Взносы в пфр для туроператоров


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

С 2019 года предприятия могут приобретать для своих сотрудников туристические путевки по России.
Как эти затраты относить на себестоимость? Нужно ли начислять страховые взносы? Возможно ли организации приобретать путевки на санаторно-курортное лечение непосредственно в санатории?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Положения п. 24.2 ст. 255 НК РФ могут быть применены налогоплательщиком только в том случае, если указанные в этом пункте услуги будут приобретаться организацией у туроператора или турагента по договору о реализации туристского продукта. В случае если услуги приобретаются непосредственно у исполнителя (санатория), расходы на оплату услуг, в частности, по организации санаторно-курортного лечения и отдыха работников и членов их семей, не могут быть учтены при налогообложении прибыли по данному основанию.
По мнению Минфина России, суммы оплаты туристической или санаторно-курортной путевки работнику облагаются страховыми взносами. Вместе с тем есть судебная позиция, согласно которой оплату санаторно-курортных путевок взносами можно не облагать. Однако в этом случае есть риск, что проверяющие с ней не согласятся.
Если организация оплачивает путевку не работнику, а члену его семьи, не состоящему с организацией в трудовых отношениях, с ее стоимости платить страховые взносы не нужно.

Обоснование позиции:

Налог на прибыль организаций

Федеральным законом от 23.04.2018 N 113-ФЗ были внесены изменения в гл. 25 НК РФ, дополнившие ст. 255 новым п. 24.2, согласно которому в расходы на оплату труда с 01.01.2019 включается оплата услуг по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории РФ работников организации, а также их супругов, родителей и детей.
Для целей налогообложения прибыли предусмотрено уменьшение полученных организацией доходов на сумму произведенных ей расходов, соответствующих требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. В частности, расходы не должны быть поименованы в ст. 270 НК РФ.
Так, на основании п. 29 ст. 270 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2019, при определении налоговой базы не учитываются расходы на оплату, в частности, путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, если иное не предусмотрено п. 24.2 ст. 255 НК РФ. При этом не имеет значения, предусмотрены ли такие расходы, по сути носящие социальный характер, трудовым или коллективным договором.
Как указано выше, новым п. 24.2 ст. 255 НК РФ закреплена возможность включения в состав расходов на оплату труда стоимости услуг по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории России, оказанных работнику и членам его семьи:
- супругам,
- родителям,
- детям (в том числе усыновленным) и подопечным до 18 лет (или до 24 лет, если они получают образование по очной форме) и т.д.
При этом услугами по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории РФ признаются перечисленные в приведенном пункте услуги, оказанные по договору о реализации туристского продукта, заключенному работодателем с туроператором или турагентом*(1).
Если же услуги оказываются по договорам с непосредственными исполнителями (гостиницами, перевозчиками, санаториями и т.д.), оплата услуг не учитывается в составе расходов на оплату труда (п. 24.2 ст. 255 НК РФ, ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ, письма Минфина России от 24.01.2019 N 03-03-06/1/3880, от 21.02.2019 N 03-03-07/11386, от 22.03.2019 N 03-03-07/19303, от 07.02.2019 N 03-03-07/7294, от 06.08.2018 N 03-04-06/55270, от 13.07.2018 N 03-03-06/1/48835). Как указывает финансовое ведомство, расходы на оплату аналогичных услуг в случае, если они оказываются на основании договоров, заключенных работодателем непосредственно с исполнителями данных услуг (гостиницами, перевозчиками, экскурсоводами (гидами) и другими), не могут учитываться при налогообложении прибыли в составе расходов на оплату труда.
Так, расходы на оплату туристической или санаторно-курортной путевки могут быть признаны в составе расходов на оплату труда при одновременном выполнении следующих условий (п.п. 16, 24.2 ст. 255 НК РФ):
- их размер не превышает 50 000 руб. на человека за налоговый период;
- эти расходы в совокупности с расходами на добровольное медицинское страхование и расходами по договорам оказания медицинских услуг, заключенным с учетом требований п. 16 ст. 255 НК РФ, не превышают 6% от суммы расходов на оплату труда.
В соответствии с п. 24.2 ст. 255 НК РФ в расходах по налогу на прибыль учитываются следующие расходы на услуги по договору реализации туристского продукта, который заключен работодателем:
- перевозка туриста по России воздушным, водным, автомобильным и (или) железнодорожным транспортом до пункта назначения и обратно. Также учитываются расходы на оплату проезда по другому маршруту, если он согласован в договоре;
- проживание туриста в гостинице либо другом объекте размещения для отдыха в РФ, включая питание, если эта услуга предоставляется в комплексе с услугами проживания;
- услуги по санаторно-курортному обслуживанию;
- экскурсионные услуги.
Пунктом 4 ст. 272 НК РФ определено, что расходы на оплату труда признаются ежемесячно исходя из начисленной суммы.
Таким образом, положения п. 24.2 ст. 255 НК РФ могут быть применены налогоплательщиком только в том случае, если указанные в этом пункте услуги (включая услуги по санаторно-курортному обслуживанию) будут приобретены у туроператора или турагента по договору о реализации турпродукта (а не по договорам на оказание медицинских услуг или договорам ДМС (п. 16 ст. 255 НК РФ))*(2).

Страховые взносы

Объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, произведенные в рамках трудовых отношений (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ)).
В положениях гл. 34 НК РФ и Закона N 125-ФЗ не уточняется, что следует понимать под выплатами в рамках трудовых отношений. В связи с этим к объекту обложения страховыми взносами могут быть отнесены любые выплаты, предусмотренные коллективным договором, в том числе социальные выплаты, не связанные с оплатой труда (письмо ПФ РФ N НП-30-26/9660, ФСС РФ N 17-03-10/08-2786П от 29.07.2014). Следовательно, оплата туристической путевки, предусмотренная коллективным договором, может рассматриваться как выплата, произведенная в рамках трудовых отношений.
Что касается страховых взносов, то для их начисления не имеет значения, учитываются ли те или иные выплаты, производимые в пользу работников, для целей налогообложения прибыли или их выплата производится за счет средств, не уменьшающих налоговую базу по этому налогу (п. 1 ст. 420, ст. 422 НК РФ).
С 2019 года каких-либо законодательных изменений относительно порядка обложения страховыми взносами сумм оплаты путевок за работников и членов их семьи не произошло. Позиция контролирующих органов по этому вопросу также не изменилась.
При оплате путевок в пользу работников следует учитывать позицию официальных органов: независимо от источника финансирования оплаты путевок на санаторно-курортное лечение работников, их стоимость подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке, поскольку в ст. 422 НК РФ подобные суммы не поименованы (письма Минфина России от 15.01.2019 N 03-04-06/1107, от 24.01.2019 N 03-03-06/1/3880, от 26.07.2018 N 03-15-07/52944, от 12.04.2018 N 03-15-06/24316, от 14.02.2017 N 03-15-06/8071, ФНС России от 14.09.2017 N БС-4-11/18312).
В арбитражной практике существует иной подход. Согласно ему основанные на коллективном договоре выплаты социального характера, которые не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не признаются оплатой труда работников (вознаграждением за труд) и объектом обложения страховыми взносами (определение ВС РФ от 03.11.2017 N 309-КГ17-15716 по делу N А60-40533/2016, постановление АС Западно-Сибирского округа от 13.02.2018 N Ф04-6490/2018 по делу N А27-15902/2017, Тринадцатого ААС от 05.02.2019 N 13АП-33818/18 (в отношении взносов от НС и ПЗ))*(3).
В основе выводов судов лежит правовая позиция, высказанная Президиумом ВАС РФ в постановлении от 14.05.2013 N 17744/12. Она заключается в том, что выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд). Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами.
На сегодняшний день пока еще отсутствует судебная практика по применению положений гл. 34 НК РФ. Но она есть в отношении Закона N 212-ФЗ. Полагаем, что высказанная судами позиция применима и сейчас, так как положения гл. 34 НК РФ и Закона N 212-ФЗ практически идентичны. Вместе с тем тот факт, что с 2019 года затраты на оплату турпутевок НК РФ прямо отнесены к расходам на оплату труда, побуждает считать их выплаченными "в рамках трудовых отношений". Поэтому не исключено, что подход к обложению страховыми взносами таких выплат может измениться.
Если организация приобретает путевки непосредственно для членов семьи работника, то в соответствии с п. 1 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ начислять страховые взносы не нужно, поскольку выплата произведена лицам, не состоящим в трудовых отношениях со страхователем (письма Минфина России от 15.01.2019 N 03-04-06/1107, от 12.04.2018 N 03-15-06/24316).
Также необходимо указать, что расходы в виде страховых взносов, начисленных на выплаты работникам, учитываются в составе прочих расходов на дату начисления страховых взносов (пп. 1, 45 п. 1 ст. 264, пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Затраты на оплату путевок с 1 января 2019 года (в целях налогообложения прибыли);
- Энциклопедия решений. Учет оплаты путевок работникам и членам их семей;
- Мы славно поработали и славно отдохнем. За счет фирмы (А. Веселов, журнал "Практическая бухгалтерия", N 5, май 2019 г.);
- Вопрос: В связи с тем, что часть вторая ст. 255 НК РФ с 01.01.2019 дополнена п. 24.2 (Федеральный закон от 23.04.2018 N 113-ФЗ), как организация, у которой на балансе находится свой санаторий-профилакторий, может применить эту статью по списанию расходов на оплату отдыха и оздоровления работников и членов их семей на себестоимость продукции (до 01.01.2019 оздоровление работников в своем санатории-профилактории оформлялось по договору добровольного медицинского страхования и договору на оказание медицинских услуг)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2019 г.)
- Вопрос: В 2018 и предыдущих годах предприятие выдавало путевки на санаторно-курортное лечение сотрудникам и путевки в детские оздоровительные лагеря детям сотрудников. Источник финансирования - чистая прибыль, стоимость - в пределах 20 тыс. руб. за одну путевку в год. Выдача производилась по заявлению сотрудника. Соответственно, данные суммы не облагались страховыми взносами. Договоры на санаторно-курортное лечение заключаются напрямую с санаториями и оздоровительными детскими лагерями. С 01.01.2019 вступает в силу п. 24.2 ст. 255 НК РФ. Возможно ли не признавать стоимость путевок расходами на оплату труда и не облагать их НДФЛ и страховыми взносами? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2019 г.)
- Вопрос: Если сотруднику оплатили туристическую путевку, какой будет код дохода в справке 2-НДФЛ? Начисляются ли страховые взносы на стоимость туристической путевки? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2018 г.)
- Вопрос: Облагаются ли страховыми взносами суммы оплаты (компенсации) стоимости турпутевок для работников и членов их семей? (журнал "Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2019 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Головин Юрий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Исходя из ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 132-ФЗ), туроператором является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта (туроператорская деятельность). Под формированием туристского продукта понимается деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие). Причем сведения о туроператоре вносятся в единый федеральный реестр туроператоров (п. 4.2 Закона N 132-ФЗ).
Турагентом может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по продвижению и реализации туристского продукта (турагентская деятельность).
То есть услуги по реализации турпродукта относятся к профессиональной деятельности определенных субъектов, а условия и порядок их оказания строго регламентированы законодательно (например, ст.ст. 3.1, 4.1, 9, 10.1 Закона N 132-ФЗ, Правила оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 N 452).
*(2) При этом в письме Минфина России от 27.03.2019 N 03-03-06/1/20710 ведомством было рассмотрено обращение с предложением об установлении возможности учитывать в целях исчисления налога на прибыль расходы организаций на оплату санаторно-курортного лечения для работников по договорам, заключенным работодателем с санаторно-курортными организациями. Предложение не было поддержано в том числе и потому, что целью закона N 113-ФЗ является государственная поддержка развития туризма в РФ и предоставление работающим лицам и членам их семей дополнительной возможности реализовать свое право на отдых.
*(3) По разъяснениям ФНС России, судебная практика, сложившаяся на основании утратившего силу Закона N 212-ФЗ, не применяется налоговыми органами (письмо от 14.09.2017 N БС-4-11/18312@). В данном письме рассмотрен вопрос обложения страховыми взносами путевок на санаторно-курортное лечение работников. Полагаем, что по аналогии эти разъяснения могут быть применены и в отношении иных выплат социального характера, в частности, стоимости туристических путевок.


Подпишитесь на туристические новости:

  • Яндекс Дзен
  • Google News

Правительство, лишив с начала 17-го года турфирмы льготной ставки налога в фонды социального страхования, пошло турбизнесу навстречу и вернуло преференции. Тем не менее в регионах с турагентств налоговики до сих пор требуют уплаты данных налогов в полном объеме без учета льгот. На этом фоне корреспондент инфогруппы «ТУРПРОМ» обратился известному аудитору, гендиректору компании «Аудит-Контур» Елене Ивановой с просьбой разъяснить ситуацию.

Так, по ее словам, с 2011 по 2016 года турфирмы, перешедшие на УСН, уплачивали страховые взносы по льготному тарифу: в ПФР - 20%, в ФСС - 0%, в ФФОМС - 0% (ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). «Право на пониженный тариф применялось благодаря тому, что согласно ОКВЭД ОК 029-2001 деятельность туристических агентств была включена в Раздел I «Транспорт и связь» классификатора - коды 60 – 64. Вид деятельности «Транспорт и связь» входил в перечень основных видов деятельности, осуществляя которые организации, применяющие УСН, имели право на льготный тариф», - пояснила г-жа Иванова.

При этом, как подчеркнула эксперт, в 2017 году стал действовать новый общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2), который изменил названия ряда разделов, а некоторые виды деятельности включил в другие разделы. В свою очередь, деятельность в области туризма включена в группировку 79 и относится к Разделу N «Деятельность администрирования и сопутствующие дополнительные услуги» (коды 77 – 82).

В итоге в связи с отменой прежнего ОКВЭД и новой группировкой видов экономической деятельности организации, применяющие УСН, основным видом экономической деятельности которых является деятельность туристических агентств, потеряли право на пониженные тарифы страховых взносов (Письмо Минфина РФ от 09.11.2016 г. N 03-11-06/2/65561, Письмо ФНС России от 23.06.2017 N БС-4-11/12091).

«В настоящее время Госдумой утверждены новые льготные виды деятельности по УСН для пониженной ставки страховых взносов 20%. Закон от 16 ноября этого года изменил список льготных видов деятельности для организаций и ИП, применяющих «упрощенку», которые дают право на пониженные тарифы страховых взносов с выплат работникам. Льготные виды деятельности перечислены в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса РФ. Виды деятельности приведены в соответствие с ОКВЭД2. В список из 61 позиции включена деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма», - рассказала Елена Иванова, подчеркнув, что таким образом турфирмам вернули право на применение пониженных тарифов страховых взносов с выплат работникам.

В свою очередь условия для применения льготных тарифов прописаны в Налоговом кодексе РФ. Платить страховые взносы по пониженным тарифам можно, если (пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ):

  • доходы турфирмы при УСН за текущий год не превышают 79 млн руб.;
  • не менее 70% этих доходов - выручка от льготируемого вида деятельности.

При этом в октябре 2017-го Минфин разъяснил, что упрощенцы, которые имели право на пониженные тарифы взносов до 2017 года, могут применять их и сейчас, если продолжают вести ту же деятельность и соблюдают условия по доходам. Это разъяснение доведено ФНС до инспекций (Письма ФНС от 25.10.2017 N ГД-4-11/21578@, Минфина от 23.10.2017 N 03-15-06/69302). «В июне этого года разъяснения ФНС России были прямо противоположные, и даны были конкретно для турфирм. Получается, что турфирмы были вправе применять пониженные тарифы страховых взносов сначала 2017 года», - отметила гендиректор компании «Аудит-Контур».

Впрочем, по словам г-жи Ивановой, многие турфирмы, отвечающие условиям для применения льготных тарифов, уже подали уточненные расчеты по страховым взносам, заявления о зачете и возврате взносов. Однако осуществлять возврат и зачет взносов в фонды в ряде регионов налоговые органы делать не хотят. Они ссылаются на то, что письменные разъяснения Минфина РФ носят информационно-разъяснительный характер и не являются нормативным правовым актом.

При этом в ответах на письма турфирм, составленные в декабре, чиновники ссылаются на перечень видов деятельности, который был отражен в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса РФ согласно старому классификатору.

«Новый список льготных видов деятельности был утвержден в ноябре этого года. Поэтому в письмах агентствам следует писать об изменении перечня и включении в него деятельности туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма», - подчеркнула Елена Иванова. Так, по ее словам, в письмах в налоговую инспекцию следует делать ссылки на все октябрьские письма Минфина, а главное на письмо Минфина России от 13.10.2017 г. N 03-15-07/66964. В нем Минфин России рассмотрел позицию по вопросу применения пониженных тарифов страховых взносов организациями, у которых изменилось наименование вида экономической деятельности в связи с введением нового ОКВЭД2. В письме говорится о льготах для организаций, осуществляющих деятельность в социальной и производственной областях. Поэтому в письме в налоговую инспекцию необходимо сделать ссылку на собирательную классификационную группировку «Платные услуги населению» на основе ОКВЭД2, утвержденную приказом Росстата от 23.05.2016 г. № 244, в которой деятельность туристических агентств включена в одну группировку с учреждениями культуры, то есть относится к социальной сфере.

«Таким образом, турфирмы, применяющие УСН при соблюдении условий, установленных Налоговым кодексом, в 2017 года имеют право на применение льготных тарифов по страховым взносам. Надеемся, что в регионах налоговые органы в скором времени с таким правом согласятся», - сказала эксперт.

В завершение Елена Иванова добавила, что те «упрощенцы», которые весь 2017 год платили взносы по основным (нельготным) тарифам, хотя имели право на пониженные, должны будут подать в ИФНС:

  • уточненные расчеты по страховым взносам за I квартал, полугодие и 9 месяцев 2017 года, в которых исчислить взносы следует только по ставке 20% на ОПС;
  • заявление о зачете излишне уплаченных взносов на ОПС в счет будущих платежей по этому виду страхования;
  • заявление о возврате излишне уплаченных взносов на ОМС и социальное страхование на случай болезни и в связи с материнством. Поскольку для «упрощенцев» - льготников ставка этих взносов 0%.

ООО и ИП обязаны ежемесячно перечислять страхвзносы за сотрудников на трудовом и гражданско-правовом договоре. Каждый год ставки по взносам изменяются. В статье расскажем о новшествах 2020 года и тарифах страховых взносов в ПФР, ФСС и ФФОМС.

Кто платит страховые взносы

Работодатели ежемесячно перечисляют страхвзносы с выплат, начисленных сотрудникам. Если они оформлены по трудовому договору, то это отчисления:

  • на пенсионное страхование;
  • на медицинское страхование;
  • на страхование на случай временной нетрудоспособности или материнства (ВНиМ);
  • на страхование от несчастных случаев или профессиональных заболеваний.

За сотрудников, оформленных по договору ГПХ, тоже нужно платить, но в этом случае обязательны только перечисления на медицинское и пенсионное страхование. На ВНиМ платить взносы не нужно, а на несчастное страхование платите, только если это условие предусмотрено договором.

В этой статье мы рассмотрим страховые взносы, которые находятся в ведении ФНС и регламентируются главой 34 НК РФ. Это все, перечисленные выше, кроме взносов на «несчастное» страхование.

Какие выплаты облагаются страховыми взносами

Взносами на обязательное страхование облагается большинство выплат по договорам ГПХ и трудовым. При этом ст. 422 НК РФ предусмотрены выплаты, с которых не нужно перечислять взносы:

  • пособия по безработице и прочие госпособия;
  • различные компенсационные выплаты: возмещение вреда здоровью, оплаты аренды квартиры, возмещение трат на обеды, финансирование повышения квалификации и т. п;
  • материальная помощь, выплачиваемая единовременно в случае рождения ребенка, стихийного бедствия, гибели члена семьи;
  • доходы, кроме зарплаты за труд, полученные членами общин малочисленных коренных народов;
  • взносы на накопительную пенсию в пределах 12 000 рублей на сотрудника;
  • материальная помощь в пределах 4 000 рублей;
  • возмещение затрат на погашение кредитов и займов на покупку или строительства жилья сотрудников;
  • и другие виды компенсационных выплат.

Предельная база по страховым взносам

Взносы для ПФР и ФСС не всегда нужно платить со всей суммы доходов сотрудника. Для начисления взносов установлен лимит, с превышением которого взносы не платятся или по ним снижается ставка. Эта база ежегодно индексируется на основании роста средней зарплаты.

Взносы в ПФР. С 1 января 2020 года максимальный размер общей суммы дохода сотрудника, с которой нужно в полном объеме перечислять взносы в ПФР, составит 1 292 000 рублей.

По каждому сотруднику работодатель должен отслеживать сумму всех начислений с 1 января по нарастающей. Как только она превысит предел, ставка по взносам на ОПС снижается с 22% до 10%. А если компания работает по льготным тарифам, взносы не платятся.

Взносы в ФСС. Максимальная база по ВНиМ тоже проиндексирована с 1 января 2020. Она увеличилась до 912 000 рублей. После достижения лимитной величины взносы по этому виду страхования не нужны.

Взносы на ОМС и травматизм. Не ограничены, как и в прошлые годы. Поэтому весь доход, полученный работниками, облагается взносами.

Тариф страховых взносов на 2020

Еще летом 2019 года стало известно, какие тарифы страхвзносов установят в 2020 году.

Если организация или предприниматель не имеют права на льготы по взносам, они уплачивают их по стандартным тарифам. Как и раньше, общий размер взносов составляет 30 % от дохода сотрудника.

  • Тариф страхвзносов в ПФР — 22 %. Такая ставка применяется до достижения предельного лимита дохода в 1 292 000 рублей. Далее ставка падает до 10 %.
  • Тариф по взносам на ОМС — 5,1 % Он не зависит от суммы дохода и уплачивается постоянно.
  • Тариф страховых взносов на ВНиМ — 2,9 %. Исключением являются иностранные сотрудники, которые временно пребывают на территории РФ — для них действует ставка 1,8 %. Ставка применяется до превышения предельного дохода в 912 000 рублей, далее взносы не уплачиваются.

Общие тарифы страховых взносов в 2020 в виде таблицы.

Направление взносов Лимит базы, рублей Ставка на 2020 год, %
ПФР В пределах 1 292 000 22
Сверх 1 292 000 10
ФСС В пределах 912 000 2,9 (1,8 за иностранных сотрудников со статусом временного пребывания)
Сверх 912 000 Не уплачивается
ФФОМС Не ограничена 5,1

Льготные ставки в 2020 году

В этом году осталось еще меньше фирм и предпринимателей, которые могут платить взносы по льготным тарифам. Три категории не получили продления льгот:

  • ИП и организации, заключившие договоры об исполнении туристско-рекреационных работ, которые выплачивают доходы сотрудникам в рамках особых экономических зон, выделенных Правительством РФ.
  • ИП и организации, заключившие договоры по реализации технико-внедренческой работы, которые выплачивают доходы сотрудникам в рамках особых экономических зон.
  • Хозяйственные партнерства и общества, которые внедряют и используют плоды интеллектуального труда, если право на них принадлежит их участникам или учредителям.

Эти страхователи в 2020 году переходят на общие тарифы. Кто имеет право на пониженные тарифы, смотрите в таблице.

Кто имеет право на льготы Ставка тарифа, %
ОПС ВНиМ ОМС
Организации на УСН, которые занимаются благотворительной деятельностью 20 0 0
НКО на УСН в сфере образования, соцобслуживания граждан, науки, культуры и искусства, здравоохранения 20 0 0
Организации-Сколковцы 14 0 0
Организации, разрабатывающие и продающие анимационные, аудио или видео товары 8 2 4
Участники СЭЗ Крыма и Севастополя 6 1,5 0,1
Резиденты зон с опережающим развитием социально-экономической сферы 6 1,5 0,1
Резиденты свободного порта города Владивостока 6 1,5 0,1
Резиденты ОЭЗ в Калининградской области 6 1,5 0,1

Сроки перечисления страхвзносов в 2020 году

Работодатели платят взносы в налоговую каждый месяц. Это нужно сделать до 15 числа. Если этот день — выходной или праздник, сдать документы можно в первый же рабочий день после 15 числа. Этот порядок действует и для взносов на несчастное страхование, но их нужно по-прежнему перечислять в ФСС.

Нынешние поправки изначально разрабатывались с целью усилить ответственность турбизнеса перед потребителем. Судя по тексту принятого закона, этот груз ответственности почти полностью ляжет именно на выездных туроператоров. Что изменится в их работе, и как это отразится на рынке?

  • 29 февраля 2016 10:00

Нынешние поправки изначально разрабатывались с целью усилить ответственность турбизнеса перед потребителем. Судя по тексту принятого закона, этот груз ответственности почти полностью ляжет именно на выездных туроператоров. Что изменится в их работе, и как это отразится на рынке?

Новый туристический закон вступит в силу только 1 января 2017 года, а отдельные его положения и того позже — с 2018 года. А значит, у рынка есть время, чтобы подготовиться к грядущим изменениям. Юристы сходятся во мнении, что закон хоть и вносит некоторые полезные изменения, но все же не решает многих проблем турбизнеса.

Георгий Мохов, основатель компании «Юридическое агентство Персона Грата», председатель Правовой комиссии РСТ:

Поправки готовились слишком долго. Сейчас этот закон похож на вагон поезда, сошедшего с рельсов, но продолжающего двигаться по инерции поперек дороги. Тем не менее, законодателями проделана большая работа.

Появилось более внятное описание полномочий субъектов федерации и органов местного самоуправления по развитию туризма, за что скажут большое спасибо в муниципальных районах, где было сложно сформировать бюджет без установленных законом полномочий. Появились новые термины, например детского туризма, туристской навигации, туристских информационных центров и прочие определения, необходимые для развития региональных государственных программ развития туризма. Можно сказать, что положительное влияние в части регулирования внутреннего туризма новая редакция окажет.

Что касается норм по взаимоотношениям туристов, турагентов и туроператоров в части договорных отношений и ответственности сторон, то они содержатся в законе о защите прав потребителей и в гражданском кодексе, в частности и положения о договорах поручения и доверенностях. Там все подробно описано и не было никакой необходимости вообще переносить эти нормы в отраслевой закон.

Илья Тугуев, юрист в сфере туризма, адвокат Адвокатской палаты г. Москва:

Закон содержит как позитивные, так и негативные изменения. С одной стороны на туроператоров накладывается дополнительная финансовая нагрузка в виде отчислений в новый фонд персональной ответственности, с другой — в будущем это позволит уйти от механизма фингарантий.

Позитивна попытка разграничения ответственности между туроператорами и турагентами, указание на самостоятельную ответственность турагента за неисполнение своих обязательств, указание среди таких обязательств передачи полученных от туриста денег туроператору. Однако не понятно, как это сочетается с нормой о предоставлении турагентом туристу копии доверенности, выданной туроператором о работе от его имени.

Позитивна легализация электронного документооборота между туристом и туроператором/турагентом, правда это нивелируется ссылкой на ФЗ «Об электронной подписи», согласно которому для заключения сделки потребуется электронная подпись, которая есть лишь у одного процента потребителей.

Позитивным считаю уменьшение минимального взноса в Турпомощь и минимального размера финобеспечения. Но плохо, что эта норма вступает в силу только в следующем году, а значит, в этом году небольшие туроператоры будут вынуждены заключить договоры страхования по старым нормам.

Поправки, внесенные в турзакон, направлены на изменение всего рынка, но большая их часть касается именно туроператоров по выездному туризму. Их финансовая нагрузка в очередной раз возрастет: теперь помимо взносов в Турпомощь оплаты финобеспечения туроператоров обязали делать отчисления в новую копилку — фонд персональной ответственности. А для небольших компаний парламентарии наоборот сделали поблажки, уменьшив минимальные взносы в фонд Турпомощи и минимальный размер ФИГ.

Итак, обо всем по порядку.

Турпомощь станет дешевле, но не для всех

Компенсационный фонд Турпомощи переименовали в резервный, подчеркнув, что он создан не для выплаты компенсаций, а для финасирования экстренного вывоза туристов границы. Но главное, что взносы в фонд поставили в зависимость от размеров компаний, таким образом удовлетворив требования, с которыми вот уже четыре года выступает объединение «Безтурпомощь».

Новые взносы в фонд Турпомощи:

50 тысяч рублей — для туроператоров, выездной турпоток которых составил не более 10 тысяч туристов за прошлый год, а общая цена турпродукта не превысила 40 млн рублей;
100 тысяч рублей — для туроператоров с выездным турпотоком от 10 до 100 тысяч человек, а также для тех компаний, которые впервые вступают в Турпомощь;
300 тысяч рублей — для туроператоров с выездным турпотоком от 100 до 500 тысяч человек;
500 тысяч рублей — для туроператоров с выездным турпотоком более 500 тысяч человек.

Сколько придется платить за фингарантии?

Институт фингарантий несмотря на доказанную неэффективность и вопреки протестам страховщиков все же сохраняются. При этом механизм расчета ФИГ для выездных туроператоров изменится, минимальный размер обеспечения для небольших компаний снизится с 30 млн до 10 млн рублей, а для больших туроператоров сумма наоборот возрастет.

Новый размер фингарантий:

500 тысяч рублей — для туроператоров по внутреннему и въездному туризму;
10 млн рублей — для туроператоров по выездному туризму, которые за год предоставили услуги не более чем для 10 тысяч туристов, а общая цена турпродукта составила не более 40 млн рублей;
Не менее трех процентов за 2016 год, с 2017 года — пяти процентов общей цены турпродукта, но не менее чем 50 миллионов рублей для туроператоров по выездному туризму, которые за год предоставили услуги более чем для 10 тысяч туристов, а общая цена турпродукта превысила 40 млн рублей;
50 млн рублей — для тех компаний, которые ранее не занимались выездным туризмом.

Фонд персональной ответственности — будущая замена ФИГ

Согласно новому закону, у каждого туроператора появится еще одна финансовая подушка безопасности — фонд персональной ответственности (ФПР). Ежегодно компании будут обязаны вносить в него 1% «общей цены турпродукта в сфере выездного туризма за предыдущий год». Для новых участников рынка первый взнос составит 100 тысяч рублей. Когда сумма на счету достигнет 7% от «общей цены», взносы прекращаются. С этого момента туроператор освобождается от оформления фингарантий, и в случае его банкротства компенсации туристам будут выплачиваться из его ФПР.

Если же туроператор разорится до того момента, как накопит 7%, то средства ФПР будут расходоваться на выплаты туристам, которым не хватит суммы фингарантий.

При этом для операторов, работающих на внутреннем и въездном рынке ситуация не изменится — фингарантии останутся в силе.

Сколько стоит статус туроператора?

Попробуем очень условно оценить нынешний объем затрат выездных туроператоров и сравнить с тем, который их ждет после вступления в силу нового закона.
Возьмем гипотетическую компанию с выездным турпотоком 250 тысяч человек, финобеспечение которой составляет 100 млн рублей. Сегодня членство в Турпомощи и оформление ФИГ ей обходится в


Предположим, стоимость тура на одного человека в среднем составляет 50 тысяч рублей. Умножив эту цифру на 250 тысяч туристов, мы высчитаем общую цену турпродукта за год — 12,5 млрд рублей. Объем новых фингарантий должен составить 3% от этой суммы — то есть 125 млн рублей. Взнос в фонд персональной ответственности — еще 1%. По новым условиям взнос в резервный фонд Турпомощи составит уже 300 тысяч рублей. Считаем:

300 тысяч (Турпомощь) + 2,5 млн (ФИГи) + 1,25 млн (ФПР) = 4,05 млн рублей

100 тысяч (Турпомощь) + 600 тысяч (ФИГи) = 700 тысяч рублей

Согласно новому закону, чтобы стать выездным туроператором, компании нужно будет оформить фингарантии на 50 млн рублей (по старым правилам ФИГи составили бы 30 млн рублей). Итого ей придется заплатить:

100 тысяч (Турпомощь) + 100 тысяч (ФПР) + 1 млн (ФИГи) = 1,2 млн рублей

Таким образом, с вступлением поправок в силу выход на рынок также подорожает почти в два раза.

Будут ли ФИГи соответствовать объемам операторов?

Возможно, если бы все операторы одинаково подходили к расчету своего обеспечения, то и при старом турзаконе фингарантии были бы более действенными. того что каждый самостоятельно решает, как трактовать закон, не редки ситуации, когда страховка крупного оператора оказывается меньше, чем у компании с меньшими объемами.

К примеру, на момент банкротства туроператора «Нева» его ответственность была застрахована на 454 млн рублей, а сумма требований туристов составила 490 млн. При этом когда разорился «Лабиринт», его ФИГи составляли лишь 160 млн рублей, а туристам он задолжал почти 2,5 млрд рублей.

Согласно новому нормативу, туроператоры будут обязаны размещать в едином реестре информацию о количестве туристов, которым были оказаны услуги за предыдущий год, а также об «общей цене турпродукта в сфере выездного туризма, реализованного в предыдущем году». Достоверность сведений будет проверять Минкульт и подведомственный ему Ростуризм.

Чтобы замотивировать туроператоров на предоставление правдивой информации, парламентарии решили ужесточить наказания за нарушение турзакона:

Штрафы за маленькие ФИГи и другие нарушения

Теперь за предоставление неверный сведений об объемах туроператора в единый реестр грозит штрафом от 500 тысяч до 1 миллиона рублей на юрлицо. Если же туроператор решит работать несмотря на то что сведения о нем отсутствуют в реестре, штраф на юрлицо составит 5–10 млн рублей. А если он при этом еще и не будет состоять в Турпомощи, то придется заплатить еще 1–3 млн рублей.
Плюс к этому на должностное лицо компании так же будут наложены штрафы от 30 до 100 тысяч рублей.

Впрочем, сегодня для нарушителей тоже есть наказания, однако факт остается фактом: власти не особо активно контролируют соответствие фингарантий и реальных объемов туроператоров. Изменится ли эта ситуация с принятием нового закона — неизвестно.

Еще одна проблема, от которой вряд ли удастся уйти в ближайшее время — нежелание страхового рынка работать с туротраслью слишком высоких рисков. А значит, с каждым днем туроператорам будет все сложнее и дороже застраховать ответственность.

Таким образом, усиление финансовой нагрузки, тяжелая экономическая ситуация, а также нежелание страховщиков работать в турбизнесом не оставляют сомнений: количество выездных туроператоров продолжит снижаться. За последний год их уже стало в два раза меньше — от 1746 осталось только 975.

Для турагентств новый закон тоже принесет ряд изменений. Какие исправления нужно будет внести в договоры с туристами, придется ли работать только от имени и по поручению туроператора, когда появятся электронные путевки — об этом в следующем обзоре.

Читайте также: