История страховых взносов в пенсионный фонд


12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете России. С этого времени ведется отсчет новой истории страны и реорганизации всех государственных институтов. Примечательно, что первыми полигонами для радикальной модернизации социально-экономического устройства новой России стали сферы образования и социального обеспечения. Уже 20 ноября 1990 года был принят федеральный закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Этот закон положил начало формированию в России пенсионной системы нового типа, полностью автономной от общесоюзного бюджета СССР, который прекратил свое существование в конце 1991 года. Новый пенсионный закон России признавался довольно радикальным для своего времени, с учетом острого политического и социально-экономического кризиса на всем постсоветском пространстве. Были отменены все ранее действовавшие в стране системы персональных, отраслевых, региональных и прочих социальных льгот и дифференцированных надбавок к пенсии. Вместо них учреждалась единая пенсионная система России. В соответствии со статьей 1 закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации», основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признавался «труд и его результаты». Соответственно, вместо прежней разветвленной и многоуровневой системы пенсионного обеспечения были установлены только два вида пенсий: трудовые и социальные. При этом право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации имели все иностранные граждане (в том числе жители других республик бывшего СССР), а также лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории РФ.

На первом этапе система пенсионного обеспечения граждан России продолжала функционировать на основе распределительной схемы советского периода. Пенсионный бюджет пополнялся за счет отчислений от общего фонда заработной платы предприятий. Но в условиях перехода к рыночному укладу экономики, который сопровождался в начале 90-х годов массовой безработицей и банкротством многих крупных (бюджетообразующих) предприятий, дальнейшая поддержка консолидированной пенсионной системы становилась невозможной. Для выполнения социальных обязательств государства требовался поиск более совершенных финансовых механизмов, отвечающих новым экономическим реалиям.

Эти задачи были возложены на новую кредитно-финансовую организацию - Пенсионный фонд России (ПФР), который был основан 22 декабря 1990 г. Впервые в стране была создана автономная внебюджетная система финансирования социальных выплат и формирования источников пенсионных капиталов. В течение 1991-1992 гг. отделения Пенсионного фонда России были созданы во всех субъектах Федерации.

Средства ПФР были формально отделены от федерального бюджета, но при этом оставались собственностью Российской Федерации. Данная структура управления пенсионными средствами была не характерна для зарубежных пенсионных моделей, но именно она сыграла важную роль в дальнейшем развитии системы социального страхования в России. В том числе обеспечивая определенную степень защиты пенсионных капиталов в периоды финансовой и экономической дестабилизации.

Первый бюджет ПФР формировался в условиях острого кризиса неплатежей. Поэтому одним из первых практических шагов вновь созданной финансовой организации стало привлечение заемных средств в коммерческих банках в размере 6,6 млрд. рублей. Таким образом Пенсионный фонд решил проблему погашения задолженности союзного и республиканского бюджетов по выплате пенсий и социальных пособий за 1991 год.

Уже на первом этапе работы ПФР (в 1991-1994 гг.), несмотря на многочисленные трудности, работу пенсионной системы удалось стабилизировать. Численность российских пенсионеров возросла за счет распространения новых условий пенсионного обеспечения на творческих работников, священнослужителей, индивидуальных предпринимателей и других категорий работающих граждан, которые не были по разным причинам включены в пенсионную систему страны до 1990 года.

Резкое ухудшение макроэкономической ситуации и рост инфляции в первой половине 1990-х гг. привели к резкому снижению реальной покупательной способности пенсионных выплат. Чтобы не допустить обнищания пенсионеров, правительство РФ приняло решение о регулярной индексации пенсии, отдавая приоритет поддержке наименее обеспеченных граждан. В ноябре 1993 года была введена фиксированная компенсационная надбавка ко всем пенсиям, сопоставимая с минимальным размером пенсии по старости. Это позволило увеличить доходы пенсионеров в реальном выражении. Уже в начале 1994 года рост пенсий в России опережал рост зарплат, а средний размер пенсии превышал прожиточный минимум пенсионера. Кроме того, получатели трудовых и социальных пенсий впервые уступили лидерство в списке самых бедных категорий граждан России неполным семьям с детьми и многодетным семьям.

Модернизация системы социальной защиты и повышение уровня жизни наиболее уязвимой части населения стало одной из приоритетных целей последующих социальных реформ правительства, которые осуществлялись при непосредственном участии Пенсионного фонда России. В ходе целого комплекса радикальных реформ пенсионного и социального обеспечения, осуществленных в России за последние 25 лет, функции Пенсионного фонда значительно расширились. Помимо выплаты трудовых и социальных пенсий, Пенсионный фонд России осуществляет выплату всех видов пособий льготным и малоимущим категориям граждан; выдачу государственных сертификатов на семейный (материнский) капитал каждой семье при рождении второго и последующего ребенка; реализацию программы государственного софинансирования пенсий; формирование, инвестирование и выплату средств накопительной части пенсионных капиталов участников системы социального страхования и многие другие функции.

В 2017 году система пенсионного и социального обеспечения в Российской Федерации насчитывала более 43 млн пенсионеров, что составляет более половины экономически активного населения России (более 76 млн чел.). Участниками программы государственного софинансирования пенсий стали около 16 млн человек. Получателями сертификатов на семейный (материнский) капитал стали более 7 млн семей с детьми, при этом более 90 процентов из них использовали единовременную выплату на улучшение жилищных условий.

В настоящее время Пенсионный фонд России на основании международных соглашений осуществляет пенсионные выплаты в 109 странах мира. Среди зарубежных государств, с которыми у Российской Федерации заключены соглашения по взаимному пенсионному обеспечению, наибольшее количество адресатов российских пенсий проживает в Республике Беларусь, Латвии, Болгарии, Эстонии и Украине. В то же время из всех стран, с которыми у Российской Федерации пока нет подобных договоров, наибольшее количество российских пенсионеров проживает в Германии, Израиле, США, Канаде и Финляндии.

Но реформирование пенсионной системы в Российской Федерации еще далеко от завершения. В 2013 году Пенсионный фонд России приступил к реализации новой Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ. Одна из ключевых целей Стратегии - развитие трехуровневой модели пенсионной системы на основе обязательного пенсионного страхования, корпоративных пенсионных систем и добровольного пенсионного страхования. Именно такая модель, которая внедряется в России с 1 января 2015 года, сможет обеспечивать наибольшую сбалансированность пенсионной системы страны в долгосрочной перспективе.

Пенсионный фонд Российской Федерации образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 "Об организации Пенсионного фонда РСФСР" для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели.

Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации". Он рекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов.

В 1997 году вступил в силу федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования" № 27-ФЗ. В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В системе Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня.

В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в соответствии с которым определен новый статус ПФР, как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет Пенсионный фонд через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионные фонды.

Дополнительно к основной деятельности, с 2000 года Пенсионным фондом финансируются социальные программы в регионах РФ. В 2008 году на эти цели ПФР выделил 1 млрд. рублей, в 2009 – 1,2 млрд рублей.

С 2005 года на Пенсионный фонд также возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии единый регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям социальных льгот.

С 2007 года на ПФР была возложена дополнительная задача – выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК будут направлены не ранее 2010 года, поскольку соответствующий закон не предусматривает возможность распоряжения средствами МСК до достижения ребенком трехлетнего возраста. Однако в конце декабря 2008 года в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в мире и в России, Правительство РФ разрешило гражданам с 1 января 2009 года направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. В кратчайшие сроки органами ПФР была проведена вся необходимая организационная работа и практически сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.

В связи с принятием летом 2009 года ряда законодательных актов, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации существенно расширилась.

В первую очередь, Пенсионный фонд провел валоризацию пенсий. Валоризация – это переоценка расчетного пенсионного капитала, которая направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой "советский" трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу добавилось по 1%.

Если после валоризации размер пенсии в сумме с другими причитающимися пенсионеру выплатами оказался ниже прожиточного минимума пенсионера в его субъекте РФ, то такому пенсионеру установлена соответствующая социальная доплата. Если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, то ему установлена федеральная соцдоплата к пенсии, которая выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум выше федерального, то ему установлена региональная соцдоплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения региона.

Еще одно важное нововведение 2010 года – единый социальный налог (ЕСН) с 1 января заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР.

В 2010 году Пенсионному фонду исполнится 20 лет. К юбилею ПФР подходит в качестве одной из крупнейших организаций в стране, тысячи сотрудников которой ежедневно работают над тем, чтобы пенсионная система при любых условиях функционировала стабильно, надежно, а гарантированные государством выплаты осуществлялись полностью и точно в срок.

Одно из дальнейших направлений работы ПФР - повышение качества обслуживания клиентов. Фонд будет стремиться к тому, чтобы любое взаимодействие с гражданами было результативным и комфортным. С этой целью уже сейчас вводятся в строй новые клиентские службы, постоянно проводится обучение персонала и повышение его квалификации, активно используется сеть Интернет для предоставления услуг или справочной информации.

Краткое содержание:


Как известно, Пенсионный фонд России был создан в декабре 1990 г. с подачи Ельцина, как внебюджетный фонд для управления пенсионных накоплений и выплаты пенсий.

Тогда декларировалось, что вновь создаваемый фонд обеспечит всех высокими и справедливыми пенсиями.

Различия российской и советской пенсионных систем

В СССР не сразу и не всем, но пенсии стали и продолжали выплачивать до самого развала Союза, причем без какого-либо посредника – пенсионного фонда.

Формально в СССР посредник все-таки был – это общественный фонд потребления, деньги в который поступали из доходов предприятий, налогов и части заработной платы работников.

Некоторое время пенсионные выплаты колхозникам также выплачивались из специализированных фондов, создаваемых колхозами.

Однако за выплату пенсий в достаточном объеме в Советском Союзе отвечало государство. Оно же гарантировало выплату установленных пенсий из государственного бюджета. Пенсии платили абсолютно всем при достижении пенсионного возраста: 55 лет – женщинам, 60 лет – мужчинам. Это была безусловная социальная гарантия.

В России пенсионный возраст воспринимают, не как достойную обеспеченная старость, а как возраст дожития.

В России выплата пенсии фактически не является безусловной обязанностью государства.

Даже если человек всю жизнь трудился, он может не получить право на страховую пенсию по старости (возрасту). Во-первых, работодатель может не платить взносы в Пенсионный фонд, и работник таким образом считается не «встроенным» в систему страховых взносов.

Рекомендация работникам самим следить за тем, платит ли страховые пенсионные взносы работодатель или нет, на мой взгляд, является абсурдной.

Во-вторых право на пенсию зависит не только от пенсионного возраста, который был значительно поднят, но и от так называемой балльной системы – индивидуального пенсионного коэффициента. Нет баллов – нет и права на пенсию.

Конечно, для таких тружеников есть обязательная социальная пенсия. С 01.04.2020 размер социальной пенсии по старости составляет 5606,15 руб. Как видите, гораздо ниже даже прожиточного минимума. Да и получить такую пенсию можно только на 5 лет позже, чем все остальные: женщинам – с 65 лет, мужчинам – с 70 лет.

В итоге получается, что гарантированная пенсия, выплачиваемая из бюджета, осталась, по сути, только у депутатов и чиновников. Остальные о своей пенсии должны позаботиться сами, но при этом в условиях тех ограничений, которые сейчас существуют (заморозка накопительной части пенсии, отсутствие возможности самостоятельной уплаты взносов и т.д.).

На сегодняшний день даже изъятие прибыли госкомпаний в бюджет в размере 50% является лишь планами. Фактически государству от доходов госкорпораций перепадает 10–40% прибыли. Остальное распределяется между «посредниками». В Советском Союзе распоряжение доходами было полноправным.

Одним из таких посредников, на мой взгляд, является также и Пенсионный фонд РФ, который постоянно нужно содержать.

Одним из главных посылов повышения пенсионного возраста был постоянный дефицит бюджета Пенсионного фонда. Но с повышением данный дефицит не исчез, а продолжает процветать. Например, в 2020 году дефицит бюджета ПФР по плану составит 209,2 млрд руб.,

в 2022-м – 94,8 млрд руб. При этом зарплатный фонд ПФР в 2021 году составит 27,87 трлн руб., в 2022-м — 29,77 трлн руб. и в 2023 году — 31,85 трлн руб.

В то же время, в соответствии с бюджетом ПФР на 2021–2023 годы, на приобретение новых зданий для фонда только в трех субъектах-–в Свердловской, Курганской областях и Республике Крым – будет потрачено более 700 миллионов рублей.

Есть и более банальные расходы.

Например, в 2008 году в Пенсионном фонде Свердловской области пропал 1 миллиард рублей. В соответствии с законом ПФР обязан хранить деньги в Центробанке или рассчетно-кассовом центре. Но председатель фонда Свердловской области хранил деньги тружеников в коммерческом банке. За это он получал ежемесячные взятки представителей этого коммерческого банка. Председателя регионального фонда осудили на 8 лет, а коммерческий банк обанкротился. Ну а миллиард пропал.

Такие случаи далеко не единичны.

Нужен ли России Пенсионный фонд? Не слишком ли велики расходы на существование Пенсионного фонда? Можно ли администрировать пенсии без него?

Что вы думаете по этому поводу? Если не сложно, поделитесь вашим мнением в комментариях.

Если понравилась публикация – ставьте так называемые лайки, нажав на иконку ДА ("палец вверх"), если нет, то, соответственно, НЕТ («палец вниз»), делитесь публикацией со своими подписчиками и друзьями в социальных сетях. Спасибо.

История становления страховых взносов

Замена единого социального налога на страховые взносы во внебюджетные фонды: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд и Фонды обязательного медицинского страхования (территориальный и федеральный) одно из самых значимых событий текущего года. Но по сути же, вернулись к той практике, что была до ввода ЕСН, хотя и с некоторыми изменениями и преобразованиями.

История существования ЕСН насчитывает ровно 9 лет, он был введен в 2001 году. О необходимости появления данного налога речь шла еще с конца 90-х годов. Многие политики и экономисты говорили о том, что разрозненные платежи во внебюджетные фонды (пенсионный фонд, медицинский фонд, фонд социального страхования), которые были еще до введения единого социального налога, должны быть замещены каким-то общим платежом и отданы под контроль одной инстанции.

На тот момент ситуация для предприятий складывалась очень неудачная. Каждый внебюджетный фонд устанавливал свои сроки уплаты взносов, правила оформления документации и сроки предоставления отсрочек по платежам; решал, какие суммы из множества различных выплат работникам облагать; устраивал отдельные проверки предприятий, проверяя одни и те же регистры бухгалтерского учета по начислению заработной платы.

С введение ЕСН в 2001 году государственные внебюджетные фонды, за исключением фонда занятости, не были ликвидированы. Взаимоотношение с ними переходили на новый уровень: была установлена единая налогооблагаемая база, введены новые ставки, а контроль за исчислением платежей отводился Министерству по налогам и сборам РФ. Базовая ставка по налогу составляла 36,5 %.

Данное преобразование имело ряд преимуществ по сравнению с взносами, уплачиваемыми до этого. В связи с установлением единого органа контроля был решен вопрос единой отчетности и проведения проверок. Одним из самых важным нововведений стало появление регрессивной шкалы налогообложения. Использование регрессивных ставок давало предприятию существенную экономию по налогу по сравнению с ранее применяемой системой платежей, что напрямую влияло на себестоимость продукции. Но далеко не все организации смогли оценить данное преимущество, так как на момент 2001 года доля работников с годовым доходом превышающим 100 000 рублей, была катастрофически мала.

Но при этом введение нового налога не способствовало искоренению некоторых недостатков. Так, например введение единого контролирующего органа все равно не решило проблему объединения платежей. И предприятия по-прежнему были вынуждены оформлять платежную документацию по каждому фонду в отдельности. Следующей даже, наверное, более существенной проблемой стало то, что к моменту вступления второй части Налогового кодекса РФ, касающейся и ЕСН, еще не были до конца разработаны инструкции, разъяснения и формы документов, связанные с его уплатой.

В таком виде единый социальный налог, за исключением незначительных изменений и дополнений просуществовал в течение 4 лет.

Предложение по очередной реформе ЕСН стали поступать уже с 2002 года, основная инициатива исходила от Союза предпринимателей, который утверждал, что платежи по налогу являются непосильным бременем для большинства предприятий, и выступал с предложением понижения ставок до 15 %.

20 июля 2004 года Госдума, не смотря на сопротивление Правительства, приняло поправки во вторую часть Налогового кодекса, уменьшив базовую ставку до 26%.

Уменьшение налоговых платежей должно было благотворно сказаться на деятельности российских предприятий, но, к сожалению, в данном случае пострадали получатели платежей (социальные внебюджетные фонды). В результате реформы, фонды не досчитались большой части средств, идущих на социальные выплаты гражданам России.

Ожидалось, что в результате снижения ставок налога большинство «серых» зарплат будет выведено из тени, но этого так и не произошло.

Следующие существенные изменения в данной области произошла уже в 2010 году, в связи с принятыми решениями о проведении пенсионной реформы, именно они и будут рассмотрены далее.

Нет такого предприятия, которое бы не сталкивалось в своей деятельности со страховыми взносами. Несколько лет назад эти платежи назывались единым социальным налогом. К сожалению, сотрудники не уделяют должного внимания этому вопросу до того момента, пока не подойдёт время выходить на пенсию. Многие люди даже не знают, какие платежи за них уплачиваются, с каких сумм идут отчисления.

Что такое страховые взносы и для чего они нужны

Долгом каждого работодателя в нашей стране является уплата страховых взносов в Пенсионный Фонд (ПФР). Страховые взносы представляют собой обязательные отчисления, которые осуществляет работодатель из заработанных сотрудниками денег. Пенсионные взносы аккумулируются в фонде. Впоследствии при возникновении определённых ситуаций, фонд осуществляет выплату положенных сумм. Отчисления в ПФР и Фонд социального страхования гарантирует сотруднику получение пособий в связи с болезнью, в связи с материнством, получение различных льгот.
Основной закон, устанавливающий отчётность, сроки уплаты и сдачи отчётов, размер, а также льготы по страховым взносам, это Федеральный Закон 212-ФЗ «О страховых взносах», а также 34 главой НК РФ.

Кто должен платить взносы в ПФР

Взносоплательщиками выступают работодатели. В эту группу попадают:

  1. Различные предприятия и организации, имеющие наёмных работников, выплачивающие им заработную плату, а также оплачивающие работу по договорам подряда;
  2. Индивидуальные предприниматели, трудящиеся в одиночку. В эту же группу попадают нотариусы, адвокаты. Страхователи в данной категории, перечисляют взносы только за себя.
  3. Физические лица, без образования индивидуального предпринимателя, производящие выплаты работникам.
  4. Самозанятое население. Это люди, работающие исключительно «на себя», занимающиеся определёнными видами деятельности (разные косметические услуги, оказываемые на дому, деятельность фотографов, консультационная деятельность и другие).

Виды и ставки страховых взносо в
В России предусмотрено несколько видов пенсионных взносов:

  • на обязательное медицинское страхование (ОМС);
  • на обязательное пенсионное страхование (ОПС);
  • на обязательное социальное страхование на случай болезни и по материнству.

Выплаты, на которые необходимо начислять страховые взносы

Страховые взносы начисляются на все виды заработка для сотрудников. Под вознаграждениями понимается заработная плата, различные виды премий, отпускные и компенсации за неиспользованный отпуск, то есть все виды оплаты труда, обозначенные в трудовом договоре.

Статья 422 НК РФ определяет перечень выплат, не облагаемые страховыми взносами. К таким выплатам относятся начисления по больничным листам, государственные пособия, различные компенсации (за исключением выплат за неотгуленный отпуск при увольнении), суточные в командировках, единоразовая матпомощь, например, в связи со смертью члена семьи сотрудника, в связи с рождением (усыновлением) ребёнка и некоторые другие.

Ставки по страховым взносам

Не для всех работодателей тарифные ставки по взносам будут идентичны. На величину ставки будет влиять и категория лица, получившего вознаграждение. Повлияет на тариф и сумма вознаграждения, выплаченного за год по сравнению с предельной базой. Максимальная сумма дохода для налогообложения устанавливается ежегодно. В 2020 году её величина установлена в сумме 1 292 000 рублей.

Соответственно, тарифная ставка для пенсионных отчислений в случае, не превышения базы составит 22%. А при доходах, свыше предельной базы, ставка будет составлять 10%. Например, если доход сотрудника до сентября месяца составил 1 292 000, то вплоть до этого момента тариф для него составит 22%. После сентября тариф для этого же сотрудника станет 10%. Размер тарифов сохраняется как для российских работников, так и для иностранных граждан. Исключением будут только высококвалифицированные специалисты.

У индивидуальных предпринимателей иная ситуация. Если речь идёт о страховых платежах за сотрудников, то для них ставка составляет 30%. Кроме того, предприниматель обязан оплатить определённый размер взноса за себя в сумме 32 448 рублей на ОПС, 8426 рублей на ОМС. Если предприниматель получает доход, превышающий 300 000 рублей, то сверх фиксированного платежа, предприниматель должен дополнительно уплатить 1% от своего дохода, но не более 259 584 рублей.

Платёж можно сделать единоразово, а можно разделить поквартально.

Пониженные тарифы применяют несколько групп налогоплательщиков:

  • предприятия, деятельность которых связана с информационными технологиями.
  • работодатели, оплачивающие работу членам экипажей судов.
  • некоммерческие организации, работающие на упрощённой системе налогообложения (исключением являются бюджетные организации);
  • предприятия, создающие анимационные продукты;
  • благотворительные организации на УСН и некоторые другие.
  • организации, работающие в рамках соглашений с особыми экономическими зонами.
  • участники проекта «Сколково». Это предприятия, занимающиеся исследовательской деятельностью (энергосбережение, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и др.)
  • предприятия Крыма и Севастополя.

Все налогоплательщики, уплачивающие взносы по сниженным ставкам, указаны в статье 427 НК РФ.

Кроме перечисленных выше организаций, пониженный тариф с 01 апреля 2020 года разрешено уплачивать представителям малого и среднего бизнеса в связи карантином по короновирусу.

Дополнительные тарифы по страховым взносам

Дополнительные тарифы подлежат уплате не на всех предприятиях. Плательщики данных взносов – организации, где есть сотрудники, трудящиеся во вредных и опасных условиях. Этот вид взносов стал обязательным в 2013 году. Труд во вредных и тяжёлых условиях позволяет сотрудникам выйти на пенсию раньше срока. Речь идёт о работе в опасных и вредных условиях.

Дополнительный тариф устанавливается в зависимости от класса условий труда. Для опасных и вредных условий тарифные ставки устанавливаются от 4% до 8%.

Для условий труда, считающимися нормальными и определяются классами ниже 3, применяются исключительно основные тарифы.
Применение дополнительных тарифов, регулируется статьёй 428 главы 34 НК РФ.

Ответственность за неуплату пенсионных взносов

Ранее Налоговый Кодекс наказывал неплательщиков страховых взносов немаленькими штрафами. С 2020 года были приняты поправки к закону, ужесточающие меру наказания за неуплату страховых взносов вплоть до тюремного срока.

Размеры тарифов, график оплаты страховых платежей, предусмотренная отчётность и ответственность за отказ от уплаты страховых взносов контролируются НК РФ. Сведения о пенсионных отчислениях будут полезны не только для нанимателей, но и для самих работников.

Информация о механизме расчёта, начисления, отчётности по пенсионным взносам всегда актуальна не только для простого обывателя, но и для человека, решившего открыть свой бизнес. Понимая, сколько денег работодатель перечисляет в фонд, человек может не беспокоиться о завтрашнем дне.

Отличная новость .

Сотрудничество с Московским Финансовым Центром стало комфортней и удобней. Для клиентов появился новый сервис - Личный кабинет.

Теперь вы можете получать доступ к данным о состоянии ваших договоров онлайн, совершать удаленное открытие, получать проценты на счет. Персональный менеджер ответит на все ваши вопросы.

Для подключения Личного кабинета зарегистрируйтесь на сайте pkmfc.ru или обратитесь к сотрудникам Московского Финансового Центра в любом из наших отделений или по телефону 8 (800) 555-06-82 .

Для нас важно, чтобы пайщикам было удобно и безопасно сотрудничать с Московским Финансовым Центром!

Не зная прошлого, невозможно понять

подлинный смысл настоящего и цели будущего.

Первые упоминания о государственном пенсионном обеспечении на территории современной России относятся к древним временам. Как отмечается в летописях, князья и воеводы славянских дружин заботились не только о пропитании и вооружении своих подданных, но и об обеспечении их в случае ранения и по достижении старости. Постепенно забота о раненых и престарелых ставится на все более регулярную основу.

Уже в 1663 г. при царе Алексее Михайловиче раненым назначались “лечебные” денежные выплаты, размер которых зависел от тяжести полученных увечий. Распространенными формами социальной поддержки военных, ушедших со службы по ранению, являлось предоставление поместья или прибавки земель к уже имеющимся владениям.

Во времена Петра I внимание к увечным, раненым и престарелым воинам усилилось. Их стремились устроить так, чтобы они имели источник существования. Законодательные акты Петра I содержали в себе обязательство государства оказывать помощь раненым и инвалидам за счет государственного бюджета.

В дальнейшем такие традиции продолжались и развивались. Екатерина II определила денежное содержание из государственной казны отставников военной службы. Размеры пенсий также были увеличены.

Но в основном пенсионное обеспечение распространялось на государственных служащих и военных. Только во второй половине XIX в. системное пенсионное обеспечение стало распространяться на частное предпринимательство. Вошел в силу закон, обязывающий владельцев частных железных дорог создавать кассы для выдачи пособий по болезни и уходу с работы по инвалидности. Их основу составляли отчисления от заработной платы работников, которые накапливались на их личных счетах. При получении увечья или профессиональной болезни из накопленных на этих счетах средств выплачивались пособия. Эту систему назвали страховой, так как взносы, уплаченные работником, были его страховкой на случай его нетрудоспособности.

Радикальные преобразования в пенсионном обеспечениистали осуществляться после социалистической революции. В 1917 г. вышло Постановление «О выдаче процентных надбавок к пенсиям военно-увечных». В 1918 г.Постановление «Об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся». В 1924 г. было введено пенсионное обеспечение за выслугу лет для научных работников и преподавателей рабфаков. А в 1925 г. установлены пенсии за выслугу лет для учителей городских и сельских школ. Размеры пенсий зависели от размера среднемесячного заработка, условий труда, состава семьи.

Тогда же, в 1920-х гг., система пенсионного обеспечения была заменена на систему социального страхования, которая работала по принципу: все организации отчисляли государству налоги, из которых формировался бюджет страны. Из этого бюджета производились расходы на все государственные нужды: строительство дорог, заводов и выплату пенсий гражданам…

Эта система сохранялась вплоть до распада СССР. Однако в 1991 г. после перехода от централизованного планового руководства народным хозяйством к рыночным методам она исчерпала свои возможности. Даже самая большая пенсия не могла превышать трех установленных законом минимальных размеров пенсии, к тому же в стране резко снизилась рождаемость. В то же время цены быстро росли, что снижало уровень обеспечения пенсионеров. Расчеты показывали, что в 2010-2020 гг. может возникнуть проблема нехватки денег для выплаты пенсий, так как число людей, выходящих на пенсию заметно превысит число начинающих работать.

Решить эти проблемы можно было только путем увеличения доходов пенсионной системы. Для этого необходимо было разработать систему, в которой был бы стимул к уплате отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). Стимулом в таком случае служит уверенность работающих граждан, что взносы, которые платит их работодатель или они сами на пенсионное обеспечение, без потерь вернутся к ним, когда они будут выходить на пенсию. И чем больше будет таких пенсионных отчислений, тем выше будет размер пенсии.

Правительство приняло решение о проведении в России пенсионной реформы. Цель ее - формирование многоуровневой пенсионной системы для улучшения пенсионного обеспечения граждан. В 2001 г. была внедрена новая модель, которая включила в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное страхование.

Три уровня пенсионной системы в Российской Федерации

Пенсия - это гарантированная ежемесячная выплата для обеспечения граждан в старости в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы в определенных сферах трудовой деятельности.

Пенсионная система в Российской Федерации состоит из трех уровней:

1. Государственное пенсионное обеспечение.

Предоставляется нетрудоспособным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на трудовую пенсию - инвалидам I, II и III группы, в том числе инвалидам с детства, детям-инвалидам, мужчинам, достигшим возраста 65 лет, женщинам, достигшим возраста 60 лет, не имеющим страхового стажа; и др.

Также пенсии по государственному пенсионному обеспечению назначаются гражданам для компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной выслуги лет; либо для компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца и в ряде других случаев.

Государственное пенсионное обеспечение осуществляется за счет средств Федерального бюджета Российской Федерации.

3 000 000 человек получают пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

2. Обязательное пенсионное страхование

В рамках обязательного пенсионного страхования (ОПС) назначается и выплачивается трудовая пенсия.

Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат, утраченных ими из-за наступления нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных из-за смерти этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с действующим законодательством.

На вставку - ст. 39, "Конституция Российской Федерации

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Необходимое условие для назначения трудовой пенсии – не менее 5 лет страхового стажа.

Общеустановленный возраст выхода на трудовую пенсию по старости: 60 лет – для мужчин и 55 лет – для женщин.

Страховой стаж – это общая продолжительность периодов работы, в течение которых за работника уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Существуют три вида пенсий по ОПС: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

ОПС осуществляется за счет страховых взносов работодателей за своих работников в Пенсионный фонд Российской Федерации.

36 000 000 человек в России получают трудовые пенсии.

3. Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение

Это дополнительные пенсии, которые выплачивают негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Чтобы получать такую пенсию, гражданин должен заключить договор с негосударственным пенсионным фондом и в течение определенного времени осуществлять собственные добровольные взносы. Кроме самого гражданина, взносы на дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение может делать его работодатель.

6 700 000 человек сегодня принимают участие в программах негосударственного пенсионного обеспечения.

Дополнительная пенсия формируется не только за счет добровольных взносов в НПФ, но и за счет инвестиционного дохода, полученного от инвестирования этих взносов (что такое «инвестирование» и как оно может увеличить будущую пенсию, читай в следующей главе).

Как устроена система обязательного пенсионного страхования

Все работающие молодые люди формируют будущую пенсию в системе обязательного пенсионного страхования. Это предстоит и тебе. Поэтому рассмотрим его подробнее.

Обязательное пенсионное страхование - это отложенная часть заработка, которая выплачивается при наступлении страхового случая – например, достижении пенсионного возраста. Чем больше денег было направлено в фонд твоей будущей пенсии за всю трудовую жизнь, тем выше она будет.

Граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, называются застрахованными лицами.

Застрахованные лица - это граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

- работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера (так работает большинство людей-наемных работников);

- самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой); являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

- работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

- являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

Ты тоже станешь застрахованным лицом. Подтверждение того, что ты стал участником системы обязательного пенсионного страхования - страховое свидетельство ОПС (обычно это зеленая пластиковая или ламинированная карточка).

Оформить его ты можешь самостоятельно в управлении Пенсионного фонда по месту жительства. С 2011 года Пенсионный фонд Российской Федерации начинает регистрацию в системе ПФР всех россиян независимо от возраста. До 2010 года страховые свидетельства ОПС выдавались только лицам старше 14 лет при обращении их в органы ПФР, либо их выдавал первый работодатель. В свидетельстве будут указаны персональные данные и номер твоего персонального счета в ПФР - СНИЛС.

СНИЛС – страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования.

Перед ПФР поставлена задача уже в 2011 г. зарегистрировать в системе ПФР и выдать каждому несовершеннолетнему гражданину РФ СНИЛС. Для этого нужно твое личное участие. Необходимо будет заполнить специальную анкету и передать ее в ПФР.

Это важно, так как СНИЛС становится единственным идентификатором персональных данных граждан во всех федеральных и региональных ведомствах России, идентификатором универсальных карт. С помощью таких карт можно получать разнообразные государственные услуги – от медицинской помощи до льготного проезда в транспорте.

Права и обязанности застрахованного лица

Став застрахованным лицом, ты имеешь право:

- контролировать состояние своего индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде Российской Федерации;

-получать в органах ПФР по месту жительства выписку из индивидуального лицевого счета (также это можно сделать через отделения Сбербанка России ил через сайт государственных услуг);

- получать у страхователя копию сведений о себе, представленных в ПФР, в том числе и информацию об уплаченных за тебя страховых взносах.

- получить страховое свидетельство, хранить и предъявлять по требованию страхователя или работников пенсионных органов;

- сообщать в органы ПФР об изменениях сведений, содержащихся в лицевом счете, а также при утере страхового свидетельства;

- предъявлять по требованию органов ПФР необходимые документы для решения вопросов, связанных с обязательным пенсионным страхованием.

100 000 000 человек являются участниками системы обязательного пенсионного страхования – застрахованными лицами.

Основными плательщиками взносов на обязательное пенсионное страхование являются работодатели. В системе ОПС их называют страхователями.

Страхователи – это работодатели (организации, индивидуальные предприниматели, руководители фермерских хозяйств, нотариусы, адвокаты и др.). Они уплачивают страховые взносы с фонда оплаты труда своих работников, которые поступают на их индивидуальные лицевые счета.

Ты также сможешь делать собственные взносы в фонд своей будущей пенсии. Но об этом мы поговорим позже.

ОПС в России осуществляется страховщиком – Пенсионным фондом Российской Федерации.

Страховщик - Пенсионный фонд Российской Федерации, который осуществляет ОПС в России. ПФР постоянно взаимодействует с каждым из 10 000 000 страхователей страны.

Взаимоотношения в системе пенсионного страхования можно представить в виде следующей схемы:

Читайте также: