Контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

С 2017 года плательщики страховых взносов исчисляют и уплачивают их по новым правилам. Разберемся, кто и каким образом будет осуществлять проверку страховых взносов за текущий и прошлые периоды

С 1 января 2017 года уплата страховых взносов снова осуществляется по правилам, установленным Налоговым кодексом (далее - Кодекс). Плательщики страховых взносов отчитываются по исчисленным и уплаченным страховым взносам в налоговые органы по месту своего учета начиная с представления за первый расчетный (отчетный) период 2017 года. Новая форма расчета по страховым взносам, объединяющая показатели форм РСВ-1, РСВ-2, РВ-3 и 4-ФСС, уже утверждена ФНС России (приказ ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@).

В территориальные органы ПФР плательщики страховых взносов обязаны представлять только сведения персонифицированного учета (о застрахованных лицах, страховом стаже, дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию) (пп. 2-2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ (далее - Закон № 27-ФЗ)).

Контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за отчетные (расчетные) периоды начиная с 2017 года, а также обеспечение исполнения обязанности по их уплате осуществляется налоговыми органами. ПФР передал налоговым органам сведения о зарегистрированных плательщиках страховых взносов, а также о суммах недоимки, пеней и штрафов по взносам, образовавшихся на 1 января 2017 года. Дальнейшее их взыскание осуществляется налоговыми органами (ст. 4Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ (далее - Закон № 243-ФЗ)).

В полномочиях ПФР по-прежнему остаются функции назначения и выплаты пенсий, а также контроля за достоверностью сведений персонифицированного учета, представляемых страхователями в ПФР (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ (далее - Закон № 167-ФЗ); п. 1 ст. 8, ст. 16 Закона № 27-ФЗ).

При этом установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, будет осуществляться органами ПФР и ФСС России в порядке, действовавшем до этой даты. Также в прежнем порядке нужно представить в фонды расчеты по форме РСВ-1 ПФР за 2016 год и уточненные расчеты за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (ст. 20, 23 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ (далее - Закон № 250-ФЗ)).

В полномочиях ФФОМС остается осуществление контроля исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения (п. 3 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ (далее - Закон № 326-ФЗ)).

Разберемся, как будет производиться проверка страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за прошлые периоды и текущий в новой системе правоотношений.

Проверки страховых взносов начиная с 2017 года

Итак, правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, теперь регулируются Кодексом. При этом все права налоговых органов, предусмотренные Кодексом в отношении налогоплательщиков, распространяются и на плательщиков страховых взносов.

Проверять правильность исчисления и уплаты страховых взносов за периоды начиная с 2017 года налоговые органы будут в рамках камеральных и выездных налоговых проверок, а также в ходе налогового мониторинга по общеустановленным Кодексом для этих форм контроля правилам (ст. 31, 82, 87, 105.29 НК РФ (в ред. Закона № 243-ФЗ); ст. 2 Закона № 167-ФЗ), но с применением отдельных особенностей в части страховых взносов на ОПС.

При приеме расчетов по страховым взносам налоговые органы будут руководствоваться правилом (п. 7 ст. 431 НК РФ), согласно которому расчет будет считаться непредставленным, если в нем сведения о совокупной сумме страховых взносов на ОПС за расчетный (отчетный) период не будут соответствовать сумме исчисленных страховых взносов по каждому застрахованному физлицу. При обнаружении таких расхождений плательщику будет направлено соответствующее уведомление не позднее дня, следующего за днем представления расчета. В пятидневный срок со дня получения уведомления плательщик обязан представить расчет, в котором несоответствие устранено. В таком случае датой его представления будет считаться дата подачи первоначального расчета.

Полученные от страхователя в составе расчета сведения, необходимые для персучета в системе ОПС и ОМС, налоговый орган оперативно передаст в территориальные органы ПФР и ФФОМС в рамках межведомственного взаимодействия. Порядок обмена информацией территориальных отделений ПФР с управлениями ФНС России уже утвержден (утв. ФНС России и Правлением ПФР 21.09.2016 № ММВ-23-1/20/4И@ (далее - Порядок)), предусмотрено и обновление действующих Соглашений по взаимодействию между ФНС России и фондами (Соглашение по взаимодействию между ФНС России и ПФР от 22.02.2011 № ММВ-27-2/5/АД-30-33/04сог; Соглашение по взаимодействию между ФФОМС и ФНС России от 06.09.2005 № 4259/2-1/САЭ-27-05/5; письмо ФНС России от 29.08.2016 № БС-4-11/15883@).

Следует обратить внимание на то, что полномочия налоговиков при проведении налогового контроля значительно шире, чем у проверяющих из ПФР. При этом не предусмотрено никаких ограничений на применение налоговыми органами контрольных мероприятий, установленных Кодексом, в части взносов на ОМС и ОПС. Поэтому в ходе проверок налоговые инспекторы вправе допрашивать свидетелей, проводить осмотры, осуществлять выемку документов и другие мероприятия налогового контроля. Участие ПФР и ФФОМС при проведении проверок не предусмотрено.

Также налоговики будут вправе:

  • блокировать счета плательщиков взносов в банке и налагать арест на их имущество (п. 2.1 ст. 31 НК РФ);
  • привлекать их к ответственности за выявленные нарушения, установленные Кодексом (в частности, на плательщиков страховых взносов распространено действие санкций, предусмотренных ст. 119, 120, 122, 126 НК РФ);
  • привлекать к административной ответственности. Так, в статье 15.5 Кодекса об административных правонарушениях с 2017 года для должностных лиц установлена административная ответственность за нарушение сроков сдачи расчетов по страховым взносам в налоговый орган в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей.

Как проверяет страховые взносы ФФОМС

Обязанность по уплате страховых взносов на ОМС работающего населения, размер страхового взноса и отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов, установлены Кодексом. Взаимодействие органов ФФОМС со страхователями работающего населения не предусмотрено. Все сведения, необходимые для персонифицированного учета, Фонд будет получать от страхователей для неработающих граждан, налоговых органов, медицинских организаций, страховых медицинских организаций (п. 1 ст. 8, ст. 11.1 Закона № 27-ФЗ; п. 6 Порядка).

В полномочиях ФФОМС остается осуществление контроля исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Проверять их будут как прежде, а вот взыскание недоимки, пеней и штрафов с таких страхователей будет осуществляться в судебном порядке (ч. 13 ст. 25 Закона № 326-ФЗ).

Как проверяет страховые взносы ПФР

Налоговые инспекции передают в территориальные органы ПФР следующие сведения, полученные от страхователей в составе расчета:

  • о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на ОПС, и сумме начисленных и уплаченных взносов;
  • уточняющие (корректирующие) сведения, представляемые страхователями по результатам налоговых проверок или при самостоятельном выявлении ошибок;
  • иные сведения, необходимые для персучета в системе ОПС и находящиеся в распоряжении налоговых органов.

Срок их передачи - не позднее пяти рабочих дней со дня получения от страхователя в форме электронного документа (на бумажном носителе - не позднее 10 рабочих дней) (п. 1 ст. 11.1 Закона № 27-ФЗ).

Контроль достоверности сведений, представляемых страхователями в налоговые органы за периоды с 2017 года, будут осуществлять налоговые органы. ПФР просто вернет инспекции в течение пяти рабочих дней полученные от него сведения в случае, если выявит в них ошибки и (или) противоречия, а также несоответствия между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Фонда, не позволяющие их учесть на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц (п. 2 ст. 11.1 Закона № 27-ФЗ).

Очевидно, что в этом случае налоговый орган в рамках камеральной проверки расчета потребует у плательщика страховых взносов представить необходимые пояснения на основании пункта 3 статьи 88 Кодекса.

В полномочиях ПФР остается контроль за правильностью представления и достоверностью сведений персучета (о застрахованных лицах, страховом стаже, дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию) (пп. 2-2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ). С этой целью ПФР вправе проводить у страхователей проверки документов, связанных с представлением сведений персучета застрахованных лиц; требовать и получать у страхователей необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок (ст. 13 Закона № 167-ФЗ; п. 1 ст. 8, ст. 16 Закона № 27-ФЗ).

В своей работе ПФР руководствуется также Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (ст. 19 Закона № 27-ФЗ), согласно которой в течение месяца Фонд должен проверить сведения персучета, полученные от страхователей и налоговых органов, и внести их на лицевые счета застрахованных лиц (пп. 61-62 действующей Инструкции, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н (этот же срок предусмотрен в проекте новой Инструкции, подготовленной Минтрудом России 20.09.2016)).

В случае обнаружения в представленных сведениях ошибок или несоответствий между ними и сведениями, имеющимися у Фонда, страхователю вручат уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений (ч. 5 ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

При этом статья 27 Закона № 167-ФЗ, определяющая ответственность за нарушение законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании, с 1 января 2017 года утратила силу. А в статье 17 Закона № 27-ФЗ установлена ответственность только за нарушения, связанные с представлением страхователями в Фонд сведений персучета. При выявлении таких правонарушений проверяющими будет составлен акт, на основании которого Фондом будет принято соответствующее решение.

Как проверяют страховые взносы за истекшие периоды

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на ОПС и ОМС, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, будет осуществляться Пенсионным фондом РФ в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона № 250-ФЗ (ст. 20, 23 Закона № 250-ФЗ; Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ)).

Соответственно, территориальные органы ПФР будут проводить камеральные проверки расчетов по страховым взносам (форма РСВ-1 ПФР) за 2016 год, в том числе уточненных расчетов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, и выездные проверки за эти периоды, руководствуясь Законом № 212-ФЗ.

Напомним, что камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления плательщиком расчета. О ее проведении плательщики узнают в случае выявления ошибок в расчете и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия представленных сведений сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у ПФР, и полученным в ходе контроля. Об этом сообщается плательщику взносов с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (ч. 3 ст. 34 Закона № 212-ФЗ).

Выездные проверки назначаются решением руководителя территориального органа ПФР с периодичностью не чаще одного раза в три года (независимо от времени проведения предыдущей проверки могут быть назначены выездные проверки, осуществляемые в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, а также повторные выездные проверки). В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о ее проведении (ч. 9, 10, 20, 24-27 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). Поэтому за истекшие периоды выездные проверки могут проводиться проверяющими из Пенсионного фонда РФ еще в течение трех лет.

Истребовать необходимые документы Фонд может при проведении как выездной, так и камеральной проверки. Также при необходимости проверяющие вправе запросить в банках справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах плательщиков страховых взносов (ч. 6.1-6.3 ст. 24, ст. 37 Закона № 212-ФЗ).

При проведении контрольных мероприятий территориальные органы ПФР руководствуются также:

- Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н);

- Соглашением о взаимодействии ПФР и ФСС России по осуществлению совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов (соглашение от 28.10.2009 № АД-30-33/10сог, № 02-43/07-2205П; письмо Правления ПФР и ФСС России от 23.04.2012 № ТМ-30-24/5182, № 15-03-10/08-1276П «О передаче информации»);

- Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжениями Правления ПФР (распоряжения Правления ПФР от 31.07.2014 № 323Р, от 16.04.2010 № 101р, от 03.02.2011 № 34р, от 30.01.2002 № 11п).

Дополнительно ПФР выпустит рекомендации по проведению проверок, разработка которых предусмотрена Планом-графиком мероприятий («дорожная карта») по передаче полномочий по администрированию страховых взносов органами ПФР налоговым органам от 15.07.2016 № ММВ-23-11/10@.

В полномочиях органов ПФР остается принятие решений по результатам проведенных камеральных и выездных проверок за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, и о возврате излишне уплаченных сумм за эти периоды, а также рассмотрение жалоб страхователей на акты проверок, на действия (бездействие) должностных лиц территориального органа ПФР. Однако возврат излишне уплаченных сумм, взыскание недоимки по страховым взносам на ОПС и ОМС, соответствующих пеней и штрафов, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР по результатам контроля за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, будут осуществлять налоговые органы в порядке и сроки, установленные Кодексом (ст. 4 Закона № 243-ФЗ).


Страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством необходимо начислять на большинство производимых работникам выплат (суммы зарплаты, премий, отпускных и др.).

При этом взносы не начисляются на компенсацию расходов, возникающих при исполнении трудовых обязанностей (например, при использовании личного транспорта в служебных целях), на некоторые пособия, выплаты, не связанные с трудовыми отношениями (например, дивиденды). В статье обозначим основные моменты, которые следует учитывать бухгалтеру при исчислении взносов с учетом изменений законодательства.

Предельная база для начисления взносов

Постановлением Правительства РФ от 06.11.2019 №1407 с 01.01.2020 установлена предельная база по страховым
взносам:

  • 912 000 руб. — на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • 1292 000руб. — на обязательное пенсионное страхование.

Для взносов на обязательное медицинское страхование предельная база не устанавливается с 2015 года.

Если суммы выплат работнику превышают предельную величину базы (ст. 421 НК РФ):

· не начисляются взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

· взносы на обязательное пенсионное страхование начисляются по тарифу 10?%.

Размер тарифов страховых взносов

Статьей 426 НК РФ предусмотрено, что в 2017 — 2020 годах для лиц, которые производят выплаты и вознаграждения физическим лицам (за исключением плательщиков, для которых установлены пониженные тарифы страховых взносов), действуют следующие тарифы страховых взносов:

1) на обязательное пенсионное страхование:
— 22 % — в рамках установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на данный вид страхования;
—10 % — свыше установленной предельной величины базы.

Данные тарифы действуют в отношении выплат как гражданам России, так и иностранным гражданам (за исключением высококвалифицированных специалистов). В отношении трудящихся (на основании трудового или гражданско-правового договора) граждан из государств — членов ЕАЭС применяется тариф, действующий на территории России в отношении выплат иностранным гражданам (временно проживающим или пребывающим в России);

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в рамках установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 2,9%, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), — 1,8%;

3) на обязательное медицинское страхование — 5,1%.

Для основной категории плательщиков страховые взносы в совокупном размере составят 30%.

Какие категории плательщиков вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в 2020 году

К категориям плательщиков, для которых установлены пониженные страховые тарифы, относятся (ст. 427 НК РФ):

  • организации, осуществляющие деятельность в сфере информационных технологий (IT-компании);
  • плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов;
  • некоммерческие организации (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), применяющие УСНО и осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность, указанную в пп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ;
  • благотворительные организации, применяющие УСНО;
  • организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» либо участников проекта согласно Федеральному закону от 29.07.2017 №216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • резиденты свободной экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»;
  • резиденты территории опережающего социально-экономического развития;
  • резиденты свободного порта Владивосток согласно Федеральному закону от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток»;
  • резиденты особой экономической зоны в Калининградской области в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
  • российские организации, осуществляющие производство и реализацию анимационной аудиовизуальной продукции;
  • плательщики, получившие статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 №291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края», производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов.

Сводная таблица пониженных ставок страховых взносов в 2020 году

Категории плательщиков страховых взносов, имеющие право на применение пониженных тарифов

Ставка страховых взносов, %

В ПФР

В ФСС

В ФФОМС

Некоммерческие компании, находящиеся на УСНО, осуществляющие деятельность в областях культуры, здравоохранения, образования, науки

Благотворительные организации, применяющие УСНО

Организации, работающие в ИТ-индустрии: разработчики программного обеспечения, тестировщики, установщики и продавцы компьютерных программ

Наниматели членов экипажей российских судов*

Предприятия — резиденты «Сколково»

Изготовители мультфильмов, видео- и аудиопродукции

Резиденты свободной экономической зоны в Крыму и Севастополе

Предприятия, ведущие деятельность на территориях опережающего экономического развития

Резиденты порта Владивосток

Резиденты свободной экономической зоны в Калининградской области

* Нулевые ставки можно использовать только в отношении выплат указанным членам экипажей. По доходам прочих сотрудников работодатели применяют обычные тарифы.

· хозяйственные общества и партнерства, которые на практике применяют или внедряют результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат их учредителям либо участникам — бюджетным или автономным научным учреждениям либо бюджетным или автономным образовательным организациям высшего образования;

· организации и предприниматели, которые заключили соглашения о технико-внедренческой деятельности и которые производят выплаты сотрудникам, работающим в технико-внедренческих или промышленно-производственных особых экономических зонах;

· организации и предприниматели, которые заключили соглашения о ведении туристско-рекреационной деятельности и которые производят выплаты тем сотрудникам, кто работает в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных решением Правительства РФ в кластер.

С 2020 года эти организации и ИП применяют общие тарифы страховых взносов (п. 2 ст. 425 НК РФ).

Представление отчетности

С 2020 года для организаций, численность работников которых составляет более 10 человек, обязательна электронная форма расчета. Соответствующие поправки были внесены Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 325-ФЗ).

Напомним, что до этого требование представлять отчетность в электронной форме распространялось на фирмы со штатом, превышающим 25 человек. Такое ограничение осталось для некоторых других отчетных форм (СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС).

В целях выработки единой правовой позиции о применении положений Федерального закона № 325-ФЗ ФНС в Письме от 15.11.2019 №БС-4-11/23242@ «О направлении разъяснений» уточнила, что новые требования к представлению отчетности в электронной форме распространяются на отчетность за 2019 год.

Следует отметить, что для проверки расчета по страховым взносам письмами ФНС РФ от 17.10.2019 №БС-4-11/21381@, БС-4-11/21382@ были введены дополнительные контрольные соотношения в части сравнения зарплаты с МРОТ и средней зарплатой в регионе (по отрасли экономики за предыдущий год).

В расчете по страховым взносам (его форма утверждена Приказом ФНС РФ от 10.10.2016 №ММВ-7-11/551@, действует для отчетности за 2019 год) будут сравнивать разницу значений граф 210 и 230 подразд. 3.2 разд. 3 за каждый месяц. При этом показатель не должен быть меньше:

— МРОТ;
— средней зарплаты в регионе по отрасли экономики за предыдущий расчетный период.

Если хотя бы одно из соотношений не будет соблюдено, налоговая инспекция может сделать вывод, что страхователь занизил базу. В этом случае инспектор может запросить пояснения или исправления отчетности. В дальнейшем возможно проведение мероприятий налогового контроля.

К сведению

За I квартал 2020 года отчитаться по страховым взносам нужно по новой форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 18.09.2019 №ММВ-7-11/470@.

Отчетность по страховым взносам для работодателей, которые являются участниками пилотного проекта ФСС по прямым выплатам, оформляется с учетом ряда особенностей:

в поле 001 приложения 2 к разд. 1 проставляется код «1» (п. 11.1 Порядка заполнения расчета по страховым взносам, утвержденного Приказом ФНС РФ №ММВ-7-11/551@ (далее — Порядок));

не нужно заполнять строки 070 и 080 приложения 2 к разд. 1 (Письмо ФНС РФ от 23.08.2017 №БС-4-11/16751@). В этих строках следует проставить нули (п. 2.20, 11.13, 11.14 Порядка);

не надо заполнять приложения 3 и 4 к разд. 1, поэтому в состав расчета они не включаются (п. 2.7 Порядка). Приложения 3 и 4 к разд. 1 потребуется заполнить, если страхователь в течение отчетного периода выплатил пособие по социальному страхованию до того, как стал участником пилотного проекта (Письмо ФНС РФ от 03.07.2017 №БС-4-11/12778@). Страхователь заполняет эти приложения только в части сумм расходов, понесенных до начала участия в пилотном проекте (Письмо ФНС РФ от 21.08.2017 №БС-4-11/16544@).

Следует отметить, что в 2020 году к пилотному проекту ФСС присоединятся новые регионы:

Республики Коми, Саха (Якутия), Удмуртская Республика, Иркутская, Кировская, Кемеровская, Оренбургская, Саратовская, Тверская области, Ямало-Ненецкий автономный округ.

К сведению: сначала планировалось, что Иркутская область будет участником пилотного проекта с 01.07.2020 (Постановление Правительства РФ от 01.12.2018 № 1459). Постановлением Правительства РФ от 13.11.2019 № 1444 дату присоединения этого региона к пилотному проекту перенесли на более ранний срок

Республики Башкортостан, Дагестан, Красноярский и Ставропольский края, Волгоградская, Ленинградская, Тюменская, Ярославская области

Уплата страховых взносов индивидуальными предпринимателями

Если у ИП есть наемные работники, взносы с выплат этим работникам предприниматель должен исчислять по тем же ставкам, что и организации, то есть как страхователь (пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ).

Уплата ИП страховых взносов осуществляется в фиксированном размере. Если доход предпринимателя за год превысит 300 000 руб., он должен будет доплатить взносы на обязательное пенсионное страхование из расчета 1% суммы превышения (пп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ).

Платеж

Сумма за 2020 год, руб.

Срок уплаты

Дополнительные взносы на ОПС

1% доходов более 300 000 руб., максимум — 259 584 руб.

Начисление страховых взносов на выплаты по гражданско-правовым договорам

Минфин в Письме от 22.11.2019 № 03-15-06/90643 напомнил, что в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ), в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предмет которых — выполнение работ, оказание услуг

Исходя из ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» лица, работающие по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, признаются застрахованными по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию.

Лица, выполняющие работы (оказывающие услуги) по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, не входят в число застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). Поэтому п. 3 ст. 422 НК РФ установлено, что вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по упомянутым договорам гражданско-правового характера, не включаются в базу для исчисления взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Таким образом, вознаграждение, выплачиваемое организацией физическому лицу по договору возмездного оказания услуг, признается объектом обложения только взносами на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

В таблице приведена информация о том, на какие выплаты по гражданско-правовым договорам надо начислять взносы, а на какие — нет.

Облагаются страховыми взносами выплаты (вознаграждения)

Не облагаются страховыми взносами выплаты (вознаграждения)

По гражданско-правовым договорам с физическими лицами (кроме индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой) на выполнение работ, оказание услуг. В частности, взносами облагаются вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам подряда (Письмо Минфина РФ от 12.04.2019 № 03-15-05/26092)

По договорам о передаче права собственности (иных вещных прав) на имущество и имущественные права либо передаче имущества и имущественных прав в пользование (п. 4 ст. 420 НК РФ), например по договорам купли-продажи, аренды

Иностранцам по договорам оказания услуг (выполнения работ) за пределами РФ (п. 5 ст. 420 НК РФ)

По лицензионным договорам, договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности и издательским лицензионным договорам

Добровольцам (волонтерам) в виде возмещения их расходов (в том числе на питание — в пределах установленного лимита) по гражданско-правовым договорам, заключа-мым в соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (п. 6 ст. 420 НК РФ)

По договорам авторского заказа в пользу авторов произведений

Иностранцам и волонтерам по отдельным гражданско-правовым договорам в связи с проведением в РФ футбольных турниров (п. 7, 8 ст. 420 НК РФ). При этом выплаты, связанные с подготовкой и проведением чемпионата Европы по футболу в 2020 году, не облагаются взносами, если осуществлены по 31.12.2020 включительно

"Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 10

В предыдущем номере журнала мы рассмотрели основные моменты, связанные с переходом на новую модель социального страхования. Сегодня мы решили продолжить начатый разговор и рассказать о том, как будут проходить проверки соблюдения требований Закона о страховых взносах в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее - Закон о страховых взносах).

Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

Кто будет контролировать страховые взносы?

Правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды контролируют:

  1. Пенсионный фонд и его территориальные органы:
  • в отношении взносов на обязательное пенсионное страхование;
  • в отношении взносов на обязательное медицинское страхование.
  1. Фонд социального страхования и его территориальные органы - в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Можно заметить, что Пенсионный фонд будет контролировать не только свои, но и "медицинские" взносы. В этих целях фонд и его территориальные органы будут обмениваться информацией с Федеральным фондом и территориальными фондами обязательного медстрахования в электронной форме в порядке, определяемом соглашениями о таком обмене (ч. 3 ст. 3 Закона о страховых взносах).

В ходе контрольных мероприятий контролирующий орган каждого внебюджетного фонда руководствуется не только Законом о страховых взносах, но и своим нормативным актом: сотрудники отделений Пенсионного фонда - Законом об обязательном пенсионном страховании , работники ФСС - Законом об обязательном социальном страховании . В статье уделено внимание основному документу - Закону о страховых взносах.

Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ.
Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ.

Виды проверок плательщиков

Законом о страховых взносах предусмотрены два вида контрольных мероприятий, проводимых в отношении плательщиков: камеральные и выездные проверки. Они преследуют одни и те же цели. Это контроль за соблюдением плательщиком законодательства об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты взносов во внебюджетные фонды. Цели внебюджетных проверок аналогичны целям налогового контроля, поэтому ревизорами различных ведомств используются сходные способы проведения контроля плательщиков.

Камеральные проверки. Данное мероприятие внебюджетного контроля проводится по месту нахождения контролирующих органов, которые проверяют плательщика на основании расчетов по страховым взносам и иных документов о его деятельности. Для проведения камеральной проверки не требуется специального разрешения, и проводится она, так же как и налоговая проверка, в течение трех месяцев со дня представления плательщиком отчетности (расчета по страховым взносам).

При выявлении в ходе проверки ошибок в расчетах или при обнаружении противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, а также при недостоверности таких сведений контролирующий орган сообщает об этом плательщику и требует представить пояснения или внести соответствующие исправления в представленный расчет. Если учреждение окажется в такой роли, то ему следует знать, что оно не только должно представить пояснения относительно выявленных ошибок и противоречий, но и может дополнительно представить в орган контроля выписки из регистров бухгалтерского учета и иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в расчет взносов.

ФСС, в отличие от органов контроля ПФР в ходе камеральной проверки контролирует не только правильность исчисления взносов, но и обоснованность расходов на выплату страхового обеспечения (пособий по нетрудоспособности и т.д.). Указанные расходы также должны быть подтверждены документами по выплате обязательного страхового обеспечения по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч. 7 ст. 34 Закона о страховых взносах).

Выездные проверки. В процессе проведения данных мероприятий проверяются не только документы, но и практическое соблюдение учреждениями норм Закона о страховых взносах, а также осуществляется контроль правильности расходования страхового обеспечения. Выездная проверка проводится по месту нахождения плательщика взносов. В отличие от камеральной, для проведения такой проверки нужно специальное решение, в котором должны присутствовать несколько ключевых моментов:

  • полное и сокращенное наименования плательщика страховых взносов;
  • предмет выездной проверки и период, за который она проводится;
  • должности, фамилии и инициалы работников органа контроля за уплатой страховых взносов, которым поручается проведение выездной проверки.

Территориальные органы Пенсионного фонда и органы ФСС проводят выездные проверки плательщиков страховых взносов совместно на основании разрабатываемых указанными органами ежегодных планов выездных проверок плательщиков. При этом каждый внебюджетный фонд в ходе проверки преследует свои цели. Так, органы ПФР не только контролируют правильность исчисления взносов, но и осуществляют проверку документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по пенсионному страхованию, предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Сотрудники ФСС "на выезде" контролируют правильность расходования страхователями средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Напомним, для этих целей ФСС разработаны Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденные Постановлением от 07.04.2008 N 81 .

О порядке применения Методических указаний на практике читайте в статье Ю. Васильева "Порядок проведения ФСС РФ документальных выездных проверок" в N N 3 и 4, 2009.

Выездная проверка ограничена различными сроками, которые представлены в таблице.

Срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Например, руководитель (заместитель) органа контроля вправе приостановить проведение проверки для истребования документов, относящихся к предмету проверки.

Права и обязанности внебюджетных ревизоров

Органы контроля за страховыми взносами Закон наделяет всеми необходимыми полномочиями. Во-первых, они имеют право требовать от плательщиков документы:

  • служащие основанием для исчисления и уплаты страховых взносов (документы по начислению выплат и вознаграждений сотрудникам);
  • подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты взносов (расчеты, декларации, платежные поручения на перечисление взносов).

На основании представляемых документов органы контроля могут проводить проверки плательщиков страховых взносов. При этом до и после проверки ревизоры вправе вызвать плательщика для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) им страховых взносов.

Во-вторых, по результатам выявленных нарушений проверяющие могут требовать от плательщика их устранений, взыскивать с недобросовестных плательщиков недоимку (пени, штрафы) (как во внесудебном, так и в судебном порядке).

В-третьих, так же как и налоговикам, контролерам внебюджетных фондов предоставлено право определять суммы подлежащих перечислению взносов расчетным путем. Для этого им понадобится информация о плательщике страховых взносов, а также об иных аналогичных плательщиках при том, что у плательщика отсутствует учет объектов обложения страховыми взносами или учет ведется с нарушениями.

Заметим, обязанностей у контролеров внебюджетных фондов не меньше, чем прав. В первую очередь, это контроль за соблюдением законодательства о страховых взносах, куда входит не только Закон о страховых взносах. Для исполнения данной обязанности необходим четкий регистрационный учет плательщиков. Сюда же можно отнести доведение необходимой информации по уплате взносов, проведение сверки по платежам, выдачу справки о состоянии расчетов с плательщиками, дачу разъяснений по применению законодательства. Кроме этого, контролеры внебюджетных фондов будут исполнять иные обязанности, предусмотренные нормативными актами о конкретных видах страхования работников.

Одна из базовых процедур проверки - истребование документов

Документы являются основой любых контрольных мероприятий. Учреждение их предъявляет только после получения от ревизоров специального документа - требования о представлении документов. При этом достаточно подготовить только копии, которые заверяются подписью руководителя (заместителя руководителя) или иного уполномоченного лица и печатью организации (учреждения). Изъятие подлинников или требование о представлении нотариально заверенных копий Законом не допускается . Если у ревизоров есть сомнения в подлинности копий, они имеют право ознакомиться с оригиналами документов на месте - на территории (в помещении) плательщика страховых взносов.

Если иное не предусмотрено законодательством, то есть специальной нормой, имеющей приоритет перед общими положениями Закона.

Срок представления документов - не более 10 дней со дня вручения ревизорами соответствующего требования. Если плательщик не может представить документы в указанный срок, то он должен уведомить об этом проверяющих лиц, не забывая обозначить причины, по которым истребуемые документы не могут быть представлены во время. В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (его заместитель) органа контроля за уплатой взносов вправе продлить сроки представления документов или отказать в продлении указанных сроков, о чем выносится отдельное решение.

Чего можно ждать по результатам проверок?

По результатам проверок начисления и уплаты страховых взносов составляется акт по установленной форме (в течение двух месяцев с момента завершения проверки). Документ вручается в течение пяти дней проверенному лицу (под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения). Ознакомившись с составленным проверяющими документом, плательщик может в течение 15 дней представить свои возражения по сделанным контролерами выводам. К возражениям можно приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность доводов, для ревизоров.

На основании всех имеющихся документов производится рассмотрение материалов проверки, после чего руководитель контролирующего органа принимает решение о привлечении к ответственности или об отказе в наложении штрафа (в течение 10 дней). При этом плательщик взносов может участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки, отсутствие письменных возражений не лишает данное лицо (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки.

В решении о привлечении к ответственности за совершение нарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом, включая все сведения, имеющие к нему отношение. В решении о привлечении к ответственности в обязательном порядке указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф. Копия решения о привлечении к ответственности вручается плательщику, после чего он уже получает требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа.

Важно, что в ст. 43 Закона о страховых взносах перечислены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, а в ст. 44 - обстоятельства, смягчающие и отягощающие ответственность нарушителя. К первым относятся совершение нарушения в силу чрезвычайных обстоятельств, выполнение письменных указаний уполномоченных органов, а также иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или органом контроля как исключающие вину нарушителя. Ко вторым относятся совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной зависимости, а также иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или органом контроля смягчающими ответственность нарушителя. И наконец, отягощающие ответственность обстоятельства. В Законе поименовано одно из них - совершение нарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение. При привлечении плательщика к ответственности учитываются все перечисленные обстоятельства. Кроме этого, в Законе о страховых взносах установлен срок давности, позже которого нарушитель не может быть привлечен к ответственности. Данный срок составляет три года, и отсчитывается он со дня совершения нарушения и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности. Как видим, срок достаточно продолжительный и рассчитывать на него не стоит, за три года вероятность обнаружения ошибки при проведении тех или иных мероприятий достаточно высока.

И еще, у плательщика есть право на обжалование вынесенного контролирующим органом решения. Если плательщик с ним не согласен, то он может обжаловать действия (бездействие) должностных лиц в письменной форме в вышестоящем органе контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу). По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящее должностное лицо) вправе оставить жалобу без удовлетворения, отменить акт или решение, изменить решение органа контроля за уплатой страховых взносов или вынести новое решение по существу. Если обжалование в вышестоящем органе не принесло результатов, плательщик может обратиться в суд.

Виды нарушений и ответственность за их совершение

Нарушением законодательства о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика, за которое Законом о страховых взносах установлена ответственность. При этом в Законе выделены в отдельные статьи несколько нарушений, сведения о них обобщены в таблице.

Ответственность за совершенные нарушения несут организации (учреждения) как плательщики взносов (ст. 41 Закона о страховых взносах). При этом не последнюю роль играет характер нарушений. Виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. В первом случае нарушитель осознает противоправный характер своих действий (бездействия), во втором нарушитель не осознает противоправного характера своих действий (бездействия) или их последствий, хотя должен был и мог это осознавать. В зависимости от вины должностных лиц учреждения определяются вина в совершении правонарушения учреждения и его тяжесть (ст. 42 Закона о страховых взносах). Взысканные с нарушителей штрафы зачисляются в бюджеты государственных внебюджетных фондов, поэтому бухгалтеру нужно оформлять платежные поручения по реквизитам фондов, куда уплачиваются взносы.

Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов

Плательщики взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной их уплаты в установленный срок будет производиться взыскание недоимки по страховым взносам. Плюс к этому на нарушителя может быть наложен штраф, и независимо от применения мер ответственности за допущенные нарушения плательщиком взносов уплачивается пеня (1/300 от ставки ЦБ РФ).

Законом о страховых взносах предусмотрены следующие способы взыскания:

  • за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика;
  • за счет иного имущества плательщика, включая наличные денежные средства.

Взыскание недоимки (штрафа, пени) производится по решению органа контроля путем направления в банк плательщика поручения на списание и перечисление во внебюджетные фонды необходимых денежных средств (ст. 19 Закона о страховых взносах). При этом до принятия такого решения фискалы должны направить плательщику требование об уплате недоимки (пеней, штрафов). Во внесудебном порядке контролирующий орган может взыскать взносы со счетов плательщика в течение двух месяцев, после пропуска этого срока ревизорам придется обращаться в суд с иском о взыскании недоимки (пеней, штрафов).

При недостаточности денежных средств на счетах согласно ст. 20 Закона о страховых взносах контролирующие органы могут наложить арест на имущество. Постановление о взыскании задолженности за счет имущества принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате взносов и санкций, а выполняют данное постановление судебные приставы-исполнители.

В целом Закон о страховых взносах во многом повторяет нормы Налогового кодекса о проведении проверок, однако он уступает налоговому документу, который совершенствовался уже не один раз, поэтому, возможно, нормы Закона потребуют в дальнейшем уточнения и разъяснения уполномоченных органов.

Читайте также: