Когда создадут пенсионный фонд в казахстане




Модернизация предполагает надежность

21 июня 2013 года был принят Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», предусматривающий в числе прочих реформ создание Единого пенсионного накопительного фонда (ЕНПФ). 31 июля 2013 года принято постановление Правительства № 747 «О создании Единого накопительного пенсионного фонда» в виде некоммерческой организации в форме акционерного общества на базе АО «ГНПФ». Учредителем и акционером фонда является Правительство РК. Что это даст стране и каждому казахстанцу в отдельности?

Итак, вопрос первый - что такое ЕНПФ и чем объясняется его создание? Единый накопительный пенсионный фонд - это часть модернизации пенсионной системы в нашей стране. Как и другие составляющие модернизации пенсионной системы, он призван осуществить ряд государственных мероприятий по преодолению негативных воздействий глобализации и демографических тенденций на социальную сферу, иными словами - это мера антикризисного реагирования не только в экономическом аспекте, но и социальном.

У всей этой пенсионной реформы, вызвавшей безмерный ажиотаж и шумиху, прежде всего среди тех, кто мало понимает в этом, есть две основные задачи. Первая - пенсионные выплаты должны соответствовать ранее получаемым доходам и растущему уровню жизни в стране. Вторая - система пенсионного обеспечения должна быть устойчива финансово, то есть текущие доходы и резервы, формируемые за счет пенсионных взносов, бюджетных средств и прочих поступлений должны постоянно соответствовать расходам по выплате пенсий. Задачи, согласитесь, не из легких, но с тем, что народу от решения этих вопросов будет только лучше, не поспоришь.

Модернизация пенсионной системы Казахстана на первом этапе касается лишь накопительного компонента. Она осуществляется: во-первых - путем слияния активов всех накопительных пенсионных фондов в ЕНПФ; во-вторых - путем совершенствования профессиональной пенсионной системы; в-третьих - путем поэтапного повышения пенсионного возраста для женщин начиная с 1 января 2018 года.

Второй вопрос, на который должен знать ответ каждый казахстанец - каковы задачи и функции ЕНПФ, в чем его преимущество перед НПФ?

ЕНПФ создан постановлением Правительства, и оно же - его учредитель и акционер. ЕНПФ является единственной организацией, осуществляющей привлечение обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов и, по выбору самих граждан, может аккумулировать добровольные пенсионные взносы. В обязанности фонда входят учет индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков и осуществление пенсионных выплат за счет пенсионных накоплений.

Основными задачами и целями создания ЕНПФ являются:

- надлежащий учет пенсионных счетов вкладчиков, контроль их состояния, внесение своевременных изменений, связанных с естественным движением вкладчиков (выезд, достижение пенсионного возраста и т. д.) и проведение информационно-разъяснительной работы по вопросам осуществления пенсионных взносов, инвестирования пенсионных активов, пенсионных выплат;

- мониторинг инвестиционной доходности пенсионных активов;

- осуществление выплат пенсионных накоплений.

Главное преимущество ЕНПФ заключается, естественно, в его единстве, что обеспечит значительно более высокую эффективность, максимальную прозрачность и предельную надежность, а кроме того и определенные гарантии сохранности вкладов со стороны государства.

При создании ЕНПФ учтены те недостатки, которые наблюдались в деятельности многочисленных накопительных пенсионных фондов (НПФ), снизившие эффективность всей пенсионной системы в целом. Во-первых - это нездоровая конкуренция, основанная на банальном переманивании клиентов друг у друга. Во-вторых, недостаточная эффективность и прозрачность инвестирования и управления пенсионными активами коммерческими фондами, которые иногда действуют в интересах своих учредителей, а не вкладчиков. Ведь все это стало понятно, когда наблюдалось снижение доходности фондов, а в ряде случаев - их убыточность.

Помимо прочего, при создании ЕНПФ в прошлое ушли и колоссальные расходы, которые несли мы с вами - вкладчики пенсионных фондов. С канувшими теперь уже в Лету десятками коммерческих фондов, ушли в небытие и огромные затраты на их содержание. Ведь не секрет, что частично, а иногда и полностью затраты на аренду многочисленных офисов, зарплату сотрудникам, командировочные расходы, покупку служебных авто, офисной мебели и прочего фактически «покрывались» за счет накоплений вкладчиков.

Кроме того, создание ЕНПФ имеет и еще один, более специфический ряд положительных моментов. К примеру, снижение операционных расходов, связанных с учетом и хранением пенсионных активов, административных расходов. Соответственно, уровень комиссионных вознаграждений в едином фонде будет вдвое ниже действующих комиссионных вознаграждений. К числу положительных моментов относится и устранение риска совершения сделок с аффилиированными лицами, имевшие место в некоторых фондах в докризисный период, по которым были понесены убытки.

Не менее актуален вопрос передачи активов из НПФ в ЕНПФ. В созданном ЕНПФ сохранена система индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков, на которые в полном объеме будут переведены индивидуальные накопления граждан из НПФ. А значит, создание Единого накопительного пенсионного фонда не означает национализацию пенсионных накоплений граждан. Это первое. Второе и не менее важное - ЕНПФ является правопреемником по всем договорам о пенсионном обеспечении, заключенным до введения в действие нового законодательства, то есть при переходе из НПФ в ЕНПФ вкладчикам не придется заключать дополнительный договор: просто произойдет перевод с одного счета на другой всей суммы накоплений. После этого каждый вкладчик получит информацию о сумме своих персональных активов, которая соответствует его пенсионным взносам и инвестиционным доходам.

Передача индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков и их накоплений в ЕНПФ происходит строго по графику, определенному Национальным банком. График приема-передачи пенсионных активов и обязательств накопительных пенсионных фондов по договорам о пенсионном обеспечении в ЕНПФ был утвержден 24 сентября 2013 года приказом председателя Национального банка. Дата начала приема-передачи активов и обязательств накопительных пенсионных фондов в АО «Единый накопительный пенсионный фонд» - 11 октября 2013 года, дата окончания - 26 июня 2014 года. Принимающей организацией является АО «ЕНПФ», принимающим банком - государственное учреждение «Национальный банк РК».


В ЕНПФ будут переданы активы и обязательства 9 НПФ:

1. НПФ «Республика». Дата начала передачи - 11 октября 2013 года, окончания - 11 января 2014 года.

2. Открытый накопительный пенсионный фонд «Отан». Дата начала передачи - 29 октября 2013 года, окончания - 29 января 2014 года.

3. НПФ «Капитал». Дата начала передачи - 18 ноября 2013 года, окончания - 18 февраля 2014 года.

4. НПФ «Атамекен». Дата начала передачи - 9 декабря 2013 года, окончания - 9 марта 2014 года.

5. НПФ «Астана». Дата начала передачи - 3 января 2014 года, окончания - 3 апреля 2014 года.

6. НПФ «НефтеГаз-Дем». Дата начала передачи - 23 января 2014 года, окончания - 23 апреля 2014 года.

7. НПФ «Грантум». Дата начала передачи - 10 февраля 2014 года, окончания - 10 мая 2014 года.

8. НПФ «УларУмит». Дата начала передачи - 3 марта 2014 года, окончания - 3 июня 2014 года.

9. НПФ Народного банка Казахстана. Дата начала передачи - 26 марта 2014, окончания - 26 июня 2014 года.

Для реализации данного графика составлен план, определяющий мероприятия по передаче пенсионных активов и обязательств, сроки их исполнения и ответственных лиц, а также перечень документов и информации, передаваемой накопительными пенсионными фондами в ЕНПФ.

Это автоматизированный процесс, отработанный за весь период существования накопительной пенсионной системы при переводах вкладчиков из фонда в фонд. В день передачи все операции со счетами фонда замораживаются. Все сведения о вкладчиках формируются передающим фондом и направляются в ЕНПФ и параллельно в ГЦВП. Таким же образом передается инвестиционный портфель фонда в Нацбанк.

Также существуют специально разработанные, так называемые, пенсионные правила ЕНПФ. Они содержат в себе порядок заключения, изменения или прекращения договора о пенсионном обеспечении (договора присоединения) и устанавливают права, обязанности и ответственность ЕНПФ и вкладчиков/получателей пенсионных накоплений, а также иные особенности правоотношений между ЕНПФ и вкладчиками/получателями.

Открытие индивидуального пенсионного счета в ЕНПФ осуществляется на основании заявления вкладчика, составленного по форме, предусмотренной правилами ЕНПФ.

С момента вступления в силу Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» и до завершения передачи в ЕНПФ пенсионных активов и обязательств по договорам о пенсионном обеспечении прекращаются:

1) переводы пенсионных накоплений вкладчиков/получателей из НПФ в страховые организации;

2) переводы пенсионных накоплений вкладчиков/получателей из одного НПФ в другой, за исключением перевода в ЕНПФ, в определенные графиком сроки.

Многих интересует: а что будет с НПФ? Для накопительных пенсионных фондов предлагается сразу несколько возможностей. Действующим НПФ, особенно тем, которые имели хоть какой-то положительный опыт в осуществлении инвестиционных кампаний, предлагается продолжить участие в деле. А именно, преобразоваться в организации, управляющие инвестиционным портфелем, естественно, в рамках действующего законодательства о рынке ценных бумаг, которые будут иметь право на участие в тендерах по управлению пенсионными активами, при наличии соответствующей лицензии. Другой вариант - образовать добровольные накопительные пенсионные фонды, привлекающие добровольные пенсионные взносы граждан. Ну и третий путь - это прекращение деятельности, то есть ликвидация фонда, что не так уж и плохо, если учесть убыточность и серьезные затраты на содержание.

Что мы имеем в результате? Конечно, в создании ЕНПФ есть определенные риски. Где их нет? Чтобы это принять, не нужно быть ни скептиком, ни явным противником государственной социальной политики. Но минимизация этих самых рисков и есть задача, которую ставит перед собой государство, используя механизм принятого недавно Закона РК «О пенсионном обеспечении». Другими словами, явным и безоговорочным преимуществом Единого пенсионного фонда является то, что государство, став монополистом в отечественной пенсионной системе, гарантирует полную сохранность пенсионных накоплений своих граждан.

И в заключение, хочется озвучить еще один плюс в создании ЕНПФ, весомый и значимый для любого человека с активной гражданской позицией. Пенсионные накопления, в соответствии с инвестиционной стратегией и при условии их сохранности, могут осуществлять долгосрочное финансирование различных инфраструктурных проектов. А это в свою очередь будет приносить пользу гражданам не только в виде дивидендов на пенсионных счетах, но и предоставит нам с вами возможность сделать свой вклад в развитие нашего государства.

Самые обсуждаемые инициативы

Фото: Владимир Третьяков

В 2020 году в пенсионной системе Казахстана планируется внедрить несколько новшеств. Одна из инициатив, которую активно обсуждали как аналитики, так и казахстанцы - досрочное изъятие части пенсионных накоплений, прежде всего, на покупку жилья. Также в новом году планируется разрешить казахстанцам переводить часть пенсионных накоплений в компании, занимающиеся управлением активами. Каких еще изменений стоит ожидать в пенсионной системе, выяснил корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Досрочное изъятие пенсионных накоплений

Одной из самых резонансных стала новость о том, что в 2020 году планируется разрешить определенным вкладчикам ЕНПФ досрочно изымать часть средств из фонда на покупку жилья, лечение и обучение. Реализовать эту идею правительству поручил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, выступая с Посланием народу Казахстана в сентябре 2019 года.
В декабре 2019 года вице-премьер Бердибек Сапарбаев сообщил, что правительство Казахстана в ближайшие дни направит президенту страны свои предложения.

Он уточнил, что воспользоваться пенсионными средствами смогут не все, а только те, кто накопил необходимую сумму. «Решение будет приниматься исходя из расчетов - какова на сегодняшний день сумма накоплений и средняя продолжительность жизни казахстанцев. Я об это уже сказал – 75 лет. Сделали расчет, примерно сколько лет после выхода на пенсию будут жить казахстанцы. То есть, на сколько лет вкладчикам надо иметь накопления на своих счетах. Какая-то сумма, 40% минимум, должна оставаться. С учетом этого будет определено расходование накоплений на приобретение жилья, на лечение и обучение», - пояснил Бердибек Сапарбаев.

По его информации, на сегодняшний день в ЕНПФ накоплено свыше 10 трлн тенге, это сумма вкладов около 9,6 млн казахстанцев. В среднем на одного вкладчика приходится по 1 млн тенге.

«Для хорошей жизни после выхода на пенсию, по нашим подсчетам, необходимо накопить как минимум 11-12 млн тенге», - добавил он.

Министерство труда и социальной защиты населения в конце октября представило свои расчеты. Они показывают, при каком объеме накоплений вкладчикам можно предоставить возможность досрочно изъять часть накоплений для покупки жилья и так далее. Например, мужчина в 20-летнем возрасте должен иметь на счете 6,5 млн тенге, в 30-летнем возрасте порог достаточности составляет 6,6 млн тенге. Такие деньги на своих счетах имеют чуть более тысячи казахстанцев.

«В 40 лет на счете у мужчин должно быть не менее 6,8 млн тенге для досрочного изъятия. Этим критериям соответствуют 4 127 человек. 50-летних мужчин с необходимыми 7,2 млн тенге в Казахстане сегодня 2 906 человек. 60-летних соотечественников, сумевших накопить порог достаточности в 7,9 млн тенге, 1 060 человек. Для женщин порог достаточности выше», - говорилось в сообщении министерства.

Если основываться на данных ЕНПФ, вкладчиков, которые могли бы соответствовать этим критериям, немного. Средняя сумма накоплений в фонде за счет обязательных взносов на одного вкладчика составила чуть более 1 млн тенге.

Перенос 5%-ых взносов работодателей

Президент Казахстана поручил правительству отложить введение обязательных пенсионных взносов работодателей в размере 5% до 2023 года. «Затем вернемся к этому вопросу. За это время правительство, представители бизнеса и эксперты должны прийти к согласованному решению», - сказал Касым-Жомарт Токаев.

Он также сообщил, что правительством Казахстана будет создана рабочая группа для обсуждения внедрения в Казахстане обязательных пенсионных взносов работодателей.

Ранее, обязать работодателей за свой счет осуществлять дополнительные 5%-ные отчисления в ЕНПФ планировалось с 2020 года. При этом должны были сохраниться 10%-ные обязательные пенсионные отчисления. В августе 2019 года заместитель премьер-министра Бердыбек Сапарбаев сообщил, что согласно законодательству в пенсионном обеспечении «должна быть социальная солидарность».

«Первое — государство, второе — сам работник, третье — работодатель. На сегодняшний день в основном работают только две стороны: государство и сам работник, который из своей заработной платы отчисляет 10%. Государство продолжает выплачивать солидарную пенсию, а также базовую пенсию. Начиная с этого года, размер базовой пенсии был увеличен до 30%. Работодатели на сегодняшний день выплачивают пенсию только тем работникам, которые у них работали и получили трудовые увечья, работающим женщинам, которые находятся в декретном отпуске», — проинформировал он.

Он также уточнил, что 5%-ые отчисления не должны будут отразиться на зарплатах работников.

Работодатели были против внедрения этой инициативы, ссылаясь за дополнительную налоговую нагрузку. Аналитики предполжили, что введение 5%-ых взносов может мотивировать компании снижать официальную зарплату работникам, с которой будут делаться отчисления.

В ЕНПФ отметили, что участие работодателей в пенсионной системе важно, но рассматриваются различные варианты, как сделать его менее обременительным для работодателя и выгодным для работника. «Перспективным является введение одного социального платежа, озвученного президентом, когда работодатель одной платежкой сможет перечислять налоги и обязательные пенсионные и социальные платежи. Ожидается, что в ближайшие годы будет проведена работа по унификации базы для упрощения исчисления и администрирования таких отчислений, организации информационного обмена. Платеж будет направляться в уполномоченную организацию, к примеру, в Государственную корпорацию «Правительство для граждан». Потом оттуда средства распределятся между бюджетом, внебюджетными фондами и ЕНПФ», - заметили в ЕНПФ.

В фонде уточнили, что необходимо дальнейшее обсуждение, анализ, техническая подготовка и внесение законодательных изменений для внедрения таких нововведений. «Но они должны значительно облегчить работодателям осуществление обязательных платежей, способствовать росту охвата граждан накопительной пенсионной системой», - сообщили в ЕНПФ.

Автоматический перевод накоплений в страховые компании

В ЕНПФ сообщили Kapital.kz, что фонд инициировал предложения по автоматизации процесса перевода пенсионных накоплений в страховые компании. «Перевод будет осуществляться через Единую страховую базу данных. Ее оператором является Государственное кредитное бюро. При реализации этих предложений и внесения законодательных изменений, вкладчик (достигший предусмотренного законом «О пенсионном обеспечении» возраста и имеющий достаточную сумму накоплений), сможет заключить договор пенсионного аннуитета со страховой компанией и начать получать свои выплаты по аннуитету автоматически. Ему не нужно будет дополнительно обращаться в ЕНПФ», - сообщили в фонде.

Выбор вкладчиками управляющей компании

Предполагается, что с 2020 года казахстанцы смогут переводить часть своих пенсионных накоплений в компании, занимающиеся управление активами. «Планируется внесение изменений в законодательные акты в части институционального формирования рынка компаний по управлению пенсионными активами (КУПА)», - уточнили в ЕНПФ.

Вкладчики фонда смогут выбирать управляющую компанию и инвестиционные стратегии. Согласно проекту, вкладчики смогут передавать в управление КУПА накопления, превышающие определенный порог (для мужчины порог - 8,2 млн тенге, женщины – 10,1 млн тенге).

«Самое важное в появлении КУПА – это мотивация населения к участию в накопительной системе и увеличению своих сбережений, выбор инвестиционных предпочтений, исходя из уровня доходности и риска. При этом централизованный учет накоплений населения – взносов, активов, инвестиционного дохода – будет вести ЕНПФ. Фонд как полноценный, регулируемый участник финансового рынка будет заключать договоры доверительного управления с КУПА, кастодиальные договоры с участием банков-кастодианов. Единый учет и контроль пенсионных накоплений со стороны государства сохранится», - сообщили в пенсионном фонде.

Совместные пенсионные аннуитеты

Планируется развитие системы пенсионных выплат: по графику - из ЕНПФ, по пенсионным аннуитетам - из компаний по страхованию жизни.

Постановлением правления Нацбанка РК № 194 предусмотрено внедрение совместных пенсионных аннуитетов. Участники рынка и ЕНПФ разработали ряд предложений, которые уже направлены регулятору. «Женщина остается незащищенной, когда ее супруг уходит из жизни, если она долгое время не работала, не делала отчислений в ЕНПФ, но заботилась о детях. Бывают жизненные ситуации, когда супруг продолжительное время работал, отчислял средства в фонд, приобрел пенсионный аннуитет и через какое-то время скончался. Поэтому есть предложение предусмотреть именно такой совместный аннуитет, который защитит интересы женщин. Скорее всего, инициатива по внедрению совместных пенсионных аннуитетов будет поддержана и оговорена в законопроекте», – отметил на одном из общественных советов при ЕНПФ глава пенсионного фонда Жанат Курманов.

Совместный аннуитет подразумевает участие в договоре пенсионного аннуитета не одного человека, а супружеской пары. Если мужчина много зарабатывает, то может купить совместный аннуитет, в который будет включена и его жена. Женщины выходят на пенсию раньше мужчин, и совместный аннуитет позволит объединить пенсионные накопления супругов и перераспределить доходы по договору аннуитета. Если супруг уйдет из жизни, то его жена сможет рассчитывать на выплату по пенсионному аннуитету.

Заключить договор пенсионного аннуитета могут мужчины, достигшие 55 лет и женщины в возрасте 51 года. При этом оговаривается минимальный порог по накоплениям в ЕНПФ. У мужчин размер средств в фонде должен быть не менее 10,1 млн тенге, у женщин – 13,8 млн тенге.

В ЕНПФ отметили, что при покупке аннуитета будет учитываться не только объем накоплений в фонде, сформированный за счет обязательных взносов в фонд. «Ранее были внесены изменения в законодательство. Они позволили объединять обязательные пенсионные взносы, обязательные профессиональные пенсионные взносы и добровольные пенсионные взносы при покупке аннуитета. В результате с 2019 года рынок пенсионных аннуитетов стал резко расти», – уточнил Жанат Курманов.

Также рассматриваются предложения по так отложенному аннуитету – когда вкладчик сможет приобрести аннуитет раньше установленного законом возраста при наличии достаточной суммы сбережений. Но выплаты по аннуитету будут осуществляться при наступлении пенсионного возраста.

Пенсия в ЕАЭС

В середине декабря 2019 года было подписано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В 2020 году предстоит его ратификация парламентами всех государств-членов ЕАЭС. После вступления Соглашения в силу трудящиеся ЕАЭС будут получать пенсию по месту проживания не только за периоды работы у себя на родине, но и за периоды работы в других государствах ЕАЭС. Каждое государство будет платить пенсию по своему законодательству.


Иллюстративное фото: NUR.KZ/Петр Карандашов

Пока все казахстанские вкладчики подсчитывают свои пенсионные накопления и решают, на что их потратить, регулирующий этот процесс законопроект находится в разработке. Журналисты Нурфин узнали его предварительные условия.

Эти и другие вопросы, касающиеся использования пенсионных накоплений, мы задали директору Департамента социального страхования и пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты населения РК Виктории Шегай.

Когда можно будет забрать деньги

Пенсионные накопления казахстанцы смогут использовать только в следующем году, но это не значит, что за деньгами можно будет отправляться с первых дней января. Точная дата будет озвучена после разработки и принятия соответствующих правил.


Токаев: Закапывание денег в землю в регионах не должно повториться

Виктория Шегай: "На сегодняшний день законопроект, который, в том числе, включает в себя поправки в части использования пенсионных накоплений, находится на рассмотрении в Мажилисе Парламента. Но он уже на стадии завершения.

По ожиданиям экспертов, до конца года проект должен отправиться на подпись к Главе Государства. В срок не позднее двух месяцев после подписания самого закона должны быть приняты все подзаконные акты, которые фактически описывают механизм его реализации".

Сколько денег можно будет использовать

Предварительный порог достаточности уже известен. Не достигшие пенсионного возраста казахстанцы смогут использовать свои пенсионные накопления, которые превышают соответствующие разным возрастам суммы.

Например, если 40-летний казахстанец на своем индивидуальном пенсионном счете накопил 5 миллионов тенге, то использовать он сможет максимум 1 563 000 тенге, так как порог достаточности для него будет составлять 3 437 000 тенге.


Как беременным бесплатно пройти дорогостоящие анализы в Казахстане

"Порог достаточности должен оставаться на индивидуальном пенсионном счете казахстанца для того, чтобы с учетом будущих накоплений, к своим 63 годам у вкладчика накопилась достаточная сумма, которая смогла бы обеспечить его пенсионными выплатами" - объясняет Виктория Шегай.

Отметим, что использовать можно будет пенсионные накопления, сформированные за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных и добровольных взносов, а также начисленного инвестиционного дохода.


Порог достаточности для каждого возраста: Министерство труда и социальной защиты населения РК

Для пенсионеров другие расчеты и условия. Они могут воспользоваться только половиной своих пенсионных накоплений.

При этом совокупный размер пенсии, которая состоит из базовой, солидарной и накопительной составляющих, должен быть не меньше 40% от зарплаты, которую вкладчик получал до выхода на пенсию.


Мошенники и пенсионные накопления: какие схемы могут быть в Казахстане

То есть здесь все зависит от каждого индивидуального случая.

С какой целью можно использовать деньги

Казахстанцы смогут использовать свои пенсионные накопления поверх порога достаточности на три цели:

  • улучшение жилищных условий;
  • оплата лечения;
  • передача в доверительное управление частным финансовым компаниям.

Что касается последнего пункта, то на данный момент пенсионные активы казахстанцев находятся в доверительном управлении Национального банка РК, который вкладывает их в различные финансовые инструменты, приносящие инвестиционный доход.

Теперь вкладчики смогут сами решать, через какую финансовую компанию инвестировать свои накопления поверх порога достаточности.

"После объединения всех частных пенсионных фондов в Единый накопительный пенсионный фонд встал вопрос об участии людей в финансовом управлении личными пенсионными сбережениями.


Более 138 млрд тенге выплатил ЕНПФ казахстанцам

Эта часть позволяет вкладчику выбрать частного финансового управляющего, которому он сможет сверх пороговой суммы передать накопления, чтобы с помощью него получать возможно более высокий уровень доходов.

Этот инвестиционный доход в результате будет увеличивать сумму накоплений" - подчеркивает директор Департамента социального страхования и пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты населения РК Виктория Шегай.


Иллюстративное фото: NUR.KZ/Петр Карандашов

Для обеспечения целевой направленности средств будет создан уполномоченный оператор. Вне зависимости от цели желающий снять деньги вкладчик будет обращаться именно к нему.

После определения цели оператор должен будет связать обратившегося человека с организацией, которая предоставит ему услугу. На основе их договора и прописанной в ней суммы, уполномоченный оператор отправит запрос в ЕНПФ, чтобы оттуда деньги были переведены в предоставившую услугу организацию.


Сколько денег удалось сэкономить на выборах президента Казахстана и сенаторов, рассказали в ЦИК

То есть личный банковский счет вкладчика ЕНПФ в этом процессе не будет фигурировать, и, тем более, никаких денег на руки он не получит.

Каким налогом будет облагаться изъятая сумма

Все пенсионные выплаты из Единого накопительного пенсионного фонда, помимо выплат на погребение, облагаются индивидуальным подоходным налогом (ИПН).

Какие правила будут действовать в случае использования казахстанцами своих пенсионных накоплений, еще не решено.

Виктория Шегай: "На сегодняшний день в разработке также остается вопрос об освобождении данных выплат от налога или о снижении налоговой нагрузки. Окончательного решения на этот счет пока нет".

Точные правила изъятия своих пенсионных накоплений узнаем после их официального утверждения.


Как вернуть деньги за переплату по медстраховке в Казахстане


В Казахстане приняли закон о бюджете на 2021-2023 годы. Он устанавливает размер минимальной зарплаты, расчётного месячного показателя и минимальной пенсии.

2 декабря 2020 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал Закон "О республиканском бюджете на 2021-2023 годы". Он вводится в действие с 1 января 2021 года.

В документе установлены размеры минимальной зарплаты, расчётного месячного показателя и минимальной пенсии, а также определены доходы и затраты бюджета.

Как повысятся пенсии и размер МРП

В следующем году в Казахстане повысят размер пенсионных выплат.

"Установить, что средства, направленные на пенсионные выплаты по возрасту и пенсионные выплаты за выслугу лет, предусмотрены с учётом повышения их размеров с 1 января 2021 года на семь процентов", – сказано в документе .

  • минимальный размер пенсии – 43 272 тенге;
  • минимальная базовая пенсионная выплата – 18 524 тенге;
  • минимальный размер заработной платы – 42 500 тенге;
  • месячный расчётный показатель – 2 917 тенге;
  • величина прожиточного минимума для исчисления социальных выплат – 34 302 тенге;
  • месячный размер денежной компенсации на оплату аренды и комуслуг военнослужащим и сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов, а также государственной фельдъегерской службы – 3 739 тенге (эта статья не касается солдат срочной службы).

Сколько регионы получат из республиканского бюджета

Основными донорами республиканского бюджета по-прежнему останутся четыре региона. Атырауская и Мангистауская области, а также города Нур-Султан и Алматы пополнят главную казну страны на 451 млрд тенге:

  • Атырауская область – 213 млрд тенге;
  • Алматы – 190 млрд тенге;
  • Нур-Султан – 34 млрд тенге;
  • Мангистауская область – 13 млрд тенге.

Из областных бюджетов в республиканскую казну должны поступить 200 млрд тенге.

В свою очередь республиканский бюджет выделит регионам 2,1 трлн тенге:

  • Акмолинской области – 144 млрд тенге;
  • Актюбинской – 110 млрд тенге;
  • Алматинской – 190 млрд тенге;
  • Восточно-Казахстанской – 217 млрд тенге;
  • Жамбылской – 193 млрд тенге;
  • Западно-Казахстанской – 75 млрд тенге;
  • Карагандинской – 134 млрд тенге;
  • Кызылординской – 176 млрд тенге;
  • Костанайской – 135 млрд тенге;
  • Павлодарской – 54 млрд тенге;
  • Северо-Казахстанской – 141 млрд тенге;
  • Туркестанской – 391 млрд тенге;
  • Шымкенту – 138 млрд тенге.

На что выделят деньги регионам

Трансферты из республиканского бюджета выделят регионам на реализацию 43 направлений, в числе которых:

  • субсидирование агропромышленного комплекса;
  • выплата АСП;
  • госзаказ для неправительственных организаций;
  • увеличение зарплат воспитателям, учителям, работникам здравоохранения и соцработникам;
  • подушевое финансирование в госшколах;
  • гранты для детей из многодетных и малообеспеченных семей;
  • покупку вакцин и медоборудования;
  • повышение стипендий студентам колледжей.

  1. Возмещение части расходов, понесённых субъектом агропромышленного комплекса, при инвестиционных вложениях.
  2. Субсидирование в рамках гарантирования и страхования займов субъектов агропромышленного комплекса.
  3. Субсидирование процентной ставки по кредитным и лизинговым обязательствам в рамках направления по финансовому оздоровлению субъектов агропромышленного комплекса.
  4. Субсидирование ставок вознаграждения при кредитовании, а также лизинге на приобретение сельскохозяйственных животных, техники и технологического оборудования.
  5. Субсидирование купонного вознаграждения по облигациям.
  6. Субсидирование стоимости пестицидов, биоагентов (энтомофагов), предназначенных для проведения обработки против вредных и особо опасных вредных организмов с численностью выше экономического порога вредоносности и карантинных объектов.
  7. Возмещение физическим и юридическим лицам затрат на закладку и выращивание уничтоженных плодово-ягодных культур, заражённых бактериальным ожогом плодовых.
  8. Выплату государственной адресной социальной помощи.
  9. Введение стандартов оказания специальных социальных услуг.
  10. Размещение государственного социального заказа в неправительственных организациях.
  11. Обеспечение прав и улучшение качества жизни инвалидов в Республике Казахстан.
  12. Услуги по замене и настройке речевых процессоров к кохлеарным имплантам.
  13. Субсидирование затрат работодателя на создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
  14. Установление доплат к заработной плате работников, предоставляющих специальные социальные услуги в государственных организациях социальной защиты населения.
  15. Увеличение оплаты труда педагогов организаций дошкольного образования.
  16. Доплату за проведение внеурочных мероприятий педагогам физической культуры государственных организаций дошкольного образования.
  17. Доплату за квалификационную категорию педагогам государственных организаций дошкольного образования.
  18. Реализацию подушевого финансирования в государственных организациях среднего образования.
  19. Увеличение оплаты труда педагогов государственных организаций образования, за исключением организаций дополнительного образования для взрослых.
  20. Доплату за квалификационную категорию педагогам государственных организаций образования, за исключением организаций дополнительного образования для взрослых.
  21. Доплату за проведение внеурочных мероприятий педагогам физической культуры государственных организаций среднего образования.
  22. Доплату за степень магистра методистам методических центров (кабинетов) государственных организаций среднего образования.
  23. Доплату за проведение внеурочных мероприятий педагогам физической культуры государственных организаций технического и профессионального, послесреднего образования.
  24. Приобретение оборудования для колледжей в рамках проекта "Жас маман".
  25. Увеличение оплаты труда педагогов государственных организаций технического и профессионального, послесреднего образования.
  26. Доплату за квалификационную категорию педагогам государственных организаций технического и профессионального, послесреднего образования.
  27. Размещение государственного образовательного заказа на подготовку специалистов с высшим образованием для детей из многодетных и малообеспеченных семей.
  28. Проведение медицинской организацией мероприятий, снижающих половое влечение, осуществляемых на основании решения суда.
  29. Материально-техническое оснащение организаций здравоохранения на местном уровне.
  30. Возмещение лизинговых платежей по санитарному транспорту, приобретённому на условиях финансового лизинга.
  31. Закуп вакцин и других иммунобиологических препаратов.
  32. Пропаганду здорового образа жизни.
  33. Реализацию мероприятий по профилактике и борьбе со СПИД.
  34. Увеличение размера государственной стипендии обучающимся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования.
  35. Повышение заработной платы работников организаций в области здравоохранения местных исполнительных органов.
  36. Установление доплат к должностному окладу за особые условия труда в организациях культуры и архивных учреждениях управленческому и основному персоналу государственных организаций культуры и архивных учреждений.
  37. Увеличение оплаты труда педагогов государственных организаций среднего и дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта.
  38. Реализацию мероприятий по социальной и инженерной инфраструктуре в сельских населённых пунктах в рамках проекта "Ауыл – Ел бесігі".
  39. Предоставление государственных грантов молодым предпринимателям для реализации новых бизнес-идей в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса-2025".
  40. Субсидирование ставки вознаграждения и гарантирование по кредитам в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса-2025" и механизма кредитования приоритетных проектов.
  41. Финансирование приоритетных проектов транспортной инфраструктуры.
  42. Приобретение жилья коммунального жилищного фонда для социально уязвимых слоёв населения и (или) малообеспеченных многодетных семей.
  43. Приобретение жилья коммунального жилищного фонда для работающей молодёжи.

Каков лимит правительственного долга

В законе утверждён резерв Правительства Казахстана на 2021 год в 343 млрд тенге. Лимит правительственного долга – 18,1 трлн тенге.

Доходы бюджета на 2021 годы составят 11,2 трлн тенге:

  • по налоговым поступлениям – 6,6 трлн;
  • по неналоговым поступлениям – 286 млрд тенге;
  • поступлениям от продажи основного капитала – 3,5 млрд тенге;
  • поступлениям трансфертов – 4,3 трлн тенге.

Расходы бюджета – 13,7 трлн тенге. Поэтому дефицит бюджета составит минус 2,6 трлн тенге. Это 3,4% валового внутреннего продукта (ВВП) страны.

Сумма трансферта из Нацфонда составит 2,7 трлн тенге, плюс целевой трансферт в размере 1 трлн тенге пойдёт на цели, определённые Президентом Казахстана.

Закон вводится в действие с 1 января 2021 года.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Акционерное общество «Единый накопительный пенсионный фонд» (АО «ЕНПФ») было создано 22 августа 2013 года на базе Государственного накопительного пенсионного фонда (ГНПФ).


Учредителем и акционером АО «ЕНПФ» является Правительство Республики Казахстан в лице ГУ «Комитет государственного имущества и приватизации» Министерства финансов Республики Казахстан.


Управление пенсионными активами АО «ЕНПФ» осуществляет Национальный Банк РК совместно с Советом по управлению пенсионными активами при Президенте Республики Казахстан.

УСЛУГИ



    Заключение договоров о пенсионном обеспечении (открытие индивидуального пенсионного счета) за счет привлечения:
  • обязательных пенсионных взносов (ОПВ)
  • обязательных профессиональных пенсионных взносов (ОППВ)
  • добровольных пенсионных взносов (ДПВ)

    Оформление пенсионных выплат:
  • по установленному графику
  • за счет добровольных пенсионных взносов
  • в связи с выездом на постоянное место жительство за пределы РК
  • в связи со смертью получателя (на погребение, наследование)

    Перевод пенсионных накоплений из ЕНПФ в страховую организацию по договору пенсионного аннуитета

    Предоставление вкладчикам (получателям) информации с индивидуального пенсионного счета о состоянии их пенсионных накоплений

    Изменение реквизитов владельцев индивидуальных пенсионных счетов (личная и контактная информация)

    Бесплатные консультации по вопросам функционирования накопительной пенсионной системы и деятельности по инвестиционному управлению пенсионными активами

МИССИЯ ЕНПФ

Организационное содействие вкладчикам в формировании пенсионных накоплений посредством повышения качества услуг, достоверного учета пенсионных активов, а также повышения культуры планирования пенсионных сбережений.

ВИДЕНИЕ

ЕНПФ - единый оператор всех финансовых и информационных потоков накопительной пенсионной системы Республики.

ЦЕННОСТИ ЕНПФ

Фонд осуществляет свою деятельность строго в рамках, определенных законодательством Республики Казахстан.

Прозрачность

Фонд нацелен на поддержание высоких стандартов корпоративного управления, регулярно публикует в открытых информационных источниках сведения о состоянии счетов вкладчиков и своем текущем финансовом состоянии.

Ориентированность на потребителя

Интересы клиентов ЕНПФ – самое важное, и Фонд делает все, чтобы его пенсионные услуги были доступны в любой точке Республики Казахстан, а также за рубежом, понятны и соответствовали ожиданиям потребителей.

Прогрессивность и самосовершенствование

Персонал Фонда постоянно учится и применяет новые навыки и знания, чтобы быть готовыми к требованиям и вызовам времени.

Ответственность

Руководство и работники ЕНПФ несут ответственность перед вкладчиками и получателями пенсионных накоплений за постоянное совершенствование деятельности Фонда, экономичное и рациональное использование ресурсов.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЕНПФ

Качественное оказание услуг в соответствии со стандартами лучших практик

  • Обеспечение равного доступа к пенсионным услугам
  • Соблюдение установленных стандартов пенсионных услуг
  • Приведение бизнес-процессов Фонда в соответствие стандартам системы менеджмента качества для дальнейшего развития интегрированной системы управления рисками и внутреннего контроля

Развитие культуры планирования пенсионных накоплений населением Республики Казахстан

  • Повышение уровня финансово-правовой грамотности населения в сфере пенсионного обеспечения
  • Укрепление доверия населения к накопительной пенсионной системе через формирование позитивного образа ЕНПФ
  • Формирование культуры персональных пенсионных планов
  • Развитие добровольных пенсионных планов

Реализация законодательства Республики Казахстан по направлениям дальнейшего развития накопительной пенсионной системы Казахстана

  • Совершенствование параметров и механизмов осуществления пенсионных выплат из ЕНПФ
  • Внедрение условно-накопительного компонента накопительной пенсионной системы – обязательных пенсионных взносов работодателя
  • Осуществление функций ЕНПФ в качестве Компетентного органа в рамках Договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов ЕАЭС

Корпоративная стратегия ЕНПФ на 2017-2020 годы



Корпоративная стратегия ЕНПФ на 2017-2020 годы

Читайте также: