Куда делись наши пенсии


С 2002 по 2014 год доля финансов, отчисляемых работодателем в пенсионный фонд переводилась в накопительный компонент.

После пенсионной реформы 2015 года обязательной стал лишь страховой компонент пенсии, а накопительная стала добровольной. Куда же делась сейчас накопительная часть пенсии и что с ней стало?

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-93. Это быстро и бесплатно !

Что будет с накопительной частью пенсии, если не выбрать фонд?

Согласно ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» работодатель обязан отчислять определённый процент от денег, заработанных сотрудником в ПФ (ИП делает отчисления сам за себя). Пенсионный фонд может быть, как государственным (ПФР), так и негосударственным (НПФ).

Граждане до наступления 2016 года могли решить, нужна ли им накопительная пенсия, если такого решения принято не было, то автоматически накопления перестали пополняться в обязательном порядке. Но ранее аккумулируемые денежные средства сохранились на счетах ПФ.

Граждане вправе сами выбирать фонд, который будет управлять средствами накопительной части пенсии. Но выбирать фонд совсем не обязательно, если этого не сделать, то скопленные финансы никуда не денутся, а будут храниться в государственном ПФР.

Где хранятся деньги так называемых «молчунов»?

Если гражданин не проявляет инициативу по распоряжению своим накопительным компонентом, то он имеет статус так называемого «молчуна». Накопленные средства, созданные с 2002 по 2014 гг. хранятся на государственных счетах ПФР.

В декабре 2013 года были приняты два ФЗ:

В результате вступления в силу этих законов с 1 января 2015 г. обязательны стали только отчисления в страховую пенсию. Граждане могли распорядиться своими пенсионными отчислениями.

До 31 декабря 2015 г. можно было выбрать: все 16% переводить в страховую часть или 6% переводить в накопительную часть, а 10 % в страховую. У молчунов все 16% автоматически стали переводиться в страховую часть, но ранее скопленные средства сохранились.

Видео о том, что произошло с накопительной частью пенсии «молчунов»:

Что ожидает этот вид отчислений в скором будущем?

Как мы уже выяснили, средства, которые уже накоплены в любом пенсионном фонде никуда не исчезают, кроме того, они застрахованы.

Лица, только начинающие свою трудовую деятельность, ещё могут выбрать формировать ли им накопительную пенсию. Но сейчас государством ведётся политика, направленная на полное исчезновение накопительной части пенсии или добровольное её формирование.

Преимущества и недостатки

Рассмотрим плюсы и минусы страховой и накопительной пенсии:

  1. Страховые отчисления идут на выплаты пенсий действующим пенсионерам, а на счёте у гражданина, отчисляющего средства накапливаются баллы. Накопительная же часть государством использоваться не может, но она и не индексируется, в отличие от страховой.
  2. Накопительная часть пенсии может быть передана по наследству, в отличие от страховой.
  3. Если отчисляется накопительный взнос, то уменьшается размер страховых выплат, а это в дальнейшем времени скажется на накопленных баллах и размере страховой (обязательной) пенсии.
  4. В данное время введён мораторий на накопительную часть и все отчисляемые финансы уходят на страховую часть. Пополнять накопительный компонент возможно добровольными взносами и материнским капиталом.

Видео с разъяснениями об особенностях страховой и накопительной пенсии:

Какими способами можно перевести в независимые организации?

Для передачи своих пенсионных накопления в НПФ необходимо обратиться в организацию одним из способов:

  • личное обращение;
  • обращение через портал Госуслуг;
  • отправка заказного письма через Почту России;
  • через доверенное лицо (доверенность оформляется у нотариуса).

Обратиться можно один раз в год до 31 декабря года, предшествующего переводу накопительной части в НПФ (то есть, если обратиться в январе 2017 года, то перевод произойдёт только с начала 2018 года).

Сама процедура оформления заявки на перевод совершается в один день:

  1. Происходит обращение в желаемый НПФ.
  2. Пишется заявление о переводе накоплений из государственного в НПФ.
  3. Происходит регистрация приёма заявления.
  4. Обратившемуся выдаётся расписка о принятых документах.

Куда обратиться для получения трудовых выплат?

При наступлении права на получение пенсии, гражданин может обратиться за выплатами из накопительной части. Обращаться нужно в ту организацию, где аккумулировались накопления – в ПФР или НПФ. Если гражданин не уверен по поводу местонахождения накоплений, то он может обратиться за справкой в МФЦ или ПФР.

При личном обращении нужно предъявить документы: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, СНИЛС. Далее нужно заполнить заявление на выплату накоплений с указанием реквизитов для перечисления денежных средств.

При обращении через почту отправляются копии документов, которые ранее заверяются у нотариуса.

По закону от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» накопленные средства можно получить в виде единовременной выплаты, пожизненных или срочных выплат.

Видео о том, кто и каким образом может получить накопительную часть пенсии:

Заключение

Изменения в пенсионное законодательство в нашей стране происходят регулярно, поэтому каждому важно знать о них и о возможностях, которые предоставляет государство. Молчание и бездействие может обернуться потерей финансовых средств.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Пенсионная реформа, предусматривающая постепенное, в течение последующих (до 2029 г.) увеличение пенсионного возраста людей, привела к тому, что большинство мужчин не доживают до получения первой пенсии, законно собирая на неё в течение всего трудоспособного периода, который составляет почти полвека со дня обретения совершеннолетия и полной дееспособности каждого конкретного гражданина. Резонный вопрос о том, куда уходят пенсионные деньги людей, не доживших до пенсии – и кто ими воспользуется в итоге – остаётся открытым. Речь идёт о триллионах рублей.

Размер денежных резервов

Жизнь у каждого имеет свой срок. Некоторые помирают, не получив первую в своей жизни пенсию по старости, кое-кто справляет и столетний юбилей, законно получая от государства три с лишним десятка лет. Первое явление куда более распространено – а статистика здесь неумолима: с 1999 г. по стране скончалось 45 млн. человек, из них 10 млн. – трудоспособные граждане, не уклоняющиеся от уплаты пенсионных отчислений со своего дохода. За 1996-2016 г. также 10 млн. человек 22% своих доходов отчисляли в счёт пенсионных накоплений. На счетах этих людей накопилось не меньше 10 трлн. руб. Но пенсионеры, оставшиеся в живых, получают не так много, эти доходы несоизмеримы с накоплениями этого же количества граждан трудоспособного возраста. Народ резонно сомневается, что деньги, уплачиваемые в качестве пенсионных взносов (не считая подоходного налога), в итоге не полностью идут на выплаты тем людям, что всё ещё доживают свой век. ПФР не отчитывался о таких тратах. Универсальный ответ со стороны властей о том, что эти деньги пошли на повышение пенсии остальным, ныне живущим пенсионерам, также не выдерживает никакой критики.

Пенсионные отчисления, по толкованию финансовых экспертов, якобы растворившиеся в небытии, конвертируются в страховые выплаты застрахованным людям, когда у тех, в свою очередь, наступает страховая ситуация. Достижение пенсионного возраста, наряду с автоаварией, повлёкшей за собой непоправимые увечья – гарантия получения части средств, ранее отчисленных этим же гражданином при его прежней работе где-либо (по нормам ТК России). Если такая ситуация не повторяется – 22%, ранее уплачиваемых гражданином с его дохода, навсегда останутся на балансе ПФ России.

Страхование – денежная машина, почти не работающая в пользу граждан. Немногие из них, реальность страхового случая для которых будет законно подтверждена, смогут воспользоваться страховыми выплатами. Подавляющее большинство граждан при этом попрощаются со своими пенсионными отчислениями – страховые компании оставят их себе в качестве собственного дохода. Те же 10 трлн. руб. – зарплата и иные расходы для 120.000 работников всех отделений ПФ по стране.

Из вышесказанного следует, что значительная часть получаемых пенсионных отчислений от государства не направляется на существенное повышение пенсионных выплат для ныне живущих пенсионеров. Возможно, такой подход и работал бы где-нибудь в Европе – но точно не у нас в России: одна из проблем – то, что страна нереально большая (по меркам территорий подавляющего большинства других стран). Граждане России с горечью констатируют непреложный факт: растёт благосостояние не у сегодняшних пенсионеров, а у высокопоставленных госслужащих, включая в первую очередь чиновников, разъезжающих на машинах бизнес-класса. Их роскошная жизнь в контрасте с бедностью значительного большинства пенсионеров, резко ставит под сомнение благие намерения при планировании расходов, осуществляющихся в итоге за счёт граждан России, которых уже нет на свете.

Куда пропали средства пенсионеров?

Просто так триллионы рублей в никуда не уйдут. Все они собирались и расходовались за последние 20 лет, а не за один год.

Работа ПФ РФ устроена так, что, несомненно, значительная часть средств направляется на покрытие потребностей в страховании граждан. Ни один аналитик, эксперт точно не предскажет, столько ещё лет протянет тот или иной пенсионер, какие деньги ему понадобятся для обеспечения и покрытия расходов на лечение. Перечисляя взносы в молодости и в зрелом возрасте, будущий пенсионер обеспечивает себе возможность получения пенсионного дохода в старости. Граждане в возрасте 70-90 лет вправе получать от государства денежную помощь.

Если конкретный пенсионер скончается, а его супруг(а) получает на момент его смерти меньше, чем он до этого получал при жизни, то он(а) вправе увеличить себе пенсионный доход до отметки покойного. Законодательство и вправду позволяет гражданам, оставшимся жить дальше, получить средства, недовыплаченные покойным членам семьи, достигшим на момент смерти своего пенсионного возраста. На такую возможность работают следующие законодательные акты:

  • Указ федеральных властей №711 – схема применения накопленных в ПФР денежных средств, когда будущий пенсионер не дожил до пенсионной возрастной отметки.
  • Указ №710 – порядок использования денег, вложенных каждым гражданином в неофициальный ПФ .

Деньги, выплаченные в виде пенсионных взносов за период, в который гражданин честно трудился и платил по всем статьям, перечисляются в отдельные фонды, пока этот же человек живёт. За полгода с даты смерти данного гражданина наследники имеют право истребовать накопления в пределах общего права на унаследование – за пределами конкретного дела о наследстве. При просрочке этого срока истребование пенсионных накоплений возможно лишь по решению суда.

Дальнейшее использование пенсионных сборов с граждан пребывал в тайне от последних до 2007 г. – тогда отсутствовали соответствующие нормативы. Как только законодатели добрались и до решения данного вопроса, наследополучатели обрели возможность получить пенсионные отчисления, поступавшие в казну государства до смерти наследодателя. Законы РФ, касающиеся именно пенсионеров, в последний раз подвергались существенной правке в 2015 г.

Можно ли получить накопленную сумму за умершего пенсионера?

По действующим законам, граждане России могут получить эти выплаты в двух случаях:

  • Сумма остатка средств, не использованная и взятая из накопительной части пенсии, выплачивается исходя из условий и положений, введённых ПФР или НПФ.
  • Реальная на сегодня пенсионная выплата, до даты начисления которой этот же пенсионер не дожил.

Любая из этих схем обладает присущими ей особенностями, но право на истребование этих сумм не выходит за рамки закона. Не подозревая о наличии таких возможностей, которые предоставляет законодательство, оставшиеся в живых после смерти пенсионера родственники не могут забрать любую из этих сумм, подав соответствующую заявку.

Текущая выплата

Нельзя точно сказать, когда умрёт каждый из конкретных пенсионеров (или работающих сегодня граждан, приблизившихся к пенсионному возрасту). Обычно каждому пенсионеру платит само государство. Если на дату смерти этого же гражданина пенсия не получена – в последний раз за него члены его семьи имеют право получить эти деньги.

Эта же выплата не вносится в перечень наследства, которое оставил умерший, и не может быть истребована претендентами на такое наследство. Эти деньги не идут на оплату похорон, однако ритуальные услуги ими оплатить можно – по решению получателей.

При обращении в ПФ России сразу нескольких заявителей текущая выплата поровну распределяется между ними. Для её востребования необходимо предоставить соответствующее заявление в отделение ПФ, расположенное по местожительству скончавшегося пенсионера. Перечень документов при этом следующий:

  • Паспорт гражданина, предоставившего такое заявление;
  • Документ, в который внесены отметки о проживании заявителя с ныне покойным;
  • Свидетельство о смерти (копия его подтверждается нотариусом);
  • Свидетельство о браке заявителя, свидетельства о рождении детей и иные документы, которые могут потребоваться для рассмотрения заявки.

Если все документы в порядке, то выплата может быть получена в течение месяца со дня подачи заявки.

Пенсионные накопления

Схема начисления пенсионных накоплений, принятая несколькими годами ранее (по состоянию на 2019 г.), даёт возможность при преждевременной смерти накопившего получить её родственникам этого гражданина. Итогом использования такой схемы стал переход некоторого процента пенсионных накоплений под ведение частных фирм. Стремление граждан узнать, куда же на самом деле пропадают деньги, накапливаемые на пенсию, подтолкнула существенный недобор денежных средств в пенсионный оборот страны.

Стремительное снижение доверия граждан к надёжности ПФ приостановил накопления, прежде исправно поступающие в ПФР. Власти попросту не сообщают, куда деваются деньги будущих пенсионеров.

Средства, собранные в виде пенсионных отчислений, входят в наследственную массу и распределяются между наследополучателями по заявлению, либо поочерёдно. Наследники, получающие то, что оставил умерший, чётко проследят за тем, чтобы пенсионные накопления отошли им, а не государству. Их размер станет ясен, как только специальные службы опишут имущество, которое нажил ныне покойный гражданин.

Независимо от политической линии, которой придерживается ПФ, а также от распорядка, диктуемого государством, умерший гражданин мог перечислять денежные средства, собирая их на счетах официального (или неофициального) пенсионного фонда. В свою очередь, наследники вправе вернуть неиспользуемые на содержание данного гражданина деньги — которые он и планировал получить обратно, выйдя на пенсию.

Если унаследование пенсионных накоплений в рамках закона ещё не вызывает особых вопросов, пенсия по заявке полагается любым наследникам, указанным самим покойным ещё при его жизни. В случае, когда эти деньги присутствовали на счёте НПФ, после смерти гражданина эти же средства подлежат выплате наследникам, указанным по договору.

При получении получаемых по наследству пенсионных начислений общий период, в течение которого заявители объявят о праве на перечисление этих денег, не превышает полугода.

Порядок оформления выплаты

Для возврата неиспользованных пенсионных накоплений наследующие их заявители предоставляют заявку ос указанием намерения забрать то, что успел накопить покойный наследодатель. Список документов для получения накоплении умершего следующий:

  • Паспорт, удостоверяющий личность получателя;
  • При полностью законном наследовании предоставляется свидетельство о браке;
  • СНИЛС (или ИНН);
  • Свидетельство о смерти хозяина пенсионного счёта.

При невозможности очной явки в пенсионное отделение все документы копируются и заверяются у нотариуса, затем отсылаются по почте в это отделение. За последующий месяц эти документы подлежат проверке, при полном их соответствии заявка принимается, и на следующий месяц полученные денежные средства перечисляются на счёт наследника.

Перечисление пенсии на второго супруга

Кроме получения неиспользованных пенсионных накоплений у граждан сохраняется право получать другой размер пенсии, совпадающий с тем, что умерший получал прижизненно. При этом оставшийся жить дальше супруг на момент смерти получал более низкие пенсионные выплаты.

Согласно условиям и положениям в 9-м Федеральном законе, касающемся именно пенсий по трудовому стажу, в рамках этого же закона отслеживается право на оформление пенсионных выплат при потере кормильца, если на дату смерти второй супруг уже потерял трудоспособность (формально – по достижении пенсионного возраста, либо при обретении инвалидности).

Перед подачей такой заявки нужно получить консультацию работников фонда и рассчитать новые выплаты. Бывает, что сумма к оплате оказывается меньше, чем умерший получал при жизни.

Каждая страна стремится наиболее эффективно защитить своих граждан при расчёте перечисляемых средств. Отчисления пенсии входят целиком и полностью в эту схему, т. к. этот вид пассивного дохода (пенсия) предоставляется в официально нетрудоспособном возрасте.

Тем не менее, недовольных хватает и здесь – правильно и достаточно ли эффективно расходуются деньги, накапливаемые в недрах ПФ России. Напомним, камнем преткновения здесь является наличие машин представительской линейки у власть предержащих и у высопоставленных работников спецслужб и госструктур, в частности, тех же отделений ПФ, ремонт и техника по последнему слову прогресса. Вся эта атрибутика, превышающая расходный бюджет ПФР, служит поводом для постоянных споров на эту тему.

Выходя за рамки всё того же ПФ в своих сомнениях, простой народ постоянно задаётся одним и тем же вопросом – «Откуда у этих кабинетных работников такие деньги?!». В то время, как соцсферы и их дополнительные отрасли хромают, будь то образование, медицина, — в общем, куда ни взгляни, – высокопоставленные лица «жируют».

Когда развеются сомнения пенсионеров?

У власть предержащих лиц, в ответ на такое, постоянный немой вопрос: «Когда же народ успокоится и перестанет искать триллионы, что мы заморозили?!».

Если отбросить главную проблему – быстрый, своевременный доступ к правовой системе в формате, доступном и понятном даже для граждан, далёких от политики и экономики, — то суть вопроса, задаваемого простыми людьми, не меняется. Действительно, почему в стране, где острая нехватка денег в плане финансирования пенсионеров на достойном уровне, продолжают открываться и обустраиваться новые офисы, отдекорированные и оснащённые по последним достижениям техники и технологий?

Недочёты в работе ПФ РФ, очевидные даже без пристального вникания в их причины и последствия, порождают у народа окончательное непонимание того, сколько при жизни накопили обычные люди. И уж в каком размере они получат накопленное обратно, став пенсионерами. Даже неофициальный ПФ обладает куда более скоростной и качественной системой, позволяющей оповестить граждан о том, сколько они накопили, и как они получат эти деньги. С этим не всё гладко – зачастую граждане пребывают долго в полном неведении, прежде чем им, наконец, после многочисленных вопросов и жалоб сотрудники ПФР потрудятся разъяснить, как у них обстоят дела с накопленными деньгами.

Возможно, ПФ и пойдёт на открытый контакт с гражданами страны, в которой он функционирует. Он предоставит убедительные доказательства (а не отговорки вперемешку с упорным замалчиванием ситуации) того, почему миллионы пенсионеров живут на пенсионный прожиточный минимум (а зачастую и ниже этой отметки). И тогда все вопросы о пропавших со времён 90-х гг. триллионах рублей отпадут сами собой.

Краткое содержание:


Небывалую волну эмоций подняла последняя пенсионная реформа, когда возраст выхода на заслуженный отдых решили планомерно увеличивать. Но еще больший «хаос» сотворил законодатель несколькими годами ранее, когда решил изменить сам принцип формирования пенсии.

Немного теории

Начнем с того, что почти 20 лет назад, в конце 2001 г., был принят закон (167-ФЗ) который поделил государственную пенсию на несколько неравных частей:

· базовая – это фиксированная сумма, которую получают все пенсионеры, не накопившие минимально необходимый стаж и число баллов;

· страховая – эта сумма рассчитывается путем умножения пенсионных баллов на установленный коэффициент;

· накопительная – пенсионные отчисления, аккумулируемые на инвестиционном счете пенсионера.

По закону работодатель обязан ежемесячно перечислять в ПФР 22% от зарплаты каждого работника. 16% из этой суммы зачисляются в страховую часть (по умолчанию), остальные 6% – на индивидуальный счет гражданина.

Все денежные средства, что идут в «общий котел» ПФР, обезличены и используются для выплат пенсионерам текущего периода. Накопительная пенсия есть живые деньги, что числятся за конкретным россиянином, который может эти средства инвестировать через профессиональных участников рынка, то есть приумножать.

Основополагающий принцип – пенсионер сам себе копит на пенсию, его средства не расходуются на выплату иным лицам.

А теперь самое сложное.

Система накопительных взносов действовала с 2002-го по 2013 год включительно (12 лет). С 2014 года это нововведение оказалось «замороженным». Правда, эти изменения коснулись только будущих отчислений. Средства на индивидуальных счетах россиян, конечно же, не обнулились. Гражданам предлагалось выбрать до конца 2015 года, останутся ли они с комбинированной пенсией или присоединятся к «общей кассе» ПФР. Тот, кто не смог определиться (их прозвали «молчунами»), автоматически были переведены на классическую схему (все взносы в ПФР). Те, кто высказался «за», по-прежнему пополняли накопительную часть пенсии.

На сегодняшний день формировать накопительную пенсию возможно в добровольном порядке (360-ФЗ)

· Граждане могут самостоятельно перечислять определенные суммы на свой счет для последующего инвестирования;

· работодатели могут отчислять средства за своих работников по собственной инициативе;

· женщины могут направить материнский капитал на формирование пенсии.

Получается, в 2020 году имеют накопительную часть пенсии только те, кто «успел» аккумулировать средства на своем пенсионном счете и проявил активность в распоряжении этими деньгами. То есть передал деньги через ПФР в управляющую компанию (УК) или негосударственный пенсионный фонд (НПФ), который может работать с несколькими управляющими компаниями.

Закон дает возможность раз в год делать «переход»: менять один негосударственный пенсионный фонд на другой, НПФ на ПФР и обратно. Один минус – если пользоваться этим правом чаще раза в 5 лет, инвестиционный доход не сохраняется. А это именно то, ради чего деньги передаются в управление – увеличение накоплений.

Из плюсов накопительной пенсии

· Она наследуется (по закону и завещанию);

· не подлежит налогообложению и взысканию по исполнительным листам;

· оформляется без учета повышения пенсионного возраста, то есть по старым правилам (350-ФЗ);

· выплачивается в виде надбавки к основной пенсии или в виде единовременной выплаты (для льготных категорий граждан);

· в случае банкротства НП, средства передаются обратно в государственный Пенсионный фон (если денег нет — Банк России возместит сумму накоплений, правда, без инвестиционного дохода).

В общем, некоторым категориям граждан такая система управления собственной пенсией может быть очень интересна. Что касается прогнозов развития событий, то все зависит от деятельности законодателя. Например, мораторий на перечисление средств в накопительную часть пенсии будет действовать до 2021 г. А в Государственной думе на сегодняшний день находятся на рассмотрении несколько законопроектов, имеющих отношение к накопительной пенсии.

Если вы не в курсе, что с вашими пенсионными накоплениями происходит в данный момент, это можно легко выяснить. Достаточно обратиться в многофункциональный центр или Пенсионный фонд, либо зайти на портал Госуслуг в соответствующий раздел («Извещение о состоянии лицевого счета в ПФР»).


В 2014 году Минфин заморозил накопительную часть пенсий, аргументируя это, в частности, сложившейся финансовой ситуацией. С того времени заморозка продлевалась неоднократно: в последний раз — 10 декабря 2019 года, когда депутаты Госдумы приняли соответствующий закон. Он вступит в силу с 1 января 2020 года. Реализация принятого закона должна привести к уменьшению на 634,8 млрд рублей трансферта на обязательное пенсионное страхование, передаваемого из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда РФ в 2022 году.

Что такое заморозка пенсий

В Советском Союзе пенсия никак не делилась, и распоряжаться ею пенсионер — будущий, конечно — не мог. В 2002 году пенсию поделили на две части, страховую и накопительную: страховая должна была покрывать выплаты пенсионерам уже существующим, пока работающий гражданин работал, а накопительная откладывалась ему на старость. По сути, работающий содержал себя (зарплата), поддерживал неизвестного пенсионера (страховая часть) и закладывал фундамент будущего благосостояния (накопительная часть). Приятная новость состояла в том, что накопительную часть можно было увести из Внешэкономбанка и отдать в какой-нибудь фонд, который мог повысить ее размер, вкладывая в ПИФ (паевой инвестиционный фонд), например. А мог и полностью растранжирить — тут как повезет.

В 2015 году все изменилось коренным образом: Пенсионный фонд не смог свести баланс. Куда делись деньги — об этом до сих пор идут горячие споры, в которых то и дело мелькают настроенные по всей стране «дворцы» ПФ, некие страховые компании и отдельные личности. Как бы то ни было, денег, которые ПФ давал стране со страховой части пенсии, отчаянно перестало хватать.

И тогда экономисты предложили использовать накопительную. Деньги, которые гражданин платит в ПФ, не откладываются на его счету, а уходят на обеспечение нужд государства — это примерно 350 млрд рублей в год. Этих денег для гражданина уже не существует: 6% от зарплаты, то есть в среднем по стране на одного гражданина за три года это выходит 65 тысяч, — для работающего уже не существует. Конечно, эти деньги будут учитывать в виде баллов, но что будет означать балл при начислении пенсии и сколько будет стоить — не знает никто. В целом это напоминает ситуацию с ваучерами, когда в обмен на часть доходов страны каждому гражданину давали красивую бумажку, которую непонятно, куда надо было нести, и которая, по сути, ничего не стоила.

Эти деньги, те самые 6%, идут на зарплаты учителям, сотрудникам МЧС, врачам, армии и чиновникам. Из них финансируются программы правительства и реформы. Мера, которая в 2013 году была заявлена как временная, совершенно очевидно стала постоянной. Это и понятно: на момент создания идеи «заморозки» дефицит средств ПФ почти достиг 2 трлн рублей.

Переливаем из ОПС в ГПП


Тем не менее граждане с 2015 года продолжают выходить на пенсию и — требовать свои деньги, которых отчасти уже нет. Не так давно «Ридус» разбирал плюсы и минусы новой системы — Гарантированного пенсионного продукта (ГПП), который приходит на смену ОПС — обязательному пенсионному страхованию. Законопроект по ГПП предполагает, что гражданин сам обеспечивает себе будущность, дополнительно инвестируя деньги в Пенсионный фонд, поскольку что там будет с добровольно-принудительным инвестированием тех самых 6%, в целом понятно. Но чтобы у пенсионера не возникало искушения забрать из ПФ те деньги, которые там (в теории) все же есть, а мы сейчас говорим о накопительной части пенсии, в законопроект внесли еще одно изменение. После принятия закона о ГПП обналичить замороженные накопления будет невозможно.

Давайте вернемся немного и уловим логику происходящего: в теории, опять же повторимся, деньги накопительной части пенсии есть. Но если она заморожена, то их нет, а есть только баллы — палочки за трудодни, как в колхозах времен СССР. Естественно, превратить баллы в деньги невозможно, что Минфин и зафиксировал в законопроекте.

Согласно текущей версии законопроекта, гражданин может перевести все свои средства из ОПС в ГПП, после чего в течение шести месяцев у него будет возможность забрать перечисленные деньги, если он решит отказаться от участия в системе. Однако эту возможность в новой редакции уберут. Самое же главное вот что: пока накопительная часть пенсии останется «замороженной», то есть тратится государством на насущные нужды, перевести ее из ОПС и ГПП будет нельзя, а значит — нельзя будет и изъять.

Из хорошего

Минфин оставил лазейку, чтобы совсем уже ситуация не выглядела жесткой: досрочную выплату из ГПП, то есть возврат своих денег, перечисленных на пенсию, гражданин может получить в случае, если у него трудная жизненная ситуация. ТЖС — это обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно. Количество этих ситуаций вполне можно перечислить на пальцах одной руки:

  • утрата способности к самообслуживанию,
  • социально опасное для жизни или здоровья положение,
  • отсутствие попечения родителей либо опекунов,
  • отсутствие определенного места жительства, средств к существованию.

Однако Минфин существенно сузил трактовку: ТЖС — это заболевание, которое относится правительством к социально значимым. Отметим, что деньги, внесенные гражданином в качестве накопительной части пенсии в ПФ, все-таки признаются государством частной собственностью. И, как заявил Алексей Моисеев, замминистра финансов РФ: «Со стороны государства неправильно держать эти деньги у себя и не давать возможности человеку, например, оплатить дорогостоящее лечение. Это нечестно. Экономически средства ГПП — это средства гражданина». Никакие иные мотивы и предпосылки изъять средства наличкой не помогут.

Так Минфин обезопасил государственные фонды от истаивания, ведь у пенсионеров есть очень большое искушение забрать всю сумму. Напомним, минимальная пенсия в России в среднем составляет примерно 8846 рублей, то есть равна прожиточному минимуму для пенсионеров. Для сравнения, например, пенсия работника со стажем 42 года составляет чуть больше 13 000 рублей.


Федерация независимых профсоюзов России предложила премьер-министру Михаилу Мишустину изменить пенсионную систему, отменив ее накопительную часть. Где искать накопительную часть пенсии, кто виноват в том, что ее приходится искать, и что вообще происходит с нашей пенсионной системой – об этом корреспондент сайта Север.Реалии поговорил с депутатом Законодательного собрания Петербурга, в прошлом депутатом Госдумы Оксаной Дмитриевой.

Почему наши деньги, которые шли в накопительную часть пенсии,то замораживают, то вот предлагают отменить? Может быть, эти деньги из накопительной части кто-то уже просто прикарманил?


– Еще когда только готовилась реформа Зурабова, вошедшая в силу в 2002 году, я была против накопительной системы, я сразу говорила, что она когда-нибудь грохнется и что это одна из причин дефицита Пенсионного фонда. Единственное, что мне тогда удалось отстоять, – что работающие пенсионеры стали получать пенсию в полном объеме, а накопительный элемент все равно ввели. Вообще, установка накопительного элемента – это был просто обман наших граждан, потому что многие думали, что у них есть государственная, страховая пенсия – и плюс к ней они еще что-то накопили. А на самом деле ничего дополнительного тут нет, вместо обязательной страховой пенсии – обязательная накопительная, сообщающиеся сосуды. Не надо путать обязательную накопительную систему с дополнительной, добровольной системой, которая имеет право на существование, – когда вы пришли сами в негосударственный пенсионный фонд или ваш работодатель предложил вам какой-то пакет, вы его внимательно проанализировали, поняли, какой у вас будет дополнительный доход, это другое дело. Вы сделали сознательный выбор, предпочли негосударственный пенсионный фонд банку либо другому способу обеспечения старости. Вы это контролируете – можете сами решать, куда вложить эти деньги – в образование детей (пусть они меня потом кормят), в недвижимость, в банк, в НПФ, ориентируясь на успешный опыт в негосударственном пенсионном фонде у соседа или на работе. Допустим, корпоративные пенсионные фонды "Газпрома" или "Лукойла", наверное, работают – в рамках компании, это способ дать дополнительные социальные пакеты своим работникам, прибавку к пенсии. Тут вы знаете, что делаете, а отчисляя деньги в накопительную часть обязательной пенсионной системы, вы даже не знаете, куда они деваются.

– С 2002 по 2014 год у всех граждан, начиная с 1967 года рождения, отчислялись взносы в накопительную часть пенсии. Из взносов, составляющих 22% от зарплаты, 6% шли в накопительную часть. Их отсылали в государственную управляющую компанию ВЭБ (Внешэкономбанк) или в негосударственные пенсионные фонды. Это чистой воды изъятие средств из Пенсионного фонда. Все то, что идет в страховую часть, используется для выплаты пенсий, а накопительная часть на текущие пенсии не идет – якобы накапливается. Даже если эти деньги не потеряются по пути, что становится частым явлением, то все равно доходность по ним ниже, чем индексация по страховой части пенсии.

Так теперь же эти накопления вроде замороженыа что вообще значит, что их заморозили?

– Это в народе так говорят, что накопления заморожены, а на самом деле это означает, что с 2014 года просто прекратилось отчисление на накопительную часть пенсии, и обязательные взносы стали полностью поступать на страховую часть. И это правильно, потому что отсылка денег на накопительную часть образует дыру в Пенсионном фонде. Я об этом твержу с 2001 года, когда еще только готовилась та зурабовская реформа. Но, слава богу, догадались, и Ольга Юрьевна Голодец добилась отказа от взносов в накопительную часть и перевода их в страховую. Но тут возникает вопрос – а что с теми деньгами, которые туда поступали целых 12 лет? Известно, что на момент последнего анализа в 2014 году их было около двух триллионов. Но все о них уже забыли – как в "17 мгновениях весны", "запоминается последняя фраза". Так и тут – накопительной части вроде давно уже нет – но ведь отчисляли же туда? Более того, Пенсионный фонд в страховом капитале эти взносы не учитывает, и страховой пенсионный капитал не накапливается. Поэтому когда на пенсию выйдет гражданин 1967 года рождения и сравнит свою пенсию с пенсией гражданина 1966 года, он обнаружит, что при прочих равных у гражданина 1966 года рождения пенсия больше – потому что он не делал отчислений в накопительную часть. А тот, кто их делал, будет потом долго и нудно искать свою накопительную часть.

Так что предложение ФНПР об отказе от накопительной части пенсии в принципе правильное – так называемую "заморозку" все равно продлили до 2023 года, но вопрос этим не решили. Потому что, отказываясь от накопительной части, надо ставить вопрос: а что стало с теми деньгами? Иначе к 2023 году, кроме меня, по-моему, об этих двух триллионах уже никто не вспомнит. Мне кажется, со времени моего ухода из Госдумы никто за этими вопросами пристально не следит. Из Пенсионного фонда тоже уходят знающие люди, и информация теряется. А тот, у кого эти деньги лежат, только заинтересован, чтобы все об этом забыли.


Они приносят, наверное, большой доход?

– Это еще вопрос – заявленная доходность по пенсионным накоплениям существенно ниже, чем индексация пенсий, особенно с учетом инфляции и фактической девальвации, которая произошла и в 2014 году, и сейчас. А сейчас вообще никто не заикается о том, какая там доходность. Вот это и надо понять – где эти деньги и что с ними стало, какова их структура, но этот вопрос даже не поднимается.

Это бы раньше обнаружилось – допустим, вышли бы на пенсию женщины 1967 года рождения, две соседки, и обнаружили бы, что у той, что на год старше, пенсия существенно меньше – но они же не выходят теперь, возраст-то пенсионный увеличили. Так что это еще долго не вскроется – до 2027 года. И если сейчас никто об этих деньгах не помнит – представляете, что будет в 2027-м? Надо срочно провести полную ревизию, анализ, аудит всех этих средств. И если принимать решение, что в зурабовскую реформу поигрались и хватит, то, конечно, все эти средства надо срочно переводить обратно в Пенсионный фонд и переиндексировать людям их пенсии. Но это огромные затраты. Фактически за эти игры в накопительную часть либо государство должно заплатить людям, чтобы они ничего не потеряли, либо за это заплатят сами люди, которые потеряют часть пенсии только оттого, что они родились в 1967 году или позже.

А это возможно – сделать такой аудит?

– По крайней мере надо, чтобы началась об этом общественная дискуссия. Пенсионная система настолько запутанна, что даже инспекторы пенсионного фонда не видят ее целиком и не могут объяснить гражданам, почему такие скачки пенсий или почему такая несправедливость.

Вот теперь надо делать такие усилия, чтобы исправить ситуацию – а зачем вообще устраивали эту накопительную часть, чего от нее хотели-то?

– Это вопрос геополитический. Есть целый ряд экономических ересей, есть целые научные школы, даже Нобелевские премии присуждают за апологетику определенных финансовых схем. Международный финансовый капитал продавливал несколько вредных идей, одна из них – обязательная накопительная система. Под моим руководством была выполнена научная работа, опубликована монография с построением сложных моделей, которые доказывают, что накопительная пенсионная система заведомо хуже, чем распределительная в масштабе страны, то есть чем страховая часть пенсии, которая функционирует по принципу договора поколений: что собрали, то и послали пенсионерам. А когда следующее поколение выйдет на пенсию, им будет платить следующее поколение работающих . В масштабах страны это работает лучше.

Практика это подтверждает – видно, что в странах с накопительной пенсионной системой и переходом к ней дела обстоят хуже: эти системы, во-первых, очень уязвимы к финансовым кризисам, а во-вторых, они не дают никакой доходности. Это видно и по Чили, которую нам все время ставили в пример, и по Швеции, где на эту систему перешли частично, но все равно ее доходность меньше, чем темп роста ВВП. Но понятно также, что накопительная часть – это огромные дармовые деньги, мощный источник для финансовых институтов.

И деньги, наверное, почти неконтролируемые?

– Ну, как сказать, в других странах трудно себе представить, что забудут про два триллиона. В любом случае, практика такая есть, особенно в развивающихся странах. Но раньше нам все время ставили в пример латиноамериканские страны, где есть накопительная система, а теперь, через 20 лет, я что-то не слышу, чтобы о них говорили.


Ввод накопительного элемента– это единственная реформа, которую вы критикуете, или есть еще что-то, что вам хотелось бы в нашей пенсионной системе исправить?

– Нет, еще раньше закон 1997 года №213 убрал из стажа "нестраховые" или льготные периоды исчисления стажа – так называемые северные, время ухода за ребенком, учебы, службы в армии. Тогда же ввели пресловутый коэффициент 1,2, который ограничивал зависимость пенсии от зарплаты: превышение над средним показателем должно было быть не больше 20%. Пенсионная формула такая: если вы получали средний заработок, то у вас коэффициент 1, если вы получали зарплату на 10% больше средней, то у вас коэффициент 1,1, а если ваша зарплата была в 2 раза больше средней, ваш коэффициент все равно 1,2. Ко мне люди приходили жаловаться – вот, например, квалифицированный рабочий, он работал на вредном производстве, заработок у него был высокий, а на пенсию он вышел раньше – соответственно, стаж у него получился не очень большой. А если он успел в вузе на очном отделении поучиться, то еще меньше. Но его заработок, который был в 3–4 раза выше среднего, не учитывается, и пенсия у него меньше, чем у кладовщика, который выдавал ему спецодежду. С этим я начала бороться, как только этот закон вышел, но до сих пор поменять ничего не удалось.

А уж затем была реформа Зурабова, введение накопительного элемента. В 2010 году произошло следующее изменение, так называемая валоризация, она дала дополнительную индексацию за стаж до 1991 года. Сделала это Татьяна Голикова, о чем теперь забывают, и это все же способствовало увеличению размера пенсий. И после кризиса 2008 года в 2009-м была достаточно сильная индексация пенсий. А в 2007 году сказались последствия введения накопительного элемента, благодаря которому деньги из пенсионного фонда забирались. В 2014 году была новая реформа – введение баллов. Там был плюс – отказ от отчисления взносов в накопительную часть пенсии в связи с кризисом – поскольку это огромная утечка средств из Пенсионного фонда. Все средства стали отчисляться на страховую часть пенсий, что на самом деле правильно. Но сама система баллов никому не нужна, она только запутывает пенсионную формулу и сокращает возможность перерасчета пенсий для работающих пенсионеров – то есть при продолжении работы пенсия увеличивается, но очень мало. Ну, а потом пенсию работающим пенсионерам вообще практически заморозили. Это была последняя существенная реформа пенсионной системы.

Реально ли сегодня увеличить пенсии?

– Если принимать норму Международной организации труда – коэффициент замещения 40% от средней зарплаты, то до этого уровня подтянуть можно, но это не будет принципиальным повышением, наша пенсия все равно не сравняется с пенсией, которую получают в развитых европейских странах, потому что все привязано к средней зарплате. По последним данным, у нас средняя зарплата по стране – 47 тысяч, но зарплаты у нас очень неравномерные, так как у нас очень большая доля фонда заработной платы приходится на очень немногих людей с высокими доходами, поэтому у нас более 2/3 граждан получают зарплату ниже среднего. 22% пенсионных начислений у нас платят только с зарплаты примерно в 100 тысяч рублей, все, что выше 100 тысяч в месяц, облагается по ставке 10%. То есть мы много говорим о прогрессивной шкале налогообложения, а в итоге по пенсионной системе у нас действует регрессивная система – чем больше получает человек, тем меньше он отчисляет в пенсионный фонд. Я сделала все расчеты и много раз вносила в Госдуму законопроекты, чтобы это безобразие отменить. При этом если гражданин получает дивиденды или бонусы, то они вообще не облагаются страховыми взносами, в том числе в Пенсионный фонд. И этим очень часто пользуются – выгоднее заплатить бонусами, чтобы ничего с них не отчислять. При таком порядке заметно повысить пенсии просто не получится – отчисления с высоких зарплат в пенсионный фонд – в 2 раза меньше, чем с низких, и это существенно уменьшает Пенсионный фонд. А еще у Пенсионного фонда есть дотации из федерального бюджета, получается, что эту дыру – недоотчисления средств с высоких зарплат – латает бюджет, который тоже не безграничен. Поэтому, чтобы повысить пенсии, нужно прежде всего сделать плоскую шкалу отчислений в пенсионный фонд, чтобы со всех зарплат платили одинаково, чтобы богатые делились. И облагать пенсионными взносами и бонусы, и дивиденды.

И этого будет достаточно для повышения пенсий?

– Нет, это только первый пункт. Вторым пунктом надо разобраться с накопительной частью пенсий. То есть мои рецепты не меняются – надо отказаться от накопительной пенсии и выяснить, что стало с накопленными за 12 лет деньгами. Потому что начиная с 2002 года я эту зурабовскую пенсионную реформу иначе как аферой не называла – это то же самое, что было и с ваучерами. И рано или поздно это выяснится – граждане придут за этими деньгами. Так что надо их найти, передать пенсионному фонду и перезачесть их людям как страховой капитал, чтобы люди не потеряли часть своей пенсии. Но если отменять накопительную часть, тогда надо снова пересматривать законодательство – и это правильно. Тем более что пересмотр законодательства и повлечет выяснение, что стало с прежними отчислениями, которые были не добровольными, а обязательными.

А вообще, что у нас будет с пенсиями? Периодически можно услышать, что настанет момент, когда государство не сможет их выплачивать…

– В таком-то объеме сможет, потому что они занижены, другое дело, что система нуждается в большем порядке – в законодательстве, в сборе средств, чтобы богатые не платили в процентном отношении меньше, чем бедные. Нужно залезть в программное обеспечение и посмотреть, нет ли системных ошибок в расчете пенсий. До 1997-го или, может быть, до 2002 года инспектор соцзащиты, которая тогда этим занималась, мог взять бумажку или калькулятор и прикинуть, какая у человека будет пенсия, а теперь это делает не человек, а программа.

Вот вы говорите, что богатые платят меньше, но это же странно, нелогично – это на государственном уровне как-то объясняется?

– У нас очень часто ничего не объясняется: почему – а потому. Это долгий отдельный разговор, но главный аргумент состоит в том, что если все будут делать одинаковые отчисления, то у нас будет большой разрыв в пенсиях. На самом деле его не будет. У нас же все равно есть зона отсечения по уровню пенсий – не так уж быстро они будут расти от высоких зарплат, и вообще сделать это несложно, это задачка для 6-го класса.

А разве не нужно стремиться к тому, чтобы у человека был стимул существенно увеличить свою пенсию? Вот он много и тяжело учился, много работал, получал высокую зарплату – разве не справедливо, чтобы и пенсия у него была больше, чем у того, кто особых усилий не прикладывал?

– Да, это еще один важный момент, потому что пенсии-то у нас уравнительные. Выходит, что какую бы высокую зарплату человек ни получал, пенсия у него практически такая же, как у всех. И это тоже очень дестимулирует к уплате страховых взносов, это тоже нужно менять. Допустим, человек получает 200 тысяч, так пусть у него коэффициент замещения будет – ради выравнивания, ради справедливости, не 40%, а 25, четверть, но все равно у него пенсия будет не 20 тысяч, а 50. Получится, что и он хорошо сделал всем, платя большие взносы, и ему тоже будет лучше. Пусть коэффициент замещения у людей с низкой зарплатой будет выше – 40 или 50%, а у людей с высокой зарплатой ниже, но все равно будет дифференциация в размере пенсий.

– Но это же так просто, так логично – почему же это до сих пор не сделано?

Потому что те, кто принимают решения, живут на принципиально иные доходы, и вопрос пенсий – 20 тысяч это будет или 40, их не волнует. А вот отчисления, которые у них будут значительными, их волнуют. Все-таки пенсионная система – это формулы и расчеты, и у нас ни в оппозиционных СМИ, ни в проправительственных давно не ведется никаких серьезных обсуждений. Все твердят прописные истины о социальных проблемах, и все. Такое клиповое сознание, но в 140 символов вы не уложите проблемы пенсионной системы.

То есть вы считаете нашу пенсионную систему несправедливой.

– Вот возьмем Москву, там прожиточный минимум для пенсионеров около 12 тысяч рублей, соответственно, всем до этой цифры доплачивают, поскольку у нас приняты региональные доплаты до прожиточного минимума. Поэтому социальную пенсию в 12 тысяч получает тот, кто вообще никогда не работал ни дня, и те же 12 тысяч может получать человек, который всю жизнь много трудился. Или работающие пенсионеры – сколько бы они ни работали, еще 5 лет, еще 10 лет, их пенсия практически не растет. Когда-то, выступая против зурабовской реформы, я добилась перерасчета пенсии работающим пенсионерам в зависимости от уплаченных взносов, и тогда многие люди смогли существенно увеличить себе пенсию, но в 2014-м и тут ввели зону отсечения – вы платите взносы со всего заработка, но учитывается не более определенной величины. Все эти запутанные изменения в законодательстве сложны для понимания, одна несправедливость накладывается на другую, а когда повысили пенсионный возраст, все эти детали просто потонули в одной общей несправедливости.

Итак, подводя итог разговору – чтобы пенсионная система стала более справедливой, надо: первое – окончательно отказаться от выплат в накопительную часть пенсионной системы; второе – два триллиона рублей, выплаченные за 12 лет (с 2002 по 2014 год), найти, вернуть в пенсионный фонд и зачесть тем, кто эти выплаты делал, – гражданам начиная с 1967 года рождения и младше; третье – установить плоскую шкалу для пенсионных начислений – чтобы все, и богатые, и бедные, платили одинаковый процент со своих доходов, чтобы был стимул платить взносы и поступления в пенсионный фонд росли; четвертое – вернуть работающим пенсионерам возможность увеличивать свою пенсию за счет новых отчислений – это все?

– И пятое – надо индексировать пенсии работающим пенсионерам. И наконец шестое и самое главное: вернуться к прежнему пенсионному возрасту – 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин. Кроме того, если все это сделать, будет больше контроля за пенсионной системой, потому что у людей появится стимул ее контролировать.

Читайте также: