Страховые взносы некоммерческой организации в пенсионный фонд


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 1 июня 2020 г. N 03-15-05/46368 О снижении тарифов страховых взносов для некоммерческих общественных организаций инвалидов по аналогии с субъектами малого и среднего предпринимательства в условиях ухудшения экономической ситуации, связанного с распространением коронавирусной инфекции

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу о снижении тарифов страховых взносов для некоммерческих общественных организаций инвалидов по аналогии с субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в условиях ухудшения экономической ситуации, связанного с распространением коронавирусной инфекции, и сообщает следующее.

Президентом Российской Федерации Путиным В.В. в обращении к населению 25 марта 2020 г. в связи с ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции на территории страны (перечень поручений по итогам данного обращения от 28.03.2020 N Пр-586), в качестве одной из мер поддержки бизнеса было озвучено решение по снижению в два раза только для субъектов МСП тарифов страховых взносов с 30% до 15% в отношении части выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, превышающей в течение месяца минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ).

В связи с этим статьей 6 Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" только для субъектов МСП, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", установлены, начиная с 1 апреля 2020 года, пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 15% с части ежемесячных выплат в пользу физических лиц, превышающей величину МРОТ, установленного федеральным законом на начало расчетного периода.

К выплатам, не превышающим в месяц МРОТ, субъектами МСП применяются общеустановленные тарифы страховых взносов (30%).

Кроме того, субъекты МСП будут продолжать уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с сумм, превышающих предельную величину базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (1 292 000 рублей в 2020 году), по тарифу 10%.

При этом действующими положениями Налогового кодекса Российской Федерации для социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - НКО) на упрощенной системе налогообложения до 2024 года включительно установлены пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 20% со всех выплат физическим лицам независимо от размера. Кроме того, упомянутые НКО не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с сумм, превышающих предельную величину базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Таким образом, учитывая, что средняя зарплата в социально ориентированных НКО составляет 15 000 - 30 000 рублей, установление для них тарифов страховых взносов, аналогичных установленным для субъектов МСП, в ряде случаев повысит для таких организаций фискальную нагрузку по страховым взносам.

В связи с этим пересмотр размеров пониженных тарифов страховых взносов для социально ориентированных НКО нецелесообразен.

Вместе с тем во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации Путина В.В. по итогам совещания по вопросам, связанным с санитарно-эпидемиологической обстановкой в Российской Федерации, 11 мая 2020 г. N Пр-818 от 15.05.2020 Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 мая 2020 г. был принят Федеральный закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", предусматривающий, в числе прочих обязательных платежей, освобождение от уплаты страховых взносов с выплат работникам за второй квартал 2020 г.:

- социально ориентированных НКО, включенных в реестр, ведение которого осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, которые с 2017 г. являются получателями грантов Президента Российской Федерации (по результатам конкурсов, проведенных Фондом - оператором президентских грантов по развитию гражданского общества), получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг,

- иных НКО, включенных в реестр НКО, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Также в настоящее время постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2020 N 685) (далее - постановление N 409) для социально ориентированных НКО предусмотрено продление сроков уплаты страховых взносов на срок от 4 до 6 месяцев.

Кроме того, постановлением N 409 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 570) утверждены также правила предоставления отсрочек (рассрочек) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов для всех организаций, не только субъектов МСП, осуществляющих деятельность в сферах, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, по перечню согласно приложению к данным правилам.

Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина

Обзор документа

Минфин считает нецелесообразным пересмотр размеров тарифов страховых взносов для социально ориентированных НКО.

Учитывая, что средняя зарплата в социально ориентированных НКО составляет 15 000-30 000 руб., введение для них тарифов страховых взносов, аналогичных установленным для субъектов МСП, в ряде случаев повысит для них фискальную нагрузку по страховым взносам.

Социально ориентированные НКО освобождены от уплаты страховых взносов с выплат работникам за II квартал 2020 г.

Для социально ориентированных НКО продлены сроки уплаты страховых взносов на срок от 4 до 6 месяцев.

В связи с большим интересом читателей к теме применения пониженных тарифов страховых взносов для некоммерческих организаций разъясним отдельные аспекты данного вопроса. С 2012 года некоммерческим организациям предоставлено право применять пониженные тарифы страховых взносов. Как воспользоваться этой льготой?

Федеральным законом от 03.12.2011 № 379-ФЗ [1] п. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ [2] дополнен пп. 11, согласно которому некоммерческие организации (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке, применяющие УСНО и осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального) в течение 2012 – 2013 годов уплачивают страховые взносы по следующим тарифам:

Наименование


В формулировке пп. 11 п. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ уже содержится перечень условий, которые должна соблюдать организация для возможности применения пониженного тарифа.

Во-первых, этим подпунктом вправе руководствоваться некоммерческие организации. Исключение составляют государственные (муниципальные) учреждения. Формы некоммерческих организаций приведены в гл. II Федерального закона № 7-ФЗ [3] . К ним относятся:

  • общественные и религиозные организации (объединения);
  • общины коренных малочисленных народов РФ;
  • казачьи общества;
  • фонды;
  • государственная корпорация;
  • государственная компания;
  • некоммерческие партнерства;
  • частные учреждения;
  • государственные, муниципальные учреждения (автономные, бюджетные, казенные);
  • автономные некоммерческие организации;
  • объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Как уже было отмечено выше, из всех перечисленных форм некоммерческих организаций не соответствуют условиям пп. 11 п. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ государственные, муниципальные учреждения.

Во-вторых, некоммерческая организация должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке.

В-третьих, организация должна применять УСНО.

В-четвертых, организация должна осуществлять определенные виды деятельности:

  • в области социального обслуживания населения;
  • в области научных исследований и разработок;
  • в области образования;
  • в области здравоохранения;
  • в области культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов);
  • в области массового спорта (за исключением профессионального).

Кроме того, вышеперечисленные виды деятельности должны осуществляться в соответствии с учредительными документами. Согласно п. 2 ст. 52 ГК РФ в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций, унитарных предприятий (и других коммерческих организаций в предусмотренных законом случаях) должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица.

Соблюдение всех вышеперечисленных условий позволяет организации применять пониженные тарифы страховых взносов.

Являются ли вышеперечисленные условия достаточными для применения пониженных тарифов страховых взносов некоммерческими организациями?

Перечисленные выше условия являются необходимыми, но недостаточными для применения пониженных тарифов страховых взносов. Помимо уже приведенных в пп. 11 п. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ требований, законодатель установил для таких организаций требование о соблюдении доли доходов от профильной деятельности. Данное требование устанавливается п. 5.1, 5.2 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ и звучит так: указанные в п. 11 ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов применяют пониженные тарифы страховых взносов при условии, что по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, предусмотренным ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ, не менее 70% суммы всех доходов организации за указанный период составляют в совокупности следующие виды доходов:

  1. доходы в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности согласно п. 11 ч. 1 ст. 58 Федерального закона №212-ФЗ, определяемых в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ;
  2. доходы в виде грантов, получаемых для осуществления деятельности согласно п. 11 ч. 1 Федерального закона №212-ФЗ и определяемых в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ;
  3. доходы от осуществления видов экономической деятельности, указанных в подпунктах «р» – «ф», «я.4» – «я.6» п. 8 ч. 1 Федерального закона №212-ФЗ.

Таким образом, прежде чем некоммерческой организации применять с 01.01.2012 пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные п. 3.4 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ, необходимо, помимо соответствия условиям, приведенным в пп. 11 п. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ, определить долю доходов от профильной деятельности по итогам 2011 года. Если данная доля составляет 70% и более, организация вправе применять с 01.01.2012 пониженные тарифы страховых взносов, в противном случае, несмотря на соответствие требованиям пп. 11 п. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ, такая организация не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов.

Каковы особенности определения доходов с целью определения доли доходов от «профильного» вида деятельности?

Как указано в п. 5.2 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ сумма доходов определяется по данным налогового учета организации в соответствии со ст. 346.15 НК РФ с учетом требований ч. 5.1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ.

Мы рассмотрели условия, соблюдение которых позволяет некоммерческой организации перейти на уплату страховых взносов по пониженным тарифам. Существуют ли какие-либо условия, соблюдение которых необходимо для сохранения права на применение пониженных тарифов страховых взносов?

Условия, соблюдение которых необходимо некоммерческой организации для сохранения права на применение пониженных тарифов страховых взносов, поименованных в п. 3.4 ст.58 Федерального закона № 212-ФЗ, существуют, и закреплены они в п. 5.3 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ: в случае, если по итогам расчетного периода применительно к указанному расчетному периоду организация не выполняет условия, установленные пунктом 11 части 1 и частью 5.1 настоящей статьи, такая организация лишается права применять тарифы страховых взносов, предусмотренные частью 3.4 настоящей статьи, с начала периода, в котором допущено несоответствие условиям, указанным в настоящей части. При определении объема доходов организации для проверки соответствия выполнению условий, установленных частью 5.1 настоящей статьи, учитываются целевые поступления и гранты, поступившие и не использованные организацией по итогам предыдущих расчетных периодов.

В данной норме не проявляется отчетливо тот факт, что это требование Федерального закона № 212-ФЗ для некоммерческих организаций, выполнение которого необходимо для сохранения права на применение пониженных тарифов страховых взносов. Внимательное прочтение этой нормы позволяет сделать вывод, что некоммерческая организация для сохранения права на применение тарифов, приведенных в п. 3.4 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ, должна не только соответствовать требованиям пп. 11 п. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ (с учетом требований п. 5.1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ) на момент начала расчетного периода, в котором организация собирается применять пониженные тарифы, но и соблюдать эти требования, а также требование о сохранении доли доходов от профильной деятельности по итогам каждого отчетного периода.

Поясним сказанное на примере. Некоммерческая организация, не являющаяся государственным (муниципальным) учреждением, применяет УСНО, осуществляет один из видов деятельности, пре-дусмотренный пп. 11 п. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ. По итогам 2011 года доля доходов организации от профильной деятельности превышает 70%. Соответственно, на 01.01.2012 такая организация имеет право применять пониженные тарифы, пре-дусмотренные для плательщиков страховых взносов, поименованных в пп. 11 п. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ. Для сохранения права на применение пониженных тарифов в течение 2012 года некоммерческая организация должна соблюдать требования пп. 11 п. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ на протяжении всего календарного года, а также следить за величиной доли доходов от профильной деятельности по итогам каждого отчетного периода, которыми являются I квартал, полугодие, девять месяцев и год.

Каков порядок контроля за соблюдением перечисленных выше условий в отношении некоммерческих организаций?

Контроль за соблюдением условий, установленных п. 11 ч. 1 и ч. 5.1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ, осуществляется в том числе на основании отчетности, представляемой некоммерческими организациями в соответствии со ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ.

Для реализации этого положения в формы отчетности по страховым взносам РСВ-1 [4] и 4‑ФСС [5] введены таблицы, заполняя которые, некоммерческая организация подтверждает свое право на применение пониженного тарифы. Так, в таблице указываются следующие показатели:

  • сумма доходов, всего;
  • сумма доходов в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поименованной в п. 11 ч. 1 ст. 58 Федерального закона №212-ФЗ, определяемых в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ;
  • сумма доходов в виде грантов, получаемых для осуществления деятельности, поименованной в п. 11 ч. 1 ст. 58 Федерального закона №212-ФЗ, определяемых в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ;
  • сумма доходов от осуществления видов экономической деятельности, указанных в пп. «р» – «ф», «я.4» – «я.6» п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона №212-ФЗ;
  • доля доходов, определяемая в целях применения ч. 5.1 ст. 58 Федерального закона №212-ФЗ.

Значения данных показателей указываются как по итогам года, предшествующего текущему расчетному периоду, так и по итогам текущего расчетного периода.

В случае, если некоммерческая организация является государственным (муниципальным) учреждением, как мы уже заметили ранее, она не вправе применять пониженные тарифы на основании пп. 11 п. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ. Предусмотрены ли какие‑либо льготы по уплате страховых взносов для таких организаций?

Применять пониженные тарифы на основании пп. 11 п. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ вправе организации, осуществляющие деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), а также соответствующие иным предусмотренным Федеральным законом № 212-ФЗ условиям. Организация независимо от ее формы и целей создания вправе применять пониженные ставки страховых взносов на основании пп. 8 п. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ, если она осуществляет такие виды деятельности, как:

  • научные исследования и разработки;
  • образование;
  • здравоохранение и предоставление социальных услуг;
  • деятельность спортивных объектов;
  • прочая деятельность в области спорта;
  • деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов);
  • деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий;
  • деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников.

В соответствии с данным подпунктом организации, помимо осуществления «социальных» видов деятельности, должны применять УСНО и контролировать размер доходов от основного вида деятельности, который должен превышать порог в 70%.

Что касается определения доли доходов, на этом вопросе стоит остановиться подробнее. У государственных (муниципальных) учреждений основную долю доходов нередко составляет имущество, полученное в рамках целевого финансирования. При определении размера доходов от основного вида деятельности в целях применения пониженных тарифов страховых взносов следует учитывать положения п. 1.4 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ, согласно которому соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 данной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по этому виду деятельности составляет не менее 70% общего объема доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 НК РФ.

Согласно положениям ст. 346.15 НК РФ в составе доходов не учитываются в том числе доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности:

  • в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям;
  • в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных до 1 июля 2012 года в установленном порядке до бюджетных учреждений, являющихся получателями бюджетных средств.

Иными словами, требование о доле доходов от основного вида деятельности не менее 70% общего объема доходов может быть выполнено такой организацией в том случае, если состав доходов от «льготного» вида деятельности не ограничен доходами, полученными в рамках целевого финансирования.

Таким образом, некоммерческая организация, которая является государственным (муниципальным) учреждением, применяет УСНО и у которой доля доходов от основного вида деятельности по итогам текущего отчетного периода превышает 70% доходов от вышеперечисленных видов деятельности, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов на основании пп. 8 п. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ.

Исходя из параметров деятельности некоммерческая организация имеет право применять пониженные тарифы страховых взносов на основании как пп. 8, так и пп. 11 п. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ. Каким положением должна руководствоваться организация в этой ситуации?

Что касается размера тарифа страховых взносов, ставки, пре-дусмотренные для плательщиков страховых взносов пп. 8 и 11 п. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ, одинаковы и приведены в п. 3.4 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ. Таким образом, какое основание для применения пониженного тарифа организация ни выбрала бы (пп. 8 или 11 п. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ), размер исчисленных страховых взносов будет одинаковым. Другой вопрос, что оба подпункта предъявляют различные требования к данным категориям плательщиков. Как мы выяснили ранее, применение пониженных тарифов страховых взносов на основании пп. 11 п. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ предъявляет к организации больше требований, чем пп. 8. При этом следует помнить, что в двух этих ситуациях порядок определения доходов отличается.

В случае, если организация имеет право на применение пониженных тарифов страховых взносов по двум основаниям, ей, на наш взгляд, следует выбрать одно из них и закрепить свое решение в учетной политике.

[1] Федеральный закон от 03.12.2011 № 379 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды».

[2] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

[3] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7 ФЗ «О некоммерческих организациях».

[4] Утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.03.2012 № 232н «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и порядка ее заполнения».

[5] Утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.03.2012 № 216н «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и порядка ее заполнения».

Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, регулирует Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Некоммерческие организации - являются плательщиками страховых взносов.

Взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование в некоммерческих организациях начисляют на вознаграждения, выплачиваемые в денежной и натуральной форме:

  • - по любым трудовым договорам;
  • - по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг;
  • - по договорам о передаче авторских прав.

К выплатам и вознаграждениям, облагаемым страховыми взносами, в частности, относятся:

  • - зарплата;
  • - плата за выполнение работ по договору подряда;
  • - плата по договору на оказание услуг;
  • - надбавки и доплаты (например, за выслугу лет, стаж работы, совмещение профессий, работу в ночное время и т. д.);
  • - премии и вознаграждения;
  • - плата по договору авторского заказа;
  • - плата по лицензионному договору за предоставление права использования произведения литературы или искусства.

Не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество.

Не признаются объектом обложения выплаты, начисленные в пользу иностранных гражданам, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, расположенном за пределами территории Российской Федерации.

База для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в размере 415000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415000 руб. страховые взносы не взимаются.

Предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации. Размер указанной индексации определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 9 Закона № 212-ФЗ устанавливает перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.

В этот перечень, в частности, входят:

  • - государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ;
  • - все виды компенсаций сотрудникам в пределах норм, установленных законодательством;
  • - суммы единовременной материальной помощи родителям (усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении) ребенка, если такая помощь выплачена в течение первого года после рождения (усыновления), но не более 50000 руб. на каждого ребенка;
  • - суммы взносов на обязательное страхование сотрудников;
  • - суммы платы за обучение и профессиональную подготовку (переподготовку) сотрудников и т. п.

Полный перечень выплат, которые не облагаются страховыми взносами, приведен в ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

Размер тарифа для начисления взносов на обязательное страхование зависит от категории плательщика и от возраста человека, получающего дох од (для пенсионных взносов).

Тарифы страховых взносов установлены ст. 57 Закона № 212-ФЗ и ст. 33 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (по взносам на обяза тельное пенсионное страхование).

В 2014 г. тарифы взносов: В ПФР - 22%, в ФСС - 2,9%, в ФФОМС - 5,1%. Суммарная ставка составит 30 %.

До 2014 года включительно будут действовать пониженные тарифы для сельхозпроизводителей, резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, налогоплательщиков ЕСХН, коренных малочисленных народов Севера и организаций инвалидов.

Начиная с 2015 г. все льготные тарифы отменяются.

Для некоммерческих организаций - плательщиков страховых взносов, производящих выплаты инвалидами I, II или III группы, для общественных организаций инвалидов (в том числе созданных как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 % (пример 1), для организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 %, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 % (пример 2), для учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов был предусмотрен пониженный тариф страховых взносов в 2014 г. (табл. 1).

Таблица 1. Пониженный тариф страховых взносов в 2014

Начисления страховых взносов

Тариф страхового взноса, %

В пределах предельной величины базы для начисления страховых взносов

Свыше предельной величины базы для начисления страховых взносов

Пример 1. В некоммерческой организации «Социально-реабилитационное предприятие Всероссийского общества глухих» работает 225 человек. Из них: инвалиды I, II и III групп - 179, родители детей-инвалидов - 6.

Вид деятельности предприятия - швейное производство, цель создания - защита интересов инвалидов и их законных представителей, оказание им социальной помощи, а также обеспечение равных возможностей с другими гражданами РФ путем создания для них рабочих мест.

В соответствии со ст. 57 и ст. 58 Закона № 212-ФЗ некоммерческая организация в I квартале 2013 г. применяла пониженные тарифы страховых взносов.

В апреле 2013 г. 7 сотрудников-инвалидов были уволены, а вместо них приняты неинвалиды.

Необходимо оценить правомерность использования льготных ставок организацией в апреле 2010 г.

Цели и задачи создания организации соответствуют требованиям Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Деятельность по производству и реализации подакцизных товаров, минерального сырья, полезных ископаемых, а также товаров, указанных в Постановлении Правительства РФ от 22.11.2000 № 884 «Об утверждении перечня товаров, реализация которых не подлежит освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость, а также при производстве и (или) реализации которых осуществляющие их организации не подлежат освобождению от уплаты единого социального налога (взноса)», в отчетный период не велась.

Удельный вес численности инвалидов и их законных представителей в общей численности составляет 79,1% [(179 чел. + 6 чел. - 7 чел.)/225 чел. Ч 100%].

Вывод: Поскольку полученный показатель меньше 80%, с апреля 2010 г. НКО не вправе применять льготные тарифы страховых взносов.

Пример 2. Уставный капитал регионального представительства Всероссийского общества глухих полностью состоит из вклада общественной организации инвалидов. Среднесписочная численность сотрудников за:

  • - январь 2013 года составила 251, в том числе инвалидов - 132;
  • - февраль - 249, в том числе инвалидов - 130;
  • - март - 250, в том числе инвалидов - 130;
  • - апрель - 245, в том числе инвалидов - 125 человек соответственно.
  • - За январь-апрель предприятие начислило:
  • - заработную плату - 400 000 руб. (в том числе инвалидам 212 000 руб.);
  • - премии - 60 000 руб. (в том числе инвалидам 30 000 руб.);
  • - пособия по временной нетрудоспособности - 15 000 руб. (в том числе инвалидам 13 500 руб.);
  • - компенсации за неиспользованный отпуск - 12 000 руб. (в том числе инвалидам 7000 руб.);
  • - единовременную материальную помощь сотруднику-инвалиду - 10 000 руб. Оцените правомерность использования льготных ставок организацией в январе-апреле 2010 г.

Среднесписочная численность сотрудников за январь-апрель составляет 249 чел. [(251 чел. + 249 чел. + 250 чел. + 245 чел.) : 4 мес.].

Среднесписочная численность инвалидов за тот же период - 129 чел. [(132 чел. + 130 чел. + 130 чел. + 125 чел.) : 4 мес.].

Удельный вес среднесписочной численности инвалидов - 51,8% (129 чел. : 249 чел. Ч 100).

Полученный показатель больше 50%, что соответствует требованию.

Фонд оплаты труда предприятия - 497 000 руб. (400 000 руб. + 60 000 руб. + 15 000 руб. + 12 000 руб. + 10 000 руб.).

Удельный вес заработной платы инвалидов в общей сумме выплат и вознаграждений составляет 54,8% [(272 500 руб. : 497 000 руб.) Ч 100] и превышает 25%.

Вывод: Поскольку условия ст. 57 и 58 Закона № 212-ФЗ соблюдены, региональное представительство Всероссийского общества глухих вправе применять льготу на каждого сотрудника независимо от того, инвалид он или нет.

В течение 2013-2014 гг. для плательщиков страховых взносов, указанных выше, применяются следующие тарифы страховых взносов (табл. 2).

Таблица 2. Тарифы страховых взносов на 2013-2014 гг.

Пенсионный фонд РФ

Фонд социального страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

Пример 3. Некоммерческая организация, применяет общую систему налогообложения, рассчитывает взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование по суммарному тарифу 26 %.

Также НКО производит выплаты инвалиду III группы.

Руководитель организации А.В. Петров (1965 г. р.) получает зарплату в размере 55 000 руб. в месяц.

Зарплата социального работника А.С. Кононова (1967 г. р.) составляет 35 000 руб.

Зарплата секретаря Е.В. Михалкиной (1965 г. р.) составляет 20 000 руб.

Е.В. Михалкиной присвоена инвалидность III группы, подтвержденная справкой учреждения медико-социальной экспертизы.

Расчет страховых взносов за январь и февраль 2010 г. приведен в таблице 3.

Таблица 3. Расчет страховых взносов

11000 (55000 х 20%)

4900 (35 000 х 14%)

2100 (35 000 x 6%)

1015 (35 000 х 2,9%)

385 (35 000 х 1,1%)

700 (35 000 x 2,0%)

2800 (20 000 х 14%)

1210((55000 ++ 55 000) х |.|%)

2200 ((55000 ++ 55 000) х 2.0%)

9800 ((35000 + 35 000) х 14%)

4200 ((35000 + 35 000) х 6%)

2030 ((35000 + 35 000) х 2.9%)

770 ((35 000 + 35 000)х 1.1%)

1400((35000 + 35 000) х 2.0%)

5600 ((20000 + 20 000) х 14%)

0((20 000 + 20 000) х 0%)

0((20 000 + 20000)х0%)

0((20000 + 20000) х 0%)

Ежемесячный платеж по страховым взносам в целом по некоммерческой организации составляет:

  • - за январь - 26 200 руб. (18 700 руб. + 2100 руб. + 2610 руб. + 990 руб. + 1800 руб.);
  • - за февраль - 26 200 руб. [(37 400 руб. + 4200 руб. + 5220 руб. + 1980 руб. + 3600 руб.) - 26 200 руб.].

Порядок уплаты, отчетный и расчетный периоды, отчетность по страховым взносам

Сумму страховых взносов, начисленную по итогам текущего месяца, нужно перечислить во внебюджетные фонды не позднее 15-го числа следующего месяца (ч. 5 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

Ежемесячные платежи по страховым взносам нужно перечислять в течение всего календарного года (ч. 4 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

Страховые взносы перечисляют отдельными платежными поручениями:

  • 1. В Пенсионный фонд РФ (ПФР):
    • - на обязательное пенсионное страхование для финансирования страховой части трудовой пенсии;
    • - на обязательное пенсионное страхование для финансирования накопительной части трудовой пенсии;
    • - на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС);
    • - на обязательное медицинское страхование в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС).

Такой порядок обусловлен тем, что территориальные отделения Пенсионного фонда РФ являются администраторами страховых взносов, начисленных в ФФОМС и ТФОМС, и уполномочены контролировать правильность их начисления и уплаты (ч. 1 ст. 3 Закона № 212-ФЗ).

2. В Фонд социального страхования РФ (ФСС России) по взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч. 8 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

Отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам необходимо представлять в территориальные органы ПФР ежеквартально до 1 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом. Если численность сотрудников превышала 50 чел., отчетность необходимо представлять в электронном виде с электронно-цифровой подписью.

Расчетным периодом по взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование является календарный год. Он включает в себя четыре отчетных периода: I квартал, полугодие, девять месяцев и год (ст. 10 Закона № 212-ФЗ). По итогам каждого отчетного периода некоммерческая организация должна составить и сдать расчет по взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 12 ноября 2009 г. № 894н.

В Фонд социального страхования сдается:

  • 1. Расчетная ведомость по средствам ФСС России (4-ФСС). Утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 6 ноября 2009 г. № 871н;
  • 2. Отчет по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в Фонд социального страхования РФ отдельными категориями страхователей (4-ФССа). Утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 октября 2009 г. № 847.

Срок сдачи отчетности в ФСС - 15-е число месяца, следующего за истекшим кварталом [5, c. 30-32].

Особенности налогообложения НКО


  • Налоговые режимы
  • Налогообложение поступлений
  • Налог на имущество организаций
  • Страховые взносы
  • Пониженные тарифы страховых взносов
  • Налог на доходы физических лиц
  • Социальный налоговый вычет
  • Налог на добавленную стоимость

Обязательные платежи, с которыми сталкиваются НКО:

  • налог на прибыль организаций либо налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН);
  • страховые взносы;
  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • налог на имущество организаций;
  • налог на добавленную стоимость (НДС).

О каждом из них поговорим подробнее.

Налоговые режимы

Существует несколько налоговых режимов, но для некоммерческих организаций актуальны два из них:

  • общий режим налогообложения (ОСН);
  • упрощенная система налогообложения (УСН).

Налоговые режимы имеют свои особенности, раскрываемые в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс). Разберем основные отличия.

Общий режим налогообложения

Общий режим налогообложения действует в отношении организации по умолчанию, если она по собственной инициативе не перешла на другой налоговый режим. Основным налогом для некоммерческой организации на ОСН будет налог на прибыль организаций, стандартная ставка которого равна 20% от прибыли (то есть доходов, уменьшенных на величину произведенных для их получения расходов). Также на ОСН организация является плательщиком НДС (кроме случаев, когда у организации есть освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика – его легко получить, если НКО вообще не оказывает платных услуг и ничего не продает, либо такие доходы за 3 месяца не превышают 2 млн рублей).

Упрощенная система налогообложения

В отличие от ОСН применение упрощенной системы налогообложения освобождает организацию от уплаты налога на прибыль организаций и НДС (за некоторыми исключениями, которые в деятельности НКО встречаются крайне редко), соответственно, и от отчетности по этим налогам. Вместо этого организация выбирает один из двух вариантов уплаты налога в связи с применением УСН:

  • 6% с доходов;
  • 15% с доходов, уменьшенных на величину расходов.

При этом под доходами (как в налоге на прибыль организаций, так и при УСН) понимаются доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, а целевое финансирование и целевые поступления (например, пожертвования) доходами не считаются.

Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены пониженные налоговые ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. Кроме того, для НКО на УСН есть дополнительные преференции, например, возможность использовать пониженные тарифы страховых взносов.

Таким образом, преимущества УСН для НКО очевидны: меньше отчетности, нет НДС, есть возможность пользоваться дополнительными послаблениями. Даже если НКО оказывает платные услуги или занимается продажами, она все равно будет платить облегченный налог вместо налога на прибыль организаций.

Большинство НКО соответствуют условиям, позволяющим применять УСН. Этих условий много ( статья 346.12 Налогового кодекса ), но основных из них три:

  • средняя численность работников организации не превышает 100 человек;
  • остаточная стоимость основных средств, которые есть на балансе организации (деньги на счетах и ценные бумаги сюда не относятся), не превышает 150 млн рублей;
  • доходы за год (не считая целевого финансирования и целевых поступлений) не превышают 150 млн рублей.

Как перейти на УСН?


Вариант 1
Со дня регистрации, точнее, со дня постановки на учет в налоговом органе. Обычно эта дата совпадает с датой внесения записи в ЕГРЮЛ. Когда организация зарегистрирована, у нее есть 30 календарных дней с даты, указанной в свидетельстве о постановке на учет, для того чтобы подать в налоговый орган уведомление о переходе на УСН. В таком случае организация считается применяющей УСН с первого дня своего существования.



Вариант 2
С 1 января следующего года. Для этого достаточно подать уведомление о переходе на УСН до конца текущего года (до 31 декабря).

В любом случае в уведомлении о переходе на УСН нужно будет указать выбранный объект налогообложения:

  • доходы (6%);
  • доходы минус расходы (15%).

Если организация планирует оказывать платные услуги практически с нулевой прибылью, то предпочтительнее второй вариант. Если же она собирается продавать разное имущество или поделки на благотворительных мероприятиях или вообще не предполагает вести предпринимательскую деятельность, то лучше первый вариант.

Налогообложение поступлений

Существует перечень поступлений, которые не учитываются как доходы НКО для целей налогообложения. То есть с таких поступлений не нужно платить ни налог на прибыль организаций на общем режиме налогообложения, ни налог в случае применения упрощенной системы налогообложения. Условия для обоих налоговых режимов (ОСН и УСН) одинаковые: перечень необлагаемых поступлений приведен в статье 251 Налогового кодекса. Перечислим основные из них:

  • гранты. Гранты Президента Российской Федерации, предоставляемые Фондом президентских грантов, налогом не облагаются. По другим грантам необходимо проверять соблюдение условий, изложенных в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса: значение имеют источник (кто выделяет грант) и сфера реализации грантовой программы;
  • пожертвования ( статья 582 Гражданского кодекса Российской Федерации );
  • взносы (деньги и иное имущество), которые вносятся учредителями, участниками, членами организации и предусмотрены ее уставом;
  • безвозмездно полученные работы и услуги при наличии договоров о безвозмездном выполнении работ, оказании услуг;
  • имущество и права, переходящие по завещанию в порядке наследования;
  • имущество и права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности ;
  • субсидии , предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов на осуществление уставной деятельности;
  • права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом .

Почти всё, что обычно собирают НКО, – частные пожертвования, членские взносы (для членских НКО), бесплатные услуги от бизнеса и волонтеров, – может не облагаться налогом при соблюдении минимальных требований к оформлению документов. По сути, НКО могут жить и чаще всего живут вообще без уплаты налогов с доходов, если ничего не продают, не оказывают платных услуг и не получают процентов по депозитам. Но есть важный нюанс: НКО должны раз в год отчитываться по всем своим необлагаемым налогом поступлениям. Для этих целей существует специальный отчет о целевом использовании полученных средств в составе налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Налог на имущество организаций

С 1 января 2019 года налогом на имущество организаций облагается только недвижимое имущество , кроме земельных участков и объектов культурного наследия федерального значения. Соответственно, если у некоммерческой организации нет зданий и помещений и она применяет упрощенную систему налогообложения, то даже отчитываться по данному налогу не нужно.

Страховые взносы

Именно со страховыми взносами НКО сталкиваются чаще всего. Они платятся как работникам по трудовым договорам, так и внешним специалистам, привлекаемым по гражданско-правовым договорам для выполнения отдельных работ или услуг.

Можно выделить 4 вида страховых взносов:


Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (22%)

Обычно говорят о тарифе 22% от размера вознаграждения физическому лицу. На самом деле этот расчет немного сложнее: 22% берутся от суммы, не превышающей за год установленной предельной величины. В 2020 году она составляет 1 292 000 рублей. С суммы, превышающей эту предельную величину, нужно платить только 10%. Большинству НКО можно смело рассчитывать отчисления на обязательное пенсионное страхование, исходя из 22%.


Страховые взносы на обязательное медицинское страхование (5,1%)

Самые простые для расчета страховые взносы – 5,1% от всей суммы выплат.


Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (2,9%)

2,9% – это стандартный тариф, который нужно брать за основу при планировании бюджета организации или проекта. При этом страховые взносы платятся до момента, пока выплаты конкретному работнику нарастающим итогом за год не достигнут предельной величины. В 2020 г. она составляет 912 000 рублей.


Взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (0,2%)

0,2% – это тариф по наиболее распространенному I (минимальному) классу профессионального риска.

Все эти взносы организация платит «сверх» зарплаты. Давайте посмотрим на примере, как они рассчитываются.

Допустим, заработная плата работника по трудовому договору составляет 30 000 рублей в месяц. Человек не болел, отработал все рабочие дни месяца. Ему причитается вся сумма. Из нее мы удержим и перечислим в бюджет НДФЛ – 3 900 рублей (13%), в итоге человек получит 26 100 рублей. Также организация должна будет заплатить:

  • 22% от 30 000 рублей (6 600 рублей) на обязательное пенсионное страхование;
  • 5,1% (1530 рублей) на обязательное медицинское страхование;
  • 2,9% (870 рублей) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • 0,2% (60 рублей) на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Итого получается, что мы платим 30,2% от зарплаты в качестве страховых взносов. От суммы в 30 000 рублей это будет 9 060 рублей. По сути, работник, получающий зарплату в 30 000 рублей в месяц, обходится организации в 39 060 рублей. При этом сам работник на руки получает 26 100 рублей, если только не пользуется налоговыми вычетами.


Страховые взносы с выплат работникам, состоящим в штате организации (с кем заключены трудовые договоры), и людям, работающим по договорам гражданско-правового характера, немного отличаются:

Читайте также: