Может ли пенсионный фонд направить постановление о взыскании взносов

04 марта 2015 17:07

О взыскании задолженности по страховым взносам с индивидуальных предпринимателей.

1. Расскажите о сроках уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями?

Для плательщиков страховых взносов, не осуществляющих выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, и сумма дохода которых не превышает 300 000 рублей, установлен срок уплаты страховых взносов – не позднее 31 декабря текущего календарного года.

В случае, если сумма дохода плательщиков превышает 300 000 рублей, страховые взносы, исчисленные с суммы дохода превышающей указанному сумму, уплачиваются не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае, если срок уплаты приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока уплаты считается ближайший следующий за ним рабочий день.

2.Каким образом предприниматель будет уведомлен о наличии задолженности по страховым взносам и пени? Можно поподробнее рассказать о том, как рассчитываются пени?

Предварительно орган Пенсионного фонда направляет плательщику требование об уплате недоимки, пеней и штрафов с указанием, срока, в который предлагается уплатить указанные суммы.

Требование направляется плательщику в течение трех месяцев со дня выявления недоимки.

Требование передается плательщику – физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Если указанными способами требование вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления заказного письма. Также требование может быть направлено плательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, при этом форматы, порядок и условия направления плательщику требования устанавливаются органами ПФР.

К требованию прилагается расчет пеней.

Пенями признается денежная сумма, которую плательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Федеральным законом срок.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов. Пени уплачиваются помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.

Пени начисляются до дня фактической уплаты недоимки. Расчет пеней производится в процентах от не уплаченной вовремя суммы с применением процентной ставки, равной 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в этот период.

Федеральным законодательством №212-ФЗ установлены случаи, когда пени не начисляются, а именно:

- если плательщик не мог погасить недоимку в силу того, что по решению суда были приостановлены операции по его счетам в банке или наложен арест на его имущество. В этом случае пени не начисляются за весь период действия данных обстоятельств;

- не начисляются пени также на сумму недоимки, которая образовалась у плательщика в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по другим вопросам применения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, которые даны были ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля в пределах его компетенции.

3.А если предприниматель, имеющий задолженность, не уплатит добровольно суммы, указанные в требовании? Каким образом будет производиться взыскание?

Если плательщик добровольно не уплатит суммы, указанные в требовании, то обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства плательщика в банках.

Для этого орган ПФР принимает Решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств. Решение о взыскании может быть принято в отношении одного или нескольких требований одновременно.

По общему правилу решение о взыскании принимается не позднее двух месяцев после истечения установленного срока уплаты по требованию и вступает в силу с даты его принятия.

В случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает 1 500 рублей, решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях, но не позднее одного года и двух месяцев после истечения срока исполнения самого раннего требования.

В случае, если в течение одного года и двух месяцев сумма задолженности не превысила 1 500 рублей, орган ПФР осуществляет взыскание такой задолженности в судебном порядке. Заявление в суд направляется в течение шести месяцев со дня истечения срока, равного одному году и двум месяцам.

Стоит отметить, что эти положения не распространяются на порядок взыскания задолженности с плательщиков, в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве.

На основании решения о взыскании орган контроля оформляет инкассовое поручение на списание и перечисление в бюджет денежных средств.

Поручения органа контроля направляется в банк, в котором открыты счета должника, в том числе в электронном виде, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежат безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Взыскание страховых взносов может производиться с расчетных (текущих) счетов в валюте Российской Федерации, а также в иностранной валюте. Взыскание страховых взносов со счетов в иностранной валюте производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату продажи иностранной валюты.

При наличии депозитного счета орган контроля взносов вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет должника.

Инкассовое поручение исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание страховых взносов производится со счетов в валюте Российской Федерации, и не позднее двух операционных дней, если взыскание страховых взносов производится со счетов в иностранной валюте.

4. Если у страхователя недостаточно или отсутствуют денежные средства на счетах или отсутствует информация о счетах, в каком порядке тогда будет производиться взыскание?

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика или при отсутствии информации о счетах плательщика орган ПФР вправе взыскать задолженность за счет иного имущества должника.

Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика принимается руководителем органа контроля (заместителем руководителя) в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом об исполнительном производстве.

Постановление о взыскании страховых взносов принимается в отношении одного или нескольких требований одновременно.

Постановление о взыскании за счет имущества должника принимается в течение одного года после истечения срока исполнения по требованию.

В случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает 1 500 рублей постановление о взыскании принимается после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях об уплате недоимки, но не позднее двух лет после истечения срока исполнения самого раннего требования.

5.Если предприниматель в 2015 году прекращает деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и у него имеется задолженность, как в данном случае производится ее взыскание?

В случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции.

Заявление о взыскании подается в суд, если общая сумма страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 500 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования сумма задолженности превысила 500 рублей, орган ПФР обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 500 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования сумма задолженности не превысила 500 рублей, орган ПФР обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока.

Следует обратить внимание, что размер страховых взносов напрямую зависит от дохода плательщика страховых взносов:

- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - то размер страхового взноса в фиксированном размере, определяется как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд, увеличенное в 12 раз и составляет 17 328,48 рублей.

- расчет суммы годового взноса по обязательному медицинскому страхованию не изменился, он равен произведению МРОТ и тарифа страховых взносов в ФОМС, увеличенному в 12 раз, и составляет 3 399,05 рублей.

В случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - то размер страхового взноса в фиксированном размере, определяется как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

Но величина отчислений, рассчитанных таким способом, не будет расти бесконечно. В данном случае сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд, увеличенное в 12 раз.

Максимальный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на 2014 год составляет - 138 627,84 рублей.

Данные о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период представляются в органы ПФР налоговыми органами. Указанные сведения являются основанием для направления требования об уплате недоимки, а также дальнейшего взыскания задолженности.

Таким образом, в случае прекращения плательщиком деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и снятии его с регистрационного учета, плательщик должен подать в налоговые органы соответствующие сведения о своих доходах.

Если такая информация не поступила в орган ПФР на том основании, что плательщик своевременно не отчитался в органы ФНС, сумму страхового взноса орган ПФР начислит и будет истребовать в максимальном размере, то есть из расчета восьмикратного МРОТ - 138 627,84 рублей.

В случае непогашения задолженности по требованию, органы ПФР будут руководствоваться ст. 21 Федерального закона №212-ФЗ и осуществлять взыскание задолженности с физического лица, не являющего индивидуальным предпринимателем в судебном порядке. Заявление о взыскании страховых взносов подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования.

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N АД-30-26/5422

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

N 00014/14/24951-АП

ПИСЬМО

от 5 мая 2014 года

Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральная служба судебных приставов в связи с изменениями законодательства Российской Федерации в части взыскания задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам за счет имущества плательщиков страховых взносов сообщают.

Федеральным законом от 21.12.2013 N 358-ФЗ "О внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части совершенствования порядка взыскания платежей в государственные внебюджетные фонды" (далее - Закон N 358-ФЗ) изменены порядок и сроки взыскания страховых взносов, включая взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (далее - страховые взносы) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

В частности, постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, а в случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей, администрируемых Пенсионным фондом Российской Федерации, 1500 рублей, постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика принимается после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях об уплате страховых взносов, но не позднее двух лет после истечения срока исполнения самого раннего требования.

С учетом изложенного с 03.01.2014 постановления о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика, принятые с нарушением порядка, установленного Законом N 358-ФЗ, предъявлению на принудительное исполнение в структурные подразделения территориальных органов ФССП России не подлежат.

Территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации формируют и направляют в территориальные органы ФССП России постановления о взыскании страховых взносов с момента реализации в программном обеспечении автоматизированной информационной системы Пенсионного фонда Российской Федерации изменений законодательства Российской Федерации, касающихся вынесения постановлений о взыскании страховых взносов на сумму, превышающую 1 500 рублей, а также вынесения одного решения о взыскании по нескольким неисполненным требованиям об уплате страховых взносов.

Законом N 358-ФЗ также внесены изменения в Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в соответствии с которыми акты Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании денежных средств с должника-гражданина, зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, предъявляются на принудительное исполнение в течение шести месяцев со дня их вынесения без приложения документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в случае, если должник вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без открытия расчетного и иных счетов.

Одновременно сообщаем, что Федеральным законом от 28.12.2013 N 441-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 441-ФЗ), вступившим в силу 10.01.2014, закреплены в том числе положения, регламентирующие порядок повторного предъявления исполнительных документов на принудительное исполнение.

В соответствии с нормами Закона N 441-ФЗ в случае возвращения в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации исполнительного документа с актом о невозможности взыскания в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и принятия судебным приставом-исполнителем всех предусмотренных законодательством об исполнительном производстве мер территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе повторно предъявить на исполнение постановление о взыскании задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам за счет имущества плательщика не ранее двух месяцев после окончания исполнительного производства либо до истечения указанного срока в случае предъявления территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации информации об изменении имущественного положения должника.


Небольшой штраф за пенсионную отчетность — теперь не повод для судебного разбирательства. Правительство запретило Пенсионному фонду подавать иски, если сумма штрафа меньше 3 000 руб. Рассмотрим это нововведение подробнее.

Как сейчас наказывает ПФР

Поправки в ст. 17 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете. » уже опубликованы и вступят в силу 31 июля 2020 года. Речь идет о работодателях, которые несвоевременно сдают отчет или отправляют недостоверные сведения. Это считается нарушением, за которое накажут:

  • 500 руб. — за просрочку и неполную информацию (по каждому сотруднику);
  • 1 000 руб.— за несоблюдение порядка подачи сведений в электронном виде.

Если ПФР обнаружит нарушение, то составит акт. Его вручат работодателю под расписку, отправят заказным письмом или электронным файлом по ТКС. Директору дадут 15 дней для разъяснения своей точки зрения. Если фирма будет спорить, то подаст возражение на имя начальника территориального отделения. Потом создадут комиссию, пригласят директора фирмы или представителя по доверенности. По итогам заседания вынесут решение о привлечении к ответственности либо об отмене санкции.

Если наказание оставят в силе, то руководителю выдадут требование о перечислении штрафа в течение 10 дней. Когда сумма не поступает в казну, ее взыскивают принудительно. Правда, решать такие вопросы может только суд. Поэтому ПФР составит иск и отправит его судье. Если требования удовлетворят, то приставы спишут деньги с расчетного счета предприятия.

Суды буквально завалены исками от ПФР о взыскании мелких штрафов с работодателей. На присуждение виновнику 500 рублей уходит уйма времени. Тогда как серьезные дела, например по взысканию средств на реабилитацию тяжелобольного, ждут своей очереди. Правительство разгрузит систему. И теперь пенсионный фонд не будет подавать иски по каждому поводу.

Как будут взимать штрафы в ПФР по новым правилам

Порядок наказания работодателей не изменится — за нарушения все так же будут штрафовать и высылать требования. Просто сумма, с которой у ПФР примут иск, теперь должна быть не меньше 3 000 руб. Это значит, что за 1 000 руб. не подадут в суд. Но наказание не исчезнет, а будет «висеть» на фирме до момента, пока она не нарушит еще что-нибудь. Когда фонд накопит 3 тыс. руб., то сразу подаст иск.

Предприятие просрочило отправку СЗВ-М и получило 1,5 тыс. штрафа. Этой суммы недостаточно, чтобы взыскать ее по суду. ПФР ждет. В следующем квартале бухгалтер предоставил неверную информацию — оштрафовали еще на 500 руб. Чтобы подать иск, осталось накопить 1 000 руб. Через пару месяцев фирма снова забывает про отчет и получает наказание — 1,5 тыс. Итого сумма штрафа — 3 500 руб. Теперь фонд может идти в суд, на подготовку иска у него есть 6 месяцев.

Срок давности по взысканию — 3 года. В течение этих лет (с даты первого наказания) пенсионный фонд будет копить штрафы предприятий до нужной суммы. А если за это время фирма больше ничего не нарушит, то ПФР все равно потребует взыскания, но предварительно выждет 36 месяцев — вдруг еще что-то появится или директор сам погасит долг. Проще говоря, эту 1 000 руб. все равно придется платить, не сейчас так через 3 года.

Зная, что ПФР копит штрафы, директор может прикинуть начало судебных разборок и опередить фонд — самостоятельно перечислить долг. На это есть 3 года. Допустим, фирма получила два требования общей суммой 2 800 руб. Понимая, что следующий штраф приведет в суд, директор оплатит один из них. Так он уменьшит «санкционные накопления» и отсрочит подачу иска.

Напоминаем, что с 1 января 2020 года изменился КБК по уплате штрафов по ст. 17 Закона № 27-ФЗ. Теперь перечислять деньги нужно на КБК 392 1 16 07090 06 0000 140 — «Иные штрафы, неустойки, пени, уплаченные в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед Пенсионным фондом Российской Федерации».

Код 392 1 16 20010 06 6000 140 применялся до 01.01.2020 и уже не действует.

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 1 февраля 2011 г. N КА-30-24/850

Пенсионный фонд РФ направляет для сведения и использования в работе соглашение о взаимодействии Пенсионного фонда РФ и Федеральной службы судебных приставов, их территориальных органов при принудительном исполнении Постановлений Пенсионного фонда РФ и иных исполнительных документов от 21.01.2011 N АД-30-33/01сог/ 12/01-1.

Пенсионного фонда РФ

к письму Пенсионного фонда РФ

от 01.02.2011 N КА-30-24/850

СОГЛАШЕНИЕ

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ, ИХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ

ОРГАНОВ ПРИ ПРИНУДИТЕЛЬНОМ ИСПОЛНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ

ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИНЫХ

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Пенсионный фонд Российской Федерации в лице Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации А.В. Дроздова, с одной стороны, и Федеральная служба судебных приставов в лице директора Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава Российской Федерации А.О. Парфенчикова, с другой стороны, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах", от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов", Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1 "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)" и иными нормативными правовыми актами, заключили настоящее Соглашение о нижеследующем.

1. Общие положения

1.1. Настоящее Соглашение определяет общие принципы взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации, его территориальных органов (далее - территориальные органы ПФР) и Федеральной службы судебных приставов ее территориальных органов (далее - территориальные органы ФССП России) при исполнении исполнительных документов (постановлений) о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщиков страховых взносов - организаций или индивидуальных предпринимателей (далее - постановление территориальных органов ПФР) и иных исполнительных документов (далее - исполнительные документы).

1.2. Задачами взаимодействия ПФР и ФССП России, их территориальных органов являются:

1.2.1. Осуществление регулярного обмена информацией по вопросам, входящим в их компетенцию и представляющим взаимный интерес.

1.2.2. Организация взаимодействия территориальных органов ПФР и территориальных органов ФССП России при исполнении постановлений территориальных органов ПФР и иных исполнительных документов.

1.3. Взаимодействие ПФР и ФССП России, их территориальных органов осуществляется в форме обмена информацией, сверки постановлений, вынесенных территориальными органами ПФР, и исполнительных документов, находящихся на исполнении.

1.4. Взаимодействие пресс-служб ПФР и ФССП России, их территориальных органов осуществляется в форме выпуска совместных пресс-релизов и иных формах сотрудничества.

2. Информационное взаимодействие ПФР и ФССП России,

их территориальных органов

2.1. Проведение совместных мероприятий, информационную поддержку и организацию взаимодействия ПФР и ФССП России в рамках настоящего Соглашения обеспечивают в пределах своей компетенции должностные лица ПФР и ФССП России, руководители (заместители руководителей) территориальных органов ПФР и ФССП России, начальники структурных подразделений территориальных органов ПФР и ФССП России.

2.2. Информационный обмен между ПФР и ФССП России, их территориальными органами осуществляется в электронном виде по каналам связи с использованием сертифицированных средств криптографической защиты информации с функциями шифрования информации и электронной цифровой подписи.

Стороны обеспечивают конфиденциальность и безопасность информации при ее обработке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Территориальные органы ФССП России постановления территориальных органов ПФР о взыскании недоимки принимают в электронной форме по согласованным форматам.

2.3. Территориальные органы ПФР представляют по запросам судебных приставов-исполнителей информацию:

о застрахованных лицах, содержащуюся в базе данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования (место работы должника-гражданина (наименование организации), адрес места нахождения организации);

о пенсионерах, содержащуюся в базе данных о пенсионерах (ФИО, сведения о суммах начисленных и выплаченных пенсий);

о плательщиках страховых взносов - организациях и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих отчисления страховых взносов, сведения о начисленных и уплаченных суммах страховых взносов, сведения о руководителях и главных бухгалтерах (ФИО), адрес места нахождения организаций-должников);

иные дополнительные сведения в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" и Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ).

2.4. Порядок и форматы обмена информацией в электронной форме определяются сторонами в соответствии с протоколом, утверждаемым совместно ПФР и ФССП России.

3. Особенности взаимодействия ПФР и ФССП России,

их территориальных органов при исполнении постановлений

территориальных органов ПФР и исполнительных документов

судебных органов, выданных в пользу территориальных

органов ПФР

3.1. Исполнительные документы направляются территориальными органами ПФР в структурные подразделения территориальных органов ФССП России заказными письмами с уведомлением о вручении или нарочным по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемых статьей 33 Федерального закона N 229-ФЗ, в сроки, установленные статьей 21 Федерального закона N 229-ФЗ.

3.1.1. Постановления территориальных органов ПФР направляются в структурные подразделения территориальных органов ФССП России с приложением заверенных копий извещения банка о помещении расчетных документов в картотеку по форме 0401075, установленной положением Центрального банка Российской Федерации от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации", с отметкой банка "не оплачено в связи с отсутствием средств на счете (счетах) N (номер счета)".

При направлении постановлений территориальных органов ПФР, вынесенных в связи с отсутствием информации о счетах плательщика страховых взносов, к постановлениям территориальных органов ПФР прилагается справка об отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов, составленная территориальными органами ПФР на основании полученных из регистрирующего органа выписок из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, а также полученных сведений от банков и плательщиков страховых взносов в установленном порядке.

3.1.2. Исполнительные документы, выданные судебными органами, направляются с сопроводительным письмом, содержащим расшифровку задолженности плательщика по исполнительному документу с указанием реквизитов счетов органов Федерального казначейства по учету операций по поступлениям доходов в соответствующие бюджеты и кодов классификации доходов бюджетов, по которым следует перечислять взысканные суммы.

К исполнительным документам территориальным органом ПФР при наличии прикладывается документ, содержащий перечень расчетных, текущих и иных счетов плательщиков страховых взносов в банках и других кредитных организациях.

3.1.3. В случае открытия плательщиком страховых взносов счетов в банках и иных кредитных организациях после направления территориальными органами ПФР исполнительных документов в структурные подразделения территориальных органов ФССП России территориальные органы ПФР в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений направляют данную информацию в структурные подразделения территориальных органов ФССП России.

При получении такой информации территориальный орган ФССП России обязан произвести действия, направленные на взыскание денежных средств с открытого плательщиком счета в пользу территориального органа ПФР, в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений об открытии счетов в банках.

3.2. Если в ходе исполнительного производства должник полностью (частично) погасил сумму, подлежащую взысканию, территориальный орган ПФР направляет судебному приставу-исполнителю, у которого на исполнении находится постановление территориального органа ПФР или иной исполнительный документ, соответствующее уведомление.

Денежные средства, перечисленные должником самостоятельно в территориальный орган ПФР после возбуждения исполнительного производства в счет уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, включенных в сумму, подлежащую взысканию по исполнительному документу, на основании которого возбуждено исполнительное производство, учитываются территориальным органом ПФР в счет погашения задолженности по такому исполнительному документу в результате деятельности судебного пристава-исполнителя.

3.3. Денежные средства, взысканные в ходе исполнения исполнительных документов, перечисляются структурными подразделениями территориальных органов ФССП России на счета, указанные в исполнительном документе и (или) сопроводительном письме, в течение пяти операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов в соответствии с частью I статьи 110 Федерального закона N 229-ФЗ.

В случае отсутствия в исполнительном документе, выданном судом, сведений о счетах, на которые должны быть перечислены взысканные денежные средства, судебный пристав-исполнитель направляет запрос об этих счетах в территориальный орган ПФР, в пользу которого вынесен исполнительный документ.

Территориальные органы ПФР, получив запрос о счетах, на которые должны быть перечислены взысканные суммы, представляют судебному приставу-исполнителю запрашиваемую информацию в течение десяти рабочих дней.

3.4. При отмене постановления территориального органа ПФР вышестоящим органом территориальный орган ПФР направляет судебному приставу-исполнителю, у которого на исполнении находится постановление территориального органа ПФР, заявление об отзыве постановления.

3.5. Территориальные органы ФССП России по запросу территориального органа ПФР в установленный законом срок представляют информацию о ходе исполнительного производства.

4. Заключительные положения

4.1. Внесение изменений и дополнений в настоящее Соглашение производится путем подписания дополнительного соглашения между ПФР и ФССП России.

Разъяснения по данному Соглашению оформляются совместными письмами ПФР и ФССП России.

4.2. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания.

4.3. Настоящее Соглашение заключено на неопределенный срок и может быть расторгнуто по согласованию обеих сторон на основании письменного соглашения.

4.4. Настоящее Соглашение составлено в 2-х экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для ПФР и ФССП России.

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N АД-30-26/5422

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

N 00014/14/24951-АП

ПИСЬМО

от 5 мая 2014 года

Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральная служба судебных приставов в связи с изменениями законодательства Российской Федерации в части взыскания задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам за счет имущества плательщиков страховых взносов сообщают.

Федеральным законом от 21.12.2013 N 358-ФЗ "О внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части совершенствования порядка взыскания платежей в государственные внебюджетные фонды" (далее - Закон N 358-ФЗ) изменены порядок и сроки взыскания страховых взносов, включая взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (далее - страховые взносы) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

В частности, постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, а в случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей, администрируемых Пенсионным фондом Российской Федерации, 1500 рублей, постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика принимается после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях об уплате страховых взносов, но не позднее двух лет после истечения срока исполнения самого раннего требования.

С учетом изложенного с 03.01.2014 постановления о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика, принятые с нарушением порядка, установленного Законом N 358-ФЗ, предъявлению на принудительное исполнение в структурные подразделения территориальных органов ФССП России не подлежат.

Территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации формируют и направляют в территориальные органы ФССП России постановления о взыскании страховых взносов с момента реализации в программном обеспечении автоматизированной информационной системы Пенсионного фонда Российской Федерации изменений законодательства Российской Федерации, касающихся вынесения постановлений о взыскании страховых взносов на сумму, превышающую 1 500 рублей, а также вынесения одного решения о взыскании по нескольким неисполненным требованиям об уплате страховых взносов.

Законом N 358-ФЗ также внесены изменения в Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в соответствии с которыми акты Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании денежных средств с должника-гражданина, зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, предъявляются на принудительное исполнение в течение шести месяцев со дня их вынесения без приложения документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в случае, если должник вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без открытия расчетного и иных счетов.

Одновременно сообщаем, что Федеральным законом от 28.12.2013 N 441-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 441-ФЗ), вступившим в силу 10.01.2014, закреплены в том числе положения, регламентирующие порядок повторного предъявления исполнительных документов на принудительное исполнение.

В соответствии с нормами Закона N 441-ФЗ в случае возвращения в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации исполнительного документа с актом о невозможности взыскания в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и принятия судебным приставом-исполнителем всех предусмотренных законодательством об исполнительном производстве мер территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе повторно предъявить на исполнение постановление о взыскании задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам за счет имущества плательщика не ранее двух месяцев после окончания исполнительного производства либо до истечения указанного срока в случае предъявления территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации информации об изменении имущественного положения должника.

Компания своевременно не погасила задолженность по пенсионным и медицинским страховым взносам. Однако вместо начисления пеней на недоимку чиновники из пенсионного фонда передали документы судебным приставам и потребовали взыскать долг за счет имущества компании. Бухгалтер с таким подходом не согласен, поскольку на одном из банковских счетов фирмы достаточно денег для погашения долга. Разберемся в процедуре взыскания долга за счет имущества и выясним, когда действительно не обойтись без привлечения судебных приставов

Чем руководствоваться

1. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федера­ции, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

2. Методические рекомендации по организации работы по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, утв. постановлением Правления ПФР от 14.04.2010 № 100р.

3. Приказ Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 № 957н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страхо­вых взносов».

4. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

О Определение ВАС РФ от 29.06.2012 № ВАС-7906/12.

Территориальные подразделения ПФР вправе взыскивать с компаний долги по пенсионным и медицинским страховым взносам двумя способами (ст. 19, 20 Закона № 212-ФЗ 1):

1за счет денежных средств, находящихся на банковских счетах;

2за счет иного имущества компаний. Заметим, что при взыскании долгов с банковских счетов чиновники взаимодействуют с банками напрямую: дают им поручение на списание со счета требуемой суммы задолженности (ч. 7 ст. 19 Закона № 212-ФЗ 1).

Если же списать долг через банк не получается, то к взысканию привлекают судебных приставов-исполнителей. Для этого контролеры Фонда направляют приставам постановление по форме 2-ПФР о взыскании страховых взносов за счет имущества компании (утв. Приказом № 957н 3; далее - Постановление о взыскании за счет имущества). На примерах практических ситуаций поясним особенности взыскания долгов за счет имущества компаний.

2 СЛУЧАЯ, КОГДА ДОЛГ ОБРАТЯТ НА ИМУЩЕСТВО

1. Недостаточно или отсутсвуют денежные средства на банковских счетах компании.

2. У ПФР нет информации о банковских счетах компании.

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ

ДОЛГИ ВЗЫСКИВАЮТСЯ ПОЭТАПНО

СИТУАЦИЯ

Бухгалтер компании известил контролеров ПФР об отсутствии на счете компании средств для погашения недоимки по взносам. Узнав об этом, контролеры даже не стали обращаться в банк. Они сразу вынесли Постановление о взыскании за счет имущества.

РЕШЕНИЕ

Контролеры ПФР нарушили последовательность взыскания. Дело в том, что до вынесения Постановления о взыскании за счет имущества они должны были принять решение о взыскании долга за счет денежных средств, находящихся на банковских счетах (форма 1-ПФР, утв. Приказом № 957н 3). И только если банк подтвердит, что денег на расчетном счете нет, чиновники вправе начинать процедуру взыскания за счет имущества.

Судьи разделяют такой подход. Они считают, что вынесение решения по форме 1-ПФР - обязательный этап взыскания (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.03.2012 № А69-1159/2011). Если этот этап пропущен, то взыскание незаконно (постановление ФАС Центрального округа от 25.06.2012 № А23-3857/2011).

О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА ПРИСТАВАМ КОМПАНИЯ МОЖЕТ НЕ УЗНАТЬ

СИТУАЦИЯ

Контролеры ПФР не известили компанию-должника о начале процедуры взыскания недоимки за счет имущества.

РЕШЕНИЕ

Должностные лица ПФР не обязаны сообщать компании о начале процедуры взыскания. По крайней мере, в законодательстве о страховых взносах такая обязанность за ними не закреплена. Следовательно, документы о взыскании за счет имущества могут попасть судебным приставам напрямую, минуя компанию (ч. 2 ст. 20 Закона № 212-ФЗ 1).

Отметим, что центральный аппарат ПФР все же рекомендует своим подразделениям направлять компаниям один экземпляр Постановления о взыскании за счет иму­щества. Об этом сказано в п. 1.7 Методических рекомендаций 2. Однако рекомендации, к сожалению, не зарегистрированы Минюстом России. Следовательно, не являются обязательными для исполнения как компаниями, так и чиновниками подразделений ПФР. Поэтому привлечь контролеров к ответственности за несоблюдение положений такого документа, скорее всего, не получится.

ПРОСТОИМЕЙТЕ В ВИДУ

В законодательстве РФ не сказано, что специалисты ПФР должны разыскивать банковские счета компаний. Однако у судей на этом счет особое мнение. Они считают, что информацию о счетах нужно, как минимум, запросить у налоговиков (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.09.2011 № А46-718/2011).

КАКАЯ ОШИБКА ПРИОСТАНОВИТ ВЗЫСКАНИЕ

СИТУАЦИЯ

Бухгалтер компании заметил, что на Постановлении о взыскании за счет имущества имеется печать ПФР, но нет подписи руководителя.

РЕШЕНИЕ

Постановление о взыскании за счет имущества должно быть подписано и заверено печатью. Это требование ч. 5 ст. 20 Закона № 212-ФЗ 1. Вместе с тем в постановлении по форме 2-ПФР соответствующей графы для проставления подписи нет. Из-за этого и могла произойти ошибка.

На отсутствие подписи, в принципе, должны обращать внимание судебные приставы. Если они этого не сделали, то можно попытаться оспорить Постановление о взыскании за счет имущества в суде. Сразу скажем, что судить о перспективах такого спора сложно, по­скольку судебной практики по таким делам еще нет. Но как бы ни закончился спор, на время судебного разбирательства есть хороший шанс приостановить исполнительное производство (ч. 2 ст. 39 Закона № 229-ФЗ 4).

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕКВИЗИТЫ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О ВЗЫСКАНИИ

1. ФИО начальника (заместителя) подразделения ПФР и наименование подразделения, выдавшего Постановление.

2. Дата принятия и номер.

3. Наименование и адрес компании.

4. Резолютивная часть.

5. Дата вступления в силу.

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ, ч. 4 ст. 20

К ПОИСКУ СЧЕТОВ МОГУТ ПРИВЛЕЧЬ НАЛОГОВИКОВ

СИТУАЦИЯ

Из-за отсутствия у ПФР данных о банковских счетах компании было вынесено Постановление о взыскании за счет имущества. Однако ни­каких иных документов к нему не приложено.

РЕШЕНИЕ

На отсутствие приложений к соответствующему Постановлению, скорее всего, обратят внимание приставы-исполнители. Как правило, они настаивают на том, чтобы к Постановлению о взыскании за счет имущества обязательно прилагались документы с отметками банков о невозможности погасить долг из средств, находящихся на банковском счете.

Если банковских отметок нет, то Постановление не считается исполнительным документом и не подлежит исполнению. Судьи с таким подходом согласны. И добавляют, что если у ПФР нет информации о банковских счетах, то ее нужно попытаться получить от налоговых органов. И только потом, вместе с ответом налоговиков, направлять документы приставам (определение № ВАС-7906/12 ф).

СИТУАЦИЯ

Контролеры ПФР направили приставам Постановление о взыскании за счет имущества. К нему они приложили составленную специали¬стами Фонда справку об отсутствии информации о банковских счетах.

РЕШЕНИЕ

Действительно, центральный аппарат ПФР рекомендует своим подразделениям прилагать к Постановлению о взыскании за счет имущества справку об отсутствии информации о банковских счетах. Ее формируют на основании выписки из ЕГРЮЛ (п. 2.5 Методических рекомендаций Q).

Однако судьи считают, что если нет ни банковских отметок, ни письма от налоговиков, то справка от отсутствии информации о банковских счетах не является надлежащим доказательством их реального отсутствия у компании (постановление ФАС Дальневосточного округа от 04.05.2012 № Ф03-1669/2012).

Поэтому судебный пристав-исполнитель вправе отказать в возбуждении исполнительного производства (определение № ВАС-7906/12 5).

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПУНКТЫ СООБЩЕНИЯ И УВЕДОМЛЕНИЯ

1. Наличные денежные средства и денежные средства в банках, на которые не было обращено взыскание.

2. Имущество, не участвующее непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценные бумаги, валютные ценности, непроизводственные помещения, легковой автотранспорт, предметы дизайна служебных помещений.

3. Готовая продукция (товары), а также иные материальные ценности, не участвующие и (или) не предназначенные для непосредственного участия в производстве.

4. Сырье и материалы, предназначенные для непосредственного участия в производстве, а также станки, оборудование, здания, сооружения и другие основные средств.

5. Имущество, переданное по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество.

6. Другое имущество, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования (если речь идет об индивидуальном предпринимателе).

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ, ч. 8 ст. 20

Читайте также: