстана и сенаторов, рассказали в ЦИК

То есть личный банковский счет вкладчика ЕНПФ в этом процессе не будет фигурировать, и, тем более, никаких денег на руки он не получит.

Каким налогом будет облагаться изъятая сумма

Все пенсионные выплаты из Единого накопительного пенсионного фонда, помимо выплат на погребение, облагаются индивидуальным подоходным налогом (ИПН).

Какие правила будут действовать в случае использования казахстанцами своих пенсионных накоплений, еще не решено.

Виктория Шегай: "На сегодняшний день в разработке также остается вопрос об освобождении данных выплат от налога или о снижении налоговой нагрузки. Окончательного решения на этот счет пока нет".

Точные правила изъятия своих пенсионных накоплений узнаем после их официального утверждения.


Как вернуть деньги за переплату по медстраховке в Казахстане

О самой актуальной наболевшей экономической теме этой осени рассуждает научный руководитель AERC Жаксыбек Кулекеев


В 2019 в своем послании народу Казахстана Касым-Жомарт Токаев дал поручение правительству изучить совместно с Национальным банком вопрос использования работающими гражданами части своих пенсионных накоплений для решения текущих проблем, в том числе для покупки жилья или получения образования, а также вопросы консолидации средств трёх внебюджетных фондов: Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ), Государственного фонда социального страхования (ГФСС), Фонда обязательного социального медицинского страхования (ФСМС) - в Единый социальный фонд (ЕСФ) и введения единого социального платежа. С этого момента в обществе вопрос активно обсуждается, и на страницах СМИ высказываются разные предложения.


Пенсионная реформа в Казахстане: причём тут Сингапур?

Известно, что эти фонды были образованы для решения разных социальных проблем общества. Например, ЕНПФ создан для предоставления гражданам возможности накопить средства за счёт личных взносов с доходов для обеспечения достойной пенсии в будущем. Поэтому те деньги, которые накапливаются на индивидуальном счёте в ЕНПФ, являются сбережением вкладчиков. Отличие пенсионных накоплений от привычных депозитов состоит в том, что их можно использовать только по достижении пенсионного возраста и только по частям. Во всём остальном средства ЕНПФ ничем не отличаются от традиционных банковских депозитов. В случае смерти владельца средства, находящиеся на счёте, передаются по наследству.

Что касается средств ГФСС и ФСМС, то они являются не персонифицированными, а солидарными, поэтому средства, находящиеся в этих фондах, по наследству не передаются. При этом получателями денег от ГФСС являются физические лица, а от ФСМС – медицинские учреждения. Когда возникает вопрос об объединении средств трёх фондов, то первым делом следует разобраться с правом собственности на средства этих фондов. В том числе надо найти ответ на вопрос: будем ли мы персонифицировать накопления в ГФСС и ФСМС по примеру ЕНПФ, вводя счета для каждого физического лица, тем самым сделав их собственниками всех этих средств или нет?

Когда экономист Олжас Худайбергенов подчёркивает преимущества сингапурской экономической модели, то он отмечает тот факт, что человек в Сингапуре может распоряжаться своими накоплениями, направляя их на жильё, медицинские и образовательные услуги. Это означает, что деньги, находящиеся в Едином фонде в Сингапуре, являются персонифицированными и вкладчики являются собственниками этих счетов.

Недавно Петр Своик в своей статье «Чрезвычайная тройка» от 6 ноября 2019 в газете «Время» отметил необходимость и целесообразность объединения ЕНПФ с двумя другими социальными фондами – ГФСС и ОСМС. Такого же мнения придерживается Олжас Худайбергенов, который также рекомендовал, по опыту Сингапура, создать в Казахстане Единый социальный фонд путем объединения средств трёх отмеченных фондов.

Это вопрос непростой, но на стадии обсуждения многие эксперты в своих рекомендациях обращают внимание на технические аспекты проблемы, забывая о глубинных и содержательных последствиях подобного решения. В этой связи я хотел бы призвать своих коллег не упрощать данный вопрос, а обстоятельно обсудить все аспекты проблемы и только после этого принять такое взвешенное решение, которое даст положительный импульс развитию всей пенсионной системы страны.


Маргулан Сейсембай: Чем больше государства в экономике, тем больше бюрократизма и коррупции

Говоря о способах объединения средств трёх фондов, на мой взгляд, следует обратить внимание на следующие три возможных варианта.

Первый вариант предполагает способ объединения средств ГФСС и ФСМС с ЕНПФ. При этом средства, поступающие в первые два фонда, также должны стать персонифицированными, что упростит процесс объединения вкладов граждан в этих фондах с их пенсионными накоплениями в ЕНПФ. В результате граждане получат один персональный счёт в Едином социальном фонде (ЕСФ), причём накопления на этом счёте должны, по определению, стать собственностью вкладчиков. Возможно, такой способ консолидации средств трёх фондов является, с точки зрения принципов рыночной экономики, наиболее эффективным и справедливым для лиц, осуществляющих ежемесячно солидные отчисления от своих доходов, но окажется тяжёлым для другой категории граждан, которая не сможет отчислять такие средства в ЕСФ в силу незначительности размера ежемесячных доходов, а также для тех лиц, которые в силу разных причин сознательно избегают накопления средств на индивидуальном счёте в ЕСФ.

Второй вариант предполагает объединение ЕНПФ с ГФСС и ФСМС таким образом, чтобы в результате слияния индивидуальные счета вкладчиков ЕНПФ потеряли свою персонифицированность, и средства, находящиеся в ЕСФ, стали солидарными. Деперсонификация накоплений вкладчиков в ЕНПФ означает национализацию пенсионных сбережений населения, следовательно, этот вариант предполагает полный отход от принципов рыночной экономики, а также существующей концепции накопительной пенсионной системы.

Третий вариант предполагает не физическое объединение средств этих фондов, а создание некой надстройки над этими фондами в целях формального выполнения поручения президента. В этом случае целью создания новой структуры станет улучшение координации деятельности трёх фондов путём формирования единой информационной базы.

Возможно, существуют и иные способы объединения этих фондов, однако они могут представлять некую комбинацию отмеченных трёх вариантов, поэтому рассмотрим более подробно только их.

Первый вариант предполагает способ объединения средств ГФСС и ОФМС с ЕНПФ таким образом, чтобы граждане получили один персональный счёт в едином социальном фонде, накопления в котором станут собственностью вкладчика. Что же тогда мы получим? Вот что будет в этом случае.


Почему банки не удовлетворяют потребности казахстанцев

Во-первых, человек с высокой заработной платой будет отчислять в ЕСФ значительно больше средств, чем человек с низкой зарплатой, причём они будут храниться на персональных счетах граждан. Различие в размерах средств на персональных счетах граждан приведёт к тому, что люди будут получать медицинские и иные социальные услуги в зависимости от своих накоплений в ЕСФ. Иначе говоря, люди, которые накапливают деньги в ЕСФ, смогут претендовать на получение достойных медицинских услуг только в том случае, если накопленных средств будет достаточно для покрытия стоимости полученных медицинских и иных услуг. Возможно, это хорошо, но у нас в стране очень много людей, которые не могут накопить необходимые средства для получения как достойной пенсии, так и медицинских и иных услуг из-за того, что получают очень низкую заработную плату.

Если эти люди были бы представителями частного сектора, самозанятыми либо индивидуальными предпринимателями, которые по разным причинам избегают регулярного отчисления средств в ЕСФ, то можно найти какое-то оправдание тому, что данной категории людей станет почти недоступными современные медицинские и другие социальные услуги. Но в данном случае я бы хотел затронуть интересы низкооплачиваемых работников бюджетной сферы, таких как работники системы здравоохранения, образования, а также госслужащие низовых звеньев. Если объём получаемых медицинских и иных социальных услуг будет связан с размером накопленных средств в ЕСФ, то, естественно, эти люди не смогут претендовать на хорошую доплату к базовой пенсии и на качественные медицинские и иные услуги. Всё это будет способствовать усилению социального неравенства в обществе, и встанет вопрос относительно справедливости социальной политики нашего государства.


Как будут раскрывать данные казахстанских компаний, работающих в офшорах

Во-вторых, в настоящее время примерно 97-98% общих выплат из ГФСС идут на содержание женщин, находящихся в декретном отпуске, то есть единовременное пособие, пособие до рождения ребенка и пособие по уходу за ребёнком выплачиваются из ГФСС. Таким образом, на сегодня ГФСС, по существу, превратился в фонд поддержки женщин, находящихся в декретном отпуске. Конечно, в этом ничего похвального нет, поскольку женщин, находящихся в декретном отпуске, содержат наёмные работники, которые ежемесячно отчисляют проценты от своих доходов в ГФСС. Люди, которые отчисляют нерегулярно или вовсе не отчисляют средства в ГФСС, самоустранились от участия в этом процессе.

Теперь, если средства в ЕСФ станут персонифицированными, то в этом случае возникнет вопрос о содержании женщин, находящихся в декретном отпуске. Когда деньги консолидированы, вопрос с использованием денег на общие цели не возникает, а если они персонифицированы, тогда надо получить согласие вкладчиков. Согласятся ли люди направлять какую-то часть от своих персональных накоплений на содержание женщин, находящихся в декретном отпуске? Скорее всего, нет. В результате выплаты, связанные с содержанием женщин, находящихся в декретном отпуске, следует вернуть в государственный бюджет. В прошлом году расходы ГФСС на содержание женщин, находящихся в декретном отпуске, составили около 520 млрд тенге. Готов ли бюджет взять эти расходы на себя? Этот вопрос требует своего уточнения.

В-третьих, в стране имеется огромное число самозанятого населения и ИП. Многие из них, как правило, не отчисляют или нерегулярно отчисляют выплаты в существующие фонды. В настоящее время более 95% от общих поступлений в эти фонды обеспечивают наёмные работники. Если мы объединим три фонда в ЕСФ и при этом будем придерживаться принципа персонификации средств, то в этом фонде счета будут иметь преимущественно наёмные работники. Тогда медицинские и иные услуги окажутся недоступными для большого количества самозанятого населения и ИП, которые пока должного участия в пополнении средств вышеназванных фондов не принимают. Это может привести к ухудшению здоровья населения страны, сокращению продолжительности жизни, что окажет отрицательное влияние на состояние качественных индикаторов развития страны.


Таким образом, прежде чем объединить эти существующие фонды в Единый социальный фонд по первому варианту, следует найти ответ на следующие вопросы:

  1. Готова ли страна на более справедливое, но дифференцированное предоставление медицинских и иных услуг в зависимости от размера накопленных средств в ЕСФ?
  2. Готова ли страна взять затраты по беременности и родам, уходу за ребенком, включая единовременные выплаты, в государственный бюджет?
  3. Чтобы не обострять социальный конфликт, государство должно взять на себя затраты по охвату современными медицинскими и иными услугами категорий лиц с низкой заработной платой. В этой связи готов ли бюджет страны взять на себя дополнительную нагрузку?

Теперь рассмотрим второй способ объединения трёх фондов, который предполагает деперсонификацию вкладов и национализацию пенсионных сбережений населения. Этот вариант предполагает полный отход от принципов рыночной экономики и концепции накопительной пенсионной системы. В этом случае средства в ЕСФ будут носить консолидированный характер, вкладчики потеряют право собственности на свои сбережения. Даже простое обсуждение этого вида объединения фондов вредит нормальному развитию пенсионной системы страны, поскольку порождает недоверие со стороны граждан к проводимой реформе в этой сфере. Желание граждан забрать свои пенсионные накопления, возможно, в какой-то степени продиктовано их недоверием проводимой работе по улучшению ситуации с деятельностью ЕНПФ. Этот вариант является самым нежелательным.

Рассмотрим третий вариант. Он предполагает не объединение средств этих фондов, а создание некой надстройки над этими фондами, которая будет замещать отдельные функции этих фондов, а также формировать их единую информационную базу.


Разворуют ли пенсионный фонд частные управляющие компании?

Понятно, что этот условный вариант объединения фондов никаких экономических выгод населению не даст, однако потребует дополнительных затрат на создание и содержание вновь созданного института. По оценкам специалистов Министерства труда и социальной защиты населения, потребуется дополнительно около 12 млрд тенге ежегодно на содержание вновь создаваемой надстройки. Для ясности надо отметить, что эти средства будут выделяться не из государственного бюджета, а изыматься из доходов этих фондов, снижая как объёмы пенсионных накоплений, так и поступлений в ФСМС и ГФСС. Конечно, государство может пойти на создание такой надстройки, если выгоды от её создания окажутся больше тех затрат, о которых было сказано выше. Но пока ещё никому не удалось привести весомые аргументы в пользу подобных способов объединения фондов.

Хотелось бы отметить, что это не первый случай, когда в стране инициируется вопрос по объединению средств разных фондов. Например, в 2014, когда все частные компании по управлению пенсионными активами были ликвидированы и их функции были переданы ЕНПФ, президент страны дал поручение объединить средства Пенсионного фонда с Национальным фондом РК. Но в то же время в ходе изучения специалисты поняли, что каждый из этих фондов имеет собственные цели, задачи и функции, которые между собой не пересекаются. Кроме того, в Национальном фонде сосредоточены в консолидированном виде финансовые активы правительства Казахстана, тогда как в ЕНПФ находятся сбережения физических лиц страны. Тогда тоже встал вопрос о национализации средств пенсионных накоплений, поскольку без неё невозможно объединение средств физических лиц из Пенсионного фонда с Национальным фондом.

Мы вновь и вновь возвращаемся к обсуждению вопроса по слиянию тех или иных фондов, которые не дают гражданам ничего, кроме сомнения в справедливости и последовательности проводимых в стране реформ. Подытоживая, хотел бы отметить, что технических препятствий для объединения средств этих трёх фондов не существует, но в содержательном плане будет возникать масса непростых системных вопросов. Поэтому принятию решения о слиянии этих фондов должна предшествовать всесторонняя оценка возможных последствий как для отдельных граждан, так и в целом для общества, чем в настоящее время занимается созданная рабочая группа при правительстве.

Дмитрий Мазоренко, Vласть

Впервые об объединении пенсионных фондов в единый институт заговорили в начале 2013 года. Оно завершилось в конце марта 2014 года. С того момента деятельность ЕНПФ неоднократно критиковалась экспертами, во многом из-за дестабилизации фондового рынка и результатов операционной деятельности. 31 марта работе ЕНПФ исполнился год. Vласть вспоминает процесс консолидации и суммирует его результаты.

Почему реформировалась пенсионная система

23 января 2013 года в Акорде прошло совещание, где Нурсултан Назарбаев заявил о консолидации пенсионных фондов, которую чиновникам до сих пор приходится защищать перед журналистами и экспертным сообществом. Тогда президент сказал, что это слияние позволит эффективно и безопасно распоряжаться накоплениями граждан. Он планировал, что часть из них будет направлена на фондирование банков, чтобы кредитовать экономику и помогать индустриализации. 21 июня того же года был принят соответствующий закон «О пенсионном обеспечении Республики Казахстан».

Одним из чиновников, активно поддержавших эту идею, был Кайрат Келимбетов, занимавший тогда должность заместителя премьер-министра, а сейчас работающий председателем Нацбанка. 6 февраля того же года он раскрыл первые детали функционирования ЕНПФ, сказав что сбережения населения будут находиться в Нацбанке, а инвестиционные инструменты будут диверсифицированы, чтобы обеспечить умеренные показатели доходности.

Тогдашний глава Нацбанка Григорий Марченко тоже был активным участником дискуссии о ЕНПФ. Он придерживался мнения, что переход вкладчиков из одного фонда в другой снижал эффективность пенсионной системы. Другой его аргумент был в том, что консолидация снизит расходы на обслуживание вкладов. Но главной необходимостью называлось то, что пенсионные фонды заключали сделки с аффилированными компаниями, которые позже обанкротились. Появление же ЕНПФ исключало подобный исход событий в дальнейшем.

Впоследствии именно этот аргумент стал главным объяснением необходимости объединить фонды. Изначально планировалось, что процесс консолидации закончится к июлю 2013 года, но возникло множество нюансов, к примеру – компенсации игрокам пенсионного рынка и необходимость оценки их активов, которую производила аудиторская компания KPMG.

В частности, наиболее активно искали возможность компенсировать закрытие НПФ Народному банку, поскольку фонд занимал более чем 30% долю на рынке. Одним из предложений со стороны правительства был обмен пенсионного актива на БТА Банк, из уставного капитала которого госфонд Самрук-Казына в последние два года усердно пытался выйти. Но сделка не состоялась.

Оценка активов частных НПФ, во многом из-за которой процесс объединения фондов затянулся на 9 месяцев, вскрыла убытки в 95 млрд тенге. Это и были результаты тех самых инвестиций, о которых говорил Григорий Марченко. Экспертиза установила, что дефолтные ценные бумаги принадлежали 30 эмитентам, среди которых были, к примеру, Альянс Банк, Валют-Транзит-Банк, Астана-Финанс Банк и т.д. Но дефолт у каждой компании произошел по разным причинам, при этом были и те, кто действительно пострадал от кризиса, охватившего тогда весь мир.

Сегодня экспертное сообщество и государственные ведомства продолжают спорить о причинах дефолтов и виновниках. Однако в Нацбанке Vласти сказали, что расследование в отношении эмитентов ведется и находится на разных стадиях. Из перечисленных же компаний - Альянс Банк и Астана-Финанс Банк уже проводят реструктуризацию долгов, а Валют-Транзит-Банк был ликвидирован, но на сайте ЕНПФ говорится, что по бумагам банка ведется конкурсное производство.

Как выглядит ЕНПФ сегодня?

31 марта 2014 года казахстанские СМИ сообщили о завершении объединения пенсионных активов в ЕНПФ. На начало 2015 года сеть ЕНПФ была представлена 240 офисами, до конца года должны быть введены еще 6. В региональную структуру фонда входит 18 филиалов, при них открыто 23 отделения и 199 центров персонального обслуживания. На апрель 2014 года численность персонала ЕНПФ составляла 1500 человек, а прирост сотрудников за 2014 год - 808 человек.

На обеспечение работы ЕНПФ в прошлом году было потрачено 6,5 млрд тенге против 3,93 млрд тенге в 2013 году. Столь ощутимый скачок вызван окончанием консолидации активов.

В феврале прошлого года количество вкладчиков фонда насчитывало 5,26 млн. человек, к сегодняшнему дню их число выросло до 9,57 млн. человек - это конечный результат, с учетом объединения дублирующихся счетов одних и тех же вкладчиков в разных НПФ.

Объем пенсионных накоплений казахстанцев на момент окончания консолидации составлял 3,96 трлн тенге. Сегодня их объем увеличился на 14,5% - до 4,63 трлн тенге. Эти деньги ЕНПФ использует в качестве инвестиций, чтобы обеспечить доходность пенсионных накоплений.

Чистый инвестиционный доход ЕНПФ за 2014 год составил 183,96 млрд тенге, а за январь-февраль 2015 года – 37,64 млрд тенге. Если сравнивать результаты первых двух месяцев 2014 и 2015 годов, то в 2015 инвестдоход сократился почти на 45%.

В 2014 году доходность активов ЕНПФ составила 6,31% в годовом выражении, в сравнении с доходом в 2013 году по умеренному инвестиционному портфелю – 4,0% и консервативному портфелю – 1,8%.

При всем этом объем пенсионных выплат за 2014 год составил 93,03 млрд тенге, а за первые 2 месяца этого года – 31,54 млрд тенге. Если сравнивать объем выплат с аналогичным периодом 2014 года, то он увеличился более чем в 3 раза.

Куда инвестирует ЕНПФ

Согласно данным на начало марта, 45,31% своих инвестиций (2,1 трлн тенге) ЕНПФ направлял в ценные бумаги, которые выпускает министерство финансов Республики Казахстан. Министерство финансов, в свою очередь, может перенаправлять эти средства на бюджетные расходы и инфраструктурные проекты. Доходность по этому инструменту на начало года составляла 7,39% годовых. Дополнительно ЕНПФ инвестирует порядка 5,49 млрд тенге в город Алматы, покупая его муниципальные облигации.

Следующая статья инвестиций – облигации казахстанских компаний, в том числе и нацкомпаний. ЕНПФ направляет в них 27,75% своего инвестпортфеля (1,28 трлн тенге). Их доходность на начало года составляла 10,45% годовых.

Наибольшее количество этих средств идет на покупку ценных бумаг НК КазМунайГаз – 97,36 млрд тенге; ФНБ Самрук-Казына 70,59 млрд тенге; АО «КИК» - 35,6 млрд тенге.

Из компаний негосударственного сектора, наибольшее число купленных ценных бумаг приходится на Kcell - 17,53 млрд тенге; ТОО «Корпорация АПК-Инвест» - 17,07 млрд тенге и АО «ЦАТЭК» - 14,50 млрд тенге.

Достаточно большое количество средств ЕНПФ выделяет на покупку бумаг институтов развития, как казахстанских, так и зарубежных. К примеру, 53,03 млрд тенге было потрачено на приобретение облигаций Банка Развития Казахстана, 77,66 млрд тенге – на облигации и евробонды Евразийского банка развития (ЕАБР), 3,52 млрд тенге – на евробонды Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

15,04% или 698 млрд тенге ЕНПФ размещает на депозитах банков Казахстана. Наибольшая сумма хранится на депозите в Kaspi bank – 223,36 млрд тенге; АТФ Банке – 157,24 млрд тенге; в Сбербанке Казахстана – 104,37 млрд тенге. Доходность по депозитам установлена в размере 8,74% годовых.

Кроме того, ЕНПФ выделяет 1,43% своих средств (66,22 млрд тенге) на покупку ценных бумаг иностранных государств, к примеру 38,72 млрд на покупку облигаций правительства Америки и 18,28 млрд – на покупку евробондов Минфина России. Доходность по ним составляет 4,45% годовых.

Также 2,05% средств (95,38 млрд тенге) выделяются на покупку ценных бумаг зарубежных компаний, к примеру 16,48 млрд тенге были направлены на покупку бумаг ОАО «Газпром» и 14,66 млрд тенге - Societe General. Доходность по ним составляет 6,37% годовых.

За что хвалят и критикуют ЕНПФ

Главным плюсом создания ЕНПФ называют снижение административных расходов. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на то, сколько в I квартале 2013 года на эти цели тратили все пенсионные фонды Казахстана – 4,94 млрд тенге, а в I квартале 2012 – 9,09 млрд тенге. При этом, ЕНПФ за весь 2014 год потратил 6,50 млрд тенге. Резкое уменьшение произошло благодаря оптимизации офисов и численности персонала. По разным оценкам, совокупный штат частных пенсионных фондов насчитывал 7,5 – 12 тыс. человек.

В числе главных минусов эксперты отмечают дестабилизацию фондового рынка и плохую доходность его нынешних инвестиционных инструментов.

Чтобы понять всю драматичность судьбы фондовой биржи после ухода с неё частных НПФ, достаточно посмотреть на график индекса KASE_BP – это показатель, отражающий динамику цен на облигации казахстанских компаний. Косвенно по нему можно сделать вывод, что спрос на бумаги компаний после закрытия частных НПФ стремительно упал, что сказалось на их стоимости. И процесс этот начался, когда фонды передавали ЕНПФ свои активы.


Другая причина, по которой критикуют ЕНПФ – доходность, не покрывающая инфляцию. В 2014 году она составила 6,3% против инфляции в размере 7,4%. Однако доходность частных НПФ Казахстана в 2013 году сложилась в размере 2,37%, а в 2012 показала 4%. Правда, в докризисном 2009 году доходность составила 11,95%. Некоторые эксперты склоняются к мнению, что ЕНПФ стоит пересмотреть финансовые инструменты в сторону повышения доходности и небольшого увеличения рисков.

Также эксперты неоднократно критиковали размещение средств ЕНПФ на депозитах в БВУ. Они считают, что этот инструмент слишком непрозрачен, в отличие от облигаций компаний, поскольку вместо рынка Нацбанк сам устанавливает условия для банков. К слову, банкиры также неоднократно высказывали недовольство этими условиями, в частности, председатель правления Народного Банка Умут Шаяхметова.

Схожую позицию выбрали и представители госаппарата. В конце октября прошлого года депутат мажилиса Азат Перуашев выступил с резкой критикой работы фонда, заявив, что реформа не привела к главной цели – увеличению накоплений вкладчиков. Он сказал, что некоторые действия ЕНПФ по управлению пенсионными активами вызывают вопросы не только с точки зрения доходности, но и их обоснованности, прозрачности и экономической безопасности, приведя в пример покупку ценных бумаг Евразийского банка и Сбербанка Казахстан. В качестве альтернативы он предложил передать управление ЕНПФ правительству.

Что стало с НПФ?

После принятия закона у частных НПФ было три варианта дальнейшей работы – стать компанией по управлению активами ЕНПФ, принимать добровольные вклады или закрыться. В силу непопулярности добровольных вкладов в Казахстане, у фондов остались только первые два варианта.

В пресс-службе Народного банка Vласти рассказали, что они завершают ликвидацию своего пенсионного фонда. Что, в целом, исключает участие группы Народного банка в управлении активами ЕНПФ.

В пресс-службе Казкоммерцбанка отметили, что НПФ Грантум еще не ликвидирован, но находится в процессе, на стадии налоговой проверки. Убытков из-за прекращения его деятельности они не понесли, а дальнейшее участие в управлении активами не рассматривают.

НПФ Астана, по словам председателя правления АО «Инвестиционный дом «Астана-Инвест» Андрея Карягина, сменило род деятельности, образовав в конце июня 2014 года инвестиционный дом на базе своего фонда. «Вполне логично, что имея уже успешно работающую, профессиональную команду аналитиков и управляющих активами, наша компания осталась на фондовом рынке. Мы выбрали для себя направление брокерской деятельности на рынке ценных бумаг», - отметил Карягин.

Убытков этот фонд не понес, из-за переориентации своей деятельности, а дальнейшую возможность управления активами ЕНПФ в «Астана-Инвест» не исключают, в случае, если её предоставит Нацбанк и правительство.

В ЕНПФ и Национальном банке Vласти рассказали, что ни один частный фонд не подал заявку, чтобы стать управляющей компанией. По информации пресс-службы Нацбанка, дискуссии об этом идут, интерес у частных фондов есть, но к конкретным механизмам такой работы ни одна из сторон пока не пришла.

Самые обсуждаемые инициативы

Фото: Владимир Третьяков

В 2020 году в пенсионной системе Казахстана планируется внедрить несколько новшеств. Одна из инициатив, которую активно обсуждали как аналитики, так и казахстанцы - досрочное изъятие части пенсионных накоплений, прежде всего, на покупку жилья. Также в новом году планируется разрешить казахстанцам переводить часть пенсионных накоплений в компании, занимающиеся управлением активами. Каких еще изменений стоит ожидать в пенсионной системе, выяснил корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Досрочное изъятие пенсионных накоплений

Одной из самых резонансных стала новость о том, что в 2020 году планируется разрешить определенным вкладчикам ЕНПФ досрочно изымать часть средств из фонда на покупку жилья, лечение и обучение. Реализовать эту идею правительству поручил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, выступая с Посланием народу Казахстана в сентябре 2019 года.
В декабре 2019 года вице-премьер Бердибек Сапарбаев сообщил, что правительство Казахстана в ближайшие дни направит президенту страны свои предложения.

Он уточнил, что воспользоваться пенсионными средствами смогут не все, а только те, кто накопил необходимую сумму. «Решение будет приниматься исходя из расчетов - какова на сегодняшний день сумма накоплений и средняя продолжительность жизни казахстанцев. Я об это уже сказал – 75 лет. Сделали расчет, примерно сколько лет после выхода на пенсию будут жить казахстанцы. То есть, на сколько лет вкладчикам надо иметь накопления на своих счетах. Какая-то сумма, 40% минимум, должна оставаться. С учетом этого будет определено расходование накоплений на приобретение жилья, на лечение и обучение», - пояснил Бердибек Сапарбаев.

По его информации, на сегодняшний день в ЕНПФ накоплено свыше 10 трлн тенге, это сумма вкладов около 9,6 млн казахстанцев. В среднем на одного вкладчика приходится по 1 млн тенге.

«Для хорошей жизни после выхода на пенсию, по нашим подсчетам, необходимо накопить как минимум 11-12 млн тенге», - добавил он.

Министерство труда и социальной защиты населения в конце октября представило свои расчеты. Они показывают, при каком объеме накоплений вкладчикам можно предоставить возможность досрочно изъять часть накоплений для покупки жилья и так далее. Например, мужчина в 20-летнем возрасте должен иметь на счете 6,5 млн тенге, в 30-летнем возрасте порог достаточности составляет 6,6 млн тенге. Такие деньги на своих счетах имеют чуть более тысячи казахстанцев.

«В 40 лет на счете у мужчин должно быть не менее 6,8 млн тенге для досрочного изъятия. Этим критериям соответствуют 4 127 человек. 50-летних мужчин с необходимыми 7,2 млн тенге в Казахстане сегодня 2 906 человек. 60-летних соотечественников, сумевших накопить порог достаточности в 7,9 млн тенге, 1 060 человек. Для женщин порог достаточности выше», - говорилось в сообщении министерства.

Если основываться на данных ЕНПФ, вкладчиков, которые могли бы соответствовать этим критериям, немного. Средняя сумма накоплений в фонде за счет обязательных взносов на одного вкладчика составила чуть более 1 млн тенге.

Перенос 5%-ых взносов работодателей

Президент Казахстана поручил правительству отложить введение обязательных пенсионных взносов работодателей в размере 5% до 2023 года. «Затем вернемся к этому вопросу. За это время правительство, представители бизнеса и эксперты должны прийти к согласованному решению», - сказал Касым-Жомарт Токаев.

Он также сообщил, что правительством Казахстана будет создана рабочая группа для обсуждения внедрения в Казахстане обязательных пенсионных взносов работодателей.

Ранее, обязать работодателей за свой счет осуществлять дополнительные 5%-ные отчисления в ЕНПФ планировалось с 2020 года. При этом должны были сохраниться 10%-ные обязательные пенсионные отчисления. В августе 2019 года заместитель премьер-министра Бердыбек Сапарбаев сообщил, что согласно законодательству в пенсионном обеспечении «должна быть социальная солидарность».

«Первое — государство, второе — сам работник, третье — работодатель. На сегодняшний день в основном работают только две стороны: государство и сам работник, который из своей заработной платы отчисляет 10%. Государство продолжает выплачивать солидарную пенсию, а также базовую пенсию. Начиная с этого года, размер базовой пенсии был увеличен до 30%. Работодатели на сегодняшний день выплачивают пенсию только тем работникам, которые у них работали и получили трудовые увечья, работающим женщинам, которые находятся в декретном отпуске», — проинформировал он.

Он также уточнил, что 5%-ые отчисления не должны будут отразиться на зарплатах работников.

Работодатели были против внедрения этой инициативы, ссылаясь за дополнительную налоговую нагрузку. Аналитики предполжили, что введение 5%-ых взносов может мотивировать компании снижать официальную зарплату работникам, с которой будут делаться отчисления.

В ЕНПФ отметили, что участие работодателей в пенсионной системе важно, но рассматриваются различные варианты, как сделать его менее обременительным для работодателя и выгодным для работника. «Перспективным является введение одного социального платежа, озвученного президентом, когда работодатель одной платежкой сможет перечислять налоги и обязательные пенсионные и социальные платежи. Ожидается, что в ближайшие годы будет проведена работа по унификации базы для упрощения исчисления и администрирования таких отчислений, организации информационного обмена. Платеж будет направляться в уполномоченную организацию, к примеру, в Государственную корпорацию «Правительство для граждан». Потом оттуда средства распределятся между бюджетом, внебюджетными фондами и ЕНПФ», - заметили в ЕНПФ.

В фонде уточнили, что необходимо дальнейшее обсуждение, анализ, техническая подготовка и внесение законодательных изменений для внедрения таких нововведений. «Но они должны значительно облегчить работодателям осуществление обязательных платежей, способствовать росту охвата граждан накопительной пенсионной системой», - сообщили в ЕНПФ.

Автоматический перевод накоплений в страховые компании

В ЕНПФ сообщили Kapital.kz, что фонд инициировал предложения по автоматизации процесса перевода пенсионных накоплений в страховые компании. «Перевод будет осуществляться через Единую страховую базу данных. Ее оператором является Государственное кредитное бюро. При реализации этих предложений и внесения законодательных изменений, вкладчик (достигший предусмотренного законом «О пенсионном обеспечении» возраста и имеющий достаточную сумму накоплений), сможет заключить договор пенсионного аннуитета со страховой компанией и начать получать свои выплаты по аннуитету автоматически. Ему не нужно будет дополнительно обращаться в ЕНПФ», - сообщили в фонде.

Выбор вкладчиками управляющей компании

Предполагается, что с 2020 года казахстанцы смогут переводить часть своих пенсионных накоплений в компании, занимающиеся управление активами. «Планируется внесение изменений в законодательные акты в части институционального формирования рынка компаний по управлению пенсионными активами (КУПА)», - уточнили в ЕНПФ.

Вкладчики фонда смогут выбирать управляющую компанию и инвестиционные стратегии. Согласно проекту, вкладчики смогут передавать в управление КУПА накопления, превышающие определенный порог (для мужчины порог - 8,2 млн тенге, женщины – 10,1 млн тенге).

«Самое важное в появлении КУПА – это мотивация населения к участию в накопительной системе и увеличению своих сбережений, выбор инвестиционных предпочтений, исходя из уровня доходности и риска. При этом централизованный учет накоплений населения – взносов, активов, инвестиционного дохода – будет вести ЕНПФ. Фонд как полноценный, регулируемый участник финансового рынка будет заключать договоры доверительного управления с КУПА, кастодиальные договоры с участием банков-кастодианов. Единый учет и контроль пенсионных накоплений со стороны государства сохранится», - сообщили в пенсионном фонде.

Совместные пенсионные аннуитеты

Планируется развитие системы пенсионных выплат: по графику - из ЕНПФ, по пенсионным аннуитетам - из компаний по страхованию жизни.

Постановлением правления Нацбанка РК № 194 предусмотрено внедрение совместных пенсионных аннуитетов. Участники рынка и ЕНПФ разработали ряд предложений, которые уже направлены регулятору. «Женщина остается незащищенной, когда ее супруг уходит из жизни, если она долгое время не работала, не делала отчислений в ЕНПФ, но заботилась о детях. Бывают жизненные ситуации, когда супруг продолжительное время работал, отчислял средства в фонд, приобрел пенсионный аннуитет и через какое-то время скончался. Поэтому есть предложение предусмотреть именно такой совместный аннуитет, который защитит интересы женщин. Скорее всего, инициатива по внедрению совместных пенсионных аннуитетов будет поддержана и оговорена в законопроекте», – отметил на одном из общественных советов при ЕНПФ глава пенсионного фонда Жанат Курманов.

Совместный аннуитет подразумевает участие в договоре пенсионного аннуитета не одного человека, а супружеской пары. Если мужчина много зарабатывает, то может купить совместный аннуитет, в который будет включена и его жена. Женщины выходят на пенсию раньше мужчин, и совместный аннуитет позволит объединить пенсионные накопления супругов и перераспределить доходы по договору аннуитета. Если супруг уйдет из жизни, то его жена сможет рассчитывать на выплату по пенсионному аннуитету.

Заключить договор пенсионного аннуитета могут мужчины, достигшие 55 лет и женщины в возрасте 51 года. При этом оговаривается минимальный порог по накоплениям в ЕНПФ. У мужчин размер средств в фонде должен быть не менее 10,1 млн тенге, у женщин – 13,8 млн тенге.

В ЕНПФ отметили, что при покупке аннуитета будет учитываться не только объем накоплений в фонде, сформированный за счет обязательных взносов в фонд. «Ранее были внесены изменения в законодательство. Они позволили объединять обязательные пенсионные взносы, обязательные профессиональные пенсионные взносы и добровольные пенсионные взносы при покупке аннуитета. В результате с 2019 года рынок пенсионных аннуитетов стал резко расти», – уточнил Жанат Курманов.

Также рассматриваются предложения по так отложенному аннуитету – когда вкладчик сможет приобрести аннуитет раньше установленного законом возраста при наличии достаточной суммы сбережений. Но выплаты по аннуитету будут осуществляться при наступлении пенсионного возраста.

Пенсия в ЕАЭС

В середине декабря 2019 года было подписано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В 2020 году предстоит его ратификация парламентами всех государств-членов ЕАЭС. После вступления Соглашения в силу трудящиеся ЕАЭС будут получать пенсию по месту проживания не только за периоды работы у себя на родине, но и за периоды работы в других государствах ЕАЭС. Каждое государство будет платить пенсию по своему законодательству.

Читайте также: