Медведев пенсии не будете

Премьер отправил «черновик» плана скандальной реформы в архив — под грифом «секретно»




9 июля Дмитрий Медведев ликвидировал госпрограмму «Развитие пенсионной системы». Распоряжение премьера об исключении ее из перечня госпрограмм опубликовано на интернет-портале правовой информации.

Программа так и не была утверждена. На портале госпрограмм ее статус значится — «находится в стадии разработки».

Заметим, ликвидированную программу можно считать черновиком нынешней пенсионной реформы. Ее разрабатывали почти 10 лет. В частности, она предусматривала увеличение пенсий к 2018-му году до двух прожиточных минимумов пенсионера.

Здесь давайте посчитаем.

В 2018 году в целом по Российской Федерации прожиточный минимум пенсионера составил 8 726 рублей. Это значит, в случае реализации госпрограммы, средняя пенсия в стране сейчас составляла бы 17 452 рубля.

Заметим, цель эта вполне достижимая. Для этого достаточно вернуться к системе страховых отчислений, какая была при Борисе Ельцине: пенсионные взносы платят и работодатель (28% от фонда заработной платы), и работник (1% заработка). С нулевых годов, усилиями фундаменталистов, страховые взносы в нашей стране тихой сапой были переведены в прибыль буржуазии. Вместо 28−29% платится 22% страховых взносов. Единственное, усилиями Владимира Путина на 2011 год они были установлены на уровне 26%. Это был единственный год, когда пенсии в постсоветской России достигли 40% от зарплаты, как того требует конвенция № 102 Международной организации труда.

Но либералов, в том числе авторов «Развития пенсионной системы», этот путь категорически не устраивал. Так что и сегодня — после повышения пенсионного возраста — о средней пенсии 17 452 рубля и речи нет.

Ситуацию в абсолютных цифрах обрисовал в интервью «Известиям» глава Минтруда Максим Топилин.

«К концу 2018 года ежемесячная средняя пенсия составит 14 тысяч 414 рублей. Прибавка на 1 тысячу рублей означает, что в течение 2019 года средняя пенсия будет уже 15,4 тысячи рублей», — сказал Топилин, еще раз оговорившись, что это «среднее повышение».

Другими словами, элита решила, что пенсия в 17 452 рубля — для народа слишком жирно. Даже с учетом, что отныне, чтобы выйти на пенсию, нужно дополнительно оттрубить целую пятилетку.

Не надо быть гением математики, чтобы понять: Кремль дал бизнесу (то есть, буржуазии) возможность чертовски хорошо сэкономить на страховых отчислениях. И вполне возможно, что черновик пенсионной реформы — госпрограмма «Развитие пенсионной системы» — проливала свет на то, кто ответственен на непопулярные решения.

Неслучайно Минтруд целое десятилетие разрабатывал эту госпрограмму, а чиновники исправно получали за это деньги. Симптоматично, что еще в январе 2019 года Медведев утвердил распределение ответственности за реализацию госпрограмм между вице-премьерами, и куратором «Развития пенсионной системы» стала Татьяна Голикова. То есть, госпрограмму не собирались сбрасывать со счетов.

Почему же теперь она положена под сукно? Что на самом деле предлагалось в госпрограмме «Развитие пенсионной системы»?

— Отношение Медведева к госпрограмме очень дистанционное: не он ее начинал, и не он продолжал — это делал Алексей Кудрин, с которым премьер в натянутых отношениях, — отмечает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — Мы эту программу в свое время изучали. Главное, что было в ней доказано — что бесполезно и дальше перечислять бюджетные деньги в НПФ. Просто потому, что получаемая фондами инвестиционная доходность ниже инфляции.

Затем, в 2015 году, когда шло обсуждение пенсионной реформы, был правительственный доклад, в котором оценили, какой же инвестиционный доход получали НПФ. Оказалось, что российская накопительная система не имеет смысла. Потому что доход меньше инфляции можно получать прямо по депозиту. Все это послужило аргументом для правительства — его тогда возглавлял Медведев, — перестать перечислять деньги из бюджета в накопительную пенсионную систему.

А сейчас Медведев поступил просто. Он был вполне удовлетворен тем, что пресек бюджетное финансирование НПФ. Но сейчас, ликвидировав госпрограмму, он еще и закрыл вопрос, что надо бы проверить: на что потрачены деньги, которые государство перечисляло в НПФ?

НПФ, напомню, пустились в спекуляции: на спаде стали продавать активы, на подъеме — покупать. Прибыль при этом оседала на счетах аффилированных компаний, а убытки — на счетах действующих агентов. На языке финансовых игроков это называется «обламывать верхушки».

Планировалось, что к 2015 году в государственной накопительной пенсионной системе окажется 10−15 трлн. рублей. Но сейчас, по имеющимся данным, в ней только 3 трлн. рублей. Независимый аудит, я считаю, в такой ситуации необходим. Но либералам — тому же Медведеву — аудит ни к чему. Вот госпрограмма и отправлена в архив — не исключено, под грифом «для служебного пользования» или «секретно».

«СП»: — Что еще, помимо вывода об убыточности НПФ, было в госпрограмме?

— Идеи, которые сегодня реализованы: повышение пенсионного возраста (пусть не напрямую, но косвенно эта мысль проводилась), введение бальной системы при начислении пенсий. Все это в рамках госпрограммы Медведев в свое время не утвердил — и остался как бы ни при чем.

«СП»: — То есть, это действительно был черновик нынешней пенсионной реформы?

— Совершенно верно. Идеи вроде повышения пенсионного возраста были в нем прикрыты округлыми фразами, но утвержденные Медведевым, они вызвали бы общественное обсуждение.

Замечу, никто не мешает использовать неутвержденный документ как программу действий. В конце концов, Манифест Коммунистической партии тоже никто не подписывал из руководителей Германии, но это не помешало манифесту служить руководством к действию на протяжении 150 лет.

Вот и неутвержденная госпрограмма «Развитие пенсионной системы» была для кабмина руководством к действию. Она незримо действовала на российское общество, и, в конце концов, вызвала в нем серьезное напряжение.

«СП»: — Получается, госпрограмма не содержала более гуманного варианта пенсионной реформы?

— Нет, конечно — как либералы могут разработать гуманный вариант?! Их главный интерес — сократить госрасходы и простимулировать бизнес. И бизнес получил в данном случае главное — неповышение взносов на социальное государственное страхование. А поскольку львиная часть взносов достается Пенсионному фонду — неповышение взносов в ПФР.

Путин в свое время обронил: благодаря усилиям либералов в Минфине, бизнес в нулевые годы получил дополнительную прибыль в 1 трлн. рублей. Это при том, что объем экономики РФ в то время составлял 40 трлн. рублей.

А теперь представьте, сколько бизнес получил за счет неповышения взносов в ПФР в 2010-е и последующие годы — когда инфляция надула экономику до 100 трлн. рублей!

Заметьте, прибыль крупного бизнеса с 2015 года растет. Это означает, что постепенно повысить ставку в Пенсионный фонд для буржуазии не составляет труда.

Но нет — вместо этого повышен пенсионный возраст. А Медведев, ликвидировав программу, теперь заметает следы.

— Одна из идей госпрограммы — введение балльной системы при начислении пенсий, — напоминает завкафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета, экс-дипломат в ФРГ, США Николай Платошкин. — Идея в том, что сначала вам рассчитывают баллы за трудовой стаж, а потом решают, сколько каждый балл стоит рублей. Так вот, сама Татьяна Голикова призналась, что не смогла бы рассчитать свою пенсию по этой системе. И сколько стоит один балл — тоже сегодня никто толком не знает: формально нет даже постановления правительства на этот счет.

Я считаю, это издевательство над здравым смыслом, и над нами всеми. И здесь нужно не госпрограмму ликвидировать, а менять нынешнюю власть — случай это сделать представится 8 сентября.

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

Сотрудники ПФР предрекают фатальные изменения правил выплат старикам

Без срочных мер соотношение выплат по возрасту к зарплатам грозит снизиться до 15%


Премьер-министр России Дмитрий Медведев прокомментировал в четверг, 30 ноября, заявление бывшего министра финансов Алексея Кудрина о том, что в Пенсионном фонде не осталось ресурсов на выплату пенсий.

О «слухах», что ПФР пуст и пенсии платить нечем, напомнила главе правительства в ходе его интервью российским телеканалам Ирада Зейналова (НТВ). Она и спросила Медведева о «денежках на пенсии».

«Деньги есть, все будет выплачиваться», — заявил в ответ российский премьер.

Он признал, что это чувствительная тема, «по которой не может быть никаких двусмысленностей», тем более, что всякого рода негативная информация оставляет глубокую рану в душе и «осадочек остается». «Хочу официально абсолютно сказать и от имени правительства и от Пенсионного фонда. В этом смысле все в порядке в Пенсионном фонде, деньги на выплату пенсий в полном объеме есть, и никаких проблем не будет вообще, никаких проблем не будет», — приводит его слова «Интерфакс».

Медведев пояснил тем не менее, что нужно думать о том, как правильно оптимизировать сами денежные накопления, как ими управлять и каким образом позиционировать государство в системе взаимоотношений между федеральным бюджетом и ПФР. Но это все — «задачи ближайших лет». «И ни никак не связаны с выплатами, где все абсолютно в порядке, тем более что пенсии касаются 43 млн человек», — сказал Медведев.

Он сообщил, что индексация пенсий в России в 2018 году произойдет не в феврале, как планировалось, а в январе месяце. И эта индексация будет « явно выше», чем инфляция. Рост цен, по его словам, может оказаться по итогам года серьезно ниже 3%. «А индексация уже запланирована, на нее выделены деньги, на 3,7%», — заявил премьер-министр. Этот факт, по его словам, означает, «что мы вернулись к нормальному состоянию, когда индексация происходит на размер инфляции или выше этого размера».

Две недели назад, 15 ноября, глава Центра стратегических разработок Кудрин заявил в интервью «АиФ», что из-за дефицита ПФР в стране нет денег на пенсии. «Скажу прямо: да, не осталось», — ответил тогда экс-глава Минфина на вопрос, действительно ли не осталось ресурсов на выплату пенсий.

Заявление Кудрина тогда опровергла вице-премьер Ольга Голодец. «Эта ситуация абсолютно не соответствует действительности и все деньги в ПФР есть», — заявила она.

А в ПФР рассказали о своем трехлетнем бюджете, в котором все расходы на пенсии и социальные выплаты обеспечены доходами ПФР в полном объеме. «Бюджет ПФР — это гарантия наших социальных выплат. Пенсионеры должны быть спокойны, все пенсии будут выплачиваться в срок и в полном объеме», — отметила тогда пресс-секретарь ПФР Маргарита Нагога.

Проект бюджета ПФР предусматривает, что в 2018 году пенсионные выплаты вырастут на 279 млрд рублей и достигнут 7,15 трлн рублей. При этом среднегодовой размер пенсии достигнет 14 075 рублей.

Сам Кудрин позднее пояснил, что имел в виду, что ПФР дефицитен без серьезных вливаний из бюджета, которые приводят к нехватке средств на инвестиции в развитие России. Кудрин считает, что для решения этой проблемы необходимо повышать пенсионный возраст.

Соцсистема не вполне справедлива

В своем ежегодном интервью российским телеканалам Медведев коснулся еще нескольких тем, затрагивающих пенсионеров. Он назвал «не вполне справедливой» российскую социальную систему. Одной из ее главных проблем, которая «была и до сих пор остается», он назвал то, что она «размазывает» все практически тонким слоем. «И людям, у которых неплохие доходы, пособия какие-то положены, и людям, у которых доходы совсем низкие, – те же самые пособия», — пояснил он.

Медведев считает исключительно важной идею адресности соцпомощи. «Только ее нужно довести до логического завершения. То есть взять на учет любого человека, который нуждаются в поддержке», — заявил он. И пояснил, что речь идет о пенсионерах, людях с ограничениями по здоровью и тех, у кого многодетные семьи.

Несколько дней назад Минфин России предложил сократить число льготников, получающих социальную поддержку из бюджета и подобная практика нуждается в изменении. «У нас большое количество получателей: семь человек из десяти получают поддержку государства. Хотя нуждающихся значительно меньше», — сказал 28 ноября министр финансов России Антон Силуанов.

Он призвал переформатировать те уровни социальной поддержки, которые сегодня предоставляются населению за счет средств государства, в интересах наиболее нуждающихся граждан. Это позволит концентрировать ресурсы для оказания адресной помощи. И простимулирует потребительский спрос и благосостояния граждан, которые сегодня не могут позволить себе «те или иные услуги и товары». «Это позволит создать условия, чтобы именно те, кто нуждается, стали больше потреблять», — пояснил Силуанов. И подчеркнул: «Это даст более справедливое распределение продукта, который по старинке может быть где-то распределяется большому количеству наших граждан».

24 ноября депутаты Госдумы приняли в третьем чтении проект бюджета на 2018 год и ближайшую трехлетку. Он в частности предусматривает сокращение расходов на социальную политику на 7,8% (до 4,702 трлн рублей) по сравнению с бюджетом 2017 года. Из них на пенсии в бюджете 2018 году предусмотрено выделение 3,232 трлн рублей. Сокращение расходов на выплату пенсий составит таким образом 12,9%.

При этом расходы на образование возрастут на 31 млрд рублей (4,9%) и составят 663 млрд рублей. На систему здравоохранения предусмотрено выделение из федерального бюджета 460 млрд рублей (в 2017 году — 454 млрд рублей).

МОСКВА, 14 июня. /ТАСС/. Правительство РФ предлагает поэтапно повысить пенсионный возраст до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин, переходный период начнется в 2019 году и продлится до 2028 года для мужчин и до 2034 года для женщин. Об этом заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на заседании кабмина, где рассматривается соответствующий законопроект.

"Предлагается ввести достаточно длительный переходный период - начать его предлагается с 2019 года, чтобы пошагово достичь выхода на пенсию в 65 лет для мужчин в 2028 году и в 63 года для женщин в 2034 году", - сказал Медведев, говоря о планирующемся повышении пенсионного возраста. По его словам, "это позволит нам направить дополнительные средства на увеличение пенсий сверх уровня инфляции".

Он заверил, что "изменения будут плавными, повышение пройдет постепенно". По словам Медведева, "это позволит нам направить дополнительные средства на увеличение пенсий сверх уровня инфляции". Премьер-министр заверил, что нынешних пенсионеров никак не затронет повышение пенсионного возраста, а пенсии ежегодно будут расти примерно на 1 тыс. рублей в год.

Схема повышения

Первыми повышение пенсионного возраста затронет мужчин 1959 года рождения и женщин 1964 года рождения: они получат право выйти на пенсию в 2020 году в возрасте соответственно 61 года и 56 лет. Мужчины 1960 г. р. и женщины 1965 г. р. выйдут на пенсию в 2022 году в возрасте соответственно 62 лет и 57 лет. Мужчины 1961 г. р. и женщины 1966 г. р. - в 2024 году в возрасте 63 лет и 58 лет; мужчины 1962 г. р. и женщины 1967 г. р. - в 2026 году в 64 года и 59 лет; мужчины 1963 г. р. и женщины 1968 г. р. смогут выйти на пенсию в 2028 году в возрасте соответственно 65 и 60 лет.

На этом, достигнув 65 лет, переходный период увеличения пенсионного возраста для мужчин закончится. Женщины 1969 года рождения получат право выхода на пенсию в 2030 году в возрасте 61 года; женщины 1970 г. р. - в 2032 году в возрасте 62 лет; женщины 1971 г. р. - в 2034 году в возрасте 63 лет.

Увеличение пенсионного возраста не затрагивает нынешних пенсионеров - это около 46,5 млн человек.

Льготы по возрасту

Премьер-министр предложил сохранить льготы по возрасту для выхода на пенсию. "Предлагается сохранить существующие льготы на досрочные пенсии для ряда категорий", - отметил он. В частности, это право сохранится за теми, кто работает на вредном и опасном производстве, за женщинами с пятью и более детьми, рядом категорий инвалидов, "чернобыльцами" и некоторыми другими.

  • Кудрин заявил, что пенсионная реформа выгодна для граждан
  • Эксперты: пенсионную реформу нужно запускать как можно скорее
  • Минфин предлагает сделать НРД администратором в новой пенсионной системе

"Требования к стажу педагогов, медицинских и творческих работников также предлагается оставить прежними: сейчас данным категориям работников необходимо выработаться специальный стаж от 15 до 30 лет в зависимости от конкретной категории работника", - добавил глава кабмина. По его словам, возраст выхода на пенсию этих работников будет исчисляться исходя из общих подходов к повышению пенсионного возраста.

Что касается работников с Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, то там для мужчин возраст выхода на пенсию будет установлен на уровне 60 лет, для женщин - 58 лет.

Медведев также заявил, что пенсионная реформа позволит работникам с большим стажем выходить на пенсию на два года раньше положенного срока.

"В качестве компенсационной меры мы предлагаем предусмотреть возможность для всех лиц, которые имеют большой стаж - 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин - выйти на пенсию на два года раньше общеустановленного пенсионного возраста в условиях его повышения", - подчеркнул глава кабмина.

Устранение ограничений при приеме на работу пенсионеров

Медведев заявил, что не должно быть препятствий для работы людей пенсионного возраста. "У нас уже сейчас рекордно низкая безработица, в среднесрочной перспективе мы и вовсе можем столкнуться с ситуацией, когда нам будет не хватать трудовых ресурсов. Да, что скрывать, в ряде регионов их уже не хватает", - констатировал он. Поэтому, по словам Медведева, "старшее поколение - люди с огромным опытом, зачастую уникальной квалификации, которые умеют работать, еще многое смогут сделать". "Мы должны предпринять все усилия, чтобы устранить любые ограничения при приеме на работу людей, уже достигших определенного возраста, чего люди наши уже давно требуют", - указал премьер.

"Я поручаю Роструду особенно внимательно следить за этими процессами, если граждане хотят работать, они должны работать, тем более, что доход от такой работы всегда выше пенсии и нам необходимо обеспечить людям в нашей стране такую возможность", - заявил Медведев. По его словам, "это понимание должно быть не только у государства, но и у работодателей, они должны в полной мере обеспечить работой людей старшего поколения".

Непростые решения

Премьер-министр отметил, что правительство понимает непростой характер этих решений, а также решений по изменениям в налоговой системе, которые тоже рассматриваются в четверг.

"Поэтому мы шли к ним длительное время, у нас были острые дискуссии, мы прорабатывали самые разные варианты, взвешивали все "за" и "против". Но точно также мы с вами понимаем, что эти изменения назрели, они необходимы. И назрели давно: без этих решений мы не можем двигаться вперед ни в повышении уровня жизни людей, ни в социальной сфере, ни в развитии экономики", - подчеркнул глава кабмина.

Медведев напомнил, что ключевая задача, поставленная президентом РФ Владимиром Путиным - повысить пенсии, увеличивая их темпами выше инфляции вне зависимости от внешних и внутренних обстоятельств. Однако, продолжил глава правительства, демографическая ситуация такова, что доля работающих людей становится все меньше, а пенсионеров - все больше, и с каждым годом этот дисбаланс продолжит расти, а следовательно будет расти и нагрузка на работающих граждан.

"Все это, если не принимать решений, может привести к разбалансировке пенсионной системы вплоть до того, что государство не сможет исполнять свои социальные обязательства. Для того, чтобы это не произошло, мы должны принять дополнительные меры, только так мы сможем обеспечить нормальный уровень жизни пенсионерам, причем на долгосрочный период", - сказал глава правительства.

Исторический контекст

Премьер отметил, что нынешние сроки выхода на пенсию в РФ были установлены в середине прошлого века и оставались на том же уровне, несмотря на рост продолжительности жизни и изменение условий быта и труда. "Их [сроки выхода на пенсию] давно пора пересмотреть", - заключил глава кабмина. "Мы долго готовились к увеличению пенсионного возраста и подошли к этому только сейчас, в том числе и потому, что созданы условия для решения задачи по увеличению продолжительности жизни в рамках программы "80+", - сказал Медведев.

Он обратил внимание, что сейчас люди не просто живут дольше, но и дольше остаются активными: "Человек пенсионного возраста, скажем, лет 30 назад и сегодня - это просто разные люди. Многие в этом возрасте полны сил и желания работать, у многих еще дети даже не выросли". Медведев обратил внимание, что число работающих пенсионеров в среднем за год составляет около 12,5 млн человек, "и с каждым годом такая тенденция будет только усиливаться".

Глава правительства также обратил внимание, что на сегодняшний день практически все страны уже повысили пенсионный возраст, в том числе - на постсоветском пространстве.

Сергей Баймухаметов

Одна из самых обсуждаемых новостей недели – заявление депутата Госдумы Сергея Миронова, лидера фракции «Справедливая Россия», о том, что пенсионная система РФ – банкрот, у основной массы граждан отнимают 22% доходов, а достойной старости люди так и не имеют. Поэтому надо восстановить прежнюю, по сути советскую систему.

«Идея пенсионного страхования с помощью специальных фондов провалилась. Средняя страховая пенсия в России едва превышает прожиточный минимум, на который на самом деле невозможно прожить. С накопительными пенсиями все еще хуже… Поэтому необходимо вернуться к выплатам пенсии из бюджета, а пенсионные выплаты из доходов граждан направлять туда же. Во-первых, это снизит риски от неэффективного инвестирования пенсионных накоплений, во-вторых, срежет все нецелевые расходы, включая оплату дворцов и раздутого штата ПФР. Наконец, это даст россиянам хоть какие-то твердые гарантии».

Сергей Миронов последователен в критике. В августе 2018 года он назвал закон о повышении пенсионного возраста антинародным. А о ликвидации ПФР говорил еще в октябре нынешнего, после того, как Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело о взятках в пенсионной системе:

«Фонд эффективен лишь как полигон для коррупционных схем. Во всем остальном это ненужный посредник между бюджетом и пенсионерами, который к тому же крайне плохо выполняет свою работу и очень дорого обходится государству… Налогоплательщикам приходится платить дважды – за покрытие дефицита ПФР, и еще больше средств тратить на содержание этой армады… При этом бюджетные миллиарды в ПФР разворовываются, а старикам недоплачивают их и без того нищенские пенсии. Единственный выход из этой абсурдной ситуации: ликвидация фонда и переход к прямым выплатам из бюджета».

А ведь пенсионная реформа началась 30 лет назад, с первого указа о создании Пенсионного фонда. Давно пора забыть о ней. Только у нас она длится и длится, каждый день на слуху. Государственные чиновники постоянно употребляют эти слова – «пенсионная реформа» - не понимая, ЧТО они говорят. Не может что-то постоянно «реформироваться» в течение 20 лет! Оказывается, может. У нас.

Она была абсурдной по исполнению с самого начала. (Или вполне закономерной?)

В 2002 году 70 миллионов граждан получили уведомления. Нас просили указать на бумаге негосударственную «управляющую компанию, заключившую с ПФР (Пенсионным фондом России) соответствующий договор», которой мы доверяем свои накопления, а также указать ИНН данной компании.

Представляете, что думали доярки в деревнях, глядя в эту бумагу? И не только в деревнях, и не только доярки. Многие ли из читающих эти строки знали тогда «управляющую компанию, заключившую с ПФР (Пенсионным фондом России) соответствующий договор»?

Уже через год научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин так определил профессиональный, научный уровень тех, кто разрабатывал реформы c начала века: «Зияющая интеллектуальная пустота и нищета».

Может быть, может быть. Но как-то так получается, что эта «зияющая интеллектуальная пустота и нищета» никогда еще не приводили самих разработчиков к реальной материальной нищете, а совсем наоборот.

В тех уведомлениях было написано: если мы не выберем себе какой-либо негосударственный пенсионный фонд, то наши деньги отдадут «государственной компании, назначенной Правительством Российской Федерации».

Понятно, что абсолютное большинство промолчало. Деньги «молчунов» отдали Внешэкономбанку. Но он не являлся и до сих пор не является банком в юридическом смысле этого слова. У него нет банковской лицензии. Это – государственная корпорация. Разумеется, с разветвленными связями во всех областях государственной и финансово-промышленной системы.

Наши деньги тогда помещали под 6 процентов годовых, а только официальная инфляция была – 11-12 процентов, реальная – примерно 20 процентов. То есть накопления таяли, Пенсионный фонд жаловался (и до сих пор жалуется) на дефицит бюджета, а банки процветали, отдавая эти миллиарды в кредит под более высокие проценты.

Тем не менее, чиновники обещали нам золотые горы. Например, в 2007 году общефедеральная газета напечатала интервью с руководителем Центра стратегических разработок Михаилом Дмитриевым - под громким заголовком «Средний размер пенсии увеличится более чем наполовину». Дмитриева представили как «одного из авторов последнего варианта пенсионной реформы».

То есть реформе уже 12 лет, а нам все еще про «один из последних вариантов»?!

Искренне не понимали и не понимают, что говорят?

Так и господин Дмитриев, ничего не боясь, заявил: «Главная причина — наша демографическая ситуация. И в этом плане Россия сейчас один из чемпионов со знаком «минус». У нас уже сейчас 1,1 работника приходится на одного пенсионера. И это соотношение, согласно демографическим прогнозам, улучшаться не будет».

Во-первых, как бы сказать помягче, большой чиновник, стратег, вводил народ в заблуждение. Или искренне не знал того, что обязан был знать, то есть элементарно не соответствовал должности? В 2007 году занятых было 70,8 миллиона, а пенсионеров - 38,4 миллиона. Итого, 1,84 работника на одного пенсионера.

Во-вторых, исходная логика людоедская. Дескать, зажились наши старики, сидят на шее.

В-третьих, и здесь Дмитриев, как бы помягче сказать, вводил народ в заблуждение. На самом деле в том 2007 году средняя продолжительность жизни у российских женщин была на 10-15 лет меньше, чем в Европе. Америке и Японии. А у мужчин так и вовсе - 61,4 года. То есть мужчины в России получали пенсию 16 месяцев, а потом умирали, и их накопления, сделанные за всю жизнь, вчистую доставались ПФР.

В тот же год вице-премьеры Сергей Иванов и Дмитрий Медведев простодушно проговорились. Они беседовали с молодежью в летнем лагере на Селигере. И, видимо, расслабились, потеряли контроль.

«Самое время подумать о старости путем создания полноценной семьи, которая должна заботиться о стариках», - сказал Медведев.

«Если ты воспитал нормальных детей, они будут тебе помогать, когда ты состаришься, и без пенсии», - поддержал его мысль Иванов.

То есть не рассчитывайте, ребятки, на обеспеченную старость. Детей рожайте!

Им-то самим, Медведеву, Иванову, Дмитриеву и всем остальным чиновникам можно было не беспокоиться. Они давно уже придумали себе закон, по которому им полагается пенсия в 75% от зарплаты, а с различными надбавками иногда выходит и до 90%. (У рядовых россиян – 34%). При высоких зарплатах чиновников и депутатов их пенсии достигают сотен тысяч рублей. Средняя пенсия в России в 2020 году – 15 тысяч. С учетом того, что включает пенсии чиновников в сотни тысяч.

А в тот 2007 год руководитель Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев от имени правительства пообещал: «К 2020 году мы догоним Европу, в частности, по показателям заработной платы».

2020 год заканчивается.

Добавлю, что резкое заявление лидера «Справедливой России» Сергея Миронова - ликвидировать ПФР, вернуть пенсионную систему государству – вызвало и возражения, в том числе у специалистов, экспертов. Так, два профессора Финансового университета при правительстве РФ единодушно объявили, что предложение Миронова - это возврат в прошлое, к советской уравниловке, и вообще – тупик.

«Так было в Советском Союзе, сегодня это утопия… Иного выхода нет, это личная ответственность каждого, по таким стандартам живут во всем мире, давно отказавшись от патерналистского подхода к государству как к единственному и незаменимому благодетелю»,

И ведь все правильно. Так весь мир живет. И нам говорили, что пенсионную реформу проводят по общемировым образцам. С виду вроде все как на Западе. А получается как всегда. Живем в пенсионной реформе вот уже 30 лет. Из года в год всё та же заунывная музыка.

Может, как писал незабвенный Михаил Жванецкий, «что-то в консерватории подправить?»


Российские власти сумели проиндексировать пенсии на всю сумму инфляции, похвастался во время ежегодного общения с журналистами в эфире центральных телеканалов премьер-министр Дмитрий Медведев.

В ходе разговора с журналистами тему пенсий вспоминали не раз, и в каждом случае Медведев уверенно отвечал: правительство все делает правильно, пенсионеры свои деньги получат.

Несмотря на довольно подробные ответы премьера, некоторые важные подробности остались за кадром и требуют пояснения.

Что будет с индексацией?

В 2015 году власти проиндексировали страховую часть пенсии на 11,4% (таким оказался уровень инфляции по итогам прошлого года).

В будущем году индексацию решили разбить на два этапа. С 1 февраля пенсию повысят на 4%, также планируется вторая индексация – по итогам первого полугодия. Каков будет размер повышения – неясно.

В законопроекте о "пенсионных" поправках говорится, что решение об объеме индексации будет принято "с учетом ситуации, складывающейся в экономике и социальной сфере".

Вообще, в сумме пенсии было бы логично проиндексировать на 12%, то есть на сумму прогнозируемой инфляции в этом году (ожидается рост цен на 12,4%). Как заявляла вице-премьер Ольга Голодец, правительство надеется, что пенсии удастся проиндексировать на 12%. Минфин, который как всегда пытается максимально сократить расходы, скептически оценивает вероятность дальнейшей индексации.

Дмитрий Медведев во время телеинтервью по этому вопросу высказался туманно, отметив лишь, что индексация "возможна" – в зависимости от "экономического положения дел в стране".


Будут ли повышать пенсионный возраст?

Судя по высказываниям чиновников – да, будут. Более того, этот процесс уже начался. Первыми жертвами станут государственные служащие. В начале ноября на рассмотрение Госдумы внесли законопроект, согласно которому пенсионный возраст для госслужащих будут повышать постепенно – каждый год по шесть месяцев до 65 лет (то есть процесс растянется на 10 лет).

9 декабря комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству одобрил соответствующий законопроект. "Я считаю, что в постепенности как раз и есть рецепт увеличения общей продолжительности трудовой деятельности в нашей стране", – сказал российский премьер.

Эксперты давно говорят о необходимости повышать пенсионный возраст. Население стареет, на каждого неработающего гражданина приходится все меньше работающих, и в результате с каждым годом государству приходится выделять все больше средств на покрытие дефицита Пенсионного фонда.

Когда начнется повышение пенсионного возраста для всех остальных – неизвестно. Первые лица государства очень осторожно высказываются по этому вопросу.

Медведев накануне завулиарованно поддержал непопулярную у населения меру. Премьер рассказал, как его поразила средняя продолжительность жизни (35 лет) в СССР в 1932 году, когда был установлен пенсионный возраст в размере 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. С тех пор этот показатель не менялся, заметил Медведев, а продолжительность жизни выросла – до 71 года.

Дадут ли работать на пенсии?

Дадут. Но столько денег, как раньше, судя по всему, заработать не удастся.

Недавно власти отменили индексацию пенсий для работающих пенсионеров. Если пенсионер перестает работать, ему начинают выплачивать пенсию с учетом всех индексаций, которые он "пропустил".

Рассматривалась даже идея не платить пенсии работающим пенсионерам с доходом более миллиона рублей в год, но от этой идеи пока отказались.


Во время телеинтервью Медведев напомнил об опыте СССР. "Человека ставили в такие условия: или ты получаешь пенсию, или идешь и зарабатываешь деньги на работе. Причем под это подводилось вполне серьезное юридическое и экономическое обоснование. Что такое пенсия? Это, по сути, выплата в связи с утратой трудовой функции, возможности трудиться. Если у тебя трудовая функция не утрачена, за что тебе платить пенсию?" – объяснял премьер.

Из его разъяснений можно сделать вывод, что правительство вернется к этому вопросу.

Что будет с накопительной частью пенсии, которую изымают на текущие нужды?

Медведев заверил, что всем все вернут. Премьер признал, что по поводу этого решения правительства существуют разные точки зрения.

Он решил огласить лишь ту, которая ему кажется "абсолютно справедливой": интересы населения в результате изъятия накоплений не пострадают. "Ни на общем объеме денег, которые будут получать люди в случае выхода на пенсию, ни на текущем исполнении пенсионных обязательств заморозка вот этого самого накопительного элемента не сказывается", - уверен он.

Есть и другая точка зрения, которую премьер не упомянул: интересы россиян пострадают.

Сейчас пенсия состоит из двух частей – страховой и накопительной. Работодатели отчисляют на будущие пенсии 22% от зарплаты каждого работника: 16% идут на финансирование страховой части ("общий котел") и еще 6% уходят в накопительную часть (на отдельные счета). Пенсионные накопления управляются ВЭБом либо негосударственным пенсионным фондом (если гражданин его выбрал).

Таким образом, у каждого человека есть определенная уверенность относительно накопительной части пенсии. Предсказать, какой будет размер страховой пенсии, не берется никто – неясно, чем будет руководствоваться государство через несколько десятков лет при распределении пенсий из "общего котла".


Кроме того, что у граждан фактически забрали реальные пенсионные деньги (а не мифические, из "общего котла").

Сначала власти обещали, что заморозка будет один раз, но в 2015 году история повторилась. Недавно стало известно, что накопления потратят и в будущем году. ЦБ опасается, что заморозка затянется на много лет.

Кроме заморозки накопительной части, власти пошли на еще одно изменение: страховую часть пенсии приравняли к баллам, и население совсем перестало понимать, сколько денег у них будет. Даже если будет четкая позиция относительно стоимости одного балла – например, 100 рублей, – не факт, что эта сумма будет индексироваться или хотя бы останется на том же уровне.

Заморозка накоплений вредна в том числе для экономики. Когда 6% с каждой зарплаты отчисляли на счета НПФ, эти средства инвестировались в интересах будущих пенсионеров. Более 75% этих денег фонды инвестируют в корпоративные облигации.

Накопления – это главный источник "длинных" денег в стране (то есть финансирование на долгий срок). Заморозив накопления, российские власти лишили страну этого источника как раз во время действия санкций, когда он так нужен.

Когда власти перестанут менять пенсионную систему и все станет ясно?

Пока нет ни одного признака, который указывал бы на стабилизацию в ближайшем будущем. Власти продолжают искать наиболее подходящий вариант пенсионной системы. 8 декабря в минфине сообщили, что ведомство совместно с минтруда и ЦБ разрабатывает новую модель управления пенсионными накоплениями.

"Имеет смысл двигаться в направлении вмененной модели пенсионного страхования. Эта модель реализована в Австралии и Новой Зеландии, когда, по сути, пенсионное страхование осуществляется гражданами самостоятельно", – заявлял замминистра финансов Алексей Моисеев.

О чем конкретно идет речь – неясно, нововведения обещают представить в первом квартале 2016 года. Зампред ЦБ Сергей Швецов пояснял, что новая система будет менее затратной для бюджета и более эффективной с точки зрения привлечения средств россиян.

При этом для граждан ясно пока лишь одно – "пенсионный" вопрос становится еще более запутанным.


Российские власти сумели проиндексировать пенсии на всю сумму инфляции, похвастался во время ежегодного общения с журналистами в эфире центральных телеканалов премьер-министр Дмитрий Медведев.

В ходе разговора с журналистами тему пенсий вспоминали не раз, и в каждом случае Медведев уверенно отвечал: правительство все делает правильно, пенсионеры свои деньги получат.

Несмотря на довольно подробные ответы премьера, некоторые важные подробности остались за кадром и требуют пояснения.

Что будет с индексацией?

В 2015 году власти проиндексировали страховую часть пенсии на 11,4% (таким оказался уровень инфляции по итогам прошлого года).

В будущем году индексацию решили разбить на два этапа. С 1 февраля пенсию повысят на 4%, также планируется вторая индексация – по итогам первого полугодия. Каков будет размер повышения – неясно.

В законопроекте о "пенсионных" поправках говорится, что решение об объеме индексации будет принято "с учетом ситуации, складывающейся в экономике и социальной сфере".

Вообще, в сумме пенсии было бы логично проиндексировать на 12%, то есть на сумму прогнозируемой инфляции в этом году (ожидается рост цен на 12,4%). Как заявляла вице-премьер Ольга Голодец, правительство надеется, что пенсии удастся проиндексировать на 12%. Минфин, который как всегда пытается максимально сократить расходы, скептически оценивает вероятность дальнейшей индексации.

Дмитрий Медведев во время телеинтервью по этому вопросу высказался туманно, отметив лишь, что индексация "возможна" – в зависимости от "экономического положения дел в стране".


Будут ли повышать пенсионный возраст?

Судя по высказываниям чиновников – да, будут. Более того, этот процесс уже начался. Первыми жертвами станут государственные служащие. В начале ноября на рассмотрение Госдумы внесли законопроект, согласно которому пенсионный возраст для госслужащих будут повышать постепенно – каждый год по шесть месяцев до 65 лет (то есть процесс растянется на 10 лет).

9 декабря комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству одобрил соответствующий законопроект. "Я считаю, что в постепенности как раз и есть рецепт увеличения общей продолжительности трудовой деятельности в нашей стране", – сказал российский премьер.

Эксперты давно говорят о необходимости повышать пенсионный возраст. Население стареет, на каждого неработающего гражданина приходится все меньше работающих, и в результате с каждым годом государству приходится выделять все больше средств на покрытие дефицита Пенсионного фонда.

Когда начнется повышение пенсионного возраста для всех остальных – неизвестно. Первые лица государства очень осторожно высказываются по этому вопросу.

Медведев накануне завулиарованно поддержал непопулярную у населения меру. Премьер рассказал, как его поразила средняя продолжительность жизни (35 лет) в СССР в 1932 году, когда был установлен пенсионный возраст в размере 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. С тех пор этот показатель не менялся, заметил Медведев, а продолжительность жизни выросла – до 71 года.

Дадут ли работать на пенсии?

Дадут. Но столько денег, как раньше, судя по всему, заработать не удастся.

Недавно власти отменили индексацию пенсий для работающих пенсионеров. Если пенсионер перестает работать, ему начинают выплачивать пенсию с учетом всех индексаций, которые он "пропустил".

Рассматривалась даже идея не платить пенсии работающим пенсионерам с доходом более миллиона рублей в год, но от этой идеи пока отказались.


Во время телеинтервью Медведев напомнил об опыте СССР. "Человека ставили в такие условия: или ты получаешь пенсию, или идешь и зарабатываешь деньги на работе. Причем под это подводилось вполне серьезное юридическое и экономическое обоснование. Что такое пенсия? Это, по сути, выплата в связи с утратой трудовой функции, возможности трудиться. Если у тебя трудовая функция не утрачена, за что тебе платить пенсию?" – объяснял премьер.

Из его разъяснений можно сделать вывод, что правительство вернется к этому вопросу.

Что будет с накопительной частью пенсии, которую изымают на текущие нужды?

Медведев заверил, что всем все вернут. Премьер признал, что по поводу этого решения правительства существуют разные точки зрения.

Он решил огласить лишь ту, которая ему кажется "абсолютно справедливой": интересы населения в результате изъятия накоплений не пострадают. "Ни на общем объеме денег, которые будут получать люди в случае выхода на пенсию, ни на текущем исполнении пенсионных обязательств заморозка вот этого самого накопительного элемента не сказывается", - уверен он.

Есть и другая точка зрения, которую премьер не упомянул: интересы россиян пострадают.

Сейчас пенсия состоит из двух частей – страховой и накопительной. Работодатели отчисляют на будущие пенсии 22% от зарплаты каждого работника: 16% идут на финансирование страховой части ("общий котел") и еще 6% уходят в накопительную часть (на отдельные счета). Пенсионные накопления управляются ВЭБом либо негосударственным пенсионным фондом (если гражданин его выбрал).

Таким образом, у каждого человека есть определенная уверенность относительно накопительной части пенсии. Предсказать, какой будет размер страховой пенсии, не берется никто – неясно, чем будет руководствоваться государство через несколько десятков лет при распределении пенсий из "общего котла".


Кроме того, что у граждан фактически забрали реальные пенсионные деньги (а не мифические, из "общего котла").

Сначала власти обещали, что заморозка будет один раз, но в 2015 году история повторилась. Недавно стало известно, что накопления потратят и в будущем году. ЦБ опасается, что заморозка затянется на много лет.

Кроме заморозки накопительной части, власти пошли на еще одно изменение: страховую часть пенсии приравняли к баллам, и население совсем перестало понимать, сколько денег у них будет. Даже если будет четкая позиция относительно стоимости одного балла – например, 100 рублей, – не факт, что эта сумма будет индексироваться или хотя бы останется на том же уровне.

Заморозка накоплений вредна в том числе для экономики. Когда 6% с каждой зарплаты отчисляли на счета НПФ, эти средства инвестировались в интересах будущих пенсионеров. Более 75% этих денег фонды инвестируют в корпоративные облигации.

Накопления – это главный источник "длинных" денег в стране (то есть финансирование на долгий срок). Заморозив накопления, российские власти лишили страну этого источника как раз во время действия санкций, когда он так нужен.

Когда власти перестанут менять пенсионную систему и все станет ясно?

Пока нет ни одного признака, который указывал бы на стабилизацию в ближайшем будущем. Власти продолжают искать наиболее подходящий вариант пенсионной системы. 8 декабря в минфине сообщили, что ведомство совместно с минтруда и ЦБ разрабатывает новую модель управления пенсионными накоплениями.

"Имеет смысл двигаться в направлении вмененной модели пенсионного страхования. Эта модель реализована в Австралии и Новой Зеландии, когда, по сути, пенсионное страхование осуществляется гражданами самостоятельно", – заявлял замминистра финансов Алексей Моисеев.

О чем конкретно идет речь – неясно, нововведения обещают представить в первом квартале 2016 года. Зампред ЦБ Сергей Швецов пояснял, что новая система будет менее затратной для бюджета и более эффективной с точки зрения привлечения средств россиян.

При этом для граждан ясно пока лишь одно – "пенсионный" вопрос становится еще более запутанным.

Читайте также: