Пенсионная реформа в пенитенциарной службе украины


Такой неприглядный сценарий был заложен еще в 2017 году в рамках пенсионной реформы, предполагавшей повышение пенсионного возраста и трудового стажа, необходимого для выхода на заслуженный отдых.

В постановлении правительства Украины № 1098 говорится, что в 60 лет в 2020 году выйти на пенсию могут те, кто имеет не менее 27 лет стажа. Если есть от 17 до 27 лет стажа, придется работать до 63 лет, а от 15 до 17 лет — 65 лет.

Плюс 75 тысяч нищих и более


Однако в постановлении правительства и эта норма была прописана как временная мера, действующая до 1 января 2021 года. Следовательно, более 75 тысяч украинцев, получавших социальную пенсию в текущем году, лишатся и этого мизерного источника средств к существованию. Многие из них, стоит отметить, ранее усердно работали, но либо без официального оформления, либо за границей, так как вследствие деиндустриализации и закрытия предприятий нормальной официальной работы на родине найти не могли.

И количество таких людей будет нарастать с каждым годом, как снежный ком. Если сейчас на пенсию выходят люди еще советского поколения, у которых был какой-нибудь стаж до 1990-х годов, то следующее поколение не имеет, как правило, и его.

Как говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин, сейчас из 22 миллионов трудоспособного населения Украины Единый социальный взнос (ЕСВ), то есть отчисления в Пенсионный фонд, платят лишь 11 миллионов. Остальные же трудоустроены либо неофициально, либо за пределами Украины. И большую часть из них ожидает такая же судьба, особенно учитывая, что требуемый трудовой стаж будет повышаться. К 2028-му году он должен составлять уже 35 лет.

Как прогнозирует Пендзин, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены жить под мостами и побираться на свалках — если нет родственников, которые смогут кормить.

Коллапс государственного Пенсионного фонда

Возможно, более светлое будущее ожидает тех украинцев, которые все-таки нашли официальную работу на родине и смогут к 2028 году накопить 35 лет стажа? Однако и здесь, увы, все не так радужно. На данный момент дефицит в Пенсионном фонде составляет более 200 миллиардов гривен. «Дыру» в фонде закрывают из госбюджета, у которого в приоритете стоят выплаты международным кредиторам.


Его слова можно считать своеобразным «ободряющим» посылом тем украинцам, кто все-таки работает официально в надежде заработать себе 35-летний стаж в будущем.

В то же время заместитель Федерации профсоюзов Украины Александр Шубин считает премьер-министра большим оптимистом относительно сроков, так как, по его подсчетам, уже через пять лет Украина не сможет платить пенсии. Такой печальный сценарий является не только следствием демографии, но и естественным результатом майдана, шестую годовщину которого как раз отмечают в эти дни.

Пресловутый «безвиз» наряду с массовым закрытием предприятий отправил за пределы страны миллионы трудоспособных украинцев. И теперь около 8 миллионов граждан Украины работают, а их работодатели делают отчисления в Пенсионный фонд, но не Украины, а Польши или Италии.

Однако, даже если Украина вообще не сможет платить пенсии, это не будет означать отмену пенсионных отчислений ныне работающих украинцев. Это означало бы увольнение тысяч чиновников, которые «без пропитания не могут», а Государственный пенсионный фонд, в принципе, может работать и сугубо на себя. Поэтому он в любом случае останется, как и обязательные отчисления в него.

Частные пенсионные фонды с признаками аферы

В качестве дополнительной альтернативы ныне действующей пенсионной системе в Кабмине продвигают концепцию накопительной трехуровневой пенсионной системы. Соответствующий законопроект, по словам депутата от «Евросолидарности» Алексея Гончаренко, на днях согласовал Кабмин. Правительство предлагает Верховной Раде ввести три профессиональных пенсионных программы для молодых работников, которым сейчас менее 35 лет:

1. Право на получение пенсионных выплат после 50 лет при наличии страхового стажа от 25 лет — работодателям придется дополнительно к 22% ЕСВ платить еще 15%;

2. Право на получение пенсии после 55 лет и наличия страхового стажа от 30 лет — 7% отчислений дополнительно к ЕСВ для работодателей;

3. Возможность вступить в негосударственный пенсионный фонд с получением пенсионных выплат по достижении 55 лет. При этом дополнительные отчисления, помимо ЕСВ, — от 3% по согласованию с работниками.

Таким образом, согласно плану, на Украине должна будет заработать трехуровневая пенсионная система (для тех, кто младше 35 лет):

1-й уровень — государственная солидарная система (действует и сейчас);

2-й уровень — государственная накопительная система (попытаются запустить);

3-й уровень — частные пенсионные фонды (уже существуют на Украине, но не пользуются особой популярностью из-за недоверия граждан).


Резко критикует Украину за пассивность в этом вопросе и USAID.

«После 14 лет существования системы негосударственного пенсионного обеспечения в Украине (3-й уровень) оказалось, что это неудачный эксперимент. Неудачный с точки зрения охвата физических лиц, общей суммы накопленных активов, расходов и реальных показателей деятельности, а также, самое главное, результатов», — резюмировали в USAID в апреле этого года.

Возможно, запугивание граждан вероятной отменой государственных пенсий вызвано и этим фактором. Народный депутат из фракции «Слуга народа» Галина Янченко в эфире «Украины 24» недавно говорила, что нынешние 30-летние украинцы могут даже не надеяться, что после достижения пенсионного возраста будут получать пенсии, поэтому им пора задуматься о накопительной системе.

«Мне 32 года, и я думаю, что моему поколению пенсия, на которую можно выжить, уже не светит», — заявила депутат, призвав аудиторию взглянуть на пенсионеров стран Западной Европы, которые живут хорошо, и всё благодаря накопительной пенсионной системе.

В данном контексте можно вспомнить, что картинки со счастливыми немецкими пенсионерами распространялись еще шесть лет назад на майдане, который через год почти в три раза сократил реальные пенсии за счет девальвации.

По сути, частные пенсионные фонды — это частные банки, предлагающие долгосрочные вклады с выплатой через 20-30 лет. И то, что граждане Украины не спешат нести в них свои сбережения, вызвано осознанием нестабильности политической и экономической ситуации в стране.

Многие к тому же регулярно видят пикеты обманутых вкладчиков и подозревают очередную аферу и в системе частных пенсионных фондов. Все-таки украинские банкиры-аферисты нередко успевают ограбить вкладчиков и за год-два существования банка, что уж говорить о периоде в 20-30 лет, когда истечет даже срок давности. Достаточно представить себе такого вкладчика, который вложил бы свои средства в частный пенсионный фонд в 1996 году, когда средняя зарплата была 126 гривен, в надежде получить в 2020-м «огромную пенсию» в 150 гривен с учетом процентов и той малой вероятности, что эта контора до сих пор бы сохранилась.


«Должны быть инструменты для инвестиций. У нас в стране их нет. У нас фондового рынка как такого нет. Единственное, куда можно вкладывать деньги сегодня, — это, наверное, ОВГЗ», — говорит Александр Паращий, аналитик инвестиционной компании Concorde Capital, рассказывая о приоритетных инвестициях украинских частных пенсионных фондов.

На Украине уже есть свежие прецеденты обмана вкладчиков таких фондов. В 2007 году Нацбанк Украины сформировал для своих сотрудников отдельный пенсионный фонд, в который они переводили 3% своих зарплат, чтобы получить дополнительную пенсию со временем. Эти средства НБУ вкладывал в «прибыльные предприятия». В итоге вложенные средства испарились вскоре после победы Евромайдана — в 2015 году.

Пропало в общей сложности около миллиарда гривен. И пропали они потому, что экономические «гении» государственного Нацбанка вкладывали эти средства исключительно в убыточные предприятия (как правило, неликвидные частные банки). В целом же в этой схеме просматриваются все признаки аферы, в результате которой пострадали около 13 тысяч рядовых сотрудников НБУ.

Накопительная система и частные пенсионные фонды, возможно, актуальны в стабильных странах с низким уровнем коррупции, не испытывавших экономических и политических потрясений десятилетиями, но не в Афганистане, Ливии, Украине или Молдавии. В условиях этих стран любые финансовые обязательства с отсрочкой в 20-30 лет напоминают сказку о том, как Ходжа Насреддин взял у шаха деньги, обязуясь через 20 лет научить осла говорить по-человечески.

«Всё равно за эти 20 лет либо шах умрет, либо осел, либо я», — решил Насреддин, подсказав тем самым принцип действий и для многих аферистов из частных пенсионных фондов в нестабильных коррумпированных странах.


На сайте главного оппозиционного проекта Украины «Голос Правды» опубликована новая запись оппозиционного политика, представителя президента Украины в Верховной Раде (2010—2014 гг.) Юрия Мирошниченко :

Межфракционное депутатское объединение «За внедрение полного цикла публичной политики" провело презентации первых политических повесток дня по Реформе пенсионной системы и по Реформе пенитенциарной системы Украины.

Видение новой пенсионной политики представил народный депутат Юрий Соловей. Так, одна из важнейших социально-экономических реформ — реформа пенсионной системы — предусматривает внедрение обязательной накопительной пенсионной системы. По его словам, она обеспечит, в частности, формирование работниками обязательных личных пенсионных накоплений, за счет которых граждане получат дополнительное, к их пенсиям из солидарной системы, источник пенсионных выплат, и смогут улучшить свое обеспечение в старости. Кроме того, это обеспечит формирование в рамках обязательной накопительной пенсионной системы, мощного внутреннего долгосрочного инвестиционного ресурса, привлечение которого в национальную экономику даст толчок к динамичного экономического роста и качественной модернизации страны.

Участники презентации отмечали, что главным «трендом» в мире, является построение (развитие) смешанных трехуровневых пенсионных систем, в рамках которых сочетаются составляющие взаимно дополняют друг друга, компенсируя, присущие им недостатки: И уровень — солидарная пенсионная система; ИИ уровень — обязательная накопительная пенсионная система; ИИИ уровень — добровольная негосударственная накопительная пенсионная система (чаще всего — это негосударственные пенсионные фонды). Самой распространенной в мире является «децентрализованная» модель обязательной накопительной пенсионной системы.

Накопительные пенсионные фонды являются лучшим механизмом формирования национальных долгосрочных финансовых сбережений, то есть, долгосрочных инвестиционных ресурсов, необходимых для осуществления качественных «скачков» в социально-экономическом развитии стран. Фонды являются активными игроками на фондовых рынках и существенно способствуют их росту. Фонды являются ключевым экономическим инструментом.Таким образом, люди получат справедливые условия пенсионного обеспечения и повышенную персональную мотивацию к легализации доходов (заработной платы) — возможность обеспечивать именно свою старость, формируя собственные пенсионные накопления; повышение уровня пенсионного обеспечения в старости через дополнительные (к солидарной пенсии) пенсионные выплаты за счет собственных сбережений в обязательной накопительной пенсионной системе и постепенный рост пенсий из солидарной системы, от роста экономики и доходов этой системы, а также постепенный рост уровня оплаты труда, за счет роста экономики и детенизации заработных плат.

Презентация политической повестки дня по Реформы пенитенциарной системы Украины состоялась при участии Председателя подкомитета по работе с Государственной пенитенциарной службой Комитета Верховной Рады по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, народного депутата Юрия Мирошниченко и заместителя министра юстиции Украины Дениса Чернышева.

Было предложено кардинальное изменение подхода от карательного — к реабилитационному. Во время презентации отмечалось, что правительство осуществляет реформу пенитенциарной системы с мая 2016 года. В частности, постановлением Кабинета Министров от 18 мая 2016 ликвидировано Государственную пенитенциарную службу Украины и возложены на Министерство юстиции задачи и функции по реализации государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний и пробации. В составе Минюста уже созданы соответствующие подразделения: Департамент пробации; Департамент Государственной уголовно-исполнительной службы; Отдел инспектирования соблюдения прав человека в пенитенциарных учреждениях и другие.

Среди прочего отмечалось, что фактически реформа Минюста носит институциональный характер, однако люди, связанные с системой, ожидают коренной реформы.Поэтому предлагается, прежде всего, преодоление закрытости пенитенциарной системы: обеспечение беспрепятственного круглосуточного доступа в учреждения исполнения наказаний пенитенциарным судьям, правозащитным организациям, народным депутатам Украины, капелланам. Также предусматривается создание новой сети следственных изоляторов и учреждений исполнения наказаний, преимущественно за пределами городов, использование схемы государственно-частного партнерства; введение института пенитенциарного судьи, будет специализироваться на соответствующей категории дел, проводить заседания непосредственно в местах несвободы и контролировать выполнение судебных решений; целенаправленная информационная политика о деятельности пенитенциарной системы и тому подобное.

Как ожидается, изменение подхода от карательного — в реабилитационный способствовать тому, что пенитенциарная система за минимальные временные и материальные ресурсы возвращать человека к обществу.

Вы можете прочитать эту запись на сайте автора.


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.

Государственные служащие силовики, выполняющие свой долг, перед страной за минимальную зарплату, уже который год не могут добиться достойной оплаты труда. Правонарушители были всегда, а выполнять работу по исполнению судебных решений, по охране, а также реабилитации осужденных после отбывания срока с риском для своей жизни и здоровья, выпало на долю пенитенциарной службе. И это еще далеко не полный список их служебных функций и обязанностей. Несмотря на низкие показатели зарплаты, нехватка кадров в организации не наблюдалась. Именно в такой структуре чаще служащие работают на полторы ставки, чтоб могли как – то прокормить семью.


Остается, наедятся, что социальный уровень работников этой структуры улучшиться, когда пенитенциарной службе повысят зарплату в Украине. Рассмотреть эту проблему, кабмин уже обещает в 2020 году. Будут предусмотрены надбавки от объема работы, льготы и индексация, которая зависит от ресурсов местного финансирования. Зарплата в службе пробации будет повышаться в зависимости от занимаемой должности, но не меньше 50% от прожиточного минимума. Ежегодно оплата будет повышаться, уверяют власти.

Основные функции пенитенциарной службы

Госработники должны исполнять обязанности не превышая своих полномочий к осужденным, придерживаться правовых норм, качественно выполнять все меры пресечения. За нарушения последует разаттестация и переведение на более низкую должность, а за более серьезные нарушения немедленное увольнение из организации.

В обязанности организации входят:

  • сбор улик, доказательств о правонарушителях;
  • выполнение всех судебных решений в полной мере;
  • охранять осужденных;
  • следить за порядком;
  • гарантированная реабилитация осужденного, после отбывания срока;
  • прохождения переаттестаций.

При этом льготы для работников пенитенциарной службы Украины никто не отменял, минимальный срок в силовых структурах остался 25 лет и при желании рабочий может уйти на пенсию. Останутся дополнительные выплаты по инвалидности, которые были получены во время работы. Повышение заработной платы в положительную сторону повлияет и на будущее пенсионных выплат. За лишние отработанные годы, будет сделан перерасчет и пенсия увеличится. Но радоваться еще рано, новые реорганизационные введения потребуют дополнительных затрат из бюджета. По нововведениям количество тюремных организаций значительно сократиться, но растраты увеличатся за счет поступления еды, теплоэнергетики, одежды осужденным.

  • Последние новости о повышении зарплаты бюджетникам в…
  • Когда срочникам повысят зарплату в Украине в 2020 году?
  • Повышение зарплаты медсестрам в Украине в 2020 году
  • Какая будет зарплата военнослужащих Украины в 2020 году?
  • Последние новости о зарплате помощника судьи в 2020…
  • Последние новости о индексации зарплаты медикам…

Зарплата пенитенциарной службы Украине 2020

Повышение зарплаты пенитенциарной службе в Украине будет проходить постепенно. Законодательством было установлено, что работа служащих должна оплачиваться в размере не меньше прожиточного минимума, в прошлые годы это так и происходило. Жалоб на такой мизер не поступало, потому что были подмечены сопутствующие заработки. Госслужащим будут выплачиваться надбавки в соответствии, занимаемой должности и в каком, подразделении они работают.

  • высшая категория – 1000;
  • вторая категория – 900;
  • третья категория – 800, и.т.д.

За ответственное выполнение своей работы предусмотрены премиальные вознаграждения и поощрения, размер определяют местные власти, согласно бюджету данного региона.

Не избежать и сокращение сотрудников пенитенциарной службы в 2020 году в Украине. За счет уменьшение кадров оплата повыситься. Увольнять будут тех людей, которые систематически нарушают порядок на работе, не соответствуют физической форме, замечены в коррупции. При этом руководство обязуется трудоустроить служащего в другую организацию, в государственной или частной структуре. Люди не будут кинуты на произвол судьбы.


Раззатестация пенитенциарной службы, кого это ждет?

Раззатестация, это перевод служащего с высокой должности в рядовые работники. К этой процедуре придется перейти после реорганизации мест лишения свободы. Тюрем станет меньше, а сотрудников больше. Дошло вплоть до того, что на 50 заключенных 150 человек наблюдателей. Отбор сотрудников будет тщательный. Будет сдана практическая и теоретическая часть материала.

Пройдет уменьшение должностей и отделов, которые дублируются, и для службы не имеют особого значения. В планы руководства входят набрать около 20 % новых сотрудников. Они должны будут соответствовать физическим нормам и психологической устойчивости. На эту процедуру потребуется дополнительная растрата, с бюджета, что существенно может отодвинуть повышение зарплаты, при недостаточном финансировании.

Если взять в сравнения другую силовую структуру, которая занимается выписыванием штрафов и соблюдения правил дорожного движения, то в среднем заработная плата составляет около 7.000. Пенитенциарная служба несет большую ответственность, иногда рискуя жизнью, за мизерную оплату труда. Рабочие не скрывают, что держатся за свое место работы, благодаря дополнительным доходам, в конверте. Без достойного поощрения, с коррупцией бороться бессмысленно, ведь за минималку прожить на территории Украины невозможно, да еще если есть дети, семья, болеющие. Цены товаров и оплаты за квартиру не соответствуют прожиточному минимуму.


Последние новости об индексации зарплаты пенитенциарной службы в Украине в 2020 году

Стоит ли ждать военным служащем индексации в 2020 году, этот вопрос волнует работников уже несколько лет. Все, будет зависеть от заложенного бюджета на будущий год, вышел приказ, что выплата индексации осуществляется только в том случае, если позволит финансирования местного региона. Так что рассчитывать на большие выплаты не стоит, но они могут возрасти с грядущим повышением зарплаты. Растет оплата труда, соответственно увеличится индексация. Распределение индексации будет, зависит от организации, в которой выполняет свой долг человек.

Пенсия работникам пенитенциарной службы Украины, практически не изменится. Выход на пенсию останется по прежним правилам:

  • выход на пенсию по выслуге лет;
  • проблемы со здоровьем;
  • потеря кормильца семьи.

К первой категории относятся военнослужащие, которые отслужили 25 лет, имеют право уйти на пенсию, при этом она начисляется в соответствии выслуги лет. Ко второй категории относятся служащие, получившие инвалидность во время исполнения долга. Им начисляется пенсия в соответствии группы инвалидности. Третья категории подразумевает гибель сотрудника при исполнении обязанностей. Пенсию выплачивают близким родственникам, которые нетрудоспособны, составляет от 30 до 70%.

Никаких нововведений для пенсионеров в будущем ходу не будет. Все останется, как и в прошлых годах.


Последние новости страны, уверяют, что оклад пенитенциарной службы в Украине увеличится уже с 1 числа. Сотрудники рассчитывают, что оклад увеличиться в два раза Минимальный оклад в стране для госслужащих подымится, государство заинтересовано поднять социальный уровень рабочего населения. Министерство Украины сделало запрос на бюджет в два раза больше, чем предыдущий год, тем самым давая надежду на достойную оплату труда всем подразделениям военнослужащих.

В Кабмине создается законопроект «О пенитенциарной системе», призванный улучшить условия труда сотрудников и содержания осужденных в тюрьмах


а он разрабатывался совместно с Реанимационным пакетом реформ и Консультативной миссией Европейского Союза в Украине. Однако первая версия документа, как рассказывает представитель Консультативной миссии Европейского Союза в Украине Вадим Човган, не подошла Министерству юстиции.

«Министр Павел Петренко, к примеру, не согласился с тем, как прописали социальные гарантии для персонала пенитенциарных учреждений. Не поддержал, чтобы медицину обеспечивало Министерство охраны здоровья (МОЗ). Аргументация – неоднозначная, но стало понятно, что МОЗ не готов отвечать за тюремную медицину из-за нехватки ресурсов», – говорит Вадим Човган.

Так же в документе было предложено передать функцию реагирования на чрезвычайные ситуации от пенитенциарной службы специальному подразделению Нацполиции.


Вадим Човган: «В пенитенциарной системе не должно быть подразделения спецназначения»

«Если узники не согласны с чем-то, то в месте лишения свободы начинается бунт. Тогда в заведение заводится подразделение спецназначения, котоое обыскивает заключенных. При этом известны случаи, когда заключенных запугивали с применением силы, чтобы „успокоить“», – объясняет Вадим Човган.

Эксперт указывает, что Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) уже дважды осуждал Украину за массовые избиения в местах лишения свободы.

Суд вынес решения в делах Давыдов и другие против Украины, Карабет и другие против Украины. Но власть так и не урегулировала работу подразделения спецназначения. Вадим Човган выступает за то, чтобы у пенитенциарной службы забрали подразделение спецназначения.

«Система не должна решать, когда применять силу к заключенному, который не подчиняется. С этим пусть определяется Нацполиция, как более независимый орган», – считает он.

Некоторые авторы законопроекта предлагали также ликвидировать оперативные подразделения в учреждениях отбывания наказаний, но этого не поддержали в Министерстве юстиции.

«Пенитенциарные сотрудники находят среди осужденных неформальных информаторов, которые рассказывают, что происходит в учреждении. Они сегодня узаконены. Закон об оперативно-розыскной деятельности (ОРД) разрешает использовать „неформальных сотрудников“. Высказивались разные позиции по этому поводу. Отдельные выступали против, потому что это, якобы, „советчина“ и такого нет нигде в мире. Однако оперативная работа – нормальная практика в других тюремных системах (т. н. intelligence). Правда, эта работа там отличается и никоим образом не стимулирует тюремную субкультуру, как это у нас. Поэтому нашу функцию тюремной ОРД надо менять, а не ликвидировать», – говорит Вадим Човган.

После консультаций в пенитенциарном подкомитете Верховной Рады эксперты начали во второй раз нарабатывать законопроект вместе с представителями Министерства юстиции. Мы выясняли, какие именно правозащитные новеллы сейчас выписаны в документе.

В тексте проекта, как и в самой пенитенциарной реформе, декларируется отход от карательной цели в пользу реабилитативного подхода. Наказание до сих пор является официальной целью заключения, однако проектом оно отменяется.

КАРАНДАШИ И ЖИВОТНЫЕ В ТЮТЬМАХ

Авторы законопроекта стремятся отбросить необоснованные запреты. Для этого прописали в ст. 4 проекта, что ограничения прав и свобод по отношению к осужденным и лицам, заключенным под стражу, должны предусматриваться законом. Они должны преследовать обоснованные, с точки зрения международных стандартов, цели и быть необходимыми в демократическом обществе в понимании практики ЕСПЧ.

Впервые в истории уголовно-исполнительного законодательства создается так называемая «лимитативная клаузула». Она предусматривает, что ограничения должны быть минимальными, а цели обоснованными. Если для достижения цели можно применить более мягкие меры по ограничению прав, то следует именно их и применить.


Вадим Чевган в Изяславский колонии указывает на табло запрещенных предметов. Карандаши, в отличие от СИЗО, в колониях уже разрешены. Но администрация забыла забрать их с табло

Эксперты указывают, что нет смысла в запрете цветных карандашей в местах несвободы. Они настаивают на справедливом балансе индивидуальных и общественных интересов.

«Например, до недавнего времени в тюрьмах нельзя было держать животных. Если жила кошка, которую заключенный кормил, то она была вне закона. Ее забирали тогда, когда администрация решала сделать осужденному неприятно», – говорит Вадим Човган.

Эксперт также отмечает, что ограничение переписки, прослушивание телефонных звонков должны происходить в крайнем случае. Он отмечает, что Украина проиграла не одно дело в ЕСПЧ из-за таких ограничений.

Законопроект определяет, что важная цель пенитенциарной системы, среди прочего, – снизить уровень преступности и повторных преступлений. Он предлагает уважать права человека, создавать условия для социальной реабилитации и интегрировать осужденных в общество.

«Это означает, что условия отбывания наказания должны приближаться к условиям жизни на свободе. Чем больше мы человека „зажимаем“, тем сложнее ему будет на свободе приспособиться после таких ограничивающих условий», – комментирует Вадим Човган.

Законопроект предлагает вручать письменное мотивированное решение, если администрация места несвободы ограничивает права осужденного или человека под стражей.

«Согласно закону администрация может „просматривать“ корреспонденцию без ознакомления с содержанием. Однако на практике письмо просто читается. А мы предлагаем, чтобы копия решения о пересмотре в каждом конкретном случае вмешательства в корреспонденцию посылалась осужденному. С таким решением у человека будет возможность обжаловать действия администрации», – объясняет Вадим Човган.

Учреждения пенитенциарной системы в своей работе должны учитывать рекомендации Европейского комитета по предупреждению пыток, практику ЕСПЧ, Европейские правила по апробации Совета Европы, Европейские тюремные правила и документы, принятые в ООН и касающиеся пенитенциарной системы.

«Раньше, говоря о правовой базе тюремной системы, вспоминали законы, подзаконные акты и указы президента. О пенитенциарных международных стандартах не вспоминали», – отмечает Вадим Човган.

МЕДИЦИНА

В Министерстве юстиции Украины планируют не передавать медицинское обеспечение в местах лишения свободы Министерству здравоохранения. Ведомство планирует создать отдельное государственное учреждение. План действий Нацстратегии по правам человека предусматривает, что у этого учреждения будет отдельный бюджет и независимый персонал, который подчиняется только Министерству юстиции, а не начальнику колонии.

НАДЕЖДА ПОЖИЗНЕННИКОВ

Авторы законопроекта прописали новый механизм условного освобождения наподобие скандинавским странам. Он схож с тем механизмом, который уже заложен в зарегистрированном в парламенте законопроекте №6344 – "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно адаптации порядка применения отдельных институтов уголовного права к европейским стандартам".

Сейчас основанием для досрочного освобождения важную роль играет «исправление» – размытая с юридической точки зрения категория. Зато согласно проекту осужденные должны будут освобождаться автоматически после отбытия определенного срока, если не будет высокого риска совершения новых преступлений на воле.


Вадим Човган: «Совершит ли осужденный преступление на свободе – будет оценивать служба пробации»

«Ради объективности этот риск будет устанавливать не администрация колонии, а служба пробации. Обращаться к службе администрация будет тогда, когда подозревает о высоких рисках новых преступлений», – объясняет Вадим Човган.

Кроме того, документ предусматривает специальный механизм для досрочного освобождения пожизненников. Предлагается пожизненное заключение заменить лишением свободы на определенный срок. Для этого осужденный должен написать проект реинтеграции в общество и пройти внимательную оценку рисков.

Как известно, ЕСПЧ в решении Винтер и другие против Соединенного Королевства постановил, что содержание человека пожизненно без реалистической перспективы освобождения в будущем – это пытка. Вадим Човган объясняет, что это решение означает, что для пожизненно осужденных должна быть перспектива освобождения, чтобы они пытались исправиться и интегрироваться в жизнь. В разных странах до момента освобождения пожизненники отбывают наказание 15–25 лет.

«Из-за того, что в Украине нет такого механизма, мы находимся в состоянии постоянного нарушения ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод („запрет пыток“). Это только вопрос времени, когда будет решение Европейского суда относительно украинских пожизненников», – говорит он.

ДОМА РЕИНТЕГРАЦИИ

Когда сегодня заключенные освобождаются, некоторые не знают, куда идти и где жить. Из-за отсутствия жилья и работы бывшие осужденные вынуждены совершать новые преступления. Иногда специально, чтобы вернуться в тюрьму.

«Ведь там поселят и накормят. Поэтому авторы законопроекта предлагают создать сеть домов реинтеграции — по одному дому в каждой области», — говорит Вадим Човган.

В таких домах бывшие осужденные сразу после освобождения смогут поселиться, получить питание, помощь с документами и работой.

ОТКРЫТОСТЬ ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ

В первой редакции законопроект предлагал предоставить доступ общественности к следственным изоляторам, почти такой же как к уголовно-исполнительным учреждениям. Его авторы использовали согласно ст. 24 Уголовно-исполнительного кодекса список субъектов, которые имеют право посещать СИЗО.

В то же время документ устанавливает ограничения во время визитов для общественности, чтобы избежать злоупотреблений в следственных изоляторах.

«Конфиденциально общаться с подсудимыми могут запретить в исключительных случаях. Это могут сделать в интересах следствия следователь или суд, ведущие уголовное производство. Такое решение может касаться, в частности, глав местной госадминистрации, народных депутатов, депутатов местных советов, членов общественных советов. Но оно не касается Уполномоченного Верховной Рады по правам человека и Национального превентивного механизма», – объясняет Вадим Човган.

По его словам, такое решение должно быть обоснованным и определять круг людей, которых оно касается.

«В решении указывается срок его действия. Он должен быть как можно короче, но не может превышать 30 дней. Копия решения выдается человеку под стражей или тем, кому запрещается посещать. Но это не значит, что нельзя контролировать условия содержания подследственных», – добавляет эксперт.

Однако правозащитники жалуются, что во второй редакции законопроекта сузили общественной контроль.


Андрей Диденко, Харьковская правозащитная группа

«В предлагаемой редакции уже нет помощников народных депутатов, работающих на общественных началах. У народных депутатов нет времени ездить по тюрьмах. Этим вопросом занимались их помощники. Последняя редакция предлагает аккредитацию журналистов и запрет фото и видеосъемки в „запрещенной зоне“. Ее не было в предыдущем варианте законопроекта. Я предлагаю оставить без изменений норму о совместных визитах народных депутатов и журналистов без аккредитации и без предупреждения», – заявил правозащитник Харьковской правозащитной группы Андрей Диденко на пенитенциарном подкомитете Верховной Рады 20 июня.

Вадим Човган отмечает, в Министерстве юстиции согласились, что люди, имеющие судимость, не смогут мониторить места несвободы. Но вместо этого останется полный перечень субъектов, имеющих право на общественный контроль. Такое сужение контроля он называет сюрпризом.

Заместитель министра юстиции Денис Чернышев заявляет, что есть вопросы, в которых он не уступит. Он соглашается на визиты тех помощников депутатов, которые официально работают.

«Никаких внештатных 50 человек», – заявил он. Денис Чернышев предложил правозащитникам определиться с критериями касательно СМИ, представителям которых разрешат заходить в тюрьмы. Это, по его словам, может зависеть от тиража издания или охвата аудитории.

«Нельзя делать из тюрьмы проходной двор», – сказал замминистра.

Кроме этого, в законопроекте планируется предусмотреть статью с функциональными обязанностями пенитенциарной инспекции. Менеджер проекта Совета Европы «Поддержка пенитенциарной реформы в Украине» Ольга Сандакова рассматривает эту инспекцию как друга пенитенциарных заведений. Внутренняя инспекция от Министерства юстиции будет стремиться, чтобы в местах несвободы улучшалось качество менеджмента. Это должно снизить шансы на нарушения прав человека и расходы из госбюджета по решениям Европейского суда по правам человека.

Документ также предлагает уголовную ответственность «за скрытую от досмотра или попытку передачи» заключенным или арестованным запрещенных предметов. Сейчас предлагается штрафовать нарушителей от трехсот до шестисот тысяч рублей или до трех лет ограничивать или лишать свободы.


Евгений Нецветаев, представитель Уполномоченного Верховной Рады по правам человека

На пенитенциарном подкомитете вспыхнула дискуссия вокруг статьи 391-1, которую хотят вписать в Уголовный кодекс. Евгений Нецветаев, заместитель руководителя отдела мониторинга пенитенциарных учреждений в Офисе Омбудсмана, отмечает, что в статье слишком жесткая санкция.

Зато представитель Государственной уголовно-исполнительной службы Андрей Нечипельський подчеркивает, что уголовная ответственность наступает после того, как на нарушителя уже налагалось административное взыскание за такие же действия.

«Если лицо снова совершает нарушение, то что тут такого плохого, если его привлечь к уголовной ответственности», – говорит он.

Евгений Нецветаев отмечает, что запрещенными для передачи предметами может быть все что угодно – даже продукты питания не в заводской упаковке.

«Если я познакомился с человеком из исправительного центра и подарил бутылку пива. При этом я не знал, что он отбывает наказание в виде ограничения свободы, то что тогда меня лишать свободы на три года?», – возмущается Андрей Диденко.

Председатель пенитенциарного подкомитета призвал правозащитников и авторов инициативы прописать норму так, чтобы, с одной стороны, стали невозможным системные нарушения, а с другой – чтобы санкция статьи соответствовала целям закона.

ПРАВА ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ СОТРУДНИКОВ

Авторы документа прописали социально-экономические и профессиональные права пенитенциарных работников. В проекте статьи о целях и задачах будущей пенитенциарной системы появляется новая задача – «надлежащее организационное, материальное и иное необходимое обеспечение сотрудников пенитенциарной системы».

Увеличивается продолжительность отпусков, предусматривается право бесплатного проезда по работе в пределах региона, безоплатное медицинское обслуживание, четко регулируется возмещение платы за аренду жилья в случае, если у сотрудника нет собственного жилища. Такие же социальные гарантии планируют внедрить для сбужбы пробации.

«Если мы хотим качественно изменить штат работников, то мы должны давать тот социальный пакет, который позволит привлечь кадры высшей квалификации, с высокими моральными качествами и которые будут бояться потерять эту работу», – комментирует Юрий Мирошниченко.


«Многим работникам грозит потеря специальные звания. Для них, к примеру, будет невозможным ранний выход на пенсию. Мы же прописали, что люди, которые начали работать в погонах и теряют звание из-за реформы, продолжают работать на тех же условиях. Кому-то до пенсии осталось 2 года, кому-то 20. А вот новых сотрудников можно выбирать уже на новых условиях пенсионного обеспечения», – рассказывает Вадим Човган.

Кроме того, документ предусматривает создание специального учебного заведения для людей, которые хотели бы работать в пенитенциарной системе.

«Был аргумент, чтобы обучение максимум длилось 2–3 года, но имело бы практический уклон. Как показывает зарубежный опыт, чтобы быть обычным тюремным сотрудником, не обязательно иметь высшее образование. Однако пока по этому поводу продолжается дискуссия», – отмечает эксперт.

Вдохновители реформы хотят также обновить штат пенитенциарных работников, привлекая представителей других профессий.

«Когда объявляются меры для мест несвободы, то Государственная служба делает запрос на подготовку специалистов, привлекая юристов, психологов, педагогов или социальных работников. Любое учебное заведение –победитель конкурса – готовит специалистов. Но прежде чем зайти в места несвободы, они проходят еще подготовку или в Белой Церкви, Чернигове или Киеве», – делится видением Юрий Мирошниченко.

Окончательный текст законопроекта в правительстве планируют разработать осенью.

Читайте также: