Новый бюджет что заложено в бюджет пенсии

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

03 декабря 2019 10:08

Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда на трехлетний период 2020 –2022 годов.

В соответствии с документом, доходы бюджета в следующем году составят 8 923,9 млрд рублей и по сравнению с 2019 годом увеличатся на 3,1%, или 269,8 млрд рублей. Расходы бюджета вырастут на 3,4% и составят 9 042,3 млрд рублей, что на 298,5 млрд рублей выше уровня 2019 года.

Объем дефицита бюджета ПФР в 2020 году составит 118,4 млрд рублей с учетом дефицита по распределительной части в размере 123,0 млрд рублей и профицита по накопительной части в размере 4,6 млрд рублей.

Дефицит обеспечивается за счет привлечения остатков средств бюджета ПФР по состоянию на 1 января 2020 года, образовавшихся в результате их неполного использования.

Профицит бюджета Фонда по накопительной составляющей на 2020 год образуется в связи с уменьшением передачи средств пенсионных накоплений в НПФ, что обусловлено снижением количества заявлений застрахованных лиц о переходе из ПФР в НПФ.

На 2022 год профицит планируется в размере 18,5 млрд рублей и образуется в связи с поступлением в бюджет Фонда доходов от инвестирования, перечисленных управляющими компаниями, в большем объеме по сравнению с 2021 годом, что является следствием выхода на пенсию женщин 1967 года рождения.

В трехлетнем периоде предусмотрено ежегодное уменьшение зависимости ПФР от федерального бюджета. Доля трансферта на обязательное пенсионное страхование в общей сумме трансфертов снижается с 29,8 % в 2020 году до 24,9% в 2022 году. При этом объем страховых взносов в общем объеме доходов увеличивается с 62,9% в 2020 году до 66,2% в 2022 году. Поступление взносов на выплату пенсий прогнозируется в 2020 году на уровне 5,6 трлн рублей с ростом до 6,4 трлн рублей к 2022 году.

В бюджете ПФР предусмотрены дальнейшие меры по индексации пенсий и пособий. В частности, индексация опережающими рост инфляции темпами. В следующем году страховые пенсии неработающих пенсионеров будут проиндексированы на 6,6%, что обеспечит рост выплат в среднем на тысячу рублей в месяц. Индексация пройдет с 1 января, на месяц раньше определенного законом о страховых пенсиях срока.

В результате средний размер страховой пенсии неработающих пенсионеров вырастет в 2020 году до 16,4 тыс. рублей. У участников и инвалидов ВОВ. получающих две пенсии и повышенные социальные выплаты, средний доход вырастет до 46,5 тыс. и 39,9 тыс. рублей соответственно.

Пенсии по государственному обеспечению с 1 апреля планируется проиндексировать на 7% в соответствии с ростом прожиточного минимума пенсионера в 2020 году. Повышение коснется почти 4 млн работающих и неработающих пенсионеров. На выплату пенсий по государственному обеспечению в следующем году предусмотрено 584,4 млрд рублей.

Ежемесячная денежная выплата и набор социальных услуг, предоставляемые 15 млн граждан, у которых есть право на льготы и меры социальной поддержки в соответствии с федеральными законами, с 1 февраля будут проиндексированы на 3,8%. Расходы бюджета на финансовое обеспечение ежемесячной денежной выплаты составят 423 млрд рублей.

Повышения пенсий и пособий в следующем году будут реализованы с учетом нового механизма индексации сверх прожиточного минимума, который обеспечивает повышение выплат, даже если пенсионеру установлена социальная доплата, компенсирующая разрыв между доходами пенсионера и ПМП.

В бюджете также учтены повышенные выплаты сельским пенсионерам, проработавшим не менее 30 лет на селе, с учетом 25-процентной прибавки к фиксированной выплате. Список профессий и должностей работников сельского хозяйства, имеющих право на прибавку, был расширен в середине 2019-го постановлением Правительства. В 2020 году Пенсионный фонд продолжит устанавливать повышенную пенсию всем жителям села, которые обратятся за ней при наличии соответствующего права.

Для пенсионеров, которые работали в 2019 году, в бюджете предусмотрено беззаявительное повышение с 1 августа страховых пенсий в соответствии с приобретенными пенсионными коэффициентами.

Бюджет ПФР учитывает новые льготы по досрочному выходу на пенсию, включая назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста, а также досрочное назначение пенсии многодетным мамам и работникам, имеющим высокий стаж.

В трехлетнем бюджете ПФР учтено возобновление ежегодной индексации материнского капитала по уровню инфляции. В 2020 году размер капитала планируется увеличить до 466,6 тыс. рублей. Точный размер индексации будет определен по итогам 2019 года. Общие расходы на предоставление материнского капитала с учетом проиндексированного размера в следующем году составят 316,2 млрд рублей.

В расходах Фонда также учтена повышенная компенсационная выплата в размере 10 тыс. рублей в месяц родителям и опекунам, ухаживающим за детьми-инвалидами и инвалидами с детства первой группы. Расходы на компенсационные выплаты в 2020 году запланированы в сумме 64,3 млрд рублей.

Таким образом, все расходы по социальным и пенсионным обязательствам ПФР финансово обеспечены и учтены в бюджете Фонда.


Трансферт из федерального бюджета Пенсионному фонду России в 2021 году составит 3,53 трлн руб. и сформирует 38% всех доходов фонда, следует из проекта бюджета ПФР на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов (документ есть в распоряжении РБК; его подлинность подтвердил источник, близкий к правительству). Проект будет рассмотрен 15 сентября на правительственной трехсторонней комиссии с участием профсоюзов и работодателей, а уже 16 сентября — вынесен на заседание правительства.

Сокращение федеральной поддержки

В июне, когда составлялись бюджетные проектировки на следующий год, потребность Пенсионного фонда в межбюджетном трансферте оценивалась значительно выше — 4,12 трлн руб., или 42,6% общих доходов. Экономия на трансферте станет возможна в первую очередь за счет резкого увеличения дефицита бюджета ПФР в 2021 году (295 млрд руб. по сравнению с планировавшимся в июне профицитом около 13 млрд руб.), который фонд покроет своими накоплениями — переходящими остатками 2020 года. Второй фактор, который позволит сократить трансферт относительно июньских проектировок, — улучшение прогноза собственных доходов ПФР от социальных взносов с зарплат работников (+171 млрд руб.).

Снижение прогнозируемого размера межбюджетного трансферта заложено и на 2022 год (до 3,86 трлн руб.), и на 2023 год (до 4 трлн руб.), следует из проекта бюджета ПФР. Таким образом, доля трансферта из федерального бюджета в общих доходах фонда в 2022–2023 годах будет держаться на уровне 38%. Ранее предполагалось, что в 2022 и 2023 годах федеральный трансферт бюджету ПФР составит 4,3 трлн руб. ежегодно.

Уменьшение трансферта из федерального бюджета связано с увеличением суммы переходящих остатков, а также с изменением прогнозных макроэкономических показателей, уточнили РБК в пресс-службе ПФР. Превышение расходов над доходами, как и в предыдущие годы, носит технический характер, а именно объясняется наличием остатка средств бюджета ПФР по итогам года, добавили в фонде. Иными словами, если бы у Пенсионного фонда не было остатков на счетах, федеральный бюджет автоматически увеличил бы сумму трансферта. «Пересмотр межбюджетного трансферта Пенсионному фонду связан с уточнением макропрогноза Минэкономразвития, который лег в основу бюджета на ближайшую трехлетку, а также с уточнением прогнозов по остаткам средств бюджета ПФР на 1 января 2021 года», — подтвердили в пресс-службе Минфина России.

Сколько составит трансферт Пенсионному фонду из федерального бюджета в текущем году, пока неизвестно (поправки в бюджет ПФР 2020 года еще не представлены). Действующим законом о бюджете ПФР трансферт установлен на уровне 3,2 трлн руб., но, вероятно, эта сумма увеличится в связи с антикризисными решениями правительства. По состоянию на 4 сентября федеральный бюджет уже перечислил Пенсионному фонду 2,86 трлн руб.

Минэкономразвития в обновленном макропрогнозе повысило ожидания насчет величины фонда зарплат в стране — в среднем на 1 трлн руб. ежегодно по сравнению с июньским прогнозом. Согласно последним оценкам министерства, зарплатный фонд в 2021 году составит 27,87 трлн руб. (рост на 7% по сравнению с 2020 годом), в 2022-м — 29,77 трлн руб. и в 2023 году — 31,85 трлн руб. Это дало Пенсионному фонду основание пересмотреть в сторону увеличения оценку поступлений страховых взносов от работодателей и, соответственно, запросить меньше средств из федерального бюджета.

В составе трансферта из федерального бюджета Пенсионному фонду около 45% приходится на ту часть средств, которые госбюджет передает ПФР на исполнение обязательств федерального правительства (то есть федеральный центр назначил ПФР администратором различных социальных программ, таких как материнский капитал или меры социальной поддержки, и передал ему на это средства). Остальная часть, примерно 1,9 трлн руб. в 2021 году, это, по сути, софинансирование обязательств ПФР по выплате страховых пенсий.

Улучшение макропрогноза

Новый официальный прогноз Минэкономразвития предполагает, что падение ВВП России из-за пандемии COVID-19 и весеннего обвала цен на нефть составит 3,9% вместо ожидавшихся 4,8%. В 2021 году восстановительный рост ВВП достигнет 3,3%, в 2022-м — 3,4%, в 2023 году — 3%. Инфляция на конец 2020 года ожидается на уровне 3,8%, в 2021 году цены вырастут на 3,7%, а в 2022–2023 годах инфляция вернется к целевому значению Центробанка (4%).

Реальные зарплаты россиян, по прогнозу министерства, сохранят положительные темпы роста — 1,5% в 2020 году и 2,2% в 2021 году. Уровень безработицы по итогам текущего года подскочит до 5,7% от рабочей силы после 4,6% в 2019 году и опустится ниже 5% в 2022 году. Реальные располагаемые денежные доходы населения упадут на 3% в 2020 году и на столько же возрастут в 2021 году.

Крупнейший дефицит с 2015 года

Вместе с сокращением объема передаваемых средств федерального бюджета существенно вырос ожидаемый дефицит бюджета ПФР в 2021 году — до 295 млрд руб. Это будет крупнейший показатель с 2015 года, когда дефицит достиг 543,7 млрд руб. Дефицит в 2021 году будет покрыт за счет использования остатков Пенсионного фонда на счетах Казначейства (335 млрд руб.).

В 2019 году бюджет ПФР был профицитным (+153,9 млрд руб.), благодаря чему остатки на его счетах на 1 января 2020 года выросли до 343 млрд руб. В 2020 году действующим законом о бюджете ПФР запланирован дефицит в 209,2 млрд руб.

В 2022 году дефицит бюджета ПФР составит 94,8 млрд руб., в 2023 году ожидается профицит бюджета ПФР на уровне 52,5 млрд руб., следует из документа. Общие доходы Пенсионного фонда в 2021 году ожидаются на уровне 9,28 трлн руб., в 2022 году они возрастут до 9,97 трлн руб., в 2023 году — до 10,524 трлн руб.

На параметры бюджета Пенсионного фонда повлияли антикризисные меры правительства по поддержке бизнеса во время пандемического кризиса, которые было решено закрепить бессрочно. Речь идет о снижении общего тарифа страховых взносов с 30 до 15% с зарплат выше МРОТ для малого и среднего бизнеса (ставка взносов в Пенсионный фонд сократилась с 22 до 10% от зарплаты), а также о понижении ставки пенсионных взносов для ИT-компаний, которые будут платить 6% c зарплат сотрудников в ПФР. В итоге выпадающие доходы ПФР от пониженных ставок взносов оцениваются в 477,7 млрд руб. в 2021 году с последующим ростом до 510,3 млрд руб. в 2022 году и до 545,85 млрд руб. в 2023 году (эти выпадающие доходы компенсирует федеральный бюджет).

Несбалансированность российской пенсионной системы означает, что она всегда будет нуждаться во внешней подпитке, отмечает заведующий лабораторией развития пенсионной системы НИУ ВШЭ Евгений Якушев. «Сейчас пенсионная система не сможет выполнить все свои обязательства без финансирования из федерального бюджета. Это означает, что существует внутренний «пенсионный долг», который нигде ничем не закреплен», — заметил он. Выпадающие доходы ПФР возникли из-за снижения ставок страховых взносов, политика правительства направлена на ослабление нагрузки на ФОТ ради стимулирования экономики и ускорения темпов экономического роста, однако эти ожидания из-за регулярных кризисов не подтверждаются, а дефицит ПФР остается, отметил он.

Рост размера пенсий и материнского капитала

В 2021–2023 годах страховые пенсии по старости для неработающих пенсионеров будут повышены с 1 января в параметрах, закрепленных законом о пенсионной реформе. В 2021 году индексация составит 6,3%, в 2022-м — 5,9%, в 2023 году — 5,6%. Для работающих пенсионеров ежегодное повышение страховой пенсии отменено с 2016 года.

Среднегодовой размер страховой пенсии неработающих пенсионеров в 2021 году, по оценке ПФР, составит 17 443 руб., в 2022-м — 18 369 руб., в 2023 году достигнет 19 294 руб., следует из проекта бюджета фонда. Однако с поправкой на инфляцию реальный размер пенсии по старости ожидается в 2021 году на уровне 16 837 руб., в 2022-м — 17 679 руб., в 2023 году — 18 552 руб.

По прогнозу ПФР на начало 2021 года, в России будет 43,25 млн пенсионеров (с учетом военных пенсионеров и получателей социальной пенсии), на начало 2022 года — 42,99 млн.

В проекте бюджета ПФР представлен и прогнозный размер материнского капитала, который после индексации на прогнозный уровень инфляции в 2021 году составит 483 882 руб. на первого ребенка и 639 432 руб. на второго ребенка.

В 2022 году маткапитал на первого ребенка возрастет до 503 237 руб., а на второго — до 665 009 руб.

В 2023 году российским семьям будет выплачиваться маткапитал в размере 523 367 руб. на первого ребенка и 691 609 руб. на второго ребенка.


Пенсионный фонд России (ПФР) – значимый социальный институт страны, который выплачивает страховые, накопительные и другие виды пенсий, а также выдает сертификаты на материнский капитал, реализует соцвыплаты ветеранам и инвалидам, оказывает адресную помощь пенсионерам и софинансирует соцпрограммы субъектов РФ и так далее.

Все эти направления требуют значительных финансовых ресурсов. Страховых платежей работающего населения и продажи собственных активов фонда для реализации задач ПФР не хватает. В итоге одним из основных источников доходов является трансферт из федбюджета.

В 2018 году доходы фонда составляют 8,27 трлн рублей. 40% из них — 3,28 трлн — это трансферт из федерального бюджета.


По словам Председателя Правления ПФР Антона Дроздова, большая часть из этих денег идет на выплаты пенсий, в первую очередь – страховых. «При общих расходах на пенсионное обеспечение 7,2 трлн рублей из федерального бюджета на это выделяется 2,4 трлн рублей», — сообщил он.

Трансферт из федерального бюджета Пенсионному фонду России начался в 1992 году. Увеличение размера средств, направляемых из федбюджета в ПФР для социальных выплат, пенсий, адресной помощи пенсионерам, значительно ускорилось еще с 2001 года. Как прогнозируют эксперты, такая тенденция сохранится.


Несмотря на это, в 2018 году общий дефицит бюджета Пенсионного фонда составляет 265,5 млрд рублей.


При сохранении демографических тенденций социальные взносы все в меньшем объеме будут обеспечивать выплату пенсий.

«Если не принять никаких мер по совершенствованию пенсионной системы, трансферт на выплату пенсий неизбежно будет увеличиваться, то есть будет увеличиваться дефицит бюджета Пенсионного фонда. При этом пенсии будут расти гораздо более низкими темпами (не выше инфляции), и их покупательная способность будет постоянно снижаться», — уверен Председатель Правления ПФР.

В период 2024–2026 годов поддержание пенсий на текущем уровне с возможностью ее пересчета только в пределах инфляции потребует увеличения трансферта из федерального бюджета Пенсионному фонду Российской Федерации не менее чем до 5 трлн рублей, считают эксперты.

Как пояснила Первый заместитель Председателя Комитета по бюджету и налогам Ирина Гусева


Гусева
Ирина Михайловна Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0084 (Волжский – Волгоградская область) , целью совершенствования пенсионной системы является в том числе и то, чтобы бюджет Пенсионного фонда РФ стал самодостаточным и не требовал таких вливаний из федерального бюджета.

Напомним, что парламентско-общественные слушания по совершенствованию пенсионной системы состоятся в Государственной Думе 21 августа. Предложение о проведении этих слушаний поддержали руководители всех фракций ГД. «Более половины участников обсуждения будут представлены членами общественных организаций, экспертами, членами деловых сообществ, представителями субъектов Российской Федерации», — отмечал Председатель ГД Вячеслав Володин


Ранее в ходе парламентских слушаний в ГД обсуждались правовые и социальные аспекты устойчивого развития сельских территорий, вопросы реновации, эксперимент по введению курортного сбора и защита прав участников долевого строительства, а также вопросы цифровой экономики и основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, господдержки малого и среднего предпринимательства, законодательного обеспечения перехода к новым формам финансирования жилищного строительства и другие темы.

В приоритетах российского бюджета также увеличение МРОТ и прожиточного минимума


Михаил Мишустин. фото: пресс-служба Государственной думы

Госдума рассмотрит в первом чтении проект основного финансового документа страны на следующую трёхлетку 28 октября. На встрече с руководством палаты и главами фракций в Белом доме в понедельник премьер-министр Михаил Мишустин рассказал, что есть необходимость доработать вопрос предоставления субсидий регионам. Спикер Вячеслав Володин отметил, что у каждой фракции есть своя позиция по тем или другим подходам, приоритетам, но в целом можно говорить о поддержке ими проекта бюджета.

В бюджете всё запланировано

Глава Правительства отметил, что кабмин завершает работу над так называемым нулевым чтением проекта бюджета, в котором запланированы все средства, позволяющие при сокращении доходов «сжимать разницу в бюджетной обеспеченности регионов». Он поблагодарил депутатов за принципиальную позицию в этом вопросе, напомнив, что впервые за долгие годы работа над государственной сметой проходила в столь сложных условиях: помимо санкций и низких нефтяных цен в этом году возникли новые социально-экономические риски — в первую очередь из-за коронавирусной инфекции.


Вячеслав Володин и Михаил Мишустин. фото: пресс-служба Государственной думы

«Произошло существенное сокращение доходной базы бюджета. Понадобились дополнительные серьёзные ресурсы, чтобы защитить жизнь и здоровье людей прежде всего и, конечно же, экономику страны, поддержать её в трудное время», — уточнил премьер.

«Конечно, в ходе предварительного нулевого чтения все развилки пройти, наверное, невозможно, нам предстоит, например, ещё дораспределить субсидии регионам, — рассказал депутатам Мишустин. — Уверен, что совместными усилиями мы сможем решить все вопросы в ходе дальнейшей работы над документом, в том числе в рамках подготовки ко второму чтению».

Чиновник также сказал, что для поддержки регионов с непростой демографической ситуацией по инициативе президента и при поддержке Госдумы принят ряд решений. «Это в том числе выплаты на детей с трёх до семи лет, увеличение материнского капитала, софинансирование с регионами выплат на третьего и последующих детей», — уточнил премьер.

Мишустин напомнил, что в новом бюджете запланированы деньги и на повышение пенсий, и на увеличение минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума темпами выше инфляции. Кроме того, нашлись деньги на продление льготной ипотеки под 6,5% годовых, а на лечение детей с орфанными заболеваниями будет направлено более 60 миллиардов рублей.

Председатель Правительства отметил важность выполнения всех социальных гарантий и обязательств, которые определил президент и которые для Правительства являются безусловными приоритетами. «Рассчитываю, что вы поддержите все основные социальные инициативы, которые мы заложили в бюджет. Все шаги, которые направлены на поддержку людей. Они широко обсуждались, в том числе и с фракциями Государственной Думы», — подчеркнул глава кабмина.

Поддержать общественный транспорт и сельскую ипотеку

Все депутаты понимают ответственность, которая ложится на плечи каждого из них при рассмотрении проекта бюджета, заверил Вячеслав Володин. «Потому что нам надо не только защитить наших граждан, но и сделать всё для достижения целей и задач, поставленных президентом, для повышения благосостояния наших граждан, развития экономики», — уточнил спикер Госдумы.


фото: пресс-служба Государственной думы

Володин напомнил, что все профильные комитеты и фракции изучали проект закона о бюджете, выразив благодарность министрам, которые принимали участие в этой работе.

«И необходимо отметить, что Правительство по каждому профильному комитету, по каждой госпрограмме вело диалог… Не только отвечали на вопросы, но и вырабатывали решения по тем проблемам, которые обозначали депутаты», — подчеркнул Володин. По его мнению, это крайне важно, так как без диалога нет доверия. А когда нет доверия, совершенно очевидно, говорить о решении вопросов уже бессмысленно.

Спикер выразил надежду, что думские фракции поддержат проект бюджета. «У каждой фракции есть своя позиция по тем или другим подходам, приоритетам. Но в целом можно говорить о поддержке бюджета», — подчеркнул он.

При этом диалог Правительства с Госдумой необходимо продолжить и после первого чтения бюджета, чтобы использовать его максимально для решения проблем граждан. В этой связи Володин обозначил ряд направлений, которые в дальнейшем следовало бы поддержать, например решение вопросов, связанных с модернизацией городского общественного транспорта. В регионах-реципиентах города самостоятельно не могут решить эту проблему, напомнил Володин. «Поэтому в этой связи предлагаем в случае, если у нас будут расти доходы, запланировать решение этого вопроса и также сформировать программу поддержки модернизации городского транспорта», — предложил глава Госдумы.

Госдума рассмотрит бюджет в первом чтении

Такой же подход было бы правильно избрать в отношении сельской ипотеки. «Ресурсы на это направление, на взгляд наших коллег из профильного комитета и фракций, недостаточны, — сказал Володин. — Было бы хорошо, если мы с вами говорим о дополнительных доходах, которые в случае развития положительного сценария в экономике должны быть, предусмотреть и дополнительные ресурсы в будущем на поддержку социального развития села, на строительство жилья на селе под льготную ставку ипотечного кредитования».

Председатель Госдумы также предложил камбину в рамках подготовки бюджета создать совместную рабочую группу для разработки программ поддержки регионов с высокой убылью населения.

«Это вопрос, требующий дополнительного изучения, а также, возможно, формирования программ индивидуальной поддержки регионов, где эта ситуация складывается на протяжении нескольких лет», — пояснил Володин. Спикер уточнил, что речь идёт о возможных дополнительных мерах поддержки здравоохранения и семей в таких регионах.

Денег на пенсии и медицину будет больше

Ранее, 22 октября, в ходе заседания фракции «Единая Россия» министр финансов Антон Силуанов пообещал, что все социальные обязательства перед гражданами будут выполнены. В частности, министр отметил: в 2021 году общий объём расходов на здравоохранение составит 3,8% ВВП, что больше цифр докризисного 2019 года. Средств на выполнение послания президента в следующем году также будет больше по сравнению с текущими показателями на 15%, а в 2023-м они и вовсе вырастут на 40%.

Приоритет бюджета — люди

В то же время пенсии в следующем году проиндексируют на 6,3% (притом что инфляция не должна превысить 3,7%), минимальный размер оплаты труда при этом увеличится на 5,5%. На поддержку малоимущих семей с детьми в бюджете предусмотрено около 400 миллиардов рублей в год.

Согласно проекту бюджета, доходы в 2021 году составят 18,77 триллиона рублей, в 2022 году — 20,64 триллиона рублей, в 2023 году — 22,26 триллиона рублей. Расходы в 2021 году запланированы на уровне 21,52 триллиона рублей, в 2022 году — 21,88 триллиона рублей, в 2023 году — 23,67 триллиона рублей. На реализацию нацпроектов в 2021 году предусмотрено 2,25 триллиона рублей, в 2022 году — 2,62 триллиона рублей, в 2023 году — 2,79 триллиона рублей.

Дефицит бюджета в 2021 году составит 2,75 триллиона рублей, в 2022 году — 1,25 триллиона рублей, в 2023 году — 1,41 триллиона рублей. Основным источником его финансирования станут государственные заимствования, что позволит сохранить социальную направленность бюджета и ориентир на поступательный рост.

По расчетам Минэкономразвития, российская экономика в 2021 году вырастет на 3,3 процента, в 2022 году — на 3,4 процента, в 2023 году — на три процента. Прогнозный объём ВВП в 2021 году составит 115,53 триллиона рублей, в 2022 году — 124,22 триллиона рублей, в 2023 году — 132,82 триллиона рублей. В течение трёх лет инфляция не превысит четырёх процентов.

Юрий Горлин: «Предпосылки могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.

Рассматриваемый 28 октября в первом чтении Государственной Думой проект федерального бюджета на 2021 и плановый период 2022-2023 годов позволит в полной мере обеспечить социальные гарантии россиян. Об этом, комментируя ход обсуждения главного финансового документа страны, сообщил член парламентского комитета по бюджету и финансам, представитель фракции «Единая Россия» Виктор Зубарев.


Зубарев отметил, что разработка бюджета на протяжении последних четырех месяцев шла с участием партии, активно сотрудничавшей в этом процессе с правительством и комитетом по бюджету и налогам.

«Сегодня, с учетом напряженной ситуации в мировой экономике и ограниченности национальных ресурсов, в социальную сферу и на социальные гарантии нашим гражданам будут направлены максимально возможные суммы. Только в разрезе государственных программ (они составляют три четверти бюджетных расходов), на социальную поддержку выделяется 2 триллиона рублей, ежегодно свыше 400 миллиардов государство будет направлять на помощь малоимущим семьям. Увеличивается размер материнского капитала — до 639 тысяч рублей. В соответствии с обновленной Конституцией страны производится индексация пенсий и социальных пособий, особое внимание уделено обеспечению граждан льготными лекарствами, предоставлению жилья детям — сиротам», — рассказал Виктор Зубарев.

Парламентарий подчеркнул, что бюджет наряду с реализацией политики социальных гарантий, сохраняет приверженность целям национального развития на период до 2030 года. «Речь идет о национальных проектах — фактически „бюджете развития“ внутри большого федерального бюджета. В 2021 году на их финансирование будет направлено 2,25 трлн рублей, а всего за три года — более 7,5 трлн. Это позволит стимулировать развитие систем здравоохранения, образования, жилищного строительства, культуры, дорожной и другой транспортной инфраструктуры. Тем самым, мы не только помогаем восстанавливаться экономике, но и повышаем качество жизни россиян», — сообщил Зубарев.

Еще один важный аспект, который предстоит проработать в ближайшее время — поддержка регионов. На сегодня в федеральном бюджете заложено свыше 700 млрд рублей на выравнивание бюджетных возможностей территорий страны, еще часть средств будет распределена между первым и вторым чтениями бюджета. «Это широкая программа помощи регионам, охватывающая множество сфер — от обеспечения школьников горячим питанием и доплат учителям за классное руководство до развития общественного транспорта в городах и ипотеки в селах», — заметил Зубарев.

Зубарев добавил, что по итогам рассмотрения проекта бюджета на уровне комитета по бюджету и налогам, депутаты рекомендовали кабинету министров обеспечить реализацию поручений президента РФ в полном объеме — в частности в вопросе выплат родителям детей в возрасте до семи лет пособий по временной нетрудоспособности в размере 100 % среднего заработка, причем независимо от продолжительности страхового стажа. Кроме того, комитет в своем заключении настаивает на рассмотрении правительством вопроса по увеличению объемов финансирования программы создания новых мест в образовательных организациях. Это должно быть сделано в ходе исполнения бюджета в 2021 году. Также перед третьим чтением проекта бюджета, будет внесена резолюция о необходимости ускорения программ газификации регионов.


Напомним, что согласно проекту закона о федеральном бюджете, его доходы в 2021 году составят 18,8 трлн. рублей, в 2022 году — 20,6 трлн. рублей, в 2023 году — 22,3 трлн. рублей.

Расходы федерального бюджета в 2021 году установлены на уровне 21,52 трлн. рублей, в 2022 году — 21,88 трлн. рублей, в 2023 году — 23,67 трлн. рублей.

Дефицит федерального бюджета РФ в 2021 году будет на уровне 2,75 трлн. рублей, в 2022 году — 1,25 трлн. рублей, в 2023 году — 1,41 трлн. рублей. Дефицит будет закрываться в основном за счет государственных заимствований.

Ранее проект бюджета в первом чтении поддержала фракция «Единая Россия» в Государственной Думе. Второе чтение главного финансового документа страны намечено на конец ноября.

Читайте также: