По итогам проверки пфр обнаружили недоначисление по страховым взносам

Контроль начисления и уплаты страховых взносов с 2017 года по большей части осуществляется ФНС. У ФСС также есть право администрировать часть платежей, исчисляемых с заработной платы работников. В каких случаях взносы могут быть доначислены и как отразить суммы по акту проверки в учете?

Кто проверяет?

Итак, правом осуществлять проверки законодатель наделяет налоговую службу и ФСС. Проверки могут быть как камеральными, так и выездными.

Страховые взносы проверяются:

  • на обязательное пенсионное страхование – ФНС;
  • на обязательное медицинское страхование – ФНС;
  • на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством («больничные») – ФНС;
  • страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (взносы «на травматизм») – ФСС.

На заметку! Получатель и администратор взносов может не совпадать. Например, получатель взносов по ОПС – Пенсионный фонд, на случай временной нетрудоспособности – ФСС. Контроль полноты и срочности уплаты взносов осуществляет ФНС.

Чаще всего проводятся плановые проверки по графику, соответствующему нормам федерального законодательства. Однако если фирма подвергается реорганизации, ликвидируется либо в контролирующий орган поступает жалоба от работника, проводится внеплановая проверка. За периоды до 2017 года проверки проводят ФСС и ПФР.

Причины доначисления взносов

Доначисление взносов, как правило, является следствием занижения базы при расчетах.

На практике чаще всего возникают ошибки по следующим ниже причинам:

  1. Неверное применение ставок расчета. Так, на ОПС действующая ставка 22%, на ОМС – 5,1%, на обязательное соцстрахование — 2,9%, а взносы «на травматизм» зависят от вида деятельности компании. Их величина может составить от 0,2 до 8,5%.
  2. Неправильное использование предельных величин базы для исчисления страховых взносов на текущий год. Подобная ситуация может возникнуть, если фирма крупная, заработная плата работников достаточно высока и в какой-то момент может превысить установленные правительственным постановлением лимиты по отношению к одному работнику. В таких случаях по пенсионным взносам базовый тариф устанавливается на уровне 10%, а по взносам в ФСС начисление происходит только в пределах лимита (ст. 425 НК РФ). Ошибки затрагивают базу по ОПС и по ОСС.
  3. Ошибки включения выплат в базу по взносам. В общем смысле это доходы работника, облагаемые взносами. Перечень доходов приведен в ст. 420 НК РФ, а в ст. 422 содержится аналогичный перечень сумм, не включаемых в базу. К примеру, не облагается взносами материальная помощь только в размере до 4000 руб., может быть ошибочно не включена в базу компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении и пр.

Причиной доначисления могут стать также счетные ошибки, неверный перенос данных с предыдущих периодов, а то и умышленное уклонение от уплаты взносов.

На основании акта компания обязана исчислить дополнительную сумму в фонды, отразить ее в учете и произвести уплату либо решать вопрос в судебном порядке.

Как отразить доначисление в отчетности?

Доначисление необходимо отразить:

  • в расчете по страховым взносам, который сдается в ФНС;
  • в форме 4-ФСС, которая сдается в Фонд соцстрахования.

В обоих случаях сдается корректировочная отчетность, где в соответствующем поле указывается номер корректировки.

При уплате дополнительно начисленных взносов (соответственно «на травматизм» — в ФСС, остальные – в ФНС) и возможных пеней по ним важно обратить внимание на актуальные реквизиты платежа. Как правило, они указываются в акте проверки. Если произошла ошибка, платеж может быть отнесен к невыясненным и обязанность по доплате взносов исполнена не будет. Необходимо подать заявление об уточнении платежа.

Какие проводки нужно сделать?

В бухгалтерском учете исправление ошибок регулируется ПБУ 22/2010. Ошибка текущего года исправляется в том месяце, в котором она выявлена (п. 5). Если ошибка имеет отношение к отчетному периоду, ее исправляют проводкой Дт 20, 25, 44 и др. Кт 69 (по соответствующим субсчетам взносов).

Если речь идет о предшествующем отчетном годе, отчетность по которому уже подписана, то Дт 91 Кт 69 – при несущественной ошибке (п. 14 ПБУ). Если ошибка существенная, а отчетность за год уже подписана, применяют проводку Дт 84 Кт 69 (п. 9 ПБУ).

Вместе с тем право определять существенность ошибки остается за организацией (п. 3 ПБУ), в связи с чем многие, особенно небольшие фирмы, используют для доначисления проводку Дт 91 Кт 69 (в разрезе субсчетов, отражающих виды взносов).

Вопрос об отражении штрафов по акту до конца не отрегулирован. Многие специалисты относят штраф на сч. 91 как прочий расход, а пеню – на 99. Вместе с тем инструкция по применению плана счетов (Приказ №94н 31/10/2000), а также письма Минфина (см. №03-03-06/1/42 от 29/01/2007) позволяют говорить о том, что на счете 99 в течение года отражаются суммы причитающихся налоговых санкций. В связи с этим представляется возможным учитывать пени и штрафы проводкой Дт 99 Кт 69.

К примеру, если по акту проверки за прошлый период доначислены взносы в размере 300 рублей (несущественная ошибка), делается проводка Дт 91/2 Кт 69 — 300 руб. Штраф организации в размере 200 руб. и пени в размере 150 руб. будут учтены Дт 99 Кт 69 — 350 руб. Дт 69 Кт 51 – 650 руб. произведена доплата по акту проверки и погашены санкции.

Интересный нюанс! По мнению налоговиков, ошибки в расчете при исчислении страховых взносов по ОМС не могут служить отказом в приеме отчета. При этом они ссылаются на ст. 431 НК РФ п. 7 (Письмо ФНС от 19/02/18 г. №ГД-4-11/3209@). Вместе с тем, при проверке, на основании ст. 88 НК РФ, налоговый орган сообщит об ошибке, и ее можно будет исправить уточненным расчетом, который подается в 5-дневный срок. По отношению к взносам ОПС это правило не действует.

Автор: Зарипова М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С 01.01.2017 ПФР совместно с ФСС осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017 (ст. 20 Федерального закона № 250-ФЗ). Кроме того, он осуществляет проверки представления страхователями сведений персонифицированного учета, в том числе сведений назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения работников, имеющих льготы в связи с особыми условиями труда (ст. 16 Федерального закона № 27-ФЗ, ст. 13 Федерального закона № 167-ФЗ). Рассмотрим нарушения, выявляемые в ходе проверок.

Как уже было отмечено выше, объектом проверки Пенсионного фонда будут являться:

страховые взносы, исчисленные за периоды до 01.01.2017;

сведения персонифицированного учета и отчетность, представляемая в ПФР.

Нарушения в исчислении страховых взносов

Как следует из ст. 20 Федерального закона № 250-ФЗ, правильность исчисления и уплаты страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом № 212-ФЗ.

Факт неуплаты или неполной уплаты страховых взносов выявляется в ходе выездной проверки расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов. Чаще всего споры, связанные с неуплатой или неполной уплатой страховых взносов, возникают в части выплат, которые не подлежали обложению страховыми взносами. Напомним, что их перечень был приведен в ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ. Заметим, что нормы данной статьи в части необлагаемых выплат аналогичны нормам ст. 422 НК РФ.

Ниже рассмотрим несколько споров, связанных с привлечением плательщиков страховых взносов к ответственности, установленной ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ.

Сумма материальной помощи, превышающая 4 000 руб. подлежит обложению страховыми взносами.

В подпункте 11 п. 1 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ было установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 руб. на одного работника за расчетный период. В ходе проверки, проводимой Пенсионном фондом, было выявлено, что всем сотрудникам организации на основании приказа руководителя была произведена выплата, поименованная «материальная помощь на социальную поддержку жизненного уровня работников», без обоснования обстоятельств, требующих материальной поддержки работника. Спорные выплаты были установлены в твердой сумме и различались в зависимости от должности, занимаемой работником, что соответствует правилам, содержащимся в положении об оплате труда организации. Выплаты произведены по итогам I квартала и года, то есть не отвечают критериям единовременности. Заявлений и иных доказательств нуждаемости работников в получении дополнительных выплат социального характера нет.

Исследовав представленные на рассмотрение материалы, суд установил, что произведенные работникам организации выплаты в виде материальной помощи зависели от результатов труда и квалификации работников, носили стимулирующий характер и, следовательно, представляли собой одну из форм оплаты труда. Таким образом, ПФР правомерно включил суммы, превышающие 4 000 руб., в облагаемую страховыми взносами базу (см. Постановление АС ВВО от 10.07.2017 № Ф01-2598/2017 по делу № А38-5224/2016).

Средний заработок врачей, участвующих в работе призывной комиссии подлежит обложению страховыми взносами.

В Постановлении АС ВВО от 28.08.2017 № Ф01-3531/2017 по делу № А43-25263/2016 рассмотрено нарушение, которое выразилосьв виде неначисления страховых взносов на суммы среднего заработка, выплаченного врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, принимавшим участие в работе призывных комиссий по медицинскому осмотру и медицинскому освидетельствованию граждан.

Как отметил суд, согласно ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Время, потраченное на исполнение гособязанностей, подлежит оплате из расчета среднего заработка. Указанные расходы организации с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда подлежат возмещению (пп. 5 п. 2 Правил № 704).

Из приведенных норм следует, что средний заработок, сохраненный за медицинскими работниками на период выполнения ими государственных обязанностей по обеспечению проведения медицинского освидетельствования граждан в связи с постановкой их на воинский учет, призывом на военную службу по контракту, призывом на военные сборы, а также по медицинскому осмотру граждан, облагается страховыми взносами. Таким образом, ГБУЗ обязано начислять страховые взносы на суммы среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, участвовавшим в работе призывных комиссий, в связи с чем суд правомерно отказал больнице в удовлетворении заявленных требований.

Неправомерное применение пониженных тарифов страховых взносов.

В других судебных решениях рассматривались нарушения в виде неправомерного применения пониженных тарифов страховых взносов. Как следует из пп. 11 п. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ, право на применение пониженных тарифов предоставлено некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированным в установленном законодательством РФ порядке:

осуществляющим в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства и массового спорта (за исключением профессионального).

Как явствует из материалов проверки, проведенной Пенсионным фондом, образовательное учреждение имеет организационно-правовую форму «муниципальное автономное учреждение». Следовательно, в силу прямого указания закона (пп. 11 п. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ) образовательное учреждение не вправе применять пониженный тариф страховых взносов и на него не распространяются положения пп. 8 п. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ.

С учетом изложенного суд правомерно отказал учреждению в удовлетворении заявленного требования в части признания недействительным решения ПФР о начислении пеней и взыскании штрафа в соответствии со ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ (см. постановления АС ВВО от 13.02.2017 № Ф01-6441/2016 по делу № А43-7552/2016, от 10.02.2017 № Ф01-6404/2016 по делу № А43-2765/2016).

Выплаты, которые были признаны судом не подлежащими обложению страховыми взносами.

Отметим, что при рассмотрении материалов проверки, касающихся объекта обложения страховыми взносами, суд не всегда встает на сторону контрольного органа.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 № 17744/12, выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не считаются оплатой труда работников (вознаграждением за труд) – в том числе потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. В связи с вышесказанным эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов. Данной позиции придерживаются суды и в настоящее время. Так, в Постановлении АС ВВО от 28.08.2017 № Ф01-3033/2017 по делу № А31-8523/2016 арбитры отметили, что спорные суммы в базу по страховым взносам не входят, поскольку установлено, что выплаты на лечение и погашение медицинских услуг носят социальный характер и не являются стимулирующими.

В другом судебном решении судьи отметили, что учреждение правомерно не начисляло пенсионные и медицинские взносы на компенсации по оплате аренды жилья, считая их социальными выплатами. Они указали, что оплата найма жилого помещения была предусмотрена законами субъекта РФ как мера социальной поддержки медицинских работников. Такие выплаты не являлись стимулирующими, не зависели от квалификации сотрудников, сложности, качества, количества и условий выполнения работы. А значит, данная компенсация не входит в систему оплаты труда, в связи с чем не подлежит обложению страховыми взносами (см. Постановление АС ВСО от 14.03.2017 Ф02-576/2017 по делу № А19-7811/2016).

В следующем судебном решении суд снова встал на сторону страхователя. По мнению ПФР, поскольку г. Иркутск не включен в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, стоимость проезда и провоза багажа к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая сотрудникам учреждения, подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Суд признал приведенные выводы несостоятельными, указав, что данная компенсация осуществлялась за счет средств целевых субсидий (между Минобрнауки и учреждением в проверяемый период были заключены соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели). Она не являлась оплатой труда, а носила социальный характер, в связи с чем не подлежала обложению страховыми взносами (см. Постановление АС ВСО от 10.02.2017 № А19-276/2016 по делу № А19-276/2016).

Следующая спорная ситуация, на которую мы хотели бы обратить внимание, сопряжена с компенсацией за несвоевременную выплату работодателем зарплаты. Порядок ее выплаты обусловлен ст. 236 ТК РФ. С 03.10.2016 размер денежной компенсации не может быть ниже 1/150 действующей в период задержки ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты и заканчивая днем фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок зарплаты и (или) других сумм, причитающихся работнику, размер компенсации исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Данные выплаты являются материальной ответственностью работодателя перед работником, производятся в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом, коллективном договоре или соглашении.

По мнению Минфина (Письмо от 21.03.2017 № 03-15-06/16239), а такжеМинтруда(Письмо от 03.08.2015 № 17-3/В-398), такие выплаты подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

В Постановлении АС ЗСО от 13.07.2017 № Ф04-2013/2017 по делу № А27-20794/2016 указано, чтостраховые взносы на сумму денежной компенсации за несвоевременную выплату зарплаты начислять не нужно, поскольку эти выплаты носят компенсационный характер. Они являются материальной ответственностью работодателя перед работником, производятся в силу закона независимо от условий трудового и коллективного договоров, и сам по себе факт наличия трудовых отношений не предполагает, что все выплаты, начисляемые работникам, представляют собой оплату труда и относятся к объекту обложения страховыми взносами. Таким образом, в данном случае ответственность в соответствии со ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ не наступает. Аналогичные выводы сделаны в Определении ВАС РФ от 25.03.2013 № ВАС-608/13, Постановлении Президиума ВАС РФ от 10.12.2013 № 11031/13.

В то же время необходимо отметить: с учетом противоречивых позиций контрольных органов по отдельным вопросам обложения страховыми взносами различных компенсаций в случае невключения их в базу для начисления страховых взносов учреждения должны быть готовы отстаивать свою точку зрения в суде.

Нарушения персонифицированного учета и отчетности

Как следует из ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ, страхователи представляют сведения индивидуального персонифицированного учета в территориальные органы ПФР по месту их регистрации:

1) ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, – сведения о каждом работающем у них застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с налоговым законодательством РФ начисляются страховые взносы) (по форме СЗВ-СТАЖ);

2) не позднее 20 дней со дня окончания квартала – сведения, предусмотренные ч. 4 ст. 9 Федерального закона № 56-ФЗ;

3) не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, – сведения о каждом работающем у них застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг) (по форме СЗВ-М).

В свою очередь, территориальные органы ПФР осуществляют контроль за правильностью представления страхователями сведений персонифицированного учета, в том числе проверяют достоверность представляемых сведений назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения работников, имеющих льготы в связи с особыми условиями труда (ст. 16 Федерального закона № 27-ФЗ, ст. 13 Федерального закона № 167-ФЗ). Напомним, что согласно ст. 3 Федерального закона № 27-ФЗ одной из целей индивидуального (персонифицированного) учета является обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер пенсии при ее назначении.

За несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах, а также за непредставление, представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяется штраф в размере 500 руб. за каждое такое лицо (ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ). Кроме того, к должностным лицам учреждения за несвоевременное представление сведений, а также их непредставление, подачу в неполном объеме или искаженном виде либо отказ от их представления применяется штраф в размере от 300 до 500 руб. (ст. 15.33.2 КоАП РФ).

В Постановлении АС МО от 10.07.2017 № Ф05-8826/2017 по делу № А41-2051/2017 отмечается, что суд первой инстанции привлек страхователя к ответственности за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М в отношении 64 застрахованных лиц в виде штрафа в размере 32 000 руб.

Однако, исходя из принципа справедливости и соразмерности наказания последствиям допущенного нарушения, суды апелляционной инстанции пришли к выводу о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, и снизил размер подлежащего взысканию штрафа до 3 200 руб.

Аналогичное решение о снижении штрафа (с 1 040 000 до 10 000 руб.) за несвоевременное представление персонифицированной отчетности было рассмотрено в Постановлении АС СЗО от 10.08.2017 № Ф07-7994/2017 по делу № А44-204/2017. Суд принял в качестве смягчающих обстоятельств:

нарушение срока представления отчетности в первый раз;

отсутствие умысла и негативных последствий;

незначительный период просрочки (один день).

Читателям следует обратить внимание, что в настоящее время действует Инструкция № 766н. В соответствии с п. 39 данной инструкции в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Так, в Постановлении от 10.04.2017 № Ф03-924/2017 по делу № А16-1601/2016 АС ДВО указал, что вина страхователя во вмененном нарушении отсутствует, поскольку он самостоятельно обнаружил ошибку в представленных сведениях и устранил ее посредством направления дополняющей формы до момента выявления такой ошибки органом Пенсионного фонда.

Таким образом, при соблюдении организацией указанного порядка к ней штрафные санкции не могут быть применены.

В заключение отметим, что лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда оно узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящем органе ПФР. Данная норма закреплена в ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ. Если решение вышестоящего органа ПФР не удовлетворяет страхователя, он вправе обратиться в суд (ст. 18 Федерального закона № 27-ФЗ).


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

По акту проверки были доначислены страховые взносы в ПФР и ФСС России с сумм, выплачиваемых сотрудникам при однодневных командировках.
Нужно ли будет облагать эти суммы НДФЛ? Необходимо ли заполнять уточненный расчет по страховым взносам и уточненный расчет по форме 4-ФСС? Необходимо ли корректировать форму 2-НДФЛ и форму 6-НДФЛ? Какие бухгалтерские проводки необходимо сделать?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Вопрос с исчислением НДФЛ с сумм, выплачиваемых сотрудникам при однодневных командировках, является спорным. Анализ судебной практики и некоторых разъяснений Минфина России позволяет прийти к выводу, что рассматриваемые сумм не являются доходом сотрудников для целей исчисления НДФЛ.
При доначислении взносов с выплат командированным сотрудникам необходимо подать уточненные расчет по страховым взносам и расчет по форме 4-ФСС, порядок заполнения которых рассмотрен ниже. При этом расхождения между данными расчета по форме 6-НДФЛ и расчета по страховым взносам не являются ошибкой. От организации налоговый орган может запросить пояснения причин расхождений.

Обоснование вывода:
Пункт 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее - Положение), определяет, что при командировках в местность, откуда работник, исходя из условий транспортного сообщения и характера выполняемой в командировке работы, имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства, суточные не выплачиваются.
В то же время порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом (ст. 168 ТК РФ).
По мнению контролирующих органов (письмо Минфина России от 17.05.2018 N 03-15-06/33309), поскольку выплаты, связанные с однодневной командировкой работника, нельзя квалифицировать как суточные, то оснований применять в отношении таких выплат п. 2 ст. 422 НК РФ в части их освобождения от обложения страховыми взносами не имеется. При этом в случае выплаты компенсации расходов, понесенных работником в такой командировке, сумма такой компенсации не является объектом обложения страховыми взносами на основании п. 2 ст. 422 НК РФ как фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на командировку - при условии наличия документов, подтверждающих расходы*(1).
Отметим, что ФСС России в письме от 02.07.2013 N 15-03-14/05-6357 в отношении взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний указал, что расходы страхователя при направлении работника в однодневную командировку не являются суточными независимо от основания их выплаты. В связи с чем такие суммы подлежат включению в базу для начисления страховых взносов (смотрите также письмо Минтруда России от 06.11.2013 N 17-4/10/2-6751).

НДФЛ

Согласно сложившейся правоприменительной практике, основанной на положениях ст.ст. 164, 166, 168, 168.1 ТК РФ и на правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 11.09.2012 N 4357/12, денежные средства, выплачиваемые при направлении работников в однодневную командировку, не являются суточными в силу определения, содержащегося в трудовом законодательстве, однако исходя из их направленности и экономического содержания могут быть признаны возмещением иных расходов, связанных со служебной командировкой, произведенных с разрешения или ведома работодателя, в связи с чем не являются доходом (экономической выгодой) работника и не облагаются страховыми взносами. Смотрите постановления АС Западно-Сибирского округа от 13.04.2016 N Ф04-909/16 по делу N А27-19744/2015, от 05.08.2015 N Ф04-21585/15 по делу N А45-18424/2014, от 04.03.2015 N Ф04-15458/15 по делу N А27-18975/2013, АС Северо-Кавказского округа от 15.09.2014 N Ф08-6019/14 по делу N А63-13809/2013, ФАС Уральского округа от 25.04.2014 N Ф09-2376/14 по делу N А76-12653/2013.
По мнению Минфина России, при направлении работника в однодневную командировку суммы денежных средств, выплачиваемых работнику взамен суточных, освобождаются от налогообложения в размерах, предусмотренных п. 3 ст. 217 НК РФ (письмо Минфина России от 02.09.2015 N 03-04-06/50607).
При этом если денежные средства, выплачиваемые работнику при направлении в однодневную командировку, не являются суточными, а относятся в соответствии со ст. 168 ТК РФ к иным расходам, связанным со служебной командировкой, произведенным работником с разрешения или ведома работодателя, то они могут быть учтены в составе доходов, освобождаемых от налогообложения, в полном объеме при наличии документального подтверждения произведенных за счет указанных денежных средств расходов. При отсутствии документального подтверждения осуществления вышеуказанных расходов денежные средства, выплачиваемые работникам при однодневных командировках взамен суточных, могут освобождаться от обложения НДФЛ в пределах 700 руб. при нахождении в командировке на территории РФ (письма Минфина России от 04.03.2013 N 03-04-06/6394, от 01.03.2013 N 03-04-07/6189).
В приведенном выше письме от 17.05.2018 N 03-15-06/33309 Минфин России, на наш взгляд, также допускает освобождение от НДФЛ выплат по однодневным командировкам, но только в пределах лимита - независимо от факта их документального подтверждения (смотрите также письмо Минфина России от 01.10.2015 N 03-04-06/56259)*(2).
Таким образом, вопрос удержания НДФЛ с суточных, выплаченных при однодневных командировках, не урегулирован, поэтому организации следует самостоятельно решать, будет ли она признавать эти суммы налогооблагаемым доходом физического лица или нет*(3).

Корректировки отчетов

В связи с тем, что в прошлых периодах база для начисления взносов была занижена (за счет невключения в нее сумм, выплаченных в качестве суточных при однодневных командировках), организации необходимо откорректировать соответствующие отчеты.

1. Расчет по страховым взносам*(4)

Начиная с I квартала 2017 года внесение изменений в ранее представленный расчет осуществляется плательщиками страховых взносов путем представления уточненного расчета в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ (письма Минфина России и ФНС России от 28.06.2017 N БС-4-11/12446@, от 18.07.2017 N БС-4-11/14022@). В текущем отчетном (расчетном) периоде сумма произведенного перерасчета за предшествующий период в текущем РСВ не отражается.
В соответствии с п. 1.2 Порядка заполнения расчета по страховым взносам, утвержденного приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551 (далее - Порядок), в уточненный расчет подлежат включению те разделы расчета и приложения к ним, которые ранее были представлены плательщиком в налоговый орган (за исключением раздела 3), с учетом внесенных в них изменений, а также иные разделы расчета и приложения к ним в случае внесения в них изменений (дополнений).
На Титульном листе в поле "Номер корректировки" указывается номер корректировки к первичному расчету.
В уточненном РСВ указываются правильные данные, в частности:
- в строке 030 указываются суммы выплат с учетом сумм, на которые в соответствии с результатами проверки были доначислены взносы.
- одновременно на эту же сумму должна быть уменьшена срока 040.
В аналогичном порядке корректируются строки 030 и 040 подраздела 1.2 "Расчет суммы страховых взносов на обязательное медицинское страхование". А также соответствующие строки приложения N 2 "Расчет суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" к разделу 1 расчета.
Также в уточненном РСВ представляется Раздел 3 "Персонифицированные сведения о застрахованных лицах" - только в отношении тех физических лиц, по которым изменяются данные (в строке 010 Раздела 3 указывается номер корректировки). При этом в Разделе 3 на застрахованное лицо указываются все данные - как корректируемые, так и некорректируемые (п. 22.22 Порядка).
Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Внесение изменений в Расчет по страховым взносам с 1 января 2017 года.

2. Расчет по форме 4-ФСС

На основании п. 1.1 ст. 24 Федерального закона N 125-ФЗ страхователь обязан внести необходимые изменения в Расчет по форме 4-ФСС и представить его в территориальный орган ФСС, если в поданном ранее расчете он обнаружил факт неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению суммы страховых взносов.
Расчет заполняется с заполнением всех полей, с учетом правильных данных (в частности, в строке 1, и в строке 2 Таблицы 1 "Расчет базы для начисления страховых взносов"). Расчет подается с указанием номера корректировки в поле "Номер корректировки".

3. 2-НДФЛ и 6-НДФЛ

Бухгалтерский учет

Доначисление страховых взносов и корректировка соответствующих расходов и расчетов в бухгалтерском учете осуществляется в соответствии с положениями ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (далее - ПБУ 22/2010). Порядок исправления ошибки зависит от периода, к которому эта ошибка относится, а также от ее существенности для целей финансовой отчетности.
Существенность ошибки организация определяет самостоятельно исходя как из величины, так и характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности (п. 3 ПБУ 22/2010).
Ошибка текущего отчетного года, выявленная до окончания этого года, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка (п. 5 ПБУ 22/2010).
В случае если ошибка относится к отчетному периоду, то доначисление взносов отражается следующим образом:
Дебет 20 (23, 25, 26, 44. ) Кредит 69
- доначислены страховые взносы на сумму суточных по однодневным командировкам.
В случае если несущественная ошибка относится к прошлому периоду, отчетность по которому уже утверждена, то доначисление взносов отражается следующим образом (п. 14 ПБУ 22/2010):
Дебет 91 "Прочие расходы" Кредит 69
- доначислены страховые взносы, относящиеся к выплатам за прошлые периоды.
Существенная ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета текущего периода в корреспонденции со счетом учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) (п. 9 ПБУ 22/2010). То есть существенная ошибка в начислениях страховых взносов, требующая их доначисления, должна быть исправлена в периоде её обнаружения и отражаться записью по дебету счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) в корреспонденции с кредитом счета 69 (по отдельным субсчетам конкретных взносов).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

23 октября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Расходы на командировки работников, не облагаемые страховыми взносами.
*(2) Однако отметим, что применяемые чиновниками формулировки в данном письме туманны - на их основании нельзя сделать однозначный вывод, что финансовое ведомство согласно с невключением в налогооблагаемую базу по НДФЛ выплат, заменяющих суточные при однодневных командировках (в пределах, предусмотренных п. 3 ст. 217 НК РФ).
При этом в указанном письме указано, что "если денежные средства, выплачиваемые работнику при направлении в однодневную командировку, не являются суточными, а относятся в соответствии со статьей 168 Трудового кодекса к иным расходам, связанным со служебной командировкой, произведенным работником с разрешения или ведома работодателя, суммы возмещения таких расходов могут быть учтены в составе доходов, освобождаемых от налогообложения, в полном объеме при наличии документального подтверждения произведенных за счет указанных денежных средств расходов".
*(3) В случае, если организация решит все же удержать НДФЛ с рассматриваемых сумм, следует учитывать, что с 1 января 2016 года утратил силу п. 2 ст. 231 НК РФ, в котором говорилось, что суммы налога, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу в порядке, предусмотренном ст. 45 НК РФ.
Получается, что с 1 января 2016 года обязанности налогового агента по удержанию у налогоплательщика исчисленного НДФЛ ограничиваются конкретным налоговым периодом - календарным годом (ст. 216 НК РФ) (п. 2 письма Минфина России от 07.12.2015 N 03-04-06/71413).
Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что формально налоговый агент не может удержать в 2018 году суммы налога, ошибочно не удержанные у налогоплательщика из его доходов, выплаченных в прошлых периодах. Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Невозможность удержания НДФЛ налоговым агентом из доходов налогоплательщика.
Руководствуясь п. 5 ст. 226 НК РФ налоговый агент должен сообщить налоговому органу и налогоплательщику о невозможности удержать налог за прошлый налоговый период (например, за 2017 год), о суммах дохода, с которого не удержан налог - по форме 2-НДФЛ (далее - справка 2-НДФЛ) с указанием в поле "Признак" цифры 2 (пп. 1.1 п. 1, п. 2 приказа ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@, раздел II Порядка заполнения справки 2-НДФЛ, утвержденного этим же приказом (далее - Порядок заполнения 2-НДФЛ)) (смотрите письма Минфина России от 18.01.2017 N 03-04-06/1928, от 27.10.2011 N 03-04-06/8-290). Из письма ФНС России от 16.07.2012 N ЕД-4-3/11637@ следует, что налоговый агент должен сообщить о невозможности удержать налог и сумме налога даже в случае, если он своевременно этого не сделал.
При этом налоговый агент должен представить уточненный Расчет 6-НДФЛ за период, в котором ошибочно не был удержан НДФЛ.
Заполнение уточненного Расчета 6-НДФЛ происходит в соответствии с теми же правилами, которым нужно следовать при оформлении первичного отчета. Порядок корректировки 6-НДФЛ заключается в заполнении расчета 6-НДФЛ за прошлые периоды, содержащего достоверные сведения.
В корректировочном Расчете 6-НДФЛ необходимо верно указать суммы в строках:
- 020 "Сумма начисленного дохода";
- 040 "Сумма исчисленного налога";
- 080 "Сумма налога, не удержанная налоговым агентом".
Отметим, что строка 070 "Сумма удержанного налога" в корректировочных Расчетах 6-НДФЛ не изменяется в связи с тем, что фактически налоговый агент в прошлые периоды удержал налог в меньшем размере вследствие ошибочного предоставления вычета налогоплательщику.
*(4) Уточненный расчет представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговом периоде, за который вносятся соответствующие изменения (п. 5 ст. 81 НК РФ).

Штрафы ПФР, как и штрафы ФСС чаще всего бывают за ошибки в сданных расчетах и опоздание с их сдачей. Но у фондов есть и другие основания доначислить штрафы и пени по страховым взносам. В этой статье мы подробно рассмотрим, какие штрафы и за какие нарушения могут применять к компаниям ПФР и ФСС.

Просрочка расчетов

Штраф за несвоевременную сдачу ФСС и ПФР берут по единому «тарифу» – 5% от суммы взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода за каждый полный или неполный месяц просрочки. Но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 руб. (ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Кроме того, руководителю организации (другому сотруднику, ответственному за сдачу отчетности) за опоздание будет штраф от 300 до 500 руб. за каждый непредставленный расчет (ч. 2 статьи 15.33 КоАП РФ).

Опоздание со взносами на травматизм

Ошибки в персучете

Недоплата взносов

Аналогичное наказание предусмотрено за занижение взносов на травматизм в расчете 4-ФСС – штраф в размере 20 процентов от причитающихся к уплате взносов (ч. 1 статьи 19 Закона № 125-ФЗ). За «злой умысел» штраф вырастет до 40% от причитающихся к уплате взносов.

Штраф за непредоставление ФСС документов

Когда компания обращается в фонд за возмещением пособий, ФСС запрашивает документы, связанные с их расчетом и уплатой. Если документы не представить или подать с опозданием, т.е. позднее чем через 10 рабочих дней после получения требования, то компании будет штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона № 212-ФЗ). А руководителю – штраф от 300 до 500 руб. (ч. 4 ст. 15.33 КоАП).

Штраф за «неформатную» отчетность

Штраф за подразделения

Кроме того, организацию могу оштрафовать за нарушение 30-дневного срока регистрации в ФСС обособленного подразделения в целях уплаты взносов от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Для компании он составляет 5000 руб., если срок регистрации нарушен на 90 дней (включительно), если срок опоздания превышает 90 дней – 10 000 руб. (ч. 1 ст. 19 Закона № 125-ФЗ). Отметим, что регистрировать «обособку» в фонде нужно только в том случае, если подразделение выделено на отдельный баланс, имеет расчетный счет и производит выплаты сотрудникам

Когда штрафы незаконны

  • Штрафы филиалу
ФСС может прийти с проверкой в филиал компании, который самостоятельно платит взносы, но потребовать заплатить недоимку, пени и штраф чиновники вправе только от самой компании. Если же решение выписали на имя филиала, то такие штрафы являются незаконными – это подтвердили судьи (см. Определение ВАС РФ от 4 сентября 2013 г. № ВАС-7713/13). То же самое касается и пенсионных взносов (см. постановление Президиума ВАС РФ от 25 января 2011 г. № 12902/10). Аргумент такой: если страхователем является именно организация, то только ее и могут привлечь к ответственности.

  • Опоздание с уплатой
Оштрафовать компанию за просрочку платежа можно, только если она занизила базу по страховым взносам. То есть когда компания не отразила их суммы в отчетности. Если же речь идет лишь о несвоевременной уплате начисленных взносов, то штраф применить нельзя. К такому выводу пришли судьи, когда ПФР оштрафовал компанию, которая несвоевременно уплатила страховые взносы (определение ВАС РФ от 13 февраля 2014 г. № ВАС-808/14). Получается, что если взносы уплачены с опозданием, но при этом исчислены правильно, то работники фондов не вправе предъявить штраф за неуплату взносов по статье 47 Закона 212-ФЗ. Несвоевременная уплата правильно исчисленных страховых взносов влечет за собой только пени по взносам в ПФР (пени по взносам в ФСС). Уплата штрафа в ПФР или ФСС в данной ситуации не предусмотрена.

  • Занижение авансов
Фонд не вправе штрафовать компанию за занижение взносов по итогам промежуточного периода – квартала, полугодия, девяти месяцев. Компания рассчитывает взносы нарастающим итогом. Пока не закончится год, контролеры не вправе заявлять о занижении базы (ч. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ). Значит, если в годовой отчетности все взносы начислены, то оснований для штрафа нет (Определение ВС РФ от 13.03.15 № 310-КГ15-1761).

Пени по страховым взносам

И хотя, по закону, пени грозят компании только за неуплату взносов, на практике фонды начисляют пени и при ошибках в реквизитах. Так, например, при ошибке в КПП фонд обязан зачислить деньги на счет без пеней. Поэтому стоит написать в фонд заявление об уточнении реквизитов и в нем же попросить обнулить пени. Если фонд откажет, есть шанс отменить требование через суд. Но в будущем, чтобы избежать споров, перед составлением платежного поручения стоит позвонить специалисту фонда и уточнить платежные реквизиты.

Читайте также: