Закон о трудовых пенсиях и служба в армии

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 1 января 2020 г. - Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I
"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"

С изменениями и дополнениями от:

28 ноября, 27 декабря 1995 г., 19 декабря 1997 г., 21 июля 1998 г., 1 июня 1999 г., 6 декабря 2000 г., 17 апреля, 30 декабря 2001 г., 10 января, 4 марта, 29 мая, 12, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 2 февраля, 21, 30 декабря 2006 г., 1, 3 декабря 2007 г., 13 февраля, 8 мая, 22 июля 2008 г., 28 апреля, 24 июля, 9 ноября 2009 г., 21 июня, 10 декабря 2010 г., 1 июля, 8 ноября 2011 г., 12 ноября 2012 г., 7 июня, 2 июля, 28 декабря 2013 г., 4 июня, 21 июля, 4 ноября, 1 декабря 2014 г., 14 декабря 2015 г., 3 июля, 19 декабря 2016 г., 22 февраля, 3 апреля, 1 мая, 1 июля, 20 декабря 2017 г., 30 апреля, 1 октября, 2 декабря 2019 г., 20 июля 2020 г.

ГАРАНТ:

Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, см. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 398-ФЗ

ГАРАНТ:

В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 г. в соответствии с настоящим Законом подлежат пересмотру с 1 января 2012 г. в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ) и названного Федерального закона

ГАРАНТ:

Пенсии гражданам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и таможенных органах РФ и увольняемым в 2012 г. с военной службы (службы), и членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном настоящим Законом (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ)

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Закону

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

12 февраля 1993 года

Определяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей.

Предусматриваются пенсии за за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Пенсии исчисляются из денежного довольствия с учетом месячной стоимости продовольственного пайка, денежной продовольственной компенсации.

Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям повышаются при увеличении минимального размера пенсии по старости.

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"

Настоящий Закон вводится в действие с 1 февраля 1993 г.

См. постановление ВС РФ от 12 февраля 1993 года N 4469-I "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей"

Текст Закона опубликован в "Российской газете" от 26 февраля 1993 г., в Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 4 марта 1993 г., N 9, ст. 328

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 января 2020 г. N 5-П часть четвертая статьи 7 во взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она характеризуется неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июля 2016 г. N 16-П взаимосвязанные положения частей первой и третьей статьи 7 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения в системе действующего правового регулирования при назначении пенсии по случаю потери кормильца родителям двух (или более) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел, не позволяют учитывать для определения размера их пенсионного обеспечения факт гибели двух (или более) детей

Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 января 2016 г. N 1-П часть первая статьи 13 настоящего Закона признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 24 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", предполагает безусловное прекращение выплаты гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, пенсии за выслугу лет, назначенной ему ошибочно в результате неправильного подсчета уполномоченным государством органом необходимого для возникновения права на данную пенсию стажа службы (выслуги лет), притом что сам гражданин при приобретении статуса получателя пенсии за выслугу лет действовал добросовестно, - без учета продолжительности периода, прошедшего с момента ее назначения, продолжительности периода, недостаточного до достижения установленной законом выслуги лет, значимости для этого гражданина пенсии в качестве источника дохода и иных заслуживающих внимания обстоятельств - и тем самым не обеспечивает при исправлении допущенной ошибки соблюдение конституционных принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности (пропорциональности), поддержания доверия граждан к действиям государства, а также баланса конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов

Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 июня 2011 г. N 11-П положения статьи 56 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той части, в какой они предусматривают выплату бывшим военнослужащим пенсий, по месту жительства или по месту пребывания пенсионера в пределах территории РФ, основанием для определения и подтверждения которого признаются только документы о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданные в установленном порядке органами регистрационного учета

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 238-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2020 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 381-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 30 апреля 2019 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2019 г.

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г. и 5 апреля 2016 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 95-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. N 63-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 февраля 2017 г. N 20-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 430-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Действие части второй статьи 43 настоящего Закона приостановлено до 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 5 апреля 2016 г.

Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 367-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Действие части второй статьи 43 настоящего Закона приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 397-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Действие части второй статьи 43 настоящего Закона было приостановлено с 1 января 2015 г. до 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие положений пункта "б" статьи 22, пунктов "а" и "б" статьи 36 настоящего Закона (в редакции названного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 397-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 181-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 10 декабря 2010 г. N 354-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 21 июня 2010 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 ноября 2009 г. N 253-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 8 мая 2008 г. N 64-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 февраля 2008 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2007 г. N 319-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 311-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2007 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 272-ФЗ

Федеральный закон от 21 декабря 2006 г. N 239-ФЗ

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 20-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 2-ФЗ

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 29 мая 2002 г. N 60-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 22-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2003 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Действие статьи 43 настоящего Закона в части включения в денежное довольствие для исчисления пенсий, назначаемых лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, месячной стоимости выдаваемого им продовольственного пайка приостановлено на 2002 г.

Федеральный закон от 17 апреля 2001 г. N 47-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2000 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 1 июня 1999 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2000 г.

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Федеральный закон от 19 декабря 1997 г. N 153-ФЗ

Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ

Федеральный закон от 28 ноября 1995 г. N 186-ФЗ

Большое значение для формирования пенсии в современной России имеет стаж работы. Чем он больше, тем, соответственно, обеспеченней будет старость гражданина в будущем.

Актуальным остается вопрос о вхождении в этот период армейской службы. Срок военной службы входит в него, однако с некоторыми особенностями, которые будут рассмотрены в статье.

Бесплатно по России

Что такое стаж

Понятие « трудовой стаж» ранее применялось исключительно в контексте количества лет работы гражданина. Сюда же входили и некоторые иные периоды (например, отпуска по уходу за ребенком).

Также в России существует страховой стаж – срок, за который за работника уплачивались страховые взносы (работодателем или им самим, в случае осуществления предпринимательской деятельности).

Отдельно следует выделить льготный спецстаж, под которым следует понимать работу в тяжелых, вредных и особых условиях, за что предусмотрено право на досрочный выход на пенсию.


В каких случаях служба в армии входит в общий трудовой стаж

До 2002 года основным критерием, определяющим размер пенсии, было общее количество отработанных лет. Сейчас он не имеет такого практического значения как раньше, однако все еще используется для расчета отдельных социальных выплат. Так идет ли период нахождения в армии в общий время осуществления трудовой деятельности?

В Российской Федерации предусмотрено две формы комплектования Вооруженных сил:

  • обязательный призыв военнообязанных граждан;
  • заключение контракта.

Военнослужащим по призыву время нахождения в войсках засчитывается полностью.

К военнослужащим по контракту следует отнести офицеров, а также рядовой и сержантский состав из лиц, подписавших соответствующий документ. При определенной выслуге лет они вправе рассчитывать на особую, военную пенсию, в связи с чем общий трудовой срок работы для них не имеет принципиального значения. Однако в случае недостаточности выслуги они вправе рассчитывать либо на страховую пенсию по старости, для начисления которой необходимо иметь минимальный рабочий период, составляющий 10 лет в 2019 году.

Существует также ряд структур, прохождение службы в которых приравнивается к армейской:

  • Войска Росгвардии;
  • ФСИН;
  • МВД;
  • ФСБ;
  • МЧС.


Принцип расчета стажа служивших в армии

По общему правилу, служба в Вооруженных силах и приравненных к ним структурах засчитывается из расчета, что 1 день нахождения там приравнен к 1 дню работы. Иными словами, она учитывается в зависимости от ее продолжительности в календарных днях. Однако существуют исключения. Так, военнослужащим по призыву 1 день нахождения в армии или флоте приравнивается к 2 дням.

Пример 1

Военнослужащий по контракту отслужил менее 3 лет, после чего уволился из армии, впоследствии работая на гражданских должностях. Права на военную пенсию, таким образом, он не заработал, а весь срок его нахождения в войсках приравнивается к обычной трудовой деятельности. Соответственно, за период нахождения в войсках он накопил 3 года трудового стажа.

Пример 2

Военнослужащий по призыву отслужил положенный законом период в 1 год и после демобилизации работал на «гражданке». Учитывая повышающий коэффициент, период трудового стажа, накопленного за время службы, составляет 2 года.

При обращении за назначением пенсии, специалисты ПФР могут запросить документы, подтверждающие нахождение гражданина в армии. К ним относятся:

  • военный билет;
  • трудовая книжка с записью о нахождении ее владельца в войсках;
  • справка из военного комиссариата;
  • справки из воинских частей, иных мест прохождения службы.

Страховая часть: особенности расчета

Страховой стаж имеет более важное значение, определяя как само право выйти на пенсию, так и ее размер.

Для военнослужащих по призыву нахождение в войсках входит в страховой срок только при условии, если до этого времени или сразу после него он имел официальную работу (или занимался предпринимательской деятельностью) и за него отчислялись взносы в ПФР.

При выполнении этого условия, за каждый год, который гражданин служит в войсках, ему начисляется 1,8 пенсионных балла.

Для контрактников (в том числе офицеров), которые не могут претендовать на пенсию по выслуге, прохождение военной службы входит в страховой период.

Что касается военных пенсионеров, которые собираются оформлять вторую «гражданскую» пенсию, то время нахождения в армии, учтенное при подсчете выслуги, не может входить в страховой срок.

Льготный стаж: нюансы

Как правило, льготный стаж предполагает досрочный выход на пенсию в связи с тяжелыми и вредными условиями труда. Пребывание в армии может входить в этот период при условии, что гражданин работал на вредном производстве до нахождения в войсках или сразу после увольнения и возвращения на гражданку. Однако это касается тех работников, которые осуществляли трудовую деятельность в особых условиях труда до 1 января 1992 года.

Что касается спецстажа работников здравоохранения и образования, то в него засчитывается только срочная служба в армии до 1 октября 1993 года.


Иная ситуация периодом контрактной службы. Она может быть засчитанной в спецстаж при условии, что 1/3 его гражданин находился в армии, а 2/3 работал на соответствующих должностях в учреждениях здравоохранения и образования.

Служба в армии в большинстве случаев все же имеет серьезное значение для формирования различного вида стажа и, как следствие, влияет на размер будущего пенсионного обеспечения, что, несомненно, является одним из стимулов для ее прохождения.

Полезное видео

Служба в армии и декрет больше не будут входить в стаж? Ответ на вопрос смотрите в видео:

В настоящее время граждане РФ активно интересуются своим трудовым стажем, поскольку от него напрямую будет зависеть время выхода на пенсию. Поэтому они как можно раньше приступают к трудовой деятельности, женщины меньше сидят в декрете, а военнослужащие задаются таким вопросом, будет ли учитываться служба в армии при назначении пенсии, как правильно это оформить, какие документы и в какой срок необходимо предоставить.

Служба в армии для каких видов стажа она имеет значение

Государством РФ в ст. 59 Конституции закреплено, что каждый гражданин страны мужского пола, начиная с совершеннолетия и до двадцати семи лет, должен отслужить в вооруженных силах РФ. При этом также не запрещено исполнять военные обязанности и на контрактной основе. Но у военнослужащих возникает вопрос – будет ли считаться время, проведенное в армии в любом случае (по призыву или по контракту), как трудовая деятельность.

Согласно нормам закона, к трудовой деятельности относится не только период фактического присутствия на рабочем месте, но его вынужденное отсутствие по определенным причинам, например, для прохождения службы в вооруженных силах РФ.

Именно от трудового стажа, упоминаемого в ФЗ №173, зависели условия предоставления и размер пенсии. После изменений 2002 года в законодательстве размер пенсионных выплат стал определяться страховым стажем , который представляет собой установленный режимом пенсионного страхования период.

Поэтому воинская служба, согласно:

  • ФЗ №173 учитывается в трудовом стаже;
  • ФЗ №400 определяет размер страхового стажа;
  • ФЗ №76 считается льготным стажем для определенной категории граждан.

Служба в армии играет роль во всех применяемых в РФ видах стажей, при этом этот период имеет свой порядок зачисления.

Порядок зачисления службы в армии в стаж

  • офицеры морских и наземных войск;
  • мичманы;
  • прапорщики;
  • граждане, осуществляющие военную службу по контракту;
  • сотрудники МЧС;
  • аттестованные работники прокуратуры и другие.

При этом обязательным условием зачисления времени службы в стаж и расчете выплат по нетрудоспособности является осуществление трудовой деятельности до и после пребывания в армии .

Также жены военных, которые проживали совместно с мужем во время его трудовой деятельности, могут рассчитывать на зачисление в свой стаж этого времени, как период вынужденной безработицы.

Виды стажа и принципы включения службы в армии в каждый из них

Служба в армии для военнослужащих играет большую роль при формировании трех основных видов стажей РФ:

  • трудового или общего;
  • страхового;
  • льготного.

При этом учет в каждом из них имеет некоторые особенности.

Трудового общего

Такой вид стажа, согласно нормам законодательства, с 2002 года не оказывает прямого влияния на величину пенсионных выплат, но он имеет значение при:

  • перерасчете пенсий, накопленных до введения изменений 2002 года;
  • установлении повышающего коэффициента для работников, осуществляющих трудовую деятельность в определенных регионах;
  • отправке на отдых сельских жителей;
  • присвоении ветеранского статуса;
  • досрочном выходе на пенсию;
  • оформлении льготной пенсии военнослужащими.

В этот вид стажа период несения военной службы включается:

  • Согласно его фактической продолжительности для военнослужащих, осуществляющих службу на общих условиях.
  • Удваивается для армейцев, которые были призваны к службе, и для госслужащих при определении их стажа.
  • Утраивается для военнослужащих, которые участвовали в военных действиях, т.е. находились в условиях повышенного риска для жизни и здоровья.

При этом есть нюанс – для того, чтобы трудовой стаж не прерывался, отслуживший должен в течение года после демобилизации вновь приступить к трудовой деятельности .

Поэтому в некоторых случаях служба в армии сокращает время, когда следует выходить на заслуженный отдых.

Страхового общества

После изменений 2002 года в пенсионном законодательстве основную роль играет страховой стаж, который:

  • Определяет размер пенсионных выплат.
  • Влияет на величину пособия, выплачиваемого сотруднику при его уходе на больничный.

Армейская служба рассматривается как стандартный страховой стаж , несмотря на то, что в этот период работодатель не совершал никаких отчислений в ПФР. Также в отличие от трудового, где этот период может учитываться в двукратной и трехкратной продолжительности, в этот вид стажа воинская служба включается только по ее календарной продолжительности.

Льготного общества

Несомненно армейский период для некоторых военнослужащих может быть учтен в льготный стаж, которые дает возможность гражданину выходить на пенсию:

  • досрочно, если его трудовая деятельность связана с тяжелыми и опасными условиям (в органы внутренних дел, вредное производство, крайний север, участие в боевых действиях;
  • по выслуге, если его должность включена в утвержденный Правительством РФ перечень (ст. 3 ФЗ №76).

Как длительность армейской службы влияет на стаж

Для большинства военнослужащих армейский период на общих условиях учитывается исходя из его фактической продолжительности, т.е. один год приравнивается к одному году стажа.

Служащие по контракту обладают такими же условиями, поскольку фактически это является их официальным местом работы . При этом они могут обеспечить себе досрочный выход на пенсию, добровольно отслужив установленный законодательством период, который составляет двадцать лет. Такая инициатива армейцев активно поддерживается государством в виде повышенных пенсионных выплат.

Учет армейской службы при начислении пенсии по балльной системе

Согласно изменениям в пенсионной сфере, с 2015 года размер пенсионных выплат определяется по бальной системе. Для того чтобы гражданину было назначено пенсионное пособие должен быть:

  • Набран необходимый размер баллов.
  • Достигнут установленный пенсионный возраст.
  • Выработан определенный страховой стаж.

Эти баллы начисляются гражданину, если работодатель ежемесячно осуществляет необходимые отчисления в ПФР.

Ежегодно по общему правилу трудящийся гражданин получает 1,8 балла. Именно такое же количество баллов получает и военнослужащий, проходящий службу в армии, несмотря на то, что никаких отчислений от работодателя в ПФР не производится.

Необходимые документы для включения армейских лет в стаж

Каждый военнослужащий должен подтвердить тот факт, что он некоторый период времени пребывал в армии, иначе это время могут не учесть в трудовом или другом виде стажа. Для этого после демобилизации гражданин должен предоставить необходимый перечень документов в отдел кадров предшествующего службе места работы.

К этим документам относятся:

  • военный билет;
  • справка о прохождении службы в определенном подразделении;
  • трудовая книжка.

На основании справки в трудовой книжке делается соответствующая запись.

Также военнослужащий, который до армии был трудоустроен, может быть уверен, что, согласно законодательству, работодатель оставит рабочее место за ним . А если гражданин не был трудоустроен, то ему просто потребуется принести на новое место работы чистую трудовую книжку.

При этом граждане, которые обучались в военном учебном заведении, могут рассчитывать на учет этих лет в стаж, для этого им необходимо будет предоставить диплом об окончании соответствующего заведения.

Каждый военнослужащий, несущий службу, исходя из долга перед государством или на добровольной основе, т.е. по контракту, может рассчитывать на то, что эти годы будут учтены в трудовой и страховой стаж, но только при определенных условиях. Также для некоторых категорий граждан существуют особые условия включения этих лет в стаж.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристу на сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут.

На «горячую» линию ГУ ПФР № 5 (8-495-987-09-19), обслуживающего граждан САО г. Москвы и подмосковных городов Химки, Лобня и Долгопрудный, обратился рабочий производственного предприятия Игорь Рязанцев:

- Этой весной буду призван в армию. Учитывается ли служба в армии при формировании пенсионного стажа ? Ходят слухи, что с 2019 года служба в армии исключается из стажа по новому закону? Отразится ли это на размере страховой пенсии по новым правилам? Я прочитал новый пенсионный закон и не разобрался.

Консультирует начальник ГУ ПФР №5 Александр Акименко.

- Служба в армии входит в трудовой стаж каждого человека, служившего в ней по призыву или контракту. Однако в различных видах стажа она учитывается со своими особенностями в зависимости от ряда обстоятельств, - сообщил А. Акименко.

По его словам, согласно действующему законодательству, в современной пенсионной системе Российской Федерации пенсионные права граждан формируются в индивидуальных пенсионных коэффициентах (пенсионных баллах). Они суммируются за каждый год трудовой деятельности гражданина при условии начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

– Также пенсионные баллы начисляются и за нестраховые периоды, то есть когда гражданин не работал, но осуществлял социально значимую деятельность, – поясняет Александр Акименко. – К таким социально значимым периодам в жизни человека причисляется и служба в рядах Российской армии по призыву. Согласно федеральному закону «О страховых пенсиях», один год военной службы по призыву оценивается в 1,8 пенсионных балла.

А.Акименко отметил, что помимо срочной службы, в пенсионный стаж засчитываются и периоды военной службы солдат контрактников. На пенсию могут рассчитывать и жены военнослужащих, которые проживают с мужьями в отдаленных гарнизонах, где нет возможности устроиться на работу.

Он подчеркнул, что в 2019 году в страховой стаж включаются периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации . Но только при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР. Новый закон предусматривает, что в страховой стаж также может включаться период прохождения военной службы.

Однако армия не будет включена в страховой стаж, если до этого периода, либо сразу после него гражданин не осуществлял трудовую или иную деятельность, за которую работодатель перечислял взносы в ПФР. Это ограничение предусмотрено в ч. 2. ст. 12 закона № 400-ФЗ.

Срок служения Родине будет учтён и в том случае, если в трудовой книжке нет о нём отметки. Достаточно предъявить военный билет. Если военный билет утрачен, подойдёт архивная выписка или справка из воинской части.

Как сообщил А.Акименко, с 2019 года начала действовать новая льгота, согласно которой граждане, имеющие продолжительный стаж работы (42 года у мужчин и 37 лет у женщин), могут выйти на пенсию на 2 года раньше. Этот стаж для досрочной пенсии рассчитывают по особой схеме — включают только периоды работы и больничные. Соответственно, служба в армии не входит в стаж для досрочной пенсии по стажу.

Также с 1 января 2019 года некоторым гражданам полагается увеличенная индексация пенсии на 25 процентов. Речь идет о сельских жителях. Для получения такой индексации сельчанам требуется не менее 30 лет стажа. Многим стажа не хватает. И они стали выяснять, можно ли зачесть службу в армии в стаж. Но как гласит новый норматив, работа требуемой продолжительности должна осуществляться непосредственно в сельском хозяйстве и при этом юридически значимым является термин «проработавшим». Период службы в армии в «сельский» стаж зачету не подлежит.

Таким образом, служба в армии по новому пенсионному законодательству включается в страховой стаж и влияет на размер пенсии. Для подтверждения периода службы понадобится военный билет. Но служба в армии исключается из “сельского” стажа, дающего право на повышенную индексацию с 1 января 2019 года, также служба в армии не идет в зачет при определении права на досрочный выход на пенсию.

А.Акименко сообщил, что узнать о своих заработанных пенсионных правах, о будущем праве на страховую пенсию по старости, можно в Личном кабинете на сайте Пенсионного фонда.

Наша справка:

Если в 2018 году для получения права на страховую пенсию необходимо было иметь не менее 9 лет стажа и 13,8 пенсионных балла, то в 2019 году - не менее 10 лет стажа и 16,2 пенсионных балла.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

В Пенсионном фонде России рассказали, что не будет входить в трудовой стаж по новому закону в 2021 году. Так, с 2019 года для назначения пенсии перестали учитываться некоторые периоды стажа, если непосредственно до или после них у гражданина не было периодов работы, за которые направлялись отчисления в Пенсионный фонд.

Более подробно, что теперь не входит в стаж работы для выхода на пенсию, какой стаж должен быть у мужчин и женщин по новому закону, как учитывается период службы в вооружённых силах РФ, по призыву или после подписания контракта, при расчёте общего трудового стажа, и производящихся на его основе выплат, и компенсаций, что может повлиять на исключение периода стажа или его зачисление для назначения пенсии, читайте в данной статье.

Какие периоды теперь не включают в пенсионный стаж: что не войдет в трудовой стаж в 2021 году?

С 2019 года полностью изменился подход к пенсионной системе. Граждане теперь будут позже выходить на пенсию, применены новые формулы относительно начисления выплат, и состав трудового стажа также изменен.

Что теперь не будет входить в трудовой стаж по новому закону

В 2021 году перестанут учитываться при подсчете пенсионного стажа периоды, обозначенные в ч. 1, ст. 12 ФЗ № 400, если до них или после не было трудовой деятельности, являющейся поводом для отчислений в ПФР. При этом период трудовой деятельности не важен, главное его наличие.

К таким периодам имеют отношение:

  • служба в армии или вневедомственным структурам;
  • уход за ребенком до 1,5 лет, но в общем подсчете не более 6 лет;
  • временная нетрудоспособность;
  • уход за инвалидом 1 группы или ребенком-инвалидом, пожилым гражданином от 80 лет;
  • получение пособия по безработице;
  • период обустройства в процессе переезда в другой регион с целью осуществления трудовой деятельности.

Важно: период учебы на очной форме исключен, по причине отсутствия отчислений за гражданина в ПФР.

До 2025 года минимальный уровень трудового стажа будет повышаться на 1 год, пока не составит 15 лет, а пенсионных баллов — на 2.4, пока не составит 30.

Какой стаж должен быть у мужчин и женщин для выхода на пенсию по новому закону в 2021 году

Те, кому предстоит выйти на пенсию в 2021 году, а это женщины достигшие возраста в 56,5 лет и мужчины достигшие 61,5 года, должны для начисления им пенсии иметь трудовой стаж не менее 12 лет и должны набрать 21 пенсионный балл.

Если нет обстоятельств по которым выход на пенсию происходит раньше, например северного стажа или многодетности.

Что такое 1 пенсионный балл?

  • Его размер установлен ч. 7 ст. 10 ФЗ № 350 от 3-го октября 2018-го года.
  • 1 пенсионный балл Вы заработаете если в течении календарного года будете перечислять в пенсионный фонд взносы с зарплаты равной 1 МРОТ.

Если эти условия не выполнены, то можно рассчитывать только на социальную пенсию.

Исключение периода стажа в зависимости от категории

На исключение периода или его зачисление может влиять вариант стажа, который стал основанием для прекращения трудовой деятельности.

Стаж для назначения пенсии

При подсчете этого вида могут исключить:

  • прохождение службы в армии, если до нее или после отсутствовала работа;
  • период временной нетрудоспособности может засчитываться, только если в это время были выплаты из социального фонда;
  • если мамочка в периоды ухода за ребенком не была уволена, то есть имела место работы, это время не будет учтено, при этом для размера пенсии будет выгоднее период ухода;
  • периоды безработицы, общественных трудовых работ и переезда должны подтверждаться справкой из ГУСЗН;
  • периоды заключения под стражей или ухода за инвалидами и пожилыми гражданами должны подтверждаться справками из соответствующих учреждений или опекунов инвалида;
  • для жен военных, служащих на территории страны нужны справки не только из воинских частей, но и центров занятости, пребывание за границей как при муже военном, так и дипломате подтверждается справкой из организации его действия.

Важно: при отсутствии условий, обозначенных нормами, периоды учтены не будут.

Основные разновидности стажа:

Стаж для досрочной пенсии

Такой стаж возникает при наличии у гражданина труда во вредных и опасных условиях.

Чтобы они были зафиксированы должны иметься:

  • записи в трудовой книжке о назначении на должность, которая подпадает под подобную категорию;
  • у предприятия должны иметься разрешительные документы на ведение подобной деятельности;
  • также работодатель должен вносить дополнительные страховые взносы.

Важно: если все условия подтверждения специального стажа отсутствуют, пенсионер зачисляется к разряду обычных пенсионеров, а льготный стаж сгорает.

Стаж для сокращения на 2 года

Этот стаж предусмотрен для граждан, которые располагают продолжительностью работы от 37 лет для женщин и 42 лет для мужчин. При наличии требуемого количества отработанных лет можно выйти на пенсию на 2 года раньше, но только в возрасте 55 / 60 лет.

Снизить количество лет могут нетрудовые периоды, если отсутствовали отчисления в ПФР, как следствие отсутствия трудовой деятельности до и после таких периодов.

Для получения сельской надбавки

С 2019 года жители села имеют право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости или по инвалидности:

  • при наличии не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве,
  • проживании на селе
  • и отсутствии оплачиваемой работы.

Не всем хватает необходимых лет, поэтому они стали обращаться в ПФР с требованием добавить недостающие года нестраховыми периодами.

В некоторых случаях в трудовой стаж с начала 2019 года перестали включать службу в армии и уход за детьми:

Однако условие индексации именно работа в сельской местности на протяжении 30 лет. Поэтому такой период как служба в армии не учитывается.

Как соотносятся служба в армии и трудовой стаж?

Регулярные изменения пенсионного законодательства приводят в замешательство многих людей, особенно, перед выходом на заслуженный отдых. Часто вопросы затрагивают тему учёта периода службы в вооружённых силах РФ, по призыву или после подписания контракта, при расчёте общего трудового стажа, и производящихся на его основе выплат, и компенсаций.

Основные термины

Общий трудовой стаж – это количество лет, отработанных человеком за всю его жизнь, без учёта производимых выплат в ПФР.

Известно, года трудовой деятельности, в течении которых от гражданина или от его работодателя не производились перечисления на его счёт в ПФ, не берутся в расчёт при определении размера пенсии. В связи с этим не все записи в трудовой книге принимаются при расчёте пенсионного обеспечения.

После внедрения пенсионной реформы в 2002 г. официально признана новая формулировка «общий страховой стаж», который учитывает только те года, когда гражданином или его наймодателем перечислялись страховые выплаты в ПФ.

Именно на основе общего страхового стажа исчисляется величина пенсионных выплат и оплата по больничным листам, начисляются льготы.

Трудовой стаж – является составной частью страхового стажа. Термин «общий трудовой стаж» официально остался действующим, но, по привычке, общий страховой стаж нередко именуют как «общий трудовой».

Согласно ст. 12 № 400-ФЗ служба в рядах вооружённых сил РФ входит в общий стаж и имеет значение при определении его видов, которые, начиная с 2002г. используются в расчётах, связанных с пенсией:

  1. Трудовой. С 2002 г. указанный вид стажа не связан с пенсией напрямую.
  2. Страховой. На него напрямую ориентируются при определении пенсии.
  3. Льготный. Обеспечивает ранний выход на пенсию.

Основанием для начисления специального (льготного) стажа является служба в рядах армии в особо тяжёлых условиях, например:

  • служба в «горячих точках», число дней увеличивается в 3-и раза;
  • солдаты-подводники, десантники-парашютисты;
  • суровые климатические условия, опасные, сопровождающиеся риском для жизни, поисковые и спасательные, противопожарные работы.

Приведённые правила распространяются на службу в армии, проходимую в любое время, в том числе и до 2002 г.

Учёт военной службы в общем трудовом стаже

Общий страховой стаж складывается из 2-ух различных периодов, которые отличаются друг от друга размером и порядком отчислений в Пенсионный фонд.

Это периоды:

  • страховые;
  • не страховые.

Служба в вооружённых силах РФ, органах Федеральной службы безопасности, Министерстве внутренних дел, таможенной полиции относятся к не страховым случаям.

Годы службы включаются в общий стаж при одном условии: отчисления в ПФР производились до и после службы. Если призывник не имел запись трудовой книге до армии и после прохождения службы не устроился на работу в течение нескольких месяцев, то служба в стаже не учитываются.

Исключение распространяется только на военнослужащих, которым полагается льготный стаж за армейскую службу. Их служба в вооружённых силах учитываются вне зависимости от официального трудоустройства после увольнения в запас.

Какие документы нужны для учета службы в стаже?

Пакет документов

Если до призыва гражданин не был зарегистрирован как застрахованное лицо, то его служба в армии учитывается только при предъявлении следующих документов:

  • военный билет;
  • справка из комиссариата;
  • трудовая книга или справками с последнего места трудовой деятельности.

Утерянный военный билет может быть заменён выпиской из военного архива.

Расчёт стажа для призывников и контрактников

Служба по контракту предполагает получение заработанной платы, с размера которой производятся отчисления в ПФР.

В данном случае трудовой стаж определяется из расчёта: один день на военной службе соответствует рабочему дню в гражданских условиях.

Аналогичная формула используется для исчисления стажа для солдата-призывника. Дни выходных и увольнительных не учитываются.

Правительством РФ определены списки территорий и организаций, продолжительность армейской службы в которых засчитывается в стаж с повышающим коэффициентом 1,5 и 2.

Перерывы в службе, отмеченные в соответствующих документах, не влияют на её общую продолжительность.

Оплата пособия по болезни после службы в армии

Начиная с 2007 г служба в рядах вооружённых сил учитывается при оплате больничных листов согласно правилу: один день армейской службы сопоставляется с одним рабочим днём в гражданских условиях.

Заключение

ПФР назвал периоды стажа, что не будет входить в трудовой стаж по новому закону. С начала 2019 года произошли кардинальные перемены для будущих пенсионеров. Они коснулись и учета в стаже нестраховых периодов, которые могут быть зачтены при начислении пенсии, но только при наличии определенных моментов. Особенно это касается отчислений в ПФР до и после момента прекращения трудовой деятельности.

Читайте также: