Мониторинг правоприменения пфр что это

В соответствии с пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 г. N 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемую методику осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации.

Председатель Правительства Российской Федерации

Методика осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации

1. Настоящая методика устанавливает правила и определяет показатели осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. В соответствии с настоящей методикой проводятся текущий и оперативный виды мониторинга правоприменения.

Текущий мониторинг осуществляется на регулярной основе в отношении отрасли (подотрасли) законодательства и группы нормативных правовых актов.

Оперативный мониторинг осуществляется в течение первого года действия нормативных правовых актов Российской Федерации, выполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации и постановлений Европейского Суда по правам человека.

3. Мониторинг правоприменения включает в себя сбор, обобщение, анализ и оценку практики применения:

а) Конституции Российской Федерации;

б) федеральных конституционных законов;

в) федеральных законов;

г) законов Российской Федерации, основ законодательства Российской Федерации, постановлений Верховного Совета Российской Федерации, Съезда народных депутатов Российской Федерации, а также постановлений и указов Президиума Верховного Совета Российской Федерации;

д) указов Президента Российской Федерации;

е) постановлений Правительства Российской Федерации;

ж) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, издающих в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные правовые акты.

4. При осуществлении мониторинга правоприменения учитывается также практика применения нормативных правовых актов СССР и РСФСР, сохраняющих действие на территории Российской Федерации.

5. При осуществлении мониторинга правоприменения по вопросам выполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации и постановлений Европейского Суда по правам человека обобщается, анализируется и оценивается практика выполнения постановлений и определений Конституционного Суда Российской Федерации и постановлений Европейского Суда по правам человека.

6. При осуществлении мониторинга правоприменения используется:

а) практика судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

б) практика деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органов;

в) информация о практике применения нормативных правовых актов Российской Федерации, поступившая от Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, а также из Общественной палаты Российской Федерации, государственных корпораций, фондов и иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федерального закона;

г) информация, поступившая из общественных, научных, правозащитных и иных организаций;

д) информация, почерпнутая из средств массовой информации;

е) информация, поступившая от граждан;

ж) информация, поступившая из иных источников.

7. При осуществлении мониторинга правоприменения помимо видов информации, указанных в подпунктах "в" - "ж" пункта 6 настоящей методики, могут быть использованы в том числе следующие виды информации:

а) статистическая информация, получаемая на основе статистических показателей и дополняемая отраслевой статистикой органов государственной власти и иных государственных органов;

б) социологическая информация, формируемая на основе социологических исследований.

8. При осуществлении мониторинга правоприменения для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов Российской Федерации обобщается, анализируется и оценивается информация о практике их применения по следующим показателям:

а) несоблюдение гарантированных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

б) наличие нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, а также муниципальных нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы;

в) несоблюдение пределов компетенции органа государственной власти, государственных органов и организаций при издании нормативного правового акта;

г) искажение смысла положений федерального закона и (или) актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также решений Конституционного Суда Российской Федерации и постановлений Европейского Суда по правам человека при принятии нормативного правового акта;

д) несоответствие нормативного правового акта Российской Федерации международным обязательствам Российской Федерации;

е) наличие в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов;

ж) неполнота в правовом регулировании общественных отношений;

з) коллизия норм права;

и) наличие ошибок юридико-технического характера;

к) использование положений нормативных правовых актов в качестве оснований совершения юридически значимых действий;

л) искажение смысла положений нормативного правового акта при его применении;

м) неправомерные или необоснованные решения, действия (бездействие) при применении нормативного правового акта;

н) использование норм, позволяющих расширительно толковать компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления;

о) наличие (отсутствие) единообразной практики применения нормативных правовых актов;

п) количество и содержание заявлений по вопросам разъяснения нормативного правового акта;

р) количество вступивших в законную силу судебных актов об удовлетворении (отказе в удовлетворении) требований заявителей в связи с отношениями, урегулированными нормативным правовым актом, и основания их принятия;

с) количество и содержание удовлетворенных обращений (предложений, заявлений, жалоб), связанных с применением нормативного правового акта, в том числе с имеющимися коллизиями и пробелами в правовом регулировании, искажением смысла положений нормативного правового акта и нарушениями единообразия его применения;

т) количество и характер зафиксированных правонарушений в сфере действия нормативного правового акта, а также количество случаев привлечения виновных лиц к ответственности.

9. В целях реализации антикоррупционной политики и устранения коррупциогенных факторов при осуществлении мониторинга правоприменения для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов Российской Федерации обобщается, анализируется и оценивается информация о практике их применения по следующим показателям:

а) несоблюдение пределов компетенции органа государственной власти, государственных органов и организаций при издании нормативного правового акта;

б) неправомерные или необоснованные решения, действия (бездействие) при применении нормативного правового акта;

в) наличие в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов;

г) наиболее часто встречающиеся коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах;

д) количество коррупциогенных факторов, выявленных в нормативном правовом акте при проведении антикоррупционной экспертизы уполномоченным органом;

е) количество коррупциогенных факторов, выявленных в нормативном правовом акте при проведении антикоррупционной экспертизы независимыми экспертами;

ж) сроки приведения нормативных правовых актов в соответствие с антикоррупционным законодательством Российской Федерации;

з) количество и содержание обращений (предложений, заявлений, жалоб) о несоответствии нормативного правового акта антикоррупционному законодательству Российской Федерации, в том числе о наличии в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов;

и) количество и характер зафиксированных правонарушений в сфере действия нормативного правового акта, а также количество случаев привлечения виновных лиц к ответственности.

10. В целях устранения противоречий между нормативными правовыми актами равной юридической силы при осуществлении мониторинга правоприменения для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов Российской Федерации обобщается, анализируется и оценивается информация о практике их применения по следующим показателям:

а) наличие противоречий между нормативными правовыми актами общего характера и нормативными правовыми актами специального характера, регулирующими однородные отношения;

б) наличие единой понятийно-терминологической системы в нормативных правовых актах;

в) наличие дублирующих норм права в нормативных правовых актах;

г) наличие противоречий в нормативных правовых актах, регулирующих однородные отношения, принятых в разные периоды;

д) наличие ошибок юридико-технического характера в нормативных правовых актах;

е) количество и содержание обращений (предложений, заявлений, жалоб), в том числе по вопросам понятийно-терминологической системы нормативных правовых актов, наличия в них дублирующих норм и противоречий, а также ошибок юридико-технического характера.

11. При необходимости мониторинг правоприменения может быть осуществлен по дополнительным показателям, определяемым федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МОНИТОРИНГУ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ, СБОРА ИНФОРМАЦИИ И ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЛИЦ И ОРГАНИЗАЦИЙ К ПРОЦЕССУ МОНИТОРИНГА ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

(ДЛЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ)

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2011 № 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации" осуществление мониторинга правоприменения возложено на федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые проводят его в соответствии с ежегодным планом, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также вне плана по собственной инициативе, а результаты мониторинга направляют в Министерство юстиции Российской Федерации.

Мониторинг правоприменения согласно Указу Президента Российской Федерации представляет комплексную и плановую работу по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов Российской Федерации. Данному виду деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации придан общегосударственный масштаб и системный характер, определен широкий круг субъектов, которые могут принимать участие в проведении мониторинга.

Мониторинг правоприменения должен быть направлен в первую очередь на изучение социальных потребностей в законе и отражение объективной информации о законодательстве и правоприменительной практике, которые будут представлены Президенту Российской Федерации для последующего оперативного устранения недостатков в законодательстве Российской Федерации либо в правоприменении.

Для того, чтобы объективно оценивать правоприменительную практику к деятельности по мониторингу правоприменения, целесообразно привлекать как можно более широкий круг профессиональных юристов, представителей научной школы, правозащитных и общественных организаций, бизнес-сообщества, средств массовой информации.

Только при комплексном изучении оценки общественного мнения, противопоставлении полярных позиций федеральных органов исполнительной власти и профессиональных юристов и представителей иных структур гражданского общества возможно получить объективную информацию о правоприменении закона или группы нормативных правовых актов, регламентирующих определенную сферу правоотношений. Результатом должны быть компетентные квалифицированные доклады федеральных органов исполнительной власти о ситуации правоприменения в определенной сфере, выводы которых могут быть включены в проект доклада Президенту Российской Федерации.

Важно при формировании ежегодного доклада Президенту Российской Федерации и плана мониторинга на последующий год использовать результаты исследований правоприменительной практики, полученные различными методами. Это могут быть итоги социологических опросов, научно-практических исследований, контент-анализа тематических материалов СМИ, работы привлеченных специалистов-экспертов, в том числе на условиях аутсорсинга.

Учитывая вышеизложенное и в целях обеспечения единых подходов к деятельности по проведению мониторинга и для оптимизации работы по сбору, обобщению и анализу информации, полагаем, что процесс мониторинга правоприменения целесообразно организовать путем издания внутреннего распорядительного акта, в котором определить структурные подразделения и лиц, ответственных за проведение мониторинга, конкретные сроки проведения мониторинга правоприменения, круг лиц и организаций, привлекаемых к процессу мониторинга правоприменения.

Осуществление мониторинга правоприменения рекомендуется возложить на отраслевые департаменты федерального органа исполнительной власти по вопросам, относящимся к сферам их деятельности.

В субъектах Российской Федерации во многих случаях головным исполнителем назначается правовая служба, которая проводит мониторинг самостоятельно и подготавливает, в том числе на основании информации отраслевых департаментов, привлекаемых лиц и организаций, итоговый ежегодный доклад о результатах мониторинга правоприменения.

Кроме того, к процессу мониторинга могут привлекаться территориальные органы, подведомственные федеральные службы, агентства, научные и образовательные учреждения, федеральные государственные учреждения, иные подведомственные организации, а также общественные советы или иные общественные органы, созданные при федеральном органе исполнительной власти.

Учитывая, что обсуждение обобщенных результатов мониторинга правоприменения, в том числе с участием научного, юридического сообществ, практикующих юристов, позволит обеспечить всесторонний подход к мониторингу правоприменения и учет межведомственных интересов, возможно создание соответствующих рабочих групп.

По результатам проведения мониторинга могут быть сделаны выводы о необходимости внесения изменений в законодательство Российской Федерации, корректировки правоприменительной практики.

В случае выявления недостатков в правоприменительной практике целесообразно ставить вопрос о подготовке разъяснений правоприменительным органам о применении законодательства в определенной сфере. Кроме того, установление данных фактов может свидетельствовать о необходимости подготовки разъяснений судебными органами по вопросам судебной практики.

Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет работу по созданию Портала о состоянии законодательства и правоприменения (далее - Портал), который будет постоянно действующим информационно-аналитическим интернет-ресурсом с системой логически и технологически связанных между собой информационных страниц, отображающих на официальном сайте Минюста России информацию о правоприменении. Портал, по нашему мнению, должен стать инструментом в работе по осуществлению мониторинга правоприменения.

В целях наполнения Портала информацией о правоприменительной практике и обеспечения ее актуальности просим направлять в Министерство юстиции Российской Федерации имеющуюся информацию, которая может быть размещена на Портале, в том числе:

- нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регламентирующие вопросы осуществления мониторинга правоприменения;

- информацию о выполнении решений Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека, которые требуют принятия нормативных правовых актов, о ходе разработки необходимых проектов нормативных правовых актов, о реализованных решениях;

- сведения, комментарии, аналитические материалы, разъяснения федеральных органов исполнительной власти, которые связаны с правоприменительной практикой;

- информацию о результатах проведения антикоррупционного мониторинга, включая сведения об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов, заключения независимых экспертов по результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

Для размещения на Портале могут быть предоставлены и иные сведения и материалы, которые связаны с правоприменением в Российской Федерации.

Институт мониторинга правоприменения получил новый виток развития в российской правовой системе в связи с принятием нормативной основы осуществления данной деятельности на общегосударственном уровне.

До недавнего времени такая работа проводилась органами власти, местного самоуправления, органами прокуратуры, институтами гражданского общества в инициативном порядке, но с 2011 года она приобрела правовое регулирование с изданием сначала Указа Президента Российской Федерации от 20.05.2011 №657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации», а затем в связи с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 №694, которым утверждена Методика осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации.

В соответствии с Положением мониторинг осуществляется на плановой основе и представляет собой сбор, обобщение, анализ и оценку информации для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Органы прокуратуры в системе мониторинга правоприменения занимают свое положение.

Прокурорский надзор тесно связан с системным анализом законодательства. При осуществлении надзора за соблюдением законов, регулирующих практически все сферы общественных отношений, прокуратура как никакой иной государственный орган на основе правоприменительной практики видит объективную картину состояния правовой базы в регионах и, в целом, стране, в том числе противоречивость, неполноту и другие недостатки действующих нормативных правовых актов, поскольку сталкивается с ними непосредственно на практике.

В результате проводимого прокуратурой мониторинга действующего законодательства и правоприменительной практики выявляются пробелы в регулировании общественных отношений, обращается внимание законодателя и иных субъектов нормотворчества на необходимость внесения в правовые нормы изменений, обеспечивающих действенную защиту прав и свобод граждан.

Указом Президента Российской Федерации на Министерство юстиции Российской Федерации возложены функции по координации мониторинга, осуществляемого федеральными органами исполнительной власти, и его методическому обеспечению.

Генеральной прокуратурой Российской Федерации в Министерство юстиции Российской Федерации ежегодно направляются предложения к проектам плана мониторинга и доклада Президенту Российской Федерации о результатах мониторинга.

Министерство юстиции Российской Федерации на основе материалов, поступивших в Министерство, подготавливает проект доклада Президенту Российской Федерации о результатах мониторинга и предложения к плану законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации.

Президентом Российской Федерации по итогам рассмотрения доклада о результатах мониторинга даются поручения государственным органам и организациям, а также должностным лицам о разработке законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и принятии иных мер по реализации предложений, содержащихся в указанном докладе.

Многие предложения прокуроров о необходимости принятия новых законов или внесения изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты по результатам мониторинга законодательства и правоприменительной практики легли в основу нормативных правовых актов всех уровней.

Так, в процессе правоприменения прокуратурой края выявлен пробел правового регулирования в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс). Кодексом не определен орган, уполномоченный на рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.1, 15.14–15.15.16, частью 20 статьи 19.5 Кодекса, совершенных в отношении средств местных бюджетов, в случаях, если они возбуждаются прокурором.

Из части 1.1 статьи 23.1 Кодекса следует, что суды рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных только в случае, если дело о таком административном правонарушении возбуждено инспектором Счетной палаты Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом органа муниципального финансового контроля.

Положение этой нормы ограничивает право прокурора на возбуждение указанных дел об административных правонарушениях, совершенных в отношении средств местных бюджетов, поскольку такие дела рассматриваются судами исключительно в случае, если они возбуждены должностными лицами органов государственного (муниципального) финансового контроля, к которым прокурор не относится.

Соответствующая информация направлена прокуратурой края в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Законодательную Думу края, которой о правовом пробеле проинформирована Государственная Дума Российской Федерации.

В настоящее время на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации внесен законопроект «О внесении изменений в статью 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», предусматривающий внесение соответствующих изменений в Кодекс.

НАТАЛИЯ ТИТОВА, СТАРШИЙ ПОМОЩНИК ПРОКУРОРА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами края, органами местного самоуправления

Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 8 (178) дата выхода от 21.08.2017.

Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».

Институт мониторинга правоприменения получил новый виток развития в российской правовой системе в связи с принятием нормативной основы осуществления данной деятельности на общегосударственном уровне.

До недавнего времени такая работа проводилась органами власти, местного самоуправления, органами прокуратуры, институтами гражданского общества в инициативном порядке, но с 2011 года она приобрела правовое регулирование с изданием сначала Указа Президента Российской Федерации от 20.05.2011 №657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации», а затем в связи с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 №694, которым утверждена Методика осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации.

В соответствии с Положением мониторинг осуществляется на плановой основе и представляет собой сбор, обобщение, анализ и оценку информации для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Органы прокуратуры в системе мониторинга правоприменения занимают свое положение.

Прокурорский надзор тесно связан с системным анализом законодательства. При осуществлении надзора за соблюдением законов, регулирующих практически все сферы общественных отношений, прокуратура как никакой иной государственный орган на основе правоприменительной практики видит объективную картину состояния правовой базы в регионах и, в целом, стране, в том числе противоречивость, неполноту и другие недостатки действующих нормативных правовых актов, поскольку сталкивается с ними непосредственно на практике.

В результате проводимого прокуратурой мониторинга действующего законодательства и правоприменительной практики выявляются пробелы в регулировании общественных отношений, обращается внимание законодателя и иных субъектов нормотворчества на необходимость внесения в правовые нормы изменений, обеспечивающих действенную защиту прав и свобод граждан.

Указом Президента Российской Федерации на Министерство юстиции Российской Федерации возложены функции по координации мониторинга, осуществляемого федеральными органами исполнительной власти, и его методическому обеспечению.

Генеральной прокуратурой Российской Федерации в Министерство юстиции Российской Федерации ежегодно направляются предложения к проектам плана мониторинга и доклада Президенту Российской Федерации о результатах мониторинга.

Министерство юстиции Российской Федерации на основе материалов, поступивших в Министерство, подготавливает проект доклада Президенту Российской Федерации о результатах мониторинга и предложения к плану законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации.

Президентом Российской Федерации по итогам рассмотрения доклада о результатах мониторинга даются поручения государственным органам и организациям, а также должностным лицам о разработке законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и принятии иных мер по реализации предложений, содержащихся в указанном докладе.

Многие предложения прокуроров о необходимости принятия новых законов или внесения изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты по результатам мониторинга законодательства и правоприменительной практики легли в основу нормативных правовых актов всех уровней.

Так, в процессе правоприменения прокуратурой края выявлен пробел правового регулирования в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс). Кодексом не определен орган, уполномоченный на рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.1, 15.14–15.15.16, частью 20 статьи 19.5 Кодекса, совершенных в отношении средств местных бюджетов, в случаях, если они возбуждаются прокурором.

Из части 1.1 статьи 23.1 Кодекса следует, что суды рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных только в случае, если дело о таком административном правонарушении возбуждено инспектором Счетной палаты Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом органа муниципального финансового контроля.

Положение этой нормы ограничивает право прокурора на возбуждение указанных дел об административных правонарушениях, совершенных в отношении средств местных бюджетов, поскольку такие дела рассматриваются судами исключительно в случае, если они возбуждены должностными лицами органов государственного (муниципального) финансового контроля, к которым прокурор не относится.

Соответствующая информация направлена прокуратурой края в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Законодательную Думу края, которой о правовом пробеле проинформирована Государственная Дума Российской Федерации.

В настоящее время на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации внесен законопроект «О внесении изменений в статью 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», предусматривающий внесение соответствующих изменений в Кодекс.

НАТАЛИЯ ТИТОВА, СТАРШИЙ ПОМОЩНИК ПРОКУРОРА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами края, органами местного самоуправления

Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 8 (178) дата выхода от 21.08.2017.

Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 23:07, контрольная работа

Краткое описание

В целях совершенствования правовой системы Российской Федерации был принят Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 г. № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» которым изменены подходы к законотворческому процессу, установлен единый правовой механизм, позволяющий осуществлять мониторинг правоприменения в Российской Федерации и реализовывать его результаты в нормотворческой деятельности, а также правоприменительными органами.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Понятие мониторинга правоприменения. Особенности мониторинга правоприменения.docx

Формирование современной правовой системы связано с интенсивным развитием законодательства, ростом количества нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Эффективность системы права Российской Федерации неразрывно связана с проблемой оценки качества нормативных правовых актов и их дальнейшим совершенствованием. Путем оценки эффективности нормативного правового акта определяется степень урегулированности соответствующих общественных отношений, выявляются пробелы, коллизии и противоречия, как между нормативными правовыми актами одинаковой юридической силы, так и между актами разных уровней. Это обеспечивает научно обоснованный подход к выбору направлений совершенствования законодательства и, в конечном счете, - внутреннюю согласованность системы права в целом.

В целях совершенствования правовой системы Российской Федерации был принят Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 г. № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» которым изменены подходы к законотворческому процессу, установлен единый правовой механизм, позволяющий осуществлять мониторинг правоприменения в Российской Федерации и реализовывать его результаты в нормотворческой деятельности, а также правоприменительными органами.

Понятие мониторинга правоприменения

Мониторинг предусматривает комплексную и плановую деятельность, осуществляемую федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий, по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены)1:

а) законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации - в целях выполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации и постановлений Европейского Суда по правам человека;

б) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов - в случаях, предусмотренных федеральными законами;

в) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов - в случаях, предусмотренных актами Президента Российской Федерации;

г) нормативных правовых актов Российской Федерации - в случаях, предусмотренных ежегодными посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, иными программными документами, поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на соответствующий период и программами социально-экономического развития государства;

д) нормативных правовых актов Российской Федерации - в целях реализации антикоррупционной политики и устранения коррупциогенных факторов;

е) нормативных правовых актов Российской Федерации - в целях устранения противоречий между нормативными правовыми актами равной юридической силы.

Основной целью осуществления мониторинга является совершенствование правовой системы Российской Федерации. В соответствии с данным актом проводятся следующие виды мониторинга правоприменения2:

-) Текущий мониторинг - осуществляется на регулярной основе в отношении отрасли (подотрасли) законодательства и группы нормативных правовых актов;

-) Оперативный мониторинг - осуществляется в течение первого года действия нормативных правовых актов Российской Федерации, выполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации и постановлений Европейского Суда по правам человека.

Мониторинг проводится в соответствии с планом мониторинга и согласно методике его осуществления.

При наличии соответствующего поручения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации мониторинг осуществляется без внесения изменений в утвержденный Правительством Российской Федерации план мониторинга.

Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут осуществлять мониторинг по собственной инициативе.

Проект плана мониторинга ежегодно разрабатывается Министерством юстиции Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти, иные федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации при подготовке предложений к проекту плана мониторинга учитывают в пределах своей компетенции предложения институтов гражданского общества и средств массовой информации о принятии (издании), изменении или признании утратившими силу (отмене) законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, поступившие в соответствующий орган.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации при подготовке предложений к проекту плана мониторинга учитывают предложения соответствующих органов местного самоуправления.

Федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежегодно, до 1 июня, представляют в Министерство юстиции Российской Федерации доклады о результатах мониторинга, осуществленного ими в предыдущем году в соответствии с планом мониторинга.

Министерство юстиции Российской Федерации на основе докладов федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации о результатах мониторинга, осуществленного ими в предыдущем году, и других материалов, поступивших в Министерство, подготавливает проект доклада Президенту Российской Федерации о результатах мониторинга и предложения к плану законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации.

В проекте доклада Президенту Российской Федерации о результатах мониторинга подводятся итоги выполнения плана мониторинга за предыдущий год и вносятся предложения.

Доклад о результатах мониторинга после рассмотрения его Президентом Российской Федерации подлежит опубликованию Министерством юстиции Российской Федерации в средствах массовой информации, а также размещению на официальных сайтах Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации в сети Интернет.

В российской федерации

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 40.03.01– юриспруденция

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) – БАКАЛАВР

кафедра Теории, истории государства и права и философии

Авторы:

М. А. Горбунов, кандидат юридических наук, доцент,

доцент кафедры теории, истории государства и права и философии

ВГУЮ (РПА Минюста России)

А. А.Федорченко, кандидат юридических наук, доцент,

доцент кафедры теории, истории государства и права и философии

ВГУЮ (РПА Минюста России)

Рецензенты:

В. Н. Протасов, доктор юридических наук, профессор,

профессор кафедры теории, истории государства и права и философии

ВГУЮ (РПА Минюста России)

В. В. Оксамытный, доктор юридических наук, профессор,

директор Центра сравнительного правоведения,

заведующий кафедрой теории и истории государства и права

Института международного права и экономики им. А. С. Грибоедова

Рабочая программа по учебной дисциплине «Мониторинг правоприменения в Российской Федерации» подготовлена по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» квалификация (степень) «бакалавр».

Рабочая программа включает в себя содержание учебной дисциплины, тематический план, учебно-методическое обеспечение дисциплины, планы семинарских занятий, фонды оценочных средств. Рассчитана на студентов юридического факультета

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры Теории, истории государства и права и философии (протокол № 12 от «30» июня 2016 г.) и рекомендована для внедрения в учебный процесс.


© ВГУЮ (РПА Минюста России), 2017

Раздел 1. Общая характеристика дисциплины (модуля)

«Мониторинг правоприменения в Российской Федерации» - учебная дисциплина, изучающая комплексную и плановую деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по сбору информации, обобщению, анализу и оценке практики применения и выработки предложений о необходимости принятия нормативных правовых актов и их совершенствовании.

Целями преподавания дисциплины являются:

- формирование у будущих юристов представлений об административно-правовой работе в рамках законопроектной и мониторинговой деятельности в системе органов Министерства юстиции России, а также в содействии формированию следующих компетенций;

- ознакомление с основами мониторинга правоприменения в Российской Федерации, формами и методами его осуществления; методики организации мониторинговой деятельности субъектов в правовой сфере; понятием, стадиями, компетенцией субъектов мониторинга правоприменения;

- формирование знаний основных категорий и понятий правовой деятельности по осуществлению мониторинга в различных отраслях права и основных положений действующего федерального законодательства в данной сфере;

- развитие у студентов навыков работы с административно-правовыми актами, формирование теоретических знаний и практических навыков в области применения норм административного права;

- изучение отдельных видов правового мониторинга, выяснение их специфики и анализа результатов экспертной деятельности в данной сфере.

Задачами преподавания дисциплины являются:

- раскрытие места и значения мониторинга правоприменения в правовом регулировании общественных отношений и правотворческой деятельности, с одной стороны, и прогнозировании правового развития правовой системы – с другой;

- рассмотрение компетенционного (административного) законодательства Российской Федерации, регулирующего мониторинговую деятельность государства и других участников общества;

- выявление специфики административно-правовых норм и соответствующих правоотношений способствует наиболее эффективному применению нормативных правовых актов в практике осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации;

- приобретение студентами навыков толкования и применения законодательства в сфере мониторинга правоприменения, обеспечения соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц; разработки документов правового характера, осуществления правовой экспертизы нормативных актов, принятия правовых решений и совершения иных юридических действий в точном соответствии с законом; установления фактов правонарушений, определения меры правового принуждения виновных, восстановления нарушенных прав;

- привитие высоких профессиональных и культурных качеств, позволяющих выступать в качестве авторитетного специалиста в области мониторинга правоприменения.

Раздел 2. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

После освоения дисциплины студент должен приобрести следующие знания, умения и навыки, соответствующие компетенциям ООП по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (квалификация (степень) бакалавр).

В результате освоения дисциплины «Мониторинг правоприменения в Российской Федерации» студент должен приобрести компетенции, характеризующие его как бакалавра, способного эффективно осуществлять профессиональную деятельность, а также определенную степень личной осведомленности и опыта, соответствующих данным компетенциям. Комплекс компетенций выпускника, его знаний, умений, навыков в своей совокупности определяет профессиональную ценность выпускника и позволяет ему самостоятельно совершенствовать профессиональные качества в условиях развивающейся юриспруденции.

Под компетенцией понимается способность и готовность обучаемого выполнять определенную необходимую функцию в процессе постановки и решения задач профессиональной деятельности.

Студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

ОК-1 осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания

обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

ПК-2 способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры ;

ПК-5 способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;

ПК-6 способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

ПК-14 готовностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции ;

ПК-15 способностью толковать различные правовые акты.

В результате изучения дисциплины «Мониторинг правоприменения в Российской Федерации» в соответствии с планируемыми результатами освоения ООП по направлению подготовки (40.03.01) Юриспруденция (квалификация: бакалавр) студенты должны:

знать:

· полномочия государственных органов и иных инициативных субъектов в сфере мониторинга правоприменения, включая специальный понятийно-категориальный аппарат;

· формы, методы и средства осуществления мониторинговой деятельности государства и муниципальных образований;

· понятие, состав и виды мониторинго-правовых отношений;

· основные положения отраслевых юридических и специальных наук, сущности и содержания основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права;

· систему мониторинга правоприменения в Российской Федерации;

· права и обязанности субъектов мониторинга правоприменения в РФ;

· основные теоретические положения института мониторинга правоприменения в РФ;

· вопросы правового регулирования мониторинга правоприменения в Российской Федерации;

· компетенцию органов мониторинга правопримененияв РФ.

уметь:

· использовать знания по мониторингу правоприменения в своей профессиональной деятельности;

· давать правильную оценку фактическим и юридическим обстоятельствам;

· свободно оперировать юридическими понятиями и категориями мониторингового законодательства;

· самостоятельно разбирать практические ситуации, возникающие в виде конкретного спора между участниками административных правоотношений в сфере мониторинга правоприменения государства и муниципальных образований;

· правильно толковать применяемую норму права.

владеть:

· навыками анализа правоприменительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий;

· навыками точной квалификации фактов и обстоятельств;

· навыками работы с правовыми актами;

· навыками анализа правовых норм и правовых отношений.

В результате освоения дисциплины «Мониторинг правопримененияв Российской Федерации» у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, достаточным уровнем профессионального правосознания

способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры

способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности

способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства

готовностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции

способностью толковать различные правовые акты

После изучения дисциплины «Мониторинг правоприменения в Российской Федерации» студент подготовлен к изучению дисциплин вариативной части профессионального цикла Б.3 учебного плана («Оказание юридической помощи населению»)

Знания, полученные при изучении дисциплины «Мониторинг правоприменения в Российской Федерации», могут быть использованы при написании выпускной квалификационной работы.

Раздел 3. Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы

Дисциплина «Мониторинг правоприменения в Российской Федерации» входит в базовую часть профессионального цикла Б.3 дисциплин подготовки студентов по направлению 40.03.01 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»).

К началу изучения дисциплины «Мониторинг правоприменения в Российской Федерации» студенты должны обладать соответствующими знаниями по дисциплине «Теория государства и права» на базовом уровне, а именно:

– механизм государства, систему права, механизм и средства правового регулирования, реализации права;

– особенности государственного и правового развития России;

– роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни;

– систему права Российской Федерации и ее элементы.

уметь:

– оперировать юридическими понятиями и категориями;

– анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;

– анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;

– принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.

владеть:

- юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами;

– навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;

- навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики.

Требования к входным знаниям обучающегося: студент должен знать основные понятия в сфере теории государства и права, конституционного права, административного права, муниципального права и других отраслей права.

Раздел 4. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ

по семестрам для студентов очной формы обучения

Читайте также: