Фз 56 от 30 04 о дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ в наименование настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ
"О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений"

С изменениями и дополнениями от:

27 июля 2010 г., 11 июля 2011 г., 28 июля 2012 г., 12 марта, 21 июля, 4 ноября 2014 г., 4 июня, 27 декабря 2018 г., 1 апреля, 1 октября 2019 г.

Принят Государственной Думой 18 апреля 2008 года

Одобрен Советом Федерации 25 апреля 2008 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

30 апреля 2008 г.

Принятый Федеральный закон направлен на стимулирование формирования пенсионных накоплений и повышение уровня пенсионного обеспечения граждан посредством развития дополнительных форм пенсионного страхования.

Гражданам предоставляется возможность вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Размер дополнительного страхового взноса будет определяться застрахованным лицом самостоятельно. Уплата взноса может осуществляться через работодателя либо через кредитные организации. Работодателям также предоставляется возможность уплачивать взносы в пользу своих работников.

Предусмотрено софинансирование из федерального бюджета пенсионных накоплений граждан. Лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в период с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013 года, будут получать средства из федерального бюджета на накопительную часть трудовой пенсии в том же размере, в котором будут уплачивать дополнительные страховые взносы, но не более 12 000 рублей в год. Лицам, достигшим пенсионного возраста и не обратившимся за назначением пенсии, из федерального бюджета будет доплачиваться 4-кратная сумма внесенных дополнительных страховых взносов, но не более 48 000 рублей в год. При этом размер дополнительного страхового взноса, уплаченного гражданином, должен быть не менее 2 000 рублей в год. Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений будет осуществляться в течение 10 лет начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

В целях обеспечения сохранности сумм дополнительных страховых взносов предусмотрено их инвестирование.

Федеральный закон вступает в силу с 1 октября 2008 года, за исключением отдельных его положений, для которых установлен иной срок вступления в силу.

Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений"

Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 6 мая 2008 г. N 95, в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 мая 2008 г. N 18 ст. 1943

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 1 апреля 2019 г. N 48-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 536-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 138-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 июня 2018 г.

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 345-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 33-ФЗ

Изменения вступает в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Комментарий к Федеральному закону РФ от 30.04.2008 N 56-ФЗ
“О дополнительных страховых взносах на накопительную часть
трудовой пенсии и государственной поддержке
формировани пенсионных накоплений“

Комментируемый закон регулирует отношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Прежде чем приступить к непосредственному комментарию указанного закона, приведем небольшую информационно-историческую справку.

В соответствии с действующим законодательством трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей (ст. 5 Федерального закона N 173-ФЗ*(1)):

При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование

страховой части трудовой пенсии, накопительная - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии, и дохода от их инвестирования.

Основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в стране установлены Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ). В первоначальной редакции этого закона, вступившей в силу с 1 января 2002 года, для застрахованных лиц - мужчин с 1953 по 1966 год рождения и женщин с 1957 по 1966 год рождения был определен тариф страховых взносов в размере 14%, из которых на финансирование страховой и накопительной частей предназначались соответственно 12% и 2%. Таким образом, предусматривалась разбивка страховых взносов на страховую и накопительную части.

С 1 января 2005 года пп. 1 п. 2 ст. 22 Федерального закона N 167-ФЗ действует в редакции Федерального закона N 70-ФЗ*(2). В соответствии с новой редакцией этого подпункта страховые взносы, уплачиваемые страхователями за застрахованных лиц вышеуказанных возрастных категорий, в полном объеме направляются на финансирование страховой части их трудовых пенсий. Это означает, что с 1 января 2005 года законодательство не предусматривает уплату обязательных сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии для застрахованных лиц мужчин с 1953 по 1966 год рождения и женщин с 1957 по 1966 год рождения.

В начале 2008 года увидело свет Постановление КС РФ от 25.12.2007 N 14-П по делу о проверке конституционности п. 3 ст. 2 Федерального закона N 70-ФЗ, которым внесены указанные изменения. Конституционный суд признал не противоречащим Конституции РФ направление всей суммы страховых взносов, уплачиваемых страхователями (работодателями) в

бюджет ПФР за застрахованных лиц - мужчин с 1953 по 1966 год рождения и женщин с 1957 по 1966 год рождения, на финансирование страховой части их трудовых пенсий. Оспариваемые положения не препятствуют застрахованным лицам, родившимся до 1 января 1967 года, в реализации их пенсионных прав, а именно:

- при наступлении страхового случая получить накопительную часть трудовой пенсии, исчисленную с учетом пенсионных накоплений, поступивших на индивидуальный лицевой счет в период с 2002 по 2004 год;

- при назначении трудовой пенсии по старости передать средства пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, внегосударственный пенсионный фонд либо получить эти средства и доход от их инвестирования.

Однако, по мнению арбитров Конституционного суда, в Российской Федерации не должны издаваться законы, вносящие произвольные изменения в действующее правовое регулирование, поскольку тем самым нарушился бы принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и вопреки требованию Конституции РФ умалялось бы достоинство личности.

Поэтому в своем постановлении Конституционный суд отметил, что федеральный законодатель, изменяя условия обязательного пенсионного страхования, ранее установленные для соответствующей возрастной категории граждан, обязан был указать на цели своего решения и предусмотреть такое правовое регулирование, которое не приводило бы к полной утрате ими возможности пополнять каким-либо способом денежные средства, ранее учтенные в специальной части их индивидуальных лицевых счетов. Далее Конституционный суд рекомендовал федеральному законодателю воспользоваться своими дискреционными полномочиями и устранить пробел, образовавшийся в законодательстве о пенсионном страховании.

Через год с лишним (16 месяцев) пробел был устранен. Так появился комментируемый Федеральный закон “О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений“. Закон вступит в

силу 1 октября 2008 года, за исключением отдельных норм, которые начнут действовать с 1 января 2009 года. Сразу отметим, что положения закона распространяются на всех застрахованных лиц независимо от их возраста, а не только на лиц, родившихся до 1 января 1967 года.

Как следует из названия самого закона, федеральный законодатель предусмотрел не только возможность добровольной уплаты дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, но и обязательность государственной поддержки формирования пенсионных накоплений.

Дополнительный страховой взнос на накопительную часть трудовой пенсии - это индивидуально возмездный платеж, который производится за счет собственных средств застрахованного лица. При этом комментируемый закон предусматривает два варианта уплаты дополнительного страхового взноса:

а)застрахованным лицом (самостоятельно);

Размер дополнительного страхового взноса определяется застрахованным лицом самостоятельно.

Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений осуществляется за счет средств фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета. Взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений передаются в бюджет ПФР в пользу застрахованного лица, уплатившего дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии на условиях и в порядке, предусмотренных комментируемым законом. Право на получение государственной поддержки в виде софинансирования дополнительных страховых взносов будут иметь лица, вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов (в сумме не менее 2 000 рублей в год) в период с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013 года. Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений будет осуществляться в течение 10 лет начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованным лицом дополнительных страховых взносов. Установлено, что размер взноса на софинансирование определяется исходя из суммы дополнительных страховых взносов, уплаченных за истекший календарный год, но не может

составлять более 12 000 рублей в год. Размер взноса на софинансирование пенсионных накоплений застрахованных лиц, достигших пенсионного возраста и не обратившихся за установлением ни одной из частей трудовой пенсии, определяется исходя из увеличенной в 4 раза суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 48 000 рублей в год. Средства федерального бюджета, направленные на софинансирование пенсионных накоплений, поступившие в бюджет ПФР, передаются управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам.

Кроме дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии и взносов в форме государственной поддержки законом предусмотрены взносы работодателя.

Взносы работодателя - это средства работодателя, уплачиваемые им в пользу застрахованного лица.

Работодатель вправе принять решение об уплате таких взносов только в отношении застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. Размер взносов определяется работодателем ежемесячно в отношении каждого застрахованного лица.

Обратите внимание: дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, взносы работодателя и взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений включаются в состав пенсионных накоплений застрахованных лиц (п. 4 ст. 5, п. 4 ст. 8, п. 4 ст. 13 Федерального закона N 56-ФЗ).

В заключение отметим, что законодатель, предоставляя возможность добровольной уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, не забыл и о вопросах налогообложения указанных сумм. Так, Федеральным законом N 55-ФЗ*(3) внесены изменения в НК РФ, которые направлены на обеспечение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений с учетом поступивших дополнительных страховых взносов. Расширен перечень видов доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению. Освобождаются от налогообложения суммы, получаемые застрахованными лицами, добровольно вступившими в

правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, в виде взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений; взносы работодателя, уплачиваемые на накопительную часть трудовой пенсии в сумме уплаченных взносов, но не более 12 000 рублей в год на каждого работника, в пользу которого работодатель уплачивал взносы. Налогоплательщикам предоставляются налоговые вычеты в сумме уплаченных ими дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

Кроме того, внесены изменения в Федеральный закон N 167-ФЗ, в соответствии с которыми все физические лица (независимо от факта работы и распространения на них обязательного пенсионного страхования), добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, могут воспользоваться правом на государственную поддержку формирования пенсионных накоплений.

главный редактор журнала “Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение“

“Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера“, N 6, июнь 2008 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации.“
*(2) Федеральный закон от 20.07.2004 N 70-ФЗ “О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации“.

*(3) Федеральный закон от 30.04.2008 N 55-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений“.

Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений"

  • Взносы по ДМС и другим договорам добровольного страхования: может ли АУ учесть расходы?
  • Покупайте работникам турпутевки и учитывайте затраты на них
  • Представляем отчеты по страховым взносам за 2019 год
  • Какой датой следует подать завершающие отчеты в ПФР (формы СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ) при ликвидации организации, а также форму 2-НДФЛ и форму 6-НДФЛ?
  • Правила оформления и выдачи расчетных листков
  • Какие суммы не учитываются при определении предельной суммы дохода для предоставления стандартного вычета по НДФЛ?
  • В соцсетях "ходят" ложные инструкции о вычете НДФЛ на пенсионное страхование

Гражданам предоставляется возможность вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Размер дополнительного страхового взноса будет определяться застрахованным лицом самостоятельно. Уплата взноса может осуществляться через работодателя либо через кредитные организации. Работодателям также предоставляется возможность уплачивать взносы в пользу своих работников.

Предусмотрено софинансирование из федерального бюджета пенсионных накоплений граждан. Лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в период с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013 года, будут получать средства из федерального бюджета на накопительную часть трудовой пенсии в том же размере, в котором будут уплачивать дополнительные страховые взносы, но не более 12 000 рублей в год. Лицам, достигшим пенсионного возраста и не обратившимся за назначением пенсии, из федерального бюджета будет доплачиваться 4-кратная сумма внесенных дополнительных страховых взносов, но не более 48 000 рублей в год. При этом размер дополнительного страхового взноса, уплаченного гражданином, должен быть не менее 2 000 рублей в год. Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений будет осуществляться в течение 10 лет начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.
В целях обеспечения сохранности сумм дополнительных страховых взносов предусмотрено их инвестирование.

Вносимые в Налоговый кодекс РФ изменения направлены на обеспечение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений с учетом поступивших дополнительных страховых взносов. Расширен перечень видов доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению. Так, освобождаются от налогообложения суммы, получаемые застрахованными лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, в виде взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений; взносы работодателя, уплачиваемые на накопительную часть трудовой пенсии в сумме уплаченных взносов, но не более 12 тыс. рублей в год на каждого работника, в пользу которого работодателем уплачивались взносы. Налогоплательщикам предоставляются налоговые вычеты в сумме уплаченных налогоплательщиком дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.
В соответствии с внесенными изменениями в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" все физические лица (независимо от факта работы и распространения на них обязательного пенсионного страхования), добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, смогут воспользоваться правом на государственную поддержку формирования пенсионных накоплений.

Федеральный закон вступает в силу с 1 октября 2008 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ

О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон в целях стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации») определяет порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, устанавливает порядок и условия уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, а также предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Дополнительные взносы на накопительную часть пенсии

Дополнительные взносы на накопительную часть пенсии В соответствии с принятым Федеральным законом от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» граждане

2.5. Дополнительные страховые взносы работодателя на накопительную часть трудовой пенсии

2.5. Дополнительные страховые взносы работодателя на накопительную часть трудовой пенсии Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»

Статья 3. Правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии

Статья 3. Правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии 1. Правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на

Статья 4. Заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии

Статья 4. Заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии 1. Заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному

Статья 5. Дополнительный страховой взнос на накопительную часть трудовой пенсии

Статья 5. Дополнительный страховой взнос на накопительную часть трудовой пенсии 1. Размер уплачиваемого дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии определяется застрахованным лицом самостоятельно.2. Застрахованное лицо, желающее

Статья 6. Порядок самостоятельной уплаты дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии

Статья 6. Порядок самостоятельной уплаты дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии 1. Уплата дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии осуществляется застрахованным лицом, самостоятельно уплачивающим

Статья 7. Порядок исчисления и удержания дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии работодателем

Статья 7. Порядок исчисления и удержания дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии работодателем 1. Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии ежемесячно исчисляются работодателем отдельно в отношении каждого

Статья 9. Порядок перечисления дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя

Статья 9. Порядок перечисления дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя 1. Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя перечисляются работодателем в бюджет

Статья 10. Инвестирование сумм дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя

Статья 10. Инвестирование сумм дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя 1. Поступающие в Пенсионный фонд Российской Федерации суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов

Статья 12. Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений

Статья 12. Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений 1. Право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, имеют застрахованные лица, вступившие в правоотношения

Статья 13. Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений

Статья 13. Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений 1. Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц определяется исходя из суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой

Статья 14. Порядок перевода и учета взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений

Статья 14. Порядок перевода и учета взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений 1. Пенсионный фонд Российской Федерации до 20 апреля года, следующего за годом уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, направляет

Статья 15. Инвестирование средств федерального бюджета, направленных на софинансирование формирования пенсионных накоплений

Статья 15. Инвестирование средств федерального бюджета, направленных на софинансирование формирования пенсионных накоплений Средства федерального бюджета, направленные на софинансирование формирования пенсионных накоплений и поступившие в бюджет Пенсионного фонда

4.2. Принципы формирования трудовой пенсии по старости

4.2. Принципы формирования трудовой пенсии по старости Расчет ежемесячной трудовой пенсии по старости для основной категории пенсионеров определяется путем суммирования всех ее частей: страховой и накопительной, который можно представить по следующей

5.2. Принципы формирования трудовой пенсии по инвалидности

5.2. Принципы формирования трудовой пенсии по инвалидности Размер трудовой пенсии по инвалидности сейчас зависит от группы инвалидности, а не от степени ограничения способности к трудовой деятельности, как это было до 01.01.2010 г. Причина перехода на группу инвалидности

6.2. Принципы формирования трудовой пенсии по случаю потери кормильца

6.2. Принципы формирования трудовой пенсии по случаю потери кормильца Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется по формуле в зависимости от категории получателя указанной пенсии. В состав пенсии входит фиксированный базовый размер, который с 1

О государственной поддержке формирования пенсионных накопленийС 1 октября 2008 года вступает в силу Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Цель закона - стимулирование формирования пенсионных накоплений и повышение уровня пенсионного обеспечения граждан. Государство через софинансиро-вание и налоговые преференции вводит экономическое стимулирование участия граждан в формировании своей пенсии.

Закон значительно расширил круг лиц, которые имеют возможность принять активное участие в формировании накопительной составляющей своей будущей пенсии.

1. Кто может участвовать в добровольном пенсионном накоплении?

Закон предоставляет право любому физическому лицу, постоянно или временно проживающему в РФ, вне зависимости от возраста, и независимо от того работает или нет, участвовать в системе.

Право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений будут иметь граждане, вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Если на гражданина не открыт индивидуальный лицевой счет в Пенсионном фонде РФ (например, он официально не работал), одновременно с заявлением об уплате дополнительных взносов на накопительную часть пенсии ему нужно будет представить сведения, необходимые при первичной регистрации в Пенсионном фонде.

Вступить в программу можно в любой момент в течение пяти лет: с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013 года. Срок поддержки определен в течение 10 лет, начиная с года, следующего за годом уплаты работником дополнительных взносов. Таким образом, для тех, кто начнет перечислять взносы в 2009 году, соплатеж со стороны государства будет перечислен в 2010 году. Причем закон дает возможность работнику приостановить дополнительные платежи и вновь возобновить их в любой момент.

2. Сколько денег можно вносить в качестве добровольного взноса и сколько добавит государство?

Сколько платить определяет застрахованное лицо. Однако, право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений предоставляется только застрахованным лицам, уплатившим не менее 2 000 рублей в год.

Взносы могут перечисляться самостоятельно (через кредитную организацию) либо через работодателя.

Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений, будет составлять сумму, равную средствам, уплаченным гражданином за соответствующий год, но не более 12 тыс. рублей в год. Эти взносы будут осуществляться за счёт средств Фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета.

Уплату в пользу застрахованных лиц, перечисляющих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, вправе осуществлять также и работодатель (взносы работодателя). Обратите внимание! Взносы работодателя со-финансироваться за счёт средств федерального бюджета не будут.

3. Как подать заявление о добровольной уплате дополнительных пенсионных взносов?

Заявление подается в Пенсионный фонд. Передано заявление может быть как через работодателя, так и непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда по месту жительства.

Если заявление пишется по месту работы, то работодатель обязан в течение 3 рабочих дней передать его в Пенсионный фонд. Заявление можно отправить по почте, но в таком случае работнику потребуется заверить свою подпись в установленном порядке.

Территориальный орган ПФ в течение 10 рабочих дней после получения заявления должен сообщить гражданину о дате вступления в правоотношения по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть пенсии.

4. Софинансирование для граждан, достигших пенсионного возраста и не обратившихся за установлением пенсии.

В целях стимулирования продолжения трудовой деятельности граждан по достижении пенсионного возраста, Федеральным законом предусматривается увеличение размера взноса на софинансирование из средств федерального бюджета при условии отказа гражданина от назначения трудовой пенсии. Размер этого взноса будет определяться исходя из увеличенной в четыре раза суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплаченной застрахованным лицом, но не более 48 тыс. рублей в год.

5. Об инвестировании средств пенсионных накоплений

Перечисленные дополнительные страховые взносы застрахованного лица, средства софинансирования работодателя и средства федерального бюджета- софинансирование государства направляются в состав пенсионных накоплений.

Средства на накопительную часть пенсии инвестируются в соответствии с распоряжением будущего пенсионера. Если он выбирает одну из управляющих компаний или один из негосударственных пенсионных фондов, средства пенсионных накоплений передаются в них Пенсионным фондом в срок не превышающий три месяца со дня получения соответствующего заявления. Если работник такого распоряженияне давал, по умолчанию этими средствами будет распоряжаться государственная управляющая компания (Внешэкономбанк).

Суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплачиваемых застрахованным лицом, будут инвестироваться в порядке, установленном для инвестирования страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

В случае, если застрахованное лицо сделало свой выбор и передало основные средства пенсионных накоплений в УК или НПФ, то его дополнительные страховые взносы присоединяются к основным.

6. Выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц.

Средства пенсионных накоплений по дополнительному пенсионному страхованию выплачиваются правопреемникам застрахованного в случае его смерти в том же порядке, который предусмотрен для выплаты пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования. Эти выплаты производятся правопреемникам в том случае, если работник умер до момента оформления пенсии. Если пенсия была оформлена, все накопления переходят в собственность государства и используются Пенсионным фондом для выплаты пенсий по солидарному принципу.

7. Налоговые льготы при уплате дополнительных страховых взносов у застрахованных лиц и работодателей

Федеральным законом от 30.04.2008г. №55-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона №56-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, касающиеся исключения из базы по налогу на доходы физических лиц взносов, направляемых из средств федерального бюджета на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также взносов работодателя, уплачиваемых в пользу работника (не более 12 тыс. рублей в год).

Работодателю предоставляются следующие налоговые льготы:
освобождение от уплаты единого социального налога взносов работодателя в размере производимого им софинансирования (не более 12 тыс. рублей а год),
а также включение сумм софинансирования в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли.

Кроме того, с 1 января 2009г. размер предоставляемого социального налогового вычета увеличивается до 120 тыс. рублей в год, а в перечень целей, на которые он может использоваться, помимо расходов на образование, здравоохранение и добровольное пенсионное страхование, включены и дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.

Накопительная пенсия — денежные средства, собранные из ежемесячных перечислений застрахованного лица. Для регулирования внесенных денег и порядка предоставления государственной поддержки был принят ФЗ 56.

Общие сведения

Федеральный закон №56 «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» был принят ГосДумой РФ 18 апреля 2008 года, а одобрен законопроект был спустя неделю. Последние поправки в ФЗ 56 были внесены 4 ноября 2014 года.

ФЗ 56 состоит из 17 статей, в которых раскрываются следующие положения:

  • Предмет регулирования закона.
  • Отношения, связанные с пополнением дополнительными взносами накопительной части пенсии.
  • Порядок оформления заявления во вступления в вышеперечисленные связи.
  • Взносы, вносимые работодателями.
  • Порядок, по которому можно самостоятельно внести положенные дополнительные взносы.
  • Способы перечисления денег.
  • Понятие инвестиционного портфеля.
  • Порядок учета взноса.

В положениях ФЗ 56 используются следующие понятия:

  • Застрахованное лицо — гражданин, который по добровольной воле вступил в правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием;
  • Взнос работодателя — деньги, которые начальник предприятия перечисляет за своего работника, в порядке, установленном законом.

Последние изменения, внесенные в 56 ФЗ

Положения Федерального закона были отредактированы 4 ноября 2014 года. Изменениям подлежали следующие статьи:

Статья 1

В старой редакции ст 1 обозначено, что дополнительные страховые взносы вносятся на часть трудовой пенсии. Согласно внесенным поправкам обязательные выплаты производятся на накопительную пенсию целиком.

Ст 2 ФЗ 56

В части 1 статьи 2 закона были изменены слова часть трудовой пенсии на пенсию. В пунктах 2, 3 и 4 были внесены те же поправки.

Статья 4

В ч 4 ст 4 была добавлена информация о количестве сотрудников, работающих на предприятии и за которых работодатель вносит обязательные страховые платежи. Количество работников должно составлять 25 человек.

В часть 6 была добавлена информация о том, что Пенсионный Фонд РФ регулирует порядок подачи заявления на открытие страхового счета.

В ФЗ 56 есть ряд статей, в которые не были внесены поправки, но их необходимо рассмотреть подробнее:

Ст 3 ФЗ 56

Для вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию гражданину необходимо написать заявление. Застрахованное лицо вправе самостоятельно определять размер дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и порядок их внесения.

Статья 6

В положениях ст 6 обозначен порядок самостоятельной уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию. По закону, если заявитель хочет лично вносить денежные средства, то он может это сделать путем перечислений через кредитную организацию. Деньги перечисляются на счет Пенсионного Фонда.

Обязательным условием таких выплат является предоставление платежных квитанций не позднее 20 числа каждого месяца в ПФ РФ.

Ст 7

В положениях 7 статьи обозначен порядок внесения обязательных платежей на накопительную пенсию работодателей. Директор предприятия обязан ежемесячно перечислять денежные средства в Пенсионный Фонд за каждого сотрудника в отдельности.

Статья 9

В ст 9 указан порядок перечисления обязательных взносов на накопительную пенсию работодателем. Денежные средства направляются в Пенсионный Фонд. Единовременно с перечислением денег работодатель составляет реестр всех застрахованных лиц. В реестр указывается следующая информация:

  • общая сумма перечислений;
  • номер страхового лицевого счета застрахованного сотрудника;
  • ФИО гражданина;
  • период оплаты;
  • размер выплачиваемой суммы на каждого сотрудника в отдельности.

Ст 12 ФЗ 56

В п 1 обозначен порядок предоставления гос поддержки при формировании пенсионных накоплений. Данный вид помощи предоставляется застрахованным лицам в течение 10 лет и при условии, что в предыдущем квартале они выплатили минимум 200 рублей.

Федеральный закон от 30.04.2008 N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» регулирует порядок внесения денежных средств застрахованным лицом или работодателем в Пенсионный Фонд. В законопроекте также прописан порядок перечисления обязательных выплат в случае смерти застрахованного лица. Чтобы подробнее ознакомиться с действующей редакцией ФЗ 56 скачайте его по ссылке.

О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений

  • О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений
  • Дополнительный страховой взнос на накопительную часть трудовой пенсии
  • Взносы работодателя
  • Инвестирование сумм дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя
  • Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений
  • Порядок перевода и учета взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений
  • Все страницы

Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ


(по состоянию на 10 октября 2010 г.)

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон в целях стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации") определяет порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному

страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, устанавливает порядок и условия уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, а также предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) застрахованное лицо - лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии;

2) работодатель застрахованного лица, уплачивающего дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии (далее - работодатель), - лицо, являющееся для указанного застрахованного лица страхователем по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

3) дополнительный страховой взнос на накопительную часть трудовой пенсии - индивидуально возмездный платеж, уплачиваемый за счет собственных средств застрахованным лицом, исчисляемый, удерживаемый и перечисляемый работодателем либо уплачиваемый застрахованным лицом самостоятельно на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;

4) государственная поддержка формирования пенсионных накоплений - взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений, осуществляемые за счет средств Фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета, и передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в пользу застрахованного лица, уплатившего дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;

5) взнос работодателя - средства работодателя, уплачиваемые им в пользу застрахованного лица на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии

1. Правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии возникают на основании поданного лицом заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

2. Застрахованное лицо, вступившее в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и осуществляющее их уплату, вправе прекращать либо возобновлять уплату указанных взносов, а также определять их размер.

3. Право на получение накопительной части трудовой пенсии, сформированной за счет дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, реализуется при соблюдении условий, установленных Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Статья 4. Заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии

1. Заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии (далее также - заявление) может подаваться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично гражданином по месту его жительства или через своего работодателя. Заявление также может быть подано иным способом, при этом установление личности и проверка подлинности подписи гражданина осуществляются в порядке, определенном подпунктами 1 - 3 пункта 4 статьи 32 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации").

2. В заявлении должны быть указаны:

  1. страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина;
  2. фамилия, имя, отчество гражданина;
  3. место жительства гражданина.

3. Форма заявления и инструкция по его заполнению утверждаются Пенсионным фондом Российской Федерации.

4. Работодатель, получивший заявление, в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня получения заявления, направляет его в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию. Работодатели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе путем реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанное выше количество, представляют полученные заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (далее - Федеральный закон "Об электронной цифровой подписи"). Формат представления указанного заявления в электронной форме определяется Пенсионным фондом Российской Федерации.

5. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, получивший заявление, не позднее 10 рабочих дней со дня получения заявления направляет гражданину уведомление о получении заявления, результатах его рассмотрения и дате вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

6. Гражданин, на которого не открыт индивидуальный лицевой счет в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"), одновременно с подачей заявления представляет сведения, необходимые при начальной регистрации в соответствии с указанным Федеральным законом, лично либо через орган (организацию), с которым (с которой) у Пенсионного фонда Российской Федерации имеется соглашение о взаимном удостоверении подписей, и регистрируется в качестве застрахованного лица в соответствии с настоящим Федеральным законом.

7. В случае, если в заявлении отсутствуют необходимые данные и (или) не представлены необходимые сведения, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает подавшему заявление гражданину соответствующие разъяснения.

8. Персональные данные застрахованных лиц, связанные с уплатой дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, являются государственным информационным ресурсом, функции оператора которого осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации.

Читайте также: