Страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии накопительную часть пенсии инвалидов


  1. Дополнительный страховой взнос на накопительную пенсию (далее – ДСВ) – индивидуально возмездный платеж, уплачиваемый за счет собственных средств застрахованным лицом, исчисляемый, удерживаемый и перечисляемый работодателем либо уплачиваемый застрахованным лицом самостоятельно на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом № 56-ФЗ.

В соответствии с законодательством работник может уплачивать ДСВ на накопительную пенсию самостоятельно либо доверить их уплату своему работодателю, путем удержания из зарплаты. Для этого работник представляет в бухгалтерию работодателя заявление, в котором указывает размер ДСВ в твердой денежной сумме или в процентах от базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, который нужно у него удерживать ежемесячно из зарплаты. Указанные заявления хранятся в бухгалтерии. Если работник желает прекратить выплату или изменить размер уплачиваемой им суммы ДСВ, он вновь представляет в бухгалтерию заявление. Работодатель, получивший заявление от работника об уплате ДСВ, осуществляет исчисление, удержание и перечисление ДСВ, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи такого заявления. Также с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи работником заявления о прекращении либо возобновлении уплаты ДСВ, работодатель соответственно прекращает либо возобновляет исчисление, удержание и перечисление ДСВ.

  1. Взнос работодателя – это средства работодателя, уплачиваемые им в пользу застрахованного лица на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом № 56-ФЗ.

Взносы работодателя, уплаченные в пользу застрахованных лиц, включаются в состав средств пенсионных накоплений застрахованных лиц и отражаются на специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, точно также как и ДСВ, которые самостоятельно уплачивают застрахованные лица,( в том числе участники Программы государственного софинансирования) и средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной пенсии, а также результаты от их инвестирования.

Работодатель может принять решение отчислять дополнительные взносы из своих средств в пользу работников, уплачивающих ДСВ (взносы работодателя), тем самым повышая уровень будущего пенсионного обеспечения работников. Такое решение работодатель оформляет отдельным приказом или путем включения соответствующих положений в коллективный либо трудовой договор.

В случае прекращения трудовых правоотношений и (или) правоотношений по соответствующим гражданско-правовым договорам с застрахованным лицом уплата взносов работодателя в пользу данного работника прекращается со дня прекращения указанных правоотношений.

ВАЖНО! Взносы работодателя, включенные в состав пенсионных накоплений застрахованных лиц, в пользу которых уплачены такие взносы, не участвуют в Программе государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений (не софинансируются государством)!

Сегодня взносы работодателя, направленные на увеличение пенсионного капитала своих работников, для многих предприятий и компаний стали частью соцпакета, и служат дополнительной мотивацией.

Вместе с тем уплата взносов работодателя в пользу работников и самому работодателю дает ряд дополнительных преимуществ:

    он освобождается от уплаты страховых взносов в размере уплаченного им взноса, но не более 12 000 рублей в год на одного работника;

суммы взносов работодателя включаются в состав расходов работодателя на оплату труда, учитываемых при налогообложении прибыли.

ВАЖНО! Работодатели должны перечислять в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации отдельными платежами и оформлять отдельные платежные поручения в отношении:

    взносов работодателя (уплачиваемых из средств работодателя) в пользу застрахованных лиц, уплачивающих ДСВ, при этом необходимо указывать код бюджетной классификации 392 1 02 02041 06 1200 160;

ДСВ (согласно представленному работником в бухгалтерию работодателя заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты ДСВ), при этом необходимо указывать код бюджетной классификации 392 1 02 02041 06 1100 160.

Информация в реквизитах платежных поручений заполняется в соответствии с Правилами указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н.

Узнать реквизиты и сформировать квитанцию на уплату страховых взносов можно на нашем электронном сервисе.

Перманентная «пенсионная реформа», проводимая в Российской Федерации с самого начала века и регулярно меняющееся законодательство в этой сфере усложняют понимание гражданами не только размер своей будущей пенсии, но также порядок и способы ее формирования.

Чтобы грамотно распорядиться своими страховыми взносами и накопить достаточно средств на жизнь после прекращения трудовой деятельности и выхода на заслуженный отдых, необходимо знать, из каких частей состоит пенсия по старости, о чем мы и расскажем в этой статье ниже. Разберем в статье подробно, что такое накопительная и страховая часть пенсии, их особенности и в чем разница между ними.

Бесплатно по России

Из чего состоит пенсия в России в настоящее время

Совокупное обеспечение пожилых лиц, которые достигли установленного законом пенсионного возраста (или при наличии определенных обстоятельств приобрели это право досрочно), формируется из следующих составляющих:

  1. Фиксированная часть, которая устанавливается единой для всех пенсионеров страны и варьируется в большую сторону лишь при наличии определенной категории или статуса (престарелый возраст – 80 и более лет, инвалидность, наличие иждивенцев).
  2. Страховая пенсия. Ее размер определяется индивидуально и зависит от того, сколько в совокупности страховых отчислений произвел сам гражданин или его работодатель в рамках обязательного страхования. По действующему в 2019 году законодательству ее исчисляются по количеству так называемых пенсионных баллов (по закону – величина индивидуального пенсионного коэффициента).
  3. Накопительная часть, которая формируется лишь у граждан лишь 1967 года рождения (и позднее) и только в том случае, если до 2015 года они выбрали способ формирования накоплений, подразумевающий дробление взносов на страховую и пенсионную часть.

На отчисление страховых взносов на накопительную часть с 2014 года до пока 2021 года действует так называемый мораторий, т.е. государство их заморозило, а все 22% отчислений в ПФР с заработной платы идут на страховые пенсии (фактически – на выплату пособий действующим пенсионерам).

При этом уже накопленные ранее средства никуда не исчезли и продолжают принадлежать гражданам, которые смогут воспользоваться ими при достижении ранее установленного пенсионного возраста в 60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно (при наличии минимально необходимого стажа и ИПК).

Как формируется накопительная часть

По действующему закону лицо имеет возможность само определить, в каком виде он получит свои накопления при наступлении соответствующего права:

  1. В виде единовременной выплаты. Такой вариант возможен лишь в тех случаях, когда процентное отношение накопительной части в общей пенсии по старости (вместе со страховой частью) составляет менее 5%.
  2. Срочная выплата, которая выплачивается из накопленных средств ежемесячно в течение того периода времени, который определило само застрахованное лицо, законодатель лишь установил минимальный порог – 120 месяцев.
  3. Накопительная пенсия, которая схожа с предыдущей выплатой, но предоставляется пожизненно, а ее размер зависит от скопленных сумм и установленного на законодательном уровне периодом дожития граждан соответствующего пола.

Ниже рассмотрим некоторые особенности данного вида обеспечения.

С какого времени введена

Первоначально на законодательном уровне возможность накопления гражданами собственных будущих пенсий была установлена еще в 2002 году. Тогда на эти цели перечисляли от 2 до 6 % (цифра менялась в разные годы) от дохода гражданина (заработной платы работника или доходов индивидуального предпринимателя). Нововведения касались всех мужчин не старше 1953 года рождения и женщин с 1957 года рождения и моложе.

Уже в 2005 году, когда стало очевидным, что уже немолодые российские граждане не смогут накопить сколько-нибудь весомой суммы на свою будущую пенсию, возрастная планка была снижена. С этого времени взносы на этот вид обеспечения перечислялись только за мужчин и женщин не старше 1967 года рождения.

В последние годы все активнее обсуждается новый этап «пенсионной реформы», которая, в числе прочего, может вовсе отменить накопительные пенсии в действующем виде и заменить их так называемым индивидуальным пенсионным планом. По состоянию на конец 2019 года, несмотря на «заморозку» отчислений на накопительную часть, этот вид обеспечения действует и предполагает возможность дальнейших накоплений после отмены моратория.

Условия назначения

Для получения такого вида обеспечения российскому гражданину необходимо соблюсти ряд условий:

  1. Выбор в качестве способа формирования дохода после выхода на заслуженный отдых накопительную пенсию наряду со страховой частью. До 2015 года гражданам в течение определенного периода времени было разрешено полностью отказаться от формирования накоплений и перейти полностью на страховые пенсии.
  2. Достижение возраста, предоставляющего право на данные выплаты. Ранее он полностью совпадал с возрастом выхода на пенсию по старости, но после повышения пенсионного возраста эти показатели разминулись. В качестве своеобразной льготы законодатель наделил граждан правом получать этот вид пособия по достижении 60 и 55 лет мужчинами и женщинами соответственно.
  3. Наличие минимально необходимого страхового стажа, который законом установлен на уровне 15 лет. Но данное требование в полном объеме вступит в силу лишь в 2024 году, до тех пор эта цифра будет повышаться на 1 в течение каждого календарного года (при выходе на пенсию в 2019 году необходимо иметь 10 лет стажа).
  4. Достижение установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента, который в 2025 году будет равен 30, а до это времени будет постепенно повышаться с 16,2 в 2019 году.

Соблюдение данных требований в совокупности предоставляет лицу право обратиться за назначением накопительной пенсии.

Куда отчислять: в НПФ или ПФР?

Невозможно дать однозначный ответ на этот вопрос, ибо любой и них судеб субъективен. Нельзя сказать, какой вариант приносит больше инвестиций, поскольку в разные периоды времени доходность различных фондов и управляющих организаций может быть разной. Невозможно и сказать, что какой-то из способов более надежный, поскольку все пенсионные накопления застрахованы государством (Агентство по страхования вкладов).

В связи с этим только сам гражданин в силах решить, какой вариант представляется наиболее приемлемым для него в какой НПФ направить средства, либо оставить их в ПФР. Но для этого необходимо изучить множество информации об истории конкретного фонда, его доходности и надежности, статистические данные и т.д.

Что представляет из себя страховая пенсия

Страховая пенсия есть денежное обеспечение пожилых граждан, которое, как предполагается, они заработали в течение своей трудовой деятельности. Она складывается из страховых отчислений из заработной платы работы, вознаграждений по договорам гражданско-правового характера, дохода от предпринимательской деятельности.

Все уплаченные взносы по утвержденной правительством методике пересчитываются в так называемые баллы или коэффициент. От размера индивидуального пенсионного коэффициента и будет зависеть размер страховой пенсии. На каждый год законодательством устанавливается стоимость одного ИПК, которая увеличивается с учетом уровня роста потребительских цен (инфляции). В 2019 году его стоимость равна 87,24 руб.

Кроме того, в страховую пенсию входит фиксированная выплата, размер которой в 2019 году составляет 5334,19 руб., при наличии инвалидности или некоторых иных особых условий данная выплата установлена в большем размере.

Отличия страховой и накопительной пенсии

Различия двух указанных видов, главным образом, заключаются в том, что накопительная формируется добровольно (если гражданин сам выбрал такой способ), а отчисления на страховую часть идут в обязательном порядке.

Общий размер взносов от выбора способа не изменяется, он составляет 22% от заработной платы (или некоторых иных видов дохода) физического лица.

Кроме того, отличиями является различный возраст, по достижении которого гражданин может претендовать на пенсию, источники выплаты (если взносы направлялись в НПФ), возможность управления накоплениями и др. Взносы на накопительную часть фактически являются собственностью гражданина, а на страховую – практически эфемерны, т.е. имеются лишь в форме определенного количества баллов. В реальности все перечисленные страховые взносы направляются на выплаты содержания действующим пенсионерам.

Итак, страховая и накопительная часть – составные элементы действующего пенсионного обеспечения. При этом страховая формируется у всех граждан, а накопительная лишь лиц установленного возраста и при выборе ими соответствующего способа формирования будущего обеспечения.


Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео по теме:

  • Принципы обязательного пенсионного страхования
    • Взносы на ОПС — что это?
  • Кто уплачивает взносы за работника?
  • Страховые взносы в Пенсионный фонд в 2020 году
    • Тариф страхового взноса
    • Дополнительные взносы
    • Пониженный тариф страховых взносов
    • Страховые взносы для ИП за себя
      • Когда освобождаются от уплаты?
  • Порядок и сроки уплаты средств

Ключевым моментом нашей пенсионной системы являются страховые взносы. Все мы являемся участниками системы обязательного пенсионного страхования (ОПС). Пенсионное обеспечение гарантировано всем гражданам нашей страны.

Все страхователи, плательщики страховых взносов, осуществляют платежи за себя и за своих сотрудников согласно установленным для каждого случая нормативам и в оговоренные законом сроки.

  • Базовый тариф, предусмотренный для основной категории работодателей, составляет 22%. Однако существуют отдельные категории, для которых размер тарифа значительно ниже, а в некоторых случаях и вовсе отсутствует.
  • Кроме того, существует ограничение, касаемое предельной суммы начисленного дохода, с которого и уплачиваются взносы в ФНС (до 2017 года — в ПФР).

Все эти понятия раскрываются в законе № 167-ФЗ от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

Таким образом, важность отведенной для страховых взносов роли очевидна, так как они являются единственным источником финансирования пенсионных выплат и составляют основу нашей будущей пенсии.

Принципы обязательного пенсионного страхования в РФ

Обязательное пенсионное страхование (ОПС) представляет собой целую систему мер, созданную государством для частичной компенсации гражданам утраченного ими дохода после выхода на пенсию. Граждане, на которых распространяется ОПС называются застрахованными лицами.

Принципы ОПС основаны на введенной системе индивидуального учета граждан и позволяют:

  • учитывать поступление страховых платежей на лицевом счете каждого застрахованного лица;
  • фиксировать данные о месте его работы и продолжительности трудовой деятельности;
  • определять количество накопленных пенсионных баллов для расчета будущей пенсии.

Ключевыми участниками системы ОПС являются сами застрахованные лица, страхователи и страховщики.

Страхователи являются непосредственными плательщиками страховых взносов. В роли таких участников ОПС могут выступать:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели (ИП);
  • физические лица, уплачивающие взносы за себя и за других лиц;
  • самозанятое население (нотариусы, адвокаты и др.)

Что касается страховщиков, то в их роли могут выступать:

  • в части страховой пенсии: Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • в части накопительной пенсии: различные негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Главным администратором здесь конечно же является ПФР, так как он управляет всеми пенсионными средствами в системе ОПС.

Взносы на ОПС — что это?

Все денежные средства, поступающие в ФНС (до 2017 года — в ПФР), учитываются на индивидуальных лицевых счетах граждан согласно действующей системе индивидуального (персонифицированного) учета по номеру страхового свидетельства (зеленой ламинированной карточке).

Страховые взносы на ОПС — это суммы, начисленные со всех выплат и иных вознаграждений в пользу работника и уплаченные работодателем в соответствии с законодательством. Эти взносы представляют собой будущие пенсии данных сотрудников и составляют пенсионные выплаты нынешних получателей пенсий.

Распределение взносов осуществляется согласно действующим нормативам и выбранному гражданином вариантом пенсионного обеспечения.

Непосредственное перечисление денежных сумм осуществляет страхователь, выполняющий две важные функции:

  • уплата взносовза своих сотрудников;
  • собственные платежи за себя.

Что касается граждан — застрахованных лиц, получивших страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, то к ним относятся:

  • граждане РФ;
  • постоянно или временно проживающие на территории нашей страны иностранцы;
  • лица без гражданства.

Кто уплачивает взносы за работника?

Работодатели ежемесячно перечисляют страховые взносы с заработной платы своих работников. Однако не все четко представляют два основных момента: начисляются они из фонда оплаты труда сотрудника до вычета всех налогов, а перечисляются непосредственно страхователем из собственных средств.

Плательщиками взносов за своих сотрудников являются:

  • организации, имеющие наемных работников;
  • индивидуальные предприниматели (ИП), включая глав фермерских хозяйств, имеющие в своем подчинении сотрудников;
  • лица, не являющиеся ИП, но производящие уплату вознаграждений физлицам.

Большинство застрахованных лиц, за которых страхователи платят взносы, работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера.

Если страхователь относится к нескольким категориям, то перечисление платежей он осуществляет по нескольким основаниям.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в 2020 году

При начислении взносов на ОПС важно определить предельную величину заработной платы, с которой и происходит уплата. Если доход превышает данную величину, то предусмотрены еще 10% тарифа. Максимальный уровень взносооблагаемой базы определяется правительством каждый год, в 2020 году он равен 1292000 рублей.

Размер тарифов зависит от следующих параметров:

  • категории страхователя;
  • возраста сотрудника;
  • от суммы дохода, начисленного сотруднику в течение года.

Особые тарифы предусмотрены для страхователей, имеющих льготные рабочие места. При исчислении же платежей по дополнительному тарифу при наличии таких мест ограничение предельной базы не действует.

Для некоторых категорий плательщиков действуют пониженные тарифы страховых взносов, а кто-то и вовсе освобожден от уплаты по ряду оснований.

Сумма (тариф) страхового взноса на обязательное пенсионное страхование

Каждый из нас, являясь застрахованным лицом, формирует свои пенсионные права и свою будущую пенсию. Для этого наши работодатели перечисляют 22% с нашей зарплаты ежемесячно на наши индивидуальные счета.

Распределяться этот тариф может двумя способами в зависимости от выбранного варианта пенсионного обеспечения:

  1. В первом случае, индивидуальный тариф в размере 16% полностью пойдет на формирование страховой пенсии, а солидарный тариф — 6% обеспечит выплату фиксированной части пенсии нынешним ее получателям.
  2. Другой случай относится к гражданам 1967 года рождения и моложе, которые могли выбрать до 2016 года вариант пенсионного обеспечения с накопительной выплатой, и молодым сотрудникам, имеющим право такого выбора в течение первых пяти лет своей трудовой деятельности. Для всех них индивидуальный тариф составит 10% на формирование страховой выплаты и 6 % на накопительную, солидарный тариф при этом остается неизменным.

Такой основной тариф в системе ОПС предусмотрен для плательщиков, применяющих общую систему налогообложения.

Дополнительные взносы в Пенсионный фонд (при вредных условиях труда)

С 2013 года для работодателей, имеющих вредные и опасные для жизни и здоровья рабочие места, были введены дополнительные тарифы. Они применяются в отношении всех выплат в пользу застрахованных лиц, занятых на таких видах работ.

Согласно закону № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодателем проводится такая оценка с привлечением соответствующей организации с целью:

  • обеспечить безопасность работника во время работы;
  • установить определенный класс условий труда для обеспечения гарантий и компенсаций сотрудникам.

Выбор тарифа дополнительного взноса зависит в данном случае от факта проведения спецоценки.

  • при наличии специальной оценки доп. тариф страховых взносов будет установлен на основании принятого класса опасности, причем чем опаснее условия труда (самый опасный — 4 класс, оптимальный — 1 класс), тем выше тариф платежа;
  • при отсутствии спецоценки тариф взносов равен 9% для работ по Списку 1 и 6% — по Списку 2 и «малым» спискам.

Оценка условий труда проводится работодателем не реже одного раза в пять лет.

Пониженный тариф страховых взносов

Тариф страховых взносов ниже общеустановленных 22% применяется к следующим категориям плательщиков:

Плательщики таких льготных категорий освобождены от уплаты взносов при превышении величины взносооблагаемой базы.

Страховые взносы в 2020 году для ИП за себя

Страхователи, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, получают доход от своей деятельности без начисления зарплаты самому себе. В связи с этим предусмотрен особый порядок уплаты ими страховых взносов независимо от наличия дохода от предпринимаемой деятельности в текущем году.

Размер платежа устанавливается в соответствии с уровне дохода предпринимателя за год:

  • если он ниже 300 тысяч рублей, то применяется фиксированный размер 32448 руб.;
  • если он выше 300 тысяч рублей, то к фиксированной сумме необходимо будет доплатить 1% с суммы превышающего дохода.

Когда освобождаются от уплаты?

Кроме особого порядка расчета страховых платежей по ОПС для ИП за себя, для них предусмотрено освобождение от уплаты взносов за определенные периоды, в течение которых предпринимателями не осуществлялась соответствующая деятельность. Такая мера предусмотрена и для самозанятого населения.

К льготным периодам относятся:

  1. служба в армии по призыву;
  2. уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;
  3. уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или 80-летним гражданином;
  4. проживание с супругом-военнослужащим в течение не более 5 лет в местах, где отсутствует возможность трудоустройства;
  5. проживание не более 5 лет за границей с супругом — работником дипломатического представительства РФ.

Перечисленные периоды засчитываются в страховой стаж наравне с периодами, в течение которых производилась уплата взносов.

Порядок и сроки уплаты средств в Пенсионный фонд

Перечисление платежей осуществляется каждый месяц. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за предыдущий месяц необходимо уплатить:

  • не позднее 15 числа в случае подачи документов в бумажном виде;
  • не позднее 20 числа в случае электронного документооборота.

Если последний день такого срока приходится на выходной или праздничный день, то уплату можно произвести в ближайший рабочий день.

Для предпринимателей, уплачивающих взносы за себя, предусмотрена возможность выбора периодичности перечисления платежей раз в квартал или в конце финансового года.

Следует помнить, что начисленные, но не уплаченные в срок страховые взносы на ОПС подлежат взысканию как недоимка.

База для начисления платежей определяется в отношении каждого сотрудника в конце каждого календарного месяца нарастающим итогом с начала года. Для работников, устроившихся в организацию в течение календарного года, база определяется с месяца принятия на работу.

Непосредственная уплата взносов осуществляется путем направления в банк расчетного документа, где должны быть указаны соответствующие коды бюджетной классификации (КБК). Взносы на ОПС уплачиваются без деления на страховую и накопительную части.

Физические лица могут также бесплатно производить уплату взносов через отделения почтовой связи.

Стоит обратить внимание, что согласно введенному с 2015 года правилу, сумма, рассчитанная для перечисления, должна определяться точно в рублях и копейках.

Будущим пенсионерам Российской Федерации законодательно предоставлено право формирования пенсионных накоплений, которые позволят в будущем увеличить размер получаемой ими пенсии.

  • Система ОПС основана на обязательном перечислении работодателями и гражданами из числа самозанятого населения страховых взносов, поступающих в бюджет ПФР и составляющих его основу.
  • Взносы уплачиваются по установленным законом тарифам, в определенном порядке и своевременно. Для отдельных категорий плательщиков предусмотрены особые условия их уплаты по льготным пониженным тарифам.

Застрахованным лицам 1967 года рождения и младше, по их решению может формироваться накопительная пенсия путем направления части средств, поступающих в виде взносов от работодателя на их лицевой счет, с отражением этих данных в специальном его разделе. Однако в 2018 году продлен мораторий на формирование накопительной пенсии.

Предусматривается возможность формирования накопительной пенсии за счет:

  • добровольных дополнительных взносов, которые направляются на ее формирование как лично, так и через работодателя;
  • с участием государства, если застрахованное лицо является участником Программы софинансирования или имеет сертификат на мат. капитал.

Система обязательного пенсионного страхования в РФ

В Российской Федерации в настоящее время действует система обязательного пенсионного страхования, построенная по солидарному принципу. То есть, за счет пенсионных взносов работающих граждан обеспечивается наполнение бюджета ПФР, производящего пенсионные выплаты нынешним пенсионерам.

Деятельность системы ОПС в правовом отношении основана на Конституции РФ (статья 39) и требованиях ФЗ № 167 от 15.12.2001 в ред. от 14.12.2015 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Порядок и сроки перечисления страховых взносов установлены Федеральным законом № 212 от 24.07.2009 года. Согласно требованиям, изложенным в статье 3 данного закона, контроль над соблюдением порядка и своевременности перечислений возложены на ПФР.

Система персонифицированного учета, основанная на открытии лицевого счета каждому гражданину, застрахованному в ПФР, позволяет обеспечить сбор, хранение и использование всех сведений о его трудовой деятельности, что служит упрощению и унификации пенсионного обслуживания на всей территории страны.

Тариф страховых взносов в ПФР в 2020 году

Размер страховых взносов в Пенсионный фонд устанавливаются в зависимости от категории плательщика.

Взносы, уплачиваемые в ПФ за лиц 1967 года рождения и моложе, в случае формирования ими накопительной пенсии распределяются следующим образом:

Размер основного тарифа страховых взносов 22%, из которых 6% является солидарным тарифом (не учитывается на лицевом счете)
На формирование страховой пенсии 10%
На формирование накопительной пенсии 6%

На 2018 год установлены следующие общие тарифы для организаций и ИП:

  • применяющих основной тариф — 22% + 10%;
  • применяющих УСН и работающих в сфере соцобслуживания, образования, культуры и искусства, здравоохранении, спорта, фармакологии, а также занимающиеся научно-исследовательской деятельностью — 20%;
  • принимающих участие в осуществлении проекта «Сколково» — 14%;
  • работающих в сфере информационных технологий — 8%;
  • экспериментальные производства и другие хозяйствующие субъекты, созданные научными организациями — 8%;
  • осуществляющие туристско-рекреационную деятельность — 8%;
  • резиденты ОЭЗ, порта «Владивосток», ТОР и СЭЗ на территории Севастополя и Крыма — 6%.

Когда применяется пониженный тариф?

На переходный период 2011-2018, в отношении отдельных категорий плательщиков для уплаты ими страховых взносов применяются пониженные тарифы. К ним относятся:

  • организации, работающие в сфере ИТ, при условии дохода от профильной деятельности не менее 90%, и численности работников 7 человек и более;
  • ИП и организации, работающие по УСН в производственной и социальной сферах, если их вид деятельности указан в пункте 8 части 1 статьи 58 ФЗ №212, при условии дохода от основного вида деятельности 70% и более;
  • сельхозпредприятия, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог;
  • общины малых народов Севера, занятые в народных и художественных промыслах;
  • плательщики, осуществляющие выплаты денежных средств инвалидам и организациям инвалидов;
  • предприятия, занимающиеся внедрением инновационных технологий;
  • резиденты свободных или особых экономических зон;
  • разработчики новых информационных технологий;
  • издательства и СМИ, имеющие российскую аккредитацию;
  • плательщики, производящие выплату заработной платы экипажам судов, приписанным к российским портам, за исключением нефтеналивных танкеров;
  • организации и ИП, занимающиеся деятельностью в сфере производства и реализации фармпрепаратов;
  • благотворительные организации, зарегистрированные в установленном законодательством порядке.

Однако следует учесть, что на накопительную пенсию всегда должны направляться 6% страховых взносов независимо от применения пониженного тарифа.

Мораторий на накопительную часть пенсии

С 2014 года на перечисление страховых средств на накопительную пенсию был введен мораторий. Это было сделано для того, чтобы сократить средства бюджета ПФР на трансферты в НПФ.

Страховые взносы на накопительное пенсионное обеспечение и в 2018 году направляться не будут, т.е. это означает, что те 6% взносов, поступление которых предполагалось на накопительную пенсию, будут направлены на формирование страховой. Таким образом, такая «заморозка» не является, как думают некоторые граждане, «изъятием пенсионных накоплений» и все уплаченные за застрахованное лица взносы будут учтены при формировании пенсии.

В федеральном бюджете на планируемый период с 2018 по 2020 годы направление страховых взносов на пенсионные накопления не предусмотрено. Также в правительстве активно обсуждают концепцию «пенсионного капитала», который предполагает сделать накопительный компонент добровольным, при котором граждане могут самостоятельно производить перечисления из собственных средств.

Дополнительные взносы на накопительную пенсию

В правовом отношении формирование накопительной пенсии на основе перечисления дополнительных взносов основано на условиях, оговоренных в статье 5 соответствующего Федерального закона № 56 от 30 апреля 2008 года.

У будущих пенсионеров имеется возможность формирования накоплений путем добровольного перечисления взносов через работодателя или самостоятельно. Право на получение накопленных средств может быть реализовано при соблюдении ряда условий, установленных статьей 9 ФЗ «О накопительных пенсиях».

Пенсионные накопления могут формироваться за счет:

  • дополнительных взносов по программе государственного софинансирования пенсии;
  • направления средств материнского (семейного) капитала;
  • добровольной уплаты взносов самостоятельно или через работодателя.

Уплата дополнительных взносов через работодателя

Правоотношения по ОПС в целях перечисления дополнительных взносов, направленных на формирование накопительной пенсии, возникают исключительно на основании поданного застрахованным лицом соответствующего заявления в бухгалтерию своего работодателя.

Порядок перечисления дополнительных пенсионных взносов регламентируется требованиями статьи 7 закона № 56-ФЗ от 30.04.2008 года.

Размер взноса определяется плательщиком и может быть изменен в любое время путем подачи соответствующего заявления в бухгалтерию работодателя. Кроме того, поскольку уплата дополнительных взносов является делом добровольным, то гражданин вправе прекратить, а также возобновить их перечисление в ПФР, обратившись с письменным заявлением в финансовую службу своего предприятия.

Перечисление работодателем дополнительных взносов в бюджет ПФ, происходит, также, в случае наличия на предприятии рабочих мест с разной степенью опасности или вредности. За счет средств, которые поступают, в этом случае, от работодателя, формируется будущая досрочная пенсия работника, который приобретает право выхода на пенсию ранее общеустановленного срока.

Программа государственного софинансирования пенсии

Программа государственного софинансирования является одним из видов формирования накопительной пенсии и регламентируется действием Федерального закона № 56 от 30.04.2008.

Ее цель состоит в повышении размера будущей пенсии, достигаемого путем добровольного перечисления гражданином взносов, которые, при определенных условиях, увеличиваются за счет государства, в зависимости от категории участника, от 2 до 4 раз, но не более, чем на 12 тысяч рублей, а в случае повышенного софинансирования 48 тысяч рублей в год.

Перечисления средств могут производиться:

  • лично застрахованным;
  • через работодателя.

Для этого следует обратиться с соответствующим заявлением в бухгалтерию предприятия.

Работодатель имеет возможность принять участие в формировании пенсионных накоплений своих работников, используя это как дополнительный инструмент поощрения и получая, при этом, определенные законодательством налоговые льготы.

Вступление в Программу софинансирования в настоящее время невозможно. Действует она только для тех лиц, которые вступили в нее до 1 января 2015 года и уплатили первый взнос в размере не менее 2 тысяч рублей до 31 января 2015 года.

Направление средств материнского капитала на формирование пенсии

В соответствии с условиями, изложенными в статье 12 Федерального закона № 256 от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей», средства материнского капитала могут быть использованы на формирование женщиной пенсионных накоплений. Для этого следует обратиться с заявлением о распоряжении средствами МСК в отделение Пенсионного Фонда и представить следующие документы:

  • заявление о распоряжении средствами или частью средств МСК;
  • сертификат на материнский капитал (дубликат);
  • свидетельство пенсионного страхования;
  • паспорт с отметкой о регистрации;

Если заявление подается через доверенное лицо, то потребуются документы удостоверяющие его полномочия (доверенность) и паспорт.

Впоследствии, решение матери о направлении средств материнского капитала на формирование накопительной пенсии может быть изменено, а средства капитала использованы по другим направлениям.

Категории плательщиков страховых взносов

Тариф страхового взноса для лиц 1966 г.р. и старше

Тариф страхового взноса для лиц 1967 г.р. и моложе

Вариант пенсионного обеспечения 0,0 % на финансирование накопительной части трудовой пенсии

Вариант пенсионного обеспечения 6,0 % на финансирование накопительной части трудовой пенсии

на финан
сирование страховой части трудовой пенсии

на финан-
сирование накопи-
тельной
части трудовой пенсии

на финан-
сирование страховой части трудовой пенсии

на финан-
сирование накопи-
тельной
части трудовой пенсии

Общая ставка 22%(сумма вознаграждений работнику нарастающим итогом за год – менее 1 150 000 руб.)

22% на финансирование страховой части трудовой пенсии (из них: 6% - солидарная часть тарифа страховых взносов; 16% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов)

22% (из них: 6% - солидарная часть тарифа страховых взносов; 16% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов)

0% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов

16% (из них: 6% - солидарная часть тарифа страховых взносов; 10% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов)

6% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов

Общая ставка 10% (сумма вознаграждений работнику нарастающим итогом за год – более 1 150 000 руб.)

10% - солидарная часть тарифа страховых взносов

10% - солидарная часть тарифа страховых взносов

10% - солидарная часть тарифа страховых взносов

Организации и ИП, применяющие ЕСХН;

Организации, использующие труд инвалидов (общественные организации инвалидов и их учреждения)

21% на финансирование страховой части трудовой пенсии (из них: 5% - солидарная часть тарифа страховых взносов; 16% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов)

21% (из них: 5% - солидарная часть тарифа страховых взносов; 16% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов)

0% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов

15% (из них: 5% - солидарная часть тарифа страховых взносов; 10% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов)

6% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов

Организации и ИП, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны;

Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий;

Хозяйственные общества, созданные научными учреждениями

8% на финансирование страховой части трудовой пенсии, из них 8% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов

8%, из них 8% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов

0% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов

2%, из них 2% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов

6% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов

23,2% на финансирование страховой части трудовой пенсии (из них: 7,2% - солидарная часть тарифа страховых взносов; 16% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов)

23,2% (из них: 7,2% - солидарная часть тарифа страховых взносов; 16% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов)

0% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов

17,2% (из них: 7,2% - солидарная часть тарифа страховых взносов; 10% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов)

6% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов

Организации и ИП, применяющие УСН;

ИП, применяющих ПСН;

20% на финансирование страховой части трудовой пенсии (из них: 4% - солидарная часть тарифа страховых взносов; 16% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов)

20% (из них: 4% - солидарная часть тарифа страховых взносов; 16% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов)

0% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов

14% (из них: 4% - солидарная часть тарифа страховых взносов; 10% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов)

6% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов

Дополнительные тарифы страховых взносов (По итогам специальной оценки условий труда работодатель должен платить в Пенсионный фонд страховые взносы по дополнительному тарифу в отношении лиц, чьи рабочие места признаны опасными и вредными)

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

солидарная часть тарифа страховых взносов

солидарная часть тарифа страховых взносов

солидарная часть тарифа страховых взносов

солидарная часть тарифа страховых взносов

солидарная часть тарифа страховых взносов

солидарная часть тарифа страховых взносов

солидарная часть тарифа страховых взносов.

  • Общая ставка (сумма вознаграждений работнику нарастающим итогом за год – менее 568 000 руб.)
  • Общая ставка (сумма вознаграждений работнику нарастающим итогом за год – более 568 000 руб.)
  • Выплаты в пользу работников-инвалидов
  • Отдельные виды организаций СМИ
  • Организации (в том числе некоммерческие и благотворительные) и ИП, применяющие УСН и ПСН по отдельным видам деятельности
  • Аптечные организации и ИП на ЕНВД
  • Организации инвалидов
  • Сельскохозяйственные товаропроизводители
  • Организации и ИП, применяющие ЕСХН
  • Организации, работающие в особых экономических зонах (в отношении выплат сотрудникам, работающих в ОЭЗ)
  • Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий

Общая ставка (сумма вознаграждений работнику нарастающим итогом за год – менее 568 000 руб.)

на финансирование накопительной части трудовой пенсии

  • для лиц 1966 г. р. и старше – отсутствуют
  • для лиц 1967 г.р. и моложе – 6,0% (индивидуальная часть тарифа страховых взносов)

на финансирование страховой части трудовой пенсии

  • для лиц 1966 г.р. и старше – 22,0% (из них: 6,0 % - солидарная часть тарифа страховых взносов; 16,0 % - индивидуальная часть тарифа страховых взносов)
  • для лиц 1967 г.р. и моложе – 16,0% (из них: 6,0 % - солидарная часть тарифа страховых взносов; 10,0 % - индивидуальная часть тарифа страховых взносов)

Общая ставка (сумма вознаграждений работнику нарастающим итогом за год – более 568 000 руб.)

на финансирование накопительной части трудовой пенсии – отсутствуют

на финансирование страховой части трудовой пенсии – 10,0% (солидарная часть тарифа страховых взносов)

Выплаты в пользу работников-инвалидов

на финансирование накопительной части трудовой пенсии

  • для лиц 1966 г. р. и старше – отсутствуют
  • для лиц 1967 г.р. и моложе – 6% (индивидуальная часть тарифа страховых взносов)

на финансирование страховой части трудовой пенсии

  • для лиц 1966 г.р. и старше – 21,0% (из них: 5,0 % - солидарная часть тарифа страховых взносов; 16,0 % - индивидуальная часть тарифа страховых взносов)
  • для лиц 1967 г.р. и моложе – 15,0% (из них: 5,0 % - солидарная часть тарифа страховых взносов; 10,0 % - индивидуальная часть тарифа страховых взносов)

Отдельные виды организаций СМИ

на финансирование накопительной части трудовой пенсии

  • для лиц 1966 г. р. и старше – отсутствуют
  • для лиц 1967 г.р. и моложе – 6% (индивидуальная часть тарифа страховых взносов)

на финансирование страховой части трудовой пенсии

  • для лиц 1966 г.р. и старше – 21,6% (из них: 5,6 % - солидарная часть тарифа страховых взносов; 16 % - индивидуальная часть тарифа страховых взносов)
  • для лиц 1967 г.р. и моложе – 15,6% (из них: 5,6 % - солидарная часть тарифа страховых взносов; 10 % - индивидуальная часть тарифа страховых взносов)

Организации (в том числе некоммерческие и благотворительные) и ИП, применяющие УСН и ПСН по отдельным видам деятельности

на финансирование накопительной части трудовой пенсии

  • для лиц 1966 г. р. и старше – отсутствуют
  • для лиц 1967 г.р. и моложе – 6% (индивидуальная часть тарифа страховых взносов)

на финансирование страховой части трудовой пенсии

  • для лиц 1966 г.р. и старше – 20% (из них: 4 % - солидарная часть тарифа страховых взносов; 16 % - индивидуальная часть тарифа страховых взносов)
  • для лиц 1967 г.р. и моложе – 14% (из них: 4 % - солидарная часть тарифа страховых взносов; 10 % - индивидуальная часть тарифа страховых взносов)

Аптечные организации и ИП на ЕНВД

на финансирование накопительной части трудовой пенсии

  • для лиц 1966 г. р. и старше – отсутствуют
  • для лиц 1967 г.р. и моложе – 6% (индивидуальная часть тарифа страховых взносов)

на финансирование страховой части трудовой пенсии

  • для лиц 1966 г.р. и старше – 20% (из них: 4 % - солидарная часть тарифа страховых взносов; 16 % - индивидуальная часть тарифа страховых взносов)
  • для лиц 1967 г.р. и моложе – 14% (из них: 4 % - солидарная часть тарифа страховых взносов; 10 % - индивидуальная часть тарифа страховых взносов)

Организации инвалидов

на финансирование накопительной части трудовой пенсии

  • для лиц 1966 г. р. и старше – отсутствуют
  • для лиц 1967 г.р. и моложе – 6% (индивидуальная часть тарифа страховых взносов)

на финансирование страховой части трудовой пенсии

  • для лиц 1966 г.р. и старше – 21,0% (из них: 5,0 % - солидарная часть тарифа страховых взносов; 16,0 % - индивидуальная часть тарифа страховых взносов)
  • для лиц 1967 г.р. и моложе – 15,0% (из них: 5,0 % - солидарная часть тарифа страховых взносов; 10,0 % - индивидуальная часть тарифа страховых взносов)

Сельскохозяйственные товаропроизводители

на финансирование накопительной части трудовой пенсии

  • для лиц 1966 г. р. и старше – отсутствуют
  • для лиц 1967 г.р. и моложе – 6% (индивидуальная часть тарифа страховых взносов)

на финансирование страховой части трудовой пенсии

  • для лиц 1966 г.р. и старше – 21,0% (из них: 5,0 % - солидарная часть тарифа страховых взносов; 16,0 % - индивидуальная часть тарифа страховых взносов)
  • для лиц 1967 г.р. и моложе – 15,0% (из них: 5,0 % - солидарная часть тарифа страховых взносов; 10,0 % - индивидуальная часть тарифа страховых взносов)

Организации и ИП, применяющие ЕСХН

на финансирование накопительной части трудовой пенсии

  • для лиц 1966 г. р. и старше – отсутствуют
  • для лиц 1967 г.р. и моложе – 6% (индивидуальная часть тарифа страховых взносов)

на финансирование страховой части трудовой пенсии

  • для лиц 1966 г.р. и старше – 21,0% (из них: 5,0 % - солидарная часть тарифа страховых взносов; 16,0 % - индивидуальная часть тарифа страховых взносов)
  • для лиц 1967 г.р. и моложе – 15,0% (из них: 5,0 % - солидарная часть тарифа страховых взносов; 10,0 % - индивидуальная часть тарифа страховых взносов)

Организации, работающие в особых экономических зонах (в отношении выплат сотрудникам, работающих в ОЭЗ)

на финансирование накопительной части трудовой пенсии

  • для лиц 1966 г. р. и старше – отсутствуют
  • б) для лиц 1967 г.р. и моложе – 6% (индивидуальная часть тарифа страховых взносов)

на финансирование страховой части трудовой пенсии

  • для лиц 1966 г.р. и старше – 8% (индивидуальная часть тарифа страховых взносов)
  • для лиц 1967 г.р. и моложе – 2% (индивидуальная часть тарифа страховых взносов)

Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий

на финансирование накопительной части трудовой пенсии

  • для лиц 1966 г. р. и старше – отсутствуют
  • б) для лиц 1967 г.р. и моложе – 6% (индивидуальная часть тарифа страховых взносов)

на финансирование страховой части трудовой пенсии

  • для лиц 1966 г.р. и старше – 8% (индивидуальная часть тарифа страховых взносов)
  • для лиц 1967 г.р. и моложе – 2% (индивидуальная часть тарифа страховых взносов)

Фиксированные взносы ИП в 2018 году

С 2018 года размер страховых взносов ИП не привязан к МРОТ. Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ.

Если годовой доход не превысил 300 000 рублей, фиксированные взносы на обязательное пенсионное страхование составят:

  • 26 545 руб. в 2018 году;
  • 29 354 руб. в 2019 году;
  • 32 448 руб. в 2020 году.

Размеры фиксированных взносов на обязательное медицинское страхование будут такие:

  • 5840 руб. в 2018 году;
  • 6884 руб. в 2019 году;
  • 8426 руб. в 2020 году.

Если сумма годового дохода превышает 300 тысяч рублей, с суммы превышения ИП заплатит 1%.

Общая сумма фиксированного пенсионного взноса ограничена предельной величиной. Это восьмикратный размер установленного фиксированного пенсионного платежа за год.

В 2018 году максимальный размер пенсионных взносов для ИП составит 212 360 руб. (26 545 руб. × 8).

Если их годовой доход превысит 300 тысяч рублей, ИП должны оплатить пенсионные взносы за год до 1 июля следующего года (ранее было – не позднее 1 апреля)

Читайте также: