На какой срок выдают водительское удостоверение пенсионерам

Учитесь управлять автомобилем или мотоциклом и задаётесь вопросом, на сколько выдаются водительские права? Или уже давно сдали экзамен в ГИБДД, но не имеете возможности посмотреть на свой документ и узнать, когда выходит срок его действия? Не переживайте: если вы помните, когда получили права, вы без труда сможете рассчитать, когда кончится ваше водительское удостоверение.

Срок действия водительских прав в России

Разберёмся, на какой срок выдается водительское удостоверение, опираясь на законодательство Российской Федерации, и как получить новые права вместо просроченных. Ничего сложного в этой процедуре нет: главное — не откладывать поездку в ГИБДД, если уже подошло время менять документы.

Итак, на какой срок выдаются водительские права в России? Чтобы ответить на этот вопрос, следует обратиться к закону, а именно — к приказу МВД РФ от 20 июля 2000 г. № 782. В этом документе значится, что водительское удостоверение выдаётся сроком на 10 лет. Впрочем, существуют случаи, когда замена производится раньше (о них написано ниже).

Также в законе прописано, что сотрудники ГИБДД не имеют право отказать «добровольцу», который решил обновить документ за 30 дней до окончания срока его действия.

Как известно, водительские права выдаются человеку после того, как он сдаст два экзамена в автошколе — теоретический и практический. Если ученик подтвердил знания ПДД и навыки управления транспортным средством, его направляют в ГИБДД, где он должен будет сфотографироваться.

Но на удостоверении присутствуют не только персональные данные и фото водителя, но и дата выдачи документа и день, когда его действие закончится. Так что если вы задумались, не пора ли менять права, просто посмотрите на свои (и не волнуйтесь: срок действия прав не зависит от их категории, вашего возраста и других факторов).

Российские водители могут не мучиться из-за частой смены документов, и это, конечно, радует. Но часто ещё и сбивает с толку — по крайней мере, тех, кто получил ещё и международные права помимо национальных. Люди забывают, что, хотя «внутренние» права РФ действительны 10 лет, международные нужно менять каждые 3 года.

А ещё от того, как давно вам выдали национальное удостоверение, зависит, сколько действуют и водительские права международные. Как только выходит срок национального документа, международное ВУ также становится недействительными, даже если не прошло еще трех лет после его получения.

Как получить новые права вместо устаревших

Логично предположить, что как только срок действия водительских прав в России заканчивается, гражданин должен будет получить новое удостоверение. Чтобы вам выдали права нового образца, нужно просто принести пакет документов и оплатить госпошлину (2 тыс. за пластиковые права без чипа и 3 тыс. рублей за новое ВУ с чипом – с 3.08.18). Список необходимых документов представлен ниже. Если вас попросят предоставить другие бумаги или пересдать теоретическую или практическую часть экзамена, который обычно проходят в автошколах, это повод обратиться с жалобой в вышестоящую инстанцию.

Обратите внимание, что ситуация, когда заканчивается срок действия водительского удостоверения, — не единственная, при которой требуется замена прав. В жизни человека может произойти немало событий, влияющих на актуальность документов.

Так, водителю необходимо прийти в ГИБДД за новыми правами, если он:

  • внёс коррективы в паспортные данные (это касается не только женщин, недавно вышедших замуж, но и тех, кто сменил имя, отчество, пол);
  • потерял старые права или они пришли в негодность;
  • получил гражданство Российской Федерации, а до этого пользовался ВНЖ;
  • произошли изменения здоровья (например, теперь вынужден постоянно носить очки).

Cобирать документы следует за 10–14 дней до того срока, когда удостоверение станет недействительным. В таком случае вы наверняка получите права вовремя. А вот если у вас украли удостоверение или вы уже сдали в ГИБДД старое, но ещё не успели получить новое, лучше не садиться за руль.

Документы, необходимые для замены прав

И вот срок годности водительских прав подходит к концу, и при этом вы хотите и дальше сидеть за рулём автомобиля или мотоцикла. Как уже было сказано выше, для получения новых прав необходимо собрать пакет документов. Однако в разных ситуациях от водителя требуется неодинаковое количество бумаг, среди которых обязательными являются:

  • паспорт гражданина РФ;
  • личная карточка водителя;
  • заявление;
  • квитанция, свидетельствующая об уплате госпошлины.

Если вы получаете новые права в связи с тем, что у ваших истек срок действия или изменились персональные данные, придётся принести их с собой. Это требование, естественно, не актуально для тех, кто потерял удостоверение или оно украдено. В случае если права сохранились, но утратили надлежащий вид, их тоже можно не прилагать к остальным документам.

Кстати, чтобы предоставить сведения о себе, не обязательно идти в ГИБДД. Если вам не требуется помощь сотрудника этой службы, можно просто перейти в соответствующий раздел на портале «Госуслуги». А при оплате госпошлины через этот сайт, можно получить еще и скидку 30%.

Замена водительского удостоверения и получение МВУ: Видео

Вот когда пожилые водители не смогут поменять водительские права на новый срок.


Все мы знаем, что водительские права в нашей стране выдаются, начиная с 18 лет, сроком на десять лет. По истечении этого срока водители обязаны обменять права на новые, пройдя обязательную медицинскую комиссию, включая посещение нарколога и психиатра. И если у вас нет проблем со здоровьем (отсутствуют противопоказания к управлению транспортным средством), вы не состоите на учете в наркологическом диспансере, а также у психиатра, то вам без проблем выдадут медсправку, которая необходима для замены прав.

В этом случае вам достаточно оплатить государственную пошлину, обратиться в ГИБДД или МФЦ (в Москве «Мои документы») с соответствующим заявлением, приложив действующую медицинскую справку с отметками психиатра и нарколога. Но что делать пожилым людям, у которых могут быть проблемы со здоровьем? Как поменять права водителям в возрасте?

В нашей стране, по сути, нет прямого запрета на управление автомобилем водителями пожилого возраста. За руль может сесть даже 80-90-летний человек. Единственное, у водителя не должно быть медицинских противопоказаний к управлению автомобилем, а также он не должен состоять на учете в наркологическом диспансере и у психиатра. То есть неважно, какой у вас возраст. Главное – это действующая медсправка, которая и дает вам право продлить водительское удостоверение на новый срок. Таким образом, получается, что в принципе по медицинским показаниям продлить права не получится не только у пожилых людей, у которых могут быть заболевания, препятствующие вождению автомобиля, но и у более молодых автолюбителей, которым по медпоказаниям запрещено садиться за руль.


Тем не менее пожилым людям получить медсправку об отсутствии противопоказаний немного сложнее. Ведь чем человек старше, тем больше у него может иметься различных хронических заболеваний. И, к сожалению, многие заболевания могут быть препятствием для управления автомобилем, поскольку в этом случае человек за рулем представляет реальную опасность для участников дорожного движения.

Естественно, при прохождении медицинской водительской комиссии внимание к пожилым людям намного больше. Правда, если речь идет о медицинской комиссии в государственных медицинских учреждениях. В коммерческих же медорганизациях пожилым людям пройти медкомиссию намного проще. Сами понимаете, что любая коммерческая организация заинтересована в выдаче максимального количества медсправок. Ведь для многих из них это, по сути, основной заработок.


Но это не означает, что пожилые водители имеют больше шансов пройти водительскую комиссию в коммерческих медцентрах. Не все так просто. Хотя доля правды в этом действительно есть. В обычной поликлинике такой пациент может и не пройти медкомиссию. Особенно по своему месту жительству (в своей районной поликлинике, в которой хранится медкарта водителя). Ведь в поликлинике по месту жительства врачи, которые будут освидетельствовать возрастного водителя, могут ознакомиться с медисторией водителя, обратив внимание на все имеющиеся у него хронические заболевания.

В этом случае если какие-то хронические заболевания не позволяют человеку садиться за руль, то, скорее всего, он не пройдет водительскую комиссию. В коммерческих медцентрах, как правило, нет доступа к вашей медицинской карте, так как она хранится в районной поликлинике, к которой вы прикреплены. Значит, в большинстве случаев коммерческое медучреждение без проблем выдаст вам справку о допуске к управлению ТС. Правда, это не означает, что в нашей стране существует 100% способ избежать потери прав из-за наличия противопоказаний к управлению автомобилем.

Могут ли ограничить действие выданных водительских прав пожилому водителю?


Знаете ли вы, что даже если вы получили права на новый срок, вы можете их лишиться в случае выявления у вас противопоказаний к управлению автомобилем? Как же так?

Все просто. Ежегодно прокуратура проверяет определенное количество водительских прав, выданных органами ГИБДД, с целью выявления водителей, имеющих противопоказания к управлению ТС. Как происходит подобная процедура?


Органы прокуратуры запрашивают в ГИБДД список водителей, которые недавно получили права на новый срок. Далее делаются запросы по водителям в медицинские организации, выдавшие медсправки. Затем запрашиваются данные из государственных поликлиник, к которым прикреплены водители, попавшие под проверку. И если из поликлиники приходят сведения о наличии противопоказаний для управления автомобилем у каких-то водителей, то органы прокуратуры обращаются в суд, который в дальнейшем и наложит ограничения на действия свежевыданных водительских удостоверений.

Если точнее, эта процедура не лишает водителя водительских прав, а лишь их ограничивает. То есть при улучшении состояния здоровья, которое больше не препятствует управлению автомобилем, ограничения на действие прав могут быть сняты. В этом случае вам не нужно пересдавать экзамены в ГИБДД, как после окончания срока лишения прав. Ведь, по сути, вас не лишили прав, а лишь ограничили их действие.

Что делать, если у пожилого водителя есть ограничения по здоровью, препятствующие управлению автомобилем?


Если у пожилого водителя после окончания срока действия водительских прав и в результате обязательного медосвидетельствования были выявлены заболевания, которые препятствуют управлению транспортным средством, то, скорее всего, медсправку по допуску к управлению автомобилем он не получит. То есть пожилой водитель не получит новые права на очередной 10-летний срок.

В этом случае необходимо заняться лечением заболевания, которое и препятствует управлению автомобилем. И не советуем вам пытаться обмануть самого себя. Да, вы, конечно, можете обратиться в другой медцентр, который, не исключено, что и выдаст вам водительскую справку. Но вы должны знать, что раз ваше здоровье реально не позволяет вам управлять автомобилем, то значит, существует огромный риск не только для вас, но и для других участников дорожного движения. Так что если у вас есть серьезные проблемы со здоровьем, не советуем садиться за руль. В том числе если у вас есть действующая водительская медсправка.

Из-за каких заболеваний могут приостановить действие водительских прав?


На самом деле в рамках этой статьи невозможно описать полный перечень заболеваний, которые препятствуют управлению транспортным средством, поскольку их очень много. Тем более каждое заболевание имеет ряд симптомов, одни из которых являются основанием для ограничения водительских прав, тогда как другие симптомы могут не ограничивать водителя в водительских правах. И к сожалению, при одном и том же заболевании у разных людей могут быть совершенно разные симптомы. Так что ограничивать человека в водительских правах или нет, решают только врачи после соответствующего обследования.

Самыми же распространенными основаниями для ограничения водительских прав являются болезни, связанные с повышением или понижением давления. Особенный риск несут водители, у которых часто наблюдается высокое давление (гипертония). Причем опаснее всего, когда такие водители управляют общественным транспортом или такси. Ведь такой водитель представляет опасность не только для всех участников дорожного движения, но и для пассажиров. Вот почему в автобусных парках, на автобазах и в таксопарках водители должны каждый день проходить предрейсовый медосмотр.


В таком случае снижается риск, что за рулем на рейсе окажется водитель с высоким давлением. Хотя стоит признать, что процедура медицинских предрейсовых осмотров в нашей стране не совсем прозрачная и многие автобазы и автопарки часто закрывают глаза на состояние своих кадров, выпуская на рейс не совсем здоровых водителей, ставя тем самым под угрозу безопасность участников дорожного движения и пассажиров.

Но почему человек с повышенным давлением опасен на дороге? Почему в случае выявления систематических проблем с давлением водитель может не пройти медкомиссию? Дело в том, что высокое давление – это огромный риск инсульта, инфаркта. Также у человека с высоким давлением может неожиданно снизиться концентрация внимания на дороге, более того, он даже может потерять сознание. И таких случаев немало в нашей стране.

Так что, гипертония (особенно хроническая) может стать основанием для отказа в выдаче медсправки для продления водительских прав? Да, может. Особенно это касается пожилых водителей, для которых гипертония более опасна, так как их сосуды находятся не в таком состоянии, как у молодых людей. Поэтому пожилые люди, страдающие гипертонией, имеют больший риск инфаркта и инсульта, в результате чего часто не получают положительное заключение на водительской комиссии.


Также могут препятствовать управлению ТС заболевания неврологического характера. Например, частой причиной проблем со здоровьем пожилых людей становятся заболевания опорно-двигательного аппарата, в частности грыжи межпозвоночных дисков позвоночника, которые могут защемлять нервы, что приводит не только к онемению конечностей, но и часто становятся причиной инвалидности в связи с ограничением свободы движения.

Естественно, при таком роде заболеваний пожилому человеку могут и не выдать медсправку для получения водительских прав на новый срок.

Ведь при грыжах позвоночника у человека неожиданно может исчезнуть чувствительность рук или ног, что очень опасно в случае управления автомобилем.

И, конечно, главное для любого водителя – это зрение, без которого нельзя представить управление любым транспортом. К сожалению, с возрастом у большинства водителей снижается острота зрения, что негативно отражается на безопасности управления транспортным средством. Так что при прохождении очередной медицинской комиссии пожилые люди должны быть готовы, что окулист выявит у них снижение качества зрения, что чревато как минимум допуском к управлению автомобилем только в очках. Однако существует множество заболеваний глаз, при которых не допускается управление автомобилем даже в очках. Поэтому чем старше человек, тем больше вероятности, что он не пройдет водительскую комиссию для продления водительских прав на новый срок.

Полный перечень заболеваний, которые могут препятствовать управлению автомобилем, можно прочитать в нашей другой подробной статье вот здесь.

Существует ли единая база заболеваний в России, и если да, имеет ли к ней доступ ГИБДД?


Нет, такой базы на самом деле нет. Есть, конечно, внутренние различные базы данных Министерства здравоохранения РФ. Но доступ к ним не имеет ни ГИБДД, ни прокуратура и ни какая-либо другая организация. Для получения каких-то сведений о заболевании того или иного человека различные госорганы должны делать соответствующий запрос в Минздрав. Таким образом, органы ГИБДД не могут напрямую узнать, есть ли у водителя заболевания, препятствующие управлению ТС.


Почему же в России до сих пор органам ГИБДД и другим структурам не открыли такую базу, в которой можно было бы проверить противопоказания к управлению автомобилем у любого водителя? Все дело во врачебной тайне. По мнению Минздрава РФ, сведения о заболеваниях в базе данных, доступной для различных организаций, может навредить гражданам, если подобная информация попадет к недобросовестным людям. То есть Минздрав охраняет тайну пациентов с целью защитить граждан России от посягательств мошенников и недобросовестных людей.

Хотя, как недавно заявили в ГИБДД, им не нужны полные сведения о заболеваниях водителей. Достаточно будет информации о наличии противопоказаний к управлению автомобилем. Проще говоря, есть ограничения или нет. По мнению органов ГИБДД, в случае получения доступа к такой базе данных в стране можно будет за короткий срок ограничить в водительских правах огромное количество водителей, которые в настоящий момент представляют опасность на дороге. Особенно это касается водителей, состоящих на учете у нарколога и психиатра.

Права на управление транспортом выдаются на 10 лет. По истечении этого срока необходимо получить новое водительское удостоверение, так как необходимо обязательно пройти медицинскую комиссию.

Зачем менять водительское удостоверение


Гражданину, успешно окончившему автошколу и сдавшему экзамены, выдается водительское удостоверение. Оно дает право управлять транспортным средством указанной категории. Срок действия документа ограничен. Когда он истечет, автолюбитель обязан получить новое удостоверение.

Другие причины повторно оформлять документ:

  • изменение имени, фамилии;
  • лишение прав;
  • порча или износ документа;
  • открытие новой категории;
  • утеря или кража удостоверения.

Особенности замены прав для пожилых


В пакет документов на обмен водительского удостоверения входит медицинская справка с отметками отдельных врачей, нарколога и психиатра. С возрастом у человека накапливаются хронические заболевания, снижается острота зрения. Из-за ухудшения здоровья и невралгических изменений пройти комиссию и сменить водительские права пожилому автолюбителю будет сложно.

Гражданина со слабым зрением обяжут носить очки или контактные линзы во время управления автомобилем. Комиссия оценит состояние водителя, который перенес инфаркт, инсульт, страдает от сердечной недостаточности, гипертонии, грыжи. Отдельное внимание медики уделяют людям с инвалидностью.

  • Как притянуть к себе удачу и деньги - народные приметы
  • Гуляш из говядины с подливкой - как правильно приготовить в домашних условиях по пошаговым рецептам с фото
  • Ошибки, из-за которых могут отказать в выплате 5000 на ребенка

Запрет на управление

Плановая замена прав пенсионеру по истечении срока действия ничем не отличается от обычной формы этой процедуры. Российское законодательство не запрещает садиться за руль возрастному гражданину, если его здоровье не представляет опасности для участников общественного дорожного движения. Этот факт подтверждает медсправка, которую выдают после прохождения осмотра.

Получение медицинской справки

Для получения справки установленного образца человеку в возрасте нужно обратиться в поликлинику, к которой он прикреплен, или коммерческое медицинское учреждение.

Как получить права пожилому водителю


Россияне имеют право получить водительское свидетельство в любом возрасте, если нет ограничений по здоровью или других причин для отказа. Для замены следует обратитесь в ГИБДД или районный Многофункциональный Центр (МФЦ) с оригиналами и копиями документов.

Необходимые документы

  • старое удостоверение (если есть);
  • паспорт, медицинская справка;
  • свидетельство о сданном экзамене (если его пришлось проходить после лишения прав);
  • квитанция на уплату государственной пошлины.

Медкомиссия


Справку медицинское учреждение выдаст на основании освидетельствования. Проще пройти медкомиссию при замене прав для пожилых водителей в коммерческой компании. В поликлинике, где пенсионер стоит на учете, о накопленных болезнях врач узнает из карты. Легкий диагноз специалисту может показаться противопоказанием для управления автомобилем.

  • Гипоаллергенная диета для детей и взрослых - список разрешенных и запрещенных продуктов, меню на неделю
  • Салат с жареной морковью - как приготовить в домашних условиях по пошаговым рецептам с фото
  • Как на Мегафоне проверить подписки

Специалисты, нужно посетить при замене прав для пожилых водителей:

  • окулист;
  • невропатолог;
  • психиатр;
  • терапевт;
  • хирург;
  • гинеколог (для женщин).

Прокуратура ежегодно проверяет водительские права, выданные ГИБДД. Чтобы выявить людей с противопоказаниями к управлению машиной, отправляют запрос в поликлинику, к которой они прикреплен. Если нарушение будет доказано, в судебном порядке накладывается ограничение на действие прав. Снова водить автомобиль гражданин сможет после выздоровления и новой комиссии.

Когда могут отказать в замене прав


Ограничений по возрасту нет. Препятствием становятся только заболевания, делающие управления автотранспортом опасным.

Состояние здоровья

Старческие заболевания, препятствующие управлению автомобилем:

  • гипертония;
  • слепота обоих глаз и дальтонизм;
  • неврологические отклонения, влияющие на подвижность и координацию водителя;
  • нарушения нервной системы;
  • шизофрения и иные психические расстройства.

Если у человека преклонного возраста медики не обнаружили никаких заболеваний или отклонений, мешающих управлять транспортным средством, то справку выдадут.

Другие причины

Основания для отказа в замене прав для пожилых водителей:

  • неоплаченные штрафы;
  • несдача экзамена после лишения;
  • неполный пакет документов или ошибки при заполнении;
  • фальшивые или просроченные бумаги;
  • неистекший срок лишения.

Срок действия водительского удостоверения пенсионера

По закону российское водительское удостоверение выдается на 10 лет. Документ международного образца действителен 3 года. По окончании этого срока садиться за руль нельзя. За управление машиной без прав взимается штраф от 5 тыс. до 15 тыс. рублей. Если его не оплатить, новое удостоверение не выдадут, а на начальную сумму начислят пени. Чтобы избежать просрочки лучше поменять действующий документ заранее.

Видео

До какого возраста водитель может заменить водительские права в 2020 году и могут ли пенсионеру отказать в продлении срока действия удостоверения?

С интересным вопросом к нашим автоюристам на горячую линию обратился гражданин, столкнувшийся с необычной ситуацией. Если вкратце – то 73-летнему водителю отказали в замене водительского удостоверения по причине возраста и сопутствующих ему проблем со здоровьем. Сам водитель воспринял отказ как данность, а вот близкие родственники решили проконсультироваться с юристами.

Ниже мы публикуем обстоятельный рассказ с комментариями и вопросами нашего юриста, а затем дадим правовую оценку ситуации.

Пенсионер пошел менять права, но получил отказ

Здравствуйте! Мой отец столкнулся с неприятной проблемой. Ему 73 года и в прошлом году, в октябре, у него истек срок действия водительского удостоверения. Сразу за заменой он не обратился, ездил мало, к тому же заболел осенью и не поменял права. Но тут возникла необходимость снова сесть за руль. После чего в феврале он обратился в МРЭО с заявлением о замене.

Все необходимые документы для замены прав он собрал, включая медицинское заключение.

Но медицинское заключение было им получено в сентябре 2018 года, он хотел заблаговременно сменить права, но не вышло – в начале октября у него приключился микроинсульт. Два месяца заняла реабилитация, все в порядке оказалось более или менее, поэтому он решил вернуться за руль.

Надо сказать, что после микроинсульта у него появился небольшой тремор в руках (дрожание), и слегка «повело» лицо, но на понимание происходящего болезнь не сказалась. Ездить он по-прежнему мог без проблем (по деревне, признаемся, катался через несколько домов туда-сюда без прав).

Пройти повторное освидетельствование шансов мало, мы это понимаем. Но ведь и требования ГИБДД незаконны – отказы по предельному возрасту для замены водительских прав у нас не предусмотрены!

Ситуация неоднозначна: в 2020 году у пенсионеров могут возникнуть проблемы

Сложившуюся ситуацию комментирует наш автоюрист, Николай Марков

Добрый день! По факту работники ГИБДД превысили свои полномочия, поскольку они не вправе подвергать сомнению достоверность выданной медицинской справки. Ни ПДД, ни Регламент, ни прочие нормативные акты не содержат указаний о том, как вести себя в случаях, если «визуально» водитель выглядит явно не подпадающим под критерии допуска к управлению автомобилем, но представляет медицинскую справку.

Не предусмотрено в законе и предельных ограничений по возрасту для замены водительских прав, как нет и ограничений по возрасту в РФ на данный момент.

При наличии медицинского заключения «рулить» может даже 90-летний пенсионер, если его состояние здоровья позволяет ему управлять автомобилем без проблем и нет противопоказаний.

В вашем случае стоит обратить внимание на п. 29 и 30 Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097 в редакции от 14.08.2018 «О допуске к управлению транспортными средствами».

29-ый пункт устанавливает случаи, когда производится замена водительского удостоверения, а пункт 30 – перечисляет документы, необходимые для замены.

При этом медицинская справка в случае замены по истечении срока действия прав является обязательной.



Срок действия медсправки прописан в пункте 12 Приказа Минздрава России от 15.06.2015 N 344н – это 12 месяцев с момента прохождения медицинского освидетельствования. В это время справка может быть без проблем предъявления для любых целей, будь то:

  • Получение водительского удостоверения впервые;
  • Замена ВУ ввиду истечения срока действия;
  • Возврат удостоверения после лишения права управления.

Поэтому отказ сотрудников ГИБДД в любом случае незаконен. Но лишь формально!

Что делать в таком случае?

Применительно к описанной ситуации: если вы осознаете, что ваш отец не пройдет повторную медицинскую комиссию, значит — его состояние здоровья не позволяет ему управлять автомобилем безопасно для себя и окружающих.

Возможно, не стоит рисковать и лучше согласиться с позицией инспектора или же попытаться пройти повторное медицинское освидетельствование?

Ведь на данный момент перечень ограничений по здоровью, полностью исключающих управление автомобилем, достаточно жесткий и все указанные там болезни действительно опасны для водителей.

Скриншот перечня приводим ниже.


Если у водителя действительно присутствуют какие-либо проблемы из списка – за руль ему садиться точно нельзя. И это введено не только в 2020 году, это было всегда.

Помните, что жесткие требования к здоровью водителя – не блажь инспектора ДПС, а реальные меры по обеспечению безопасности движения. В то же время никаких ограничений по возрасту водителей-пенсионеров в РФ у нас для водителей не существует, все упирается лишь в подтвержденное состояние здоровья.


Депутаты Госдумы предложили ограничить срок действия водительского удостоверения с десяти до трех лет для пожилых людей. Пенсионеры, мол, представляют на дороге серьезную опасность для их коллег по трафику. Мы разобрались, так ли это на самом деле…

Нужно ли выделять на дороге авто водителей старше 50 лет, не говоря уж о людях «третьего возраста», сидящих за рулем? Вопрос не праздный. Я это понял, когда на одном из подмосковных пикетов молодой розовощекий гаец, изучив мои документы, с сомнением в голосе спросил: «Вы и вправду 1936 года рождения или здесь опечатка?» Получив утвердительный ответ и, видимо, решив, что моя физиономия вполне соответствует указанному в «правах» возрасту, с удивлением и некоторой укоризной заключил: «Ну вы даете! Счастливого пути…»

Пошарив после этого случая по Интернету, я понял, что проблема есть и стоит попытаться найти ответ на вопрос о том, а каков общественный статус водителей в возрасте «60+» и нужно ли их как-то выделять в общем транспортном потоке, с каждым годом становящемся все более насыщенным и интенсивным.

Пожилых за рулем становится все больше

Начнем с негатива. Как правило, водители «третьего возраста» чаще всего в обывательском мнении попадают в категорию «чайников» и «подснежников». И вообще распространена точка зрения, что пожилые водители, в силу физических и умственных потерь, нанесенных возрастом, в принципе являются определенной помехой для моторизированных сограждан, еще не вышедших на пенсию. А насколько этот остракизм, к счастью, не получивший еще какого-либо законодательного оформления, справедлив?

Если рассматривать проблему в международном масштабе, то на дорогах мира достаточно часто можно встретить водителя старше 70 лет. По данным экспертов, сегодня количество престарелых водителей приближается к рекордным показателям за всю историю автомобиля. Уже в 70–80-е годы прошлого века 70-летний водитель не был дорожным исключением. И таких водителей с каждым годом становится все больше, ведь рубеж пенсионного возраста пересекает все больше и больше людей, желающих порулить: современные условия и темп жизни, когда передвигаться по городу, и тем более на дачу, за рулем собственного автомобиля комфортнее, чем в общественном транспорте, и подталкивают пожилых людей сесть за руль.

Еще одна причина того, что в пенсионном возрасте люди часто становятся заядлыми автомобилистами — наличие свободного времени и тяга к перемещению во времени и пространстве. Ведь в прежней, допенсионной жизни они чаще всего были ограничены в исполнении этого естественного желания. Многие американцы и европейцы, у которых, как правило, неплохое финансовое положение, выправляют себе «права» именно после выхода на пенсию. И некоторые из них даже начинают лихачить, удовлетворяя нереализованные амбиции своей далекой молодости.

Итак, на дорогах мира появляется все больше престарелых людей, обладающих правом управления автомобилем. И с каждым годом возраст этих водителей лишь растет. А значит, растут и риски проявления старческой неадекватности за рулем. По самой свежей немецкой статистике, люди возраста «60+» покупают нынче новых автомобилей больше, чем в возрастной категории «40 лет и моложе». И тенденция роста возраста покупателей новых авто стала устойчивой. При этом средний возраст европейского покупателя нового VW — 50,7 года, Audi — 50,9 года, BMW — 52 года, Lexus — 55 лет, Bentley — 55,7 года, Mercedes — 56,1 года, Jaguar — 56,5 года. И все эти автомобили скоростные, якобы «не пенсионерские».

Кстати, если верить немецким автомобильным сайтам, в Германии вообще для кандидатов в водители не требуется медицинских справок, независимо от возраста. Вопрос лишь в том, какая у него машина и как он на ней ездит. А вот несколько цитат с немецкого форума на обсуждаемую нами тему: «Знакомый рассказал, что его 94-летний сосед купил новый автомобиль»; «Я тоже знаю 93-летнего — он совершенно здоров и с удовольствием ездит на своем авто в небольшие туры. Не лихачит, ездит с умом и осторожно. И вообще не вижу проблем — у него 70 лет водительской практики, и это положительно сказывается. Насколько мне известно, по статистике пожилые водители намного реже попадают в аварии, чем молодые».

Люди в возрасте бьются реже

Последний тезис считают спорным. Ведь с возрастом, как говорят медики, скорость реакции на внезапно возникающие препятствия и способность производить в нужном темпе соответствующие манипуляции руками и ногами притупляются. Причем в группе риска, как полагают специалисты, находятся не только водители в возрасте «70+», но и те, кто управляет автомобилем после 60 лет. Но вот по данным Центра технологий Allianz (AZT), собранных совместно с организацией Совета Европы по безопасности дорожного движения, 65-летние водители (это возраст выхода на пенсию в Германии) попадают в ДТП не чаще других, а риск стать участником аварии возрастает только для водителей старше 75 лет. Причина этого в том, что пожилые люди медленнее ориентируются в сложных ситуациях. Однако этот психофизиологический недостаток компенсируется большим опытом и аккуратным, осмотрительным стилем вождения.

А вот выводы экспертов Организации европейского сотрудничества и развития (ОЭСР). На протяжении 16 лет — с 1990 по 2006 год — они изучали связь между возрастом водителей и количеством аварий. Их вывод таков: на молодых водителей приходится около 27% аварий со смертельным исходом. Смертность водителей от 18 до 24 лет вдвое превышает этот показатель для водителей старшего возраста.

Пожилые британские автомобилисты, согласно статистике, также оказались менее опасными на дороге, чем их молодые коллеги. Это вывод специалистов английского Института продвинутых автомобилистов. Конкретнее — водители старше 70 лет, составляющие 8% от общего числа британских автомобилистов, попадают в аварии реже молодежи. Только 4% возрастных водителей становятся участниками ДТП, которые приводят к жертвам. Сейчас в Великобритании насчитывается 154 водителя в возрасте старше 100 лет. 80-летних автомобилистов — более миллиона человек, 90-летних — более 70 тысяч.

С другой стороны, говоря о пожилых водителях, нельзя не отметить, что система безопасности, электронные «мозги» современных автомобилей чуть ли не ежемесячно становятся все совершеннее, уже даже прошли тест-драйвы авто, от водителей которых не требуется управлять ими.

В России ситуация с водителями в возрасте несколько иная, чем в других, более «продвинутых» странах. Можно было бы считать, что рулевых старше 70 лет крайне мало, так как среднестатистическая продолжительность жизни в нашем государстве составляет 68 лет. На самом деле это не совсем так, и проблему семидесятилетних водителей уже нельзя назвать малоактуальной для России. В нашей стране в 2012 году доля населения старше 75 лет составляла около 6%, а к 2050 году уже каждый десятый россиянин перешагнет этот возрастной рубеж. Согласно проведенным опросам, 60% российских водителей пребывают в возрасте от 25 до 64 лет. Стало быть, в предстоящие годы у нас водителей возраста «65+» также станет больше.

По данным одной из крупнейших российских страховых компаний, среди их клиентов, страхующихся по КАСКО, только 4% автолюбителей старше 60 лет, но этот показатель растет. Однако страхователи этой компании старшей возрастной категории попадают в ДТП почти в два раза реже, чем молодые водители.

Справедливости ради стоит признать, что в эти «оправдательные» проценты у нас верят не все. Тем паче, что в некоторых странах уже начинают задумываться о введении определенных ограничений для пожилых водителей. Так, там предложили проверять их на адекватность. И если у них не будет такой специальной медицинской справки, то они могут лишиться «прав». По мнению некоторых экспертов, именно «выживание из ума» является причиной «казусных» ситуаций на дорогах. (Правда, здесь уместно заметить: идиоты за рулем встречаются в любом возрасте, так что на «безбашенность», склонность к агрессии и безответственному поведению давно следует проверять всех кандидатов в водители с помощью специальных тестов.)

Болеют все!

Между тем комитет Госдумы по транспорту уже предложил ввести ограничения при выдаче водительских удостоверений пожилым людям — не на десять лет, а только на пять. Не все эксперты поддерживают эту идею, однако сходятся на том, что скорее следует ограничивать срок действия не водительских «корочек», а медицинской справки, причем делать это нужно лишь индивидуально, в зависимости от состояния здоровья каждого конкретного человека, причем этом по такому принципу следует действовать по отношению ко всем претендентам на «права», а не только к пенсионерам. Иначе, как подчеркивает лидер «Движения автомобилистов России» и авторитетный адвокат Леонид Ольшанский, мы вступим в конфликт с конституционными правами граждан.

Другая сторона дела состоит в том, отмечает депутат Госдумы Вячеслав Лысаков, что медицинские комиссии по-прежнему работают неэффективно, несмотря на то, что в 2010 году Минздрав утвердил новый, более строгий порядок прохождения медкомиссии, а бланки справок обладают высокой степенью защиты от подделок. У медкомиссий нет научно обоснованного системного подхода к оценке здоровья будущего водителя, нет возможности изучить историю болезни клиента, а не только лишь сиюминутное его состояние. Справки до сих пор получают люди с психическими отклонениями, нет и тотальной проверки будущих «водил» на наркозависимость.

А вот, на наш взгляд, наиболее взвешенное мнение специалиста — директора ГНИИ профилактической медицины Сергея Бойцова:

— Да, фактор возраста — один из самых серьезных в развитии определенных заболеваний. В 65 лет повышается риск сердечно-сосудистых заболеваний, инфаркты и сердечные приступы нередко приводят к ДТП — 8% из них происходят по этой причине. Но ведь не новость, что инфаркты сейчас сильно «помолодели», и эти болезни еще не повод через каждые пять лет отбирать «права», а потом заново их выдавать…

На самом деле нужно повысить качество работы медкомиссий: если к простым обследованиям типа измерения артериального давления и даже снятия кардиограммы добавить анализ крови, то с помощью простых таблиц можно рассчитать вероятность смерти от сердечно-сосудистой патологии на десять лет вперед. Но даже если человек в зоне медицинского риска, то ему нужно лишь взять под контроль заболевание, принимать соответствующие лекарства, при острой необходимости — пройти высокотехнологичное операционное вмешательство. По мнению Бойцова, запрещать или ограничивать возможность водить автомобиль людям с такими заболеваниями нельзя.

Итак, проблема водителей «третьего возраста» далеко не однозначна. Спешные законодательные меры в стиле «взбесившегося принтера» просто неуместны. А работа водительских медкомиссий еще долго будет вызывать обоснованные нарекания — в том числе и с людьми всех возрастных категорий.

Черная метка или спасательный круг?

И тут возникает обоснованное вышесказанным желание поддержать предложение, опубликованное в газете «50 плюс»: вместо модных самопальных треугольников на заднем стекле (к примеру, с изображением дамской туфельки) обязать водителей в возрасте приклеивать предупреждающий кружок с надписью «60+». Причем эта социально-информационная метка может быть, на мой взгляд, с обременениями: она должна предупреждать о том, что чересчур агрессивным, нагловатым и хамоватым «водилам» не стоит подрезать намеренно, с целью «наказания», неспешно двигающегося пожилого человека, подставлять задок своего авто, поджимать или подгонять миганием фарами сзади, круто маневрировать из ряда в ряд перед его носом или каким-либо иным способом заставлять изменить направление или скорость движения, так как за такие действия можно залететь на крупный штраф.

А запись видеорегистратора — пострадавшего или свидетеля — будет достаточным основанием для такого штрафа. Желательна и соответствующая реакция инспектора ГИБДД, заметившего тот или иной факт проявленного на дороге неуважения к водителю возраста «60+». Кстати сказать, введение в дорожный обиход такой метки, думается, могло бы несколько снизить накал «войны на дорогах» всех против всех, сделать взаимоотношения участников движения чуть более цивилизованными.

И будем на дорогах внимательно и уважительно относиться к водителям «третьего возраста», выделяя их из транспортного потока. Пока не разрешим проблему в других ее аспектах. Ведь, в конце концов, каждый человек за рулем рано или поздно станет пенсионером…

Читайте также: