Пенсии решено увеличить на 4 5 это будет выше уровня прогнозируемой инфляции

В наступившем году россиян ожидает новый график индексаций, гарантирующий целых 4 повышения пенсионных выплат. Причем ПФР заявляет, что в процентном эквиваленте надбавки в два раза превысят цифры порога инфляции.

Сразу оговоримся, что все приятные изменения денежного обеспечения пройдут мимо работающих пенсионеров . Хотя и для них предусмотрены некоторые нововведения.

Повышение выплат заметно почувствуют неработающие пенсионеры, получившие обеспечение по старости. А также люди с инвалидностью, в том числе дети-инвалиды, и семьи, потерявшие кормильца.

Новая схема индексаций

Законодательный порядок новых перерасчетов денежного обеспечения уже утвержден. Однако возможны некоторые корректировки в процентных ставках. Однако все они предусмотрены в пользу пенсионеров.

Напоминаем, что в 2019 году было принято решение, что все изменения будут вводиться буквально с первых чисел наступающего года. То есть не в феврале, как это происходило раньше, а с 1 января. Такой небольшой новогодний подарок.

Прошлогодний размер индексаций страховых пенсий составил 7,05%, что в среднем по стране отразилось в прибавке примерно на 1 тыс. руб.

В нынешнем году страховые пенсии вырастут на 6,6 % . НО!

По предварительному прогнозу уровень инфляции в 2020 г. не превысит отметку в 3,8%, а в 2021 г. — максимум на 3%.

Это означает, что запланированная индексация в 1,5-2 раза превысит порог инфляции .

По какому графику будут происходить изменения в 2020 году:

  • 1 января — повышение страховых пенсий, минимальных в том числе.
  • 1 февраля — повышение выплат, которые проходят через ПФР (ЕДВ, НСУ, пособие на погребение и прочие).
  • 1 апреля — увеличение размера государственного и социального обеспечения. Соответственно, повысятся выплаты и военным, которые получают надбавки относительно соцпенсии.
  • 1 октября — проиндексируют военные пенсии.

В мае для ветеранов ВОВ предусмотрена единовременная выплата в размере 10000 рублей в честь 75-летия Победы. Далее эта законодательно закрепленная надбавка к пенсии будет выплачиваться каждый год.

Расчет пенсионной надбавки в 2020 году

На момент принятия закона №350 начало действовать правило роста процента индексации, согласно которому в течение следующих 5 лет средняя пенсионная надбавка будет регулярно повышаться на 1 тыс. рублей.

То есть в нынешнем году индексация составит отметку в 1,066, которая и обеспечит 6,6% в качестве надбавки. Расчет производится, исходя из среднестатистического годового обеспечения на территории РФ. Это примерно 14543 руб.

Для каждого пенсионера расчет будет производиться индивидуально. Окончательная сумма денежного обеспечения зависит от размера выплат, которые человек получал ранее.

При желании можно самостоятельно рассчитать размер своей новой страховой пенсии. Достаточно сумму прежней пенсии умножить на число индексации (1,006).

Другие надбавки (соцвыплаты или ЕДВ) в расчет не берутся.

Изменения на обозримое будущее

Повышение денежного обеспечения на ближайшие годы для неработающих пенсионеров, прежде всего, связано с ростом пенсионного коэффициента. Ранее он составлял 87, 24 рубля, с 1 января — 93 руб.

По официально опубликованным данным ПФР, предусмотрено следующее повышение пенсионного балла:

  • 2021 – 98,86 руб.
  • 2022 – 104,69 руб.
  • 2023 – 110,55 руб.
  • 2024 – 116,63 руб.

Также предусмотрено повысить ФВ (фиксированная выплата) на 352 рубля. Соответственно, все дополнительные доплаты, определяемые по ФВ, автоматически повысятся.

Например, предусмотрены добавки следующего типа:

  • Наличие трудового стажа на территориях Севера — 2843 руб.
  • Стаж в сельской местности — 1421,56 руб.
  • Доплата пенсионеру, на иждивении которого находится нетрудоспособный член семьи — 1895,45 руб.

Индексация на ближайшие пять лет:

  • 6,6% — 2020 — 14,986 руб. 25 коп.
  • 6,3% — 2021 — 15930 руб. 48 коп.
  • 5,9% — 2022 — 16870 руб. 10 коп.
  • 5,6% — 2023 — 17814 руб. 56 коп.
  • 5,5% — 2024 — 18794 руб. 34 коп.

Начиная с 2019 года, когда пенсия составляла 14058 рублей, обеспечение повысится до 18794 руб. к 2024 году. То есть рост денежного обеспечения в течение 6 лет составит 33,7%.

Повышение прожиточного минимума (ПМП)

Помимо индексации, в этом году будет установлен новый порог ПМП , что также гарантирует надбавку к пенсии. Это относится к пенсионерам, получающим обеспечение любого статуса (социальное, государственное или страховое).

Новая величина ПМП будет рассчитываться по инновационной методике. Окончательные цифры появятся после перерасчета прожиточного минимума во всех регионах РФ.

При этом размер социальных выплат останется без изменений, а надбавка будет начисляться сверх ПМП.

Например:

В конкретном регионе установлен ПМП в 9 тыс. руб. Пенсионер, проживающий в этом субъекте РФ, получает обеспечение в размере 7 тыс. руб. Компенсация составит 2 тыс. руб., которую пенсионер получит в качестве надбавки.

Добавим к этой сумме коэффициент индексации (1,006). Итоговый размер денежного обеспечения пенсионера составит 9462 рубля.

Что нового для работающих пенсионеров?

Летом нынешнего года будет производиться новый перерасчет трудового стажа. Размер надбавки напрямую зависит от суммы баллов, которые были заработаны в предыдущем году.

Соответственно, надбавки будут рассчитываться в индивидуальном порядке.

Например:

Пенсионер работает, но получает ЕДВ по инвалидности. В этом случае ограничения на индексацию не накладываются. То есть он получит надбавку в полном объеме, соответствующую повышению ЕДВ.

В ином случае работающий пенсионер может рассчитывать только на накопленные за предыдущий год баллы. Однако при перерасчете будут учитывать не более 3 баллов, а это максимум 300 руб. к пенсии.

Повышение ЕДВ

Индексация социальных выплат будет производиться 1 февраля. Самая распространенная льгота — это ежемесячная денежная выплата, размер которой определяется относительно роста цен.

По предварительным прогнозам Минэкономразвития РФ , повышение ЕДВ запланировано примерно на 4,3%. Однако есть и другие альтернативы государственных экспертов.

К примеру, по расчетам Центробанка рост инфляции поднимется до отметки 4,7-5,2 %. Если так, то и ЕДВ повысится ровно настолько же.

Изменение денежного обеспечения ожидает и людей с инвалидностью. Они несколько отличаются от цифр, указанных выше. Но об этом мы подробнее расскажем в следующей статье.

Вопрос к нашим читателям, что для вас чувствительнее — повышение пенсии или рост цен?

Как всегда, ждем ваших комментариев, рады новым подписчикам и благодарны каждому поставленному лайку.

Рост реальных пенсий в России будет обеспечен до 2024 года. Об этом сообщили в пресс-службе Министерства труда, пояснив, что размеры индексации пенсий неработающим пенсионерам определены федеральным законом №350-ФЗ.

В последующие годы пенсии будут расти за счёт увеличения доходов бюджета Пенсионного фонда России. Об этом свидетельствуют расчёты, проведённые Минтрудом.

«Что означает не только сохранение, но и рост пенсий нынешних и будущих пенсионеров», — добавили в ведомстве.

21 июля президент Владимир Путин подписал указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Основными задачами на ближайшее десятилетие обозначены: сохранение населения, здоровье и благополучие людей, возможности для самореализации и развития талантов, комфортная и безопасная среда для жизни, достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство, а также цифровая трансформация.

Между тем ряд СМИ сообщили, что документ предоставляет возможность «заморозки» реальных пенсий россиян в течение десяти лет.

Помимо этого, 24 июля «Известия» опубликовали совместное письмо в Центральный банк (ЦБ) двух саморегулируемых пенсионных организаций (СРО) — АНПФ и НАПФ. Они предложили ввести в России пенсионный налоговый вычет с лимитом до 400 тыс. рублей вместо нынешних 120 тыс. рублей.

«Воспользоваться им смогут граждане, решившие самостоятельно копить на будущую пенсию: они получат право ежегодно возвращать до 52 тыс. рублей со своих добровольных взносов», — говорилось в тексте материала.

Отмечается, что такое нововведение может помочь в стимулировании граждан к самостоятельному накоплению дополнительной пенсии. Как подчёркивали в Центробанке, для обсуждения инициативы нужна оценка её потенциала.

«При обсуждении таких предложений необходимо прежде всего оценить потенциальный эффект от их реализации. С учётом того, что вопросы налогообложения относятся к компетенции Минфина России, Банк России считает, что обсуждать эти предложения необходимо на площадке Минфина России», — приводит сообщение РБК.

«Темп роста страховых пенсий до 2024 года выработан»

Как заявил RT первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский, сообщение Минтруда строго соответствует закону.

«Когда Министерство труда обещает повышение пенсии, министерство имеет в виду, что индексация пенсий идёт выше инфляции, таким вот образом она, что называется, повышается. В этом году инфляция — я имею в виду по 2019 году — инфляция была чуть больше 3%, а индексация была больше 6%. В этом году, в 2020 году, мы не знаем, какая будет инфляция, но прогнозируемая была заложена порядка 4%, а индексация пенсий, которая предполагается в 2021 году, то есть по результатам экономики 2020 года, выше инфляции на 2,5—3%. Темп роста страховых пенсий до 2024 года выработан с учётом именно того, что инфляция будет ниже, чем темпы роста пенсий», — пояснил сенатор.

Он подчеркнул, что появлявшиеся сообщения о «заморозке» пенсий не имеют под собой оснований, хотя бы из-за новых норм, принятых в поправках к Конституции РФ.

«Это означает, что у законодателей и у правительства нет возможности изменить эту модель, тогда эта норма будет неконституционной», — добавил Рязанский.

В свою очередь, член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб назвала подобные публикации вбросами, призванными вызвать волнение среди граждан РФ.

«Кому-то, наверное, не нравится, когда в стране спокойно. На самом деле, более того, сейчас разворачивается широко дискуссия о том, как правильно обеспечивать в том числе работающих пенсионеров и (идут. — RT) разговоры об индексации пенсий в том числе для всех. Широкая дискуссия предстоит на эту тему, потому что нашему правительству предстоит подумать над тем, где взять средства, которые необходимы на реализацию данных целей, но, по крайней мере, пенсия неработающим пенсионерам снижаться не будет ни в коем случае, она будет расти ежегодно», — пояснила собеседник RT.

Юрий Горлин: «Предпосылки для увеличения пенсионного возраста могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.








До 2024 года пенсии россиян должны вырасти до уровня инфляции. Таков указ президента РФ Владимира Путина. Однако в Счетной палате в росте доходов пенсионеров сомневаются – все дело в том, что не индексируются выплаты работающим пенсионерам.

Для работающих пенсионеров индексация не предусмотрена

Специалисты Счетной палаты подготовили заключение на проект бюджета России на 2020-2022 гг. Помимо ожиданий по экономическому росту, сокращению бедности, росту инвестиций, там говорится, что параметры прогноза пенсионного обеспечения могут не привести к реальному росту пенсий.

«Учитывая, что индексируются только пенсии неработающих пенсионеров, параметры пенсионного обеспечения, заложенные в прогнозе, могут не обеспечить достижение цели указа №204 (майский указ президента) по реальному росту пенсий», — говорится в материалах СП.


Почти четверть пенсионеров в России работают. Их пенсии не индексируются с 2016 года. Ежегодные повышения выплат не пропадают — когда трудящийся пенсионер увольняется, размер его пенсии увеличивается на процент проведенных индексаций.

В бюджете Пенсионного фонда России на 2020-2022 гг. индексации выплат для работающих пенсионеров не предусмотрены.

Насколько проиндексируют пенсии неработающим пенсионерам?

С 1 января следующего года на 6,6% будут проиндексированы пенсии неработающих пенсионеров, говорится на сайте Министерства труда и социальной защиты. В среднем выплаты увеличатся на одну тысячу рублей. Такой показатель превысит прогнозируемую инфляцию на 2,8%.

С 1 апреля будут увеличены социальные пенсии. По предварительным подсчетам, на 7%.

Какой будет пенсия в следующем году?

По словам главы Пенсионного фонда Антона Дроздова, средний размер страховой пенсии в следующем году прогнозируется на уровне 16,4 тысячи рублей. Речь о выплатах неработающим пенсионерам, передает ТАСС.

Что будет дальше?

К 2022 году в Пенсионном фонде ожидают увеличение пенсий до 18,3 тысяч рублей, говорил Дроздов.
В 2021 году запланирована индексация на уровне 6,3%. В 2022 году – на 5,9%.


А что с накопительными пенсиями?

Накопительные пенсии хотят снова заморозить, на этот раз до 2022 года. Соответствующий законопроект правительство внесло в Госдуму в конце сентября.

За счет очередной заморозки пенсионных накоплений правительство рассчитывает сэкономить порядка 634,8 миллионов рублей из федерального бюджета, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Мораторий на накопительную пенсию был введен в 2014 году. Теперь все отчисления, которые работодатель платит за сотрудника (22%), направляются в Пенсионный фонд на выплаты пенсионерам.

По данным министра труда Максима Топилина, перераспределение накопительных пенсий в ПФР сэкономило бюджету около 2 триллионов рублей.

Пенсионный возраст повысят?

В прошлом году власти объявили о повышении пенсионного возраста — к 2028 году он увеличится до 60 лет для женщин (сейчас 55 лет) и до 65 лет для мужчин.

В СМИ стала появляться информация о новом увеличении возраста выхода на пенсию — до 63 лет для женщин и до 68 лет для мужчин. По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, вопрос о повышении пенсионного возраста в Кремле не обсуждается. «У нас нет такой темы на повестке дня, такие вопросы не обсуждаются», — заявил Песков журналистам.


«Реформа сконструирована так, чтобы в ближайшее десятилетие этот вопрос больше не поднимался. В нашем прогнозе до 2036 года и в готовящемся в Минфине бюджетном прогнозе дальнейшее повышение пенсионного возраста не предусмотрено», — говорил в интервью «Ведомостям» глава Минэкономразвития Максим Орешкин.

По его словам, эффект от повышения пенсионного возраста граждане смогут почувствовать только через несколько лет.


Президент Владимир Путин внес ко второму чтению в Госдуме правительственного законопроекта о пенсионной реформе поправки (*.pdf), прописывающие фиксированные параметры увеличения страховых пенсий в 2019–2024 годах и новый порядок их индексации с 2025 года.

Согласно поправкам, стоимость одного пенсионного коэффициента (балл, или СПК) в 2019 году вырастет на 7,05%, до 87,24 руб., фиксированная выплата к пенсии — на те же 7,05%, до 5334 руб.

В 2020 году СПК и фиксированная выплата увеличатся на 6,6%, в 2021 году — на 6,3%, в 2022 году — на 5,9%, в 2023 году — на 5,6%, в 2024 году — на 5,5%. В 2024 году стоимость пенсионного коэффициента будет равна 116,63 руб. (рост — на 43% к текущему значению), фиксированная выплата к пенсии — 7131 руб. (рост — на те же 43%). Увеличения будут вступать в силу 1 января каждого года.

Соответственно, пенсия по старости в номинальном выражении вырастет на 43% к 2024 году, потому что страховая пенсия рассчитывается по формуле «сумма пенсионных баллов, умноженная на стоимость одного балла, плюс фиксированная выплата». Это соответствует обещаниям чиновников правительства о том, что средний размер пенсии к 2024 году вырастет до 20 тыс. руб. (с текущих 14 тыс. руб.).

Ежегодно пенсия будет расти быстрее инфляции, поскольку Минэкономразвития прогнозирует инфляцию на уровне 4% до 2024 года. Но реальный рост пенсий будет поставлен под сомнение, если денежные власти не справятся с удержанием инфляции вблизи 4%.

Пенсии работающих пенсионеров

Правительство увязывало повышение пенсионного возраста с увеличением пенсий темпами выше инфляции, но в июньском законопроекте ничего про рост пенсий не говорилось. Комитет Госдумы по труду и социальной политике в своем заключении на проект призывал «законодательно закрепить порядок роста страховых пенсий темпами, превышающими инфляцию», а Путин в обращении к россиянам в конце августа обещал заложить в законопроект механизм ежегодного увеличения пенсий.

Из президентских поправок следует, что пенсии работающих пенсионеров, которые не индексируются с 2016 года, будут в предстоящие годы увеличиваться наравне с пенсиями неработающих. В противном случае была бы нужна специальная оговорка, что значения СПК и фиксированной выплаты на 2019–2024 годы не распространяются на работающих пенсионеров (в поправках такой оговорки нет).

Однако пресс-служба Минтруда сообщила РБК, что увеличение пенсий в 2019–2024 годах, прописанное в президентских поправках, относится только к неработающим пенсионерам.

«Порой меня спрашивают: вы музыкант? Когда я отвечаю, что никакого музыкального образования у меня нет, все удивляются. По первому диплому я режиссер театрализованных представлений и праздников, по второму — психолог. Полжизни работала в сфере культуры, несколько лет руководила дворцом культуры, затем была генеральным директором кадрового центра по подбору персонала для «УГМК Холдинг».

В 2008 году, когда произошел кризис, меня сократили. Начав в 50 лет искать новую работу, я столкнулась с тем, что никому не нужна. Во-первых, мое резюме, вероятно, пугало работодателей серьезными должностями, а во-вторых, компании были больше заинтересованы в молодых специалистах. Я поняла, что ни руководителем, ни менеджером среднего звена меня не возьмут, и пошла в «Роспечать» продавать газеты»

Механизм индексации после 2024 года

В действующем законе о страховых пенсиях прописан механизм их индексации, то есть увеличения в зависимости от инфляции предыдущего года. На индекс потребительских цен предыдущего года с 1 февраля должны в обязательном порядке увеличиваться стоимость пенсионного балла и размер фиксированной выплаты. Кроме того, возможна дополнительная индексация с 1 апреля стоимости пенсионного балла и/или фиксированной выплаты в зависимости от определенных условий, в частности роста доходов Пенсионного фонда.

Однако этот механизм практически никогда не соблюдался в полном объеме. В частности, в 2016 году страховые пенсии были проиндексированы только на 4% — меньше инфляции 2015 года (12,9%). В 2018 году индексация, напротив, была выше инфляции предыдущего года. Кроме того, с 2015 года апрельский этап индексации, связанный с расчетом стоимости пенсионного коэффициента, не производился, потому что методика расчета так и не была утверждена правительством.

В итоге с 2016 года механизм индексации страховых пенсий приостановлен: до 1 января 2019 года приостановлены соответствующие положения закона, определяющие порядок ежегодного увеличения стоимости пенсионного балла и индексации фиксированной выплаты.

Владимир Путин предлагает продлить приостановку этих положений до 1 января 2025 года, а затем перейти на новый порядок индексации пенсий, при котором ежегодно с 1 февраля пенсия будет увеличиваться на инфляцию предыдущего года (так предусмотрено и действующим законодательством). Кроме того, возможна будет дополнительная индексация пенсий с 1 апреля в том случае, если среднемесячная номинальная зарплата за предыдущий год выросла больше инфляции. Эта дополнительная индексация будет равна разнице между ростом зарплат и ростом цен (например, если номинальные зарплаты выросли на 6%, а потребительские цены — на 4%, то дополнительная индексация в апреле составит 2%), но не более «индекса роста доходов бюджета Пенсионного фонда в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховых пенсий». Логика в том, чтобы в долгосрочной перспективе рост пенсий не опережал роста зарплат.

Ограничитель на дополнительную индексацию пенсий в такой же формулировке («индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховых пенсий») действовал до 2016 года. Но этот показатель не был установлен никакими нормативными актами, отмечал комитет Совета Федерации по социальной политике в заключении на бюджет Пенсионного фонда 2015 года. «Следует подчеркнуть, что методика определения индекса роста доходов бюджета Пенсионного фонда в расчете на одного пенсионера отсутствует. Все предыдущие годы Пенсионный фонд и заинтересованные министерства руководствовались определенными, нигде не описанными и, соответственно, не утвержденными расчетными процедурами», — указывали экономисты РАНХиГС во главе с Юрием Горлиным​ (*.pdf).

Министерство труда России готовит предложения по индексации пенсии. Предполагается, что в период с 2019 по 2021 год выплаты пенсионерам буду постепенно повышаться с расчётом на преодоление инфляции. Об этом заявил министр труда и соцзащиты РФ Максим Топилин на расширенном заседании правления Пенсионного фонда России.

«Вы знаете о том, что задача поставлена — выйти на индексацию пенсий выше инфляции. Мы уже фактически с этого года приступили к реализации этой задачи. Я напомню, что на 3,7% пенсии проиндексированы с 1 января. Мы с вами будем в рамках бюджетного цикла, прежде всего 2019—2021 годов, готовить системные предложения по тому, чтобы выйти на решение новых задач, которые поставлены президентом», — заявил министр.

По его словам, Минтруд будет ориентироваться на утверждённую в 2013 году стратегию развития пенсионной системы, согласно которой к 2030 году уровень пенсий должен составить 2,5—3 прожиточных минимума.

Выполнимая задача

Руководитель Центра политэкономических исследований Василий Колташов рассказал в разговоре с RT, что задачи, связанные с превышением уровня инфляции, вполне реальны и достичь их можно уже в течение года.

«Инфляция на сегодняшней день является довольно низкой, что облегчает поставленную задачу. Поэтому индексация будет небольшой. Таким образом 2—3% индексации — это вполне возможный сценарий… При желании уже за год можно выйти на индексацию выше инфляции. В рамках всей страны это значительные суммы, но найти их проще, чем прежде, когда инфляция была высокой», — пояснил эксперт.

По его словам, повышение пенсий будет иметь двойной эффект. С одной стороны, эта мера увеличит спрос в экономике и поддержит потребительскую способность, а с другой — даст людям средства к существованию. Но всё же в области пенсий останутся задачи, которые необходимо будет решить в ближайшее время.

«Проблема только одна: у нас всё ещё много пенсионеров, которые получают выплаты ниже среднего. Пенсионеры, которые получают высокую пенсию, являются ветеранами труда, они могут говорить: «Надо было лучше работать». Но проблема всё равно остаётся. Таким образом, в какой-то момент встанет вопрос о том, что пенсии надо не только индексировать, но и повысить номинально, то есть повысить всем на равную сумму», — подчеркнул Василий Колташов.

Среди мер, которые могли бы принять в правительстве, руководитель Центра политэкономических исследований называет легализацию зарубежных рабочих в России, которые сейчас трудятся без документов и не платят налоги. Именно эти средства потенциально могли бы создать прочную базу для выплат пенсионерам.

«Для выполнения этой задачи (увеличения пенсий. — RT) нужно закончить пенсионную реформу, стабилизировать систему. Необходимо провести санацию Пенсионного фонда, то есть проверить, что не работает сейчас. Нужно постараться обеспечить этому фонду рентную базу, то есть дать ему источник постоянных доходов», — заключил он.

Повышая объёмы пенсионной системы

Председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский напомнил, что индексация будет происходить в соответствии с поставленной президентом России Владимиром Путиным задачей. Он пояснил, как будет функционировать этот механизм.

«У нас бюджет Пенсионного фонда является бездефицитным, потому что дефицит, искусственно создающийся в рамках льгот тем или иным плательщикам пенсионных взносов, потом компенсируется дополнительными перечислениями из государственного бюджета. Но это нельзя считать дефицитом бюджета. А бюджет в любом случае всегда свёрстывается либо с нулевой отметкой, либо с позитивной. Поэтому реализация указанной в послании президента цели индексации пенсий и постепенное их повышение в процентном соотношении к заработной плате, которую человек получал до выхода на пенсию, — это всё звенья одной цепи», — подчеркнул он.

В сложившейся ситуации важно повышать доходы пенсионной системы, прежде всего путём увеличения заработной платы, процентные отчисления от которой пополняют пенсионную копилку страны. Для этого следует «мобилизовать усилия самозанятого населения» и расширить возможности создания добровольных накопительных компонентов в системе. И естественно, задействовать возможности федерального бюджета.

«Эти компоненты могут помочь повысить объёмы Пенсионного фонда. И мы сможем проводить индексацию пенсий выше, чем инфляция. В этом году уже была сделана индексация с 1 января, она выше, чем инфляция. 2,5% по концу года у нас ожидаемая инфляция. Индексация была проведена не с 1 февраля, а с 1 января и была 3,7%. В 2018 году, получается, был сделан первый шаг», — подчеркнул глава социального комитета Совета Федерации.

Приоритеты Пенсионного фонда

Напомним, в середине февраля вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец заявила, что приоритетом пенсионной системы на данный момент является повышение уровня пенсий до размера примерно в 25 тыс. рублей.

Минтруд, со своей стороны, выступил с предложением проиндексировать пенсии с 1 апреля на 2,9%. Коэффициент был рассчитан исходя из величины прожиточного минимума пенсионера. С учётом этого повышения средний размер выплат составит 9062 рубля. Эти изменения коснутся почти 3,9 млн человек.

Согласно пояснительной записке к проекту, расходы на апрельскую индексацию составят 1,07 млрд рублей в месяц, или 9,6 млрд рублей до конца текущего года. Стоит отметить, что бюджет Пенсионного фонда России на 2018—2020 годы формировался в соответствии с прогнозом о росте прожиточного минимума пенсионеров в 2017 году на 4,1%. Фактический же рост оказался ниже ожидаемого.

Для военных, получивших инвалидность по время службы по контракту, соцпенсия увеличится до 12 688 рублей (рост на 355 рублей). Семьи военнослужащих, потерявших кормильца во время службы по призыву, смогут рассчитывать на 10 746 рублей после индексации (рост на 303 рубля). Социальные пенсии ветеранов ВОВ и инвалидов военных действий вырастут на 392 рубля и 399 рублей соответственно.

Читайте также: