Пенсионные крестьяне кто это

Крестьянин - это один из представителей основного класса российского населения в Средневековой Руси, главным занятием которого являлось земледелие. Ввиду того что долгое время в России большую часть жителей составляли эти работяги, данный период в истории нашей страны представляет особый интерес. Формирование крестьянства приходится на четырнадцатый-пятнадцатый век. Уже в шестнадцатом-семнадцатом веке было реализовано массовое закрепощение. Крестьянин - это, прежде всего, человек, у которого отсутствовали гражданские и имущественные права.


Что представлял собой класс крепостного населения

Начиная с одиннадцатого века, стала господствовать эпоха крепостного права. Находящийся в зависимости от землевладельца крепостной крестьянин трудился в первую очередь на барина, а потом на себя. Будучи в таком положении, за какое-либо нарушение крестьянин, связанный круговой порукой, мог законно подвергнуться телесному наказанию. Надел хозяина не допускалось закладывать, продавать или дарить, так как это была собственность помещика. К середине семнадцатого века в крепостной зависимости уже было около половины населения страны. Именно их труд в то время создавал основу для дальнейшего развития государства.

Государственные крестьяне

Оставшееся незакрепощенное население, занимавшееся земледелием, во второй половине восемнадцатого века было оформлено государственными крестьянами. Они проживали на казенной земле и отрабатывали повинности в пользу власти, а также платили подати в казну. Государственный крестьянин при этом считался лично свободным.

Вследствие конфискации церковных владений правительство увеличивало количество государственных крестьян. Кроме того, их число пополнялось за счет бегства крепостных крестьян из сел, а также за счет приезжих из других стран.


Отличие государственных крестьян от крепостных

Предполагают, что коронные крестьяне из Швеции послужили примером для определения юридических прав государственных крестьян. В первую очередь они обладали личной свободой. В отличие от крепостных, государственным крестьянам было разрешено участвовать в судебных процессах. Им давалось право заключать сделки и владеть собственностью. Государственный крестьянин - это «свободный сельский обыватель», который мог организовывать как розничную, так и оптовую торговлю, а также открыть фабрику или завод. Крепостные жители такого права не имели, так как их личная свобода целиком и полностью принадлежала землевладельцу. Государственный крестьянин - это временный пользователь владений правительства. Несмотря на это, известны случаи совершения ими сделок в качестве владельца земельного участка.

Проблемы и трудности крепостного права

Крестьяне были недовольны неравноправным положением в обществе. Неумеренная эксплуатация со стороны помещиков провоцировала массовые беспорядки и восстания. Наиболее крупным крестьянским восстанием стала война, предводительство которой взял на себя Степан Разин, продолжавшаяся с 1670 по 1671 годы. Громким также стало восстание крестьян под предводительством Е.И. Пугачева, продлившееся с 1773 года по 1775 год.

Лишь к концу восемнадцатого века власти России задумались о проблеме существования крепостного права. Правовое и имущественное положение не устраивало и самое многочисленное сословие страны.


1861 год стал решающим: Александр II провел крепостную реформу, в результате которой крепостное право отменили, а свыше двадцати миллионов человек, наконец, получили свободу. Однако полное освобождение было получено по истечении двух лет, во время которых временно обязанные крестьяне отрабатывали повинности.

В русской речи понятие «пенсия» - как правовая форма государственного попечительства и денежного содержания нетрудоспособных — впервые появилось лишь в 18 веке, вместе с военными и социальными реформами Петра I.

Но истоки пенсионного дела в России — как и общеевропейская история пенсий — неразрывно связаны с эволюцией государства. История пенсий — это прежде всего история сословных привилегий.

Поэтому самое емкое предисловие и наиболее точно отражающее суть всего допетровского периода зарождения пенсий в России можно изложить одной лишь строкой из Пушкина: «. у нас такого слова нет, но что важней — есть самоё явленье. »

В разные периоды становления русской государственности, от Древней Руси до Московского царства, пенсионное обеспечение зарождалось в самых разных видах «выслуги» и наградного жалования. Это был важный инструмент решения внутренних и внешних политических задач, которые требовали все более жесткого регламента взаимных обязательств власти и служилых сословий: гарантии монаршей милости - в обмен на преданное служение царю и отечеству.

Ранними формами государственного обеспечения на Руси принято считать институты «кормления», которые появились на заре становления русского государства и легли в основу всех последующих форм социального защиты. Причем, уже тогда сословная принадлежность служилых людей играла первостепенную роль в назначении любого вида жалования.

«Кормлением» могли пользоваться исключительно лица высокого социального статуса, поскольку так назывался особый вид дохода - « от должности по высшему управлению» . Служилые люди более низкого сословия в рамках древнего института «кормления», тем не менее, могли рассчитывать только на «довод» - так назывался доход «от должности по управлению низшему и землевладения ».

Древнерусские письменные источники содержат немало свидетельств того, как князья и воеводы славянских дружин заботились не только о пропитании своих подчиненных, их обмундировании, оснащении оружием, но так же об их приюте и пропитании в пожилом возрасте.

Постепенно забота о раненых и престарелых «служилых людях» приобретала все более прочную юридическую базу.

В 1556 году был принят ряд документов об отмене института «кормления» и введении земских учреждений. А также о нормах доходов с земельных наделов и денежного жалования (вместо прежних «кормлений») служилым людям.

Эти законы, наряду с изданной во второй половине 16-го века Боярской книгой, стали правовой основой для создания новой государственной системы материального обеспечения высшего служилого сословия (бояр и высших чинов дворянства) и дворянских ополчений - массовых воинских формирований того периода.

В числе главных законодательных актов, принятых во времена правления Ивана IV Грозного — «Указ о размере московских поместий, положенных разных чинов людям» от 31 августа 1587 года, который определял размеры «подмосковных поместных окладов» — земельных наделов, которые в последующем стали определять размер царского жалования в форме прожиточного поместья. По сути, именно с этого Указа в России начала действовать государственная система распределения натуральных привилегий, которые уже три века спустя будут называться «пенсией».

Право владения поместьем закреплялось жалованными грамотами. Они выдавались в знак особых заслуг — за ратные подвиги, личную преданность или особое рвенье на царской и военной службе.

Владельцами поместий становились не только служилые люди, но и члены их семей в случае потери кормильца. До введения крепостного права поместья в качестве пенсии — на «прожиток» — жаловались и крестьянскому сословию.

Наиболее древние традиции взаимопомощи и благотворения на Руси относят к периоду принятия христианства. Церкви и монастыри, которые строились как на общественные средства, так и за счет княжеской казны, были не только духовными центрами, но и приютами для одиноких, больных, или оставшихся без попечения сирот.

В 996 году князь Владимир издал Указ, по которому общественное призрение было официально поручено «попечению и надзору» духовенства в лице патриарха и подчиненных ему церковных структур.

Именно в этот период появляется практика оказания социальной помощи в церковных приходах и монастырях, которые выполняли различные функции попечительства - от предоставления крова и пищи, до лечения и судебной защиты. «Вдова, слепец, хромец, калека» - в таком виде список первых на Руси получателей социальных пособий из церковных доходов вошел в русскую литературу.

Кроме того, к древнейшим истокам пенсионного дела в России, безусловно, можно отнести первый славянский судебник - «Русскую правду» Ярослава Мудрого, которая вышла в начале XI века. Уже в первом своде законов русского государства упоминаются нормы призрения в отношении вдов и оставшихся без кормильца малолетних детей.

Но полноценные законы, регулирующие нормы и процедуру казенного обеспечения служащих и членов их семей были приняты в основном в период XVI - XVII веков.

Так, Указ о предоставлении поместий семье и роду лиц, убитых на войне попавших в плен и пропавших без вести от 27 августа 1618 года устанавливал общие правила распоряжения поместьями служилых людей, погибших на войне, а также попавших в плен или пропавших без вести. Поместья передавалась по наследству семье погибшего – жене и детям.

Указ царя Михаила Федоровича Романова значительно расширил сферу применения жалованных царских грамот на владение поместьями.

Это было важным шагом в развитии будущих основ пенсионного обеспечения, поскольку меры государственного попечения охватывали не только служилых людей, но и членов их семей. А само право передачи в наследство поместий служащих, убитых на войне, попавших в плен или пропавших без вести, можно рассматривать как предтечу социальной помощи государства по случаю потери кормильца.

Таким образом, семья погибшего царского служащего становилась одним из первых в русской истории субъектом правовых пенсионных отношений.

Кроме того, с началом оформления на Руси крепостного права (частично введенного еще в 1497 году при Иване III) объектом пенсионного обеспечения выступала земля с прикрепленными к ней крестьянами, которые так же отныне становились объектом частной собственности и, следовательно, неотъемлемой частью пенсионного обеспечения дворянских сословий.

Раздача поместий - вместе с деревнями, селами и проживавшим на жалованной территории населением - ускорили развитие таких правовых институтов, как феодальная собственность на землю и феодальные привилегии.

Наконец, принятое в 1649 году Соборное Уложение царя Алексея Михайловича Романова завершило юридическое оформление крепостного права.

Свод указов Московского государства XV - начала XVII века представляет собой наиболее раннее системное законодательство, которое составит основу будущего правового регулирования пенсионного обеспечения в России.

Именно в период правления первых русских царей был юридически определен круг лиц, имеющих приоритетное право на пенсию (прежде всего - служилые люди по старости, а также их семьи в случае потере кормильца).

Также впервые законодательную основу получили институт иждивенчества и привилегированные условия содержания военнослужащих, которые окончательно будут закреплены уже в 18 веке — в начале реформ Петра I.

Важнейшую роль в истории России сыграли жалованные указные грамоты. Раздача прожиточных поместий оказалась эффективным инструментом «мотивации служащих» в самый ответственный период — собирания удельных земель и укрепления власти московских царей на всей территории Русского государства.

Система призыва на службу в обмен на жалование поместья значительно расширила сословный состав служилого класса. На службу стали призываться потомки великих и удельных русских князей. А так же бояре и «вольные слуги», которые вместе со своими хозяевами переходили из удельных княжеств на придворную службу новым царям Московии.

В состав служилого сословия вошли «элементы, невольные по происхождению» , как отмечал Василий Ключевский в «Истории государства Российского». В том числе — разные приказные и ремесленные люди, служившие прежде при княжеских дворах на хозяйственных должностях и которые в итоге стали придворными служащими.

Уже во второй половине 15 века бывшие княжеские слуги получали от московского государя земельные наделы наравне со всеми служилыми людьми. Это сглаживало социальное расслоение в обществе, поскольку все люди, получившие поместья, владели им на равных условиях. То есть, в любой момент могли быть призваны отбывать ратную повинность.

Соборное уложение 1649 года послужило новым шагом к развитию государственного обеспечения служащих. По мнению исследователей, Соборное уложение царя Алексея Михайловича следует считать законодательной базой пенсионного обеспечения в 17 веке.

Так, но новому закону, помещики стали получать гарантии материальной поддержки в старости, при наступлении инвалидности, а их семьи — в случае потери кормильца.

Материальной базой обеспечения служащих был установлен «прожиток» - в самом широком значении слова (значение понятия «прожиток», в каком оно применялось в эпоху становления русского государства, исчерпывающе дано в словаре Даля: содержание, прокормление, пропитание, довольство, средства для жизни, на пищу, на одежу и т.д.)

Историки пенсионного дела подчеркивают особое значение 8-й статьи 16-й главы Соборного уложения — «О поместных землях», где установлена норма попечительства над семьей помещика, который покинул службу по старости или по болезни. В случае его смерти, вдова и дети имели право на часть поместья в качестве «прожитка».

Кроме того, 9-я статья той же главы Соборного уложения закрепляла право престарелых владельцев прожиточного поместья сдавать его близким родственникам (в том числе братьям и племянникам) на условиях пожизненного содержания стариков. В случае невыполнения условий владения прожиточным поместьем — например, ненадлежащим уходом за престарелым росдственником, поместье должно быть возвращено владельцу.

Важным этапом в развитии русской государственности и развития систем государственного обеспечения стало введение «вотчин», которые постепенно вытеснили поместья как форму царского жалования.

Эти процессы происходили во второй половине 17 века. В этот период были приняты ряд законов, которые позволяли дворянам приобретать «вотчину» - то есть, выкупать свои поместья, переданные прежде жалованными царскими грамотами в обмен на обязательную ратную повинность.

Тогда же производились единовременные раздачи участков земель в вотчину - как царская награда за участие, например, в крупных военных кампаниях.

В 1663 году царь Алексей Михайлович издал Указ о назначении раненым денежных выплат с учетом тяжести полученных ранений, что представляло, по сути, начальную форму пенсий по инвалидности.

В целом законодательство в части государственного обеспечения служащих содействовало политической централизации и росту военной мощи Русского государства. Уже при Иване Грозном благодаря реформам был успешно выполнен ряд важнейших внешнеполитических задач: присоединение Казанского и Астраханского ханств, укрепление южных границ государства. Продолжалась борьба за прибалтийские территории и за выход к побережью Балтийского моря.

После разгрома Ливонского ордена России пришлось вести военные действия против ряда западноевропейских стран, стремившихся к разделу территории бывших владений Ливонского ордена.

Внешнеполитическая ситуация в период укрепления Московского царства порождала острую необходимость опоры на господствующий класс, требовала от государства укрепления имущественного положения служилых людей и, что немаловажно, гарантий помощи их семьям.

Поэтому издревле на Руси в круг субъектов пенсионного обеспечения непременно включались все члены семьи служилых людей, включая их матерей, жен, малолетних детей и незамужних дочерей.

Особое место в пенсионном праве в период Русского царства занимало обеспечение прожиточными поместьями или выслуженными вотчинами малолетних сыновей умерших служилых людей. В быту и в казенных реестрах несовершеннолетних наследников называли «недорослями».

Прожиток недоросля служил не только пенсией, но и средством воспитания нового поколения служилых людей. Поэтому малолетние сыновья были на особом счету у государства. Недоросль, воспитанный на прожиточном поместье, считался «посаженным на службу».

Поэтому, как отмечают письменные источники того времени, недоросль, как будущий служилый человек, имел больше прав на получение пенсии-прожитка, чем его овдовевшая мать или сестры.

Независимо от социального статуса служилых людей, получение в качестве пенсии выслуженной вотчины с прикрепленными к ней крестьянами считалось намного ценнее любого другого «прожитка».

Сами крестьяне не имели права выступать самостоятельным субъектом пенсионного обеспечения.

Формы социального попечительства и поощрительных жалований на Руси менялись от века к веку, но их главная суть и функциональное значение долгое время оставались неизменными: безбедную старость можно было обеспечить только на государственной или военной службе.

Во времена СССР пенсионное обеспечение вышедших на заслуженный отдых граждан преподносилось, как достижение социализма. Мол, цари и капиталисты изначально не утруждали себя заботами о пожилых людях, которые больше не могут работать. Но так ли это на самом деле?

Военные пенсии: «Дабы не позорили честь мундира»

В России первые пенсии начали выплачиваться при Петре I. В соответствии с Морским уставом, утверждённым в 1720 году, офицерам военно-морского флота по старости назначалась безусловная и обязательная к выплате премия. Офицеры других родов войск стали получать такое денежное пособие немного позже.

Первый российский император издал специальный указ «О пенсионе бывшим военным», где говорилось:

«Назначить достойное пожизненное содержание, дабы не позорили честь мундира».

Если человек, которому назначалась пенсия, умирал, то денежное пособие продолжалось выплачиваться его семье: вдове или другим иждивенцам. Однако родственники офицеров, убитых на дуэли, пенсию не получали.

Но, несмотря на то, что в теории это всё выглядело просто замечательно, был в первой российской пенсионной реформе один существенный недостаток: денежное пособие по старости выплачивали только офицерам, но не рядовым солдатам. И получалось, что рекрут, отслуживший 25 лет, должен был вернуться в родную деревню без права на пенсию.

Правда, предполагалось, что местный барин должен уважительно относиться к бывшему солдату и при необходимости помочь ему в обзаведении хозяйством. Но многие ли из помещиков следовали этому предписанию?

В 1851 году Николай I издал указ, в соответствии с которым отставным крестьянам было запрещено жить в Петербурге или в Москве если они « не имеют возможности содержать себя положительными способами ».

Солдат-инвалидов, как правило, определяли на дожитие и прокорм в монастыри.

Но если воин успевал отличиться в военных походах, ему назначалось солидное единовременное пособие. Этих денег было достаточно, чтобы отставной солдат мог обзавестись торговой лавочкой, лесопилкой или мельницей, то есть, начать своё дело, которое кормило бы его до конца жизни.

Пенсия гражданским лицам: «За беспорочную службу»

Первое «настоящее» пенсионное законодательство появилось в Российской империи при Николае I, в 1827 году. В соответствии с ним, правом на денежное содержание обладали не только военные, но и гражданские чиновники.

Если человек прослужил на благо царя и Отечества 25 лет, ему назначалась пенсия в размере 50% от его жалованья. А прослужившие 35 лет имели право на получение денежного содержания, сумма которого равнялась бы 100% чиновничьего оклада.

В случае смерти материальное пособие получала вдова или дети: сын до 17 лет, а дочь - до 21 года, ну, или до тех пор, пока не выйдет замуж.

Главным условием для выплаты пенсии была «беспорочная служба».

Если чиновник увольнялся из-за каких-то нарушений или по причине серьёзного проступка, его прежний стаж терялся. И если человеку удавалось вновь устроиться на государственную службу, отчёт лет его выслуги начинался заново.

Правом на «пенсионное помилование» обладал только сам государь, а потому проштрафившимся чиновникам, в особенности, если те были осуждены по «политическому» делу, нечего было рассчитывать на пенсионное пособие.

Также не выплачивались выплаты по возрасту лицам, навсегда покинувшим Россию или тем, кто постригся в монахи.

Пенсия для царских «бюджетников»: значение стажа

Развитие пенсионной системы в царской России не стояло на месте, а продолжало развиваться. И вот денежное пособие по старости начали выплачивать уже и лицам, не имеющим чина: медперсоналу, преподавателям учебных заведений, а с 1913 года - работникам и служащим железных дорог и предприятий, причём, всем без исключения.

Но при её назначении имелся один нюанс: рассчитывать на пенсию могли только те, кто отработал на госпредприятиях определённое количество лет, то есть люди, которых сегодня можно было бы назвать бюджетниками.

Вообще же после 1912 года пенсионное законодательство в Российской Империи было на уровне лучших мировых стандартов.

При назначении денежного обеспечения учитывался не возраст, а стаж. И если у человека имелся стаж в 15 лет, при выходе на пенсию он каждый месяц получал 100% от своей зарплаты. Люди так и говорили: «вышел с полным окладом». Тем же, кто проработал 25 лет, выплачивалось 50% от заработной платы.

При этом, если человек немного «не дотянул» и отработал 24,5 и 34,5 лет, ему также начислялась пенсия.

Но и это ещё не всё. На многих предприятиях пенсионеры дополнительно получали ещё и ведомственную пенсию (эмеритуру). Её размер мог составлять до 100% от зарплаты, а назначалась она тем, кто за время работы на предприятии не менее 10 лет делал взносы в кассу взаимопомощи.

Если человек должен был уйти с работы по состоянию здоровья, он тоже не оставался без средств к существованию. Отработав 30 лет, пенсионер-инвалид получал 100% от своего заработка. Двадцатилетний стаж давал право на получение 2/3 от оклада, а пятилетний - на 1/3 от жалованья.

Полагались пенсии и лицам, имеющим госнаграды, например, георгиевским кавалерам, число которых в 1917 году составляло примерно 1,5 млн. человек.

При этом стаж не должен был быть непрерывным: при желании человек мог на 1-2 года сделать перерыв в работе, чтобы отдохнуть в деревне или, если была возможность, за границей.

А что же с крестьянами?

Пожалуй, наиболее серьёзным недостатком пенсионного обеспечения в царской России было то, что денежные выплаты по возрасту не полагались крестьянам. Между тем, страна была аграрной и около 80% её населения занималось земледелием.

Но представители высших сословий полагали, что крестьянам достаточно и того, что у них есть надел земли, с которого они должны кормиться всю жизнь, не полагаясь на денежные пособия «от государственных щедрот».

А что же по этому поводу думали сами крестьяне? Может быть, они и завидовали тем, кто, выйдя в отставку, получал пенсию. Но у них имелся и свой, выработанный веками и тысячелетиями способ обеспечить себя в старости, когда сил трудиться в поле уже не останется. Они просто старались рожать как можно больше детей.

И это не было блажью, прихотью или издержками чадолюбия. Младенческая и детская смертность была в царской России довольно велика и было нужно, чтобы хотя бы один из сыновей стал взрослым и смог содержать своих родителей в старости.

Крестьяне в Российской империи так и говорили: «Первый сын - Богу, второй - царю, третий - себе на пропитание».

Сейчас пенсию в России получают все, независимо от профессии и стажа, а чуть больше века назад на деньги от государства претендовали немногие. Кто же мог рассчитывать на пенсию, а кому она не полагались?

В российской системе пенсионного обеспечения часть пенсий выплачивали по особым постановлениям или назначались императором, часть выплат приходилась на эмеритальные кассы (пенсионные). Средства в кассу поступали с процентов от бумаг и капитала, отчислений из жалованья, штрафов и отказов от завещаний.

Член эмеритальной кассы получал пенсию, если лишался содержания на службе или выходил в отставку. В случае, если претендент на пенсию умирал, пропадал без вести или уходил в монастырь, его пенсия переходила жене и детям. Сумма выплат зависела от размера жалования и стажа службы. В России было примерно двести эмеритальных касс, и всего лишь около трети населения получало пенсию.


Москва в начале XX века

За верную и долгую службу

Кроме эмеритальных, существовали кассы взаимопомощи, в основном на больших предприятиях, в госучреждениях. Сельские жители, почти половина населения страны, на пенсионное обеспечение претендовать не могли. После 1917 года ситуация для крестьян не изменилась (им стали назначать пенсии только во второй половине ХХ века).

По традиции пенсию назначали за долгую, верную или отмеченную заслугами службу, обычно военным или чиновникам. В военное время количество военных пенсионеров возрастало. Рядовые солдаты, награжденные Георгиевскими крестами, повышенную пенсию не получали.

Стандартная пенсия от государства назначалась за выслугу лет, досрочная — по ухудшению здоровья. С 1912-го для рабочих частных предприятий вели пенсию по инвалидности.

Обеспечение чиновников

Чтобы получить пенсию, чиновнику требовался стаж 35 лет без увольнений и судебных приговоров. После 25 лет службы чиновник имел право на 50% пенсии. Стаж в 35 лет наступал примерно к 60 годам и был выше, чем средняя продолжительность жизни.


К. Пиратский. Чиновники Военного министерства

В двух случаях можно было получить полный оклад досрочно: неизлечимая болезнь после 30 лет стажа или болезнь, требовавшая постоянного ухода, после 20 лет службы. Размер пенсии госчиновника соответствовал занимаемому чину, а низшие чины должны были доказать, что в случае выхода на пенсию государственное содержание будет единственным источником доходов.

Поскольку должности делились на 9 категорий, то и разница была существенной: от 85 руб. годовых для низшей категории до 1453 руб. для первой категории. В случае обесценивания пенсионных вкладов назначать пенсии выше, чем установленные государством, запрещалось. Повышением пенсии заведовал Комитет министров, который мог назначать прибавку в размере от 30% до 50%.

Обеспечение вдовы чиновника

После смерти чиновника вдова получала 50% его пенсии. Малолетним детям полагалось по трети от оставшейся половины. Если детей было больше четырех, вся пенсия разделялась между ними в равных частях.


Многодетная семья начало XX века

Поступая на службу или учебу за счет государства, сыновья больше не могли получать пенсию отца. Дочерей государство поддерживало, пока те не поступали на учебу или не выходил замуж. Вдова, выходя замуж, также теряла право на пенсию покойного супруга.

Содержание военных

Военные выходили на пенсию по инвалидности или по выслуге. За 25 лет службы полагалась полная пенсия, за 20 лет ― половина. Служившим в военных тюрьмах пять лет считались за семь. В удаленных регионах срок службы умножался на коэффициент 2, 3 или 4.


Русская пехота на марше

Срок службы в действующей армии для врачебного и офицерского состава, а также священников считался вдвойне. Морские офицеры получали доплату в размере половины пенсии за время, проведенное в плавании, 10 лет и выше.

Пенсия по инвалидности из-за ранения, которую офицеры получали от Александровского комитета, превышала обычную, зависела от чина и тяжести физического ущерба. Отставные офицеры получали дополнительное пособие на оплату прислуги.

Пенсионные кассы рабочим

Рабочему, чтобы получать пенсию, приходилось заранее делать отчисления. В конце XIX века правительство начало разрабатывать проекта закона, защищающего рабочих. В 1904 году в силу вступил закон, по которому владелец выплачивал пенсию работникам, ставшими нетрудоспособными после несчастных случаев на производстве.

Если кормилец терял трудоспособность или умирал, семье рабочего полагалась пенсия не более двух третей от зарплаты. Часто при расчетах выплат пенсию намеренно занижали или просто не выплачивали.


Рабочие обувной фабрики

Нередко предприниматели, не дожидаясь, пока государство решит пенсионный вопрос, обеспечивали пожилых работников жильем, строили богадельни, дома для вдов и сирот.

Перед Первой мировой войной было понятно, что очередным шагом станет создание единой пенсионной системы для рабочих, однако война помешала реализации планов. Под действие принятого в 1912 году закона о соцстраховании рабочих попадало 2,5 млн человек, лишь пятая часть от общего числа наемных работников. Кроме того, работодатель платил 40% от страхового взноса, а остальную сумму выплачивал работник.

Госуда́рственные (казённые) крестья́не — особое сословие в Российской империи периода XVIII‒XIX веков; в отличие от помещичьих крестьян, считались лично свободными, хотя (до отмены крепостного права 19 февраля 1861 года — по стилю юлианской календарной системы в России, или 3 марта 1861 года — по современному григорианскому календарю) были прикреплёнными к земле. Оформлены указами Петра I из остатков незакрепощённого земледельческого населения:

  • черносошных крестьян;
  • сибирских пашенных крестьян;
  • однодворцев (служилых людей на чернозёмном пограничье с Дикой степью), 24 ноября 1866 года был издан закон «О поземельном устройстве государственных крестьян», в соответствии с которым сословие было упразднено;
  • нерусских народностей Поволжья и Приуралья.

Государственные (казённые) крестьяне жили на государственных землях и платили в казну подати. По данным 1-й ревизии 1719 года, в европейской России и Сибири их насчитывалось 1,049 миллион душ мужского пола (19 % всего земледельческого населения страны), по 10-й ревизии 1858 года — 9,345 миллионов (45,2 % земледельческого населения). По закону государственные крестьяне рассматривались как «свободные сельские обыватели». Государственные крестьяне, в отличие от владельческих, рассматривались как лица, обладающие юридическими правами: они могли выступать в суде, заключать сделки, владеть собственностью. Государственным крестьянам было разрешено вести розничную и оптовую торговлю, открывать фабрики и заводы. Земля, на которой работали такие крестьяне, считалась государственным владением, но за крестьянами признавалось право пользования — на практике крестьяне совершали сделки как владельцы земли. С 1801 года государственные крестьяне могли покупать и владеть на правах частной собственности «ненаселёнными» землями (то есть без крепостных крестьян). Государственные крестьяне имели право пользоваться наделом в размере 8 десятин на душу в малоземельных губерниях и 15 десятин — в многоземельных. Фактические наделы были значительно меньше: к концу 1830-х годов — до 5 десятин в 30 губерниях и 1‒3 десятин в 13 губерниях; в начале 1840-х годов 325 тыс. душ не имели надела.

Основная масса государственных крестьян вносила в казну денежный оброк; на территории Прибалтики и Царства Польского казённые имения сдавались в аренду частным владельцам и государственные крестьяне отбывали преимущественно барщину; сибирские пашенные крестьяне сначала обрабатывали казённую пашню, затем вносили продуктовый оброк (позже денежный). В 1-й половине XIX века оброк колебался от 7 руб. 50 коп. до 10 руб. с души в год. По мере увеличения повинностей удельных и помещичьих крестьян денежная рента государственных крестьян становилась относительно меньше, чем повинности других категорий крестьян. Государственные крестьяне были также обязаны вносить деньги на земские нужды; они платили подушную подать и отбывали натуральные повинности (дорожную, подводную, постойную и др.). За исправное несение повинностей государственные крестьяне отвечали круговой порукой.

В 1837‒1841 годах была проведена реформа: учреждено Министерство государственных имуществ и его местные органы, на которые было возложено «попечительство» над госкрестьянами через посредство сельской общины. Ликвидированы барщинные повинности госкрестьян в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине, прекращена сдача госимений в аренду, душевой оброк заменён более равномерным земельно-промысловым сбором. Государственные крестьяне получили самоуправление и возможность решать свои дела в рамках сельской общины. Однако крестьяне остались прикреплены к земле. Радикальное реформирование государственной деревни стало возможным только после отмены крепостного права. Несмотря на постепенность преобразований, они наталкивались на сопротивление, поскольку помещики опасались, что чрезмерное освобождение государственных крестьян даст опасный пример владельческим крестьянам.

24 ноября 1866 года принят закон «О поземельном устройстве государственных крестьян», по которому за сельскими обществами сохранялись земли, находившиеся в их пользовании на правах «владения» (прямого пользования). Выкуп наделов в собственность был регламентирован законом от 12 июня 1886 года. При осуществлении этих реформ наделы государственных крестьян сократились на 10 % в центральных губерниях, на 44 % — в северных. Выкупные платежи возросли по сравнению с оброчной податью на 45 %. Платежи были рассчитаны на 49½ лет и в некоторых случаях должны были вноситься до 1931 года, но были прекращены с 1 января 1907 года в рамках столыпинской аграрной реформы под влиянием революции 1905 года.


Пенсии до революции: социальное обеспечение в России на рубеже XIX —.

Пенсии до революции: социальное обеспечение в.

Пенсии до революции:

социальное обеспечение в России на рубеже XIX — XX веков

Пенсионное обеспечение в последние годы существования Российской империи представляло собой сочетание государственного и частного пенсионных капиталов. В системе дополнительного социального обеспечения уже в конце 19 века насчитывалось более 200 ведомственных эмеритальных касс. Но в целом система пенсионного обеспечения оставалась избирательной и охватывала менее 1/3 населения.

Дополнительное пенсионное обеспечение за счет взносов в эмеритальные кассы и рабочие фонды взаимопомощи затрагивало незначительную часть трудящихся, поскольку пенсионные кассы создавались в основном в государственных ведомствах и на крупных промышленных предприятиях. В то время как в России к началу XX века почти половину населения составляли сельские жители: более 60 млн человек из 125 млн, по переписи 1897 года.

Российское крестьянство не обеспечивалось пенсиями долгое время — и до, и после революции. Большинство сельских тружеников будут интегрированы в пенсионную систему страны лишь в 60-е годы ХХ века.

Государственные пенсии на рубеже 19-20 веков по-прежнему оставались привилегией военных и гражданских служащих. Сохранялась традиция назначения пенсий как особых привилегий за заслуги перед отечеством. Существовали повышенные пенсии кавалерам наиболее престижных государственных наград.

Численность военных пенсионеров резко выросла с началом первой мировой войны. Но рядовых солдат в числе получателей привилегированных пенсий не было. Хотя, по разным оценкам, Георгиевские кресты разных степеней в ходе первой мировой войны получили почти полтора миллиона солдат.

До революции 1917 года структура пенсионного обеспечения обычных граждан России состояла из нескольких уровней. Главной компонентой была государственная пенсия, назначаемая за долговременную беспорочную службу, либо пенсия по болезни или инвалидности. Она полагалась работающим в случае досрочного выхода на пенсию по состоянию здоровья.

Начиная с 1912 года пенсия по инвалидности выплачивалась также рабочим частных предприятий.

В дореволюционный период социальная система Российской империи достигла достаточно высокого уровня по сравнению со многими другими странами. В целом по уровню жизни царская Россия к 1913 году занимала 15-е место в мире. Численность населения за пять лет (с момента переписи 1897 года) выросла более чем на треть.

Социальное страхование рабочих и система трудового законодательства в Российской империи признавались одними из лучших в мире – об этом, в частности, на встрече с группой промышленников из России в 1912 году заявил Уильям Тафт, 27-й президент США. Он посещал Россию в начале века, его путь в Санкт-Петербург на встречу с императором Николаем II пролегал через Владивосток. Поэтому президент Тафт оценивал качество социальной политики царской России непонаслышке.

Что касается оценок системы трудового законодательства, социального страхования и в целом качества пенсионной системы России на рубеже 19-20 веков, то они остаются весьма противоречивыми. И, безусловно, эта проблема требует дальнейшего объективного исследования.

Пенсионное обеспечение чиновников Российской империи до 1917 года регулировалось «Общим уставом о пенсиях и единовременных пособиях по гражданским ведомствам». Срок выслуги для получения государственной пенсии составлял 35 лет. Безусловно, при условии «беспорочной службы».

Право на пенсию теряли лица, уволенные со службы по решению суда, а также приговоренные к различным видам наказания, включая лишение свободы или другие ограничения гражданских прав. Любопытно, что по истечении срока наказания и после возвращения на службу чиновник вновь приобретал право на пенсию.

Чиновник, прослуживший не менее 25 лет, соответственно, получал 50% пенсионного оклада. Фактически, пенсию на государственной должности можно было выслужить только к 60 годам, учитывая, что средний возраст приема на службу дипломированного специалиста начинался с 20 лет. При этом пенсионная планка в 60 лет на тот период была выше средней продолжительности жизни в стране.

Общий устав о пенсиях предусматривал некоторое снижение возраста для получения пенсии в двух случаях. В случае неизлечимой болезни полный оклад пенсии можно было получить за 30 лет службы. Во-вторых, досрочную пенсию можно было получить, если чиновнику требовался посторонний уход в случае болезни. Полный оклад пенсии в этом случае полагался за 20 лет службы.

Для назначения пенсий служащим низших чинов нередко требовалось доказать тот факт, что к моменту достижения пенсионного возраста чиновник не будет иметь другой возможности содержать семью, кроме пенсионного пособия.

Размер пенсии государственных чиновников устанавливался соответственно уровню чина. Все должности в государственном аппарате для расчета пенсии были разделены на 9 разрядов.

В начале 20 века размер пенсий российских чиновников мог составлять в среднем от 85 рублей в год (по 9-му разряду) до 1 453 рублей (по первому разряду). Для сравнения, заработок высокопрофессионального рабочего в начале XX века составлял в отдельных отраслях промышленности всего несколько десятков рублей в месяц.

Также важно подчеркнуть, что в конце XIX века рост инфляции в России значительно обесценил пенсионные оклады, которые долгое время не менялись. По пенсионному законодательству того времени, было запрещено устанавливать пенсии выше уровня, определенного Уставом. Руководители различных ведомств по этой причине нередко атаковали министерство финансов просьбами об «усилении» пенсий своим работникам. В случае несогласия министра финансов вопрос о повышении пенсии тому или иному чину выносился на заседание Комитета министров. Прибавка к пенсионному пособию могла составлять от одной трети до половины суммы жалования.

В случае смерти служащего размер пенсии определялся с учетом семейного положения. В частности, учитывалось количество членов семьи, оставшихся без попечения, а также их права на получение пенсии. Например, вдова служащего могла получать лишь половину пенсии мужа, если в семье не было малолетних детей (не старше 17 лет). На каждого из малолетних детей прибавлялась треть от половины пенсии отца. Если в семье было более четырех детей, то все они должны были получать пенсию поровну, но в сумме не больше размера пенсионного жалования отца.

Пенсия умершего также не назначалась сыновьям старше 17 лет и дочерям старше 21 года. Кроме того, право на пенсию утрачивали сыновья, поступившие на службу или принятые в учебные заведения за казенный счет, а также дочери в случае выхода замуж или обучения за казенный счет. Вдовам, вторично вышедшим замуж, государственная пенсия первого мужа также не полагалась.

Кроме того, пенсии лишались чиновники при вступлении на новую должность, или при переходе на службу иностранному государству без согласия российского правительства. Пенсионное право утрачивалось также при пострижении в монашество и в случае нарушения условий выезда за границу (а именно пребывания за границей более разрешенного срока).

Что касается пенсий военнослужащих, то они выплачивались из двух источников: из Государственного казначейства и инвалидного капитала.

Срок выслуги военной пенсии был меньшим, чем у гражданских чиновников — в среднем 25 лет для полного оклада пенсии, и 20 лет - для 50 %.

Примечательно, что офицерам военных тюрем каждые пять лет службы засчитывались за семь.

Для офицеров и гражданским чиновникам военного ведомства, которые служили в отдаленных регионах страны, сроки выслуги пенсий сокращались: например, один день службы считался за два, три, четыре дня и так далее — в зависимости от конкретной удаленности места службы.

При этом для всех без исключения офицеров, военных священников и врачей время службы в действующей армии засчитывалось вдвойне по сравнению с гражданской службой.

Для морских офицеров, кроме общих пенсий, существовали дополнительные вознаграждения. А именно в размере 1/2 оклада жалования - за общий срок плавания в течение службы от 120 до 180 месяцев. Две трети оклада пенсии полагалось за плавание сроком более 180 месяцев.

Командирам кораблей выдавалось дополнительное вознаграждение за долговременное командование судном, корабельным инженерам - за постройку и перестройку судов (сумма дополнительного вознаграждения могла составлять до 1350 рублей в год). Инженерам-механикам полагались доплаты к пенсии за долговременное управление судовыми машинами (до 900 рублей в год).

Размеры пенсий по инвалидности были несколько выше обычных офицерских пенсий. Причем правом получения пенсий из инвалидного капитала пользовались только офицеры, которым оказывал покровительство так называемый «Александровский комитет о раненых». Пенсии назначались в зависимости от чина, в котором находился офицер на момент ранения, и от степени тяжести ранения (соответственно, различались пенсии раненым офицерам первого и второго класса).

Также важно отметить, что офицеры, получившие раны и увечья во время боевых действий, получали пенсии из инвалидного капитала независимо от пенсий из государственного казначейства. Кроме пенсии, отставным офицерам выдавалось ежегодное пособие для найма прислуги.

Как уже отмечалось выше, доходы рабочих в Российской империи на рубеже 19-20 веков были весьма невысоки по сравнению со служащими. На получение пенсионного пособия рабочие в то время могли рассчитывать только при условии добровольных отчислений в пенсионные кассы, в том числе — эмеритуры, которые начиная с 80-х годов 19 века в производственной сфере наиболее активно и массово создавались на железных дорогах.

Правительство предпринимало попытки расширить сферу социальной защиты наемных работников. Так, в 1893 году по предложению министра финансов Витте была создана специальная комиссия для разработки законопроекта об индивидуальной ответственности предпринимателей за здоровье и обеспечение рабочих.

В сентябре 1902 года был разработан законопроект «О вознаграждении владельцами промышленных предприятий рабочих и служащих, утративших трудоспособность вследствие несчастных случаев».

2 июня 1903 года закон был утвержден Николаем II, и вступил в силу с 1 января 1904 года.

При всей ограниченности принятых мер Закон 1903 года все же был значительным прогрессом в развитии трудового законодательства. В нем впервые устанавливались размеры пенсий для наемных рабочих и служащих.

Так, при полной потере трудоспособности полагалась постоянная пенсия в размере 2/3 заработка. В таком же размере выплачивалась пенсия семье в случае потери кормильца. Главным изъяном закона было то, что в нем искусственно занижалось исчисление годового заработка рабочего. Что привело к уменьшению размера пенсии.

Активизация рабочего движения в период первой русской революции (1905–1906 годы) привела к разрушению многих пенсионных касс. Но их развитие продолжилось, как только общественно-политическая ситуация в России стабилизировалась.

К 1912 году назрел вопрос об объединении пенсионных касс различных ведомств в единую организацию, что позволило бы создать в стране полномасштабную пенсионную систему страхового типа. Вступление России в мировую войну в 1914 году стало новым препятствием для развития в стране всеобщего пенсионного обеспечения.

В свою очередь, политические партии активно боролись за введение обязательного социального страхования рабочих за счет средств работодателя или из специальных фондов страхования рабочих, которые предлагалось формировать за счет взимания особого налога на владельцев частных предприятий. Этот вопрос, в частности, обсуждался в 1903 году на втором съезде РСДРП.

Кроме того, в 1912 году на VI Всероссийской партийной конференции в Праге была предложена страховая программа, которая предусматривала обязательное страхование всех наемных работников и членов их семей за счет предпринимателей, и за счет государства — в случае утраты рабочими трудоспособности, в том числе и по старости.

Требование распространить систему социального страхования на все категории рабочих стало одним из ключевых поводов для усиления протестного движения рабочих и активизации деятельности левых партий в России в начале ХХ века.

Вынужденным ответом правительства на эти вызовы стало принятие Закона от 23 июня 1912 года «О социальном страховании рабочих». Однако социальные меры, прописанные в законе, были довольно ограниченными.

Так, обязательное социальное страхование распространялось только на предприятия с численностью не менее двадцати рабочих - при наличии двигателя (парового или электрического), и тридцати рабочих — при отсутствии двигателя.

В силу данных ограничений закон — безусловно, прогрессивный по тем времена - охватил не более 2,5 миллионов рабочих по всей стране. Еще порядка 12 миллионов наемных рабочих и служащих в России оставались по-прежнему без какого бы то ни было обеспечения по старости и инвалидности.

Социальное страхование не распространялось на всех транспортных рабочих, домашнюю прислугу, торгово-промышленных служащих, сельских наемных работников (батраков). Основную нагрузку по выплате страховых взносов закон возложил на самих страхуемых рабочих. По схеме страхования, 3/5 части страхового взноса платили рабочие из своего дохода, 2/5 части взноса платил работодатель. Это привело к снижению заработка большей части наемных работников, что, в свою очередь, провоцировало новую волну стачек и роста революционных настроений накануне 1917 года.

Читайте также: