Акт проверка страховых взносов для отчета в пфр

Автор: Зарипова М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С 01.01.2017 ФНС осуществляет проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов. Все контрольные процедуры в отношении плательщиков страховых взносов производятся в соответствии с налоговым законодательством. Данный контроль ведется посредством проведения камеральных и выездных проверок. В публикации мы рассмотрим вопросы, связанные с проведением камеральных налоговых проверок.

В соответствии с п. 7 ст. 431 НК РФ плательщики страховых взносов, у которых возникает обязанность их уплаты, должны представлять расчеты по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в ФНС:

по месту нахождения организации;

по месту нахождения обособленных подразделений организации, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Таким образом, отчетность за 2018 год, представляемая по форме, которая утверждена Приказом ФНС РФ от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@, должна быть представлена не позднее 30.01.2019.

Принятый налоговым органом расчет проходит камеральную проверку.

Как проводится камеральная проверка?

Порядок проведения камеральной проверки установлен ст. 88 НК РФ. Согласно п. 1 данной статьи контрольные мероприятия осуществляются по месту нахождения налогового органа. В силу норм п. 2 ст. 88 НК РФ проверку проводят уполномоченные должностные лица налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (см. Письмо ФНС РФ от 21.09.2016 № БС-4-11/17750@). С учетом того, что камеральная налоговая проверка проводится на основании расчета по страховым взносам, ее началом можно считать дату получения налоговым органом расчета. При этом дата получения налоговым органом расчета и дата фактического начала камеральной налоговой проверки этого расчета могут не совпадать (см. Письмо Минфина РФ от 22.12.2017 № 03-02-07/1/85955).

В ходе камеральной проверки налоговый орган обращает внимание на контрольные соотношения, доведенные в Письме ФНС РФ от 29.12.2017 № ГД-4-11/27043@. Отметим, что, руководствуясь указанным письмом, страхователи могут проверить заполнение отдельных строк и разделов.

Заметим, что при камеральной проверке акт составляется в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки, только если ФНС выявила нарушения (п. 5 ст. 88 НК РФ). Если расчет прошел проверку и ошибок нет, то, соответственно, акт не формируется.

Об истребуемых при проверке документах

Нередко у учреждения-страхователя возникает вопрос: вправе ли налоговый орган затребовать от страхователя дополнительные документы, кроме представленного расчета по страховым взносам? По общему правилу объектом проверки является расчет по страховым взносам, форма и порядок заполнения которого утверждены Приказом ФНС РФ № ММВ-7-11/551@ (далее – Порядок № ММВ-7-11/551@).

Кроме того, объектом проверки могут быть и другие документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов. ФНС вправе их истребовать при проведении налогового контроля (см. п. 8.6 ст. 88 НК РФ). Как видим, данное право законодательно утверждено в НК РФ.

К сведению: для всех случаев истребования пояснений или документов, а также внесения исправлений у налогоплательщика в рамках камеральной проверки ст. 88 НК РФ установлен единый срок представления – в течение пяти дней.

Если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, должно письменно уведомить налоговый орган о невозможности представления в указанные сроки документов. В уведомлении следует отразить причины, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и сроки, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы (п. 3 ст. 93 НК РФ).

В соответствии с п. 5 ст. 88 НК РФ лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика ФНС установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ. Однако необходимо учесть, что направление в адрес организации-страхователя требования о представлении пояснений по выявленным ошибкам в расчете по страховым взносам, по противоречиям между сведениями, содержащимися в представленных документах, до составления акта налоговой проверки не свидетельствует о налоговом правонарушении. Такие разъяснения приведены в Письме ФНС РФ от 21.02.2018 № СА-4-9/3514@.

В каких случаях расчет является непредставленным?

Напомним, что 01.01.2018 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ, в частности, в ст. 431 НК РФ. Эти поправки расширили перечень оснований для признания налоговым органом расчета по страховым взносам непредставленным. Итак, расчет (уточненный расчет) считается непредставленным, если:

1) есть ошибки в части сведений о физическом лице:

в сумме выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц;

в базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в рамках установленной предельной величины;

в сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных исходя из базы для их начисления, не превышающей предельную величину;

в базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу;

в сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных по дополнительному тарифу;

2) есть ошибки в форме за расчетный (отчетный) период и (или) каждый из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода;

3) в представляемом плательщиком расчете (уточненном расчете) суммы одноименных показателей по всем физическим лицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику страховых взносов;

4) в расчете (уточненном расчете) указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц.

В любом из указанных выше случаев налоговая инспекция направит уведомление о наличии несоответствий в расчете (п. 7 ст. 431 НК РФ):

не позднее дня, следующего за днем получения расчета в электронной форме;

не позднее 10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе.

О недостоверных персональных данных

Нередко страхователей волнует вопрос, связанный с недостоверными персональными данными, идентифицирующими застрахованных физических лиц, которые указываются в разд. 3 расчета по страховым взносам. Дело в том, что не всегда персональные данные бывают ошибочными: они могут быть правильными, но неактуальными на дату представления расчета (например, изменена фамилия или заменен паспорт работника). Будет ли в этом случае расчет принят?

В Письме от 16.01.2018 № ГД-4-11/574 чиновники ФНС отметили следующее. При приеме расчета по страховым взносам осуществляется сверка персонифицированных данных застрахованных лиц, отраженных в отчетной форме, с данными, имеющимися в информационных ресурсах налоговых органов. В случае если в представляемом расчете по страховым взносам отражены неактуальные персональные данные застрахованных физических лиц, у налоговых органов имеется возможность провести их идентификацию по сведениям, потерявшим свою актуальность на дату представления отчетной формы. В связи с этим указание в расчете по страховым взносам персональных данных, потерявших свою актуальность, не препятствует его приему налоговым органом.

В случае если налоговый орган при проведении камеральной проверки выявит несоответствия сведений о начисленных суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в представленном плательщиком расчете сведениям об указанных суммах из расчетов за прошлые отчетные периоды, направленным налоговым органом в орган ПФР для отражения на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, налоговый орган сообщает об этом плательщику с просьбой представить уточненные расчеты (Письмо Минфина РФ от 18.12.2017 № 03-15-06/84451).

Об ошибках, обнаруженных в расчете

Будет ли принят расчет по страховым взносам, если в нем допущена ошибка при исчислении страховых взносов, например на обязательное медицинское страхование (ОМС)? По общему правилу при обнаружении учреждением в поданном им в налоговый орган расчете по страховым взносам недостоверных сведений налогоплательщик вправе:

внести необходимые изменения в расчет;

представить уточненный расчет в налоговый орган.

При этом уточненный расчет, представленный после истечения установленного срока его подачи, не считается представленным с нарушением срока (п. 1, 7 ст. 81 НК РФ, п. 1.2 Порядка № ММВ-7-11/551@).

Как сказано в Письме ФНС РФ от 19.02.2018 № ГД-4-11/3209@, в силу п. 7 ст. 431 НК РФ наличие в представляемом плательщиком расчете ошибок при исчислении страховых взносов на ОМС не является основанием для отказа в приеме расчета.

Как было отмечено выше, при проведении камеральной налоговой проверки и выявлении ошибок в расчете налоговый орган на основании ст. 88 НК РФ сообщает об этом плательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения либо подать в налоговый орган уточненный расчет.

Отметим, что организация обязана устранить ошибки и представить корректирующий отчет (п. 6 ст. 6.1, п. 7 ст. 431 НК РФ):

в течение пяти рабочих дней с даты отправки уведомления в электронной форме;

в течение 10 рабочих дней с даты отправки уведомления на бумаге.

Ответственность за непредставление расчета в срок

Непредставление расчета в установленный срок влечет наступление ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ. Нарушитель должен будет уплатить штраф в размере 5% не уплаченной в установленный срок суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основании этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб.

Заметим, что в данном случае неуплаченная сумма страховых взносов определяется на 30-е число месяца, следующего за расчетным или отчетным периодом. Штраф рассчитывается в размере 5% от неуплаченной суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основании данного расчета, за каждый полный или неполный месяц (Письмо ФНС РФ от 09.11.2017 № ГД-4-11/22730@). Причем, если на указанную дату страховые взносы уплачены в полном объеме (в том числе в случае нарушения срока их уплаты до названной даты), сумма штрафа за несвоевременное представление расчета по страховым взносам устанавливается в размере 1 000 руб.

Кроме налоговой ответственности за нарушение сроков представления расчета, для должностных лиц предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 300 до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).

В Письме от 24.03.2017 № 03-15-07/17273 Минфин обратил внимание, что в случае отсутствия у плательщика страховых взносов выплат в пользу физических лиц в течение того или иного расчетного (отчетного) периода плательщик обязан представить в установленный срок в налоговый орган расчет с нулевыми показателями. Если он этого не сделает, то может быть привлечен к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

По акту проверки были доначислены страховые взносы в ПФР и ФСС России с сумм, выплачиваемых сотрудникам при однодневных командировках.
Нужно ли будет облагать эти суммы НДФЛ? Необходимо ли заполнять уточненный расчет по страховым взносам и уточненный расчет по форме 4-ФСС? Необходимо ли корректировать форму 2-НДФЛ и форму 6-НДФЛ? Какие бухгалтерские проводки необходимо сделать?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Вопрос с исчислением НДФЛ с сумм, выплачиваемых сотрудникам при однодневных командировках, является спорным. Анализ судебной практики и некоторых разъяснений Минфина России позволяет прийти к выводу, что рассматриваемые сумм не являются доходом сотрудников для целей исчисления НДФЛ.
При доначислении взносов с выплат командированным сотрудникам необходимо подать уточненные расчет по страховым взносам и расчет по форме 4-ФСС, порядок заполнения которых рассмотрен ниже. При этом расхождения между данными расчета по форме 6-НДФЛ и расчета по страховым взносам не являются ошибкой. От организации налоговый орган может запросить пояснения причин расхождений.

Обоснование вывода:
Пункт 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее - Положение), определяет, что при командировках в местность, откуда работник, исходя из условий транспортного сообщения и характера выполняемой в командировке работы, имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства, суточные не выплачиваются.
В то же время порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом (ст. 168 ТК РФ).
По мнению контролирующих органов (письмо Минфина России от 17.05.2018 N 03-15-06/33309), поскольку выплаты, связанные с однодневной командировкой работника, нельзя квалифицировать как суточные, то оснований применять в отношении таких выплат п. 2 ст. 422 НК РФ в части их освобождения от обложения страховыми взносами не имеется. При этом в случае выплаты компенсации расходов, понесенных работником в такой командировке, сумма такой компенсации не является объектом обложения страховыми взносами на основании п. 2 ст. 422 НК РФ как фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на командировку - при условии наличия документов, подтверждающих расходы*(1).
Отметим, что ФСС России в письме от 02.07.2013 N 15-03-14/05-6357 в отношении взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний указал, что расходы страхователя при направлении работника в однодневную командировку не являются суточными независимо от основания их выплаты. В связи с чем такие суммы подлежат включению в базу для начисления страховых взносов (смотрите также письмо Минтруда России от 06.11.2013 N 17-4/10/2-6751).

НДФЛ

Согласно сложившейся правоприменительной практике, основанной на положениях ст.ст. 164, 166, 168, 168.1 ТК РФ и на правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 11.09.2012 N 4357/12, денежные средства, выплачиваемые при направлении работников в однодневную командировку, не являются суточными в силу определения, содержащегося в трудовом законодательстве, однако исходя из их направленности и экономического содержания могут быть признаны возмещением иных расходов, связанных со служебной командировкой, произведенных с разрешения или ведома работодателя, в связи с чем не являются доходом (экономической выгодой) работника и не облагаются страховыми взносами. Смотрите постановления АС Западно-Сибирского округа от 13.04.2016 N Ф04-909/16 по делу N А27-19744/2015, от 05.08.2015 N Ф04-21585/15 по делу N А45-18424/2014, от 04.03.2015 N Ф04-15458/15 по делу N А27-18975/2013, АС Северо-Кавказского округа от 15.09.2014 N Ф08-6019/14 по делу N А63-13809/2013, ФАС Уральского округа от 25.04.2014 N Ф09-2376/14 по делу N А76-12653/2013.
По мнению Минфина России, при направлении работника в однодневную командировку суммы денежных средств, выплачиваемых работнику взамен суточных, освобождаются от налогообложения в размерах, предусмотренных п. 3 ст. 217 НК РФ (письмо Минфина России от 02.09.2015 N 03-04-06/50607).
При этом если денежные средства, выплачиваемые работнику при направлении в однодневную командировку, не являются суточными, а относятся в соответствии со ст. 168 ТК РФ к иным расходам, связанным со служебной командировкой, произведенным работником с разрешения или ведома работодателя, то они могут быть учтены в составе доходов, освобождаемых от налогообложения, в полном объеме при наличии документального подтверждения произведенных за счет указанных денежных средств расходов. При отсутствии документального подтверждения осуществления вышеуказанных расходов денежные средства, выплачиваемые работникам при однодневных командировках взамен суточных, могут освобождаться от обложения НДФЛ в пределах 700 руб. при нахождении в командировке на территории РФ (письма Минфина России от 04.03.2013 N 03-04-06/6394, от 01.03.2013 N 03-04-07/6189).
В приведенном выше письме от 17.05.2018 N 03-15-06/33309 Минфин России, на наш взгляд, также допускает освобождение от НДФЛ выплат по однодневным командировкам, но только в пределах лимита - независимо от факта их документального подтверждения (смотрите также письмо Минфина России от 01.10.2015 N 03-04-06/56259)*(2).
Таким образом, вопрос удержания НДФЛ с суточных, выплаченных при однодневных командировках, не урегулирован, поэтому организации следует самостоятельно решать, будет ли она признавать эти суммы налогооблагаемым доходом физического лица или нет*(3).

Корректировки отчетов

В связи с тем, что в прошлых периодах база для начисления взносов была занижена (за счет невключения в нее сумм, выплаченных в качестве суточных при однодневных командировках), организации необходимо откорректировать соответствующие отчеты.

1. Расчет по страховым взносам*(4)

Начиная с I квартала 2017 года внесение изменений в ранее представленный расчет осуществляется плательщиками страховых взносов путем представления уточненного расчета в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ (письма Минфина России и ФНС России от 28.06.2017 N БС-4-11/12446@, от 18.07.2017 N БС-4-11/14022@). В текущем отчетном (расчетном) периоде сумма произведенного перерасчета за предшествующий период в текущем РСВ не отражается.
В соответствии с п. 1.2 Порядка заполнения расчета по страховым взносам, утвержденного приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551 (далее - Порядок), в уточненный расчет подлежат включению те разделы расчета и приложения к ним, которые ранее были представлены плательщиком в налоговый орган (за исключением раздела 3), с учетом внесенных в них изменений, а также иные разделы расчета и приложения к ним в случае внесения в них изменений (дополнений).
На Титульном листе в поле "Номер корректировки" указывается номер корректировки к первичному расчету.
В уточненном РСВ указываются правильные данные, в частности:
- в строке 030 указываются суммы выплат с учетом сумм, на которые в соответствии с результатами проверки были доначислены взносы.
- одновременно на эту же сумму должна быть уменьшена срока 040.
В аналогичном порядке корректируются строки 030 и 040 подраздела 1.2 "Расчет суммы страховых взносов на обязательное медицинское страхование". А также соответствующие строки приложения N 2 "Расчет суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" к разделу 1 расчета.
Также в уточненном РСВ представляется Раздел 3 "Персонифицированные сведения о застрахованных лицах" - только в отношении тех физических лиц, по которым изменяются данные (в строке 010 Раздела 3 указывается номер корректировки). При этом в Разделе 3 на застрахованное лицо указываются все данные - как корректируемые, так и некорректируемые (п. 22.22 Порядка).
Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Внесение изменений в Расчет по страховым взносам с 1 января 2017 года.

2. Расчет по форме 4-ФСС

На основании п. 1.1 ст. 24 Федерального закона N 125-ФЗ страхователь обязан внести необходимые изменения в Расчет по форме 4-ФСС и представить его в территориальный орган ФСС, если в поданном ранее расчете он обнаружил факт неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению суммы страховых взносов.
Расчет заполняется с заполнением всех полей, с учетом правильных данных (в частности, в строке 1, и в строке 2 Таблицы 1 "Расчет базы для начисления страховых взносов"). Расчет подается с указанием номера корректировки в поле "Номер корректировки".

3. 2-НДФЛ и 6-НДФЛ

Бухгалтерский учет

Доначисление страховых взносов и корректировка соответствующих расходов и расчетов в бухгалтерском учете осуществляется в соответствии с положениями ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (далее - ПБУ 22/2010). Порядок исправления ошибки зависит от периода, к которому эта ошибка относится, а также от ее существенности для целей финансовой отчетности.
Существенность ошибки организация определяет самостоятельно исходя как из величины, так и характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности (п. 3 ПБУ 22/2010).
Ошибка текущего отчетного года, выявленная до окончания этого года, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка (п. 5 ПБУ 22/2010).
В случае если ошибка относится к отчетному периоду, то доначисление взносов отражается следующим образом:
Дебет 20 (23, 25, 26, 44. ) Кредит 69
- доначислены страховые взносы на сумму суточных по однодневным командировкам.
В случае если несущественная ошибка относится к прошлому периоду, отчетность по которому уже утверждена, то доначисление взносов отражается следующим образом (п. 14 ПБУ 22/2010):
Дебет 91 "Прочие расходы" Кредит 69
- доначислены страховые взносы, относящиеся к выплатам за прошлые периоды.
Существенная ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета текущего периода в корреспонденции со счетом учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) (п. 9 ПБУ 22/2010). То есть существенная ошибка в начислениях страховых взносов, требующая их доначисления, должна быть исправлена в периоде её обнаружения и отражаться записью по дебету счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) в корреспонденции с кредитом счета 69 (по отдельным субсчетам конкретных взносов).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

23 октября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Расходы на командировки работников, не облагаемые страховыми взносами.
*(2) Однако отметим, что применяемые чиновниками формулировки в данном письме туманны - на их основании нельзя сделать однозначный вывод, что финансовое ведомство согласно с невключением в налогооблагаемую базу по НДФЛ выплат, заменяющих суточные при однодневных командировках (в пределах, предусмотренных п. 3 ст. 217 НК РФ).
При этом в указанном письме указано, что "если денежные средства, выплачиваемые работнику при направлении в однодневную командировку, не являются суточными, а относятся в соответствии со статьей 168 Трудового кодекса к иным расходам, связанным со служебной командировкой, произведенным работником с разрешения или ведома работодателя, суммы возмещения таких расходов могут быть учтены в составе доходов, освобождаемых от налогообложения, в полном объеме при наличии документального подтверждения произведенных за счет указанных денежных средств расходов".
*(3) В случае, если организация решит все же удержать НДФЛ с рассматриваемых сумм, следует учитывать, что с 1 января 2016 года утратил силу п. 2 ст. 231 НК РФ, в котором говорилось, что суммы налога, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу в порядке, предусмотренном ст. 45 НК РФ.
Получается, что с 1 января 2016 года обязанности налогового агента по удержанию у налогоплательщика исчисленного НДФЛ ограничиваются конкретным налоговым периодом - календарным годом (ст. 216 НК РФ) (п. 2 письма Минфина России от 07.12.2015 N 03-04-06/71413).
Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что формально налоговый агент не может удержать в 2018 году суммы налога, ошибочно не удержанные у налогоплательщика из его доходов, выплаченных в прошлых периодах. Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Невозможность удержания НДФЛ налоговым агентом из доходов налогоплательщика.
Руководствуясь п. 5 ст. 226 НК РФ налоговый агент должен сообщить налоговому органу и налогоплательщику о невозможности удержать налог за прошлый налоговый период (например, за 2017 год), о суммах дохода, с которого не удержан налог - по форме 2-НДФЛ (далее - справка 2-НДФЛ) с указанием в поле "Признак" цифры 2 (пп. 1.1 п. 1, п. 2 приказа ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@, раздел II Порядка заполнения справки 2-НДФЛ, утвержденного этим же приказом (далее - Порядок заполнения 2-НДФЛ)) (смотрите письма Минфина России от 18.01.2017 N 03-04-06/1928, от 27.10.2011 N 03-04-06/8-290). Из письма ФНС России от 16.07.2012 N ЕД-4-3/11637@ следует, что налоговый агент должен сообщить о невозможности удержать налог и сумме налога даже в случае, если он своевременно этого не сделал.
При этом налоговый агент должен представить уточненный Расчет 6-НДФЛ за период, в котором ошибочно не был удержан НДФЛ.
Заполнение уточненного Расчета 6-НДФЛ происходит в соответствии с теми же правилами, которым нужно следовать при оформлении первичного отчета. Порядок корректировки 6-НДФЛ заключается в заполнении расчета 6-НДФЛ за прошлые периоды, содержащего достоверные сведения.
В корректировочном Расчете 6-НДФЛ необходимо верно указать суммы в строках:
- 020 "Сумма начисленного дохода";
- 040 "Сумма исчисленного налога";
- 080 "Сумма налога, не удержанная налоговым агентом".
Отметим, что строка 070 "Сумма удержанного налога" в корректировочных Расчетах 6-НДФЛ не изменяется в связи с тем, что фактически налоговый агент в прошлые периоды удержал налог в меньшем размере вследствие ошибочного предоставления вычета налогоплательщику.
*(4) Уточненный расчет представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговом периоде, за который вносятся соответствующие изменения (п. 5 ст. 81 НК РФ).

В системе Контур.Экстерн есть возможность запросить в Пенсионном Фонде сверку Фио-страховой номер. Запуск сервиса осуществляется по регионам — по мере установки в отделениях ПФР необходимого программного обеспечения. В ответе пенсионного фонда будет содержаться информация о том, совпадают ли данные, указанные в запросе, и данные на стороне УПФР.

Запрос справки о состоянии расчетов больше не производится, так как администрирование платежей с 01.01.17 перешло от ПФР в ФНС, поэтому запросы на сверку платежей необходимо делать через ФНС.

Регионы, в которых доступен сервис Сверка: ФИО — страховой номер

Регион и код УПФР
01 Республика Адыгея — код УПФР 001-***
04 РеспубликаАлтай — код УПФР 004-***
10 Республика Карелия — код УПФР 009-***
11 Республика Коми — код УПФР 007-***
19 Республика Хакасия — код УПФР 014-***
21 Чувашская республика — код УПФР 015-***
22 Алтайский край — код УПФР 032-***
23 Краснодарский край — код УПФР 033-***
25 Приморский край — код УПФР 035-***
27 Хабаровский край — код УПФР 037-***
29 Архангельская область — код УПФР 039-***
30 Астраханская область — код УПФР 040-***
31 Белгородская область — код УПФР 041-***
34 Волгоградская область — код УПФР 044-***
35 Вологодская область — код УПФР 045-***
36 Воронежская область — код УПФР 046-***
38 Иркутская область — код УПФР 045-***
39 Калининградская область — код УПФР 049-***
47 Ленинградская область — код УПФР 057-***
50 Московская область — код УПФР 060-***
51 Мурманская область — код УПФР 061-***
52 Нижегородская область — код УПФР 062-***
53 Новгородская область — код УПФР 063-***
54 Новосибирская область — код УПФР 064-***
55 Омская область — код УПФР 065-***
57 Орловская область — код УПФР 067-***
58 Пензенская область — код УПФР 068-***
60 Псковская область — код УПФР 070-***
61 Ростовская область — код УПФР 071-***
64 Саратовская область — код УПФР 073-***
67 Смоленская область — код УПФР 076-***
72 Тюменская область — код УПФР 082-***
75 Забайкальский край — код УПФР 085-***
76 Ярославская область — код УПФР 086-***
77 Москва — код УПФР 087-***
78 Санкт-Петербург — Код УПФР 088-***
86 ХМАО код УПФР 027-***

Чтобы отправить запрос, необходимо в Контур.Экстерн открыть меню «ПФР» > «Запросить выписку» и в поле «Тип запрашиваемого ответа» выбрать «Сверка: ФИО — СНИЛС».

В появившемся окне следует внести данные (ФИО и страховой номер) каждого из застрахованных лиц, по которым необходимо произвести проверку. Чтобы внести данные о сотруднике, следует нажать кнопку «Добавить строку» и заполнить все появившиеся поля. После того как список будет сформирован, необходимо нажать кнопку «Отправить».


Если ранее запрос на сверку: ФИО — страховой номер уже отправлялся, то, сохранив файл переданного запроса, можно загрузить его с помощью кнопки «Загрузить из из файла». В этом случае список застрахованных лиц заполнится автоматически, при необходимости можно удалить ненужные данные или добавить вручную новых сотрудников.

Поступившую из ПФР сверку можно просмотреть, выбрав пункт «Выписки » и открыв нужный документооборот. Чтобы сохранить файл запроса необходимо щелкнуть по названию сверки, в открывшемся окне нажать кнопку «Сохранить все документы и подписи».


Чтобы ознакомиться с результатами обработки запроса, нажмите на « Ответ на запрос ».

7.5.3. Проверка правильности определения плательщиком

страховых взносов объекта обложения страховыми взносами

и базы для начисления страховых взносов

Объект обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяется в соответствии со статьей 7 Закона N 212-ФЗ.

Цель проверки объекта обложения страховыми взносами - сравнение видов выплат и иных вознаграждений, на которые проверяемым плательщиком страховых взносов фактически начислены страховые взносы, с видами выплат и иных вознаграждений, на которые должны быть начислены страховые взносы в соответствии с действующим законодательством.

База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяется в соответствии со статьей 8 Закона N 212-ФЗ.

Цель проверки базы для начисления страховых взносов - исследовать, рассчитать и сравнить количественные и суммовые данные по выплатам физическим лицам, отраженные проверяемым плательщиком страховых взносов в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам, с фактическими данными бухгалтерского учета плательщика страховых взносов по всем видам выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц.

Например, в ходе выездной проверки сравниваются данные строк 200 "Сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ", 210 "Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами", 216 "Суммы, превышающие предельную величину базы для начисления страховых взносов, установленную ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ", 220 - 221 "База для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование", 230 "База для начисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование" раздела 2 "Расчет страховых взносов по тарифу, установленному для плательщика страховых взносов" (без учета данных, отраженных в разделе 3 "Расчет страховых взносов по пониженному тарифу в отношении отдельных работников"), расчета, представленного плательщиком страховых взносов по действующей в 2010 году форме РСВ-1 ПФР, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 894н "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам", с данными бухгалтерского учета плательщика страховых взносов, учитываемыми по счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" (оборот за период по кредиту счета 70).

В случае наличия выплат в пользу отдельных физических лиц, являющихся инвалидами I, II, III группы, по пониженному тарифу, отличному от тарифа, применяемого в целом по плательщику, также с указанными данными бухгалтерского учета сравниваются показатели строки 300 "Сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ" раздела 3 "Расчет страховых взносов по пониженному тарифу в отношении отдельных работников".

При проверке правильности заполнения строк 200 и 300 расчета можно использовать данные, отраженные на счете 70, а также, в отдельных случаях, аналитические данные по кредиту счетов 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" и 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Ведение бухгалтерского учета осуществляется плательщиками страховых взносов в основном с применением программ подготовки отчетности ("1С:Бухгалтерия 7", "1С:Бухгалтерия 8", "Галактика", "Парус" и др.), при этом следует анализировать также операции, введенные "вручную", отраженные в соответствующих регистрах бухгалтерского учета, и в других документах, поскольку в таких регистрах бухгалтерского учета и документах могут быть отражены хозяйственные операции, по которым не исчислены и не уплачены страховые взносы (например, разовые выплаты или вознаграждения физическим лицам).

По вопросу проверки полноты и правильности исчисления базы для начисления страховых взносов необходимо исследовать все операции, отраженные плательщиком страховых взносов по дебету и кредиту счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", поскольку в соответствии с Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению" (далее - Приказ Минфина России N 94н) счет 70 предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками организации по оплате труда (по всем видам оплаты труда, премиям, пособиям, пенсиям работающим пенсионерам и другим выплатам), а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации.

Руководствуясь Приказом Минфина России N 94н, необходимо проверить полноту и правильность отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, влияющих на формирование базы для начисления страховых взносов.

Следует рассчитать и сравнить суммы, отраженные плательщиком страховых взносов в Главной книге по счетам бухгалтерского учета: 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 50 "Касса", 51 "Расчетные счета", 55 "Специальные счета в банке", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", с суммами, отраженными по этим же счетам в регистрах бухгалтерского учета: карточка счета, анализ счета, анализ счета по субконто и др. Затем суммовые данные, отраженные в регистрах бухгалтерского учета, необходимо сравнить с данными первичных документов, на основе которых они составлены. В частности, необходимо проверить сумму выплат, отраженных в регистре бухгалтерского учета по счету 50 "Касса", и сравнить с суммами выплат, отраженных в ведомостях по начисленным доходам в пользу физических лиц, расходных кассовых ордерах, ведомостях на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений.

В ходе проверки тождественности показателей, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, производится сопоставление остатков (сальдо) и оборотов по счетам синтетического учета, с остатками (сальдо) и оборотами по тем же счетам аналитического учета, так как любой счет бухгалтерского учета может иметь несколько субсчетов. Обращается внимание на нетипичность корреспонденции счетов или несоответствие корреспонденции счетов содержанию хозяйственных операций, связанных с определением базы по страховым взносам. При обнаружении подобных записей необходимо проследить отражение соответствующих операций в бухгалтерском учете, проверить наличие первичного или иного оправдательного документа, подтверждающего реальность и правомерность данной операции.

При проведении выездных проверок рекомендуется учитывать следующие правила ведения бухгалтерского учета.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет в порядке, предусмотренном Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н "Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и Порядков их заполнения".

Расчет начисленных (выплаченных) в виде оплаты труда работникам доходов и удержанных с них налогов производится индивидуальными предпринимателями в разделе V Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

- дату составления документа;

- наименование организации, от имени которой составлен документ;

- содержание хозяйственной операции;

- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

- личные подписи указанных лиц.

В случае установления нарушений по заполнению указанных обязательных реквизитов либо отсутствия обязательных реквизитов первичные документы вызывают сомнение и должны быть сверены с другими документами, связанными с данной хозяйственной операцией.

Читайте также: