Закон о накопительной части пенсии от 30 декабря

Программа массового формирования накопительных пенсий за счёт части от взносов работодателей действовала в РФ до 2014 года. Сейчас эта система работает только за счёт добровольных перечислений. Но граждане до сих пор не понимают, как правильно оформить документы и заявления, чтобы с ними рассчитались по накоплениям. И как можно решить вопрос с минимальными затратами.

Основные понятия ФЗ 168 о накопительной части пенсии

Бесплатно по России

Отчисление на свои лицевые счета для формирования пенсионного обеспечения в будущем – право, которым наделён каждый гражданин.

Источники формирования таких поступлений:

  1. Работодатели.
  2. Личные взносы.
  3. Государственное финансирование.

Доступно сразу несколько вариантов:

  • Негосударственные пенсионные фонды.
  • Государственные.
  • Управляющая компания.

Право менять страхователя даётся максимум 1 раз каждые пять лет. От индивидуальных особенностей ведения счёта и сотрудничества зависит то, как будут происходить отчисления. В отделении ПФР и в Личном Кабинете Госуслуг можно получать любую необходимую информацию.

Оформление выплат предполагает подачу соответствующего заявления, которое подкреплено другими доказательствами в письменной форме. Дополнительные требования предъявляются к тем, кто обращается за такими выплатами раньше назначенного срока.

Кто имеет право на накопительную пенсию согласно статье 4

В ст.4 говорит, что граждане РФ и иностранцы получают право на выплаты, если соответствуют следующим условиям:

  1. Наличие пенсионной страховки. Или участие в системе, которая обозначалась как ОПС ПФР.
  2. Наличие пенсионных сбережений. Они массово формировались гражданами 1967 года рождения и более старшими. Ещё один период учёта – 2002-2005 года. Есть те, кто формировал свои накопления на добровольной основе помимо этого времени, при участии в специальных программах.
  3. При достижении пенсионного возраста, установленного общими правилами.
  4. Соответствие другим требованиям, которые установлены действующим законодательством.

За счёт сбережений пенсионера всегда дают возможность получать следующие виды выплат:

  • Бессрочные накопительные пенсии. Обычно это приоритетная форма использования действующих сбережений.
  • Единоразовые выплаты.
  • Срочные накопительные выплаты. Их продолжительность определяет пенсионер. Но редко устанавливают время больше десяти лет.

Обеспечение выплат накопительной пенсии

Разделение пенсионных накоплений на две части произошло ещё около двадцати лет назад. Раньше основным источником становились отчисления с зарплат. После 2002 года стали использовать личные накопительные счета, принадлежавшие гражданам. На страховую часть пенсии у работодателя с каждой выплаты идёт по 16%. 6% нужно для формирования накопительной части.

Условия назначения накопительной пенсии

Застрахованные лица могут получить накопления при выполнении целого ряда условий:

  1. Появление прав на выход на пенсию, в том числе – досрочный.
  2. Наличие отчислений на индивидуальном лицевом счету.
  3. По сравнению со страховой пенсией накопительная составила 5% и более от общей суммы.

Если размер меньше 5% — значит, средства можно получить в виде единовременных перечислений, одной суммой.

Назначения по другим видам обеспечения не влияют на накопительную часть. Если какие-либо изменения появляются – они основаны на корректировках Федерального закона, никак иначе.

Как федеральный закон определяет размер накопительной пенсии

Размер выплат определяют по состоянию на день, когда гражданин обратился за получением денег. Учитывают всю сумму, которая образовалась на накопительном счёте. Специальная часть индивидуального лицевого счёта тоже внимательно изучается при наличии.

В состав пенсионных накоплений также включают:

  • Результаты инвестирования.
  • Материнский капитал, часть которого расходовалась в этом направлении.
  • Взносы на софинансирование.
  • Взносы со стороны работодателя в пользу застрахованного лица.
  • Дополнительные страховые взносы.

Для определения размеров используют такую формулу:

НП обозначает саму накопительную пенсию.

ПН – пенсионные накопления, рассчитанные из всех показателей, которые упомянуты ранее. Т – количество месяцев, на протяжении которых будут получены деньги. Ожидаемый период могут сократить на полный год, если клиент обратился за деньгами позднее.

Как происходит корректировка согласно ФЗ

Корректировку выплат производят каждый год 1 августа, но обычно при наличии таких условий:

  1. Если есть накопления, которые не учтены ранее.
  2. Страховые взносы увеличились благодаря инвестиционной деятельности.
  3. Поступили новые страховые взносы, включая дополнительные.

Порядок установки и выплаты накопительной пенсии

Гражданин не должен столкнуться с какими-либо проблемами при назначении выплат. Достаточно обратиться вместе с заявлением и другими документами к компании, в которой он в настоящее время обслуживается. Можно воспользоваться помощью сотрудников ПФРФ или МФЦ, чтобы узнать о том, где именно находятся средства к моменту обращения за выплатами.

Заявки разрешается передавать по почте или через другого гражданина, который стал законным представителем интересов. Например – когда передвижения затруднительны из-за текущего состояния здоровья.

Оформление накопительной части пенсии предполагает наличие таких документов:

  • СНИЛС.
  • Заявление согласно существующему образцу.
  • Гражданское удостоверение того, кто вышел на пенсию.

При одновременном оформлении страховых и накопительных частей нужны дополнительно:

  1. Трудовая книжка и другие документы для подтверждения стажа.
  2. Заявление на получение выплат по старости.

Сроки назначения

Они зависят от того, какие именно выплаты выбраны в том или ином случае. Есть, к примеру, единовременный вариант – когда перечисляют всё сразу. При других решениях обычно деньги приходят каждый месяц. Их получают до тех пор, пока вся имеющаяся сумма не будет исчерпана.

Может ли быть приостановлена и потом возобновлена согласно закону

Перечисление ежемесячных страховых сумм может быть приостановлено, если присутствуют такие обстоятельства:

  • Пенсионер выехал за границу для постоянного проживания.
  • При завершении сроков обучения, отсутствии справок в случае с потерей кормильца.
  • Иностранец просрочил время, когда надо было обратиться за продлением основного документа.
  • На почте или со счёта в банке перестали получать начисления.

Если реакция со стороны гражданина отсутствует – контролирующие органы вправе отказаться совсем от выплат каких-либо компенсаций.

Возобновить перечисления тоже можно. Например – когда подают соответствующее заявление, а также передают документы, которые доказывают позицию составителя. После этого гражданину должны выплатить все суммы, которые раньше им не были получены.

В каких случаях прекращается выплата

Причины всегда остаются одинаковыми, их большая часть уже описана выше. Чаще всего проблемы связаны с тем, что сам гражданин пропустил сроки для каких-либо обращений. Трудоустройство и его отсутствие не должны влиять на решение вопроса.

Как закон регулирует выплату накоп. Пенсии тем, кто уезжает из РФ

При выезде за границу человека не лишают самого права на получение пенсии. Но велика вероятность появления разных проблем технического характера. Лучше заранее узнать о правилах, по которым в таких случаях идут накопления.

Пенсию выплачивают и тем, кто переехал для постоянного места жительства.

Но и тут не обходится без ряда условий:

  1. Ежегодное подтверждение, что гражданин остаётся в живых.
  2. Извещение Пенсионного Фонда о новом месте жительства.
  3. Отсутствие индексации.
  4. Отказ от региональных надбавок.
  5. Представление справок о наличии официальной работы, либо её отсутствии.
  6. Справки о постоянном месте проживания за территорией России.
  7. Подача заявлений о выезде.

Чаще всего при нахождении за границей деньги сразу переводят на банковские счета.

Другие значимые моменты закона

Пенсионные накопления выплачивают правопреемникам, если смерть гражданина наступает до назначения общей суммы или до корректировки. Исключение из правил делают только в случае с материнским капиталом и результатами от его инвестирования.

Возраст и состояние трудоспособности не влияют на право граждан получать компенсацию. Это касается детей и самых близких родственников в очереди.

При отсутствии родственников деньги вообще никому не выплачивают. Их учитывают в составе резерва по отношению к текущему пенсионному страхованию.

Гражданин сам имеет право в любой момент обратиться с заявлением, где указывает лиц, которым можно перечислить пенсию в случае смерти. При отсутствии заявления средства распределяют в равных долях между родственниками, относящимися к одной очереди. Допускается использование электронных порталов для подачи заявлений относительно определение круга ответственных лиц.

Обязательно надо указать, в каких долях распределяются деньги. Если правопреемник пропустил сроки обращения за выплатой, но на то была серьёзная причина – он тоже может составить заявление, чтобы это время было восстановлено.

До конца 2015 года граждан обязали сделать выбор в пользу накопительной части пенсии, если желание принимать участие в этой системе было. Установили отдельный период, до окончания которого работающие граждане должны были обратиться с соответствующими заявлениями. Если заявление отсутствовало, то автоматически формировали только страховую часть.

При этом за гражданином в любом случае сохраняют право написать отказ от участия в формировании своих накоплений. После этого все деньги направляют только на страховую часть. Но даже после указанного шага пополнять накопительный счёт можно, просто самостоятельно. Все собранные средства выбранная компания инвестирует в тех или иных направлениях. Выплаты происходят по общему порядку.

Находясь за границей, гражданин может получать сразу несколько разновидностей выплат:

  • Дополнительное ежемесячное обеспечение для ветеранов ВОВ.
  • Доплаты за трудовые заслуги.
  • Государственные пенсии, за исключением социальной.
  • Страховые пенсии.

Такие выплаты без проблем можно оформить, даже не возвращаясь в Россию. Достаточно отправить контролирующему органу заявление и другие документы в доказательство своей позиции. Не стоит рассчитывать на одобрение с первого раза.

Заключение

В зависимости от вида выплаты, гражданин должен написать то или иное заявление, когда за ней обращается. Лучше заранее уточнить необходимую информацию при обращении в органы социальной защиты или сам ПФР. Там предоставят образец заявлений и требования к другим документам, которые собираются как доказательства.

Любая заявка рассматривается максимум на протяжении 10 рабочих дней, процесс редко затягивается. Но нельзя подавать документы раньше, чем возникает право на выплаты. На протяжении следующих двух месяцев переведут единовременное пособие, другие деньги назначат с 1 месяца после обращения.


  • 31 Октября, 2018
  • Пенсии и пособия
  • Людмила Озерцова

Практически все слышали, что существует накопительная пенсия. Однако немногие знают о том, как и когда можно получить накопительную часть пенсии, какие действия нужно предпринять, какие документы собрать в тех или иных случаях и так далее. Статья поможет ответить на эти и другие вопросы.

Понятие накопительной пенсии: что говорит закон

Каждый месяц работодатель перечисляет за каждого работника сумму в размере 22 % в ПФР. Из нее 6 % направляются на формирование накопительной части пенсии. Оставшиеся 16 % перечисляются по-разному, в зависимости от выбранного способа отчислений. Так, если выбран общий способ, то все деньги направляются на формирование страховой части. Если выбран смешанный способ, то 10 % направляются на страховую часть, а 6 % - на накопительную часть.

К основным законодательным актам, регулирующим данный вопрос, является закон № 424-ФЗ "О накопительной пенсии". В нем раскрывается суть 1-го из видов обеспечения пенсии. В соответствии с ним в определенных случаях гражданам выплачиваются пособия.

Кто может ее получить


Большинство граждан, выделяющих 6 % из пенсионных отчислений на формирование накопительной пенсии в НПФ, надеются при выходе на пенсию на получение единовременной выплаты. Однако не все из них могут на это рассчитывать. Законом предусмотрены следующие условия, при которых осуществляется выплата:

  1. Получение денежных средств в связи с наступлением инвалидности.
  2. Получение материальной поддержки из-за утраты кормильца семьи.
  3. Получение государственной пенсии вместе с возможностью выхода на отдых по старости.
  4. Совершение пенсионных отчислений с 2002 по 2004 годы (с 2005 года выплату отменили).
  5. Участие в госпрограмме по софинансированию и совершение первоначальных взносов (в настоящее время принять участие в этой программе уже невозможно).
  6. Наличие накоплений.

Вместе с решением вопроса о том, когда можно получить накопительную часть пенсии, надо учитывать, что пенсионер вправе обращаться с этим вопросом не чаще одного раза в 5 лет.

Кроме того, имеет значение год рождения. Вот какой возраст получает накопительную часть пенсии:

  • Мужчины, рожденные до 1953 года, и женщины, рожденные до 1957 года.
  • Мужчины и женщины, рожденные в 1966 году и ранее.

Варианты выплаты

Есть несколько способов, как воспользоваться частью накопительной пенсии. К таковым относится:

  1. Единовременное перечисление.
  2. Получение пенсии в срочном порядке.
  3. Получение пенсии в бессрочном порядке.

Условия получения единовременной выплаты

Если гражданин рассчитывает на получение единовременной выплаты, для этого необходимо соблюдение следующих условий:

  • Достижение пенсионного возраста (в связи с пенсионной реформой данный показатель постепенно повышается для мужчин от 60 до 65 лет, а для женщин – от 55 до 60 лет).
  • Получение основной пенсии по старости.
  • Трудовой стаж (в связи с проводимой реформой число лет стажа постепенно увеличивается от 5 до 15 лет).
  • Заявления от получателя.

Только при наличии этих условий можно рассчитывать на получение единовременной выплаты.

До достижения пенсионного возраста перечисление денег возможно в случае, если гражданин стал инвалидом I, II или III группы. Также средства выплачиваются при смерти кормильца семьи.


Что делать при большом размере накопительной пенсии

Бывают случаи, когда описываемая пенсия составляет довольно значительную сумму. Однако для получения единовременной выплаты должно соблюдаться дополнительное условие, которое заключается в том, что размер накопительной пенсии не может превышать 5 % от суммы основной. В этом случае при подаче соответствующего заявления выплата может быть предоставлена в полном размере. Если же сумма превышает 5 %, то может быть выплачена только часть накопительной пенсии.

Порядок получения

Для получения единовременной выплаты должен соблюдаться следующий алгоритм действий:

  1. Нужно собрать требуемый пакет документов.
  2. Подать заявление и приложить к нему документы.
  3. Подождать, пока будет принято решение.
  4. При положительном решении получить деньги.

Куда обращаться

Тот, кому полагается накопительная часть пенсии, должен изначально передавать проценты от пенсионных отчислений на хранение и инвестирование в управляющую компанию или негосударственный Пенсионный фонд, по желанию будущего пенсионера. В первом случае следует обратиться в ПФР, а во втором – в НПФ.

Необходимые документы


Документы подаются в два этапа. Первый раз нужно только предъявить документ, который удостоверяет право на получение пенсии. Во второй раз нужно подготовить следующие бумаги:

  • Копию удостоверения личности (с предъявлением оригинала).
  • СНИЛС.
  • Удостоверение льготника–инвалида, или иной документ, подтверждающий соответствующее право на выплату.

Если данным вопросом занимается не получатель пенсии, а доверенное лицо, то на него следует оформить доверенность на осуществление конкретных действий, и удостоверить документ у нотариуса. В некоторых случаях могут потребоваться и другие документы. Их следует предъявить по требованию сотрудников организации, куда обращается заявитель.

Заявление

Заявление составляется не в свободной форме, а в установленном порядке. По закону, оно рассматривается в течение месяца, по истечении которого сотрудники обязаны уведомить заявителя о принятом решении.

Выплата накопительной пенсии в досрочном порядке

Деньги могут выплачиваться досрочно только при наличии следующих обстоятельств:

  1. Переводы осуществлялись на накопительный счет по программе софинансирования.
  2. Женщины, получившие маткапитал, перевели его на накопительную пенсию.
  3. Производились иные платежи в добровольном порядке.

Это правило не распространяется на доходы, полученные от инвестирования. Данные суммы не будут возвращены в досрочном порядке.

Куда обращаться

В период, когда можно получить накопительную часть пенсии, будущему пенсионеру нужно обратиться в соответствующую организацию лично. Если для получения выплаты в других случаях может действовать представитель получателя, то при желании получить деньги досрочно, это вправе сделать только сам пенсионер. В остальном порядок обращения, набор документов и порядок их оформления является идентичным предыдущему случаю.


Получение накопительной пенсии умершего родственника

Если человек, у которого были пенсионные накопления, умирает, то его родственники могут получить данные денежные средства. При желании пенсионер лично назначает тех, кому будут переданы деньги. Для этого ему нужно явиться в ПФР и написать соответствующее заявление. Также он вправе указать это право в своем завещании. Если ни того, ни другого не было сделано, то средства передаются по наследству по закону.

Правда, надо понимать, что получить можно будет только ту часть накоплений, которая еще не была выплачена. Правда, из этого правила есть исключение. Если гражданин продолжил работать на пенсии и одновременно перечислял проценты на накопительную часть, то, несмотря на получение части денег из этой пенсии, сумма может увеличиваться за счет инвестирования новых вложенных средств. При этом наследники могут рассчитывать на ту часть пенсии, которая еще не была проиндексирована на момент ухода из жизни пенсионера.

Права наследников на накопительную пенсию имеют некоторые ограничения, которые заключаются в следующем:

  1. Если деньги были переведены из маткапитала, то при смерти матери получить их может супруг. Если же его нет, то только рожденные дети.
  2. Если средства перечислялись из собственных сбережений, то способом, как получить накопительную часть пенсии умершего мужа, вдова сможет воспользоваться в соответствии со своей очередью.
  3. При наличии завещания или заявления в ПФР, где излагается воля умершего, распределение осуществляется, согласно данному порядку.
  4. Если умерший никого не оповещал, где держал деньги, и не оставил завещания, то наследникам нужно направиться в ближайшее отделение ПФР. Специалисты подскажут, куда им следует дальше обращаться.

Документы, которые нужно иметь при себе:

  • Паспорт.
  • Документ, подтверждающий факт смерти родственника.
  • Документальное подтверждение родства с умершим.
  • Заявление о том, чтобы получить пенсионные накопления, принадлежащие умершему.

Специалисты ПФР должны принять решение в течение 5 дней после поступления заявления. Если решено отказать заявителю, то это должно быть мотивировано. При положительном исходе денежные средства перечисляются удобным для заявителя способом.


Получение накопительной пенсии в срочном порядке

Данный порядок выплаты означает ежемесячное перечисление денег в течение периода, который определяется самим получателем. Получать средства в таком порядке возможно лишь после выхода на пенсию при достижении соответствующего возраста. Однако при этом существует ограничение, которое заключается в том, что минимальный срок выплаты должен составлять 10 лет.

Получение накопительной пенсии в бессрочном порядке

Перечисление денег осуществляется в зависимости от суммы, которая была накоплена в течение всего времени. В этом случае выплата переводится пожизненно каждый месяц. Поэтому она называется бессрочной. Размер накопительной пенсии рассчитывается на основе ожидаемого периода выплаты. В настоящее время он составляет 246 месяцев. Расчет осуществляется путем деления общей суммы, имеющейся на счету, на 246.

Существует возможность поделить данную сумму и на меньшее число месяцев. Тогда с решением, когда можно получить накопительную часть пенсии, стоит повременить. Число будет уменьшаться вместе с числом месяцев, прошедших после возникновения права выхода на отдых. Однако оно должно быть не меньше 168 месяцев.

Преимущества и недостатки накопительной пенсии


Решение о переводе части пенсионных отчислений в УК или НПФ имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Преимущества заключаются в следующем:

  1. Возможность выбора. Будущий пенсионер сам решает, что будет с накопительной частью пенсии, куда он будет вкладывать соответствующие проценты. Причем гражданин вправе менять свой выбор тогда, когда пожелает.
  2. Возможность получать высокие проценты. Если НПФ будет делать выгодные инвестиции, то гражданин получит в итоге сумму, более высокую по сравнению с той, которую выделит государство.
  3. Накопительную пенсию можно передать по наследству близким родственникам. На страховые выплаты данное право не распространяется.
  4. Есть риск потерять только прибыль. Деньги, которые были вложены, в любом случае возвратятся.
  5. Благодаря процентам можно увеличить размер будущей пенсии.

Все эти преимущества имеют и обратную сторону в виде недостатков. К таковым относятся следующие:

  • Высокие риски. Если все деньги останутся в ПФР, сумма будет непременно увеличиваться, хоть и ненамного. Но в случае перевода в НПФ о том, что будет с накопительной частью пенсии, неизвестно. Есть риск остаться полностью без прибыли. А из-за инфляции эти деньги могут и вовсе обесцениться, так как индексации в их отношении не производится.
  • Можно застраховать риски. Тогда прибыль будет обязательно, но при этом гражданину придется понести дополнительные расходы.
  • Снятие комиссионных. Не все внимательно читают договор при его заключении. А между тем, он может предусматривать некоторые положения, которые запросто лишат вкладчика процентов. Например, могут взиматься комиссионные за снятие наличных или предусматриваться санкции при досрочном прекращении договора.

Мораторий

В настоящее время граждане лишены возможности самостоятельно принимать решение по поводу того, чтобы переводить накопительную часть пенсии в НПФ, так как государство наложило мораторий на это действие. Те, кто успел воспользоваться шансом и перевел деньги, может рассчитывать на получение денег в рассмотренных выше случаях. Если же этого сделать не удалось, то вся сумма переводится на страховую часть пенсии и рассчитывается в пенсионных баллах.


Заключение

Суть накопительной пенсии заключается в том, чтобы дополнять выплату, которая назначена государством. Люди должны понимать, что с ее помощью сумма пенсии вряд ли существенно возрастет. Чаще всего речь идет о небольших доплатах к основной выплате. Тем не менее, иногда накопления могут выручить при выходе на пенсию или в других непростых жизненных ситуациях.

Как восстановить доверие россиян к пенсионной системе

Законодатели Российской Федерации приняли Федеральный закон о продлении моратория (заморозки) накопительной части пенсии до 2024 года. То есть у людей изъяли те деньги, что они копили себе на безбедную старость, и лишили возможности копить дальше.


Фото: Алексей Меринов

Но истоки этого решения надо искать в истории «реформирования» российской пенсионной системы с самого начала его проведения, особенно в 2000-х годах. Подходы наших либерал-реформаторов оказались весьма далеки от научной экономической теории и учета позитивной мировой практики.

Пенсия в развитых странах складывается, как правило, из двух источников: из государственной распределительной системы и накопительного компонента, формируемого, как правило, на добровольной основе и составляющего от 15% до 40% от общего объема. При этом, подчеркнем особо, за накопительный компонент в развитых странах ответственность несет государство — оно нигде не изымает накопительные средства, не замораживает их, не снижает величину.

Мало того, в развитых странах работников заранее ориентируют, какая величина пенсии у них будет при выходе на заслуженный отдых через 10–15–20 лет — в зависимости от достижения определенного уровня накоплений, показателей эффективности экономики в той или иной стране. При этом работнику гарантируется, что при выходе на пенсию ее величина от средней заработной платы (коэффициент замещения) составит не менее 40%. Таков норматив пенсионного минимума, введенного в Женеве 102-й Конвенцией Международной организации труда (МОТ) еще в 1952 году.

Россия лишь в 2018 году присоединилась к Конвенции МОТ. Но даже сегодня коэффициент замещения в стране едва достигает 30% и при этом в последние годы имеет тенденцию к сокращению.

Ухудшение системы пенсионного обеспечения в России связано прежде всего с тем, что она все более погружается в полосу затяжного экономического кризиса, усугубляемого безграмотностью, а порой и безалаберностью в реализации экономической политики.

Введение единого социального налога (ЕСН), зурабовские пенсионные эксперименты начала нулевых годов, снижение с 1 января 2005 года ставки ЕСН с 35,6 до 26%, введение регрессивной шкалы отчислений в ПФР, система валоризации пенсий, принятая на фоне низких ставок пенсионных взносов, введение с 1 января 2015 года расчета пенсии на основе так называемого «индивидуального пенсионного коэффициента» (пенсионного балла) — все это привело к тому, что пенсионная система Российской Федерации год от года теряет свою устойчивость, являющуюся важнейшим международным показателем эффективности пенсионного обеспечения и социальной справедливости. Все эти экономические ляпы отчетливо проявились и на накопительном компоненте пенсионной системы.

Накопительный компонент в России начал внедряться с 2002 года. Авторы тогдашней пенсионной реформы убеждали, что накопительная пенсия позволит в будущем увеличить ее не менее чем вдвое. Но во что превратилась эта позитивная мировая идея в России? Как всегда, под рассуждения о благих намерениях, при смиренном молчании общественности был осуществлен очередной отъем денег у населения. А если называть вещи своими именами — ограбление масс.

В накопительную систему на конец 2013 года было вовлечено более 79 млн человек. Общий объем средств, формируемый в накопительной системе, превысил к концу года 2,8 трлн рублей, включая 980 млрд рублей в негосударственных пенсионных фондах.

Эта огромная сумма застилала глаза тем власть имущим, кто хотел бы ею воспользоваться. И в 2013 году правительство, «исключительно в целях экономии средств федерального бюджета», решило накопительные средства будущих пенсионных взносов забрать на текущие пенсионные выплаты, а говоря попросту, реквизировать их.

Мораторий, как уверяло тогдашнее правительство, планировался как временная мера. Израсходованные пенсионные накопления будущим пенсионерам собирались вернуть. Но по окончании каждого отчетного года заморозку вновь и вновь продлевали — и так вот уже шесть лет подряд! Другими словами, личные накопительные пенсионные счета россиян не только не пополняются все эти годы, а просто конфискуются.

Абсурд. Но именно так поступила исполнительная власть, лишив людей выплат, которые они честно заработали и на которые рассчитывали в старости. Уверен, что, если бы накопительная составляющая пенсии в будущем касалась лично каждого депутата Госдумы, члена Совета Федерации, члена правительства, вряд ли бы они пошли на эту грабительскую акцию!

Теоретики пенсионной «реформы», руководители экономического блока правительства, видимо, забыли основополагающую аксиому, что пенсионная система любого государства есть зеркальное отражение развития экономики. Чем эффективнее экономика страны, тем меньшее число работников требуется для того, чтобы обеспечить пенсиями пожилых граждан.

Но о какой эффективности российской экономики может идти речь, если с 90-х годов прошлого столетия — начала проведения «реформ» по либерально-рыночным рецептам — доля России в мировом ВВП сократилась с 9 до 3%. По таким показателям, как ВВП на душу населения, производительность труда, реальные доходы, Россия отстает от развитых стран мира в разы. Так, например, нынешний российский уровень душевого ВВП достигнут Великобританией и Францией около 40 лет назад, а США — примерно 50 лет назад.

Не удивительно, что в странах, где производительность труда превышает российский уровень в 2–3 раза — Великобритании, Германии, Норвегии, США, — во столько же раз больше и коэффициент замещения, а следовательно, в 2–3 раза выше и размер пенсионного обеспечения. Вот и вынуждены отечественные «либералы от экономики» и политики-чиновники принимать сиюминутные меры, чтобы заткнуть дыры, возникшие в процессе «реформирования» пенсионной системы.

Отстает Россия от развитых стран и по такому важнейшему международному показателю, характеризующему уровень эффективности пенсионной системы, как удельный вес расходов на пенсионное обеспечение в ВВП. В 2019 году он, например, даже упал в нашей стране до 7,9%. В то же время этот показатель в развитых странах составляет: в Великобритании — 9,5%, Германии — 10,8%, Франции — 11,8%, Австрии — 14,8% объема ВВП.

Негативные изменения в экономике в значительной степени затронули и демографическую сферу, и трудовые отношения. В результате если соотношение занятых и пенсионеров в 1991 году в стране составляло 2,1 к 1, то сегодня оно равно уже 1,2 к 1, тогда как в государствах со стабильно развивающейся экономикой данное соотношение находится на уровне выше 2,3–2,5 к 1. Другими словами, выплату пенсий одного пенсионера обеспечивает сегодня в РФ 1,2 работающего, что само по себе создает напряженность в системе пенсионного обеспечения.

Как свидетельствует Росстат, средний размер назначенных пенсий по итогам 2019 года составил 14 163 рубля. Предполагается, как сообщил в телеобращении президент Путин, «в предстоящие шесть лет увеличивать пенсию по старости для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей в год». В результате это даст возможность в 2024 году выйти «на средний уровень пенсий для неработающих пенсионеров в 20 тыс. руб. в месяц». Подчеркнем — 20 тыс. руб. в месяц!

Сопоставим эту цифру из будущего с нынешним пенсионным обеспечением в развитых странах. В Германии пенсия составляет в среднем 782 евро, то есть более 62 тысяч рублей. В Англии она равна 610 фунтам, или около 53,5 тысячи рублей. Американцы получают по 1164 доллара — более 79 тысяч рублей. В Швейцарии пенсионеры имеют по 1,7 тысячи франков — более 118,5 тысячи рублей. А в Дании — 2,8 тысячи евро, или более 122 тысяч рублей.

Политико-экономический анализ «реформирования» пенсионной системы в России объективно приводит к первому выводу: подлинная социально значимая пенсионная реформа не может быть реализована без повышения эффективности экономики в целом.

Второй вывод также вполне однозначен: исходя из научной экономической теории и мирового опыта, в России достойное пенсионное обеспечение не может быть достигнуто без восстановления накопительного компонента, формируемого на добровольной основе, как это имеет место в большинстве развитых стран. Государство при этом должно нести реальную ответственность за сохранность накопительных средств граждан.

Чтобы россияне поверили в накопительный механизм пенсионной системы, поверили в то, что государство действительно несет ответственность за накопительную систему, целесообразно разморозить и восстановить средства, направляемые на именные счета граждан в накопительную систему с момента ее организации (с 2002 года) в полном их объеме (с учетом всех реальных ставок рефинансирования). Тогда сбережения снова начнут активно расти, и людям удастся накопить ощутимую прибавку к пенсии.

Как восстановить доверие россиян к пенсионной системе

Законодатели Российской Федерации приняли Федеральный закон о продлении моратория (заморозки) накопительной части пенсии до 2024 года. То есть у людей изъяли те деньги, что они копили себе на безбедную старость, и лишили возможности копить дальше.


Фото: Алексей Меринов

Но истоки этого решения надо искать в истории «реформирования» российской пенсионной системы с самого начала его проведения, особенно в 2000-х годах. Подходы наших либерал-реформаторов оказались весьма далеки от научной экономической теории и учета позитивной мировой практики.

Пенсия в развитых странах складывается, как правило, из двух источников: из государственной распределительной системы и накопительного компонента, формируемого, как правило, на добровольной основе и составляющего от 15% до 40% от общего объема. При этом, подчеркнем особо, за накопительный компонент в развитых странах ответственность несет государство — оно нигде не изымает накопительные средства, не замораживает их, не снижает величину.

Мало того, в развитых странах работников заранее ориентируют, какая величина пенсии у них будет при выходе на заслуженный отдых через 10–15–20 лет — в зависимости от достижения определенного уровня накоплений, показателей эффективности экономики в той или иной стране. При этом работнику гарантируется, что при выходе на пенсию ее величина от средней заработной платы (коэффициент замещения) составит не менее 40%. Таков норматив пенсионного минимума, введенного в Женеве 102-й Конвенцией Международной организации труда (МОТ) еще в 1952 году.

Россия лишь в 2018 году присоединилась к Конвенции МОТ. Но даже сегодня коэффициент замещения в стране едва достигает 30% и при этом в последние годы имеет тенденцию к сокращению.

Ухудшение системы пенсионного обеспечения в России связано прежде всего с тем, что она все более погружается в полосу затяжного экономического кризиса, усугубляемого безграмотностью, а порой и безалаберностью в реализации экономической политики.

Введение единого социального налога (ЕСН), зурабовские пенсионные эксперименты начала нулевых годов, снижение с 1 января 2005 года ставки ЕСН с 35,6 до 26%, введение регрессивной шкалы отчислений в ПФР, система валоризации пенсий, принятая на фоне низких ставок пенсионных взносов, введение с 1 января 2015 года расчета пенсии на основе так называемого «индивидуального пенсионного коэффициента» (пенсионного балла) — все это привело к тому, что пенсионная система Российской Федерации год от года теряет свою устойчивость, являющуюся важнейшим международным показателем эффективности пенсионного обеспечения и социальной справедливости. Все эти экономические ляпы отчетливо проявились и на накопительном компоненте пенсионной системы.

Накопительный компонент в России начал внедряться с 2002 года. Авторы тогдашней пенсионной реформы убеждали, что накопительная пенсия позволит в будущем увеличить ее не менее чем вдвое. Но во что превратилась эта позитивная мировая идея в России? Как всегда, под рассуждения о благих намерениях, при смиренном молчании общественности был осуществлен очередной отъем денег у населения. А если называть вещи своими именами — ограбление масс.

В накопительную систему на конец 2013 года было вовлечено более 79 млн человек. Общий объем средств, формируемый в накопительной системе, превысил к концу года 2,8 трлн рублей, включая 980 млрд рублей в негосударственных пенсионных фондах.

Эта огромная сумма застилала глаза тем власть имущим, кто хотел бы ею воспользоваться. И в 2013 году правительство, «исключительно в целях экономии средств федерального бюджета», решило накопительные средства будущих пенсионных взносов забрать на текущие пенсионные выплаты, а говоря попросту, реквизировать их.

Мораторий, как уверяло тогдашнее правительство, планировался как временная мера. Израсходованные пенсионные накопления будущим пенсионерам собирались вернуть. Но по окончании каждого отчетного года заморозку вновь и вновь продлевали — и так вот уже шесть лет подряд! Другими словами, личные накопительные пенсионные счета россиян не только не пополняются все эти годы, а просто конфискуются.

Абсурд. Но именно так поступила исполнительная власть, лишив людей выплат, которые они честно заработали и на которые рассчитывали в старости. Уверен, что, если бы накопительная составляющая пенсии в будущем касалась лично каждого депутата Госдумы, члена Совета Федерации, члена правительства, вряд ли бы они пошли на эту грабительскую акцию!

Теоретики пенсионной «реформы», руководители экономического блока правительства, видимо, забыли основополагающую аксиому, что пенсионная система любого государства есть зеркальное отражение развития экономики. Чем эффективнее экономика страны, тем меньшее число работников требуется для того, чтобы обеспечить пенсиями пожилых граждан.

Но о какой эффективности российской экономики может идти речь, если с 90-х годов прошлого столетия — начала проведения «реформ» по либерально-рыночным рецептам — доля России в мировом ВВП сократилась с 9 до 3%. По таким показателям, как ВВП на душу населения, производительность труда, реальные доходы, Россия отстает от развитых стран мира в разы. Так, например, нынешний российский уровень душевого ВВП достигнут Великобританией и Францией около 40 лет назад, а США — примерно 50 лет назад.

Не удивительно, что в странах, где производительность труда превышает российский уровень в 2–3 раза — Великобритании, Германии, Норвегии, США, — во столько же раз больше и коэффициент замещения, а следовательно, в 2–3 раза выше и размер пенсионного обеспечения. Вот и вынуждены отечественные «либералы от экономики» и политики-чиновники принимать сиюминутные меры, чтобы заткнуть дыры, возникшие в процессе «реформирования» пенсионной системы.

Отстает Россия от развитых стран и по такому важнейшему международному показателю, характеризующему уровень эффективности пенсионной системы, как удельный вес расходов на пенсионное обеспечение в ВВП. В 2019 году он, например, даже упал в нашей стране до 7,9%. В то же время этот показатель в развитых странах составляет: в Великобритании — 9,5%, Германии — 10,8%, Франции — 11,8%, Австрии — 14,8% объема ВВП.

Негативные изменения в экономике в значительной степени затронули и демографическую сферу, и трудовые отношения. В результате если соотношение занятых и пенсионеров в 1991 году в стране составляло 2,1 к 1, то сегодня оно равно уже 1,2 к 1, тогда как в государствах со стабильно развивающейся экономикой данное соотношение находится на уровне выше 2,3–2,5 к 1. Другими словами, выплату пенсий одного пенсионера обеспечивает сегодня в РФ 1,2 работающего, что само по себе создает напряженность в системе пенсионного обеспечения.

Как свидетельствует Росстат, средний размер назначенных пенсий по итогам 2019 года составил 14 163 рубля. Предполагается, как сообщил в телеобращении президент Путин, «в предстоящие шесть лет увеличивать пенсию по старости для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей в год». В результате это даст возможность в 2024 году выйти «на средний уровень пенсий для неработающих пенсионеров в 20 тыс. руб. в месяц». Подчеркнем — 20 тыс. руб. в месяц!

Сопоставим эту цифру из будущего с нынешним пенсионным обеспечением в развитых странах. В Германии пенсия составляет в среднем 782 евро, то есть более 62 тысяч рублей. В Англии она равна 610 фунтам, или около 53,5 тысячи рублей. Американцы получают по 1164 доллара — более 79 тысяч рублей. В Швейцарии пенсионеры имеют по 1,7 тысячи франков — более 118,5 тысячи рублей. А в Дании — 2,8 тысячи евро, или более 122 тысяч рублей.

Политико-экономический анализ «реформирования» пенсионной системы в России объективно приводит к первому выводу: подлинная социально значимая пенсионная реформа не может быть реализована без повышения эффективности экономики в целом.

Второй вывод также вполне однозначен: исходя из научной экономической теории и мирового опыта, в России достойное пенсионное обеспечение не может быть достигнуто без восстановления накопительного компонента, формируемого на добровольной основе, как это имеет место в большинстве развитых стран. Государство при этом должно нести реальную ответственность за сохранность накопительных средств граждан.

Чтобы россияне поверили в накопительный механизм пенсионной системы, поверили в то, что государство действительно несет ответственность за накопительную систему, целесообразно разморозить и восстановить средства, направляемые на именные счета граждан в накопительную систему с момента ее организации (с 2002 года) в полном их объеме (с учетом всех реальных ставок рефинансирования). Тогда сбережения снова начнут активно расти, и людям удастся накопить ощутимую прибавку к пенсии.

Читайте также: