За сколько дней должны предупредить о проверке пенсионный фонд


Из статьи Вы узнаете:

1. В каком порядке внебюджетные фонды проводят выездные и камеральные проверки: требования, сроки, документы.

2. На какие моменты нужно обратить внимание, чтобы избежать нарушений самим и заметить нарушения проверяющих.

3. Какие законодательные и нормативные акты регулируют проведение проверок внебюджетными фондами.

Проверки контролирующих органов, так или иначе, связаны со стрессом для тех, в отношении кого они проводятся, будь это проверки Трудинспекции, СЭС, внебюджетных фондов, налоговой и т.д. Но для бухгалтера самыми «ожидаемыми» являются проверки налоговой инспекции и фондов. И даже если Вы уверены, что документы находятся в идеальном порядке, а налоги и взносы посчитаны абсолютно правильно, все равно сообщение о предстоящей проверке всегда неожиданно и волнительно, особенно если проверка проходит у Вас впервые и непонятно, чего ожидать от проверяющих. Поэтому важно иметь представление о том, как проходят проверки, какие действия при этом совершают представители контролирующих органов, а какие действия требуются от Вас. В этой статье предлагаю рассмотреть порядок проведения проверок ФСС и ПФР, чтобы не только избежать нарушений, но и выявить нарушения со стороны проверяющих.

Порядок проведения проверок ФСС и ПФР в соответствии с законодательством

Законодательно порядок проведения проверок внебюджетными фондами регламентируется гл. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». В соответствии с Законом проверки проводятся с целью контроля за правильностью исчисления, а также полнотой и своевременность уплаты взносов на обязательное социальное страхование.

Порядок проведения проверок, сроки и запрашиваемые документы зависят от того, какая это проверка: камеральная или выездная. Если кратко, то камеральная проверка – это проверка сданных отчетов, которая в обязательном порядке проводится специалистами ФСС и ПФР, практически без Вашего участия. А вот с выездной проверкой дело обстоит серьезнее: и проверяемый период более длительный и список запрашиваемых документов гораздо шире.

Более подробно порядок и особенности проведения камеральных и выездных проверок ФСС и ПФР представлены в табличке:

Условия проведения

Камеральные проверки(ст. 34 Закона № 212-ФЗ)

Выездные проверки

(ст. 35 Закона № 212-ФЗ)

  • истребования документов у других лиц (не чаще 1 раза по каждому лицу);
  • получения информации от иностранных государств;
  • перевода документов на русский язык.

На период приостановления должны быть возвращены все подлинники документов страхователя, а также прекращены все действия, связанные с проведением проверки.

  • о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

На что обратить особое внимание при проверках ФСС и ПФР, чтобы избежать нарушений самим и выявить нарушения проверяющих

1. О проведении плановой выездной проверки органы ФСС и ПФР обязаны уведомить страхователя не позднее, чем за 3 дня до ее начала либо заказным письмом с уведомлением, либо другим доступным способом (п. 12 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). Заметьте, что уведомить проверяющие могут и по телефону или факсу (как чаще всего и бывает), но в этом случае доказать факт такого уведомления с их стороны практически нереально. Я вовсе не говорю о том, что страхователям нужно игнорировать такие уведомления, вовсе нет. Но в крайней ситуации знание данного обстоятельства может очень пригодиться.

2. Сроки, установленные для взаимодействия страхователя с органами ФСС и ПФР в ходе проверок, исчисляются в рабочих днях, так как в законе нет указания на исчисление в календарных днях (п. 6 ст. 4 Закона № 212-ФЗ).

3. Проверяющие имеют право доступа на территорию страхователя только при предъявлении служебных удостоверений и решения о проведении проверки, в котором указаны именно эти представители контролирующих органов. При этом в жилые помещения проверяющие могут входить только с согласия проживающих (п. 1, 3 ст. 36 Закона № 212-ФЗ).

4. Препятствовать доступу проверяющих не имеет никакого смысла: во-первых это административное правонарушение (ст. 19.4.1 КоАП РФ), а во-вторых у проверяющих появляется право самостоятельно начислить сумму страховых взносов по имеющимся данным или по аналогии, и вряд ли эта сумма окажется меньше реальной (ст. 36 п. 2 Закона № 212-ФЗ).

5. Выездная проверка может проводиться только в присутствии руководителя проверяемого лица или его уполномоченного представителя (п. 2 ст. 15 Закона № 294-ФЗ). Поэтому если на период проверки руководитель страхователя планирует поездку в отпуск, командировку и т.д., необходимо заранее подготовить приказ о назначении исполняющего обязанности руководителя на время его отсутствия и составить доверенность. В противном случае это будет рассматриваться как уклонение от проведения проверки, что влечет административную ответственность по ст. 19.4.1 КоАП РФ. Заметьте, что для привлечения к ответственности за уклонение от проверки контролирующие органы должны располагать доказательствами, что они надлежащим образом уведомили о предстоящей проверке – здесь как раз нам пригодится пункт 1.

6. Представители контролирующих органов должны вручать документы в ходе проверки только руководителю страхователя или его уполномоченному представителю. Передача документов другим лицам будет нарушением со стороны проверяющих.

7. Такие документы, как: требование о предоставлении документов при выездной проверке, акт проверки, решение по результатам проверки, проверяющие могут передать одним из следующих способов:

  • лично под расписку – руководителю или его уполномоченному лицу,
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (с использованием ЭЦП),
  • по почте заказным письмом.

! Обратите внимание: адрес для направления заказного письма проверяющие берут из данных, содержащихся в ЕГРЮЛ. Поэтому если Ваш фактический адрес не совпадает с юридическим – письмо Вы можете не получить, но проверяющие в этой ситуации действуют совершенно законно. Также нужно учитывать, что датой получения по закону считается шестой день с даты отправления заказного письма, независимо от фактического получения (п. 1 ст. 37 Закона № 212-ФЗ)! В связи с этим, чтобы избежать проблем с получением документов от ФСС и ПФР и соблюсти указанные в них сроки, лучше получать документы лично, тем более что проверяющие, как правило, сами отдают предпочтение этому способу.

8. Страхователь может передавать документы, запрашиваемые при проверке, следующими способами (п. 1 ст. 37 Закона № 212-ФЗ):

  • Лично — руководитель или представитель проверяемого лица (по доверенности). Доказательством предоставления документов в этом случае может служить экземпляр описи передаваемых документов с отметкой контролирующего органа.
  • Почтой — ценным письмом с описью вложения. При предоставлении документов почтой подтверждением будет служить опись вложения в ценное письмо и почтовая квитанция.
  • В электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (с использованием ЭЦП). Однако в настоящее время (на момент написания статьи) ФСС и ПФР не разработали формат передачи документов в электронном виде, поэтому этот способ передачи документов недоступен.

Итак, мы достаточно подробно рассмотрели порядок проведения проверок внебюджетными фондами в соответствии с законодательством. А в следующей статье я расскажу о личном опыте прохождения выездной проверки ФСС и ПФР и поделюсь практическими рекомендациями.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Законодательные и нормативные акты

1. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

2. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Уже в следующем году Пенсионный фонд РФ начнет проводить первые выездные проверки учреждений. То, как будут проходить контрольные мероприятия, чиновники фонда уже разъяснили. Подготовиться к проверке поможет наш материал.

Все материалы по проверке они должны передавать в региональные отделения ПФР, и уже специалисты фонда выносят решение о привлечении (об отказе в привлечении) учреждения к ответственности (письмо ПФР, ФНС России от 31 августа 2010 г. № АД-30-24/9291, № ММВ-22-2/422@). Проводить проверки специалисты фонда могут совместно с ФСС России (ч. 3 ст. 33 Закона № 212-ФЗ) либо самостоятельно.

Порядок проверок регламентируется статьями 33, 35 - 39 Закона № 212-ФЗ. Также Правление ПФР разработало временные методические рекомендации по выездным проверкам - распоряжение от 11 мая 2010 г. № 127р (далее - Рекомендации).

Если у образовательного учреждения нет возможности предоставить проверяющим помещение, то контрольные мероприятия могут проходить на территории фонда.

Выездная проверка в отношении учреждения может проводиться не чаще чем один раз в три года (ч. 10 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). Определяя данный срок, специалисты фонда не учитывают проверки обособленных подразделений образовательного учреждения (п. 1.5 Рекомендаций). То есть, например, в течение года могут проверить и само образовательное учреждение, и его филиалы. Проверяемый период не должен превышать трех календарных лет, предшествующих году проведения проверки (п. 5.1 Рекомендаций). Продолжительность самой проверки учреждения не может быть более двух месяцев, а его обособленного подразделения - более месяца (ч. 11 ст. 35 Закона № 212-ФЗ, п. 6.1 Рекомендаций).

Началом проверки считается день, когда будет вынесено решение о проверке. Окончанием - день составления справки о проведенной проверке. Время проверки может быть приостановлено. Но только в случае, если необходимо истребовать документы, получить информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ.

Также проверка может быть приостановлена для перевода документов на русский язык (ч. 15 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). Срок, на который может быть приостановлена проверка, не должен превышать шести месяцев (ч. 18 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). При этом если поверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов, то срок может быть увеличен на три месяца.

Приостановление и возобновление проверки оформляют соответствующими документами (они предусмотрены приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 957н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов», далее - приказ № 957н).

В остальных ситуациях допустить контролеров к месту проверки учреждение обязано. В противном случае проверяющие составляют акт по форме 13 (утвержден приказом № 957н). Его подписывают специалисты территориального органа ПФР и уполномоченный представитель образовательного учреждения (п. 4.2 Рекомендаций). Если плательщик взносов отказывается подписать бумагу, об этом также делается соответствующая запись в акте. Документ приобщают к материалам проверки.

Без такого требования документы лучше не представлять. Срок, в течение которого необходимо сдать затребованные документы, составляет 10 рабочих дней. Отсчитывается он со дня вручения требования (ч. 5 ст. 37 Закона № 212-ФЗ).

Если по каким-либо причинам образовательное учреждение не может представить документы, то об этом нужно письменно уведомить проверяющих (на следующий день после получения требования). В уведомлении необходимо указать причины, по которым документы не могут быть представлены.

На основании этого документа проверяющие решают, продлевать срок представления бумаг или нет (ч. 6 ст. 37 Закона № 212-ФЗ). Принять решение специалисты фонда должны в течение двух дней.

- приказы об утверждении учетной политики;

- расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное, медицинское страхование за проверяемые периоды;

- книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

- бухгалтерскую отчетность, в том числе годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения;

- регистры бухгалтерского и налогового учета, в том числе главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости;

- трудовые, гражданско-правовые договоры (контракты) с физлицами;

- банковские и кассовые документы;

- первичные документы бухгалтерского учета.

Перечень не является исчерпывающим, и контролеры могут потребовать и другие документы, относящиеся к правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов. Все эти документы должны относиться к проверяемому периоду, который указан в решении о проведении проверки.

- полноту устранения выявленных предыдущей выездной проверкой нарушений, а также наличие в проверяемом периоде аналогичных ошибок;

- своевременность представления расчетов по взносам;

- соответствие показателей, отраженных в расчетах, данным бухгалтерского учета;

- полноту и правильность отражения в бухгалтерском учете финансово - хозяйственных операций, влияющих на формирование базы для начисления страховых взносов.

При необходимости проверяющие могут вызывать на основании письменного уведомления руководителей или представителей организации для дачи пояснений (п. 7.3 Рекомендаций).

Также это возможно в случае, если, исходя из представленных документов, нельзя определить сумму страховых взносов или если учреждение не пустит контролеров к месту проверки.

Далее составляется акт проверки по форме 17-ПФР в двух экземплярах (ч. 2 ст. 38 Закона № 212-ФЗ). На это проверяющим отводится два месяца со дня составления справки о проведенной проверке.

Документ подписывают контролеры и представитель проверяемого учреждения. Если учреждение отказывается подписывать акт, то на нем делается соответствующая запись.

В акте отражают все нарушения, выявленные в ходе проверки.

Один экземпляр в течение пяти рабочих дней с даты подписания вручают проверяемому учреждению (его уполномоченному представителю) под расписку. Это определено частью 4 статьи 38 Закона № 212-ФЗ.

Если учреждение не желает его принять, то этот факт также отражают в акте и направляют его по почте заказным письмом с уведомлением по местонахождению плательщика взносов.

В этом случае датой вручения считается шестой рабочий день с даты отправки заказного письма.

Учреждение может представить письменные возражения по акту и приложить к нему соответствующие документы. Это необходимо сделать в течение 15 дней с даты получения акта (ч. 5 ст. 38 Закона № 212-ФЗ).

По истечении этого срока руководитель (заместитель руководителя) территориального органа ПФР начинает рассмотрение материалов проверки с целью принятия окончательного решения. На это ему отведено 10 дней после получения возражений. Данный срок может быть продлен, но не больше чем на месяц (ч. 1 ст. 39 Закона № 212-ФЗ).

Учреждение имеет полное право участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки (ч. 2, 3 ст. 39 Закона № 212-ФЗ). О времени и месте его уведомляют.

По результатам рассмотрения выносится одно из двух решений: о привлечении плательщика взносов к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности.

В первом случае в решении указывают обстоятельства правонарушения и применяемые меры ответственности, а также размер выявленной недоимки, соответствующих пеней, подлежащего уплате штрафа (ч. 9 ст. 39 Закона № 212-ФЗ). В нем также указывается срок, в течение которого его можно обжаловать, и порядок обжалования.

Во втором случае в решении отражают обстоятельства, послужившие основанием для отказа, смягчающие обстоятельства, а также (при наличии) сумму недоимки и пеней.

Принятое решение вступает в силу по истечении десяти рабочих дней со дня вручения его учреждению.

Учреждение вправе обжаловать решение в вышестоящем органе ПФР или в суде (гл. 7 Закона № 212 - ФЗ). Одновременное обжалование в двух инстанциях не исключается (ст. 53 - 56 Закона № 212). Срок на такое обжалование - три месяца.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) контролирует, правильно ли работодатели рассчитывают и платят:

  • пенсионные взносы;
  • взносы на обязательное медицинское страхование.

Такой контроль сотрудники ПФР выполняют в ходе проверок.

Об этом сказано в части 1 статьи 3 и части 1 статьи 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Виды проверок и их периоды

Пенсионный фонд РФ силами своих территориальных подразделений проводит камеральные и выездные проверки организаций (ст. 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И в том и в другом случае цель одна – проверить, правильно ли начислены и уплачены взносы на пенсионное и обязательное медицинское страхование. Но вот периоды, охватываемые такими проверками, как правило, отличаются. Быстро сориентироваться во всех сроках и периодах выездной и камеральной проверок можно по сравнительной таблице . Если выплаты идут не в ПФР, тогда ознакомьтесь, как перевести деньги с негосударственного пенсионного фонда.

В рамках камеральной проверки сотрудники территориального отделения фонда контролируют лишь тот период, за который организация составила и сдала расчет по форме РСВ-1 ПФР (ч. 1 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Например, это расчет РСВ-1 ПФР за девять месяцев 2015 года. Тогда в рамках камеральной проверки данного расчета Пенсионный фонд РФ может проконтролировать, правильно ли начислены взносы только за эти девять месяцев. Хотя в ходе проверки сотрудники фонда могут использовать сведения и за другие отчетные периоды.

А вот в рамках выездной проверки сотрудники фонда вправе проверить период в пределах трех календарных лет. Тех, что предшествуют году, в котором такую проверку назначили (ч. 9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И кстати, конкретные периоды выездной проверки должны быть обозначены в решении о ее проведении (п. 3 ч. 4 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Общий порядок камеральной проверки

Камеральную проверку начнут с того дня, когда страхователь подал в Пенсионный фонд РФ расчет по форме РСВ-1 ПФР . Длиться такая проверка может три месяца с этой даты (ч. 2 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

При проведении камеральной проверки сотрудники фонда руководствуются статьей 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правления ПФР от 31 июля 2014 г. № 323р.

Камеральную проверку проводят на территории фонда. Поэтому, кроме самого расчета, сотрудники фонда могут использовать в ходе проверки лишь уже имеющиеся у них документы. К примеру:

  • расчеты страховых взносов, представленные раньше;
  • документы, которые страхователь подал с первоначальными расчетами, – если речь идет о камеральной проверке уточненного расчета;
  • выписки из регистров бухгалтерского или налогового учета;
  • другие документы, полученные от страхователя в порядке, установленном Законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Запросить же дополнительные документы сотрудники фонда вправе, только если в сданной отчетности они выявили какие-либо ошибки или противоречия. В этом случае они могут потребовать от организации устранить эти несоответствия. А также вправе запросить письменные или устные пояснения.

О выявленных ошибках (несоответствиях) проверяющие должны сообщить плательщику. Одновременно они направят требование внести исправления в расчет. Исполнить такое требование необходимо в течение пяти рабочих дней. Срок считайте со дня, следующего за тем, когда организация получила требование по ТКС или лично в руки. Если же требование пришло почтой, то оно считается полученным на шестой день с даты отправки, которая `указана в штампе. Вместе с пояснениями можете дополнительно представить в фонд документы, которые подтверждают достоверность данных. Например, выписки из регистров бухучета.

Такие правила установлены в частях 3–4 статьи 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Кроме того, в ходе камеральной проверки сотрудники ПФР могут вызвать плательщика взносов в территориальное отделение фонда для дачи устных пояснений (п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Вызов оформляется письменным уведомлением .

Ситуация: можно ли не исполнять требование Пенсионного фонда РФ представить письменные пояснения, если в этом документе не указаны конкретные ошибки и (или) противоречия, выявленные при камеральной проверке ?

Пенсионный фонд РФ вправе требовать от организации письменные пояснения, только если в отчетности есть ошибки и противоречия. При этом проверяющие обязаны сообщить организации о конкретных выявленных неточностях и одновременно могут потребовать письменные пояснения к ним. Об этом говорится в части 3 статьи 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Когда же ошибок и противоречий нет, у сотрудников фонда нет оснований требовать от страхователя пояснения. А если они все-таки запросили таковые без указания на конкретные ошибки и (или) противоречия, то данное требование можно не исполнять. Оно считается незаконным.

Совет: Ответить на незаконное требование ПФР все же стоит. Напишите, что требовать пояснения сотрудники ПФР могут, только если в расчете есть ошибки и противоречия (ч. 3 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). А поскольку в полученном требовании об ошибках ничего не сказано, запрос выглядит необоснованным и организация не может его исполнить.

Общий порядок выездной проверки

Выездные проверки сотрудники фонда проводят, руководствуясь статьей 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.

Такое контрольное мероприятие проходит, как правило, на территории плательщика взносов (т. е. организации-работодателя). Но есть исключение. Если у страхователя нет возможности предоставить помещение для проверки, тогда ее проведут в территориальном отделении ПФР. Об этом сказано в части 1 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Выездная проверка начинается с того, что сотрудники ПФР вручают плательщику взносов решение о проведении проверки . В таком документе должны быть обозначены состав проверяющих и проверяемый период, который не может быть больше трех лет (ч. 4–9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Убедитесь, что такое решение есть на руках у проверяющих. А вместе с ним проверьте и служебные удостоверения. Если таких документов у них нет, то вы вправе не пускать с проверкой на территорию организации.

С предъявленным решением надо ознакомиться и поставить свою подпись. После этого сотрудник ПФР вручит требование о представлении документов . Кстати, если проверку проводят совместно с ФСС России, то от каждого фонда должно быть свое требование. И исполнять эти требования придется по отдельности независимо одно от другого. То есть документы нужно будет подготовить в двух экземплярах.

Выездная проверка заканчивается в тот день, когда сотрудники фонда составили справку о ее проведении . В общей сложности выездная проверка не может длиться дольше двух месяцев (ч. 11, 14 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (ч. 11 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Основанием для продления выездной проверки до четырех и (или) шести месяцев может стать:

  • получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации нарушений законодательства о страховых взносах и требует дополнительной проверки;
  • форс-мажорные обстоятельства на территории, где проводится проверка;
  • наличие в составе проверяемой организации четырех и более обособленных подразделений;
  • непредставление (несвоевременное представление) организацией документов, необходимых для проведения выездной проверки.

Об этом говорится в части 11.1 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Чтобы продлить срок выездной проверки, отделение ПФР, которое ее проводит, должно направить мотивированный запрос в вышестоящий орган фонда. На основе этого запроса руководитель (его заместитель) вышестоящего органа примет решение о продлении выездной проверки или откажет в таком продлении.

Такой порядок предусмотрен в части 11.2 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Виды выездных проверок

Выездные проверки бывают двух видов: плановые и внеплановые.

Плановые выездные проверки территориальные отделения ПФР могут проводить только совместно с территориальными отделениями ФСС России. План-график таких проверок на каждый отчетный период можно найти на портале своего регионального отделения ФСС России. Учитывайте, что в этот график могут вноситься изменения.

Внепланово выездные проверки проводят лишь в определенных случаях. Например, при ликвидации или реорганизации организации. Об этом сказано в письме Минздравсоцразвития России от 22 февраля 2011 г. № 19-5/10/2-1748. Внеплановые проверки и ПФР, и ФСС России могут проводить отдельно.

Кстати, в совместных проверках, помимо сотрудников фондов, могут принимать участие еще и налоговые инспекторы. Их привлекают, чтобы проверить обоснованность применения пониженных тарифов страховых взносов, если организация:


Такой порядок установлен пунктом 2 части 5 статьи 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Какие документы может требовать ПФР при выездной проверке

Пенсионный фонд РФ может требовать от плательщика страховых взносов копии документов, которые:

  • являются основанием для исчисления и уплаты страховых взносов;
  • подтверждают правильность расчета и уплаты страховых взносов.

Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Например, сотрудники ПФР могут требовать копии расчетных, расчетно-платежных, платежных ведомостей, документы, подтверждающие занятость во вредных условиях труда, договоры гражданско-правового характера и т. д.

Требовать документы, которые не имеют отношения к предмету проверки, сотрудники фонда не вправе (п. 2.3 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 5 мая 2010 г. № 120р). Например, они не могут требовать налоговые декларации, в которых фиксируются суммы страховых взносов.

Перечень документов, которые сотрудники фонда могут истребовать в ходе выездной проверки, приведен в пункте 7.4 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р. К ним, в частности, относятся:

  • учредительные документы;
  • приказы об учетной политике;
  • лицензии;
  • расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • бухгалтерская отчетность, в том числе годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения;
  • регистры бухгалтерского (налогового) учета по расчетам с персоналом и подотчетными лицами, по социальному страхованию и обеспечению, по учету денежных средств;
  • карточки индивидуального учета начисленных выплат (вознаграждений) и страховых взносов;
  • организационно-распорядительные документы, договоры и дополнительные соглашения к договорам (приказы, коллективные договоры, трудовые договоры и т. д.);
  • банковские и кассовые документы;
  • первичные документы, подтверждающие выплаты персоналу (например, ведомости по начислению и выдаче зарплаты, расходные кассовые ордера, ведомости на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений, выписки банка по зачислению денежных средств на банковские карточки и счета физических лиц).

Дополнительно в ходе выездной проверки могут быть запрошены копии документов индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Перечень документов, подлежащих проверке, приведен в приложении 1 к Методическим рекомендациям, утвержденным распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.

Ситуация: может ли Пенсионный фонд РФ при проверке произвести выемку документов?

Перечень контрольных мероприятий, которые могут проводить должностные лица Пенсионного фонда РФ при выездной проверке, определен в статьях 36–37 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Среди них:

  • доступ на территорию плательщика взносов;
  • истребование документов для проведения проверки.

Закон не дает сотрудникам ПФР права на выемку документов. Поэтому, даже если у них есть основания считать, что документы могут быть уничтожены, сокрыты или изменены, проводить такое мероприятие (в отличие от налоговых инспекторов) сотрудники фонда не могут.

Как подать документы по требованию ПФР

Представить копии документов по требованию проверяющих можно как на бумаге, так и в электронном виде. Бумажные копии нужно заверить. Для этого на них нужно сделать надпись «Верно», указать должность лица, заверившего копию, его личную подпись и расшифровку подписи (инициалы и фамилию), поставить дату заверения и печать организации. Такой порядок предусмотрен пунктом 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003, утвержденного постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст.

Заверить нужно каждую копию документа. Заверять подшивки, состоящие из копий нескольких документов, нельзя.

Документы, которые были истребованы в ходе проверки, нужно представить в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего требования (п. 4 ч. 2 ст. 28, ч. 5 ст. 37 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Внимание: если не представить документы по требованию проверяющих в течение 10 рабочих дней, то организацию или предпринимателя оштрафуют на 200 руб. за каждый неподанный документ (ст. 48 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). А ответственному сотруднику организации, в частности, ее руководителю, грозит денежное наказание в размере от 300 до 500 руб. (ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ).

Оформление результатов проверок

Результаты камеральной и выездной проверок сотрудники фонда оформляют по-разному.

Если по итогам камеральной проверки сотрудники ПФР не нашли ошибки, то акт проверки они не составляют и о таких результатах плательщику не сообщают. Если же есть нарушения, то проверяющие оформляют акт камеральной проверки . Они должны это сделать в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки.

Для выездной проверки иначе. В последний ее день проверяющие составляют справку о проведенной проверке . Далее в течение двух месяцев с даты оформления справки сотрудники ПФР составляют акт выездной проверки .

Формы актов проверок и требования к их содержанию установлены Постановлением Правления ПФ РФ от 11.01.2016 N 1п . О сроках и способах вручения акта проверки см. Как оформляются результаты проверок внебюджетных фондов .

Не согласны с актом проверки или с его отдельными частями? Тогда в течение 15 рабочих дней со дня получения акта можете представить в территориальное отделение фонда свои письменные возражения (ч. 5 ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Руководитель или заместитель руководителя территориального отделения фонда должен сообщить о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Он обязан сделать это, даже если возражений нет. Такой вывод следует из части 5 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Ситуация: может ли территориальное отделение Пенсионного фонда РФ рассматривать материалы камеральной проверки в отсутствие представителей организации ?

Да, может, но только при условии, что плательщик взносов извещен о рассмотрении материалов.

Плательщик страховых взносов имеет право участвовать в рассмотрении материалов проверки (ч. 3 ст. 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Сотрудники фонда обязаны сообщить организации о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Такой вывод следует из части 5 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Если организация не извещена о времени и месте рассмотрения материалов, то решение, принятое по результатам такого рассмотрения, может быть обжаловано в суде. Как правило, арбитражные суды признают такие решения недействительными (см., например, определение ВАС РФ от 28 мая 2012 г. № ВАС-6248/12, постановления ФАС Уральского округа от 4 апреля 2012 г. № Ф09-1776/12, Уральского округа от 24.10.2011 № Ф09-6782/11 по делу № А60-4659/2011, Дальневосточного округа от 28 февраля 2012 г. № Ф03-374/2012).

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель или заместитель территориального отделения ПФР выносит одно из двух возможных решений:

Решение должно быть вынесено в течение 10 рабочих дней по истечении срока, отведенного на подачу возражений по акту.

Такой порядок следует из частей 1 и 8 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Решение территориального отделения Пенсионного фонда РФ можно обжаловать в региональном отделении или в суде. Причем сделать это можно как одновременно, так и последовательно (ч. 2 ст. 54 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Пенсионный фонд РФ (далее – ПФ РФ) является органом, который осуществляет контроль за тем, чтобы правильно предоставлялись сведения о персонифицированном учете и проверяются документы о назначении (перерасчете) и выплате страхового обеспечения (пенсии). ПФ РФ имеет право проводить проверки. Какие это проверки и как они проходят, читайте ниже в материале.

Содержание статьи:

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по проверкам бизнеса со стороны органов исполнительной власти в Екатеринбурге поможет Вам. Звоните уже сегодня!

Плановые и внеплановые проверки ПФ РФ

ПФ РФ вправе, как и иные надзорные и контрольные органы, проводить плановые и внеплановые проверки. Плановые проверки – это проверки, которые проводятся в соответствии с планом-графиком, разрабатываемым заранее.

Внеплановые же проверки ПФ РФ проводит, если поступили какие-то жалобы, либо если организация ликвидируется или реорганизуется.

ВАЖНО: плановые и внеплановые проверки могут быть выездные, а могут быть камеральные, также читайте про проверки ФСС на сайте нашего АБ «Кацайлиди и партнеры»

Порядок выездной проверки пенсионного фонда

ПФ РФ имеет право в отдельных случаях проводить выездные проверки в отношении страхователей (государственных и муниципальных учреждений).

Порядок проведения таких проверок заключается в следующем:

  1. страхователь включается в план выездных проверок
  2. руководителем территориального органа ПФ РФ выносится решение о проведении проверки, которое является основанием для проведения проверки
  3. ревизоры, которые прибудут для проверки, должны вручить решение учреждению и одновременно потребовать документы для проверки. Требований о предоставлении документов может быть неограниченное количество
  4. чтобы должностные лица, проводящие проверку, получили доступ в помещение страхователя, они должны предъявить служебные удостоверения и решение о проверке
  5. по окончанию проверки составляется справка о проведенной выездной проверке, а затем в течение 2-х месяцев должен быть составлен акт о проверке и подлежит вручению страхователю в течение 5 дней
  6. проверяемое лицо вправе представить возражения на акт проверки

Период, за который проводится проверка, не должен превышать 3-х лет.

Срок проверки не может превышать 2-х месяцев со дня вынесения решения и до дня составления справки о проверке, которая проведена.

Порядок камеральной проверки пенсионного фонда


Камеральная проверка в отличие от выездной проводится по месту нахождения ПФ РФ.

Порядок проведения таких проверок заключается в следующем:

  • страхователь предоставляет в пенсионный фонд расчеты по начисленным и уплаченным взносам
  • на основании представленных расчетов и иных документов ПФ РФ проводит камеральную проверку в течение 3-х месяцев
  • при выявлении каких-то нарушений, неточностей пенсионный фонд сообщит об этом страхователю и может запросить пояснения
  • если же никаких ошибок не будет обнаружена, то камеральная проверка будет завершена

Какие документы может запросить ПФ РФ в ходе проверки?

В рамках конкретной проверки, проверяющие вправе передавать требования о предоставлении документов.

Запрашиваемые документы должны относиться к предмету проверки.

Кроме того, у учреждения подлежат запросу учредительные документы, приказы об учетной политике, бухгалтерские, организационно-распорядительные и иные документы.

Возможный перечень документов, который может быть затребован, приведен в методических рекомендациях, утвержденных Распоряжением Правления ПФ РФ от 03.02.2011 № 34р.

Обжалование акта проверки пенсионного фонда

На акт проверки страхователь вправе представить возражения в течение 15 дней со дня получения.

Кроме того, на акт проверки может быть подана жалоба в вышестоящий орган пенсионного фонда и/или в суд. При этом можно одновременно обратиться в вышестоящий орган и в суд.

При обжаловании необходимо указать на нарушения, допущенные проверяющими при проведении проверки, а также указать не необоснованность тех или иных выводов проверяющих, в связи с чем просить признать акт недействительным. Чаще всего оспаривают решения о привлечения к ответственности, однако, про оспаривание акта проверки не стоит забывать.

ПОЛЕЗНО: читайте также про участие в налоговой проверке по ссылке на сайте

Срок обжалование решения пенсионного фонда

После того, как истечет срок на обжалование акта проверки, ПФ РФ вправе вынести решение по результатам выездной проверки о привлечении к ответственности за выявленные нарушения или об отказе.

Указанное решение вступает в силу через 10 дней со дня его вручения страхователю, если оно не будет обжаловано.

Соответственно решение ПФ РФ может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вручения.

Как выиграть суд у фонда пенсионного обеспечения?

Одержит ли победу лицо в споре с пенсионным фондом, зависит от отдельных обстоятельств.

Выиграть суд у ПФ РФ поможет четко и грамотно сформулированная позиция по делу, которая подтверждается конкретными доказательствами, а также нормами права.

При подготовке заявления в суд необходимо выявить и указать нарушения, которые были допущены при надзоре, какие права и законные интересы заявителя были нарушены, чем это подтверждается.

Если точка зрения заявителя уже нашла подтверждение в судебной практике по аналогичным спорам, следует сделать ссылки на такую судебную практику, поскольку не во всех моментах и не все судьи могут разбираться. Даже если подобной судебной практики не будет найдено, необходимо указать конкретные нормы права, которые подтверждают, что заявитель прав, а органы пенсионного обеспечения не правы.

Адвокат по проверкам в Екатеринбурге

Проверки ПФ РФ, как и проверки иных органов, могут беспокоить лицо, которое проверяют. В целях защиты прав лиц, которые проверяются ПФ РФ, наши адвокаты Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» готовы оказать юридическую помощь при таких проверках. Обратившись к нашим адвокатам, Вы можете воспользоваться всем перечнем услуг по проверкам ПФ РФ или ограничиться только какими-то отдельными действиями.

Наши адвокаты окажут следующие юридические услуги:

  • проконсультировать по проверкам ПФ РФ
  • изучить документы, связанные с проверкой, и дать свое правовое заключение
  • участвовать от имени доверителя в проверках контрольного органа
  • обжаловать действия (бездействия), оспорить решения пенсионного фонда по проверкам, путем подготовки жалоб (заявлений)
  • представлять интересы доверителя при обжаловании действий и решений
  • оказывать иные юридические услуги

Отзыв о работе нашего бизнес адвоката


Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры"

Читайте также: