Части второй статьи 43 закона российской федерации о пенсионном обеспечении

Информация об изменениях:

Статья 43 изменена с 1 января 2020 г. - Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Статья 43. Денежное довольствие для исчисления пенсий

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 43 настоящего Закона

Пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

ГАРАНТ:

См. размеры должностных окладов по типовым штатным должностям и по специальным званиям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов РФ, применяемых при назначении (пересмотре) пенсий, установленные постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 1020 с 1 января 2012 г.

ГАРАНТ:

Действие части второй статьи 43 настоящего Закона приостановлено:

- с 1 января 2020 г. до 1 января 2021 г. - о размерах денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в указанный период, см. Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 381-ФЗ

- с 1 января 2019 г. до 1 января 2020 г. - о размерах денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в указанный период, см. Федеральный закон от 11 декабря 2018 г. N 460-ФЗ

- с 1 января 2018 г. до 1 января 2019 г. - о размерах денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в указанный период, см. Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 365-ФЗ

- с 1 января 2017 г. до 1 января 2018 г. - о размерах денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в указанный период, см. Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 430-ФЗ

- с 1 января 2016 г. до 1 января 2017 г. - о размерах денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в указанный период, см. Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 367-ФЗ

- с 1 января 2015 г. до 1 января 2016 г. - о размерах денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в указанный период, см. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 397-ФЗ

ГАРАНТ:

Положения части второй статьи 43 настоящего Закона (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ) не применяются в отношении судей Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета РФ (в том числе военных следственных органов Следственного комитета РФ), пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей

Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.

Часть вторая настоящей статьи не применяется при исчислении пенсий, назначаемых лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, являющимся участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".

Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов по проекту федерального закона № 1027752-7

"О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю
за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации , органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", внесенному Правительством Российской Федерации

Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный проект федерального закона и отмечает следующее.

Законопроектом предлагается пролонгировать до 1 января 2022 года приостановление действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее – Закон от 12.02.1993 № 4468-I), согласно которой денежное довольствие (оклад по воинской должности, оклад по воинскому званию и надбавка за выслугу лет), учитываемое при исчислении размеров пенсий военнослужащих и членов их семей, устанавливается (ограничивается) с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. При этом предусмотрено, что с учетом уровня инфляции федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период такое ежегодное увеличение может быть установлено более чем на 2 процента.

Одновременно с этим законопроектом на 2021 год сохраняется размер ограничения денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсий, на уровне, установленного с 1 октября 2019 года - 73,68 процента.

Следует отметить, что от этого показателя напрямую зависят размеры получаемых военнослужащими и членами их семей пенсий, поскольку согласно статье 49 Закона от 12.02.1993 № 4468-I пенсии, устанавливаемые по данному закону, подлежат пересмотру, в том числе с 1 января каждого года с учетом увеличения процентного ограничения размера денежного довольствия, в связи с чем размеры пенсий по данному основанию с 1 января 2021 года пересмотрены не будут.

Наряду с этим статьей 49 Закона от 12.02.1993 № 4468-I предусмотрено еще одно основание для пересмотра размеров пенсии – увеличение самого денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников, из которого исчисляется размер пенсии.

Порядок увеличения денежного довольствия военнослужащих регулируется частью 9 статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", согласно которой размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания военнослужащих принимается Правительством Российской Федерации.

Согласно пояснительной записки к проекту федерального закона № 1027743-7 "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" на 2021 год запланировано повышение денежного довольствия военнослужащих на прогнозный уровень инфляции 3,7 процентов с 1 октября, что в силу статьи 49 Закона от 12.02.1993 № 4468-I повлечет соответствующий пересмотр размеров пенсии военнослужащих с указанной даты.

Полагаем необходимым отметить, что согласно указанной пояснительной записки в федеральном бюджете на 2021-2023 годы запланированы индексации пенсии военнослужащим и лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению, с 1 февраля на прогнозный уровень инфляции. Однако действующий в настоящее время Закон от 12.02.1993 № 4468-I, не содержит норм, позволяющих осуществить такие индексации.

Цель Методических рекомендаций состоит в обеспечении высокого качества законодательных актов путем соблюдения единообразия в оформлении законопроектов и использовании средств, правил и приемов законодательной техники.

При этом недооценка правил юридической техники ведет к законодательным ошибкам, к правовым коллизиям, к недостаточной юридической проработанности законодательных текстов, поспешным, непродуманным решениям.

Одним из важнейших компонентов правотворческой техники является институт приостановления действия нормативных правовых актов.

В отличие от признания законодательных актов (их структурных единиц) утратившими силу, при приостановлении нормативно-правовой акт прекращает действовать лишь на определенный период времени.


Приостановление действия нормативного правового акта — необходимая юридико-техническая процедура временного ограничения реализации нормативно-правового акта для устранения возникшего противоречия между его целями и социально-правовой обусловленностью.

Однако действующее российское законодательство не в достаточной степени располагает юридико-техническими моделями (стандартами) реализации приостановления действия нормативно-правовых актов. Имеющиеся законодательные механизмы — это примеры «одноразового» использования, которые порождены потребностями конкретной ситуации. Отсюда, как следствие, широкое распространение получила юридико-техническая алогичность и неопределенность, принимаемых актов приостановления.

Конституционный суд РФ подчеркивает, что:

« необходимость обеспечения определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии однообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями.»

Примером алогичности и как следствие неопределенности формулировок правовых актов могут служить Федеральные законы от 1 декабря 2014г. №397-ФЗ, от 14 декабря 2015г. №367-ФЗ и от 19 декабря 2016г. № 430-ФЗ, приостанавливающие действие части второй статьи 43 закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» ( в дальнейшем Закон № 4468-1).

В настоящее время в соответствии с пунктом 6 статьи 192 Бюджетного кодекса РФ Правительство внесло на рассмотрение Государственной Думы проект аналогичного Федерального закона : «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу …» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» ( доле законопроект № 274628-7).

В пояснительной записке Правительства поясняется, что Проект подготовлен в связи с тем, что расходные обязательства, предусмотренные статьей 43 в 2018 году не обеспечены источниками финансирования. Расходные обязательства указанной статьи включают ежегодное повышение на 2 % размера, в котором учитывается при исчислении пенсии денежное довольствие указанное в первой части статьи 43.
(По определению Конституционного суда от 14 декабря 2004 года № 429-О –« денежное довольствие для исчисления пенсии»). Следовательно, в соответствии с целевым назначением, закон должен приостанавливать действие статьи 43 в ЧАСТИ ежегодного увеличения размера, в котором учитывается денежное довольствие для исчисления пенсии. Каков же буквальный смысл, внесенного в ГД законопроекта?

Опираясь на правила юридической техники, установленные в «Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов» проведем оценку правовых актов, действие которых приостанавливается в соответствии с буквальным текстом Законопроекта.

В соответствии с пунктом 1 Рекомендаций :

« 1. Наименование законопроекта отражает его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, чтобы исполнители могли по наименованию законодательного акта определить его основное содержание…»

На основании лингво-стилистического анализа можно утверждать, что наименование Законопроекта
№ 274628-7 однозначно определяет, что приостанавливается действие части второй статьи 43 закона №4468-1.


В чем же заключается действие установленное этой частью?

С 1 января 2012 года статьей 2 Федерального закона от 8 ноября 2011 года №309-ФЗ статья 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 дополнена второй частью следующего содержания: «Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера».

Из прочтения текста с учетом контекста его применения и коммуникативных связей с другими статьями Закона, следует, что во второй части ст.43 закреплены, не разделенные на структурные части, два действия. Во первых, установлен размер (54% ), в котором с 1 января 2012г. учитывается при исчислении пенсии денежное довольствие для исчисления пенсии.

Второе действие, заключается в ежегодном увеличении на 2% (не «указанного денежного довольствия», как написано в буквальном тексте), а размера, в котором учитывается указанное денежное довольствие
(денежное довольствие для исчисления пенсии ).

Кроме того статьей 12 закона № 309 установлено, что, если положения части второй статьи 43 не применяются к какой либо категории пенсионеров, то указанное денежное довольствие при исчислении им пенсии учитывается в полном (100%) размере.

6. Положения части второй статьи 43 …Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I (в редакции настоящего Федерального закона) …не применяются в отношении судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей.»

Следовательно, если вторая часть статьи 43 не применяется (приостановлена), то пенсия исчисляется из полного (100%) денежного довольствия для исчисления пенсии, как это осуществляется при расчете пенсий лиц указанных в ст.12.

Приостановление второй части статьи 43 в законопроекте №274628-7 закрепляется частью 1.1:

1.1 Приостановить до 1 января 2019 года действие части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993года No 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, …»


Непосредственно из текста части 1.1 следует, что приостанавливается не какое-либо, неразделенное в структурную часть действие второй части ст. 43, а вся упомянутая часть.

Подтверждением может служить заключение Правового управления ГД, ответственного за соблюдение в Законопроекте юридико-технических правил.

Заключение по проекту федерального закона № 631118-6 «О признании утратившей силу части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 - «Внесение проектируемого изменения с 1 января 2015 года, полагаем излишним, поскольку действие нормы, изменяемой проектом федерального закона приостановлено до 1 января 2016 года в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 397-ФЗ».

Таким образом в заключении правового управления ГД констатируется, что: «Признание второй части статьи 43 Закона 4486-1 утратившей силу является ИЗЛИШНИМ, поскольку действие нормы уже приостановлено до 1 января 2016 года в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 года №397-ФЗ « О приостановлении второй части статьи 43 Закона №4468-1 …»

Пренебрегая фактом, что при приостановлении второй части ст.43, понижающий коэффициент перестает действовать, законодатель в части 1.2 проекта устанавливает размер (72,23% ), в котором должно учитываться с момента приостановления денежное довольствие для исчисления пенсии .

1.2. Установить, что размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года No 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу …», с 1 января 2018 года составляет 72,23 процента от размера указанного денежного довольствия.

Эта алогичность вносит в законодательный акт неопределенность, которая может приводить, к судейскому усмотрению и произвольному толкованию нормы при правоприменении.
О чем свидетельствует решение Благовещенского городского суда Амурской области от 3 марта 2015 года по делу № 2 – 2064/15 о неправомерных действиях управления МВД России по Амурской области по исчислению пенсии в 2015 году.

«По своему содержанию часть 2 статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в совокупности с положениями Федерального закона № 397-ФЗ, ограничивающими ее применение, позволяют прийти к выводу, что конечной правовой целью законодателя явилось не полная отмена понижающего коэффициента при расчете пенсии и ее последующее исчисление, исходя из 100 % размера денежного довольствия, в соответствии с частью 1 статьи 43 Закона РФ № 4468-1 (как полагает истец), а лишь приостановление ежегодного повышения величины денежного довольствия, учитываемой при исчислении пенсии лицам, подпадающим под его действие.»

Неопределенность, содержащаяся в законе № 397-ФЗ позволила судье без объективных на то оснований воспользоваться судейским усмотрением (принять решение не в соответствии с нормой закона, а по своему усмотрению). Судья не озаботилась ознакомлением с правилами юридической техники по оформлению законодательных актов. Иначе она должна была знать, что, если бы законодатель приостанавливал только ежегодное повышение, то он обязан был бы в соответствии с «Рекомендациями по юридико -техническому оформлению законопроектов» указать какая часть неразделимой структурной единицы приостанавливается.

Например в такой редакции:

1. Приостановить до 1 января 2019 года действие части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», в ЧАСТИ ежегодного повышения величины денежного довольствия ,учитываемой при исчислении пенсии.
В рассматриваемом законопроекте о приостановлении второй части статьи 43 закона от 12 февраля 1993 года №4468-1 такого указания нет. Следовательно, приостанавливается все действия второй части ст. 43 – как структурной единицы закона.

Таким образом в результате, проведенного юридико-технического анализа, можно констатировать, что по своему целевому назначению законопроект разработан для приостановления расходных обязательств, связанных с повышением размера, в котором учитывается указанное денежное довольствие при исчислении пенсии, но в результате несоблюдения юридико-технических правил, буквальный смысл закона состоит в отмене до 1 января 2019 года понижающего коэффициента при расчете пенсии.

В качестве заключения приведем высказывание Председателя Конституционного суда В.Д. Зорькина :
« Неопределенность содержания правовой нормы в тексте правовых актов допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит- нарушению конституционных принципов равенства и верховенства закона.

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 430-ФЗ "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"

Дата подписания 19 декабря 2016 г.

Опубликован 23 декабря 2016 г.

Вступает в силу 1 января 2017 г.

Принят Государственной Думой 7 декабря 2016 года

Одобрен Советом Федерации 14 декабря 2016 года

Статья 1

1. Приостановить до 1 января 2018 года действие части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 9, ст. 328; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 49, ст. 4693; 1998, N 30, ст. 3613; 2002, N 27, ст. 2620; N 30, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2007, N 49, ст. 6072; 2011, N 46, ст. 6407; 2016, N 27, ст. 4160).

2. Установить, что размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", с 1 февраля 2017 года составляет 72,23 процента от размера указанного денежного довольствия.

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

Нужна помощь военного юриста по жилищным вопросам?

Нужна профессиональная юридическая консультация на человеческом языке?

Нужен образец заявления, иска в суд?

Звоните: +7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва)

Мы будем признательны, если Вы окажете помощь в развитии нашего сайта:

- разместив ссылки на наш сайт http://www.voensud-mo.ru/ в Интернете.

- пополнив счет т. +7-925-055-82-55 (Мегафон Москва) НА ЛЮБУЮ СУММУ

- написав отзыв о нашей работе (например, на Яндексе)

СПАСИБО!

С уважением,

команда ЮК «СТРАТЕГИЯ»

Помощь опытных военных юристов, консультация военных юристов, представление интересов военнослужащих и членов их семей в судах.

*Внимание! Перед тем как задавать вопросы военным юристам по телефону или электронной почте, ознакомьтесь, пожалуйста, с Правилами получения юридической консультации.

+7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва) (режим работы 9:00-19:00, кроме праздничных дней и выходных) ВНИМАНИЕ! КОНСУЛЬТАЦИИ ПЛАТНЫЕ, ВРЕМЯ МОСКОВСКОЕ!

Задать вопрос военному юристу E-mail:sud-mo@yandex.ru

Консультации (помощь) военных юристов по вопросам получения жилья, денежного довольствия, увольнения с военной службы, назначения военных пенсий, получения статуса ветерена военной службы, боевых действий в г. Москве, г. Балашихе, г. Щелково, г. Подольске, г. Краснодаре

Если у Вас есть предложения и замечания по сайту, обнаружили ошибку, напишите нам. Спасибо!

Наша организация ЮК «Стратегия» награждена Яндексом «Хорошее место» . Такую награду получают организации, если пользователи оценивают ее деятельность минимум на четыре балла из пяти и она попадает в 10% лучших в своем регионе. Мы — в их числе!

Добавьте наш сайт в закладки (Ctrl+В(D)), он Вам еще пригодится!

© 2016 Юридическая компания "СТРАТЕГИЯ" Все права защищены.

Благотворительность (хотите помочь, нуждаетесь в помощи?) Мы участвуем!

Копия: Управление МВД России по Амурской области,

675000, г. Благовещенск, ул.50-летия Октября, 18;

на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 3 марта 2015 года по делу № 2 – 2064/15 о неправомерных действиях управления МВД России по Амурской области по исчислению пенсии в 2015 году с применением части 9 статьи 8 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», возложении обязанности производить исчисление пенсии в соответствии с действующим законодательством, при исчислении пенсии применять положения Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1.

3 марта 2015 года Благовещенский городской суд под председательством судьи Емшанова И.С. рассмотрев мой иск к Управлению Министерства внутренних дел по Амурской области, о неправомерных действиях управления по исчислению пенсии в 2015 году с применением части 9 статьи 8 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», возложении обязанности производить исчисление пенсии в соответствии с действующим законодательством, при исчислении пенсии применять положения Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, принял решение, в соответствии с которым в удовлетворении моих исковых требований отказано. Мотивированное решение суда составлено 10 марта 2015 года, его копия направлена мне 18 марта 2015 года, получена мною 27 марта 2015 года.

С решением Благовещенского городского суда я не согласен, поскольку считаю, что суд принял решение с нарушением норм материального права, выводы суда первой инстанции не соответствуют требованиям законодательства.

В решении суда приведены положения норм Федерального закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1«О пенсионном обеспечении лиц, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в частности часть 2 статьи 43 указанного закона. Суд акцентирует внимание на том, что данная норма предусматривает ежегодное увеличение денежного довольствия для исчисления пенсии на 2%, и совершенно не принимает во внимание, что часть 2 статьи 43 Федерального закона № 4468-1 предусматривала также в ведение в порядок исчисления пенсии так называемого понижающего коэффициента в размере 54% от денежного довольствия, указанного в части 1 статьи 43 Закона РФ № 4468-1.

То есть, часть 2 статьи 43 Закона РФ № 4468-1 предполагала:
1. Введение в порядок исчисления пенсии так называемого понижающего коэффициента в размере 54% от денежного довольствия, указанного в части 1 статьи 43 Закона РФ № 4468-1.
2. Обязательное ежегодное повышение данного коэффициента на 2% (по состоянию на 31 декабря 2014 года он составлял 62,12%).
3.Возможное повышение с учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период свыше 2%.

По мнению суда, во взаимосвязи с частью 2 статьи 43 и статьи 49 Закона РФ № 4468-1 « часть первая статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 определяет лишь составляющие элементы денежного довольствия, которые подлежат применению для исчисления пенсии в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При этом часть вторая данной статьи предусматривает порядок расчета самой пенсии и механизм поэтапного ежегодного повышения величины денежного довольствия, учитываемой при исчислении пенсии лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, и направлена на увеличение размеров пенсий»

Однако такое утверждение основывается на неверном истолковании закона, поскольку порядок пенсии определяется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 в совокупности всех его статей, в том числе и частью 1 статьи 43 указанного закона, а не только частью 2 статьи 43. Порядок исчисления пенсии определялся и до внесения этой нормы в текст закона. Кроме того, часть 2 статьи 43 Закона РФ № 4468-1 в 2015 году временно утратила силу, однако это не значит, что порядок исчисления пенсии в Законе в настоящее время не предусмотрен.

Далее суд приходит к выводу:

«По своему содержанию часть 2 статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в совокупности с положениями Федерального закона № 397-ФЗ, ограничивающими ее применение, позволяют прийти к выводу, что конечной правовой целью законодателя явилось не полная отмена понижающего коэффициента при расчете пенсии и ее последующее исчисление, и сходя из 100 % размера денежного довольствия, в соответствии с частью 1 статьи 43 Закона РФ № 4468-1 (как полагает истец), а лишь приостановление ежегодного повышения величины денежного довольствия, учитываемой при исчислении пенсии лицам, подпадающим под его действие.»

Указанный вывод суда не обоснован действующими нормами законодательства, противоречит Конституции РФ, является превышением полномочий суда, которому не дано право законодателя устанавливать новые нормы закона, трактовать действующие нормы произвольным образом либо подменять их свободной формулировкой.

Часть 2, при внесении ее в текст статьи 43 Закона РФ № 4468-1, устанавливала не только ежегодное повышение величины денежного довольствия, учитываемой при исчислении пенсии, но и коэффициент, применяемый при исчислении пенсии. Если бы законодатель имел целью приостановление только ежегодного повышения величины денежного довольствия для исчисления пенсии, то и текст Федерального закона № 397-ФЗ содержал бы положения о приостановлении части 2 статьи 4343 Закона РФ № 4468-1 только в части повышения денежного довольствия. Однако, Федеральный закон РФ от 1 декабря 2014 года № 397-ФЗ по своему смыслу ограничивает действие всей указанной нормы во времени, то есть действие данной нормы приостановлено на один год не только в части ежегодного повышения денежного довольствия для исчисления пенсии, а полностью.

Данный вывод согласуется с позицией правового управления Государственной Думы РФ.

Так, при вынесении заключения по проекту Федерального закона № 631118-6 «О признании утратившей силу части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», внесенному депутатом Государственной Думы В.Н. Тетёкиным (первое чтение) правовым управлением отмечено, что

« Внесение проектируемого изменения с 1 января 2015 года, полагаем излишним, поскольку действие нормы, изменяемой проектом федерального закона приостановлено до 1 января 2016 года в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 397-ФЗ «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

Иными словами правовое управление Государственной Думы РФ полагает, что в 2015 году признавать утратившей силу часть 2 статьи 43 Закона РФ № 4468-1 нецелесообразно, поскольку указанная норма и так в 2015 году полностью не действует. Данное заключение находится в свободном доступе на официальном сайте Государственной Думы Российской Федерации в Автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (http://asozd.duma.gov.ru) и с ним можно ознакомиться без ограничений.

Кроме того, вывод суда, что « конечной правовой целью законодателя явилось не полная отмена понижающего коэффициента при расчете пенсии и ее последующее исчисление, и сходя из 100 % размера денежного довольствия, в соответствии с частью 1 статьи 43 Закона РФ № 4468-1 (как полагает истец), а лишь приостановление ежегодного повышения величины денежного довольствия, учитываемой при исчислении пенсии лицам, подпадающим под его действие» не соответствует позиции самого законодателя, является произвольной трактовкой действующих норм законодательства, поскольку позиция законодателя отражена в заключении от 19 марта 2015 года № 130/2 комитета по обороне Государственной Думы РФ по проекту федерального закона № 744090-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (об уточнении параметров федерального бюджета на 2015 год). Так, в заключении указано:

«Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 397-ФЗ
"О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", до 1 января 2016 года приостановлено действие части второй статьи 43 Закона Российской Федерации № 4468-I…

. Федеральным законом от 2 декабря 2013 года
№ 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" денежное довольствие для исчисления пенсии с 1 января 2014 года учтено в размере 60,05 процента, а с 1 октября 2014 года - 62,12 процента, Федеральным законом № 384-ФЗ с 1 января 2015 года установлен тот же размер указанного денежного довольствия - 62,12 процента.

…в связи с тем, что действие части второй статьи 43 Закона Российской Федерации приостановлено, указанный размер денежного довольствия для исчисления "военных" пенсий установлен Федеральным законом № 384-ФЗ фактически в отсутствие нормы, предусмотренной частью второй статьи 43 Закона Российской Федерации № 4468-1. Вместе с тем порядок исчисления "военных" пенсий не относится к предмету правового регулирования федерального закона о федеральном бюджете».

Данное заключение находится в свободном доступе на официальном сайте Государственной Думы Российской Федерации в Автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (http://asozd.duma.gov.ru) и с ним можно ознакомиться без ограничений.

Таким образом, учитывая толкования закона правовым управлением Государственной Думы РФ, комитетом по обороне Государственной Думы РФ, следует вывод, что по смыслу Федерального закона РФ № 397-ФЗ, в результате временного ограничения действия части 2 статьи 43 ФЗ № 4468-1 лица, имеющие право на получение пенсии в соответствии с указанным Законом РФ, должны получать пенсию, исчисленную из 100% денежного довольствия для исчисления пенсии, указанного в первой части статьи 43 Закона РФ ФЗ № 4468-1, так как норма о так называемом понижающем коэффициенте в 2015 году, в связи с ее приостановлением, не действует.

Кроме того, судом не принята во внимание позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в Постановлении Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г N 9-П. "По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год", "О федеральном бюджете на 2004 год" и приложений к ним в связи с запросом группы членов Совета Федерации и жалобой гражданина А.В. Жмаковского". В соответствии с указанной позицией «Федеральный закон о федеральном бюджете создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, т.е. предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов. Как таковой он не порождает и не отменяет прав и обязательств и потому не может в качестве lex posterior (последующего закона) изменять положения других федеральных законов, в том числе федеральных законов о налогах, а также материальных законов, затрагивающих расходы Российской Федерации, и тем более - лишать их юридической силы».

Утверждение суда, что « Применение части 9 статьи 8 Федерального закона № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (установившей размер денежного довольствия равным 62,12 процента от размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона РФ № 4468-1) при исчислении пенсии не может расцениваться как нарушение прав пенсионеров, проходивших службу в органах внутренних дел, поскольку указанная норма не изменяет положение других федеральных законов, в частности Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, затрагивающего расходы Российской Федерации, и не лишает его юридической силы» не соответствует действительности, так как часть 9 статьи 8 Федерального закона № 384-ФЗ как раз-таки изменяет положение Федерального закона № 4468-1, а именно его части 1 статьи 43, поскольку на время приостановления действия части 2 статьи 43 указанного закона пенсия должна исчисляться в соответствии с частью 1 статьи 43 и денежное довольствие для исчисления пенсии должно учитываться в полном объеме, предусмотренном указанной нормой. Часть 9 статьи 8 Федерального закона № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», устанавливая размер денежного довольствия для исчисления пенсии и, тем самым, регулируя пенсионное обеспечение пенсионеров из числа сотрудников органов внутренних дел, лишает юридической силы часть 1 статьи 43 Федерального закона № 4468-1.

Вывод суда, что часть 9 статьи 8 Федерального закона № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» «лишь создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, то есть предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов» также не соответствует действительности, поскольку в иных федеральных законах, в частности, в Федеральном законе РФ № 4468-1, регулирующем пенсионное обеспечение сотрудников ОВД, в настоящее время, в связи с приостановлением действия части 2 статьи 43 указанного закона нет норм, предусматривающих наличие коэффициента, каким-либо образом ограничивающего размер денежного довольствия для исчисления пенсии, следовательно, часть 9 статьи 8 Федерального закона № 384-ФЗ не может создавать надлежащих условий для реализации недействующих норм. Финансовые обязательства государства в 2015 году предусмотрены частью 1 статьи 43 Федерального закона № 4468-1. В связи с временной утратой силы частью 2 статьи 43 полностью, часть 1 указанной статьи предусматривает исчисление пенсии, учитывая оклад по должности, оклад по званию и надбавку за выслугу лет без каких-либо ограничений. Закон о бюджете вправе устанавливать надлежащие условия для реализации части 1 статьи 43 Федерального закона РФ № 4468-1, но не вправе изменять положения других федеральных законов, в том числе федерального закона о пенсионном обеспечении, и тем более - лишать их юридической силы.

Кроме того, в соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" р ешения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

В Определении от 8 октября 1998 г. N 118-О Конституционный Суд указал, что положения мотивировочной части решения Конституционного Суда, содержащие толкование конституционных норм либо выявляющие конституционный смысл закона, на которых основаны выводы Суда, сформулированные в резолютивной части этого же решения, отражают правовую позицию Конституционного Суда и также носят обязательный характер. Общий характер правовых позиций означает их распространение не только на конкретный случай, который был предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ (т.е. жалоба конкретного заявителя), но и на все аналогичные ситуации.

Однако суд при принятии решения не принял во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Постановлении Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г N 9-П. "По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год", "О федеральном бюджете на 2004 год" и приложений к ним в связи с запросом группы членов Совета Федерации и жалобой гражданина А.В. Жмаковского". Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, Закон о бюджете не вправе устанавливать размер денежного довольствия для исчисления пенсии и не может быть применен для его определения при расчете пенсии.

Таким образом, суд, при принятии решения неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, допустил несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушил применение норм материального права, выразившееся в неправильном истолковании закона. Суд также не принял во внимание позицию Конституционного Суда РФ, что является нарушением Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

На основании изложенного, в соответствии со ст. 321, 322 ГПК РФ

Решение Благовещенского городского суда от 3 марта 2015 года по исковому заявлению Смирнова Сергея Григорьевича к УМВД России по Амурской области об оспаривании действий управления по исчислению пенсии в 2015 году с применением части 9 статьи 8 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», возложении обязанности производить исчисление пенсии в соответствии с действующим законодательством, при исчислении пенсии применять положения Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении моих требований в полном объеме.

Приложение: копия апелляционной жалобы для ответчика на 6 листах.

Читайте также: