Может ли быть пенсия 4800


В России нет понятия минимальной пенсии, но все прекрасно знают, что это такое. Миллионы российских пенсионеров живут на суммы около прожиточного минимума, который все считают заниженным, но при этом чисто «минималку» не получает почти никто. Мы подробно разобрали все, что касается минимальных пенсий, их расчета, доплат и индексации.

Что в России называют минимальной пенсией

В отличие от других государств, в России законодательно не закреплено понятие минимальной пенсии. Тем не менее, государство дает кое-какие гарантии пенсионерам, и по факту минимальная величина пенсии существует. Пусть и с некоторыми оговорками:

  • минимальный размер пенсии приравнивается к прожиточному минимуму;
  • прожиточный минимум свой в каждом регионе;
  • если пенсия не дотягивает до прожиточного минимума, к ней добавляется доплата (от региона или от РФ).

Итак, ключевой показатель – это прожиточный минимум пенсионера. Но и тут есть тонкости: в течение года прожиточный минимум рассчитывается 4 раза (по итогам каждого периода), но то, что платят пенсионерам – совсем другая цифра.

Каждый год в четвертом квартале каждый регион принимает закон, который называется примерно так: «О величине прожиточного минимума для пенсионеров в …, применяемой для установления социальной доплаты к пенсии на … год». То есть, это не прожиточный минимум за квартал, а особая величина. В этом есть свой плюс: если в следующем квартале прожиточный минимум насчитают в меньшем объеме, на минимальную пенсию это не повлияет.

Мы уже подробно рассматривали процедуру расчета прожиточного минимума пенсионера. Если кратко, то он теперь зависит от прожиточного минимума пенсионера в целом по России – который рассчитывается уже Росстатом, исходя из среднего уровня цен на продукты по России. И в этом тоже есть свои плюсы: регион больше не может самовольно занижать прожиточный минимум (то есть, пенсии), а должен оглядываться на общероссийский уровень.

На 2020 год прожиточный минимум для пенсионеров установлен в таких размерах:

  • в целом по России – 9 311 рублей;
  • самый высокий – в Чукотском автономном округе, 19 000 рублей (но сумма не менялась в 2020 году);
  • самый низкий – в Чувашской Республике, 7 953 рубля.

Но и тут есть нюансы: в Москве официально прожиточный минимум для пенсионера составляет 12 578 рублей, но столько получают только те, кто прожил в столице менее 10 лет. Те же пенсионеры, кто живет в Москве давно, получают городской социальный стандарт в размере 19 500 рублей.

Интересно, что сразу за пределами Москвы – в Подмосковье – прожиточный минимум составляет 9 908 рублей, эта сумма сохранилась с 2019 года, а никаких повышенных выплат там нет.

Социальные доплаты к пенсиям

Обычная страховая пенсия по старости в России рассчитывается как сумма двух величин:

  • стоимость пенсионных баллов (индивидуальных коэффициентов) – каждый в 2020 году стоит 93 рубля;
  • фиксированная выплата к пенсии – в этом году она равна 5 686,25 рублей.

Но у всех ситуации разные – многие работали с низкой зарплатой или неофициально (или это домохозяйки – которые работали недолго), и итоговая величина пенсии будет ниже прожиточного минимума. Например, если человек накопил 20 баллов, его пенсия будет составлять 7 546,25. А если он живет, скажем, в Брянской области с прожиточным минимумом 9 120 рублей – то как быть?

Все просто, с 2010 года в таких ситуациях к пенсии прибавляется социальная доплата. Это не какая-то зафиксированная навечно цифра – а просто рассчитанная математически разница между прожиточным минимумом и расчетной пенсией (включая другие доплаты). То есть, в нашем примере пенсионер будет получать 7546,25 рублей пенсии и 1573,75 рубля социальной доплаты.

Социальная доплата может приходить из двух источников:

  • федеральная социальная доплата – ее платит государство, если прожиточный минимум в регионе ниже, чем в целом по России (как в той же Брянской области – 9120 меньше, чем 9311 рублей);
  • региональная социальная доплата – ее платит регион, если прожиточный минимум в нем выше, чем в целом по РФ (как, например, в Москве – даже «обычный» прожиточный минимум там равен 12578 рублей, что больше 9311 рублей).

Следующая хитрость социальной доплаты к пенсии – то, как она рассчитывается. Из прожиточного минимума вычитают все, что получает пенсионер от государства:

  • собственно пенсия;
  • ежемесячная денежная выплата (актуально для инвалидов, ветеранов и других федеральных льготников);
  • другие социальные выплаты (кроме единоразовых);
  • субсидии за услуги ЖКХ;
  • монетизация льгот, и т.д.

Если говорить проще, то с учетом всех выплат пенсионер все равно будет получать прожиточный минимум – просто сумма социальной доплаты в общей выплате будет меньше. А если со всеми доплатами общая сумма будет больше прожиточного минимума, никакой социальной доплаты пенсионеру уже не полагается.

И еще одна несправедливая норма – если пенсионер работает, то на социальную доплату к пенсии он может не рассчитывать, ее начислят только когда он уволится с работы.

Индексация, или почему минимальную пенсию почти никто не получает

До 2019 года ежегодная индексация пенсий для всех пенсионеров проводилась по одним правилам – стоимость пенсионных баллов и фиксированная выплата просто увеличивались на процент индексации. Например, в начале 2019 года пенсии проиндексировали на 7,05% – или почти на 1000 рублей относительно средней пенсии.

Но на практике тогда оказалось, что некоторые пенсионеры остались за бортом индексации: увеличились лишь их расчетные пенсии, тогда как фактические суммы выплат выросли на 1-2% – как прожиточный минимум в регионах. Другими словами, при увеличении расчетной пенсии на 400-500 рублей социальные доплаты уменьшились на ту же величину.

Решение нашел президент России – он объявил о новых правилах индексации. Заработали они только с середины 2019 года, но теперь можно сказать, что почти никто в России не получает минимальную пенсию. Все дело в процедуре новой индексации:

  1. сначала рассчитывается сумма индексации . Например, при расчетной пенсии в размере 7546,25 рублей индексация в 2020 году составила 498,05 рублей (6,6%);
  2. потом пенсия увеличивается до прожиточного минимума. То есть, на примере Брянской области пенсионеру прибавляют 1573,75 рубля социальной доплаты, и получают 9120 рублей;
  3. к полученной сумме прибавляют рассчитанную индексацию . В итоге общая сумма выплаты составит 9618,05 рублей.

То есть, сумма пенсии с учетом новых правил индексации выросла не особо сильно – но зато это не минимальная пенсия. Более того, теперь пенсия у всех таких пенсионеров будет разной – у всех разные суммы расчетной пенсии, а индексация считается именно от нее.

Когда в 2019 году в России увеличивали пенсионный возраст, то в этот закон сразу включили размер индексации пенсий вплоть до 2024 года. То есть, зная свою расчетную пенсию, теперь можно понять, какая сумма индексации будет каждый год к ней прибавляться:

  • в 2021 году – 6,3%;
  • в 2022 году – 5,9%;
  • в 2023 году – 5,6%;
  • в 2024 году – 5,5%.

Цифры были подобраны так, чтобы каждый год среднестатистическая пенсия в России увеличивалась на тысячу рублей. Но тех, кто живет на минимальную пенсию, это, увы, не касается. Их пенсии зависят, в первую очередь, от прожиточного минимума, который зависит от уровня цен на основные товары в регионе и в целом по России.

С этой системой случаются курьезные (а на самом деле – грустные) истории о том, как пенсионеру прибавляют с начала года 1 рубль. Дело в том, что когда расчетная пенсия превышает прожиточный минимум – даже на 1 рубль – пенсионер теряет право на эту схему индексации, и до следующего повышения пенсии ему ждать еще целый год.

Другие виды пенсий

Рассмотренные выше правила касаются ситуаций, когда человек получает именно страховую пенсию – они пока самые распространенные. Но многие получают и другие пенсии:

  • социальные – если для выхода на страховую пенсию не хватило пенсионных баллов или стажа;
  • государственные – их получают отдельные категории получателей (пострадавшие от аварии на ЧАЭС, летчики-испытатели, космонавты, федеральные чиновники);
  • военные – они выплачиваются по отдельной системе в зависимости от суммы денежного обеспечения при увольнении.

Минимальная социальная пенсия устанавливается каждый год в конкретном размере.

В 2020 году пенсии были проиндексированы сразу на 6,1% (годом ранее было 2%) и составили:

  • социальные пенсии по старости – 5606,15 рублей в месяц;
  • детям-инвалидам и инвалидам с детства 1 группы – 13454,64 рублей в месяц;
  • инвалидам 1-2 групп – 11212,36 рублей в месяц;
  • инвалидам 3 группы – 4765,27 рублей в месяц.

Пенсионеры, получающие социальную пенсию, получают также и социальные доплаты к ней до величины прожиточного минимума – если сумма пенсии меньше него. По сути, правила те же, что и для получателей страховых пенсий, только без особого порядка индексации. При этом если пенсионер устраивается на работу, он не получает не только доплату, но и всю социальную пенсию – ее платят лишь тем пенсионерам, которые не работают.

Государственные пенсии по старости назначаются пропорционально социальным пенсиям – от 125 до 300% от суммы социальной пенсии. Соответственно, правила касательно доплат до прожиточного минимума распространяются и на эти пенсии: если 125% от 5606,15 – это 7007,69 рублей, то тут полагается социальная доплата, а если это 300% – то к 16818,45 рублям доплата будет разве что в Чукотском АО.

Что касается военных пенсий, в соответствующем законе говорится, что минимальный размер пенсии по выслуге лет равен социальной пенсии (то есть, 5606,15 рублей в месяц), а если это пенсия по инвалидности – то до 300% от социальной пенсии. При этом порядок расчета военных пенсий такой, что прожиточный минимум там будет точно (иначе не будет при выслуге в 20 лет).

Пенсии по инвалидности и потере кормильца рассчитываются по тем же принципам – в зависимости от того, является пенсия социальной, страховой или государственной.


Прожиточный минимум пенсионера, который в конце года устанавливают власти каждого региона, по сути, представляет собой минимальный размер пенсии неработающих пенсионеров (с некоторой оговоркой).

Кому платят

Всем неработающим пенсионерам, проживающим в РФ, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания, устанавливается федеральная (ФСД) или региональная (РСД) социальная доплата к пенсии до величины ПМП, установленного в регионе проживания пенсионера.

То есть, социальную доплату назначат если пенсионер:

  • неработающий;
  • малоимущий;
  • проживает в РФ.

ФСД или РСД

Федеральная социальная доплата выплачивается территориальными органами ПФР и устанавливается в случае, если общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в регионе проживания, которая, в свою очередь, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ.

То есть ФСД платят, когда региональный ПМП ниже федерального (жить в регионе дешевле, чем в среднем в России).

Региональная социальная доплата выплачивается органами социальной защиты региона в случае, если прожиточный минимум пенсионера в субъекте РФ выше, чем аналогичный показатель по РФ, а общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру ниже регионального ПМП.

То есть РСД платят, когда региональный ПМП выше федерального (жить в регионе дороже, чем в среднем в России).

Как считают доход

При подсчете общей суммы материального обеспечения неработающего пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат:

  • пенсий, в том числе в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий;
  • срочной пенсионной выплаты;
  • дополнительного материального (социального) обеспечения;
  • ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);
  • иных мер социальной поддержки, установленных законодательством субъектов РФ в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).

Кроме того, при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются денежные эквиваленты предоставляемых ему мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, жилых помещений и коммунальных услуг, проезда на всех видах пассажирского транспорта, а также денежные компенсации расходов по оплате этих услуг.

Индексация

С 1 января 2020 года страховые пенсии по старости проиндексированы на 6,6 %.

Раньше процесс назначения социальной доплаты происходил так: пенсию индексировали. и если она не дотягивала до ПМП, давали доплату.

С 2019 года правила поменялись. Теперь сначала рассчитывают доплату (до индексации), а потом уже индексируют пенсию и прибавляют к ней рассчитанную доплату. То есть теперь минимальная пенсия всегда будет превышать ПМП. На сколько – зависит от размера пенсии.

В этой статье мы не будем подробно останавливаться на вопросе новой системы доплат. Расскажем об этом подробно в следующем материале.

Сколько платят

Мы подготовили для вас таблицу, в которой представлен размер прожиточного минимума пенсионера за 2020 год, а также (для сравнения) его прошлогодний и позапрошлогодний размер.

Из таблицы вы увидите, на сколько вырос прожиточный минимум пенсионера в вашем регионе за 1 год (с 2019 до 2020) и за 2 года (с 2018 до 2020).

вашем регионе за 1 год (с 2019 до 2020) и за 2 года (с 2018 до 2020).

Наименование субъекта РФ

Величина ПМП в субъекте РФ в 2020 году

Величина ПМП в субъекте РФ в 2019 году

Величина ПМП в субъекте РФ в 2018 году

Прирост ПМП за 1 год (с 2019 до 2020)

Прирост ПМП за 2 года (с 2018 до 2020)

В целом по Российской Федерации

9 311

8 846

8 726

465

585

Центральный федеральный округ

8 016

0

9 120

597

9 077

551

8 750

0

8 978

402

9 303

595

8 967

337

8 600

0

8 620

0

8 744

14

8 694

126

9 460

635

8 241

430

9 302

456

9 310

652

8 646

483

12 578

464

9 908

0

Северо-Западный федеральный округ

11 840

2 994

11 534

792

10 955

697

17 956

0

9 572

726

9 658

812

9 514

668

9 247

401

14 354

1 680

9 423

577

9 529

723

Северо-Кавказский федеральный округ

8 680

0

8 846

0

9 598

752

8 846

0

Республика Северная Осетия-Алания

8 455

0

9 035

300

8 297

0

Южный федеральный округ

8 138

0

8 242

161

9 258

601

8 969

617

8 569

0

8 736

248

8 912

542

9 597

755

Приволжский федеральный округ

8 645

0

Республика Марий Эл

8 380

189

8 522

0

8 232

0

8 502

0

7 953

0

8 511

37

8 689

587

8 252

0

8 404

0

8 777

238

8 690

277

8 278

0

8 574

100

Уральский федеральный округ

8 750

0

9 311

465

9 250

404

8 691

0

12 730

554

13 510

85

Сибирский федеральный округ

8 753

41

9 207

361

8 846

0

8 975

193

8 894

225

10 039

1 193

9 497

656

8 387

0

9 487

673

8 480

0

9 546

751

9 829

983

Дальневосточный федеральный округ

Республика Саха (Якутия)

14 076

125

17 011

0

13 720

144

10 775

767

11 799

904

10 018

1 172

16 756

33

15 943

483

12 333

0

11 709

2 543

19 000

0

9 311

465

Кому сколько прибавили

Как видно из таблицы, во многих регионах малоимущие пенсионеры не получат никакой прибавки, По мнению региональных властей, за год жизнь не подорожала и прожиточный минимум пенсионера в 2020 году установлен на уровне прошлого года.

Более того, в некоторых регионах ПМП не повышался уже 2 года. При этом есть регионы, в которых прожиточный уровень пенсионера стоит на месте уже 3 – 4 года.

Так, например, в Татарстане последний раз рост ПМП наблюдался в 2017 году. А в таких регионах как Белгородская область, Адыгея, Удмуртия, Чукотский округ ПМП не растет с 2016 года.

То есть за 4 года жизнь для пенсионеров там ни йоту не подорожала?

Самую большую доплату к пенсии в 2020 году получат малоимущие пенсионеры Республики Карелия. В 2020 году ПМП там вырос сразу почти на 3 000 рублей. Большой рост также зафиксирован в Еврейской АО - на 2,5 тыс. рублей.

Отметим, что эти регионы ранее были названы в числе тех, где пенсионерам недоплачивают из-за того, что власти устанавливали ПМП ниже фактической среднегодовой величины.

Только еще несколько дней мы даем вам полгода доступа к нашей подписке бесплатно. Кроме 107 записей экспресс-семинаров, вам бесплатно будут доступны 15 онлайн-курсов (некоторые дают сертификат ИПБ России) и несколько инструментов для бухгалтеров. Оставляйте свои контакты ниже, менеджер свяжется, чтобы предоставить доступ:

На самом деле пенсионных «миров» может быть не два, а больше — зависит от критерия оценки. Два — это если отталкиваться от источников финансирования. Если же вспомнить о теме думского заседания — возрасте выхода на пенсию, то он даже в случае принятия законопроекта в его нынешнем виде не станет единым для всех. Тут остаются две параллельные «вселенные» — «досрочники» и те, кто будет идти общим порядком. В числе первых — работающие во вредных и тяжелых условиях, подвергшиеся воздействию радиации и те, чьи пенсии назначаются по социальным мотивам.

Если же избрать иной критерий, например методологию расчета пенсий, «миров» станет уже три: пенсии социальные, страховые и так называемые пенсии по гособеспечению.

Социальные пенсии, по сути, являются не столько пенсиями, потому что никак не зависят от стажа работы, размера оклада и прочих критериев, сколько пособиями — за некий социальный статус их получателя. Например, пенсии ветеранам ВОВ, «чернобыльцам», матерям, имеющим пятерых и более детей, и т.д.

Размеры страховых пенсий, напротив, тесно увязаны с тем, сколько и где работал человек. У страховых пенсий самая многочисленная группа получателей — по данным ПФР, 31,4 млн из 43,5 млн человек, официально числящихся пенсионерами.

И, наконец, есть группа россиян, выходящих на пенсию с госслужбы — гражданской или военной. Собственно, это и является условием получения такой пенсии. Размер ее зависит от стажа (выслуги лет), оклада (вознаграждения), а также еще от ряда факторов (например, от условий и вредности работы, наличия профзаболеваний и т.п.).

Проблема, однако, в том, что ни в жизни, ни на бумаге картина не предстает в столь ясном и четком виде. Взять, к примеру, закон о госслужбе (№ 79 от 2004 года), в котором прописаны условия и правила пенсионного обеспечения всех госслужащих. В нем зафиксированы пять видов пенсий. Первый — за выслугу лет: право на него получают федеральные госслужащие (гражданские и военные), летчики-испытатели и космонавты. Здесь от стажа госслужбы зависит увеличивающий размер пенсии коэффициент (на 150–250 процентов). Второй вид — пенсия по старости, на которую вправе рассчитывать пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф. Третий — пенсия по инвалидности: для военнослужащих, участников ВОВ, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, а также космонавты. Четвертый — «по случаю потери кормильца» (для членов семей военнослужащих, космонавтов или пострадавших от радиационных и техногенных катастроф). И, наконец, пятый вид пенсии по гособеспечению — социальная, которая, как прописано в законе, также имеет множество вариантов (в зависимости от социального статуса получающего) и назначается нетрудоспособным гражданам. Вывод: некоторые категории госслужащих имеют право на несколько видов пенсий и даже на право выбора между ними.

Но и это не предел! В деле начисления пенсии как никогда важны детали, от которых зависят те или иные прибавки, коэффициенты и т.п., увеличивающие размер пособия. Некоторые категории госслужащих еще в далекие 90-е обзавелась «персональными» пенсионными законами, в которых такие «детали» прописаны особо.

Единообразия, опять же, никакого: даже внутри одной категории, например военных и силовиков, нюансы расчетов приводят к тому, что один и тот же чин в армии и в спецслужбах получает разные пенсии, по размеру отличающиеся в разы.

По случаю и за заслуги
Цифра
Разница в размерах выплат по разным категориям пенсий впечатляет

В тысячах рублей 2016 2017 2018

Средний размер пенсий

По России 12 080,9 17 423,6 13 323,1

По старости 12 830,4 18 172,5 14 151,6

По инвалидности 8040,1 13 253,7 8807,4

По случаю потери кормильца

(на каждого нетрудоспособного

члена семьи) 7924,9 13 175,7 8875,7

Пострадавшим от радиационных

и техногенных катастроф 10 766,7 16 261,1 11 863,2

госслужащие 17 186,4 22 500,8 18 709,7

(из числа пенсионеров-космонавтов) 446 260,3 451 872 463 407,7

Летчики-испытатели 85 736,2 94 308,4 91 845

Социальные 8302,4 13 644,4 8806,6

И это не говоря о том, что для этой категории госслужащих помимо общих для всех законов «О госслужбе» и «О государственном пенсионном обеспечении в России» (ФЗ-166) действует еще и специальный закон № 4468-I (от 1993 года, отредактированный в 2017-м) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей». Этот закон касается и сотрудников ФСБ, хотя они в заглавии и не упомянуты. Однако конкретные детали начисления пенсий работникам спецслужб прописаны в специальном приказе ФСБ России № 87 (от 2017 года). Из него, в частности, можно узнать, что при назначении пенсии учитываются оклад по последней воинской должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячная надбавка за выслугу лет, указанные в денежном аттестате, а также условия работы (например, если довелось служить на Крайнем Севере).

Позаботились о себе почти все категории госслужащих и лица, замещающие госдолжности: есть законы «О статусе депутатов и членов СФ», «О статусе судей» и т.п., не говоря уже о многочисленных подзаконных актах. Да и в регионах про проблему пенсионного обеспечения местных и муниципальных властей также не забыли.

Размер имеет значение

По такому параметру, как величина выплат, пенсионных миров можно насчитать уже с десяток. Разница — в методике расчетов — наличии всякого рода добавок, повышающих коэффициентов и т.п., но самое главное — в соотношении величины пенсии и утраченного заработка: где-то пенсия не дотягивает до 40 процентов от бывшей зарплаты, а где-то превышает 75 процентов.

О «золотых парашютах» VIP-персон из числа властей предержащих всех уровней и мастей написано немало. Достаточно сказать, что в 2015 году ОНФ провел специальное изыскание на эту тему. Правда, касалось оно только глав регионов, да и то не всех. Выяснилось, что не деньгами едиными ответственные лица обеспечены: ну что такое сохранение в виде пенсии 70–80 процентов от денежного содержания экс-губернатора по сравнению с возмещением расходов на курорты и пансионаты, услуги охраны, правом пользования VIP-залами в аэропортах и на вокзалах, не говоря уже о личном шофере и машине, да еще и при условии, что всем этим великолепием вправе пользоваться не только сам отставник, но и члены его семьи? И все — по закону.

Доходило до скандалов, когда доплаты к пенсиям (от 40 до 110 тысяч рублей в среднем) бывшее руководство получало, имея судимость, отбывая наказание в колонии или даже покинув родину и устроившись за границей. Случались и парадоксы, когда муниципальный бюджет оказывался в дефиците, как, например, в Улан-Удэ, где три года назад было «минус 776 млн рублей» в местном бюджете, но на доплаты к пенсиям местного руководства было потрачено 13 млн рублей.

Как выясняется, нехватка денег — вовсе не аргумент, чтобы отказаться от «золотых парашютов». «Огоньку» попалось апелляционное определение Верховного суда России от 6 июля 2016 года за номером 83-АПГ16–3. Это ответ по жалобе Совета народных депутатов города Сельцо Брянской области на решение Брянского облсуда. Если кратко, то прокуратура области ратовала за интересы жителей города Сельцо, где дотационный муниципальный бюджет выживал только за счет региональных субсидий, так что выплата повышенной пенсии бывшему главе муниципалитета была расценена как прямой путь к росту долга со всеми вытекающими последствиями. Брянский суд с такой аргументацией согласился, Верховный — нет, заявив, что «органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей». Получается, в мире госслужбы жить по средствам не так уж и важно?

Понятно, что власть всех уровней хотела бы погасить недовольство обывателей. Этим, наверное, объясняется призыв главы генсовета «Единой России» Андрея Турчака к депутатам и сенаторам, прозвучавший накануне обсуждения в Думе: отменить их пенсионные преференции. Депутаты (устами Раисы Кармазиной) выдвинули встречное предложение — лишить надбавок чиновников правительства. На том обмен мнениями и завершился. Впрочем, если бы вдруг оба предложения были приняты, это хотя и дало бы существенную экономию средств госбюджета, но не изменило бы ситуацию в корне. Ведь категория «лица, замещающие госдолжности» — одна из малочисленных, хотя и самая высокооплачиваемая. Речь о руководстве страны, судьях, полпредах президента, послах и т.д. Тут и доходы немалые — у премьера, его замов и членов правительства, например, среднемесячная получка колеблется в районе 500–700 тысяч рублей. А так как надбавки к будущей пенсии напрямую зависят от величины оклада и выслуги лет, то можно представить, какие суммы получают на руки эти «лица».

Иное дело — гражданские госслужащие, которых в разы больше, но и пенсии их существенно ниже. Для них, кстати, правила получения пенсионных надбавок были ужесточены год назад: начато поэтапное увеличение выслуги лет (до 20): теперь 15 лет стажа дают право на получение пенсии в 45 процентов от заработка, а за каждый последующий год стажа — еще по 3 процента от зарплаты. При этом предел, как записано в законе,— 75 процентов от зарплаты. Ну как тут не вспомнить слова главы Счетной палаты Алексея Кудрина, ратовавшего с думской трибуны за то, чтобы реальный размер пенсии соответствовал хотя бы 40 процентам от утраченного заработка? Иными словами, для большинства отечественных пенсионеров такая планка — предел мечтаний, тогда как госслужащий может рассчитывать и на большее за куда меньшее время работы. Да и средний размер пенсии федерального гражданского госслужащего и так выше среднероссийской — 18 709 рублей против 13 323.

Исключений больше, чем правил
Досье
Около четверти россиян по действующему ныне законодательству попадают в спецкатегории и могут претендовать на льготы, доплаты и досрочный выход на пенсию

В тысячах человек

Численность официально работающих граждан 72 286

Гражданские госслужащие 2173

Лица, замещающие госдолжности 758

Нацгвардия около 400

Работники горячих цехов и с вредными условиями труда 1800

Работающие в тяжелых условиях труда 2800

Могущие претендовать на пенсионные льготы по социальным мотивам (женщины, родившие 5 и более детей, женщины, воспитавшие ребенка-инвалида до 8 лет, инвалиды по зрению 1-й группы и т.д.) 1340

Работающие в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним 2900

Педагогические, медицинские и творческие работники 1775

Итого льготников, «досрочников» и спецкатегорий 16 724

Источник: Росстат, militaryarms.ru, pravda.ru, данные Минтруда

Не удивительно, что армия желающих поработать на государство в последние годы растет — привлекают размеры не только зарплат, но и пенсий, поскольку заметно выросли и те, и другие. Гражданские госслужащие, пояснил «Огоньку» директор Центра технологий государственного управления Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Владимир Южаков, давно ратовали за повышение своего пенсионного возраста и относительно недавно обрели желаемое: теперь оставаться на госслужбе можно до 65 лет, а в особых случаях — до 70 лет.

Социальные пенсии вообще поражают разнообразием цифр. Если средний размер социальной пенсии составил в прошлом году 8,8 тысячи рублей, то пенсия участнику ВОВ — 34,3 тысячи, а с дополнительной ежемесячной помощью — 40,3 тысячи рублей. Так называемых федеральных льготников (в эту категорию попадают инвалиды, ветераны боевых действий, граждане, подвергшиеся воздействию радиации, Герои СССР, России и Соцтруда и т.д.) ни много ни мало — 15,4 млн человек, и по каждому своя методика расчета пособия. А еще 3,9 млн ежемесячно получали социальную доплату к пенсии по 1900 рублей, чтобы уровень последней поднялся до прожиточного минимума пенсионера (в прошлом году таковой был равен 8540 рублей), то есть почти 4 млн россиян получали пенсию размером чуть больше 6,5 тысячи рублей в месяц.

Один на оба ваших дома

Управиться с таким разливом проще, чем разобраться с начислением пенсий

Возможно ли повышение размера страховых пенсий? Хотя бы до 40 процентов от утраченного заработка? Авторы нынешней реформы утверждают, что да, это, мол, и является одной из целей повышения пенсионного возраста. А вот по словам проректора по развитию Академии труда и социальных отношений Александра Сафонова, они лукавят: искомая цифра 40 процентов будет доступна только для зарплат в 62 500 рублей и ниже (до 780 тысяч в год). Более высокие оклады сулят их получателям куда меньший, чем 40, процент для пенсии. Это позволяет балансировать системе страховых пенсий, ведь страховые взносы по-прежнему перераспределяются между получателями страховых пенсий. В противном случае россиянин, зарабатывающий меньше МРОТ, смог бы накопить себе на пособие по старости только через 128 лет.

Но еще важнее ответ на вопрос: откуда взять денег на выплату всего многообразия существующих пенсий и социальных пособий? Сторонники повышения пенсионного возраста упирают на то, что число пенсионеров растет, количество трудового населения уменьшается, а из федерального бюджета приходится выделять все больше средств в ПФР. Что ж, на первый взгляд все верно — и с демографией проблемы, и цифры бюджетных трансфертов в ПФР растут. Но дьявол, как известно, в деталях.

Например, трансфертов два. Первый — средства, направляемые на исполнение государством его социальных обязательств (например, соцпенсий или материнского капитала) и на выплату «пенсий по гособеспечению». Второй — деньги, идущие на выплату страховых пенсий. Вот второе и есть та самая дыра в бюджете ПФР, на закрытие которой и направлена в том числе нынешняя реформа. Но парадокс: дыра-то, оказывается, не растет, а, если верить статистике, даже затягивается в силу того, что растут поступления от уплаты россиянами страховых взносов. В прошлом году, если полагаться на слова статс-секретаря — замминистра труда и социальной защиты Андрея Пудова, таковых удалось собрать почти на 4,5 трлн рублей. В правительстве это знают, поэтому и трансферт из бюджета на выплату страховых пенсий закрепили в размере 1 трлн рублей сразу на ближайшие три года — перспектива ведь понятна. А одна из причин, по которой ПФР не удается собрать всю нужную сумму страховых взносов, заключается в немалом числе льготников «по отраслям», которые платят уменьшенные страховые взносы или же не платят вовсе. Иными словами, государство само сократило приток средств в ПФР и теперь вынуждено за это расплачиваться.

Между тем рост бюджетных трат и без того неизбежен — увеличиваются соцобязательства самого государства и пенсии госслужащим. Намного? Примерно по 100–200 млрд рублей в год: в 2017-м — 3,7 трлн рублей, в 2019 году ожидается, что эта цифра превысит 4 трлн рублей. Можно ли сократить этот рост? Можно, но уж точно не путем повышения пенсионного возраста, а за счет сокращения штата госслужащих, размеров их пенсий и уменьшения соцобязательств государства. На что власть вряд ли пойдет.

В контексте сказанного разнобой в финансировании пенсий показателен — и тут два разных мира. Страховые пенсии финансируются прежде всего за счет оплаты страховых взносов в 22 процента от зарплаты, а недостающее, равно как и средства на выплату пенсий госслужащим и социальных пенсий, дает федеральный бюджет. Но откуда он берет деньги? В прошлом году свыше 60 процентов бюджетных доходов составили нефтегазовые, то есть в первую очередь налоги с граждан и бизнеса.

Получается, что прямо или косвенно, а пенсии всех типов и видов финансируют бюджетники, работники коммерческого сектора и бизнес. Занятный штрих: как пояснил «Огоньку» Александр Сафонов, государство, по сути, перекладывает из одного кармана в другой, выплачивая из бюджета зарплаты госслужащим и собирая с них потом налоги и выплаты для последующего возврата им же в виде тех же зарплат и пенсий. Замкнутый круг. К тому же, по его словам, власть по-прежнему не проронила ни слова о том, как намеревается уменьшить теневую занятость. «В тени» же сегодня находится порядка 20 млн россиян — их страховых взносов хватило бы на обнуление трансфертов в ПФР. Но вывод бизнеса и граждан «из тени» требует масштабной реформы и единого подхода. А с последним, судя по множественности пенсионных миров,— проблема.


Тема данной статьи – размер минимальной пенсии по старости. Рассказывается о том, каков ее размер, что такое прожиточный минимум, каким образом он устанавливается в каждом субъекте Российской Федерации и каким образом эта величина связана с минимальной планкой пенсионной выплаты.

Минимальная пенсия по старости с 1 января 2020 года и новая социальная доплата к пенсии по регионам

Для информации приводится таблица по регионам, в ней указан уровень прожиточного минимума. Разъясняется вопрос, что такое социальная доплата к пенсионному пособию и как она устанавливается, и кто получает пенсию минимального размера, а также затрагивается актуальная тема индексации соцвыплат.

Пенсионное обеспечение по старости в РФ бывает трех видов:

  • страховое;
  • социальное;
  • государственное.

Каков минимальный размер пенсии по старости – рассказано ниже.

Что такое прожиточный минимум пенсионера и как он связан с минимальной пенсией?

Прожиточный минимум определяется, как сумма двух составляющих:

  • наименьшая стоимость продуктовой корзины на месяц;
  • стоимость минимума прочих услуг на тот же период времени.

Стоимость набора продуктов и услуг различается для разных регионов, поэтому величина прожиточного минимума будет также разниться от одного субъекта Федерации к другому. Региональным администрациям дано право самостоятельно устанавливать эту планку.

Считается, что эта сумма позволяет обеспечить проживание человека, но в современных условиях это, скорее, условная величина, от которой отсчитываются другие социальные пособия. В том числе от этой величины зависит наименьшее соц пособие по региону – она не может быть ниже этого порога. Фактически, прожиточный минимум и есть размер минимального пособия по старости.

Важно! Если пособие пенсионера не дотягивает до величины низшего порога, гражданин имеет право на получение доплаты в размере разницы.

Величина прожиточного минимума пенсионера на 2020 год

Величина прожиточного минимума для различных субъектов Федерации приведена в таблице:

Субъект Федерации, область Прожиточный минимум для региона, тыс. руб.
Мурманская 8,84
Коми 7,798
Архангельская 8,603
Хабаровский край 8,012
Томская 6,298
Москва 8,502
Санкт-Петербург 6,258
Иркутская 6,726
Красноярский край 6,235
Вологодская 6,316
Тульская 6,31
Нижегородская 5,592
Татарстан 6,621
Приморский край 7,818
Новосибирская 6,681
Кемеровская 6,017
Астраханская 5,382
Свердловская 6,354
Ярославская 6,252
Челябинская 6,215
Самарская 5,941
Белгородская 5,76
Калужская 6,13
Тверская 6,225
Тюменская 5,882
Пермский край 6,136
Псковская 6,344
Башкирия 6,07
Омская 5,932
Ульяновская 6,01
Ивановская 6,078
Ростовская 6,35
Липецкая 6,1
Удмуртия 5,73
Саратовская 5,42
Тамбовская 4,802
Брянская 5,648
Воронежская 6,039
Краснодарский край 6,312
Калининградская 6,354

Из таблицы следует, что величина низшего порога от субъекта к субъекту может различаться более, чем в полтора раза.

Социальная доплата до прожиточного минимума в 2020 году

В соответствии с ч. 4 и 5 ст. 12.1 закона № 178-ФЗ, малообеспеченным пенсионерам назначается федеральная либо региональная социальная доплата до прожиточного минимума. Цель ее: обеспечить, чтобы материальное обеспечение неработающего пенсионера было не ниже минимального размера пенсии в регионе.

С 1 января 2020 года вместо федеральной социальной доплаты к пенсии, которую с 2016 года выплачивает Пенсионный фонд, будет региональная. Финансировать её будут уже органы социальной защиты населения и с участием средств регионального бюджета.

Размер такой доплаты (СД) рассчитывается по следующей формуле:

где ПМП — региональный прожиточный минимум пенсионера, а МО — общее материальное обеспечение гражданина.

При подсчете общей суммы материального обеспечения неработающего пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат:

  1. Пенсии, в том числе страховая пенсия по старости с учетом фиксированной выплаты к ней, накопительная пенсия и т.д.;
  2. Срочная пенсионная выплата;
  3. Дополнительное материальное (социальное) обеспечение;
  4. Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), в том числе входящий в ее состав набор социальных услуг (НСУ);
  5. Иные меры поддержки в денежном выражении (кроме единовременных): компенсации по оплате телефона, жилого помещения, коммунальных услуг, проезда на всех видах транспорта и т.д.

Кроме того, при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются денежные эквиваленты предоставляемых ему мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, жилых помещений и коммунальных услуг, проезда на всех видах пассажирского транспорта, а также денежные компенсации расходов по оплате этих услуг.

Поскольку данный вид выплаты положен только неработающим пенсионерам, то в случае трудоустройства граждане во избежание необоснованного установления выплаты должны незамедлительно проинформировать Пенсионный фонд.

В связи с изменением величины прожиточного минимума пенсионера с 2020 года лицам, которым установлена выплата, дополнительно обращаться в территориальный орган ПФР не требуется. Перерасчет будет произведен в беззаявительном порядке.

Важно! Работающим пенсионерам соцдоплата не предусмотрена, поэтому совокупный доход работающего пенсионера может быть ниже минимальной пенсии в России по старости.

В каких регионах будут назначать РСД в 2020 году

В настоящее время прожиточный минимум всегда устанавливают власти самого региона, если прожиточный минимум в регионе установлен меньше общероссийского, то социальная доплата неработающим пенсионерам выплачивается из федерального бюджета через ПФР. Если же прожиточный минимум выше общероссийского, тогда доплату к пенсии выплачивают уже из местного регионального бюджета.

В связи с этим не раз звучали претензии в намеренном занижении прожиточного минимума для пенсионеров в регионах, – ведь если его уровень будет выше российского, то местным властям придется доплачивать деньги уже из своего бюджета.

Теперь, после утверждения внесенных Минтрудом России предложений, регионы уже не смогут так явно влиять на расчеты.

Для неработающих пенсионеров с низкой пенсией это означает, что социальная доплата до уровня прожиточного минимума будет выше, поскольку им доплачивают разницу между доходами и установленным минимумом для пенсионера.

Назначение доплаты к пенсии

Конечно, это выгодно для пенсионеров с низкими доходами, особенно для тех регионов, где прожиточный минимум пенсионера в настоящее время особенно низкий, по сравнению с общероссийским. Обратите внимание, что в некоторых регионах произошло превышение уровня прожиточного минимума над общероссийским показателем, в этом случае социальную доплату будет выплачивать орган социальной защиты населения.

Если вы получаете такую доплату, и вашем регионе с 2020 года прожиточный минимум пенсионера стал больше суммы 9311 рублей, то следует получить консультацию в органах соцзащиты для продолжения выплат.

На сайте Пенсионного фонда РФ Красноярский край уже предупредил пенсионеров о необходимости подачи заявления в органы социальной защиты, именно они с 2020 года будут выплачивать региональную социальную доплату, также как и в:

  • Смоленской,
  • Новгородской,
  • Псковской,
  • Вологодской,
  • Калининградской,
  • Иркутской,
  • Новосибирской,
  • Омской,
  • Амурской областях,
  • республики Карелия,
  • Кабардино-Балкарской республики,
  • в Забайкальском крае,
  • Севастополе и
  • Санкт-Петербурге.

Если вы неработающий пенсионер, чей общий материальный доход прожиточного минимума пенсионера в регионе, то вы имеете право на социальную доплату до установленного уровня.

На 2020 год в целом по Российской Федерации прожиточный минимум пенсионера составляет 9 311 рублей,

  • в случае если прожиточный минимум в вашем регионе меньше этой суммы, то обращаться следует в Пенсионный фонд РФ,
  • если он выше этогозначения, тогда доплату устанавливает орган социальной защиты населения и обращаться нужно именно к ним.

Таблица региональных социальных доплат в 2020 году:
Субъект РФ, в котором в 2020 году будут назначать РСД для пенсионеров Сумма, до которой будут доплачивать (величина ПМП в регионе)
Амурская обл. 10021
Архангельская обл. 10955
Вологодская обл. 9575
г. Санкт-Петербург 9514
г. Севастополь 9597
Еврейская авт. обл. 11709
Забайкальский край 9829
Иркутская обл. 9497
Кабардино-Балкарская Респ. 9598
Калининградская обл. 9658
Камчатский край 16756
Красноярский край 10039
Магаданская обл. 15943
г. Москва 12578
Московская обл. 9908
Мурманская обл. 14354
Ненецкий АО 17956
Новгородская обл. 9423
Новосибирская обл. 9487
Приморский край 10775
Псковская обл. 9529
Респ. Карелия 11846
Респ. Коми 11534
Респ. Саха (Якутия) 14076
Сахалинская обл. 12333
Смоленская обл. 9460
Томская обл. 9546
Хабаровский край 10895
ХМАО-Югра 12730
Чукотский АО 19000
Ямало-Ненецкий АО 13510

В регионах, не указанных в таблице, в 2020 г. будут назначать федеральные доплаты. Их назначением и выплатой занимается Пенсионный фонд РФ. Получателям таких выплат ничего переоформлять не нужно.

Как получить региональную доплату пенсионерам в 2020 году

Региональная социальная доплата к пенсии (РСД) назначается только неработающим гражданам, чье материальное обеспечение ниже прожиточного минимума пенсионера в конкретном регионе.

Надбавки не назначаются автоматически — для этого нужно обращаться в соцзащиту и подавать заявление.

  • Если пенсионер уже получает РСД, заново подавать заявление не требуется — в 2020 году выплаты продолжатся. Если ПМП в регионе изменился, то и размер выплаты будет пересчитан автоматически.
  • Если же гражданин не получал такую доплату, а его обеспечение ниже значений, указанных в таблице, нужно обращаться в соцзащиту и писать заявление. В частности, это касается жителей тех 15 регионов, в которых с 1 января 2020 вместо федеральных доплат (ФСД) вводятся региональные.

  • Чтобы получать РСД уже с 1 января 2020 года, нужно подать заявление до конца 2019 года.
  • Если этого не сделать или сделать позже, то доплата будет назначена только с 1 числа следующего после подачи заявления месяца.

К примеру, если обратиться в соцзащиту в январе 2020 года, то РСД будет назначена только с 1 февраля. Соответственно, январская пенсия поступит без надбавки, то есть меньше, чем прожиточный минимум.

При подаче заявления при себе нужно иметь:

  • паспорт либо другой документ, удостоверяющий личность;
  • документ, подтверждающий сведения о месте жительства заявителя;
  • пенсионное удостоверение или иной документ, подтверждающий факт назначения пенсии;
  • трудовую книжку с указанием даты увольнения с работы.

Кто получает минимальный размер пенсии?

Минимальная страховая пенсия по старости или государственное соцпособие в большинстве случаев превосходит прожиточный порог. Поэтому пенсионное пособие в наименьшем размере перечисляется получателям социальной пенсии.

К этой категории относятся:

  • инвалиды;
  • те, кто во время трудовой деятельности не заработал достаточного количества баллов или минимальный стаж для пенсии по старости;
  • получатели пособия по потере кормильца.

Минимальный стаж для начисления пенсии по старости в 2020 году составляет 10 лет.

Индексация социальной пенсии в 2020 году

Законодательством предусмотрено ежегодное увеличение размера соцвыплат для компенсации инфляционных потерь. Фактически индексация зависит от общеэкономической ситуации в стране. Так, в относительно благополучные годы не редкостью была индексация более, чем на 10%. В 2020 году увеличение социальных выплат установлено в размере 2,0%.

Заключение

Сумма минимальной пенсии по старости в РФ привязана к прожиточному минимуму, который почти не зависит от инфляции и является достаточно условной величиной. Поэтому на сегодняшний день социальное пособие в большинстве случаев не обеспечивает минимальное физиологическое существование гражданина.

Читайте также: