Пенсионный фонд азербайджана по какой

Государственный Фонд Социальной Защиты Азербайджанской Республики
Azərbaycan Respublikası Dövlət Sosial Müdafiə Fondu

  • Салим Муслимов ,
    председатель Государственного фонда социальной защиты

Государственный фонд социальной защиты (ГФСЗ) Азербайджана ( азербайджанский : Azərbaycan Республикаси Dövlət Sosial Müdafiə Фондю ) является правительственным учреждением , в Кабинете Азербайджана , отвечающий за регулирование деятельности в сфере социального страхования и предоставления пенсий гражданам Азербайджанской Республики . Агентство возглавляет Салим Муслимов .

Содержание

  • 1 История
  • 2 Структура
  • 3 Обязанности ГФСЗ
  • 4 Система выплаты пенсий
  • 5 Электронные услуги ГНПФ
  • 6 См. Также
  • 7 ссылки

История

Во время советской власти социальное страхование и пенсии граждан в Азербайджане обеспечивались государством. Советская пенсионная система основывалась на принципе отсутствия взносов, когда работающие граждане не вносили прямых взносов в какие-либо фонды, а государство выплачивало пенсии непосредственно из государственного бюджета или государственных организаций. В 1990 году был основан Советский фонд социального страхования, и все предприятия, учреждения, организации, кооперативы, совхозы, колхозы и другие организации в стране должны были делать взносы в этот фонд. В 1991 году постановлением Кабинета Министров Азербайджанской ССР был создан Фонд социального страхования Азербайджанской ССР.

После восстановления независимости Азербайджана во второй половине 1991 года Азербайджанский филиал Советского Пенсионного фонда был преобразован в Пенсионный фонд Азербайджана Указом Президента от 16 декабря 1991 года. 1 июня 1992 года Национальное Собрание Азербайджана приняло Закон «О нормативных отчислениях в Фонд социального страхования и занятости», согласно которому отчисления на социальное страхование будут составлять 40% от общей суммы фонда оплаты труда. Пенсионный фонд должен был получить 85% этой суммы, а оставшиеся 15% пошли в Фонд социального страхования. В целях улучшения и модернизации системы социального обеспечения в стране 30 сентября 1992 года президент Абульфаз Эльчибей издал указ об упразднении Пенсионного фонда и Фонда социального страхования и создании вместо них Государственного фонда социальной защиты. Законы о социальном страховании и пенсионных реформах 1997 и 2001 годов еще больше улучшили систему социального обеспечения, приведя ее в соответствие с международными стандартами. 4 августа 2003 года очередным Указом Президента Азербайджанской Республики «О мерах по совершенствованию государственной пенсионной системы в Азербайджанской Республике» определены функции Министерства труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики по обеспечению, финансированию и контролю за выплатой пенсий и дополнительных пособий. переданы в Государственный фонд социальной защиты. В результате реформ, связанных с единой страхово-пенсионной системой в стране, до 2006 года военнослужащие Вооруженных сил Азербайджана и лица со специальными званиями были охвачены обязательным социальным страхованием.

Структура

Фонд возглавляют председатель и заместитель, которые назначаются президентом Азербайджана. В центральный аппарат ГФСЗ входят 13 подразделений:

  • Управление пенсионной политики, страхования и стратегических исследований
  • Финансовый отдел
  • Разделение труда
  • Юридический отдел
  • Отдел внутреннего аудита
  • Отдел организации индивидуального учета
  • Отдел информационных технологий
  • Отдел занятости и обучения
  • Отдел исполнения бюджета
  • Отдел по работе с пенсионными документами и обращениями
  • Отдел экономики
  • Отдел международных отношений
  • Отдел Генерального Секретариата

В его состав входят семь директоров, в которые входят председатель, два заместителя, председатель Нахчыванской Автономной Республики Азербайджанской Республики , руководитель центрального офиса фонда, начальник финансово-бюджетного отдела и директор департамента фонда работа с военнослужащими и лицами со специальными званиями.

Обязанности ГФСЗ

Основные функции агентства - разработка предложений по государственной политике в области социального страхования и трудовых пенсий; подготовка проекта бюджета фонда и обеспечение контроля за утвержденным бюджетом; обеспечение сбора обязательных взносов государственного социального страхования со всех юридических и физических лиц, осуществляющих трудовую деятельность; усиление контроля за исполнением требований законодательства в процессе обязательного социального страхования; выдача пенсий из бюджета фонда; выдача пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, уходу за ребенком в сроки, установленные законодательством; выдача полной или частичной оплаты санаторно-курортного лечения застрахованного; выдача пособий на похороны и др.

По данным руководства фонда, в первом полугодии 2010 года его выручка выросла на 8,7%. Количество индивидуальных лицевых счетов застрахованных составляет 1 732 215. В 2011 году 97,2% ( 1,916 миллиарда манатов ) его общих расходов в 2011 году будут включать выплаты населению.

Система выплаты пенсий

В 2004-2006 годах ГФСЗ реализовал проект по внедрению новой системы выплаты пенсий и пособий. Основным преимуществом системы было получение пенсии по пластиковым картам через банкоматы. В результате реализации проекта люди во всех городах и регионах Азербайджана, даже в отдаленных районах, получили пластиковые карты и получили возможность получать пенсии и пособия через соответствующие банкоматы.

Около 860 тысяч человек получают пенсии и пособия через банкоматы. Это 80% от общего числа пенсионеров.

Законодательная база социального обеспечения

Законодательство Азербайджанской Республики о социальных услугах включает в себя Конституцию, настоящий Закон, международные договоры, и иные нормативно-правовые акты Азербайджанской Республики.

Закон Азербайджана «Об индивидуальных счетах в системе государственного социального страхования» был утвержден президентом 27 ноября 2001 года. Данный закон предоставил полномочия Государственному фонду социальной защиты для осуществления индивидуального учета в системе государственного социального страхования/

  • Закон «О социальном страховании» от 18.02.1997
  • Указ Президента Азербайджанской Республики «О повышении размера социальных пособий» от 19.01.2016 №747
  • Указ Президента Азербайджанской Республики «О повышении размера социальных пособий» от 29.08.2013 №973
  • Закон Азербайджанской Республики «О трудовых пенсиях» от 07.02.2006
  • Закон «О занятости» от 02.07.2001
  • Закон «О профилактике инвалидности и ограничения возможностей здоровья детей, реабилитации и социальной защите инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья» от 25.08.1992 №284
  • Распоряжение Президента Азербайджанской Республики «О повышении базовой части трудовых пенсий» от 16.01.2016 №1704
  • Распоряжение Президента Азербайджанской Республики «Об индексации страховой части трудовых пенсий» от 25.01.2016 №1721
  • Концепция Реформы системы пенсионного обеспечения в Азербайджанской Республике в 2014-2020 годах, утв. Распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 04.11.2014 №827
  • Положение о критериях определения инвалидности и ограниченности возможностей здоровья, утв. Постановлением Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 30.12.2015 №413
  • Указ Президента Азербайджанской Республики «О повышении Пенсии Президента Азербайджанской Республики для инвалидов войны» от 19.01.2016 №746
  • Указ Президента Азербайджанской Республики «О повышении Пенсии Президента Азербайджанской Республики получающим социальное пособие по инвалидности I группы в случае, если инвалидность возникла по причинам, связанным с общим заболеванием, заболеванием в период военной службы, производственной травмой и профессиональной болезнью, пребыванием в зоне военных операций, ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС»
  • Решение Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 03.02.2016 №31
  • Постановление Кабинета Министров Азербайджанской Республики «Об утверждении размера минимального пособия по безработице и пособия, выдаваемого гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации» от 23.06.2004 №86

На основании статьи 35 Конституции Азербайджанской Республики, каждый имеет право свободно выбирать себе на основе своей способности к труду вид деятельности, профессию, занятие и место работы.

Закон Азербайджанской Республики «О пенсионном обеспечении граждан» не касается пенсионеров, лишенных свободы.

Государственное регулирование

Под руководством Государственного фонда социальной защиты страны составляются программы социального обеспечения, а Министерство труда и социальной защиты населения осуществляет программы социального страхования .

Изменения в системе социальной защиты начались с реализации «Концепции пенсионной реформы в Азербайджанской Республике», утвержденной Указом Президента Азербайджанской Республики от 17 июля 2001 года.

8 июня 2010 года была принята Военная доктрина, главной целью которой являлось развитие системы социальной защиты и улучшение жизненных условий военнослужащих.

Положение о критериях определения инвалидности и состояния здоровья было утверждено Постановлением Кабинета министров Азербайджана от 30 декабря 2015 года.

Кабинет министров внес ряд поправок в «Правила подачи заявки на целевую государственную социальную помощь, ее назначение, выпуск и отказ от выдачи» решением от 11.02.2016.

9 января 2013 года Президент Азербайджана подписал Приказ «О дополнительных мерах по предоставлению социальных услуг детям-инвалидам и лицам, находящимся в опасной социальной ситуации, которые не достигли подросткового возраста». В 2013 году Министерство труда и социальной защиты населения утвердило 17 приоритетных проектов. В ходе реализации проектов в 2013 году 800 детей в возрасте до 18 лет получали социальные, психологические, юридические и реинтеграционные услуги.

1 февраля 2007 года Президентом Азербайджанской Республики – Ильхам Алиевым был подписан Указ «О допол­ни­тель­ных мерах по повышению социальной защиты населения», согласно которому сумма социальных пособий была повышена на 25%. За последние несколько лет указанная сумма повысилась в 2,6 раза. С принятием Закона «О пособиях» было начато применение индексации социальных пособий не меньше одного раза в год.

С весны 2006 года было начато применение программы по адресной социальной защите, в рамках которой материальная помощь была оказана около 50 тысяч семей. В следующем году было выделено 68 миллион манатов. Сумма материальной помощи малообеспеченным семьям также была повышена.

Управление Социального Обеспечения создано на основании Указа Президента Азербайджанской Республики № 462 от 27 сентября 2006г.

«План действий Министерства труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики на 2014 год» был подготовлен и реализован для обеспечения реализации «Государственной программы по деинституционализации и альтернативной помощи в Республике.

Летом 2014 года между Правительством Республики Беларусь и Правительством Азербайджанской Республики было заключено соглашение о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения. Было обусловлено сотрудничать с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь. Соглашение касалось всех видов пенсионного обеспечения.

Медицинская социальная экспертиза и реабилитационная подсистема (TSERAS) была создана в централизованной информационной системе Министерства труда и социальной защиты населения Указом Президента от 14 сентября 2015 года «Об улучшении системы оценки ограничений инвалидности и возможностей в области здравоохранения».

Проект Twinning «Развитие социальных услуг», организованный Министерством труда и социальной защиты населения при финансовой поддержке Европейского союза, был проведен в период с 1 июня 2015 года по 31 мая 2017 года.

В марте 2017 года Президент Ильхам Алиев подписал распоряжение о учреждении Комиссии по регулированию и координации трудовых отношений в связи с применением Указа «Об утверждении «Стратегических дорожных карт национальной экономики и основных секторов экономики».

Одним из положений Концепции развития «Азербайджан – 2020: Взгляд в будущее» являются:

  • развитие человеческого потенциала и создание эффективной системы социальной защиты,
  • усовершенствование системы социальной защиты
  • Приказом Президента Азербайджанской Республики, в стране поручению был утвержден критерий нуждаемости для определения размера адресной социальной помощи на 2018 год. Были изучены темпы роста среднемесячной зарплаты в 2017 году и выработан алгоритм увеличения пенсий с начала 2018 года.

Фонд Социальной Защиты


Виды государственных пенсий

а) трудовые (социального страхования) пенсии:

  • по возрасту (по старости),
  • по инвалидности,
  • по случаю потери кормильца,
  • за выслугу лет

б) социальные пенсии.

Социальные пособия состоят из ежемесячных (возрастная пенсия, пенсия для инвалидов, для детей в возрасте до 18 лет с инвалидностью) или единовременных платежей (для родителей новорождённых детей, способных работать, для похорон, поддержки лечения жертвам радиации, аварий (ежегодно)) в целях социальной помощи лицам с разными категориями.

В 2012 году трудовую пенсию получали в целом 1.277.596 человек.

Пенсионный возраст

Ссылаясь на международный опыт, в министерстве решили стимулировать конкурентоспособность населения на рынке труда. Если говорить проще, в стране подняли пенсионный возраст с 61-63 до 65 лет. В течение последующих лет возраст выхода на пенсию будет повышаться в Азербайджане постепенно, прибавляя по шесть месяцев каждый год, пока не достигнет планки в 65 лет.

В настоящее время возраст выхода на пенсию для женщин составляет 61,5 года, а для мужчин — 64,5 года.

При этом обозначены несколько категорий граждан, которые могут претендовать на пенсию гораздо раньше. Например, это матери-героини (при наличии пяти и более детей), женщины, воспитывающие детей-инвалидов, а также люди с ограниченными возможностями здоровья.

Условия получения пенсии в Азербайджане

На сегодняшний день в Азербайджане насчитывается порядка 1,3 млн пенсионеров, львиная часть которых, а это 58,5%, являются как раз получателями пенсии по возрасту, а остальные виды пенсионного обеспечения предназначены для инвалидов и людей, потерявших кормильца, или главу семейства.

При каких условиях возникает право на пенсионное пособие по возрасту:

  • Когда женщины достигают 61 года, а мужчины 64 лет – такой возрастной минимум действителен с 2019 года.
  • Наличие пенсионного капитала либо минимального трудового стажа в размере 25 лет. Пенсионный капитал складывается из тех страховых отчислений, которые производились работодателем или самим работником. Если накопленные средства не обеспечивают получение минимальной пенсии, установленной законодательством, то расчеты будут основываться на доходах за время трудовой деятельности.

Размер пенсии в Азербайджане

В стране имеется установленный размер пенсии, который положен практически всем гражданам. Средним числом выплат является 226,8 манат. Однако правительство принято закон о том, чтобы повысить сумму, так как данная сумма не является достаточной для нормального проживания пенсионеров. Итак, теперь в 2019 году размер пенсии будет увеличен в среднем на 240 манат.

Минимальный размер

Также в Азербайджане имеется минимальные выплаты, который положен тем людям, которые не выполнили определенные условия для получения средней. Она составляет 110 манат. Но в текущем 2019 году было решено увеличить данные выплаты 5.7%, и теперь размер минимальной пенсии будет составлять 116 манат.

Средний размер

В Азербайджане проживает большое количество пенсионеров, которые не по каким-либо причинам не смогли выполнить требуемые условия для того, чтобы получать достойную пенсию. Количество пенсионеров достигло больше миллиона людей, что представляет собой весьма большое количество. И главной задачей государства в таком случае обеспечить всех как минимум средними или минимальными выплатами.

Средний размер пенсионных выплат уже повышался ранее в прошлом году на 8.4%, но государство решило на этом не останавливаться и было принято увеличить пенсию в текущем году и теперь сумма среднего размера выплат равна сумме 249,1 манат.

Формирование пенсионных выплат


Пенсионные выплаты в Азербайджане полностью являются ответственностью государства. В стране не работают частные Пенсионные фонды. Трудящиеся граждане обязаны платить отчисления в фонд социальной защиты.

При этом существует проблема «серых» заработных плат — такие выплаты работниками скрываются от государства и, следовательно, не облагаются налогом.

Для получения полной пенсии необходимо иметь стаж и направлять отчисления на индивидуальный счёт в Госфонде. При соблюдении этих условий пенсионные выплаты будут складываться из трёх долей:

  1. Базовой
  2. Накопительной
  3. Страховой

Средства на выплату базовой части пенсии поступают из государственного бюджета. В свою очередь, эти средства взимаются из взносов трудящихся граждан в Госфонд. Таким образом, базовая часть пенсии сегодняшних пенсионеров финансируется работоспособным населением.

Именно этот факт является главной слабостью азербайджанской пенсионной системы. Мировой процесс старения населения наблюдается и в Азербайджане. Трудоспособных граждан становится меньше, а лиц послепенсионного возраста — больше.

Специалисты отмечают, что стабильной можно считать ситуацию, когда количество работников в три раза превышает количество пенсионеров. В Азербайджане это соотношение равняется 1,5 к 1 и продолжает падать. В СМИ нередко появляются сообщения о недостатке средств на счетах Государственного фонда.

Госфонд отвечает и за выплату накопительной и страховой части пенсий. Деньги на них направляются из тех же средств, полученных от обязательного страхования. Накопительная часть выплачивается с индивидуального счёта в Госфонде.

Период пенсионного обеспечения

В среднем продолжительность жизни после выхода на пенсию определяется в рамках 12 лет. Согласно официальной статистике, сравнивая показатели 2018 года с 2010 годом, продолжительность жизни населения увеличилась на 2,2, а в сравнении с 1990 годом — на 4,7 года. То есть это время значительно превышает установленные 12 лет.

Социальные пособия по возрасту

Государство гарантирует материальное обеспечение всех своих пожилых граждан. В случае отсутствия у них трудовой деятельности люди могут претендовать на социальное пособие, выдаваемое по возрасту. В настоящее время его получают женщины с 62 и мужчины — с 67 лет.

При этом в Милли Меджлис направлен пакет предложений по снижению возрастной планки социального пособия, приравняв его к пенсионному возрасту — 65 лет. Недавно законопроект получил одобрение парламентариев во втором чтении.

Можно ли уйти на пенсию раньше срока?

Предоставляет государство и право выйти на заслуженный отдых досрочно. Право на такую привилегию имеют:

  • матери, у которых на попечении ребенок с ограниченными возможностями здоровья старше 8 лет;
  • многодетные женщины, родившие и воспитавшие до восьмилетнего возраста 5 и более детей;
  • мужчины, попавшие в такие же условия, в случае смерти супруги или лишения ее родительских прав.

На первый взгляд звучит неплохо, но, как полагается, есть и свои оговорки: например, для досрочного выхода на пенсию должен быть наработан 25-летний трудовой стаж или сумма накопленных на индивидуальном пенсионном счете средств должна обеспечить получение минимальной пенсии.


На сегодняшний день размер пенсионных выплат представляет собой самый обсуждаемый вопрос среди пожилых людей. Вне зависимости от того, где бы ни проживал пенсионер, это весьма насущный вопрос. Стоит отметить, что в различных странах данные размеры отличаются и это зависит от многих факторов, влияющих на них.


Сегодня мы поговорим о пенсии в такой стране, как Азербайджане. А так как текущий 2019 год является значимым для всех пенсионеров, проживающих в различных странах, то в данной статье мы рассмотрим какие же изменения затронули пенсионную сферу в Азербайджане, а также чего ждать от этих изменений.

Из чего складываются пенсионные выплаты в Азербайджане?

Давайте рассмотрим, что из себя представляют пенсионные выплаты и что нужно знать, чтобы их рассчитать. Для начала следует сказать, что чтобы получать пенсионные выплаты, требуется достичь пенсионного возраста, который равен 63 лет для мужчин, и 60 лет для женщин.

Также размер выплат складывается исходя из нескольких факторов, а именно:

  1. Достичь пенсионного возраста.
  2. Наличие трудового стажа в размере 25 лет как минимум.
  3. Или же наличие капитала, который был отложен самим пенсионером, и на сегодняшний день его сумма позволяет пенсионеру получать минимальный размер пенсии.

А теперь разберем из чего складываются данные выплаты:

  1. Вся общая сумма накоплений до сегодняшнего дня умножается на 80% и полученная сумма разделяется на 144.
  2. Берем 90% от общей суммы накоплений, и также разделяем ее на 144.
  3. Далее к полученной сумме ранее прибавляют 7650 манатов, это та сумма государственных накоплений, которая положена каждому пенсионеру. После чего также делим полученную сумму на 144, и получаем конечные пенсионные выплаты.

С какого возраста в Азербайджане выходят на пенсию?


Как и в любой другой стране, в Азербайджане существует определенный и установленный государством возраст, в котором каждому гражданину положен его законный выход на пенсию. На сегодняшний день он составляет 63 года для мужского пола, и 60 лет для женского пола.

Также существуют определенные условия, когда человек имеет права выходить на пенсию ранее положенного срока.

Размер пенсии в Азербайджане

В стране имеется установленный размер пенсии, который положен практически всем гражданам. Средним числом выплат является 226,8 манат. Однако правительство принято закон о том, чтобы повысить сумму, так как данная сумма не является достаточной для нормального проживания пенсионеров. Итак, теперь в 2019 году размер пенсии будет увеличен в среднем на 240 манат.

Минимальный размер

Также в Азербайджане имеется минимальные выплаты, который положен тем людям, которые не выполнили определенные условия для получения средней. Она составляет 110 манат. Но в текущем 2019 году было решено увеличить данные выплаты 5.7%, и теперь размер минимальной пенсии будет составлять 116 манат.

Средний размер

В Азербайджане проживает большое количество пенсионеров, которые не по каким-либо причинам не смогли выполнить требуемые условия для того, чтобы получать достойную пенсию. Количество пенсионеров достигло больше миллиона людей, что представляет собой весьма большое количество. И главной задачей государства в таком случае обеспечить всех как минимум средними или минимальными выплатами.

Средний размер пенсионных выплат уже повышался ранее в прошлом году на 8.4%, но государство решило на этом не останавливаться и было принято увеличить пенсию в текущем году и теперь сумма среднего размера выплат равна сумме 249,1 манат.

Заключение

Азербайджан не собирается останавливаться и планирует и дальше продолжать своим гражданам помогать обеспечить их пенсиями, чтобы народ ни в чем не нуждался.

Здравствуйте. Мой муж 1949 г.р., ранее проживавший в Азербайджане, имеет два гражданства, российское и азербайджанское, получает пенсию Азербайджана с 2012 года. Сейчас он переезжает в Москву и хочет подать документы на пенсию как гражданин России (паспорт РФ и СНИЛС уже имеются). На сайте ПФР я прочитала, что:

Гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан), учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г., независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При исчислении расчетного размера страховой пенсии гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств, предшествующие введению национальной валюты.

То есть Азербайджан остался единственной страной СНГ, с которой нет соглашение й и договоров.

1. Означает ли это, что пробел в законах позволяет ему получать пенсии двух стран? Или в любом случае будет перерасчет, и от чего то придется отказаться?

2. Обязан ли ПФР делать запрос в пенсионный фонд Азербайджана? Или есть возможность избежать запроса, например, не сообщая об азерб.пенсии?

Ответы юристов ( 1 )


Соглашение между Правительством Азербайджанской Республики и Правительством Российской Федерации «о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения» от 05.11.1999 года, регулирует этот вопрос. Для этого следует обратиться в органы пенсионного обеспечения. Две пенсии не получится, так как в рос ПФР нужна справка о превращении выплат в Азер

Правительство Азербайджанской Республики и Правительство Российской Федерации, именуемые в дальнейшем Сторонами,

желая развивать сотрудничество в области пенсионного обеспечения,

согласились о нижеследующем:

Для целей настоящего Соглашения следующие термины означают:

«граждане» — лица, постоянно проживающие на территории Азербайджанской Республики или Российской Федерации, на которых распространяется законодательство этих государств в области пенсионного обеспечения;

«место постоянного жительства» — место постоянного проживания, определяемое или признаваемое в качестве такового законодательством соответствующего государства;

«трудовой (страховой) стаж» — продолжительность трудовой и иной деятельности, с учетом которой осуществляется пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством государства каждой из Сторон и во время осуществления которой уплачиваются страховые взносы на пенсионное обеспечение, а также любые другие периоды, приравненные в соответствии с законодательством государств Сторон к трудовому (страховому) стажу;

с Азербайджанской Стороны — Министерство труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики;

с Российской Стороны — Министерство труда и социального развития Российской Федерации,

Все другие понятия или выражения, используемые в настоящем Соглашении, имеют значения, которые им придаются законодательством соответствующего государства.

Пенсионное обеспечение граждан, а также членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они постоянно проживают.

Настоящее Соглашение распространяется на все виды государственного пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством каждого из государств, за исключением пенсионного обеспечения лиц, перечисленных в статье 9 настоящего Соглашения.

Стороны предоставляют на территории своего государства всем постоянно проживающим гражданам, в том числе переехавшим (переселившимся) с территории государства другой Стороны, одинаковые права с гражданами своего государства в области пенсионного обеспечения.

Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее такое обеспечение.

1. Назначение пенсий гражданам производится по месту их постоянного жительства.

2. Для определения права на пенсию, включая пенсию на льготных основаниях и пенсию за выслугу лет, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный по законодательству Азербайджанской Республики и (или) Российской Федерации, в том числе и до вступления в силу настоящего Соглашения, а также на территории государств, входивших в состав СССР по 31 декабря 1991 года.

3. Для граждан государства одной Стороны, переселившихся на территорию государства другой Стороны и работавших после переселения, размер пенсии исчисляется из заработка (дохода) после переселения.

Для граждан государства одной Стороны, которые после переселения на территорию государства другой Стороны не работали или не имеют минимально требуемого периода работы для исчисления заработной платы при назначении пенсии по законодательству государства Стороны переселения, размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, занятого аналогичной деятельностью ко времени назначения пенсии в государстве Стороны, на территорию которого они переселились.

В случае невозможности определения среднемесячного заработка в изложенном порядке размер пенсия исчисляется из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории государства той Стороны, куда переселился гражданин.

Пенсия по старости

Пенсия по старости – это ежемесячные денежные выплаты гражданам для компенсации утраченного дохода. Для получения данной пенсии необходимо наличие взносов в государственную систему обязательного социального страхования. Согласно изменениям, внесенным в Закон «О трудовых пенсиях», пенсионный возраст будет увеличиваться ежегодно на шесть месяцев для мужчин до 2021 года (с 63 до 65 лет), женщин - до 2027 года (с 60 до 65 лет). Граждане имеют право на трудовую пенсию по возрасту, независимо от страхового стажа, если личный пенсионный капитал обеспечивает пенсию в размере не менее ее минимальной суммы либо при наличии не менее 25-летнего страхового стажа (за исключением лиц, которым трудовая пенсия по возрасту назначена до 1 января 2017 года). Предусматриваются также досрочные пенсии для тех, кто работал в течение длительного времени во вредных или опасных условиях труда, или женщин с пятью детьми. С 2019 года государственное пособие по возрасту составило 130 манатов, а для женщин с 5 детьми - 55 манатов на каждого ребенка.

Трудовая пенсия по возрасту рассчитывается по сложной формуле и состоит из трех элементов: минимальной, страховой, накопительной (индивидуальный пенсионный счет) частей. Каждый компонент имеет свои правила подсчета. С октября 2019 года минимальная сумма трудовой пенсии установлена в размере 200 манатов. Предполагается индексация этой суммы до 230 манатов. Страховая и накопительная части пенсии выплачиваются из средств обязательного государственного социального страхования. Страховая часть рассчитывается на основе страховых взносов в рабочем году в размере 25% заработной платы (22% платится работодателем, 3% – работником).

Источники: Концепция Реформы системы пенсионного обеспечения в Азербайджанской Республике в 2014-2020 годах; Закон Азербайджанской Республики «О трудовых пенсиях» от 07.02.2006 №54-IIIГ; ст. 4 и 6 Закона Азербайджанской Республики «О социальном страховании» от 18.02.1997 №250-IQ; Распоряжение Президента Азербайджанской Республики «Об индексации страховой части трудовых пенсий» от 07.02.2019 , Указ Президента Азербайджанской Республики от 15.04.2019 № 640, Распоряжение Президента Азербайджанской Республики от 25.02.2019

Пенсия по Случаю Потери Кормильца

Пенсия по случаю потери кормильца – ежемесячная денежная выплата, выплачиваемая из средств государственного фонда социальной защиты в связи со смертью кормильца нетрудоспособным членам семьи, являвшимся его иждивенцами. Данная пенсия назначается в случае, когда умерший кормилец обладал требуемым законодательством трудовым (страховым) стажем либо осуществлял определенный вид деятельности (работа, служба и т.д.) независимо от её продолжительности. Это означает, что кормилец имел трудовой (страховой) стаж, необходимый для назначения пенсии по инвалидности. При его отсутствии размер пенсии рассчитывается пропорционально фактической продолжительности стажа. Государственное пособие по потере кормильца с 2019 года составляет 80 манатов на каждого иждивенца.

Основанием для назначения пенсии по случаю потери кормильца являются смерть (по причине трудового увечья, профессионального или общего заболевания, несчастного случая) либо пропажа без вести кормильца. По законодательству под «кормильцем» понимается только муж, поэтому в случае смерти матери на детей не назначается пенсия по потере кормильца. Существует законопроект, согласно которому получатель указанной пенсии будет вправе перейти на другие виды пособий при разделе пенсии по потере кормильца между не более чем двумя членами семьи.

Сумма страховой части трудовой пенсии по потере кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи устанавливается путем деления суммы, рассчитанной в соответствии с формулой исчисления страховой части трудовой пенсии по инвалидности, на число нетрудоспособных членов семьи. В случае, если общая сумма трудовой пенсии нетрудоспособных членов семьи по потере кормильца составляет меньше минимальной суммы трудовой пенсии, она выплачивается с доведением до данной суммы.

Источники: ст. 43-46 Закона Азербайджанской Республики «О трудовых пенсиях» от 07.02.2006 №54-IIIГ; Указ Президента Азербайджанской Республики от 15.04.2019 № 640, Распоряжение Президента Азербайджанской Республики от 25.02.2019

Пенсия по инвалидности

Право на пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Первая группа инвалидности устанавливается бессрочно. Также в особых случаях бессрочными могут быть вторая и третья группы инвалидности, но обычно они устанавливаются на 5 лет. Если инвалидность второй группы назначалась беспрерывно в течение 10 лет, инвалидность третьей группы – беспрерывно в течение 15 лет, то данная категория лиц имеет возможность получить статус инвалида бессрочно. Пенсионерам по старости инвалидность устанавливается бессрочно вне зависимости от группы инвалидности.

Для получения пенсии по инвалидности необходимо иметь не менее пяти лет страхового стажа плюс четыре месяца страхового стажа за каждый полный год работы начиная с возраста 15 лет. Пенсия выплачивается в зависимости от группы инвалидности: I группа инвалидности – невозможность выполнения любого вида работы и необходимость постоянного ухода; II группа инвалидности – невозможность выполнения какого-либо вида работы, однако, не требует постоянного ухода; III группа инвалидности – невозможность выполнения обычной работы.

Пенсия по инвалидности рассчитывается для инвалидов I группы при наличии 4-месячного страхового стажа за каждый полный год трудоспособного возрастного периода, если страховой стаж в целом составляет не менее 5 лет. Трудовая пенсия по инвалидности инвалидам II и III групп рассчитывается при наличии указанного страхового стажа с условием, что пенсионный капитал в страховой части личного счета обеспечивает пенсию в размере не менее минимальной суммы трудовой пенсии.

Если лицо, которому назначена пенсия по инвалидности, продолжает работать, то осуществляется перерасчет страховой части трудовой пенсии на основании пенсионного капитала, накопленного в период с назначения ему пенсии до даты увольнения и страхового стажа.

Предусмотрены следующие размеры социального пособия по инвалидности:

I группа инвалидности: 150 манатов + 100 манатов (ежемесячная президентская пенсия) + 50 манатов (ежемесячная президентская пенсия для ухаживающих) базовая часть – 65 манатов; надбавка – 6,5 манатов ;

II группа инвалидности : 130 манатов базовая часть – 55 манатов; надбавка – 5,5 манатов ;

  • III группа инвалидности:110 манатов.
  • Другие меры социальной защиты инвалидов устанавливаются Законом Азербайджанской Республики «О профилактике инвалидности и ограничения возможностей здоровья детей, реабилитации и социальной защите инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья».

    Источники: Закон Азербайджанской Республики «О профилактике инвалидности и ограничения возможностей здоровья детей, реабилитации и социальной защите инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья» от 25.08.1992 №284; Закон Азербайджанской Республики «О трудовых пенсиях» от 07.02.2006 №54-IIIГ; п. 4.1-4.3 Положения о критериях определения инвалидности и ограниченности возможностей здоровья; Указ Президента Азербайджанской Республики от 15.04.2019 № 640, Распоряжение Президента Азербайджанской Республики от 25.02.2019

    Государственный фонд социальной защиты Азербайджана отвечает за регулирование деятельности в сфере социального страхования и пенсионного обеспечения для граждан Азербайджанской Республики. Агентство возглавляет Салим Муслимов.

    История

    При советской власти социальное страхование и пенсионное обеспечение граждан в Азербайджане обеспечивались государством. Советская система пенсии была основана на принципе отсутствия каких-либо отчислений со стороны работающих граждан, а выдача пенсий государством осуществлялась непосредственно из государственного бюджета или государственных организаций. В 1990 году был основан Советский Фонд социального страхования и обязал все предприятия, учреждения, организации, кооперативы, совхозы, колхозы и другие организации в стране вносить отчисления в этот фонд. В 1991 году указом Кабинета Министров Азербайджанской ССР был создан Фонд социального страхования Азербайджанской ССР.

    После восстановления независимости Азербайджана во второй половине 1991 года, филиал азербайджанского советского Пенсионного фонда был преобразован в Пенсионный фонд Азербайджана Указом Президента от 16 декабря 1991 года. С 1 июня 1992 года Национальное собрание Азербайджана приняло закон "О Норме отчислений для социального страхования и фонда занятости", согласно которому взносы на социальное страхование составляли 40% от фонда заработной платы. Пенсионный фонд должен был получить 85% от этой суммы, а остальные 15% пошли бы в Фонд социального страхования. В целях совершенствования и модернизации системы социального обеспечения в стране, 30 сентября 1992 года президент Абульфаз Эльчибей издал указ отменить Пенсионный фонд и Фонд социального страхования и создал вместо них Государственный фонд социальной защиты . Законы о социальном страховании и пенсионные реформы в 1997 и 2001 годах и дальнейшее совершенствование системы социального обеспечения поместили его в соответствие с международными стандартами. 4 августа 2003 года другой Указ Президента «О мерах по совершенствованию системы государственных пенсий в Азербайджанской Республике» постановил, что функции Министерства труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики по предоставлению, финансированию и контролю за выплатами пенсий и дополнительных льгот будут переданы Государственному фонду социальной защиты. Благодаря реформам единой страховой пенсионной системы, проходящих в стране до 2006 года, военнослужащие Вооруженных сил Азербайджана и лица с особыми званиями страховались согласно обязательному социальному страхованию.

    Структура

    Фонд возглавляется его председателем и двумя заместителями председателя. Фонд Имеет Совет из семи директоров, которые включают в себя председателя, двух заместителей, председателя Нахчыванской Автономной Республики Азербайджана, главу Центрального аппарата фонда, главу финансово-бюджетного отдела и директора отдела фонда работы с военнослужащими и лицами с особыми званиями. Основными функциями агентства являются разработка предложений по государственной политике в области социального страхования и трудовых пенсий, подготовка проекта бюджета фонда и обеспечение контроля текущего бюджета по сравнению с утвержденным бюджетом, обеспечение сбора обязательных взносов государственного социального страхования от всех юридических и физических лиц, занимающихся любой трудовой деятельностью; обеспечение контроля за выполнением требований законодательства в процессе обязательного социального страхования; выдача пенсий из бюджета фонда; выдача пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родах, уходу за детьми, предусмотренных в законодательстве; выдача полной или частичной выплаты за спа-процедуры застрахованного; выдача похоронных и т.д.

    По данным управления фонда, его доход вырос на 8,7% в первой половине 2010 года. Количество индивидуальных лицевых счетов застрахованных равно 1732215. В 2011 году 97,2% (1,916 млрд манатов) из его общих расходов будут включать выплаты населению.

    Читайте также: