Кто платит страховые взносы в пенсионный фонд украины


В апреле нынешнего года вступил в силу Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно добровольной уплаты единого взноса». О новшествах, введенных этим законодательным актом, рассказывает первый заместитель начальника управления Пенсионного фонда в Суворовском районе Одессы Сергей Шендрик.

— Чем отличается новая редакция закона от предыдущей?

— Новый Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно добровольной уплаты единого взноса», вступивший в силу с 28.04.2013 г., урегулировал вопрос уплаты единого взноса международными учреждениями и организациями, расположенными за пределами Украины, за работающих там граждан Украины. Между Пенсионным фондом и такими международными учреждениями и организациями будут заключаться договоры о добровольном участии в пенсионном страховании.

Изменения обусловлены необходимостью предоставить возможность украинским гражданам — работникам международных организаций (например, комитетов СНГ или ООН) не терять страховой стаж в период работы за границей. Проблема в том, что такие организации не платят за украинцев страховые взносы, а это приводит к потере ими права на зачисление страхового стажа.

— Кто сегодня имеет право на добровольное участие в социальном страховании в Украине?

— Воспользоваться правом добровольного участия в социальном страховании могут трудовые мигранты, студенты, граждане, которые в свое время по определенным причинам не отчисляли взносы в фонды социального страхования.

В целом, право добровольного участия в социальном страховании имеют несколько категорий граждан. Первая — физические лица— предприниматели и самозанятые лица. Они могут воспользоваться правом на общеобязательное государственное социальное страхование в Фонде социального страхования на случай временной потери трудоспособности или в Фонде социального страхования от несчастного случая на производстве.

Вторая категория граждан, на которых распространяется действие закона, — члены фермерских хозяйств и личного крестьянского хозяйства.

Кроме упомянутых категорий, право на добровольное участие в социальном страховании также имеют граждане Украины, достигшие 16-летнего возраста и не относящиеся к числу плательщиков единого взноса. Это люди, которые не являются наемными работниками или же работают за границей и не платят взносов в Пенсионный фонд, или граждане, которые по каким-то причинам не работают вообще. Они имеют право на добровольное участие в пенсионном страховании за период с 2004 года. Закон предоставляет им возможность единовременно, по отдельному договору, уплатить взносы за время, когда они не подлежали общеобязательному государственному социальному страхованию. При этом сумма уплаченного единого взноса за каждый месяц такого периода не может быть меньше минимального страхового взноса и больше, чем сумма единого взноса, исчисленного с учетом максимальной величины базы начисления единого взноса, установленных на дату заключения договора.

— Похоже, что благодаря этому закону количество плательщиков ЕСВ увеличится?

— Пока что сложно делать какие-то подсчеты, ведь речь идет не только о правах, но и о желании людей принять участие в страховании на добровольных началах. Со своей стороны, работники Пенсионного фонда делают все, чтобы информация о добровольном участии в пенсионном страховании дошла до каждого украинца. Сотрудники управлений рассказывают о новшествах в пенсионном страховании, по обыкновению, в местах большого скопления людей: на рынках, вокзалах, пунктах пересечения границы. Даже обходили дома, где живут семьи людей, находящихся сейчас на заработках за границей, чтобы информацию получили непосредственно те, кому она адресована прежде всего. Каким будет результат, увидим в ближайшее время. К сожалению, менталитет наших соотечественников таков, что в первую очередь они думают о дне сегодняшнем, а о пенсии и наличии стажа вспоминают, увы, только когда наступает пенсионный возраст. Мы должны учитывать и тот факт, что определенное количество украинцев, которые за границей работают официально и платят пенсионные взносы по законам страны пребывания, со временем приобретают право получать пенсию в тех странах. Но в таком случае они не могут претендовать на пенсию в Украине.

— Кроме трудовых мигрантов, кто еще может воспользоваться правом на добровольное участие в пенсионном страховании?

— На мой взгляд, нужно обратить внимание на этот закон студентам, ведь за годы учебы страховые взносы за них никто не платит, поэтому этот период не может быть зачислен в страховой стаж. Работники ПФ, проводя встречи со студентами, постоянно рассказывают им об этом. Минимальная ежемесячная сумма страхового взноса составляет 380 грн. 80 коп., понятно, не каждый студент сможет выделить из своего бюджета такую сумму, но задуматься над этим советую.

В целом же, первые, кто должны воспользоваться правом на уплату страховых взносов на добровольных началах, — это люди трудоспособного возраста, не являющиеся плательщиками единого социального взноса. Это та группа риска, которая, достигнув пенсионного возраста, вместо пенсии будет получать лишь государственную помощь.

— С июля 2010 года предприниматели, чтобы не терять страховой стаж, должны ежемесячно платить минимальный взнос. Все ли ответственно относятся к этому требованию законодательства? Есть ли среди предпринимателей должники?

— Предприниматели — плательщики единого налога до июля 2010 года платили в Пенсионный фонд максимальную сумму 84 грн. От плательщиков фиксированного налога в ПФ поступало максимум 10 грн. Выплачивая такие сумы на протяжении многих лет (с 1998 г. по 2010 г.), предприниматели не заработали даже минимальной пенсии. И все же государство защищает таких граждан, которые приобрели страховой стаж (женщины — 30 лет, мужчины — 35 лет), и гарантирует им выплату пенсии на уровне прожиточного минимума. Деньги, получаемые такими пенсионерами, поступают из солидарной системы. По сути, их пенсия — это частично средства тех, кто надлежащим образом платил страховые взносы. С 2010 года предпринимателей обязали платить минимальный страховой взнос, что позволит им приобретать страховой стаж и в дальнейшем иметь право на пенсию. Ныне минимальный страховой взнос равняется 398, 01 грн. ежемесячно. Если же гражданин хочет получать большую пенсию, он может выбрать более высокий размер взноса, вплоть до максимального — 6766,15 грн. в месяц.

Что касается должников, то такая проблема существует. Она возникает еще и потому, что не все предприниматели поняли, что в этом году взносы платятся ежеквартально, а в случае неуплаты им грозят штрафные санкции.

Напомню, что с 2016 года для назначения пенсии будут учитывать лишь данные системы персонифицированного учета с 2000 года, поэтому многие украинцы, не выплачивая должным образом страховые взносы в ПФ, могут оказаться в ловушке, куда сами себя загнали собственным непониманием и неосмотрительностью. Поэтому разъяснение законодательства — постоянная наша работа: проводим встречи, раздаем листовки, информируем через СМИ.

Человек должен сам для себя решить, чего он хочет. Если он работает за границей, планируя вернуться потом в Украину, то нужно определиться с добровольным участием в пенсионном страховании. То же самое касается и неработающих граждан. В Пенсионном фонде всегда помогут посчитать желаемую по размеру пенсию и определить ежемесячный платеж страхового взноса. Иными словами, ваша пенсии — в ваших руках. Ведь у Пенсионного фонда нет других источников поступления средств, кроме страховых. Здесь принцип один: чем больше человек платит в солидарную систему, тем большую получит пенсию. За счет госбюджета финансируются лишь определенные законодательством доплаты к пенсии.

— Каким образом оформляется договор о добровольном участии в пенсионном страховании?

— Для оформления договора добровольного страхования необходимо обратиться в управление ПФ по месту жительства (в Суворовском районе — ул. Черноморского казачества, 95, с 8.30 до17.30, ежедневно, кроме субботы и воскресенья), где инспектор в деталях объяснит все правила добровольного страхования.. При себе иметь: копию паспорта и кода; копию трудовой книжки; справку о том, что гражданин на момент составления договора о добровольном страховании не является пенсионером.

Договор о добровольном участии в пенсионном страховании содержит сведения о лице, которые вносятся в систему персонифицированного учета; размере и порядке уплаты страхового взноса, условиях получения права на пенсионные выплаты и расторжения договора, о правах и обязанностях сторон, ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение условий договора. Договор заключается на срок не менее одного года.

Хитрость правительства с ЕСВ может выйти боком всем украинцам - экономист

Тарас Козак об инициативе правительства увеличить размер ЕСВ

Увеличение ставки единого социального взноса не поможет улучшить ситуацию с поступлением в Пенсионный фонд Украины. Этот шаг взамен приведет к еще большей тенизации зарплат в Украине. Об этом в интервью "Апострофу" рассказал президент инвестиционной группы "Универ", экономист ТАРАС КОЗАК.

- Тарас, правительство планирует изменить правила начисления и уплаты ЕСВ. Речь идет о планах правительства увеличить налоговую нагрузку на высокие зарплаты и изменить правила начисления и уплаты единого социального взноса. Готов ли бизнес к такой инициативе?

- Я противник таких предложений и решений правительства. Помним, что одним из крупнейших достижений реформаторов в правительстве, которые были вместе с Арсением Яценюком в 2015 году (министр финансов Наталия Яресько) была детенизация зарплаты. То есть уменьшение единого социального взноса, который уплачивается со стороны работодателя. На тот момент эта ставка примерно была равна 41%, а ее уменьшили ее до 22%. Это была огромная победа, которая позволила бизнесу платить большую часть зарплат в "белую", а не в конвертах. Да, не было большой детенизации, которую хотелось бы иметь в связи с тем, что бизнес категорически не верит государству и государственным институтам. Теперь прошло фактически три года и мы видим, что все возвращается назад - пытаются увеличить базу этого единого социального взноса.

Почему нельзя этого делать обратно? Потому что шаги по повышению платежей ЕСВ в Пенсионный фонд заставят бизнес, который платил "белые" большие зарплаты, задуматься о том, что стоит снова скрыть эти доходы. Даже самые смелые бизнесмены, которые начали платить полностью огромные доходы в "белую", и полностью платить налог на доходы физических лиц (18% + 1,5% военный сбор) экономили хотя бы на ЕСВ, который уплачивался только с определенной суммы денег (примерно до 60 тысяч, а зарплата больше 60 тысяч не облагалась ЕСВ). Сегодня так выглядит, что будут полностью облагаться все зарплаты - и 500 тысяч, и 700 тысяч и даже миллион гривен. Такие вещи уменьшают мотивацию выходить из тени.

Вторая причина в том, что пенсии у нас очень ограничены. Ведь что такое единый социальный взнос? Нельзя путать его с налогом. В чем принципиальное различие между налогами и такого рода взносами? Когда вы платите налог, вы взамен лично ничего не получаете. Например, налог на доходы физических лиц, или налог на добавленную стоимость, или налог на прибыль. Оплатив этот налог, предприятие или физическое лицо лично ничего не получают. Мы получаем как общество: дороги, образование, оборону и тому подобное. И когда мы платим ЕСВ, эта сумма засчитывается нам на специальные счета - в качестве определенной условной суммы, которая потом позволяет нам, например, рассчитывать на большую пенсию.

Но пенсия на сегодня ограничена. Даже если вы платите ЕСВ 5 или 100 тысяч, пенсия у вас будет одинакова. И поэтому увеличение размера ЕСВ превратится просто в еще один налог, то есть увеличивается налогообложение. В конце концов, здесь Украина перераспределяет через бюджет, а также внебюджетные фонды очень большую долю ВВП, одну из крупнейших частей в экономиках, которые похожи на украинскую. Мы фактически превращаемся в социалистическое государство.

На сегодня государство забирает себе около 45% всего, что производится - это только посредством бюджетов и внебюджетных фондов. Если добавить сюда еще монополистов, которые есть в газовом секторе или каких-то муниципальных образованиях, то таким образом более 50% всего, что украинец зарабатывает, он должен отдавать в государство.

Государство в Украине чрезвычайно неэффективное: коррупция, невежество, местами просто тупость, правоохранительная система, управление государством, управление на местном уровне - все это очень и очень неэффективно. И давать все больше этой неэффективной системе, вместо того, чтобы оставлять в бизнесе или у граждан, чтобы они использовали их это более эффективно - это не актуально. Но почему такой вопрос возник сегодня? Это тоже вопрос к правительству, и лично к господину Андрею Реве (Министр социальной политики, - "Апостроф"), который говорил, что после проведения пенсионной реформы в 2017 году дотации бюджета в Пенсионный фонд будут уменьшаться. Что же мы видим на самом деле? 2017 - дефицит 139 млрд, 2018 - уже 140,3 млрд, а на 2019 - 167,5 млрд гривен. Это согласно проекту бюджета на 2019 год.

- Этого хватит?

- Не хватит. Особенно когда год выборов, и будет желание еще больше повысить социальные расходы. То есть пенсионную реформу мы еще с самого начала называли "квази-реформой", потому что она ничего не решает. Единственное, что она по каким-то формулам позволяет кому-то уменьшить, кому увеличить начисления, то есть немного повысилась справедливость. Но по средствам - легче никому не стало, бюджет снова продолжает платить доходы по налогам пенсионерам. Таким образом, они решили увеличить ЕСВ.

Вся эта политика неправильная. Есть конкретные шаги, которые предлагались нами - и в рамках реанимационного пакета реформ, и в рамках других организаций. К сожалению, правительство не хочет делать эти реформы, замыливает обещанное. В частности, накопительную пенсионную систему переводит постоянно из года в год, налог на добавленный капитал, о котором говорит бизнес сегодня, тоже по странным причинам откладывается, хотя это обещал и премьер, и президент, и министры. Зато находятся причины, почему мы не можем проводить реформы. В то же время мы увеличиваем давление на бизнес из-за повышения налогов, увеличения условий уплаты ЕСВ и тому подобное.

- Подавляющее большинство зарплат в Украине сегодня выплачивается в конвертах. Что касается высоких зарплат, то в каких секторах они есть и как это сказывается на бизнесе?

- Такие зарплаты есть, в частности, в дочерних компаниях и крупных иностранных компаниях в Украине, которые работают исключительно в "белую". Они платят налоги, ЕСВ, все платежи, которые должны уплачиваться по закону. Они ничего не скрывают, то есть совсем нет нелегальных платежей. Вполне допускаю, что при таких подходах руководители-украинцы таких компаний могут начать оптимизацию своих налоговых платежей из-за того, что какая-то часть этих работников, например, будет выведена из штата украинских компании и переведена в штат какой-то другой компании за рубежом для того, чтобы там платить низкие налоги - и Украина, в конце концов, получит меньше. То есть на каждую хитрость найдется хитрость в ответ, и таким образом мы можем получить меньшие доходы.

В целом я согласен с тем, что большая часть зарплат находится в тени. И этот шаг еще больше загоняет зарплаты в тень. Антишаг со стороны правительства - так называемые комиссии по проверке работы, оформление работников и т.д., - у нас это всегда сводится к одному: эти люди будут ходить и получать взятки. В конце концов, взятки будут включаться в себестоимость, и, таким образом, государство будет получать еще меньше налогов и ЕСВ. Этот подход уже себя не оправдал. В течение десятков лет в Украине пытались жестко контролировать и это привело к тому, что у нас правоохранители богатые, бизнес в тени, а бюджет без средств. Опять идти по этому пути? Ну давайте попробуем еще раз - еще раз получим, пока это правительство держится, поэтому еще раз попробуем такие глупые вещи делать.

- Следующим шагом правительство планирует дополнительно привлечь в Пенсионный фонд 10 миллиардов гривен. Спасут ли эти средства Пенсионный фонд?

- Вполне может так случиться, что после повышения давления мы в ЕСВ получим меньше доходов, а еще меньше мы получим доходов НДФЛ (налог на доходы физических лиц), которые тоже с этой зарплаты выплачиваются полностью. Если по ЕСВ на сегодня регрессивная шкала, то по НДФЛ регрессивной шкалы нет. Со всей суммы зарплаты платится подоходный налог в размере 18%, и еще 1,5% военный сбор. Если бизнес будет минимизировать зарплату, чтобы не платить больше ЕСВ, то будут меньше платить и налог на доходы физических лиц. То есть эта хитрость может выйти нам боком. Я не думаю, что это позволит увеличить доходы пенсионного фонда.

- Премьер-министр Украины Владимир Гройсман назвал главными приоритетами власти на 2019 год финансовую стабильность, рост экономики и продолжение реформ. В следующем году НБУ обещает рост ВВП на 2,5%. В апреле аналитики МВФ говорили о росте украинской экономики на уровне 3,3%, но сейчас пересмотрели прогноз и говорят уже о 2,7%. Какой рост наиболее вероятен?

- Я бы здесь не очень прислушивался к этим цифрам - это все в рамках погрешностей. МВФ снизил рост ВВП в следующем году, некоторые другие международные организации наоборот увеличили, в частности Всемирный банк повысил свой прогноз роста экономики в Украине. В целом это очень неблагодарное дело, потому что экономика Украины растет достаточно медленно. У нас очень низкая база - на сегодня средний ВВП на душу населения в Украине около 2,5 тысячи долларов. То есть средний украинец, от младенца до пенсионера, в среднем производит 2,5 тысячи долларов товаров, услуг и работ на весь год. Если сравнить это с европейскими странами, в частности, западными (Великобритания, Франция, Германия и Соединенные Штаты), то там этот показатель достигает цифры 50 тысяч долларов в год. В 20 раз больше. То есть средний немец или француз производит в 15-20-25 раз больше товаров, услуг, чем украинец. То есть там значительно выше эффективность труда. Производя больше товаров и услуг, конечно, большая экономика, большие платежи в бюджет, большие доходы, большие налоги, все остальное намного больше.

У нас очень малый показатель ВВП, и поэтому мы могли бы догнать хотя бы Восточную Европу, и иметь 25-30 тысяч долларов ВВП на душу населения. Мы можем вырасти легко в 10 раз. Для этого надо расти на 10-15% годовых - это возможно. Китай доказал, что страна может расти на 10% ВВП ежегодно в течение в течение десятков лет. Хотя до этого считалось, что это невозможно.

Что для этого нужно? Либерализация экономики, уменьшение влияния правоохранительных органов на бизнес, защита прав инвесторов, защита прав собственности, уменьшение коррупции. Это все известно. МВФ нам об этом рассказывает, часть политиков об этом говорят. Но, к сожалению, в этом направлении или ничего не делается, или делается очень мало, а часто делаются шаги в обратном направлении. Давления на бизнес среди этих рецептов нет, а правительство занимается тем, что пытается сильнее давить на бизнес. Это шаг назад.

Таким образом эти шаги правительства не позволяют бизнесу работать эффективно, не позволяют либерализировать экономику. И в МВФ говорят: нет, ребята, вы на такие проценты не подниметесь, с таким давлением на ЕСВ и другие вещи будет намного меньше. И при этой политике, этой Верховной Раде и этом правительстве я не верю, что действительно мы сможем выйти на 10% годовых, или хотя бы на 5%, как предлагал Гройсман раньше.

- Министр соцполитики Рева сказал о том, что необходимо декларировать поступления в Украину от наших работников. Как вы относитесь к такой инициативе?

- Это было сказано в разрезе субсидий. Украинцы, живущие за границей, но желающие получать субсидии на свое жилье по плате коммунальных услуг, должны уплачивать ЕСВ, даже если они работают за рубежом. Поэтому, конечно, это правильный подход - если гражданин хочет получить субсидию, то он должен что-то платить здесь в бюджет, а не просто получать доходы за рубежом, платить налоги там, а бюджет не имеет никакой поддержки от этого человека. С другой стороны, сам бюджет частично отапливает его избушку или квартиру. Это неправильно. То есть этот подход я считаю достаточно справедливым. Хочешь поддержки государства - сам поддерживай государство.

- Согласно правилам получения субсидии, работники все равно не смогут ее получать. Они не получают минимальную украинскую зарплату за рубежом.

- Да, должна быть минимальная зарплата, или же человек должен стоять на бирже труда, чтобы доказать, что он не находится границей.

- В таком случае, какой смысл такой инициативы?

- Возможно, будут меняться эти подходы, делать ее более справедливой. Если ты что-то платишь в страну, то тогда и будешь получать субсидию. С другой стороны уплата ЕСВ необходима для того, чтобы получать в будущем пенсию. Именно эта "квази-реформа" сделала несколько положительных шагов еще в 2017 году, когда перешли от так называемого пенсионного стажа к страховому.

В чем заключается страховой стаж? Вы можете выйти на пенсию в 60 лет, если у вас будет 35 лет страхового стажа. То есть каждый месяц за 35 лет будет выплачиваться ЕСВ на ваш индивидуальный пенсионный счет. Если ЕСВ не уплачивается какой-то месяц, то он не засчитывается в стаж. И граждане, работающие за рубежом, если хотят иметь пенсию, то должны платить ЕСВ, даже если они находятся за границей.

Но, украинцы понимают, что пенсий не будет, что солидарная система уже не обеспечивает минимальных потребностей для достойной жизни пенсионера. Со временем в связи с демографией эти пенсии станут еще меньше. Дефицит Пенсионного фонда растет, и поэтому эти призывы по тому, что давайте платить ЕСВ и вы, возможно, получите когда-то пенсию, вряд ли встретят какие-то минимальные отзывы наших работников, которые уже проголосовали за доверие к этому правительству просто путем выезда за границу.

Пенсия (от лат. pensio, платёж) — регулярное (обычно — ежемесячное) денежное пособие, которое платят лицам, которые: достигли пенсионного возраста (пенсии по старости); имеют инвалидность; потеряли кормильца (пенсии по случаю потери кормильца)

I. Орган управления по вопросам администрирования поступлений в ПФ:


ПЕНСИОННЫЙ ФОНД УКРАИНЫ

Пенсионный фонд Украины — центральный орган исполнительной власти, который осуществляет управление социальной системой всеобщего обязательного государственного пенсионного страхования, проводит сбор, аккумуляцию и учёт страховых взносов; назначает пенсии и готовит документы по их выплате; обеспечивает своевременное и в полном объеме финансирование и выплату пенсий, социальных оплат, осуществляемых в соответствии с законодательством за счет Пенсионного Фонда Украины; осуществляет контроль целевого использования средств Пенсионного Фонда Украины.

Пенсионный фонд Украины в установленном законодательством порядке вносит на рассмотрение министра труда и социальной политики предложения по вопросам формирования государственной политики в сфере пенсионного обеспечения и социального страхования, обеспечивает ее реализацию.

Деятельность ПФ Украины направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министра труда и социальной политики Украины.

II. Источники формирования средств Пенсионного фонда:

Источниками формирования средств Пенсионного фонда являются (Статья 72 Закона Украины "Об пенсионном страховании"):
1) страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование, кроме части взносов, направляемой в Накопительный фонд;
2) инвестиционный доход, получаемый от инвестирования резерва средств для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда в будущих периодах;
3) средства государственного бюджета и целевых фондов, перечисляемые в Пенсионный фонд в случаях, предусмотренных настоящим Законом;
4) суммы от финансовых санкций, примененных в соответствии с настоящим Законом и другими законами к юридическим и физическим лицам за нарушение установленного порядка начисления, исчисления и уплаты страховых взносов и использования средств Пенсионного фонда, а также суммы административных взысканий, наложенных в соответствии с законом на должностных лиц и граждан за эти нарушения;
5) благотворительные взносы юридических и физических лиц;
6) добровольные взносы;
7) другие поступления в соответствии с законодательством.

Источники поступлений в ПФ фискальной направленности:

Единый социальный взнос

Cбор на обязательное государственное пенсионное страхование

III. Пенсионный возраст в Украине в 2014 году:

Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» в статье 26 устанавливает единый возраст — 60 лет, как для мужчин, так и для женщин, по достижении которого и наличии страхового стажа не менее 15 лет можно претендовать на получении пенсии по возрасту.

До достижения этого возраста имеют право на пенсию по возрасту женщины 1961 года рождения и старше:

Возраст для выхода на пенсию Дата рождения
55 лет до 30 сентября 1956 г.
55 лет и 6 месяцев с 1 октября 1956 г. по 31 марта 1957 г.
56 лет с 1 апреля 1957 г. по 30 сентября 1957 г.
56 лет и 6 месяцев с 1 октября 1957 г. по 31 марта 1958 г.
57 лет с 1 апреля 1958 г. по 30 сентября 1958 г.
57 лет и 6 месяцев с 1 октября 1958 г. по 31 март 1959 г.
58 лет с 1 апреля 1959 г. по 30 сентября 1959 г.
58 лет и 6 месяцев с 1 октября 1959 г. по 31 марта 1960 г.
59 лет с 1 апреля 1960 г. по 30 сентября 1960 г.
59 лет и 6 месяцев с 1 октября 1960 г. по 31 марта 1961 г.
60 лет с 1 апреля 1961 г. по 31 декабря 1961 г.

Если же женщина, родившаяся до 31 декабря 1961 года, все же решит выйти на пенсию позже, ей будет положена прибавка в размере 2,5% за каждые 6 месяцев более позднего выхода на пенсию, начиная с 55 и до 60 лет.

До 1 января 2015 года женщины, которым исполнилось 55 лет, при наличии страхового стажа не менее 30 лет и при условии увольнения с работы, имеют право досрочного выхода на пенсию. В этом случае ее размер уменьшается на 0,5 % за каждый месяц досрочного выхода на пенсию.

Также до достижения возраста, предусмотренного ст. 26 Закона, назначается:

  • пенсия на льготных условиях в соответствии со ст. 13 ЗУ «О пенсионном обеспечении» (работникам, занятым на работах по Списку 1, Списку 2 и на других тяжелых работах);
  • пенсия больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), диспропорциональным карликам (мужчинам с 45 лет при наличии страхового стажа 20 лет, женщинам — с 40 лет и при наличии страхового стажа 15 лет);
  • пенсия женщинам, которые родили более 5 детей и воспитали их до 6-летнего возраста, а также матерям детей-инвалидов с детства по достижении 50 лет при стаже не менее 15 лет;
  • пенсия инвалидам по возрасту — слепым и инвалидам с детства 1 группы (мужчинам по достижении 50 лет при стаже 15 лет, женщинам по достижении 40 лет при стаже 10 лет);
  • пенсия по выслуге лет в соответствии со ст.ст. 52, 54, 55 ЗУ «О пенсионном обеспечении» и специальными законами.

  • Иностранцы и их статусы, влияющие на начисление взносов
  • Взносы по проживающим (постоянно или временно) иностранцам
  • Временно пребывающие иностранные граждане: особенности взносов
  • Некоторые отдельные ситуации по взносам с доходов иностранцев
  • Итоги

Иностранцы и их статусы, влияющие на начисление взносов

Иностранцы — лица, не являющиеся гражданами РФ, но либо имеющие подтверждение наличия гражданства другого государства, либо не способные такое гражданство подтвердить.

Находиться в РФ они могут по трем основаниям (п. 1 ст. 2 закона «О правовом положении иностранных…» от 25.07.2002 № 115-ФЗ):

  • постоянное проживание, для которого необходимо оформление вида на жительство;
  • временное проживание, при котором оформляется документ, разрешающий проживание;
  • временное пребывание, когда лицо въезжает в РФ по визе или без ее оформления с получением миграционной карты и оформлением документа, дающего право на работу.

Подробнее об этих основаниях читайте в нашем материале.

Заниматься трудовой деятельностью иностранцы могут:

  • по трудовому или ГПХ договору;
  • как ИП.

Для временного осуществления деятельности иностранцу требуется наличие разрешения на работу (если он прибыл по визе) или патента (если виза не требуется). Срок временного пребывания в России будет определять срок действия соответствующего документа. Этот срок может продлеваться.

Не делает исключений в части обязательности страхования и, соответственно, в отношении начисления страховых взносов с иностранцев в 2019–2020 годах:

1. Ни п. 1 ст. 7 закона «Об обязательном пенсионном…» от 15.12.2001 № 167-ФЗ, устанавливающий необходимость обязательного пенсионного страхования (ОПС) для всех лиц, работающих как по договорам (трудовому или ГПХ), так и в качестве ИП, кроме временно находящихся в РФ высококвалифицированных специалистов.

2. Ни п. 1 ст. 2 закона «Об обязательном социальном…» от 29.12.2006 № 255-ФЗ, обязывающий к осуществлению обязательного соцстрахования (ОСС) по нетрудоспособности и материнству физлиц, работающих по трудовым договорам, кроме временно находящихся в РФ иностранных специалистов высокой квалификации. Но ИП (соответственно, и иностранцев) этот закон освобождает от ОСС (п. 3 ст. 2).

3. Ни ст. 10 закона «Об обязательном медицинском…» от 29.11.2010 № 326-ФЗ, определяющая необходимость оформления обязательного медстрахования (ОМС) для лиц, работающих по договорам (трудовому или ГПХ) или являющихся ИП, но не относящихся к иностранным специалистам высокой квалификации или к временно пребывающим в РФ иностранцам.

4. Ни закон «Об обязательном социальном…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ (п. 2 ст. 5), распространяющий обязанность начисления работодателями взносов на травматизм и на доходы иностранцев. Эти взносы будут начисляться в любом случае независимо от статуса иностранца, работающего в РФ.

То есть страховые взносы на выплаты иностранцам должны начисляться. Но у этих начислений есть свои нюансы, зависящие от категории плательщика взносов, основания пребывания иностранца в России и квалификации иностранного специалиста.

Взносы по проживающим (постоянно или временно) иностранцам

Согласно положениям законов об обязательном страховании, проживающие (постоянно или временно) в РФ иностранцы оказываются подлежащими таким видам страхования, как:

  • ОПС вне зависимости от того, как они трудятся (по трудовому либо ГПХ договору или как ИП);
  • ОСС по нетрудоспособности и материнству при осуществлении работы по трудовому либо ГПХ договору, но не в ситуации, когда иностранец является ИП;
  • ОМС вне зависимости от того, как они трудятся (по трудовому либо ГПХ договору или как ИП), но не тогда, когда иностранный специалист имеет высокую квалификацию;
  • ОСС по травматизму при осуществлении работы по трудовому либо ГПХ договору.

То есть с доходов иностранцев, оформленных по трудовому или ГПХ договору, придется платить все взносы по тем же правилам, что и с доходов граждан РФ, если иностранцы не относятся к разряду специалистов высокой квалификации. В отношении специалиста высокой квалификации обязательными будут начисления на ОПС и ОСС. ИП-иностранец окажется плательщиком взносов на ОПС и ОМС.

Общеустановленные тарифы для взносов в 2019–2020 годах с зарплаты работающих по трудовому или ГПХ договору иностранцев составят (ст. 426 НК РФ):

  • на ОПС — 22% с дохода, не превысившего 1 150 000 руб. (в 2019 году), и 10% с дохода сверх этой величины;
  • ОСС по нетрудоспособности и материнству — 2,9% с дохода, не превысившего 865 000 руб. (в 2019 году), сверх этого дохода взносы начисляться не будут;
  • ОМС — 5,1% со всей суммы дохода.

При этом у плательщика взносов также может возникнуть:

  • обязанность применения дополнительных тарифов из-за особых условий труда работника-иностранца (ст. 428, 429 НК РФ);
  • возможность использования пониженных тарифов в соответствии со ст. 427 НК РФ.

Тарифы страховых взносов с иностранцев в 2019–2020 годах на травматизм будут зависеть от вида деятельности, осуществляемого работодателем.

Для иностранцев-ИП размер причитающихся к уплате взносов определится таким же образом, как и для ИП-граждан РФ (п. 1 ст. 430 НК РФ):

1. Годовой платеж на ОПС для дохода, не превышающего 300 000 руб. за год, будет равен 29 354 руб. в 2019 году. Если доход окажется больше 300 000 руб., дополнительно начисляется 1% с суммы, превысившей 300 000 руб. Общая сумма платежей не может быть больше 8-кратного фиксированного годового платежа 29 354 × 8 = 234 832 руб. в 2019 году.

2. Годовой платеж на ОМС определится как конкретная сумма (6 884 руб. в 2019 году).

Временно пребывающие иностранные граждане: особенности взносов

Обложение взносами временно пребывающих в РФ иностранцев имеет свои правила, прежде всего потому, что из их числа выделяются специалисты высокой квалификации, доходы которых по договору (трудовому или ГПХ) не облагаются никакими взносами, кроме взносов на травматизм.

Доходы прочих иностранных работников, оформленных по договору, не будут облагаться взносами на ОМС, но попадут под платежи на ОПС и ОСС. Тарифы для них в общем случае будут равны (ст. 426 НК РФ, письмо Минфина России от 28.02.2017 № 03-15-06/11189):

  • на ОПС — 22% с дохода, не превысившего 1 150 000 руб. (в 2019 году), и 10% с дохода сверх этой величины;
  • на ОСС по нетрудоспособности и материнству — 1,8% с дохода, не превысившего 865 000 руб. (в 2019 году), сверх этого дохода взносы начисляться не будут.

При этом для плательщика взносов могут создаваться ситуации, когда у него возникнет:

  • обязанность применения дополнительных тарифов из-за особых условий труда работника-иностранца (ст. 428, 429 НК РФ);
  • возможность использования пониженных тарифов в соответствии со ст. 427 НК РФ.

Тарифы взносов на травматизм будут зависеть от вида деятельности, осуществляемого работодателем.

Для ИП-иностранцев временного пребывания страховые платежи будут определяться так же, как для ИП-граждан РФ и ИП-иностранцев, проживающих (временно или постоянно) в России.

Некоторые отдельные ситуации по взносам с доходов иностранцев

Ст. 420 НК РФ, определяя объект обложения страховыми взносами, в части выплат иностранцам делает и исключение, при котором такие взносы не будут начисляться:

  • когда иностранец по трудовому или ГПХ договору трудится в структурном подразделении обособленного характера, расположенном вне территории РФ (п. 5).

Норма, указанная в п. 5 ст. 420 НК РФ, позволяет не облагать взносами доходы, начисляемые иностранцам, находящимся вне территории РФ и выполняющим работу по договору ГПХ удаленно (письмо ФНС России от 03.02.2017 № БС-4-11/ 1951@).

Однако если доход от иностранной компании получает работник-иностранец, временно находящийся в России, трудящийся в представительстве этого работодателя на территории РФ и не являющийся специалистом высокой квалификации, то с его дохода должны платиться взносы на ОПС и ОСС по нетрудоспособности и материнству (письмо Минфина России от 06.02.2017 № 03-15-05/6079).

С доходов временно пребывающего в РФ иностранца, получившего статус беженца, в отличие от иных иностранцев временного пребывания будут дополнительно делаться отчисления на ОМС с применением обычного для РФ тарифа 5,1% (письмо Минтруда России от 17.02.2016 № 17-3/ООГ-229).

О том, начислять ли взносы, если за границей РФ трудится гражданин РФ, читайте в материале «Дистанционщик за рубежом: взносы платим, НДФЛ — нет».

Все подробности начисления и уплаты страховых взносов, в том числе от несчастных случаев, на выплаты иностранным работникам рассмотрены подробно в Готовом решении от КонсультантаПлюс.

Итоги

Иностранцы могут находиться в РФ в статусе проживающих (временно или постоянно) или временно пребывающих. Для первой группы начисление страховых взносов будет производиться в таком же порядке, как и для граждан РФ. То есть по общеустановленным, дополнительным или пониженным тарифам, если иностранец оформлен по договору (трудовому или ГПХ). Исключение составят специалисты высокой квалификации, с дохода которых не придется делать отчисления на ОМС.

На доходы специалистов высокой квалификации, временно находящихся в РФ и работающих по договору (трудовому или ГПХ), никакие начисления, кроме взносов на травматизм, производиться не будут. А доходы прочих иностранных работников, временно находящихся в РФ и трудящихся по договору, нужно обложить взносами на ОПС и ОСС, применив в части ОСС по нетрудоспособности и материнству особую ставку.

Взносы с доходов иностранцев-ИП будут вне зависимости от их статуса начисляться по действующему в РФ алгоритму расчета платежей для ИП.

В соответствии со ст. 7 Закона о пенсионном страховании общеобязательное государственное пенсионное страхование осуществляется, в частности, по принципам:

  • законодательного определения условий и порядка осуществления общеобязательного государственного пенсионного страхования;
  • обязательности страхования лиц, работающих на условиях трудового договора (контракта) и других основаниях, предусмотренных законодательством, а также лиц, обеспечивающих себя работой самостоятельно, физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности;
  • права на добровольное участие в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования лиц, которые в соответствии с этим Законом не подлежат общеобязательному государственному пенсионному страхованию.

Вышеуказанным Законом предусмотрено, что лица имеют право на пенсию по солидарной системе при условии наличия определенного количества страхового стажа, в частности пенсия по возрасту назначается при наличии 15 лет страхового стажа.

Есть ли возможность заключить договор о добровольном участии в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования в случае, если лицо определенное время не является застрахованным в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования? Означает ли это то, что после достижения пенсионного возраста и без наличия 15 лет страхового стажа лицо не будет иметь право на пенсию? Рассмотрим ответы на эти и другие вопросы.

Будет ли иметь право на пенсию по возрасту лицо, достигшее пенсионного возраста и не имеющее страхового стажа 15 лет?

Такое лицо права на трудовую пенсию иметь не будет. Поскольку ст. 26 Закона о пенсионном страховании предусмотрено, что лица имеют право на назначение пенсии по возрасту по достижении 60 лет и наличии страхового стажа не меньше 15 лет.

Как быть в случае, если лицо в настоящее время не является застрахованным в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования и хотя еще не достигло пенсионного возраста — понятно, что имеющегося страхового стажа ему будет недостаточно для назначения пенсии?

Статьей 12 Закона о пенсионном страховании предусмотрено, что лица, достигшие 16-летнего возраста и не относящиеся к лицам, подлежащим общеобязательному государственному пенсионному страхованию согласно ст. 11 этого Закона, в том числе иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие или работающие на территории Украины, граждане Украины, постоянно проживающие или работающие за пределами Украины, если иное не установлено международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, имеют право на добровольное участие в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования.

Правом на добровольное участие в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования могут воспользоваться студенты, безработные, граждане, временно работающие за рубежом, для которых добровольное участие является единственной возможностью включить периоды работы в страховой стаж.

Порядок добровольного участия в солидарной системе общеобязательного государственного пенсионного страхования граждан Украины, работающих за пределами страны, утвержден постановлением № 10-1. Этим постановлением также утверждена форма заявления и типовой договор.

На какой срок заключается договор о добровольном участии?

Договор о добровольном участии заключается на любой срок, но не меньше чем на год.

Куда следует обращаться для заключения договора о добровольном участии и какие документы для этого необходимо предоставить?

Для заключения договора о добровольном участии следует обращаться в районное (городское) управление Пенсионного фонда Украины по месту жительства. Перечень документов, необходимых для заключения такого договора, определен в ст. 12 Закона о пенсионном страховании: заявление о добровольном участии в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования по форме согласно приложению 2 к Инструкции № 21-1; копия справки о присвоении идентификационного номера, копия трудовой книжки и документа, удостоверяющего личность.

Местное управление Пенсионного фонда Украины, получив заявление о добровольном участии в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования, имеет право проверять изложенные в заявлении сведения и требовать от лица, подавшего заявление, документы, подтверждающие указанные сведения.

В какие сроки заключается договор?

Договор о добровольном участии в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования должен быть заключен не позднее 30 календарных дней со дня получения заявления.

При этом договор должен соответствовать типовой форме, утвержденной постановлением № 21-1.

Договором определяются размер и порядок уплаты страховых взносов, условия получения застрахованным лицом права на пенсионные выплаты, условия расторжения договора, права и обязанности сторон, ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение условий этого договора.

Возможна ли одноразовая уплата страховых взносов за определенный период?

Договором о добровольном участии может предусматриваться одноразовая уплата застрахованным лицом страховых взносов за предыдущие периоды (годы) начиная с 2004 г. При этом сумма уплаченных страховых взносов за каждый месяц не может быть меньше минимального страхового взноса.

Размер минимального страхового взноса определяется путем умножения минимального размера заработной платы, установленной законодательством в то время, за которое осуществляется расчет сумм страховых взносов: за период с 01.01.2004 г. до 30.03.2005 г. на 32%, за период с 31.03.2005 г. до 31.12.2005 г. — 32,3%; за 2006 г. — 31,8%; с 01.01.2007 г. по 31.12.2010 г. включительно 33,2%.

Уплата страховых взносов за предыдущие периоды осуществляется одной суммой в течение 10 дней с момента подписания договора о добровольном участии.

С какого времени договор о добровольном участии действителен?

Договор о добровольном участии вступает в силу со дня его подписания.

Предусмотрены ли обязательные условия при заключении такого договора?

Во-первых, частью второй ст. 12 Закона о пенсионном страховании предусмотрено, что срок добровольного участия лица в общеобязательном государственном пенсионном страховании совпадает со сроком действия договора, который согласно этой норме должен быть не меньше одного года. Следовательно, срок действия договора должен составлять двенадцать месяцев и больше.

Во-вторых, за каждый месяц должны быть уплачены страховые взносы в сумме не меньше минимального страхового взноса, который определяется как произведение минимального размера заработной платы на размер страхового взноса, установленного законом.

Лица, заключившие договор, уплачивают страховые взносы в размере, установленном в договоре о добровольном участии в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования, но не меньше минимального размера страхового взноса за каждый месяц до 20 числа месяца следующего за последним календарным днем базового отчетного квартала.

Если в настоящее время студент не может уплатить добровольные взносы в Пенсионный фонд Украины, может ли он сделать это в будущем?

Законом о пенсионном страховании предусмотрена возможность уплаты страховых взносов за предыдущий период начиная с 01.01.2004 г. (с момента вступления в силу Закона), но только как дополнительное условие договора, поскольку частью пятой ст. 12 указанного Закона определено, что договором может быть предусмотрена одноразовая уплата застрахованным лицом страховых взносов за предыдущие периоды. Из содержания этой нормы следует, что уплата взносов за прошедшие периоды может быть исключительно дополнительным условием договора, основным содержанием которого должна стать уплата взносов в течение срока действия договора начиная с даты его заключения. Исчисление сумм страховых взносов за прошедшие периоды в договоре будет осуществляться органом Пенсионного фонда Украины исходя из размера страхового взноса, действовавшего во время, за которое он уплачивается. А сумма уплаченных страховых взносов за каждый месяц не может быть меньше минимального страхового взноса.

Может ли Пенсионный фонд Украины отказать в заключении договора о добровольном участии?

Такой отказ возможен в случаях: если лицо подлежит общеобязательному государственному пенсионному страхованию; не соответствует другим требованиям, определенным частью первой ст. 12 Закона о пенсионном страховании; предоставило неполные или недостоверные сведения; уже заключило договор о добровольном участии, срок действия которого не прекращен или по которому не выполнены предусмотренные договором условия; желает заключить договор на срок меньше года.

Возможно ли досрочное расторжение договора о добровольном участии?

Договор о добровольном участии может быть досрочно расторгнут:

застрахованным лицом:

  • при условии действия договора не меньше одного года;
  • в случае систематического нарушения территориальным органом Пенсионного фонда Украины условий договора;
  • по согласию сторон, если договор действовал не меньше одного года.

территориальным органом Пенсионного фонда в случае:

  • получения застрахованным лицом в соответствии с Законом о пенсионном страховании обязательств по участию в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования;
  • возникновения обстоятельств, не соответствующих определенным Законом о пенсионном страховании требованиям к лицам, которые имеют право принимать добровольное участие в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования;
  • систематического нарушения застрахованным лицом условий договора;
  • смерти застрахованного лица.

В других случаях досрочное расторжение договора о добровольном участии не допускается.

Читайте также: