Кто придумал расчет пенсии

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

07 февраля 2019 13:52

С 1 января 2015 года действует новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС). Региональное Отделение ПФР разъясняет, как рассчитывается пенсия в соответствии с Федеральным Законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Для расчета страховой пенсии по «новым» правилам введено понятие «пенсионный коэффициент» (пенсионный балл), которым оценивается трудовая деятельность гражданина. Чтобы получить право на назначение страховой пенсии по старости, необходимо иметь 30 и более пенсионных баллов, однако эта норма в полной мере начнет действовать с 2025 года, а в 2019 году достаточно будет иметь 16,2 баллов. Чем больше баллов гражданин сформирует за трудовую деятельность, тем выше будет пенсия. Количество баллов зависит от продолжительности страхового стажа и величины заработка до 2002 года, а также страховых взносов, которые уплачивает работодатель за своих сотрудников. Необходимо помнить, что только с официальной зарплаты работодатели начисляют и уплачивают страховые взносы на ОПС.

Изменились требования к минимальному стажу для получения права на пенсию по старости: он должен быть не менее 15 лет. Однако, как и в случае с пенсионными баллами, предусмотрен переходный период с 2015 года (6 лет минимального стажа) по 2024 год с ежегодным увеличением продолжительности минимального стажа на 1 год. В 2019 году требуемый минимальный стаж составит 10 лет.

Помимо периодов трудовой деятельности баллы начисляются за социально значимые периоды жизни человека, такие как военная служба по призыву, проживание с супругами-военнослужащими без возможности трудоустройства (не более пяти лет в общей сложности), период ухода за нетрудоспособными гражданами (ребенком-инвалидом, лицом старше 80 лет, инвалидом 1 группы), период ухода одного из родителей за ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности. За каждый год ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет начисляется: за 1-м ребёнком - 1,8 балла, за 2-м ребёнком - 3,6 балла, за 3-м и 4-м ребёнком - 5,4 балла. «Стоимость» каждого года воинской службы по призыву, проживания с супругом-военнослужащим без возможности трудоустройства и каждого года ухода за инвалидами I группы, детьми-инвалидами, лицами старше 80 лет - 1,8 балла.

Помимо наличия минимальных количества лет страхового стажа и количества пенсионных баллов к условиям возникновения права на страховую пенсию по старости относится достижение пенсионного возраста. В соответствии с Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» с 2019 года предусмотрено поэтапное (на 1 год ежегодно) повышение пенсионного возраста (до 2028 г.), по достижении которого будет возникать право на страховую пенсию по старости.Законом закреплен общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Для тех, кто должен выйти на пенсию в 2019–2020 гг., предусмотрена особая льгота – выход на полгода раньше общеустановленного пенсионного возраста. Так, человек, который по законодательству, действующему с 01.01.2019, должен уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года.

Для тех, кто выходит на пенсию в более поздние сроки, чем установлено законодательно, предусмотрена дополнительная льгота. За каждый год более позднего обращения за назначением пенсии ее страховая часть и фиксированная выплата будут увеличиваться на соответствующие коэффициенты.

Порядок перевода ранее назначенных пенсий в баллы

При переходе на расчет по нормам Федерального закона № 400-ФЗ пенсионные права граждан, у которых пенсии были назначены по состоянию на 31 декабря 2014 года, были преобразованы в индивидуальные пенсионные коэффициенты.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года определялась на основании документов выплатного дела исходя из размера установленной трудовой пенсии (без учета фиксированного базового размера и накопительной части пенсии), разделенного на стоимость одного пенсионного балла по состоянию на 01.01.2015 (64,10 руб.).

Все уже назначенные по состоянию на 01.01.2015 пенсии при конвертации пенсионных прав в баллы не должны были уменьшаться.

«Новая» пенсионная формула выглядит следующим образом:

Страховая пенсия = А х В + С, где:

А – пенсионные баллы;

В – стоимость одного балла в год выхода на пенсию;

С – фиксированная выплата.

Также за каждый год более позднего выхода на пенсию предусмотрены повышающие коэффициенты к страховой пенсии и фиксированной выплате.

Пенсионный балл – это параметр, величиной которого оценивается каждый календарный год трудовой деятельности гражданина. Он зависит от ежегодных начислений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и варианта пенсионного обеспечения (формирование страховой и накопительной пенсий или формирование только страховой пенсии).

Расчет количества пенсионных баллов до 1 января 2015 г.

Производится из величины пенсионного капитала по состоянию на 31.12.2014, размер которого зависит от размера заработка и продолжительности стажа на 01.01.2002, суммы страховых взносов за период с 2002 года по 2014 год. Расчетный пенсионный капитал преобразуется в баллы путем деления на ожидаемый период выплаты пенсии на 31.12.2014 (228 месяцев) и стоимость пенсионного коэффициента на 01.01.2015 (64,10 руб.).

Расчет пенсионных баллов после 1 января 2015 г.

производится по формуле

сумма уплаченных страховых

количество взносов на страховую пенсию

пенсионных = ___________________________________ х 10

баллов за один год сумма страховых взносов

с максимальной взносооблагаемой заработной платы

Максимальная взносооблагаемая база – предельное значение фонда оплаты труда работника (ФОТ), с которого работодатели уплачивают страховые взносы по тарифу 22%. Максимальное годовое значение ФОТ, в пределах которого отчисляются страховые взносы на пенсию, каждый год устанавливается государством.

Страховые взносы - формирование пенсии по ОПС происходит за счет страховых взносов, которые работодатели уплачивают за своих работников в период их трудовой деятельности.

Только с «белой» зарплаты работодатели платят взносы на обязательное пенсионное страхование. Только с «белой» зарплаты формируется пенсия.

Общий тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составляет 22%.

6% – солидарный тариф. Он предназначен для формирования денежных средств, необходимых для финансирования фиксированной выплаты пенсионерам в настоящее время.

16% – индивидуальный тариф. Средства, поступившие по этому тарифу, отражаются на индивидуальном лицевом счете человека в системе государственного пенсионного страхования, но не как реальные деньги на банковском счете, а в виде пенсионных прав, гарантированных государством.

В том случае, если гражданин выбрал вариант формирования и страховой и накопительной пенсии, то индивидуальный тариф 16% распределяется следующим образом: 10% - на формирование страховой пенсии, 6% - на формирование накопительной пенсии. Граждане 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 года впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, вправе осуществить выбор варианта пенсионного обеспечения предусматривающего направление на финансирование накопительной пенсии 6 % индивидуальной части тарифа страхового взноса до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В случае, если указанные лица не достигли возраста 23 лет, период выбора варианта пенсионного обеспечения продлевается до 31 декабря года, в котором гражданин достигнет возраста 23 лет (включительно).

Количество баллов, начисленных за год, будет зависеть от официальной зарплаты. Чем выше зарплата, тем больше баллов.

Максимальное число баллов за год:

при отказе от формирования пенсионных накоплений, а также у граждан 1966 г. р. и старше в переходный период с 2015 года по 2021 год увеличивается поэтапно от 7,39 баллов до 10 баллов (в дальнейшем — максимальное значение);

при формировании пенсионных накоплений – в переходный период с 2015 года по 2021 год увеличивается поэтапно от 4,62 баллов до 6,25 баллов (в дальнейшем — максимальное значение).

Чем больше баллов накопится на индивидуальном лицевом счете – тем выше будет пенсия!

Фиксированная выплата

Фиксированная выплата – это установленная законом в твердом размере сумма, которая гарантированно выплачивается к страховой пенсии. Каждый год фиксированная выплата индексируется на уровень не ниже инфляции в предыдущем году.

С 1 января 2019 года фиксированная выплата к страховой пенсии по старости составляет 5 334 руб.19 коп.

Размер выплаты, которую ежемесячно будет получать человек после назначения пенсии, равен сумме страховой пенсии (пенсионные баллы, умноженные на стоимость балла в год выхода на пенсию) и фиксированной выплаты.

Пример расчета количества пенсионных баллов, начисляемых за год гражданину с заработной платы 29 000 руб., а также размера пенсии при назначении ее в январе 2019 года (при условии, что сумма расчетного пенсионного капитала на 31.12.2014 составляет 900 000 руб.).

1. Годовой фонд оплаты труда работника в 2018 году: 29 000 x 12 месяцев = 348 000 руб.

2. Общий размер страховых взносов по тарифу 22%:

348 000 руб. x 22 % = 76 560 руб.

Из них на солидарную часть по тарифу 6 % направляется 20 880 руб. (348 000 x 0,06 = 20 880).

На страховую пенсию по тарифу 16% - 55 680 руб. (348 000 x 0,16= 55 680).

3. Перевод суммы страховых взносов в пенсионные баллы:

55 680 руб. / 163 360 руб. = 0,3408, где 163 360 руб. - это страховые взносы от максимальной взносооблагаемой базы. В 2018 году её величина составляет 1 021 000 руб. (1 021 000 x 0,16 = 163 360 руб.).

4. Полученный результат умножаем на 10:

0,3408 x 10 = 3,408 — количество пенсионных баллов, заработанных в 2018 году.

5. Умножаем количество баллов на трудовой стаж с 2015 года - на 4 (при условии, что каждый год начислялось 3,408 балла):

3,408 x 4 = 13,632 балла - индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) гражданина за 2015-2018 гг.

6. Переводим расчетный пенсионный капитал, заработанный до 31.12.2014, в баллы:

900 000 / 228 мес / 64,10 руб. = 61,581 балл, где 228 месяцев — ожидаемый период выплаты страховой пенсии

7. Рассчитываем общее количество баллов:

13,632 + 61,581 = 75,213 баллов — ИПК гражданина.

8. Рассчитываем размер страховой части пенсии:

75,213 x 87,24 = 6561,58 руб., где 87,24 руб. - стоимость одного пенсионного коэффициента (балла) с 01.01.2019.

9. Прибавим к этому размеру размер фиксированной выплаты, в итоге получим размер страховой пенсии по старости при назначении её в январе 2019 года:

6561,58 + 5 334,19 =11 895,77 руб., где 5334,19 — размер фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01.01.2019.

С 2015 года в Российской Федерации используется новая формула расчета пенсии. Появилось множество новых факторов, непосредственно влияющих на страховое содержание отечественных граждан, достигших пенсионного возраста. Среди них – ИПК для расчета пенсий. Индивидуальный пенсионный коэффициент является основой для определения суммы пенсионного обеспечения.

Особенности пенсионной реформы

Система обязательного пенсионного страхования является обязательной для регистрации каждого гражданина. ОПС обуславливает тот факт, что работодатель ежемесячно отчисляет определенную сумму денег в пенсионный фонд, которая поступает на личный счет сотрудника. Это будет являться его гарантией начисления пенсии в будущем.

Как рассчитать индивидуальный пенсионный коэффициент? Суть проведенной реформы заключается в том, что был изменен принцип расчета обеспечения. Если раньше это зависело от размера пенсионного капитала, то теперь – от индивидуального пенсионного коэффициента. То есть, каждому гражданину можно будет рассчитать размер пенсионного обеспечения в индивидуальном порядке, согласно его выслуге и особенностями прежней работы.

Все пенсионные права гражданина трансформируются в баллы. Эти баллы накапливаются, и от их количества зависит размер пенсии. Сумма начисляемых баллов напрямую зависит от внесенных страховых взносов, то есть играет размер заработной платы. Каждый балл имеет собственную стоимость. Она индексируется каждый год.

Такое понятие, как трудовая пенсия, после реформы фактически прекратило свое существование. Рассчитать размер пенсии по старости теперь можно на основе баллов ИПК. Две части трудовой выплаты – страховая и накопительная, отныне считаются отдельными видами пенсий. Для каждого из них существует собственная правовая база. Согласно статьи 8 закона №400-Ф3, расчет пенсии по ИПК доступен гражданам, которые достигли 55-летнего (для женщин) и 60-летнего возраста (для мужчин), имеют не менее чем 15 лет трудового белого стажа, а также располагают как минимум 30 баллами.

Как рассчитать пенсионное обеспечение?

Как уже говорилось выше, после реформы вместо пенсионного капитала используются накопленный индивидуальный пенсионный коэффициент. Существует специальная формула, с помощью которой можно провести точный расчет будущей пенсии, используя незначительное количество вносимых параметров.

Изначально нужно разобраться в терминологии:

  • СП – страховая пенсия. Рассчитывается на основе страховых взносов, которые и добавляют баллы ИПК;
  • ИПК – баллы, которые зарабатываются гражданином во время трудовой деятельности;
  • СИПК – стоимость одного балла;
  • ФВ – фиксированная выплата.

Формула выглядит следующим образом: СП = ИПК х СИПК + ФВ. Существует специальный калькулятор, который позволяет без особых затруднений самостоятельно провести все необходимые расчеты.

Граждане должны понимать, что размер страховой пенсии после реформы 2015 года напрямую связан с их зарплатой. Чем она выше, тем больше страховые взносы и тем больше начисляется баллов. Соответственно, растет и размер будущей пенсии. Но это касается только белых зарплат, выплачиваемых при официальном трудоустройстве, и облагаемых налогами.

Величина коэффициента

Индивидуальный пенсионный коэффициент имеет нижний и верхний предел. Существуют определенные различия между показателями коэффициента, который учитывает накопительную часть, и, соответственно, не учитывает. Предполагается, что он будет меняться вплоть до 2021 года. Без отчисления накоплений коэффициент вырастет до 10 единиц, а с отчислениями снизится до 6,25. Изначальный показатель, установленный сразу после реформы, был общим и составлял 7,39.

Стоимость балла и, соответственно, фиксированная выплата, подлежат ежегодной индексации. Это задача государства. В 2017 году стоимость одного балла составляет 78 рублей 58 копеек. Что касается фиксированной выплаты, то в прошлом году она была установлена на отметке 4558, 93 руб.

Из этого можно понять, что для получения пенсии выше фиксированного значения, гражданин должен иметь в запасе как минимум 8 лет трудового стажа и 11 баллов. В следующем году эти показатели вырастут – 9 лет стажа и 13,8 ИПК.

Расчет пенсионного балла – формула для вашей будущей пенсии

Какой должен быть коэффициент для начисления пенсии, зависит от многих факторов. Ряд граждан сталкиваются с проблемой подсчета собственных баллов, так как слабо понимают, как работает система. Государство предоставляет возможность конвертировать весь пенсионный капитал, накопленный до реформы 2015 года, именно в ИПК. Это первое. Второе – при определенных условиях баллы могут насчитываться и за тот период, когда человек не работал, но обязательно имел на то уважительные причины, например:

  • проходил срочную воинскую службу;
  • ухаживал за ребенком, возраст которого менее 1,5 года;
  • являлся официальным содержателем недееспособного гражданина, не обязательно родственника.

То есть, новая система будет учитывать все баллы, накопленные до достижения гражданином пенсионного возраста. Специальная формула для расчета пенсий описана в статье 15, пункт 9 все того же Закона №400-Ф3. Она выглядит следующим образом: ИПК = (ИПК(с) + ИПК(н)) х К(в)СП. Расшифровка крайне проста:

  • ИПК – общая сумма всех заработанных пенсионером баллов.
  • ИПК(с) – баллы, начисленные до реформы 2015 года.
  • ИПК(н) – баллы, начисленные уже после реформы.
  • К(в)СП – предполагаемое повышение индивидуального пенсионного коэффициента. Такое возможно, к примеру, если человек обратился за расчетом выплат позже установленного срока.

Сколько баллов нужно?

Страховая пенсия по старости устанавливается только в том случае, если индивидуальный пенсионный коэффициент гражданина имеет достаточный уровень. В текущем году нижний порог составляет 9 баллов. Разработанная система предполагает, что с каждым годом этот показатель будет увеличиваться на 2,4 единицы. То есть, придется зарабатывать больше, чтобы рассчитывать на достойную пенсию.

Подобное увеличение будет длиться по 2025 год включительно. После этого необходимое количество баллов стабилизируется и составит 30 единиц. Причем будут учитываться как страховые, так и не страховые периоды в жизни граждан.

Другими словами, если ваше количество индивидуальных пенсионных коэффициентов будет ниже допустимого уровня, вы сможете рассчитывать максимум на социальные выплаты после выхода на пенсию.

Как получить больше баллов?

Многих пугает необходимость иметь к 2030 году ИПК на уровне 30. На самом деле, добиться такого показателя несложно. Например, зарплата на уровне 30 тысяч рублей в месяц и отчисления от нее в пенсионный фонд помогут насчитать сразу шесть баллов. То есть, 30 ИПК можно будет получить уже через пять лет.

Существующее законодательство не запрещает гражданину одновременно работать на нескольких предприятиях. Работа по совместительству – это отличная возможность нарастить пенсионный коэффициент законным путем. Единственное требование – заработная плата на другой работе тоже должна быть официальной.

Но это сугубо индивидуальный выбор. Человек может воспользоваться возможностью заработать себе на достойную пенсию или же положиться на государство.

Как вариант дополнительного обеспечения – работа после достижения пенсионного возраста. Выход на заслуженный отдых не означает, что гражданин обязан ничего не делать. Законом не запрещена подобная трудовая деятельность. Это называется добровольной отсрочкой пенсии. Взять ее можно максимум на пять лет. Все баллы, которые будут заработаны на протяжении этого времени, впоследствии будут умножены на коэффициент 1,34 – хорошая прибавка к пенсии и гарантия безбедной старости.

Стараясь заработать как можно больше баллов и, таким образом, оформить себе хорошую пенсию, нужно помнить, что максимальный ИПК ограничивается законодательством. То есть, больше определенного показателя в год вы не заработаете. Многое зависит от того, какой вид пенсии выбрал гражданин – накопительную и страховую или только страховую. Первый вариант отличается тем, что все выплаты в пенсионный фонд, осуществляемые работодателем, разделяются между двумя типами пенсионных вложений. Во втором случае они идут только на страховую пенсию.

Согласно действующему законодательству, максимальный размер баллов ИПК, которые может заработать гражданин в течение одного года, увеличивается согласно ранее установленным положениям. Так, к 2021 году, человеку может быть начислено до 10 баллов, если он выбрал только страховую пенсию, и максимум 6,25 единиц, если оба доступных вида пенсионных накоплений.

Индексация и стоимость

Порядок начисления пенсии по старости обязательно включает в себя процедуру индексации индивидуального пенсионного коэффициента. Данная процедура позволяет нивелировать показатели инфляции, роста цен, потребительских товаров и т.д. Задача – сохранить актуальность накопленных баллов и не допустить их обесценивание.

Следует отметить, что с этим в стране есть определенные сложности. Например, в прошлом году индексация пенсионных выплат остановилась на отметке 4 процента, тогда как изначально планировалось, что этот показатель составит почти 13%. Работающие пенсионеры вообще остались без индексации.

Проблема была решена, но другим путем. Вместо индексации пенсионерам была выплачена единовременная выплата, что-то наподобие компенсации. Размер помощи составил 5 тысяч рублей, она была выплачена в начале текущего года, в счет второго полугодия 2016 года.

Что касается 2017 года, то Правительство Российской Федерации гарантирует индексацию пенсионных выплат, а также индивидуального пенсионного коэффициента. Размер будет зависеть от уровня инфляции в прошлом году.

Индексация – это процедура, которая позволяет определить реальную стоимость пенсионного бала. Цена ИПК напрямую зависит от вышеупомянутой инфляции за прошедший год. Ежегодно стоимость баллов растет. Она неразрывно связана с индексацией. В прошлом году данный показатель увеличился на 4 процента. В текущем – еще примерно на столько же. Соответственно, при расчете пенсионного обеспечения гражданам принимается во внимание значение балла, установленное на уровне 78,58 рублей.

Что нужно помнить?

Ранее размер пенсии зависел от множества факторов:

  • трудовой стаж;
  • уровень доходов;
  • наличие страховых взносов;
  • достижение установленного законом пенсионного возраста.

Проведенная в 2015 году пенсионная реформа существенно изменила существующий расклад вещей. Теперь гражданам придется ежемесячно отчислять определенную сумму на счета пенсионного фонда, тем самым формируя себе пенсионные накопления. Данные сбережения конвертируются в баллы.

Власти, в свою очередь, утверждают, что это невозможно. Схема полностью прозрачная, а рассчитать ИПК можно с помощью онлайн-калькулятора, присутствующего на сайте Пенсионного фонда. Суть накопления баллов заключается в следующем:

  • по достижению пенсионного возраста подсчитывается общее количество баллов, заработанных человеком во время трудовой деятельности;
  • индивидуальный пенсионный коэффициент конвертируется в реальные деньги, согласно текущему курсу (сейчас он составляет 1 балл – 78,58 руб.);
  • полученная сумма добавляется к фиксированной выплате;
  • все вместе будет являться вашей окончательной пенсией.

Преимущества ИПК

Новая система соответствует современным требованиям и призвана работать более сбалансировано, не провоцируя дефицит Пенсионного фонда, как это часто бывало до реформы, где на протяжении многих лет использовалась система, придуманная еще в Советском Союзе и подвергавшаяся незначительным модификациям.

Главное преимущество, которое предоставляет индивидуальный пенсионный коэффициент – это возможность самостоятельно зарабатывать себе на пенсию. С помощью реформы была достигнута социальная справедливость: чем больше человек зарабатывает своим трудом, тем выше у него будет пенсия. Кроме того, есть возможность взять добровольную отсрочку пенсии и работать еще, тем самым увеличивая собственный ИПК.

Рассчитать ИПК не составит особого труда – существуют специальные формулы, а также калькулятор, которым может воспользоваться каждый. Еще одно преимущество – мощная законодательная база. Это одна из тех реформ современной России, где правовой части было уделено особое внимание.

Недостатки реформы – больше плюсов или минусов?

Многие специалисты полагают, что реформа, которая ввела в обиход такое понятие, как индивидуальный пенсионный коэффициент, была проведена, в первую очередь, в интересах государства, а не граждан. Главный аргумент в пользу данной теории – это тот факт, что стоимость баллов напрямую зависит от планируемых доходов Пенсионного фонда. Таким образом, ПФР защищает себя от дефицита.

Другими словами, сколько вам платить, будет решать Пенсионный фонд, а не ваш стаж и размер заработанной платы. Вызывает сомнение и то, что порядок расчета стоимости индивидуального пенсионного коэффициента не закреплено на правовом уровне, что, опять же, оставляет за ПФР право изменять существующий порядок в собственных интересах.

Из прочих недостатков стоит отметить:

  • россияне плохо воспринимают новую инициативу властей. Многие граждане ничего не понимают в ИПК и, тем более, как его нужно рассчитывать. А некоторые люди даже не слышали о том, что в стране была проведена пенсионная реформа. Все дело в том, что государство уделяет очень мало времени и средств на детальное информирование населения по поводу данной реформы. В развитых странах такого нет. В этом плане есть над чем работать;
  • будет расти минимальный трудовой стаж, необходимый для оформления пенсии. Каждый год – на 12 месяцев, вплоть до 2024 года, когда он составит 15 лет. Справедливости ради нужно отметить, что подобный трудовой стаж имеется у большинства работающего населения страны;
  • новая система не отвечает требованиям людей, у которых недостаточно трудового стажа. Таким гражданам предусмотрена только социальная пенсия, размер которой не слишком большой, соответственно, она не может удовлетворить потребности среднестатистического российского пенсионера.

Дифференциация расчетов

Вопрос повышения пенсионного возраста в Российской Федерации поднимается постоянно. Сторонники подобного решения утверждают, что это позволит снизить нагрузку на Пенсионный фонд, благодаря чему его дефицит уменьшится. Противники сетуют, что для существующего в стране уровня жизни и социального обеспечения граждан увеличение пенсионного фонда является недопустимым.

Пенсионная реформа призвана сбалансировать систему и одновременно простимулировать граждан. Она предполагает:

  • повышение коэффициентов фиксированной выплаты;
  • приемлемую стоимость индивидуального пенсионного коэффициента;
  • пересмотр списка профессий, для которых будет доступна опция досрочной пенсии;
  • определение списка профессий с тяжелыми условиями труда. Для них предусмотрены повышенные ИПК, улучшенные тарифы страховых взносов и прочие преимущества.

Все это позволит в конечном итоге сбалансировать пенсионную систему и подвести людей к необходимости постепенного увеличения пенсионного возраста.

Что нужно для того, чтобы самостоятельно рассчитать собственную пенсию? Вам потребуется только размер заработной платы и трудовой стаж. Использовать эти параметры можно на сайте Пенсионного фонда, где есть соответствующий онлайн-калькулятор. Но сделать требуемые вычисления можно и на обычном листе бумаги. Специальная формула, описанная в статье, проста и интуитивно понятна даже для людей старшего возраста.

Почему система начисления пособий по возрасту в России предельно запутана




Евгений Гонтмахер — доктор экономических наук, член Комитета гражданских инициатив -в интервью ОТР заявил почему пенсионная система в России выстроена таким образом, чтобы гражданин ни при каких обстоятельствах не догадался, сколько ему должны платить на «заслуженном отдыхе». Для этого и пенсионные реформы проводятся.

По Гонтмахеру, пенсионная система сложная, потому что она балльная. Причем, балльная система, несмотря на внешнюю запутанность, введена с единственной целью: сохранить выплаты нынешним поколениям пенсионеров хотя бы в номинальном размере за счет будущих пенсий работников молодых и средних возрастов.

Фокус прост: за эти поколения в Пенсионный фонд платятся полновесные рубли в размере 22% от фонда оплаты труда. Эти деньги с колес выдаются на руки пожилым, а в пенсионных правах будущих пенсионеров учитывается не полная сумма уплаченных взносов, а некие баллы, получаемые при помощи устанавливаемого каждый год правительством специального понижающего коэффициента.

Расчет здесь «на авось»: зачем государству заглядывать на 20−30 лет вперед, когда нынешняя молодежь задумается о старости и поймет, что ее пенсионные права мизерны, а вся эта пенсионная реформа — сплошной обман? Зато сейчас нужно любой ценой сохранить лояльность 43-миллионного пожилого электората, не попавшего под пенсионную реформу.

Плюс имеет значение безысходность макроэкономической ситуации, когда федеральный бюджет пытается сбросить с себя социальный «балласт», для чего и затевалась пенсионная реформа.

«Там есть так называемые коэффициенты уточняющие, например, коэффициент, который говорит о том, сколько денег собрал Пенсионный фонд. Потому что Пенсионный фонд собрал больше — ваш балл стоит больше. То есть рубли, которые за вас отчисляет ваш работодатель, вот эти 22%, они в ваш пенсионный капитал попадают не напрямую: за вас отчислили 100 рублей, и это не означает, что ваш пенсионный капитал на 100 рублей увеличился, он увеличился на ту сумму, которая умножена на этот коэффициент», — пояснил в эфире ОТР Гонтмахер, говоря о пенсионной реформе в стране.

Сейчас этот коэффициент равен 0,87. То есть, со 100 рублей в ПФР, которые перечислил за вас работодатель, в ваши пенсионные права засчитываются всего 87 рублей.

Кроме того, имеются ограничения по баллам за год, которые могут быть начислены. Расчеты пенсионных прав построены на том, что если гражданин много зарабатывает легально — с этого платятся налоги и взносы в социальные страховые фонды. Но дополнительных баллов этот гражданин особо не зарабатывает.

В итоге, по оценкам Гонтмахера, 84% ныне занятых будут в старости жить — благодаря балльной системе учета пенсионных прав — на весьма скромное государственное пособие, которое никакого отношения к страхованию не имеет. Пенсионная реформа роста пенсий не принесет.

Да, периодически возникают слухи, что балльную систему отменят. Об этом еще в июне 2018 года заявляла вице-премьер Татьяна Голикова. «Либо примите методику расчета пенсионного балла, либо откажитесь от неработающей формулы и предложите новую», — призывала она, нахваливая пенсионную реформу.

Но воз, как видим, и ныне там. Почему правительство не спешит с изменением расчета пенсий, упершись в свою убогую пенсионную реформу.

— Все танцы с бубнами вокруг пенсионной системы, все пенсионные реформы, начиная с 2000 года (отрезание в 2004 году от участия в обязательной накопительной части людей старше 1967 года рождения, введение максимального размера заработка, с которого берутся взносы в Пенсионный фонд, введение балльной системы учета взносов в страховую часть пенсии, замораживание 6% взносов на обязательные накопительные счета, — «СП») имели одну-единственную задачу: как можно сильнее снизить ставку страховых взносов, уплачиваемых работодателем за работника в Пенсионный фонд, — считает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — У нас сейчас ставка — 22%. А в 2000-м году работодатель уплачивал в ПФР 28%, плюс 1% уплачивался из собственных средств работника — итого ставка составляла 29%.

В нормальной пенсионной системе, как гласит конвенция № 102 Международной организации труда, если работник имеет 30−35 лет стажа и достиг пенсионного возраста (кстати, конвенцию можно понять так, что пенсионный возраст — это ближе к 65 годам), он должен получать среднюю пенсию в размере 52% от среднего заработка (по уточнению МОТ от 1972 года — это 40% заработка типичного получателя, который составляет примерно 130% среднего заработка).

Балльный же метод, действительно, очень сильно ущемляет права молодых и средних возрастов.

«СП»: — Почему так происходит?

— Все последние годы чрезвычайно быстро растет база страховых взносов, которые берутся в Пенсионный фонд. Это здорово для тех, у кого быстро растет зарплата — она в числителе. Зарплата растет значительно быстрее с 2014-го года, а балльная система была принята с 1 января 2015 года.

К 2022 году взносооблагаемая база будет уже 1 100 000 рублей в год. Но у нас очень небольшое количество людей получают такую заработную плату. Напомню, сейчас средняя зарплата по стране — примерно 45 тысяч рублей.

За счет роста базы, при неизменной зарплате, с каждым годом гражданин получает все меньше баллов. Это могло бы быть компенсировано увеличением стоимости балла — но такого не происходит.

Из этой ситуации власти — в условиях противостояния по поводу тарифов страховых взносов — нашли выход: провели пенсионную реформу и повысили возраст выхода на пенсию.

«СП»: — При чем здесь пенсионный возраст?

— Все просто: прежде чем гражданин выйдет на пенсию, он отработает дополнительно пять лет. И когда он выйдет на пенсию, какие-то пенсионные права у него будут. Но этих прав было бы больше при старом методе расчета.

«СП»: — Это такое надувательство?

— Можно сказать, и так. Но главное надувательство состоит в следующем: когда 1 января 2015 года ввели пакет пенсионных законов — он большой и очень сложный — в нем был один пункт, который также был введен. Было сказано, что те, кто уходит с 1 января 2015 года, имеют право обратиться в Пенсионный фонд — с требованием пересчитать себе пенсионные права по балльной формуле.

Почему эти граждане получили такое право? Минимальный стаж для выхода на пенсию — 15 лет, а данные по персональному учету ведутся с 2000 года.

Профсоюзы — ФНПР — когда давали согласие на принятие этого пакета законов, этот момент особо подчеркивали. Дескать, такой пересчет является преимуществом новой системы. По сути, все более-менее высокооплачиваемые работники должны были, при заявлении на пересчет, получить большую пенсию. Тем, кому пересчет давал меньшую пенсию, могли отказаться получать пенсию по сделанному пересчету, и получать пенсию по-старому.

«СП»: — И этот пересчет делают?

— Я, например, сходил недавно в Пенсионный фонд — и потребовал, чтобы мне сделали пересчет пенсии по балльному методу. Пенсию, замечу, мне назначили в 2007 году по инвалидности, и большая часть моего стажа не была учтена с точки зрения объемов взносов, которых за меня уплачивали.

Так вот, мне в ПФР сказали: никакого пересчета мы вам делать не будем. И никаких разъяснений не дали.

Скорее всего, принят какой-то подзаконный акт. И получается, есть законодательство, есть договоренность между социальными сторонами, принят закон — а потом каким-то подзаконным актом все было ликвидировано.

Это и является, на мой взгляд, колоссальным надувательством. И именно об этом власти сегодня больше всего сейчас молчат.

— Психология российского пенсионера еще советская — ориентирована на государственное обеспечение, и выплату государственных пенсий, — отмечает декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Поэтому правительство не может просто сказать гражданам: заботьтесь сами о своих доходах в старости. Такие заявления однозначно приведут лишь к росту социальной напряженности.

Другое дело, нынешнюю пенсионную систему действительно нужно менять на более прозрачную. Потому что главный ее недостаток — именно непрозрачность, и постоянное изменение правил игры, как произошло с последней пенсионной реформой.

Для этих изменений, понятно, есть и объективные обстоятельства, связанные с ростом числа пенсионеров и сокращением трудоспособного населения. Но Россия, с другой стороны — не Буркина-Фасо: у нас есть резервы, которые можно задействовать в том числе для решения пенсионной проблемы. Особенно с учетом того, что именно пенсионеры являются социальной опорой власти.

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

Сотрудники ПФР предрекают фатальные изменения правил выплат старикам

Без срочных мер соотношение выплат по возрасту к зарплатам грозит снизиться до 15%

Новый кабмин в смысле решения проблем пенсий оказывается еще слабее предыдщего


В четверг, 14 июня, пока весь мир ждал матча открытия чемпионата мира по футболу на московском стадионе «Лужники», правительство Дмитрия Медведева объявило о пенсионной реформе: возраст выхода на пенсию мужчин повышается с 60 до 65 лет, женщин — с 55 до 63 лет. Новость мало кого оставила равнодушным и наряду со сводками с футбольных полей постоянно находилась в топе новостей.

«Пенсионный возраст — это идол, образ, а под красками — фанера. Может, есть, но я давно не видел не во сне, а наяву пенсионера», — иронизировал лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров в написанном по случаю стихотворении. По стране прокатилась волна протестов. Такими сплоченными россияне не были давно, свидетельствует июньский опрос «Левада-центра»: против повышения пенсионного возраста выступили 89% граждан.

Как решали

Объявление пенсионной реформы в день открытия чемпионата мира многие СМИ, эксперты и чиновники восприняли как попытку провернуть реформу под прикрытием футбола. «Пока мы радовались успехам наших футболистов, — негодовал глава КПРФ Геннадий Зюганов на думских слушаниях по поводу закона, — правительство решило забить гол всей стране».

Дата — всего лишь случайное совпадение, уверяет источник Forbes в кабинете министров, осведомленный о ходе реформы. Заседания правительства проходят каждый четверг. На 7 июня была назначена прямая линия с президентом, которого максимально дистанцировали от пенсионной реформы, поэтому судьбоносное объявление назначили на 14 июня — ближайший четверг после прямой линии. Но решение о реформе было принято значительно раньше.

Еще до выборов президента на многочисленных совещаниях обсуждался пакет реформ, который правительству предстояло реализовать в новом политическом цикле, рассказывает один из федеральных чиновников. В обсуждении повышения пенсионного возраста участвовали Дмитрий Медведев, министр финансов Антон Силуанов, министр экономического развития Максим Орешкин, возглавлявший в то время Центр стратегических разработок Алексей Кудрин, председатель Центробанка Эльвира Набиуллина, помощник президента Андрей Белоусов. Социальный блок, которым в прежнем правительстве руководила Ольга Голодец, в этом не участвовал.

В ведомствах эту информацию не прокомментировали. С объявлением о реформе решили повременить до выборов и последующей смены правительства. Новый кабинет министров Путин представил 18 мая. Ответственной за социальные вопросы стала бывший председатель Счетной палаты Татьяна Голикова, поэтому основной груз проблем, связанных с реформой, лег на ее плечи.

Кто был автором

Шум вокруг реформы не утихал все лето. Депутаты в Госдуме спорили до хрипоты, Антон Силуанов дал подробное интервью Владимиру Познеру и пытался объяснить на пальцах зрителям «Первого канала», почему они должны будут выходить на пенсию позже.

Люди искали виновных и строили догадки. Одна из популярных версий: на реформу Путина уговорили Кудрин и первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко. А в авторы текста законопроекта о пенсионной реформе народная молва записала молодого экономиста Владимира Назарова, который работает в Институте Гайдара и возглавляет финансовый НИИ при Минфине.

Писал документ, конечно, не Назаров, хотя проблемами пенсионной системы он занимается уже 10 лет и прямолинейно поддерживает повышение пенсионного возраста. «Вынужден развеять этот миф, — смеется попавший под удар экономист. — Автор реформы — правительство, оно подготовило законопроект и внесло его в Думу».

«Человека, конкретное лицо, которое отвечало за эту реформу, мы за все лето так и не увидели. Но понятно, что ответственность несут первые лица [страны]», — считает заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» и член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Олег Шеин.

Конкретного лица за реформой не видно, но очевидно одно: впервые о повышении пенсионного возраста объявили в самом жестком из всех обсуждавшихся вариантов — 63 года для женщин и 65 лет для мужчин, и это была идея Минфина, который формально не имел отношения к подготовке законопроекта. Чиновник, знакомый с ходом подготовки закона, подтвердил, что на гораздо более мягком сценарии настаивала Татьяна Голикова — взять паузу и посвятить какое-то время адаптации населения. И тем не менее именно ее блоку пришлось подготовить текст закона в жестком варианте — этим занимались специалисты из Минтруда и Пенсионного фонда.

Подарок от Путина

Президент глубоко вздыхает и проникновенно смотрит в камеру: «Нам предстоит принять трудное, непростое, но необходимое решение. Прошу вас отнестись к этому с пониманием». В своем обращении к народу по поводу повышения пенсионного возраста Путин поведал о неотвратимости реформы, но пообещал смягчить ее. Срок выхода на пенсию женщин снижен до 60 лет, многодетные матери могут выйти на пенсию досрочно, а те, кого реформа должна коснуться в ближайшие два года, могут выйти на пенсию на полгода позже. Также президент ввел понятие предпенсионного возраста (пять лет до возраста выхода на пенсию), указал на необходимость ввести уголовную и административную ответственность бизнеса за увольнение предпенсионеров, обещал предпенсионерам специальную систему повышения квалификации и два дня бесплатной диспансеризации в год с сохранением зарплаты. По данным компании Mediascope, телетрансляцию, которую показали по федеральным каналам 29 августа, смотрели почти 7 млн человек.

В том, как Путин отечески успокаивал нацию с экранов телевизоров и предложил смягченный вариант реформы, вновь заподозрили подвох — якобы и это тоже было срежиссировано заранее. В интервью радио «Коммерсантъ FM» эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Слатинов предполагал, что такой сценарий мог быть продуман в общих чертах как вариант отступления при слишком негативной реакции общества. Но два источника Forbes в правительстве говорят, что как минимум для Минфина, продвигавшего жесткий сценарий, смягчение стало неожиданностью. Чиновник, знакомый с ходом подготовки закона, подтверждает, что Голикова обсуждала с Путиным варианты смягчения. Именно поэтому после обращения Путина она стала официальным представителем президента по этому законопроекту и защищала поправки к нему в Госдуме и в Совете Федерации.

Зачем все это

«Силуанов призвал «срочно повысить» пенсионный возраст» — гласит заголовок статьи в «Российской газете». Статья посвящена выступлению министра финансов на «правительственном часе» в Госдуме задолго до реформы, в сентябре 2015 года. Тогда призыв Силуанова не нашел поддержки, хотя в его обращении уже фигурировало слово «срочно».

В течение многих лет эксперты из РАНХиГС, ВШЭ, ЦСР, Экономической экспертной группы и НИФИ говорили о необходимости повысить пенсионный возраст, делали соответствующие расчеты, писали научные статьи и выступали в СМИ. Главным публичным сторонником реформы был глава ЦСР Алексей Кудрин. Настойчиво из выступления в выступление он повторял, что пенсионный возраст нужно повышать немедленно, «иначе будет поздно». «Предпосылки для повышения пенсионного возраста были и раньше», — соглашается замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин.

Доводы в пользу повышения с тех пор не изменились. В России резко уменьшается соотношение пенсионеров и работников, за которых платятся социальные страховые взносы. Иначе говоря, тех, кто оплачивает пенсии ныне живущим пенсионерам, становится все меньше. Сейчас, по расчетам исследователей ВШЭ, на одного пенсионера приходится 2,3 человека трудоспособного возраста. Учитывая теневую занятость, по расчетам РАНХиГС, на одного пенсионера приходится всего 1,1 работающего, за которого работодатель выплачивает взносы. Через 10 лет этот показатель составит 1,2 благодаря повышению пенсионного возраста, в противном случае он скатился бы к единице к 2030 году, поясняет Юрий Горлин.

От этого соотношения напрямую зависит возможность повышать пенсии. Согласно «майскому указу» президента в ближайшие шесть лет индексация пенсий должна проходить выше уровня инфляции. Чтобы это делать, нужно где-то брать деньги, а источников всего два: бюджетные средства и взносы от работодателей.

«Можно было, конечно, ничего не делать и не повышать пенсионный возраст. Но тогда вариантов оставалось бы немного», — рассуждает Владимир Назаров из НИФИ. Если оставить все как есть, сильно увеличится разница между пенсией и заработной платой. Сейчас неработающие пенсионеры получают порядка 34% средней заработной платы работающего человека, и если не вмешаться, то через пару лет показатель будет около 30–25%. «Уровень меньше 30% общество уже посчитало неприемлемо низким», — объясняет Назаров. Второй вариант — для финансирования пенсий повышать налоги или тарифы страховых взносов. Но такой рост нагрузки на граждан был бы несовместим с желанием ускорить рост российской экономики.

При росте экономики около 1,5% в год (на конец 2018 года Минэкономразвития прогнозирует рост ВВП на 1,8%, а на конец 2019-го — 1,3%) индексировать размер пенсий по уровню инфляции или чуть выше можно было бы и без повышения пенсионного возраста, подсчитал Горлин. Но обеспечить устойчивый рост пенсий уже не получится без дополнительных мер, потому что зарплаты будут расти быстрее и пенсии потеряют свою основную функцию — быть страховкой от утраты заработка. Именно поэтому страховые пенсии в ближайшие шесть лет будут повышаться темпами, значительно превышающими прогнозируемый уровень инфляции.

По оценкам экспертов, итоговые траты бюджета окажутся даже выше, чем экономия от повышения пенсионного возраста. По расчетам, которые представляла Татьяна Голикова, деньги, полученные от повышения пенсионного возраста, не покроют траты на пенсионное обеспечение. Реформа сэкономит бюджету 2,9 трлн рублей, но пенсионное обеспечение потребует затрат в 3,3 трлн рублей за шесть лет.

Что сделали не так

Высокая скорость реализации реформы — это российский опыт, который оказался весьма болезненным. От официального объявления о реформе до подписания закона Путиным прошло всего 112 дней, а реализация нововведений начнется уже с 1 января 2019 года. В ОЭСР, например, средний период между принятием закона о пенсионной реформе и его реализацией составляет около 9 лет.

Вторая особенность — очень высокие, даже агрессивные темпы повышения пенсионного возраста: каждый год возраст выхода на пенсию будет становиться на год выше. В ОЭСР средний рост повышения пенсионного возраста составляет три месяца в год, а в СНГ — по шесть месяцев в год. «Понятно, конечно, что чем быстрее поднимается возраст, тем раньше возникает большая «бухгалтерская» экономия», — рассуждает Юрий Горлин.

Сторонники реформы спешат заверить: сравнивать опыт России с опытом США или Европы некорректно. Более адекватное сравнение — с другими восточноевропейскими странами и странами СНГ. Когда повышение пенсионного возраста запоздало, приходится проводить реформу относительно высокими темпами и без длительного подготовительного периода, рассуждает Владимир Назаров. В большинстве восточноевропейских стран и в СНГ пенсионный возраст повысили в конце 1990-х — начале 2000-х годов и темпы роста составляли, как правило, 6–12 месяцев в год. К 2018 году лишь в двух странах СНГ, России и Узбекистане, пенсионный возраст сохранился на советском уровне.

Российские показатели пенсионной реформы далеки от рекордных, указывают экономисты. Чехия несколько лет назад начала повышение пенсионного возраста с 60 до 67 лет для мужчин и с 55 до 67 лет для женщин, а в Армении в 2001 году пенсионный возраст мужчин был за один год повышен сразу на три года.

Армия безработных

Есть один спорный вопрос: сможет ли экономика создать новые рабочие места для предпенсионеров. По оценкам Минэкономразвития, прирост занятых из-за повышения пенсионного возраста составит в 2019 году 137 200 человек, а суммарно к 2024 году — 1,8 млн человек. В министерстве верят, что этот выплеск рабочей силы добавит к росту ВВП 1,3 процентного пункта, то есть по 0,2–0,3 процентного пункта в год. Эксперты НИФИ более оптимистичны и прогнозируют прирост в 0,3–0,5 процентного пункта ВВП ежегодно.

Эти расчеты основаны на том, что не вышедшие на пенсию люди найдут работу. А в этом экономисты и противники реформы, да и сами будущие предпенсионеры не уверены. По мнению депутата Олега Шеина, инициатива правительства выпустит на рынок армию безработных. В мире идет процесс автоматизации производства. В таких условиях повышение пенсионного возраста — это просто выбрасывание на рынок труда абсолютно ненужной рабочей силы.

«Куда пойдут эти люди? — беспокоится Шеин. — Они останутся без средств к существованию, а следствием может оказаться рост безработицы, падение доходов населения и снижение темпов роста экономического развития».

Читайте также: