Что такое конвертация пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

02 февраля 2010 16:43

Суть преобразований в системе пенсионного обеспечения, которые начались в январе 2002 года, - переход на страховые принципы формирования пенсий. В итоге право на получение трудовой пенсии, ее размер будут напрямую зависеть от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд.

Для тех, кто начал отсчет своего трудового стажа с 2002 года, пенсия – далекая перспектива. И понятна заинтересованность людей, у которых трудовая деятельность заняла достаточно большой период их жизни. Поэтому сохранение пенсионных прав этой категории граждан – одна из особенностей пенсионной реформы.

На сегодняшний день размер трудовой пенсии напрямую зависит от величины расчетного пенсионного капитала, который формируется из начального пенсионного капитала с учетом трудового стажа и заработка за период до 1 января 2002 года и от общей суммы страховых взносов, уплаченных с 1 января 2002 года.

В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» началось преобразование пенсионных прав граждан, приобретенных ими в период до 1 января 2002 года, в пенсионный капитал. Этот процесс получил название конвертация. Иными словами, конвертация – это пенсионные права граждан, которые формируются с учетом их трудового стажа и заработка по состоянию на 1 января 2002 года, выраженные в денежном эквиваленте.

Конвертация коснулась всех категорий граждан: и тех, кто уже на пенсии, и тех, кто продолжает трудиться до достижения пенсионного возраста или достигнув его. И, естественно, разным категориям граждан пенсионные права конвертируются по-разному. При этом пенсионный капитал определяется в соответствии с индивидуальным коэффициентом пенсионера, который определяется, исходя из продолжительности трудового стажа и среднего заработка.

Сведения о трудовом стаже каждого работника работодатели представляли в Пенсионный фонд. По состоянию на 1 января 2010 года в территориальных органах ПФР по Мордовии представлены сведения о трудовом стаже за период до 1 января 2002 года на 267516 человек, в том числе сведения о стаже на соответствующих видах работ – на 55161 человека.

Все поступившие индивидуальные сведения о трудовом стаже подвергаются правовой оценке, которая продолжается и в настоящее время. Она заключается в проверке полноты и достоверности данных, предоставленных в свое время в управления ПФР бухгалтериями и кадровыми службами предприятий и организаций. Сотрудники управлений ПФР проводят как документальные, так и камеральные проверки этих сведений.

По итогам проверок с работодателей истребовано 55748 корректирующих форм, содержащих сведения о трудовом стаже застрахованных лиц за период до 1 января 2002 года.

В прошлом году был принят закон, согласно которому срок оценки пенсионных прав лиц, работа которых связана с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста, сокращен на два года, до 1 января 2011 года. Работу по оценке пенсионных прав остальных граждан предусмотрено завершить не позднее 1 января 2013 года.

Конечный результат работы по оценке пенсионных прав – отражение в индивидуальных лицевых счетах граждан сведений о страховом стаже и стаже на соответствующих видах работ.

Формирование базы данных, содержащей лицевые счета со сведениями об общем трудовом стаже до 1 января 2002 года, позволит наиболее полно проинформировать граждан о результатах оценки их пенсионных прав. Это поможет людям принять меры по представлению сведений, недостающих для своевременного и правильного назначения трудовой пенсии. Кстати, аналог такого информирования – рассылка застрахованным лицам извещений ПФР о состоянии их индивидуальных лицевых счетов.

Территориальные органы ПФР также информируют граждан о необходимости представления ими документов на определенные части трудового стажа и заработной платы за период до 1 января 2002 года, которые повлияют на величину расчетного пенсионного капитала.

Если гражданин обнаружил, что в результате оценки его пенсионных прав учтены не все периоды его трудовой деятельности, был выбран не самый выгодный размер среднемесячной заработной платы, то ему необходимо побеспокоиться о представлении в органы Пенсионного фонда дополнительных документов о трудовом стаже и заработной плате. Единственное требование к этим документам – они должны содержать информацию о событиях, имевших место до 1 января 2002 года. И тогда его пенсионные права будут реализованы в полном объеме.

Как подсчитать свой пенсионный капитал до 2002 года и из чего формируется его общая сумма?

Одним из главных моментов пенсионной реформы является новая модель расчета пенсий – когда зарплата учитывается в полном объеме, с учетом ежегодных индексаций, на протяжении всего трудового стажа. Трудовой стаж при этом условно делится на два периода – до 1 января 2002 года и после.

Что такое пенсионный капитал?

Пенсионные взносы, уплачиваемые в Пенсионный фонд России, должны быть гарантией для гражданина того, что в старости у него будет достойное финансовое обеспечение. С каждым годом страховые взносы накапливаются на его лицевом счете, образуя пенсионный капитал.

Пенсионный капитал – это общая сумма страховых, так же дополнительных, взносов и других начислений, поступивших на счет застрахованного лица в ПФР. Накапливаемый капитал гражданина должен увеличиваться также за счет процентов от результатов умелого управления этим капиталом Пенсионным Фондом, которые должны ежегодно учитываться на индивидуальном счете будущего пенсионера.

Конвертация пенсионных накоплений

В целях сохранения пенсионного права, приобретенного гражданином до 2002 года, была введена конвертация. Пенсионные права в виде необходимых сведений, учитываемых на его лицевом счете, – среднемесячного заработка за 2000 - 2001 годы и общего стажа работы до 2002 г., при расчете пенсии преобразуют в сумму расчетного пенсионного капитала в денежном выражении. То есть, конвертация на 1 января 2002 года проводится для всех застрахованных лиц. На эту дату определяют пенсию, которая бы полагалась гражданину, если бы подошел срок ее назначения.

Важно! Трудовая пенсия, в отличие от государственной, выплачивается за счет средств обязательного пенсионного страхования. Трудовую пенсию стали называть также страховой с начала 2015 года, с даты вступления в силу Закона «О страховых пенсиях».

Что такое расчетный пенсионный капитал

Общая сумма накоплений на лицевом счете гражданина в ПФ образует его пенсионный капитал, которая служит расчетной базой для определения размера страховой пенсии. Его называют расчетным пенсионным капиталом.

Расчетный пенсионный капитал включает:

  • Начальный пенсионный капитал, приобретенный до 01.01.2002 г.
  • Расчетный пенсионный капитал, сформированный из страховых взносов, уплачиваемых с 1 января 2002 г.
  • А так же капитал, сформированный за счет валоризации – денежной переоценки пенсионных прав всех граждан, имеющих трудовой стаж до 2002 г. Все застрахованные лица получают 10% прибавки к части пенсионного капитала, сформированного до 2002 г., и еще дополнительно 1% этого капитала за каждый год стажа, образованного до 1991 г.

Важно! Валоризация применяется с 1 января 2010 года ко всем страховым (до 01.01.2015 г. – трудовым) пенсиям независимо от их вида.

Как рассчитать пенсионный капитал до 2002 года

Трудовая пенсия по достижению возраста состоит из страховой части и накопительной. В 2002 г. накопительная часть не устанавливается, она становится актуальной при назначении пенсии с 01.07.2012 г.

Расчет страховой части трудовой пенсии по старости определяется как отношение пенсионного капитала к ожидаемому периоду выплаты пенсии:

СЧ = ПК/Т + Б , где:
ПК – это сумма пенсионного капитала на дату, с которой гражданину назначается пенсия,
Т – ожидаемый период выплаты трудовой пенсии (на 2002 год – это 144 месяцев или 12 лет),
Б – базовый размер страховой части пенсии. Когда отменили единый социальный налог в 01.01.2010 году, базовая пенсия была объединена со страховой частью.

Из этого выражения обратным счетом выводится формула для расчета пенсионного капитала ПК :

ПК = (РП – 450 руб.) × Т , где:
РП – расчетный размер трудовой пенсии, эквивалентен величине СЧ ;
размер базовой части трудовой пенсии по старости, установленный на 01.01.2002 г., составляет 450 руб.

По этой формуле можно подсчитать пенсионный капитал, образованный на любую дату. Пенсионный капитал ПК, сформированный до 1 января 2002 г., рассчитывается аналогично:

ПК = (РП – 450 руб.) × 144 мес. ,
где РП – расчетный размер трудовой пенсии на 01.01.2002 г.

Как определить расчетный размер трудовой пенсии

Расчетный размер трудовой пенсии вычисляеттся по формуле:

РП = СК × ЗР/ЗП × СЗП , где
ЗР – среднемесячный заработок будущего пенсионера за определяемый период (в расчет берется сумма зарплаты, от которой были исчислены перечисленные страховые взносы),
ЗП – среднемесячная зарплата в России за тот же период, (за период 2001г. – 2002 г. она равна 1 494,50 руб.),
СЗП – среднемесячная зарплата в РФ с 1 июля по 30 сентября 2001 г., утвержденная в целях исчисления размеров трудовых пенсий Правительством РФ, ее размер – 1 671 руб.,
СК – это стажевый коэффициент, он берется равным 0,55 при общем стаже 20 лет у женщин и 25 лет у мужчин. Значение коэффициента повышается на 0,01 за каждый год при росте стаже, но не более чем на 0,2.

Пример расчета пенсионного капитала до 2002 г.

Определим условную пенсию по старости, которая бы полагалась мужчине на 01.01.2002 г. Допустим, гражданин отработал 26 лет до 01.01.2002 г., а на пенсию он уходит в феврале 2019 года. По сведениям персонифицированного учета его среднемесячная зарплата за 2000 г. - 2001 г. составила 3 356 руб. Стажевый коэффициент равен: 0,55 + 0,01 = 0,56. Отношение ЗР/ЗП составит 3 356 руб./ 1 494,50 руб. = 2,25.

В соответствии со статьей 30, п. 3 Закона N 173-ФЗ, применяется ограничение к этому отношению – не выше 1,2 . Для граждан, работавших на Крайнем Севере и областях приравненных к ним, где применяются районные коэффициенты к заработанной плате, применяются другие ограничения.

1) Определим расчетный размер трудовой пенсии гражданина на 01.01.2002 г.:

РП = СК × ЗР/ЗП × СЗП = 0,56 × 1,2 × 1 671 руб. = 1 122,91 руб.

2) Рассчитаем его пенсионный капитал на 01.01.2002 г.:

ПК = (РП – 450 руб.) × 144 мес. = (1 122,91 руб. – 450 руб.) × 144 мес. = 96 899,04 руб.

3) Полученный расчетный пенсионный капитал индексируется на 01.02.2019 г. – умножаем полученный ПК на произведение коэффициентов индексации с 2003 г. по 2019 г.:

ПК на дату назначения пенсии = 96 899,04 руб. × 1,307 × 1,177 × 1,114 × 1,127 × 1,16 × 1,204 × 1,269 × 1,063 × 1,088 × 1,07 × 1,066 × 1,065 × 1,114 × 1,04 × 1,054 × 1,037 × 1,0705 = 631 690,07 руб.

Таким образом, в нашем примере расчетный пенсионный капитал на период до 2002 г. составляет сумму 631 690,07 руб.

На практике в Пенсионном фонде индексация производится в более детальном порядке, согласно ст. 17, п. 6 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», когда применяются более высокие коэффициенты относительно некоторых лет и учитывается такой фактор как наличие иждивенцев у пенсионера.

Сумма полагаемой страховой пенсии по старости напрямую зависит от количества пенсионных баллов, заработанных за время трудоустройства. Их начали начислять с 2015 г. Для определения индивидуального пенсионного коэффициента до этого времени необходимо вычислить расчетный пенсионный капитал (РПК) – общую сумму страховых взносов, перечисленных из дохода работника в Пенсионный фонд.

Структура расчетного пенсионного капитала

Страховая пенсия определяется для каждого человека индивидуально. Для ее назначения нужно достичь предельного возраста и иметь:

  • минимальное число пенсионных баллов (ПБ);
  • необходимый страховой стаж.

При выходе на пенсию необходимо подать заявление через работодателя или напрямую в ПФР для назначения довольствия. Пособие по линии ПФР состоит из двух основных частей:

  • Фиксированной (базовой) величины. Размер определяется постановлением Правительства РФ и подлежит ежегодному индексированию.
  • Страховой части. Сумма определяется путем умножения количества ПБ, заработанных за трудовую деятельность, на стоимость одного балла на дату начисления пенсии.

ПБ начали начислять только после реформы 2015 г. Определить число баллов за период до 2015 г. можно, зная расчетный пенсионный капитал.

Выплаты поступают за застрахованное лицо в бюджет ПФР на основании данных персонифицированного (индивидуального) учета. РПК состоит из:

  • конвертируемых в денежном выражении пенсионных прав, приобретенных застрахованными гражданами до 01.01.2002;
  • суммы валоризации и страховых взносов, перечисленных нанимателем в ПФР после этой даты.

  • Что делать при отравлении
  • Как заморозить баклажаны на зиму
  • 40 способов сохранить здоровую кожу после 40

Порядок конвертации пенсионных прав до 2002 года

Для расчета пенсии по возрасту до 2002 г. использовались стаж работы и зарплата работника. Согласно закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ с 2002 по 2015 гг. пенсионные права определялись согласно советскому законодательству, индексировались, после чего поступали на лицевой счет ПФР в виде первоначального капитала.

Рассчитать РПК можно самостоятельно по следующей методике:

  1. Определяется стажевый коэффициент.
  2. Рассчитывается коэффициент среднемесячного заработка (КСЗ).
  3. Вычисляется расчетная пенсия по состоянию на январь 2002 г.
  4. Проводится валоризация.
  5. Применяется поправочный коэффициент.

Как определить расчетную пенсию

На первоначальном этапе нужно определить стажевый коэффициент. Он зависит от пола заявителя и продолжительности трудоустройства. Обратите внимание, что вне зависимости от результатов расчета, максимальное значение применяется за 0,75:

  • Если продолжительность стажа у мужчины меньше 25, а у женщины 20 лет, значение СК устанавливается 0,55.
  • За каждый дополнительный год стажа свыше 25 лет у мужчины и 20 у женщин к значению СК 0,55 прибавляется по 0,01.

На следующем этапе производится расчет КСЗ. Для этого вычисляется средняя зарплата за 2001-2002 гг. или за другие 60 месяцев. Полученный результат необходимо разделить на среднемесячную заработную плату по России за аналогичный временной период. Среднемесячный заработок по России с 2001 по 2002 гг. составлял 1 494,5 р.

Вне зависимости от итогового результата предельный КСЗ составляет:

  • 1,4-1,9 – для работавших в это время в районах Крайнего Севера;
  • 1,2 – для всех остальных заявителей.

Имея все данные, определяется сумма расчетной пенсии:

  • Если стажевый коэффициент 0,55:

РП мужчин = (СК х КСЗ х 1 671 – 450) х (стаж в годовом исчислении, наработанный до 2002 / 25)

РП женщин = (СК х КСЗ х 1 671 – 450) х (стаж в годовом исчислении, наработанный до 2002 / 20)

  • 1671 – константа и соответствует средней зарплате по стране в декабре 2001 года.
  • 450 – это базовый размер пенсии, установленный законом № 173-ФЗ.

Обратите внимание, что согласно закону № 173-ФЗ, если РП = СК х КСЗ х 1 671 меньше 660, расчетная пенсия определяется по формулам:

РП мужчин = 210 х (стаж в годовом исчислении, наработанный до 2002 / 25)

РП женщин = 210 х (стаж в годовом исчислении, наработанный до 2002 / 20)

  • Если СК больше 0,55:

РП = СК х КСЗ х 1 671 – 450

Обратите внимание, что согласно закону № 173-ФЗ, если РП = СК х КСЗ х 1 671 меньше 660, расчетная пенсия установлена на значении 210.

  • Акции при покупке жд билетов для пенсионеров
  • Штраф за борщевик для дачников
  • Чернослив с грецким орехом - как правильно нафаршировать и приготовить со сметанным или сливочным кремом


Валоризация

К расчетному размеру пенсии применяется валоризация – разовое увеличение:

  • Если у пенсионера отсутствует трудовой стаж до 1990 г., к полученному результату прибавляется 10%.
  • При наличии трудоустройства за данный период прибавляется 10% плюс по 1% за каждый полный год стажа. Подтвердить стаж можно трудовой книжкой, выписками, приказами, договорами.

Определение расчетного капитала РПК 1

Размер страховой пенсии (СП) по состоянию на 1 января 2002 г. составит:

  • СП – страховая пенсия;
  • РП – расчетная пенсия;
  • СВ – сумма валоризации.

Поскольку ежегодно производилась индексация капиталов, для получения рублевого выражения РПК необходимо к сумме страховой пенсии применить поправочный коэффициент. Им будет служить произведение годовых коэффициентов индексации за период с 2002 по 2014 гг. включительно. Он равняется 5,6148:

РПК1 = СП х 5,6148, где:

  • РПК1 – расчетный пенсионный капитал, накопленный по состоянию на 1 января 2002 г.;
  • СП – размер страховой пенсии;
  • 5,6148 – коэффициент индексирования.

Расчет пенсионных накоплений с 2002 по 2014 годы

Начиная с 2002 г., расчет пенсионных накоплений производится по другой схеме:

  1. Получение информации о страховых взносах, сформированных за период с 2002 по 2014 гг.
  2. Индексация расчетного пенсионного капитала.
  3. Подсчет величины пенсионного капитала.
  4. Перевод в баллы.

Страховые взносы работодателя с 2002 по 2014 годы

Информация о страховом стаже, суммах взносов и числе пенсионных баллов содержится на индивидуальном лицевом счете в Пенсионном фонде. Получить данные можно:

  • при личном визите в ПФР с паспортом;
  • через личный кабинет или Госуслуги, используя номер СНИЛС, телефона или адрес электронной почты.

Обратите внимание, что суммы перечисленных страховых взносов приводятся без индексации, поэтому их необходимо умножить на соответствующий году коэффициент (утверждаются Правительством РФ):

Нормативный документ (Постановление Правительства РФ)

При проверке правильности оценки пенсионными органами пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал необходимо руководствоваться правилами, изложенными в статье 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имея при этом в виду следующее:

а) оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с названным Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года;

б) расчетный пенсионный капитал, т.е. учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу указанного Федерального закона, является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии (абзац четвертый статьи 2 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Расчетный пенсионный капитал в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года определяется по формуле, указанной в пункте 1 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ.

При этом ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 5 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ, начиная с 1 января 2002 года установлен продолжительностью 12 лет (144 месяца) и подлежит ежегодному увеличению на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев) (пункт 1 статьи 32 Федерального закона N 173-ФЗ).

В таком же порядке в силу пункта 2 статьи 32 Федерального закона N 173-ФЗ определяется ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости лицам, указанным в пункте 1 статьи 27 и пункте 1 статьи 28 данного Федерального закона. Начиная с 1 января 2013 года этот период ежегодно (с 1 января соответствующего года) увеличивается на один год, при этом общее количество лет такого увеличения не может превышать количество лет, недостающих при досрочном назначении трудовой пенсии до возраста выхода на трудовую пенсию, установленного статьей 7 Федерального закона N 173-ФЗ (для мужчин и женщин соответственно) (абзац третий пункта 5 статьи 30, пункт 2 статьи 32 Федерального закона N 173-ФЗ);

в) отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2 для всех лиц, за исключением лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и лиц, которые проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ);

г) поскольку оценка пенсионных прав граждан на основании статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ производится по состоянию на 1 января 2002 года, исходя из смысла пункта 2 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1,4; 1,7; 1,9) может учитываться:

лицам, проживавшим на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях. При этом в указанном случае возможность учета заработков в повышенном размере Закон не ставит в зависимость от того, приобрели они на эту дату право на трудовую пенсию или нет, а также выехали они из указанных районов после 1 января 2002 года или остались там проживать;

мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 1 января 2002 года проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию).

При определении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации следует иметь в виду, что среднемесячный заработок застрахованного лица исчисляется с учетом фактически начисленной заработной платы, т.е. в том числе и с учетом районного коэффициента, установленного на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, а повышенное отношение заработков (ЗР/ЗП - не свыше 1,4; 1,7; 1,9) - с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленного в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти), поскольку в силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" финансирование выплаты страховой части трудовой пенсии осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, средства которого в силу пункта 1 статьи 16 этого же Федерального закона являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации федеральная государственная собственность и управление ею находятся в исключительном ведении Российской Федерации;

д) если лица до 1 января 2002 года работали на строительстве объектов, имеющих важное народно-хозяйственное значение, и органами государственной власти СССР на период строительства был установлен районный коэффициент к заработной плате и распространены льготы, установленные для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то, поскольку установление такого коэффициента носило временный характер (устанавливался лишь на определенный период с учетом важного народно-хозяйственного значения объекта и сложности производственных условий его строительства и применялся для увеличения заработной платы в целях обеспечения строительства объекта), он не может быть отнесен к тем районным коэффициентам, которые устанавливаются в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти) к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в целях возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам, т.е. учитывают особенности природно-климатических условий и более высокую стоимость жизни в данных районах. Исходя из изложенного лицам, принимавшим участие в строительстве названных объектов, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) должно учитываться по общему правилу: в размере не свыше 1,2 либо в размерах не свыше 1,4; 1,7; 1,9 (повышенное отношение заработков) при наличии к тому оснований (пункт 2 статьи 28, пункт 2 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ);

е) в силу пункта 4 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года.

При этом следует иметь в виду, что продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности исчисляется в календарном порядке независимо от того, что ранее действовавшим законодательством для аналогичных периодов, засчитываемых в общий трудовой стаж, было предусмотрено льготное исчисление (например, периоды работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчислялись в полуторном размере) и в него включаются лишь те периоды, которые перечислены в названном выше пункте.

Однако указанное правило не препятствует осуществлению оценки пенсионных прав граждан (по их желанию) по состоянию на 1 января 2002 года независимо от того, выработан ими на 1 января 2002 года общий или специальный стаж полностью или частично, исходя из размера пенсии, исчисленного по условиям и нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", что вытекает из пунктов 6 и 9 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ, которыми предусмотрена возможность оценки пенсионных прав исходя из расчетного размера пенсии, исчисленного по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (пункт 6), а также предусмотрено, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона N 173-ФЗ (пункт 9). При этом необходимо иметь в виду, что если в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма пенсии, исчисленная на основании Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" без учета индивидуального коэффициента пенсионера, то при подсчете трудового стажа подлежат применению не только нормы этого Закона, регулирующие порядок и условия включения в трудовой стаж периодов работы (службы), иных периодов, а также возможность включения ряда периодов в льготном исчислении, но и положения статей 16 и 17, а также статьи 18 данного Закона, которой установлено ограничение максимального размера пенсии тремя (либо тремя с половиной) минимальными размерами пенсии. Исчисленный в таком порядке размер пенсии применяется для последующего определения расчетного пенсионного капитала пенсионера (ПК).

По всем юридическим вопросам обращайтесь к квалифицированным юристам по тел. – 8 (919) 722-05-32

Юридическая помощь www.mashenkof.ru - качественные услуги за разумную цену.

Абонентское обслуживание физических и юридических лиц.

"Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2006, N 12

Конвертация пенсионных прав пенсионеров

В настоящее время практически в полной мере действуют пенсионные законы, принятые в конце 2001 г. В ходе претворения в жизнь основных положений пенсионной реформы в них периодически вносились изменения и дополнения, уточняющие порядок их действия. Однако сама система, регламентирующая назначение, перерасчет, индексирование трудовых пенсий, остается прежней.

Оценка пенсионных прав, накопленных застрахованными лицами до 01.01.2002, проводится путем преобразования (конвертации) их в расчетный пенсионный капитал. Под расчетным пенсионным капиталом понимается общая сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до 01.01.2002, которые являются базой для определения размера страховой части трудовой пенсии .

В качестве напоминания: сегодня трудовая пенсия для лиц моложе 1968 года рождения состоит из базовой части, страховой и накопительной; а для лиц 1968 года рождения и старше - только из 2-х частей (базовой и страховой).

О ставших пенсионерами до 31 декабря 2001 года

Как известно, для работающих граждан по результатам проведенной конвертации определяется расчетный пенсионный капитал (РПК) по состоянию на 01.01.2002 и дальше, учитывая поступающие страховые взносы и РПК, готовятся сведения, которые будут использованы при назначении будущей пенсии. Но как в свете новых пенсионных законов формировать трудовую пенсию тем гражданам, кому по состоянию на 31.12.2001 она установлена по старости, инвалидности, потере кормильца или за выслугу лет? Вопрос о формировании пенсии действующим пенсионерам совсем не праздный: многие из обращающихся с таким вопросом пенсионеров не совсем представляют себе этот механизм, особенно в связи с проводимыми перерасчетами и индексациями назначенных пенсий.

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон) органами, осуществляющими пенсионное обеспечение в начале 2002 г., был проведен пересчет установленных пенсий по определенной технологии. Эта технология предусматривала увеличение размера пенсии с 01.01.2002 в соответствии с требованиями Закона по имеющимся в пенсионном деле сведениям без истребования заявления от пенсионера, или же формирование пенсии по существующей величине, но исходя из новых составных частей - базовой и страховой.

Одновременно всем пенсионерам была дана возможность представить дополнительные данные об имеющихся обстоятельствах, которые каким-либо образом могли повлиять на величину пересчитываемой пенсии. Если в указанные сроки пенсионер не заявил о своем желании представить дополнительные документы или не представил их, то по умолчанию трудовая пенсия по нормам Закона ему пересчитывалась с 01.01.2002 в размере, определенном исходя из сведений пенсионного дела.

В случае представления пенсионером сведений производился перерасчет размера трудовой пенсии в соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 20 Закона, т.е. с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором последовало соответствующее обращение и были представлены все необходимые документы. Одновременно с таким перерасчетом определялась величина расчетного пенсионного капитала.

Возможен ли пересчет?

В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона конвертация производится в связи с введением его в действие, т.е. носит разовый характер. При этом предполагается, что необходимые сведения для оценки пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002 должны находиться в распоряжении пенсионного органа в полном объеме, и поэтому не требуется их дополнительного уточнения. Исходя из этого нормы Закона не содержат возможности перерасчета пенсионного капитала.

В то же время в течение переходного периода, т.е. до 01.01.2013, когда должна быть окончательно произведена оценка пенсионных прав всех застрахованных лиц, в т.ч. пенсионеров, возможны случаи уточнения величины расчетного пенсионного капитала. Так, возможны случаи, когда пенсионер после представления дополнительных документов и определения расчетного пенсионного капитала представит новые, дополнительные документы (например, справку о более высоком заработке за 5 лет подряд) за период до 01.01.2002. В этом случае осуществляется уточнение величины расчетного пенсионного капитала.

В соответствии с п. 2 ст. 29 Закона при его применении к уплате страховых взносов в ПФР приравнивается уплата:

- взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г.;

- единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место до 1 января 2002 г.

Также возможны случаи представления документов, подтверждающих определенные периоды стажа, ранее не учтенные при назначении пенсии.

Как сформировались пенсии, назначенные

до 1 января 2002 года

Определение размера расчетного пенсионного капитала пенсионера по состоянию на 01.01.2002 выполнено только как техническое действие, т.е. зафиксирована его величина. Особенно важна эта "фиксация" для работающих пенсионеров и пенсионеров, получающих пенсию по инвалидности, установленной на определенный срок. Такая фиксированная величина принимается за основу при обращении пенсионера за перерасчетом трудовой пенсии, для определения расчетного пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2002.

Трудовая пенсия по старости для лиц 1968 года рождения и старше в соответствии с существующим пенсионным законодательством имеет вид:

где БЧ - базовая часть пенсии,

СЧ - страховая часть.

где ПК - расчетный пенсионный капитал,

Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии.

Величина расчетного пенсионного капитала определялась пенсионерам исходя из суммы установленной пенсии по старости и за выслугу лет по формуле:

где БЧ - размер базовой части трудовой пенсии по старости по состоянию на 01.01.2002, равный 450 руб.;

Т - ожидаемый период выплаты пенсии, составляющий 12 лет (144 месяца) для целей конвертации и исчисления страховой части трудовой пенсии в 2002 г.

Для формирования расчетного пенсионного капитала пенсионерам-инвалидам за основу бралась формула:

ПК = (П - БЧ) x Т x К,

где К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа инвалида на момент назначения пенсии по инвалидности к 180 месяцам.

Следует подчеркнуть, что момент определения пенсии по инвалидности по нормам Закона - это 01.01.2002. Именно по состоянию на эту дату (а не на дату фактического установления инвалидности) учитывался возраст инвалида в целях определения нормативной продолжительности страхового стажа и расчетного пенсионного капитала. Данное правило прямо предусмотрено в абз. 7 п. 1 ст. 30 Закона.

Нельзя не сказать и о тех повышениях, принятых в старом пенсионном законодательстве, которые учитывались при формировании пенсий по состоянию на 01.01.2002.

В сумме пенсии, исходя из которой определялся расчетный пенсионный капитал пенсионеру, учитывались следующие установленные согласно соответствующим пунктам ст. 110 Закона от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 340-1) повышения:

а) на 185 руб. 32 коп.:

- участникам Великой Отечественной войны (п. "г");

- гражданам - бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (п. 2 "д");

- гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда" (п. "з");

- инвалидам с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями (п. "к");

б) на 92 руб. 66 коп.:

- гражданам, не менее шести месяцев находившимся на военной службе в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. (п. "е");

- гражданам, проработавшим не менее шести месяцев в годы Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г.), исключая время работы в районах, временно оккупированных неприятелем, или награжденным орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны (п. "ж");

- гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным (п. "и").

Кроме того, учитывались:

- установленные Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней, повышения размера пенсии на 100%, Героям Социалистического Труда - на 50%, но не менее чем на 185 руб. 32 коп., соответственно каждому полученному званию (п. "а" ст. 110 Закона от 20.11.1990 в редакции Федерального закона от 13.07.2001 N 100-ФЗ, вступившей в силу с 30.12.2001 в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 168-ФЗ);

- установленное чемпионам Олимпийских игр повышение размера пенсии на 50%, но не менее чем на 185 руб. 32 коп. (п. "б" ст. 110 Закона от 20.11.1990);

- установленное гражданам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней или орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" трех степеней, повышение размера пенсии на 15% (п. "в" ст. 110 Закона от 20.11.1990).

Вместе с тем в сумме пенсии, исходя из которой определялся расчетный пенсионный капитал пенсионера, не учитывались установленные в соответствии со ст. 21 Закона от 20.11.1990 надбавки к пенсии на уход за пенсионером и на нетрудоспособных иждивенцев.

Размер выплачиваемой пенсии повысился

Таким образом, введение в силу новых пенсионных законов - это не добавка к пенсии и не повышение пенсий абсолютно всем пенсионерам, а перерасчет уже назначенных трудовых пенсий по нормам нового законодательства.

Надо сказать, что при конвертации прав пенсионерам выявились случаи, когда по документам пенсионного дела требовалось снизить размер пенсии. Просто об этом никто не знает, поскольку в п. 4 ст. 29 Закона сказано, что, если при перерасчете размера трудовой пенсии в соответствии с нормами, предусмотренными этим Законом, ее размер не достигает получаемого пенсионером на 01.01.2002, пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем, более высоком, размере. В практическом плане это означает, что сохраняется сумма пенсии со всеми установленными надбавками, повышениями, компенсационной выплатой в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента.

Вся проведенная работа по формированию пенсий в свете нового пенсионного законодательства существенно изменила положение пенсионеров: повысились пенсии работающих пенсионеров в среднем на 450 - 500 руб., пенсионеры-инвалиды получили повышение от 240 до 900 руб. Пенсионерам, достигшим 80-летнего возраста, пенсии были увеличены с 660 до 900 руб. Получили прибавку и те, у кого не выработан полностью трудовой стаж. Появилась возможность повысить пенсию женщинам с трудовым стажем менее 20 лет и мужчинам со стажем менее 25 лет с 423 - 485 до 660 руб.

Было предусмотрено и улучшение пенсионных норм для лиц, отработавших установленные сроки под землей, в горячих цехах, на производствах с вредными и тяжелыми условиями труда.

Не были забыты получатели социальных пенсий - различные их категории получили прибавки. Так, лицам в возрасте до 18 лет, потерявшим обоих родителей, было добавлено более 400 руб. Остальные социальные пенсии с 1 января 2002 г. достигли размера 450 руб.

Читайте также: