Освобождение инвалидов от уплаты страховых взносов в пенсионный фонд рф

А. Курячий, директор адвокатской конторы "Дигеста".

После вступления в силу Федерального закона от 5 февраля 1997 года N 26-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" (далее - Федеральный закон) возникло много вопросов, связанных с практическим использованием льгот, предоставленных ст. 3 данного Федерального закона. (Порядок и условия освобождения от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленные в данной статье Федерального закона, сохранены и в 1998 году в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 года N 9-ФЗ.) Пенсионный фонд Российской Федерации дал свои разъяснения указанной статьи в письме от 7 марта 1997 года N ЕВ-09-11/1735-ИН "Об уплате страховых взносов общественными организациями инвалидов и пенсионеров" (далее - письмо), которое, на мой взгляд, по принципиальным вопросам содержит ряд "неточностей". Свои комментарии по поводу уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд изложили в аналитических изданиях юристы - практики. Мне также хотелось бы сказать несколько слов по данной проблеме.

  1. В письме дается следующее определение общественной организации пенсионеров и инвалидов: "общественная организация", основанная на членстве ее участников, то есть физических лиц - пенсионеров и инвалидов. ". Следует внести существенное дополнение в данное определение: в соответствии со ст. 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" членами общественных объединений инвалидов могут быть, кроме инвалидов, также и "лица, представляющие их интересы".
  2. В письме утверждается, что согласно ст. 48 Гражданского кодекса РФ общественные организации не могут иметь в собственности предприятия . Это положение представляется мне неверным. Во-первых, ст. 48 ГК данной нормы не содержит (в ней говорится, что общественные организации (объединения) относятся к юридическим лицам, в отношении которых их учредители не имеют имущественных прав). Во-вторых, в ст. 33 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" прямо указано, что общественные объединения (в частности, и общественные организации) инвалидов могут иметь в собственности предприятия.
Такой же точки зрения придерживается и М. Тагай в комментарии к указанному письму в еженедельнике "АКДИ "Экономика и жизнь": официальные документы и разъяснения", 1997, N 16, с. 10.
  1. Федеральным законом не изменены условия освобождения общественных организаций инвалидов и пенсионеров от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, существующие с момента принятия Постановления Верховного Совета РФ от 9 июля 1993 года N 5357-1. В этом я согласен с мнением Пенсионного фонда, изложенным в письме, и не согласен с позицией некоторых авторов аналитических статей. Так, А. Соловьев и Ю. Донин считают, что порядок освобождения общественных организаций инвалидов и пенсионеров значительно изменился. По моему мнению, освобождение общественных организаций инвалидов и пенсионеров от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд по-прежнему не связано с численностью работающих инвалидов, так как норма Федерального закона ". и численность работающих инвалидов на которых составляет не менее 50 процентов от общей численности работающих. " (ст. 3) относится только к словам ". предприятия, учреждения и организации. " и не относится к словосочетанию ". общественные организации инвалидов и пенсионеров. ". Иначе к ним следовало бы отнести и фразу ". уставный капитал которых состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и пенсионеров. ".
- Соловьев А. Особенности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд // Бухгалтерский учет, 1997, N 4, с. 23.
- Донин Ю. Исчисление и уплата страховых взносов во внебюджетные фонды в 1997 году // Налоговый вестник, 1997, N 4, с. 33.
  1. Наименее четко в Федеральном законе определены условия освобождения от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд предприятий, учреждений и организаций, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов и пенсионеров. В письме утверждается, что данные юридические лица "сохраняют право на освобождение от уплаты страховых взносов на прежних условиях, определенных Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 9 июля 1993 года N 5357-1, без применения к ним условий о

необходимости численности работающих инвалидов".

Такой вывод Пенсионного фонда, по всей видимости, основан на том, что в тексте ст. 3 Федерального закона в отношении данных предприятий употреблено выражение "имеющие указанные льготы". (Полагаю, этот причастный оборот в данной статье использован некорректно. Во-первых, получается, что Федеральным законом от уплаты страховых взносов освобождаются предприятия, уже имеющие льготы, а во-вторых, "указанных льгот" в том виде, как они даны в Федеральном законе, у предприятий, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов и пенсионеров, ранее не было - для освобождения от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд им до сих пор не требовалось соблюдения условий о численности работающих инвалидов).

Полагаю, законодатель установил здесь правило, аналогичное закрепленному в подп. "х" п. 1 ст. 5 Закона "О налоге на добавленную стоимость": согласно ст. 3 Федерального закона от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ освобождаются организации, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов общественных организаций инвалидов и пенсионеров либо находящихся в собственности общественных организаций инвалидов и пенсионеров, численность работающих инвалидов на которых составляет не менее 50 процентов от общей численности работающих.

  1. Неверно, на мой взгляд, содержащееся в письме утверждение о том, что на открытые акционерные общества не распространяется действие ст. 3 Федерального закона, так как "они могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и их свободную продажу". Федеральный закон не содержит ограничения на использование льготы по освобождению от уплаты страховых взносов для организаций, участники которых могут без согласия остальных участников распоряжаться своими акциями (долями). Пока акции какого-либо открытого акционерного общества находятся в собственности общественной организации инвалидов и пенсионеров (или нескольких подобных организаций), данное общество пользуется льготой при соблюдении условия о численности работающих инвалидов.

Видимо, Пенсионный фонд, исключая открытые акционерные общества из категории организаций, входящих в сферу регулирования ст. 3 Федерального закона, предполагал таким способом решить проблему контроля правомерности использования льгот подобными обществами.

  1. Следует отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 93 и п. 3 ст. 95 ГК действует презумпция допустимости отчуждения участником общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью своей доли, если иное не предусмотрено уставом общества. Поэтому отделениям Пенсионного фонда при осуществлении контроля за правильным использованием льгот необходимо исходить из положения, обратного изложенному в письме: не предусмотрен ли в уставе общества запрет на отчуждение своей доли третьим лицам.
  2. Считаю неверным положение Письма о том, что на все остальные организационно - правовые формы юридических лиц, кроме указанных в Письме, не распространяется действие ст. 3 Федерального закона.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 30 ноября 1994 года "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" к товариществам с ограниченной ответственностью, созданным до официального опубликования части первой ГК РФ, применяются нормы главы 4 Кодекса об обществе с ограниченной ответственностью (ст. 87 - 94). Поэтому уставные капиталы таких товариществ могут полностью состоять из вкладов одной или нескольких общественных организаций инвалидов и пенсионеров (ст. 87 ГК). Таким образом, на указанные организации также распространяется действие ст. 3 Федерального закона.

  1. Несколько слов об установленном в письме порядке использования организациями льгот по уплате страховых взносов. Условием принятия у организации "льготной" расчетной ведомости по страховым взносам в Пенсионный фонд за отчетный период является наличие у нее решения уполномоченного "о предоставлении права на льготу". Такое решение можно получить только после рассмотрения (которое может продолжаться в течение месяца) документов, указанных в письме, в том числе о численности работающих инвалидов. Численность работающих инвалидов может быть определена лишь после окончания отчетного периода. Итак, получается, что, следуя порядку, установленному в письме, организация не может своевременно воспользоваться льготой, предоставленной ей Федеральным законом.

Необходимо отметить, что законодательством не предусмотрен разрешительный порядок использования льгот по освобождению от уплаты страховых взносов. В частности, после вступления в силу Федерального закона организации имеют право на полное освобождение от уплаты страховых взносов в соответствующих случаях с момента: а) регистрации в органах юстиции общественной организации инвалидов и пенсионеров; б) наличия в данном отчетном периоде совокупности двух факторов: соответствующей регистрации 100-процентного владения общественной организацией инвалидов и пенсионеров или несколькими подобными организациями акциями (долями), составляющими уставный капитал коммерческой организации, и не менее чем 50-процентной численности работающих инвалидов от общей численности работающих.

Поэтому считаю, что организации обязаны предоставлять перечисленные в письме документы только в период осуществления документальных проверок, проводимых отделениями Пенсионного фонда в установленном порядке. Организациям не надо ни "претендовать" на использование льготы, ни получать "решение о предоставлении права на льготу", поскольку в соответствии с Федеральным законом они либо освобождены от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, либо уплачивают их на общих основаниях.



Еще в самом начале ведения этого блога написал небольшую статью о том, какие ИП могут временно не платить обязательные страховые взносы https://dmitry-robionek.ru/nalogi/ne-platit-vznos-pfr.html

Временно могут быть освобождены от уплаты взносов следующие категории:

  1. Прохождения ими военной службы по призыву;
  2. Ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  3. Ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  4. Проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
  5. Проживания за границей супругов работников, направленных, в частности, в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
  6. За периоды, в которых приостановлен статус адвоката, и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность.

Как видите, ИП-инвалидов здесь нет. Но комментарии с таким вопросом появлялись на блоге довольно часто…

И вот читаю новое письмо МинФина от 25 мая 2017 г. N 03-15-09/32244, в котором дается позиция Министерства Финансов по этому частому вопросу, который задается снова и снова.

Не буду приводить письмо полностью, процитирую только самые важные абзацы:

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 621-О-О предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др.

Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности , готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.

Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у индивидуального предпринимателя возникает с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из ЕГРИП (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Не предприняв действий по исключению из ЕГРИП, предприниматель сохраняет статус индивидуального предпринимателя и обязан уплачивать упомянутые страховые взносы независимо от того, осуществляет он предпринимательскую деятельность или нет, и, соответственно, независимо от факта получения дохода.

Кроме того, отмена обязанности индивидуальных предпринимателей — инвалидов по уплате страховых взносов может привести к злоупотреблениям по перерегистрации предпринимательской деятельности на таких лиц , что, с одной стороны, негативно отразится на собираемости страховых взносов и сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации, а с другой стороны, приведет к утрате адресного подхода при предоставлении такой преференции.

Учитывая изложенное, предложение об освобождении индивидуальных предпринимателей, получающих пенсию по инвалидности, от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование не поддерживается.

Если совсем кратко, то позиция МинФина по ИП-инвалидам такова:

  1. Человек берет все риски на себя, приобретая статус ИП;
  2. ИП обязан платить все налоги и взносы, так как это он решил стать ИП, а не государство (заявительный характер);
  3. Данная льгота может привести к злоупотреблениям. То есть, начнут массово появляться случаи, когда бизнес будут регистрировать на инвалидов (фактически на подставных лиц), что может нанести им еще больший вред.
  4. ИП, будучи инвалидом, все равно должен платить страховые взносы, пока он не снимется с регистрации в качестве ИП (пока не закроет ИП).

Кстати говоря, ровно такие-же опасения постоянно возникают у МинФина по отношению к ИП-пенсионерам, о которых писал вот здесь:

С уважением, Дмитрий.

Советую прочитать:

  1. Так на какой КБК платить 1% от дохода, превышающего 300 000 рублей в 2017 году?
  2. ПФР посчитал взносы по максимуму: что делать, куда бежать и как их уменьшить?
  3. Что произойдет с фиксированными взносами ИП после 1-го июля 2017 года?

Я создал этот сайт для всех, кто хочет открыть свое дело в качестве ИП, но не знает с чего начать. И постараюсь рассказать о сложных вещах максимально простым и понятным языком.

Получайте самые важные новости для ИП на Почту!

Будьте в курсе изменений!

Нажимая на кнопку "Подписаться!", Вы даете согласие на рассылку , обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности .



6 комментариев к “Может ли ИП-инвалид не платить обязательные страховые взносы? МинФин отвечает…”

Здравствуйте, Дмитрий.
Изучив предоставленную Вами в статьях информацию о категориях граждан, которые временно могут быть освобождены от уплаты взносов согласно ст.430НК, пункт 7, и поскольку, как я понял — подпадаю под одну из представленных категорий граждан по п.3 «период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности» направился в свою ФНС (№16) по Московской области выяснять этот вопрос. В итоге там ответили, что с началом 2017г. это положение, почему то, не рассматривается. Подскажите пожалуйста, действительна ли на сегодняшний день (июнь 2017г.) эта статья 430НК, п.7 для региона Московская область, куда и с чем мне в таком случае мне обратиться?
С Уважением,
Валентин

Валентин, добрый день
Странно, не слышал про такой момент…
Тем более, что на сайте ФНС висит этот список (см. в самом конце) nalog.ru/rn77/taxation/insprem/
Попробуйте еще обратиться в свое отделение ПФР с этим вопросом. Хотя они и больше не собирают страховые взносы, может быть что-то подскажут по вашему вопросу.

Здравствуйте!
Меня давно волнует такой вот вопрос,
если я,инв IIгруппы(больное сердце)открою свое ИП, то, как я понимаю, я буду лишен права на бесплатное медицинское обслуживание? Потому что покамест я как инвалид получаю от государства бесплатно лекарства и медицинскую помощи,в.т.ч. и высокотехнологичную. Если вдруг сердечный приступ или понадобится оепрация, то мне окажут помощь бесплатно. Но если я буду ИП, то как и все буду лечиться за деньги. Так ли это?
Спасибо вам заранее за ответ.

Здравствуйте. А как обстоят дела со льготами для ип с инвалидностью в 2018 году? Просто прочитал, что Все инвалиды независимо от группы получают трудовую пенсию или социальные выплаты. В связи с этим данная категория освобождена от уплаты социальных взносов в фонд социального страхования, Пенсионный фонд. Так ли это?

Согласно какого нормативного акта ИП с инвалидностью в 2018 году освобождены от уплаты социальных взносов в фонд социального страхования, Пенсионный фонд?

Здравстауйте. У меня ребенок-инвалид. Правильно я понимаю, что после открытия ИП в те месяцы, в которые не было дохода меня могут освободить от уплаты страховых взносов?

Я инвалид III группы с 2012 года. В 2014 году зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель. В 2015 году мне дали III группу бессрочную.

Страховые взносы за 2016 год я оплатила полностью из пенсионных денег. Имею ли я право не платить страховые взносы как инвалид? Какие положены льготы инвалидам предпринимателям III группы?

Ответы юристов ( 2 )


Инвалидам III группы предоставляется:

1.освобождение от уплаты налогов на имущество физических лиц (только для инвалидов с детства) (документ 10, пункт 1, статья 4);

2. освобождение от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, изъявивших желание заниматься предпринимательской деятельностью (только для инвалидов третьей группы с детства) (документ 24, пункт 2, приложение №6);

3 освобождение от уплаты сбора за выдачу ордера на квартиру (только для инвалидов третьей группы с детства) (документ 24, пункт 3, приложение №4);

4.освобождение от уплаты налога в отношении легковых автомобилей, специально оборудованных для использования инвалидами, а также в отношении легковых автомобилей мощностью до 100 лошадиных сил, полученных через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке (документ 28, статья 358);

5. 50% скидка при приобретении лекарств, изделий медицинского назначения, перевязочных материалов по рецептам врачей (только для инвалидов, признанных в установленном порядке безработными) (документ 20, приложение №2);

6.оказание квалифицированной медицинской помощи бесплатно или на льготных условиях в стационаре и амбулаторно (документ 4, статья 13);

7.освобождение от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости РФ, Фонд обязательного медицинского страхования (для инвалидов, занимающихся предпринимательской деятельностью и получающих пенсии по инвалидности) (документ 16, статья 6, п. «в»);; 8. бесплатное обеспечение необходимыми техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями (документ 4, статья 28); 9. 50% скидка за пользование телефоном и радиоточкой (документ 4, статья 28); 10. 50% скидка по оплате жилья (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, — топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению (документ 4, статья 17); voi-kursk.ru/index.php/2010-02-04-19-10-13/11--iii-.html

Инвалиду 3 группы можно свободно открыть ИП и оформить соответствующие льготы. Данную возможность гарантирует государственное законодательство Российской Федерации. Официальным подтверждением факта инвалидности является справка МСЭК, именно этот документ и будет основой для того, чтобы получить льготы по налогам. Несмотря на создание всех необходимых условий для самореализации инвалидов 3 группы, особо значимые льготы государством не предусмотрены. Человек с ограниченными возможностями может открыть ИП в любой момент, но оплачивать налоги соответственно выбранного типа налогообложения ему все же придется.

Последовательность действий при оформлении индивидуального предприятия инвалидом 3 группы

Людям с ограниченными возможностями придется заплатить за государственную регистрацию, так же, как и всем остальным индивидуальным предпринимателям. На этапе открытия таким гражданам полагается особая поддержка – льготы в виде выплат пособий за двенадцать месяцев. По мнению государственных органов, данной суммы должно хватить для обеспечения рисков при оформлении ИП. Такие выплаты можно расценивать своеобразным кредитом, который отличается безвозвратностью.
Обратите внимание! Для получения пособий за двенадцать месяцев инвалиду 3 группы необходимо обратиться в административные территориальные органы (по месту прописки). Предоставление заключения МСЭК станет веским аргументов для оформления годовых выплат по пособию и открытия ИП.

Льготы подобной формы регламентированы правом граждан с ограниченными возможностями, которые в экономической структуре страны числятся безработными.

Оценив все аспекты поддержки нетрудоспособного населения, можно сделать вывод о том, что мотивация со стороны государства обусловлена не только гуманными мотивами. Повышение экономической активности населения играет главную роль в общей успешности государства.
Любой инвалид 3 группы сможет позволить себе открыть ИП, так как налог за открытие собственного дела составит всего десять процентов от суммы минимальной оплаты труда. Льгота по отмене налога за открытие ИП инвалидам с детства регламентирована решениями территориального края, области или республики. Разрешение отмены данного налога требует от гражданина предъявления соответствующего документа.

Выбор системы налогообложения
В сфере выбора системы налогообложения инвалиды 3 группы имеют такие же права, как и остальные ИП. Они могут самостоятельно выбирать метод выплаты налогов, в последующем совершая выплаты на уровне обычного индивидуального предпринимателя. Государство позволяет пользоваться большим разнообразием альтернативных систем налогообложения. Упрощенная налоговая модель на сегодняшний день является наиболее распространенной и выгодной для большинства молодых бизнесменов. Еще одним отличным вариантом является покупка патента. ИП с ограниченными возможностями может получить льготы при покупке патента. 30%-ная скидка поможет выгодно приобрести разрешение на осуществления торговли в конкретном направлении и быстро получить первую прибыль.
Региональное законодательство предлагает незначительные льготы в форме снижения налога по упрощенной системе налогообложения на 1%. Обычно ИП платят налог в размере 6% от полученной прибыли. Государственная программа поддержки малого бизнеса гарантирует снижение данной налоговой ставки до 5%.

Важным вопросом в сфере предпринимательства людей с ограниченными возможностями является совершение социальных выплат. Любой инвалид является получателем фиксированной пенсии, поэтому социальные отчисления предпринимательской деятельности отсутствуют. Государство освобождает бизнесменов с ограниченными возможностями от следующих выплат: отчисления в социальные фонды; отчисления в пенсионные фонды; отчисления в страховые и медицинские государственные фонды.

Иногда такие льготы играют важную роль в принятии решения об открытии ИП, их действие обусловлено государственными дотациями и постановлениями. Именно поэтому каждому начинающему предпринимателю необходимо знать все аспекты предоставления льгот гражданам с ограниченными возможностями.

Обратите внимание! От осуществления всех социальных выплат в сфере предпринимательства освобождаются только те граждане, которые имеют статус безработных. Инвалид, который является учредителем компании или имеет официальное трудоустройство, обязан выплачивать налоги по государственному законодательству Российской Федерации.
Физические лица, которые утратили трудоспособность временно, также обязаны выплачивать полную сумму государственной пошлины. Однако ИП с ограниченными физическими возможностями всегда могут рассчитывать на льготы в процессе судебного разбирательства. Помощь со стороны государства в данном случае может выражаться в определенных дотациях или рассрочке выплат по налогам.
Инвалид – предприниматель в процессе своей хозяйственной деятельности может рассчитывать на ряд мероприятий, которые будут призваны поддержать и упростить бизнес человека с ограниченными возможностями. Сокращение выплат по подоходному налогу существенно облегчает работу бизнесмена на старте карьеры. Государство освобождает ИП от выплаты 500 рублей каждый месяц, такая незначительная сумма за несколько лет может вылиться в денежное накопление, которое сможет решить некоторые проблемы бизнеса предпринимателя, поэтому есть смысл воспользоваться данной льготой.
Рассчитать необходимую к выплате сумму налога сможет любой инвалид – предприниматель. Люди с ограниченными возможностями могут претендовать и на другие виды льгот налогообложения, это касается имущества и социальной сфере.
Обратите внимание! Инвалид 3 группы полностью освобождается от выплаты налогов, если его ежемесячный доход не превышает 100 000 рублей. Если сумма дохода превысила общий минимум, тогда инвалид обязан выплатить налог на прибыль на уровне с другими индивидуальными предпринимателями.

Ничего не пойму, причем тут трудоустройство по ТК и освобождение ИП от взносов в связи с уходом за инвалидом 1-й гр? ПФР ссылается на отчисления с ТК, хотя в законе нигде не указано, что если где-то трудоустроен, то отчисления в ПФР не отменяются! Может ли кто-нибудь пояснить по пунктам, а не просто "такие правила"?

Ответы юристов


ИП освобождается от уплаты страховых взносов при уходе за инвалидом.

А работник по ТК нет.

Работодатели уплачивают страховые взносы один раз в месяц - в срок, установленный для получения оплаты труда за истекший месяц. В таком же порядке работодатели начисляют и удерживают обязательные страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров в соответствии с

Письмом Госналогслужбы РФ от 18.11.1992 N ВЗ-6-15/399 "Методические указания по практическому применению законодательства, регулирующего порядок уплаты налогов и других платежей в государственные внебюджетные фонды, а также уплаты в бюджет доходов от.

Предприниматели, не имеющие работников, не уплачивают страховые взносы на ОПС и ОМС за периоды ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет. В налоговый орган нужно представить заявление об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающие документы.

Подтвердить период ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет, могут решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства лица, за которым осуществляется уход, принимаемое на основании заявления трудоспособного лица, осуществляющего уход, и документ, подтверждающий возраст лица, за которым осуществляется ухода согласно Письма Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 12 февраля 2020 г. N 03-15-05/9358 "Об освобождении от уплаты страховых взносов индивидуального предпринимателя на период ухода им за лицом, достигшим возраста 80 лет"

В частности, такими документами могут являться налоговые декларации, не содержащие показатели полученного дохода в эти периоды, представляемые в налоговые органы налогоплательщиками в зависимости от применяемой системы налогообложения, а также справки о доходах по форме 2-НДФЛ, представляемые налоговыми агентами в налоговые органы о доходах.

Согласно статье 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

Исходя из положений части 1 статьи 430 Налогового кодекса, данные плательщики - не работодатели уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

При этом в соответствии с пунктом 7 статьи 430 Налогового кодекса данные плательщики страховых взносов не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды, указанных в пунктах 1, 3, 6 (период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет) - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.

Обращаем внимание, что в письме ФНС России от 26.04.2017 N БС-4-11/7990@ дано разъяснение о перечне документов, свидетельствующих об отсутствии деятельности у плательщиков страховых взносов и подтверждающих периоды, предусмотренные положениями пунктов 1, 3, 6-8 части 1 статьи 12 Федерального закона N 400-ФЗ.

Документами, являющимися основанием для подтверждения периода ухода, осуществляемого трудоспособным лицом, за лицом, достигшим возраста 80 лет, является решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства лица, за которым осуществляется уход, принимаемое на основании заявления трудоспособного лица, осуществляющего уход, и документ, подтверждающий возраст лица за которым осуществляется уход.


Предприниматель платит (Письмо Минфина от 06.02.2019 N 03-15-05/6911):

- фиксированный платеж за себя, который не зависит от величины дохода;

- дополнительный взнос за себя с доходов свыше 300 000 руб. за год;

- взносы за работников.

Требования полагаю обоснованными.

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 16.01.2019 по вопросу определения базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), и сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя для индивидуальных предпринимателей исходя из их дохода, который заключается в следующем:

- в случае, если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 29 354 рубля за расчетный период 2019 года;

- в случае, если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 29 354 рубля за расчетный период 2019 года плюс 1,0 процента суммы дохода индивидуального предпринимателя, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса (в частности, за расчетный период 2019 года - не более 234 832 рублей).

Учитывая изложенное, если доход индивидуального предпринимателя в расчетном периоде превышает 300 000 руб., то такой индивидуальный предприниматель, помимо фиксированного размера страховых взносов, доплачивает на свое пенсионное страхование 1,0 процента с суммы дохода, превышающего 300 000 руб., но до установленной предельной величины.

Согласно подпункту 3 пункта 9 статьи 430 Налогового кодекса в целях применения положений пункта 1 данной статьи для плательщиков, применяющих УСН, доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 "Порядок определения доходов" Налогового кодекса.

Следовательно, для целей определения размера страховых взносов упомянутые индивидуальные предприниматели используют положения статьи 346.15 Налогового кодекса, которыми установлен только порядок определения дохода такими индивидуальными предпринимателями.

При этом упомянутые положения статьи 430 Налогового кодекса не предполагают для плательщиков, применяющих УСН, уменьшения исчисленного в вышеуказанном порядке дохода на суммы произведенных ими расходов.

Таким образом, в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей на УСН, как производящих, так и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период. Расходы, предусмотренные статьей 346.16 Налогового кодекса, в этом случае не учитываются.

Необходимо отметить, что положения подпункта 1 пункта 1 и подпункта 3 пункта 9 статьи 430 Налогового кодекса об определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуального предпринимателя на УСН исходя из его дохода не увязываются с определением таким индивидуальным предпринимателем выбранного им объекта налогообложения при применении УСН в соответствии со статьей 346.14 Налогового кодекса.

С учетом вышеизложенного и принимая во внимание то, что не все индивидуальные предприниматели ведут учет расходов, формирование пенсионных прав не должно увязываться с конечным результатом предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей за тот или иной конкретный (налоговый) период (прибыль, убыток).

Также обращаем внимание, что Налоговым кодексом вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период предусмотрен только в отношении тех индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают налог на доходы физических лиц. Норм, распространяющих данный подход на иных плательщиков на других налоговых режимах, Налоговый кодекс не содержит.


В соответствии с пунктом 7 статьи 430 Налогового кодекса данные плательщики страховых взносов не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), а также за периоды, в которых приостановлен статус адвоката, и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность.

Периодами, предусмотренными положениями указанных пунктов части 1 статьи 12 "Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж" Федерального закона N 400-ФЗ, в течение которых упомянутые плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов, являются:

- период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

В законодательстве ничего не сказано. Что трудоустройство ИП по трудовому договору в период ухода за инвалидом 1-группы ллишает его права на освобождение от уплаты взносов если деятельность ИП не велась

Рассматриваются законодательные инициативы о правах и обязанностях граждан

При обнаружении ошибок просьба сообщать по адресу: maxymv1985@gmail.com

Пенсионные, налоговые, правовые новости и аналитика - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, чтобы быть в курсе

Правовые новости за сентябрь 2020

Законопроекты по инвалидам

Освобождение от взносов на кап.ремонт инвалидов и пожилых лиц – Законопроект № 1027892-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому от уплаты страховых взносов освобождаются инвалиды I и II групп, дети-инвалиды, граждане, имеющие детей-инвалидов, освобождаются от уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса. В Пояснительной записке указывается, что законопроект избавит граждан от необходимости уплачивать излишние денежные средства на счет регионального оператора капитального ремонта или владельцу специального счета в текущем месяце.

Электронный сертификат для получения мер социальной поддержки – Законопроект № 1025651-7

В Государственной Думе РФ рассматривается проект закона о приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата. Законопроект направлен на предоставление мер социальной поддержки на основании электронного сертификата. Право на получение электронного сертификата получат ветераны ВОВ, инвалиды, чернобыльцы и другие.

Государство оплатит инвалидам и ветеранам часть расходов на интернет – Законопроект № 1025833-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому для ветеранов Великой Отечественной войны и инвалидов всех категорий вводится новая мера социальной поддержки в виде оплаты 50 процентов стоимости услуг по обеспечению доступа к сети "Интернет". В Пояснительной записке указывается на то, что качество жизни современного человека неразрывно связано с возможностью доступа к сети «Интернет». Расходы, по оплате услуг такого доступа в настоящее время приобрели значимый характер для поддержания достойного уровня жизни.

Обзор налоговых новостей за сентябрь 2020

Законопроекты по военнослужащим

Новая категория военных пенсионеров – Законопроект № 1024091-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому положения Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу» распространяется на военнослужащих, уволенных из федерального органа исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации, а также их семей. В Пояснительной записке к законопроекту указывается, что Законопроект разработан в целях повышения социальной защищенности лиц, проходивших с 31 декабря 2017 г. военную службу в Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации.

Возмещение расходов военными в связи с утратой доверия – Законопроект № 1026326-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому дополняются основания, при которых военнослужащий обязан возместить расходы на свою подготовку. В частности при прекращении контракта в связи с утратой доверия, употребление наркотических веществ и т.д.

Пенсии военнослужащих в 2021 году – Законопроект № 1027752-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии в размере 73,68 процента. В Пояснительной записке указывается на то, что проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год» учитывает повышение денежного довольствия военнослужащих на 3,7 процента, что повлечет повышение пенсий лицам, проходившим военную и приравненную к ней службу, на 3,7 процента.

Поддержка вдов ветеранов боевых действий – Законопроект № 1022591-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак, независимо от факта совместного проживания с совершеннолетними детьми. В Пояснительной записке к законопроекту указывается на то, что лишение вдов (вдовцов) защитников Отечества мер социальной поддержки, в том числе по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, при достижении ребенком (детьми) совершеннолетия, а также в иных указанных случаях вызывает среди них чувство обиды и социальной несправедливости.

Комментарий к налоговым спорам за август 2020

Законопроекты по пенсионерам

Компенсация за недоплату пенсий – Законопроект № 1018844-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому если устранение ошибки со стороны органа, осуществляющего пенсионное обеспечение повлекло увеличение размера пенсии, то пенсионеру дополнительно выплачиваются проценты на сумму недополученных денежных средств. Размер процентов, указанных в абзаце 1 настоящей части, при расчете за периоды до 1 января 2016 года определяется процентной ставкой рефинансирования Банка России, после 1 января 2016 года –ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды, и не может быть уменьшен. В Пояснительной записке указывается, что действующее законодательство не содержит дополнительных гарантий, направленных на защиту прав пенсионеров в случае, когда в результате ошибки уполномоченного органа пенсионеру за определенный период не была начислена пенсия.

Защита пенсионных накоплений граждан – Законопроект № 1021999-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому ввести прямой запрет на привлечение посредников (в том числе агентов, поверенных) в целях заключения ими договоров об обязательном пенсионном страховании между застрахованным лицом и негосударственным пенсионным фондом от имени негосударственного пенсионного фонда. В Пояснительной записке указывается на то, что в результате действий посредников граждане вводятся в заблуждение и переводят свои накопление в новый негосударственный пенсионный фонд, что ведет к финансовым потерям.

Налоговые споры за 1 полугодие 2020

Законопроекты по МРОТ

Почасовой МРОТ – Законопроект № 1021580-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому при заключении срочного трудового договора на условиях неполного рабочего времени для исчисления оплаты труда работника применяется минимальный почасовой размер оплаты труда. Также предлагается с установить минимальный почасовой размер оплаты труда с 1 января 2021 года в сумме 150 рублей в час. В Пояснительной записке указывается, что использование МРОТ, установленного с 1 января 2020 года в сумме 12 130 рублей в месяц, для исчисления оплаты труда при привлечении работника на временную работу на условиях неполного рабочего времени не позволит обеспечить ему нормальную жизнь в течение месяца. В России часовая ставка исходя из МРОТ крайне низка и составляет в 2020 году от 89,85 руб. в мае до 65, 92 руб. в июле.

Новый порядок определения прожиточного минимума и МРОТ – Законопроект № 1027748-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому предлагается перейти к установлению величины прожиточного минимума на очередной год исходя из медианного среднедушевого дохода (далее - медианный доход) за предшествующий год. Медианный доход - это величина дохода, относительно которой у половины населения доходы выше, а у половины - ниже. При таком подходе прожиточный минимум будет зависеть от уровня доходов большинства граждан и повышаться по мере того, как растут доходы населения страны. Минимальный размер оплаты труда должен устанавливаться с учетом медианной заработной платы. Минимальный размер оплаты труда не должен быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения на очередной год. В Пояснительной записке указывается, что подход к расчету величины прожиточного минимума, основанного на потребительской корзине, является устаревшим.

Продление заморозки накопительной части пенсии – Законопроект № 1027751-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому до 2023 года приостанавливается направление части пенсионных взносов на накопительную пенсию. Как указывается в Пояснительной записке, такое решение значительно уменьшает объем трансферта на обязательное пенсионное страхование, передаваемого из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.

Дайджест налоговых новостей за сентябрь 2020

Законопроекты о жилищных правах

Пособие на приобретение жилья жертвам репрессий – Законопроект № 1024052-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому реабилитированным лицам гарантируется однократное обеспечение за счёт средств федерального бюджета жилым помещением по прежнему месту жительства путём предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Законопроектом также предусмотрены особые сроки предоставления таких выплат — в срок не позднее одного года со дня подачи реабилитированными лицами соответствующего заявления в уполномоченный орган. В Пояснительной записке указывается на то, что принятие реабилитированных лиц на жилищный учёт в обычном порядке не является адекватным возмещением понесённого вследствие репрессий ущерба. Жертвы политических репрессий, как правило, люди преклонного возраста.

Ответственность исполнителя за неправильный расчет за коммунальные услуги – Законопроект № 1025645-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому устанавливается ответственность исполнителя коммунальной услуги также и перед собственником жилого дома за нарушение порядка расчета платы за коммунальную услугу. В Пояснительной записке указывается на то, что Предлагаемое регулирование позволит обеспечить защиту прав и законных интересов собственников, проживающих в частных домах (жилом доме или части жилого дома).

Погашение ипотечного кредита государством при строительстве дома – Законопроект № 1027201-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому полное или частичное погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) за счет мер государственной поддержки в сумме не более 450 тысяч рублей возможно в случае, если гражданином заключен кредитный договор (договор займа), в том числе на строительство жилого помещения или объекта индивидуального жилищного строительства. В Пояснительной записке указывается, что расширение целей кредитного договора (договора займа) на случай строительства жилого помещения будут способствовать укреплению института семьи, многодетности, улучшению жилищных условий, а также послужит дополнительным импульсом индивидуального жилищного строительства России.

Законопроекты о преподавателях

Защита прав преподавателей ВУЗов – Законопроект № 1021402-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому трудовые договоры с педагогами, по общему правилу, заключаются на неопределенный срок, а в случаях, предусмотренных настоящим ТК РФ или иными федеральными законами, на срок, определенный сторонами трудового договора, но не менее трех лет. В Пояснительной записке к законопроекту указывается на то, что в последние годы в вузовской среде сложилась устойчивая практика заключения срочных трудовых договоров с педагогическими работниками на 1 год (по основному месту работы). Причем происходит это не по желанию работников, а по воле работодателей.

Запрет на привлечение школ и преподавателей при проведении выборов – Законопроект № 1022662-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому предлагает ввести запрет на включение в составы участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса сотрудников общеобразовательных учреждений. И запретить использование помещений школ для проведения голосования. В Пояснительной записке указывается, что Педагогические работники и иные сотрудники школы оказываются под административным давлением, которое нередко вынуждает их осуществлять незаконные действия по искажению итогов выборов. Принятые в последнее время изменения выборного законодательства в части голосования в течение трех дней уже сегодня приводят к проблеме - невозможности работы школ в штатном режиме. Что, безусловно, негативно сказывается на учебном процессе, приводит к снижению качества образования.

Законопроекты об ответственности

Ответственность за сбор пожертвований – Законопроект № 1022603-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому устанавливается ответственность за нарушение правил установки и использования ящиков для сбора благотворительных пожертвований. Ответственность может достигать штрафа до 150 тыс. рублей.

Усиление ответственности за ложный вызов экстренных служб – Законопроект № 1025630-7

В Государственной Думе рассматривается законопроект, согласно которому повторное совершение правонарушения в виде ложного вызова пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти тысяч рублей. В Пояснительной записке указывается, что ежегодно оперативные службы фиксируют значительное количество ложных вызовов: в среднем около 4 % от общего количества вызовов является ложными.

Иные законопроекты

Увеличение пособия по безработице – Законопроект 1021643-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому минимальный размер пособия по безработице составляет 12 130 рублей, а максимальный – 24 260 рублей.

Запрет на проведение трехдневного голосования – Законопроект № 1022658-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому предлагается признать утратившим силу Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 267-ФЗ, которым была введена возможность проведения трехдневного голосования, а также проведение голосования вне помещений для голосования. В Пояснительной записке указывается, что реализация Закона привела к снижению уровня открытости избирательного процесса ввиду невозможности контроля за ним в том числе со стороны наблюдателей, а также с использованием технических средств наблюдения, что не позволяет с достоверностью утверждать отсутствие нарушений избирательного законодательства в ходе реализации избирательного процесса в соответствии с предусмотренными указанным Федеральным законом положениями.

Должникам оставят домашних животных – Законопроект № 1025262-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на «домашних животных, определенных Федеральным законом от 27 декабря 2018 года «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и которые не используются в предпринимательской деятельности». В Пояснительной записке указывается на то, что негативные последствия изъятия животных у их владельцев наступают как для самих граждан (по статистике 83% граждан считают домашних животным членами своей семьи), так и для животных: органы власти и организации, осуществляющие изъятие животных, зачастую, не обладают требуемыми условиями для их содержания.

Уничтожение оружия – Законопроект № 1027473-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому Собственники оружия (за исключением государственных военизированных организаций и юридических лиц, производящих оружие и патроны к нему) вправе обратиться с заявлением в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, для уничтожения оружия и патронов к нему. Такое оружие на основании указанного заявления безвозмездно уничтожается войсками национальной гвардии Российской Федерации без возмещения собственнику стоимости оружия и патронов к нему.

Новый срок возобновления предпринимательской деятельности после банкротства – Законопроект № 1027487-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение трех лет с момента завершения процедуры реализации имущества гражданина или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры, кроме случаев прекращения производства по делу о банкротстве в связи с заключением мирового соглашения. Указанный срок подлежит снижению до двух лет в случае, если на момент признания гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, банкротом у такого гражданина отсутствовала неисполненная обязанность по уплате обязательных платежей. В Пояснительной записке указывается, что выбор трехлетнего срока обусловлен либерализацией действующего пятилетнего срока запрета, а также применением аналогии с трехлетним сроком запрета на внесение регистрационных действий в отношении учредителей (участников) хозяйственного общества, имевшего на момент исключения из ЕГРЮЛ неисполненную обязанность по оплате задолженности перед бюджетной системой Российской Федерации.

Государственная монополия на производство и оборот этилового спирта – Законопроект № 1027819-7

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому с 1 января 2021 года вводится государственная монополия на производство и оборот этилового спирта. Деятельность по производству и обороту этилового спирта осуществляется только организациями, в уставном капитале которых доля (вклад) участия Российской Федерации составляет более пятидесяти процентов. В Пояснительной записке указывается на то, что данные меры, направлены, прежде всего, на сохранение жизни и здоровья граждан, являются инструментом недопущения суррогатного алкоголя на рынок и его повсеместного распространения.

Читайте также: