115 фз негосударственный пенсионный фонд

Сокращенное название ПОД/ФТ/ФРОМУ. (противодействие отмыванию денежных средств, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения).


Если Вы впервые читаете про ФЗ-115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» - то поясняю, данный закон предназначен для мониторинга движения денежных средств от юридических лиц и от физических лиц, обязывает банки и иные лица вести учет подозрительных финансовых операций и сообщать в органы Росфинмониторинга о проведенных операциях.

Данный закон обязывает юридические лица и индивидуальных предпринимателей иметь ПВК (Правила внутреннего контроля) для ведения денежных операций.

Если у Вас ювелирная компания, то Вы обязаны в соответствии со ст. 6 Закона, спрашивать паспорт покупателя при следующих операциях:

-обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;

-покупка ювелирного изделия на сумму свыше 40 000 рублей.

А также в иных случаях, в соответствии с законом.

В указанных случаях Вы обязаны провести идентификацию покупателя, и сверить со списком зарегистрированных террористов и и экстремистов в соответствии со списком на официальном сайте Росфинмониторинга.

Вкратце была описана суть данного Закона.

В соответствии со ст. 2 ФЗ-116 о внесении изменений, изменения вступили в силу со дня опубликования Закона, т. е., с 07.04.2020 г.

Всего внесено 24 изменения.

Теперь изменения которые были внесены ФЗ - 116 от 07.04.2020 г. "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части уточнения прав и обязанностей юридических лиц, осуществляющих отдельные виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг".

Данный Закон внес изменения для всех, кроме профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования, таким образом основные интересы затронуты в отношении банков и компаний в области финансового управления.

В списке изменений основные пункты таковы:

В ст. 5 ФЗ дополнена пунктом «профессиональные участники рынка ценных бумаг (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность исключительно по инвестиционному консультированию);».

Следовательно мониторинг денежных операция распространены на новые лица, кроме лиц осуществляющих деятельность по инвестиционному консультированию.

В ст. 7, п. 1, п.п. 1 внесены изменения, новая редакция внесла новые пункты, а именно: пп. 1.4-2, 1.4-4 — 1.4-6.

В ст. 7. изменен пункт 7 - «не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность исключительно по инвестиционному консультированию), операторов инвестиционных платформ, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.».

В которую также внесены изменения, «кроме участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность исключительно по инвестиционному консультированию».

Пункт 1.4-6 внесен в Закон и содержит следующий текст - «В случае, если открытие лицевого счета в реестре владельцев ценных бумаг не обусловлено принятием от лица, которому открывается такой лицевой счет, заявления или иного документа, являющегося основанием для открытия указанного лицевого счета, идентификация или упрощенная идентификация соответственно клиента и клиента - физического лица, которым открываются лицевые счета в реестре владельцев ценных бумаг, а также идентификация представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится. В установленном настоящим пунктом случае идентификация или упрощенная идентификация должна быть проведена после открытия лицевого счета в реестре владельцев ценных бумаг до проведения по указанному лицевому счету первой операции с ценными бумагами на основании распоряжения клиента, которому открыт указанный лицевой счет.».

Данный пункт также содержит ссылки на действия в отношения владельцев ценных бумаг.

В пункте 1.5-1 внесены изменения - « (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность исключительно по инвестиционному консультированию)».

А также добавлен абзац следующего содержания - «Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг на основании лицензии на осуществление деятельности по ведению реестра, вправе на основании договора поручать иному профессиональному участнику рынка ценных бумаг, осуществляющему функции трансфер-агента, проведение идентификации или упрощенной идентификации соответственно клиента и клиента - физического лица, которым открываются лицевые счета в реестре владельцев ценных бумаг или в случае, установленном пунктом 1.4-6 настоящей статьи, открыты лицевые счета в реестре владельцев ценных бумаг, а также идентификации представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца.».

Данным пунктом разрешено проведение быстрой проверки лиц, в том числе владельцев реестра ценных бумаг, контролирующих акции АО например.

В пункт 1.8, ст. 7 внесены следующие изменения - « (за исключением профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего деятельность исключительно по инвестиционному консультированию)», два раза внесена данная фраза, в отношении ответственности за несоблюдение упрощенной (быстрой) проверки лиц, а в втором случае также в расторжении договора в отношении лиц указанных в старой версии Закона, кроме лиц, во фразе указанной выше.

В пункт 1.9, ст. 7 внесены те же изменения - « (за исключением профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего деятельность исключительно по инвестиционному консультированию)» - в отношении действий по передаче информации о передаваемом лице, кроме вышеуказанных.

В п. 1.10, ст. 7 также внесены данные изменения, статья регулирует обязательство по передаче информации в Банк России.

В пункте 1.11 ст. 7 внесены изменения - «договора об инвестиционном консультировании, при открытии лицевого счета в реестре владельцев ценных бумаг, при ведении лицевого счета в реестре владельцев ценных бумаг в случае, установленном пунктом 1.4-6 настоящей статьи,», ктрые регулируют упрощенную идентификацию клиента.

Данный список изменений не полон, следующие изменения постараюсь описать в следующей статье.

Большое Вам спасибо, что дочитали до этой строки.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Памятка для субъектов Федерального закона № 115-ФЗ по исполнению требований законодательства в сфере противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Информирует об обязанностях, установленных для субъектов Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон) расположенных на территории Крымского федерального округа и прошедших регистрацию в соответствии законодательством Российской Федерации.

К числу таких субъектов в соответствии со статьей 5 Закона, в частности, отнесены:

- профессиональные участники рынка ценных бумаг;

- страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры и лизинговые компании;

- организации федеральной почтовой связи;

- организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения;

- организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;

- организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;

- организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

- операторы по приему платежей;

- коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;

- кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;

- общества взаимного страхования;

- негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

- операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи;

- индивидуальные предприниматели, являющиеся страховыми брокерами;

- индивидуальные предприниматели, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

- индивидуальные предприниматели, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Указанные субъекты обязаны:

1. Организации и индивидуальные предприниматели обязаны разработать и утвердить правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями, установленными статьей 7 Закона в корреспонденции с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов правительства российской федерации» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.14 № 577).

Правила внутреннего контроля разрабатываются и утверждаются самостоятельно и подлежат приведению организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), в соответствие с требованиями вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации, с момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2014 № 577 (с 04.07.2014), в течение одного месяца.

2. Указанные выше субъекты обязаны назначить лицо (лиц), ответственное за реализацию правил внутреннего контроля. При этом такие лица должны пройти соответствующее обучение (целевой инструктаж) до начала осуществления таких функций. Сведения о порядке прохождения обучения приведены ниже. Кроме того, указанные лица должны иметь высшее юридическое или экономическое образование или опыт работы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не менее двух лет.

Индивидуальные предприниматели, указанные в статье 5 Закона, вправе самостоятельно осуществлять функции специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля при прохождении соответствующего обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Также, специальными должностными лицами, ответственными за реализацию правил внутреннего контроля, не могут быть лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти.

3. Должностные лица субъектов должны пройти соответствующее обучение в порядке, предусмотренном приказом Росфинмониторинга от 03 августа 2010 года № 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Указанным Приказом установлен порядок прохождения обучения, а также перечень лиц, которые обязаны пройти соответствующее обучение.

4. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели обязаны идентифицировать своих клиентов, выгодоприобретателей по сделкам (операциям), выявлять перечень данных, определенных статьей 7 Федерального закона, закреплять и хранить информацию о них в порядке, установленном правилами внутреннего контроля, и хранить всю полученную информацию в течение пяти лет с момента прекращения отношений с клиентом.

Законодательно установлена обязанность сверять клиентов при принятии на обслуживание с Перечнем лиц, в отношении которых имеются данные об их причастности к экстремистской деятельности и в случае выявления таких лиц среди своих клиентов применять меры по блокированию (замораживанию) их активов, немедленно сообщая об этом в Росфинмониторинг. Кроме того, установлена обязанность по сверке всех своих клиентов с указанным Перечнем не реже чем один раз в три месяца. В случае последующего выявления среди своих клиентов указанных лиц применять указанные меры к их активам и немедленно сообщать о таких фактах в уполномоченный орган.

Законодательно установлена обязанность по выявлению среди своих клиентов публичных должностных лиц, как национальных, так и иностранных. При выявлении таких лиц имеется необходимость уделять более пристальное внимание операциям (сделкам) с ними.

Законодательно установлена обязанность принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов.

Исполнение приведенных в настоящем пункте обязанностей должно фиксироваться в порядке, установленном правилами внутреннего контроля субъекта.

5. Направлять в Росфинмониторинг информацию об операциях, подлежащих обязательному контролю, перечень которых приведен в статье 6 Закона, а также об операциях, которые у сотрудников организаций и индивидуальных предпринимателей вызывают подозрения, что они осуществляются в целях ОД/ФТ в течение трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции либо ее выявления (в случае признания операции, сделки необычной, подозрительной).

Перечень необычных, подозрительных операций приведен в Приказе Росфинмониторинга от 08 мая 2009 года № 103 «Об утверждении рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок» и должен содержаться в правилах внутреннего контроля в зависимости от вида деятельности субъекта.

Порядок представления в Росфинмониторинг необходимых сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 № 209 «Об утверждении положения о представлении информации в федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и направлении федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям».

Информация, представляется в Росфинмониторинг в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи c использованием комплекса программных средств, информация о которых размещена на странице сайта Росфинмониторинга www.fedsfm.ru/companies/deal/form. Направляемая в электронной форме информация подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью организации (лица).

При предоставлении сведений в Росфинмониторинг необходимо руководствоваться требованиями Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом № 115-ФЗ (Приказ Росфинмониторинга от 5 октября 2009 года № 245).

Направляемая в электронной форме информация, указанная в пунктах 3 и 6 настоящего Положения, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.

6. Субъекты Закона по запросам уполномоченного органа обязаны направлять информацию о своих клиентах, полученную в результате осуществления внутреннего контроля.

7. Субъекты Закона, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, такие как:

- организации, а также индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (в т.ч. - риэлторы);

- операторы по приему платежей;

- коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов

подлежат постановке на учет в Росфинмониторинг.

В течение 30 дней с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг, необходимо встать на учет в территориальный орган Росфинмониторинга, действующий на территории соответствующего федерального округа.

Для постановки на учет организация или индивидуальный предприниматель представляет в МРУ Росфинмониторинга карту постановки на учет по форме 2-КПУ, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 30 ноября 2005 года № 164 «Об утверждении формы карты постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы». Информация о порядке постановки организаций (лиц) на учет размещена на странице сайта Росфинмониторинга www.fedsfm.ru/companies/registration.

Обращаем внимание, что до утверждения новой карты постановки на учет, индивидуальные предприниматели вместо данных в отношении организации и руководителя организации заполняют данные в отношении индивидуального предпринимателя, также в случае, если заполнение некоторых полей карты постановки на учет невозможны их заполнение необязательно.

Карта постановки на учет направляется заявителем по почте либо непосредственно вручается заявителем представителю территориального органа Росфинмониторинга (МРУ Росфинмониторинга по КФО) либо направляется в электронной форме посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по адресу www.gosuslugi.ru (далее - Единый портал).

При предоставлении на бумажном носителе:

Карта постановки на учет на бумажном носителе заполняется с использованием текстового редактора на компьютере либо рукописным способом (печатными буквами) и подписывается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем. Подпись руководителя организации или индивидуального предпринимателя, содержащаяся в карте постановки на учет, удостоверяется нотариально.

При предоставлении в электронном виде:

Карта постановки на учет в электронной форме направляется посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе с использованием Единого портала www.gosuslugi.ru и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации. Карта постановки на учет в электронной форме нотариально не удостоверяется.

Данные обязанности распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае неисполнения указанных выше обязанностей организации, их должностные лица, а также индивидуальные предприниматели несут ответственность в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, а именно - на основании статьи 15.27 КоАП РФ.

Обзор документа

Крымские организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, являются субъектами противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

Указан перечень обязанностей данных субъектов. Среди них - разработка и утверждение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма; назначение лица (лиц), ответственного за реализацию правил внутреннего контроля; идентификация клиентов, выгодоприобретателей по сделкам (операциям); направление в Росфинмониторинг информации об операциях, подлежащих обязательному контролю.

Отмечена необходимость встать на учет в соответствующем территориальном органе Росфинмониторинга для организаций и ИП, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (например, лизинговые компании, операторы по приему платежей и риэлторы). Приведен порядок постановки их на учет.

При неисполнении указанных выше обязанностей организации, их должностные лица, а также ИП несут административную ответственность в соответствии с нормами российского законодательства.


Согласно 115-ФЗ, контролю подлежат операции на сумму не менее 600 тыс. рублей и операции, обладающие признаками необычной сделки. Нарушение положений ФЗ может привести к блокировке счетов клиента и отзыву лицензии у финансовой организации.

Главной целью Федерального закона (ФЗ) N 115-ФЗ от 07 августа 2001 г. “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” является защита прав граждан и государства.

Данный ФЗ регламентирует отношения физических лиц и компаний, являющихся субъектами закона, с государственными органами, контролирующими денежные операции, с целью недопущения включения средств в незаконный оборот.

На кого распространяется действие Федерального закона 115-ФЗ

Таблица 1. Субъекты 115-ФЗ

Категория Субъекты
Физические лица Российские граждане.
Иностранные граждане.
Лица без гражданства.
Организации и индивидуальные предприниматели Кредитные организации.
Участники рынка ценных бумаг.
Страховые компании.
Федеральная почтовая связь.
Ломбарды и компании, занимающиеся скупкой драгметаллов, драгоценных камней и изделий из них.
Устроители лотерей, тотализаторов и т.д.
Управляющие компании инвестиционных, негосударственных пенсионных, паевых фондов.
Занимающиеся операциями с недвижимостью.
Потребительские кооперативы.
Микрофинансовые организации.
Операторы связи и т.д.
Иностранные структуры.

Действия, направленные на реализацию закона

К действиям, направленным на реализацию положений закона, относятся обязательный и внутренний контроль, а также запрет на информирование о мерах, предпринятых для его соблюдения. Исключение составляет информация о состоянии счета, его блокировке, отказе в заключении договора на банковское обслуживание или в проведении операций, а также о необходимости предоставления документов.

Контроль операций

Контролю подлежат операции в рублях и иностранной валюте, соответствующие определенным критериям. Они делятся на операции, подлежащие обязательному контролю, и операции, имеющие признаки необычной сделки.

Таблица 2. Операции, подлежащие обязательному контролю

Сумма Суть операции
≥600 тыс. руб Операции с денежной наличностью.
Снятие или зачисление на счет юр. лица денежной наличности, если это не соответствует характеру его бизнеса.
Покупка или продажа физ. лицом наличной валюты.
Приобретение или продажа физ. лицом ценных бумаг за наличные.
Обналичивание физ. лицом чека на предъявителя, полученного у нерезидента.
Обмен банкнот одного достоинства на другое.
Внесение физ. лицом в уставный капитал компании денежной наличности.
Получение или перевод денежных средств лицу, зарегистрированному на территории государства, не придерживающегося рекомендаций ФАТФ, или имеющего счет в кредитной организации, находящейся на этой территории.
Операции по счетам и вкладам.
Сделки с движимым имуществом (драгметаллами, ювелирными изделиями, страховыми выплатами, лизинг и т.д.).
Поставки по оборонному заказу.
≥ 3 млн руб Сделки с недвижимостью.
≥ 100 тыс. руб Получение некоммерческой организацией средств и имущества от иностранных государств и организаций или переводы в их адрес.
≥ 10 млн руб Операции организаций, имеющих стратегическое значение для ОПК.
Независимо от суммы Один из участников сделки – лицо, подозреваемое в участии в экстремистской деятельности.

Примечание. Полный перечень признаков необычной сделки содержится в Приложении к Положению Банка России № 375-П от 2 марта 2012 г. Самые распространенные из них: запутанный или необычных характер сделки, не имеющий очевидного экономического смысла, и несоответствие сделки целям деятельности компании. Если операция подпадает под один из пунктов перечня, клиент обязан предоставить банку документы, подтверждающие чистоту сделки.

Основные обязанности финансовых организаций

  • Идентификация клиентов и их бенефициарных владельцев, согласно определенным критериям.
  • Обновление полученной ранее информации.
  • Фиксация и предоставление информации в Росфинмониторинг.
  • Блокирование денежных средств и другого имущества.
  • Проверка присутствия среди клиентов лиц, в отношении которых принято решение по замораживанию счетов.
  • Хранение информации.

Идентификация клиентов и их бенефициарных владельцев

Финансовые организации обязаны идентифицировать лицо, обратившееся к ним, используя определенные критерии.

Таблица 3. Критерии идентификации

Обновление ранее полученной информации

Обновление идентификационной информации должно происходить минимум один раз в год, а при возникновении сомнений в ее актуальности и истинности – в течение семи рабочих дней.

Негосударственные пенсионные фонды должны обновлять информацию о застрахованных не реже одного раза в три года, но при возникновении подозрений в недостоверности информации обязаны перепроверить ее в течение семи рабочих дней.

Фиксация и представление информации уполномоченному органу

В обязанности организаций, совершающих операции с денежными средствами, входит фиксация и предоставление уполномоченному органу в трехдневный срок следующей информации по операциям, подлежащим обязательному контролю:

  • Вид операции.
  • Причины для ее совершения.
  • Дата операции.
  • Сумма.

Кроме того, финансовые организации обязаны предоставлять информацию по запросам уполномоченного органа в порядке, установленном Центробанком РФ.

Блокирование счетов

Финансовые организации обязаны блокировать денежные средства и другое имущество клиентов, включенных в перечень экстремистов и террористов. Блокирование должно происходить незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня с момента внесения изменений в перечень экстремистов. Проверка присутствия в нем своих клиентов должна проводиться не реже одного раза в три месяца.

Хранение информации

Юридическое дело, содержащее документы, необходимые для идентификации, подлежит хранению в течение пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.

Права финансовых организаций

При возникновении подозрений, что деятельность клиента может иметь незаконный характер, или он контактирует с лицами или организациями, имеющими отношение к подобной деятельности, кредитная организация имеет право:

  • Отказать ему в заключении договора на банковское обслуживание в соответствии с правилами внутреннего контроля.
  • Расторгнуть договор, если в течение года клиенту не менее двух раз было отказано в проведении операций по причине непредставления им сведений, подтверждающих чистоту сделки.
  • Отказать в проведении операции по поручению клиента на пять рабочих дней.

Ограничение прав кредитных организаций

Банкам запрещено открывать счета без личного присутствия клиента либо его законного представителя, а также без предоставления ими информации, необходимой для идентификации. Это ограничение не действует в случаях, если клиент или его представитель прежде уже были идентифицированы.

Запрещено также открывать счета в случаях, когда существует подозрение, что данный счет может быть использован клиентом в операциях по легализации средств.

Дополнительные меры, применяемые Росфинмониторингом

Росфинмониторинг может принять решение о замораживании всех счетов физического или юридического лица, если есть обоснованные подозрения в его участии в террористической деятельности или он включен в перечень лиц, участвующих в ней.

Решение о блокировке счетов незамедлительно размещается в сети Интернет, на сайте Росфинмониторинга. Ограничения могут быть отменены в судебном порядке.

Физ. лицам, к которым были применены подобные меры, может быть назначено ежемесячное пособие в размере десяти тысяч рублей.

Имущественные претензии третьих лиц, возникшие в результате блокирования счетов, могут быть удовлетворены через суд. Судебные издержки в данном случае будут возмещены за счет средств на заблокированных счетах ответчика или иного имущества.

Ответственность за нарушение Федерального закона 115-ФЗ

Нарушение финансовой организацией положений данного закона может привести к отзыву у нее лицензии. Лица, виновные в нарушении законодательства, несут ответственность в соответствии с Гражданским, Административным и Уголовным кодексами.

В завершение видео о том, как обезопасить свой расчетный счет от блокировки, согласно последней редакции 115-ФЗ.

Каким критериям должна соответствовать организация , осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, чтобы попасть под действие Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - ФЗ № 115 )? Какие еще органы, кроме Росфинмониторинга (РФМ), являются надзорными органами в сфере ПОД/ФТ ?

Чтобы определить подпадает ли организация или индивидуальный предприниматель (ИП) под действие ФЗ № 115, в первую очередь, нужно обратиться к самому ФЗ № 115, а именно к ст. 5 данного закона, в соответствии с которой к организациям , осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, (далее - субъектам ФЗ № 115 ) относятся:

  1. кредитные организации (КО);
  2. профессиональные участники рынка ценных бумаг (ПУРЦБ);
  3. страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования);
  4. страховые брокеры;
  5. лизинговые компании;
  6. организации федеральной почтовой связи (Почта России);
  7. ломбарды;
  8. организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения (ювелирные магазины, ювелирные мастерские и т.д.);
  9. организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме ( букмекерские конторы и лотереи) ;
  10. управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (УК ПИФ);
  11. организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (агентства недвижимости и риэлторы);
  12. операторы по приему платежей;
  13. коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов (факторинг);
  14. кредитные потребительские кооперативы (КПК), в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (СКПК);
  15. микрофинансовые организации (МФО в виде МКК или МФК);
  16. общества взаимного страхования;
  17. негосударственные пенсионные фонды в части осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению (НПФ);
  18. операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных;
  19. индивидуальные предприниматели (ИП), являющиеся страховыми брокерами;
  20. индивидуальные предприниматели (ИП), осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
  21. индивидуальные предприниматели (ИП), оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (частные риэлторы).

Кроме указанных организаций и ИП к субъектам ФЗ № 115 в соответствии со ст. 7.1 ФЗ № 115 также относятся иные лица , которые готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

  1. сдел ки с недвижимым имуществом;
  2. управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  3. управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  4. привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  5. создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу о рганизаций.

В частности, к таким лицам относятся:

  1. адвокаты;
  2. нотариусы;
  3. лицы, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях ( консалтинговые, юридические и бухгалтерские компании ).

Отдельно в ст. 7.1 ФЗ № 115 выделяются в качестве субъектов ФЗ № 115 аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.

В зависимости от вида организация фактически становится субъектом ФЗ № 115 с момента ( критерии отнесения к субъектам ФЗ № 115 ):

  1. Получения соответствующей лицензии (для ПУРЦБ, КО, УК ПИФ, НПФ и т.д.).
  2. Включения сведений о лице в специальный государственный реестр (для микрофинансовых организаицй (МФО).
  3. Вступления в специализированную саморегулируемую организацию ( СРО ) (для аудиторов).
  4. Государтсвенной регистрации в качестве юридического лица (для ломбардов, КПК, СКПК и т.д.).
  5. Присвоения организации или ИП соответствующих кодов ОКВЭД и внесения их в ЕГРЮЛ или ЕГРИП (для ювелирных магазинов, агентств недвижимости, лизинговых компаний и т.д.).
  6. Включения в Устав организации соответствующих видов деятельности, перечисленных в ст. 5 и 7.1 ФЗ № 115, которые организация вправе осуществлять (для ювелирных магазинов, агентств недвижимости, лизинговых компаний и т.д.).
  7. Фактического осуществления одного из видов деятельности , перечисленных в ст. 5 и 7.1 ФЗ № 115, в случае, если не требуется получать лицензию, вступать в СРО, отсутствия соответствующих кодов ОКВЭД или упоминаний о данном виде деятельности в Уставе организации.
  8. Присвоения специальной квалификационной комиссией, созданной при адвокатской палате, нотариальной палате и территориальном органе Министерства юстиций РФ субъекта РФ, соответствующего статуса (для адвокатов и нотариусов).

Указанные организации и ИП - субъекты ФЗ № 115 обязаны неукоснительно соблюдать требования законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ , в ином случае за невыполнение установленных требований они могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ или лишиться специального разрешения ( лицензии или членства в СРО ), дающего им право на осуществление определенного вида деятельности.

ВАЖНО! Также обращаем внимание, что с учетом уже сложившейся правоприменительной практики, фактическое неосуществление субъектом ФЗ № 115 деятельности , указанной в ст. 5 и ст. 7.1 ФЗ № 115, не освобождает его от выполнения обязанностей , установленных ФЗ № 115.

Из п. 9 ст. 7 ФЗ № 115 следует, в случае отсутствия соответствующих надзорных органов или учреждений в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, контроль за исполнением такими организациями требований ФЗ № 115 осуществляет Росфинмониторинг (РФМ).

Таким образом, в зависимости от вида организации надзорным органом в сфере ПОД/ФТ являются:

  1. Росфинмониторинг (для агентств недвижимости, лизинговых и факторинговых компаний, операторов платежей).
  2. Банк Роcсии (для МФО, КПК, СКПК, ломбардов, КО, в том числе банков, УК ПИФ, ПУРЦБ, НПФ, субъектов страхового дела).
  3. ФКУ "Пробирная палата России" при Минфине РФ (для представителей ювелирной отрасли, участвующих в обороте драгоценных металлов и камней).
  4. Роскомнадзор (для Почты России и операторов связи).
  5. ФНС России (для букмекерских контор и лотерей ).
  6. Прокуратура РФ (в соответствии со ст. 14 ФЗ № 115 надзор за исполнением ФЗ № 115 осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, что позволяет Прокуратуре РФ проводить самостоятельные проверки всех субъектов ФЗ № 115 параллельно контрольным мероприятиям указанных выше надзорных органов в сфере ПОД/ФТ).

Читайте также: