Целевой взнос или пенсионный

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

22 ноября 2019 12:11


Застрахованные лица в системе обязательного пенсионного страхования должны владеть вопросами о своих пенсионных накоплениях, о негосударственных пенсионных фондах и о смене управляющей компании. Есть те, кто вовсе забывает, с каким страховщиком у них заключен договор на управление средствами пенсионных накоплений. Это важный вопрос, который касается каждого, особенно молодых.

Как и где можно узнать данную информацию?

Узнать о своих накоплениях, в том числе о страховщике можно, получив выписку из своего индивидуального лицевого счета на Портале госуслуг, через личный кабинет на сайте ПФР, мобильное приложение ПФР или обратившись в Клиентскую службу ПФР.

Что такое пенсионные накопления и из чего они формируются?

Пенсионные накопления – это средства, которые формируются за счет сумм страховых взносов работодателя, перечисляемых на накопительную пенсию работника в системе обязательного пенсионного страхования и дохода от их инвестирования.

Сегодня работодатели платят страховые взносы по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника, из них 6% тарифа - на формирование пенсионных накоплений, а 16% - на формирование страховой пенсии, а могут, по выбору гражданина, все 22% идти на формирование страховой пенсии.

Пенсионные накопления формируются:

  • у работающих граждан 1967 года рождения и моложе – за счет страховых взносов работодателя, уплаченных с 2002 по 2013 года.
  • у граждан 1966 года рождения и старше - только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений, или же за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. А если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии.
  • у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.

Важно! С 2014 года по 2021 гг. все страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые работодателями за своих работников, в размере тарифа 22% от фонда оплаты труда направляются на формирование страховой пенсии.

Как выбрать вариант пенсионного обеспечения: с накопительной или без?

В 2014 и 2015 годах каждый гражданин 1967 года рождения и моложе имел возможность выбрать для себя вариант пенсионного обеспечения в отношении своих будущих пенсионных накоплений:

- формировать только страховую пенсию;

- формировать страховую и накопительную пенсию одновременно.

В зависимости от выбора варианта пенсионного обеспечения тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование распределяется следующим образом:

Например: До 2014 года заработная плата работника составляет 25 000 рублей в месяц, работодатель направил на его пенсию сумму от фонда оплаты труда в размере: 25 000 рублей х 22% = 5 500 руб., в том числе по тарифу 6% от фонда оплаты труда 1500 рублей – на формирование накопительной пенсии.

Если застрахованное лицо примет решение формировать только страховую пенсию, то на нее будет направлены все 16% от фонда оплаты труда (4000 рублей).

Гражданам 1966 года рождения и старше выбор варианта пенсионного обеспечения не предоставлялся.

Граждане 1967 года рождения и моложе, сделавшие до 31 декабря 2015 года выбор в пользу формирования страховой и накопительной пенсии в системе ОПС, могут в любой момент отказаться от формирования накопительной пенсии и направить 6 процентов страховых взносов на формирование только страховой пенсии.

В настоящее время право выбора варианта пенсионного обеспечения сохраняют лица 1967 года рождения и моложе, которые с 1 января 2014 года впервые начали трудовую деятельность. До 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период данные граждане вправе:

- заключить договор об обязательном пенсионном страховании и обратиться с заявлением о переходе (досрочном) переходе в негосударственный фонд;

- либо обратиться с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании.

Как выбрать управляющую компанию (УК) или Негосударственный пенсионный фонд (НПФ)?

Всего в регионе открыто лицевых счетов на 414 тыс. зарегистрированных лиц, из которых у 147 тыс. формируются пенсионные накопления.

За 10 месяцев 2019 было принято на территории республики 98 заявлений о смене страховщика. По сравнению с 2017-2018 годами уменьшение втрое. Связано это с тем, что с 2019 года заявление о выборе страховщика (из ПФР в НПФ, из НПФ в ПФР, из НПФ в НПФ) можно подать только лично в территориальном органе ПФР, через законного представителя или через портал госуслуг.

Граждане вправе передавать средства пенсионных накоплений от одного страховщика другому страховщику для инвестирования на финансовом рынке управляющими компаниями. Страховщиками являются:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации – инвестирует пенсионные накопления через государственную управляющую компанию “Внешэкономбанк” и частные управляющие компании.
  • Негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

На сегодня всего действуют 18 управляющих компаний и 33 негосударственных пенсионных фондов.

А если средства находятся в негосударственном пенсионном фонде?

Если средства находятся в НПФ в выписке из индивидуального лицевого счета будет указано только в каком именно НПФ формируется накопительная пенсия, а также сумма средств пенсионных накоплений без учета инвестиционного дохода. Точную сумму пенсионных накоплений можно узнать, обратившись в свой Негосударственный пенсионный фонд.

А если средства находятся в государственной управляющей компании?

Если средства пенсионных накоплений формируются в государственной управляющей компании, то актуальную информацию о пенсионных накоплениях и результатах инвестирования можно узнать в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета по форме СЗИ-ИЛС, обратившись в территориальные органы ПФР, в многофункциональный центр, в личном кабинете на сайте ПФР, на Портале госуслуг и через приложение для смартфона “ПФР Электронные сервисы”.

В чем разница между УК и НПФ?

Если пенсионные накопления находятся в доверительном управлении управляющей компании (УК) или государственной управляющей компании (ГУК), то назначение и выплату накопительной пенсии, учет средств пенсионных накоплений и результатов их инвестирования управляющими компаниями осуществляет ПФР.

Если пенсионные накопления находятся в НПФ, то инвестирование и учет пенсионных накоплений, а также назначение и выплату накопительной пенсии осуществляет выбранный гражданином НПФ.

На что нужно обращать внимание при смене страховщика?

Менять страховщика (ПФР или НПФ), управляющую компанию можно ежегодно, подав соответствующее заявление в ближайший территориальный орган ПФР.

Если гражданин будет осуществлять смену страховщика (переход из ПФР в НПФ, НПФ в ПФР, или из НПФ в НПФ) чаще одного раза в пять лет, он может потерять инвестиционный доход, полученный предыдущим страховщиком. При этом если страховщиком гражданина является ПФР, смену управляющей компании или инвестиционного портфеля УК можно производить ежегодно без потери инвестиционного дохода.

Пример 1. Гражданин подавал заявление о переводе средств в НПФ в 2014 году. Заявление подлежит рассмотрению на следующий год, после его подачи. Его заявление было рассмотрено в 2015 году, в этом же году средства пенсионных накоплений были переданы в НПФ.

Следовательно, с этого года и нужно отсчитывать 5 лет. В нашем примере истечение 5 лет произойдет в 2019 году. Таким образом, именно в 2019 году гражданин может написать новое заявление на смену страховщика. Если это условие будет соблюдено, то потери инвестиционного дохода не будет. Если же он подаст заявление на переход в 2020 и заявление будет рассмотрено положительно в 2021 году, то гражданин потеряет доход за 2020 год.

Пример 2. Гражданка подавала заявление о переводе пенсионных накоплений в НПФ в 2012 году. Ее заявление было рассмотрено в 2013 году, в этом же году средства были переданы в управление выбранного НПФ. Следовательно, 5 лет у нее истекло в 2017 году. Наиболее выгодным годом для смены страховщика для нее был 2017 год. Если же она подаст заявление в 2019 году, то потеряет инвестиционный доход за 2018-2019 годы.

До какого срока и как можно подать заявление о смене страховщика?

С 2019 года подать заявления о смене страховщика (ПФР, НПФ) через портал госуслуг, на сайте ПФР или обратившись в территориальный орган ПФР можно будет в течение всего года, но не позднее 1 декабря текущего года.

Если застрахованное лицо до 1 декабря подал в территориальный орган ПФР заявление о смене страховщика, то он может не позднее 31 декабря отказаться от смены страховщика или заменить на другого. В этом случае он должен уведомить ПФР о своем окончательном решении до 31 декабря.

Если гражданин решил сменить страховщика, что ему необходимо для этого предпринять?

Если вы решили перейти из ПФР в НПФ или из одного НПФ в другой НПФ, то вам необходимо оформить два документа:

  • - в Пенсионный фонд России подать заявление о переходе;
  • - заключить с выбранным НПФ договор об обязательном пенсионном страховании.

При переводе средств пенсионных накоплений из НПФ в ПФР или при смене управляющей компании достаточно только подать заявление в территориальный орган ПФР. Ваши документы будут рассмотрены до 1 марта года, следующего за годом подачи заявления. В срок до 1 апреля будет произведен перевод средств, а к концу апреля информация о переводе отразится в выписке из индивидуального лицевого счета.

Где можно получить информацию уровня доходности УК и НПФ?

Стоит ли гражданам остерегаться мошенников?

Бдительность необходимо проявлять всегда. Сотрудники Пенсионного фонда России никогда не ходят по квартирам и не предлагают оформление каких-либо документов и заявлений. Обращаем внимание граждан на то, что в качестве агентов НПФ могут выступать сотрудники кредитных организаций, страховых или кадровых агентств, салонов мобильной связи. Необходимо проявлять бдительность при открытии счета, оформлении кредитного договора или договора страхования, при покупке мобильного телефона или поиске работы и внимательно изучать все подписываемые документы. Недобросовестные агенты НПФ могут воспользоваться вашим доверием, паролем в Портал госуслуг, невнимательностью и перевести ваши пенсионные накопления. Необходимо помнить, что перевод средств в негосударственный пенсионный фонд, УК – это право, а не обязанность! Не поддавайтесь на уговоры агентов НПФ о том, что ваши пенсионные накопления, находящиеся в ПФР могут пропасть. Они инвестируются через управляющие компании и выплачиваются застрахованным лицам при достижении пенсионного возраста.

В таком случае гражданам заранее надо позаботиться о выплате своих пенсионных накоплений?

Да, особенно это касается граждан предпенсионного возраста, они должны заранее решить, где они намерены оформлять и получать накопительную пенсию. Если пенсионные накопления формируются в негосударственном фонде, то направлять пакет документов для назначения выплаты из средств пенсионных накоплений необходимо в этот НПФ.

Обращение за выплатой за счет средств пенсионных накоплений:

С 2019 года с учетом повышения пенсионного возраста принципиальных изменений в законодательстве о выплате пенсионных накоплений не произойдет. Они по-прежнему будут выплачивать женщинам и мужчинам, достигшим возраста 55 и 60 лет соответственно, даже, если они не будут еще пенсионерами.

Обратиться за выплатой из средств пенсионных накоплений (единовременная выплата, выплата накопительной пенсии, срочная пенсионная выплата, выплата правопреемникам) необходимо к страховщику, у которого формировались пенсионные накопления (ПФР или НПФ).

Если вы уже пенсионер, но ранее не обращались за выплатой пенсионных накоплений и вашим страховщиком является ПФР, то в этом случае можно обратиться с заявлением об установлении соответствующей выплаты либо через личный кабинет гражданина на сайте Пенсионного фонда России www.pfrf.ru, либо лично в территориальный орган ПФР, который назначил пенсию.

Если вы впервые обращаетесь за назначением пенсии, то может быть одновременно назначена страховая пенсия и определен вид выплаты за счет средств пенсионных накоплений. Заявления будут разные.

Средства пенсионных накоплений можно получить в виде:

  1. Единовременной выплаты – выплачиваются сразу все пенсионные накопления одной суммой. Получатели:
  • ü граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии;
  • ü граждане, получающие страховую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца, либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые при достижении общеустановленного пенсионного возраста не приобрели право на страховую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа или необходимого количества пенсионных коэффициентов (с учетом переходных положений пенсионной формулы).

Пример 3. Пенсионерка, которой исполнилось 50 лет в 2019 году, обратилась за назначением единовременной выплаты средств пенсионных накоплений. Размер страховой пенсии по старости на дату обращения составлял 14 000 рублей. Общая сумма средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета составляла – 200 000 руб.

Порядок расчета единовременной выплаты средств пенсионных накоплений следующий:

1) Определение размера накопительной пенсии по формуле:

где НП- размер накопительной пенсии;

ПН – сумма средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета.

Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты страховой пенсии по старости, которое в 2019 г. составляет 300 месяцев (25 лет).

НП = 200 000/300 = 666,66 руб. – это размер накопительной пенсии.

2) Определение общего размера страховой пенсии и накопительной пенсии:

14 000руб. размер страховой пенсии + 666,66 руб. размер накопительной пенсии = 14666,66 руб. - общий размер страховой и накопительной пенсий.

3) Определение доли накопительной пенсии в общем размере двух пенсий:

666,66 (накопительная пенсия) делится на 14 666,66 (общий размер страховой пенсии и накопительной пенсии) умножается на 100%= 4,5% - это доля накопительной пенсии.

В данном случае доля накопительной пенсии составила меньше 5 %, что дает право на назначение единовременной выплаты средств пенсионных накоплений.

Пенсионерка получит единовременной выплатой средства пенсионных накоплений в сумме 200 000 рублей.

Если доля накопительной пенсии окажется больше 5%, то застрахованное лицо имеет право на назначение срочной пенсионной выплаты или накопительной пенсии.

  1. Срочной пенсионной выплаты. Ее продолжительность определяет сам гражданин, но она не может быть меньше 10 лет. Выплачивается при возникновении права на пенсию по старости лицам, сформировавшим пенсионные накопления за счет взносов в рамках Программы государственного софинансирования накопительной пенсии, в том числе взносов работодателя, взносов государства на софинансирование и дохода от их инвестирования, а также за счет средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование будущей пенсии матери, и дохода от их инвестирования.
  1. Накопительной пенсии – осуществляется ежемесячно и пожизненно. Ее размер рассчитывается исходя из ожидаемого периода выплаты с 2019 года – 21 год (252 месяцев). Чтобы рассчитать ежемесячный размер выплаты, надо общую сумму пенсионных накоплений, учтенную в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, по состоянию на день, с которого назначается выплата, разделить на 252 месяца.

Когда можно обратится за единовременной выплатой за счет средств пенсионных накоплений?

С 2015 года пенсионеру можно обратится за единовременной выплатой за счет средств пенсионных накоплений 1 раз в 5 лет. Если первый раз пенсионеру была назначена единовременная выплата до 2015 года, он может обратиться повторно, не дожидаясь истечения 5 лет. Если же после 2015 года, то повторная выплата осуществляется после истечения 5 лет.

Пример 4. Пенсионеру назначена единовременная выплата в 2014 году. При этом пенсионер является участником Программы государственного софинансирования накопительной пенсии и продолжает уплату добровольных страховых взносов на накопительную пенсию. Обратиться повторно за получением средств пенсионных накоплений он может в любое время. Так, если он обратится в 2019 году, то получит средства, накопленные с 2014 года по текущую дату. Если он и дальше продолжит уплату средств, то повторное обращение может быть не раньше 2024 года, т.е. на него уже будет распространяться 5 летний срок. Об этом важно помнить всем гражданам, которые продолжают формировать накопительную пенсию. Меняя страховщика пенсионных накоплений не чаще чем раз в 5 лет, вы сохраните инвестиционный доход и преумножите свои пенсионные накопления. Получить и проверить информацию о состоянии своего лицевого счета в ПФР можно в любое время, в любом месте через мобильное приложение «ПФР Электронные сервисы», в личном кабинете на сайте ПФР и в Портале госуслуг.

На вопросы отвечает председа­тель регионального отде­ления Союза садоводов России Елена Храмцова.

— Прежде при вхождении в СНТ мы платили вступительный взнос. А как этот вопрос решается сейчас?

— Согласно Федеральному закону № 217 «О ведении гражданами садовод­ства и огородничества для собственных нужд» взносы членов товарищества мо­гут быть двух видов:

Вступительные взносы в садоводче­ское и огородническое товарищество были отменены. Вступительные взносы, уплаченные до начала действия нового Федерального закона, а именно до 20 июля 2017 года, гражданам не возвра­щаются.

Обязанность по внесению членских и целевых взносов распространяется на всех членов товарищества. Уставом садоводческого или огородническо­го товарищества должны быть преду­смотрены:

• порядок уплаты членских взносов на расчетный счет товарищества;

• периодичность (не чаще одного раза в месяц);

— А какая разница между членски­ми и целевыми взносами?

— Целевые — это разовые платежи, которые покрывают нерегулярные расхо­ды садового некоммерческого товарище­ства. Например, на строительство дороги, ремонт трансформаторной подстанции, газификацию. Размер и срок внесения такого взноса определяются решением общего собрания членов товарищества.

А членские взносы тратятся на регу­лярные расходы товарищества: поддер­жание дороги в удовлетворительном со­стоянии, зарплаты дворникам, сторожам, оплату освещения улиц и т. д. Порядок уплаты таких взносов устанавливается уставом товарищества.

В случаях, предусмотренных уставом товарищества, размер взносов может от­личаться для отдельных владельцев дач. В расчетах разрешено учитывать только два параметра: площадь участка и (или) суммарную площадь объектов недвижи­мого имущества, расположенных на нем.

Практически в любом СНТ есть не­сколько дачников, у которых земельные участки существенно большей площади (например, у них 24 сотки, а у остальных граждан по 6 соток). К тому же на таких участках, как правило, расположено не­сколько объектов недвижимости. Эти садоводы будут потреблять больше ре­сурсов, чаще использовать дороги, про­изводить больше ТБО и т. д.

В случае несвоевременной уплаты взносов частью 9 статьи 14 Закона № 217-ФЗ определено, что уставом товари­щества могут быть установлены порядок взимания и размер пеней.

— Должны ли платить взносы те, кто не является членом СНТ, однако их участок находится либо на террито­рии товарищества, либо рядом с ним?

— Любой гражданин вправе по соб­ственному желанию прекратить свое членство в садоводческом или огород­ническом товариществе, оставаясь при этом собственником земельного участка, расположенного в границах СНТ. В народе таких дачников называют инди­видуалами.

Для них предусмотрена обязанность вносить плату за приобретение и содер­жание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объек­тов капитального строительства, отно­сящихся к имуществу общего пользова­ния, за услуги и работы товарищества по управлению. И здесь важно учитывать, что создание инфраструктуры в СНТ уве­личивает рыночную стоимость земельно­го участка, принадлежащего гражданину.

Индивидуалы вправе принимать уча­стие в общем собрании членов СНТ, а также голосовать по вопросам, связан­ным с приобретением и использованием имущества общего пользования товари­щества.

— Верна ли информация о том, что теперь членские взносы нужно перечислять исключительно на расчет­ный счет товарищества?

— Законом № 217-ФЗ предусмотрена обязанность внесения взносов исключи­тельно на расчетный счет товарищества. Иного способа сбора денег не преду­смотрено.

Сбор средств, хранение их на террито­рии товарищества (в здании правления, в доме председателя) и учет на бумажных носителях неустановленного образца (те­традки, блокноты и т. д.) являются ненад­лежащим ведением кассовых операций.

— Имеет ли правление СНТ право назначать дополнительные взносы без проведения общего собрания?

— Нет, не имеет. Такие решения принимаются только общим собранием или собранием уполномоченных, если это есть в уставе вашего СНТ.

— Правление СНТ заключило дого­вор с охранным предприятием. Я против этих услуг, считаю, что работа бу­дет формальной. Могу ли я отказаться платить взносы на охрану участков?

— Решения правления садоводческо­го, огороднического или дачного неком­мерческого объединения обязательны для исполнения всеми членами такого объединения.

Таким образом, неисполнение обя­зательств по оплате договора чревато для вас образованием задолженности.


Взносы в Пенсионный фонд: социальный налог или компенсационные платежи?

С.Г. Пепеляев,
директор департамента налогов
и права аудиторско-консультационной
фирмы “ФБК”, канд. юрид. наук.

Большое практическое значение для разрешения целого комплекса вопросов налогообложения имеет определение понятия “налог”.

Как правильно отмечают авторы учебного пособия “Налоги и налоговое право”, “точное уяснение содержания категории “налог” способствует правильному и единообразному применению норм законодательства, ограничивающих право частной собственности плательщика”*1.

-----
*1 Налоги и налоговое право. Учебное пособие/Под ред. А.В. Брызгалина. - М.: “Аналитика-Пресс”, 1997. С. 81


Без определения термина “налог” невозможно установить четкие границы компетенции контрольных и правоохранительных органов, реализующих свои права в налоговой сфере.

Проблема существует и в отношении иных органов управления, которые не прочь укрепить свою материальную базу, в том числе путем незаконного присвоения полномочий в налоговой сфере. Нередки случаи возложения ими на граждан и предприятия обязанностей по уплате различных взносов, платежей и т.п., по сути являющихся налогами, но скрывающихся за “презентабельными” названиями.

Необходимость законодательного определения налога продиктована и тем, что без этого невозможно правильное разрешение проблем ответственности за неуплату налога. При возникновении конфликта одна из главных задач - определить природу спорного платежа: является ли он налогом или же имеет иную природу. Решить эту задачу довольно сложно, поэтому не исключаются ошибки, в том числе судебные. Примером такого случая, по нашему мнению, является решение Верховного Суда РФ от 20.11.97 по жалобе ДОАО “Спецгазавтотранс” о признании недействительными ряда пунктов Инструкции о порядке начисления и уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования*1 (далее по тексту - Инструкция).

-----
*1 Утверждена постановлением Фонда социального страхования РФ, Минтруда России, Минфина России и Госналогслужбы России от 02.10.96 № 162/2/87/07-1-07


Свое требование заявитель жалобы обосновал тем, что оспариваемые пункты Инструкции противоречат Закону РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” и ряду других законов, Конституции РФ. В частности, он отметил, что установленная в п. 79 Инструкции обязанность самостоятельно начислять себе пеню на сумму недоимки за все время просрочки платежа и отражать в расчетной ведомости не вытекает из какого-либо закона, а Фонд социального страхования и другие ведомства не вправе самостоятельно устанавливать какие-либо обязанности налогоплательщиков.

Представители ведомств на суде заявили, что “страховые взносы ничего общего с налоговыми платежами ни имеют, а поэтому налоговое законодательство на правоотношения, связанные с социальным страхованием, не распространяется”.

Верховный Суд РФ поддержал эту позицию на том основании, что “страховые платежи на государственное социальное страхование согласно ст. 19, 20, 21 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” в перечень налогов в Российской Федерации не включены и в связи с этим не являются налоговыми платежами. ”. При таких обстоятельствах Суд пришел к выводу о том, что действие налогового законодательства на возникающие правоотношения в сфере социального страхования, в том числе по уплате страховых взносов, не распространяется и в связи с этим оспариваемые заявителем пункты Инструкции не могут находиться в противоречии с положениями, содержащимися в Законе РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.

Обращает внимание сугубо формальный подход Суда к разрешению спора. Суд не исследовал сущностных характеристик взносов, не определил их природу. Отсутствие того или иного платежа в перечне, приведенном в ст. 19, 20, 21 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” само по себе не означает, что этот платеж не является налогом, установленным иным нормативным актом. Примеры таких налогов не единичны.

Представляется, что на решение Верховного суда во многом повлияло отсутствие в законодательстве определения понятия “налог”.

В этих условиях значение практики Конституционного Суда РФ состоит в том, что в ряде постановлений продемонстрирован подход к разрешению вопроса о правовой природе платежа, сформулированы критерии, определены сущностные характеристики налоговых платежей.

Развернутая аргументация по вопросу о правовой природе платежа приведена в постановлении Конституционного Суда РФ от 24.02.98 № 7-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год” в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов".

По вопросам о правовой природе взносов в Пенсионный фонд РФ и другие социальные фонды ведется давний спор.

Так, при обсуждении проекта Налогового кодекса возникла необходимость разграничения налоговых отношений и отношений, связанных с уплатой взносов во внебюджетные социальные фонды.

Пенсионный фонд РФ в заключении по проекту Кодекса, в частности, указал, что на социальное страхование не могут распространяться принципы налогообложения, поскольку страхование является составной частью не налоговых, а трудовых отношений. По мнению Фонда, страховые взносы носят не фискальный, а компенсационный характер и по существу являются отложенной частью оплаты труда для материального обеспечения при наступлении страховых случаев (достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, смерть кормильца и др.).

Фонд социального страхования поддержал ту же позицию и указал, что в отличие от налогов, относящихся к прибавочному продукту, средства социального страхования составляют обобществленную часть необходимого продукта в виде затрат на воспроизводство рабочей силы. Страховые взносы включаются в себестоимость продукции, работ, услуг, имеют строго целевое назначение и, в частности, по Фонду социального страхования не аккумулируются в федеральных и региональных фондах, а в своей основе (до 80 %) расходуются непосредственно страхователями (плательщиками взносов) по зачетной системе.

Представляется, что подобная точка зрения во многом беспочвенна. О компенсационном характере взносов можно говорить лишь в самом общем экономическом плане. С правовой позиции компенсационности нет.

Во-первых, плательщик взносов и получатель благ могут не совпадать (работодатель и работник).

Во-вторых, лицо имеет право на получение пенсии и иных выплат при наличии стажа работы и достижении возраста независимо от факта уплаты взносов в прошлом. Например, если работодатель уклонялся от внесения взносов, то это обстоятельство ни коим образом не может повлиять на право работника получать пенсию. Государство гарантирует получение пенсии в установленном размере, которое не зависит от внесенных сумм. Отношения по уплате взносов и по получению пенсии - принципиально разные отношения.

В-третьих, уплата взноса не означает возникновения встречной обязанности государства, и, таким образом, обязанность возникает не в силу совершения платежа, а в результате указанных обстоятельств. Поэтому взносы в Пенсионный фонд РФ и аналогичные фонды не могут быть отнесены к категории пошлин или сборов.

Такие взносы по своему характеру следует отнести к категории целевых налогов. Расходы на выплаты государственных пенсий и других социальных пособий могут финансироваться и за счет иных источников, например, общих налоговых поступлений. Однако использование формы целевых налогов в данном случае представляется оправданным с социально-политической точки зрения.

Во многих странах платежи, именуемые в России взносами во внебюджетные социальные фонды, называются социальными налогами.

Таким образом, отношения по уплате социальных взносов, хотя и близки к отношениям социального страхования, существенно от них отличаются и являются и по существу, и по форме налоговыми.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 24.02.97 № 7-П также отметил, что страховые взносы имеют ряд особенностей, вытекающих из сущности государственного социального страхования как важнейшей организационно-правовой формы социального обеспечения, в рамках которой реализуется право граждан на трудовые пенсии, гарантии, компенсации.

Уплата страховых взносов страхователями и гражданами является сущностным признаком государственного социального страхования. Например, “страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации - это обязательная составная часть расходов по найму рабочей силы. Они являются материальной гарантией государственного пенсионного обеспечения для граждан в случаях, когда они лишены возможности иметь заработок (доход) или утратили его в силу возраста, состояния здоровья и по другим причинам, которые рассматриваются в качестве страховых рисков и выступают основаниями государственного пенсионного обеспечения” (пункт 2).

Однако Конституционный Суд РФ сделал правильный, на наш взгляд, вывод о том, что задачи, решаемые посредством взимания страховых взносов, не существенны для оценки правовой природы этих платежей с позиции их отношения к фискальной системе государства. Главная задача этой системы - формирование ресурсов публичной власти, за счет которых оплачиваются все расходы, связанные с обеспечением публичных функций, в том числе функций социального государства, связанных с выплатой государственных пенсий и социальных пособий (ст. 7, 39 Конституции РФ). Конституционный суд отметил в постановлении, что “уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений”.

С точки зрения законодательной техники страховые взносы соответствуют критериям налоговых платежей. Конституционный Суд РФ отметил, что “для граждан-плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации этот платеж с целью финансирования трудовых пенсий является прямым и обязательным вычетом из их заработка (дохода)”. Признак обязательности выражается в том, что отношения по государственному пенсионному страхованию возникают в силу закона, т.е. независимо от воли его участников. О характере страховых взносов прямо сказано в ст. 1 Федерального закона РФ от 01.04.96 “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования”*1: страховые взносы в Пенсионный фонд РФ - это обязательные платежи на государственное пенсионное страхование, которые их плательщики уплачивают в Пенсионный фонд РФ в соответствии с законодательством РФ.

-----
*1 Собрание законодательства, 1996, № 14. Ст. 1401

Взносы в социальные фонды обладают также признаком индивидуальной безвозмездности. В постановлении отмечено, что “целевое расходование средств на выплату трудовых пенсий вовсе не предполагает, что размер и общая сумма пенсии, на которые может рассчитывать ее получатель в течение всего периода жизни после выхода на пенсию, будет соответствовать сумме страховых взносов, уплаченных конкретным работодателем и работником либо индивидуальным предпринимателем или другим самозанятым гражданином. Тем самым получатели пенсий уравниваются в правах, а лишенным персонально-целевого назначения страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации придается обезличенно-безвозмездный характер”.

Кроме того, ряд других условий взимания этих взносов свидетельствует об их налоговой природе. “Содержание и характер норм о порядке регистрации плательщиков страховых взносов, о порядке и сроках уплаты страховых взносов, о мерах ответственности плательщиков, об осуществлении Пенсионным фондом Российской Федерации контроля за своевременной и полной их уплатой плательщиками с участием органов Госналогслужбы России, о наделении этого фонда при взыскании в бесспорном порядке недоимок по страховым взносам с работодателей-организаций правами, представленными налоговым органом по взысканию не внесенных в срок налогов и налоговых платежей, сближают страховые взносы с налоговыми платежами”.

Иными словами, Конституционный Суд РФ обратил внимание на то, что обязательство по уплате страховых взносов строится так же, как и налоговое обязательство. Элементы налогового обязательства (субъект налога, объект, порядок исчисления налоговой базы, ставка и др.) присущи и обязательству по уплате взносов. Идентичны также способы контроля за выполнением обязательств по исчислению и уплате налогов и взносов, меры обеспечения выполнения обязательств.

Все перечисленное явилось основанием для вывода о том, что “согласно действующему законодательству, страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации представляют собой установленные законом особые обязательные платежи, являющиеся формой отчуждения денежных средств страхователей и застрахованных на началах безвозвратности и индивидуальной безвозмездности. Это означает, что при установлении таких платежей должны соблюдаться конституционные требования к законодательному регулированию любых финансовых обременений и к ограничениям прав и свобод граждан (статья 55, части 2 и 3; статья 57 Конституции Российской Федерации)”.

Одним из конституционных принципов налогообложения и сборов, обеспечивающих реализацию и соблюдение основ конституционного строя, является принцип ограничения специализации налогов и сборов.

По общему правилу, налог не предназначен для определенного расхода. Это - одно из обязательных условий стабильности государственного бюджета и гарантия выполнения государством своих социальных и иных функций. Основанием данного принципа является также закрепленное в Конституции РФ требование всеобщности и единства бюджета (ст. 114). К тому же в соответствии со ст. 2, 11 Закона РФ от 27.12.91 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” цель взимания не является существенным признаком налога, элементом налогового обязательства.

Данная точка зрения доминирует и в науке налогового права, закреплена в зарубежном законодательстве*1.

-----
*1 Годме Поль Мари. Финансовое право. - М.: Прогресс, 1978. С. 366 - 370


Целевые налоги абсолютно не исключаются, однако их установление должно быть обусловлено конституционно значимыми целями.

К целевым налоговым платежам относятся также взносы в социальные фонды, в частности страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Придание этим платежам целевого характера вполне обосновано конституционно значимыми положениями (п. 2 постановления Конституционного суда РФ от 24.02.98 № 7-П). Платежи взимаются в целях финансирования системы государственного пенсионного страхования, которая является организационной формой социального обеспечения граждан. Этой форме присуща уплата взносов страхователями (работодателями) и застрахованными гражданами. Важный вывод, который можно сделать, анализируя постановление Конституционного Суда РФ от 24.02.98, состоит в том, что при анализе конституционности целевого налога необходимо исходить не только из признаков платежа как фискального явления, но и из соответствия платежа тем конституционным целям, ради которых ему придан целевой характер.

Конституционный Суд РФ отметил в п. 3 постановления: “Принципы справедливости и равенства требует не только соразмерности (не чрезмерности) тарифов страховых взносов заработку (доходу) плательщика, что может обеспечиваться введением пропорциональных тарифов, но и соотносимости между тарифами и размерами пенсий, в настоящее время практически одинаковыми для разных категорий плательщиков страховых взносов. Этим требованиям оспариваемой заявителями тариф страховых взносов не отвечает. Правовое регулирование, избранное законодателем в данном случае, привело к тому, что равное право на трудовую пенсию (статья 39, части 1 и 2 Конституции Российской Федерации) для разных категорий граждан оказалось связанным с существенно несоразмерными отчислениями на его финансирование”.

Как видно из приведенного текста, Конституционный Суд РФ исследовал проблему справедливости страховых взносов не только как налоговых платежей, являющихся формой отчуждения собственности граждан и предприятий, но и как способа финансирования системы государственного пенсионного страхования. Суд оценивал не только влияние этих платежей на материальное состояние плательщиков, но и соответствие их целям, ради которых они установлены.

На основе такого анализа Конституционный Суд РФ пришел к выводу о том, что “предусмотренный оспариваемыми нормами тариф страховых взносов приводит к такому изъятию доходов занимающихся частной практикой нотариусов и адвокатов, что он, по сути, становится не столько финансированием трудовых пенсий, сколько необоснованным лишением их части законно заработанного”.

Таким образом, к целевым налогам предъявляются повышенные требования соответствия конституционным положениям по сравнению с общими налогами.

При обслуживании общего имущества многоквартирного дома посредством ТСЖ, руководство товарищества организует поставку коммунальных услуг жильцам и проведение ремонтных работ в доме за счёт средств владельцев помещений дома.

Средства уплачиваются жителями в виде взносов, имеющих различное целевое назначение, размер и порядок внесения.

В статье обсудим, каков допустимый размер взносов и можно ли их вернуть после выхода из ТСЖ. Поговорим о предназначении резервного фонда.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Какие взносы бывают?

Поступающие на расчётный счёт жилтоварищества от собственников квартир взносы могут быть следующих видов:

  • Целевые.
  • Членские.
  • Страховые.
  • Вступительные.

К целевым взносам в ТСЖ относятся платежи, необходимые для обеспечения уставных целей товарищества – оплаты услуг фирм-поставщиков ресурсов и подрядчиков, выполняющих работы по ремонту и обслуживанию жилья, а также прилегающей территории.

Структура таких платежей описана в ст. 154 ЖК и включает в себя:

  • Оплату за аренду (для нанимателей).
  • Оплату за капитальные ремонтные работы.
  • Оплату за обслуживание и текущий ремонт общих помещений.
  • Оплату за коммунальные ресурсы (электричество, вода, газ и т.д.).

Назначение взносов:

  1. Целевые взносы должны уплачивать вступившие и не вступившие в товарищество владельцы помещений в доме по факту потребления ресурсов и выполненных работ.
  2. Членские взносы идут на организацию работы жилтоварищества, вознаграждение руководства и оплату труда штатных сотрудников, они обязательны для лиц, вступивших в товарищество. Кроме того, средства членских взносов могут направляться на специальные счета в резервный фонд жилищной структуры, а также на организацию хозяйственной деятельности и благоустройство территории.
  3. Страховые взносы подлежат уплате из средств расчётного счёта за каждого постоянного штатного сотрудника ТСЖ. Обязанность по уплате таких взносов лежит на товариществе, поскольку оно является юридическим лицом-нанимателем работников.
  4. Вступительные взносы являются разовыми платежами, производимыми вступающими в жилтоварищество владельцами помещений дома. Такие платежи идут на покрытие расходов, понесённых в связи с созданием и регистрацией товарищества его учредителями.

Размер платежей

Размер целевых платежей, перечисляемых на оплату коммунальных ресурсов, зависит от:

  • Тарифов поставщиков в данном регионе.
  • Времени года.
  • Площади помещения.
  • Количества зарегистрированных жильцов в помещении.

Примерные суммы:

    Целевые платежи составляют в среднем по стране от 1000 до 10000 рублей в большинстве регионов Российской Федерации.

Размеры платежей за капитальные ремонтные работы устанавливаются общим собранием жильцов-членов товарищества, но не могут быть меньше размера, определённого органами власти субъекта федерации (п. 1 ст. 169 ЖК РФ).

Базой для расчёта страховых платежей является суммарная зарплата всех сотрудников, а процентная ставка определяется ст. 425 НК РФ и составляет:

  • Для пенсионного фонда – 26%.
  • Для фонда социального страхования – 2,9%.
  • Для медицинского страхования – 5,1%.

На период с 2017 по 2019 годы процентная ставка взносов товарищества в пенсионный фонд уменьшается с 26 % до 22 %, если база платежей не превышает предельного размера.

Предельная база рассчитывается как 12 средних заработных плат, умноженных на коэффициент, установленный для каждого года пунктом 5 ст. 421 НК РФ.

Важно учитывать, что для лиц, не являющихся членами жилтоварищества, целевые взносы будут выше, чем для членов ТСЖ, так как включают в себя расходы, понесённые жилищной структурой на организацию ремонтных работ, деятельность руководства и т.д. Участники товарищества покрывают данные расходы за счёт членских взносов, а с прочими собственниками заключаются отдельные договора на обслуживание.

Уменьшить размеры взносов владельцы квартир могут, отказавшись от ряда дополнительных сервисов, организованных правлением, например, услуг круглосуточного ремонта по вызову или использования охраняемых парковочных мест, созданных на прилегающем к дому участке.

Можно ли вернуть после выхода из товарищества?

После входа из товарищества владельцы помещений в доме больше не обязаны выплачивать членские взносы, направленные на содержание руководящей структуры ТСЖ и дополнительных сервисов, им организованных, но уже уплаченные средства жильцам в общем случае не возвращаются.

Часть средств можно вернуть при выходе из ТСЖ в судебном порядке.

Это возможно в следующих ситуациях:

  • При нарушении порядка сбора средств, утверждённого общим собранием.
  • При наличии фактов нецелевого расходования средств.
  • При начислении взносов за не предоставленные фактически услуги.

Чтобы доказать расходование взносов не по назначению, вышедшему из товарищества владельцу квартиры нужно запросить в бухгалтерии данные о текущих приходно-расходных операциях и сравнить их с запланированной сметой, утверждённой собранием.

При наличии несоответствий в тратах вышедший из ТСЖ житель дома может требовать возврата средств путём обращения в местное отделение жилищного надзора с жалобой.

Что такое резервный фонд и зачем нужен?

Резервный фонд формируется по решению общего собрания участников жилтоварищества и используется на погашение непредвиденных расходов.

Причины непредвиденных расходов:

  • Рост тарифов поставщиков ресурсов.
  • Аварии в общих помещения.
  • Стихийные бедствия.
  • Ошибки технического персонала.

Резервный фонд имеет установленный размер, от 5 до 10 процентов ежемесячных расходов товарищества. Поддержание постоянной суммы средств на счету фонда и индексация такой суммы с учётом инфляции и других обстоятельств позволяет избежать возникновения задолженностей перед кредитными организациями и поставщиками ресурсов в случае непредвиденных расходов.

Использованные средства фонда подлежат восстановлению за счёт регулярных взносов жителей-членов товарищества.

В аварийных ситуациях, когда под угрозой находится сохранность общей собственности жильцов, руководство жилтоварищества санкционирует расходование резервных средств без созыва общего собрания. Указание в уставе как можно большего числа внештатных ситуаций, позволяющих немедленно расходовать резервные средства на их устранение, позволят избежать растрат и оперативно ликвидировать последствия непредвиденных ситуаций.

Пополнение резервного фонда может осуществляться за счёт:

  • Отчислений от регулярных платежей собственников помещений.
  • Прибыли от сдачи в аренду пустующих помещений ТСЖ.
  • Направления в фонд сэкономленных средств, а также штрафов и пеней, полученных от жильцов за просрочки платежей.
  • Получения жилищных субсидий из бюджета.
  • Спонсорской помощи.

Для хранения средств резервного фонда правление ТСЖ может открыть в банке счёт, не используемый для текущих приходно-расходных операций, чтобы избежать несанкционированных или случайных трат резерва (например, из-за ошибки бухгалтера).

Открытие спецсчёта и контроль размещённых на нём резервных средств осуществляется руководством жилтоварищества или доверенным лицом, утверждённым общим собранием, на основании выписки из протокола данного собрания.

Итак, взносы в ТСЖ идут на содержание многоквартирного дома в надлежащем состоянии и на оплату коммунальных услуг. Все собственники помещений обязаны уплачивать взносы в соответствии с потреблёнными услугами и условиями договоров с жилтовариществом на предоставление таких услуг.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

Читайте также: