Что будет с пенсионерами уже получающими пенсию после реформы

Об отмене пенсионной реформы в 2020 году предпенсионеры России заговорили на фоне усугубления экономического положения в стране в связи с пандемией коронавируса. Пожилые люди в регионах по указу местных властей обязаны соблюдать самоизоляцию, из-за чего массово оказываются без работы и, соответственно, без средств к существованию.

Пенсионный возраст является одной из самых болезненных и обсуждаемых тем в России с 2018 года, когда в стране была принята реформа о повышении возраста граждан, который позволяет уйти на заслуженный отдых. Что будет с пенсионным возрастом в 2021 году — ожидать ли его снижения на фоне пандемии коронавируса, объяснили эксперты.

Почему в России ждут снижения пенсионного возраста

Об отмене пенсионной реформы в 2020 году предпенсионеры России заговорили на фоне усугубления экономического положения в стране в связи с пандемией коронавируса. Пожилые люди в регионах по указу местных властей обязаны соблюдать самоизоляцию, из-за чего массово оказываются без работы и, соответственно, без средств к существованию.

Из-за подобных обстоятельств в Сети поползли слухи о том, что власти задумались о временной отмене реализации реформы, связанной с повышением пенсионного возраста: безработных якобы собрались отправить на пенсию, чтобы снизить нагрузку на центры занятости в условиях кризиса в стране.

Также причиной «ожидания» стали первые итоги реформы, реализация которой началась 2 года назад: финансовая нагрузка на Пенсионный Фонд не снизилась, и благосостояние пенсионеров не улучшилось, хотя изначально именно эти два фактора были решающими при принятии решения властью о повышении пенсионного возраста.

В Сети граждане страны в 2020 году создавали петиции и обращения к власти с просьбами пересмотреть отношение к пенсионному возрасту. Аргументы остались такими же, как и в 2018 году, когда жители страны оказались против реформы: женщины и мужчины в России не готовы трудиться до 60 и 65 лет, так как условия их жизни не позволяют поддерживать здоровье и трудоспособность на должном уровне.

Будет ли снижен пенсионный возраст в России в 2021 году

Вопрос о снижении пенсионного возраста в России в 2021 году в Сети назвали практически решенным: якобы в правительстве готовы прислушаться к гражданам, а потому пересмотрят решения «прошлого».

Но официально власти категорически опровергли данную информацию: реализация реформы будет продолжаться в условиях пандемии, кризиса, возможного конца света и других обстоятельств. Смягчение закона допустимо, но полная отмена планируемого повышения пенсионного возраста категорически невозможна.

Что будет с пенсионным возрастом в России в 2021 году: кто уйдет на пенсию по закону

Пенсионный возраст в России в 2028 году достигнет 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин, как и было запланировано законом. Пока повышение проходит постепенно, чтобы гражданам было легче переживать обстоятельства, в которых им до пенсии оставалось всего ничего, а поработать придется год-два «лишних».

В 2021 году пройдет очередная ступень постепенного повышения пенсионного возраста: женщин на заслуженный отдых отпустят только тех, которые достигли возраста 56,5 лет, а мужчин в 61,5 года.

При этом эксперты предполагают, что пенсионеров будет гораздо больше, чем изначально предполагалось реформой, так как свои коррективы в планы власти внесла пандемия коронавируса. Правда, для получения права на досрочную пенсию им придется предъявить документ из центра занятости о том, что работы в регионе проживания для отдельного жителя, действительно, нет.

Кому положен досрочный выход на пенсию в 2021 году

Расширение списка тех граждан, которые могут уйти на пенсию досрочно, — это и была реакция власти на призыв народа о снижении пенсионного возраста. С 2021 года право на выход на пенсию не в установленном законом возрасте, а раньше, будут иметь:

предпенсионеры, оставшиеся без работы за два года «официального» выхода на пенсию;
люди, работающие на тяжелом или опасном для здоровья производстве и занятые в социально-значимых сферах, например, в медицине или образовании, но имеющие определенное количество наработанного трудового стажа;
многодетные матери, имеющие стаж не менее 15 лет.

Право на досрочную пенсию закрепили за теми гражданами, которые имеют трудовой стаж не менее 37 и 42 лет для женщин и мужчин соответственно. Предпенсионеры имеют право претендовать на выход на пенсию, если их стаж работы оставляет не менее 20 и 25 лет (женщины и мужчины).

Что же касается многодетных матерей, у которых есть необходимое количество наработанного стажа, то им пенсионный возраст сократят на один год за каждого ребенка, независимо от его возраста.

Изменения в пенсионном законодательстве России происходят на протяжении последних 16 лет. Некоторые нововведения постепенно внедряются в практику начисления пенсий, некоторые находятся на стадии обсуждения и рассмотрения. Каким будет итоговый вариант законодательства о пенсиях пока не ясно, но общие цели и тенденции прослеживаются.

Однако чтобы разобраться в сегодняшнем состоянии пенсионной системы, нужно понимать какой она была до сих пор, и как она изменилась в последние годы.



Суть пенсионной реформы

Упрощенно, без строгого подхода к названиям и терминам, ситуацию можно описать так:

Россия пытается уйти от действовавшего еще со времен СССР механизма выплаты пенсий.

  • Тогда фактические выплаты пенсионерам шли из отчислений от заработка трудящихся в настоящий момент. Работники не делали никаких индивидуальных накоплений для своей будущей пенсии, формировался общий пенсионный фонд.
  • В советские годы существовала зависимость размера пенсии от прошлых заработков. Но это был скорее механизм расчета, а не прямая зависимость величины пенсии от сделанных выплат в пенсионный фонд.
  • Еще одним наследием прошлой пенсионной системы остается правило, по которому взносы в пенсионный фонд платит не сам работник, а работодатель.

Неизбежность реформирования пенсионной системы продиктована ростом количества пенсионеров по отношению к числу работающих в данный момент. Такое положение будет усугубляться по причине низкой рождаемости. Государству все тяжелее финансировать пенсионные выплаты из бюджета.

Другим важным мотивом пенсионной реформы становится отказ от уравнительного подхода. Растет понимание, что больше лица, которые зарабатывали больше имеют право на пропорционально больший пенсионный доход.

Так в 2002 году законодательство получило понятие накопительной части пенсии. После нескольких изменений и дополнений в законы, Российская Федерация стала использовать смешанный принцип распределения пенсионных взносов.

Состав пенсионных взносов делится на страховую и накопительные части.

  • Страховая пенсия выплачивается государством с целью компенсации потерянного заработка. Получение таких пенсий становится возможно по достижении пенсионного возраста или в случае потери трудоспособности. Право на страховую пенсию возникнет только у тех граждан, от зарплаты которых достаточно долго выплачивались пенсионные взносы.
  • Формирование накопительной пенсии более похоже на размещение работником некоторых сумм на особо надежный вклад, чтобы потом единовременно или частями получать эти средства, находясь на пенсии. С 2009 года граждане РФ получили возможность добровольно увеличивать размер отчислений в накопительный фонд.

Норматив пенсионных отчислений для большинства работников установился на уровне 22% от заработка. 6% шло в накопительную часть пенсии и аккумулировалось в государственном фонде, который размещал средства в особо надежные активы. 16% формировали страховую часть пенсии, из которой выплачивались средства нынешним пенсионерам.

Механизм стал быстро давать сбои:

  • Накопительный фонд обеспечивал столь малый доход, что не только не имел прибыли, но не сберегал средства от инфляции.
  • Средств распределительной системы не хватало на выплату текущих пенсий.

Деньги были взяты из накопительного пенсионного фонда.

В 2014 году накопительная часть пенсий была заморожена, все средства пошли на финансирование страховой составляющей. Этот мораторий был продлен и продолжает действовать до 2019 года.


Какие изменения включает пенсионная реформа в России в 2020 году?

Последние новости в этой сфере сводятся к увеличению фактических выплат и росту требований к будущим пенсионерам. Чтобы разобраться в новостях пенсионной системы, напомним алгоритм расчета пенсий, действующий в 2018 году. Поскольку мораторий для накопительной части пенсий продолжает действовать, мы напишем здесь только о страховых пенсиях, которые составляют практически весь объем выплат.

Страховые пенсии складываются из двух частей:

  • расчетной составляющей;
  • фиксированной выплаты.

Фиксированные выплаты устанавливаются государством не индивидуально, а для определенных категорий пенсионеров:

  • инвалидов,
  • малоимущих,
  • проработавших 15 и более лет на Крайнем Севере и др.
-->

Для получения права на расчетную составляющую страховой пенсии в 2020 году будет необходимо выполнение двух требований:

  • стаж работы – от 11 лет и более, с официальным трудоустройством и уплатой страховых взносов от зарплаты;
  • пенсионный балл 18,6 и выше.

Последний момент поясним особо.

Пенсионный балл или коэффициент это условная единица, в которую переводится каждый отработанный год с учетом официальной зарплаты. Т.е. чем больше стаж и выше доход – тем больше пенсионных баллов.

Балльная система действует с 2015 года. Минимальное количество баллов для начисления пенсии растет.

  • в 2015 году обязательно требовалось только 6,6 балла;
  • в 2017 уже 11,;
  • в 2018 – 13,8;
  • итоговая величина в 30 баллов будет достигнута в 2025 году.

Цена 1 пенсионного балла определяется государством. Она изменяется с течением времени:

Стоимость в рублях

Как увеличится пенсия в 2020 году?

Некоторые из описанных пенсионных платежей изменились уже начиная с 1 января 2020 года:

Фиксированная выплата к страховой пенсии по старость в 2020 году составляет 5686 рублей 25 копеек.

Средние размеры пенсии на 2020 год тоже изменились в сторону увеличения:

  • предполагаемый средний размер страховой пенсии по возрасту должен составить 14 тыс.75 руб.;
  • государственные социальные пенсии поднимаются до 9 тыс. 45 руб.;
  • пенсии инвалидам с детства – до 13 тыс. 699 руб.

Пенсионерам, которые продолжают трудиться, стоит обратить внимание на то, что описанные индексации пенсий их не коснутся. Однако им в августе 2018 года также будет сделан перерасчет с учетом роста стоимости пенсионного балла.

Следующее изменение важно для тех трудящихся, которые платят взносы в Пенсионный фонд сами за себя. Это предприниматели, адвокаты и др. В связи с ростом минимальной заработной платы, обязательные выплаты для них в 2018 году вырастут дважды: в январе и в мае.

Важные новости для тех, кто начнет получать пенсии с 2020 года:

  • С 1 января 2020 года возросла стоимость 1 пенсионного балла, до 93 рублей
  • В 2020 году правительство увеличивает норматив прожиточного минимума пенсионера – примерная величина для средней полосы России будет колебаться в районе 8 – 8,5 тысяч рублей. Аналогичные нормы для других регионов также пересчитываются.

В 2018 году россияне увидели новый вид пенсий – их будут выплачивать детям, у которых неизвестны оба родителя. До сих пор «подкидыши», «беспризорники» были ущемлены по сравнению с сиротами, которым назначалась пенсия по потере кормильца.

Не стоит ожидать увеличения социальной пенсии, например, матерям, воспитывающих детей-инвалидов до 8 лет, родившим пять и более детей, а также инвалидам 1-й группы по зрению.

Ясных новостей о военной пенсионной реформе пока нет. Об индексации таких пенсий не сообщалось. Но их рост происходит по другим основаниям, в связи с повышением величины денежного довольствия в войсках.

В предстоящей пенсионной реформе МВД также много неясностей. Последние новости говорят о том, что к пенсии отставных сотрудников Следственного комитета и Прокуратуры в 2018 году добавилось 30%.

Последние новости о повышении пенсионного возраста

Не обошло стороной пенсионную реформу увеличение возраста выхода на пенсию. Увеличение будет происходит поэтапно и начнется уже с 1 января 2019 года. Реформа позволит ежегодно повышать пенсии на 1000 рублей. Основные изменения следующие:

  • возраст выхода мужчин на пенсию был увеличен до 65 лет к 2018 году, у женщин до 63 лет к 2034 году;
  • тем, кто не наработал на официальную пенсию, будут платить социальную. но только при достижении возраста 68 лет у женщин, и 70 лет у мужчин;
  • женщины и мужчины, работающие на Крайнем Севере и приравненных к нему районах, смогут уйти на пенсию в 58 и 60 лет;
  • досрочникам пенсия также будет увеличена на 8 лет.

Женщины и мужчины, отработавшие более 40 и 45 лет смогут уйти на пенсию на 2 года раньше.


Кто гарантирует…

Не прошло и года, как Министерство финансов России решило осчастливить пенсионеров долгожданными пенсионными гарантиями. В законопроекте, который разработало ведомство Антона Силуанова, у очередной пенсионной новации даже рабочее название есть: "О гарантированном пенсионном продукте".

Документ на самом деле пришлось ждать больше шести лет, так как индивидуальный пенсионный капитал (ИПК), как известно, был заморожен ещё в 2014 году в связи со всем известными событиями. Но решение о том, что вместо него надо предложить миллионам пенсионеров что-то новое, более вдохновляющее и обнадёживающее, родилось только в начале 2020 года.

К этому времени стало понятно, что надо как-то сглаживать негативное впечатление от пенсионной реформы, которая начала работать и вполне реально загонять в тупик сотни тысяч людей, уходящих на заслуженный отдых уже на полтора года позже, чем могли бы.


В феврале 2020 года чиновный маховик был запущен, и в Минфине приступили к детальной проработке старой идеи. Но когда началась масштабная борьба за здоровье граждан, показалось, что попытка в очередной раз облегчить их кошельки будет отложена, и отложена надолго.

Была даже надежда, что из-за пандемии и угрозы массовой безработицы отменят в первую очередь связанные с возрастом положения пенсионной реформы («Пенсионная реформа: не дополнять, а отменять»), но сотрудники Минфина продолжали работать. Хорошо ещё, что не так быстро, как можно было опасаться.

Нет ничего нового в самом стремлении создать такую систему, причём закреплённую законодательно, при которой в которой граждане смогут вносить пенсионные накопления на добровольных началах, но, по сути, станут обязаны это делать. Что-то вроде добровольно-принудительной мобилизации, которую уже применили для легализации небезызвестных сборов на капитальный ремонт.

О том, что за свою трудовую жизнь будущие пенсионеры отнюдь не добровольно вносили, а нынешние уже внесли намного больше того, что успеют потратить за годы пенсии, говорилось и писалось много. Немало говорилось и писалось, причём вполне официально, также и о том, что пенсионные накопления былых лет съела инфляция, а также кризисы, ну и, по всей видимости, вражеские санкции.

Нам даже твердили, что нынешних пенсионеров уже кормят пенсионеры будущего. Можно сказать, за счёт своей грядущей старости. Но в нашем случае главной целью нового закона о ГПП – гарантированном пенсионном плане, который из Минфина будет направлен в Минтруда, объявлено именно это: создать государственную программу под добровольные взносы.

Понятно, что под такую суперпрограмму просто необходимо загнать как физлиц, то есть простых граждан, «для самостоятельного формирования накоплений», так и бизнес. В документах Минфина так прямо и сказано: проект подойдёт и «для корпоративных программ».


Итак, программа, простите за очередной повтор, подразумевает добровольное участие россиян. На это обратили особое внимание авторов в Министерстве финансов. Там даже разъяснили, как будут стимулировать граждан и бизнес к тому, чтобы они присоединялись к накопительной программе.

Да проще простого: Минфин уже планирует ввести специальный налоговый вычет. Для этого программу, разумеется, предстоит согласовать с налоговой службой. Какой же простор для чиновного творчества открывается, как только речь у нас идёт о возможности порулить миллиардами! Несколько сотен туда, несколько сотен сюда.

Зато в сопроводительных документах ведомства всё это звучит солидно: «Создание стимулов как для самостоятельного формирования таких накоплений работниками, так и для развития корпоративных пенсионных программ».

Гарантированный пенсионный продукт: тот же ГПП предложат публике под обещание "гарантий сохранности долгосрочных пенсионных накоплений граждан со стороны государства". Вспомним, рост пенсий нам тоже обещали: чуть ли не сразу после начала реализации реформы, и чуть ли не по тысяче рублей каждый год.

…и что гарантируют

Сейчас, когда безработных в стране может оказаться уже больше, чем пенсионеров, сама готовность что-то обещать и гарантировать может многих просто напугать. Ведь те же чиновники Минфина, а заодно и Центробанка пытаются сформулировать саму суть проводимых пенсионных изменений ещё с 2016 года.

С тех пор реформу провернули, но суть-то растолковать так и не смогли. А с нежеланием признать ошибкой повышение пенсионного возраста — ключевое положение пресловутой пенсионной реформы, вряд ли что-то можно поделать. Курс у нас, как известно, один – верный.

Вот и мучаются федеральные ведомства, думают, как бы поприличнее подать публике очередные перемены без перемен. И отнюдь не случайно только сам Пенсионный фонд в большинстве новаций никак не задействован, а отдуваются за них то Минфин, то Минэкономики, а то и вовсе налоговая служба.

Кредит доверия граждан к ПФР исчерпан настолько давно, что они готовы общаться с его представителями только потому, что у них просто нет альтернативы. Уникальный шанс развернуть всё так, как будто ничего и не было, который давала пандемия, кажется, упущен.

Хотя, если всё-таки власть имущим вздумается запустить безумный всемирный флешмоб с поголовным карантином повторно, чем чёрт не шутит… Смущает в новой идее не только ставка на самих граждан, но и суммы, которые с нас с вами планируют снять.

Так, в Минфине уже успели написать, что на каждые 10 рублей обязательных пенсионных отчислений будет приходиться один рубль добровольных. Минфин прогнозирует, что каждый год в «добровольную» копилку будет поступать от 600 до 800 миллиардов наших кровных рублей.

В итоге по проекту выходит, что объём добровольных взносов россиян, накопленных в системе, возрастёт с 0,96 трлн. рублей в 2021 году до 1,54 трлн. в 2022 году, до 2,2 трлн. в 2023 и до 3 трлн. в 2024 году.

Прямо-таки напрашивается вывод, что как бы «стартовые» 0,96 трлн. рублей, записанные на 2021 год, Минфину то ли предстоит собрать буквально сразу, то ли они уже имеются в наличии. В финансовом министерстве этого, видимо, по привычке, не уточняют. Да и не надо: многие знания, как известно, лишь умножают печали.

Впрочем, такой вот постулат в материалах финансового ведомства содержится: «Россияне должны (обратите внимание: должны, это добровольно-то. — Авт.) принести в новую систему ГПП почти 1 трлн. рублей в первый год её запуска».

Это не что иное, как целевой показатель, установленный, как ни странно, не Минфином, а Минэкономразвития, в проекте плана работы правительственной комиссии по экономическому развитию. Как же всё запутали! А ведь заседание упомянутой комиссии должно состояться в декабре.


А кому-то уже ой как не терпится порулить народными миллиардами. Претензии на них уже заявила председатель нашего Центробанка Эльвира Набиуллина. На днях она в который раз повторила свою формулу, озвученную семь лет назад, ещё при вступлении в должность главы ЦБ РФ.

Словно комментируя идею добровольных пенсионных взносов, Эльвира Сахипзадовна напомнила, что «российской экономике необходимы внутренние источники длинных денег, а долгосрочные формы организованных сбережений граждан – это принципиальный ресурс для инвестиционного роста».

И это при том, что ЦБ РФ располагает сотнями миллиардов не рублей, а долларов в разного рода резервах, которые при этом зачем-то повязаны всяческими ограничениями и обязательствами перед МВФ, собственным законодательством и даже, о ужас, перед американским Федеральным резервом.

Но в завершение всё же о хорошем. Хорошим авторы считают то, что с очередной пенсионной новацией пока не удаётся поспешить, как когда-то с самой пенсионной реформой. Закон о гарантированном пенсионном плане должны были принять ещё в июле 2020 года, а запустить — в 2021-м.

Теперь, вероятнее всего, само принятие и утверждение закона состоится ближе к 2021 году, а деньги с нас собирать станут как минимум на полгода позже. И на том спасибо!



МОСКВА, 20 ноя – ПРАЙМ, Ульяна Крайняя. Реализация предложения выплачивать пенсии напрямую из бюджета никак не отразится на размере выплат. Низкие пенсии связаны со скромными доходами работающих россиян, которые и субсидируют пенсионную систему, и ликвидацией Пенсионного фонда эту проблему не решить, говорят эксперты, опрошенные агентством "Прайм". К тому же, прежде чем упразднять ПФР, надо решить, кто придет ему на смену, и к каким расходам это приведет.

Чьи пенсии пересчитают. Власти разрабатывают новый порядок выплат

Председатель "Справедливой России" Сергей Миронов заявил, что власти России должны признать провал пенсионной реформы. По его мнению, необходимо вернуться к выплатам пенсии из бюджета, туда же отправлять и пенсионные выплаты из доходов. Средняя страховая пенсия в России едва превышает прожиточный минимум, на который и так "невозможно прожить", сказал он.

ОТ ПЕРЕМЕНЫ МЕСТ СЛАГАЕМЫХ…

Эксперты считают, что низкие пенсии в России связаны с объективными причинами, в частности, с низкими доходами работающего населения, которое и субсидирует пенсионную систему. В стране не развиты корпоративные пенсионные программы, лишь единицы могут себе позволить индивидуальные сбережения.

"Низкие зарплаты – следствие слабой экономики и неработающих профсоюзов. Как известно, от перемены мест слагаемых сумма не меняется, следовательно, замена ПФР его альтернативой на уровень жизни пенсионеров в ближайшем будущем никак не повлияет", — уверена профессор кафедры финансов и цен РЭУ им. Г.В. Плеханова Юлия Финогенова.

По ее мнению, необходимо разработать стратегию повышения эффективности работы ПФР за счет сокращения внутренних издержек, но его ликвидация и передача функций другому органу "не только не повлияет на размер пенсий пенсионеров, но и может привести к ошибкам при их назначении и задержкам в выплате".

Эксперт рассказал, как будет расти средняя пенсия в РФ до 2024 года

Предложение выплачивать пенсии напрямую из бюджета вместо ПФР никоим образом не скажется на размере пенсий в России соглашается и аналитик "Фридом Финанс" Валерий Емельянов.

СЭКОНОМИТЬ НЕ ВЫЙДЕТ

Консолидированный бюджет России, куда сейчас формально не входят ПФР, соцстрах и аналогичные структуры, составляет порядка 50 триллионов рублей. Из этой суммы страна тратит 9 триллионов в год на пенсии — в среднем получается около 17 тысяч в месяц на каждого пенсионера, инвалида или другого льготника.

"Существенно нарастить пенсии можно, лишь сократив другие статьи расходов. Самые крупные из них, не считая пенсий, — это армия, полиция и спецслужбы. Они совокупно расходуют более 5,5 триллионов в год, но даже если мы сократим силовые ведомства вдвое, средний размер пенсии в России увеличится всего на треть или на 6 тысяч рублей в месяц", — подсчитал Емельянов.

Так что возможность сильно сэкономить за счет ликвидации ПФР — это иллюзия. На собственные нужды, включая зарплаты, фонд тратит около 117 миллиардов рублей в год. Этих денег хватит, чтобы прибавить каждому пенсионеру 220 рублей в месяц, а ведь начислениями все равно придется заниматься, у Минфина нет лишних рук, чтобы администрировать пенсии для каждого из 43 миллионов человек, вычисляя ошибки, проверяя индексацию и т.д. "Во всех странах, где существует пенсионная система, есть либо частные, либо государственные фонды, которые ее обслуживают", — говорит аналитик.

Прежде чем ликвидировать ПФР, необходимо понять, кто придет ему на смену и каких расходов этот переход потребует.

"Расходы на содержание ПФР составляют менее 1% его бюджета, а вот будут ли издержки значительно ниже при переводе его функций, например, в МФЦ – большой вопрос", — размышляет Финогенова.

Учитывая то, что в России сложилась страховая пенсионная система, необходим администратор, назначающий пенсии, собирающий подтверждающие документы, а также осуществляющий выплаты.

ПРОСТО СМЕНИТСЯ ВЫВЕСКА

Нюанс состоит в свободе распоряжения средствами — правительство весьма легко может перераспределять деньги в рамках бюджета, считает руководитель центра аналитики НПФ "Сафмар" Евгений Биезбардис. Однако страховые взносы внебюджетного пенсионного фонда имеют строго целевой характер и направляются исключительно на выплаты застрахованным лицам.

К тому же ликвидация ПФР облегчит вопрос полной национализации всех пенсионных накоплений в случае очередного кризиса.

В Госдуме предложили выплачивать пенсии из бюджета

"Все это приблизит современную страховую пенсионную систему к советской модели, в рамках которой пенсии не имели такого индивидуального характера, как сейчас, и зависели не от полученных взносов от работодателей, а от доходов госбюджета. Иначе говоря, в годы высокой цены на нефть пенсии выплачивались нормально, а во время кризиса их выплата приостанавливалась либо прекращалась индексация", — рассуждает аналитик.

Огромная часть страховых пенсий стабильно финансируется за счет трансферта из госбюджета или Фонда национального благосостояния. Всего в 2021 году расходы ПФР планируются в объеме 9,6 трлн рублей по разным направлениям. Из них на страховые пенсии будет направлено 7,8 трлн рублей, которые лишь на 5,7 трлн рублей будут профинансированы страховыми взносами, то есть, лишь на 73%. Получается, почти 40% всех доходов ПФР – это поступления из бюджетов других уровней.

"Некоторые сторонники отмены ПФР сетуют на якобы большие и неэффективные расходы фонда, но по сравнению со многими зарубежными аналогами расходы Пенсионного фонда на одного обслуживаемого человека оказываются не такими уж и большими. Цифровизация серьезно повышает эффективность, но далеко не все люди старших возрастов готовы к новшествам. Да и после ликвидации ПФР обслуживание россиян надо будет проводить в тех же зданиях – просто сменится вывеска", — заключает эксперт.

МЕЧТЫ О СПОКОЙНОЙ СТАРОСТИ

В свою очередь политический обозреватель Дмитрий Галкин убежден, что выплата пенсий должна осуществляться напрямую из государственного бюджета, поскольку в российских условиях нельзя гарантировать нормальную работу Пенсионного фонда, дефицит которого постоянно растет, и, соответственно, реализацию конституционного права граждан на обеспеченную старость.

"Безусловно, доля расходов на пенсионное обеспечение в госбюджете существенно возрастет, но ведь речь идет о выполнении важнейшей обязанности государства. В условиях надвигающегося экономического кризиса власть не может поставить под угрозу работу пенсионной системы, поэтому, если в рамках нынешнего подхода к бюджетным расходам нет средств на пенсионное обеспечение, то структуру бюджета необходимо менять", — резюмировал он.

Еще при обсуждении в Госдуме законопроекта о повышении пенсионного возраста одним из громких аргументов в пользу необходимости проведения пенсионной реформы с 2019 года по предложенному Правительством «жесткому» варианту неоднократно называлась перспектива полной отмены пенсий в России, если не решить этот вопрос сейчас и отложить его еще хотя бы на 5-10 лет.

Действительно, многие эксперты и экономисты сходятся во мнении, что если экономическая ситуация в стране не улучшится коренным образом, то из-за непосильных в текущих условиях бюджетных обязательств в обозримом будущем пенсии в России могут отменить, а вся пенсионная система может быть сведена к единому пособию по нуждаемости, получателями которого могут стать малоимущие (малообеспеченные), нетрудоспособные граждане, инвалиды и другие категории лиц, объективно нуждающиеся в дополнительной социальной поддержке со стороны государства. Но пока такой вариант вообще не рассматривается — в Правительстве пока пытаются лишь донастроить действующую пенсионную систему.

Помимо рисков общей отмены пенсии звучали и менее радикальные варианты, предполагающие полную или частичную отмену пенсионных выплат для определенных категорий граждан, например:

  • Еще 2016 году Минфин в целях бюджетной экономии предлагал отменить пенсии работающим пенсионерам, имеющим значительный годовой доход.
  • Похожее предложение в отношении военнослужащих и силовиков предлагал в 2016 году директор подведомственного Минфину Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Владимир Назаров.

Все эти предложения поступают сейчас из-за сложившихся за многие годы проблем в пенсионной системе страны, в том числе из-за больших расходных обязательств бюджета ПФР и невысоких доходов. Одних только страховых взносов для обеспечения выплаты пенсий недостаточно, и имеющийся дефицит ежегодно покрывается из федерального бюджета, который тоже испытывает в последние годы определенные трудности.

Как эта проблема будет решаться властями в долгосрочной перспективе, отменят пенсии или нет как результат всех проводимых Правительством изменений — сейчас судить рано хотя бы потому, что в современных реалиях невозможно на длительный срок прогнозировать эффект от проводимых реформ.

Могут ли отменить пенсию?

В связи с этим многие эксперты, которые занимаются разработкой планов и проектов по экономическому развитию страны по заказу Минфина и Счетной палаты, отмечают, что в ближайшие годы пенсии могут отменить и заменить их на выплаты по нуждаемости. Подобное заявление, в частности, сделал в 2017 году ректор РАНХиГС и эксперт Центра стратегических разработок (ЦСР) Владимир Мау, который занимался созданием комплексного плана экономического развития России до 2025 г. Он же присутствовал на парламентских слушаниях по совершенствованию пенсионного законодательства, прошедших в Госдуме 21 августа 2018 года.

Владимир Мау отмечал, что для обеспечения достойного уровня пенсий могут быть предприняты различные решения — однако, согласно расчетам, все они неэффективны:

  1. Можно повысить пенсионный возраст, сохранив нынешнюю солидарную пенсионную систему (когда пенсии выплачиваются за счет взносов, уплачиваемых работающими гражданами). Но такой вариант, по мнению В. Мау, позволит решить все проблемы только в том случае, если пенсионный возраст существенно выше имеющейся сейчас ожидаемой продолжительности жизни и составляет около 75-80 лет, что в принципе нереализуемо.
  2. Можно увеличить отчисления ПФР с 22% до 40% для достижения необходимого баланса. Но это приведет к значительному росту «серых» схем оплаты труда, росту объемов теневой экономики и сделает невозможным экономический рост в стране, поэтому такой вариант тоже нельзя рассматривать всерьез.

Это означает, что, по мнению эксперта В. Мау, в обозримом будущем граждане должны будут самостоятельно обеспечить себе жизнь в старости с помощью сбережений, вкладов в недвижимость, за счет близких родственников, а государственные пенсии будут выплачиваться только тем, кому они действительно нужны — в связи с состоянием здоровья и тяжелым материальным положением.

Отмена государственных пенсий

В ходе встречи с жителями Саратова 11 августа 2018 г. спикер Госдумы Вячеслав Володин тоже не исключил отмену государственных пенсий. Он отметил, что пенсионная система имеет значительный дефицит — «дыру», что в свою очередь ставит под сомнение вопрос о возможности дальнейших выплат (притом, если ничего не предпринимать, эта дыра будет ежегодно расти).

Сам председатель Госдумы свое заявление не прокомментировал, но многие российские чиновники и политики считают, что председатель Госдумы не имел в виду каких-либо планов по отмене пенсий, а только указал на существующие проблемы в бюджете ПФР, которые необходимо решать в срочном порядке. В противном случае пенсионная система просто будет неспособна обеспечить всех пенсионеров положенными им сейчас выплатами, не говоря уже о каких-либо индексациях и доплатах к пенсии.


Перечисление в бюджет ПФР в 2018 году в размере 3,3 трлн руб. составляет почти 20% всего госбюджета. В Правительстве и Госдуме отмечают, что эти средства могли бы (и должны) быть направлены на решение других вопросов — на медицину, образование, дорожное строительство и др. И с каждым годом эта «дыра» в бюджете ПФР будет только увеличиваться, что потребует еще большего дополнительного финансирования Пенсионного фонда из госбюджета. А выплата пенсий — это, к сожалению, далеко не единственное обязательство государства перед населением…

Именно поэтому Правительство предложило повышение пенсионного возраста как первый шаг к решению проблемы, но это далеко не единственное предложение. Например, с 2021 года планируется внедрение нового варианта накопительной пенсионной системы — гарантированного пенсионного плана (ГПП), который позволит гражданам самостоятельно откладывать на свою будущую пенсию.

Отмена пенсий работающим пенсионерам

В рамках рассматриваемых в 2018 году изменений пенсионной системы отменять пенсии работающим пенсионерам не планируют — об этом еще раз заявил замминистра труда и соцзащиты РФ Андрей Пудов на заседании президентского совета по правам человека, которое проходило 11 июля 2018 г.


Ответ на официальном сайте ПФР об отмене пенсий работающим пенсионерам

Вопрос об отмене пенсионных выплат работающим россиянам обсуждался в Правительстве еще в 2016 году. Тогда Минфин предложил скорректировать выплаты для некоторых категорий работающих:

  • отменить пенсии пенсионерам, имеющим годовой доход более 500 тыс. руб. (в менее жестком варианте предложено повысить эту планку до 1 млн руб.);
  • не выплачивать фиксированную выплату к пенсии тем пенсионерам, доход которых выше 2,5 прожиточных минимума.

Такие меры были предложены Минфином для сбалансированности федерального бюджета на 2017-2019 годы — тогда ожидалось, что такое решение (даже в менее жестком варианте) позволит сэкономить почти 450 млрд руб. за три года.


Последнее самое важное изменение в пенсионном законодательстве произошло в 2019 году, когда россияне стали выходить на пенсию позже. Но кое-какие изменения в этом происходят постоянно – не станет исключением и следующий год. В 2021-м пожилых россиян ждет 4 важных изменения. Обо всем подробнее в данной статье.

Индексация пенсии

В России ежегодно производится индексация страховой пенсии (пусть и за исключением нескольких кризисных лет). В 2021 году процент индексации будет почти в 1,5 раза выше инфляции (но меньше, чем в 2020-м) и составит 6,3%. Все подсчитано так, чтобы среднестатистический размер пенсии увеличился на 1 тысячу рублей и составил порядка 17 350 рублей.

Обратите внимание, что ежегодная индексация пенсии предусмотрена только для неработающих пенсионеров.

Для того чтобы уже сейчас узнать, какая будет пенсия, получателю достаточно умножить размер пенсии в 2020 году на 1,063. Например, если размер выплаты в 2020 году составляет 17 000 рублей, то с 2021 года человек будет получать 18 071 рубль. То есть пенсия увеличится на 1 071 рубль.

Если пенсионер получает социальную пенсию (такое бывает у тех, кому не хватило стажа или пенсионных баллов до страховой пенсии), то размер индексации пенсии составит 2,6%, а проиндексируют социальные пенсии только с 1 апреля 2021 года.

Работающие пенсионеры тоже получат дополнительную выплату. Она рассчитывается с учетом уплаченных за 2020 год работодателем страховых взносов и пенсионных баллов. Однако данная выплата не может превышать 296,58 рублей (размер трех пенсионных баллов). Такая доплата к пенсии будет производиться, начиная с августа 2021 года.

Для того чтобы пенсия работающего пожилого человека начала индексироваться в полном размере, ему необходимо уволиться с работы. После повышения пенсии он сможет снова трудоустроиться, а пенсия снижаться уже не будет.

Также в 2021 году предусмотрено увеличение размера пенсии для военных пенсионеров, бывших сотрудников МВД и прочих силовых органов. Надбавка к пенсии таким категориям граждан предусмотрена с октября 2021 года. Повышение будет учитывать рост цен в 2020 году – ориентировочно оклады военных (а с ними и пенсии) вырастут на 3,7%.

Кроме этого, со следующего года увеличивается размер фиксированной выплаты к страховой пенсии – на те же 6,3%. В 2021 году он составит 6 044,48 рублей (в 2020 году – 5 686,25). В сущности, фиксированная выплата – это неотъемлемая часть пенсии, поэтому индексируется она вместе со стоимостью пенсионных баллов.

Электронные трудовые книжки

В 2021 году продолжат внедрять электронные трудовые книжки. Для работающих россиян весь трудовой стаж, начиная со следующего года, будет фиксироваться Пенсионным фондом автоматически.

Однако данное изменение не касается трудового стажа в период до 2020 года включительно. Поэтому основным документом, подтверждающим стаж для начисления пенсии, является трудовая книжка. Следовательно, всем работающим лучше будет тщательно следить за правильностью ее заполнения.

Если пенсионер или же будущий пенсионер хочет, чтобы его трудовой стаж был полностью переведен в электронный вид, то ему необходимо обратиться в местный отдел Пенсионного фонда с соответствующим заявлением.

Повышение возраста выхода на пенсию

Еще одно нововведение коснется предпенсионеров и относится оно к возрасту выхода на пенсию.

В соответствии с российским законодательством, с прошлого года в России подняли возраст выхода на пенсию, но в первые 5 лет был установлен переходный период. Таким образом, в 2021 году смогут выйти на пенсию женщины, рожденные в 1965 году и мужчины, рожденные в 1960 году, то есть в 56,5 и 61,5 год соответственно.

Накопительная пенсия и не только

Есть еще одно изменение, но оно еще пока находится в разработке и даже не дошло до рассмотрения в Государственной думе РФ. Речь идет о введении гарантированного пенсионного плана (ГПП). Новую накопительную систему планировалось применять с начала 2021 года и сделать ее добровольной. Но до сих пор Минфин даже не подготовил законопроект и новая накопительная система откладывается на неопределенный срок.

В будущем трудоспособные россияне могут самостоятельно или через работодателя отчислять в Пенсионный фонд определенный процент от заработной платы или фиксированную сумму, которая будет зачисляться в будущую пенсию.

Для того чтобы стать участником программы ГПП человек должен будет зарегистрироваться в реестре или через работодателя, или через ПФР. Перечисление накопительных средств будет производиться ежемесячно, но человек сможет приостановить начисления на период до 6 месяцев по заявлению. Причем планируется сделать неограниченное количество таких «заморозок».

Сумма, перечисленная в ГПП, не будет облагаться НДФЛ в пределах не более 6% от суммы доходов.

С другой стороны, в действующей системе накопительной пенсии увеличится ожидаемый период выплаты с 258 до 264 месяцев. Это означает, что сумма пенсионных накоплений будет делиться на большее число месяцев, поэтому для новых пенсионеров сумма такой пенсии будет меньше, чем была бы в прошлом году.

Кроме этого, члены нескольких фракций, в том числе «Справедливая Россия» и КПРФ, планируют в ближайшее время обратиться к Владимиру Путину с предложением возобновить индексацию пенсии для работающих пенсионеров. По их мнению, это необходимо сделать, чтобы поддержать пожилых россиян.

Они уточняют, что пенсия – это выплата за ранее наработанный стаж и произведенные отчисления в Пенсионный фонд. И если россиянин хочет продолжать работать, это совсем не означает, что он должен быть ущемлен в праве на индексацию пенсионных выплат.

Стоит отметить, что даже если правительство одобрит индексацию пенсии работающих пенсионеров, то ее не стоит ждать ранее 2022 года, так как бюджет на 2021 год уже сформирован и вносить поправки в него уже, скорее всего, не будут.

Читайте также: