Пенсия что должен знать бухгалтер по

Перед оформлением пенсии работники, в том числе давно уволившиеся, зачастую обращаются в бухгалтерию или отдел кадров для получения различных документов (к примеру, справок о стаже или заработке). Давайте разберемся, какие действия законодательство обязывает совершить работодателя, чей работник начали оформлять выход на пенсию.

Пенсионный возраст

Для начала напомним, что с 2019 года пенсионный возраст для назначения трудовой пенсии по старости по общему правилу составляет для мужчин 65 лет, а для женщин — до 60 лет. Предусмотрен переходный период, который продлится с 2019 года по 2027 год включительно. В течение этого времени будет применяться прежний пенсионный возраст (женщины — 55 лет, мужчины — 60 лет), но увеличенный на определенное количество месяцев (от 12 до 60). В 2028 году выйдут на пенсию мужчины 1963 года рождения в возрасте 65 лет и женщины 1968 года рождения в возрасте 60 лет.

Кроме того, для тех, кто по прежним правилам должен был выйти на пенсию в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года, введена дополнительная льгота. Они смогут оформить страховую пенсию по старости на шесть месяцев раньше, чем наступит «новый» пенсионный возраст. Так, человек, который по правилам переходного периода получает право выйти на пенсию в январе 2020 года, сможет оформить ее уже в июле 2019 года (подробнее читайте в статье «Пенсионная реформа: как изменятся правила назначения страховой, социальной и накопительной пенсий»).

С чего начинается оформление пенсии

Оформление пенсии — это, по большому счету, личное дело работника. С заявлением о назначении пенсии он должен обратиться в подразделение ПФР по месту своего жительства (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», далее — Закон № 173-ФЗ), либо в многофункциональный центр (МФЦ). Предоставить заявление можно лично, через представителя, через работодателя или по почте. Есть еще один вариант -подать заявление в форме электронного документа через личный кабинет гражданина на официальном сайте ПФР.

Также работник сам собирает и прикладывает к заявлению о назначении пенсии необходимые документы:

  • паспорт (не требуется, если заявление подается через личный кабинет гражданина);
  • трудовую книжку или другие документы, подтверждающие стаж (например, справку из центра занятости или военный билет);
  • справку о среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд (то есть за пять лет) до 1 января 2002 года.

В отдельных случаях будущему пенсионеру потребуется собрать и другие документы (например, свидетельство о заключении или расторжении брака, справку об инвалидности, вид на жительство).

Однако некоторые действия, связанные с оформлением пенсии работника, обязан совершить и работодатель.

Выдаем трудовую книжку

Трудовая книжка — это основной документ, которым подтверждается стаж работника (ст. 66 ТК РФ).

Если человек трудоустроен, то за трудовой книжкой он, разумеется, обращается к своему работодателю. Причем, обычно для оформления пенсии работники просят выдать именно оригинал, а не копию. Дело в том, что существует разъяснение ПФР, согласно которому сотрудники фонда имеют право требовать от оформляющего пенсию работника (письмо ПФР от 29.12.2005 № 25-19/14554):

  • либо оригинал трудовой книжки;
  • либо её нотариально заверенную копию.

Организация обязана выдать работнику по его заявлению подлинник трудовой книжки в целях назначения пенсии. При этом максимум через три рабочих дня после представления трудовой книжки в подразделение ПФР работник обязан её вернуть (ст. 62 ТК РФ).

Формируем справку о заработке

Для расчета пенсии необходима информация о среднемесячном заработке будущего пенсионера. Довольно часто ПФР берет эти данные из своей базы персонифицированного учета. Для расчета подходят данные о заработке за 2000-2001 годы, которые сдавались в составе персонифицированной отчетности в тот период (ст. 30 Закона № 173-ФЗ). Однако в некоторых случаях подтверждать доход потребуется работнику. Так, ему может потребоваться справка о его заработке за любые пять лет подряд до 1 января 2002 года. За такой справкой он может обратиться к работодателю (настоящему или бывшему). Справка выдается при следующих условиях:

  • в подтверждаемый период работник работал и получал зарплату (или же если работодатель является правопреемником уже ликвидированной компании);
  • подтверждается период до регистрации работника в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования (то есть, по сути, до получения работником пенсионного страхового свидетельства).

Заметим, что совсем не обязательно, чтобы справкой охватывался непосредственно пятилетний период. Если человек часто менял работу, то для пенсии он может собирать несколько справок за небольшие периоды от разных работодателей, чтобы, в результате, охватить 60 месяцев.

Если к вам обратиться работник за такой справкой, то ее нужно выдать не позднее трех дней со дня получения заявления (ст. 62 ТК РФ). Единой формы справки не существует, поэтому можете сформировать ее в произвольной форме.

Представляем индивидуальные сведения

После подачи документов о назначении пенсии работник должен обратиться к работодателю с заявлением о представлении на него персонифицированных сведений по форме СЗВ-СТАЖ (утв. постановлением Правления ПФР от 06.12.18 № 507п). Работодатель обязан заполнить указанную форму, указав тип сведений «Назначение пенсии», и в течение трех календарных дней представить ее в Пенсионный фонд (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ).

Если будущий пенсионер не написал заявление о представлении формы СЗВ-СТАЖ, работодатель не обязан ее заполнять. В этом случае сведения о стаже данного человека поступят в Пенсионный фонд позже, когда работодатель подаст ежегодную форму СЗВ-СТАЖ с типом сведений «Исходная».

Кроме того, работник может попросить работодателя сдать сведения о стаже до 2002 года. Такие сведения представляются по форме СЗВ-К (утв. постановлением Правления ПФР от 11.01.17 № 2п). Иногда эту форму запрашивает сам Пенсионный фонд в рамках сбора информации об общем трудовом стаже застрахованных лиц за весь период их работы до января.2002 года ( « Страхователи теперь могут бесплатно сформировать форму СЗВ-К в веб-сервисе «Контур.Отчет ПФ» » ).

На что ещё обратить внимание

При оформлении работника на пенсию также рекомендуем обратить внимание, в частности, на следующее:

  • Работодатель не обязан оформлять пенсию за работника (несмотря на то, что на практике некоторые работники требуют этого от отдела кадров и бухгалтерии). Однако, работодатель может это сделать (ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 28.12.13 № 400-ФЗ). Для подобной услуги требуется заключить соответствующее соглашение с ПФР;
  • Форму СЗВ-СТАЖ следует представлять в ПФР в том числе по сотрудникам, с которыми заключены гражданско-правовые договоры, если на вознаграждения по таким договорам начисляются страховые взносы;
  • Работники вправе обращаться к работодателю за подтверждающими справками о стаже. Такие справки обычно требуются если запись в трудовой книжке не была засвидетельствована подписью или печатью или в случае, когда сотрудники ПФР обнаружили ошибки или неточности. Также справки потребуются при оформлении досрочной пенсии;
  • Пенсионный возраст работника не влечет его увольнения. А за увольнение лиц предпенсионного возраста (он начинается за 5 лет до наступления пенсионного возраста) предусмотрена уголовная ответственность (см. «Принят закон об уголовной ответственности за увольнение работников предпенсионного возраста»);
  • Если работник желает уволиться «в связи с выходом на пенсию», то работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника (ч. 3 ст. 80 ТК РФ). В этом случае работник не должен предупреждать работодателя о желании прекратить трудовые отношения не менее чем за две недели до увольнения.

"Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", 2008, N 8

В соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) Пенсионный фонд и органы социальной защиты в силу своей компетенции ответственны за правильное назначение и выплату пенсий. Основой для назначения пенсии являются сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, представляемые страхователями в соответствии с Федеральными законами N 167-ФЗ , N 27-ФЗ , а также Постановлением Правительства РФ N 318 , которые базируются на данных трудового стажа конкретного работника и его заработке. Поэтому одной из основных целей проводимых проверок является контроль за достоверностью представляемых работодателями сведений в сфере персонифицированного учета.

Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Постановление Правительства РФ от 15.03.1997 N 318 "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования".

Общие положения

На основании ст. 13 Федерального закона N 167-ФЗ и ст. 16 Федерального закона N 27-ФЗ Пенсионный фонд имеет право проводить у страхователей проверки документов, связанных с представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.

Напомним, что до 1 марта 2008 г. при сдаче годовой отчетности страхователи (организации) представляли в органы ПФР по месту своей регистрации документы, содержащие сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование по формам СЗВ-4-1 или СЗВ-4-2 с приложением ведомости уплаты страховых взносов (АДВ-11) по всей организации в целом.

При проведении ревизий инспекторы Пенсионного фонда руководствуются Методическими рекомендациями по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования, утвержденными Постановлением Правления ПФР от 30.01.2002 N 11п (далее - Методические рекомендации).

Основными нормативно-правовыми актами, в соответствии с которыми осуществляется обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, являются:

  • Налоговый кодекс;
  • Трудовой кодекс;
  • Федеральные законы N 167-ФЗ, N 173-ФЗ;
  • Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования, утвержденная Постановлением Правительства РФ N 318.

В ходе каждой документальной проверки проверяется соблюдение требований каждого из перечисленных нормативных документов. Отметим, что проверки проводятся в организациях всех организационно-правовых форм (включая их обособленные подразделения).

Порядок назначения документальной проверки

Каждая документальная проверка проводится на основании решения руководителя органа Пенсионного фонда, оформленного в установленном законом порядке. Перед проверяющими ставятся определенные цели и задачи, изложенные в тексте решения. Одной из поставленных задач является подтверждение достоверности представляемых индивидуальных сведений в сфере обязательного пенсионного страхования.

Вопрос: Какие документы следует подготовить работодателю к документальной проверке органами Пенсионного фонда?

При получении решения о проведении документальной проверки следует подготовить перечень документов, на основании которых может быть подтверждена достоверность индивидуальных сведений о стаже и заработке застрахованных лиц.

Примерный список документов приведен в Приложении 1 к Методическим рекомендациям. В него входят:

  • учредительные документы организации;
  • штатное расписание организации, список внештатных работников, список лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг;
  • информация о страховых свидетельствах государственного пенсионного страхования, имеющихся у работников организации;
  • списки работников, выходящих на пенсию в текущем году и в ближайшие два года;
  • расчетные, расчетно-платежные, платежные ведомости;
  • лицевые счета работников;
  • кассовые документы;
  • банковские документы;
  • договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг (с актами приема-сдачи работ);
  • приказы (о приеме на работу, переводе на другую работу, предоставлении отпуска, прекращении трудового договора и др.);
  • трудовые книжки работников;
  • личные карточки (форма N Т-2);
  • табель учета рабочего времени;
  • документы, подтверждающие дополнительные показатели (факторы) занятости во вредных условиях труда;
  • карточки страхователя;
  • при необходимости другие документы.

Вопрос: Один из вопросов, волнующих каждого бухгалтера, - какой период времени подлежит проверке?

В отличие от выездных налоговых проверок, которыми могут быть охвачены три календарных года деятельности налогоплательщика, проверка сведений о стаже и заработке застрахованных лиц осуществляется за два завершенных календарных года, предшествующих проверке (п. 7 Методических рекомендаций).

Как следует из данного пункта, проверки индивидуальных сведений могут проводиться как сплошным, так и выборочным способом.

Вопрос: Каким принципом руководствуются представители ПФР, выбирая тот или иной способ проверки?

Прежде всего, это зависит от численности работников проверяемой организации. Если она не превышает 30 человек, то сведения будут проверяться по всем работникам (п. 7 Методических рекомендаций).

При большей численности работников охват проверки составляет не менее 7% от общего числа работающих. Например, если среднесписочная численность работающих на момент проверки составила 176 человек, то будут проверены индивидуальные сведения по 12 работникам. Причем среди них будут разные категории работников - как административно-управленческого аппарата, так и рабочих специальностей с повременной и со сдельной оплатой труда.

Если у специалистов Фонда представленные индивидуальные сведения не вызывают сомнений, то они будут проверены выборочно. В противном случае проверка сведений будет проводиться сплошным порядком с привлечением большого числа специалистов.

Вопрос: На какие сведения в первую очередь обращают внимание проверяющие?

В первую очередь проверке подлежат индивидуальные сведения по лицам предпенсионного возраста - это работники, выходящие на пенсию в течение двух ближайших лет. В организациях сведения таких лиц будут проверять независимо от упомянутого выше норматива. Также в обязательном порядке рекомендуется проверять сведения о стаже и заработке лиц, имеющих право на льготную пенсию и работавших по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (п. 8 Методических рекомендаций). Аналогичный подход применяется и в отношении работников, принятых и уволенных в отчетном периоде.

Этапы проведения документальной проверки

Проверка правильности индивидуальных сведений о стаже и заработке застрахованных лиц включает проведение следующих мероприятий:

  • проверку выполнения организацией процедуры регистрации работников в системе государственного пенсионного страхования;
  • контроль достоверности сведений о выплатах, начисленных в пользу застрахованных лиц, и размере тарифной ставки для начисления страховых взносов;
  • проверку сведений о трудовом (в том числе специальном) стаже.

Проверка на предмет регистрации работников в системе пенсионного страхования

В соответствии со ст. 14 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрена обязательная регистрация застрахованных лиц в отделениях ПФР. Оформляя сотрудника, работодатель обязан запросить у него страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. При отсутствии последнего поступающий на работу обязан написать заявление о выдаче ему страхового свидетельства, а также сообщить работодателю все необходимые для оформления свидетельства сведения.

На основании представленных списков работников и документов, в соответствии с которыми в данной организации ведется кадровый учет, выявляются прошедшие регистрацию и получившие страховые свидетельства работники, на которых организацией должны быть представлены индивидуальные сведения о стаже и заработке на момент проведения проверки. Дополнительно в ходе проверки выявляются лица, не имеющие страховых свидетельств, по которым составляется отдельный список с указанием причины отсутствия (п. 12 Методических рекомендаций).

Проверка будет проводиться путем изучения документов кадрового учета: штатных расписаний, приказов о приеме и увольнении, разного вида договоров и др.

Проверка сведений о выплатах работникам и обоснованность применения размера тарифной ставки

На данном этапе проверки специалист Фонда обязан проконтролировать достоверность сведений о выплатах в пользу застрахованных лиц, используя первичные бухгалтерские документы, формы которых установлены Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России N 25н, в частности:

  • расчетно-платежную ведомость (ф. 0504401);
  • платежную ведомость (ф. 0504403);
  • карточку-справку (ф. 0504417).

Карточка-справка применяется для записей всех видов начислений и удержаний из заработной платы работника. В нее на основании данных расчетно-платежной ведомости заносятся сведения ежемесячно. В соответствии с Перечнем типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организации, с указанием сроков хранения, утвержденным Росархивом от 06.10.2000, лицевые счета, расчетные (расчетно-платежные) ведомости (при отсутствии лицевых счетов) хранятся 75 лет.

Отметим, что в соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона N 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование является объект налогообложения и налоговая база по ЕСН. Выплаты, на которые не начисляется ЕСН, определены в ст. 238 НК РФ. Обращаем внимание читателей, что с 01.01.2008 данный перечень выплат расширен, и изменения следует учесть при составлении персонифицированной отчетности за 2008 г. Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ налогоплательщики-работодатели с 1 января 2008 г. не должны уплачивать ЕСН, а следовательно, и страховые взносы в ПФР со следующих сумм:

  • с выплат в пользу физических лиц - иностранных граждан и лиц без гражданства по трудовым договорам, заключенным с российской организацией через ее обособленные подразделения, расположенные за пределами территории РФ;
  • с вознаграждения в пользу физических лиц - иностранных граждан и лиц без гражданства в связи с их деятельностью за пределами территории РФ по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Эти правила распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г. (п. 5 ст. 4 Закона N 216-ФЗ );
  • с выплаты единовременной материальной помощи, которую работодатель выплачивает работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении или удочерении) ребенка, в сумме не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка (пп. 3 п. 1 ст. 238 НК РФ);
  • с суммы компенсационных выплат возмещения расходов физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера (пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ).
Федеральный закон от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации".

Однако проверке подлежат и выплаты, на которые не начисляются взносы в Пенсионный фонд, но учтенные в составе заработка, из которого исчисляется пенсия. Причина в том, что наравне с периодами работы в страховой стаж для назначения трудовой пенсии засчитываются и иные периоды (ст. 11 Закона 173-ФЗ). К таким периодам, в частности, относятся:

  • период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
  • период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
  • период участия в оплачиваемых общественных работах;
  • период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за ребенком-инвалидом, инвалидом I группы или лицом, достигшим возраста 80 лет.

Выплачиваемые в эти периоды государственные пособия учитываются в составе заработка для исчисления пенсии. Это и является причиной, по которой проверяющие будут контролировать правильность включения в индивидуальные сведения количества календарных дней, за которые полагались выплаты такого рода пособий.

В ходе проверки сумм выплат в пользу работников проверяющие будут обращать внимание:

  • на полноту отражения выплат в лицевых счетах и индивидуальных карточках работников;
  • на правильность начисления страховых взносов (в том числе в составе ЕСН);
  • на правильность применения тарифов страховых взносов.

Размер страховых тарифов в 2005 - 2007 гг. для работодателей составлял (за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования и крестьянских (фермерских) хозяйств) (ст. 33 Федерального закона N 167-ФЗ):

Примечание. С 1 января 2008 г. данные ставки страховых взносов для работодателей в отношении лиц 1967 года рождения и моложе, которые были установлены в ст. 33 "Переходные положения" Федерального закона N 167-ФЗ, не применяются. Теперь работодатели должны руководствоваться тарифами, приведенными в п. 2 ст. 22 данного Закона, а именно:

Рассмотрим на примерах порядок отражения данных сведений в заполняемых формах СЗВ-4-1 и СЗВ-4-2 в период сдачи отчетности за 2007 г.

Пример 1. Иванов Сергей Михайлович, 1960 года рождения, работает в участковой больнице водителем легкового автомобиля по трудовому договору с 01.01.2002. В течение 2007 г. ему были начислены заработная плата в сумме 120 000 руб. и пособие по временной нетрудоспособности за периоды:

  • с 10.02.2007 по 24.02.2007 (15 календарных дней);
  • с 06.08.2007 по 15.08.2007 (10 календарных дней).

Сумма страховых взносов, начисленных на страховую часть трудовой пенсии за 2007 г., составила 16 800 руб.

Ивановым С.М. в течение 2007 г. был использован отпуск без сохранения заработной платы с 05.06.2007 по 10.06.2007 (6 календарных дней).

Табличная часть формы СЗВ-4-2 "Сведения за расчетный период о застрахованных лицах" будет следующей:

Сведения за расчетный период о застрахованных лицах

Пример 2. Петрова Ирина Андреевна, 1970 года рождения, работает в Медицинской академии завхозом по трудовому договору с 30.12.2000. С 01.01.2007 по 20.07.2007 ей была начислена заработная плата в сумме 56 000 руб., с 21.07.2007 по 27.11.2007 она находилась в отпуске по беременности и родам, с 28.11.2007 она находится в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет. Сумма страховых взносов, начисленных на страховую часть трудовой пенсии за 2007 г., составила 5600 руб., на накопительную - 2240 руб.

На Петрову И.А. должны были подать сведения по форме СЗВ-4-1 с указанием периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком. Табличные части формы СЗВ-4-1 "Сведения за расчетный период" и "Стаж работы за расчетный период" будут следующими:

Сведения за расчетный период о застрахованном лице

Стаж работы за расчетный период

Завершая проверку сведений о выплатах работникам, специалист Фонда должен будет сравнить данные, отраженные в расчетно-платежных ведомостях, с данными, отраженными в индивидуальных сведениях, и отразить их в форме, которая приведена в Приложении 2 к Методическим рекомендациям, по каждому сотруднику, попавшему в выборку.

Часть граф этой справки, в частности, графы 2, 3, 8 таблицы "Сведения о заработке и начисленных взносах", инспектор ПФР заполняет перед выходом на документальную проверку. Результаты сверки выплат по индивидуальным сведениям и по результатам проверки отражаются в справке (графы 6, 7 и 10). В графах 4 и 5 суммы указываются только в случае расхождения с суммами выплат в графах 2 и 3 соответственно. Рассмотрим заполнение данной части справки на примере.

Пример 3. Проверкой Пенсионного фонда о достоверности представленных страхователем индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении) за 2006/2007 г. установлено следующее:

  • численность работающих на дату проверки составила 25 человек, проверка произведена сплошным способом;
  • за проверяемый период по застрахованному лицу Петрову Сергею Николаевичу, 1960 года рождения, обнаружено, что он работал по трудовым договорам в периоды с 01.01.2007 по 05.05.2007 и 01.06.2007 по 31.12.2007. Дополнительно с данным физическим лицом был заключен договор гражданско-правового характера с 14.05.2007 по 16.05.2007. Сумма выплаты за указанный период составила 3050 руб. Страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии учреждением начислены не были. Сумма расхождения по данным проверки составила 427 руб. Сведения о расхождении отражены в справке N 1 к Приложению акта проверки.

Если работник трудоустроен официально, то работодатель обязательно делает отчисления в пенсионный фонд. Сумма высчитываются относительно заработной платы и передается в ПФР. Эти деньги идут на поддержание пенсионных выплат текущим пенсионерам и на формирование будущей пенсии самого работника.

В последнее время вопрос пенсионных отчислений весьма актуален. Многие граждане интересуются, сколько отчисляется в Пенсионный Фонд с зарплаты, как распределяются эти деньги, как отслеживать свои накопления. Поэтому портал Бробанк.ру провел анализ и дал ответы на важные для россиян вопросы.

Сколько от зарплаты идет в Пенсионный Фонд

Работодатель проводит довольно много отчислений из заработной платы работника, и это не только обязательный 2НДФЛ. По закону он обязан сам проводить социальные вычеты из зарплаты и перечислять эти деньги в бюджет.

Что вычитает работодатель кроме налогов:

  • отчисления в Пенсионный Фонд с зарплаты составляют 22% от начисленной суммы;
  • также уплате подлежит взнос в фонд Медицинского страхования — 5,1%. Фактически это оплата за медицину (так что, она у нас совсем не бесплатная);
  • фонд социального страхования — 2,9%. Этот фонд занимается выделением средств на оплату больничных. Так что, за свой больничный мы по факту тоже платим.

Пенсионные отчисления в процентах от зарплаты — самая большая затратная часть. В целом работодатель платит в госорганы 30% от начисленной зарплаты, плюс к ним добавляется еще НФДЛ 13%. По закону НДФЛ выплачивается с начисленной заработной платы, а все остальные взносы — отталкиваясь от размера зарплаты, но за счет самого работодателя.

Конечно, многим работодателям не нравится такое положение вещей, и пенсионные отчисления с зарплаты они делают все же за счет самих работников, изначально занижая реальный размер заработной платы.

Как делятся отчисления в Пенсионный Фонд с зарплаты

Итак, процент отчисления в Пенсионный Фонд с зарплаты — 22%. Все эти деньги направляются в ПФР, но разделяются на две большие категории, которые преследуют разные цели:

  • 16% направляются на страховую часть пенсии. Это значительная часть отчислений. По сути эти деньги идут на формирование будущей пенсии гражданина. Чем больше он получает зарплату, чем больше размер пенсионных отчислений с нее, тем выше по итогу будет пенсия.
  • 6% — накопительная часть пенсии. Этой частью гражданин может распоряжаться, перемещать деньги из ПФР в НПФ — негосударственные фонды. То, сколько отчисляется в Пенсионный Фонд на накопительную часть, можно отслеживать, следить за ростом накоплений.

Если рассматривать страховую часть, то как-то отслеживать, сколько вы отдали в ПФР, нельзя, если только делать самостоятельные расчеты. Эти деньги уходят на выплаты действующим пенсионерам. Потом, когда вы тоже достигните пенсионного возраста, государство будет давать вам обеспечение также за счет молодых граждан — так устроена система.

С 1 января 2019 вступил в силу закон, согласно которому все 22% отчислений в ПФР будут направляться на страховую пенсию. Эта норма будет действовать до конца 2021 года.

Такое решение было вызвано тем, что фонд ПФР испытывает серьезные трудности, нехватку средств. Так что, теперь весь процент отчисления в Пенсионный Фонд направляется на одну цель. Накопительный счет и расположенные на нем средства никуда не деваются, им можно управлять по своему усмотрению, но за счет выплат работодателя он пополняться не будет.

Как проводятся отчисления в Пенсионный Фонд от зарплаты

Сам работник может даже не думать об этом. Процент пенсионных отчислений, его расчет и перечисление средств — все это законная обязанность любой компании или предпринимателя, которые нанимают работников.

Расчет выплат ведется только с официальной зарплаты работника. Если он получает выплату в конверте, никаких отчислений не последует. Если частично в конверте, то отчисления будут рассчитаны только от официально проведенной суммы.

Если вы трудоустроены неофициально, процент отчислений в ПФР браться не будет. Ваша пенсия никак не будет формироваться.

По закону пенсионные отчисления в России выплачиваются работодателем не позднее 15 числа следующего месяца. То есть за заработную плату, полученную работником в марте, компания должна сделать взнос не позже 15 апреля.

Любой бухгалтер знает, сколько с зарплаты отчисляется в пенсионный фонд. К назначенному времени специалист проводит все расчеты и направляет средства со счета компании на специальный счет ПФР. Небольшие ИП обычно не держат в штате постоянных бухгалтеров и нанимают временных, которые также делают все расчеты и совершают переводы.

Как проверить, делает ли работодатель отчисления

Каждый гражданин имеет доступ к информации о размере своей накопительной пенсии, на которую уходит 6% от отчислений. По логике, если выплачиваются эти 6%, то 16% на социальную пенсию тоже были выплачены. Если знать, сколько перечисляют в Пенсионный Фонд с зарплаты на накопительную часть, то можно без труда выявить оставшиеся 16%.

Например, вы видите, что в прошедшем месяца ваш накопительный счет пополнился на 1800 рублей, соответственно, это 6%. Нам же нужно вычислить 16%. Путем математических вычислений получаем, что 16% — это 4800 рублей. Сколько платится в Пенсионный Фонд с зарплаты в этом случае — 4800+1800, то есть 6600 рублей.

Как получить информацию о состоянии накопительного счета :

  • на портале Госуслуг при условии наличия на нем регистрации;
  • в территориальном отделении ПФР при наличии паспорта в порядке очереди.

Если вы видите, что накопительный счет не пополнился или пополнился, но на меньшую сумму, можно задавать вопросы работодателю. Такое действие является незаконным. Для начала просто обратитесь к бухгалтеру или к руководству. Не исключается, что это просто банальная ошибка, которая тут же будет исправлена. Бухгалтера прекрасно знают, сколько процентов идет в Пенсионный Фонд, но человеческий фактор не исключается.

Если же работодатель «встал в стойку», то в первую очередь вам нужно обратиться с заявлением в сам ПФР. За этим последует разбирательство. Также можно обратиться сразу с заявлением в суд, так как это прямое нарушение ваших прав. Обращения принимаются в течение трех месяцев после обнаружения нарушения.

Проблемы при отслеживании информации

С начала 2019 года у граждан возникают проблемы с получением информации. Процент пенсионных накоплений в части накопительного типа пенсии временно переводится на страховой счет. В итоге счет, на котором можно отслеживать движение, не пополняется. Накопительная пенсия заморожена до конца 2021 года, движения средств не будет в любом случае, даже если работодатель верно исполняет все свои обязательства.

Так что, какой передал процент от зарплаты в Пенсионный Фонд работодатель, можно узнать только при непосредственном обращении в ПФР. Если у вас есть сомнения, лучше это сделать. Обычно, если работодатель — крупная и стабильная компания, проблем не возникает. А вот если это небольшое ИП, могут возникнуть махинации.

Мы разобрались, какой процент работодатель отчисляет в Пенсионный Фонд. Сверх вашей зарплаты в этот орган уходит 22% Сумма немаленькая, но именно она формирует вашу будущую пенсию. Если вас не устраивает то, сколько отчисляют в Пенсионный Фонд, вы правомочны софинансировать свою будущую пенсию и класть на свой накопительный счет дополнительные суммы. В этом случае дополнительный процент отчислений в Пенсионный Фонд формируете вы сами.

Данная статья призвана помочь работодателям принявшим решение о трудоустройстве пожилого человека или имеющим в штате сотрудников предпенсионного возраста.

Работник-пенсионер
Дополнительные преимущества

На работника-пенсионера, как и на любого другого работника, распространяются все нормы трудового законодательства. Кроме того, такие работники имеют и ряд преимуществ:

Запрещен отказ в приеме на работу по причине возраста (ст. 64 ТК РФ).
При сокращении штата преимущественное право на оставление на работе предоставлено лицам с более высокой производительностью труда и квалификацией (ст. 179 ТК РФ).
При увольнении по собственному желанию работнику-пенсионеру не нужно отрабатывать две недели (ст. 80 ТК РФ).
На основании письменного заявления работающего пенсионера работодатель обязан предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней (ст. 128 ТК РФ).
Работники пенсионного возраста имеют право уйти в отпуск в любое удобное для них время, если они являются участниками ВОВ и/или ветеранами боевых действий (подп. 13 п. 1 ст. 15 и подп. 11 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.95 № 5-ФЗ "О ветеранах").

Прием на работу
При приеме на работу данной категории граждан никаких особенностей не предусмотрено — оформление происходит в обычном режиме (подробнее об этом см. "Оформляем прием на работу нового сотрудника"). Режим труда и отдыха также общий. Но все же работодателю следует, на мой взгляд, предусмотреть в Правилах внутреннего трудового распорядка некоторые послабления для работающих пенсионеров в силу их возраста и состояния здоровья.

Увольнение
Чуть подробней остановлюсь на увольнении данной категории граждан. В ТК РФ нет такого основания для расторжения трудового договора как "выход на пенсию". Поэтому, увольняя пенсионера, который изъявил желание уволиться в связи с достижением пенсионного возраста, следует ссылаться на пункт 3 статьи 77 ТК РФ. Но, если работник настаивает на конкретизации записи в трудовой книжке, допускается такая формулировка: "Уволен по собственному желанию в связи с выходом на пенсию на основании пункта 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации".

Что касается гарантий увольняемым пенсионерам, то они абсолютно идентичны гарантиям, которые предоставляются иным работникам. Например, пенсионерам, уволенным по сокращению штата (п. 2 ст. 81 ТК РФ) выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. При этом за увольняемым пенсионером сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения. В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником-пенсионером в течение третьего месяца (хотя вот этот момент как раз, является спорным, так как данная выплата — мера защиты безработных граждан, а безработными не могут быть признаны граждане, которым назначена трудовая пенсия по старости).

Другие вопросы
Известно, что очень многих бухгалтеров волнует вопрос: нужно ли куда-то сообщать о трудоустройстве пенсионера? До 2002 года согласно статье 127 Федерального закона "О государственных пенсиях в Российской федерации", любая организация обязана была в пятидневный срок сообщить в Пенсионный фонд о приеме на работу пенсионера. Ныне действующий Федеральный закон о трудовых пенсиях № 173-ФЗ не предусматривает такой обязанности.
Отдельно хочется отметить, что работающий пенсионер, так же как и пенсионер-предприниматель имеет право на корректировку пенсии. Но в данном случае корректировка имеет беззаявительный порядок. При этом одновременно с проведением корректировки страховой части трудовой пенсии сохранен и ранее существующий порядок перерасчета. Если пенсионер желает вместо корректировки производить перерасчет страховой части трудовой пенсии, то он должен обратиться в управление ПФР с заявлением об отказе от корректировки.
Никаких особенностей в применении главы 23 НК РФ (НДФЛ) в отношении заработной платы пенсионеров не предусмотрено, как не предусмотрено и специальных льгот. Существуют общие льготы в виде стандартных налоговых вычетов, которые в силу возраста могут быть положены именно пенсионерам. Они перечислены в статье 218 НК РФ.
Если пенсионер не является инвалидом, взносы в ПФ РФ так же не льготируются.

Если сотрудник достиг пенсионного возраста
Достижение пенсионного возраста работником не является основанием для его увольнения. Такой сотрудник на общих основаниях может либо продолжить работу, либо уволиться по собственному желанию или по соглашению сторон.
Когда работник достигает пенсионного возраста, бухгалтер должен собрать и подать специальные сведения о нем в Пенсионный фонд. Для этого Пенсионный фонд утвердил специальную форму по персонифицированному учету — СПВ-1. Но обязанность по предоставлению данной формы возникает лишь после получения от сотрудника письменного заявления (п. 66 Инструкции, утвержденной постановлением Правления ПФР от 31.07.06 № 192п).

Данное заявление не имеет обязательной формы, поэтому лучше заранее составить его шаблон. В заявлении сотрудник обязательно должен написать дату, с которой у него возникает право на пенсию, основание ее назначения, а также просьбу о передаче сведений персонифицированного учета, необходимых для назначения пенсии, в территориальный орган фонда. Для компании же важно проставить на заявлении дату его принятия, ведь именно с этого дня будет отсчитываться 10-дневный срок, в который надо представить отчет по форме СПВ-1.
Отчет СПВ-1 представляют в отделение ПФР по месту регистрации организации. Если пенсию оформляет ИП, то форму СПВ-1 за себя он может представить в ПФР одновременно с заявлением о назначении трудовой пенсии.
Ничего другого с формой СПВ-1 представлять не нужно. Иногда просят приложить АДВ-6-3 (опись).
В ряде отделений ПФР с целью оптимизации работы просят представить в электронном виде список лиц, у которых право на пенсию наступает в текущем году одновременно с индивидуальными сведениями за прошедший год.
Добавлю еще, что подача формы СПВ-1 не освобождает работодателя от подачи обычных индивидуальных сведений по этому работнику в установленные сроки.
Следует знать, что подача работодателем формы СПВ-1 в отделение ПФР и предварительное информирование это далеко не все. Чтобы получать пенсию, работник должен сам обратиться в Пенсионный фонд. Посоветуйте своим работникам сделать это как минимум за три месяца (чтобы у фонда было время все проверить) до их 60-летия (55-летия), тогда пенсия будет начислена как раз со дня достижения соответствующего возраста. Перечень документов, необходимых для назначения пенсии, работник может получить в отделении ПФР по месту жительства.

Пенсионер-предприниматель
Тот факт, что индивидуальный предприниматель как и любой из его наемных работников вправе рассчитывать на трудовую пенсию, не вызывает сомнения. Гораздо больше предпринимателей-пенсионеров волнует вопрос о том, положены ли им какие либо льготы в сфере налогообложения и обязательного пенсионного страхования. Ответ на него отрицательный. Федеральный закон от 24.07.09 № 212-ФЗ не освобождает какие-либо категории предпринимателей, в том числе и пенсионеров, от уплаты страховых взносов.

Те, кто считает несправедливым данное положение вещей, могут обратиться к определению Конституционного суда РФ от 23.09.10 № 1189-О-О. Данным разъяснением судьи поставили точку в многолетнем споре пенсионеров-предпринимателей с пенсионной системой РФ.
Что касается льгот в сфере налогообложения доходов таких бизнесменов, то тут все еще проще. Законодатель, основываясь на базовых принципах Конституции, установил для всех предпринимателей единый порядок налогообложения их доходов вне зависимости от возраста.
При этом предприниматель-пенсионер имеет право на перерасчет пенсии в сторону ее увеличения. Для пересчета нужно обратиться в территориальное отделение ПФР с соответствующим заявлением. Пересчет может проводиться ежегодно.

Читайте также: