Кто устанавливает бюджет пенсионного фонда

Собственные обязательства перед гражданами Российской Федерации Пенсионный фонд России (ПФР) исполняет посредством денег, которые имеются в бюджете данной государственной структуры. По этой причине процессы, связанные с формированием и расходованием бюджета ПФР, считаются самыми значимыми процедурами в его деятельности.

Как формируется бюджет Пенсионного фонда

Бесплатно по России

Бесплатно по России


Бюджет фонда согласуется в высших законодательных органах государственной власти.

Алгоритм следующий:

  1. Направление подготовленного проекта в Государственную Думу Федерального Собрания России.
  2. Рассмотрение проекта Госдумой Российской Федерации.
  3. Издание законопроекта «О бюджете Пенсионного фонда РФ на …» (в случае принятия проекта). Изданный закон включает в себя основные статьи и дополнения.
  4. Утверждение законопроекта Советом Федерации (Верхняя парламентская палата РФ). Лишь после этого закон начинает действовать.

Тексты всех одобренных законопроектов размещены в публичном доступе. Найти их можно как на веб-портале фонда, так и на интернет-сайте Госдумы. Любой человек может прочитать их.

Если после формирования бюджета его нужно изменить (подобное происходит достаточно часто, к примеру, во время финансового кризиса), в Государственную Думу отправляется проект спланированных корректив. После этого производится внесение корректив в изданный законопроект (по вышеописанному алгоритму).

Что говорит закон о бюджете ПФР РФ

Основной закон, регламентирующий порядок формирования ПФР в 2019 году – ФЗ номер 363 от 5 декабря 2017 г. «О бюджете ПФР на 2019 г.». В него входит 8 статей:

  1. Ключевые характеристики бюджета ПФР на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг.
  2. Основные администраторы доходов бюджета ПФР и основные администраторы источников финансирования дефицита бюджета ПФР.
  3. Внутренние финансовые источники для бюджета фонда.
  4. Бюджетные ассигнования бюджета фонда на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг.
  5. Межбюджетные трансферты в ПФР.
  6. Особенности применения бюджетных ассигнований по обеспечению работы ПФР.
  7. Особенности применения бюджетных ассигнований бюджета ПФР в области социальной политики.
  8. Особенности реализации бюджетных средств фонда в 2019 г.

Доходы

Формирование бюджета фонда осуществляется благодаря:

  • взносам по страхованию;
  • деньгам из государственной казны;
  • пеням и другим денежным санкциям;
  • прибыли от распределения (вложения) временно свободных финансов обязательного пенсионного страхования (ОПС);
  • добровольным взносам физлиц и фирм, которые уплачивают их не в качестве страхователей либо застрахованных граждан;
  • деньгам из резервного фонда;
  • денежным суммам, сформированным из накоплений застрахованных граждан, которым полагается срочная пенсия;
  • другим источникам, которые не запрещены законами РФ.

Страховые взносы по ОПС

Фирмы-наниматели – основные участники ОПС РФ. Взносы на ОПС, уплачиваемые ими в фонд с зарплат и других вознаграждений сотрудников, формируют пенсионное обеспечение граждан и позволяют выплачивать пенсии тем, кто уже достиг пожилого возраста.

ПФР считается администратором взносов на ОПС и ОМС. Плательщиками взносов по страхованию считаются:

  • граждане, которые производят выплаты и предоставляют другие вознаграждения физлицам;
  • компании;
  • ИП;
  • физлица, которые не являются ИП;
  • самозанятые граждане (работники адвокатур, нотариальных контор, которые занимаются частной практикой, а также арбитражные управляющие).

Трансферты из федерального бюджета

Трансферт – это перевод средств из одного бюджета в другой. Трансферты в ПФР из государственной казны предназначены для:

  • возмещения затрат, связанных с исполнением задач общенационального значения, когда своих средств ПФР не хватает;
  • устранения горизонтальных диспропорций между бюджетами. Трансферты способствуют разрешению определенных социальных проблем, возникающих при финансовых спадах в субъектах РФ;
  • усиления налогового потенциала субъектов РФ.

Можно выделить 3 типа межбюджетных трансфертов:

  1. Бюджетный кредит. Особенный тип материального обеспечения затрат бюджета, при котором деньги предоставляются ПФР на возмездной основе.
  2. Дотация. Государственные деньги, выделяемые безвозмездно и безвозвратно. Предоставление дотации осуществляется лишь в том случае, если средств бюджета ПФР не хватает для выполнения функций данной государственной структуры.
  3. Субвенция. Государственные деньги, предоставляемые ПФР на выполнение каких-то конкретных задач. Обычно субвенции предоставляются при внедрении определенных государственных программ.
  4. Субсидия. Деньги, предоставляемые бюджету ПФР на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Дотации, субвенции и субсидии характеризуются безвозмездностью и безвозвратностью. Отличие субсидий и субвенций от дотаций заключается в их целевой направленности. Субвенции и субсидии разграничены по объемам финансирования.

Расходы

Бюджетные средства фонда позволяют данной государственной структуре:

  • выплачивать страховое пенсионное обеспечение;
  • осуществлять социальные выплаты. Здесь имеются в виду доплаты льготникам, выплаты по уходу за лицами с инвалидностью и неработоспособными россиянами, компенсационные выплаты гражданам, проживающим в северных регионах, вложения в разные региональные программы;
  • выполнять другие функции и операции, которые связаны с перемещением пенсионных начислений (со счетов ПФР на балансы негосударственных фондов, УК);
  • выплачивать государственное пенсионное обеспечение (выплаты определенным группам россиян за выслугу лет – госслужащие, военнослужащие, космонавты, летчики-испытатели). Также сюда относятся компенсационные выплаты гражданам, которые пострадали при выполнении воинского долга;
  • расходовать деньги по программе маткапитала.

Бюджет 2019 года

Глава РФ Владимир Путин 28.11.2018 утвердил законопроект о бюджете фонда на 2019 г. Доходы фонда в 2019 г. будут равны 8.612 триллионам рублей, расходы – 8.635 триллионам рублей, что превышает показатели 2018 г. на 358.2 миллиарда рублей по доходам и на 115.9 миллиарда рублей по расходам. Соответственно с законопроектом, тариф взносов по страхованию в 2019 г. будет равен 22 процентам в пределах облагаемой взносами базы и 10 процентам сверх нее.


Дефицит бюджетных средств фонда будет равен 23 миллиардам рублей. Как было отмечено в заключении профильного комитета по социальной политике, выпадающие доходы будут компенсированы благодаря межбюджетным трансфертам, поступающим из государственной казны. В 2019 г. объем подобных межбюджетных трансфертов составит 54.6 миллиардов рублей.

Для материального обеспечения выплаты пенсий, пособий и иных социальных выплат запланировано провести межбюджетных трансфертов из казны на 3.3 триллиона рублей.

К сожалению, дефицит бюджетных средств – гораздо более частая ситуация, нежели профицит. Так дело обстоит не только в России, но и в большей части других стран. Обычно профицит достигается при экономической ситуации, которая близка к идеальной, что, разумеется, происходит нечасто.


Денежные средства, которые являются государственной собственностью, никаким образом не доступные к изъятию и не входящие в число каких-либо иных бюджетов, направленные на одну цель - пенсионное обеспечение российских граждан. Это определение бюджета Пенсионного фонда. Он рассчитывается на каждый год правлением ПФР с обязательным учетом баланса доходов и расходов.

Формируется такой бюджет за счет страховых пенсионных взносов гражданского населения, денег из федерального бюджета, прибыли от размещения свободных финансов государством. По своей сути, в РФ бюджет Пенсионного фонда консолидированный. Иными словами, объединяющий в себе все местные и региональные средства.

За счет чего он образуется?

Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется согласно законодательному акту - п. 1 ст. 17 ФЗ № 197 "Об обязательном пенсионном страховании". В частности, здесь сказано, что его составляет следующие компоненты:

  1. Государственные бюджетные средства.
  2. Страховые взносы, отчисляемые работодателями.
  3. Пени и иные денежные санкции, взимаемые с населения.
  4. Прибыль от инвестирования временно свободных денег ОПС.
  5. Резервные средства, направленные на выплату накопительной части пенсии.
  6. Накопленные средства, что предназначены для выплат срочных пенсий застрахованным лицам.
  7. Иные источники пополнения, допустимые согласно законодательству РФ.


Где он размещается?

Сформированные накопления бюджета Пенсионного фонда находятся на счетах территориальных подразделений Федерального казначейства, в подразделениях российского ЦБ. Это необходимо для прозрачного учета операций с денежными ресурсами в пределах ПФР.

Кто его формирует?

Бюджет Пенсионного фонда РФ формируют, в основном, плательщики-страхователи. Они отправляют взнос (в денежном и натуральном эквиваленте) в пользу собственных работников, имеющих право на пенсионное государственное обеспечение.

Такими плательщиками выступают следующие лица:

  1. Организации (юридические лица), представленные как в России, так и в иных странах (филиалы компаний).
  2. Иностранные предприятия и их филиалы, подразделения, расположенные на территории РФ.
  3. ИП.
  4. Граждане, работающие на себя, занимающиеся искусством, промыслами, художеством и иными разновидностями индивидуальной деятельности.
  5. Фермеры, ведущие собственное хозяйство.
  6. Официально трудоустроенные граждане (по трудовому договору).

Страховые пенсионные взносы, таким образом, начисляются на все разновидности оплаты труда гражданина. К их числу относится и вознаграждение по гражданско-правовым договорам - авторским и подряда.


Что такое межбюджетные трансферты?

Для бюджета Пенсионного фонд Российской Федерации характерно и такое явление, как межбюджетные трансферты. Что тут имеется ввиду? Это денежная помощь бюджетам ПФР субъектов федерации.

Такие трансферты регулируются п. 2 ст. 17 ФЗ № 167 "О пенсионном обязательном страховании" (2001). Подобная помощь может быть направлена на следующее:

  1. Материальное обеспечение повышения пенсионных капиталов.
  2. Компенсация недостающих доходов бюджета Фонда пенсионного страхования.
  3. Покрытие расходов на выплаты страховых пенсий в случае зачета в трудовой стаж гражданина следующих периодов: военная служба, уход за малолетним ребенком, инвалидом, пребывание с супругом по месту его военной службы.
  4. На пенсионное обязательное страхование - в случаях назначения досрочных пенсий.
  5. На материальное обеспечение выплат социальных пособий на погребение умерших, кто при жизни получал страховую пенсию.

Средства из бюджета тут будут рассчитываться и распределяться в порядке, предусмотренном ФЗ № 18 "О средствах федерального бюджета" (2005 г.).


Рассмотрение и принятие

Бюджет ПФР предварительно согласуют в высших законодательных российских органах в следующем порядке:

  1. Предварительный проект бюджета ПФР отправляется на рассмотрение Государственной думой.
  2. Если депутаты одобряют проект, происходит его принятие. Издается закон "О бюджете ПФР на . год".
  3. Затем закон рассматривается Советом Федерации (верхней палатой российского парламента). Если он его одобрит, то бюджет Пенсионного фонда вступит в силу.

Надо отметить, что подобный закон - открытый документ. Это значит, что с его текстом, расчетами и положениями может ознакомиться каждый желающий. Его размещают на официальном сайте Госдумы и ПФР.

В том случае, когда бюджет уже принят, но в него необходимо внести какие-либо важные поправки, например, по причине изменившихся экономических обстоятельств, в Госдуму направляется проект с необходимыми изменениями. Они вносятся в утвержденный бюджет согласно тому же порядку, что представлен выше.


Доходы фонда

Разберем, что составляет доходы бюджета Пенсионного фонда РФ:

  1. Перевод работодателями страховых взносов за своих сотрудников и подрядчиков. Как показывает статистика, это более половины всех отчислений в бюджет ПФР.
  2. Денежные средства из федерального бюджета. Они направляются на конкретные цели. Первая - повышение величины страховых пенсий (за счет индексации и валоризации), финансирование группы льготных пенсий (по большей части, досрочных). Вторая - покрытие расходов, связанных с оказанием социальной поддержки населению. Это средства на пособия по инвалидности, материнский капитал, всевозможные доплаты к пенсиям и пр.
  3. Создание пенсионных накоплений гражданами самостоятельно. Путем внесения добровольных взносов, сотрудничества с управляющими компаниями, НПФ, через Центробанк.

Расходы фонда

Что касается расхода средств бюджета Пенсионного фонда, то он происходит за счет ресурсов госбюджета. Компенсируется в случае неуплаты плательщиками страховых взносов или же бюджетного дефицита на очередной финансовый год. Нужно отметить, что за нецелевое распределение и расходование бюджета ПФР установлена ответственность по российскому законодательству.

Расходы бюджета отечественного пенсионного фонда реализуются на основе сведений о получателях, установленных в РФ видов пенсий и размерах данных выплат.

Что касается расходов на выплату страховых пенсий, которые финансируются за счет страховых платежей, то это осуществляется на основании ФЗ № 400 "О страховых пенсиях" (2013 г.).


Основные статьи расходов

Рассмотрим, на что конкретно расходуются средства из сформированного бюджета ПФР:

  1. Выплаты страховых пенсий. Это самая значительная расходная статья. Выплаты занимают более 3/4 всех расходов на каждый год.
  2. Социальные пособия. Тут имеются в виду различные доплаты и надбавки льготным категориям граждан, выплата пособий по уходу за инвалидами и нетрудоспособными людьми, компенсации россиянам, проживающим на Крайнем Севере и местностях, к нему приравненных, финансирование разнообразных региональных государственных программ и пр.
  3. Выполнение функций фонда. В частности, расходы, связанные с перемещением средств. Это перевод пенсионных накоплений со счетов ПФР на балансы негосударственных ПФ, управляющих компаний и пр.
  4. Выплата государственных пенсий. Они положены определенным гражданам за выслугу лет. В первую очередь бывшим военнослужащим, летчикам-испытателям, космонавтам, чиновникам. Также сюда относится выплата компенсаций гражданам за вред, причиненный их здоровью во время исполнения служебных обязанностей.
  5. Расходы, связанные с выплатой средств по государственной программе "Материнский капитал".


Выплата пенсий

Как происходит исполнение бюджета Пенсионного фонда РФ? В соответствии со ст. 18 ФЗ № 167 "О пенсионном обязательном страховании" (2001 г.). Средства направляются на:

  1. Выплату (по российскому законодательству и международным соглашениям) страховых обеспечений по ОПС. Перевод денежных сумм в величине, равной величине пенсионных накоплений застрахованного гражданина, в выбранный им НПФ (для создания накопительной пенсионной части).
  2. Доставку пенсий, назначенных со средств бюджета ПФР.
  3. Финансовое содержание, техническое, материальное обеспечение работы страховщика.
  4. Оплату гарантированных взносов (основанием выступает ФЗ № 442, принятый в 2013-м).
  5. Другие цели, согласно российскому законодательству относящиеся к пенсионному страхованию.

Соотношение расходов и доходов

Пенсионный фонд старается строить свою деятельность так, чтобы его расходы не превышали доходы, чтобы не выходить за рамки вверенного ему бюджета.

Последний финансовый дефицит ПФР наблюдался в 2015 году. Он был связан с переводом гражданами своих накоплений с баланса ПФР на счета различных негосударственных фондов. Поэтому дефицит по своей сути был чисто техническим, не являлся признаком финансовых проблем в этом ведомстве.

Такие переводы средств осуществляются и по сей день. В чем тут суть? Перевод по факту проходит не с баланса бюджета фонда, а со счетов тех управляющих компаний, которым ПФР передает право на распоряжение некоторой частью взносов, отправляемых гражданами на накопительную часть своей будущей пенсии.

Поэтому подобные пенсионные накопления (их общая сумма превышает 2 трлн рублей), что находятся во временном пользовании управляющей организации, не отображаются в доходных статьях бюджета ПФР. В то время как средства, что передаются управляющими компаниями по заявлению граждан в НПФ, все равно вносятся в статью расходов. Такое положение дел и создает ситуацию технического дефицита бюджета. Он, конечно, никоим образом не влияет на платежеспособность Пенсионного фонда.

На случай, если будет наблюдаться реальный дефицит средств, он будет перекрыт за счет переходящих средств бюджета Пенсионного фонда РФ. Это своего рода излишки, которые откладываются как раз-таки на подобные случаи.

Если же дефицит достигнет внушительных цифр, ПФР будет вынужден обратиться к Правительству РФ для получения дополнительных денежных средств из федерального бюджета.


Бюджет ПФР формируется в основном за счет страховых взносов, направляемых работодателями, поступлений из госбюджета. Главные статьи расходов тут - страховые пенсии, социальные пособия. Принимает и утверждает этот бюджет парламент РФ.

Бюджет Пенсионного фонда России — это денежные средства, являющиеся государственной собственностью, не подлежащие к изъятию и не входящие в состав иных бюджетов, направленные на пенсионное обеспечение граждан России. На финансовый год, в том числе и на 2017 год, учитывая баланс доходов и расходов, бюджет составляется Правлением ПФР и при формировании его на будущий год, определяется норматив оборотных денежных средств.

Формируется за счет:

  • страховых взносов;
  • федеральных бюджетных средств;
  • пенсионных накоплений;
  • доходов от размещения свободных средств.

Также, бюджет Пенсионного фонда является консолидированным, то есть объединяющим в себе все бюджеты областей, районов и городов России.

За счет чего формируется бюджет ПФР?

Формирование бюджета ПФР, согласно пункту 1 статьи 17 закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» происходит за счет:

  • средств государственного бюджета;
  • страховых взносов работодателей;
  • пеней и других денежных санкций;
  • прибыли от инвестирования временно свободных средств ОПС;
  • самостоятельных взносов физических и юридических лиц на добровольной основе;
  • резервных средств на выплату накопительной пенсии;
  • накопленных средств назначенных для выплаты срочной пенсии застрахованному лицу;
  • других источников, разрешенных законодательством РФ.

Сформированные денежные средства обязательного пенсионного страхования, хранятся на счетах территориального отдела Федерального казначейства в подразделениях Центробанка России, для учета операций с денежными средствами бюджета Пенсионного фонда.

Плательщики страховых взносов

Страховые взносы уплачиваются в Пенсионный фонд плательщиками (обычно страхователями), в денежном и натуральном эквивалентах в пользу работников, имеющих право на государственное пенсионное обеспечение. Плательщиками могут быть:

  1. Юридические лица (работодатели в России и иных государствах, а так же их филиалы).
  2. Иностранные предприятия, ведущие деятельность в России.
  3. Индивидуальные предприниматели и граждане, занимающиеся традиционными промыслами, ремеслом, художеством.
  4. Крестьяне и фермеры (имеющие собственное хозяйство).
  5. Индивидуальные предприниматели, проживающие в России, независимо от гражданства, оформляющие трудоустройство по договору.
  6. Граждане, официально трудоустроенные по договорам, получающие вознаграждения.

Платежные поручения на перечисление страховых взносов и на выплату зарплаты, работодатели должны представлять одновременно. Если срок уплаты истек, то не предоставленная сумма считается недоимкой (выявленной суммой задолженности), которая будет взыскана с учетом пени, за каждый день просрочки.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета

Согласно пункту 2 статьи 17 закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в состав средств государственного бюджета входят межбюджетные трансферты, как финансовая помощь бюджетам ПФР субъектов России:

  • на материальное обеспечение валоризации (повышения) пенсионного капитала;
  • на компенсацию недостающих доходов бюджету ПФР (из-за понижения тарифов на взносы);
  • на покрытие расходов на выплату страховой пенсии, при зачете в стаж следующих периодов: призывная военная служба, отпуск по уходу за ребенком, ухода за инвалидом, пребывание с супругами по месту службы;
  • на осуществление прав отдельных категорий граждан на установление страховых пенсий, в соответствии с законом от 06.2011 № 126-ФЗ«О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан»;
  • на обязательное пенсионное страхование (в том числе для назначения досрочной пенсии);
  • на материальное обеспечение выплат социального пособия для погребения умерших, получавших страховую пенсию.

Средства из бюджета рассчитываются и распределяются в порядке, установленном законом от 21.03.2005 N 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета».

Также на выплату государственных пенсий по выслуге лет и по другим основаниям, а также на выплату отдельным категориям граждан ЕДВ, ДЕМО, пособия на погребения и другие пособия средства поступают в ПФР за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Устанавливаются они и распределяются на основании Федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда РФ», принимаемого каждый год.

Расходы Пенсионного фонда РФ

Расходы средств бюджета Пенсионного фонда РФ при исполнении возложенных на него функций осуществляются за счет средств государственного бюджета и компенсируются в случаях неуплаты страховых взносов плательщиками или дефицита бюджета на очередной финансовый год.

Расходы бюджета ПФР реализуются на основании сведений о численности получателей установленных видов пенсий и их размеров, а расходы на выплату страховых пенсий, финансируемых за счет страховых платежей, осуществляются с учетом положений закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Выплата и доставка страховых пенсий

В соответствии со ст. 18 закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» средства из бюджета ПФР направляются на:

  1. выплату согласно законодательству РФ и международным договорам РФ страхового обеспечения по ОПС, перевод денежных средств в сумме, равнозначной сумме пенсионных накоплений застрахованного лица, в выбранный им НПФ для формирования накопительной пенсии;
  2. доставку пенсий, назначенных со средств бюджета ПФР;
  3. финансовое содержание и материальное и техническое обеспечение текущей деятельности страховщика;
  4. оплату гарантированных взносов в фонд на основании закона от 12.2013 № 422-ФЗ;
  5. другие цели, согласно законодательству РФ по обязательному пенсионному страхованию.

Не предусмотренные бюджетом ПФР расходы на текущий год, могут реализовываться строго после внесения изменений в этот бюджет, в установленном порядке.

Федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда

Ежегодно, начиная с 1992 года, Правительство РФ издает Федеральные законы на будущий год, а также планирование на два последующих года (плановый период), после чего издается Федеральный закон об исполнении бюджета за отчетный финансовый год.

В конце 2015 года, Президентом России был подписан Федеральный закон от 14.12.2015 № 364-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год», который определяет основные источники финансирования дефицита и устанавливает главных администраторов доходов бюджета ПФР. В данном законе учтены расходы на выплату пенсий, социальных пособий и семейного (материнского) капитала. В общем, планируемый объем расходов составлял примерно 7,7 миллиардов рублей.

Дефицит в 2015 и 2016 году

Очевидно, что с каждым годом, доходов Пенсионного фонда от страховых платежей не хватает на покрытие его расходов, поэтому для выплаты пенсий гражданам бюджету Фонда необходимы дотации из государственной казны.

    В 2016 году дефицит бюджета составляет около 0,8 триллионов рублей.

В соответствии с нынешней ситуацией, важно отметить, что основной проблемой дефицита бюджета ПФР, является его значительный ежегодный рост. Для решения данной проблемы Министерством Финансов было предложено увеличение пенсионного возраста и сокращение выплаты пенсии (для работающего населения), однако такую попытку сэкономить государство на данный момент не поддержало.

Государство Российской Федерации нашло решении в создании резерва бюджета ПФР, поскольку это обеспечит финансовую стабильность системы ОПС. Порядок формирования и расходования средств этого резерва определяется законодательством, согласно статье 19 закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Прогноз расходования средств на 2017 год

Проект государственного бюджета на 2015-2017 годы формировался с учетом программы государственного софинансирования пенсионных накоплений, реализуемая в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». Такая программа предусматривает софинансирование за счет средств ФНБ, передаваемых в бюджет ПФР в пользу застрахованного гражданина, который выплачивал дополнительные страховые платежи на накопительную пенсию. Соответственно, в зависимости от заинтересованности населения в добровольном пенсионном страховании и к программе софинансирования, объем ассигнований государственного бюджета значительно увеличится.

Ранее планировалось, что дефицит бюджетных средств Пенсионного фонда РФ уже в 2017 году может увеличиться до 1,1 трлн рублей, что на 0,3 трлн больше, чем в 2016 году. Об этом сообщал Антон Дроздов в ходе экономического форума, который был проведен в СПб.

Долгосрочно низкая зависимость от финансовой помощи из федерального бюджета до сих пор является актуальной задачей государства, таким образом, дальнейшие меры будут направлены на обеспечение устойчивого баланса в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации.

Заключение

По предварительным прогнозам, бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации будет все больше нуждаться в поддержке от государства, и его дефицит будет набирать обороты. Такой неблагоприятный прогноз обусловлен ухудшением экономической обстановки в стране, снижения стоимости рубля, созданием новой пенсионной реформы и другими факторами.

Государство пытается усиленно стимулировать граждан к добровольному и самостоятельному увеличению пенсионного возраста, взамен предлагая увеличение накопительной и страховой пенсии и возможность государственного софинансирования накопительной пенсии, на выгодных для гражданина условиях.

Политика государства в ежегодном сбалансировании бюджета Пенсионного фонда эффективно помогает избежать большего уровня дефицита и предугадывает возможные неблагоприятные ситуации.

Многие не задумываются над таким вопросом как формирование пенсий, процедура их начисления и выплат. Если же кто-то и интересуется, то его мало волнует информация о том, каким документом и как утверждается бюджет фонда на текущий год, из чего он состоит и т.д. А порой это очень важно, поскольку дает представлению читателю о ситуации, в которой сейчас находиться ПФ и о том, каких тенденций можно ожидать в будущем.
Что это такое

Если говорить о таком понятии как бюджет пенсионного фонда РФ на 2020 год, то следует отметить, что это официальный документ, подписанный Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным и в котором прописаны основные статьи финансирования данной области.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Документ такого плана ничем не отличается от документов такого же плана других направлений, и включает в себя описание доходной и расходной части с определением размера таких частей, а также определение дефицита или профицита, который ожидается по итогу отчетного периода.

Если говорить о таком плане на 2020, то здесь предусмотрен объем доходной части на уровне 8 363 498 209,8 тыс. рублей, а расходная будет составлять по предварительным расчетам 8 583 930 168,2 тыс.дефицит будет на уровне 220 431 958,4

Следует также отметить, что такой целевой план на текущий 2020 год предусматривает не только точные данные на указанный период, но и прогнозируемые показатели и примерный план действий, которые намечены на следующие периоды – 2020 и 2020. Поэтому это комплексный документ, который закрепляет план действия с материальными поступлениями и расходами на три ближайших года. Правда, точность их совпадения в реальности не всегда равна 100%.

Что ждать в 2020

Далее более детально и понятно рассмотрим то, какие изменения будут ожидать среднестатистических граждан в 2020 в разрезе пенсионного обеспечения.

По прежнему самым главным направлением расходов будут являться страховые пенсии, которые еще в 2015 пришли на смену трудовых выплат. По плану количество лиц, которые будут получать деньги, составит более 40 миллионов человек. Если говорить о темпах роста, то в разрезе количества лиц, которые будут получать такое обеспечение, он составит 101,4%.

И связан такой рост просто с увеличением количества граждан, которые по возрастному показателю получат право претендовать на такие довольствования от государства. К этому количеству людей дополнительно аналитики добавили 4 миллиона лиц, которые будут получать пособия по государственному обеспечению.

По проведенным расчетам, средняя сумма страхового довольствования по уходу на заслуженный отдых по достижению определенного возраста в текущем периоде составит 13657 , что почти на 60% больше, чем прожиточный минимум для пенсионеров.

Кстати, о прожиточном минимуме, установлено, что в стране и дальше не будет ни одного лица, которое будет получать довольствование в том размере, который будет меньше установленного прожиточного минимума в том регионе, где живет гражданин.

Если по проведенным расчет будут получен полагаемый размер выплат меньше установленного размера, то тогда в 2020 всем без исключения будет осуществлена социальная доплата, позволяющая достичь необходимых размеров. На такую доплату заложено почти 110 млрд., что в процентном соотношения почти на 7,8% больше, чем на эту же статью расходов в прошлом.

По поводу пособий по гос. обеспечению, в том числе и социальных, в плановом периоде запланировано их увеличение почти на 3%, что позволит достичь величины выплаты в среднем на уровне 9000. Но при этом ребенок-инвалид 1-й группы будет в месяц получать не менее 13 тыс.

Также следует отметить, что в январе все пенсионеры без исключения, как те, которые являются бывшими военными, так и простые граждане, получать всеобщую единоразовую выплату 5000 рублей. На такую статью расходов в фонде предусмотрено более 220 млрд., что позволит в срок и оперативно выполнить свои обязательства ПФ перед всеми категориями людей.

Если субъект одновременно получает два обеспечения, например, военное и страховую, то по предусмотренному плану он сможет получить только один раз деньги и только по линии ПФ России. Вся процедура будет проходить на основании документов, которые есть в личном деле лица.

По поводу накопительных пенсий, то для их выплаты в текущем году предусмотрено около 17,5 млрд.

Не следует также забывать и о том, что на ПФ возложены не только функции по непосредственной выплате таких пособий, но и ряд других обязательств ,среди которых можно выделить следующие:

  1. Выделение средств на строительство и реконструкцию социальных зданий и сооружений, которые будут использованы для лечения и ухода за людьми старшего поколения;
  2. Финансирование обучения людей возрастных, в том числе и компьютерной технике;
  3. Обеспечение деньгами ряда социальных программ для преклонных граждан;
  4. Оформление материнского капитала и выдача сертификатов;
  5. Другие функции.

Если говорить о материнском капитале, то в 2020 на эти расходы предусмотрено 330,2 млрд, а само пособие для семьи такой помощи не измениться и составит 453026. Правда есть ограничения на его использование, но это совсем другой вопрос.

Таким образом, общий размер расходов ПФ составит почти 10% от общего ВВП всей России.

За счет формируется бюджет пенсионного фонда РФ на 2020 год

Если о расходной части ПФ понятно, то вот самое интересное – это доходная, поскольку именно от нее зависит общая ситуация дел в данном секторе. И дела более подробно о том, что формирует такие поступления.

Конечно, самая главная часть – это поступления, так называемые платежи от работодателей, которые они уплачивают по действующему законодательству за каждого своего сотрудника. Сейчас основной тариф – это 22%, которые уплачивает каждое предприятие из существующего капитала оплаты труда. Но есть и другие источники.

Доходы ПФ формируется за счет следующих статей:

  1. Страховые платежи, поступающие от работодателей;
  2. Дополнительные платежи, которые поступают от определенных категорий работодателей;
  3. Уплаченные штрафы и пеня, которые начисляются органами ПФ в пользу недобропорядочных плательщиков;
  4. Инвестиции, которые осуществляет ПФ за счет вложения в ценные бумаги и другие проекты временно свободных средств;
  5. Другие источники, не запрещенные законодательно.

Далее более подробно о том, что такое страховые взносы, которые являются главными источниками доходов как в 2020, так и в других периодах.

Видео: Откровения бывшего юриста

Страховые взносы, как главный источник

Страховой взнос – это установленный в процентном соотношении размер платежа, который по законодательству каждый работник должен уплачивать с фонда заработной платы сотрудника ежемесячно. Именно от этого зависит в будущем размер П. самого гражданина.

Но, также необходимо иметь ввиду, что все деньги, которые не были уплачены за период до 01.01.2017, подлежат уплате не в налоговую инспекцию, а в ПФ, на котором еще остаются такие функции. Таким образом, срок давности относительно платежей дает основу для того, чтобы определять в какой орган необходимо перечислять деньги.

Как назначается пенсия по инвалидности военнослужащим? Найдете по ссылке.

Относительно тарифов, то действует следующая система тарификации, которую уплачивают все работодатели, работающие на общей системе налогооблажения.

Тарифы на ПФР и ФОМС:

22% — это основанной тариф, которые начисляется на заработную плату и уплачивается на пенсионное обеспечение;

+10% к 22% устанавливается тогда, когда у работодателя увеличивается сверхустановленного размера база начисления. Так в 2020 году таким предельным размером было 796 тыс.;

5,1% — тариф на общемедицинское обязательное страхование.

Интересный момент: до 2015 всю сумму отчислений необходимо было обязательно определять в рублях и копейках без округлений, сейчас предприятие получило право округлять все платежи до ближайшего целого числа.

Если говорить о тарифах, то также есть список дополнительно установленных тарифов, которые применяются как к отельным категориям работодателей, так и работникам, работающим во вредных условиях труда.

Так с 2013 введен дополнительный тариф для тех, кто имеет очень опасные или вредные условия труда. Есть специально разработанная шкала вредных условий труда и соответственно шкалы дополнительного тарифа.

Как написать заявление на увольнение в связи с выходом на пенсию? Ответ здесь.

Последние новости по увеличению пенсионного возраста в 2020 году. Узнайте далее.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что бюджет ПФ РФ – это сложный план планирования бюджета, который на законодательном уровне закрепляет все статьи доходов и расходов данного фонда. Документ содержит в себе расчеты, показатели, индексы инфляции и т.д., что позволяет спрогнозировать ситуацию на будущее и определить уровень финансирования на текущий период. К сожалению, в последние годы в ПФ наблюдается только дефицит, когда расходы больше доходов, что не позволяет достичь социально желаемого уровня обеспеченности определенных слоев населения.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Все свои социально значимые функции ПФР выполняет за счет использования денежных средств, имеющихся в бюджете организации. В связи с этим процедуры его формирования и расходования являются наиболее важной частью работы фонда.

Как происходит принятие бюджета? Каким образом он пополняется и на что тратится? Какие меры предпринимаются в том случае, если доходная часть превышает расходную и наоборот? Рассмотрим эти вопросы в данной статье.

Порядок рассмотрения и принятия бюджета

Бюджет пенсионного фонда России проходит согласование в высших законодательных органах власти государства. Используется следующий порядок:

  1. Предварительный проект бюджета направляется в Госдуму Федерального Собрания РФ;
  2. Дума рассматривает его и в случае принятия издает отдельный закон «О бюджете ПФР на …» (он состоит из основных статей и приложений);
  3. Закон подлежит рассмотрению Совета Федерации (Верхняя палата Парламента России), который должен его одобрить, для того чтобы документ вступил в силу.

Тексты всех утвержденных таким образом законов размещаются в открытом доступе, как на сайте самого Пенсионного фонда, так и на сайте Государственной Думы, и впоследствии любой желающий может ознакомиться с их содержанием.


Если после того как бюджет уже был принят, требуется внести в него какие-то изменения (такое случается довольно часто, например, ввиду экономических обстоятельств и т.п.), в Госдуму отправляется проект планируемых изменений. Затем они вносятся аналогичным способом, подобно тому, как описано выше (издается закон, запускается голосование по принятию и т.д.).

Доходы

Бюджет ПФР, утвержденный на 2017 год, составил 8 трлн 363,5 млрд рублей, в 2016 году он был равен 7,625 трлн рублей. Это практически на 500 миллиардов (или 7%) больше, чем в 2015 году. В таблице ниже представлена динамика доходов Пенсионного фонда начиная с 2010 года:

Год
Бюджет (трлн рублей)
2010
4,6
2011
5,25
2012
5,89
2013
6,39
2014
6,16
2015
7,1
2016
7,6
2017
8,36

Как можно заметить, суммарные доходы постепенно повышались, но при этом не очень значительно, что вполне естественно с учетом инфляции. В 2014 году был небольшой спад, связанный с проведением основных подготовительных мероприятий пенсионной реформы (изменился принцип расчета страховой пенсии на основе новой формулы, ввели т.н. пенсионный коэффициент и т.д.), но в дальнейшем снова наступила стадия роста.

Бюджет пенсионного фонда пополняется благодаря нескольким основным источникам:

  • Доходы от перевода страховых взносов работодателями – 4,13 триллиона рублей (54,2% в общем объеме всех доходов);
  • Передача ПФР денежных средств из федерального бюджета государства:
    • на повышение размера страховых пенсий (за счет их валоризации и индексации) и финансирование льготных пенсий (в частности речь идет о досрочном пенсионном обеспечении) – 2,06 триллиона рублей (27,1%);
    • для покрытия расходов на оказание социальной помощи гражданам: пособия по инвалидности, доплаты к пенсиям, материнский капитал и т.п. – 1,27 триллиона рублей (16,7%);
  • Доходы, связанные с самостоятельным созданием пенсионных накоплений гражданами (через использование управляющих компаний, Центробанка, НПФ и добровольных взносов) – 131,2 миллиарда рублей (1,7%).


Классификация доходов по периодам

Размеры страховых взносов в бюджет ПФР в период с 2010 по 2017 отражены в таблице ниже:

Год
Бюджет (трлн рублей)
2010
1,9
2011
2,8
2012
3,0
2013
3,46
2014
3,69
2015
3,86
2016
4,13
2017
4,42

В данной статистической выкладке можно отметить чрезвычайно низкий сбор страховых взносов в 2010 году (всего 41% от общего бюджета). Все дело в том, что до 2010 года включительно действовал старый тариф страховых взносов от работодателей, установленный на уровне в 20%. Собираемых таким образом средств явно не хватало, что вылилось в дефицит бюджета ПФР (превышение расходов над доходами) почти в 1,3 триллиона рублей. Из-за этого упомянутый тариф в 2011 году подняли до 26%.

Объемы бюджетных средств в период с 2010 по 2017 представлены в таблице ниже:

Год
Бюджет (трлн рублей)
2010
2,64
2011
2,4
2012
2,8
2013
2,84
2014
2,41
2015
3,1
2016
3,33
2017
3,34

Линейного роста доходов, как в таблице выше, здесь нет, поскольку размер бюджетных дотаций в каждом из периодов целиком зависел от общего состояния экономики в государстве. Если удавалось найти средства для повышения пенсий, то проводилась их валоризация (переоценка) и индексация, и размер отчислений в бюджет ПФР соответственно увеличивался. В противном же случае сумма вливаний оставалась на прежнем уровне (как в 2013 и в 2017) либо вовсе уменьшалась (2011, 2014).

Объемы самостоятельных накоплений граждан в период с 2010 по 2016 представлены в таблице:

Год
Бюджет (трлн рублей)
2010
60*
2011
50*
2012
90*
2013
90*
2014
60*
2015
167,3
2016
131,2

Данные за 2010-2014 года помечены звездочкой, так как являются результатом приблизительного расчета (в официальных годовых отчетах за эти периоды указаны только прямые добровольные взносы граждан, без учета средств переведенных управляющими компаниями, Центробанком, НПФ и т.д.). В целом такая нестабильная динамика и малый объем (всего 1,7%) рассматриваемой статьи доходов объясняется весьма просто – какого-то серьезного доверия к сторонним организациям, занимающимся формированием накопительной пенсии, у граждан России нет, поэтому нести туда свои сбережения никто не торопится. Серьезный рост отчислений в 2015 году связан в большей степени с пенсионной реформой, и, как можно заметить, уже к 2016 году интерес граждан к таким компаниям снова упал.

Расходы

Общее число суммарных расходов ПФР в 2016 увеличилось почти на 160 миллиардов рублей (2,1%) и составило цифру в 7,83 трлн рублей. На 2017 год утвержден бюджет расходов, равный 8,1 трлн рублей. График расходов с 2010 года выглядит следующим образом:

Год
Расходы (трлн рублей)
2010
4,25
2011
4,92
2012
5,45
2013
6,38
2014
6,19
2015
7,67
2016
7,83
2017
8,1

Здесь все довольно стандартно – ожидаемое ежегодное увеличение трат связано с индексацией и повышением размера пенсий и других социальных выплат. Снижение расходов в 2014 году объясняется все той же пенсионной реформой, на финансирование которой средства расходовались еще в декабре 2013 и поэтому вошли в отчетный период прошлого года.

Основными статьями расходов пенсионного фонда в 2016 году стали:

  • Выплата страховых пенсий – 6,01 триллиона рублей (76,9%);
  • Социальные выплаты (речь идет о надбавках и доплатах льготникам, пособиях по уходу за инвалидами и нетрудоспособными гражданами, компенсациях жителям Крайнего Севера, финансировании различных региональных программ и т.п.) – 572 миллиарда рублей (7,3%);
  • Выполнение иных функций ПФР и операции, связанные с перемещением пенсионных накоплений (со счетов фонда на балансы НПФ, управляющих компаний и т.п.) – 406 миллиардов рублей (5,8 %);
  • Выплата государственных пенсий (выплаты некоторым категориям граждан за выслугу лет – чиновникам, военным, космонавтам, летчикам-испытателям; компенсация вреда, причиненного здоровью человека во время прохождения военной службы) – 413 миллиардов рублей (5,3%);
  • Расходование средств по программе «Материнский капитал» - 365 миллиардов рублей (4,7%).


Классификация расходов по периодам

Выплата страховых (трудовых*) пенсий в период с 2010 по 2017 составила:

Год
Расходы (млрд рублей)
2010
3,7
2011
4,1
2012
4,5
2013
4,8
2014
4,97
2015
5,79
2016
6,01

*До проведения пенсионной реформы в 2015 году основном видом пенсии были трудовые и, соответственно, данный пункт расходов именовался также.

В целом, несмотря на обстоятельства и различные финансовые трудности ПФР с каждым годом увеличивал количество средств, перечисляемых на основную статью расходов организации.

Выплата государственных пенсий в период с 2010 по 2017 составила:

Год
Расходы (млрд рублей)
2010
286
2011
278
2012
291
2013
315
2014
344
2015
512
2016
413

С 2010 по 2014 года показатели по этому пункту трат варьировались примерно в одном диапазоне и составляли весьма незначительную часть от общего объема расходов. Последовавшее после резкое увеличение, а затем снижение финансирования связано с принятием различных законодательных актов, изначально расширивших льготные списки граждан по этой графе, а затем снова их сокративших.

Социальные выплаты в период с 2010 по 2016 составили:

Год
Расходы (млрд рублей)
2010
336
2011
311,9
2012
325,4
2013
401
2014
426
2015
512
2016
572

Высокие (относительно последующих годов) расходы 2010 года были связаны с празднованием 65-летия Победы в ВОВ, к которой ПФР приурочил выплату единовременных денежных пособий ветеранам. Кроме того, в этом же году были досрочно выданы пенсии за январь 2011 из-за наложения большого количества праздничных дней. Впоследствии расходы по данной статье росли линейно, увеличиваясь с каждым отчетным периодом.

Размеры материнского капитала в период с 2010 по 2016 составили:

Год
Расходы (млрд рублей)
2010
98,5
2011
171,3
2012
212,4
2013
237,4
2014
270
2015
329
2016
365

Российских семей, удовлетворяющих критериям, необходимым для оформления сертификата на такую меру господдержки, с каждым годом становилось все больше и больше, и поэтому поднимались расходы на осуществление выплат.

Соотношение доходов и расходов ПФР


График отчетливо показывает, что ведомство старается жить по средствам и не выходить за рамки вверенного ей бюджета. Финансовый дефицит, пик которого пришелся на 2015 год, по сути, является чисто техническим и не свидетельствует о каких-либо проблемах в ведомстве. Связан он главным образом с переводом гражданами своих пенсионных накоплений из ПФР в негосударственные фонды (НПФ). При этом данный перевод по факту осуществляется не из бюджета ПФР, а со счетов управляющих компаний, которым Фонд передает право на распоряжение некоторой частью поступающих взносов на накопительную пенсию.

Итого, пенсионные накопления на сумму около 2 триллионов рублей, находящиеся во временном пользовании управляющих компаний, не отображаются в доходной части бюджета ПФР, однако те средства, что передаются от них в НПФ, вносятся как расходы. В результате образовывается чисто технический дефицит, никак не влияющий на платежеспособность Пенсионного фонда.

Дефициты и профициты бюджета

Как уже было сказано выше, ПФР старается рационально расходовать свой бюджет и не допускать дефицита средств. Если таковой все же случается (например, в 2016 году без учета технических операций по переводу накоплений недостача составила 37,5 миллиардов рублей), то покрытие задолженности обеспечивается за счет переходящих средств бюджета. Это деньги, которые откладывает фонд в те периоды, когда его доходы превышают расходы и, соответственно, остаются излишки средств.

Если образовавшийся дефицит достигает внушительных цифр (как было в 2010, когда он превысил цифру в 1,3 триллиона рублей), ПФР вынужден обращаться к правительству для получения дополнительных средств из государственного бюджета. Однако рассматривая ту же ситуацию 2010 года, можно заметить, что уже в следующем году Пенсионный фонд самостоятельно решил все финансовые проблемы, проведя реструктуризацию доходов и увеличив тариф страховых взносов на 6%.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Читайте также: