Много ли народу в пфр

Краткое содержание:

  • «Как вы нам дороги»
  • Закрытие ПФР
  • Перспективы
  • Обсуждение


Пока в Государственной думе горячо обсуждались поправки в Конституцию, на сайте РОИ была размещена инициатива № Ф 7762629, выдвинутая на федеральном уровне. Ее авторы предлагают ликвидировать Пенсионный фонд РФ. Услышав эту новость, далеко не все граждане поняли, что именно кроется за данной фразой, и как это может сказаться на действующих и будущих пенсионерах. Сейчас я попробую это объяснить.

«Как вы нам дороги»

Создатели инициативы указывают на то, что обслуживание большого количества отделений ПФР и содержание 122 000 работающих в них человек оплачивается в том числе и из пенсионных накоплений граждан, а средств из других источников недостаточно. Поэтому пенсии граждан теряют в размерах. Также указывается на некомпетентность многих сотрудников Пенсионного фонда, на большое количество нарушений с их стороны и множество установленных фактов коррупции, при работе с обращениями на получение и перерасчет пенсий.

Помимо огромных трат на содержание самого себя, Пенсионному фонду часто припоминают скандалы, связанные с необоснованно большими тратами на командировки и корпоративы, дорогостоящими зданиями и задержанными за взятки высокопоставленными руководителями. Все это сильно диссонирует на фоне постоянных предложений лишить ту или иную группу пенсионеров очередной выплаты и скандала с январской индексацией, после которой некоторые граждане получили прибавку «в один рубль».

Закрытие ПФР

Инициатива предполагает поэтапное закрытие отделений ПФР – по мере того, как их функции будут передаваться расширяющимся для этого отделениям МФЦ. Также предполагается увеличение связанных с пенсионным обеспечением обращений, через портал Госуслуги. Счетами же граждан должны будут заняться банки.

К слову, предложение полной ликвидации Пенсионного фонда, заучит не в первый раз. Уполномоченный при Президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов, год назад уже выдвигал такое предложение, называя ПФР непрозрачной, неэффективной и ненужной организацией. Тогда политик предлагал передать управление пенсиями Федеральному казначейству.

Перспективы

Я считаю, что инициаторы не учли многие важные нюансы. В первую очередь, касающиеся реализации. Расширение отделений МФЦ для полной передачи им функций ПФР потребует дополнительного набора персонала. А куда денутся работники закрытых ПФР? Скорее всего, именно они и займут эти новые места. То есть, будут работать те же самые люди, с теми же самыми навыками, просто поменяется табличка на входе. И на реализацию этого проекта наверняка уйдет немало денег.

Кроме того, передача баз данных новой организации с их переносом на новую систему с большой долей вероятности может привести к потере части информации о пенсионных баллах и стаже граждан. Их восстановление – долгий и мучительный процесс, который, вероятно, ляжет на плечи самих граждан. Но и оставаться в современном своем виде ПФР, скорее всего, долго не сможет.

Для сравнения: в Управлении социального обеспечения США, в два с лишним раза меньше сотрудников, а население в два с половиной раза больше. И они вполне профессионально справляются со своей задачей, несмотря на то что объемы выплат пенсий и пособий почти в 10 раз больше.

Да, менять ситуацию действительно необходимо. Но, по моему мнению, предложенная инициатива этому не поможет. Вместо нее стоило бы начать с приведения в порядок баз данных, работы по устранению возможных сбоев и ошибок в них. Необходимо продумать способы защиты от потери стажа и баллов из-за ошибок на всех этапах. Основные проблемы известны, но эффективной системы их решения нет.

По мере обучения новых специалистов штат уже имеющихся сотрудников следует сокращать до тех пор, пока он не достигнет приемлемых размеров. Один хорошо подготовленный сотрудник, работающий с нормальной системой, может заменить нескольких малоорганизованных, работающих «как принято».

А что по этому поводу думаете вы? Согласны ли вы с автором инициативы или со мной или имеете другую точку зрения? Прошу принять участие в обсуждении публикации, в комментариях под ней. Спасибо за внимание.

  • Пьяный глава подмосковного отдела полиции на служебной машине насмерть сбил женщину
  • В Оренбургской области шесть полицейских изнасиловали участкового в опорном пункте полиции
  • Чиновники в Омске потребовали от жильцов самих снести аварийный дом
  • Отправленный в отставку за отказ «грузить людей» майор полиции судится с начальством
  • В деле о «загадочном» ДТП в Махачкале с VIP-кортежем из Чечни с номерами серии КРА нашли виновного
  • Полицейские пытали коллегу прямо в отделе полиции чтобы он взял вину за пропажу оружия и боеприпасов на себя
  • Cотрудница полиции в Ставрополе толкнула пенсионера после чего ударился головой об асфальт и умер
  • Житель Новосибирска пожаловался в прокуратуру на статью Бастрыкина о цензурировании интернета
  • Участкового судят за избиение лютеранского священника в Санкт-Петербурге
  • Суд Нижневартовска забрал у чиновника квартиру, стоимость которой превышает его доход
  • Обращения граждан

    Рубрики

    • VIPы или слуги народа
    • А вы знали
    • Армия
    • Блогеры
    • Бред
    • Ваши обращения
    • Видеорепортажи
    • ГИБДД
    • Госнаркоконтроль / ФСКН
    • ГРУ
    • ГУВД
    • ДПС
    • Забота о нас
    • Интересно
    • Коммент Йорика
    • Мажоры
    • МВД
    • МЧС
    • На просторах рунета
    • Нет Беспределу
    • ОМОН
    • Педофилы
    • Подонки
    • Полиция / Милиция
    • Прокуратура
    • Розыск
    • Скинхеды / Расизм
    • Суд
    • Судебные приставы
    • Таможня
    • УБОП
    • УВД
    • ФМС
    • ФНС
    • Фото недели
    • ФСБ
    • ФСИН
    • ФСО
    • Чиновники
    • Этническая преступность
  • Архивы

    Пенсионный фонд России занимает 1 место в мире по количеству сотрудников

    Штат Пенсионного фонда России составляет 121 670 человек. За ним по численности сотрудников следует Social Security Administration в США, где работает в два раза меньше человек — 60 тыс. При этом население штатов более чем в два раза больше российского, а объем пенсионных и социальных выплат почти в девять раз больше.



    Японская пенсионная служба Nihon Nenkin Kikou обходится персоналом в 27 тыс. человек, штатными сотрудниками из них являются только 15 тыс. Между тем Япония по численности населения сходна с Россией.

    «Деньги» попытались проверить, можно ли сравнить численность работников других крупнейших госструктур. Подобных сравнительных исследований крайне мало из-за различий в функциях у госорганизаций в разных странах. Оказалось, что для еще одной, крайне значимой для финансовой системы страны структуры сравнение возможно. Это Пенсионный фонд России (ПФР), в котором работает больше 120 тыс. человек.

    100 тысяч против одного компьютера

    «Пенсионный фонд не имеет никаких функций. Все, что они делают, можно сделать с помощью компьютера через Ощадбанк (крупнейший госбанк Украины.— «Деньги»)». Такое мнение полгода назад высказал о деятельности Пенсионного фонда Украины, в штате которого числятся 36 тыс. чиновников, известный шведский экономист Андерс Ослунд. С функциями фонда спокойно справилась бы 1 тыс. человек, уверен он. Ослунд имеет право на такое заявление, ведь в его родной Швеции в пенсионной службе трудится именно 1 тыс. человек.

    Но лидер по количеству пенсионных чиновников не Украина, а Россия (см. диаграмму 1). Штат ПФР — 121 670 человек. Следующая по численности служба — Social Security Administration в США — в два с лишним раза меньше по количеству сотрудников. При этом население США (321,2 млн) более чем в два раза больше российского, а объем пенсионных и социальных выплат почти в девять раз больше.

    Штат сотрудников ПФР превышает численность шведской, наиболее эффективной пенсионной службы, в 122 раза. Как сказал «Деньгам» Ослунд, если экстраполировать опыт Швеции на Россию, нормальный штат для ПФР не должен превышать 14 тыс. человек.

    В Японии, стране со сходной с Россией численностью населения (126,7 млн), пенсионная служба Nihon Nenkin Kikou обходится персоналом в 27 тыс. человек. Причем из них штатными сотрудниками являются лишь 15 тыс., остальные работают по временным контрактам.

    В ответ на запрос «Денег» в ПФР об объеме штатов фонд предсказуемо указал на естественное ограничение нашего сравнения. «Сравнивать можно организации, которые идентичны по своему функционалу и количеству обслуживаемых граждан,— ответили представители ПФР.— Вряд ли можно найти организацию, которая совмещает в себе сегодняшние функции ПФР и имеет столь большую клиентскую базу. ПФР занимается не только выплатой пенсий, он сопровождает человека от самого рождения. ПФР сегодня — это не только выплата пенсий 42 млн пенсионеров и социальных выплат 18 млн граждан. Это еще и учет пенсионных прав 100 млн россиян, формирование будущей пенсии молодых граждан, администрирование страховых взносов. И выдача сертификатов на получение материнского капитала, а также его выплата».

    Однако за рубежом соответствующие службы часто выполняют весь комплекс функций социальной защиты населения, включая, например, выплаты по безработице, переподготовку кадров и т. д. То есть зачастую более функциональны, чем ПФР, и часто совмещают функции министерства труда и ПФР.

    В ответ на запрос «Денег» о возможности слияния функций этих двух организаций в Минтруда заявили, что не считают это целесообразным. Известно также, что правительство РФ последовательно отвергает предложение вернуть Федеральной налоговой службе функции администрирования страховых взносов. Последнее, пожалуй, удивительно: они взимаются с той же базы, что и НДФЛ, налицо явное дублирование функций, принуждение налогоплательщиков к излишней отчетности и издержкам.

    Учет пенсионных прав, формирование будущей пенсии молодых граждан, администрирование страховых взносов — все это чаще всего делается и другими пенсионными службами. Например, в той же Японии получателями пенсий и социальных платежей являются 39,4 млн человек, а застрахованы практически все работники — 67,4 млн.

    Впрочем, разница между обработкой данных и расчетом будущих пенсий по 10 млн и 100 млн работников не столь уж высока. Даже допотопный «компьютер Ослунда» делает и ту и другую работу приблизительно за одно и то же время. Это заставляет японское общество постоянно критиковать разрастание бюрократии. Проигрыш на выборах в 2007 году правящей Либерально-демократической партии был отчасти связан с критикой неэффективности пенсионной службы, которая потеряла учетные данные миллионов пенсионеров.

    В ПФР нарушений не меньше, чем в Японии, несмотря на куда большую численность сотрудников. Счетная палата РФ неоднократно их выявляла. Из недавних — многомиллиардные траты на де-факто бесполезную автоматизированную информационную систему (АИС ПФР-2). Аудитор СП РФ Владимир Катренко назвал ее «справочным приложением к достоверным результатам ручного бумажного труда». Или даже бардак в подсчете самой численности сотрудников ПФР. «Не совпадают данные по числу сотрудников в системе ПФР: по данным паспортов недвижимого имущества, в территориальных органах трудится 125 631 человек, а по информации актуализированного в ручном режиме Комплексного решения — на 2701 человека меньше»,— отмечается в докладе СП.

    В ответ на наш запрос в СП РФ рассказали, что некоторые указанные нарушения устранены, а по другим аудиторы планируют проверку в ноябре 2015-го.

    Раздутый штат сотрудников ПФР — благодатная почва для различных махинаций. Например, мы не знаем, сколько из почти 122 тыс. сотрудников реально работают в фонде, а сколько — мертвые души, не работающие, но получающие зарплату от налогоплательщиков. И это не голословное утверждение. В марте руководитель одного из подразделений Пенсионного фонда по Москве и Московской области и его сообщники использовали данные своих родственников и знакомых для фиктивного оформления на работу в отделение ПФР. Случай далеко не единичный — трудоустройство мертвых душ в ПФР недавно зафиксировано и в Казани. Впрочем, мертвые души — бич не только ПФР, а всей госслужбы.

    Армия трудящихся ПФР требует еще и миллионов квадратных метров рабочих мест. Отсюда колоссальные траты на офисные здания (расходы ПФР на объекты недвижимости в период 2013-го — два месяца 2015-го составили более 14 млрд руб.). При этом нормативы ПФР роскошны: по данным СП, в среднем на работника ПФР приходится 17,4 кв. м площади. Не забываем, что цифры средние. Простые работники обходятся меньшим, ну а руководство — большим. Впрочем, даже средний показатель чудовищно раздут. Для федеральных органов госвласти действует утвержденный правительством норматив в 9 кв. м площади на одного сотрудника. По стандартам, установленным СанПиН (санитарные правила и нормативы), рабочее место сотрудника с компьютером с ЖК-монитором не должно быть меньше 4,5 кв. м.

    Привыкших к простору сотрудников ПФР вряд ли оправдает обширность территории и суровый климат. В Канаде, где климат не менее суров, а территория почти так же обширна, с администрированием пенсий и социальных выплат благополучно справляются около 9 тыс. человек, служащие в профильном отделе департамента занятости и социального развития.

    Хранителей пенсий на душу

    Из диаграммы 1 видно, что страны с большим (США) или сопоставимым с Россией населением (Япония) справляются с задачами пенсионного обеспечения значительно меньшим числом сотрудников, чем наша страна. Это объясняется тем, что увеличение числа пенсионеров не требует пропорционального увеличения штатов. Тем не менее мы решили исследовать эффективность пенсионной службы, устранив параметр численности населения.

    Россия тут заняла пятое место (диаграмма 2). При этом все верхние места (за исключением Ирландии) заняли бывшие страны советского лагеря и одна экс-республика СССР (Украина).

    Лидером по неэффективности при таком способе измерения стала Польша, где на миллион населения приходится 1,2 тыс. сотрудников (Россия немногим лучше — 832 сотрудника). Структура польской пенсионной службы — Zaklad Ubezpieczen Spolecznych — реликт хорошо знакомого экономистам постсоветского рынка труда. Последний характеризуется нежеланием сбрасывать ненужные рабочие места в госсекторе, компенсируя неэффективность низкими зарплатами низового персонала.

    «В бывших социалистических странах трудовая активность населения искусственно поддерживалась на сверхвысоком уровне и даже после ощутимого падения в переходный период продолжает оставаться более высокой, чем во многих странах с аналогичным уровнем развития (особенно среди женщин)»,—отмечает экономист Ростислав Капелюшников. Польский ZUS — яркий пример такого подхода: 46 тыс. персонала на не самую большую и богатую страну ЕС — это, конечно, расточительство.

    Квалификация персонала польского ZUS и особенности его состава напоминают российский Пенсионный фонд. Так, 86% персонала ZUS — женщины, почти половина сотрудников не имеет высшего образования, почти четверть — предпенсионного возраста (старше 50 лет). В ПФР тоже доминируют женщины (90%), почти четверть сотрудников тоже старше 50 лет, но образовательный уровень выше — высшее образование имеют 84%.

    Преодолеть постсоветскую модель неэффективной занятости (характерную в рассматриваемом случае в Польше, Украине и России) сумел Казахстан. Штат Государственного центра по выплате пенсий составляет всего 3 тыс. человек. Опыт Казахстана важен для нас не только из-за культурной и исторической близости, но и потому, что в этой стране схожие с Россией показатели ВВП на душу населения.

    Присутствие в верхних строчках таблицы 2 двух католических стран — Польши и Ирландии, возможно, намекает на культурные особенности, влияющие на рынок труда в целом и на службы социальной сферы в частности.

    Методология и источники

    Почему пенсионные фонды?

    Можно ли усовершенствовать расчеты?

    Какие источники были использованы?

    Аргентина: Administracion Nacional de la Seguridad Social, www.anses.gob.ar.

    Бельгия: Rijksdienst voor Pensioenen, www.onprvp.fgov.be.

    Болгария: Национален Осигурителен Институт, www.nssi.bg.

    Германия: Deutsche Rentenversicherung Bund, www.deutsche-rentenversicherung.de.

    Грузия: Social Service Agency, ssa.gov.ge.

    Ирландия: An Roinn Coimirce Soisialai, www.welfare.ie.

    Италия: Istituto Nazionale della Previdenza Sociale, www.inps.it.

    Казахстан: Государственный центр по выплате пенсий, www.gcvp.kz.

    Канада: Human Resources and Skills Development Canada, www.esdc.gc.ca.

    Нидерланды: Sociale Verzekeringsbank, www.svb.nl/int/nl/.

    Польша: Zaklad Ubezpieczen Spolecznych, www.zus.pl.

    Россия: Пенсионный фонд России, www.pfrf.ru.

    США: Social Security Administration, www.socialsecurity.gov.

    Тайвань: Bureau of Labor Insurance, www.bli.gov.tw.

    Турция: Sosyal Guvenlik Kurumu, www.sgk.gov.tr.

    Украина: Пенсионный фонд Украины, www.pfu.gov.ua.

    Франция: Caisse Nationale d’Assurance Vieillesse, www.lassuranceretraite.fr.

    Чехия: Ceska sprava socialniho zabezpeceni, www.cssz.cz.

    Швеция: Pensionsmyndigheten, www.pensionsmyndigheten.se.

    Япония: Nihon Nenkin Kikou, www.nenkin.go.jp.

    Пенсионная производительность

    Далее (диаграмма 3) мы проанализировали соотношение годового объема выплат и численность сотрудников пенсионной службы. Здесь ПФР находится на третьем месте по неэффективности. Впереди только Агентство социального обеспечения Грузии и Пенсионный фонд Украины.

    Последнее понятно: это бедные страны с маленькими пенсиями. ВВП на душу населения в Грузии — $3,1 тыс., на Украине — $2 тыс. Средний размер пенсии в Грузии и на Украине почти одинаков, немногим более $75. У России показатель лучше только потому, что размер средней пенсии выше — чуть меньше $200.

    Тем не менее если на сотрудника ПФР приходится в среднем чуть больше $800 тыс. выплат, то в странах Восточной Европы, Азии и Латинской Америки, где пенсии часто не выше, на одного сотрудника приходится более $1 млн выплат, а в наиболее развитых странах Западной Европы плюс США — свыше $10 млн.

    Иными словами, в ПФР в смысле выплат на работника есть очевидный резерв роста производительности труда раз в 10-15.

    Наконец, «Деньги» подсчитали численность работников пенсионных служб, приходящихся на количество пенсионеров и получателей социальных выплат (диаграмма 4). Она схожа с диаграммой 2: Россия занимает пятое место, пропуская вперед Польшу, Ирландию, Украину и Турцию, где большое число штатных сотрудников обслуживает относительно небольшое число пенсионеров и получателей социальных выплат.

    ПФР и здесь далек от средних и тем более лучших образцов эффективности. Кроме того, знаменатель в отношении, а именно число получателей социальных выплат,— сомнительный показатель. В ПФР находились мертвые души не только среди сотрудников, есть они и среди пенсионеров. Например, подобный случай был выявлен недавно в Нефтекумске.

    Кроме того, по некоторым данным, число получателей соцпомощи в отдельных российских регионах настолько выше средних по стране, что можно заподозрить масштабные злоупотребления в этой сфере.

    «Когда мы занялись реформированием Пенсионного фонда в Грузии, мы обнаружили, что 30% пенсионеров не существуют,— вспоминал главный реформатор Грузии в 2004-2008 годах Каха Бендукидзе.— Полагаю, что у вас (на Украине.— «Деньги») также есть мертвые души». В этих и других (включая Казахстан) постсоветских странах проблема неэффективности госструктур находится в центре внимания, в России, увы, даже попытки ее обсуждения чаще всего сталкиваются с активным неприятием.

    Таблицы

    Таблица 1. Рейтинг неэффективности пенсионных фондов

    Источник: см. приложение.

    Таблица 2. Рейтинг неэффективности центробанков


    Данные о страховых взносах и стаже поступают в Пенсионный фонд России (ПФР) лишь от 54 млн россиян, рассказали «Известиям» в его пресс-службе. Однако, по предварительным данным Росстата на этот год, численность трудоспособного населения сегодня составляет 81,3 млн граждан. При этом официально зарегистрированных безработных в России, согласно данным Минтруда, чуть больше 800 тыс. человек, еще 2,4 млн российских граждан — неработающие инвалиды. Согласно подсчетам «Известий», оставшиеся 24 млн россиян в трудоспособном возрасте либо не работают вовсе, либо получают зарплату «в конверте». По словам экспертов, точно назвать число таких граждан невозможно, но их общий потенциальный теневой доход способен достигать 12 трлн рублей, а сумма платежей, которая могла бы ежегодно поступать в бюджет, соразмерна с третьей частью его прибыли.

    Люди-невидимки

    Трудоспособным в России считается возраст с 16 лет и до выхода на пенсию. Таких граждан в России, по предварительным оценкам на 2019 год, 81,3 млн человек, рассказали «Известиям» в пресс-службе статистического ведомства. При этом Пенсионный фонд России видит информацию по страховым взносам и текущему стажу только от 54 млн граждан, сообщили там «Известиям».

    Данные Минтруда на первую неделю мая свидетельствуют о том, что число официально зарегистрированных безработных — то есть состоящих на учете в службе занятости — в России чуть больше 805 тыс. человек. Также в стране в трудоспособном возрасте проживают 2,4 млн неработающих инвалидов, уточнили в министерстве.


    Выходит, 24 млн трудоспособных россиян никак не задействованы в экономике страны: либо эти люди не имеют вообще никакого заработка, либо получают его «в конверте».

    Теневой сектор экономики — это в большинстве случаев не криминальная деятельность, а вполне обычные торговля, строительство, небольшие производства и сектор услуг, где владельцы решили не платить налоги и не делать отчисления в Пенсионный фонд.

    Согласно подсчетам Росстата реальных доходов населения по обновленной методике, в 2018 году средняя сумма оплаты труда наемных работников составила 34,5 трлн рублей. По старой схеме в 2018 году этот показатель был равен 25,2 трлн рублей. Разница в 9,3 трлн рублей, по мнению экспертов, и представляет собой преимущественно «серые» доходы россиян.


    Сумма скрытых финансовых потоков граждан, с которых не уплачиваются налоги, может достигать 12 трлн рублей в год, заявил директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики Георгий Остапкович. То есть ежегодно бюджеты недополучают примерно 5,16 трлн рублей подоходного налога и страховых взносов. Это около трети доходной части федерального бюджета.

    Данные разошлись

    По мнению Георгия Остапковича, реальное число работающих в России составляет 70–72 млн, и именно от этой цифры надо отталкиваться при расчете теневой занятости. Остальные граждане в трудоспособном возрасте, как считает эксперт, это домохозяйки, студенты, инвалиды и просто по каким-то причинам не работающие. Георгий Остапкович подчеркнул: ни статистика, ни государственные структуры точно не знают, сколько людей в России не платят налоги со своих доходов.

    Так, в 2013 году занимавшая тогда пост вице-премьера по социальным вопросам Ольга Голодец называла цифру в 38 млн россиян, которые «непонятно, где заняты, чем заняты, как заняты». Татьяна Голикова в 2017 году будучи главой Счетной палаты, объявила, что 14,4 млн человек не уплачивают налоги со своих доходов.



    А директор Центра социально-экономического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС Андрей Покида ранее сообщал «Известиям», что примерно 30 млн россиян хотя бы один раз в год имели неофициальный доход и 21 млн человек в России один или два раза в месяц получают деньги «в конверте».

    Как сообщили «Известиям» в Роструде, с 2015 года за счет реализации мер, направленных на снижение неформальной занятости, легализовано свыше 8 млн работников. Это граждане, которые трудились без заключения каких-либо договорных отношений и получали абсолютно «серый» доход.

    Теневой бизнес, по словам Георгия Остапковича, есть во всем мире. В России, как отмечает эксперт, он занимает 22–23% экономической деятельности, среди европейских стран это сопоставимо с Италией. В Ирландии доля «серой» занятости не превышает 4%, в Великобритании — 8%, в США — 10%. При этом, по мнению главы Центра конъюнктурных исследований ВШЭ, россияне не совершают никаких противозаконных действий и применять к ним какие-либо взыскания не следует. Люди таким образом зарабатывают себе на жизнь, тратят эти деньги на покупки, и своим потребительским спросом стимулируют внутренний валовый продукт страны. Если всех, кто находится в теневой занятости, принудительно легализовать, то уровень бедности в России вырастет с нынешних 20 млн человек как минимум до 25 млн человек, считает эксперт.

    Доходность пенсионных накоплений волнует немалое число россиян, даже несмотря на то, что еще несколько лет будет действовать так называемая заморозка накопительной части пенсии. Главным образом людей интересуют две вещи: можно ли приумножить эти деньги и как сделать это безопасно.

    Есть мнение, что ПФР недостаточно эффективно распоряжается накопленными средствами граждан, соответственно, прибыль там будет минимальная. Но так ли это в действительности? В нашей статье мы разберем, из чего состоит пенсия в России, а также проверим, насколько НПФ эффективней и надежней государственной альтернативы.

    1. Понятие накопительной пенсии
    2. Объем, надежность и доходность пенсионных накоплений в НПФ
    3. Доходность пенсионных накоплений в ПФР
    4. Выбор между ПФП и НПФ для размещения пенсионных накоплений

    Понятие накопительной пенсии

    Предоставляемое государством пенсионное обеспечение по старости складывается из двух компонентов: накопительного и страхового.

    Общая пенсия вычисляется по следующей формуле:

    Трудовая пенсия по старости = страховая пенсия + накопительная пенсия

    Страховая часть пенсии, в свою очередь, состоит из фиксированного компонента и баллов.

    Старое название фиксированной выплаты – базовая часть пенсии. Эта часть положена всем пенсионерам без исключения, размер ее одинаков и ежегодно пересчитывается под влиянием инфляции. В 2020 году величина фиксированной пенсии – 5686,25 рубля.

    Баллы накапливаются за счет выплат в пенсионный фонд со стороны работодателя. Другое их название – индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК). В 2020 году один балл оценивается в 93 рублей пенсии. Данная стоимость также пересчитывается каждый год из-за инфляции. Чем больше баллов заработает человек, тем выше будет содержание на заслуженном отдыхе. Баллы начисляются за пенсионные отчисления во время работы и за стаж.

    Механизм расчета страховой пенсии в 2020 году следующий:

    Страховая пенсия = 5686,25 руб. + 93 руб. × ИПК

    Пенсионная система РФ сложная, рассказать быстро и точно все нюансы невозможно. Каждый год она дополняется нововведениями, что вызывает затруднения даже у профессионалов.

    Приведем пример. В 2019 году готовился закон об индивидуальном пенсионном капитале, кратко именуемый ИПК. Это такая негосударственная пенсия, о которой ранее мы упоминали. Главное не запутаться в сокращениях: далее в рамках статьи ИПК будет употребляться только как индивидуальный пенсионный коэффициент.

    Однако о дальнейшей судьбе индивидуального пенсионного капитала сейчас ничего не слышно, правительство, видимо, отказалось от этой идеи. Вместо нее дан зеленый свет проекту под названием ГПП — гарантированный пенсионный план. В качестве первого взноса в ГПП рассматривается как раз накопительное страхование, о котором далее поговорим подробнее.

    Накопительная пенсия представляет собой не баллы, которые начисляют по правилам, установленным государством, а реальные деньги. По-другому их именуют пенсионными накоплениями. Начиная с 2002 по 2013 год часть взносов работодателя сохранялась на счету каждого работающего в российском Пенсионном фонде. Именно эти деньги и представляют собой накопления на заслуженный отдых.

    В 2014 году введен мораторий, то есть накопительная часть пенсии была заморожена. С того момента все взносы в пенсионный фонд идут на страховую пенсию. Мораторий заканчивает действие в конце 2022 года. То есть в настоящее время ни у кого не скапливается накопительная часть пенсии с выплат работодателя. А та сумма, что успела собраться до ввода моратория, сохраняется и послужит дополнением к страховой части пенсии.

    Узнать сумму накопительной пенсии, которую будут выплачивать ежемесячно, очень просто: делением накоплений на количество месяцев, в течение которых ожидается эту выплату производить. Последнее — это нормативная величина, для 2020 года установленная в 258 месяцев.


    Получается, что те люди, которые выйдут на пенсию в 2020 году, будут каждый месяц получать такую пенсию по возрасту:

    5686,25 руб. + 93 руб. × ИПК + пенсионные накопления / 258

    Например, к выходу на заслуженный отдых в 2020 году человек успел скопить 100 баллов ИПК, а размер пенсионных накоплений составляет 258 тысяч рублей. Тогда каждый месяц на руки такой пенсионер получит:

    5686,25 + 93 × 100 + 258 000 / 258 = 5686,25 + 9300 + 1000 = 15 986,25 руб.

    При удвоенной сумме пенсионных накоплений — 516 тысяч рублей, ежемесячная пенсия станет больше всего на одну тысячу.

    5686,25 + 93 × 100 + 516 000 / 258 = 5686,25 + 9300 + 2000 = 16 986,25 руб.

    Пенсионными накоплениями занимаются как негосударственные фонды (НПФ), так и Пенсионный фонд России (ПФР). По-другому их именуют страховщиками обязательного пенсионного страхования. Фонды инвестируют накопленные средства в облигации, акции и другие ценные бумаги. Доходы от инвестиций также увеличивают размер будущей пенсии.

    Объем, надежность и доходность пенсионных накоплений в НПФ

    Выбирая негосударственный пенсионный фонд, многие обращают внимание на размер его накоплений, то есть сколь велики средства, доступные для инвестирования. Также добавляет авторитета публикация в издании «Вестник Банка России». Соответственно, составим перечень лучших НПФ на основании разных критериев:

    • Размер накоплений

    Рейтинг по данным ЦБ РФ за 9 месяцев 2019 г., десятка лучших:

    • Сбербанк — 608 202 297,64509 тыс. руб.;
    • «Газфонд пенсионные накопления» — 551 559 605,81662 тыс. руб.;
    • «Открытие» — 509 907 811,62335 тыс. руб.;
    • «Будущее» — 256 074 688,38737 тыс. руб.;
    • «Сафмар» — 254 942 846,5577 тыс. руб.;
    • «ВТБ Пенсионный фонд» — 242 544 409,09023 тыс. руб.;
    • «Эволюция» — 126 381 343,5706 тыс. руб.;
    • «Большой» — 45 127 767,19274 тыс. руб.;
    • «Согласие» — 30 044 787,69339 тыс. руб.;
    • «Социум» — 21 772 360,73238 тыс. руб.
    • Прибыльность

    • «Профессиональный» — 13,73;
    • «Гефест» — 13,03;
    • «Альянс» — 11,81;
    • «Согласие» — 11,74;
    • «АПК-Фонд» — 11,53;
    • «Первый промышленный альянс» — 11,12;
    • Сбербанк –10,93;
    • здесь два НПФ, «Традиция» и «Эволюция», с одинаковым результатом — 10,91;
    • «Волга-Капитал» — 10,78;
    • «Пенсионный выбор» — 10,73.
    • Надежность

    Приведем данные «Эксперт РА»:

    • Сбербанк, «Газфонд» — ruAAA;
    • «Большой» — ruAA.
    • По прочим НПФ нет актуальных данных.

    Название Объем пенсионных накоплений, тыс. руб. Доходность за минусом выплат УК и депозитарию, % Объем резервов, тыс. руб.
    Сбербанк 608 202 297,64509 10,93 44 215 358,62975
    «Сургутнефтегаз» 10 302 267,16951 9,81 18 998 346,63823
    «Открытие» 509 907 811,62335 10,16 67 012 306,16124
    «ВТБ Пенсионный фонд» 242 544 409,09023 9,57 5 615 612,59693
    «АПК-Фонд» 11,53 128 858,23129
    «Большой» 45 127 767,19274 9,88 6 654 426,69018
    «Сафмар» 254 942 846,5577 8,18 8 502 101,60406
    «Телеком-Союз» 1 442 121,1112 (-7,58) 21 194 733,00505
    «Будущее» 256 074 688,38737 (-15,95) 2 775 632,78037
    «Социальное развитие» 5 673 359,67294 (-17,25) 2 219 283,36904

    Доходность пенсионных накоплений в ПФР

    Управляющая компания Внешэкономбанка имеет в активе два портфеля: «Государственные ценные бумаги» и «Расширенный». Последний предполагает агрессивную стратегию инвестирования, а ГЦБ — консервативную. Причем расширенный портфель выбрали автоматически для тех людей, кто не высказывал никаких пожеланий, так называемых молчунов. А тем, кто осознанно воспользовался услугами этой фирмы, предлагают ГЦБ.

    Расширенный также выбирают клиентам управляющих компаний негосударственной собственности, с которыми ожидается прекращение сотрудничества ПФР. То же самое происходит с пользователями негосударственных фондов, лишенных лицензий. Кроме того, выбрать эту стратегию можно самостоятельно, даже если первоначально вы пользовались другой.

    Рассмотрим ситуацию, когда накопительная пенсия размером 100 тысяч рублей оставлена в УК ВЭБ в 2010 году.

    Доходность пенсионных накоплений на базе портфеля «Расширенный» УК ВЭБ с 2011 по 2018 год.

    Год Доходность, по ЦБ РФ Рост цен, по Росстату Как прирастали пенсионные накопления, руб.
    2011 5 % 6 % 105 000
    2012 9 % 7 % 114 450
    2013 7 % 6 % 122 458
    2014 3 % 11 % 126 130
    2015 12 % 13 % 141 262
    2016 10 % 5 % 155 382
    2017 8 % 3 % 167 806
    2018 6 % 4 % 177 874

    Агрессивная стратегия в среднем за 8 последних лет обеспечила доходность пенсионных накоплений в размере 7,5 %. То есть каждые 100 тысяч, вложенные в дело, заработали 78 тысяч рублей. По сравнению с показателями НПФ это больше, также превышает на 0,6 % величину инфляции и на 0,1 % показатели частных фондов. Складывается впечатление, что разумнее было как раз оставаться участником портфеля «Расширенный».


    Однако портфель ГЦБ от ВТБ принес за этот же период более впечатляющую доходность – в среднем 7,9 %. Учитывая капитализацию процентов, на 100 тысяч накоплений вышло 82 тысячи прибыли. В итоге консервативная стратегия показала себя лучше.

    Доход портфеля инвестиций ГЦБ УК ВЭБ с 2011 по 2018 год

    Год Доходность, по ЦБ РФ Рост цен, по Росстату Как прирастали пенсионные накопления, руб.
    2011 6 % 6 % 106 000
    2012 8 % 7 % 114 480
    2013 7 % 6 % 122 488
    2014 -2 % 11 % 120 040
    2015 13 % 13 % 135 692
    2016 11 % 11 % 150 608
    2017 11 % 3 % 167 174
    2018 9 % 4 % 182 213

    Вывод о неплохих результатах УК ВЭБ можно сделать при сравнении прибыльности этого фонда с доходностью ЧУК и НПФ, независимо от положения последних на рынке — будь то лидер или аутсайдер. У государства получилось сработать с результатом, превышающим средние показатели.

    Но подобные выводы не являются правильными, ведь результаты деятельности одного фонда сравниваются с усредненными показателями рынка. Так, самые успешные управляющие компании и пенсионные фонды частной формы собственности показали результат, превосходящий таковой у ВЭБ: 9-10 % доходности в год.

    Поэтому в приумножении пенсионных накоплений результат государства превышает средний, но уступает показателям лучших частных компаний и фондов. Доходность пенсионных накоплений у управляющей компании ВЭБ за восемь лет превышает инфляцию.

    Выбор между ПФП и НПФ для размещения пенсионных накоплений

    Если сравнивать по государственным гарантиям, то ПФР, определенно, менее рискованный способ сбережения. Однако в 2015 году НПФ дано право вступать в систему гарантирования прав застрахованных лиц, которая очень похожа на Агентство страхования вкладов. Членами этой организации являются 38 НПФ. Если негосударственный пенсионный фонд обанкротится, то аккредитацию у него также заберут. Средства вкладчиков возместятся благодаря страховке, после чего их переведут в ПФР.

    Однако есть и причины, по которым граждане не в полной мере доверяют государству:

    • замороженная на длительный срок накопительная пенсия (уже 6 лет);
    • реформы в пенсионной системе далеки от прозрачности;
    • накопления в ПФР переведены на представление не в денежной форме, а в виде баллов.

    Ведь если накопительная пенсия присоединена к страховой, какое может быть накопление? Средства пенсионного фонда лишь на бумаге индексируются в соответствии с официальной инфляцией. Создается красивая внешняя картинка по сравнению с убытками НПФ, особенно во время экономических кризисов. Такую аргументацию используют чиновники, выступающие против накопительной пенсии. Вице-премьер Ольга Голодец одна из них. Они апеллируют к рискам НПФ оказаться банкротами.

    Но так как правительство очень часто изменяет принципы создания пенсионных накоплений, то появляются не менее высокие риски остаться в категории «молчунов». Сильнее же всего народ беспокоит тот факт, что никто не берется спрогнозировать стоимость аккумулированных на счете баллов в момент выхода на заслуженный отдых.

    Рассмотрим, почему может быть привлекательным пенсионный фонд, созданный в частном порядке:

    • Прошло достаточно времени, чтобы сделать вывод о несостоятельности финансовой модели ПФР. Государство стремительно беднеет, поэтому индексация не может компенсировать инфляционного обесценивания пенсионных накоплений.
    • Негативно сказываются на привлекательности государственного пенсионного фонда также бесконечные изменения в правилах учета.
    • В ситуации экономического роста, который неминуемо вернется, показатели доходности пенсионных накоплений в частных фондах всегда выше, чем у ПФР, и выше инфляции. За десятилетний период статистика частных фондов лучше государственных, если оценивать по прибыльности. Так, у НПФ это 80–100 %; УК ВЭБ — 50 % для базового портфеля, состоящего из государственных бумаг, до 80 % для расширенного.
    • Располагает к НПФ инициатива по вводу индивидуального пенсионного капитала (ИПК), реализованная еще в 2019 году. Согласно ей предполагается перейти от обязательного пенсионного страхования к добровольному.

    • Риск банкротства, особенно вероятный для небольших фондов.
    • Некоторые частные фонды имеют доходность меньше инфляции. Это касается тех, которые вложились в убыточные бумаги «Бинбанка» и «Открытия».
    • Смена одного НПФ на другой выгодна только через пятилетний период. Если уйти раньше, начисленный доход от инвестиций будет утрачен. При этом в 2017 году фонды сменили около 2 млн плательщиков. Финансовые потери людей от этого шага составили 33 млрд рублей.

    Причина того, что ранее никак не проявлявшие активность люди перешли в негосударственные пенсионные фонды, проста — большое недоверие к государственной системе пенсионного страхования. Кроме того, НПФ много усилий тратят на привлечение клиентов. Однако сами по себе уговоры и обман не дали бы столь крупных результатов. Ведь у населения сохраняется по умолчанию недоверие к негосударственным организациям.

    Но в нынешних реалиях государству доверяют в меньшей степени, чем частникам. Очень большой репутационный урон ПФР нанесло решение о заморозке пенсионных накоплений, а также переход на систему баллов вместо реальных денег. Ежегодные изменения в правилах начисления пенсий формируют у будущих пенсионеров большие опасения. Мало кто уже верит, что государство сможет качественно реформировать пенсионную систему, чтобы каждый человек смог к выходу на отдых получать достаточные выплаты.

    В такой ситуации будущее у каждого в руках: чем раньше начать откладывать и инвестировать часть своих доходов, тем больше удастся скопить к моменту ухода на заслуженный отдых.

    Читайте также: